С.Я. Маршак Знаки препинания
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Заявили запятые:
«Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ».
«Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой!» —
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой;
Двоеточие, мигая,
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу».
«Нет… – сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, —
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…»
Вопросительный знак
Удивился: «То есть как?»
Восклицательный знак
Возмутился: «То есть как!»
«Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. —
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас».
2. Пунктуационный алфавит. (Слайд № 1). Ученые-лингвисты говорят о наличии в современном письме пунктуационного алфавита:
1) точка (.)
2) двоеточие (:)
3) многоточие (…)
4) точка с запятой (;)
5) запятая (,)
6) запятые (,)
7) кавычки: а) лапки (” “); б) елочки («»)
вопросительный (?)
9) восклицательный (!)
10) тире (—)
11) двойное тире (—)
12) скобки ()
13 сноска, или астериск *
14) абзац или абзацный отступ.
3. Решить пунктуационную задачу. На месте каких цифр должны стоять запятые?
Бывают, (1) конечно, (2) и такие орфографические ошибки, (3) которые приводят к неверному пониманию текста, (4) тогда (5) как в пунктуации всякая ошибка (6) приводит в той или иной мере (7) к искажению смысла.
(А.Б. Шапиро).
Ответ: 1, 2,3, 4
4. Решить пунктуационную задачу. В 1883 году вышла книжка учителя И.К. Гана «Знаки препинания». В ней была глава с интригующим заголовком «Несколько анекдотов о последствиях неправильной постановки запятой». Вот эти истории:
(1) Один провинциальный цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл, где нужно, поставить запятые. Когда читавшие вывеску заметили об этом цирюльнику, то последний возразил, что сам исправит беду и расставит запятые. Действительно, запятые были поставлены, и вывеска получилась в таком виде: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т. д.»
(2) Один путешественник в минуту грозной для своей жизни опасности обещал за спасение поставить «статую золотую, пику держащую». Однако ему удалось избежать огромных расходов на установление статуи. Каким образом?
5. (Слайд № 2). Расставить знаки препинания.
Идя потихоньку напевал.
Варианты:
1) Идя, потихоньку напевал.
2) Идя потихоньку, напевал.
– Объясните причину недоразумений. Как их можно исправить в следующих предложениях?
1) Муму прижалась к стенке, когда вошла барыня и оскалила зубы.
2) Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и убежала на дискотеку.
3) Дима бросил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.
4. Итоги занятия. Заполнение Листа оценки знаний.
5. Домашнее задание. Написать сочинение «Значение знаков препинания».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Я ИДУ НА УРОК
Т.С.ЧЕРНЯЕВА,
г.Усть-Джегута,
Карачаево-Черкесская республика
Пунктуационный разбор простого
предложения
Работаем по учебнику «Русский
язык. 5-й класс». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т.
Баранов и др.
Уважаемая редакция газеты «Русский язык»!
Каждый раз с нетерпением жду газету. Интересно
знать, как работают учителя русского языка из
разных уголков нашей страны. Как приятно, что так
много людей, которые по-настоящему любят русское
слово, которые своим воспитанникам прививают
любовь к русскому языку.
Мне бы тоже хотелось поделиться с читателями
газеты своим опытом проведения уроков.
Один из них – «Пунктуационный разбор простого
предложения». Этот урок был проведен в форме
игры-путешествия, поэтому в работу были
вовлечены все ученики.
Цель урока: дать понятие о
пунктуационном разборе предложения; формировать
умение применять полученные знания на практике;
прививать детям бережное отношение к слову,
вырабатывать умение следить за правильностью
речи.
Наглядность: информационные
таблички, сигнальные карточки, иллюстрации.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя
Сегодня мы приглашены в
Пунктуационное королевство. Отправимся мы туда
для того, чтобы проверить, умеете ли вы дружить со
знаками препинания, правильно ставить их в
тексте. Мы научимся выполнять пунктуационный
разбор предложения.
Сначала проверим, готовы ли вы к
путешествию. Посмотрим, как вы понимаете
грамматические термины.
II. Терминологический диктант
Учитель читает определение, учащиеся
записывают термины.
1) Раздел науки о языке, в котором
изучаются словосочетания и предложения (синтаксис);
2) сочетание двух или нескольких слов,
объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание);
3) знак препинания, обозначающий членение внутри
предложения, а также выделяющий некоторые
синтаксические группы (запятая);
4) главный член предложения, который отвечает на
вопросы именительного падежа (подлежащее);
5) предложение, которое состоит только из главных
членов (нераспространенное);
6) второстепенный член предложения, который
обозначает место, время, способ действия (обстоятельство);
7) слово (или сочетание слов), называющее того, к
кому обращаются с речью (обращение);
предложение, в конце которого стоит
восклицательный знак (восклицательное).
Учитель. Я вижу, что вы хорошо
усвоили грамматические термины. Но войти в
Пунктуационное королевство можно только по
билетам. В нашем билете есть несколько вопросов,
на которые вам предстоит ответить.
III. Совместная работа
1. Что изучает пунктуация?
2. Из какого языка пришло к нам слово пунктуация?
