1 что такое ошибка сделанная на практике

yИнновационный менеджмент в управлении персоналом;

yЭкономика управления персоналом;

yУправление социальным развитием персонала;

yКадровый консалтинг;

yКадровый аудит и многие другие.

Практическое задание

1. Вам необходимо заполнить предлагаемую матрицу. Для этого необходимо поставить знак «+» перед цифрой, если вы согласны с приведенным утверждением, и знак «-» , если вы не согласны. Если не можете отнести этот тип деятельности к себе, просто зачеркните эту цифру. По каждой из граф нужно подсчитать арифметическую сумму. Наибольшие полученные суммы указывают на соответствующие вашим склонностям виды деятельности. Избирать профессию следует из этой области деятельности. После того как вы подсчитали баллы, сделайте письменный вывод о том, к какому типу профессии вы относитесь, назовите примеры профессий, какие качества у вас выражены недостаточно, что мешает достижению поставленной цели.

Матрица выбора типа профессиональной деятельности

Программа самооценки

Тип профессиональной деятельности

Человек

Человек —

Человек –

Человек

Человек —

природа

техника

знакомая

художественный

человек

система

образ

Легко знакомлюсь с людьми

1

Охотно и подолгу могу что – нибудь

1

мастерить

Охотно хожу в музей, театр и т.д.

1

Охотно и постоянно ухаживаю за

1

растениями, животными

Охотно и подолгу могу что – либо

1

вычислять, чертить

Охотно

общаюсь

со

своими

1

сверстниками, когда нужно помочь им

Охотно и часто помогаю старшим

1

ухаживать за растениями, животными

Обычно делаю мало ошибок в

1

письменных работах

Мои

поделки

обычно

вызывают

2

интерес у товарищей, старших по

возрасту

Старшие по возрасту считают, что у

2

меня есть художественные склонности

Охотно читаю о растениях, животных

1

Активно участвую в художественной

1

самодеятельности

Охотно читаю об устройстве машин,

1

приборов

Охотно и подолгу могу решать

2

трудные задачки, кроссворды

Легко

улаживаю

разногласия между

2

сверстниками и младшими

Старшие считают, что у меня есть

2

способности к работе с техникой

Мое

художественное

творчество

2

одобряют

Старшие

считают, что

у

меня есть

2

11

способности к работе с растениями,

животными

Считают, что обычно мне удается

2

подробно и ясно излагать мысли в

письменной форме

Почти никогда не ссорюсь

1

Мои поделки

одобряют

незнакомые

1

люди

Без

особого

труда

усваиваю

1

незнакомые или иностранные слова

Мне

часто

случается

помогать

2

незнакомым людям

Подолгу

могу

заниматься

1

художественным творчеством

Люблю

разбираться в

устройстве

1

машин и т.п.

Охотно наблюдаю за растениями,

1

животными

Мне обычно удается убедить младших

1

сверстников поступать так, а не иначе

Охотно читаю научно – популярную,

1

публицистическую литературу

Пробую свои силы в художественном

1

творчестве

ИТОГО:

2.Анализ конкретной ситуации.

«HR — менеджер и ошибки»

Каждая из сделанных HR – менеджером ошибок – это повод для приобретения недостающих знаний, умений и навыков.

Ошибки других ни к чему не обязывают HR – менеджера. На них можно учиться, а можно и не замечать. Свои личные ошибки «ближе к телу», но распоряжаются ими по – разному: оставляют себе и долго помнят о них, или сваливают на других, чтобы побыстрее забыть.

Учеба на ошибках – рискованная вещь. Во – первых, каждая ошибка относительна – для кого – то она ошибка, а для кого – то нет. Во – вторых, учась только на одной ошибке, можно сделать несколько других. И, наконец, не каждая ошибка поучительна.

Оглядываясь назад, человек убеждается в том, что некоторые ошибки необходимо было совершать, так как без них не было бы прогресса в мышлении, действиях и решениях.

Некоторые ошибки позволяют понять собственный консерватизм, и, анализируя их, HR – менеджер делает оценку того, в чем уверен. Ошибки

– это своеобразные провокаторы мышления.

12

Нет ошибочных решений. Есть HR – менеджеры, которые боятся и / или не умеют выбирать решения сообразно различным нюансам сложившейся ситуации.

Иногда признание ошибки перед собой и другими – это в какой – то мере капитуляция перед собственным видением ситуации – и своей индивидуальной ответственностью.

HR – менеджеры со стажем совершают ошибки из – за своего опыта. Начинающие же HR – менеджеры совершали бы гораздо больше ошибок, если бы не были новичками в своем деле.

Чтобы учиться на ошибках других, нужно совершить точно такие же ошибки. Чтобы учиться на собственных ошибках, нужно понять, что другие совершали точно такие же.

Одни HR – менеджеры известны благодаря количеству сделанных ошибок, другие – их качеству, а третьи – результатам.

Вопросы:

1.Что такое ошибка, сделанная на практике?

2.Существует выражение: «Опыт – это сумма ошибок». Вы согласны или нет с этим?

3.Ошибки приносят какую – то пользу или только вред?

4.Каково Ваше личное отношение к профессиональным ошибкам?

3.Практикующее упражнение: «HR – менеджер ХХI в.».

Цель: Научить студентов обнаруживать связь между изменениями внешней среды и теми требованиями, которые предъявляют эти изменения к работе HR

– менеджера в будущем.

Алгоритм выполнения упражнения:

13

1.В течение 10-15 минут студенты индивидуально составляют «портрет» HR – менеджера ХХI в., принимая во внимание предстоящие изменения в деловом окружении.

2.В малых группах в течение следующих 20-30 минут студенты вырабатывают групповое решение в отношении «портрета» HR – менеджера ХХI в.

3.Под руководством преподавателя в течение 15-20 минут проводится обсуждение и вырабатывается общее видение главных составляющих успеха HR – менеджера ХХI в.

4.Написать эссе на тему: «Один день из жизни HR – менеджера». Эссе – это краткая (1-2 стр.) письменная творческая работа на определенную тему. Основная цель написания эссе – раскрыть предложенную тему путем приведения различных аргументов, тезисов, примеров.

Тестовое задание

1.День HR – менеджера отмечается кадровыми службами в: А) третью среду октября; Б) третью среду ноября; В) третью среду сентября.

2.История HR – менеджера идет с:

А) 1835 года; Б) 1911 года; В) 1860 года.

3. Объекты профессиональной деятельности HR – менеджера – это: А) отделы и службы управления персоналом; Б) службы занятости и социальной защиты; В) кадровые агентства;

Г) организации, специализирующие на управленческом и кадровом консалтинге и аудите; Д) все вышеперечисленное верно;

14

Е) нет верного ответа.

4.Виды профессиональной деятельности HR – менеджера – это: А) организационно – управленческая; Б) экономическая; В) информационно – аналитическая;

Г) социально – психологическая; Д) проектная; Е) инвестиционная; Ж) финансовая;

З) все вышеперечисленное верно; И) нет верного ответа.

5.Как назывался документ, который регламентировал отношения между хозяевами фабрик и рабочими:

А) манифест Российской империи «Об отношении между хозяевами фабрик

ирабочими»; Б) постановление Российской империи «Об отношении между хозяевами

фабрик и рабочими»; В) закон Российской империи «Об отношении между хозяевами фабрик и рабочими»;

Г) доктрина Российской империи «Об отношении между хозяевами фабрик

ирабочими».

6.Из перечисленного: 1) прогнозирование и определение потребности в персонале; 2) разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; 3) изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью рационального их использования; 4) участие в разработке стратегии профессионального развития персонала; 5) мотивация

истимулирование труда персонала, в том числе оплата труда; 6) использование автоматизированных информационных технологий управления персоналом – к информационно – аналитической деятельности

HR – менеджера относится:

15

А) 2;4;5 Б) 1;3;6; В) 1;2;6; Г) 2;3;6.

7.Из перечисленного: 1) прогнозирование и определение потребности в персонале; 2) разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; 3) изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью рационального их использования; 4) участие в разработке стратегии профессионального развития персонала; 5) мотивация

истимулирование труда персонала, в том числе оплата труда; 6) использование автоматизированных информационных технологий управления персоналом – к организационно – управленческой и экономической деятельности HR – менеджера относится:

А) 2;4;5 Б) 1;3;6; В) 1;2;6; Г) 2;3;6.

