При построении сложноподчинённых предложений встречаются недочёты и ошибки. Укажем некоторые из них.
1. Придаточное определительное со словом который может быть слишком удалено от определяемого им слова, например: Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись. Это предложение можно исправить следующим образом: Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.
2. Неправильно совмещается иногда придаточное предложение и причастный оборот: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка. Это предложение можно исправить так: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка; или: Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
3. Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточными излишне загромождается одинаковыми союзными словами, например: Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы. Это предложение можно исправить разными способами: 1) Деревня, где мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы. 2) Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы.
4. В сложноподчинённых предложениях с однородными придаточными неудачно употребляются сочинительные или подчинительные союзы и союзные слова, например: Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. Это предложение можно исправить следующим образом: Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.
476. Прочитайте. Найдите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Спишите, исправляя данные предложения.
I. 1) Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ. 2) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. 3) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни. 4) В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена. 5) На другой день Петя пошёл к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет, который тоже поступил в полк. 6) Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус. 7) Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили теплоходы. Посёлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов. 9) Разведчики тихо подползли к реке, спуск к которой был покрыт густой и высокой травой, и решили перебраться на другой берег, который зарос камышом.
II. 1) Главное, на что обращает внимание автор, — это на тщательный отбор языковых средств. 2) Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои, обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой. 3) Авторские ремарки указывают на разные детали, например на стук топора, который доносится из-за кулис. 4) Когда его спросили, почему он убил девушку, Ларра ответил, что зачем я буду объяснять вам свои поступки. 5) Тренер сказал нам, чтобы мы передали пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером.
Задание 1:исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.
1. Было всего двадцать юношей, окончивших курсы и которые отправились на фронт. 2. Ученики, принимающие участие в олимпиаде и которые пройдут два тура, получат грамоты. 3. Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои и которая в свои 30 лет больна чахоткой. 4. Я познакомился с человеком, прочитавшим много книг и который собирал марки и значки. 5. Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты не будет. 6. Он любил игру в шахматы и играть в волейбол. 7. Автор показывает героя своего времени и как общество влияет на него. 8. Скоро будет заселён дом, выросший на глазах и который приняла комиссия. 9. Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.10. Родион Раскольников придумал и восхищается своей теорией. 11. Я уважаю и восхищаюсь своими родителями. 12. Она была молода, умна, энергичная.
1. которые окончили и отправлялись 2. принимавшие и прошедшие 3. болеющей 4. собиравшим 5. о снижении и о задержке 6. игру в шахматы и волейбол | 7. и влияние общества… 8. принятый комиссией 9. которая сидела у окна и хорошо пела 10. придумал свою теорию и восхищался ею 11. уважаю родителей и горжусь ими. |
Задание 2:найдите предложения с грамматическими ошибкамииисправьте их.
1. Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но и голоса птиц. 2. Пушкин описывает пугачевское восстание и критически высказывается о нем. 3. Тире ставится не только перед обобщающим словом, но и между подлежащим и сказуемым. 4. Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина. 5.На выставке детского творчества можно увидеть работы как совсем юных художников, так и тех, кому исполнилось 13—15 лет. 6. Художники любуются природой и одухотворяют ее. 7. Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием. 8. Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.
Источник
ГДЗ Русский язык 11 класс Греков В. Ф. §87 Вопрос 476 Прочитайте. Найдите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений.
Привет! Проверочная на носу, а упражнения как выполнить не знаю((( Поможете!?
Прочитайте. Найдите ошибки и недочёты в построении
сложноподчинённых предложений. Спишите, исправляя данные
предложения.
I. 1) Книга рассказывает нам интересную историю жиз-
ни людей, которую подарил мне товарищ. 2) С горы были
видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цве-
тами. 3) Туманные полосы начали понемногу алеть и рас-
ходиться, в которых тонули луга и пашни. 4) В штабе ди-
визии получили известие, что река вскрылась, что перепра-
ва ещё не налажена. 5) На другой день Петя пошёл к
своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать
лет, который тоже поступил в полк. 6) Альпинисты подо-
шли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда
должно было начаться восхождение на Эльбрус. 7) Тури-
сты свернули в лес, который тянулся до реки, по которой
ходили теплоходы. Посёлок, возле которого отряд рас-
положился на отдых, находился на опушке леса, который
славился обилием грибов. 9) Разведчики тихо подползли к
реке, спуск к которой был покрыт густой и высокой тра-
вой, и решили перебраться на другой берег, который зарос
камышом.
