Это трудность, возникающая при коммуникативном взаимодействии, из-за которой случаются конфликты, ссоры, недопонимание.
Барьеры – это внутренние и внешние факторы, мешающие людям понять друг друга. Разберем подробнее, какими бывают барьеры и как их преодолевать.
Виды барьеров общения
Барьеры общения бывают коммуникативными и психологическими.
К психологическим барьерам общения относятся:
- эстетические барьеры – неприятен внешний вид оппонента;
- интеллектуальные – отличаются уровни интеллектуального или профессионального развития оппонентов, особенности мировоззрения, скорость мышления;
- мотивационные – в зависимости от личных целей люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию;
- моральные, или этические – разница нравственных взглядов, жизненных принципов и убеждений.
Кроме этого, к психологическим видам относится барьер установки и барьер отрицательных эмоций.
В первом случае речь идет о предвзятом отношении к оппоненту, влиянии стереотипов. Во втором случае речь идет о негативном настрое из-за проблем в жизни, о плохом самочувствии, которые влияют на восприятие собеседника (из-за плохого настроения человек относится плохо к оппоненту).
К коммуникативным барьерам общения относятся:
- семантические барьеры – разное понимание одних и тех же понятий или непонимание какие-то слов отдельным оппонентом;
- логические – один оппонент или оба не могут связно и логично выражать свои мысли, нарушается причинно-следственная связь;
- фонетические – проблемы с речью у одного или у обоих оппонентов.
Кроме этого, стоит отметить индивидуальные психологические проблемы, которые могут стать барьерами в общении:
- комплекс неполноценности;
- заниженная самооценка и неуверенность;
- завышенная самооценка;
- зависимость от чужого мнения;
- страх неудачи;
- боязнь ошибиться;
- страх выглядеть глупо.
Как преодолеть барьер в общении
Как бы странно это не звучало, но чтобы преодолеть барьер в общении, нужно как можно больше общаться. Например, фонетический, семантический и логический барьер можно разрушить только за счет большого желания понять, изучить собеседника. Чем больше вы будете с ним взаимодействовать, тем понятнее для вас станет его дикция, логика или «язык», на котором он разговаривает. Если же вы осознаете, что это вас люди не понимают, то совет такой: расширять кругозор, работать над речью. Изучайте других людей, переводите на их «язык» то, что хотите сказать.
Если барьеры возникают из-за личных проблем, например, комплексов, то нужно составить пошаговый план избавления от них. Важно регулярно выполнять практические упражнения, работать над собой.
Если барьеры возникают из-за влияния стереотипов, то нужно сознательно разрушать их. Найдите реальные примеры, которые помогут разрушить актуальный стереотип. Примеры популярных стереотипов: все эстонцы долго соображают, все женщины эмоциональны, все старики плохо слышат, все спортсмены и красавицы глупые и т.д.
Что еще важно знать? Во всех случаях нужно набраться терпения. Чтобы разрушить барьеры вам придется много слушать и так же много объяснять. Кроме этого, важно работать над развитием пластичности мышления. Не будет лишним изучить кинесику, невербальное общение.
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Скачиваний:
741
Добавлен:
29.02.2016
Размер:
954.88 Кб
Скачать
Под
барьерами общения подразумевают те
многочисленные факторы, которые служат
причиной конфликтов или способствуют
им. Ведь у партнеров по общению часто
разные, а нередко и противоположные
желания, стремления, установки, характеры,
манеры общения, разное самочувствие.
Итак,
каковы же основные виды барьеров в
общении?
Барьеры
коммуникации.
Это барьеры в общении, связанные с
обменом информацией между собеседниками
в ходе общения.
-
Семантический
барьер.
Он встает на вашем пути тогда, когда вы
и ваш собеседник под одними и теми же
понятиями подразумеваете совершенно
разные вещи. Например, для одной девушки
хороший муж – это тот, кто любит ее,
заботится о ней, зарабатывает достаточно
денег, хочет ребенка, любит проводить
с ней вместе время; а для другой – тот,
который редко пьет и редко бьет ее.
Поэтому говоря на одну и ту же тему –
«какие же все мужики одинаковые», –
они на самом деле будут говорить о
разном и могут столкнуться с непониманием
друг друга. Для того чтобы разрушить
этот барьер, необходимо хорошо понимать
партнера и его картину мира – те смыслы,
которые он вкладывает в различные
понятия. -
Логический
барьер –
это неумение выражать свои мысли. В
речи такого человека путаются
причинно-следственные связи, происходит
подмена понятий. Или ему бывает сложно
подобрать слова для тех сложных мыслей,
которые пробегают в его голове. Если
вы столкнулись с таким собеседником,
то наберитесь терпения: слушайте его
очень внимательно и задавайте вопросы
– это поможет вам получить необходимую
информацию. -
Фонетический
барьер –
это плохая техника речи, когда непонятно,
что говорит собеседник, и это мешает
воспринимать информацию. Если вы
заинтересованы в общении с этим
человеком, т. е. несколько вариантов.
При формальном или деловом общении вам
придется приспособиться к его манере
говорить, изредка переспрашивая в
непонятных моментах. При неформальном
или дружеском общении вы можете в мягкой
форме донести до собеседника, что вам
сложно понимать его из-за некоторых
особенностей его речи. -
Личностный
барьер.
У каждого из нас есть характер, и
некоторые его черты могут кого-то не
устраивать. Но у кого-то эти черты
настолько заострены, что его характер
может быть барьером в общении. Например,
чрезмерная медлительность или, наоборот,
суетливость могут раздражать партнеров
по общению.
Барьеры
взаимодействия.
Это барьеры, связанные с взаимодействием
с человеком во время общения и возникающие
из-за недовольства поведением партнера
по общению. Как правило, в позициях
собеседников есть существенные различия.
-
Мотивационный
барьер возникает
тогда, когда у партнеров по общению
разные мотивы вступления в контакт.
Например, вы хотите поддержки от подруги,
а она хочет, чтобы вы обсудили ее новое
платье. В таком случае вы можете
столкнуться с непониманием и даже
поругаться. Чтобы этого не произошло,
полезным будет вовремя обозначать
собственные мотивы: «Знаешь, сейчас
мне очень нужно, чтобы ты меня поддержала,
а потом обсудим платье». -
Барьер
некомпетентности. Вас
может злить некомпетентность партнера,
когда он начинает говорить очевидные
для вас глупости. Это вызывает чувство
злости и потерянного времени. -
Этический
барьер
возникает в ситуации несовместимости
нравственных позиций партнеров по
общению. Главное – не пытаться
перевоспитать или осмеять вашего
собеседника. Гораздо правильнее свернуть
общение или попытаться найти какой-то
компромисс, особенно если у вас есть
какая-то важная общая цель.