8.Из перечисленного: 1) применение современных методов управления персоналом; 2) формирование трудового коллектива (групповые и межличностные взаимоотношения, морально-психологический климат); 3) управление этикой деловых отношений, конфликтами и стрессами; 4) участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом (в т.ч. в кризисных ситуациях); 5) участие в процессах планирования и оптимизации структуры персонала организации;6) предупреждение личной профессиональной деформации и профессионального выгорания – к проектной деятельности HR – менеджера относится:

А) 2;3;6;

Б) 1;3;5;

16

В) 1;4;5; Г) 1;2;3; Д) 4;5;6.

9. Из перечисленного: 1) применение современных методов управления персоналом; 2) формирование трудового коллектива (групповые и межличностные взаимоотношения, морально-психологический климат); 3) управление этикой деловых отношений, конфликтами и стрессами; 4) участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом (в т.ч. в кризисных ситуациях); 5) участие в процессах планирования и оптимизации структуры персонала организации; 6) предупреждение личной профессиональной деформации и профессионального выгорания – к социально — психологической деятельности HR – менеджера относится:

А) 2;3;6; Б) 1;3;5; В) 1;4;5; Г) 1;2;3; Д) 4;5;6.

17

Тема 2. Организация самостоятельной работы студентов в вузе

2.1. Определение понятия «самостоятельная работа студентов». Сравнительная характеристика внеучебной (внеаудиторной) и самостоятельной работы студентов в вузе

Самостоятельная работа, согласно определению в словаре С.И. Ожегова,- это работа, совершаемая собственными силами, без посторонней помощи, влияний.

1.Самостоятельная работа студентов (СРС) в учебном процессе представляет собой одну из форм обучения и познавательной деятельности студента.

2.Она является важнейшим резервом повышения качества обучения студентов, способом активизации их деятельности, развития навыков самообразования.

Различия самостоятельной работы как учебной деятельности и работы внеучебной (внеаудиторной) представлены в таблице 1:

Таблица 1.

Сравнительная характеристика самостоятельной и внеучебной работы

Внеучебная работа

Самостоятельная работа

1.

Расширяет, углубляет,

1. Возникает как самостоятельная учебная деятельность на

совершенствует знания

основе потребности узнать, освоить что-то новое,

неизвестное, нужное, важное для себя

2.

Предполагает

2. В основе самостоятельной работы лежит новый для

увлекаемость самих форм,

обучаемого материал, новые познавательные задачи.

процесса и материала работы

Увлекательным должно быть само овладение новым

материалом, а не только и не столько форма организации

18

3.

Индивидуальные

и

3. Преимущественно индивидуальная форма, работа по

коллективные формы

индивидуальным планам

2.2. Специфические особенности самостоятельной работы студентов в вузе

Специфика обучения в вузе обусловливает и некоторые особенности самостоятельной работы, которые проявляются:

1.В большом объеме и интенсивности самостоятельной познавательной деятельности. Практически две трети всего учебного времени приходится на самостоятельную работу;

2.В отсутствии постоянного управляющего воздействия на самостоятельную работу со стороны преподавателей в те дни, когда нет аудиторных занятий;

3.В сочетании различных по характеру видов самостоятельной работы: от репродуктивной до творческой;

4.В необходимости одновременного выполнения самостоятельной работы по различным, зачастую разноплановым, учебным предметам.

2.3. Условия эффективной организации самостоятельной работы студентов в вузе

Условия эффективной организации самостоятельной работы студентов в вузе:

1.Постепенность введения разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельных работ.

19

2.Обязательность подготовки студента к выполнению самостоятельной работы.

3.Разнообразие видов самостоятельных работ.

4.Ознакомление студентов с источниками получения необходимой для выполнения заданий информации.

5.Своевременное оказание помощи студентам в самостоятельной работе (при необходимости).

6.Обучение студентов приемам самоконтроля.

7.Обязательная проверка и оценивание преподавателем самостоятельных работ студентов.

2.4.Основные виды самостоятельной работы студентов в вузе

Косновным видам самостоятельной работы студентов в вузе относится:

1.работа на лекции;

2.подготовка к семинарским занятиям;

3.работа с учебниками, учебными пособиями, рекомендованной преподавателем дополнительной литературой;

4.составление докладов, выступлений к семинарским занятиям;

5.написание рефератов;

6.чтение и анализ периодики по управлению персоналом с дальнейшим конспектированием или рецензированием наиболее понравившихся статей;

7.самостоятельное изучение отдельной темы дисциплины;

8.выполнение курсовой работы;

9.участие в студенческих конференциях;

10.прохождение студентами учебной и производственной практик.

20

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Если, прочитав название, вы подумали, что мы будем разбирать грамматические ошибки или разбираться в сложностях спряжения французских неправильных глаголов — вы не угадали. В статье мы расскажем, какие типичные ошибки допускают студенты в процессе обучения, как они могут отразиться на учебе и что делать, чтобы их избежать.

Подписывайтесь на наш информационный ресурс, чтобы первыми получать свежие новости из мира образования. И не забывайте пользоваться акциями и скидками при заказе работ на сайте.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Типичные студенческие ошибки при обучении

Согласно трендам образования будущего, главная задача современных школ, колледжей и вузов — не просто передать знания, а научить учиться. Поэтому в образовательных учреждениях запускают элементы адаптивного обучения, используют различные педагогические методики, в том числе методологии Agile и Scrum.

Но одно дело научить, а другое дело получить знания и навыки. Итак, что это за ошибки обучения, которые так любят совершать учащиеся? И как они могут помешать эффективной учёбе здесь и сейчас, а также стать серьёзным препятствием для успехов в будущем?

Преподаватели тоже имеют право на ошибку. Как чаще всего ошибаются педагоги? Теряют самообладание и контроль, используют только лекционный формат, выделяют любимчиков, не вовлекают учащихся в процесс, ориентируются исключительно на учебник.

Ошибка №1: не задавать вопросы

В процессе изучения нового материала что-то может остаться непонятным. Часто учащиеся не решаются прояснить вопрос, боясь выглядеть глупо. А времени и возможностей на то, чтобы самостоятельно восполнить пробел, может не хватать.

Такая привычка грозит большими проблемами в обучении. Ведь информация не усваивается, а значит, чтение и изучение нового материала, который опирается не предыдущие знания, идёт с трудом.

Как исправить

Не бойтесь задавать вопросы учителю. Даже если вопрос и покажется наивным, преподаватель оценит интерес и желание разобраться. Поверьте, лучшего способа для исправления ситуации просто не существует.

Ошибка №2: не обращаться за помощью

Ещё одна типичная ошибка в обучении — не обращаться за помощью к преподавателю. Количество материала, который вы не поняли, увеличивается, времени до контрольной или экзаменов остаётся всё меньше, а самостоятельно наверстать упущенное не получается.

Как исправить

Хорошо, что вы верите в себя и стараетесь справляться с трудностями самостоятельно. Но грамотная помощь иногда нужна даже самым блестящим студентам. Преподаватели знают педагогические методы и техники, которые помогут улучшить учебный процесс и закрыть все хвосты.

Ошибка №2: не обращаться за помощью

Страх перед экзаменами чаще всего появляется, если студент не смог разобраться и понять материал

Ошибка №3: делать всё в последний момент

Самая типичная ошибка студентов — думать, что до зачётов и экзаменов целая вечность, и от души прокрастинировать. А в последние дни пытаться выучить сразу всё. Такое поведение опасно не только тем, что знания не останутся с вами надолго, но и тем, что вы привыкните всегда всё делать в последний момент. А это может стать серьёзным препятствием для развития карьеры. Ведь для успеха нужна регулярность, умение планировать своё время и погружаться с головой в задачи.

В 1997 году учёные университета Case Western Reserve провели исследование, которое показало, что уровень прокрастинации у студентов растёт по трём причинам: высокий уровень стресса, проблемы со здоровьем и низкие оценки по предметам. 

Как исправить

Попробуйте договориться с собой. Например, заведите правило работать над конспектами и делать самостоятельную работу всего час, но каждый день. Это позволит стать более собранным, не устраивать своей психике нервное перенапряжение в конце семестра и ежедневно углублять свои знания.

Ошибка №4: зубрить вместо того, чтобы понимать

Когда на подготовку к зачётам или экзаменам остаётся совсем мало времени, студенты часто совершают распространённую ошибку: они зубрят материал вместо того, чтобы попробовать его понять. Если такой способ и поможет получить проходной балл на зачёте, в голове от этих знаний уже через неделю ничего не останется.

