Части речи работа над ошибками

Номер урока: 33

Дата проведения урока: 15.10.20г

Предмет: Русский язык

Класс:
4-А 

ФИО учителя: Гафарова М.Ю.

Тема
урока: 
  Работа над ошибками. Части речи

Цель:
  проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении;
актуализировать знания об изученных частях речи; упражнять в различении частей
речи и определении их признаков.

Формируемые
УУД: п. — самостоятельное выделение и
форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; моделирование; ана­лиз, сравнение, классификация объектов по
выделенным при­знакам; синтез; к. ~ инициативное сотрудничество с
учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнё­ра; р.
постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с
заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л.
установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование, информационное обеспечение:
ноутбук, учебник,  Интернет-ресурсы.

Ход урока

I. Организационный момент

 II.
Анализ изложения
  (Анализ правильности передачи содержания
текста, соблюде­ния его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, грам­матическими
и орфографическими ошибками.)

III.
Актуализация знаний

Распределительный
диктант

—  Запишите слова в три
столбика.

Прелестный, пробегал,
беседка, гигантский, дремал, закуска, ка­пустный, честный, засадил, брошь,
сторож, счастливый, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный,
летишь, жираф, сковородка, грустный, берёзка, опередить, положу.

—  По какому признаку
вы распределили слова по группам? (Первый способ — слова с непроизносимыми
согласными, с без­ударными гласными, с парными согласными в корне. Второй
способ— по частям речи.)

—  Что
общего у всех групп слов? (Это слова с орфограмма­ми в корне, они
проверяются способом подбора однокоренных слов.)

—  Подчеркните
орфограммы.

—  Как вы думаете,
сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?

—  Представьте себе
огромный мешок, из которого высы­пались слова. Что делать? Конечно, наводить
порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но если мы поло­жим на одну
«полку» слова молоко и смеяться, на другую — по и восемь,
будет ли порядок? (Нет.)

—  Что же делать? (Слова
нужно сгруппировать так, чтобы в од­ной группе оказались слова, обладающие
общими признаками.)

—  По какому признаку
можно сгруппировать слова? (По ча­стям речи.)

—  Дополните схему.
(Работа в группах. Проверка.)

IV . Целеполагание (определение
темы урока, постановка целей и задач урока).

 —  Сформулируйте задачи урока.
(Повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части
речи.)

Мы
познакомимся…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем
уметь …

Мы сможем поразмышлять…

IV. Мотивация учебной деятельности.

Для чего нужно изучать эту тему?

V. Изучение нового материала.

 — 
Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 67.

—  На какие две большие
группы можно разделить слова рус­ского языка? (Самостоятельные и служебные
части речи.)

—  Перечислите
самостоятельные части речи. Приведите примеры.

—  Назовите
грамматические признаки каждой группы слов.

—  Перечислите
служебные части речи. Приведите примеры.

—  Почему эти части
речи называются служебными? (Они не имеют своих грамматических признаков,
служат для связи слов в предложении и словосочетании.)

—  Запишите в тетради
примеры самостоятельных и служебных частей речи на разных строках. Укажите
части речи. (Коллективная проверка.)

Упр. 111 (с. 67).

—  Прочитайте
предложения выразительно. Назовите сказку. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

—  Определите, к каким
частям речи относятся выделенные слова — к самостоятельным или служебным.

—  Прочитайте
предложения без служебных слов.

—  Какова роль
служебных слов в предложениях?

—  Выполните письменные
задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)

—  Объясните написание
слов двенадцать, четырнадцать.

—  Запишите
слово двенадцать

Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

  Упр.
113 (с. 68).
  (Работа в парах. Учащиеся составляют рассказ о частях речи,
пользуясь таблицей. Проверка по цепочке: каждая пара расска­зывает об одной
части речи.)

—  На какие ещё вопросы
может отвечать имя существитель­ное? (Кого? Чего? Кому? Чему? И т. д.)

—  Как изменяются имена
существительные? (По числам, па­дежам.)

—  Какие
постоянные (неизменяемые) признаки они имеют? (Род, склонение, могут быть
одушевлёнными или неодушев­лёнными, собственными или нарицательными.)

—  Какая часть речи
связана с именем существительным? (Имя прилагательное.)

—  Как изменяются
глаголы? (По числам, временам.)

—  Грамматические
признаки каких частей речи может иметь местоимение?

—  Выполните письменное
задание к упражнению.

VII .Проверка, анализ и оценка
полученных знаний

Упр. 112 (с. 67).

—  Прочитайте.

—  Дополните загадку
подходящими по смыслу предлогами и союзами.

—  Какую роль они
играют в предложении? К какой группе частей речи относятся?

—  Найдите в
предложениях числительные.

—  На какой вопрос они
отвечают?

—  Выполните письменные
задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный
разбор слова дуб.

VIII. Рефлексия

Сегодня
я узнал(а)…

Было
трудно…

Я
понял(а), что…

Я
научился(лась)…

Было
интересно узнать, что…

Мне захотелось…

IX. Подведение итогов урока

  —  На какие две
большие группы можно разделить все слова русского языка?

—  Какую роль играют в
языке служебные части речи?»

—  Приведите примеры
самостоятельных частей речи и назо­вите их грамматические признаки.

