Назовите тип ошибки,объясните в чём она состоит. 1)Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством; 2)крупным планом на картине находилась морда свиньи;3)Благодаря пожару сгорел большой участок леса
Светило науки — 9789 ответов — 85337 раз оказано помощи
В предложениях нарушены лексические нормы
1) (цена) Пребывание в этой больнице не финансируется государством (плеоназм)
2)Крупным планом на картине (находилась) изображена морда свиньи -(нарушена лексическая сочетаемость)
3)( Благодаря) Из-за (или вследствие) пожара, сгорел большой участок леса
( слово благодаря употреблено не в свойственной ему семантике)
Перечислю самые распространенные ошибки:
1) Употребление слов не по назначению, например — Благодаря пожару сгорел участок леса. Получается, что мы благодарим пожар, за сгоревший лес. Правильней сказать — В результате пожара сгорел участок леса.
2)Повторение однокоренных слов. Например предложение — Летчик вынужден был совершить вынужденную посадку. Лучше звучит это предложение так — Летчик совершил вынужденную посадку.
3) Когда употребляют жаргонные слова — например — Снятый Бондарчуком фильм, оказался абсолютно плоским боевиком. Как то слово «плоский» не очень хорошо звучит в предложении.
4) Употребление иностранных слов. В сочетании с русскими словами иностранные сильно выделяются. Например — Срок действия договора пролонгирован. Понятно, что многие уже привыкли к такому слову, как пролонгация, но лучше, а главное понятней будет звучать так — Срок действия договора продлен.
5) Явная несочетаемость в построенных предложениях. Кстати довольно распространенная лексическая ошибка. Например — В голове метнулась мысль о встрече. Мысль у нас не рысь, чтобы метнуться. Наверно лучше сказать так — В голове возникла мысль о встрече.
Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от liza778
-
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос дан
sun4life1 из-за вместо благодаря
2 праздничное вместо праздное
3 пример вместо образец
4
5 воробей улетел в тот момент, когда открыли окно в класс
Четвёртое точно правильно переписано?
Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?
Найди верный ответ
Самые новые вопросы
Математика — 3 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История — 3 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература — 3 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык — 3 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Русский язык — 3 года назад
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Русский язык — 3 года назад
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика — 3 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Что ты хочешь узнать?
Задай вопрос
Все науки
Русский яз.
Литература
Математика
Алгебра
Геометрия
Английский яз.
Немецкий яз.
Українська мова
Українська література
Беларуская мова
Қазақ тiлi
Французский яз.
Кыргыз тили
Оʻzbek tili
Биология
Химия
Физика
История
Окружающий мир
Обществознание
ОБЖ
География
Информатика
Экономика
Музыка
Право
МХК
Психология
Астрономия
Физкультура и спорт
Другие предметы
Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.
- Сайт
- Главная страница
- Напиши свой вопрос
- Кабинет
- Вход в личный кабинет
- Регистрация на сайте
Речевые ошибки
Слово — важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально-экспрессивную функцию.
И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.
Основные причины речевых ошибок:
1. Непонимание значения слова.
1.1. Употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример:
Костер все больше и больше распалялся , пылал . Ошибка заключается в неверном выборе слова:
Распаляться — 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.
Разгораться — начинать сильно или хорошо, ровно гореть.
1.2. Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.
Пример:
Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке . Ошибка возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного глагола благодарить. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие .
1.3. Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика).
Пример:
Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний .
Если речь идет о заболеваниях , то слово алкоголики следовало бы заменить на алкоголизм . Алкоголик — тот, кто страдает алкоголизмом. Алкоголизм — болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков.
1.4. Неправильное употребление паронимов.
Пример:
Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.
Праздный и праздничный — очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный — прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный — не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь). Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами. Подробнее о паронимах.
2. Лексическая сочетаемость.
При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д.
Пример:
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным . Показывать можно пример , но не образец . А образцом можно быть, например, для подражания.
Пример:
Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена . Слово дружба сочетается с прилагательным крепкая — крепкая дружба.
Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение , казалось бы, несочетаемых между собой слов: живой труп , обыкновенное чудо . В этом случае перед нами один из видов тропов — оксюморон .
В сложных случаях, когда трудно определить, можно ли употребить вместе те или иные слова, необходимо пользоваться словарем сочетаемости. Подробнее о лексической сочетаемости.
Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки 1?
Русский язык | 5 — 9 классы
Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки 1.
Благодаря пожару , вспыхнувшему от костра , сгорел большой участок леса.
2. У меня сегодня праздное настроение.
3. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
4. Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими бы ты замечена.
5. Открывая окно, в класс улетел воробей.
1 из — за вместо благодаря
2 праздничное вместо праздное
3 пример вместо образец
5 воробей улетел в тот момент, когда открыли окно в класс
Четвёртое точно правильно переписано?
Исправьте речевые ошибки, которые содержатся в предложениях?
Исправьте речевые ошибки, которые содержатся в предложениях.
6. Александр Арефьев был разведчиком самого высокого экстра — класса.
Исправьте речевые ошибки, которые содержатся в предложениях?
Исправьте речевые ошибки, которые содержатся в предложениях.
8. перед своей смертью преступник покаялся.
Найти речевые ошибки в предложение 1) благодаря брошеному окурку сгорел большой участок леса?
