Античные диалектики представляли мир неизменным исправьте ошибки

OBRAZOVALKA.COM

OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .

  • Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах.
  • Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
  • На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.


    Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

    В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в любой момент. Для этого необходимо выбрать определенный промежуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д., т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изменение» понимается процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.

    Особый тип изменения — развитие. Если изменение характеризует любое явление действительности и является универсальным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое. Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода—пар —вода» не считается развитием, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.

    Развитие всегда предполагает качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени. Примерами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое развитие человечества, научно-технический прогресс и т.д.

    Развитие общества — это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики движения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но существует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный период. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охватывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.

    Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержания, и в плане их организации), на уровне малых и больших социальных групп.

    Можно выделить четыре вида социальных изменений:

    1) структурные изменения, касающиеся структур различных социальных образований (например, семьи, любой другой общности, общества в целом);

    2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);

    3) функциональные социальные изменения, касающиеся функций различных социальных систем (в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель ной и исполнительной власти);

    4) мотивационные социальные изменения (в последнее время у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание).

    Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения одного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.

    Изучением развития занимается диалектика. Это понятие возникло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дискуссиям философов древности.

    Античные диалектики представляли мир постоянно движущимся, изменчивым, а все явления — взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и подобно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».

    Понятие развития как процесса качественных изменений появилось в средневековой христианской философии. Августин Блаженный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходящей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный СУД) — со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности движении и неповторимости событий.

    В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития, выдвинутая известными французскими просветителями Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.

    Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многообразные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной культуре. Гегель выявил основные принципы диалектики: универсальная связь явлений, единство противоположностей, развитие через отрицание.

    Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть — без целого, следствие — без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например болезнь и здоровье, материальное и духовное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником развития выступают внутренние противоречия.

    Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количественных и качественных изменений. Любой предмет обладает качеством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изменения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недовольство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.

    Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возникая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.

    Концепция Гегеля основывается на реальной действительности, обобщает огромный исторический материал. Однако на первое место Гегель ставил духовные процессы общественной жизни, считая, что история народов является воплощением развития идей.

    Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалистическую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влекущее за собой изменение общественных отношений. Развитие рассматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый закономерный процесс, ход которого осуществляется не прямолинейно, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Переход количества в качество, внутренние противоречия, столкновение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.

    Однако процесс развития нельзя понимать как неукоснительное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы развивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобладали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволюционное и революционное развитие.

    Эволюция — это постепенные, медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. Эволюция жизни на Земле — наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.

    Революция — это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

    В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции — коренные качественные изменения всей общественной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в России (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция. Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во многих странах мира в XVIII—XIX вв., стала промышленная революция, в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позволившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.

    В характеристике процесса развития применительно к экономике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути развития. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения научно-технического прогресса. Экстенсивный путь развития не бесконечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напротив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.

    Развитие общества — сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования человечества. Он начался с момента выделения человека из мира животных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс развития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы развития человечества можно связывать только с концом существования солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселения других планет, звездных систем, галактик может снять вопрос о пределе развития общества.

    Вопросы и задания

    1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды изменений вы можете назвать?

    2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

    3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

    4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

    5. Как изменялись представления о развитии в истории философии?

    6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.

    7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

    8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

    9. Прочитайте высказывание Н.А.Бердяева:

    «История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завершению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, которая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая…».

    В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?

    10. Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человечества?»

    1.5. Развитие общества

    2.7 (53.92%) 622 votes

    Понятие
    общества
      
    Задание 1. Установите соответствие между понятием определением.

    Страна — это группа людей,
    складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка,
    культуры, сознания внутреннего единства.

    Государство — это определенная
    территория, имеющая государственную принадлежность.

    Нация — это политическая
    организация, осуществляющая управление населением определенной территории.

    Брачно-семейные
    отношения

    — это отношения в процессе производства распределения материальных благ.

    Производственные
    отношения

    это отношения между различными социальными группами .

    Социальные
    отношения

    отношения, возникающие в  процессе управления обществом борьбы за власть.

    Межнациональные
    отношения —

    это система связей, помощью которых общество приобретает целостность
    устойчивость.

    Политические
    отношения

    — это отношения между представителями разных наций. Общественные отношения
    — это личные отношения, связанные воспроизводством человека воспитанием детей.

     Задание 2. Охарактеризуйте
    предложенные понятия, заполнив пропуски текста.


    Популяции муравьев пчел называют:

    -социальными
    или общественными животными;    -………………….


    Разновидностями общественных отношений являются:

    -производственные
    отношения;  -……………..;  -……………..;

    -межнациональные
    отношения;  -………………….


    Структуру общества составляют:  -………………;  -социальные общности;   -…………………………;   
    -………………………


     В  науке выделяют следующие социальные институты:-……………….;  — политический;  —
    …………………….. ;  -духовный.