Как исправить

Когда читаете учебник или готовитесь к зачётам, всегда старайтесь понять и проговорить суть, а не просто заучивать. Такая привычка вырабатывает способность выделять важное в любой информации и сохранять полученные знания на долгие годы.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Ошибка №5: не конспектировать лекции

О роли механической памяти говорят много и часто. Однако несмотря на это, находятся студенты, которые отказываются вести конспекты и предпочитают запоминать на слух. Не будем спорить, в обществе иногда встречаются гении. Всем же остальным приходится судорожно перечитывать кучу учебников перед экзаменами и просить конспекты у своих одногруппников.

Как исправить

Если просто записывать за преподавателем неинтересно, найдите свой метод конспектирования. Это позволит не только усилить возможности памяти за счёт механических движений, но и будет способствовать развитию воображения, пространственного мышления, креативности и других soft skills, которые так востребованы в IT-компаниях.

Ошибка №6: не использовать знания на практике

Знания только тогда становятся навыками, когда мы применяем их на практике. Можно прочитать сколько угодно книг по физике и программированию, но так и не создать ни одного приложения. С гуманитарными науками дело обстоит также.
Пока вы не подготовите творческий проект о развитии импрессионизма в художественной литературе, вы не поймёте, что стоит за этими словами.

Как исправить

Осознать, насколько важно писать рефераты, выполнять курсовые и дипломные работы, а также разбирать кейсы и делать совместные проекты. Это не только позволит применить знания на практике, но и научится успешно сотрудничать с другими.

Ошибка №7: учить всё подряд

Казалось бы, чем больше знаний, тем лучше. Но это не совсем так. Постоянные подписки на электронные курсы, изучение современных течений искусства, бесплатные семинары по маркетингу и основы китайского языка — всё это лишь отнимает драгоценное время, если не ведёт к конкретной цели.

Как исправить

Ответить на вопрос: «Зачем мне это надо?». Если в будущем вы планируете стать дипломатом, который решает проблемы международного уровня, то стоить сесть и выписать на лист бумаги навыки, которые нужно приобрести. И уже после этого выбирать курсы и дополнительные занятия, если хватает времени и сил. Это выработает привычку концентрироваться на том, что важно, и эффективно достигать целей.

Ошибка №8: забивать на сон

Чем чаще всего жертвуют студенты перед экзаменами и зачётами? Полноценным сном. Кажется, что выспаться можно и после, лучше побольше прочитать и выучить накануне. Увы, но это не самая удачная стратегия. Недостаток сна на самом деле не позволяет информации усвоиться, делает нас невнимательными и мешает быстро соображать. А восполнить его невозможно.

Ошибка №8: забивать на сон

Накануне экзамена лучше хорошенько выспаться, а не сидеть за учебниками всю ночь

Как исправить

Узнать, почему сон должен быть приоритетом каждого студента и стараться спать восемь часов в день. Особенно перед важными контрольными и экзаменами. Это поможет не только хорошо учиться и сдавать на отлично любой предмет, но всегда чувствовать себя бодрым, полным энергии, а также поддерживать высокий иммунитет и крепкое здоровье.

Для глубокого погружения в проблемы сна прочитайте книгу «Зачем мы спим» Мэттью Уолкера. В ней автор приводит многочисленные исследования и отвечает на острые вопросы о природе и пользе сна, а также о последствиях депривации.

Ошибка №9: мало двигаться

Важно не только много спать, но и двигаться. А студенты особенно в период сессии совершенно забывают делать перерывы и гулять. Такое поведение скорее приведёт к накоплению стресса и лишних килограммов, чем к получению действительно качественных знаний.

Как исправить

Физические нагрузки и длинные прогулки нужны нам не только для того, чтобы хорошо себя чувствовать. Они помогают питать мозг кислородом, а значит, способствуют обучению. Ставьте будильник, позволяйте себе 30-ти минутные перерывы, во время которых вы можете подвигаться. Это поможет выработать привычку балансировать режим работы и отдыха, которая принесёт пользу не только в учёбе, но и во взрослой жизни.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Ошибка №10: не заботиться о том, что пьёшь и ешь

Ещё одна типичная ошибка, которая влияет на обучение — это неразборчивость в еде. Студенты часто не успевают готовить во время сессии, отдавая предпочтение фаст-фудам и газировке. Казалось бы, как это может отразиться на способности учиться? Напрямую. Ученые университета Огайо провели исследование, в котором они изучали успеваемость школьников, употреблявших фаст-фуд больше 3 раз в неделю. Результаты оказались неутешительными — 20% из них имели более низкие отметки по точным и естественным наукам и хуже читали.

Как исправить

Стараться отдавать предпочтение здоровой и вкусной пище. Кстати, полчаса на приготовление еды станут отличным способом отдохнуть от интенсивной учёбы или подготовки к сессии. А если всё-таки хочется чего-нибудь не совсем полезного, позвольте себе съесть чизбургер. Главное, чтобы это не стало регулярной привычкой.

Теперь вы знаете, какие типичные ошибки могут мешать процессу обучения и, надеемся, сможете их избежать. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ, смело обращайтесь в наш студенческий сервис.

Под ошибкой в уголовном праве принято понимать заблуждение лица относительно характера и степени общественной опасности совершаемого деяния и его уголовной противоправности. Весьма распространено, особенно в учебной литературе, деление ошибок на юридические и фактические ошибки в уголовном праве. Рассмотрим, что означает фактическая ошибка в уголовном праве.

Различают следующие типичные виды фактической ошибки:

  • ошибка относительно объекта посягательства;
  • ошибка в личности потерпевшего или предмете преступления;
  • ошибка в признаках объективной стороны состава преступления.

Ошибка и ее уголовно-правовое значение

При совершении преступления лицо иногда заблуждается относительно фактических обстоятельств содеянного либо его правовой оценки.

Например, виновное лицо считает, что причиняет смерть Б., а в действительности лишает жизни А. Или оно убеждено, что его действия не могут привести к смерти потерпевшего, а они фактически приводят к такому результату.

Ошибочное представление не может не учитываться при квалификации действий виновного, когда ошибка касается факта, образующего элемент состава преступления. При квалификации преступления всегда исходят из субъективного представления лица о содеянном, соотнося это представление с объективными обстоятельствами происшедшего. Иначе говоря, и объективно совершаемое, и субъективно воспринимаемое одинаково важны при квалификации преступления.

Однако, когда субъективно воспринимаемое и объективно совершаемое не совпадают, предпочтение должно отдаваться субъективному.Вопрос об ошибке не находит разрешения в уголовном законодательстве Российской Федерации. Он так или иначе решается в уголовно-правовой литературе, а также при правоприменении.

Весьма распространено, особенно в учебной литературе, деление ошибок на юридические и фактические. Подобная классификация имеет давнюю историю. Так, еще Н. С. Таганцсв положил в основу деления предмет, относительно которого возникает заблуждение. Он различал ошибку, относящуюся к фактическим обстоятельствам, и ошибку, относящуюся к законоположениям. В современной науке встречаются и иные классификации.

Например, П. С. Дагель классифицировал ошибки по предмету (юридическая и фактическая), по причинам возникновения (извинительная и неизвинительная), по своей значимости (существенная и несущественная), по степени оправданности (виновная и невиновная).

fakticheskaya-oshibka-v-ugolovnom-prave

Классификация ошибок

Согласно установленному законодательству, принцип вины влечет за собой ответственность только за истинное представление лица о характере совершаемого им проступка и наступивших последствиях.

В статьях 25, 26 УК описаны пределы информационной нагрузки на интеллект преступника, он обязательно должен осознавать опасный характер подобного поведения, предвидеть наступление конкретных последствий, желать и сознательно допускать такие последствия, или относиться к ним безразлично.

Если человек не осознает всего вышеперечисленного, то его правовой статус может повлечь совершенно иное наказание. Человек будет признан психически нездоровым и неподсудным. Его отправляют на принудительное лечение.

Ошибка в уголовном праве это, как уже выше упоминалось, заблуждение, оно может быть юридическим или фактическим. Юридическая ошибка в уголовном праве — это заблуждение субъекта приступного деяния в преступности или непреступности данного деяния, в его квалификации и мерах принудительного воздействия. Фактическая ошибка в уголовном праве — это не отвечающее действительности представление лица о фактических обстоятельствах и последствиях своего деяния.

Уголовная ответственность лица, заблуждающегося относительно юридических свойств и последствий совершаемого им деяния, наступает в соответствии с оценкой этого деяния, не со стороны данного субъекта, а законодателем.