Барьеры
понимания и восприятия –
это барьеры, связанные с восприятием и
познанием друг друга, а также с
установлением взаимопонимания на этой
основе.
-
Эстетический
барьер
возникает тогда, когда нам не нравится,
как выглядит собеседник. Для его
возникновения есть разные причины,
например, если он неопрятно или неряшливо
одет или нас раздражает что-то в его
внешности. Не думать об этом бывает
сложно, однако необходимо, ведь этот
контакт может быть для нас очень важен. -
Социальный
барьер. Причиной
затруднений в общении может быть разный
социальный статус партнеров. Если они
придают значение социальному положению
друг друга и для них оно может быть
препятствием, это способно осложнить
общение. Но ведь для многих ситуаций
статус неважен – например, для обсуждения
вашего любимого занятия или поддержки
друг друга. -
Барьер
отрицательных эмоций.
Согласитесь, довольно тяжело общаться
с расстроенным или разозленным человеком.
Многие из нас склонны принимать эти
эмоции на свой счет (хотя бы отчасти).
Здесь необходимо помнить о том, что
зачастую причина плохого настроения
собеседника кроется в каких-то иных
вещах – обстановке в семье, проблемах
на работе или личностном кризисе. Однако
в случае, если отрицательные эмоции
собеседника существенно препятствуют
разговору, его лучше отложить на другое
время. -
Барьер
установки.
Очень часто общение осложняется, если
ваш партнер изначально имеет не очень
хорошее мнение о вас. В большинстве
случаев правильнее всего будет обсудить
этот вопрос и честно спросить об этом
собеседника, попытаться объяснить ему,
что он ошибается. В тех ситуациях, когда
это невозможно, постарайтесь просто
учесть этот факт и строить свое общение
с партнером достаточно аккуратно. Когда
пройдет какое-то время и он поймет, что
его установка ничем не подкрепляется,
она может исчезнуть сама собой. -
Барьер
«двойника».
Он заключается в том, что мы невольно
думаем о нашем собеседнике как о самом
себе: приписываем ему наши мнений и
взгляды и ждем от него тех же поступков,
которые сами бы совершили. Но он другой!
Важно не забывать об этом и стараться
воспринимать и запоминать все то, что
отличает его от нас.
Психологические барьеры общения в системе «начальник–подчиненный
Актуальность проекта для образовательной организации
Руководство в МОУ СОШ № 22 – направленное воздействие на сотрудников, коллектив, в результате которого достигается повышение производительности педагогического труда. Основные задачи руководителя: организовать оптимальное распределение обязанностей, наладить обучение и переобучение работников, сформировать приоритеты развития организации.
Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение в образовательном учреждении новых методов и форм работы и другие. Существует несколько стилей руководства. Основными из них являются демократический, авторитарный и либеральный стили управления.
Демократический стиль управления характеризуется тем, что принятие решений основывается на обсуждении проблемы, при этом учитываются все мнения и инициатива сотрудников, организаторских и коммуникативных способностей.
Авторитарный стиль управления, еще его часто называют диктаторским, для него характерно жесткое единоличное принятие решения руководителем, им же осуществляется жесткий постоянный контроль за выполнением отданных им распоряжений, и при отклонении от нормы следует наказание, забота о личности стоит на последнем месте или вообще отсутствует.
Либерально—анархический стиль управления характеризуется максимально возможной демократией и минимальным контролем за работниками в организации. Как правило, при таком стиле руководства производительность низкая, люди не удовлетворены своей работой.
Сформировать личность подчиненного можно лишь в атмосфере творческого поиска, в процессе развития деятельности. Профессиональное творчество руководителя выражается в открытии новых способов индивидуального воздействия на подчиненного, в нахождении новых вариантов решения задач, в анализе собственной деятельности, который вскрывает новые возможности для оптимизации работы. Психологическая система «руководитель—подчиненный» формирует не только знания, навыки и умения, но и духовный мир подчиненного, приобщает его к достижениям культуры.
Психологическая установка — важное звено, образующееся в системе взаимодействия руководителя и подчиненного. Она выражает внутреннее состояние готовности действовать определенным образом, быть готовым решать смысловые задачи, выбирать из множества предлагаемых задач те, которые приводят к результативным действиям. Установка, образно говоря, выполняет функцию «наведения» подчиненного на определенную информацию и способ действия. Формирование установок готовности подчиненного к деятельности тесно связано с социальными ожиданиями. Это — психическое состояние настроенности на деятельность, на заинтересованность в ней.
Социальные ожидания касаются и руководителя.
Наряду с требованиями, предъявляемыми обществом к руководителю, он в своей работе ориентируется еще и на то, чего ждут от него партнеры и ближайшее окружение: высшая администрация, коллеги-руководители. По мере роста требований к эффективности работы возрастают и социальные ожидания по отношению к руководителю, его хотят видеть лучше, чем он есть. Причем социальные ожидания обращены ко всем руководителям, независимо от стажа работы и возраста.
Социальные ожидания по отношению к руководителю и установки работников должны совпадать. Однако часто встречаются расхождения ожиданий руководителя и установок подчиненных. Форсирование работы, «натаскивание» на результат, как говорят в спорте, достижение результата любой ценой — все это приводит к тому, что из поля зрения руководителя ускользает главная цель — формирование всесторонне развитых личностей.
Сотрудники же, охваченные жаждой результата, перенапрягаются и тем самым приносят вред своей работе и преждевременно, не достигнув результатов, уходят из профессии с чувством собственной неполноценности.
Все это накладывает глубокий отпечаток на личность в целом, изменяет ее характер: отношение к самому себе базируется на неуверенности в своих возможностях; отношение к деятельности—безразличное.
Социальные ожидания по отношению к руководителю в другой форме находят отражение в сознании его сотрудников, в их установках.
В соответствии с ними подчиненные реагируют (положительно или отрицательно) на все, что касается их или же затрагивает их интересы, осознанные или неосознанные влечения, их жизненные ценности.
Положительные установки и информация, которая эти установки пополняет, приобретают своеобразные «магнитные свойства»— притягивается только та информация, которая усиливает мотивацию деятельности и обеспечивает ее эффективность.