II. 1) Главное, на что обращает внимание автор, — это
на тщательный отбор языковых средств. 2) Зритель сочув-
ствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь по-
бои, обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой.
3) Авторские ремарки указывают на разные детали, на-
пример на стук топора, который доносится из-за кулис.
4) Когда его спросили, почему он убил девушку, Ларра от-
ветил, что зачем я буду объяснять вам свои поступки.
5) Тренер сказал нам, чтобы мы передали пловцам, чтобы
они пришли в бассейн в субботу вечером.
Источник
§ 87. НЕКОТОРЫЕ НЕДОЧЁТЫ И ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Придаточное определительное со словом который может быть слишком удалено от определяемого им слова, например: Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
Неправильно совмещается иногда придаточное предложение и причастный оборот: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла па берегу моря и занимавшей почти полпарка. Это предложение можно исправить так: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка; или: Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточными излишне загромождается одинаковыми союзными словами, например: Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы. Это предложение можно исправить разными способами: 1) Деревня, где мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы. 2) Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы.
4. В сложноподчинённых предложениях с однородны-ми придаточными неудачно употребляются сочинительные или подчинительные союзы и союзные слова, например: Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. Это предложение можно исправить следующим образом: Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.
476. Прочитайте. Найдите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Спишите, исправляя данные предложения.
1) Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ.
1) Главное, на что обращает внимание автор, — это на тщательный отбор языковых средств. 2) Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои, обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой.
Авторские ремарки указывают на разные детали, например на стук топора, который доносится из-за кулис.
Когда его спросили, почему он убил девушку, JIappa ответил, что зачем я буду объяснять вам свои поступки.
Тренер сказал нам, чтобы мы передали пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером.
Источник
Ошибки в содержании и речевые ошибки
В «Нормах…» разграничиваются понятия «ошибка» и «недочёт». Ошибка- это нарушение требования правильности речи. Ошибка расценивается с позиции «правильно или неправильно сказано или написано». Недочёт- это нарушение требований хорошей речи, т.е. точности, выразительности, богатства речи. Недочёт расценивается с позиции «хуже или лучше сказано или написано». Следовательно, все орфографические(I), пунктуационные(V) и грамматические(Г) нарушения, а также погрешности в содержании (С) являются ошибками; речевые(Р) же могут быть как ошибками, так и недочётами.
1. Ошибки в содержании подразделяются на фактические (Ф) и логические (Л).
Ф— допущено искажение факта, нужно проверить его достоверность.
(«Среди Кабановых, Диких и других жертв «тёмного царства» Катерина выделяется открытым характером , смелостью и прямотой».
«Представителями дворянства, которое неизбежно гибнет, в пьесе являются Раневская, Гаев и его cлуга Фирс».
«Таким образом, Сатин является народным просветителем, которые стали появляться к концу xix века»).
Логические ошибки следует классифицировать.
Л-1 Эти понятия несовместимы. Одно из них нужно заменить или устранить.
(«Антагонистами Базарова в романе представлены Кирсановы и Аркадий».
«Особенно ярко Тургенев изображает природу в произведениях «Записки охотника», «Бежин луг».)
Л-2 Высказанные суждения противоречивы, эту противоречивость нужно найти и устранить.
(«На формирование человеческого характера влияет окружающая среда. Татьяна выросла в той же среде, что и Ольга, а разница между ними огромная».
«В повести «Ионыч» развёртывается борьба человека и окружающей среды, любви, пошлости».)
Л-3 Это высказывание абсурдно .Мысль следует выразить ясно и чётко.
(«Плюшкин от жадности сплющился, стал сгорбленным».
«Мне нравится Наташа тем, что в наше время она была бы хорошим другом и настоящим декабристом».)
Л-4 Нет плавного перехода от одной мысли к другой. Необходимо связать эти мысли.
(«Базаров был нигилистом. Евгений ни минуты не мог сидеть без дела и презирал тех, кто жил за чужой счёт».
«О Гаеве говорят, что он всё своё состояние «на леденцах проел». Для каждого поколения с вишнёвым садом связаны разные переживания».)
2. К речевым ошибкам относятся следующие.
1 Употребление слова в несвойственном ему значении
(«Прошло много лет с тех пор, как была написана пьеса «Горе от ума», но она и сейчас не потеряла авторитет среди читателей». «Образ вишнёвого сада играет многостороннюю роль».)
2 Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений, смешение лексики разных историчес. эпох.
(« Описанные события проходят через сердце поэта и стают частью его биографии».
«Люди Дубровского отдавали награбленное селянам».