(Оно образовалось от латинского слова punctum
– точка.)
3. Назовите известные вам знаки препинания.
Задание. Выполните
синтаксический разбор предложения: Знаки
препинания служат нотами при чтении. (А.П.
Чехов)
Как вы понимаете эти слова А.П. Чехова? (Ответы
учеников.)
Учитель. Молодцы, ребята! Вы
справились с работой. Ворота королевства
открыты. Но что это?! Впереди какая-то суматоха.
Давайте попробуем навести порядок, правильно
расставив запятые в тексте.
(На доске запись текста и рисунок
«Корова в конуре».)
В реке там рыба на бугре,
Мычит корова в конуре,
Собака лает на заборе,
Поет синичка в коридоре,
Играют дети на стене,
Висит картина на окне,
Узоры инея в печурке,
Горят дрова в руках девчурки,
Нарядная там кукла в клетке,
Ручной щегол поет салфетки,
Там на столе лежат коньки,
К зиме готовят там очки,
Лежат для бабушки тетрадки,
Всегда содержатся в порядке.
(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко
«Секреты пунктуации»)
Наша следующая остановка в
Пунктограмм-городке. Здесь нас встречает бабушка
Пунктограммушка. (На доске закрепляется
рисунок.) Мы должны ответить на ее вопросы.
1. Какие функции выполняют знаки
препинания? (В конце предложения – это знаки
завершения. Внутри предложения они могут
разделять слова – знаки разделения или выделять
их – знаки выделения.)
2. Какие пунктограммы вы изучили в 5-м классе? (Тире
между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания
при однородных членах предложения. Знаки
препинания при обращениях.)
Бабушка Пунктограммушка предлагает
нам объяснить знаки препинания в предложениях.
1. Ребята, вы любите спорт?
2. Клевер – один из самых надежных барометров. (Ю.Дмитриев)
3. Месяц светит, но не греет.
Впереди у нас – Город вежливых слов.
Живут там волшебные слова и их верные слуги –
знаки препинания.
– Ребята, какие слова помогают быть вежливыми?
– С каким знаком препинания дружит слово пожалуйста?
(Ответы учеников.)
(На доске иллюстрация к басне И.А.
Крылова «Стрекоза и муравей».)
У нас еще одна встреча в Городе
вежливых слов. Герои басни И.А. Крылова «Стрекоза
и муравей» тоже пришли туда и просят рассудить
их.
ИНСЦЕНИРОВКА
Стрекоза: Никак не пойму, почему не
пустил меня муравей. Я пела, танцевала. Я же не
виновата в том, что люблю веселиться. Почему же
муравей не пожалел меня?
Муравей: Я работал все лето. Готовился к зиме.
А стрекоза живет одним днем, ни о чем не заботясь.
Ребята, как бы вы рассудили героев басни?
Выберите один из вариантов ответов и поднимите
сигнальную карточку.
(Варианты ответов заранее записаны на доске.)
Стрекоза должна была подумать о том, что ждет ее
зимой. Зря она обижается на Муравья.
(Красная карточка)
Муравей, ты должен был проявить сострадание.5
Ведь Стрекоза оказалась в беде. А в трудную для
другого минуту нужно протянуть руку помощи.
(Зеленая карточка)
По-моему, вы оба не правы. Пусть вас рассудит
кто-нибудь другой.
(Синяя карточка)
Учитель. Расскажите, почему вы
выбрали такой ответ.
– Ребята, а что означает цифра «5» в конце
предложения? Вспомните условные обозначения,
помещенные в начале учебника. (Ответы учащихся.)
Давайте попробуем выполнить пунктуационный
разбор предложения:
Муравей, ты должен проявить сострадание.5
Учащиеся знакомятся с материалом
учебника и с помощью учителя выполняют
пунктуационный разбор предложения.
IV. Работа с учебником. Упражнение 220
Сначала выясняется значение слова предтеча.
– Ребята, обстоятельства сложились
так, что вам придется провести урок русского
языка в школе, в которой учится известный
литературный герой Незнайка.
(Изображение Незнайки на доске.)
Наша задача: найти пунктуационные ошибки,
допущенные Незнайкой, и исправить их.
(Дети записывают предложения в исправленном
виде.)
1. Охотник отправился в лес, и взял с
собой собаку.
2. Под глубоким снегом спят реки, озера пруды.
3. Молодцы ребята хорошо работаете.
Задание. Выполните
пунктуационный разбор 1-го предложения.
Игра «Подскажи ответ». Учитель читает
начало фразы, а учащиеся должны ее закончить.
1. Научиться правильно употреблять
знаки препинания помогает… (пунктуационный
разбор).
2. Предложения для пунктуационного разбора будут
выделяться в учебнике цифрой… (5).
3. Выполнить пунктуационный разбор – значит
объяснить… (какие знаки препинания нужно
поставить в предложении).
Задание. Выполните устно пунктуационный
разбор предложения: Язык мой, давай с
тобой дружить!
Задание. Как вы понимаете
высказывания поэта А.Блока и ученого А.Шапиро?
Изымите все произведение, если вам в
этом предложении не нравится запятая, но не
вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл.