Тесный контакт с подчиненными — необходимое условие общения и передачи информации, активизации сознания и закрепления у них определенных знаний, умений и навыков.
На пути оптимизации общения руководителя и подчиненного, их взаимного понимания стоит множество препятствий, осложняющих взаимопонимание, и снижающих силу воздействия на производственный процесс и его результативность. Среди факторов, определяющих качество общения и взаимопонимания, можно выделить для анализа уровни сознания.
С учетом всей оригинальности и самобытности протекания познавательных процессов, эмоционального отношения к окружающему, проявлений воли и характера, можно выделить два относительно самостоятельных состояния сознания подчиненного.
Обыденное сознание складывается на определенных впечатлениях, представлениях и простейших суждениях о процессе профессионального воспитания, почерпнутых из опыта других людей, из рассказов и иных источников. Они позволяют сотруднику еще до занятия профессиональной деятельностью выработать свою точку зрения.
Теоретическое сознание. Между обыденным и теоретическим состоянием сознания подчиненного нет непреодолимой пропасти. Они составляют процесс познания и действий человека, с закономерностями которого надо считаться и использовать эти законы для оптимизации деятельности. «Конечными продуктами» теоретического состояния сознания, его богатством и оружием являются научные понятия, суждения и умозаключения. Они-то и позволяют личности в жизни и труде действовать целесообразно, допуская минимум возможных ошибок.
Важность формирования теоретического сознания начинающего подчиненного обусловлена тем, что обыденное сознание и его точка зрения становятся живым фильтром информации — фильтром доверия. Порой принимаются ложные и вредные суждения, им оказывается доверие.
Чем более развита личность, тем содержательнее ее сознание, тем выше активная деятельность эмоционально-чувственной сферы.
И обыденное, и теоретическое сознание имеют «барьеры», которые руководителю в общении с подчиненным предстоит преодолевать.
Психологические барьеры общения в системе «начальник–подчиненный»
Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых, по-другому, во-вторых, по-своему.
Барьеры общения – это психологические и социальные препятствия, отрицательно влияющие на эффективность общения.
В деловом общении между партнерами могут возникать совершенно специфические барьеры. Причины их появления разные. Для того чтобы дело не дошло до стресса, нужно научиться предупреждать возникновение барьеров в общении, а если уж они возникли, успешно их преодолевать.
Рассмотрим основные барьеры, возникающие на пути к плодотворному общению.
— Барьеры взаимодействия
Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу.
Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.
Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не эффективно.
— Барьеры восприятия и понимания
Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, и тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что нас что-то коробит.
Комфортному общению может препятствовать и барьер социального статуса, разного социального положения собеседников. Люди разного статуса – это люди с разным мировоззрением и стилем жизни, привыкшие по-своему воспринимать должное, правильное (с их точки зрения) поведение. Преодоление этого барьера, зависит от уровня развития личности, от умения отличать свои привычки восприятия от реального видения ситуации.
В деловом общении этот барьер мешает эффективной коммуникации, способствует «вертикальным» конфликтам (начальник-подчинённый). Особенно если один из собеседников привык испытывать трепет перед начальством. Перед разговором с начальником, вспомните, что начальник такой же человек, как и Вы, ему присущи все человеческие слабости. И у Вас нет реальных причин для волнения. Вы вполне можете говорить спокойно и просто, и добиться понимания. Если Вы уважаете себя и свое дело, он это почувствует.
Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает, не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п. Необходимо, придя на встречу заранее, постараться узнать, какая обстановка на фирме, в каком настроении деловой партнер. Иногда бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, то надо в начале разговора помочь партнеру улучшить его эмоциональное состояние, а потом переходить к цели Вашего общения.
Состояние здоровья человека, физическое или духовное, также влияет на то, как человек общается. Наблюдательным людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится.
— Барьеры авторитета
Барьер недостаточного понимания важности общения возникает как следствие ложной установки руководителя высшего звена, считающего, что полную информацию подчиненному сообщать не обязательно, или вследствие недооценки им общения как механизма управления людьми. Чем выше уровень организаторских стремлений и способностей, тем выше авторитет руководителя, уважение к нему со стороны подчиненных
— Барьер речи возникает вследствие допущенных речевых ошибок, ибо речь — основное средство общения. Этот барьер искажает (а иногда и полностью заглушает) слова говорящего.
Возникает такой барьер в результате:
- эмоционального возбуждения, вызванного взаимной индукцией или самоиндукцией;
- неправильного выбора слов;
- ошибок в построении сообщения;
- неверной оценки способности партнера понять передаваемую ему информацию;
- слабой аргументации;
- не владения социально-психологическими механизмами общения.
Итак, барьер общения — это препятствие на пути к психологическому контакту и эффективному влиянию партнеров друг на друга. Барьеры рассмотренной группы можно назвать личностными.
Предвзятые представления возникают в результате снижения уровня самокритичности и завышения самооценки (не всегда обоснованного). В этом случае человек ищет контакта только с теми, кто разделяет его взгляды и идеи, и отвергает все, что им противоречит.
Неадекватные отношения формируются вследствие смещения функционально-ролевых и личностных позиций. Они препятствуют налаживанию контактов и созданию обстановки психологического равенства партнеров по общению.
Отсутствие интереса характеризует ситуацию, когда человек в процессе общения перестает придавать значение воспринимаемой им информации. Отсутствие же внимания определяется отсутствием интереса, а также (и это весьма важно) неумением управлять своим вниманием.
Пренебрежение фактами — следствие привычки делать поспешные выводы и заключения, не располагая достаточным числом фактов или неправильно их понимая.
— Барьер неправильной установки сознания. Установка — это готовность к действию в соответствии с ситуацией общения. Так называемая неправильная установка возникает в итоге деформации ее:
- стереотипами мышления;
- предвзятыми представлениями;
- неадекватными отношениями;
- отсутствием внимания и интереса к кому-либо или чему-либо;
- пренебрежением фактами.
Стереотип представляет собой устойчивое, упрощенное мнение об отдельных людях и ситуациях. Стереотипы создают барьеры в общении двояким образом: смысл информации может быть искажен стереотипом говорящего, а также стереотипным мышлением воспринимающего.
Система действий, позволяющих исключить (минимизировать) психологические барьеры общения в системе «начальник–подчиненный»
Нельзя полностью оградить коллектив и человека в нем от влияния барьеров общения, но есть масса способов хоть как-то сократить их количество.