«Человек, читавший Пушкина, Лермонтова, пересчитывает перед сном «зелёные», полученные от заботливых клиентов».)
3 Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.
(«Драма Островского является величайшим произведением, которое раскрывало порядки «тёмного царства» и обвиняло их».
«Тихон любил Катерину, но полностью подчиняется матери».
« Татьяна Ларина стала княгиней, имеет уважение в свете».)
4 Неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи.
(«Автор осуждает индивидуализм и эгоизм Печорина, он не обращает внимания на окружающих его людей».
«Старцева интересовала лишь материальная сторона своей жизни».)
3.К речевым недочётам относятся следующие.
1 Нарушение лексической сочетаемости.
(«Религиозность Катерины мешает ей полностью осознать чувство, которое её постигло».
«Сокол и Буревестник стремятся в небеса, где всего ярче проявляется их необъятный характер».)
2 Употребление лишнего слова.
(«С этим мнением Базарова нельзя согласиться, ведь творения рук Рафаэля обогащают нашу жизнь духовно».
«Нет, не гроза, а пророчество сумасшедшей и безумной старухи послужило причиной признания Катерины».)
3 Повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста.
(«Печорин- главный герой «Героя нашего времени».
«Помещикам свойственна жадность, стремление нажиться за счёт других. Особенно ярко эти черты проявляются у таких помещиков, как Коробочка, Собакевич и Плюшкин».)
4 Употребление рядом или близко однокоренных слов.
(«Купец Лопахин купил имение, прекраснее которого нет ничего на свете».
«Тургенев подметил этот новый тип передового деятеля и изобразил его в образе Базарова».)
5 Употребление слова или выражения иной стилевой окраски.
«(Героем повести Пушкина «Капитанская дочка» является Емельян Пугачёв, главарь восставшего народа».
«Земляника сплетничает о судье, хотя тот является его родственником».)
6 Неудачный порядок слов.
(«Горький прежде всего верил в человека, в его силу протеста».
«Печорин, в своем роде,- единственный человек, второго такого нет».)
7 Бедность и однообразие синтаксических конструкций.
(«Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Её воспитывал француз-гувернёр».)
4. В речи функционируют три языковые единицы: слово, словосочетание, предложение. Классификацию грамматических ошибок целесообразно произвести на основе тех языковых единиц, структура которых нарушена.
1Ошибки в структуре слова:
а) в словообразовании («раздумчивый», «благородность», «заместо»);
б) в формообразовании существительных, прилагательных, местоимений, глаголов («повидлой», «красившее», «более культурнее», «ихи», «у его», «победю», «ложат»).
2 Ошибки в структуре словосочетания- в согласовании, в управлении («жажда к славе», «намекает об этом», «благодаря совета», «в небольшом чаще леса», «оскорбления, нанесённое генералу»).
3 Ошибки в структуре предложения:
а)нарушение границ предложения («Роман появился в печати в 1862году. В журнале «Февральский вестник», «Я считаю Катерину сильной натурой. Которая не может долго терпеть душную атмосферу кабановского дома.»);
б)нарушение связи между подлежащим и сказуемым («Много молодёжи того времени пошли по стопам Базарова.», «Как мы знаем, роман-эпопея была написана Толстым не сразу.»);
в)ошибки в построении предложения с однородными членами («Стихи Есенина о родной природе искренни, проникновенны, очень музыкальные», «Андрею Соколову ещё многое придётся вынести: побег из плена, узнать о гибели семьи и смерти сына.»);
г)ошибки в предложении с причастным оборотом («Данко воспел Горький, отдавшего жизнь людям», «Одна идея объединяет происходящие действия в разное время»);
д)ошибки в предложении с деепричастным оборотом («Подражая блестящей красавице Элен, в Наташе борется добро со злом», «Болконского, столкнувшись лицом к лицу со смертью, перестаёт прельщать слава»);
е)ошибки в построении сложного предложения («Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои, обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой», «Дуэль надо было закончить до темноты, которой мы не на шутку увлеклись»);
ж)смешение прямой и косвенной речи («Базаров говорит Аркадию, что «твой отец — человек отставной…», «Бунин заметил как-то, что «я жил затем, чтобы писать»).
Источник
Ответ:
1. В книге, которую мне подарила мама, рассказывается о жизни замечательного русского художника Валентина Серова.
2. Из подвала слышался шум, который с каждой минутой усиливался.
3. Ребята свернули в лес, тянущийся до реки, по которой плавали теплоходы.
4. Дом, стоящий на берегу реки, в котором давно никто не жил, освещался лучами солнца.
