Как будет: она более…., он более….? Сравнительная степень прилагательного — а именно о ней здесь идет речь, мы сравниваем, кто красивее — образуется либо простым способом, то есть, при помощи суффикса, в данном случае это суффикс ее. Получается: умнее, красивее, чернее, белее (бывают и другие суффиксы, как например в словах «больше», «короче» и др.) Можно также образовать сравнительную степень сложным способом, добавив слово «более» (или менее. но нам в данном случае надо более). Получается: более красивая/более красивый, более умная/более умный. Более красивее ошибочный вариант потому, что задействованы сразу оба способа, а это неграмотно. система выбрала этот ответ лучшим КорнетОболенский 2 года назад Во-первых, это как-то не звучит. А во во-вторых — это плеоназм — речевая лексическая ошибка. Избежать таких ошибок можно двумя способами:
Krustall более года назад Да, действительно, здесь вкралась ошибка в словообразовании. Выражение «более красивее» считается неудачным и неверным. Так нельзя говорить и писать, по правилам русского языка, да и по логике. Наиболее верным решением будет сказать и написать — более красивая. Или разделить эти слова. Пример: эта девушка красивее, чем та. Но вот та девушка ещё более красива, чем эта. Слово «Более» помогает сравнить что-либо или кого-либо. Но вместе эти слова употреблять нельзя, так как это считается неграмотным и неправильным. Очень часто такие ошибки можно услышать или прочитать, но это не верное решение. Так нельзя говорить. Y7 более года назад На самом деле все несложно, надо только знать теорию «Сравнительная степень имен прилагательных». Итак, если кратко, то прилагательное с суффиксом «ее» — это простая форма сравнительной степени. Такое прилагательное не изменяется ни по родам, ни по числам. Если еще добавить слово «более», то мы уже получаем составную сравнительную степень. В этом случае «более» остается неизменным, а прилагательное будет изменяться по падежам, родам и числам. То есть, «он красивее», но «он более красивый» («она более красивая») — вот такой вариант будет верным. Sagavaha 2 года назад В условиях задания сказано, что в одном из выделенных слов допущена ошибка и правильным ответом считается «более красивее». Действительно, тут присутствует неточность. Нет ничего неправильного в том, чтоб подставлять слово «более» для описания сравнения одного предмета с другим. Но по правилам, чтоб получить сравнительную степень, требуется добавить слово «более» либо «менее» к начальной форме прилагательного, а не к изменённой. То есть, второе слово не должно менять свою форму. Точно таким же образом — используем «нежнее» либо «более нежная», но никак не делаем бутерброд из двух правильных вариантов — только что-то одно -Irinka- более года назад Многие при использовании сравнительной формы прилагательных допускают ошибки при написании окончаний в словах. Нужно запомнить следующее: образовать сравнительную степень прилагательного можно двумя способами. С помощью суффикса «ее», тогда добавлять слово «более» (менее) не нужно. Она красивее Анны. Если же мы образовываем сравнительную степень с использованием слова «более», тогда окончание в слове «красивая» не изменяем. Она более красивая, чем Анна. Стоит запомнить данное правило и писать грамотно. Ронни Салливан более года назад Мы не должны менять окончания в слове «красивая», так как при образовании сравнительной степени, со словом «более», единственным верным вариантом написания данного слова будет «более красивый». Слово «красивее», можно употреблять только без слова «более», так как это слово уже имеет в себе сравнительную степень и по правилам русского языка нельзя добавлять вторую. ТокТик более года назад В вопросе задание о степенях сравнения прилагательных. Их нужно в соответствии с правилами образовывать. Простая сравнительная степень качественных прилагательных образуется при помощи суффиксов -е и -ее (-ей), -ше, а составная сравнительная — при помощи добавления к начальной форме прилагательного слов «более» или «менее». Имя прилагательное «красивый» в простой сравнительной степени будет звучать и писаться как «красивее», а в составной сравнительной степени — «более красивый». Нельзя смешивать способы образования разных степеней сравнения в одну. владсандрович более года назад Ошибка в словосочетании «более красивее» сводится к тому, что слово «более», за счет которого образуется сравнительная степень, должно добавляться к начальной форме прилагательного, то есть верно «более красивый». Понять то что в данном сочетании слов ошибка можно еще и по тому грамматическому нюансу, что слово «красивее», уже само по себе создает сравнительную степень и не нуждается в добавлении слова «более». Красное облако более года назад Действительно тут ошибка и причем словосочетание даже не звучит. Писать нужно «более красивая», так будет правильно. Но в русском языке существует слово «красивее», но использовать его нужно без слова «более». Слово «красивее» и без слова «более» создаёт сравнительную степень. Знаете ответ? |
Типичные грамматические ошибки
Ирина Кривенкова (кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку).