(А.Блок)
Бывают, конечно, и такие
орфографические ошибки, которые приводят к
неверному пониманию текста, тогда как в
пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной
мере к искажению смысла.
(А.Шапиро)
V. Подведение итогов урока
Задание. Прочитайте текст.
Расскажите, что случилось с человеком,
который потерял знаки препинания.
Человек потерял запятую, стал бояться
сложных предложений, искать фразу попроще.
За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал
говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто
не радовало и не возмущало, он ко всему относился
без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал
задавать вопросы.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он
не высказывал ни одной собственной идеи, он все
время кого-нибудь цитировал – так он совсем
разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
(По А.Каневскому)
VI. Домашнее задание
На прощание знаки препинания дают вам
наказ: не забывать их. А также просят поработать
дома над упражнением 221 и выучить § 44.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область
Конспект урока по теме: «Повторение. Синтаксис и пунктуация»
9 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Петрова Наталья Васильевна
2014 год
Цели урока:
— создать условия для повторения и обобщения знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных за курс основной школы, с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку; формировать пунктуационные, орфографические, коммуникативные умения, а также навык синтаксического разбора простого и сложного предложения, умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, технологические карты урока.
Ход урока
(Перед уроком в перемену звучит музыка «Точка, точка, запятая…» )
-
Организационное начало урока.
-
Актуализация знаний.
— Здравствуйте, садитесь. Дома вы писали сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию А.Б. Шапиро «Бывают, конечно, и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла».
— Проверим сочинения на лингвистическую тему. Вам необходимо было не только раскрыть тему, но и соблюдать композицию сочинения.
Учащиеся по очереди зачитывают сочинения.
(Я согласен с высказыванием А.Б. Шапиро о значении пунктуации в понимании текста. Действительно, пунктуационные ошибки могут привести к искажению смысла написанного. Попробую доказать верность сказанного.
Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте. До пятнадцатого века написание в русском языке было слитное. Для нас читать и понимать подобные тексты довольно трудно, потому что приходится прилагать усилия, разграничивая предложения. Поэтому значение знаков препинания в русском языке неоспоримо.
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая.
Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание автор.
Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена.
Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.
— Удалось ли написать сочинение-рассуждение? Оцени работу товарища. (С работой справились, т.к. данные тексты соответствуют типу речи рассуждение. В них есть тезис, аргументы, вывод. Основная мысль раскрыта).
3. Тема, цели и задачи урока.
— На основании домашнего задания сделайте вывод о теме, целях и задачах урока. (Мы будем повторять пунктуацию, т.к. эти знания пригодятся нам для итоговой аттестации. Пунктуация неразрывно связана с разделом «Синтаксис», поэтому мы повторим и сведения из этого раздела.)
— Вы правы. Тема нашего урока «Повторение. Синтаксис и пунктуация». Запишем её на доске и в тетрадях.
(Запись темы на доске и в тетрадях)
— Наша цель – начать работу по повторению и обобщению знаний из данного раздела русского языка для успешного прохождения итоговой аттестации. Чтобы вы могли контролировать время и отслеживать свои результаты на каждом этапе, каждый из вас получает технологическую карту урока.
( Выдаются технологические карты урока. См. приложение)
4. Основная часть урока. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».
— На доске даны эпиграфы. Какой из них, на ваш взгляд, больше подходит к теме урока?
М.В.Ломоносов: «Знаки ставятся по силе разума».
А.С.Пушкин: «Язык неистощим в соединении слов».
(Подходят оба эпиграфа, т.к. слова Ломоносова соответствуют разделу «Пунктуация», а слова Пушкина разделу «Синтаксис»).
а) Индивидуальная работа учащихся:
Учащиеся работают с фрагментом демонстрационного варианта экзаменационной работы по теме урока. Результаты фиксируются в технологической карте.
1. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)
2. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Одевшись и накинув на плечи пальто, генерал вышел в сад, примыкавший к дому. (2) Начинало светать; безлиственные низкие яблони с искривленными ветвями толпились в посеревшем воздухе. (3) Командующий медленно прошёл по размокшей тропе к невысокому заборчику. (4) Сад был расположен на краю возвышенности, и отсюда смутно виднелась огибавшая ее полузатопленная дорога, — три тягача тащились там, волоча тяжёлые длинностволые пушки. (5) Командующий — высокий, тучный, в просторном пальто — смотрел сверху. (6) Машины ревели, задыхаясь, и малиновый огонь рвался из выхлопной трубы. (Берёзко Г.)
Проверка выполнения.
— Чем полезен был для вас этот этап урока? Каковы результаты? (Мы проверили свои знания и умения по теме урока, частично испытали себя в условиях экзамена).
б) Работа в паре. Анализ простого и сложного предложения.
Выдаётся карточка с заданием.
— Контролируя работу друг друга, совместно выполните задание с карточки в тетрадях, поочерёдно озвучьте результаты своей работы.
Задание на карточке для работы в паре:
Распределите предложения между собой, устно прокомментируйте орфограммы, пунктограммы.