5. Роль разоблачителя Чичикова отведена Ноздреву, который срывает все его маски, но сам является не меньшим подлецом.
Объяснение:
№476 учебника 2019-2023:
Прочитайте текст. Определите часть, в которой формулируется ответ на поставленный вопрос. Спишите первые два абзаца. Подчеркните частицы не и ни. Выпишите отдельно: а) наречия на —о, -а; б) краткие страдательные причастия.
Сколько бы я (н..)встречался со своими читателями, (не)пременно кто(нибудь) да спросит, почему я пишу о природе. Действительно, почему?
Теперь уж и (не)вспомнить, сколько километров пройдено по степям и пустыням… И как часто было трудно и тяжело3, бездомно и (не)уютно и даже опасно, но — чудо! — хочется повторить всё снова и снова. И думаешь (н..)о том, что пройдено и узнано2, а о том, сколько ещё (н..)увидено, (н..)прочувствовано, (н..)понято.
Первая и главная причина, почему я пишу о природе, это, конечно, потому, что я её очень люблю. А люблю я её за красоту, за загадки, которые она нам загадывает, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие… .
(Н.Сладков)
№476 учебника 2011-2018:
Подготовьте доклад и выступите с ним на тему «Колокола моего города (села, храма и т.д.)». Вы можете описать колокол, его звучание, историю его создания (восстановления), назначение и т.д.
Найдите ошибки и недочёты в построении сложноподчиненных предложений. Перепишите исправляя данные примеры. 5. На другой день Петя подошёл к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет, который уже поступил в полк.
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей
§ 87. Некоторые недочёты и ошибки в построении сложноподчинённых предложений
При построении сложноподчинённых предложений встречаются недочёты и ошибки. Укажем некоторые из них.
1. Придаточное определительное со словом который может быть слишком удалено от определяемого им слова, например: Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись. Это предложение можно исправить следующим образом: Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.
2. Неправильно совмещается иногда придаточное предложение и причастный оборот: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка. Это предложение можно исправить так: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка; или: Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
3. Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточными излишне загромождается одинаковыми союзными словами, например: Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы. Это предложение можно исправить разными способами: 1) Деревня, где мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы. 2) Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы.
4. В сложноподчинённых предложениях с однородными придаточными неудачно употребляются сочинительные или подчинительные союзы и союзные слова, например: Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. Это предложение можно исправить следующим образом: Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.
476. Прочитайте. Найдите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Спишите, исправляя данные предложения.
I. 1) Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ. 2) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. 3) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни. 4) В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена. 5) На другой день Петя пошёл к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет, который тоже поступил в полк. 6) Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус. 7) Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили теплоходы. Посёлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов. 9) Разведчики тихо подползли к реке, спуск к которой был покрыт густой и высокой травой, и решили перебраться на другой берег, который зарос камышом.
II. 1) Главное, на что обращает внимание автор, — это на тщательный отбор языковых средств. 2) Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои, обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой. 3) Авторские ремарки указывают на разные детали, например на стук топора, который доносится из-за кулис. 4) Когда его спросили, почему он убил девушку, Ларра ответил, что зачем я буду объяснять вам свои поступки. 5) Тренер сказал нам, чтобы мы передали пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером.
Факультативное занятие по теме «Некоторые ошибки и недочеты в построении сложноподчиненных предложений»
Цель занятия:
I. формирование умений:
- определять место придаточного предложения по отношению к определяемому слову;
- правильно совмещать придаточное предложение и причастный оборот;
- правильно строить СПП с двумя или несколькими придаточными, избегая излишнего загромождения одинаковыми союзными словами;
- избегать неудачного употребления сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов в СПП с однородными придаточными;
- правильно ставить знаки препинания в СПП предложении
- чередование корней;
- н и нн в прилагательных, причастиях, наречиях;
- правописание приставок.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Учитель объявляет тему занятия
II. Повторение орфографии
Презентации учащихся по темам:
- «Чередование гласных в корнях слов»
- «Н и нн в прилагательных, причастиях, наречиях»
- «Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме»
Презентации содержат теоретическую и практическую часть.
III. Работа по теме урока
А) На экране 1-е предложение.
Игру надо было закончить из-за темноты которой мы увлеклись.
— Какое это предложение?
— Какое слово поясняет придаточное определительное? (игру… темнота…)
Значит, придаточное определительное стоит не на месте, оно слишком удалено от определяемого им слова.
— Как правильно построить это предложение?
Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты
Б) На экране 2-е предложение.
Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
— Какие недочеты вы видите в данном предложении?
(Здесь неправильно совмещается придаточное предложение и причастный оборот)
— Как мы исправим это предложение?
«Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка» или «Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти половину парка».
В) На экране 3-е предложение
Очень распространенная ошибка в СПП – излишнее загромождение предложения одинаковыми союзными словами. Например:
«Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыб» исправляем «Деревня, где мы правели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы». Или «Деревня, о которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы».
Г) На экране таблица.
Ребята, бывают такие случаи, когда в СПП предложениях с однородными придаточными неудачно употребляются сочинительные или подчинительные союзы и союзные слова. Сравните эти два предложения. В каком из них это неудачное употребление?
Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. (неправильно)
Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. (исправлено)
IV. Практическая работа
Прочитайте предложение. Укажите ошибки и недочеты в построении сложноподчиненных предложений.
Перепишите, исправляя данные примера
- Книга рассказывает нам интересную историю, которую подарил мне товарищ. (Книга, которую подарил мне товарищ, рассказывает нам интересную историю)
- Поселок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов. (Поселок, где отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов)
- В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа еще не налажена. (В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, и переправа еще не налажена)
V. Итог по уроку.
Общественный смотр знаний по русскому языку по теме «Сложноподчинённые предложения» в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Разработку можно использовать на уроках обобщенияи систематизации знаний по сложноподчинённому предложению. Обучающимся предлагаются различные задания в игровой занимательной форме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Общественный смотр знаний по русскому языку в 9 классе
теме «Сложноподчинённые предложения».
Опережающее задание группам.
1 группа-составить текст с использование учебного материала по СПП.
2 группа составить опорную схему по видам СП.
3 группа составить опорную схему по видам ССП.
4 группа составить опорную схему по видам СПП.
1. К нам поступило странное послание, какая –то шифровка, секретное донесение.
Работа 1 группы (представляют сою работу первая группа, можно инсценировать).
Разведчики спецподразделения «Русский язык» Синтаксис и Пунктуация поймали вражеского агента СПП и решили его завербовать для службы в своём отделе. В определенном ( а каком? это секрет) месте они проводили допрос, пытались узнать с какой целью он к ним прибыл, по каким причинам послали именно его и как, каким образом он пробрался к ним через все запятые, точки и тире. Но агент СПП был не прост, и всё время старался запутать следствие . То он прикидывался будильником и задавал вопросы : когда? с каких пор? на сколько времени?, то изъяснялся на непонятном языке и кричал: « Кому и что я должен? Кого и чего мне ещё ждать? О ком и о чём вы ещё будете меня спрашивать?,- то начинал хвастаться и сравнивал себя с агентом 007 ( насколько он лучше и профессиональнее мистера Бонда), то выдвигал разные выгодные для себя условия . Вопреки чему Агенты Синтаксис и Пунктуация пошли на некоторые уступки и в конце концов СПП сдался.
О чём говорится в секретном донесении?
Работа 2 группы ( Обучающиеся представляют свои опорные схемы СП)
Работа 3 группы ( Обучающиеся представляют свои опорные схемы ССП)
Работа 4 группы ( Обучающиеся представляют свои опорные схемы СПП)
Представьте себе, что вы тоже агенты спецподразделения «Русский язык». Какое главное будет сегодня ваше оружие (знания).
1 задание . Прежде чем отправиться агенту на задание, он должен собрать черный чемоданчик с секретными инструментами. Помните, у Чичикова была шкатулка. Как она выглядела? (вспоминают произведение Н.В. Гоголя)
Вот и вы попробуйте в своём дипломате уложить всё на места.
1 задание: «Дипломат»
Распределите предложения в таблицу. Знаки препинания не расставлены. ( Предложения разрезаны по одному, обучающиеся вклеивают предложения в таблицу (представленную на листочках в форме чемоданчика), материал для выполнения задания на столах.
Пользователи поделились историями о книгах, которые изменили их жизнь
По-настоящему хорошая книга меняет своего читателя. Вы открываете ее одним человеком, а закрываете другим. Для кого-то это небольшие перемены: новые взгляды, идеи или лирическое настроение. А у кого-то, как у героев нашей статьи, может измениться все: они готовы бросить работу, уехать в другую страну или жениться.
Мы в AdMe.ru вдохновились историями, которыми поделились пользователи сайта Quora.com. Они рассказали о книгах, что изменили их жизнь. И эти рассказы доказывают, что в чтении кроется магия изменения душ и сердец.