Найти речевые ошибки в предложение 1) благодаря брошеному окурку сгорел большой участок леса.
Исправьте в предложения с речевыми лексическими ошибками надо тактически намекнуть ему?
Исправьте в предложения с речевыми лексическими ошибками надо тактически намекнуть ему.
Помогите, пожалуйста Укажите, в каких предложениях допущены речевые ошибки?
Помогите, пожалуйста Укажите, в каких предложениях допущены речевые ошибки.
Записать правильный вариант.
21. Хороший руководитель должен во всем быть образцом для своих подчиненных.
22. В своем романе писатель описал жизнь людей пореформенной России.
23. Клещ тешит себя надеждой, что вернется в общество полным членом его.
24. Ему не сообщили всего обо всех обстоятельствах – его тактичные расчеты оказались неверными.
25. Художническое видение мира, свойственное Ван Гогу, было трагическим по своей сути.
Найдите и исправьте речевые ошибки?
Найдите и исправьте речевые ошибки.
Пишите свои инициалы полностью.
Найдите в предложениях отклонения от норм русского литературного языка и исправьте ошибки, указав правильные варианты предложений?
Найдите в предложениях отклонения от норм русского литературного языка и исправьте ошибки, указав правильные варианты предложений.
Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек.
Исправьте речевые ошибки в предложении 1 мне кажется, что прототипом Базарову является Печерин 2 революционная деятельность этого человека схожа со многими людьми того времени?
Исправьте речевые ошибки в предложении 1 мне кажется, что прототипом Базарову является Печерин 2 революционная деятельность этого человека схожа со многими людьми того времени.
Задание №5?
Отметьте предложения с речевыми ошибками
Выберите по крайней мере один ответ :
Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров.
2. Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.
3. Маяковский стоял у источников новой поэзии.
4. Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.
Исправьте речевые ошибки в предложении Мой любимый уголок — у стола возле окна, за которым я делаю уроки?
Исправьте речевые ошибки в предложении Мой любимый уголок — у стола возле окна, за которым я делаю уроки.
Перед вами страница с вопросом Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки 1?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.
Ласковое солнышко согревает землю. Солнышко подлежащие, согревает сказуемое, ласковое волнистой линеей, землю обстоятельство места. Весенний. Весен корень, ий окончание, н суффикс. Солнышко, солн корень, о окончание, ышк суффикс. Согревает. Гре..
Кажется «птицы » все о стальные парные согласные.
1. поёшь, 2. Заговорил, 3. А, 4. Пламенный, 5. В, 6. С, 7. В, 8. В, 9. А, 10. Кто — то незнакомый, 11. В, 12. С, 13. Научный, 14. В, 15. Последнее — будем ждать.
Обливаются, водит, не лежит, подаёт — переносные. Обливается слезами, водит за нос, сердце не лежит, подает надежды — фразеологизмы.
Ум напрягите пожалуйста и у вас все получится вот я в 4 классе и мне сложно но я напрягаю ум и все получяется.
В нашем лесу растут(1 спр) сосна, ель, берёза, осина, дуб, ольха. В лесу мы собираем(1 спр) землянику и ежевику. В лесу живут(1 спр)волки, лисицы, зайцы и белки. Летом в лесу мы часто видим(2 спр) иволгу, щегла, синицу, дятла, кукушку, сороку, чиж..
Выражение ее лица спокойно — кр. Прилагательное (явл. Сказуемым) Было спокойно весь день — категория состояния )потому что слово явл. Сказуемым в безличном предложении) Он всегда говорил спокойно. — наречие ( явл. Обст. ).
Краткие прилагательные : Новое утро всегда светло и радостно. – (нет такого прил. — поздно) Свежо предание, да верится с трудом. (с) Жарко в небе солнце летнее. (с) Сегодня всё спокойно. Наречия : Она светло и открыто посмотрела прямо мне в глаз..
Лед — корень н — суффикс ые — окончание ледян — основа если у вас в школе окончание берут в основу то основа ледяные.
Статья на тему «Речевые ошибки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Непонимание значения слова.
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова:
Распаляться — 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Стать охваченным каким-либо сильным чувством.
Разгораться — начинать сильно или хорошо, ровно гореть.
Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.
Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. Ошибка возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного глагола благодарить. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.
1.4. Неправильное употребление паронимов.
Пример: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.
Праздный и праздничный — очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный — прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный- не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь). Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами
2. Лексическая сочетаемость.
При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д.
Пример: Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Показывать можно пример, но не образец. А образцом можно быть, например, для подражания.
Пример: Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена. Слово дружба сочетается с прилагательным крепкая — крепкая дружба.
Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, несочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов — оксюморон.
3. Употребление синонимов.
Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность — стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка — просторечные; оплошка — разговорное; ляп — профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке.
Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.
При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами. Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут — это ведет к речевой ошибке.
Пример: Вчера мне было печально. Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются. Печально я гляжу на наше поколенье.
4. Употребление омонимов.
Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.
Пример: Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж — это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.
Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов (одинаково звучащих, но по-разному пишущихся) и омоформ (слов, совпадающих по звучанию и написанию в отдельных формах). Так что, выбирая слова для какой-либо фразы, мы должны обращать внимание и на контекст, который в некоторых речевых ситуациях призван раскрывать смысл слов.