Сегодня я предлагаю разобрать грамматические ошибки.
Ранее я уже рассказывала о речевых ошибках. Если вы еще не смотрели это видео или хотите систематизировать свои знания по этой теме, то вам стоит посмотреть ролик под названием «Типичные речевые ошибки». (Ссылка)
Выясним, чем грамматические ошибки отличаются от речевых.
Грамматические ошибки – это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической или синтаксической.
Речевые ошибки – это нарушение лексических норм.
Чтобы выявить грамматическую ошибку, контекст не нужен. Для выявления речевой ошибки контекст обязателен.
Никогда не путайте грамматические ошибки с орфографическими. Орфографические ошибки связаны с правописанием слов.
Чтобы избавиться от речевых ошибок, нужно выполнять задания под номерами 5 и 6. Они проверяют знания лексических норм.
Чтобы избавиться от грамматических ошибок, вы должны тренироваться в выполнении заданий под номерами 7 и 8. Они проверяют знания грамматических норм.
Еще хотела бы обратить ваше внимание на критерии оценивания сочинения. Критерию К9 соответствует соблюдение грамматических норм. При отсутствии грамматических ошибок по этому критерию вы получаете 2 балла, если допускаете 1-2 ошибки – 1 балл, если 3 ошибки и более – 0 баллов. Критерию К10 соответствует соблюдение речевых норм. Если вы не допустили ни одной ошибки или сделали одну речевую ошибку, вы получаете 2 балла, за 2-3 ошибки – 1 балл, за 4 и более ошибок ставится 0 баллов.
Давайте посмотрим, за какие грамматические ошибки могут снизить баллы по критерию К9. Сейчас мы сделаем обзор часто встречающихся грамматических ошибок:
1. Запомните, производные предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» употребляются с существительными в дательном падеже. Например, «согласно (чему?) документу». Ошибка заключается в том, что школьники сочетают эти предлоги с родительным падежом, «согласно (чего?) документа» является ошибочным употреблением.
2. Предлог «по» сочетается с существительным в предложном падеже. Ошибкой является то, что ученики употребляют с этим предлогом существительные в дательном падеже. Правильно писать «по окончании», «по завершении», «по прибытии».
3. Обратите внимание на сочетание предлога «по» с существительными «приезд» и «прилет». Грамотно произносить «по приезде» и «по прилете».
4. Обратим внимание на определенные нормы управления. Наиболее употребительные словосочетания:
— оплатить (что?) проезд;
— заплатить (за что?) за проезд;
— основанный (на чем?) на фактах;
— обоснованный (чем?) фактами;
— директор (чего?) театра;
— заведующий (чем?) библиотекой;
— характерный (для кого? чего?) для Севера климат;
— свойственный (кому? чему?) молодости.
5. Затруднение вызывает образование форм числительных. Во избежание ошибки потренируйтесь в склонении имен числительных. Путаница возникает с числительными «пятьсот», «шестьсот», «семьсот», «восемьсот» и «девятьсот» в родительном падеже. Ошибочным является употребление «нет пятиста» или «нет шестиста». Такой формы не существует. Правильная форма «нет пятисот», «шестисот», «семисот», «восьмисот», «девятисот».
6. Следите за образованием форм степеней сравнения имен прилагательных и наречий. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения. Грубой ошибкой будет сказать «более красивее» или «самый интереснейший». Правильными будут формы «более красивый» или просто «красивее», «самый интересный» или просто превосходная степень «интереснейший».