- «Алхимик», Пауло Коэльо
«Я бы не сказал, что это великая книга, но она полностью изменила мою жизнь. Когда я взялся за нее, я был старшеклассником, живущим на автопилоте, и собирался поступать в колледж — без разницы, в какой. После того как я прочел „Алхимика“, я загорелся желанием уехать в Афганистан и жить жизнью кочевника. Я хотел жить вдали от западного мира с его безумием и бесчинствами. То желание было лишь образом мечты, но именно оно подтолкнуло меня к иммиграции. Теперь, спустя несколько лет, я покинул свою страну и начал новую жизнь». Andrew Horn
- «Смерть Ивана Ильича», Лев Толстой
«Моя новая жизнь началась с повести о смерти. Она рассказывает историю Ивана Ильича, который жил полной жизнью и был ею доволен, пока не оказался на пороге смерти. Закончив читать, я вспомнил библейскую истину: „Какая польза человеку, если он унаследует весь мир, но потеряет себя?“ Я взглянул в зеркало и понял, что если я продолжу жить как Иван, то и умру как Иван. Через 2 дня я бросил работу, вернулся в родной город, несмотря на насмешки родственников, и наконец-то вновь взялся за учебу, которую всегда хотел завершить». Rudra
- «Программирование процессора 8088», Л. Дао
«Это был 1984 год, год рождения персональных компьютеров. Меня пленила новая технология, но на уроках в школе нам совсем о ней не рассказывали. И тогда мой брат провел меня в библиотеку своего университета. Там я нашел книгу „Программирование процессора 8088“, огромный труд на 800 страниц. Следующие 6 месяцев я проводил с нею все выходные. И теперь я стал высококлассным инженером-программистом, который специализируется на распознавании речи». Philippe Roy
- «Бабочка», Кэтрин Харви
«Эту книгу я купила в аэропорту в далеком 1990 году, чтобы убить время в ожидании рейса. Я не ждала от нее ничего особенного, но эта книга стала моей личной библией: она помогает мне пройти через темные времена. Когда мне действительно грустно и я чувствую себя подавленной, я открываю „Бабочку“, и она наполняет меня силой. Она моя терапия. Обложка книги уже порядком истрепалась, напоминая мне, как часто эта история меня выручала». Martha Lancaster
- «Рамзес», Кристиан Жак
«Серию „Рамзес“ написал талантливый египтолог Кристиан Жак, в своих романах он оживил Рамзеса и дал читателю возможность окунуться в мир фараона. При всей увлекательности в книгах была еще высокая историческая точность, которая и разожгла во мне страсть к истории. Я захотел стать египтологом, потом — историком, а позднее это желание трансформировалось в изучение классической филологии, которым я сейчас занимаюсь. И все это родилось из истории Жака». Staroslav Nejc
- «Гарри Поттер», Джоан Роулинг
«Я начала читать эти книги, когда мне было 16 лет. Благодаря им я влилась в круг людей, которых сейчас могу смело назвать лучшими друзьями. А еще „Гарри Поттер“ изменил мое отношение к себе: я всегда была странной и не вписывалась ни в одну социальную группу, из-за чего ужасно переживала. Но книги Роулинг показали мне, что отличаться — это нормально, спасибо, Дамблдор и Полумна Лавгуд!» Eme Walker
- «Три товарища», Эрих Мария Ремарк
«Это моя любимая книга с тех пор, как мне исполнилось 14 лет, и я до сих пор читаю ее каждый год в ноябре. И в один из таких ноябрей книга наполнила меня таким чувством одновременно одиночества и открытости, что это подтолкнуло меня сблизиться с девушкой, которую я знал много лет, но воспринимал только как друга. И вот уже 10 лет она является моей любимой женой, у нас 2 дочери». Victor Shepelev
- «Сиятельный. Повесть о Ричарде III», Шэрон Кей Пенман
«Повесть о Ричарде III изменила мою жизнь и разбила мое сердце. Мне было всего 8 лет, когда я ее прочла, и я еще не знала, что бывают книги без счастливого конца. Я узнала, каково это — любить того, кого не существует, и потерять его. И выучила, что даже у хороших принцев бывает плохой конец. Помню, я тогда побежала к маме в слезах и все пыталась узнать, почему писательница позволила Ричарду умереть. Уже в зрелом возрасте я решилась и написала о своих чувствах автору. А Шэрон не только рассказала обо мне в своем блоге, поскольку ее очень тронула моя история, но еще и встретилась со мной лично». Elke Weiss
- «Итальянский роман», Лора Фрейзер
«В книге „Итальянский роман“ сама история оказалась для меня второстепенной. На первый план вышло то, как автор описывает путешествия. И с тех пор слово „путешествия“ буквально врезалось в мой мозг. Эта книга вдохновила меня примером того, как можно жить по-своему и делать то, что ты любишь. И я начал карьеру, которая вызывает во мне безусловное чувство любви, — карьеру путешественника. Да, черт побери!» Gautham Ganesh