5. Употребление многозначных слов.
Включая в свою речь многозначные слова, мы должны быть очень внимательны, должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы хотели раскрыть в этой речевой ситуации. При употреблении многозначных слов (как и при употреблении омонимов) очень важен контекст. Именно благодаря контексту ясно то или иное значение слова. И если контекст отвечает своим требованиям (законченный в смысловом отношении отрезок речи, позволяющий установить значения входящих в него слов или фраз), то каждое слово в предложении понятно. Но бывает и иначе.
Пример: Он уже распелся. Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко.
Встречаются следующие виды многословия:
1. Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.
Пример: Все гости получили памятные сувениры. Сувенир — подарок на память, поэтому памятные в этом предложении — лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.
2. Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.
Пример: Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин «Дружба».
3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos — слово) — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками «пестрят» не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
Пример: Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
4. Расщепление сказуемого. Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться — вести борьбу, убирать — производить уборку.
Пример: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор.
5. Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий.
Пример: В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест.
7. Лексическая неполнота высказывания.
Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
Пример: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова. Или: «. не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду». Так получается — «страница телевидения».
При выборе слова необходимо учитывать не только его семантику, лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость, но и сферу распространения. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения (лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы), всегда должно быть мотивировано условиями контекста.
Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками. Пример: А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей. И только контекст помогает разобраться: «ямочный ремонт» — это ремонт ям.
9. Устаревшие слова.
Архаизмы — слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами, — должны соответствовать стилистике текста, иначе они совершенно неуместны.
Пример: Ныне в университете был день открытых дверей. Здесь устаревшее слово ныне (сегодня, теперь, в настоящее время) совершенно неуместно.
Среди слов, вышедших из активного употребления, выделяются еще и историзмы. Историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник и т. п. Ошибки в употреблении историзмов часто связаны с незнанием их лексического значения.
Пример: Крестьяне не выдерживают своей тяжелой жизни и идут к главному губернатору города. Губернатор — начальник какой-нибудь области (например, губернии в царской России, штата в США). Следовательно, главный губернатор — нелепость, к тому же в губернии мог быть только один губернатор, а его помощник назывался вице-губернатором.
10. Слова иноязычного происхождения.
Сейчас многие имеют пристрастие к иностранным словам, даже не зная иногда их точного значения. Иногда контекст не принимает иностранное слово.
Пример: Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов. Лимитировать — установить лимит чего-нибудь, ограничить. Иностранное слово лимитировать в данном предложении следует заменить словами: идет медленнее, приостановилась и т. п.
Диалектизмы — слова или устойчивые сочетания, которые не входят в лексическую систему литературного языка и являются принадлежностью одного или нескольких говоров русского общенационального языка. Диалектизмы оправданны в художественной или публицистической речи для создания речевых характеристик героев. Немотивированное же использование диалектизмов говорит о недостаточном владении нормами литературного языка.
Пример: Пришла ко мне шаберка и просидела целый вечер. Шаберка — соседка. Употребление диалектизма в данном предложении не оправдано ни стилистикой текста, ни целью высказывания.
12. Разговорные и просторечные слова.
Разговорные слова входят в лексическую систему литературного языка, но употребляются преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного общения. Просторечие — слово, грамматическая форма или оборот преимущественно устной речи, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета речи, а также простая непринужденная речь, содержащая такие слова, формы и обороты. Разговорная и просторечная лексика, в отличие от диалектной (областной), употребляется в речи всего народа.
Пример: У меня совсем худая куртка. Худой(разг.) — дырявый, испорченный (худой сапог). Ошибки возникают в тех случаях, когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом.
13. Профессиональные жаргонизмы.
Профессионализмы выступают как принятые в определенной профессиональной группе просторечные эквиваленты терминов: опечатка — в речи журналистов ляп; руль — в речи шоферов баранка.
Но немотивированное перенесение профессионализмов в общелитературную речь нежелательно. Такие профессионализмы, как пошить, пошив, заслушать и другие, портят литературную речь.
По ограниченности употребления и характеру экспрессии (шутливая, сниженная и т. п.) профессионализмы сходны с жаргонизмами и являются составной частью жаргонов — своеобразных социальных диалектов, свойственных профессиональным или возрастным группам людей (жаргоны спортсменов, моряков, охотников, студентов, школьников). Жаргонизмы — это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной экспрессией и характеризующая- ся социально ограниченным употреблением.
Пример: Хотел пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет. Хибара — дом.
Нужно помнить, что фразеологизмы всегда имеют переносное значение. Украшая нашу речь, делая ее более живой, образной, яркой, красивой, фразеологизмы доставляют нам и немало хлопот — при неверном их употреблении появляются речевые ошибки.
1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.
1) Существует опасность буквального понимания фразеологизмов, которые могут восприниматься как свободные объединения слов.
2) Ошибки могут быть связаны с изменением значения фразеологизма.
Пример: Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят. Здесь фразеологизм метать бисер перед свиньями, имеющий значение «напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен понять этого», употреблен неверно — в значении «выдумывать, плести небылицы».
2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма.
1) Грамматическое видоизменение фразеологизма.
Пример: Я привык отдавать себе полные отчеты. Здесь изменена форма числа. Существует фразеологизм отдавать отчет.
