Многомудрый Литрекон предлагает два сочинения-рассуждения по литературе на темы «Почему Чацкий — умный человек?» и «Почему Чацкий — совсем не умный человек?». Вы можете выбрать то, что соответствует Вашим взглядам на поднятую тему. Приятного просвещения!
Почему Чацкий — умный человек?
(566 слов) Александр Чацкий — это главный герой пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Именно о его уме идет речь в названии произведения. Чацкий приставляет собой образцового человека будущего, по мнению писателя. Ведь герой честен, принципиален, образован и не боится вступать в спор с большинством. Однако в реалиях, описанных Грибоедовым, Чацкий оказался лишним, так как его добродетелям не нашлось применения в обществе, погрязшем в пороке. И все же далеко не все критики соглашались с тем, что горе Александру принес именно ум. Например, А.С. Пушкин утверждал, что в пьесе есть только один по-настоящему умный человек, и это автор. Чацкого он считал всего лишь молодым подражателем Грибоедова, тем, кто наслушался прогрессивных речей и стал повторять их. Эту точку зрения поддержали многие критики. Однако если мы проанализируем аргументацию Пушкина, то поймем, что с ним можно совершенно обоснованно не согласиться.
Пушкин объяснил свое мнение о Чацком следующим образом: «Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми». Если Александр не разбирается в людях, как его можно назвать умным? Начнем с того, что фамилия главного героя является говорящей. Как известно, сначала персонаж носил фамилию «Чадский», то есть от слова «чад». Это указывает на то, что персонаж постоянно находится в чаду своих чувств, надежд и иллюзий. Так, в комедии Грибоедов описывает личную драму своего героя. Чацкий ехал к Софье с определёнными мечтами, однако им не суждено было сбыться. Возлюбленная Чацкого выбрала Молчалина, который, несомненно, уступает главному герою по уму. Также персонаж чувствует себя неловко в том окружении, в котором оказался. Герою до глубины души обидно то, что судьба оказывается благосклонной к циничным и эгоистичным людям, однако к людям с высоконравственной душой она безжалостна. Таким образом, в начале повествования персонаж находится в чаду собственных иллюзий. А к концу пьесы Чацкий прозревает и начинает понимать суровую реальность. Это означает, что автор был готов к тому, что его героя сочтут недальновидным из-за его стремления открыть глаза толпе. И он заложил в его фамилию объяснение заблуждения: находясь в чаду чувств и иллюзий, Александр не мог критически оценить свое окружение. Увы, даже самый интеллектуально развитый человек под влиянием любви делает глупые поступки, и кому, как не дуэлянту Пушкину, это знать? Стремясь произвести впечатление на Софью и вернуть ее любовь, Чацкий попробовал разрушить магию неведения и лицемерия своим злословием. Это нам очевидна бесполезность его попыток, а он молод и влюблен, а потому не видит преград.
Вот и знаменитый писатель И.А. Гончаров полагал, что речь Чацкого отличается невероятным остроумием. Он защитил героя от нападок критиков и обосновал его интеллектуальное превосходство над людьми в статье «Мильон терзаний». По его мнению, Чацкий — предвестник перемен в обществе и их первый творец, а потому не признанный и гонимый.
Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.
В заключение хотелось бы отметить, что за каждым героем стоит автор, и если мы будем приписывать персонажам личные свойства писателя, то вместо книги перед нами окажется любительская биография литератора. Если уж реплика принадлежит Чацкому, то и оценивать ее нужно в контексте образа самого героя. Автор тут не при чем, ведь он же пишет реплики Софьи и Скалозуба. Поэтому нельзя согласиться с мнением А.С. Пушкина по данному вопросу. Чацкий умен, и в этом лишь его заслуга. А автору мы можем быть благодарны за то, что он разглядел и смог описать луч света в темном фамусовском царстве.
Почему Чацкий — совсем не умный человек?
(463 слова) Чацкий — один из самых известных героев русской литературы. Он стал популярным и обсуждаемым не только благодаря гению Грибоедова, но и из-за того, что вызвал полемику в рядах критиков того времени. Максимально приближаясь к реалистическому направлению, автор наделил своего героя, как достойными, так и негативными качествами, ставшими предметом обсуждения его коллег. Некоторые из них даже считали, что у Чацкого нет того большого ума, который вынесет в название пьесы. Чтобы понять замысел известного произведения Грибоедова, рассмотрим поподробнее характеристику его главного героя.
С первых страниц произведения можно заметить, что характер главного героя вовсе не однозначный. Так, как только персонаж приехал в дом Фамусова, он завёл странный разговор с Софьей. Расспрашивая героиню о ее родственниках, герой использует неприятный язвительный тон:
«Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Нередко на протяжении повествования главный герой предстаёт перед читателем в образе бестактного и вспыльчивого молодого человека. Чацкий любит высмеивать пороки людей, и в этом его упрекает Софья на протяжении всего произведения:
«Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».
Оправданием неприятных манер персонажа является безнравственность и пустота общества, где он очутился. Герой даёт понять, что он вовсе не желает задеть собеседника: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?». Но ведь очевидно, что колки! Получается, он сам не понимает, что делает. Разве это умно?
Основная проблема Чацкого, по мнению автора, кроется в том, что он не умеет управлять своими эмоциями. Ведь у героя «ум с сердцем не в ладу». Это объясняет непривычную для многих манеру общения главного героя. Весьма интересен тот факт, что Александр Сергеевич Пушкин, прочитав комедию Грибоедова, высказался о персонаже так:
«Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…».
Пушкин в своем письме Бестужеву откровенно признается, что считает умным лишь одного автора комедии. По его мнению, Чацкий провел много времени в его обществе и впитал в себя все его новые мысли. «Все, что говорит он, очень умно» — признает Пушкин, но он сомневается в том, что эти слова принадлежат самому Александру Чацкому, раз у него не хватает ума разобраться в людях. Действительно, если герой так умудрен опытом, так прогрессивен, зачем он тратит время на такую жалкую публику? Создается впечатление, что Чацкий просто самоутверждается за счет окружения, которое не может толком возразить ему.