К примеру, необходимо сбалансировать рабочее место каждого сотрудника. Это означает, что рабочее место должно быть обеспечено всем необходимым оборудованием и средствами для выполнения функций для каждого работника, в зависимости от его трудовых обязанностей. Также необходимо взаимно уравновесить права и обязанности каждого сотрудника или, по крайней мере, сотрудников, занимающихся одним делом.
Если руководитель ДОУ будет придерживаться следующего разработанного свода правил, то психологические барьеры в системе «начальник — подчиненный» будут минимизированы.
Правило 1. Необходимо давать своим подчиненным конкретные задания, которые возможно выполнить. Распоряжение должно быть изложено доступным языком с точно поставленными задачами и целями, при необходимости повторить еще раз распоряжение или попросить изложить его того сотрудника, которому оно дано.
Правило 2. Все распоряжения и приказы, отдаваемые руководителем, должны быть законными и не превышать должностные полномочия. Руководитель никогда не должен идти вразрез с законом и должен давать только законно обоснованные распоряжения.
Правило 3. Критиковать подчиненного не в присутствии других подчиненных, а один на один с ним. Как говорится, «хвали на людях, ругай наедине».
Также при критике нельзя указывать на личность подчиненного, необходимо делать акцент на те действия или бездействия, которые он совершил. При этом по возможности необходимо указывать на пути разрешения сложившейся ситуации.
Правило 4. Критиковать только после того, как похвалили своего сотрудника. То есть начните разговор с сотрудником с положительных моментов и достижений этого сотрудника, тем самым вы положительно настроите его по отношению к вам. А уже после порции похвалы укажите на недочеты в его работе.
Правило 5. Никогда не указывать на национальность сотрудника, его вероисповедание, не давать негативную характеристику той социальной группе, к которой он относится, т. е. вести себя с подчиненным на равных, чтобы у подчиненного не возникало чувства дискомфорта.
Правило 6. Всегда быть справедливым по отношению к подчиненным, не выделять любимчиков, а честно отмечать и поощрять заслуги всех подчиненных.
Правило 7. Всегда контролировать исполнение распоряжений в ходе их выполнения. Это повысит качество выполнения и при необходимости вовремя откорректирует действия подчиненного.
Правило 8. Никогда не пытаться за короткий период времени перевоспитать подчиненного, который вам неугоден. Если попытаться перевоспитать подчиненного за короткий срок, то это приведет к конфликтным ситуациям.
Правило 9. Как можно реже наказывайте своих подчиненных и как можно чаще помогайте им в выполнении распоряжений, не указывая на свое превосходство над ними, давая возможность подчиненному раскрыться.
Правило 10. Никогда не винить подчиненных в своих неудачах и ошибках
К примеру, для преодоления «барьера чрезмерного доверия» и «барьера непонимания» руководители часто пользуются закономерностями мышления самих же подчиненных. Способность мышления к ассоциациям, к связыванию личного опыта с логикой движений и действий, образность и воображение позволяют даже детям и подросткам осваивать самые сложные абстракции, отражающие существенные стороны их деятельности. Для подведения подчиненного к пониманию той или иной теоретической идеи, можно провести его через ряд ассоциаций: вот, смотри, ведь у тебя все это было в мыслях, но разрозненно и распыленно; теперь же, когда усвоен закон, все стало на место, приобрело порядок, и это легко и просто понять. К ходу подводящих ассоциаций, аналогий и подобий человек обязательно добавит свои знания, и у него останется впечатление, что все это — достижение его мысли, его собственное открытие.
Следует также учитывать, что по облику руководителя определяется уровень исключения сложившихся барьеров. В регулировании человеческих ресурсов особое значение имеют психологическая подготовка руководителя, умение решать конфликтные ситуации, находить выход из затруднительных ситуаций, умение управлять людьми. Этика руководителя основывается на нравственности должностного лица, его ответственности, поддержании профессиональной чести, самоидентификации с профессиональной группой.
Крайне важно развивать нравственно-психологические качества руководителя:
1) высокий профессионализм, а именно управленческая компетентность, культура, мировоззрение;
2) ответственность и надежность, возрождение личных традиций;
3) уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных;
4) самостоятельность;
5) способность к решению задач;
6) эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
7) коммуникабельность, обязательность, близость с подчиненными, внешняя привлекательность, организационные качества;
способность к психоанализу и самоконтролю;
9) терпимость к слабостям работников;
10) приоритет личного примера в работе с подчиненными;
11) взаимное уважение;
12) разумное отношение к критике;
13) поддержка инициатив работников;
14) четкие требования и границы времени рабочего задания;
Таким образом, в систему действий, направленных на исключение барьеров, обязательно анализировать имеющиеся стили руководства, анализировать возникающие барьеры, руководителю необходимо постоянно стремиться к саморазвитию, организация и проведение корпоративных мероприятий, усовершенствовать систему стимулирования педагогических работников.
Что такое психологический барьер?
Психологический барьер — это состояние человека, которое не дает возможности осуществить желаемое действие и становится препятствием для проявления своей активности.
Например, Вы учите иностранный язык и на курсах спокойно отвечаете на вопросы и высказываетесь на английском языке. А при виде иностранца Вы теряетесь и не можете произнести ни слова. Это и есть проявление психологического барьера.
Психологический барьер имеет пассивную окраску. Такое состояние может усилить негативные переживания.
Доминантный тип
Этот индивид сам инициирует общение, не задумываясь о его целесообразности. Человек гордится тем, что сам начинает разговор, не дает возможности высказаться другим, подавляет своим напором активность партнеров. Диалог сопровождается повышением голоса, постоянным перебиванием, многократными повторениями информации. Психологические барьеры общения в системе начальник – подчиненный зачастую возникают именно в этих случаях, поскольку босс априори является доминантным субъектом для своего сотрудника. В общении с таким человеком рекомендуется придерживаться спокойствия, лояльно отстаивая свою точку зрения.
Причины возникновения психологического барьера
Американские психологи в 2014 году провели опрос, в котором выяснили, что 30% людей регулярно имеют проблемы при общении. Основные их жалобы были на внутреннюю тревожность, дискомфорт и неконтролируемый страх.
- Внутреннее чувство страха быть неправильно понятым;
- Незнакомая обстановка вызывает стрессовую ситуацию;
- Тревога ошибиться из-за отсутствия практического опыта;
- Разговор с новыми людьми затруднен из-за волнения и неуверенности.
Такое поведение свойственно определенной категорией людей, которые имеют:
- Заниженную самооценку;
- Замкнутый характер;
- Внутреннее чувство страха неопределенности;
- Внутренний конфликт с самим собой.