Деревня пок…залась ему велика; два леса, берёзовый и сосновый, как два крыла, были у ней (с)прав… и (с)лев…Помещик, к…залось, хл…потал много о прочности.
(Деревня показалась ему велика; два леса, берёзовый и сосновый, как два крыла, были у ней справа и слева. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности.
1 предложение – сложное, бессоюзное, повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей, вторая часть осложнена обособленным согласованным определением и сравнительным оборотом.
2 предложение – простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, двусоставное, полное, осложнено вводным словом.)
— Какие знания и умения вы применили на этом этапе урока? Оцените работу друг друга. (Мы вспомнили навык синтаксического разбора простого и сложного предложения, повторили пунктуацию при сравнительном обороте, вводных словах, обособленных определениях, некоторые виды орфограмм).
Оценка за этап выставляется в технологической карте учителем.
в) проверка теоретической части домашнего задания.
— В качестве второй части домашнего задания вы готовили на выбор выступление по теоретической части по теме «Синтаксис и пунктуация». Проверим эту работу. Один рассказывает, другой внимательно слушает и задаёт вопросы по прослушанному ответу.
(1. «Классификация сложносочинённых предложений».
Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами (и, а, но, да, зато, или, то…то, и др.).
Части такого предложения равноправны, они не зависят друг от друга. От одной части к другой нельзя задать вопрос.
Сложносочинённые предложения делятся на группы в зависимости от союзов, которые в них используются и которые передают различные отношения между частями сложносочинённого предложения.
1 группа – сложносочинённые предложения с соединительными союзами ( и, да = и, ни-ни, тоже, также ). Между частями такого предложения отношения одновременности или последовательности событий.
Например, в таблице…
2 группа – сложносочинённые предложения с противительными союзами ( а, но, да = но, однако, зато, же ). Между частями этих предложений отношения противопоставления или сопоставления.
Например, в таблице…
3 группа – сложносочинённые предложения с разделительными союзами ( или, либо, то- то, не то — не то ). Между частями такого предложения отношения последовательной смены, чередования событий или явлений.
Например, в таблице…
Вопросы:
— Могут ли сочинительные союзы использоваться для других целей?
— Как пишутся союзы также, тоже, не то – не то?
2. «Классификация бессоюзных сложных предложений».
Бессоюзным сложным является сложное предложение, части которого соединены только смыслом и интонацией без использования союзов и союзных слов.
В зависимости от смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения ставятся знаки препинания и выделяются 3 группы:
1 группа – Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления или одновременности событий, явлений. Между их частями ставится запятая или точка с запятой, если части распространены.
Например, в таблице…
2 группа – Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. На письме в таких предложениях ставится двоеточие.
Например, в таблице…
3 группа – Бессоюзные сложные предложения со значениями времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления, резкой смены событий.
Например, в таблице…
Вопрос:
-Какие союзы или слова можно подставить в качестве проверки в каждую из групп БСП?
— Чем полезен был для вас этот этап урока? Оцените выступление друг друга. (Мы повторили теоретические сведения о видах сложного предложения и пунктуации в них).
Взаимооценивание в технологической карте.
г) Работа с учебником
Упражнение № 720 стр.342 учебника
— Выпишите сложноподчиненное предложение с двумя придаточными, подчеркните грамматические основы.
Она бесцветна прозрачна. Она настолько незаметна и привычна что по-настоящему осознается ее роль в нашей жизни только тогда когда мы испытываем в ней недостаток. Она источник жизни, потому что жизнь на Земле вышла из воды.
(О каком чуде природы мы говорим? Об обыкновенной воде…
Она бесцветна, прозрачна. Она настолько незаметна и привычна, что по-настоящему осознается ее роль в нашей жизни только тогда, когда мы испытываем в ней недостаток. Она источник жизни, потому что жизнь на Земле вышла из воды.
О каком чуде природы мы говорим? Об обыкновенной воде…
Она настолько незаметна и привычна, что по-настоящему осознается ее роль в нашей жизни только тогда, когда мы испытываем в ней недостаток.(Сложноподчиненное предложение с изъяснительным и обстоятельственным придаточным).
— Какие умения вы развивали на этом этапе урока? (Это задание формирует пунктуационную зоркость. Мы вспомнили ряд пунктограмм).
Оценивание учителем в технологической карте.
5. Домашнее задание
Упр.722 задание 3
6. Итог урока (рефлексия).
— Чем полезен был для тебя этот урок? (Повторили теорию и практику по теме «Синтаксис и пунктуация»).
— Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать? (Необходимо продолжать работу по написанию сочинения, отрабатывать навык грамотного письма).
7.Выставление учителем оценок за урок на основании технологической карты урока для каждого учащегося.
Технологическая карта урока
Время
Этап урока |
Оценка |
|
8 минут |
Проверка первой части д/з. Сочинение на лингвистическую тему |
|
1 минута |
Определение темы и целей урока |
_ |
1 минута |
Работа с эпиграфом |
— |
5 минут |
Работа на компьютере с тренажёром по синтаксису и пунктуации |
|
5 минут |
Работа с демонстрационным вариантом экзаменационной работы (часть вопросов по теме урока) |
|
5 минут |
Работа в паре. Синтаксический разбор простого и сложного предложения. |
|
8 минут |
Проверка теоретической части д/з |
|
4 минуты |
Работа с учебником |
|
0,5 минуты |
Запись д/з |
— |
2 минуты |
Рефлексия |
— |
0, 5 минуты |
Оценки за урок |
Литература.