Наконец, если Чацкий так умен, то почему его называют «лишним» и ставят в один ряд с Евгением Онегиным и Григорием Печориным? Это соседство означает, что Александр, как и другие персонажи, не способен воплотить то, что пропагандирует. Что толку от его красивых речей, если они не подкрепляются хоть какими-то результатами? Его ум проявляется только на словах, а слова легко подделать, легко повторить и не осмыслить. Но в чем уж точно не приходится сомневаться, так это в том, что автором пьесы был настоящий интеллектуал, способный вдохновить многих молодых людей на созидание.
Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече? Почему? Чем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому?
По сюжету комедии Софья была его подругой детства и как это часто случается по-детски влюбилась в Чацкого. Такие чувства иногда вырастают в настоящую большую любовь, но чаще проходят с возрастом. Тем более, что разлюбить Чацкого ей помогла разлука. В разлуке Софья не скучала, она освоилась в высшем московском обществе, переняла его упадочные привычки, нашла себе новый объект для обожания — таинственного своим молчанием Молчалина. К Чацкому до его приезда Софья все равно относилась с нежностью, как все мы вспоминаем первую любовь, но когда тот наконец объявился Софья оказалась жестоко разочарованной — Чацкий изменился по ее мнению не в лучшую стороны. Он стал язвителен, ироничен, приобрел непопулярные в свете взгляды на общество. В общем он совершенно не подходил сегодняшней Софье.
*****
После разлуки с Чацким Софья встречает его равнодушно, а шутки Чацкого в адрес Молчалина вызывают у нее негативную реакцию, поскольку она теперь увлечена Молчалиным. Чацкому так и не удается вернуть ее расположение. Этот эпизод показывает, что Чацкого отвергает не только общество, но и девушка, которая когда-то ему симпатизировала.
Когда происходит первая в пьесе встреча Софьи с Чацким, ему бросается в глаза, что Софья больше не проявляет к нему интереса. Девушка холодна и неласкова. Чацкого такое положение дел озадачило. Он старается вернуть их прежнее общение, вставляя в разговор какие-то остроты, которые раньше Софья так любила. Но на этот раз они вызывают совсем не ту реакцию, которую ждал. Читать далее
Чацкий горячо приветствует Софью, проявляет свои чувства, а та лишь смущается и не хочет отвечать взаимностью. При помощи разговора и шутливых высказываний Александр пытается воодушевить героиню, напомнить о былых временах, но та лишь безразлично отвечает на реплики. Александр все больше расстраивается и в монологе затрагивает Молчалина – нынешнего возлюбленного Софьи. Та оскорблена и злостно отзывается о Чацком, чем окончательно разочаровывает главного героя. Александр готов броситься в огонь, ведь возлюбленная отвергла и охладела. Непонятно для него лишь одно – кого она выбрала взамен.
Каково мнение Чацкого о Москве (явл. 7)? Над какими москвичами и из-за чего он открыто смеётся? Справедлив ли он в своей критике, ведь он не был тут 3 года?
Александр Чацкий возвращается в Москву, его отношение к столичному обществу изменилось, как и к самому городу.
Он считается, что каждый день, прожитый в Москве, напоминает предыдущий и ничего нового жители высшего общества не видят. Он открыто смеется над такими людьми как Молчалин, которые готовы лебезить и преклоняться перед другими, чтобы заслужить высокое положение в обществе.
И по мнению Чацкого, основная масса в обществе — это лживые и невежественные люди.
Он не стесняется в своих высказываниях, чем вызывает чувства досады у других людей, в том числе и у Софьи, в которую он влюблен. Она даже пускает слух, что он безумен.
Чацкий обеспокоен развитием национальной культуры. Фамусовская Москва измеряет значимость человека количеством крепостных душ и его происхождением. Чацкий же видит ценность человека в его личностных характеристиках. Для Фамусова и ему подобных мнение аристократического общества является непогрешимым, а Чацкий отстаивает свободу мысли и право каждого человека открыто высказывать свои убеждения.
Чацкий резко критикует произвол, деспотизм, лесть, лицемерие и пустоту жизненных интересов московского дворянства. Он со своими идеями врывается в мир Фамусова, словно вихрь. Но его взгляды опасны для сложившихся устоев, обществу проще признать Чацкого сумасшедшим, чем попытаться понять и принять его. Каждый остается при своем мнении, и Чацкий покидает Москву.
Что думает Чацкий (явл. 7)? Что вызывает смех Чацкого? Совпадает ли его мнение с мнением Софьи?
У Чацкого единая норма оценок для всех. По его мнению, Молчали — «жалкое созданье», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно, Софья не может его любить, а лишь смеется над ним. Чацкий думает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина, а выдуманного ею.
*****
Для тех времен о сумасшествии говорили уже после любого проступка или слов, с которым не согласен слушатель. София же зла на Чацкого, так как он уехал, а ей весточку за эти 3 года ни разу не дал.
Да и Чацкий пытается высказать свое мнение о Молчанове, тогда София говорит, что он просто не в своем уме. Не дума, что она имела ввиду, что он сошел с ума, но тот, кто слышал эти слова понимает их именно так.
Далее эта весть расходится очень быстро. София, понимая, что именно она стала поводом этой сплетни не торопится переубеждать человека, который понял ее неправильно. Загорецкий разносит эту новость все новым людям, которые придают ей еще больших подробностей и в итоге получается так, что Чацкий сумасшедший.
Как Фамусов встречает Чацкого (явл. 9)? О чём Фамусов сокрушается в явл.10? Кого бы из двух женихов он выбрал?
Три года Чацкий путешествовал за границей, приехав в Москву, он спешит в дом Фамусова. Не заезжая домой, он несётся увидеть свою невесту Софью, искренне рад встрече. В доме Фамусова его встречают очень прохладно, Софья холодна и отстранённа. Чацкого настораживает поведение его невесты, о причине перемен, Чацкий узнает позже.
