«Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества» (Иис.Нав.9:14,15)
Все ошибаются
Ошибки разных людей имеют разную цену: ошибку стоматолога выдирают с корнем, ошибка адвоката может стоить свободы, за ошибки студента преподаватели ставят двойку, ошибку аптекаря иногда хоронят, ошибка электрика дергает вас током.
Мы все способны допускать промахи. Как известно, ошибок не делает только тот, кто не делает ничего. И основной вопрос не в том, ошибаемся мы или нет, а в том, как мы реагируем на то, когда наша ошибка становится известной. Ошибка, которую допустил Иисус Навин, как и все старейшины, вскрылась достаточно скоро. Это классический случай того, что случается с нами, когда мы ошибаемся. Но сначала нам нужно разобраться с некоторыми причинами того, почему так получается.
Вот несколько причин:
1. В принятии решений предпочитаем доверять «реальным фактам», не сверяя их со Словом Божьим
Мы живем в век визуализации, когда каждую минуту в Instagram добавляют более 47 000 фото, а ежедневное количество просмотров видео на YouTube составляет более 2 миллиардов. Эти ролики сообщают нам о людях, побывавших «на том свете» и вернувшихся с рассказами оттуда; о чудесах исцеления: когда вырастают руки, выплевывается рак и возвращается зрение; о новых научных открытиях, найденных переходных звеньях эволюции, инопланетянах, хранящихся в лабораториях NASA; о великих пробуждениях в различных странах, где христиане прозрели и приняли новейшее откровение «помазанных пророков». Нередко обстоятельства нашей жизни, внешние факторы, и «реальные факты», казалось бы, однозначно подталкивают нас к очевидным решениям. Как сказал Рави Захариас: «Наше поколение думает глазами и слушает ощущениями».
Но если не Божье Слово руководит нами, то даже наши глаза, наши чувства и наш здравый смысл могут стать ловушкой. Посмотрите, что сделали гаваонитяне.
«…употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина; и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый» (Иис.Нав.9:4,5)
Черствый хлеб, изорванная одежда, порванные мехи, все это кричало: «мы пришли из дальней страны!». Но, как оказалось, все эти заверения были ложными. Иисус Навин вместе со своими помощниками — не первые, кто «купился» на визуальный эффект хитрых людей. Он предостерегает нас не повторять его ошибки, потому что только Божье Слово является нашим безошибочным путеводителем.
Как часто наш мир вступал в схватку за Истину, пытаясь вырвать её из Писания и поместить на страницах журналов, научных статей и в видеороликах Сети? Но Божья Истина всегда торжествовала, переживая всех своих критиков и их труды.
2. Наши чувства, а не Слово руководят нами.
Конечно же, когда перед тобой стоят люди, измученные долгой дорогой, и говорят убедительный речи, легко испытывать к ним симпатию и даже жалость. Как вам такие слова:
«…Они сказали ему: из весьма дальней земли пришли рабы твои во имя Господа Бога твоего; ибо мы слышали славу Его и все, что сделал Он в Египте» (Иис.Нав.9:9)
Это исповедание невольно располагало сердце к помощи скитальцам. Часто наши чувства становятся причиной для принятия различных решений. Гуманистическое общество с содроганием воспринимает истину о Божьем наказании за грех, как и о вечных адских муках. В новообразованных церквях все реже звучит учение о церковной дисциплине, а библейское понимание отлучения от церкви заменяется более мягким – исключением из списка.
Наше чувство жалости, справедливости, рациональности, достоинства и любви порой, вступая в конфликт с истиной, выигрывают. Мы ощущаем себя при этом великодушными и даже духовно более зрелыми, чем «сухари, бесчувственные фундаменталисты».
О конфликте истины с чувствами свидетельствует и Джон Пайпер:
«Мои чувства – не мой бог; мой бог – Бог. Мои чувства не определяют истину; Божье Слово определяет истину. Мои чувства отражают то, что воспринимает мой разум, и реагируют на это. А иногда – точнее, очень часто – мои чувства не гармонируют с истиной. Когда это происходит – а это происходит в той или иной мере каждый день, – я не пытаюсь исказить истину, чтобы оправдать свои несовершенные чувства. Наоборот, умоляю Бога: “Очисти Своей истиной мое восприятие реальности и трансформируй мои чувства, чтобы они были в гармонии с истиной”».