Похожая статья: Меркантильность — что это? Признаки, как распознать
Проблемы в отношениях начальник-подчиненный
Очень часто возникают психологические барьеры общения в системе начальник-подчиненный. Эта проблема весьма актуальна для современной жизни, поскольку именно от правильного управления зависит оптимизация социально-психологической атмосферы в коллективе. А это значительно влияет на возможность реализации целей производства или предприятия. В задачи руководителя входит решение управленческих задач и возможности для самоусовершенствования и достижения успехов его сотрудников. Начальник должен построить отношения так, чтобы подчиненный понимал, что хочет от него босс, и принимал его позицию. Конфликтные ситуации возникают в процессе выдачи распорядительной информации, которая не всегда подается в надлежащем виде. Начальник может злоупотреблять своей властью и применять чрезмерно строгие меры.
Психологические барьеры начальник-подчиненный становятся основным препятствием для качественного выполнения работ наемным сотрудником. Когда человек ощущает на себе чрезмерное давление, предвзятое отношение и демонстративное игнорирование его интересов, его производительность резко снижается. Подчиненный находится в постоянном стрессе, что отражается не только на его показателях в работе, но и на состоянии здоровья. Очень часто нездоровые отношения в коллективе становятся причиной и личных трагедий и банкротства целых предприятий.
Виды психологических барьеров
- Барьер «Первого впечатления» — это внутренний страх человека, который не уверен, что окажет должное впечатление при первом знакомстве. Он предпочитает молчать, чтобы лучше узнать собеседников. Молчаливая неактивная позиция позволяет оценить свои способности в сравнении с другими людьми.
- Личный барьер в отношениях с другим человеком. В отношениях между собеседниками может возникнуть конфликтная ситуация из-за разного мнения по поводу восприятия какой-то жизненной ситуации. Каждый остается при своем мнении. В этот момент выстраивается личный барьер между людьми, который часто бывает непреодолимым. Вплоть до полного прекращения общения.
- Барьер противоположностей. Люди с разным темпераментом, например холерик — флегматик, оптимист — пессимист, руководитель — подчиненный разговаривают с разным темпом речи, жестикуляцией и противоположными взглядами и разными социальными статусами. Несовпадение темперамента и позиций становится барьером при общении с более активным (доминантным) человеком. Медлительного флегматика пугают импульсивные жестикуляции. Учитель всегда будет иметь доминантное превосходство над учеником.
- Моральный барьер. Неприязнь к грубости, хамству, лживости и внешнему виду создает барьер, основанный на моральных принципах. Человек ограждается барьером от общения с неприятными людьми. Самым лучшим примером, который можно привести в этом пункте, можно назвать общение с бомжом-алкоголиком. Уже одно название вызывает неприятные эстетические воспоминания.
Морально-этические
Морально-этические барьеры – это именно то, что часто сдерживает нас от совершения безнравственных поступков. Их наличие во многом зависит от воспитания.
Нельзя сказать, что наличие определенных морально-этических барьеров – это плохо
К примеру, если человек испытывает яркие негативные чувства по отношению к таким явлениям, как воровство, хамство, супружеские измены, обман – это характеризует его положительным образом. Ясные представления о нормах этики и духовных ценностях помогают ему вести честную жизнь.
Проблемы начинаются, когда слишком строгое воспитание перетекает в ханжество, и человек начинает осуждать людей из своего окружения, знакомых и близких. В этом случае он может высказывать оценочные суждения и получать в ответ резкий отпор. Это легко приведет к коммуникативным барьерам.
Как работать с барьерами этого типа: жить в согласии с собственной совестью, но не пытаться перевоспитать других людей.
Как преодолеть психологический барьер
Если Вы все чаще отслеживаете у себя наличие психологических барьеров, то должны обязательно задуматься об их преодолении.
Если с этим не работать, то в скором времени обнаружите в себе такие черты характера, как:
- отсутствие инициативы;
- уступчивость;
- неумение отстаивать собственное мнение.
Похожая статья: Эмпатия и эмпаты — что означает?
Преодоление психологического барьера проходит одновременно с избавлением от внутренних зажимов.
- Научиться определять свои чувства. При выстраивании психологического барьера задавать себе вопрос: «Что я чувствую в этот момент?». На следующем этапе поработать над собой, над преодолением выявленных эмоций.
- Посетить тренинги по преодолению определенного психологического барьера. Групповая терапия под управлением психолога способна устранить первопричины.
- Иметь в словарном запасе фразы-клише, которые легко вставить в разговор на любую тему.
- Не бойтесь задавать вопросы, чтобы правильно понять собеседника. Переспрашивайте и уточняйте, если Вам не понятна тема разговора.
- Постоянно заниматься саморазвитием и личностным ростом, тем самым поднимая самооценку.
Способы преодоления
- Следует научиться понимать себя (чувствовать в какой именно момент начинает выстраиваться барьер) и других (видеть их поведение и распознавать чужие барьеры).
- Постараться создать комфортную атмосферу во время общения. Если замечаете что та или иная тема вызывает столкновение характеров и мнений лучше переключиться на что-то более оптимистичное, легкое и непринужденное.
- Активное использование чувства юмора всегда помогает расслабиться и поспособствует веселому диалогу.
- Слишком импульсивным личностям стоит немного контролировать свою громкую речь и активную жестикуляцию.
- Посещение социально-психологических тренингов.
Как устранить барьер в общении
Для улучшения взаимоотношений с собеседником используйте эти правила при общении:
- Общайтесь с собеседником «на одном языке». Используйте типичные фразы и привычные выражения, которые помогут найти общий язык.
- Умейте слушать. Не перебивайте собеседника.
- Соблюдайте субординацию. Не ставьте себя выше и не принижайтесь перед собеседником.
- Учитесь выстраивать разговор с возможностью найти компромисс при разнице во мнениях.
- Будьте позитивным, используйте шутки для устранения недопонимания.
- Не общайтесь с раздраженными и агрессивными людьми. В стрессовой ситуации конструктивный разговор не получится.
- Не обвиняйте собеседника, снисходительно относитесь к его недостаткам.
Типы субъектов общения
Психологические барьеры взаимодействия возникают в результате разницы в темпераментах людей. При встрече двух личностей с различными типами нервной системы, реакцией на окружающую среду и манерой воспитания, обязательно возникнет неописуемая преграда, которая навредит их общению. Психологи рекомендуют разобраться, к какому типу относится сам человек и его собеседник. Это определение поможет правильно выстроить дальнейший диалог или принять решение о прекращении общения.