Пример: Он постоянно сидит сложив руки. Фразеологизмы типа сложа руки, сломя голову, очертя голову сохраняют в своем составе старую форму деепричастия совершенного вида с суффиксом -а (-я).
В некоторых фразеологизмах употребляются краткие формы прилагательных, замена их полными формами ошибочна.
2) Лексическое видоизменение фразеологизма.
Пример: Пора уже тебе взяться за свой ум. Большая часть фразеологизмов является непроницаемой: в состав фразеологизма нельзя ввести дополнительную единицу.
Пример: Ну хоть бейся об стенку! Пропуск компонента фразеологизма также является речевой ошибкой.
Пример: Все возвращается на спирали своя. Есть фразеологизм на круги своя. Замена слова недопустима.
Следует различать грамматические и речевые ошибки.
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
раздумчивый (взгляд) вместо задумчивый, благородность вместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, использование не той приставки, не того суффикса);
без комментарий, более правильнее (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
удивляюсь его силой, жажда к славе (нарушена структура словосочетания — не соблюдаются нормы управления);
Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом и однородными членами, т.е. нарушены синтаксические нормы).
В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм. Например:
Штольц — один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Само по себе слово одноимённый (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки. Это необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.
К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Орфографическая ошибка — это неправильное написание слова; орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведущую в парк; уверенность в победу.
Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок
1. Ошибочное словообразование
2. Ошибочное образование формы существительного
Многие чуда техники, не хватает время
3. Ошибочное образование формы прилагательного
Более интереснее, красившее
4. Ошибочное образование формы числительного
С пятистами рублями
5. Ошибочное образование формы местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети.
6. Ошибочное образование формы глагола
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
7. Нарушения согласования
Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом.
8. Нарушения управления
Нужно сделать свою природу более красивую
9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Большинство возражали против такой оценки его творчества
10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея
11. Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом
В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю
12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое чувство…
13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами
14. Ошибки в построении сложного предложения
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве
Человеку показалось то, что это…
15.. Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента
16. Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Речевые ошибки и недочёты
1.Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.
Мысль развивается на продолжении всего рассказа.
2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом
Моё отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
3.Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении автор применяет градацию.
4. Употребление слов иной стилевой окраски
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5. Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений
6. Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удаётся объегорить других.
7. Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные особенности (вместо средства).
8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов.
9. Употребление рядом или близко однокоренных слов
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10. Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного.
11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
12 Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
13 Неудачное употребление местоимений
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина в своём воображении.
14 Бессвязность изложения
Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.
источники:
http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/6829128_najdite-i-ispravte-v-predlozeniah-recevye/
http://infourok.ru/statya-na-temu-rechevie-oshibki-3024498.html
Речевые ошибки
Главная »
Русский язык » Языкознание » Виды ошибок » Речевые ошибки
Речевые ошибки
Непонимание значения слова
– Употребление слова в несвойственном ему
значении.
Костер все больше и больше распалялся,
пылал.
Распаляться – 1. Нагреться
до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное
возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.
Разгораться – начинать сильно или хорошо, ровно гореть.
– Употребление значимых и
служебных слов без учета их значения.
Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
Предлог благодаря
сохраняет смысловую связь с глаголом благодарить
и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих
желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. В данном
примере предлог благодаря следует заменить на из-за, в результате, вследствие.
– Выбор слов-понятий с
различным лексико-грамматическим значением (конкретные и отвлеченные
существительные).
Предлагаем полное излечение алкоголиков
и других заболеваний.
Если
речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики
следовало бы заменить на алкоголизм.
– Неправильное употребление
паронимов.
Пароним (похожее написание и
звучание, различное значение): усвоить –
освоить (второе употребляется в значении более высокой степени проявления действия), предоставить (отдать в пользование)
– представить (предъявить).
Человек
ведет праздничную жизнь. У меня
сегодня праздное настроение.
Праздный и праздничный
– очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный – прилагательное к праздник (праздничный
ужин, праздничное настроение); праздный
– не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь).
Лексическая сочетаемость
При выборе слова следует учитывать не только
значение, которое ему присуще в языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не
все слова могут сочетаться друг с другом. Границы сочетаемости определяются значением
слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими
свойствами и т.д.
Хороший
руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
Показывать можно пример,
но не образец. А образцом
можно быть, например, для подражания.
Их сильная, закаленная в жизненных
испытаниях дружба многими была замечена. Слово дружба сочетается с прилагательным крепкая – крепкая
дружба.
Отличать
от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, несочетаемых
между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. Это
особый художественный прием – оксюморон.
Употребление синонимов
Синонимы
обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая
окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность
– стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха,
накладка – просторечные; косяк
– разговорное; ляп – профессионально-жаргонное.
Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может
привести к речевой ошибке.
Совершив косяк,
директор завода сразу же стал его исправлять.
При
использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в
большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами.
Вчера мне было печально.
Синоним грустно
сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. В безличном предложении эти слова не
способны заменять друг друга так же, как и в двусоставном.
Употребление омонимов
Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются
верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты
однозначно.
Экипаж находится в
отличном состоянии.
Экипаж – это повозка или команда? Само
слово экипаж употреблено правильно. Но
для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.