Несомненно, мы, вместе с Иисусом Навином, совершаем ошибку, когда позволяем чувствам управлять нашим восприятием жизни. Зрелость христианина определяется ещё и тем, насколько он научился подчинять их истине. Вот, что об этом говорит Писание:
«Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:13,14)
3. Время, а не Слово руководит нами
Перед Евреями стояла реальная проблема: на них надвигалась армия из Хеттеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. Выслушать и оценить слова жителей Гаваона, Иисусу Навину было «не с руки», ему было «не до того». Скорость, с которой он заключил завет, поражает.
Мы часто делаем ошибки, когда нас поджимает время. Мы боимся не успеть, выпустить ситуацию из-под контроля. Мы нетерпеливы к церкви, ожидая более быстрых перемен, критичны к своим детям, потому что они слишком медленно воспринимают нашу родительскую науку, подгоняем, даже если и мысленно, впереди едущую машину, кассира в супермаркете и т.д. Список наших ускорений практически бесконечен. Поэтому у нас так мало времени на то, чтобы поискать совета у Бога и подождать Его ответа. Авраам и Иаков, Моисей и Давид – все эти праведники в своей жизни испытали разочарования от поспешных решений.
Куда спешим мы? Что боимся упустить, когда не находим время на молитву и чтение Писания, когда на ходу вспоминаем о Боге? Боялся, видимо, что-то упустить и Иисус Навин. И в этом была ещё одна его ошибка.
Что делать, если мы ошиблись?
Как только ошибка была обнаружена, к чести Иисуса Навина и его сослужителей, они сделали правильные выводы:
1. Не стали сваливать свою вину на обстоятельства
Хотя могли бы. Могли бы сказать: «Нас обманули, мы спешили, у нас было мало фактов, а те, что были иначе нельзя было истолковать, никто не помог нам…». Это народ роптал на вождей, но Иисус Навин не стал заниматься препирательством. Вопрос нужно было решать.
2. Они не изменили своему обещанию
Да, жители Гаваона обманули, но обет был дал перед Богом. В 14 Псалме псалмопевец пишет, что только тот взойдет «на гору Господню» кто: «…клянется, [хотя бы] злому (во зло себе), и не изменяет».
Иисус Навин ценил свои отношения с Богом выше, чем ущерб от необдуманного обещания, поэтому был готов терпеть убытки, лишь бы остаться верным Богу.
Чему нас это учит
В момент принятия решения рядом с Иисусом не было кого-то, кто мог бы ему помочь в понимании ситуации. Но был Бог, который красиво закончил эту историю. Он научил Иисуса Навина, его помощников, а вместе с ними и нас нескольким важным истинам:
-
мы не совершенны и поэтому способны ошибаться.
-
очевидные факты, наше чувственное их восприятие, отсутствие времени для анализа и не соотношение их с Писанием, часто толкают нас поступать необдуманно.
-
нужно быть готовыми праведно реагировать на последствия своей ошибки.
-
Бог может сделать так, что даже ошибки принесут нам пользу.
В рассматриваемом случае вожди Израиля обязали гаваонитян доставлять воду и дрова для скинии, где и то и другое использовалось в избытке. Позже гаваонитян назвали нефинеями («отданными», то есть обращенными в помощь священникам), и они были слугами в храме (1 Пар. 9:2; Езд. 2:43,58; Неем. 3:26). В книге Иисус Навин 10 мы читаем о том, что Бог обернул ошибку Иисуса Навина во благо и использовал ее, чтобы послать народу Божьему впечатляющую победу над пятью царями одновременно.
Таким образом, мы не застрахованы от ошибок. Но даже ошибки могут стать для нас благословением, если мы признаем их и доверимся Богу в том, чтобы Он помог нам их исправить!