Как преодолеть языковый барьер в английском языке
Язык иногда вместо дороги превращается в барьер. (ДЭНИЕЛ КИЗ. ЦВЕТЫ ДЛЯ ЭЛДЖЕРНОНА. ДОКТОР ШТРАУС)
Спокойствие
Первые разговоры с иностранцем даются непросто. В этот момент важно успокоиться. Вспомните, как приятно, когда иностранец говорит на русском языке с многочисленными ошибками и нисколько от этого не волнуется. Мы воспринимаем его с пониманием и стараемся всячески помочь.
Похожая статья: Как простить обиду — лучшая техника прощения обиды
То же самое происходит и тогда, когда начинаете говорить Вы. Даже имея начальные знания иностранного языка можно быть понятым. Старайтесь объясняться спокойно, не нервничайте. Иностранцы благодушно относятся ко всем, кто старается освоить их язык.
Не боитесь допускать ошибки
Избавьтесь от перфекционизма. Разрешите себе допускать ошибки. На первоначальном уровне оттачивания разговорной речи их будет очень много. И это не страшно. Иностранцы снисходительно относятся и с удовольствием общаются даже с начинающим практикующим иностранную речь.
Не торопитесь, старайтесь четко произносить звуки
Конечно, хочется сразу же научиться бегло говорить по-английски. К сожалению, это невозможно. Просите собеседника указывать Вам на ошибки речи, поправлять Вас. Вначале первых шагов при общении делайте упор на грамотную речь, а не на быструю.
Учитесь улавливать суть разговора
Чтобы общаться с иностранцами, нужно понимать о чем говорят они. Больше смотрите фильмы и сериалы на английском. Не старайтесь понимать все дословно, улавливайте суть сказанного.
Вслушивайтесь в блок высказывания, а не зацикливайтесь на переводе отдельных слов.
Переспрашивайте
Если Вы ничего не поняли из сказанного Вам, попросите повторить собеседника в медленном темпе, а возможно и более простыми фразами. Вашу просьбу обязательно воспримут адекватно. Ведь каждый человек понимает, как сложно воспринимается на слух неродной язык.
Каким образом определить?
Во время вербального общения, помимо внутреннего ощущения, что происходит что-то не то, и вы или вас не понимают, существуют ещё невербальные признаки, по которым также можно заметить наличие сложностей. Чтобы лучше в них разбираться, рекомендую прочитать эту статью.
- Мимика. Если лицо партнёра напряжено или он выражает противоречивые эмоции. То есть, улыбка напоминает оскал, ведь при искренности в уголках глаз появляются маленькие морщинки, так называемые «гусиные лапки».
- Поза. Закрытая поза, когда скрещённые ноги или руки, человек вовсе отворачивается от вас или демонстрирует чрезмерную расслабленность – маячки того, что следует задуматься о том, что происходит.
- Жесты. Когда резкие, слишком быстрые движения, или руки сжаты в кулаки, спрятаны под столом – задумайтесь, вдруг стоит взять перерыв или сменить тактику.
- Взгляд. Он может быть пустым, то есть отсутствующим, на вас смотрят как-бы сквозь. Слишком длительным, или наоборот, «бегающим».
Рекомендации, которые помогут избавиться
Существуют проверенные способы преодоления преград в общении. К ним относятся:
- «имя собственное» (важно произносить имя спутника; такое внимание помогает человеку самоутвердиться; это расслабляет, вызывает доверие);
- «зеркало отношений» (выражается в теплой улыбке, доброжелательном тоне и участливом выражении лица; у спутника возникает ощущение защищенности);
- «золотые слова» (комплименты создают иллюзию совершенствования, появляется чувство удовлетворенности);
- «терпеливый слушатель» (внимательное выслушивание жалоб человека);
- «личная жизнь» (стоит проявить внимание к внутреннему миру и увлечениям спутника; после этого человек «открывается», общается активнее).
Некоторые барьеры можно устранить, а остальные – умело обойти. Важно проявлять терпение, внимательность и участливость.
Качества характера, создающие проблемы
На первое место можно поставить гордыню, ведь остальные качества – производные от нее. Эта черта проявляется в возвышении себя и снисходительном отношении к окружающим. Контактируя с гордецом, человеку приходится сдерживаться, чтобы избежать конфликтов.
Хвастовство – способ самоутверждения. За этой чертой может скрываться неуверенность, потребность в похвале. Хвастливые личности часто бывают тщеславными. Это следующая отрицательная черта. Тщеславный человек зависит от лести, чужого мнения. Он верит в свою значимость, только если видит одобрение окружающих. Важно научиться хвалить себя, ведь льстецы редко бывают искренними. Их цель – манипулирование тщеславным человеком.
Властолюбие выражается в неприятии чужих мнений и желаний. Это болезненная потребность контролировать окружающих. Чтобы плодотворно общаться с властолюбивым человеком, нужно уметь четко аргументировать позицию. В первую очередь властолюбец подавляет неуверенных личностей.
Вспыльчивость – неспособность осознавать свои эмоции, контролировать их. Вспыльчивая личность замечает последствия эмоционального «взрыва» после его окончания. Собеседникам такого человека приходится проявлять особенное спокойствие, не «отзеркаливать» грубые слова противоположной стороны.
Как выстроить и отстоять личные границы
Психологи используют гештальт-терапию при работе с нарушением личностных границ у пациентов. Различные упражнения оказывают стабильный позитивный результат.
В первую очередь необходимо научиться:
- Дистанцироваться от опасной или неприятной ситуации. Если это невозможно сделать физически, практикуйте эмоциональное отторжение.
- Адекватно применять слова «да» и «нет». Открываться для «импорта» и «экспорта» в зависимости от ситуации и без нанесения вреда себе. Это не отсутствие сострадания к людям. Если чужие несчастья – источник депрессии, речь идет о вашем саморазрушении.
- Сближаться с людьми, которые не будут вас «заряжать» неприятными переживаниями. Психологический комфорт и безопасность – прежде всего.
При взаимоотношениях с окружающим миром следует учитывать свои интересы и интересы других людей. Соблюдайте разумный баланс. Перевес в любую сторону неизбежно приводит к негативному результату.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Тема 9. Барьеры в общении
Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними.
Ли Якокка
Осуждают то, чего не понимают.
Квинтилиан
Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых, по-другому, во-вторых, по-своему.