7. Когда вы пишете сочинение или другие творческие работы, обращайте внимание на согласование подлежащего со сказуемым. Перед нами сложноподчиненное предложение «Все, кто мог прийти, собрались в зале». В каждой части этого сложного предложения своя грамматическая основа: «все» – подлежащие, «собрались» – сказуемое, они согласуются в числе, в данном случае, в множественном. В придаточной части «кто» – подлежащие, «мог прийти» – сказуемое, они согласуются в единственном числе. Ошибки могут выглядеть следующим образом: «все собрался», что является неверным. Или в придаточной части «кто» в единственном числе, а сказуемое «могли прийти» стоит во множественном числе, что является неверным.
8. Особого внимания заслуживает предложения, в составе которых есть деепричастный оборот. Деепричастие обозначает добавочные действия к основному. Например, «задумываешься, (что делая?) читая». В данном случае основное действие – «задумываешься», добавочное – «читая». «Остановился, (что сделав?) поздоровавшись». В данном случае «остановился» – основное действие, «поздоровавшись» – добавочное. Действия, которые деепричастие или деепричастный оборот обозначает, относится, как правило, к подлежащему данного предложения. Например, «не оглядываясь, он идет по дороге». В данном случае некое лицо «он» выполняет 2 действия, но одно из них – основное, «идет», а второе, «не оглядываясь» – добавочное. Давайте посмотрим, как выглядят ошибки. Пример, «возвращаясь домой, меня застал дождь». Местоимение «меня» стоит в родительном падеже, а значит не может быть подлежащим. Следовательно, это предложение содержит грамматическую ошибку. Исправляем: «возвращаясь домой, я попал под дождь». «Я» является подлежащим в именительном падеже.
И маленькое напутствие в конце этого видео: вы избавитесь от грамматических ошибок в своих работах и будете получать максимальный балл по критерию К9, если добросовестно подойдете к изучению грамматических норм и будете выполнять задания 7 и 8 теста.
Мы сделали с вами обзор часто встречающихся грамматических ошибок. Если вы хотите продолжить эту тему, пишите в комментариях свои пожелания.
До новых встреч! До свидания!
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Типичные грамматические ошибки» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела.
Публикация обновлена:
07.01.2023
Степени сравнения имён прилагательных
Степени сравнения есть у большинства качественных прилагательных.
Прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Использование качественного прилагательного в отвлечении от степени проявления признака называется положительной степенью: красивый (положительная степень) — красивее (сравнительная степень) — красивейший (превосходная степень).
А) Сравнительная степень прилагательных.
Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: Он лучше меня; Он красивее меня; Твой портфель тяжелее, чем мой.
Сравнительная степень бывает простая и сложная.
Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:
-ее (-ей): красивый — красивее, смелый — смелее, холодный — холоднее;
-е: большой — больше, короткий — короче, сладкий — слаще;
-ше: старый — старше, молодой — младше.
Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень: хороший — лучше, плохой — хуже, маленький — меньше.
Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний. В предложении они, как правило, являются частью составного именного сказуемого: Этот склон опаснее.
Сложная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее: большой — более/менее большой, красивый — более/менее красивый.
Сложная форма сравнительной степени, как и полная форма положительной степени прилагательных, изменяется по родам, числам и падежам.
Б) Превосходная степень прилагательных.
Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени: Она самая красивая девочка в нашем классе.
Превосходная степень бывает простая и сложная.
Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: красивый — красивейший, мягкий — мягчайший, добрый — добрейший.
Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень: хороший — лучший, плохой — худший.
Сложная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее и наименее: большой — самый/наиболее/наименее большой, красивый — самый/наиболее/наименее красивый.
Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам.
В) Нормы употребления степеней сравнения имён прилагательных.
1. Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени. Неправильно: более красивее, более тяжелее, наиболее спокойнейший.
Такая ошибка очень частотна в речи: Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире.
Грамматически корректными будут предложения: Сегодня она была более грустной, чем вчера; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.
Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший.
2. Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:
бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.
Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения: более волевой, более деловой, более жестокий.
3. Использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным. Так, некорректным является предложение: А. Блок — талантливейший поэт России. Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторимы, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте. При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок — один из талантливейших поэтов России.
Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести когда-то прозвучавшее высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».
Г) Упражнения к теме «Степени сравнения имён прилагательных. Нормы употребления».
Упражнение 1. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных.
Близкий, богатый, бурный, важный, великий, волевой, высокий, гибкий, гладкий, глухой (звук), гордый, горький (на вкус), грубый, густой, дешёвый, дорогой, жадный, жаркий, жёсткий, жидкий, звонкий, кислый, короткий, красивый, крепкий, крутой, лёгкий, маленький, меткий, молодой, мягкий, низкий, плохой, простой, развитой, ранний, редкий, резкий, робкий, сладкий, сочный, спорный, срочный, странный, строгий, сухой, твёрдый, тесный, тихий, толстый, узкий, хмурый, хороший, чистый, чуткий, широкий, юный, яркий, ясный.
Упражнение 2. Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.
Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.
Упражнение 3. Поставьте прилагательные и наречия, данные в скобках, в сравнительную и превосходную степени. Обоснуйте выбор формы.
1. Её обеды всегда более (вкусные), чем мои.
2. Эта лодка значительно (прочная), чем та, которую мы видели у причала.
3. В чаще голоса всегда звучат более (глухо), чем на опушке леса.
4. Двоим нести такой груз, конечно, (легко).
5. Его оценки событий стали (резкие).
6. Его голос стал (жёсткий, сухой и строгий).
7. На рынке те же товары стоят (дёшево), чем в магазине.
8. Этот подъём (крутой), а тот более (пологий).
9. На юге звёзды (яркие), чем на севере.
10. Эту сессию я сдал (плохо), чем предыдущую.
11. Дорога стала (гладкая, ровная), без ухабов.
12. Не лейте много воды, иначе глина станет (жидкая), чем это необходимо для производства посуды.
13. Придите (поздно).
14. Ущелье стало (узкое).
15. Я люблю чай (сладкий).
Упражнение 4. Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ.
1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей.
2. Семёнов — наиболее лучший игрок в нашей команде.
3. Дела в команде шли всё хужее.
4. Воздух в цеху становился всё более жарче.
5. Наш завод оказался более передовым.
6. Чилийский соус острее и горчее китайского.
7. Твои босоножки дешевее.
8. Листья к концу сентября стали желтее.
9. Твой голос звончее моего.
10. Сделай узел послабже.
11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее.
12. Наши игроки не плохее.
13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее.
14. Детские впечатления всегда ярчее.
15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное.
16. Он самый старейший член нашего коллектива.
17. Швабрин был более образованнее Гринёва.
18. От этого Мцыри кажется более таинственнее.
19. Эта задача стала более легче.
Источники:
- Глава «Имя прилагательное» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
- Глава «Степени сравнения имён прилагательных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
- Упражнения к теме «Имя прилагательное» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
- Упражнения к теме «Степени сравнения имён прилагательных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
1
Почему ошибка в образовании формы слова «более красивее»?
Как будет: она более…., он более….?
1 ответ:
2
0
Сравнительная степень прилагательного — а именно о ней здесь идет речь, мы сравниваем, кто красивее — образуется либо простым способом, то есть, при помощи суффикса, в данном случае это суффикс ее. Получается: умнее, красивее, чернее, белее (бывают и другие суффиксы, как например в словах «больше», «короче» и др.)
Можно также образовать сравнительную степень сложным способом, добавив слово «более» (или менее. но нам в данном случае надо более).
Получается: более красивая/более красивый, более умная/более умный.
Более красивее ошибочный вариант потому, что задействованы сразу оба способа, а это неграмотно.
Читайте также
Чтобы обозначить в слове «русский» его окончание, не стоит делать полностью морфемный разбор, ведь достаточно изменить форму слова.
Русские, русское, русскому, русских, русским, русского, русскому — здесь видна изменяемая часть слова «ий» — это и есть окончание.