Не все это умеют
1-я Царств 15
1 И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. 2 Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; 3 теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.
Но народ пожалел лучшее из добычи.
10 И было слово Господа к Самуилу такое: 11 жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь. 12 И встал Самуил рано утром [и пошел] навстречу Саулу.
Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа. 14 И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу? 15 И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили. 16 И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью. И сказал ему Саул: говори. 17 И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем? 18 И послал тебя Господь в путь, сказав: «иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их». 19 Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа? 20 И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил; 21 народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу Богу твоему, в Галгале. 22 И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; 23 ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем. 24 И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их; 25 теперь же сними с меня грех мой и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу. 26 И отвечал Самуил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем. 27 И обратился Самуил, чтобы уйти. Но [Саул] ухватился за край одежды его и разодрал ее. 28 Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя; 29 и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему.
Следующее, на мой взгляд, описывает неправильное отношение Саула:
30 И сказал [Саул]: я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем и воротись со мною, и я поклонюсь Господу Богу твоему.
Саул настолько увяз в том, чтобы его славили в народе, что даже при согрешении он начал разделять лицо Бога и лицо народа.
Да, хорошо, что он хотя бы признал свой грех пред Господом.
Но то, что он при этом продолжал гоняться за славой пред народом – было его ошибкой.
В принципе люди этого мира также подвержены подобному.
Иногда они видят, что ошиблись, но чтобы признать это пред другими – для них проблема.
В своих умах они бывают осознают: «Ну, я и накосячил! Ой, дурак! Ну да ладно, исправлю. Главное, чтоб никто об этом не узнал. Главное, чтоб в глазах людей я был безупречен».
Такое бывает очень сильно происходит у людей, занимающих какой-то пост.
Например, начальники.
Как это – подчиненные узнают, что начальник ошибся?!
Хо-хо, пусть продолжают думать, что начальник это как Бог.
А если что вообще спереть вину на тех же подчиненных.
Да, да.
Это из личного опыта.
Как подчиненного.
Однажды я своего мастера спросил, почему бы не сделать так-то, вместо того, как мы делаем сейчас.
И мастер задумался, понял, что идея действительно отличная, но чтобы не пасть в глазах подчиненных, которые сейчас были устремлены на него, он сказал мне: «Что ж ты раньше не сказал-то, умник?!».
То есть, выставил меня еще и виноватым.
Такое бывает и у учителей.
Ведь они тоже на виду и под ними ученики.
Однажды в институте преподавателю сказали, что в формуле, которую он написал, ошибка.
Он присмотрелся, исправил и сказал: «Я ошибся… ой, подождите! Учителя же не ошибаются. Это была опечатка».
А видать опытный студент ему подсказал: «Дефект доски».
Препод: «Да, да».
В такие моменты, описанные выше, мне становилось не по себе.
Может, кто-то и мотал себе на ус, как надо выкручиваться, дабы не пасть в глазах окружающих, особенно тех, кто по положению ниже тебя.
Но мне лично было не по себе.
Потому, когда я имел опыт преподавания, я не шел таким путем.
Однажды я сделал ошибку, и студент мне на нее указал: «Вы вместо синуса косинус написали».
Я посмотрел, и действительно увидел ошибку.
Все студенты смотрели на меня.
Они учились в колледже четвертый год.
Возможно, им было интересно увидеть мою реакцию.
Я похвалил того студента и поставил ему 5 за то, что он не тупо списывал, а размышлял.
Я никогда не понимал: неужели что-то в мире поменялось от того, что из очевидного человек выкручивается и не признает своих огрехов?!
Ведь все так очевидно!
Зачем еще и оправдываться и спирать свою вину на других?!
Ведь это к ошибке прибавляло еще больше неуважения из-за того, что не было признания и более того, шел перевод стрелок.
Ведь нет ничего тайного, что не стало бы явным.
Рано или поздно.
В этой жизни либо на суде Белого престола.
«Что мне делать я сделал огромную ошибку и мне не как её не исправить и если все узнают, мне будет стыдно и унизительно, помогите, пожалуйста!»