-
Львова С.И. Русский язык. 9 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / С.И. Львова, В.В. Львов. – 5-е издание, стер. – Мнемозина, 2012.
-
ГИА-9. Русский язык. Сенина Н.А. Легион, 2014.
Пунктуация. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.
1. О.Н.У.
2. Актуализация
знаний
1) Орфоэпическая
разминка (на листочках)
Шарфы, банты,
бармен, звонит, красивее, обеспечение, благовест, диспансер, жалюзи, квартал,
краны, танцовщица, свёкла, щавель, оптовый, украинский, ждала, клала, слала,
досуха, донельзя, исчерпав, ходатайство, флюорография, столяр, углубить,
коклюш, туфля, мельком.
(Ша́рфы, ба́нты,
ба́рмен, звони́т, краси́вее, обеспе́чение, бла́говест, диспансе́р, жалюзи́,
кварта́л, кра́ны, танцо́вщица, свёкла, щаве́ль, опто́вый, украи́нский, ждала́,
кла́ла, сла́ла, до́суха, доне́льзя, исче́рпав, хода́тайство, флюорогра́фия,
столя́р, углуби́ть, коклю́ш, ту́фля, ме́льком).
2) Беседа
— Что такое
культура речи?
— Какие качества
речи обеспечивают высокий уровень владения родным языком?
— Какие виды
ошибок существуют в русском языке?
3.
Введение в тему урока
1)
-Чтобы сформулировать тему урока, прослушайте отрывок из книги К.
Паустовского «Золотая роза».
Когда Паустовский был совсем молодым, он работал в Одессе в газете «Моряк». В
этой газете в то же время сотрудничал и писатель А.К. Соболь. Однажды А.К.
Соболь принес в редакцию интересный рассказ, безусловно, талантливый, но
небрежно оформленный. Корректор Благов взялся поправить текст, не изменяя в нем
ни одного слова, и сделал это довольно быстро.
«Я
прочел рассказ, – пишет К. Паустовский, – и онемел. Это была прозрачная,
литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и
словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было
выброшено или прибавлено ни одного слова.
Я посмотрел на Благово.
– Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
– Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними
форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая
вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы
выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и
правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат
текст и не дают ему рассыпаться».
3) Беседа по тексту
–
Догадались, какая тема урока? Да, мы сегодня говорим о пунктуации и о
роли знаков препинания в предложении и тексте. Запишите тему урока.
– Какова цель, по-вашему, нашего урока? (Формулирование целей урока)
– Ключевые слова урока?
синтаксис
пунктуация
знаки препинания
функция знаков препинания
4.Работа
по теме урока
1)Повторение
–
Что такое СИНТАКСИС?
От греч. Syntaxis – «составление» – раздел грамматики,
изучающий строй связной речи. Синтаксис включает в себя две основные части: 1)
– синтаксис словосочетания; 2) синтаксис предложения.
– Что изучает ПУНКТУАЦИЯ?
от лат. Punctum – «точка» – собрание правил о постановке
знаков препинания
– Какие существуют знаки препинания? Современные знаки препинания: .
! ? … ; , : – ( ) « »
– Какова роль знаков препинания? Прочтите в тексте, найдите ответ, выпишите в
тетрадь.
«Знаки
препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное
соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это
как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Проанализируйте
роль знаков препинания в этом тексте.
Функции
знаков препинания: завершения, разделения, выделения.
2)
Работа с текстом
В
Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без
знаков препинания. чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы
облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так
появилась____точка__ – первый и основной знак членения текста. На
основе точки____ возникли другие знаки:__вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения
стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от
латинского названия точки «пунктум» – принято называть знаками
пунктуации. (По «Энциклопедическому
словарю юного филолога»)
Анализ
функций знаков препинания в данном тексте.
Знаки
препинания появились не сразу. Двоеточие – в ХV веке, позднее появились
запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в ХVI веке, тире, кавычки,
многоточие – только к концу XVIII. Тире ввел Карамзин.
Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале Х1Х века.
3)Работа
со схемой
Функции знаков препинания: |
||
завершения |
разделения |
выделения |
. ? ! … |
, ; – : |
, , – – «» ( ) |
Конец предложения |
Однородные члены предложения |
Причастный оборот |
4) Решите пунктуационную задачу: на месте каких цифр должны стоять запятые?
Бывают,(1)
конечно,(2) и такие орфографические ошибки,(3) которые приводят к неверному
пониманию текста,(4) тогда(5) как в пунктуации всякая ошибка (6)приводит в той
или иной мере(7) к искажению смысла. (А.Б. Шапиро)
Ответ:
1, 2,3, 4
5.
Закрепление изученного
1)
Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите группы, к которым
они принадлежат.
1)
Короткий день догорал, и над землёй смыкались неуютные сумерки.