—  Какое задание
сегодня на уроке было самым интересным?

—  Что показалось вам
трудным?

X. Сообщение домашнего задания  

 Выучить правила, с.67; Упр. 114 (с. 68).

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1.  ВОПРОСЫ:  кто? что? 

2. Называет предмет.

3. Имеет постоянные признаки:  одушевленное – неодушевленное (кто?  что?), собственное – нарицательное, род (женский, мужской, средний), склонение (1 ж. р. и м. р. с окончанием –а-, -я-, 2 м.р. и с.р., 3 ж.р. без окончания ).

        непостоянные признаки:  число (мн.ч и ед.ч.), падеж.

4.  СКЛОНЯЕТСЯ (изменяется по падежам)

       И.п  (есть)          кто?  что?

       Р.п   (нет)           кого?  чего?

       Д.п   (рад)           кому?  чему?

       В.п   (вижу)        кого?  что?

       Т.п    (доволен)  кем?  чем?

       П.п   (думаю)     о ком?  о чем?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1.  ВОПРОСЫ: какой? какая? какие? какое?

2.  Называет признак предмета.

3.  Зависит от имени существительного (род, число, падеж определяется по имени существительному).

4.  Имеет постоянные признаки:  качественное (обозначают признаки предметов, имеет степень сравнения, можно образовать краткую форму, подобрать антонимы), относительное (обозначают материал, из которого сделан предмет),

притяжательное (признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному),  

  непостоянные признаки:  род, число, падеж.

ГЛАГОЛ

1.  ВОПРОСЫ:  что делает? что делать? что будет делать?

2.  Называет действие предмета и его состояние, процесс (прыгает, зеленеет, радуется).

3. Имеет постоянные признаки:  вид (совершенный, несовершенный), спряжение (1,2).

 непостоянные признаки: наклонение (изъявительное, условное, повелительное), время (настоящее, будущее, прошедшее), лицо (1,2,3) число, род.

4.  Спрягаются (изменяется по лицам) только глаголы настоящего и будущего времени.

          Ед.ч.                  мн.ч

   1 лицо  я                    мы

   2 лицо ты                   вы

   3 лицо он                   они

НАРЕЧИЕ

1. ВОПРОСЫ: Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Когда? В какой мере? В какой степени? В какой мере? Какое?

2. Обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета.

3. Наречие не изменяется.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

1. ВОПРОСЫ: Сколько? Какой? Какая? Какие?

2. Называет количество предметов (сколько?) – количественные числительные, порядок предмета при счете (какой? какая? какие? какое?) – порядковые числительные.

3. Имена числительные бывают:

    — простые (из корня, корня и суффикса) три,    

      тринадцать

    — сложные (из двух корней) пятьдесят

    — составные (из нескольких слов) двадцать один

I. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВ ПОСЛЕ    ШИПЯЩИХ.

   ЧАСТЬ РЕЧИ

Ь ПИШЕТСЯ

Ь НЕ ПИШЕТСЯ

ИМЯ СУЩ.

Ж.р. 3скл.:

Дочь, ночь, тень

1.м.р.: плащ, меч

2.р.п., мн.ч.: (нет) туч, рощ

ИМЯ ПРИЛАГ.

     ———

В кратких именах прилагательных:

Хорош, пахуч, свеж

ГЛАГОЛ

1.Неопред.форма: беречь, стеречь

2. 2 лицо ед.ч.:

приедешь, ругаешься

3. в повел.накл.: съешь, назначь

    —————

НАРЕЧИЕ

ВСЕГДА

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

Уж, замуж, невтерпеж

II.  ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.

1.      2 спряжение:

все глаголы на –ить– кроме: брить, стелить

7 глаголов на –еть–  ненавидеть, смотреть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, видеть

4 глагола на –ать–  слышать, гнать, держать, дышать

        1 спряжение:

Все остальные глаголы.

2.   Как выбрать букву для обозначения гласного звука?

 Поставь глагол в неопределенную форму, определи вид. Посмотри на что оканчивается (-ить-, -еть-, ать- т.д.). Вспомни слова – исключения (помни о родственных словах: слышать – услышать, гнать – пригнать). Определи спряжение. Если 1 спряжение, то пиши – е – (3 лицо, мн.ч -ут-, -ют-), 2 спряжение – и – (3 лицо, мн.ч. -ат-, -ят-)

III. ПРАВОПИСАНИЕ  -ТСЯ-, -ТЬСЯ-.    

Задай к глаголу вопрос. Если в вопросе есть ь знак, то пиши его, если нет – то не пиши.

IV. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ.

  1.  -ЫВА-, -ИВА-, -ОВА-, ЕВА-.

    Поставь глагол в форму 1 лица ед.ч.,                         если нет изменений суффикса, то пиши -ыва-, ива-

если превращается в суффикс -у-, -ю-, то пиши -ова-,-ева-  

1 лицо, наст., буд., времени

Инфинитив(формы прош. времени)

-у-, -ю-

-ова-(ть),-ева-(ть)

-ыва-, -ива-

-ыва-(ть), -ива-(ть)

(выращивать – выращиваю, забрасывать — забрасываю)

(горевать – горюю, бинтовать — бинтую).

 2.  Как выбрать букву для обозначения гласного звука?