Фамусов обрадовался приезду Чацкого, но после «опасных разговоров», он насторожен, спешит остудить политический пыл Чацкого. Хозяин дома уже и не рад приезду того, кого он видел своим зятем, отцу нужен подходящий муж для дочери, на стороне которого общественное мнение и обеспеченность.
Чацкий одинок в доме Фамусова и морально, и физически. Его революционные взгляды никто не разделяет, общество отворачивается от «иноверца».
—-
У Фамусова на этот день большие планы. Вечером он дает бал. Софью пора выдавать замуж, а значит, нужно подыскать ей подходящего жениха — богатого, знатного, при чинах. Фамусову нравится полковник Скалозуб, но дочь он не привлекает. В Софью влюблен Чацкий — бывший воспитанник Фамусова, сын его покойного друга. Чацкий уезжал из Москвы на три года, и вот приехал утром повидаться ненадолго, а потом появится на балу. Беседуя с Чацким, Фамусов пытается «учить его жизни», давать советы, но они слишком разные люди. Потом, на балу, Чацкий неоднократно произносит речи, которые, по мнению Фамусова, крамольны. Среди гостей гуляет слух о том, что Чацкий — сумасшедший. «Автором» сплетни оказывается его дочь, которая влюблена в секретаря. Чацкий обижен, разозлен, высказывает все, что думает о Фамусове и его круге общения, Софье, Молчалине, требует карету и уезжает.
Фамусов же сокрушается в первую очередь о слухах, которые непременно пойдут после того, что произошло.
—-
Фамусов довольно прозрачно намекает, что Скалозуб кажется ему весьма подходящей парой для дочери, потому как имеет и чин и знаки отличия, да и сам человек степенный и уважаемый, почти генерал. Хотя почти сразу говорит о том, что ему еще рано выдавать Софью замуж. Но здесь он явно лицемерит, потому что посватайся за Софью Скалозуб, Фамусов с превеликой радостью и поспешностью отдал бы свою дочь этому человеку.
А вот ни в Чацком, ни в Молчалине Фамусов достойных женихов не видит. про первого он говорит, что тот мот и франт, еще не слыша его вольнодумных речей. Про второго, что тот просто нищий.
Так что подходящим женихом Фамусов считает того, кто и знатен, и богат, кто имеет хороший чин и вес в обществе.
Вы редактор. Исправьте речевые ошибки, которые допустили десятиклассники в сочинение.
1. Грибоедов очень глубоко показывает образ Чацкого. Чацкий не одинок, у него есть много сообщников. 2. Манилов много думал и размышлял. 3. У Пушкина были дружки среди декабристов. 4. Печорин зашёл в придорожный кабак. 5. Поэт создад стихотворени»В дороге», заслуживающее огромный успех. 6. Обломов всю жизнь проволялся на диване. Оттого и фамилию такую получил. 7. Некрасов создал народнуюю поэзию. Его гореои из народа.
Учимся говорить правильно.
Исправляем речевые ошибки
Предлагаемые задания помогут школьникам научиться находить, классифицировать, исправлять речевые ошибки и недочеты.
1. Эта модель демонстративная, она не продается.
2. Я занял соседу тысячу рублей до февраля.
3. Мальчик ничего не отвечал, а только хлопал очами.
4. Суд признал его виноватым в совершении преступления.
5. Его отец был настоящим полиглотом: он мог подробно и обстоятельно ответить на вопрос из любой области знаний.
6. Спасатели увидели, что в море утопает человек.
7. Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись, он увидел высокое, бесконечное небо.
8. Теща Катерины постоянно учила жизни домочадцев.
9. Наши товары импортируются во многие страны мира.
10. Я перешел на более экономический тариф.
1) Отметьте предложения, в которых какое-либо слово употреблено в несвойственном ему значении. (2, 5, 7, 8, 9.)
2) Отметьте предложения с нарушениями стилистической сочетаемости. (3, 6.)
3) Отметьте предложения, в которых следовало бы вместо слова употребить его пароним. (1, 4, 10.)
4) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – демонстрационная, 2 – одолжил или дал в долг, 3 – хлопал глазами, 4 – виновным, 5 – энциклопедистом, 6 – тонет, 7 – упал навзничь, 8 – свекровь, 9 – экспортируются, 10 – экономичный.
1. Разговор с этим человеком играл важное значение.
2. Красивые портьеры украшали комнату.
3. Я хочу поднять тост за здоровье именинника.
4. Содержимое пакета нужно залить горячим кипятком.
5. Чтобы увеличить впечатление читателя, автор ведет повествование от первого лица.
6. В повести Гоголя «Шинель» повествуется о жизни чиновника Башмачкина.
7. Наше агентство предоставляет студентам много свободных вакансий.
8. Эта победа досталась мне дорогой ценой.
9. Ты не видишь очевидных фактов.
10. В этом магазине дорогие цены.
1) Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости. (1, 3, 5, 10.)
2) Отметьте предложения, в которых рядом употреблены однокоренные слова. (2, 6, 9.)
3) Отметьте предложения, в которых употреблены лишние слова. (4, 7.)
4) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – играл важную роль или имел большое значение, 2 – великолепные портьеры, 3 – поднять бокал или произнести тост, 4 – горячей водой или кипятком, 5 – чтобы усилить впечатление, 6 – рассказывается о жизни, 7 – много вакансий, 9 – ты не замечаешь, 10 – высокие цены.
1. Именно Софья пустила слух о том, что Чацкий с ума спятил.
2. Мой брат закончил школу с медалью.
3. Ты довел меня до белого колена.
4. В магазины города было завезено тридцать тонн морковки.
5. Наша физичка заболела, поэтому занятие перенесли.
6. От длительного перехода я так устал, что был ни жив ни мертв.
7. Уважаемые студенты! Срочно сдайте зачетки в деканат.
8. Я скрипя сердцем подписал этот договор.
9. Суд принял решение о дележе имущества между супругами.
10. Сестра лила крокодиловы слезы, когда героиня фильма погибла.