Очень часто к двусмысленности приводит употребление
в речи (особенно устной) омофонов (одинаково звучащих, но по-разному пишущихся):
молот – молод, плач – плачь, стучатся – стучаться, тушь – туш; омоформ
(слов, совпадающих по звучанию и написанию в отдельных формах): лечу –
от лететь, от лечить; пара – от пара, от пар.
Употребление многозначных слов
При употреблении многозначных слов (как и при
употреблении омонимов) очень важен контекст. Именно благодаря контексту ясно то
или иное значение слова. Но бывает и иначе.
Аудитория не соответствовала требованиям лектора.
Аудитория – помещение или аудитория
– слушатели?
Многословие
Встречаются
разные виды многословия:
Плеоназм – избыточное употребление в
речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.
Все гости получили памятные сувениры.
Сувенир – подарок на память,
поэтому памятные в этом предложении –
лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т.п.
Примеры, имеющиеся в
таблице, показывают… (Примеры показывают…)
Использование
лишних слов. Слова
просто не нужны в данном тексте.
Тогда
о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин «Дружба».
Операция – это способ,
которым выполняется действие… (Операция
– способ выполнения действия…); Для
того чтобы обеспечить… (Чтобы обеспечить…)
Тавтология – повторение однокоренных
слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками «пестрят» не только сочинения
учащихся, но и газеты и журналы.
Руководители предприятий настроены
на деловой настрой.
Расщепление сказуемого. Это замена глагольного
сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться – вести борьбу, убирать – производить уборку.
Ученики приняли решение произвести уборку
школьного двора.
В
официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили
убрать
школьный двор.
Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь,
особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные
паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т.п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще,
честно говоря и т.п. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в
устной речи, иногда проникает и в письменную.
Обломов был
избалованным, ну,
в общем,
ему в детстве все пытались угодить.
Лексическая неполнота высказывания.
Эта
ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается
в пропуске необходимого в предложении слова. Это происходит от желания учеников
писать короче, компактнее.
Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего.
В
этом предложении не хватает (и даже не одного) слова, например, что в его произведениях нет ничего лишнего.
При выборе слова необходимо учитывать не только его значение,
лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость, но и сферу распространения.
Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения (неологизмы,
устаревшие, иноязычные слова, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы),
всегда должно быть мотивировано условиями контекста.
Новые слова (неологизмы)
Неудачно
образованные неологизмы являются речевыми ошибками.
А в прошлом году на ямочный ремонт
после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей.
И
только контекст помогает разобраться: «ямочный ремонт» – это ремонт ям.
Устаревшие слова
Архаизмы – слова, называющие
существующие понятия, но вытесненные по каким-либо причинам из активного
употребления синонимичными словами, – должны соответствовать стилистике текста,
иначе они совершенно неуместны.
Ныне в
университете был день открытых дверей.
Здесь устаревшее слово ныне
(сегодня, теперь, в настоящее время) совершенно неуместно.
Историзмы – слова, вышедшие из
употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник и т.п.
Ошибки в употреблении историзмов часто связаны с незнанием их лексического значения.
Крестьяне не
выдерживают своей тяжелой жизни и идут к главному губернатору города.
Губернатор – начальник какой-нибудь области
(губернии в царской России). Следовательно, главный
губернатор – нелепость, к тому же в губернии мог быть только
один губернатор, а его помощник назывался вице-губернатором.
Сюда
же будут относится примеры употребление современных слов при описании исторических
реалий.
На богатырях были кольчуги, брюки и
варежки.
Слова иноязычного происхождения
Сейчас многие имеют пристрастие к иностранным
словам, даже не зная иногда их точного значения. Иногда контекст не принимает
иностранное слово.
Работа
конференции лимитируется
из-за отсутствия докладчиков.
Лимитировать – установить лимит чего-нибудь, ограничить. Иностранное слово лимитировать в данном предложении следует
заменить словами: идет медленнее,
приостановилась и т.п.
Диалектизмы
Диалектизмы – слова, которые не являются
общеупотребительными и являются принадлежностью какого-то говора. Диалектизмы
оправданны при создании речевых характеристик героев. Немотивированное
использование диалектизмов говорит о недостаточном владении нормами
литературного языка. Часто этим грешат ученики, проводившие каникулы в южных
или северных областях.
Бабушка сварила суп из бурака.
Бурак – по-украински свекла.
В августе я приехал с Ростова.
В
южных диалектах немного другая форма управления (предложно-падежные формы),
правильно – приехал из Ростова.
Разговорные и просторечные слова
Разговорные слова входят в систему литературного
языка, но употребляются преимущественно в устной речи, главным образом в сфере
повседневного общения. Просторечие употребляется в литературном языке обычно в
целях сниженной, грубоватой характеристики предмета. Разговорная и просторечная
лексика, в отличие от диалектной (областной), употребляется в речи всего
народа.
У меня совсем худая
куртка.
Худой (разг.) – дырявый, испорченный. Ошибки возникают в
тех случаях, когда употребление разговорных и просторечных слов не обоснованно
контекстом.
Профессионализмы и жаргонизмы
Профессионализмы – эквиваленты терминов у
работников определенной профессии: опечатка
– в речи журналистов ляп; руль – в речи шоферов баранка.
Неуместное использование профессионализмов портит
литературную речь.