    Задание
    3. Исправьте ошибки приведенных ниже определениях понятия «общество».
    Общество —
    это:


    Продукт совместного времяпрепровождения людей.

    •Обособившийся
    от природы биологический вид со всей совокупностью заранее определенных форм совместной
    деятельности людей.


    Определенная группа людей, объединившихся для совместного выполнения какой-либо
    трудовой деятельности.


    Продукт материального обмена между людьми, определенная организация их жизни,
    включающая многообразные экономические связи отношения между ними.


    Весь процесс исторического развития человечества.


    Политико-правовая организация данной страны, имеющая определенную структуру.

     •
    Совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их
    отношения, регулируемые необязательными правилами поведения (нормами),
    поддерживаемые охраняемые государственной властью.

    Задание
    4. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Сделайте вывод взаимодействии
    общества человека.

    Марк Аврелий об
    обществе человеке: «Ты живешь в нем, им для него».

    Сенека: «Мы
    рождены, чтобы жить совместно, наше общество — свод из камней, который
    обрушился бы, если бы один не поддержал другого».

    Л. Н. Толстой:
    «Человек немыслим вне общества».

    И. Гердер: В
    одиночестве человек — слабое существо, единении с другими — сильное. Глубокий,
    проникающий сердце взгляд друга, слово его совета, его утешения раздвигают
    поднимают низко насевшее над ним».

    К. Маркс: «Общество есть
    законченное сущностное единство человека природой, подлинное воскресение
    природы, осуществленный натурализм человека, осуществленный гуманизм природы»;
    «Следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество» как
    абстракцию индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое
    проявление его жизни — даже если оно и не выступает непосредственной форме
    коллективного … является проявлением утверждением общественной жизни».

     Л. Фейрбах: «Общение
    облагораживает, возвышает,  в обществе человек невольно, без всякого
    притворства держит себя иначе, чем одиночестве».

    Общество
    и природа

    Задание
    1.

    Установите
    соответствие между понятием и определением.

    Природа
    животный и растительный мир Земли.

    Биосфера — это
    совокупность естественных условий существования человечества.

    Присваивающая
    экономика

    — производство необходимых продуктов в первобытном обществе.

    Производящая
    экономика

    — присвоение продуктов природы в готовом виде.

    Задание
    2.
    Исправьте
    ошибки в приведенных ниже предложениях.


    Историю природы можно начать с возникновения человека как биологического вида.


    В связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства все
    большую роль стала играть мужская физическая сила; с упорядочением отношений
    между полами и появлением парной семьи родство стало передаваться по отцу,
    поэтому на смену патриархата пришел матриархат.


    Экономика первобытного общества носила присваивающий характер, основывалась на
    частной собственности и неравномерном распределении продукции.


    С появлением капиталистических отношений и промышленного производства
    воздействие человека на природу стало снижаться.

    *Экологические
    проблемы могут быть решены силами одного государства, так как они не носят
    глобального, т. е. общепланетарного,  характера.

    Задание
    3
    .
    Объясните
    отношение авторов к природе. Считаете ли вы их позицию правильной? Почему? Какие
    проблемы, поднимаемые авторами, актуальны и сегодня?

    Эпикур:
    «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей».

    Ф.
    Энгельс: «Человек воздействует обратно на природу, изменяет ее, создает себе
    новые условия существования. От «природы» Германии, какой она была в
    эпоху переселения в нее германцев, осталось чертовски мало. Поверхность земли,
    климат, растительность,

    животный
    мир, даже сами люди бесконечно изменились, и все это благодаря человеческой
    деятельности, между тем как изменения, происшедшие за это время в природе
    Германии без человеческого содействия, ничтожно малы».

    В.
    И. Вернадский: «Яркая, вечно изменчивая, полная красок, случайностей, не поддающаяся
     нашему чувству разнообразия живая природа, в сущности, построена на мере и на
    числе. Она согласована своих тончайших проявлениях и по существу является
    частью единого стройного целого, единой структуры – организованности ».

    И.
    С. Тургенев: «Природа будит в нас потребность любви».

    Ф.
    М. Достоевский: «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не
    гражданин».

    М.
    Ю. Лермонтов: «Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы
    невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается
    вновь такою, какою была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять».

    И.
    С. Никитин: «Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир’.

    Н.
    В. Станкевич: «Жизнь природы есть непрерывное творчество, и, хотя все в ней
    рождающееся умирает, ничто не гибнет в ней, не уничтожается, ибо смерть сеть
    рождение».

    Задание
    4.

    Прочитайте
    приведенные ниже положения Конституции Российской Федерации. Объясните, почему
    вопросы экологии включены в Основной Закон государства и являются одной из
    важных сторон его деятельности?