Иначе говоря, юридическая оплошность в уголовном праве обычно не влияет ни на форму вины, ни на саму квалификацию преступления. Фактическое заблуждение в уголовном праве, наоборот учитывает и форму вины, влияет на квалификацию преступления и на размер, вид наказания.

Фактическая и юридическая ошибка

С проблемой вины непосредственно связан вопрос об ошибке и ее влиянии на уголовную ответственность.

Под ошибкой в уголовном праве понимается заблуждение лица при совершении преступления относительно юридических признаков либо фактических обстоятельств этого преступного деяния.

УК не содержит специальных норм, определяющих понятие, виды и влияние и квалификация ошибок в уголовном праве на содержание вины и уголовную ответственность. Эти вопросы решаются наукой уголовного права и практикой. Наукой предложены различные классификации ошибок. Однако наиболее признанной является классификация ошибок на юридические и фактические.

Юридическая ошибка — это заблуждение лица относительно правовой характеристики совершенного деяния и его юридических последствий.

Такая ошибка может заключаться в заблуждении лица относительно противоправности деяния в целом либо по поводу его правовой квалификации или в части вида и размера наказания. По общему правилу юридическая ошибка не влияет на форму вины и уголовную ответственность.

Однако если заблуждение лица относительно противоправности совершенных им действий было извинительным, то такое заблуждение исключает уголовную ответственность лица в связи с отсутствием его вины. В отдельных случаях к лицу, совершившему под влиянием такой ошибки умышленное преступление, суд может применить правило о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено в законе.

Фактическая ошибка — это заблуждение лица относительно фактических обстоятельств совершенного деяния.

Различают ошибку в объекте, объективных свойствах действия (бездействия), в причинной связи, относительно обстоятельств, отягчающих и смягчающих наказание. В литературе также различают фактические ошибки в средствах и способе совершения преступления, в предмете посягательства и др. Фактические обстоятельства, характеризующие основной или квалифицированный состав, о которых не было известно лицу при совершении преступления, не могут быть вменены ему в умышленную вину.

Это положение относится и к деяниям, совершенным по неосторожности, если само по себе это незнание не заключает в себе неосторожности. В случае фактической ошибки уголовная ответственность лица должна определяться с учетом направленности его умысла.

Если лицо полагает, что оно похищает предметы или документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, а фактически завладевает не имеющими такой ценности предметами, содеянное им следует квалифицировать как покушение на хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК).

Ошибка относительно объекта посягательства

При ошибке в объекте субъект заблуждается относительно качественной характеристики объекта посягательства, а также в количестве объектов, которым фактически причиняется вред. Можно выделить несколько видов ошибок в объекте посягательства:

  • причинение вреда с точки зрения уголовно-правовой охраны менее важному объекту, чем тот, на который посягал субъект;
  • причинение вреда с точки зрения уголовно-правовой охраны более важному объекту, чем тот, на который посягал субъект;
  • причинение вреда другому, но однородному объекту;
  • причинение вреда одному объекту при посягательстве на несколько объектов;
  • причинение вреда нескольким объектам при посягательстве на один.

Рассмотрим данную классификацию ошибок в объекте сквозь призму преступлений против жизни.

Первый вид ошибки заключается в том, что субъект совершает преступление, которое наказывается менее строго, чем преступление, которое он намеревался совершить. Например, субъект намеревался причинить смерть работнику милиции в связи с его деятельностью по охране общественного порядка, жизнь которого находится по уголовно-правовой охраной (ст. 317 УК). Фактически же работник милиции не пострадал, а погиб гражданин, ложно принятый за работника милиции.

oshibka-v-ugolovnom-prave

Посягательство на жизнь работника милиции в связи с его деятельностью по охране общественного порядка — это преступление против порядка управления, предусмотренное ст. 317 УК. Причинение смерти гражданину — это преступление против жизни, предусмотренное ч. 1 ст. 105 УК. Санкция за первое преступление — лишение свободы на срок от 12 до 20 лет либо смертная казнь; санкция за «простое» убийство — лишение свободы на срок от 6 до 15 лет. Понятно, что в данном случае виновный хотел совершить более тяжкое преступление, чем это произошло фактически.

В литературе подобного рода ошибки чаще всего предлагают квалифицировать по направленности умысла виновного, т. е. как покушение на то преступление, которое он намеревался совершить.

Иногда в подобных случаях предлагается двойная квалификация, т. е. как посягательство на жизнь работника милиции и убийство, поскольку посягательство на жизнь работника милиции — это двуобъектное преступление. Это посягательство на нормальную деятельность работников милиции и одновременно на жизнь человека. И если первый объект не пострадал по независящим от виновного причинам, то на второй объект посягательство фактически окончено, человек убит.

В настоящее время данный подход неприемлем потому, что в этом случае наказание будет гораздо строже, чем за убийство работника милиции. В самом деле, при совокупности преступлений (которой, кстати, нет фактически) наказание должно назначаться за каждое преступление, входящее в совокупность, а затем еще и складываться полностью или частично в пределах 25 лет лишения свободы. В то время как максимальное наказание за посягательство на жизнь работника милиции предусмотрено до 20 лет лишения свободы (смертная казнь в настоящее время практически не применяется).

Что касается составов преступлений, предусмотренных ст. 277, 295, 317 УК, то возникает еще одна проблема. С одной стороны, состав преступлений, предусмотренных данными статьями, сконструирован таким образом, что покушение на жизнь лиц, охраняемых названными специальными статьями УК, квалифицируется без ссылки на ч. 3 ст. 30 УК. «Такие действия, независимо от наступления преступного результата, следует квалифицировать как оконченное преступление…». С другой стороны, в соответствии с п. 3 ст. 66 УК срок или размер наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК за оконченное преступление.

Если в рассматриваемом случае мы будем квалифицировать содеянное как оконченное преступление, то тем самым будет проигнорирован факт того, что фактически более тяжкое преступление субъектом не совершено. Если же квалифицировать содеянное как покушение на преступление, то это будет входить в противоречие с конструкцией состава преступления.

Представляется, что в данном случае все же более правильно квалифицировать содеянное как оконченное посягательство на жизнь работника милиции, т. е. но ст. 317 УК. Уголовный закон предусмотрел повышенную ответственность за сам факт посягательства на жизнь работника милиции независимо от последствий.

Следовательно, пострадал или нет работник милиции в результате преступного посягательства, для закона безразлично. Поскольку виновный совершил покушение на преступление, которое признается оконченным независимо от наступления преступных последствий, то и квалификация неудавшегося покушения должна быть соответствующей.

При втором виде ошибки субъект заблуждается относительно тяжести совершенного преступления. Рассмотрим приведенный выше пример, только несколько изменим условия: виновный посягал на жизнь А. из личных неприязненных отношений, а фактически причинил смерть работнику милиции Б., которого он ошибочно принял за А.

Привлечь виновного к ответственности по ст. 317 УК только на основании фактически наступившего результата, без учета его намерений, нельзя. Это будет объективное вменение, которое законом запрещено. Остается единственное решение: ошибка подобного рода не должна влиять на оценку действий виновного и содеянное следует квалифицировать как «простое» умышленное убийство, предусмотренное ч. 1 ст. 105 УК.

Большинство исследователей склонны считать, что ошибки третьего вида не должны влиять на уголовную ответственность субъекта, поскольку объекты посягательства юридически равнозначны.

Ошибка четвертого вида возникает, например, в случае, когда виновный посягал на жизнь нескольких лиц, уголовно-правовая охрана которых осуществляется неодинаково. Так, субъект последовательно стрелял из ружья, заряженного дробью, сначала в жену, а затем в работника милиции. В жену он стрелял из ревности во время скандала, а в работника милиции, который прибыл по вызову соседей, из-за того, что тот мешал ему выяснять отношения с женой.

Квалификация будет зависеть от того, кому субъект причинил смерть. Если в результате погибла женщина, а работник милиции не пострадал, то в этом случае действия виновного должны квалифицироваться по совокупности двух оконченных преступлений: убийство (ч. 1 ст. 105 УК) и посягательство на жизнь работника милиции (ст. 317 УК). Если погиб работник милиции, а женщина осталась жива, то квалифицировать действия виновного следует также по совокупности преступлений, но в отношении работника милиции — по ст. 317 УК, а в отношении женщины — по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 105 УК, т. е. как покушение на «простое» убийство.