Жаргонизмы – это бытовая просторечная лексика,
свойственная некоторым группам людей (молодежи. студентам, школьникам, осужденным
и т.п.).
Хотел
пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет.
Хибара – дом.
Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов
Речевые ошибки
Слово — важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально-экспрессивную функцию.
И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.
Основные причины речевых ошибок:
1. Непонимание значения слова.
1.1. Употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример:
Костер все больше и больше распалялся , пылал . Ошибка заключается в неверном выборе слова:
Распаляться — 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.
Разгораться — начинать сильно или хорошо, ровно гореть.
1.2. Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.
Пример:
Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке . Ошибка возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного глагола благодарить. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие .
1.3. Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика).
Пример:
Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний .
Если речь идет о заболеваниях , то слово алкоголики следовало бы заменить на алкоголизм . Алкоголик — тот, кто страдает алкоголизмом. Алкоголизм — болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков.
1.4. Неправильное употребление паронимов.
Пример:
Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.
Праздный и праздничный — очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный — прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный — не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь). Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами. Подробнее о паронимах.
2. Лексическая сочетаемость.
При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д.
Пример:
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным . Показывать можно пример , но не образец . А образцом можно быть, например, для подражания.
Пример:
Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена . Слово дружба сочетается с прилагательным крепкая — крепкая дружба.
Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение , казалось бы, несочетаемых между собой слов: живой труп , обыкновенное чудо . В этом случае перед нами один из видов тропов — оксюморон .
В сложных случаях, когда трудно определить, можно ли употребить вместе те или иные слова, необходимо пользоваться словарем сочетаемости. Подробнее о лексической сочетаемости.
Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки 1?
Русский язык | 5 — 9 классы
Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки 1.
Благодаря пожару , вспыхнувшему от костра , сгорел большой участок леса.
2. У меня сегодня праздное настроение.
3. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
4. Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими бы ты замечена.
5. Открывая окно, в класс улетел воробей.
1 из — за вместо благодаря
2 праздничное вместо праздное
3 пример вместо образец
5 воробей улетел в тот момент, когда открыли окно в класс
Четвёртое точно правильно переписано?
Исправьте речевые ошибки, которые содержатся в предложениях?
Исправьте речевые ошибки, которые содержатся в предложениях.
6. Александр Арефьев был разведчиком самого высокого экстра — класса.
Исправьте речевые ошибки, которые содержатся в предложениях?
Исправьте речевые ошибки, которые содержатся в предложениях.
8. перед своей смертью преступник покаялся.
Найти речевые ошибки в предложение 1) благодаря брошеному окурку сгорел большой участок леса?
Найти речевые ошибки в предложение 1) благодаря брошеному окурку сгорел большой участок леса.
Исправьте в предложения с речевыми лексическими ошибками надо тактически намекнуть ему?
Исправьте в предложения с речевыми лексическими ошибками надо тактически намекнуть ему.
Помогите, пожалуйста Укажите, в каких предложениях допущены речевые ошибки?
Помогите, пожалуйста Укажите, в каких предложениях допущены речевые ошибки.
Записать правильный вариант.
21. Хороший руководитель должен во всем быть образцом для своих подчиненных.
22. В своем романе писатель описал жизнь людей пореформенной России.
23. Клещ тешит себя надеждой, что вернется в общество полным членом его.
24. Ему не сообщили всего обо всех обстоятельствах – его тактичные расчеты оказались неверными.
25. Художническое видение мира, свойственное Ван Гогу, было трагическим по своей сути.
Найдите и исправьте речевые ошибки?
Найдите и исправьте речевые ошибки.
Пишите свои инициалы полностью.
Найдите в предложениях отклонения от норм русского литературного языка и исправьте ошибки, указав правильные варианты предложений?
Найдите в предложениях отклонения от норм русского литературного языка и исправьте ошибки, указав правильные варианты предложений.
Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек.
Исправьте речевые ошибки в предложении 1 мне кажется, что прототипом Базарову является Печерин 2 революционная деятельность этого человека схожа со многими людьми того времени?
Исправьте речевые ошибки в предложении 1 мне кажется, что прототипом Базарову является Печерин 2 революционная деятельность этого человека схожа со многими людьми того времени.
Задание №5?
Отметьте предложения с речевыми ошибками
Выберите по крайней мере один ответ :
Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров.
2. Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.
3. Маяковский стоял у источников новой поэзии.
4. Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.
Исправьте речевые ошибки в предложении Мой любимый уголок — у стола возле окна, за которым я делаю уроки?
Исправьте речевые ошибки в предложении Мой любимый уголок — у стола возле окна, за которым я делаю уроки.
Перед вами страница с вопросом Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки 1?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.
Ласковое солнышко согревает землю. Солнышко подлежащие, согревает сказуемое, ласковое волнистой линеей, землю обстоятельство места. Весенний. Весен корень, ий окончание, н суффикс. Солнышко, солн корень, о окончание, ышк суффикс. Согревает. Гре..
Кажется «птицы » все о стальные парные согласные.
1. поёшь, 2. Заговорил, 3. А, 4. Пламенный, 5. В, 6. С, 7. В, 8. В, 9. А, 10. Кто — то незнакомый, 11. В, 12. С, 13. Научный, 14. В, 15. Последнее — будем ждать.