- «Уолден, или Жизнь в лесу», Генри Дэвид Торо
«Книга описывает эксперимент писателя, который удалился от общества на 2 года и жил в уединении, отринув все светские блага цивилизации. Эта история так вдохновила меня, что я самостоятельно построил дом с нуля. Я срубил 4 дуба, которые были в моей собственности, арендовал портативную лесопилку, чтобы распилить их. Окна мне достались бесплатно от старой школы, которую снесли. Я обставил дом подержанной мебелью. Все вместе обошлось мне меньше чем в $ 1 000». Joseph Skinkis
- «Таинственный сад», Фрэнсис Бёрнетт
«Моя мама купила мне эту книгу, когда мне было 13 лет. В том возрасте я была вылитая Мэри — главная героиня истории — до того, как та нашла таинственный сад: заносчивая, капризная и эгоистичная. За время чтения я осознала, что и мне самой надо отыскать свой „таинственный сад“, чтобы мое сердце открылось, а личность исправилась. И пока я училась в средней школе, сделала большой прорыв, который стал основой моей нынешней личности. Потом были и другие книги, которые меня вдохновляли на перемены, но эта была первой, а потому самой важной». Khang Ninh
- «Время истинной ночи», Селия Фридман
«Эта книга изменила меня, поскольку до нее я вообще не любила читать. Мне было 11 лет, была середина летних каникул, я слонялась без дела и сводила маму с ума, потому что не знала, чем себя занять. Она предложила мне почитать книгу. Неожиданно для себя я согласилась, взяла с полки наугад одну из книг. И меня захватил мир этой истории, я любила и ненавидела героев. Потом я прочла следующую в трилогии, а потом все книги в доме. Когда они кончились, я записалась в библиотеку. Так я стала заядлым читателем, мой мир пополнился сотнями историй, и это то, что делает меня мною». Jennifer Montgomery
А в вашей жизни была такая книга, которая подвигла вас на перемены? Поделитесь своей историей в комментариях, давайте вдохновляться вместе.
§ 53. Бессоюзные сложные предложения
Сложное предложение, части которого соединяются между собой интонационными средствами без помощи союзов, называется бессоюзным сложным предложением.
Между простыми предложениями бессоюзного сложного предложения могут быть разные смысловые отношения: перечисление, сопоставление, пояснение, причина, следствие и другие.
Интонация перечисления выражает отношения логической однородности между частями — одновременности или последовательности, например: Закат уже начал темнеть, кое-где на небе зажглись первые звёзды. Лил сильный дождь, дул порывистый ветер, сверкала молния.
Интонация сопоставления выражает отношения противопоставления двух явлений, фактов. В устной речи между простыми предложениями делается большая пауза, например: Труд человека кормит — ленъ портит (пословица).
При пояснительной интонации смысловые отношения между частями состоят в том, что вторая часть поясняет в каком-то отношении первую.
Первое предложение произносится с понижением голоса, после него в устной речи необходима пауза, например: По лесу шагу нельзя ступить: сухие листья и травы хрустят под ногами.
В бессоюзных сложных ііредложениях со значением причины второе предложение обозначает причину действия в первом предложении, например: Мне очень понравился доклад: в нём были отражены современные достижения в области генетики.
Различные смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении обусловили постановку разных знаков препинания.
В бессоюзных сложных предложениях ставятся:
Окончание табл. 68
1. Какое предложение называется сложным?
2. Какие способы связи существуют между частями сложного предложения?
3. На какие виды делятся сложные предложения, в которых простые предложения связаны союзами?
4. Какие вы знаете группы сложносочинённых предложений?
5. Какие смысловые отношения существуют в
6. Назовите виды придаточных предложений, которые могут быть в составе сложноподчинённого предложения
7. В чём сходство и различие союзных и бессоюзных предложений?
1. Какие смысловые отношения могут быть между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения?
2. От чего зависит постановка того или иного знака препинания между простыми предложениями в бессоюзном сложном?
О Упражнение 139
Прочитайте отрывок текста, проследите, какие синтаксические конструкции использовал Л. Толстой при описании явлений природы. Прочитайте текст ещё раз; опустив союзы в сложносочинённых предложениях, сделайте вывод об использовании сложносочинённых предложений с союзом И в текстах описательного характера.