Если глагол стоит в прошедшем времени, то поставь его в начальную форму, посмотри на суффикс в основе. Напиши этот суффикс в прошедшем времени.

V. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ.

  1. С приставками на-,за-, в- пишется – о. С приставками из- (ис-), до-, с- пишется –а. Можно проверять словом «окно» с предлогом: налево (на окно).

  2.  Без приставок пиши –о или –е.(крепко, певуче)  

VI. О, Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.

Часть речи

В корне

В суффиксе

В окончании

Имя сущ.

Можно подобрать родственное слово с гласной е. то пиши ё. Если нет то — о. Если сомневаешься — посмотри в словаре (шепот– шептать, шофер)

Под ударением о, без ударения е (ключом, сердцем, грушей)

Наречие.

Как у имен существитель-ных.

Под ударением о, без ударения е (горячо, певуче)

Глагол.

Как у имен существитель-ных.

Всегда под ударением ё (бережёшь)

Тема: Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение представлений о частях речи.

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; актуализировать знания об изученных частях речи; упражнять в различении частей речи и определении их признаков.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ списанного текста (Анализ правильности передачи содержания текста, соблюде­ния его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, грам­матическими и орфографическими ошибками.)

III. Актуализация знаний

Распределительный диктант

— Запишите слова в три столбика.

Прелестный, пробегал, беседка, гигантский, дремал, закуска, ка­пустный, честный, засадил, брошь, сторож, счастливый, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, жираф, сковородка, грустный, берёзка, опередить, положу.

— По какому признаку вы распределили слова по группам? (Первый способ — слова с непроизносимыми согласными, с без­ударными гласными, с парными согласными в корне. Второй способ— по частям речи.)

— Что общего у всех групп слов? (Это слова с орфограмма­ми в корне, они проверяются способом подбора однокоренных слов.)

— Подчеркните орфограммы.

IV. Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?

— Представьте себе огромный мешок, из которого высы­пались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но если мы поло­жим на одну «полку» слова молоко и смеяться, на другую — по и восемь, будет ли порядок? (Нет.)

— Что же делать? (Слова нужно сгруппировать так, чтобы в од­ной группе оказались слова, обладающие общими признаками.)

— Рассмотрите схему.

— По какому признаку можно сгруппировать слова? (По ча­стям речи.)

— Дополните схему. (Работа в группах. Проверка.)

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 67.

— На какие две большие группы можно разделить слова рус­ского языка? (Самостоятельные и служебные части речи.)

— Перечислите самостоятельные части речи. Приведите примеры.

— Назовите грамматические признаки каждой группы слов.

— Перечислите служебные части речи. Приведите примеры.

— Почему эти части речи называются служебными? (Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.)

— Запишите в тетради примеры самостоятельных и служебных частей речи на разных строках. Укажите части речи. (Коллективная проверка.)

Упр. 111 (с. 67).

— Прочитайте предложения выразительно. Назовите сказку. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

— Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова — к самостоятельным или служебным.

— Прочитайте предложения без служебных слов.

— Какова роль служебных слов в предложениях?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)

Упр. 112 (с. 67).

— Прочитайте.

— Дополните загадку подходящими по смыслу предлогами и союзами.

— Какую роль они играют в предложении? К какой группе частей речи относятся?

— Найдите в предложениях числительные.

— На какой вопрос они отвечают?

— Объясните написание слов двенадцать, четырнадцать.

— Запишите слово двенадцать в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Назовите орфограммы в слове-отгадке.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова дуб. Самооценка.)

Работа по учебнику

Упр. 113 (с. 68). (Работа в парах. Учащиеся составляют рассказ о частях речи, пользуясь таблицей. Проверка по цепочке: каждая пара расска­зывает об одной части речи.)

— На какие ещё вопросы может отвечать имя существитель­ное? (Кого? Чего? Кому? Чему? И т. д.)

— Как изменяются имена существительные? (По числам, па­дежам.)

— Какие постоянные (неизменяемые) признаки они имеют? (Род, склонение, могут быть одушевлёнными или неодушев­лёнными, собственными или нарицательными.)

— Какая часть речи связана с именем существительным? (Имя прилагательное.)

— Как изменяются глаголы? (По числам, временам.)

— Грамматические признаки каких частей речи может иметь местоимение?

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Несколько учеников читают толкования сущест­вительных.)

VI. Подведение итогов урока

— На какие две большие группы можно разделить все слова русского языка?

— Какую роль играют в языке служебные части речи?»

— Приведите примеры самостоятельных частей речи и назо­вите их грамматические признаки.

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

— Что показалось вам трудным?

Домашнее задание

Упр. 114 (с. 68).

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1.  ВОПРОСЫ:  кто? что? 

2. Называет предмет.

3. Имеет постоянные признаки:  одушевленное – неодушевленное (кто?  что?), собственное – нарицательное, род (женский, мужской, средний), склонение (1 ж. р. и м. р. с окончанием –а-, -я-, 2 м.р. и с.р., 3 ж.р. без окончания ).

        непостоянные признаки:  число (мн.ч и ед.ч.), падеж.

4.  СКЛОНЯЕТСЯ (изменяется по падежам)

       И.п  (есть)          кто?  что?

       Р.п   (нет)           кого?  чего?

       Д.п   (рад)           кому?  чему?

       В.п   (вижу)        кого?  что?