1) Отметьте предложения с нарушением формы фразеологизма. (3, 8.)
2) Отметьте предложения с неверным употреблением фразеологизмов. (6, 10.)
3) Замените разговорные и просторечные слова и выражения в предложениях на нейтральные. (1, 2, 4, 5, 7, 9.)
4) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – лишился рассудка, 2 – окончил, 3 – до белого каления, 4 – моркови, 5 – учитель физики, 6 – от длительного перехода я сильно устал (ни жив ни мертв от страха), 7 – зачетные книжки, 8 – скрепя сердце, 9 – о разделе, 10 – горько плакала.
1. Онегин думает, что не может больше полюбить, и ошибся.
2. Мама закутала дочку в шаль и унесла ее.
3. Наше издательство выпустило книгу, которая была популярна среди читателей, которые любят детективы.
4. Автор заставляет задуматься о последствиях своих поступков.
5. Катерина хочет, чтобы муж взял ее с собой, но Тихон отказался.
6. Герой уходит в другой мир, а потом герой разочаровывается в нем.
7. Этот прибор, появившийся на прилавках магазинов, специализирующихся на продаже техники, облегчающей домашнее хозяйство, был оценен многими покупателями.
8. Герой не любит говорить о прошлой жизни, и поэтому его не поняли.
9. Когда я впервые читал эту книгу, я вспомнил лето, когда я ездил к морю.
10. Чацкий хочет изменить жизнь фамусовской Москвы, и это ему частично удается.
1) Отметьте предложения с нарушением видо-временной соотнесенности глагольных форм. (1, 8, 9.)
2) Отметьте предложения, в которых неудачно употреблены местоимения. (2, 4.)
3) Отметьте неудачно построенные предложения. (3, 7, 9.)
4) Отметьте предложения с неоправданным повторением слов. (6, 9.)
5) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – Онегин думает. … и ошибается, 2 – и унесла девочку, 3 – среди читателей, любящих детективы, 4 – о последствиях поступков, совершаемых человеком, 5 – но Тихон отказывается, 6 – герой уходит в другой мир, но потом разочаровывается в нем, 7 – этот прибор, появившийся на прилавках магазинов, которые специализируются на продаже облегчающей домашнее хозяйство техники, был оценен многими покупателями, 8 – его не понимают, 9 – читая впервые эту книгу, я вспомнил о своей летней поездке к морю.
Нередко мастера слова в своих произведениях отступают от речевых норм, добиваясь определенного художественного эффекта. Найдите в приведенных фрагментах литературных произведений отступления от речевых норм и скажите, какого эффекта достигают авторы.
1. Вся комната янтарным блеском озарена.
Веселым треском трещит затопленная печь…
(А.Пушкин. Зимнее утро)
(Прибегая к тавтологии треском трещит, автор передает звук, который слышит лирический герой стихотворения.)
2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны льет печально свет она.
(А.Пушкин. Зимняя дорога)
(Тавтология (на печальные поляны льет печально свет она) помогает автору сконцентрировать внимание читателя на эмоциональном состоянии лирического героя.)
3. На миг умолкли разговоры;
Уста жуют.
(А.Пушкин. Евгений Онегин)
(Сочетание слов разных стилей (уста жуют) создает комический эффект.)
4. И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(Плеоназм (со всех сторон окружены) подчеркивает полную погруженность лирического героя в мир сна.)
5. Идет-гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум.
(Н.Некрасов. Зеленый шум)
(Сочетание противоречивых по значению слов Зеленый шум (катахреза) помогает автору создать единый зрительно-слуховой образ; лексический повтор в первой и второй строках привлекает внимание читателя к этому образу.)
VI. Отредактируйте фрагмент сочинения.
Все образы поэмы, изображенные Гоголем, по-своему интересны.
Читатель, читая страницу за страницей, смеется над вычурным Маниловым, над брутальным Собакевичем, над тупой Коробочкой, над постоянно врущим пройдохой Ноздревым, а скряга Плюшкин, собирающий всякий хлам, – это вообще что-то. Но особенно привлек мое внимание Чичиков, чем-то похожий и в то же время непохожий на других героев поэмы.
Чичиков похож на Манилова тем, что умел подлизаться к нужным людям, похож на Собакевича тем, что может настаивать на своем, похож на Ноздрева тем, что придумывает всякие аферы, похож на Коробочку и Плюшкина тем, что кладет нужные и ненужные вещи в ящичек.
Но в то же время Чичиков существенно отличается от других героев поэмы. Если герои-помещики тунеядствуют, то Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже в детстве он был бизнесменом, умел выгодно вложить деньги и получить навар. Так, когда он учился в школе, он продавал булочки, которые он покупал заранее, голодающим товарищам и извлекал из этого выгоду.
Но когда герой стал взрослым, ни одно его дело не выгорело. Скорее всего, Гоголь наказывает своего героя за то, что при всех своих деловых качествах он человек безнравственный. Так, например, он не помог своему старому учителю, который считал Павлушу лучшим учеником; работая в казенной палате, он, добиваясь повышения, обманул повытчика и его дочь.
Наверное, автор ценил нравственное начало в людях, поэтому не дает планам непорядочного человека осуществиться…
Примерный исправленный вариант
Все образы поэмы, созданные Гоголем, по-своему интересны. Читая страницу за страницей, мы смеемся над манерным Маниловым и грубым Собакевичем, над глупой Коробочкой и постоянно лгущим плутом Ноздревым; а скупец Плюшкин, собирающий ненужные вещи, производит особое впечатление. Но больше всего привлекает мое внимание Чичиков, чем-то похожий на других героев поэмы, но в то же время отличающийся от них.
Чичиков напоминает Манилова тем, что может войти в доверие к нужным людям; умение героя настоять на своем роднит его с Собакевичем; подобно Ноздреву, Чичиков придумывает разные аферы; а хранение нужных и ненужных вещей в ящичке сближает героя с Плюшкиным и Коробочкой.