К сожалению, нет ни одного человека на земле, который ни разу не делал ошибок, но одни ошибки можно исправить, другие ошибки уже нельзя. Что делать, когда ты совершил ошибку и теперь ничего не можешь изменить?
Дьявол действует по примерно одинаковой схеме. Сначала возбуждает в человеке желание сделать то или иное запрещенное действие, обрисовывая в самых красивых красках результат. Но когда человек совершает это действие, оказывается, что реальность прямо противоположна представлениям, и человек чувствует, будто оказался в помойной яме. Это похоже на то, как если бы человек нашел красиво упакованную конфету. Она блестит, переливается, но как только человек открывает ее, внутри оказывается мерзость. Такова суть греха.
Бог в Библии ярко описывает грехи его последствия: «Сладок для человека хлеб, [приобретенный] неправдою; но после он превратится в щебень во рту». (Прит.20:17)
Но на этом все не заканчивается, тот, кто побуждал человека сделать грех, тут же меняет тон и начинает унижать человека, посылая мысли: «Как ты мог до такого докатиться! Ты самое большое ничтожество, которое только существует! Зачем ты это сделал! Ты испортил себе жизнь! Теперь все уже никогда не будет как раньше! Ты недостоин называться человеком … и т.п.
В итоге, многие люди сделавшие большую ошибку сводят счеты с жизнью, думая, что этим они прекратят свои страдания. Но и на этом все не заканчивается, сделав последнюю роковую ошибку, человек навсегда лишает себя возможности что-то исправить и отправляется на мучения после смерти навечно.
Так что же можно сделать? Как исправить ситуацию? Бог знал, что таковы будут последствия греха, поэтому он предусмотрел выход из этой ситуации. Просто так закрыть глаза на грех нельзя, грех всегда должен быть наказан, этого требует справедливость. Есть закон, который установил Бог во Вселенной: « возмездие за грех – смерть…» (Рим.6:23) Другими словами, за любой грех наказание – смертная казнь. Что делать? Кажется, что нет выхода и все люди обречены, потому что нет на земле ни одного человека, который ни разу не согрешил бы.
Именно для этого пришел Иисус на землю, для того чтобы «Исцелять разбитых сердцем и отпустить измученных на свободу…». Грех разрушает жизнь человека и держит человека в плену вины. Но Иисус пришел для того, чтобы раз и навсегда решить этот вопрос.
Решение вопроса в том, что он, будучи безгрешным, взял на себя вину всех людей и был наказан Богом на кресте за всякий грех. Жертвы Иисуса было достаточно, чтобы оплатить грехи всего человечества, прошлые, настоящие и будущие. Иисус имеет право прощать грехи, потому что Он купил это право своей смертью на кресте. Он один знает, сколько стоит твой грех, потому что Он лично заплатил за него. Хорошая новость в том, что Бог уже наказал за твой грех Иисуса. Теперь если ты придешь ко Христу и попросишь Его простить твой грех – Он простит его и не вспомнит больше никогда, потому что за него было заплачено сполна. От тебя требуется лишь поверить в то, что Иисус все за тебя оплатил. Если человек отказывается признавать жертву Христа за свои грехи и грехи всего мира, то в таком случае ему придется самостоятельно платить за свои грехи всю вечность.
Душа человека находится вне времени, для нее не существует вчера, сегодня или завтра. Когда человек делает грех, то он совершается вне времени. Соответственно и платить за него придется всю вечность. Но если Бог прощает человека, то Он так же прощает человека вне времени, освобождая от вечного наказания. Таким образом человек перед Богом выглядит как никогда не совершавшим преступления.
Но люди задают вопрос: Хорошо, Бог простил меня, но если я убил человека, этого уже не вернуть. Человека больше нет, последствия во времени остались, как быть с этим?
Дело в том, что Бог управляет жизнью и смертью каждого человека, и если тот человек погиб, значит, его время закончилось. Так было нужно. Он все равно бы умер, если не от руки убийцы, значит от других обстоятельств. Время каждого человека на земле заканчивается точно в то время, которое установил Бог. Библия говорит, что ничего не происходит во Вселенной без ведома Бога. Нет никакого события, которое способно нарушить планы Бога и удивить Его. Он все знал от начала мира и знает, чем все закончится.
Наша задача принять свое прошлое, принять прощение Бога и жить дальше, только уже не так, как раньше. Бог приглашает людей обратить внимание на то, к чему Он призывает людей в Библии и исправить свой путь, чтобы не повторять ошибок сделанных ранее. Иногда Богу приходится допускать в жизни людей различные потрясения, чтобы человек остановился и обратил внимание на Него, и исправил свой путь, который прямиком ведет его в погибель.
Теперь конкретные ответы на вопросы:
Почему это случилось именно со мной?
Скорее всего Бог не мог достучаться до тебя другим способом. Это единственное что могло привести тебя в чувства и заставить думать о вечных вещах.
Иногда Бог допускает в жизни людей потрясения, для того чтобы сломать гордыню человека, чтобы он увидел, кто он есть на самом деле и затем показать, что Он, Бог, по-прежнему любит его такого гадкого и порочного и готов изменить его сердце и сделать другим человеком.
Как попросить у Бога прощения?
– Найти спокойное место, где тебе никто не будет мешать и обратись простыми словами, как ты обращаешься к любому человеку, расскажи как все было, что случилось и почему тебе плохо. Попроси Бога простить тебе твой грех ради Христа, потому что Он уже был наказан вместо тебя. Перед Богом нет смысла подбирать слова, Он читает твои мысли прямо из сердца и видит, когда ты обманываешь и когда говоришь правду. Он ждет, когда ты сам придешь и сам все честно Ему расскажешь.
Если не знаешь как, обратись к священнослужителю.
— Я сделал слишком большой грех, поэтому Бог не может меня простить. Что делать?
Слишком большого греха не существует. Нет такого греха, который Бог не может простить и за который не было заплачено Христом. Доказательством тому служит воскресение Христа.
Закон Божий гласит: « возмездие за грех – смерть…» (Рим.6:23) Библия так же говорит, что грехи всего мира были возложены на Христа в момент смерти на кресте, и Бог за них наказал собственного Сына, ради тебя и меня. Если Бы остался хотя бы один грех, который Иисус не смог бы оплатить своей смертью, Он никогда бы не воскрес, потому что смерть по законам справедливости оставила бы его в могиле. Но Христос воскрес! И это событие доказывает, что не осталось такого греха во Вселенной, который Иисус не может простить. Поэтому можешь смело приходить к Богу, просить прощения и Бог простит тебя.
Я попросил у Бога прощения, но совесть все равно меня мучает, что делать?
– Скорее всего Вам нужно обратиться к опытному священнослужителю и с ним поговорить о своих грехах, он может помочь вам справиться с этой болью.
Я сделал грех очень давно, Бог простил меня, но дьявол преодически напоминает мне о сделанных мной грехах и мне делается плохо. Как от этого избавиться?
Образно говоря необходимо в своем сознании на месте, где был совершен грех, нужно поставить памятник, на котором будут написаны следующие слова: «Даже такой Грех Бог мне простил!» И всякий раз, когда Вы будете вспоминать эти события и совершенный грех, благодарите Бога за то, что Он простил Вам этот грех. Пусть этот грех станет для Вас памятником Божьей милости к Вам.
Я не могу сам себя простить за то, что сделал, как быть?
Не могу – это неправильное слово – правильное слово «Не хочу». Человеку кажется, что если он будет себя постоянно судить в своем сознании, то таким образом он накажет себя за сделанный грех, и через время станет легче. Но это самообман. Грех не лечится непрощением, грех лечиться только кровью Иисуса Христа, которую Он пролил за твой грех. Поэтому ты должен принять решение, захотеть простить самого себя, потому что сам Бог простил тебя, если ты просил у Него прощения. Если ты отказываешься себя прощать, то ты пытаешься сделать себя справедливей Самого Бога. Это гордость и грех. Так делать нельзя. Думаю, если Вы обратитесь к священнослужителю, он поможет Вам с этим справиться.
И в заключении, если ты не желаешь повторять прошлых ошибок, тебе необходимо найти Церковь, где ты сможешь изучить послание Бога для нас – Библию и понять как правильно построить свою жизнь, чтобы не оказаться снова под тяжестью вины и боли. Бог дает свободу и прощает всякого, кто приходит к Нему. Он дал тебе жизнь, чтобы ты нашел Бога и выполнил его миссию, которую Он приготовил для тебя. Для этого ты здесь на земле, и поэтому все это происходит с тобой.
Как сказал Оскар Уайльд: «У каждого святого есть прошлое, и у каждого грешника есть будущее…»
Вам так же может быть интересно:
Чис 15:24
то, если по недосмотру общества сделана ошибка, пусть все общество принесет одного молодого вола во всесожжение, в приятное благоухание Господу, с хлебным приношением и возлиянием его, по уставу, и одного козла в жертву за грех;
Чис 15:25
и очистит священник все общество сынов Израилевых, и будет прощено им, ибо это была ошибка, и они принесли приношение свое в жертву Господу, и жертву за грех свой пред Господом, за свою ошибку;
Еккл 5:5
Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом Божиим: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
cоставитель К.В. Гриценко
Ошибка
И будет прощено всему обществу сынов Израилевых и пришельцу, живущему между ними; потому что весь народ сделал это по ошибке. Чис.15,26
Если кто сделает преступление и по ошибке согрешит против посвященного Господу, пусть за вину свою принесёт Господу из стада овец овна без порока, по твоей оценке. Лев.5,15
Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина — Москва : Даръ, 2007. — 480 с.
«Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества» (Иис.Нав.9:14,15)
Все ошибаются
Ошибки разных людей имеют разную цену: ошибку стоматолога выдирают с корнем, ошибка адвоката может стоить свободы, за ошибки студента преподаватели ставят двойку, ошибку аптекаря иногда хоронят, ошибка электрика дергает вас током.
Мы все способны допускать промахи. Как известно, ошибок не делает только тот, кто не делает ничего. И основной вопрос не в том, ошибаемся мы или нет, а в том, как мы реагируем на то, когда наша ошибка становится известной. Ошибка, которую допустил Иисус Навин, как и все старейшины, вскрылась достаточно скоро. Это классический случай того, что случается с нами, когда мы ошибаемся. Но сначала нам нужно разобраться с некоторыми причинами того, почему так получается.
Вот несколько причин:
1. В принятии решений предпочитаем доверять «реальным фактам», не сверяя их со Словом Божьим
Мы живем в век визуализации, когда каждую минуту в Instagram добавляют более 47 000 фото, а ежедневное количество просмотров видео на YouTube составляет более 2 миллиардов. Эти ролики сообщают нам о людях, побывавших «на том свете» и вернувшихся с рассказами оттуда; о чудесах исцеления: когда вырастают руки, выплевывается рак и возвращается зрение; о новых научных открытиях, найденных переходных звеньях эволюции, инопланетянах, хранящихся в лабораториях NASA; о великих пробуждениях в различных странах, где христиане прозрели и приняли новейшее откровение «помазанных пророков». Нередко обстоятельства нашей жизни, внешние факторы, и «реальные факты», казалось бы, однозначно подталкивают нас к очевидным решениям. Как сказал Рави Захариас: «Наше поколение думает глазами и слушает ощущениями».
Но если не Божье Слово руководит нами, то даже наши глаза, наши чувства и наш здравый смысл могут стать ловушкой. Посмотрите, что сделали гаваонитяне.
«…употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина; и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый» (Иис.Нав.9:4,5)
Черствый хлеб, изорванная одежда, порванные мехи, все это кричало: «мы пришли из дальней страны!». Но, как оказалось, все эти заверения были ложными. Иисус Навин вместе со своими помощниками — не первые, кто «купился» на визуальный эффект хитрых людей. Он предостерегает нас не повторять его ошибки, потому что только Божье Слово является нашим безошибочным путеводителем.
Как часто наш мир вступал в схватку за Истину, пытаясь вырвать её из Писания и поместить на страницах журналов, научных статей и в видеороликах Сети? Но Божья Истина всегда торжествовала, переживая всех своих критиков и их труды.
2. Наши чувства, а не Слово руководят нами.
Конечно же, когда перед тобой стоят люди, измученные долгой дорогой, и говорят убедительный речи, легко испытывать к ним симпатию и даже жалость. Как вам такие слова:
«…Они сказали ему: из весьма дальней земли пришли рабы твои во имя Господа Бога твоего; ибо мы слышали славу Его и все, что сделал Он в Египте» (Иис.Нав.9:9)
Это исповедание невольно располагало сердце к помощи скитальцам. Часто наши чувства становятся причиной для принятия различных решений. Гуманистическое общество с содроганием воспринимает истину о Божьем наказании за грех, как и о вечных адских муках. В новообразованных церквях все реже звучит учение о церковной дисциплине, а библейское понимание отлучения от церкви заменяется более мягким – исключением из списка.
Наше чувство жалости, справедливости, рациональности, достоинства и любви порой, вступая в конфликт с истиной, выигрывают. Мы ощущаем себя при этом великодушными и даже духовно более зрелыми, чем «сухари, бесчувственные фундаменталисты».
О конфликте истины с чувствами свидетельствует и Джон Пайпер:
«Мои чувства – не мой бог; мой бог – Бог. Мои чувства не определяют истину; Божье Слово определяет истину. Мои чувства отражают то, что воспринимает мой разум, и реагируют на это. А иногда – точнее, очень часто – мои чувства не гармонируют с истиной. Когда это происходит – а это происходит в той или иной мере каждый день, – я не пытаюсь исказить истину, чтобы оправдать свои несовершенные чувства. Наоборот, умоляю Бога: “Очисти Своей истиной мое восприятие реальности и трансформируй мои чувства, чтобы они были в гармонии с истиной”».
Несомненно, мы, вместе с Иисусом Навином, совершаем ошибку, когда позволяем чувствам управлять нашим восприятием жизни. Зрелость христианина определяется ещё и тем, насколько он научился подчинять их истине. Вот, что об этом говорит Писание:
«Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:13,14)
3. Время, а не Слово руководит нами
Перед Евреями стояла реальная проблема: на них надвигалась армия из Хеттеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. Выслушать и оценить слова жителей Гаваона, Иисусу Навину было «не с руки», ему было «не до того». Скорость, с которой он заключил завет, поражает.
Мы часто делаем ошибки, когда нас поджимает время. Мы боимся не успеть, выпустить ситуацию из-под контроля. Мы нетерпеливы к церкви, ожидая более быстрых перемен, критичны к своим детям, потому что они слишком медленно воспринимают нашу родительскую науку, подгоняем, даже если и мысленно, впереди едущую машину, кассира в супермаркете и т.д. Список наших ускорений практически бесконечен. Поэтому у нас так мало времени на то, чтобы поискать совета у Бога и подождать Его ответа. Авраам и Иаков, Моисей и Давид – все эти праведники в своей жизни испытали разочарования от поспешных решений.
Куда спешим мы? Что боимся упустить, когда не находим время на молитву и чтение Писания, когда на ходу вспоминаем о Боге? Боялся, видимо, что-то упустить и Иисус Навин. И в этом была ещё одна его ошибка.
Что делать, если мы ошиблись?
Как только ошибка была обнаружена, к чести Иисуса Навина и его сослужителей, они сделали правильные выводы:
1. Не стали сваливать свою вину на обстоятельства
Хотя могли бы. Могли бы сказать: «Нас обманули, мы спешили, у нас было мало фактов, а те, что были иначе нельзя было истолковать, никто не помог нам…». Это народ роптал на вождей, но Иисус Навин не стал заниматься препирательством. Вопрос нужно было решать.
2. Они не изменили своему обещанию
Да, жители Гаваона обманули, но обет был дал перед Богом. В 14 Псалме псалмопевец пишет, что только тот взойдет «на гору Господню» кто: «…клянется, [хотя бы] злому (во зло себе), и не изменяет».
Иисус Навин ценил свои отношения с Богом выше, чем ущерб от необдуманного обещания, поэтому был готов терпеть убытки, лишь бы остаться верным Богу.
Чему нас это учит
В момент принятия решения рядом с Иисусом не было кого-то, кто мог бы ему помочь в понимании ситуации. Но был Бог, который красиво закончил эту историю. Он научил Иисуса Навина, его помощников, а вместе с ними и нас нескольким важным истинам:
-
мы не совершенны и поэтому способны ошибаться.
-
очевидные факты, наше чувственное их восприятие, отсутствие времени для анализа и не соотношение их с Писанием, часто толкают нас поступать необдуманно.
-
нужно быть готовыми праведно реагировать на последствия своей ошибки.
-
Бог может сделать так, что даже ошибки принесут нам пользу.
В рассматриваемом случае вожди Израиля обязали гаваонитян доставлять воду и дрова для скинии, где и то и другое использовалось в избытке. Позже гаваонитян назвали нефинеями («отданными», то есть обращенными в помощь священникам), и они были слугами в храме (1 Пар. 9:2; Езд. 2:43,58; Неем. 3:26). В книге Иисус Навин 10 мы читаем о том, что Бог обернул ошибку Иисуса Навина во благо и использовал ее, чтобы послать народу Божьему впечатляющую победу над пятью царями одновременно.
Таким образом, мы не застрахованы от ошибок. Но даже ошибки могут стать для нас благословением, если мы признаем их и доверимся Богу в том, чтобы Он помог нам их исправить!
«Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» (Пс. 118:67)
«Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:71)
Ничто не возвышает так человека в глазах Бога как осознание и признание своих ошибок.
«И преуспевал Давид, и возвышался более и более, и Господь Саваоф был с ним» (1Пар.11:9)
«…эти трое пробились сквозь стан Филистимский, и почерпнули воды из колодезя Вифлеемского, что у ворот, и взяли и принесли Давиду. Но Давид не захотел пить ее, и вылил ее во славу Господа» (1Пар.11:18)
«И сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Ибо с опасностию собственной жизни они принесли воду. И не захотел пить ее» (1Пар.11:19).
Именно признание своих ошибок возвышает нас в Божьих глазах, как в случае с Давидом.
«Признай только вину твою» — говорит Господь и «Я исцелю вашу непокорность» (Иер.3:13,22)
Каждый из вас, наверняка, причинял кому-либо обиды. А много ли вернулись за прощением? Только сильные духом. Потому что признавать свои слабости и ошибки умеют только сильные личности, у которых есть совесть, душевные тревоги и переживания. Одним словом, люди знающие Бога не только в профиль.
Умение признавать свои ошибки – великое достоинство настоящих, зрелых христиан. Почему же так трудно признать свою ошибку, что мешает это сделать?
Многие считают, что, признав ошибку, тем самым человек проявляет слабость. На самом деле, не признание своей ошибки — это признак гордости, которой противится Бог.
Мешает нам признавать свои ошибки не только избыток гордыни, но и страх. Страх оказаться побежденным, недуховным, непризнанным. Людей, не умеющих признавать свои ошибки, одолевает страх одиночества и неуверенность. Вера побеждает страх.
Это смирение которое дорого ценится у Бога.
Это серьезное испытание для того, кто не утверждён в вере.
Отступление, как и любая демонстрация «слабости», требует большой силы.
Сильные духовно люди, это те, кто уповают на Бога. Они готовы признавать свои ошибки, а также они умеют учиться на своих ошибках. Это люди, которые будут расти в Божьих глазах, их Бог будет употреблять для Своей Славы.
Вячеслав
Бойнецкий, США г. Salem
Вам понравилось сообщение? поделитесь с друзьями в соц.сети. Спасибо.
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
— Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
— Выберите Имя/URL (это лучше, чем анонимно)
— Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
— Нажмите Продолжить
— В окошке комментария напишите то, что хотели
— Нажмите Публикация
Спасибо вам!