       Т.п    (доволен)  кем?  чем?

       П.п   (думаю)     о ком?  о чем?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1.  ВОПРОСЫ: какой? какая? какие? какое?

2.  Называет признак предмета.

3.  Зависит от имени существительного (род, число, падеж определяется по имени существительному).

4.  Имеет постоянные признаки:  качественное (обозначают признаки предметов, имеет степень сравнения, можно образовать краткую форму, подобрать антонимы), относительное (обозначают материал, из которого сделан предмет),

притяжательное (признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному),  

  непостоянные признаки:  род, число, падеж.

ГЛАГОЛ

1.  ВОПРОСЫ:  что делает? что делать? что будет делать?

2.  Называет действие предмета и его состояние, процесс (прыгает, зеленеет, радуется).

3. Имеет постоянные признаки:  вид (совершенный, несовершенный), спряжение (1,2).

 непостоянные признаки: наклонение (изъявительное, условное, повелительное), время (настоящее, будущее, прошедшее), лицо (1,2,3) число, род.

4.  Спрягаются (изменяется по лицам) только глаголы настоящего и будущего времени.

          Ед.ч.                  мн.ч

   1 лицо  я                    мы

   2 лицо ты                   вы

   3 лицо он                   они

НАРЕЧИЕ

1. ВОПРОСЫ: Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Когда? В какой мере? В какой степени? В какой мере? Какое?

2. Обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета.

3. Наречие не изменяется.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

1. ВОПРОСЫ: Сколько? Какой? Какая? Какие?

2. Называет количество предметов (сколько?) – количественные числительные, порядок предмета при счете (какой? какая? какие? какое?) – порядковые числительные.

3. Имена числительные бывают:

    — простые (из корня, корня и суффикса) три,    

      тринадцать

    — сложные (из двух корней) пятьдесят

    — составные (из нескольких слов) двадцать один

I. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВ ПОСЛЕ    ШИПЯЩИХ.

   ЧАСТЬ РЕЧИ

Ь ПИШЕТСЯ

Ь НЕ ПИШЕТСЯ

ИМЯ СУЩ.

Ж.р. 3скл.:

Дочь, ночь, тень

1.м.р.: плащ, меч

2.р.п., мн.ч.: (нет) туч, рощ

ИМЯ ПРИЛАГ.

     ———

В кратких именах прилагательных:

Хорош, пахуч, свеж

ГЛАГОЛ

1.Неопред.форма: беречь, стеречь

2. 2 лицо ед.ч.:

приедешь, ругаешься

3. в повел.накл.: съешь, назначь

    —————

НАРЕЧИЕ

ВСЕГДА

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

Уж, замуж, невтерпеж

II.  ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.

1.      2 спряжение:

все глаголы на –ить– кроме: брить, стелить

7 глаголов на –еть–  ненавидеть, смотреть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, видеть

4 глагола на –ать–  слышать, гнать, держать, дышать

        1 спряжение:

Все остальные глаголы.

2.   Как выбрать букву для обозначения гласного звука?

 Поставь глагол в неопределенную форму, определи вид. Посмотри на что оканчивается (-ить-, -еть-, ать- т.д.). Вспомни слова – исключения (помни о родственных словах: слышать – услышать, гнать – пригнать). Определи спряжение. Если 1 спряжение, то пиши – е – (3 лицо, мн.ч -ут-, -ют-), 2 спряжение – и – (3 лицо, мн.ч. -ат-, -ят-)

III. ПРАВОПИСАНИЕ  -ТСЯ-, -ТЬСЯ-.    

Задай к глаголу вопрос. Если в вопросе есть ь знак, то пиши его, если нет – то не пиши.

IV. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ.

  1.  -ЫВА-, -ИВА-, -ОВА-, ЕВА-.

    Поставь глагол в форму 1 лица ед.ч.,                         если нет изменений суффикса, то пиши -ыва-, ива-

если превращается в суффикс -у-, -ю-, то пиши -ова-,-ева-  

1 лицо, наст., буд., времени

Инфинитив(формы прош. времени)

-у-, -ю-

-ова-(ть),-ева-(ть)

-ыва-, -ива-

-ыва-(ть), -ива-(ть)

(выращивать – выращиваю, забрасывать — забрасываю)

(горевать – горюю, бинтовать — бинтую).

 2.  Как выбрать букву для обозначения гласного звука?

Если глагол стоит в прошедшем времени, то поставь его в начальную форму, посмотри на суффикс в основе. Напиши этот суффикс в прошедшем времени.

V. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ.

  1. С приставками на-,за-, в- пишется – о. С приставками из- (ис-), до-, с- пишется –а. Можно проверять словом «окно» с предлогом: налево (на окно).

  2.  Без приставок пиши –о или –е.(крепко, певуче)  

VI. О, Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.

Часть речи

В корне

В суффиксе

В окончании

Имя сущ.

Можно подобрать родственное слово с гласной е. то пиши ё. Если нет то — о. Если сомневаешься — посмотри в словаре (шепот– шептать, шофер)

Под ударением о, без ударения е (ключом, сердцем, грушей)

Наречие.

Как у имен существитель-ных.

Под ударением о, без ударения е (горячо, певуче)

Глагол.

Как у имен существитель-ных.

Всегда под ударением ё (бережёшь)

Цели: формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и исправлять ошибки; классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами; применять правила правописания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

— Отгадайте загадки.