Но, в отличие от бездельничающих помещиков, Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже в детстве он делец, умеющий выгодно вложить деньги и получить прибыль. Так, еще будучи школьником, он продает купленные заранее булочки голодным товарищам и извлекает из этого выгоду.
Однако повзрослевшему герою не удается добиться успеха ни в одном деле. Скорее всего, Гоголь наказывает Чичикова за то, что при всех своих деловых качествах герой – человек безнравственный. Так, например, Чичиков отказывает в помощи своему старому учителю, считавшему Павлушу лучшим учеником; служа в казенной палате и добиваясь повышения, герой обманывает повытчика и его дочь.
Наверное, автор ценит нравственное начало в людях, поэтому не дает планам непорядочного человека осуществиться…
Презентация «Виды лексических ошибок» по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Виды лексических ошибок
Лексические нормы русского литературного языка – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Нарушение лексических норм ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам! Лексические нормы определяют правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Виды лексических ошибок: тавтология – повторение одного и того же слова в пределах данного предложения или толкование какого-либо слова однокоренным словом Например: Вот, например, классический пример; Это не оправдывает вовсе Печорина совсем. Одно из повторяющихся слов необходимо опустить
Виды лексических ошибок: плеоназм – речевая избыточность: использование в пределах одного предложения слов с близким или одинаковым значением Например: коллега по работе, в январе месяце, на предприятии есть свободные вакансии Избыточное слово необходимо опустить
Виды лексических ошибок: речевая недостаточность – случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли Например: Гражданин Калиновский Л.Л. на автомобиле следовал по улице без номерного знака. Необходимо вставить недостающее слово или словосочетание
Виды лексических ошибок: лексическая несочетаемость – употребление в одном предложении двух слов с противоположным или несочетаемым значением Например: В короткие сроки разруха была восстановлена. (правильно – разруха ликвидирована или разрушенное восстановлено) В парке было заложено тридцать два дерева. (правильно – посажено)
Виды лексических ошибок: неразличение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию и написанию, но различных по значению Например: Детство Павла прошло в бедноте (правильно – в бедности); Давыдов провел собрание сельского актива и бедности (правильно – бедноты); Мне представили слово на собрании (правильно – предоставили)
Виды лексических ошибок: неточное или неуместное употребление иноязычных слов Например: Чехов говорит, что человеку нужно не три фунта земли, а всю землю (правильно – фута) Сначала мы поссорились, а потом пришли к консенсусу (в данном случае более уместно – к соглашению)
Виды лексических ошибок: разрушение фразеологизмов, устойчивых единиц языка Например: глубокое утро (правильно – позднее утро); В годы войны весь наш народ трудился, не покладая сил и энергии (правильно – не покладая рук)
Виды лексических ошибок: нарушение стилистического единства Например: Я предложил любимой девушке вступить со мной в брак. (более уместно – выйти за меня замуж) Организации на работу требуется вахтерша. (более уместно – вахтер)
Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): грубые Руки у него большие и черствые. снова Через три года Татьяна обратно встречает Онегина. Николай был спортивный молодой юноша. перестал видеть правым глазом После ранения Павел потерял зрение правого глаза. Когда слышишь это слово, чувствуешь, что тебя наполняет прилив чувств. Поэзия Пушкина производит на меня неповторимое впечатление чувство.
Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Образ Чацкого как бы противопоказан образу Молчалина. Фашисты мучили пленных непосильным трудом и голодовкой. Островнов сумел втесаться в доверие. В Великой Отечественной войне принимал участие весь многонациональный русский народ. Мой дядя окончил университет и получил высшее образование. Мы живем в век, когда новые открытия буквально следуют по пятам. Полуголодные, полухолодные строили мы Турксиб. Кутузова как полководца отличает дальнозоркость.
Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Лектор привлек общее внимание всех присутствующих. Объявление на вокзале: «Господа командировочные, получите командировочные удостоверения». Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. Председатель собрания представил слово докладчику. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. Ни один укол, который сделала медсестра Наташа, не был больным.
Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Нужно оказать всестороннюю помощь отсталым студентам колледжа. Рабочие пристально слушали начальника цеха. Объявление на двери рентгенкабинета: «Ввиду холода в помещении делаем только срочные переломы». Этот человек произвёл на меня сильнейшее воздействие. Первая премьера этого балета состоялась на сцене Большого театра.
Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Этот памятник архитектуры поражает туристов своими причудливыми габаритами. Классные руководители должны обеспечить явку своих родителей. Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к началу выставки! На грядущей неделе надо будет заплатить профсоюзные взносы. Директор распорядился объявить благодарность секретарше.
Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов. С 15 декабря 2011 года ещё один спутник крутится вокруг Земли. Установить день сдачи страховых агентов в бухгалтерию до 10 числа каждого месяца. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. Фермеры стремятся добиться увеличения коров в хозяйстве.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 777 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 333 человека из 67 регионов
- Закарлюк Галина ВикторовнаНаписать 9193 24.04.2017
Номер материала: ДБ-413093
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 24.04.2017 791
- 24.04.2017 1122
- 24.04.2017 575
- 24.04.2017 344
- 24.04.2017 291
- 24.04.2017 15648
- 24.04.2017 522
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
источники:
http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200702009
http://infourok.ru/prezentaciya-vidi-leksicheskih-oshibok-po-uchebnoy-discipline-russkiy-yazik-i-kultura-rechi-1835123.html
Есть такое выражение: «Метать бисер перед свиньями». Это из Библии. Не стоит выкладываться перед теми, кто тебя не понимает. Да и сам Чацкий не во всем прав. Если нет у тебя состояния и чинов, действительно следует над этим работать в рамках христианской морали и совести. Ведь мужчине следует подумать о том, что нужно будет кормить семью и престарелых родителей, а может и родственников. Если есть возможность, то можно заняться и благотворительностью. Надо реально оценивать свои шансы на получение выгоды в фамусовском обществе. Если этих выгод нет, то не стоит тратить свое драгоценное время на переубеждение людей с этим мировоззрением. Ведь жизнь не бесконечна. Об этом и говорил А. С. Пушкин. Особенно обидно было за поведение Софьи. Хотя в конце она получает по заслугам. Как показало время, не все идеи с Запада, где учился Чацкий, оказались плодотворными для России. Ведь декабристы, выступившие против Николая I, были членами тайных обществ, которые работали отнюдь не на пользу государства, а на слом государственных систем. Чацкий по молодости этого не осознает и является носителем западных веяний, которых инстинктивно сторонятся Фамусов, Скалозуб и другие члены фамусовского общества. Так что нельзя однозначно положительно отзываться о главном герое.