2) «Ты
откуда приехал, капитан?» — важно спросила Ассоль. (А. Грин)
3)
Сибирская тайга — бесценное творение природы.
4)
Вдоль забора, заросшего кустами сирени, мы вышли к калитке.
2) Спишите
четверостишие Е. Баратынского, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки,
расставьте знаки препинания. Надпишите букву р над
разделительными знаками препинания, букву в над выделительными знаками. Укажите
синтаксические условия употребления знаков препинания, сделайте вывод о
назначении знаков препинания.
И вот
с..нтябрь! Замедля свой в..сход
С..яньем
хладным солнце блещ..т
И луч(?) его
в з..рцале зы(б, п)ком вод
(Не)верным
зол..том тр..пещ..т.
6. Подведение итогов.
Рефлексия
7.Д/задание
Прочитайте
текст. Перепишите его в тетрадь, разделив текст на предложения; правильно
поставьте нужные знаки препинания.
Багратион лучший
генерал русской армии так выразил свое мнение о Багратионе как о полководце
Наполеон который не раз довольно безуспешно посылал против него на лучших своих
маршалов и действительно любимец и правая рука Суворова друг Кутузова Багратион
был орлом русской армии так по крайней мере называли его солдаты Багратион был
великим мастером наступательного боя для этого у него были необходимые качества
во-первых тактический глазомер во-вторых железное упорство и наконец поистине
легендарная храбрость почему он всегда находится в самых опасных местах солдаты
ценили и любили его так как они любили Суворова и Кутузова.
(По
С. Борисову)
В Древней Руси тексты записывали без пробелов между
словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было
медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить
границы предложений. Так появилась____точка__ – первый и основной знак членения текста. На основе
точки____ возникли другие знаки:__вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения
стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от
латинского названия точки «пунктум» – принято называть знаками
пунктуации. (По «Энциклопедическому
словарю юного филолога»)
В Древней Руси тексты записывали без пробелов между
словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было
медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить
границы предложений. Так появилась____точка__ – первый и основной знак членения текста. На основе
точки____ возникли другие знаки:__вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения
стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от
латинского названия точки «пунктум» – принято называть знаками
пунктуации. (По «Энциклопедическому
словарю юного филолога»)
В Древней Руси тексты записывали без пробелов между
словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было
медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить
границы предложений. Так появилась____точка__ – первый и основной знак членения текста. На основе
точки____ возникли другие знаки:__вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения
стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от
латинского названия точки «пунктум» – принято называть знаками
пунктуации. (По «Энциклопедическому
словарю юного филолога»)
В Древней Руси тексты записывали без пробелов между
словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было
медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить
границы предложений. Так появилась____точка__ – первый и основной знак членения текста. На основе
точки____ возникли другие знаки:__вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения
стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от
латинского названия точки «пунктум» – принято называть знаками
пунктуации. (По «Энциклопедическому
словарю юного филолога»)
Урок русского языка в 8-м классе по теме «Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения»
-
Петухова Н.П., учитель русского языка и литературы
Цели:
-
обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации; выявить основные функции знаков препинания;
-
развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение обосновывать выбор знаков препинания (устно и графически), развивать монологическую речь;
-
формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию; воспитывать интерес к предмету.
ХОД УРОКА
1. Введение в тему урока
Подготовка учащихся к восприятию темы урока.
А)Слово учителя: Чтобы сформулировать тему урока, прослушайте отрывок из книги К. Паустовского «Золотая роза».
Когда Паустовский был совсем молодым, он работал в Одессе в газете «Моряк». В этой газете в то же время сотрудничал и писатель А.К. Соболь. Однажды А.К. Соболь принес в редакцию интересный рассказ, безусловно, талантливый, но небрежно оформленный. Корректор Благов взялся поправить текст, не изменяя в нем ни одного слова, и сделал это довольно быстро.
«Я прочел рассказ, – пишет К. Паустовский, – и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
Я посмотрел на Благова.
– Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
– Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Б).Беседа по тексту
О чём текст?
Основная мысль текста какова?
– Догадались, какая тема урока? Да, мы сегодня говорим о пунктуации и о роли знаков препинания в предложении и тексте. Запишите тему урока. (Одну строчку оставить) Слайд 1.
2, Какова цель, по-вашему, нашего урока?Слайд 2.
-Ответить, что такое пунктуация?
С каким разделом русского языка связана пунктуация?
-Значит, вспомним, что такое синтаксис?
А как связан с синтаксисом?( в предложениях разделяем запятыми однородные член ы предложения и т.д.)
-Назовем все знаки препинания.
-Какие функции выполняют знаки препинания?
С какой целью мы должны это знать?
Чтобы использовать в своей речи эти знаки препинания?
-Использовать в своей речи предложения с разными знаками препинания.
— Повторить изученные пунктограммы.
– Ключевые слова урока? Слайд 3
синтаксис
пунктуация
знаки препинания
функция знаков препинания
4.Запишите предложения из прочитанного текста.
«Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Фронтальная проверка. Проблемная ситуация.
Объясните постановку знаков препинания.