Посмотрите этот, может то что Вы искали (Макс Фасмер):
http://imwerden.de/pdf/vasmer_etimologichesky_slovar_1.pdf
(жмем правой кнопкой, «сохранить как», выбираем путь, сохранится в pdf)
Скачать через торрент: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=774209
Конечно, заимствования всегда были, есть и будут. И благодаря данному явлению наш язык становится богаче, тем более от основ заимствованных слов с помощью исконных приставок образуются уже русские слова. Но я не считаю, что всё то, что мы перенимаем, это полезно. Не могу привести примеры заимствованного сленга, потому несколько далека от этого. Но вот слова «кульно», «эшкере» и т.д. показывает уровень культуры тех, кто их использует. А многие слова уже настолько прижились, что мы их спокойно употребляем почти в любой обстановке. А богатство русского языка забывается, а зря. Многие подростки стремятся походить на западных людей, считают, что так они будут более модными, более умными и так далее. А тех, кто любит свою родину, становится меньше. Может, я, конечно, заблуждаюсь. Но в небольших массштабах можно наблюдать это явление. А почему бы не вспомнить «миф об Америке» девяностых годов и не задуматься:»Почему я не умею пользоваться богатством своего языка?» Я не говорю, что заимствования — это плохо, но они должны обогащать, а не обеднять язык.
Это простое нераспространённое двусоставное предложение.
В нём нет второстепенных членов, есть только грамматическая основа, состоящая из подлежащего, выраженного личным местоимением «он», и сказуемого, выраженного нечленимым фразеологическим сочетанием «стоял столбом».
Потомок — это человек по отношению к своим предкам. Тот, кто происходит по рождению от кого-либо. Те, кто будут потом.
Типичные грамматические ошибки
Ирина Кривенкова (кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку).
Сегодня я предлагаю разобрать грамматические ошибки.
Ранее я уже рассказывала о речевых ошибках. Если вы еще не смотрели это видео или хотите систематизировать свои знания по этой теме, то вам стоит посмотреть ролик под названием «Типичные речевые ошибки». (Ссылка)
Выясним, чем грамматические ошибки отличаются от речевых.
Грамматические ошибки – это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической или синтаксической.
Речевые ошибки – это нарушение лексических норм.
Чтобы выявить грамматическую ошибку, контекст не нужен. Для выявления речевой ошибки контекст обязателен.
Никогда не путайте грамматические ошибки с орфографическими. Орфографические ошибки связаны с правописанием слов.
Чтобы избавиться от речевых ошибок, нужно выполнять задания под номерами 5 и 6. Они проверяют знания лексических норм.
Чтобы избавиться от грамматических ошибок, вы должны тренироваться в выполнении заданий под номерами 7 и 8. Они проверяют знания грамматических норм.
Еще хотела бы обратить ваше внимание на критерии оценивания сочинения. Критерию К9 соответствует соблюдение грамматических норм. При отсутствии грамматических ошибок по этому критерию вы получаете 2 балла, если допускаете 1-2 ошибки – 1 балл, если 3 ошибки и более – 0 баллов. Критерию К10 соответствует соблюдение речевых норм. Если вы не допустили ни одной ошибки или сделали одну речевую ошибку, вы получаете 2 балла, за 2-3 ошибки – 1 балл, за 4 и более ошибок ставится 0 баллов.
Давайте посмотрим, за какие грамматические ошибки могут снизить баллы по критерию К9. Сейчас мы сделаем обзор часто встречающихся грамматических ошибок:
1. Запомните, производные предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно» употребляются с существительными в дательном падеже. Например, «согласно (чему?) документу». Ошибка заключается в том, что школьники сочетают эти предлоги с родительным падежом, «согласно (чего?) документа» является ошибочным употреблением.
2. Предлог «по» сочетается с существительным в предложном падеже. Ошибкой является то, что ученики употребляют с этим предлогом существительные в дательном падеже. Правильно писать «по окончании», «по завершении», «по прибытии».
3. Обратите внимание на сочетание предлога «по» с существительными «приезд» и «прилет». Грамотно произносить «по приезде» и «по прилете».