Квалификация при ошибках пятого вида зависит от наступивших последствий и вины субъекта. Общие правила таковы. По отношению к основному объекту, на который посягал виновный, содеянное должно квалифицироваться как покушение или оконченный состав в зависимости от преступного результата. По отношению к иным объектам уголовно-правовая оценка может быть троякой: содеянное квалифицируется или как умышленное преступление, или как неосторожное, или не подлежит квалификации. Последнее имеет место в том случае, когда по отношению к наступившим последствиям отсутствует вина или когда причинение последствий по неосторожности не п р и з н ае гс я и р eery 11 л е н и е м.

Например, виновный совершил покушение на «простое» убийство П., выстрелив в него из ружья, заряженного дробью. В результате выстрела пострадали двое: П., которому был причинен тяжкий вред здоровью, и работник патрульно-постовой службы Е., неожиданно для виновного вышедший из-за угла дома, возле которого находился П. в момент выстрела.

В данном случае квалификация должна быть следующей. В отношении П. — как покушение на «простое» убийство (ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 105 УК), а в отношении работника патрульно- постовой службы — как причинение смерти по неосторожности (ч. 1 ст. 109 УК), так как специального состава, который предусматривал бы ответственность за неосторожное причинение смерти работнику патрульно-постовой службы, в законе нет.

Ошибка в личности потерпевшего или предмете преступления

Ошибка в личности имеет место в том случае, когда виновный, посягая на одно определенное лицо, заблуждается относительно личности потерпевшего.

От ошибки в объекте ошибка в личности отличается тем, что при ошибке в личности нет заблуждения субъекта относительно качественных признаков объекта посягательства: посягательство происходит в рамках одного объекта, одного общественного отношения.

При ошибке же в объекте имеется заблуждение относительно сферы общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Иначе говоря, при ошибке в личности жизнь потерпевшего и того, кто должен был стать жертвой, охраняются одинаково. Например, субъект хотел из-за неприязненных отношений лишить жизни одного соседа, а ошибся и убил другого. Посягательство по личным мотивам на жизнь и первого и второго соседа квалифицируется как «простое» убийство, т. е. преступления совершаются в рамках одного общественного отношения. Это ошибка в личности.

При ошибке в объекте жизнь того, кто пострадал, и того, кто должен был стать жертвой, подлежит различной уголовно-правовой охране, т. е. посягательство на их жизнь квалифицируется по разным статьям УК.

vliyanie-i-kvalifikaciya-oshibok-v-ugolovnom-prave

По нашему мнению, следует различать три вида ошибок в личности виновного:

  • простая ошибка в личности;
  • ошибка в личности при квалифицирующих обстоятельствах;
  • посягательство на негодный предмет (труп) или отсутствующий предмет (личность).

Простая ошибка заключается в том, что виновный, желая причинить смерть одному лицу, фактически причиняет смерть другому, ошибочно принятому за первого. По общему правилу простая ошибка в личности не влияет ни на форму вины, ни на квалификацию содеянного, ни на уголовную ответственность. Субъект правильно воспринимает объект посягательства. Он умышленно причиняет смерть человеку. Поэтому он должен отвечать за убийство человека, так как жизнь любого человека подлежит уголовно-правовой охране.

Имеется несколько разновидностей ошибок в личности при квалифицирующих обстоятел ьствах.

Например, субъект по найму убивает потерпевшего, при этом он ошибается в его личности. В этом случае виновный действует по определенному мотиву (корыстному). Мотив — квалифицирующий признак, присущий виновному, а не объективным обстоятельствам. Кроме того, субъект заблуждается относительно личности потерпевшего. Поскольку простая ошибка в личности не влияет на квалификацию содеянного, а преступление совершено по корыстному мотиву, виновный должен отвечать за убийство, совершенное по найму, несмотря на ошибку в личности, т. е. за преступление, предусмотренное п. «з» ч. 2 ст. 105 УК.

Очень похожая ошибка происходит в случае, когда виновный, желая причинить смерть лицу в связи с выполнением данным лицом общественного долга, по ошибке причиняет смерть другому. Например, субъект, желая причинить смерть К., так как последний свидетельствовал против виновного в суде, производит выстрел, в результате которого пострадал сосед К., по ошибке принятый субъектом за К.

Виновный действовал по мотиву мести за выполненный общественный долг, но ошибся в личности потерпевшего. Теоретически в данном случае возможны три варианта квалификации действий виновного: 1) как «простое» убийство, предусмотренное ч. 1 ст. 105 УК; 2) как покушение на убийство, предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 105 УК; 3) как убийство, предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

По нашему мнению, последний вариант квалификации представляется наиболее правильным, так как виновный совершил преступление по мотиву мести в связи с выполнением потерпевшим общественного долга. Тот факт, что он ошибся в личности потерпевшего, не должен влиять на оценку действий виновного, а поскольку он действовал по мотиву, являющемуся квалифицирующим признаком, то мотив должен обязательно найти отражение в квалификации содеянного.

Вышеназванные ошибки в личности при квалифицирующих обстоятельствах характеризуют субъект преступления, поэтому они не влияют на окончательную оценку его действий, так как внутренне присущи ему. Совершенно другое дело, когда ошибка в личности при квалифицирующих обстоятельствах касается объективных свойств личности потерпевшего.

В судебной практике встречаются ситуации, когда виновный, не зная о том, что потерпевший уже умер или погиб, действует с умыслом, направленным на причинение ему смерти. Это называется посягательством на негодный предмет (труп) или отсутствующий предмет (личность).

Например, В. убил в общежитии рабочего лесопункта Д. Гражданин О., находящийся в состоянии алкогольного опьянения, зашел в комнату, где лежал на полу уже мертвый Д., и, не подозревая, что Д. убит, острием топора нанес ему удар в область головы. Судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть Д. наступила от острой кровопотсри в результате множественных ножевых ранений сердца. Рубленая рана в области лба нанесена после смерти Д.

По мнению большинства исследователей, в подобного рода случаях содеянное должно квалифицироваться как покушение на убийство, точно так же как и в случаях, когда совершается посягательство на человека, который фактически отсутствовал в момент посягательства.

Например, в квартиру предпринимателя была брошена граната, разрыв которой не причинил никому смерти, так как квартира в момент взрыва была пуста.

Ошибка в признаках объективной стороны состава преступления

Данная ошибка может относиться к деянию, последствиям, развитию причинно-следственной связи, иным признакам объективной стороны состава преступления.

Ошибку в деянии (отклонение действия) необходимо отличать от ошибок в объекте и в личности потерпевшего. Выражается данная ошибка в том, что при ошибке отклонением действия виновный посягает на жизнь одного человека, а фактически причиняет смерть или иные последствия другому человеку, или им обоим, или только другому.

Например, умышленно стреляя в одного, виновный по неосторожности причиняет смерть другому. В этом случае будет двойная квалификация содеянного: как покушение на первого и как неосторожное причинение смерти второму.

Если в момент производства выстрела или иного действия, направленного на причинение смерти потерпевшему, виновный допускает, что кто-либо еше может погибнуть, то по отношению к первому потерпевшему обязательно должен применяться п. «е» ч. 2 ст. 105 УК, поскольку при таких обстоятельствах убийство фактически совершается общеопасным способом. В таком случае в зависимости от вины и фактически наступивших последствий возможны разные варианты квалификации содеянного.

yuridicheskie-i-fakticheskie-oshibki-v-ugolovnom-prave

Например, пытаясь убить первого потерпевшего общеопасным способом, виновный причиняет смерть или иной вред только второму потерпевшему, в отношении которого он действовал с косвенным умыслом. Квалифицировать такие деяния надо как покушение на убийство общеопасным способом и дополнительно по фактически наступившим последствиям.

Так, если наступила смерть второго потерпевшего, то по ч. 1 ст. 105 УК, а если тяжкий вред здоровью — по ч. 1 ст. 111 УК. Если в результате убийства общеопасным способом погибли оба потерпевших, то, по нашему мнению, содеянное должно квалифицироваться по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК — как убийство двух лиц. Вменения в этом случае п. «е» ч. 2 ст. 105 не требуется, так как содеянное квалифицируется по фактически наступившим последствиям.

Ошибка относительно причиненных последствий касается качественной либо количественной характеристики причиненного вреда. Она может быть вызвана неправильными представлениями о развитии причинно-следственной связи, имевшейся между его деянием и наступившими общественно опасными последствиями, а также другими факторами.