Какой раздел языка изучает знаки препинания?
С каким разделом тесно связана пунктуация?
Найдите слово с приставкой, правописание которого зависит от согласной, перед которой стоит.
Назовите грамматическую основу в последнем предложении.
Объясните тире во 2-ом предложении.
Какую роль оно выполняет?
(Д :разделяет)
– Какие ещё есть знаки препинания в записанных предложениях? Они какую роль выполняют?
А какие современные знаки препинания знаете?
Д. . ! ? … ; , : – ( ) « »
5. Работа по учебнику: Рассмотрите таблицу, найдите ответ на вопрос.
По материалам § 2 стр 8.
Функции знаков препинания: завершения, разделения, выделения.
Заполнение таблицы. Слайд 4
Функции знаков препинания: |
||
завершения |
разделения |
выделения |
. ? ! … |
, ; – : |
, , – – «» ( ) |
Конец предложения |
Однородные члены предложения |
Причастный оборот |
Вывод: одиночные знаки пунктуации разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки пунктуации выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон.
6. По таблице создайте текст о знаках препинания, используя ключевые слова.
7. Прочитайте.Устно объяснить постановку знаков препинания и определить их функции. Слайд 5
Короткий день догорал, и над землёй смыкались неуютные сумерки. 2) «Ты откуда приехал, капитан?» — важно спросила Ассоль. (А. Грин) 3) Сибирская тайга — бесценное творение природы. 4) Вдоль забора, заросшего кустами сирени, мы вышли к калитке.
8. Диктант. Расставить знаки препинания и надписать з-р-в–
Осенний лес
Наступила осень, и весь лес стоит в золоте листвы.
Сквозь деревья просвечивает мутно-жёлтым пятном солнце, скрывающееся за тучами.
Под серебряными ветвями плакучей ивы журчит, пробираясь между камнями, ручеёк. Темно-бурый гриб, прикрывшийся листиком, выглядывает из-под опавшей листвы. Под берёзкой, трепещущей на ветру, виден муравейник. На нём нет обычного оживления: сюда тоже пришла осень.
9.Самопроверка по эталону. Исправление ошибок.
10. Коллективная работа над ошибками.
— поднимите руки, у кого нет орфографических ошибок.
— у кого нет пунктуационных ошибок.
— кто ошибся в постановке знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах?
— какую функцию выполняют при них знаки препинания?
Листочки соберите, проанализирую ошибки.
11. 5. Словарная работа. Слайд 6
Коммуникация – общение, диалог
Коммуникативный – общительный.
12— Коммуникативная функция знаков препинания хорошо иллюстрируется следующим примером, приведенным в книге Г. Граника «Секреты пунктуации».
Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слова, а только знаком: «!»
Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем!
– Расскажите, как вы понимаете смысловое и эмоциональное «содержание» этих писем.
Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: «Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?» Ответ: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!»
Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.
13. Создание текста. Слайд 7
Создать текст-рассуждение на тему «Что такое доброта?», используя предложения разной синтаксической конструкции.
.Что такое доброта? Наверное, способность человека откликаться на чужую беду, умение помогать, поддержать человека, когда ему плохо.
Доброта –это человеческая черта. Человек, проявляющий доброту, не равнодушен к людям. Добрый человек никогда не пройдёт мимо, если кому-то плохо, предложит помощь. Его участие означает, что люди не одиноки в своём несчастье, что человек человеку – друг. От этого перестаешь отчаиваться , обретаешь уверенность.
Добрые люди делают нас сильнее, а мир радостнее и лучше.
14. Выводы по уроку
– Ф.И. Буслаев о значении знаков препинания: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему…»
Дополнительный материал.
– Как, по-вашему, когда появились знаки препинания? Тогда же, когда только появилась письменность?
В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась____точка__ – первый и основной знак членения текста. На основе точки____ возникли другие знаки:__вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки «пунктум» – принято называть знаками пунктуации. (По «Энциклопедическому словарю юного филолога»)
Анализ функций знаков препинания в данном тексте.
Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в ХV веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в ХVI веке, тире, кавычки, многоточие – только к концу XVIII. Тире ввел Карамзин. Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале Х1Х века.
Определите, какие современные нам знаки препинания назывались: удивный знак, черта, знак пресекательный и отменительный, вместный знак, полуточие, молчанка.
Тире ввел Карамзин и назвал его чертой. Барсов, ученик Ломоносова, называл этот знак «молчанка» и говорил, что она «начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жесткой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному или неожиданному слову или действию впоследствии. Но больше всего она служит к разделению лиц разговаривающих, чтоб не иметь нужды именовать их при каждой перемене в продолжающемся разговоре».
.
9. – Ученые-лингвисты говорят о наличии в современном письме пунктуационного алфавита:
1) точка (.)
2) двоеточие (:)
3) многоточие (…)
4) точка с запятой (;)
5) запятая(,)
6) запятые(,,)
7) кавычки: а) лапки (” “); б) елочки («»)
вопросительный (?)
9) восклицательный (!)
10) тире (–)
11) двойное тире (– –)
12) скобки ()
13 сноска, или астериск *
14) абзац или абзацный отступ.