В деловом общении между партнерами могут возникать совершенно специфические барьеры. Причины их появления разные. Для того чтобы дело не дошло до стресса, нужно научиться предупреждать возникновение барьеров в общении, а если уж они возникли, успешно их преодолевать.
Рассмотрим основные барьеры, возникающие на пути к плодотворному общению.
Барьеры взаимодействия. Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу.
Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.
Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не рекомендуется.
У каждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии. Поэтому в деловом общении часто может возникать барьер стилей общения. Содержание стиля общения составляют
· преобладающий мотив общения (взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника и т. п.);
· отношение к другим людям (мягкость, доброжелательность, терпимость, жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность и т. п.);
· отношение к себе (самолюбование, признание своих недостатков, отстаивание «чести мундира», навязывание своего мнения и т. п.);
· характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство и т. п.).
Как же сделать так, чтобы стиль общения партнера не стал препятствием в общении с ним? Необходимо осознать, что стиль поведения человека – это проявление его глубинных сущностных характеристик, и. если это не мешает делу, его следует принимать, каким бы ни было наше отношение.
Барьеры восприятия и понимания. Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, и тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что нас что-то коробит.
Комфортному общению может препятствовать и разное социальное положение партнеров, особенно если один из них привык испытывать трепет перед начальством. Избавиться от такого отношения помогает следующая установка перед разговором: «Начальник такой же человек, как и я. Ему присущи все человеческие слабости. У меня нет причин для волнения. Я буду говорить спокойно и просто, рассчитывая на понимание. Я уважаю себя и свое дело, и он это почувствует».
Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает не поднимая глаз и т. п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т. п. Необходимо, придя на встречу заранее, постараться узнать, какая обстановка на фирме, в каком настроении деловой партнер. Иногда бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, то надо в начале разговора помочь партнеру улучшить его эмоциональное состояние.
Состояние здоровья человека, физическое или духовное , также влияет на то, как человек общается. Наблюдательным людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится.
Психологическая защита, выстраиваемая деловым партнером, – серьезный барьер общения. Осознав, что барьер в общении с неудобным сотрудником или партнером вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком постепенно исчезнут.
Барьер установки. Ваш деловой партнер может обладать негативной установкой по отношению к вам или к фирме, представителем которой вы являетесь. Если вы столкнулись в барьером установки, лучше не пытаться переубеждать партнера. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.
Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. Но он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и установками. Чтобы барьер двойника не возникал, нужно развивать способности к децентрации.
Коммуникативные барьеры. Семантический барьер возникает тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей. Причины возникновения этого барьеры различны. Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера, использовать понятную для него лексику; слова, имеющие разные значения, необходимо объяснять, в каком смысле то или иное слово вы использовали.
Неумение выражать свои мысли (логический барьер) очень мешает общению. Гельвеций говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их… Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения». Необходимо набраться терпения и использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.
Плохая техника речи (фонетический барьер) очень мешает эффективному общению. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим партнером, придется приспосабливаться к его манере говорить и не показывать вида, что вы чем-то недовольны.
Неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова (подробнее см. Слушание в деловой коммуникации). Компенсировать неумение партнера слушать можно только своим искусством говорить.
Барьер модальностей возникает тогда, когда человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации (подробнее см. Вербальные средства коммуникации). Знание того, что у каждого человека есть определенный приоритетный канал восприятия, делает нас терпимее, а умение его определять позволяет найти адекватный язык общения с конкретным собеседником, сделать контакт с ним не только бесконфликтным, но и эффективным. Для того чтобы в коммуникации не возникал барьер модальностей, нужно передавать информацию в той модальности, в которой ее легче всего воспринимать партнеру, в той форме, в которой она ему понятна.
Барьер характера тоже создает сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками.
Невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. К сожалению, проявления невоспитанности нередки даже в деловой коммуникации. Невежливое обращение можно пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью. Бывают ситуации, когда вы вынуждены выслушать справедливое или несправедливое выражение возмущения. Помните, что ваша цель – сотрудничество, а не конфликт. Когда человек груб, возникает желание тотчас резко поставить его на место. Но это может привести к перебранке. Лучше ответить холодным и спокойным тоном. На многих это действует отрезвляюще. Есть и другие способы успокоить возмущенного собеседника:
· прием «чужая роль»: если собеседник возмущается или кричит, попробуйте войти в его положение, посмотреть на ситуацию его глазами; стоит сказать человеку «Понимаю Вас» – и появляется возможность конструктивно повести разговор;
· сочувственное отношение к партнеру : помните, что признание правоты собеседника и сочувствие ему обычно гасят огонь возмущения;
· напряженную обстановку можно разрядить и шуткой , но она даст нужный эффект лишь тогда, когда вы уверены в том, что у вашего партнера есть чувство юмора;
· прием отстранения: можно ненавязчиво рассматривать кричащего, сосредоточившись на какой-нибудь мелочи в его костюме или прическе; можно размышлять о его возрасте, семейном положении, любимом занятии; полезно также анализировать речь: особенности произношения слов, богатство лексики, интонации, удачные речевые обороты, ошибки в произношении слов и построении фраз.
Эти приемы позволяют перенести неблагоприятное воздействие без стресса. Разрядившись и не заведя вас, партнер обычно чувствует себя неловко, а то и испытывает чувство вины. В таком состоянии он готов к продолжению контакта. И теперь все зависит от вашего желания общаться с этим человеком.
Чтобы не возникал барьер невежливости в общении с вами, будьте внимательны к партнеру с первой же минуты разговора.
Как преодолеть барьеры в общении? Прежде всего – вырабатывать чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических особенностей, а может быть, и проблем.
Наши типичные ошибки:
· неправильные ожидания в отношении партнера (неправильные ожидания возникают в результате следующей ошибки: если мы знаем человека недостаточно, лишь какую-то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраиваем его образ как положительный или отрицательный, а потом связываем свои ожидания с нами же созданным образом);
· нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем (лучше сразу четко сформулировать свои ожидания, объяснить причины и т. д.);
· не улавливаем подтекст разговора (часто мы не предполагаем, что партнер тоже может прямо не высказывать свои желания и истинное настроение);
· если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло (причина же может быть совсем в другом; людей обычно огорчают и раздражают несправедливые обвинения в плохом отношении, получается, что мы сами и провоцируем конфликт);
· мы стараемся оправдать ожидания собеседника (в общении с хорошим человеком это приводит к неестественности отношений, которая нередко обнаруживается в самый неподходящий момент; если же мы идем на поводу у манипулятора, последствия еще хуже.).
Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить «диагноз» себе или партнеру и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое коммуникативные барьеры?
2. Назовите основные характеристики логического барьера и пути их преодоления.
3. Назовите основные характеристики барьера восприятия и понимания и пути его преодоления.
4. Назовите основные характеристики семантического барьера и пути его преодоления.
5. Назовите основные характеристики фонетического барьера и пути его преодоления.
6. Назовите основные характеристики барьера взаимодействия и пути его преодоления.
Задание 1
Определите, владеете ли вы навыками человека, приятного в общении:
· Умеете ли вы поздороваться так, чтобы вам улыбнулись в ответ?
· Умеете ли вы так прервать затянувшийся разговор, чтобы собеседник на вас не обиделся?
· Умеете ли вы шуткой разрядить обстановку, остудить закипевшие страсти?
· Умеете ли вы так отказать человеку, обратившемуся к вам с бестактной или несвоевременной просьбой, чтобы не прервать с ним отношения?
· Если с вами грубы, можете ли вы не отвечать грубостью? Способны ли вы спокойно ответить грубияну или другим способом осадить его?
· Умеете ли вы попрощаться так, чтобы вас захотелось увидеть снова?
Задание 2 Расскажите о своем опыте преодоления барьеров в общении. Проблемные ситуации обсудите.
Задание 3 Эвфемизмы – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, например, вместо «он умер» – «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т. п. Придумайте не менее 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к ним эвфемизмы.
Задание 4
Назовите вежливые формы обращения с просьбой ( прошу вас, будьте так любезны и т. п.), затем вежливые формы отказа ( к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т. п.)
Вспомните о предпочтительности в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении ( хотелось бы ), ответа по формуле да, но…
Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.
Задание 5 Разбейтесь на пары. Один партнер должен придумать бестактную просьбу, другой – отказать в этой просьбе, но так, чтобы не прослыть занудой и не прервать отношения с человеком.
Задание 6
Работа над правильностью речи.
1. Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление, свободная вакансия, прейскурант цен, памятный сувенир, будущие перспективы, смелый риск, первая премьера, моя автобиография, первое боевое крещение, хронометраж времени.
2. Устраните многословие в выражениях: каждая минута времени, отступать назад, в декабре месяце, впервые познакомиться, завещать в наследство, в летний период времени, ошибочное заблуждение.
3. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами: сравнять и сравнить; надевать и одевать; эффектный и эффективный; экономный и экономичный; невежа и невежда; ванна и ванная; одинарный и ординарный; апробировать и опробовать; представить и предоставить; акционерный и акционерский; планировка и планирование; абонент и абонемент; хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант; парламентер и парламентарий.
4. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.
Задание 7
Проработайте возможные орфоэпические ошибки в словах:
1) каталог, квартал, красивее, аристократия;
2) товарищеская ответственность, задолго, партнер;
3) осведомиться, эксперт, феномен, созыв сессии;
4) упрочение, обеспечение, хозяева, украинец;
5) оптовые цены, валовой доход, перспектива;
6) безудержный, начать, бряцать, газопровод, нефтепровод;
7) хозяева, мельком, тяжба, тесно;
звонит, загнутый, намерение, ходатай;
9) ходатайствовать, осведомиться, кладовая;
10) языковая колбаса, языковая ошибка, воры, в спину, вы правы;
11) одновременный, углубить, опошлить, нормировать;
12) ножницы, прочитанный, светло, некоторые;
13) намереваться, принять, в голову;
14) формировать, хаос, прибывший, давнишний;
15) истекший, бытие, дебаты, фарватер;
16) тест, темп, диспансер, демагогия;
17) тенденция, претензия, претендент, декольте;
18) компетентный (или [пент]), констатировать (или [стант]), эскорт (или экскорт), юрисконсульт (или юристконсульт), беспрецедентный (или [ценд]).
Задание 8
1. Проспрягайте глаголы понять, начать, принять в прошедшем временем, а глагол хотеть – в настоящем времени.
2. Как правильно: так много или столько много, очки надеть или одеть, осмеять или обсмеять?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Тема 5. Манипуляции в общении
Тема 5. Манипуляции в общении
Что случится, если мы возьмем нашу жизнь в собственные руки? Произойдет нечто ужасно: нам некого будет винить за неё.
Эрика Джонг
В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую, которая
Учет потребностей в общении
Учет потребностей в общении
Тренинг включает как минимум два компонента: содержание и взаимодействие (отношения) между участниками. Взрослые люди имеют потребность в разных уровнях общения, и тренер обязан обеспечить условия для ее удовлетворения. Одним нужно общение с
Вопрос 123 Что такое коммуникационные барьеры?
Вопрос 123 Что такое коммуникационные барьеры?
Ответ Коммуникационные барьеры представляют собой препятствия в получении информации, передаваемой по каналам коммуникации, и в ее понимании. Существуют барьеры на макро– и микроуровне.К макробарьерам можно отнести
7.1. Коммуникативная культура в деловом общении
7.1. Коммуникативная культура в деловом общении
Знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и
3. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры
3. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры
Существуют межличностные и организационные формы коммуникаций, последние в конечном счете тоже сводятся к межличностным. В зависимости от канала передачи межличностные коммуникации подразделяют на устные и
4. Формы организационных коммуникаций, их барьеры
4. Формы организационных коммуникаций, их барьеры
Формы организационных коммуникаций:1) коммуникация с внешней средой;2) вертикальные коммуникации в рамках организации;3) горизонтальные коммуникации внутри организации;4) неформальные коммуникации;5) коммуникационные
Проникновение/барьеры
Проникновение/барьеры
27. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры
27. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры
Существуют межличностные и организационные формы коммуникаций, последние в конечном счете тоже сводятся к межличностным. В зависимости от канала передачи межличностные коммуникации подразделяют на устные и
28. Формы организационных коммуникаций, их барьеры
28. Формы организационных коммуникаций, их барьеры
Формы организационных коммуникаций:1) коммуникация с внешней средой;2) вертикальные коммуникации в рамках организации;3) горизонтальные коммуникации внутри организации;4) неформальные коммуникации;5) коммуникационные
6.10. Практическое упражнение «Коммуникационные барьеры»
6.10. Практическое упражнение «Коммуникационные барьеры»
Цель.Овладеть навыками анализа коммуникационных барьеров.Задание.Проанализируйте приведенные в табл. 6.7 помехи при общении. Определите, проявлением какого барьера является каждая из них, и заполните