Благодаря катастрофе лексическая ошибка
Лексические нормы русского языка
Лексические нормы русского языка
Важнейшим признаком литературного языка считается нормативность, которая проявляется в его как письменной, так и устной форме.
Языковые нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, средства массовой информации, общепринятое современное употребление.
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность.
Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из своих функций – культурную.
Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления
в общеизвестном значении и общепринятых сочетаниях.
Соблюдение лексических норм достигаются в результате:
1) понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным
2) знания лексической сочетаемости слов;
3) учёта многозначности либо омонимии слов;
4) учёта расслоения лексики на:
– общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;
– активно употребляемую и пассивный словарный запас;
– нейтральную и стилистически окрашенную.
Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке. При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки.
Основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм
Примеры
Правильный
1. 1. Употребление
слова в несвойственном ему значении
лексической сочетаемости слова
4. 4. Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности
выбор одного из синонимов
6. 6. Употребление лишнего слова
необходимого слова, приводящий к искажению мысли
8. 8. Неуместное повторение од– них и тех же либо однокоренных слов
11. Двусмысленность высказывания при неудачном использовании
Вс Всю четвёртую декаду апреля было холодно.
У У Ирины карие волосы и зелёные глаза.
В В ёлочном
лесу зелёнки обычно
На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности.
Ад Адвокат добивался,
чтобы его подзащитного обели-
ли.
Моя бабушка любит народный
В читальный зал в одежде не входить!
В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче.
Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю.
Пётр Первый снял пиджак,
засучил рукава и принялся за работу.
сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.
Вс Всю последнюю декаду апреля было холодно.
У У Ирины каштановые волосы и зелёные
В еловом лесу зелёнки обычно не растут.
На олимпиаде по русскому языку я потерял баллы из-за невнимательности.
Ад Адвокат добивался,
чтобы его подзащитного
оправдали.
(фольклор – «народное творчество»)
В читальный зал в верх-ней одежде не входить!
В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» говорится (повествуется, идёт речь) о враче…
Своевременная и качественная прополка свёклы
способствует хорошему урожаю.
Слово пиджак появилось в руском языке только в 19в.
Профессор сказал, что
предположение ассистента оказалось правильным.
Упражнения
1. Подчеркните в данных предложениях слова, употреблённые в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов.
1. Этот фильм – настоящий бестселлер.
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоптур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
2. Отметьте предложения, в которых предлог благодаря употреблён в соответствии с его значением.
Учтите при этом, что данный предлог по происхождению и по смыслу связан с глаголом благодарить и употребляется при указании на «положительные» причины:
быстро выздоровел благодаря правильному лечению.
1. Благодаря постоянным дождям, никак не удается увеличить темп уборки зерновых.
2. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.
3. Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, черника была крупная и сладкая.
4. Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир».
5. Многие не поступили в вузы благодаря низкому уровню знаний.
3. Выберите из данных в скобках предлогов тот, который уместен в предложенном высказывании. Учтите при этом, что:
— предлог ввиду употребляется при указании на то, что ещё будет: ввиду предстоящего отпуска;
— предлог вследствие употребляется при указании на уже произошедшее: вследствие прошедших снегопадов.
1. (Ввиду, вследствие) многочисленных просьб радио-слушателей повторяем переда– чу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.
2. Уважаемые жильцы! (Ввиду, вследствие) предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водо– провода просим вас запастись водой заблаговременно.
3. (Ввиду, вследствие) отсутствия состава преступления дело было закрыто.
4. (Ввиду, вследствие) употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.
4. Выберите из слов в скобках необходимые (с учётом лексической сочетаемости слов).
1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречён (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых учёных, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
5. Отметьте предложения, в которых употребление многозначных слов или омонимов приводит к двусмысленности высказывания. Подчеркните данные слова.
1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт.
2. Результаты анализа крови у детей из Брагина и Минска были отличные.
3. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трёх учеников.
4. В документах допускаются различные ошибки.
5. Мы внимательно прослушали рекомендации врача.
6. Подчеркните тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.
1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребёнок, (деревянная, древесная) кора,(корневое, коренное) население, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
7. Прочитайте два изменённых диалога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», в которых вместо всех глаголов речи употреблено слово сказать. Попробуйте восстановить авторский текст, заменив, где необходимо, данное слово синонимами.
1. Вот мы и дома, – сказал Николай Петрович. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
— Поесть действительно не худо, – сказал, потягиваясь, Базаров.