Белый черным шит

Сарафан на ней.

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей.

Зелена коса развевается,

В ярком солнышке купается. (Береза.)

Эта ягода лесная

Нам лекарство заменяет —

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с … (малиной).

— Как вы думаете, почему именно эти слова повторяем в ходе словарной работы? (Они встретились в тексте диктанта.)

— Назовите непроверяемые безударные гласные в этих словах.

— Образуйте от слов береза и малина однокоренные прилагательные, запишите их с подходящими по смыслу существительными. (Березовый веник, малиновый кисель.)

— Выпишите из словаря названия растений, распределяя их в три группы: деревья, кустарники, травы.

(Проверка. Ученики читают слова по цепочке, называют непроверяемую гласную.)

2. Орфографическая минутка

(Выборочный диктант. Учитель читает текст, дети выписывают слова с предлогами.)

Весна идет по стране. В лесу и на полях стало тепло. Весело кричат грачи. Плывет лед. Вода вышла из берегов. Деревья стоят в воде. Заяц сидит на пеньке. Он промок и дрожит.

(Самопроверка. Один ученик выполняет задание на доске.)

— Допишите еще по два словосочетания на это правило. (Учитель может проверить работу у учащихся, не усвоивших это правило.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель сообщает общие результаты проверочной работы и диктанта.)

IV. Работа по теме урока

— Найдите в тексте диктанта слова с непроверяемыми безударными гласными. (Бегут, лесок, в тени, на траве, росы, ветвях, поют, детишки, на пенек, соловушка.)

— Как проверить безударный гласный в слове?

(Учитель читает стихотворение.)

Безударный — хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А на письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

— Запишите эти слова вместе с проверочными словами. Допишите еще по два слова на это правило.

(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.)

Карточка 1

Выпиши однокоренные слова парами: проверяемое — проверочное. Выдели корень. Вставь пропущенные буквы.

С..ний, д..брота, т..снота, л..чит, ч..стота, с..няк, т..сный, д..брый, ч..стый, п..тнистый, л..чение.

Образец: синий синяк.

Карточка 2

Прочитай. Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Корень выдели.

1) Поле, полочка, полевой, полюшко;

2) печурка, печь, печка, печать;

3) соринка, сорняк, сорвал, насорил;

4) вода, водичка, водянка, водить.

Карточка 3

Напиши ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность; имя существительное (предмет), имя прилагательное (признак), глагол (действие). Выдели в них корень. Вставь пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркни проверочное слово.

Т..снота, т..сный, т..снить.

Св..тлый, св..т, св..тает.

Р..бит, р..бь, р..бой.

H..чевать, н..чной, н..чь.

Н..зкий, н..зина, занизить.

Правдивый, пр..вда, опр..вдать.

Карточка 4

Прочитай. К каждому предложению составь и напиши подобное. В однокоренных словах выдели корень. Подчеркни орфограммы.

1. Под осиной растут подосиновики.

2. В лесу работает лесник.

3. Рыбак ловит рыбу.

4. Муравьи живут в муравейнике.

5. Туляк живет в Туле.

— Найдите в тексте диктанта слова с парными согласными в корне слова. (Бегут, берез, поют, пенек, в кузовок.)

— Как проверить парную согласную в корне слова?

Звук согласный проверяй:

Рядом гласный подставляй!

— Запишите эти слова вместе с проверочными словами. Допишите еще по два слова на это правило.

(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.)

Карточка 1

Составь и запиши предложение с данными словами.

Дети, на, заря..ку, пл..ща..ку, делали.

Надели, и, шу..ки, дети, ша..ки.

Карточка 2

Дополни предложения словами-антонимами.

Тополь высокий, а ш..повник ….

Р..ка широкая, а ручей ….

Камень т..желый, а пух ….

Карточка 3

Замени первое слово в каждом словосочетании словом противоположного значения.

Тяжелый груз, широкая доро..ка, частый лес, горькая яго..ка, высокая бере..ка.

— Найдите в тексте диктанта слова на правило “Правописание предлогов”. (В тени, на траве, в густых, на пенек, на все, по малину, в рот, в кузовок.)

— Как проверить, является ли предлогом данное слово? (Между предлогом и словом всегда можно вставить другое слово.)

— Запишите слова, вставляя между словом и предлогом подходящее по смыслу слово.

(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.)

Карточка 1

Запиши слова в два столбика. Выдели предлоги.

(3..)горой, (з..)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (н..)конверте, (н..)резать, (н..)листе, (н..)чертили.

Карточка 2

Спиши, вставив пропущенные буквы. Выдели предлоги.

(За)ревел медве..ь (со)сна,

И в густом л..су,

Вздрогнув, стукнула с..сна

Ш..шкою в л..су.

Карточка 3

Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Выдели предлоги.

Фрегат, (п..)явился, (н..)арене, (с,з)парусами.

(Н..)ночлег, (п..)летели, утки, (с..)свистом.

(С,з)бежали, дети, (с,з)вернули, и, (с,з)горы, (в,ф)поле.

Карточка 4

Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Выдели предлоги.

(Н..)писал, адрес, отец, (на)конверте.

(С,з)добычей, (с,з)делала, и, (в,ф)траве, (с,з)крылась, прыжок, кошка.