4. Обратим внимание на определенные нормы управления. Наиболее употребительные словосочетания:
— оплатить (что?) проезд;
— заплатить (за что?) за проезд;
— основанный (на чем?) на фактах;
— обоснованный (чем?) фактами;
— директор (чего?) театра;
— заведующий (чем?) библиотекой;
— характерный (для кого? чего?) для Севера климат;
— свойственный (кому? чему?) молодости.
5. Затруднение вызывает образование форм числительных. Во избежание ошибки потренируйтесь в склонении имен числительных. Путаница возникает с числительными «пятьсот», «шестьсот», «семьсот», «восемьсот» и «девятьсот» в родительном падеже. Ошибочным является употребление «нет пятиста» или «нет шестиста». Такой формы не существует. Правильная форма «нет пятисот», «шестисот», «семисот», «восьмисот», «девятисот».
6. Следите за образованием форм степеней сравнения имен прилагательных и наречий. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения. Грубой ошибкой будет сказать «более красивее» или «самый интереснейший». Правильными будут формы «более красивый» или просто «красивее», «самый интересный» или просто превосходная степень «интереснейший».
7. Когда вы пишете сочинение или другие творческие работы, обращайте внимание на согласование подлежащего со сказуемым. Перед нами сложноподчиненное предложение «Все, кто мог прийти, собрались в зале». В каждой части этого сложного предложения своя грамматическая основа: «все» – подлежащие, «собрались» – сказуемое, они согласуются в числе, в данном случае, в множественном. В придаточной части «кто» – подлежащие, «мог прийти» – сказуемое, они согласуются в единственном числе. Ошибки могут выглядеть следующим образом: «все собрался», что является неверным. Или в придаточной части «кто» в единственном числе, а сказуемое «могли прийти» стоит во множественном числе, что является неверным.
8. Особого внимания заслуживает предложения, в составе которых есть деепричастный оборот. Деепричастие обозначает добавочные действия к основному. Например, «задумываешься, (что делая?) читая». В данном случае основное действие – «задумываешься», добавочное – «читая». «Остановился, (что сделав?) поздоровавшись». В данном случае «остановился» – основное действие, «поздоровавшись» – добавочное. Действия, которые деепричастие или деепричастный оборот обозначает, относится, как правило, к подлежащему данного предложения. Например, «не оглядываясь, он идет по дороге». В данном случае некое лицо «он» выполняет 2 действия, но одно из них – основное, «идет», а второе, «не оглядываясь» – добавочное. Давайте посмотрим, как выглядят ошибки. Пример, «возвращаясь домой, меня застал дождь». Местоимение «меня» стоит в родительном падеже, а значит не может быть подлежащим. Следовательно, это предложение содержит грамматическую ошибку. Исправляем: «возвращаясь домой, я попал под дождь». «Я» является подлежащим в именительном падеже.
И маленькое напутствие в конце этого видео: вы избавитесь от грамматических ошибок в своих работах и будете получать максимальный балл по критерию К9, если добросовестно подойдете к изучению грамматических норм и будете выполнять задания 7 и 8 теста.
Мы сделали с вами обзор часто встречающихся грамматических ошибок. Если вы хотите продолжить эту тему, пишите в комментариях свои пожелания.
До новых встреч! До свидания!
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Типичные грамматические ошибки» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
07.05.2023
Степени сравнения имён прилагательных
Степени сравнения есть у большинства качественных прилагательных.
Прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Использование качественного прилагательного в отвлечении от степени проявления признака называется положительной степенью: красивый (положительная степень) — красивее (сравнительная степень) — красивейший (превосходная степень).
А) Сравнительная степень прилагательных.
Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: Он лучше меня; Он красивее меня; Твой портфель тяжелее, чем мой.
Сравнительная степень бывает простая и сложная.
Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:
-ее (-ей): красивый — красивее, смелый — смелее, холодный — холоднее;
-е: большой — больше, короткий — короче, сладкий — слаще;
-ше: старый — старше, молодой — младше.
Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень: хороший — лучше, плохой — хуже, маленький — меньше.
Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний. В предложении они, как правило, являются частью составного именного сказуемого: Этот склон опаснее.
Сложная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее: большой — более/менее большой, красивый — более/менее красивый.
Сложная форма сравнительной степени, как и полная форма положительной степени прилагательных, изменяется по родам, числам и падежам.
Б) Превосходная степень прилагательных.
Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени: Она самая красивая девочка в нашем классе.
Превосходная степень бывает простая и сложная.
Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: красивый — красивейший, мягкий — мягчайший, добрый — добрейший.
Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень: хороший — лучший, плохой — худший.
Сложная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее и наименее: большой — самый/наиболее/наименее большой, красивый — самый/наиболее/наименее красивый.
Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам.
В) Нормы употребления степеней сравнения имён прилагательных.
1. Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени. Неправильно: более красивее, более тяжелее, наиболее спокойнейший.
Такая ошибка очень частотна в речи: Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире.
Грамматически корректными будут предложения: Сегодня она была более грустной, чем вчера; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.
Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший.
2. Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:
бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.
Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения: более волевой, более деловой, более жестокий.
3. Использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным. Так, некорректным является предложение: А. Блок — талантливейший поэт России. Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторимы, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте. При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок — один из талантливейших поэтов России.
Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести когда-то прозвучавшее высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».
Г) Упражнения к теме «Степени сравнения имён прилагательных. Нормы употребления».
Упражнение 1. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных.
Близкий, богатый, бурный, важный, великий, волевой, высокий, гибкий, гладкий, глухой (звук), гордый, горький (на вкус), грубый, густой, дешёвый, дорогой, жадный, жаркий, жёсткий, жидкий, звонкий, кислый, короткий, красивый, крепкий, крутой, лёгкий, маленький, меткий, молодой, мягкий, низкий, плохой, простой, развитой, ранний, редкий, резкий, робкий, сладкий, сочный, спорный, срочный, странный, строгий, сухой, твёрдый, тесный, тихий, толстый, узкий, хмурый, хороший, чистый, чуткий, широкий, юный, яркий, ясный.
Упражнение 2. Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.
Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.
Упражнение 3. Поставьте прилагательные и наречия, данные в скобках, в сравнительную и превосходную степени. Обоснуйте выбор формы.
1. Её обеды всегда более (вкусные), чем мои.
2. Эта лодка значительно (прочная), чем та, которую мы видели у причала.
3. В чаще голоса всегда звучат более (глухо), чем на опушке леса.
4. Двоим нести такой груз, конечно, (легко).
5. Его оценки событий стали (резкие).
6. Его голос стал (жёсткий, сухой и строгий).
7. На рынке те же товары стоят (дёшево), чем в магазине.
8. Этот подъём (крутой), а тот более (пологий).
9. На юге звёзды (яркие), чем на севере.
10. Эту сессию я сдал (плохо), чем предыдущую.
11. Дорога стала (гладкая, ровная), без ухабов.
12. Не лейте много воды, иначе глина станет (жидкая), чем это необходимо для производства посуды.
13. Придите (поздно).
14. Ущелье стало (узкое).
15. Я люблю чай (сладкий).
Упражнение 4. Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ.
1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей.
2. Семёнов — наиболее лучший игрок в нашей команде.
3. Дела в команде шли всё хужее.
4. Воздух в цеху становился всё более жарче.
5. Наш завод оказался более передовым.
6. Чилийский соус острее и горчее китайского.
7. Твои босоножки дешевее.
8. Листья к концу сентября стали желтее.
9. Твой голос звончее моего.
10. Сделай узел послабже.
11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее.
12. Наши игроки не плохее.
13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее.
14. Детские впечатления всегда ярчее.
15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное.
16. Он самый старейший член нашего коллектива.
17. Швабрин был более образованнее Гринёва.
18. От этого Мцыри кажется более таинственнее.
19. Эта задача стала более легче.
Источники:
- Глава «Имя прилагательное» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
- Глава «Степени сравнения имён прилагательных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
- Упражнения к теме «Имя прилагательное» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
- Упражнения к теме «Степени сравнения имён прилагательных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»