2. -Нигилист, – сказал Николай Петрович. – Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. . . ничего не признает?
— Скажи: который ничего не уважает, – сказал Павел Петрович.
— Который ко всему относится с критической точки зрения, – сказал Аркадий.
8. Подчеркните предложения, в которых наблюдается речевая избыточность.
1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.
2. Заверни детали в промасленную маслом бумагу. – Заверни детали в промасленную бумагу.
3. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.
4. Сергей настоящий меломан пения и музыки. – Сергей настоящий меломан.
5. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.
9. Подчеркните неуместно употреблённые однокоренные слова, замените их синонимами.
1. Писатель писал роман в послевоенные годы.
2. Лесник знает в своём лесничестве каждое деревце.
3. Герои-подпольщики вели себя героически.
4. Илюша говорил, что случился этот случай на Варнавицах.
5. В поэме «Мёртвые души» изображены образы помещиков.
10. Запишите высказывания участников различных интернет-форумов (2006 г. ) в соответствии с нормами русского литературного языка (в высказываниях сохранена
«авторская» орфография и пунктуация).
1. Нужна стиралка LG WD-80157N (голубая).
2. Если есть вопросы пиши мне в личку, или в енту тему.
3. Требуется поставщик мобил. Опт. Предложения прайсами направлять на мыло ********.
4. И как ту обьевления писать всё не как не дапетрю. Саму будет не лень напишите плизз я буду благодарин.
5. Уже с год продаются ноуты с встроенным GSM/EDGE.
6. Все на Комсомольское озеро.
Чуваки! Берете своих герлов и на это самое озеро. Я гулял со своей – теперь это мое самое любимое место для прогулок.
7. Помагите пожалуста. Где можно скочять проги для хакеров?
11. Отметьте предложения, в которых произошло смешение лексики разных исторических эпох. Подчеркните неуместно употреблённые слова.
1. В X веке летом каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр.
2. В начале XII века с половцами был заключён выгодный для России мир.
3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви.
4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них.
5. Владимир Мономах был мудрым правителем, слав¬ным воином и патриотом земли русской.
12. Устраните двусмысленность высказываний, вызванную неудачным употреблением местоимений.
1. Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удовольствием посещают её.
2. Я попросил одноклассника забрать свою куртку из гардероба.
3. Ира сказала Оле, что её тетрадь осталась дома.
13. Пользуясь таблицей, определите тип речевой ошибки (поставьте соответствующий номер).
Примеры с речевыми ошибками | № ошибки | ||||||||||||||||
1. С вами будут беседовать учёные, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире.
2. Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представ– лен самому себе. 3. Трилогия Ю. Бондарева «Берег», «Вы– бор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции. 4. 4. На обложке книги – цитата из вышеназванного языковеда. 5. Игорь с отцом посадили берёзку, когда ему исполнилось тридцать лет. 6. 6. Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы. 7. 7. Магазин «Богатырь» я обошёл быстро. 8. Составив предложение, ученики определяют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова. К Л Ю Ч И 1. 1. Этот фильм – настоящий бестселлер (бестселлер – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами) 2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны. 3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими. (Стагнация – застой в производстве, торговле) 4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных. 5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. (Эмигрант – переселенец из своей страны в какую-либо другую. Иммигрант – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. ) 2. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо. 3. Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, черника была крупная и сладкая. 4. Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир». 1. Вследствие многочисленных просьб радиослушателей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе. 2. Уважаемые жильцы! Ввиду предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водопровода просим вас запастись водой заблаговременно. 3. Вследствие отсутствия состава преступления дело было закрыто. 4. Вследствие употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка. 1. Опереться спиной, заклятый враг, вороной конь, стоимость высокая, цена низкая, играть роль, производить впечатление, отъявленный лодырь, обречён на провал, неминуемый провал, началась война. 2. Утолить жажду (утолить голод), плеяда талантливых учёных, стая ворон (стая волков), глубокая старость (глубокая ночь), ранний вечер (раннее утро), оказать помощь (оказать содействие), одержать победу. 1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт. 2. Результаты анализа крови у детей из Брагина и Минска были отличные. 3. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трёх учеников. 4. В документах допускаются различные ошибки. 1. Продлить абонемент, архитекторский коллектив, будничная одежда, ветреный человек, впечатляющее зрелище, гарантированная зарплата, глиняная ваза, осиное гнездо. 2. Голосовые связки, гречишное поле, двухгодовалый жеребёнок, древесная кора, коренное население, лобовая атака, луковый привкус, луковичная форма куполов, национальный костюм, снискать уважение. — Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть. — Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров. — Нигилист, – проговорил Николай Петрович. – Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. . . ничего не признает? — Скажи: который ничего не уважает, – подхватил Павел Петрович. — Который ко всему относится с критической точки зрения, – заметил Аркадий. Синонимичный ряд к слову сказать: 1) выразиться; изъясниться (уст. ); 2) произнести, проговорить, выговорить; вымолвить (разг. ); молвить, промолвить (уст. ); изречь, провещать (уст. , теперь шутл. и ирон. ) / вскользь: заметить, бросить, проронить, уронить, обронить; буркнуть (разг. ) / перебивая чужую речь: вставить; ввернуть (разг. ) / обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг. ) / что-л. неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть, бух¬нуть (разг. ); отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть, выдать, сбрендить (прост. ). 1. Я подпрыгнул и сорвал вишню. 2. Заверни детали в промасленную бумагу. 3. От стыда парнишка опустил голову и молчал. 4. Сергей настоящий меломан. 5. Врач обнаружил нарушение моторики желудка. 1. Писатель писал роман в послевоенные годы. (создавал) 3. Герои-подпольщики вели себя героически. (мужественно) 4. Илюша говорил, что случился это случай на Варнавицах. (произошёл) 5. В поэме «Мёртвые души» изображены образы помещиков. (показаны) 1. Нужна стиральная машина LG WD-80157N (голубая). 2. Если есть вопросы, отправь мне личное сообщение или задай их в этой теме. 3. Требуется поставщик мобильных телефонов. Опт. Предложения с прайс-листами направлять на электронный адрес ********. 4. И как это объявление писать, никак не пойму. Кому будет не лень, напишите, пожалуйста, я буду благодарен. 5. Уже год продаются ноутбуки со встроенным GSM/ EDGE. 6. Все на Комсомольское озеро. Ребята! Берёте своих девушек – и на озеро! Я гулял со своей – теперь это моё самое любимое место для прогулок с девушками ф. 7. Помогите, пожалуйста. Где можно скачать программы для хакеров? 1. В X веке летом каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр. 2. В начале XII века с половцами был заключён выгодный для России мир. 3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви. 4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них. 1. Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удовольствием посещают это учебное заведение. 2. Я попросил одноклассника забрать мою куртку из гардероба. – Я попросил одноклассника забрать его куртку из гардероба. 3. Ира сказала Оле, что свою тетрадь оставила дома. – Ира сказала Оле, что её тетрадь оставила дома.
|
Тематический практикум ОГЭ 2023
NEW -50%
Проверка сочинения и изложения ОГЭ
2023
200+ аргументов для сочинения ОГЭ
-30%
ТОП орфографических ошибок в сочинении ЕГЭ
-20%
ТОП пунктуационных ошибок в сочинении ЕГЭ
-20%
ТОП речевых ошибок в сочинении ЕГЭ
-50%
Сочинение ЕГЭ 2023 на 24 балла
Интерактивное пособие для подготовки к сочинению
-50%
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Пособие «Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ»
-50%
300+ аргументов к итоговому
-50%
Навигатор-ЕГЭ 2023. Сочинение
Интерактивный чек-лист
-50%
Навигатор-ЕГЭ 2023. Тест
Интерактивный чек-лист
-50%
Учимся формулировать
проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование
-50%
Исключения и трудности ЕГЭ
-50%
ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ
300+ заданий 6 ЕГЭ
-50%
ОГЭ-навигатор 2023
Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2023
СКИДКА
1000 НАРЕЧИЙ
Слитно, раздельно, через дефис
-50%
Проверка сочинения ЕГЭ
-50
Перечислю самые распространенные ошибки:
1) Употребление слов не по назначению, например — Благодаря пожару сгорел участок леса. Получается, что мы благодарим пожар, за сгоревший лес. Правильней сказать — В результате пожара сгорел участок леса.
2)Повторение однокоренных слов. Например предложение — Летчик вынужден был совершить вынужденную посадку. Лучше звучит это предложение так — Летчик совершил вынужденную посадку.
3) Когда употребляют жаргонные слова — например — Снятый Бондарчуком фильм, оказался абсолютно плоским боевиком. Как то слово «плоский» не очень хорошо звучит в предложении.
4) Употребление иностранных слов. В сочетании с русскими словами иностранные сильно выделяются. Например — Срок действия договора пролонгирован. Понятно, что многие уже привыкли к такому слову, как пролонгация, но лучше, а главное понятней будет звучать так — Срок действия договора продлен.