Если смерть потерпевшего наступает в результате действий, направленных на лишение его жизни, то содеянное квалифицируется как убийство независимо от заблуждения виновного лица относительно последствий и развития причинно-следственной связи. Например, если виновный стрелял потерпевшему в голову, а попал в грудь, то данная ошибка никак не повлияет на квалификацию содеянного.

Точно так же если виновный наносит потерпевшему несколько ножевых ранений, а затем, привязав к его ногам камень, бросает в водоем, то он должен отвечать за убийство, а не за неосторожное причинение смерти. В этом случае заблуждение лица относительно причины смерти потерпевшего (от утопления, а не от ножевых ранений, как ошибочно полагал виновный) не повлияет на квалификацию содеянного, поскольку он действовал с умыслом, направленным на «гарантированное» лишение потерпевшего жизни.

Таким образом, ошибка в последствиях или в развитии причинно-следственной связи лишь в том случае повлияет на квалификацию содеянного, когда она была вызвана намерениями лица, а не его заблуждением относительно причины смерти в процессе реализации умысла на лишение жизни.

Примеры из практики

Практика производства дел по уголовно-наказуемым деяниям свидетельствует о том, что их квалификация производится с учётом совокупности обстоятельств, включая признаки ошибок, например:

  1. Разновидность ошибочного суждения об объекте преступления. Гражданин А даёт взятку руководителю частной компании (гражданин Б), предполагая, что она окажется в руках представителя власти (сотрудника государственных структур) – преступление будет классифицироваться как взятка должностному лицу по 291 статье УК.
  2. Гражданин С. украл у гражданина Ц. огнестрельное оружие, считая преступлением кражу. Но ошибочно не оценил ответственность за посягательства на общественную безопасность. Этот факт можно отнести к юридической ошибке и ответственность на него будет возложена по статье 226 УК.
  3. Гражданин И., пугая гражданина Ю., приставил к нему огнестрельное оружие, будучи уверенным, что оно без патронов. После нажатия на спусковую скобу был произведён выстрел, нанесший тяжёлое ранение. Это может означать, что ошибка оценки обстоятельств исключает умысел на убийства, а является следствием халатного отношения. Гражданин И. был привлечён к ответственности за вину по неосторожности.
  4. Граждане К. и Л. возвращались из кафе, где распивали спиртные напитки. По пути повздорили. Гр. К. нанёс Л. множественные ранения шилом в область головы и шеи. Уверенный в том, что он совершил убийство, для его сокрытия бросил Л. в озеро. Проведённая экспертиза судебным врачом показа, что смерть Л. наступила от попадания воды в лёгкие. Гражданин К. осуждён за преднамеренное убийство. Налицо ошибка неправильного восприятия причин и последствий события.

Одной из задач судопроизводства по уголовным делам является гарантия законности принятых решений и соблюдение норм права.

Исключение проблемы выявления ошибки на любом этапе процессуальных действий позволяет принять своевременные меры к её устранению в виде изменения меры пресечения, прекращения производства уголовного дела, вынесение оправдательного приговора судом.

Источники: 

Содержание

  1. Исправляем ошибки в бухгалтерском учете и отчетности
  2. Факторы исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
  3. Оформление исправления ошибок бухгалтерского учета и отчетности
  4. Ошибки бухгалтерского учета и отчетности: исправительные проводки
  5. Ошибки начинающего бухгалтера. Советы от практика, которые помогут работать уверенно и без штрафов
  6. Почему начинающие бухгалтеры делают ошибки
  7. Какие ошибки чаще всего допускают бухгалтеры
  8. 1. Невнимательность и спешка
  9. 2. Неверный выбор корреспонденции счетов
  10. 3. Ошибки при составлении первичных документов
  11. 4. Попытка пойти на поводу у желаний директора или собственников компании
  12. Как исправлять ошибки в бухгалтерском учете
  13. 1. Исправление несущественных ошибок
  14. 2. Исправление существенных ошибок
  15. Что же такое существенная ошибка?
  16. Какая ответственность грозит бухгалтеру за ошибки
  17. Шпаргалка

Исправляем ошибки в бухгалтерском учете и отчетности

Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности производится в зависимости от их характера и момента выявления. Рассмотрим порядок исправления ошибок бухгалтерского учета.

Согласно законодательству ошибками в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — отчетность) организации (п. 2 ПБУ 22/2010, утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н (далее — ПБУ 22/2010)) признается неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности, обусловленное, в частности:

  • неправильным применением законодательства РФ о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • неправильным применением организацией своей учетной политики;
  • неточностями в вычислениях;
  • неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;
  • неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания отчетности;
  • недобросовестными действиями должностных лиц организации.

Не являются ошибками в бухгалтерском учете и отчетности неточности или пропуски, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна на момент отражения (неотражения) фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 22/2010). Правила ПБУ 22/2010 в данном случае не применяются, а выявленные в текущем периоде доходы (расходы) прошлых лет, которые не нашли своего отражения в учете по объективным причинам (не вследствие ошибки), вносят записями периода их обнаружения, при этом не нужно корректировать бухгалтерские записи прошлых периодов.

Факторы исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности

На порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности влияют два фактора:

  • характер ошибки (существенная или несущественная);
  • момент выявления ошибки (до или после окончания отчетного периода).

Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе отчетности этого периода (п. 3 ПБУ 22/2010).

Напомним, отчетным периодом для годовой отчетности является календарный год (ч. 3 ст. 13, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)), то есть период с 1 января по 31 декабря. Исключение составляют случаи создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 15 Закона № 402-ФЗ).

Первым отчетным годом для вновь созданной коммерческой некредитной организации является период с даты государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно (ч. 2 ст. 15 Закона № 402-ФЗ). Если же государственная регистрация произведена после 30 сентября, то первым отчетным годом, как правило, является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом регистрации, включительно (ч. 3 ст. 15 Закона № 402-ФЗ).

Организация самостоятельно определяет уровень существенности ошибки исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010).

При этом следует принимать во внимание влияние ошибки на все показатели, представленные в отчетности за период, в котором она была выявлена (в том числе показатели отчетного года и сравнительные показатели всех представленных в отчетности предыдущих периодов) ( п. 3 ПБУ 22/2010; письмо Минфина России от 24.01.2011 № 07-02-18/01).

Критерий оценки ошибки для признания ее существенной организации необходимо закрепить в учетной политике. Можно установить как общий критерий существенности, так и индивидуальные критерии для отдельных (наиболее значимых для организации) статей баланса.

Одним из вариантов определения существенности ошибки может быть установление определенного процентного отношения величины искаженной статьи бухгалтерского баланса к группе статей (итогу по разделу) баланса или сумме (итогу) всех составляющих счетов баланса (валюте баланса).

В таблице ниже приведен порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от рассмотренных выше факторов.

Порядок исправления ошибки в бухгалтерском учете и отчетности

Оформление исправления ошибок бухгалтерского учета и отчетности

Исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета должны содержать (ч. 8 ст. 10 Закона № 402-ФЗ):

  • дату исправления;
  • подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра и санкционирующих внесение исправлений (с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации).

Оформление исправления ошибки производится бухгалтерской справкой (ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ), в которой должны быть отражены все необходимые записи (исправительные, дополнительные проводки, события, явившиеся причиной ошибки, и др.). Справку составляют на основании документов, подтверждающих вновь выявленные обстоятельства или наличие ошибки, в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

В зависимости от ситуации исправления могут быть внесены:

  • путем сторнирования (например, в случаях необоснованных записей в учете, завышения сумм по операциям и т.п.);
  • путем внесения дополнительных проводок в случае доначисления не учтенных ранее сумм.

Информация о существенных ошибках бухгалтерского учета предшествующих отчетных периодов, исправленных в текущем, в обязательном порядке должна быть раскрыта в пояснениях к годовой отчетности (п. 15 ПБУ 22/2010). В пояснениях приводят сведения:

  • о характере ошибки;
  • о сумме корректировки по каждой статье отчетности (по каждому предшествующему отчетному периоду в той степени, в которой это практически осуществимо);
  • о сумме корректировки по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию (если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию);
  • о сумме корректировки вступительного сальдо самого раннего из представленных отчетных периодов.

Если определить влияние существенной ошибки бухгалтерского учета на один или более предшествующих отчетных периодов, представленных в отчетности, невозможно, то в пояснениях необходимо раскрыть причины этого, а также привести описание способа отражения исправления существенной ошибки и указать период, начиная с которого внесены исправления (п. 16 ПБУ 22/2010).