Обливаются, водит, не лежит, подаёт — переносные. Обливается слезами, водит за нос, сердце не лежит, подает надежды — фразеологизмы.
Ум напрягите пожалуйста и у вас все получится вот я в 4 классе и мне сложно но я напрягаю ум и все получяется.
В нашем лесу растут(1 спр) сосна, ель, берёза, осина, дуб, ольха. В лесу мы собираем(1 спр) землянику и ежевику. В лесу живут(1 спр)волки, лисицы, зайцы и белки. Летом в лесу мы часто видим(2 спр) иволгу, щегла, синицу, дятла, кукушку, сороку, чиж..
Выражение ее лица спокойно — кр. Прилагательное (явл. Сказуемым) Было спокойно весь день — категория состояния )потому что слово явл. Сказуемым в безличном предложении) Он всегда говорил спокойно. — наречие ( явл. Обст. ).
Краткие прилагательные : Новое утро всегда светло и радостно. – (нет такого прил. — поздно) Свежо предание, да верится с трудом. (с) Жарко в небе солнце летнее. (с) Сегодня всё спокойно. Наречия : Она светло и открыто посмотрела прямо мне в глаз..
Лед — корень н — суффикс ые — окончание ледян — основа если у вас в школе окончание берут в основу то основа ледяные.
Статья на тему «Речевые ошибки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Непонимание значения слова.
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова:
Распаляться — 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Стать охваченным каким-либо сильным чувством.
Разгораться — начинать сильно или хорошо, ровно гореть.
Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.
Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. Ошибка возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного глагола благодарить. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.
1.4. Неправильное употребление паронимов.
Пример: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.
Праздный и праздничный — очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный — прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный- не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь). Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами
2. Лексическая сочетаемость.
При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д.
Пример: Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Показывать можно пример, но не образец. А образцом можно быть, например, для подражания.
Пример: Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена. Слово дружба сочетается с прилагательным крепкая — крепкая дружба.
Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, несочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов — оксюморон.
3. Употребление синонимов.
Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность — стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка — просторечные; оплошка — разговорное; ляп — профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке.
Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.
При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами. Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут — это ведет к речевой ошибке.
Пример: Вчера мне было печально. Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются. Печально я гляжу на наше поколенье.
4. Употребление омонимов.
Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.
Пример: Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж — это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.
Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов (одинаково звучащих, но по-разному пишущихся) и омоформ (слов, совпадающих по звучанию и написанию в отдельных формах). Так что, выбирая слова для какой-либо фразы, мы должны обращать внимание и на контекст, который в некоторых речевых ситуациях призван раскрывать смысл слов.
5. Употребление многозначных слов.
Включая в свою речь многозначные слова, мы должны быть очень внимательны, должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы хотели раскрыть в этой речевой ситуации. При употреблении многозначных слов (как и при употреблении омонимов) очень важен контекст. Именно благодаря контексту ясно то или иное значение слова. И если контекст отвечает своим требованиям (законченный в смысловом отношении отрезок речи, позволяющий установить значения входящих в него слов или фраз), то каждое слово в предложении понятно. Но бывает и иначе.
Пример: Он уже распелся. Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко.
Встречаются следующие виды многословия:
1. Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.
Пример: Все гости получили памятные сувениры. Сувенир — подарок на память, поэтому памятные в этом предложении — лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.
2. Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.
Пример: Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин «Дружба».
3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos — слово) — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками «пестрят» не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
Пример: Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
4. Расщепление сказуемого. Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться — вести борьбу, убирать — производить уборку.
Пример: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор.
5. Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий.
Пример: В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест.
7. Лексическая неполнота высказывания.
Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
Пример: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова. Или: «. не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду». Так получается — «страница телевидения».
При выборе слова необходимо учитывать не только его семантику, лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость, но и сферу распространения. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения (лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы), всегда должно быть мотивировано условиями контекста.
Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками. Пример: А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей. И только контекст помогает разобраться: «ямочный ремонт» — это ремонт ям.
9. Устаревшие слова.
Архаизмы — слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами, — должны соответствовать стилистике текста, иначе они совершенно неуместны.
Пример: Ныне в университете был день открытых дверей. Здесь устаревшее слово ныне (сегодня, теперь, в настоящее время) совершенно неуместно.
Среди слов, вышедших из активного употребления, выделяются еще и историзмы. Историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник и т. п. Ошибки в употреблении историзмов часто связаны с незнанием их лексического значения.
Пример: Крестьяне не выдерживают своей тяжелой жизни и идут к главному губернатору города. Губернатор — начальник какой-нибудь области (например, губернии в царской России, штата в США). Следовательно, главный губернатор — нелепость, к тому же в губернии мог быть только один губернатор, а его помощник назывался вице-губернатором.
10. Слова иноязычного происхождения.
Сейчас многие имеют пристрастие к иностранным словам, даже не зная иногда их точного значения. Иногда контекст не принимает иностранное слово.
Пример: Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов. Лимитировать — установить лимит чего-нибудь, ограничить. Иностранное слово лимитировать в данном предложении следует заменить словами: идет медленнее, приостановилась и т. п.