(В,ф)летел, (з..)пел, и, чиж, (в,ф)клетку.

Карточка 5

Спиши, раскрывая скобки. Выдели предлоги.

(По)бледному небу клоч..ями (по)висли м..хнатые облака. В..да (под)к..лесами (за)пенилась и (по)б..жала (через)омут. (Раз)в..рнулась душ..стая ч..шеч..ка ландыша. Ж..лтел и з..л..тился лист (в)л..су.

V. Физкультминутка

Мы с товарищем вдвоем

Шли на лыжах на подъем,

А потом с горы спускались,

Разъезжались и съезжались,

Объезжали все пеньки,

Доезжали до реки,

Снова лезли на подъем,

Чтобы съехать вниз потом.

(Ходьба на месте и произвольные движения.)

VI. Закрепление изученного материала

(Дети по таблицам повторяют правила.)

VII. Рефлексия

(На доске запись.)

… п..лянке,… тр..пинке

(Про)биваются тр..винки.

… бугорка ручей б..ж..т,

А … елкой сне.. л..жит.

— Прочитайте стихотворение. Спишите.

(Проверка. Ученики читают слова по цепочке, называют пропущенную орфограмму.)

VIII. Подведение итогов урока

— На какое правило вы больше всего допустили ошибок? Сделайте для себя вывод.

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Что не получилось?

Работа над ошибками по теме:» Части речи.»4 класс Школа 2100.

Работа над ошибками по теме: «Части речи» 4 класс

1.Разбери слова по составу: звёздочка, дворник, игрушка, моряки, перелесок,

походка, перестрелка, берёзовая (роща), маленький, работник, садовник, заходит.

2. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.

Осень. Над лесом взошло солнце. Лучи осв..тили в..ршины д..ревьев. Слышно как птицы хл..почут около ягод р..бины.  По полю по узкой д..рожке идет гру..па д..тей с Верой Ивановной. Они спешат на поезд в гор..д. Там дети пойдут в кукольный театр.

Оценка:_______

3. Вставь пропущенные буквы. Распределите слова в 3 столбика.

Имя

существительное

Имя

прилагательное

Глагол

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М…сты, сла…кий, в…ехал, с…сна, ре…кий, под…езжать, к…тёнок, гла…кий, лес…руб, п…кинули, сил…ный, д…жди,  п..чтовая,  хорошее, дунули,  крысиный, г..лодает, гладкая, листики,  горшок, опасная, история, бинокль, воюет.

4.Перечисли части речи:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Оценка:__________

Выполнил(а):__________________________________________________________

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок. Работа над ошибками — неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка. Необходимо каждого обучающегося научить работать над своими ошибками самостоятельно.

Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе. Начинается она с анализа тех орфограмм, которые являются основными в данной письменной работе. Учитель отмечает группы ошибок, которые являются типичными в данном случае, над которыми надо поработать в классе коллективно. А дома обучающиеся работают над индивидуальными ошибками. В помощь и служит данная «памятка». В этой «памятке» даётся алгоритм действий ребёнка: какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить данную орфограмму.

Самостоятельная работа учащихся над ошибками должна проводиться только после обучения школьников. В «памятке» каждое правило имеет порядковый номер. Запоминать номера не следует. Они даются в помощь обучающимся для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в «памятке» нужную ему орфограмму.

На первых порах, когда обучающиеся ещё затрудняются в определении орфограммы, учитель проверяя тетради, на полях ставит её порядковый номер.

Очень скоро некоторые школьники будут легко ориентироваться в видах орфограмм.               Учитель должен дифференцировать задания таким образом:

  1.                Для самых слабых обучающихся учитель исправляет неправильное написание на правильное и на полях ставит порядковый номер орфограммы.

Например:

С приходом висны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку)

  1.                Для другой группы учащихся учитель зачёркивает неправильное написание, не исправляя его, на полях ставит порядковый номер орфограммы.

С приходом висны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку)

Можно видоизменять: зачеркнуть неправильное написание, на поля вынести галочку, без указания номера. Учащийся должен сам определить тип орфограммы, найти в «памятке» и сделать работу так, как указано в «памятке».

  1.                Для сильных учащихся можно предложить такую работу.

Учитель подчёркивает слово, в котором допущена ошибка, не указывая её место в слове. На полях выносится номер орфограммы.

С приходом висны на деревьях распускаются почки.

Либо на поля выносить номер, но в тексте никаких обозначений нет.

С приходом висны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку). /

Данный вид упражнения наиболее сложен, т. к. ученику необходимо найти эту ошибку, а затем действовать по «памятке».

И, наконец, самый трудный вид задания, которое предполагает отличное знание орфограммы, умение их определять.

В тексте учитель не делает никаких помет, на полях ставит знак орфографической ошибки, а учащийся сам должен найти её, определить вид орфограммы и обратиться к «памятке».

С приходом висны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку). / /

Каждому учителю, использующему «памятку», необходимо выбирать такие виды заданий, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать. И тогда систематическая и целенаправленная работа над ошибками будет служить развитию у детей орфографической зоркости, ответственному отношению к письму, стремлению оформлять свои мысли грамотно.

Памятка

Как выполнять работу над ошибками.

  1.                Словарь.