Ошибки бухгалтерского учета и отчетности: исправительные проводки

В бухгалтерском учете прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году, отражают в составе прочих доходов по кредиту счета 91 субсчет «Прочие доходы» на дату ее выявления (пп. 8, 16 ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, отражают в составе прочих расходов по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» на дату их выявления (п. 12 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Согласно Положению № 34н (п. 80 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) такие доходы и расходы относятся на финансовый результат организации отчетного года, в котором они были выявлены.

В форме отчета о финансовых результатах прочие доходы отражают по строке 2340 «Прочие доходы». Убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, отражают по строке 2350 «Прочие расходы».

Если записями текущего года исправлена существенная ошибка предыдущего периода, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности, то сумму выявленного дохода (убытка) в отчете о финансовых результатах не указывают, а изменяют величину нераспределенной прибыли (строка 1370 бухгалтерского баланса) (п. 9 ПБУ 22/2010).

Ольга Волкова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Источник

Ошибки начинающего бухгалтера. Советы от практика, которые помогут работать уверенно и без штрафов

эксперт Контур.Школы по бухгалтерскому и налоговому учету

Почему возникают ошибки, как их избежать и исправить на начальном и последующих этапах вашего пути

Если верить известной поговорке, сапер имеет право только на одну ошибку. Бухгалтер в своей работе тоже часто идет по своеобразному минному полю. Но, в отличие от действий сапера, ошибки в учете не столь фатальны и в некоторых случаях исправимы. Но, конечно, это не означает, что к ним можно относиться легкомысленно.

Почему начинающие бухгалтеры делают ошибки

  1. Нет времени. Здесь я рекомендовала бы чаще вспоминать поговорку «Не откладывай на завтра все, что можно нужно сделать сегодня». Делая все в последний момент, в ограниченный промежуток времени, вы невольно становитесь заложником обстоятельств, подталкивающих вас к ошибке.
  2. Невнимательность. Базируется на спешке. Нет возможности подумать, проверить, правильно рассчитать. Лишь бы успеть, авось пронесет.
  3. Нет необходимых знаний и опыта. Этот фактор наиболее значимый, на мой взгляд. Если опыт — это дело наживное, то знание требований законодательства к вашему участку работы — это необходимый инструмент, который нужен практически сразу, как только вы приступили к работе. Поэтому не спешите получить все и сразу, поднимая свою планку до уровня главного бухгалтера. Поработайте рядовым, проверьте себя на разных участках и нарабатывайте опыт. Учитесь. Старайтесь учиться на чужих ошибках.

В конце статьи есть шпаргалка

Какие ошибки чаще всего допускают бухгалтеры

Я поделюсь с вами некоторыми ошибками, с которыми мне пришлось столкнуться за годы работы главным бухгалтером, аудитором, при проведении проверок и осуществлении контроля в целом за состоянием бухгалтерского учета. И посоветую, как их избежать или исправить.

1. Невнимательность и спешка

К сожалению, по этой причине допускают ошибки не только начинающие бухгалтеры.

Пример из практики. Участок банковских операций. Организация крупная, бухгалтерия большая, отдельный человек по работе с банками. Набирает платежи, получает выписку, а выписку разносит другой бухгалтер. Как я заметила ошибку? Заказав сверку с налоговой, обнаружила большие переплаты по налогам от ФОТ, переплаты по старым КБК. Конечно, у меня возник вопрос, в чем дело. Налоги считаются ежемесячно, суммы на оплату налогов бухгалтер получает по реестру (к слову, у компании более 20 обособленных подразделений).

Заказала выписку в той же налоговой и стала сверять платежи. К моему удивлению, несмотря на то что суммы налогов из месяца в месяц по факту были разными, в выписке стояли одни и те же суммы ежемесячно. Как вы думаете, что происходило из месяца в месяц?

Бухгалтер на участке банковских операций (стаж более 7 лет), делая платежи в последний день по сроку оплаты, понимая, что она не успевает, из месяца в месяц копировала платежки, но на проверку суммы платежа у нее не хватало времени. Кроме этого, сменились КБК по некоторым налогам, а платежи уходили на старый КБК.

Не трудно догадаться, что с таким отношением и невнимательностью можно легко получить штрафы и пени от налоговой. Эту организацию до поры до времени спасало то, что налоги стояли в переплате. Это тоже нехорошо, поскольку некоторые платежи не удалось вернуть, так как истек срок исковой давности.

  • Совет начинающему бухгалтеру: возьмите за правило обязательно проверять содержание платежного поручения. Копируя его в системе «банк-клиент», не забывайте проверять реквизиты получателя, особенно КБК. Если речь идет о налогах, не забывайте указывать новый период, за который производится платеж, и обязательно проверяйте сумму платежа. Это поможет вам не совершать ошибки в момент проведения платежей.

2. Неверный выбор корреспонденции счетов

Вопрос из практики. Как правильно определить проводку, если в плане счетов пишут «счет 05 корреспондируется со счетами: по дебету 04,79» Это будет проводка Д 05 К 04 или это будет проводка Д 04 К 05?

Ответ. Давайте заглянем в план счетов. В нем есть подсказка, причем такая подсказка написана к каждому счету — надо только внимательно прочитать содержание: «Начисленная сумма амортизации нематериальных активов отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу)».

А далее в этом же плане счетов мы видим:

Счет 05 «Амортизация нематериальных активов» корреспондирует со счетами:

по дебету по кредиту
04 Нематериальные активы 08 Вложения во внеоборотные активы
79 Внутрихозяйственные расчеты 20 Основное производство
23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы
26 Общехозяйственные расходы
29 Обслуживающие производства и хозяйства
44 Расходы на продажу
79 Внутрихозяйственные расчеты
97 Расходы будущих периодов

Счета учета затрат (20, 23, 25, 26, 44), как вы видите, находятся в столбце «по кредиту», а сама проводка по начислению амортизации по правилам бухгалтерского учета отражается как: Д 20 (23, 26, 44) К 05. И выше в плане счетов мы увидели подсказку.

Соответственно, когда вы видите в плане счетов, что счет 05 «Амортизация нематериальных активов» корреспондируется со счетами по дебету 04, 79, проводки следующие: Д 05 К 04 и Д 05 К 79.

  • Совет начинающему бухгалтеру: ищите подсказки в нормативных документах. Они там есть всегда.

3. Ошибки при составлении первичных документов

Все данные бухучета основаны на первичных документах. Поэтому нарушения при заполнении «первички» приводят к искажению учетных данных. На этапе обработки и занесения информации в информационную базу также возникают ошибки:

  1. Опечатки при переносе данных.
  2. Ошибки при расчетах. Данные из первички не всегда напрямую переносятся на бухгалтерские счета. Нередко перед этим необходимо провести достаточно сложные расчеты. В первую очередь ошибки здесь возникают при калькулировании себестоимости и начислении заработной платы. В обоих этих случаях специалист должен учесть множество нюансов, чтобы верно определить сумму проводки.
  3. Неверные проводки. Даже если документ составлен верно, а сумма определена без ошибок, она в итоге может попасть не туда. Например, нередко возникают ошибки с распределением затрат на производство между счетами 20, 25 и 26.

Пример ошибки:

Неправильно заполнен путевой лист — это может привести к доначислению налога на прибыль, пени, штрафу. Все ошибки, которые допускают в путевых листах, можно разделить на две группы. Первые сводятся к неправильному проставлению реквизитов документа или использованию устаревшей формы. Вторые — к внесению недостоверной или некорректной информации:

  • неправильно или неподробно указан маршрут движения транспортного средства;
  • неверно указаны расходы горючего;
  • некорректно указан номер водительского удостоверения сотрудника.

Подобные недочеты могут существенно исказить сведения о расходе горюче-смазочных материалов и повлечь как проблемы с надзорными органами, так и вопросы со стороны руководства предприятия. Хотя путевой лист заполняет преимущественно водитель, проверка и учет «путевок» — обязанность бухгалтера, поэтому вопросы в случае ошибок могут возникнуть и к нему.

  • Совет начинающему бухгалтеру: в сегда проверяйте составленные первичные документы и информацию, которую в них вносите. Если используются формы первичных документов, утвержденные самой организацией, проверьте, все ли обязательные реквизиты отражены в этой форме. По сути, это надо сделать всего один раз, в тот момент, когда вы впервые столкнулись с формой документа или первый раз проводите данный документ в бухгалтерском учете.

На вебинаре «Разбор ошибок начинающего бухгалтера. Практикум» я рассказываю о 10 наиболее часто встречающихся ошибках. Я хотела бы предупредить начинающего бухгалтера и еще об одной ошибке, которая может привести к плачевному исходу для бухгалтера и самой компании.