Диалектизмы — слова или устойчивые сочетания, которые не входят в лексическую систему литературного языка и являются принадлежностью одного или нескольких говоров русского общенационального языка. Диалектизмы оправданны в художественной или публицистической речи для создания речевых характеристик героев. Немотивированное же использование диалектизмов говорит о недостаточном владении нормами литературного языка.
Пример: Пришла ко мне шаберка и просидела целый вечер. Шаберка — соседка. Употребление диалектизма в данном предложении не оправдано ни стилистикой текста, ни целью высказывания.
12. Разговорные и просторечные слова.
Разговорные слова входят в лексическую систему литературного языка, но употребляются преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного общения. Просторечие — слово, грамматическая форма или оборот преимущественно устной речи, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета речи, а также простая непринужденная речь, содержащая такие слова, формы и обороты. Разговорная и просторечная лексика, в отличие от диалектной (областной), употребляется в речи всего народа.
Пример: У меня совсем худая куртка. Худой(разг.) — дырявый, испорченный (худой сапог). Ошибки возникают в тех случаях, когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом.
13. Профессиональные жаргонизмы.
Профессионализмы выступают как принятые в определенной профессиональной группе просторечные эквиваленты терминов: опечатка — в речи журналистов ляп; руль — в речи шоферов баранка.
Но немотивированное перенесение профессионализмов в общелитературную речь нежелательно. Такие профессионализмы, как пошить, пошив, заслушать и другие, портят литературную речь.
По ограниченности употребления и характеру экспрессии (шутливая, сниженная и т. п.) профессионализмы сходны с жаргонизмами и являются составной частью жаргонов — своеобразных социальных диалектов, свойственных профессиональным или возрастным группам людей (жаргоны спортсменов, моряков, охотников, студентов, школьников). Жаргонизмы — это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной экспрессией и характеризующая- ся социально ограниченным употреблением.
Пример: Хотел пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет. Хибара — дом.
Нужно помнить, что фразеологизмы всегда имеют переносное значение. Украшая нашу речь, делая ее более живой, образной, яркой, красивой, фразеологизмы доставляют нам и немало хлопот — при неверном их употреблении появляются речевые ошибки.
1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.
1) Существует опасность буквального понимания фразеологизмов, которые могут восприниматься как свободные объединения слов.
2) Ошибки могут быть связаны с изменением значения фразеологизма.
Пример: Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят. Здесь фразеологизм метать бисер перед свиньями, имеющий значение «напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен понять этого», употреблен неверно — в значении «выдумывать, плести небылицы».
2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма.
1) Грамматическое видоизменение фразеологизма.
Пример: Я привык отдавать себе полные отчеты. Здесь изменена форма числа. Существует фразеологизм отдавать отчет.
Пример: Он постоянно сидит сложив руки. Фразеологизмы типа сложа руки, сломя голову, очертя голову сохраняют в своем составе старую форму деепричастия совершенного вида с суффиксом -а (-я).
В некоторых фразеологизмах употребляются краткие формы прилагательных, замена их полными формами ошибочна.
2) Лексическое видоизменение фразеологизма.
Пример: Пора уже тебе взяться за свой ум. Большая часть фразеологизмов является непроницаемой: в состав фразеологизма нельзя ввести дополнительную единицу.
Пример: Ну хоть бейся об стенку! Пропуск компонента фразеологизма также является речевой ошибкой.
Пример: Все возвращается на спирали своя. Есть фразеологизм на круги своя. Замена слова недопустима.
Следует различать грамматические и речевые ошибки.
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
раздумчивый (взгляд) вместо задумчивый, благородность вместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, использование не той приставки, не того суффикса);
без комментарий, более правильнее (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
удивляюсь его силой, жажда к славе (нарушена структура словосочетания — не соблюдаются нормы управления);
Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом и однородными членами, т.е. нарушены синтаксические нормы).
В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм. Например:
Штольц — один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Само по себе слово одноимённый (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки. Это необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.
К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Орфографическая ошибка — это неправильное написание слова; орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведущую в парк; уверенность в победу.
Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок
1. Ошибочное словообразование
2. Ошибочное образование формы существительного
Многие чуда техники, не хватает время
3. Ошибочное образование формы прилагательного
Более интереснее, красившее
4. Ошибочное образование формы числительного
С пятистами рублями
5. Ошибочное образование формы местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети.
6. Ошибочное образование формы глагола
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
7. Нарушения согласования
Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом.
8. Нарушения управления
Нужно сделать свою природу более красивую
9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Большинство возражали против такой оценки его творчества
10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея
11. Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом
В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю
12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое чувство…
13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами
14. Ошибки в построении сложного предложения
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве
Человеку показалось то, что это…
15.. Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента
16. Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Речевые ошибки и недочёты
1.Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.
Мысль развивается на продолжении всего рассказа.
2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом
Моё отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
3.Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении автор применяет градацию.
4. Употребление слов иной стилевой окраски
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5. Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений
6. Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удаётся объегорить других.
7. Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные особенности (вместо средства).
8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов.
9. Употребление рядом или близко однокоренных слов
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10. Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного.
11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
12 Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
13 Неудачное употребление местоимений
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина в своём воображении.
14 Бессвязность изложения
Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.
источники:
http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/6829128_najdite-i-ispravte-v-predlozeniah-recevye/
http://infourok.ru/statya-na-temu-rechevie-oshibki-3024498.html