Напиши слово, в котором сделал ошибку 3 раза, поставь ударение, выдели орфограмму.

Выполняй так: мороз мороз мороз.

  1.                Пропуск, замена букв.

Напиши правильно слово, подчеркни пропущенную букву, напиши это слово 3 раза.

  1.                Перенос.

Напиши слово, в котором сделал ошибку, разделив его для переноса(все случаи). Запиши, разделив для переноса ещё 2 слова.

Выполняй так: бе-рё-за, ли-си-ца, трак-тор.

  1.                Мягкий знак на конце слова.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Например: конь, тень, ель.

  1.                Мягкий знак (ь) в середине слова.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Например: пальма, мальчик, кольцо.

  1.                Разделительный мягкий знак (ь).

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на это правило.

Например: соловьи, листья, вьюга.

Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными буквами е, ё, ю, и, я.

  1.                Жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк — чн.

Напиши слово, в котором сделал ошибку, придумай и запиши ещё 2 примера на это правило, подчеркни орфограмму.

Машина, мыши, ландыши.

  1.                Большая буква в именах собственных

Напиши слово, в котором сделал ошибку, придумай и запиши ещё 2 примера.

Владислав, Астрахань, Россия.

  1.                Большая буква в начале предложения, точка в конце.

Напиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни начало и конец предложения. Придумай одно предложение и запиши его.

Красив лес осенью. Осень позолотила листочки в саду.

  1.            Постановка знаков препинания.

Напиши предложение, в котором сделал ошибку, поставь правильно знаки, подчеркни их.

  1.            Ударение в слове.

Напиши слово, в котором сделал ошибку, поставь в нём ударение, придумай и запиши ещё 2 слова, поставь в них ударение.

  1.            Безударная гласная в корне слова.

Напиши проверочное слово к слову, в котором была допущена ошибка, затем это слово. Поставь в слове ударение, подчеркни гласную, которую проверял. Приведи ещё 2 примера:               водный — водичка

море — морской

поле — полевой

  1.            Парные звонкие и глухие согласные.

Подбери проверочное слово изменением слова так, чтобы после согласного стоял гласный, запиши его, затем запиши слово, в котором сделал ошибку, приведи ещё 2 примера. Подчеркни парную согласную.

Выполняй так: резок — резкий

трава — травка

площади — площадка

  1.            Предлоги, частицы, союзы.

Напиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни предлоги(частицы, союзы). Придумай ещё предложение с предлогами              (частицами, союзами),запиши его, подчеркни предлоги(частицы, союзы).

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.

  1.            Если неверно составлено предложение.

Составь его правильно и запиши.

  1.            Двойные согласные.

Напиши слово, в котором сделал ошибку, ещё 2 слова на это правило, подчеркни двойные согласные.

Класс, суббота, аллея.

  1.            Непроизносимые согласные.

Напиши слово проверочное, затем слово, в котором была допущена ошибка. Запиши ещё 2 примера на это правило. Подчеркни непроизносимую согласную.

Грустить — грустный, солнечный — солнце, сердечный — сердце.

  1.            Состав слова.

Напиши слово, в котором сделал ошибку, разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова и тоже разбери их по составу.

Поездка, разведчик, подорожник.

  1.            Приставка.

Напиши слово, в котором сделал ошибку и ещё 2 слова с этой приставкой.

Побежал, подарил, поменял, поговорил.

  1.            Суффиксы.

Напиши слово, в котором сделал ошибку и ещё 2 слова с этим суффиксом.

Чёрненький, маленький, жёлтенький.

  1.            Не с глаголами.

Запиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни НЕ, придумай ещё одно предложение с НЕ, запиши его и подчеркни.

  1.            Разделительный твёрдый знак.

Запиши слово, в котором сделал ошибку, и приведи ещё 2 примера, подчеркни разделительный твёрдый знак:

Подъезд, объяснил, объявление.

  1.            Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

  1.            Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.

Делай так:

К берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не путай приставку с предлогом.

Например: Лодка отплыла от берега.

  1.            Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Запиши слово, в котором сделал ошибку, укажи род, приведи ещё 2 примера, запиши.

  1.            Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.

сущ. гл. прил. сущ.

Мышь услышала львиный рёв.

  1.            Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши.

Например: Ты же весь в пыли, сынок!

Вот как здорово помог!

  1.            Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши слова парами с вопросами.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам.

Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

  1.            Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках препинания (и союзах) между однородными членами.

Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.

  1.            Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное, поставь его в начальную форму. Определи тип склонения и падеж. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке — опушка, сущ.,1 скл., П.п.

На полянке — полянка, сущ.,1 скл., П.п.

  1.            Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное с существительным, к которому оно относиться. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному.

Делай так: к лесу — (какому?) дальнему — м.р., ед.ч., Д.п.

  1.            Предлог перед местоимением.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом.

Запиши ещё 2 примера на это правило.

Например: у нас, ко мне, с тобой

Запомни! Предлоги с местоимениями(как и с именами существительными) пишутся отдельно.

  1.            Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на это правило.

Например: пишешь, читаешь, решаешь.

Запомни! На конце глаголов 2 — го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).

  1.            Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед — ть.

Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишет — писать, гл.,1 спр., (-е, -ут, -ют);

ставит — ставить, гл., 2 спр., (-и, -ат, — ят)

  1.            Время глагола.