Весна долго не открывалась. Потом вдруг понесло тёплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и тёплый дождь. В четверг ветер затих и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки. С вечера разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна.
Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой берёзы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела пчела.
О Упражнение 140
Закончите рассказ, употребляя сложносочинённые предложения с противительными союзами. Определите, почему здесь уместны эти конструкции.
Темнота быстро надвигалась. Мы ускорили шаг, но лес словно хватался за нас. Ноги то и дело проваливались, задевали за корни, скользили. Ветки били по лицу, а каждый прямой сучок норовил ткнуть в глаз, ободрать кожу или вцепиться в одежду. Вдруг мне показалось, что на этой тропинке мы не одни.
О Упражнение 141
Прочитайте текст, определите его основную мысль и стиль. Найдите сложноподчинённые предложения, укажите вид придаточных предложений. Составьте повествование о том, каким вы видите результат вашей будущей профессии.
Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей, а не приносили им несчастье? Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать. Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвёртый день.
Прошло много-много лет. Мальчик не заметил, как стал художником. Он рисовал всё, что было вокруг, и то, что ещё никто никогда не видел, — самолёты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолёты, воздушные мосты и дворцы из стекла.
Все восхищались его рисунками. Картины и вправду были так хороши, что людям захотелось их оживить. Появились и дворцы из стекла, и воздушные мосты, и крылатые корабли. Когда нарисованное на бумаге стало переходить в жизнь, все увидели, как прекрасен мир. Так случается во всём, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников, — руки трудолюбивого, настойчивого человека.
О Упражнение 142
Прочитайте предложения, определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных. Перепишите, расставляя знаки препинания.
Облака в синеве белым стадом плывут журавли в облаках перекличку ведут (И. Никитин). Всё кругом цвело жужжало и пело праздничное светлое чувство охватывало душу (И. Тургенев). На дворе в морозном пару краснело солнце в доме было тепло (И. Бунин). Птиц не было слышно они не любят больших лесов (И. Тургенев). Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивалось солнце (К. Паустовский). Пруды тянулись один за другим на несколько вёрст сплошные леса темнели за ними (И. Тургенев). Не разбойный пересвист снаряда песня соловья над головой (Н. Грибачёв). Гудели машины ржали кони кованые сапоги стучали по асфальту развевались плащ-палатки (Э. Казакевич).
День уже клонился к вечеру тени становились длиннее в низинах оврагах и ущельях повеяло прохладным ветерком (М. Ауэзов). Не старость была виною сила одолела силу (М. Горький). Было раннее утро солнце ещё не всходило (А. Чехов). На солнце можно было смотреть невооружённым глазом вокруг него появилась жёлтая корона (В. Арсеньев). Ласковей машет вершинами лес солнце приветливей смотрит с небес (Н. Некрасов).
Запишите текст, состоящий из сложных предложений, попробуйте передать его содержание простыми конструкциями. Сравните, в каком случае сложная по содержанию мысль выражена более точно, сжато и выразительно.
Случаются в Петербурге такие воскресные дни, когда воздух делается как-то чище и светлее, небо ярче и солнце светит, точно праздничная русская девушка в алом сарафане, идущая в церковь под бурный и радостный колокольный звон, — солнце светит тоже по-праздничному. Тогда музыка городской суеты звучит ленивее и гармоничнее, а золотые пылинки в дружески тёплом луче солнца, протянутом от неплотно задёрнутой портьеры до узорчатого ковра над кроватью, пылинки пляшут особенно беззаботно и лихо (А. Аверченко).
Восстановите отрывок из произведения Л. Соболева, записав для этого данные предложения в следующем порядке: простое двусоставное, сложносочинённое, сложное с разными видами связи, сложноподчинённое, бессоюзное.
1. Весь зенитный расчёт проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошёл с мостика и обходил палубу. 2. Чёрное море сияло под холодной луной, и на палубе была жестокая стужа. 3. Была тревожная походная ночь. 4. Видимо, он и сам промёрз порядочно: подойдя на корму к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку.
5. Корабль шёл недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчётливо виден.
Прочитайте. Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Перепишите в исправленном виде.
1. Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ. 2. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. 3. Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни. 4. В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена. 5. Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус. 6. Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили пароходы. 7. Посёлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов.
8. Разведчики тихо подползли к реке, спуск к которой был покрыт густой и высокой травой, и решили перебраться на другой берег, который зарос камышом.