В литературной комедии Грибоедова «Горе от ума», опыт и ошибки в целом, по большей мере, расписаны на примере тленной аристократии тех лет. Ее опыт и ошибки, автор показывает, на фоне блестательного интеллектуала и нонконформиста Чатского, на котором и завязана вся сюжетная линия.
Кроме того, сам литературный сюжет и все произведение, отображаются в его восприятии псевдо благородной действительности, которую создает, богемное общество дворян, тех лет.
Итак, сами действия романа, которые начинаются сразу после приезда и возвращения Чатского к своей возлюбленной Софье Павловне Фамусовой, сразу же погружают нас в атмосферу лицемерия и угодничества низких чинов, более высоким. Все это вызывает в Чатском протест, который он как подлинный интеллектуал, который имеет богатый речитатив и острый юмор, выражает в сатирической издевки, направленной, на главных действующих лиц, дворянского общества, которые составляют и представляют собой, как было принято считать, бомонд, окутанный шиком.
Однако несмотря на номинальную привилегированность, автор показывает, что в этом обществе, царит глупость и лицемерное угодничество. Главным отображением этих низменных проявлений, выступает новый избранник Софьи, Молчалин, которого она по ее словам полюбила, а значит и предпочла Чатскому.
Сам Чатский, не видит Молчалина себе ровней и не понимает, как Софья могла полюбить такого низменного человека. Низменность Молчалина, по мнению Чатского, кроется в его тотальном конформизме. Он совершенно лишен личностных качеств и проявлений, а успеха, пытается достичь, за счет угодничества, ее отцу Павлу Афанасьевичу Фамусову.
Главную интригу произведения, показывающую опыт и ошибки, наигранного и глупого общества тех лет, Грибоедов показывает в том, что во время борьбы двух оппонентов, которыми является Мочалин конформист и умный и искренний, но при этом неудобный, для всех представителей бомонда, привыкших жить в фальши Чатский, выигрывает, несмотря на свою глупость именно Молчалин.
Чатского же общество, несмотря на все его незаурядные таланты отвергает.
Через эту отверженность главного героя, Грибоедов показывает, что людям, даже если они дворяни, удобнее жить во лжи и когда перед ними пресмыкаются. Что если какой то человек, в чем то или во всем, как главный герой, превосходит всех остальных, то помимо того что его сочтут изгоем, он будет еще и вдобавок считаться чуть ли не сумасшедшим.
В итоге, Чатский, так и не смог быть понятым, так как серая масса, просто не была с ним на уровне и вынужден был отступить. Его неудача, показывает то, что в реальной жизни построенной на законах конформизма, серая масса людей, всегда будет вытеснять из своих рядов, ярких и одаренных индивидуальностей. Именно поэтому, Грибоедов, несмотря на всю комедийность произведения, употребляет в ее названии, крайне минорное и печальное слово горе, которое он сопрягает, с казалось бы желанным для всех людей, словом ум.
Странность Чацкого и конфликт двух поколений
Главный мотив произведения А. С. Грибоедова заключается в описании конфликта двух поколений, которые отличаются противоположным мировосприятием. Автор противопоставляет Чацкого всем знатным особам, собирающимся в доме Фамусова. Ярким представителем последнего выступает Молчалин, фразы которого являются полной противоположностью речам Александра Андреевича.
Молчалин — типичный лицемер. Он хитер и двуличен, даже по отношению к Софии. При этом мужчина умеет выслуживаться перед другими и всецело им угождать, чтобы добиться выгоды.
Александр не привык прислуживаться, считая это недопустимым действием. Он готов честно служить, чтобы получить чин. Однако к людям относится с опаской, боясь их обмана. Он не похож на Молчалина и всех членов «фамусовского общества» ни своими взглядами на жизнь, ни характером.
Всё это делает его странным в глазах окружающих и непонятым. Он «лишний» человек здесь, так как не хочет вести такой же образ жизни, как все вокруг. Его мечта — изменить общество, мир. Но разве можно это сделать только едкими словами? Общество не желает понимать героя и, можно сказать, прогоняет его. Для Фамусова и его окружения Чацкий сошел с ума…
Образ передового человека в русской литературе
Русская литература ранее не знала «нового человека». Грибоедов впервые показал читателю свободного и гуманного гражданина с возвышенными идеями, выступающего против консервативного общества. Его герой умен и культурен, наделен прогрессивными взглядами относительно окружающего мира и отношений между людьми. Именно таким выступает А.А. Чацкий.
Представители знати в доме Фамусова совершенно похожи друг на друга: готовы льстить и угождать другим ради собственной выгоды. Они не привыкли лицезреть инакомыслящих людей, считая их странными. Даже сегодня есть подобные «Александры Андреевичи» — сумасшедшие по мнению людей, которые привыкли жить и думать по шаблонам.
Краткая характеристика Чацкого
Характер Чацкого в комедии можно определить в следующем:
- в многообразии эмоционального и в то же время простого портрета;
- положительности героя, который является прирожденным максималистом;
- во всех его чувствах и действиях.
Если он влюбляется, то до такой степени, что ему «целый мир кажется прахом и суетой», он обладатель невыносимой честности и незаурядного ума, постоянно жаждущего дополнительных познаний. Благодаря своим знаниям он трезво видит проблемы политики, ущемленное состояние русской культуры, гордость и честь в людях, но в то же время совершенно слеп в любовных делах. Чацкий — сильная личность, боец по своему характеру, причём воевать он рвется сразу со всеми, но часто вместо победы получает разочарование.
Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова
, возвращается к возлюбленной, Фамусовой Софье, которую не видел долгих три года; с ней Чацкий был знаком с детства. Когда они повзрослели, полюбили друг друга, но непредсказуемый Чацкий неожиданно уехал за границу, откуда за все время не написал ни слова. Софья обиделась за то, что осталось брошенной, и, когда возлюбленный приехал, встретила его «холодно». Сам Чацкий говорит, что «он хотел объехать весь свет, но не объехал и сотой доли его», при этом главной причиной его отъезда послужила военная служба, после которой, по его плану, он хотел встретиться с Софьей.
Его любовь к этой девушке — чувство искреннее. Он хочет верить во взаимность, поэтому не может поверить, что она влюблена в Молчалина. Но понимает, что заблуждается, когда становится свидетелем его объяснения с Лизой. После этого Чацкий страдает и называет свою любовь сумасшествием. В ответ на его слова Софья говорит, что «нехотя с ума свела». Именно это высказывание и послужило началом развития сплетен о сумасшествии героя
, а также, по мнению многих, опасного по своим убеждениям человека.
Личная драма Чацкого не только придает движение всему сюжету, но и осложняет и углубляет драму общества, которая подтверждается в комедии возрастанием его резких выпадов против дворянской Москвы. И в такой критике взглядов и нравов фамусовского общества ясно видно, против чего высказывается Чацкий и каковы его взгляды.
В действительности герой картины не делает ничего, за что его объявляют сумасшедшим. Он высказывает свое мнение, но прежний мир борется с его словом
, используя клевету. И проблема в том, что в этой борьбе неугодные взгляды Чацкого проигрывают, ведь прежний мир оказывается настолько силен, что герой не видит смысла спорить и бежит из дома Фамусова в другой город. Но это бегство нельзя воспринимать как поражение, т. к. непримиримость мнений ставит героя в трагическую ситуацию.
Описание Чацкого
Чацкий прямой, гордый и благородный человек, который смело высказывает своё мнение. Он не хочет жить прошлым и видит правду будущего, не приемлет жестокость помещиков, противится крепостного права, карьеризма, чинопочитания, невежества и неправильного отношения общества к рабской морали и идеалам минувшего века. Из-за того, что он является борцом за справедливость и мечтает приносить пользу обществу, ему трудно находиться в безнравственном обществе, ведь среди лживых и подлых людей он не может найти себе места.
По его мнению
, общество осталось точно таким же, как было три года назад. Он провозглашает уважение и гуманность к простому человеку и службе делу, а не к лицам, которые против свободы мысли и слова; утверждает прогрессивные идеи существующей жизни и современности, процветание искусства и науки, а также уважение к национальной культуре.
Чацкий хорошо пишет, переводит, ищет знаний в путешествиях и служит в Министерстве. При этом перед иностранцами он не преклоняется и смело выступает за отечественное образование.
Его убеждения раскрываются в спорах и монологах с представителями фамусовского общества. Свое неприятие к крепостному праву он подтверждает в воспоминаниях о театре «Нес торе негодяев знатных», в котором подчеркивает обмен верных слуг на борзых собак.
Сочинение по литературе. Можно ли считать чацкого лишним человеком
В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью века”: для них очевидны проблемы окружающего мира, пороки и “язвы” современного общества. Не удовлетворенные жизнью, эти герои более всего несчастны от невозможности что-либо исправить. Неопределенность томящих их высоких идеалов вызывает не знание путей их реализации, а отсутствие конкретных целей и дела, которое могло бы удовлетворить их высокие требования к себе и к жизни, — пассивность и бездеятельность, беспомощность существования.
Сопоставим Чацкого, героя комедии Грибоедова “Горе от ума”, с образом лишнего человека.
Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорец-ких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Так грибоедовский герой вступает, как и лишние люди, в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Но если последние лишь страдают и бездействуют, то “в озлобленной <… contentScore=»744″> мысли” Чацкого “слышится здоровый позыв к делу…”. “Он чувствует, чем недоволен”, ибо его идеал жизни вполне определен: “свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество”. Активное же противостояние Чацкого тем, “чья вражда к свободной жизни ньлримирима”, позволяет нам полагать, что он знает пути изменения жизни в обществе. Кроме того, грибоедовский герой, пройдя долгий путь исканий, три года путешествовавший, обретает цель в жизни — “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя — приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится.
Таким образом, Чацкий несомненно является представителем передового общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками и активно с ними борющихся. Лишние же люди, не сумев найти себе достойного занятия, самореализоваться, не примыкают ни к консерваторам, ни к революционно настроенным кругам, храня в душе разочарованность в жизни и впустую растрачивая невостребованные таланты.
</…>
Противоречия в характере героя
- когда он приезжает к Софье и начинает беседу со слов, в которых использует сарказм и язвительный тон: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»;
- при этом не задается целью уколоть своих собеседников и Софью, поэтому удивленно спрашивает ее: «…Ужели слова мои все… клонятся к вреду?».
Образ Чацкого в пьесе представляет собой вспыльчивого и в некоторых словах бестактного дворянина, в чем его и упрекает возлюбленная. И все же этот резкий тон можно оправдать искренним возмущением существующей безнравственностью общества, в котором он вынужден находиться. А бороться с ним — дело его чести.
Такое поведение героя связано с тем, что все вопросы, которые его затрагивают, не находят отклик в душе этого противоборствующего человека, ведь он умен и способен анализировать и прогнозировать новое будущее, без крепостного права и чванства. Именно поэтому он не может справиться с собственными эмоциями и возмущением. Его ум не в ладу с сердцем, а это означает, что он расточает свое красноречие в том числе и на тех, кто совершенно не готов к восприятию его убеждений и доводов.
Своеобразное мировоззрение героя
Чацкий в комедии раскрывает
мировоззрение самого автора. Он, как и Грибоедов, не может понять и принять рабского преклонения русского народа перед иностранцами. В пьесе несколько раз подвергается насмешкам традиция, согласно которой для воспитания детей принято нанимать учителей из-за границы; автор подчеркивает: «…хлопочут набирать учителей… числом поболее… подешевле».
Особенное отношение Чацкий имеет и к службе. Для отца Софьи, оппонента Чацкого, в данном произведении точно определено к нему отношение Фамусова в следующих словах: «не служит… и в том… пользы не находит». Ответ Чацкого относительно такого высказывания также четко отражает его позицию: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Поэтому он с таким гневом говорит о привычках общества, которое возмущает его, а именно в презренном отношении к обездоленным людям и умении выслуживаться в глазах влиятельных лиц. Если Максим Петрович, дядя Фамусова, для удовольствия императрицы у нее на приеме нарочно подает образец для подражания и старается услужить ей, то для Чацкого он — не больше чем шут, и он не видит в кругу консервативного дворянства тех, кто мог бы подать достойный пример. В глазах героя пьесы эти аристократы — противники свободной жизни
, склонные к праздности и мотовству, они «страстные к чинам», и им нет дела до справедливости.
Раздражает главного героя и стремление дворян везде цепляться за полезные знакомства. Он считает, что они посещают балы именно с этой целью, и не согласен с этим, ведь, по его мнению, не стоит смешивать дела с весельем, т. к. всему должно быть свое время и место.
В одном из монологов Чацкого автор подчеркивает его недовольство тем, что, как только в обществе появляется человек, который желает посвятить себя искусству или науке, а не жажде чина, все его начинают опасаться. Он уверен, что таких людей боятся, ведь они угрожают комфорту и благополучию дворян, потому что вносят в устройство устоявшегося общества новые идеи, а аристократы не хотят расставаться со старым укладом своей жизни. Именно поэтому сплетни о его сумасшествии оказываются очень кстати, т. к. это позволяет обезоружить противника в неугодных дворянам взглядах.
Чацкий, Онегин, Печорин — лишние люди своего времени
…современный человек
Изображен довольно верно.
А. С. Пушкин
Всего пятнадцать лет — но каких лет! — отделяют выход в свет комедии Грибоедова «Горе от ума» и романа Лермонтова «Герой нашего времени». Комедия была написана в годы создания тайных организаций декабристов, в романе «Евгений Онегин» действие развивается с 1819 по 1825 год. Это было время больших политических событий в истории страны. Как поэт и гражданин Лермонтов формировался после разгрома декабристского восстания. Хотя и Грибоедов, и Пушкин, и Лермонтов
связали содержание своих произведений с исторической действительностью, основной конфликт их — столкновение умного, образованного, передового человека с косным обществом. В главном герое они воплотили лучшие качества человека своей эпохи. Но как по-разному складываются судьбы Чацкого, Онегина и Печорина!
Столкновение Чацкого с фамусовским обществом неизбежно. Чацкий резко выступает против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха». С негодованием произносит он монолог «А судьи кто?», направленный против столпов дворянского общества.
Чацкий
беспощаден в своих оценках. Его слова буквально обрушиваются на Фамусова:
Где? Укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве?
Чацкого боятся, презирают, гонят, клянут. Герой не нашел своего места в фамусовском обществе. Любовь его отвергнута. Оскорбленный, он покидает Москву, увозя с собой «мильон терзаний» от всего: от «ума», а еще более от оскорбленного чувства.
Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Он шел прямой дорогой к декабристам.
Исканиям русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века перед декабристским восстанием 1825 года посвящен роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
«Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической молодежи образование и ведет обычную для «золотой молодежи» жизнь. Но он выделяется из общей массы этой молодежи. Пушкин о, чувство чести и благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, недовольству политической обстановкой, которая сложилась в стране после войны 1812 года. На него оказывают влияние передовые веяния эпохи — свободолюбивые идеи декабристов: он задумал в своих владениях «порядок новый учредить» и заменил барщину легким оброком. Его нововведения вызывают осуждение соседей-помещиков, которые считают его опаснейшим человеком. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения, критическое отношение к действительности сближают его с Чацким. Но если Чацкий «шел прямой дорогой на каторжные работы» , то Онегин не находит в себе сил, чтобы стать декабристом. Он принадлежит к той части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желая встать в ряды молчаливых. Но она стояла в стороне от общественно-политической деятельности. А такой путь обрекал на бездейственность, на отход от народа. Не было у этих людей высокой цели, они не знали, где применить свои силы и знания.
Онегин — отражение эпохи декабристов, а Печорин — герой третьего десятилетия, «жестокого времени». Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, Онегин же — в период общественно-политического оживления и мог быть декабристом. У Печорина этой возможности не было. Поэтому Белинский говорит: «Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает».
Печорин, как Чацкий и Онегин, по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он, как и Онегин, пытается заняться наукой, чтением книг. Им овладевает та же скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит выше окружающей дворянской среды. Но на этом сходство и кончается.
Острый ум позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться к самому себе. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке своих современников он самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья». Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни. «Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные его.
Печорин — типичный герой своего времени. «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения», — пишет Лермонтов. Печорин в борьбе с собой и светом «утратил навеки пыл благородных стремлений». Печорин беспощаден к себе. Презирая своих современников за мелочность их существования, он сам не служит высоким целям, увлекается «приманками страстей пустых и неблагодарных». Он становится «лишним человеком» в обществе.
А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов показали в своих произведениях влияние условий социальной среды на жизнь человека. Но многое зависит и от него самого. Чацкий — активный борец, он будущий декабрист. Онегин скучает, но у него есть возможность изменить свою жизнь, присоединиться к освободительному движению декабристов. Для Печорина нет выбора. Жуткая реальность мрачной реакции после декабрьского восстания и жестокая расправа с лучшими представителями дворянского общества вставали глухой, мертвой стеной на пути лучших, благородных стремлений. Безнадежность звучит в словах Печорина о будущем: «Авось умру где-нибудь на дороге!»