5) Явная несочетаемость в построенных предложениях. Кстати довольно распространенная лексическая ошибка. Например — В голове метнулась мысль о встрече. Мысль у нас не рысь, чтобы метнуться. Наверно лучше сказать так — В голове возникла мысль о встрече.
В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.
- Примеры распространённых лексических ошибок
- Нарушение лексической сочетаемости слов
- Ошибки в похожих словах
- Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
- Ошибки из-за невнимательности
- Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
- Словари сочетаемости
- 1. Gufo
- 2. КартаСлов.ру
- 3. Грамота.ру
- Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
- 4. Орфограммка
- 5. Текст.ру
- 6. LanguageTool
- 7. Тургенев
- 8. Главред
- Небольшой тест
- Выводы
Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).
В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.
Примеры распространённых лексических ошибок
На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.
Теперь разберём детальнее самые популярные из них.
Нарушение лексической сочетаемости слов
Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.
Типичным примером таких ошибок являются фразы:
- Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
- Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
- Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.
Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:
- Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.
- Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».
- Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.
- «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.
Ошибки в похожих словах
Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:
- Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
- Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
- Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
- Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
- Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.
Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.
- Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».
Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.
Неправильно:
Правильно:
- Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».
«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.
Неправильно:
Правильно:
Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».
С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.
Ошибки из-за невнимательности
Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:
- «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
- «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.
Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.
Словари сочетаемости
По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.
1. Gufo
Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.
Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:
2. КартаСлов.ру
Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.
Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.
3. Грамота.ру
Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.
Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.
Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:
Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.
4. Орфограммка
Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.
Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.
Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:
- Грамотность — для исправления всех видов ошибок.
- Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.
- Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.
В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.
5. Текст.ру
Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.
В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.
Зато иногда Word ошибается в пунктуации:
А Advego – в согласовании числительного и существительного:
У text.ru таких грехов нет.
В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.
6. LanguageTool
Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.
Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.
Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.
7. Тургенев
Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).
Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.
В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).
8. Главред
Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.
Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).
Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.
А в примерах предложений заметил только канцеляризм.
Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.
Небольшой тест
Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.
Выводы
Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.
Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.
Еще по теме:
- Как составить ТЗ копирайтеру, чтобы статья попала в ТОП без ссылок?
- 20 ошибок невнимательных, или Текст под прицелом филолога
- 7 мифов о копирайтерах
- Лето, тексты, вода: Как убрать из текста «воду» и чем ее заменить
- Частые ошибки пунктуации
Вопрос о том, как готовить качественные статьи, приносящие позиции и поисковый трафик, уже давно волнует контент-проекты и коммерческие сайты с инфоразделами. Случаи, когда статьи по…
Продолжим тему о текстах на сайтах, но в этот раз рассмотрим их с точки зрения филолога. Мы собрали самые распространенные ошибки, которые могут повлиять на…
Интернет-портал Psychologies.ru характеризует стереотип как «относительно устойчивый и упрощённый образ социальной группы, человека, события или явления». И ведь да, такова человеческая природа — всё упрощать…
Мы часто говорим, что текст не должен содержать «воду», но не разбираем этот вопрос подробно. В этой статье на примерах конкретной тематики рассмотрим, что такое…
Расставленные невпопад знаки препинания в текстах могут испортить общее впечатление о сайте. Для тех, кто стремится писать грамотнее, мы собрали частые пунктуационные ошибки на сайтах и…
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
kerolin609
Вопрос по русскому языку:
Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками
1.починка автомобиля
2.заклятый друг
3.свободная вакансия
4.олчища тружеников
5.состоялась
благодаря разрешению
6. два года тому назад
7.оценивает высоко
позитивно
8.прогул без уважительной причины
9.праздничный ужин
10.совместное сотрудничество
11.свой автопортрет
12. будущая перспектива
13.страшно
обрадовались
14.возобновить вновь
15.кипучее безделье
16. кипучая деятельность
17.мелочная рыба
18.танцевальная песня
19.праздная жизнь
20.народный фольклор
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
staughalel
2.заклятый друг 3.свободная вакансия 4.полчища тружеников 5.состоялась
благодаря разрешению 7.оценивает высоко позитивно 8.прогул без уважительной причины 10.совместное сотрудничество 11.свой автопортрет 12. будущая перспектива 13.страшно обрадовались 14.возобновить вновь 15.кипучее безделье 17.мелочная рыба
18.танцевальная песня 20.народный фольклор
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.