Решите пунктуационную задачу: на месте каких цифр должны стоять запятые?
Бывают, конечно,и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка (6)приводит в той или иной мере к искажению смысла. (А.Б. Шапиро)
11. В 1883 году вышла книжка учителя И.К. Гана «Знаки препинания». В ней была глава с интригующим заголовком «Несколько анекдотов о последствиях неправильного поставления запятой». Вот эти истории:
1) По словам одно немецкой газеты, благодаря неверно поставленной запятой, Соединенные Штаты Северной Америки понесли убыток в несколько десятков миллионов долларов. Дело в том, что при напечатании таможенного тарифа в 1864 году английским заводчикам удалось подкупить корректоров, и они в отделе жестяных изделий переставили одну запятую. Благодаря этому обстоятельству жестяное железо было причислено к жести и обложено низкой пошлиной. Ошибка эта была открыта только через 18 лет. Правительство понесло убытки в 48 395 766 долларов, т.е. почти в 100 миллионов рублей.
2) Один провинциальный цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл, где нужно, поставить запятые. Когда читавшие вывеску заметили об этом цирюльнику, то последний возразил, что сам исправит беду и расставит запятые. Действительно, запятые были поставлены, и вывеска получилась в таком виде: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т.д.»
3) Один путешественник в минуту грозной для своей жизни опасности обещал за спасение поставить «статую золотую, пику держащую». Однако ему удалось избежать огромных расходов на установление статуи. Каким образом?
8. Рекламная пауза
– Прочтите выразительно (по ролям). Прорекламируйте знаки препинания.
С.Я. Маршак
Знаки препинания
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Заявили запятые:
«Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ».
«Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой!» –
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой;
Двоеточие, мигая,
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу».
«Нет… – сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, –
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…»
Вопросительный знак
Удивился: «То есть как?»
Восклицательный знак
Возмутился: «То есть как!»
«Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас».
14. Домашнее задание: напишите черновик сочинения «Значение знаков препинания в тексте» (по упр. 148)
Литература:
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 8 класса основной школы.
-
Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Исаева Н.А. Русский язык. 8 класс. Методические рекомендации для учителя.
-
Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М. Дрофа 2002
-
С.И. Львова. Язык и речь. Учебное пособие для 8-9 классов. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» – РС», 2000
Афоризмы о знаках препинания
Вы даже не представляете, какая у знаков препинания нервная работа: ведь они имеют дело с людьми.
Запятая — ломовая лошадь пунктуации.
На хрупких плечах запятой держится порядок в доме, именуемом предложением.
Запятая — знак препинания для бедных.
Точка не может надоесть, как не может надоесть хлеб. Точка бессмертна. Она может умереть только вместе с последним на свете грамотным человеком.
Восклицательный — это единственный из всех знаков препинания, кто не любит тишины. Там, где кипят нешуточные страсти, где нет места спокойствию, где много гвалта, шума, где люди вопят, проклинают, гневаются, возмущаются, волнуются, негодуют, нервничают, восторгаются, выпускают пар и совсем мало думают, — там его и ищите.
Восклицательный знак полезен. Только в малых дозах!
Человек, который не задаёт лишних вопросов, — это скучный человек. Да и трус к тому же.
Если люди перестанут восклицать, то мир прокиснет от скуки. Но если человечество перестанет задавать вопросы — мир погибнет.
Многоточие — это вещь в себе, загадка, тайна, мистика, работа на уровне подкорки, сиреневый туман, интуиция, тонкий мир, третий глаз, полёт души, нечто неосязаемое, метафизическое (отвлечённое, умозрительное, малопонятное), не от мира сего, «Ёжик в тумане», шестое чувство, подтекст, намёки, недомолвки и вообще Бог знает что…
Скобки не так глупы, как кажутся.
Кавычки — самый коварный знак препинания. С ними нужно держать ухо востро, обращаться аккуратно и осторожно. Робкого, не уверенного в себе и боящегося ответственности человека они могут выдать с головой.
Двоеточие — это собранность, подтянутость, точность, достоинство, стройность фразы и строгость мысли.
Работа с двоеточием дисциплинирует ум.
Только двоеточие и точка с запятой умеют лучше всех — изысканно и точно — оформить самую сложную мысль.
До одних знаков препинания нужно дорасти, а до других — дозреть.
До каких знаков препинания человек дозрел, те он автоматически и поставит.
Знаки препинания для пишущего человека — то же самое, что и дорожные знаки для автомобилиста.
Знаки препинания — дешёвая рабочая сила. Они работают добросовестно и не просят есть. Их можно эксплуатировать сколько угодно.
Они просто обожают работать и очень огорчаются, когда про них забывают. Ведь им тоже хочется иметь успех у публики. Им приятно, когда на них смотрят и оценивают их работу.
Если правила пунктуации вместо вас выучит кто-то другой — он и будет более успешным. Считайте, что вы предупреждены.
Какое удивительное яблоко! текст-описание из 5 предложений
— История этого яблока удивительна! текст-повествование из 5 предложений
-Яблоко – самый популярный фрукт в России — текст-рассуждение из 5 предложений