    Статья
    9 Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской
    Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на
    соответствующей территории.

    Статья
    42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию
    о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу
    экологическим правонарушением.

    Развитие общества

    Задание
    1.
    Установите
    соответствие между понятием и определением.

    Экстенсивный
    путь развития
    движения и взаимодействия  предметов и
    явлений, перехода от одного состояния к другому, появление новых свойств,
    функций и отношений.

    Революция

    качественные
    изменения, происходящие в больших интервалах времени.

    Эволюция
    процесс
    поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой
    точке человеческого общежития.

    Развитие
    общества


    это
    постепенные, медленные, количественные  изменения, которые со временем приводят
    к переходу в качественно иное состояние.

    Развитие

    это
    в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку
    существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся в
    некоторых случаях на насилие.

    Изменение увеличение
    производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов,
    усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии.

    Социальные
    изменения


    это
    использование новых методов производства,
    опирающихся на
    достижения научно-технического прогресса.

    Интенсивный
    путь развития


    это
    различные перемены, происходящие в течение не которого времени в социальных
    общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с
    другом, а также с индивидами.

    Задание
    2.
     Охарактеризуйте
    предложенные понятия, заполнив пропуски текста.


    Характеристика
    движения общества использует понятия: -социальное развитие;-


    Выделяются
    четыре вида социальных изменений: структурные;
    ………….., ………………
    ,

    мотивационные.


    Г.
    Гегель выявил основные принципы диалектики: 
    ………. , единство противоположностей,
    ………..

    ·
    В
    зависимости от скорости протекания развитие бывает:    эволюционным;…………..


    Революции
    бывают: ……………;      долговременные.


    К
    долговременным революциям относятся:  неолитическая революция;……….


    В
    характеристике процесса процесса развития применительно к экономике

    выделяют:   
    ……………………………….. ,   интенсивный путь развития.

    Задание
    3
    .
    Исправьте
    ошибки в предложениях. • Диалектика изучает искусство спора, диалога.  •
    Различные изменения не связаны между собой; изменения одного вида не влекут за
    собой изменений других видов. • Античные диалектики представляли мир
    неизменным, они выделяли категорию развития как возникновение чего-то нового.


    Понимание развития как процесса количественных изменений произошло в
    средневековой христианской философии.

    Задание
    4.

    Сравните
    точки зрения Г. Гегеля и Ф. Энгельса на движущую силу исторического развития.
    Какая из них вам кажется более верной? Выскажите мнение о том, что влияет на
    процесс исторического развития. Ф. Энгельс: «У Гегеля зло есть форма, в которой
    проявляется  движущая сила исторического развития. С одной стороны, каждый
    новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом
    против старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой
    стороны, с тех пор как возникла противоположность классов, рычагами
    исторического развития сделались дурные страсти людей: жадность и властолюбие».

    Задание
    5.

    Прочитайте
    высказывание, характеризующее революцию. Почему автор дает негативную оценку
    революции? Приведите примеры из истории, подтверждавшие эту точку зрения. М.
    Райман: «Революция — не закономерный этап, а продукт общественного кризиса, неспособность
    властных структур открыть простор для необходимых новаций. Революция решение
    крайнее и болезненное, деструктивные аспекты доминируют… Революция выступает
    не только против старой власти, но и против модернизации в целом».

    Ответ:

    1.Диалектика изучает искусство спора, беседы. Она зародилась еще в древней Греции, там считалось очень ценным умением аргументация,убеждение, полемика. Доказательство своей правоты и своих суждений.В ходе диалогов и споров участники их  противопоставляли друг другу различные точки зрения, и в процессе беседы выявляли понятие , которое являлось верным для обсуждающейся проблемы.

    2. В средневековой философии развитие рассматривалось как процесс качественных изменений. А в немецкой классической философии Гегель стал рассматривать процесс перехода количественных изменений в качественные, в качестве примера он приводил кипение воды или плавление металла, при этом количественные изменения в температуре переходили в изменение качества изменение состояния вещества.

    3.В обществе все изменения являются связанными друг с другом. Изменения одного вида приходят к изменению в других видах.Изменения в обществе – это те изменения, которые делаются за какой-то период времени в группах, организациях, с индивидами, а также между ними.Например, такие изменения происходят в семье, в образовании и науке,в различных по размеру группах общества. Развитие в социуме является процессом последовательных изменений, происходящих постоянно в каждый момент времени в человеческой жизни.

    Предложите, как улучшить StudyLib

    (Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

    другую форму
    )

    Ваш е-мэйл

    Заполните, если хотите получить ответ

    Оцените наш проект

    1

    2

    3

    4

    5

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Античит ошибка 101
  • Античит кроссаут выдает ошибку
  • Античит валв кс го ошибка
  • Античит gameguard ошибка 2503

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии