Благодаря катастрофе лексическая ошибка
Лексические нормы русского языка
Лексические нормы русского языка
Важнейшим признаком литературного языка считается нормативность, которая проявляется в его как письменной, так и устной форме.
Языковые нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, средства массовой информации, общепринятое современное употребление.
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность.
Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из своих функций – культурную.
Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления
в общеизвестном значении и общепринятых сочетаниях.
Соблюдение лексических норм достигаются в результате:
1) понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным
2) знания лексической сочетаемости слов;
3) учёта многозначности либо омонимии слов;
4) учёта расслоения лексики на:
– общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;
– активно употребляемую и пассивный словарный запас;
– нейтральную и стилистически окрашенную.
Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке. При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки.
Основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм
Примеры
Правильный
1. 1. Употребление
слова в несвойственном ему значении
лексической сочетаемости слова
4. 4. Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности
выбор одного из синонимов
6. 6. Употребление лишнего слова
необходимого слова, приводящий к искажению мысли
8. 8. Неуместное повторение од– них и тех же либо однокоренных слов
11. Двусмысленность высказывания при неудачном использовании
Вс Всю четвёртую декаду апреля было холодно.
У У Ирины карие волосы и зелёные глаза.
В В ёлочном
лесу зелёнки обычно
На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности.
Ад Адвокат добивался,
чтобы его подзащитного обели-
ли.
Моя бабушка любит народный
В читальный зал в одежде не входить!
В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче.
Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю.
Пётр Первый снял пиджак,
засучил рукава и принялся за работу.
сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.
Вс Всю последнюю декаду апреля было холодно.
У У Ирины каштановые волосы и зелёные
В еловом лесу зелёнки обычно не растут.
На олимпиаде по русскому языку я потерял баллы из-за невнимательности.
Ад Адвокат добивался,
чтобы его подзащитного
оправдали.
(фольклор – «народное творчество»)
В читальный зал в верх-ней одежде не входить!
В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» говорится (повествуется, идёт речь) о враче…
Своевременная и качественная прополка свёклы
способствует хорошему урожаю.
Слово пиджак появилось в руском языке только в 19в.
Профессор сказал, что
предположение ассистента оказалось правильным.
Упражнения
1. Подчеркните в данных предложениях слова, употреблённые в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов.
1. Этот фильм – настоящий бестселлер.
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоптур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
2. Отметьте предложения, в которых предлог благодаря употреблён в соответствии с его значением.
Учтите при этом, что данный предлог по происхождению и по смыслу связан с глаголом благодарить и употребляется при указании на «положительные» причины:
быстро выздоровел благодаря правильному лечению.
1. Благодаря постоянным дождям, никак не удается увеличить темп уборки зерновых.
2. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.
3. Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, черника была крупная и сладкая.
4. Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир».
5. Многие не поступили в вузы благодаря низкому уровню знаний.
3. Выберите из данных в скобках предлогов тот, который уместен в предложенном высказывании. Учтите при этом, что:
— предлог ввиду употребляется при указании на то, что ещё будет: ввиду предстоящего отпуска;
— предлог вследствие употребляется при указании на уже произошедшее: вследствие прошедших снегопадов.
1. (Ввиду, вследствие) многочисленных просьб радио-слушателей повторяем переда– чу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.
2. Уважаемые жильцы! (Ввиду, вследствие) предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водо– провода просим вас запастись водой заблаговременно.
3. (Ввиду, вследствие) отсутствия состава преступления дело было закрыто.
4. (Ввиду, вследствие) употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.
4. Выберите из слов в скобках необходимые (с учётом лексической сочетаемости слов).
1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречён (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых учёных, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
5. Отметьте предложения, в которых употребление многозначных слов или омонимов приводит к двусмысленности высказывания. Подчеркните данные слова.
1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт.
2. Результаты анализа крови у детей из Брагина и Минска были отличные.
3. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трёх учеников.
4. В документах допускаются различные ошибки.
5. Мы внимательно прослушали рекомендации врача.
6. Подчеркните тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.
1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребёнок, (деревянная, древесная) кора,(корневое, коренное) население, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
7. Прочитайте два изменённых диалога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», в которых вместо всех глаголов речи употреблено слово сказать. Попробуйте восстановить авторский текст, заменив, где необходимо, данное слово синонимами.
1. Вот мы и дома, – сказал Николай Петрович. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
— Поесть действительно не худо, – сказал, потягиваясь, Базаров.
2. -Нигилист, – сказал Николай Петрович. – Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. . . ничего не признает?
— Скажи: который ничего не уважает, – сказал Павел Петрович.
— Который ко всему относится с критической точки зрения, – сказал Аркадий.
8. Подчеркните предложения, в которых наблюдается речевая избыточность.
1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.
2. Заверни детали в промасленную маслом бумагу. – Заверни детали в промасленную бумагу.
3. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.
4. Сергей настоящий меломан пения и музыки. – Сергей настоящий меломан.
5. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.
9. Подчеркните неуместно употреблённые однокоренные слова, замените их синонимами.
1. Писатель писал роман в послевоенные годы.
2. Лесник знает в своём лесничестве каждое деревце.
3. Герои-подпольщики вели себя героически.
4. Илюша говорил, что случился этот случай на Варнавицах.
5. В поэме «Мёртвые души» изображены образы помещиков.
10. Запишите высказывания участников различных интернет-форумов (2006 г. ) в соответствии с нормами русского литературного языка (в высказываниях сохранена
«авторская» орфография и пунктуация).
1. Нужна стиралка LG WD-80157N (голубая).
2. Если есть вопросы пиши мне в личку, или в енту тему.
3. Требуется поставщик мобил. Опт. Предложения прайсами направлять на мыло ********.
4. И как ту обьевления писать всё не как не дапетрю. Саму будет не лень напишите плизз я буду благодарин.
5. Уже с год продаются ноуты с встроенным GSM/EDGE.
6. Все на Комсомольское озеро.
Чуваки! Берете своих герлов и на это самое озеро. Я гулял со своей – теперь это мое самое любимое место для прогулок.
7. Помагите пожалуста. Где можно скочять проги для хакеров?
11. Отметьте предложения, в которых произошло смешение лексики разных исторических эпох. Подчеркните неуместно употреблённые слова.
1. В X веке летом каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр.
2. В начале XII века с половцами был заключён выгодный для России мир.
3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви.
4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них.
5. Владимир Мономах был мудрым правителем, слав¬ным воином и патриотом земли русской.
12. Устраните двусмысленность высказываний, вызванную неудачным употреблением местоимений.
1. Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удовольствием посещают её.
2. Я попросил одноклассника забрать свою куртку из гардероба.
3. Ира сказала Оле, что её тетрадь осталась дома.
13. Пользуясь таблицей, определите тип речевой ошибки (поставьте соответствующий номер).
Примеры с речевыми ошибками | № ошибки | ||||||||||||||||
1. С вами будут беседовать учёные, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире.
2. Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представ– лен самому себе. 3. Трилогия Ю. Бондарева «Берег», «Вы– бор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции. 4. 4. На обложке книги – цитата из вышеназванного языковеда. 5. Игорь с отцом посадили берёзку, когда ему исполнилось тридцать лет. 6. 6. Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы. 7. 7. Магазин «Богатырь» я обошёл быстро. 8. Составив предложение, ученики определяют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова. К Л Ю Ч И 1. 1. Этот фильм – настоящий бестселлер (бестселлер – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами) 2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны. 3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими. (Стагнация – застой в производстве, торговле) 4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных. 5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. (Эмигрант – переселенец из своей страны в какую-либо другую. Иммигрант – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. ) 2. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо. 3. Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, черника была крупная и сладкая. 4. Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир». 1. Вследствие многочисленных просьб радиослушателей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе. 2. Уважаемые жильцы! Ввиду предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водопровода просим вас запастись водой заблаговременно. 3. Вследствие отсутствия состава преступления дело было закрыто. 4. Вследствие употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка. 1. Опереться спиной, заклятый враг, вороной конь, стоимость высокая, цена низкая, играть роль, производить впечатление, отъявленный лодырь, обречён на провал, неминуемый провал, началась война. 2. Утолить жажду (утолить голод), плеяда талантливых учёных, стая ворон (стая волков), глубокая старость (глубокая ночь), ранний вечер (раннее утро), оказать помощь (оказать содействие), одержать победу. 1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт. 2. Результаты анализа крови у детей из Брагина и Минска были отличные. 3. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трёх учеников. 4. В документах допускаются различные ошибки. 1. Продлить абонемент, архитекторский коллектив, будничная одежда, ветреный человек, впечатляющее зрелище, гарантированная зарплата, глиняная ваза, осиное гнездо. 2. Голосовые связки, гречишное поле, двухгодовалый жеребёнок, древесная кора, коренное население, лобовая атака, луковый привкус, луковичная форма куполов, национальный костюм, снискать уважение. — Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть. — Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров. — Нигилист, – проговорил Николай Петрович. – Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. . . ничего не признает? — Скажи: который ничего не уважает, – подхватил Павел Петрович. — Который ко всему относится с критической точки зрения, – заметил Аркадий. Синонимичный ряд к слову сказать: 1) выразиться; изъясниться (уст. ); 2) произнести, проговорить, выговорить; вымолвить (разг. ); молвить, промолвить (уст. ); изречь, провещать (уст. , теперь шутл. и ирон. ) / вскользь: заметить, бросить, проронить, уронить, обронить; буркнуть (разг. ) / перебивая чужую речь: вставить; ввернуть (разг. ) / обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг. ) / что-л. неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть, бух¬нуть (разг. ); отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть, выдать, сбрендить (прост. ). 1. Я подпрыгнул и сорвал вишню. 2. Заверни детали в промасленную бумагу. 3. От стыда парнишка опустил голову и молчал. 4. Сергей настоящий меломан. 5. Врач обнаружил нарушение моторики желудка. 1. Писатель писал роман в послевоенные годы. (создавал) 3. Герои-подпольщики вели себя героически. (мужественно) 4. Илюша говорил, что случился это случай на Варнавицах. (произошёл) 5. В поэме «Мёртвые души» изображены образы помещиков. (показаны) 1. Нужна стиральная машина LG WD-80157N (голубая). 2. Если есть вопросы, отправь мне личное сообщение или задай их в этой теме. 3. Требуется поставщик мобильных телефонов. Опт. Предложения с прайс-листами направлять на электронный адрес ********. 4. И как это объявление писать, никак не пойму. Кому будет не лень, напишите, пожалуйста, я буду благодарен. 5. Уже год продаются ноутбуки со встроенным GSM/ EDGE. 6. Все на Комсомольское озеро. Ребята! Берёте своих девушек – и на озеро! Я гулял со своей – теперь это моё самое любимое место для прогулок с девушками ф. 7. Помогите, пожалуйста. Где можно скачать программы для хакеров? 1. В X веке летом каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр. 2. В начале XII века с половцами был заключён выгодный для России мир. 3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви. 4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них. 1. Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удовольствием посещают это учебное заведение. 2. Я попросил одноклассника забрать мою куртку из гардероба. – Я попросил одноклассника забрать его куртку из гардероба. 3. Ира сказала Оле, что свою тетрадь оставила дома. – Ира сказала Оле, что её тетрадь оставила дома.
|
-
- 0
-
Укажите предложение, в котором допущена речевая ошибка. Выберите один ответ:
1. Благодаря ей мы послушали интересную лекцию о пользе соков и вреде алкоголя.
2. Было приятно смотреть на слаженную работу диспетчеров.
3. При помощи новейших технологий строители возвели здание за короткий срок.
4. Оглянувшись, мне стало нехорошо.
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
В 1 предложении пунктационная ошибка. В предложении 4 речевая. Правильно будет: когда я оглянулся, мне стало нехорошо.
-
Комментариев (0)
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
«Российский
государственный профессионально-педагогический
университет»
Институт
лингвистики
Кафедра
русского языка и культуры речи
5208
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ
КОНТРОЛЬ
по
дисциплине
«Русский
язык и культура речи»
Для
студентов всех специальностей
Екатеринбург
2008
Введение
Программированный
контроль по русскому языку представляет
собой форму промежуточного контроля и
включает комплекс тестовых заданий,
разработанный с целью
проверки знаний студентов по нормам
разных уровней языковой системы:
орфоэпии, словообразования, лексики,
фразеологии, орфографии и грамматики.
Подготовка
к выполнению тестов требует от студентов
ответственности, внимательности,
самостоятельности. Формирование этих
качеств – воспитательная задача,
обусловившая введение программированного
контроля как одной из составляющих
методического обеспечения дисциплины
«Русский язык и культура речи».
Предлагаемый
программированный контроль включает
материал, изучаемый на практических
занятиях по дисциплине «Русский язык
и культура речи», в соответствии с
содержанием программы и способствует
решению следующих задач:
-
овладение
актуальной лексикой русского языка; -
овладение
языковыми нормами русского литературного
языка; -
овладение
навыками выполнения тестовых заданий,
а именно овладение умением различать
правильные и неправильные варианты
ответа; умением внимательно следить
за формулировкой задания и правильно
интерпретировать его; -
овладение
ключевыми терминами и понятиями, с
которыми студенты знакомятся в ходе
освоения дисциплины «Русский язык и
культура речи»; -
овладение
навыком обращения к справочной
литературе, в том числе к учебным
пособиям и лингвистическим словарям.
Кроме
того, одной из важных методических
задач, обусловивших разработку нового
программированного контроля по дисциплине
«Русский язык и культура речи», является
повышение качества контрольно-измерительных
материалов.
Структура
теста. В
каждом тесте выделяется три блока
заданий. Первый блок включает
преимущественно задания по орфоэпическим
и акцентологическим нормам. Второй блок
содержит задания по орфографическим
нормам; при отборе словарных единиц
учитывался тот факт, что в современный
русский язык проникает множество слов
иноязычного происхождения.
Третий
блок охватывает разные типы заданий по
лексическим, фразеологическим,
грамматическим нормам.
Условия
проведения теста. Тестирование
проводится на практических занятиях в
течение семестра и рассматривается как
один из этапов повышения культурно-речевой
грамотности студентов.
Время,
отводимое для выполнения одного теста,
– 5–7 минут.
Проверка
выполнения тестового задания осуществляется
с помощью утвержденного ключа.
Оценка
выполнения тестовых заданий производится
в соответствии с утвержденными в
рейтинговой системе критериями:
-
0
ошибок1
– 2 ошибки3
– 5 ошибок6
ошибок и более3
балла2
балла1
балл0
баллов
ИНСТРУКЦИЯ
по
выполнению тестовых заданий,
составляющих
программированный контроль и
предназначенных
для
проведения контрольных опросов
студентов
всех специальностей
по
дисциплине «Русский язык и культура
речи»
Уважаемые студенты!
Вашему
вниманию предлагается программированный
контроль для проведения систематических
контрольных опросов по дисциплине
«Русский язык и культура речи». Вы должны
выполнить предложенные Вам тестовые
задания за 5-7 минут и внести правильные
варианты решений в бланк
ответа.
Предварительно Вам необходимо заполнить
справочные позиции бланка, указав свое
имя, дату выполнения теста, его номер и
вариант. Далее следует заполнить таблицу,
поставив метки («плюс», «галочку» или
«крестик») только в тех ее ячейках,
которые, по Вашему мнению, соответствуют
номерам правильных ответов. Каждая
строка таблицы отводится для представления
ответов по одному блоку («А», «Б» или
«В») теста. Каждый столбец таблицы имеет
номер от 1 до 9 и соответствует номеру
варианта ответа в пределах одного блока.
Образец заполнения бланка ответов
Бланк ответов
Программированный
контроль по русскому языку и культуре
речи
ФИО
Иванов Сергей
Дата
23.10.08
Тест №
4
Вариант
2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Блок |
+ |
+ |
+ |
||||||
Блок |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||
Блок |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
К
выполнению тестовых заданий необходимо
готовиться самостоятельно, обязательно
обращаясь за справкой к учебным пособиям
и словарям, которые представлены в
списке рекомендуемой литературы.
ТЕСТ
1
Вариант
1 Вариант 2
А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
арахис закупорить краны кухонный свекольный каталог средства навзничь торты |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
бармен пифия блюда строчная сливовый ревень свекла щавель в |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква о.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
ад..птация ажи..таж инфр..структура к..микадзе ан..нсировать ап..ртаменты апл..дисменты виз..жист суб..рдинация |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
..бстракция эвт..назия аб..немент ав..нгард ..ранжировка вол..нтер перм..нентный профил..кторий эйф..рия |
В.
Укажите номера верно образованных форм
именительного падежа множественного
числа.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
возрасты выговора директоры диспетчера инженеры кабели мастеры профессора якоря |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
бухгалтера выбора договора доктора лекторы паспорта редакторы ректоры сторожи |
ТЕСТ
1
Вариант
3 Вариант 4
А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
щавель сливовый свекла закупорить краны блюда средства каталог арахис |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
торты строчная навзничь свекольный кухонный ревень в пифия бармен |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква о.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
суб..рдинация виз..жист апл..дисменты ап..ртаменты вол..нтер ав..нгард эвт..назия аб..немент ..бстракция |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
..ранжировка перм..нентный к..микадзе эйф..рия инфр..структура ажи..таж ан..нсировать ад..птация профил..кторий |
В.
Укажите номера верно образованных форм
именительного падежа множественного
числа.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
якоря ректоры профессора мастеры лектора кабели доктора договора выбора |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
сторожа редакторы паспорта инженеры диспетчера директоры выговора возрасты бухгалтера |
ТЕСТ
2
Вариант
1 Вариант 2
А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
броня досуг дощатый заключим километр премировать сомкнутый уведомить ходатайство |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
губчатый добыча (пять) броня квартал облегчить оптовый венчурный ценник |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква е.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
клав..атура комп..тенция комп..нсация канд..дат дискр..дитировать инв..нтарь кар..катура квал..фикация компром..тировать |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
в..нтиляция инд..видуальный дисквал..фикация интерпр..тация кат..гория проф..троли кап..туляция дил..тант акс..ссуары |
В.
Укажите номера верно образованных форм
родительного падежа множественного
числа.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
застолий зеркалец кровлей манго полотенцев туфель ущельев цапель ясель |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
авокадо барышней без вафлей делов доньев кухонь плечей раздумий |
ТЕСТ
2
Вариант
3 Вариант 4
А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
ходатайство уведомить сомкнутый венчурный оптовый (пять) добыча губчатый броня |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
ценник премировать дощатый облегчить досуг километр квартал заключим броня |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква е.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
комп..тенция акс..ссуары клав..атура квал..фикация кат..гория кар..катура комп..нсация интерпр..тация проф..троли |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
компром..тировать канд..дат инд..видуальный инв..нтарь дискр..дитировать дисквал..фикация дил..тант кап..туляция в..нтиляция |
В.
Укажите номера верно образованных форм
родительного падежа множественного
числа.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
ясель без цаплей ущелий туфлей полотенцев манго кухонь барышень |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
вафель раздумьев плеч кровель зеркальцев застолий днов дел авокадов |
ТЕСТ
3
Вариант
1 Вариант 2
А.
Укажите номера слов, в которых на месте
согласной буквы, стоящей перед е,
произносится мягкий звук.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
агрессия адекватный бизнес крем патент стресс теннис термин террариум |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
депо интервью компьютер модернизировать стратегия стрессовый водевиль шинель энергия |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква е.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
бадм..нтон проф..цит б..нефис л..квидность ст..рильный алл..рген тал..сман темп..рамент ун..версальный |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
конф..ренция пар..тет с..мулировать сол..дарность сп..куляция фум..гатор сув..ренитет ун..верситет цер..мония |
В.
Укажите номера слов, от которых образуется
форма родительного падежа с окончанием
-ов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
ботинки джинсы лампасы партизаны погоны солдаты татары цыгане яблоки |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
заморозки грузины башни носки сапоги сумерки чулки шахматы шорты |
ТЕСТ
3
Вариант
3 Вариант 4
А.
Укажите номера слов, в которых на месте
согласной буквы, стоящей перед е,
произносится мягкий звук.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
шинель термин стресс модернизировать компьютер интервью депо адекватный агрессия |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
энергия террариум водевиль теннис стрессовый стратегия патент крем бизнес |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква е.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
цер..мония ун..верситет фум..гатор сув..ренитет ст..рильный л..квидность б..нефис с..мулировать проф..цит |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
темп..рамент тал..сман ун..версальный алл..рген сол..дарность сп..куляция бадм..нтон пар..тет конф..ренция |
В.
Укажите номера слов, от которых образуется
форма родительного падежа с окончанием
-ов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
яблоки сумерки заморозки солдаты сапоги погоны джинсы грузины ботинки |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
шорты шахматы носки чулки цыгане татары партизаны башни лампасы |
ТЕСТ 4
Вариант
1 Вариант 2
А.
Укажите номера слов, в которых на месте
согласной буквы, стоящей перед е,
произносится мягкий звук.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
ватерполо дефилировать кредо майонез кнели пресса ретро сервис синтез |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
антитеза декада пастель астероид прогрессия юриспруденция продюсер синтетика тент |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква о.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
в..кансия к..ординаты д..льмены кат..строфа к..лланетик мем..риал ст..гнация прол..нгация экстр..диция |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
ко..лиция пост..мент ко..рдинация м..ршрут корп..рация к..рдинальный п..тенциал мар..фон пров..кация |
В.
Укажите номера тех пар слов, которые
являются паронимами.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
абонент гуманизм комичный жизнь описка гуманный роспись трафарет усадьба |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
гуманный невежа комичный одеть педагогика раритет скрупулезный толерантный укоротить |
ТЕСТ
4
Вариант
3 Вариант 4
А.
Укажите номера слов, в которых на месте
согласной буквы, стоящей перед е,
произносится мягкий звук.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
тент синтез юриспруденция сервис ретро пресса астероид майонез антитеза |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
синтетика продюсер прогрессия пастель кредо дефилировать декада кнели ватерполо |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква о.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
прол..нгация к..лланетик пров..кация пост..мент п..тенциал мар..фон ко..лиция кат..строфа к..ординаты |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
экстр..диция ст..гнация мем..риал к..рдинальный корп..рация м..ршрут в..кансия ко..рдинация д..льмены |
В.
Укажите номера тех пар слов, которые
являются паронимами.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
усадьба гуманизм роспись раритет описка педагогика невежа комичный абонент |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
толерантный укоротить гуманный скрупулезный одеть жизнь трафарет гуманный комичный |
ТЕСТ
5
Вариант
1 Вариант 2
А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
давнишний иглистый (из) изогнутый мокрота мозаичный сироты стиральный умерший |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
избаловать столяр страховщик танцовщица украинец цыган чистильщик шофер щелкать |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит л.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
сте..а ко..екция ба..аст ди..ер мета.. ко..ектив трико..ор ки..ер трехба..ьный |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
га..ерея инте..ект ба..он ко..ега и..юстрация ко..онтитул мета..ический криста..ьный ка..анетик |
В.
Укажите номера словосочетаний, которые
содержат плеоназм.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
в демобилизовался захватывающий звериное прейскурант промышленная сниматься удивительно ускоренно |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
150 вернулся главная известный очень памятный прейскурант сниматься форсировать |
ТЕСТ
5
Вариант
3 Вариант 4
А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
шофер умерший страховщик столяр мозаичный мокрота изогнутый избаловать (из) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
чистильщик цыган украинец танцовщица щелкать стиральный сироты иглистый давнишний |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит л.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
ди..ер ка..анетик трехба..ьный ко..онтитул мета..ический трико..ор ко..ектив ба..он ки..ер |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
мета.. криста..ьный ко..ега ба..аст и..юстрация га..ерея ко..екция инте..ект сте..а |
В.
Укажите номера словосочетаний, которые
содержат плеоназм.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
ускоренно сниматься промышленная прейскурант известный звериное главная вернулся 150 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
удивительно сниматься прейскурант форсировать памятный очень захватывающий демобилизовался в |
ТЕСТ
6
Вариант
1 Вариант 2
А.
Укажите предложения с речевыми ошибками.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Ася Благодаря Дед Запиши Ольга Он Поставьте Товар У |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Благодарю Когда Мне Мы Посмотрите Тренерша У Я Я |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит сс.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
а..оциация хоспи.. ди..танция кри..тальный а..амблея кро..ворд продю..ер профе..иональный регре.. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
диску..ия ди..тиллированный ди..плей кла..ический ди..трибьютор компроми.. стре.. инка..атор а..имметрия |
В.
Укажите номера фразеологизмов, которые
содержат искажения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
забрать не она знаю имеет кинуть не пел попасть |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
выучить ждали игра играет исчез мы оказать пришли работает |
ТЕСТ
6
Вариант
3 Вариант 4
А.
Укажите предложения с речевыми ошибками.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
У Мы Тренерша У Мария Дед Валя Мне Благодарю |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Товар Он Поставьте Посмотрите Ольга Когда Запиши Благодаря Ася |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит сс.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
а..имметрия регре.. профе..иональный продю..ер кро..ворд а..амблея ди..трибьютор компроми.. ди..тиллированный |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
инка..атор кри..тальный стре.. кла..ический ди..плей ди..танция диску..ия хоспи.. а..оциация |
В.
Укажите номера фразеологизмов, которые
содержат искажения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
работает пришли она оказать не не кинуть исчез ждали |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
попасть пел мы львиная имеет игра играет знаю выучить |
ТЕСТ
7
Вариант
1 Вариант 2
А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
балованный безоконный забрала (в) некролог нувориш нужно разомкнутый фетиш |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
сызмала донельзя брала (в) банджо клала завидно возбуждено позвонят |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит согласная.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
импрес..арио инци..дент фе..ерверк граф..ити оф..сайд оф..шор э..скорт юрис..консульт инстал..яция |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
аген..ство папарац..и дерма..тин конве..ер тер..акт армрес..линг фе..ерия де..пинговать э..скалатор |
В.
Укажите номера верно составленных
словосочетаний.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
засохший аргалú измученное оригинальное моя потерянное сломанный элегантный строгий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
вмиг гостеприимное древнее доказанная закрытое испуганный назойливый завершившийся удаливший |
ТЕСТ
7
Вариант
3 Вариант 4
А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
возбуждено нужно нувориш банджо донельзя (в) (в) брала безоконный |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
фетиш разомкнутый позвонят забрала некролог клала завидно сызмала балованный |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит согласная.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
инстал..яция юрис..консульт э..скалатор оф..сайд оф..шор де..пинговать армрес..линг тер..акт конве..ер |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
э..скорт граф..ити фе..ерия инци..дент фе..ерверк дерма..тин папарац..и импрес..арио аген..ство |
В.
Укажите номера верно составленных
словосочетаний.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
удаливший строгое сломанный завершившееся потерянная доказанная оригинальное назойливое моя |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
испуганное элегантный измученное засохшее гостеприимное закрытое древний вмиг аргалú |
ТЕСТ
8
Вариант
1 Вариант 2
А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на третий слог.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
ветряная договор жалюзи (пять) кашлянуть меновая (пять) памятуя языковая |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
алкоголь бензопровод ветряная занята августовский (пять) обеспечение начала языковая |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит пп.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
а..ликация ги..отеза о..онент гру..овой до..инг и..одром о..ерировать про..аганда ра..орт |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
а..арат о..озиция а..артаменты сте..лер а..елляция а..робировать гру..ировать о..онировать про..орция |
В.
Укажите номера верно составленных
словосочетаний.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
вкуснейшее высокий глубокое неисправное низко очередной резюме соленая ускакавшая |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
атташе загадочный зажигательный выращенная гостеприимный изящное незабываемое оборванная собранное |
ТЕСТ
8
Вариант
3 Вариант 4
А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на третий слог.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
начала языковая памятуя обеспечение ветряная алкоголь (пять) жалюзи (пять) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
языковая занята кашлянуть договор ветряная бензопровод августовский меновая (пять) |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит пп.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
о..онент ра..орт про..аганда о..озиция а..елляция гру..ировать сте..лер а..артаменты а..арат |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
про..орция о..онировать и..одром о..ерировать до..инг гру..овой ги..отеза а..робировать а..ликация |
В.
Укажите номера верно составленных
словосочетаний.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
утерянное ускакавшая соленая резюме оборванная низко неисправное испугавшее атташе |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
незабываемое изящное зажигательное загадочное гостеприимное глубокое высокий выращенная вкуснейшее |
ТЕСТ
9
Вариант
1 Вариант 2
А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
плато абрис диоптрия диспансер колядовать шасси толика паралич феномен |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
скула коклюш пломбировать (до) ломота принял отчасти умастить экслибрис |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит е.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
тол..рантность м..нталитет истебл..шмент пр..зидиум пер..ферия пр..оритет пр..тензия респ..ктабельный фест..валь |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
пр..тендовать ампл..туда комп..тенция эл..гантный м..ркантильный през..дент прив..легия пульв..ризатор интелл..гентный |
В.
Укажите номера верно составленных
словосочетаний.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
воздушное выполненное высокогорный глубокое дзюдо ночное привезенное разбогатевший солнечный |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
выученный полноводный долгожданное жизненное ранчо заключенное салями услужливое широкая |
ТЕСТ
9
Вариант
3 Вариант 4
А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
экслибрис феномен пломбировать плато паралич колядовать отчасти диспансер скула |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
умастить шасси толика принял (до) ломота коклюш диоптрия абрис |
Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит е.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
м..ркантильный фест..валь пульв..ризатор прив..легия през..дент пр..зидиум пр..тензия пр..оритет пр..тендовать |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
респ..ктабельный пер..ферия м..нталитет эл..гантный интелл..гентный комп..тенция истебл..шмент ампл..туда тол..рантность |
В.
Укажите номера верно составленных
словосочетаний.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
ранчо разбогатевший привезенное полноводный заключенное жизненное высокогорный глубокое выполненное |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
широкое услужливый солнечное салями ночное долгожданное дзюдо выученный воздушное |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
кЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ УЧАЩЕГОСЯ
(по рекомендациям ФИПИ)
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Р1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. |
Р2 |
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
Р3 |
Неудачное употребление местоимений |
Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; |
Р4 |
Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов |
По задумке автора, герой побеждает; |
Р5 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
В таких случаях я взглядываю в словарь. |
Р6 |
Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте |
Были приняты эффектные меры; |
Р7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор использует художественные особенности. |
Р8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Молодой юноша; очень прекрасный. |
Р9 |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
Р10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им. |
Р11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Р12 |
Употребление лишних слов, лексическая избыточность |
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин. |
логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Л1 |
Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте |
На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; |
Л2 |
Нарушение причинно-следственных отношений |
В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. |
Л3 |
Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». |
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка. |
Л4 |
Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению) |
Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать? |
Л5 |
Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица) |
Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин. |
Л6 |
Сопоставление логически несопоставимых понятий |
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. |
Композиционно-текстовые ошибки |
||
Л7 |
Неудачный зачин |
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… |
Л8 |
Ошибки в основной части |
а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. |
Л9 |
Неудачная концовка |
Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. |
Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания).
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Ф1 |
Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров |
Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором; |
Ф2 |
Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты. |
Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!» |
Ф3 |
Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение. |
Великая Отечественная война 1812 года; |
Ф4 |
Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров. |
Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание». |
Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Э1 |
Речевая некорректность. |
Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли. |
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Г1 |
Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) |
Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились. |
Г2 |
Нарушение норм согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. |
Г3 |
Нарушение норм управления |
Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой. |
Г4 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого |
Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. |
Г5 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. |
Г6 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. |
Г7 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
Г8 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. |
Г9 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
Г10 |
Нарушение границ предложения |
Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. |
Г11 |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Г12 |
Пропуск члена предложения (эллипсис) |
На собрании было принято (?) провести субботник. |
Г13 |
Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится |
Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. |
Классификация речевых ошибок.
Синтаксические ошибки:
1. В структуре словосочетания
- Нарушение управления. “Я бы хотел уделить свое внимание на духовную деятельность”. (Уделить внимание чему? Обратить внимание на что?).
- Двойное использование зависимого слова. “ Наташа никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает”. (Не оценивает что? Не вдумывается во что?)
- Неправомерное объединение грамматических конструкций. “ XIX век русской литературы ознаменовался исканиями авторов героев нового вида “. (Исканиями кого? – авторов, исканиями кого? – героев).
2. В структуре предложения.
- Ошибки в построении предложения с деепричастием и деепричастным оборотом. “ Видя, как матери ждут домой своих любимых сыновей , которые пропали без вести , сердце кровью обливается”. (Сердце видит?).
- Ошибки в построении предложения с однородными членами. “ Москва – это символ всего русского народа, который пережил больше страданий, чем кто – либо на Земле, и, несмотря на сложную судьбу, сумевший сохранить достоинства, веру и любовь к жизни. ” (Который сумел?)
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. “ В романе Михаила Булгакова показана вся мужественность и храбрость жителей города.”
- Разрыв конструкций. “ Действие повести В. Быкова “Сотников” происходит во время войны, на фронте. Где встречаются два героя, два характера – Сотников и Рыбак”.
- Неудачная замена знаменательного слова местоимением. ” Онегин старается пресечь эту любовь провинциальной девушки, чтобы не позволить ей ( кому? – девушке или любви?) сломать свою ( чью? — ее или его?) жизнь”.
- Пропуск слова. ” После смерти на дуэли Ольга недолго горевала о Владимире”.( Смерти кого?).
- Нарушение порядка слов. “ В “ Белой гвардии” с исторической точки зрения были правдиво изложены все реалии советской жизни в нелегкие годы для нашей страны (… в нелегкие для нашей страны годы).
- Лексические ошибки.
1.Употребление слова в несвойственном ему значении.
2. Нарушение лексической сочетаемости.“ Наш народ выстоял, потому что верил в неминуемую победу”.
3.Стилистические ошибки.
1. Использование слов иной стилевой окраски. ”Представители “ темного царства” взяли под свой контроль город Калинов”.
2. Неоправданный повтор слова.
3. Тавтология. ” Безотрадна цветовая гамма цветов, использованная Ф. М. Достоевским в романе”.
4. Плеоназм. ” Наташа и Соня взаимно любили друг друга”.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушения норм формального синтаксиса): а) нарушения структурных границ предложения, неоправданная парцелляция]: «Отправился он на охоту. С собаками». «Гляжу. Носятся мои собаки по полю. Гоняют зайца»; б) нарушения в построении однородных рядов: выбор в ряду однородных членов разных форм: «Девушка была румяной (полн. ф.), гладко причесана (крат. ф.)»; в) различное структурное оформление однородных членов, например, как второстепенного члена и как придаточного предложения: «Я хотел рассказать о случае с писателем и почему он так поступил (и о его поступке); д) cмешение прямой и косвенной речи: «Он сказал, что я буду бороться» (имеется в виду один и тот же субъект — «Он сказал, что он будет бороться»); е) нарушение видо-временной соотнесенности однородных членов предложения или сказуемых в главном и придаточном предложениях: «Идет (наст. вр.) и сказал (прош. вр)», «Когда он спал, то видит сон»; ж) oтрыв придаточного от определяющего слова: «Одна из картин висит перед нами, которая называется «Осень».
2. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм, регулирующих коммуникативную организацию высказывания:
а) СОБСТВЕННО КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушение порядка слов и логического ударения, приводящее к созданию ложных семантических связей): «Кабинет заставлен партами с небольшими проходами» (не у парт проходы). «Девочки сидят на лодке килем вверх»;
б) ЛОГИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОШИБКИ (нарушения понятийно-логической стороны высказывания): 1) подмена субъекта действия: «У Лены очертания лица и глаза увлечены фильмом» (сама Лена увлечена); 2) подмена объекта действия: «Мне нравятся стихи Пушкина, особенно тема любви»; 3) нарушение операции приведения к одному основанию: «Дудаев — лидер горной Чечни и молодежи»; 4) нарушение родо-видовых отношений: «Нетрудно спрогнозировать тон предстоящих гневных сходок — гневные речи в адрес режима и призывы сплотить ряды»; 5) нарушение причинно-следственных отношений: «Но он (Базаров) быстро успокоился, т.к. не очень верил в нигилизм»; 6) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: «Он всегда веселый, среднего роста, с редкими веснушками на лице, волосы немного по краям кудрявые, дружелюбный, необидчивый».
С нашей точки зрения, высказывания, содержащие такие нарушения, свидетельствуют, что «сбой» происходит не во внутренней речи, не по причине незнания пишущим логических законов, а при перекодировании, при переводе мыслительных образов в словесную форму из-за неумения точно «расписать» логические роли в высказывании (оформить группы объекта, субъекта, соотнести их друг с другом, с предикатом и т.п.). Раз так, то логические нарушения — свойства речи, ставить их в один ряд с фактическими и выносить за пределы речевых ошибок неправомерно.
в) КОНСТРУКТИВНО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (нарушения правил построения высказываний): 1) отсутствие связи или плохая связь между частями высказывания: «Живут они в деревне, когда я приезжал к нему, то видел его красивые голубые глаза»; 2) употребление деепричастного оборота вне связи с субъектом, к которому он относится: «Жизнь должна быть показана такой, как есть, не приукрашивая и не ухудшая ее»; 3) разрыв причастного оборота: «Между записанными темами на доске разница невелика».
г) ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВ-НЫЕ ОШИБКИ (или семантико-коммуникативные). Этот тип нарушений сближается с предыдущим, но отличается тем, что ухудшение коммуникативных свойств речи здесь происходит не по причине неудачного, неправильного структурирования высказывания, а по причине отсутствия части информации в нем или ее избытка: 1) неясность первичной интенции высказывания: «Мы неразрывно связаны со страной, у нас с ней главный удар, это удар на мир»; 2) незаконченность всего высказывания: «Я сама люблю растения, а поэтому меня радует, что летом наше село становится таким неузнаваемым» (требуется дальнейшее пояснение, в чем проявляется данный признак села). » Биография его коротка, но за ней очень много»; 3) пропуск необходимых слов и части высказывания: «У Безухова много событий, которые играют отрицательную роль» (пропущен локальный уточнитель «в жизни» и локальный уточнитель второй части высказывания, например, «в его судьбе»); 4) смысловая избыточность (плеоназмы, тавтология, повторы слов и дублирование информации): «Он со всеми своими душевными силами начал работать над этой темой». «Когда он грустит, лицо сморщенное, в лице грусть»;
д) СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение требований единства функционального стиля, неоправданное употребление эмоционально-окрашенных, стилистически маркированных средств). Данные нарушения могут состоять в неоправданном употреблении слова, но проявляются они только на уровне предложения: 1) употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах: «Корабль наткнулся на скалу и проткнул себе брюхо»; 2) употребление книжных слов в нейтральных и сниженных контекстах: «Первым делом она достает из холодильника все компоненты супа»; 3) неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики: «На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла»; 4) неудачные метафоры, метонимии, сравнения: «Это — вершина айсберга, на которой плывет в море проблем омская швейная фабрика».
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ ТЕКСТА
Все они носят коммуникативный характер.
1. ЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушение логики развертывания мысли: «Мне нравится, что он такой умный, не пытается никому сделать зло. Чацкий даже не думал, что его поставят в такое положение»; б) oтсутствие связей между предложениями: «0на очень хотела выйти замуж за такого, как Онегин, потому что он увлекается литературой, т.к. она тоже любила ее. Потом Пушкин открывает галерею великих русских женщин»; в) нарушение причинно-следственных отношений: «С приездом Чацкого в доме ничего не изменилось. Не было той радушной встречи. А к его приезду отнеслись никак. На протяжении пьесы дня Чацкий много выясняет, и к вечеру пьеса близится к концу, т.е. отъезд Чацкого»; г) oперации с субъектом или объектом: «Всех своих героев автор одарил замечательными качествами. Манилов (доброжелательность), Коробочка (домовитость), Плюшкин (бережливость). Но все эти качества доминируют над ними, заполняют всю их сущность и поэтому мы смеемся над ними»; д) нарушения родо-видовых отношений: «Нестабильность в стране усугубляется попытками оппозиции наступления на власть. Тут и попытки устроить очередной шумный скандал в Госдуме, связанный с постановлением о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья, и ожидание «судьбоносных» грядущих форумов, и возмущение решениями правительства».
2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ: а) нарушения видо-временной соотнесенности глагольных форм в разных предложениях текста: «Чацкий в готовой программе заявляет все свои требования. Довольно часто он позорил кумовство и угодничество, никогда не смешивает дело с весельем и дурачеством»; б) нарушение согласования в роде и числе субъекта и предиката в разных предложениях текста: «Я считаю, что Родина — это когда каждый уголок напоминает о прошедших днях, которые уже нельзя вернуть. Которое ушло навсегда и остается только помнить о них».
3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ: а) информационно-семантическая и конструктивная недостаточность (пропуск части высказывания в тексте): «Oни были величайшими гуманистами. И на этом, по их мнению, нужно строить будущее общество»; б) информационно-семантическая и конструктивная избыточность (нагромождение конструкций и избыток смысла): «В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний портрет. Она очень страдает, что он не может ей ответить тем же. Но тем не менее она не меняется. Все остается такая же спокойная, добрая, душевная»; в) несоответствие семантики высказываний их конструктивной заданности: «По мне должно быть так: когда ты со своими ведешь речь — одна позиция. А когда вступаешь в контакты с представителями других политических взглядов, то тут все должно быть так же, но только с еще большим вниманием к просьбам и предложениям» (конструктивно задано противопоставление, но высказывания эту конструктивную направленность не отражают); г) неудачное использование местоимений как средства связи в тексте: «Лишь изредка их доставляли со стороны. Остальное выращивалось в усадьбе. Генералиссимус признавал отдых лишь в парковой зоне усадьбы, где был посажен сад с птицами в клетках и выкопан пруд с карпами. Ежедневно во второй половине дня он посвящал несколько минут кормлению птиц и рыб. Там он работал с секретарем. Он готовил всю информацию» (неясно: кто он? Сад, генералиссимус, секретарь?); д) повторы, тавтология, плеоназмы: «Есенин любил природу. Природе он уделял много времени. Много стихов он написал о природе».
Аналогичным образом можно рассматривать и стилевые нарушения на уровне текста. Следует заметить, что к ним мы относим также бедность и однообразие синтаксических конструкций, т.к. тексты типа: «Мальчик был одет просто. Он был одет в подбитую цигейкой куртку. На ногах у него были одеты проеденные молью носки» — свидетельствуют не о синтаксических сбоях, а о неумении пишущего разнообразно изложить свои мысли, придав им стилевое богатство. Речевые нарушения на уровне текста более сложны, чем на уровне высказывания, хотя «изоморфны» последним. Приведенные выше примеры убедительно демонстрируют, что текстовые нарушения, как правило, носят синкретичный характер, т.е. здесь нарушаются логические, лексические, конструктивные стороны организации данной речевой единицы. Это закономерно, т.к. текст (или микротекст) строить труднее. Необходимо удерживать в памяти предыдущие высказывания, общую идею и семантику всего текста, конструируя его продолжение и завершение.
Пробники ЕГЭ ↓
Математика,
Физика,
Информатика,
Химия,
Русский,
Обществознание,
Литература,
История,
Иностранные языки,
География,
Биология
22 августа 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Задание по теме «Лексические и грамматические ошибки»
Перепишите исправленное предложение, устранив лексическую/грамматическую ошибку. Запишите номер соответствующей ошибки.
oshibki.doc
oshibki.pdf
Ошибки
1) неправильное употребление предлогов
2) неправильное построение предложение с причастным оборотом
3) неправильное употребление фразеологизмов
4) плеоназм
5) ошибки с паронимами
6) неправильное употребление устойчивых сочетаний
7) употребление слова в несвойственном ему значении
речевая недостаточность
Образец
Исходный вариант:
Муж Катерины был человеком безвольным, полностью подчинившийся матери.
Исправляем:
Муж Катерины был человеком безвольным, полностью подчинившимся матери. – ошибка 2.
Для учителя: в конце предложения указаны ответы
1. Его гуманность и человеколюбие известны всем.4
2. А сейчас все пойдет по своим делам.3
3. Люди начинают сеять урожай.6
4. Большое значение он оказал на развитие литературы.6
5. Вся страна от мала до великого поднялась на борьбу с врагом.3
6. Он никогда не откладывал дела в длинный ящик.3
7. Он шел с товарищем со школы.1
8. От утра до вечера он делает кораблики из бумаги.1
9. Вопреки отца он не стал жениться. 1
10. Его героизм проявился при бое с врагами.1
11. Погода была дождевая и пасмурная. 5
12. Через шум мотора не было слышно крика детей.1
13. Благодаря борьбы красноармейцев, мы выиграли войну.1
14. Чацкий является единственным персонажем из передовых людей, появившийся на сцене. 2
15. Труд создает человеку радость.6
16. Выступление актеров нас приятно шокировало.7
17. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.3
18. По тропинкам, ведущих к озеру, шли люди. 2
19. Матрешка – кукла-праздник, имевшая большую роль в развитии русской культуры. 6
20. Атмосферный воздух здесь великолепен! 4
21. В кабинете висели русские писатели. 8
22. Лермонтов впервые дебютировал со стихотворением «Смерть поэта».4
23. В классе у Марии Ивановны 40 учеников. И каждое утро 40 внимательных глаз смотрят на учительницу. 4
24. В комплекте с инструментом шел гарантированный талон. 5
25. Погруженная Татьяна в свои мысли не решается поговорить с Евгением. 2
26. Меня поражает изумительная жадность Плюшкина.7
27. Гоголь много описывает о похождениях Чичикова.1
28. У него сразу вспотели ладони рук. 4
Автор: Капустина В.А.