4. Попытка пойти на поводу у желаний директора или собственников компании

Я говорю о проведении несуществующих документов, отражении в учете операций, которые по факту отсутствуют или их вообще никогда и не было. Руководитель компании или собственники считают, что им лучше знать, в каких размерах платить налоги. И в тот момент, когда у бухгалтера появляется расчетная цифра, основанная на имеющихся документах о фактах финансово-хозяйственной жизни, у руководителя (собственника) возникает желание эту цифру уменьшить всеми способами. И вот тут главное устоять. Не каждому опытному бухгалтеру удается отстоять свою позицию, а начинающему и того труднее.

Пример из практики:

Проверяю строительную организацию. Запросила первичные документы по одному из объектов. Принесли. В одном из документов замечаю признаки его фальсификации. Начинаю задавать наводящие вопросы, и выясняется, что документ бухгалтер составила по требованию директора, потому что выходил большой налог на прибыль. Как вы думаете, что произошло бы с бухгалтером и с директором, если бы это вылезло при проверке фискальными органами? Пришлось бухгалтеру вносить изменения в уже сданную отчетность, доплачивать налоги и пени, чтобы не получить штрафные санкции.

Таких примеров у меня на практике было очень много. Не каждый начинающий бухгалтер понимает, как близко он подходит к краю пропасти, когда соглашается на подобные авантюры. Хотите вы или не хотите, но сейчас в фискальных органах очень много механизмов контроля за предприятиями и документами, и всегда вероятность того, что факты подделки, фальсификации, недостоверности в документах вылезут наружу, равняется ста процентам.

  • Совет начинающему бухгалтеру: не идите на поводу желаний директора или собственников. Смело отстаивайте свои позиции, ищите законные способы минимизации налогов. Если не удается, просите приказ на проведение таких документов и ни в коем случае не соглашайтесь «делать» такие документы самостоятельно.

Как исправлять ошибки в бухгалтерском учете

1. Исправление несущественных ошибок

Самый простой случай, когда ошибка обнаружена до закрытия расчетного периода. Обычно это месяц. В этом случае на практике часто просто ликвидируют неверный документ и заменяют правильным.

Но не забывайте проверить, чтобы все внесенные в бумажные документы изменения своевременно попали в информационную базу. Особенно это актуально для крупных компаний со сложной системой обмена данными.

Обратите внимание: если бухгалтер допустил ошибку в документе, связанном с «внешними» расчетами (например, в отгрузочной накладной), то ситуация усложняется тем, что необходимо, чтобы изменения были произведены и в учете контрагента. В противном случае при проверке у налоговиков неизбежно возникнут вопросы. Здесь уже не получается ограничиться простой заменой документов. Чтобы исправить ошибку, бухгалтерам приходится производить дополнительные операции, например обратную реализацию части отгруженного товара.

Если же период был закрыт и отчетность сдана, то проблем у организации будет намного больше. Обычно учетные ошибки приводят и к искажению налогов. Если налог был занижен, то после сдачи исправленной декларации предприятию придется доплатить разницу, а также пени.

Примеры исправления несущественных ошибок я также разбираю в вебинаре. И как правило, исправление несущественных ошибок хотя и вызывает вопросы, но не приводит к глобальным последствиям для предприятия.

2. Исправление существенных ошибок

Я хочу подробнее остановиться на разборе исправления существенных ошибок, потому что в вебинаре « Разбор ошибок начинающего бухгалтера. Практикум » я рассказываю о самых простых ошибках и о способах их исправления.

Что же такое существенная ошибка?

Обратимся к ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»:

«Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период. Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности».

Как правило, в учетной политике прописывают признак существенности показателей бухгалтерского учета от 5% и выше. Это значит, что если в результате допущения ошибки показатель бухгалтерского учета исказился более чем на 5%, ошибка признается существенной. Существенные ошибки можно исправить несколькими способами, и эти способы зависят от того, в какой момент обнаружена ошибка.

В конце статьи есть шпаргалка

Если существенная ошибка выявлена до сдачи отчетности, до передачи ее заинтересованным пользователям, то ее исправляют декабрем отчетного года либо в период обнаружения (если она обнаружена и совершена в одном отчетном периоде). Если существенная ошибка выявлена до сдачи отчетности, но отчетность уже предоставлена заинтересованным пользователям (например, акционерам), исправляют ее, опять же, декабрем, переподписывают отчетность у руководителя и повторно предоставляют отчетность заинтересованным пользователям.

Если существенная ошибка выявлена уже после сдачи отчетности в налоговые органы, то исправлять ее нужно с учетом требований ПБУ 22/2010:

  • за­пи­ся­ми на дату вы­яв­ле­ния ошиб­ки, используя счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»; или
  • за­пи­ся­ми на 1 ян­ва­ря те­ку­ще­го года.

Когда вы бу­де­те со­став­лять от­чет­ность за те­ку­щий год, вам нужно будет в ней пе­ре­счи­тать данные про­шлых лет так, как будто ошиб­ки не было. В пояснениях к от­чет­но­сти указать, по­че­му дан­ные за про­шлые годы в те­ку­щей от­чет­но­сти не сов­па­да­ют с дан­ными в ранее со­став­лен­ной, утвер­жден­ной и пе­ре­дан­ной поль­зо­ва­те­лям от­чет­но­сти.

Какие про­вод­ки при этом нужно сде­лать?

Если ошиб­ка за­тро­ну­ла фи­нан­со­вый ре­зуль­тат, то нужно сде­лать за­пись, об­рат­ную непра­виль­ной про­вод­ке, но в кор­ре­спон­ден­ции со сче­том 84 «Нерас­пре­де­лен­ная при­быль (непокрытый убыток)». Затем при необ­хо­ди­мо­сти сде­лай­те пра­виль­ную про­вод­ку также в кор­ре­спон­ден­ции со сче­том 84.

Если ошиб­ка не повлияла на фи­нан­со­вый ре­зуль­тат, стор­ни­руй­те непра­виль­ную про­вод­ку и сделайте правильную.

  • Совет начинающему бухгалтеру: п ри обнаружении ошибки составьте бухгалтерскую справку, сделайте расчеты, определите, существенная или несущественная ошибка. Действуйте согласно требованиям ПБУ 22/2010. Любое исправление — это хозяйственная операция, а она должна быть документально подтверждена. Форма бухгалтерской справки для коммерческой организации не установлена законодательством. Она должна быть утверждена в учетной политике организации.

Какая ответственность грозит бухгалтеру за ошибки

Административная ответственность грозит бухгалтеру за грубые ошибки в учете, перечисленные в примечаниях к ст. 15.11 КоАП РФ:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухучета в регистрах бухучета;
  • ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
  • отсутствие у организации первичных учетных документов, регистров бухучета, бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения.

За первое нарушение — штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. За повторное нарушение — штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет. Вместо штрафа бухгалтера могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП).

Аналогичный штраф предусмотрен на неуплату страховых взносов. Если ошибка привела к крупной недоимке по налогам, инспекторы могут взыскать ее с бухгалтера и привлечь к уголовной ответственности. Этот риск возникнет, когда компания сама не способна погасить долг перед бюджетом (Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2017 № 39-П).

Бухгалтер избежит административной ответственности, если он исказил показатели бухгалтерской отчетности по вине других лиц (Федеральный закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ), а именно:

  • отражал в учете первичные документы, которые искажали факты хозяйственной жизни, если такие документы составили другие лица;
  • не отразил в учете факт хозяйственной жизни из-за того, что другие сотрудники не передали своевременно в бухгалтерию необходимые первичные документы.
  • Совет начинающему бухгалтеру : ч тобы обезопасить себя, регистрируйте дату поступления опоздавших документов. Возьмите с сотрудника объяснительную о причине, по которой он вовремя не сдал документ в бухгалтерию.

Надеюсь, статья поможет вам избежать ошибок. Ставьте свои оценки под статьей — нам важно ваше мнение.

Работайте с удовольствием и все у вас получится!

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Корреспонденция счетов. Бухгалтерские проводки. Что нужно знать начинающему бухгалтеру 470.8 КБ

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 1 раз ошибка 2 совпадение 3 закономерность
  • 1 ошибка и ты ошибся откуда пошло
  • 1 орфографическая и 1 пунктуационная ошибка оценка
  • 1 код ошибки тлаунчер
  • 1 группа ошибка неразличение паронимов