Выпиши глагол, поставь к нему вопрос, по вопросу определи время глагола.

Помни:

настоящее время — что делает?

прошедшее время — что делал? что сделал?

будущее время — что сделает? что будет делать?

  1.            —ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

Поставь к глаголу вопрос. Если у вопроса на конце мягкого знака нет, то нет его и у глагола, значит пиши — ТСЯ. Если у вопроса на конце есть мягкий знак, то пиши его и у глагола — ТЬСЯ. Приведи ещё 2 примера.

Делай так:

Что делать? Что делает?

кататься катается

радоваться радуется

улыбаться улыбается.

Литература:

  1. Л. Н. Ефименкова «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия»
  2. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. «Развитие и коррекция грамотности»

Основные термины (генерируются автоматически): слово, ошибка, мягкий знак, предложение, предлог, глагол, неправильное написание, правило, учитель, порядковый номер.

Правило № 1.

Звуки и буквы.

Запомни! В русском языке 33 буквы. Гласных 10 букв –
а о у ы э я ё ю и е

Гласных звуков 6 – [а] [о] [у] [ы] [э] [и]

Буквы – видим и пишем.

Звуки – слышим и произносим.

Согласных букв 21, ъ знак и ь знак.

Парные звуки по глухости – звонкости.

Всегда –
твёрдые звуки [ж] [ш] [ц]
мягкие звуки [ч ‘] [щ ‘] [й ‘]

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни нужную букву и запиши
какая она: гласная или согласная.

Правило № 2.

Гласные е ё ю я

Гласные, которые обозначают 2 звука

Запомни!

1. Вначале слова – юла, ели, яма.

2. После гласной – маяк, читает.

3. После разделительного ъ и ь знаков: разъезд, подъём, пью, семья.

Работа над ошибками.

Выпиши слово с гласной буквой, подчеркни её, сделай звуковой анализ слов и
придумай ещё 3 слова.

Правило № 3.

Обозначение мягкости согласных.

Запомни! Мягкость согласного на письме обозначают ь
знаком и гласными буквами е ё ю я и – день,
книга, мяч.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно подчеркни мягкую согласную
и придумай ещё 3 слова.

Правило № 4.

Ударение.

Запомни! Ударение падает на гласную букву. В слове один ударный
звук.
Ударение не ставится над ё
и над словом из одного слога: кино, полёт, кот.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, поставь правильно ударение, запиши ещё 3 слова и обозначь
ударение.

Правило № 5.

Слог. Перенос слов.

Запомни! Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных,
столько и слогов.
Слова переносятся по слогам. Одна буква
не остаётся на строке и не переносится на другую
строчку. При переносе й, ь остаются на
строке.

зай – ка, день – ки.

Слог может состоять из одной гласной: И – ра, е – ли.

Работа над ошибками.

Выпиши слово с ошибкой и правильно раздели для переноса, придумай ещё 3
примера.

Правило № 6.

Запомни! Сочетания:

жи – ши пиши с и
ча – ща
пиши с а
чу – щу
пиши с у

Работа над ошибками.

Запиши правильно слова, подчеркни сочетание, в котором допущена ошибка и
придумай ещё 3 примера с этим сочетанием.

Правило № 7.

Запомни!

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 слова.

Правило № 8.

Запомни! Имена собственные – имя, фамилия, отчество,
названия городов, деревень, стран, государств, рек, озёр, морей – пишутся с
заглавной буквы.

Россия, Москва, Таня.

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 примера.

Правило № 9.

Безударная гласная, проверяемая ударением.

Запомни! Безударная гласная в словах пишется так же, как ударная.

Чтобы проверить надо:

1. подобрать однокоренное слово или

2. изменить форму слова, чтобы на гласную падало ударение.

стена – стены
– стенки

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни гласную, рядом запиши
проверочное слово (смотри п.1 или п.2). Запиши ещё 3 примера.

Правило № 10.

Парные согласные.

Запомни! Чтобы проверить парную согласную в слове надо:

1) подобрать однокоренное слово,
2) изменить форму слова так, чтобы после согласной, стояла гласная.

грядка – гряды

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подбери проверочное, запиши ещё 3 слова.

Правило № 11.

Безударная гласная, непроверяемая ударением.

Запомни наизусть!

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подчеркни гласную букву, запомни и запиши его
несколько раз.

Правило № 12.

Непроизносимые согласные.

Запомни! Чтобы проверить непроизносимую согласную:
подбери родственное слово, чтобы эта согласная слышалась чётко;
известный – известие, поздняя – опоздать, местный
– место.

Запомни! Лестница, здравствуй, праздник, чувство, участвовать.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово, запиши ещё 3 слова на это
правило.

Правило № 13.

Слова с двойными согласными.

Запомни! Слова с двойными согласными пишутся:

1) в середине слова (коллектив, группа, теннис, аллея, масса, аккуратный,
дрожжи, терраса).
2) если в слове приставка заканчивается на букву, с которой начинается корень
(рассказ, бессердечный, рассыпать, рассвет).
3) если в конце корня и в суффиксе одинаковая буква (ранний, осенний).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Запиши ещё 3 слова на
это правило.

Правило № 14.

Приставки и предлоги.

Запомни! Приставка – это часть слова, поэтому пишется слитно. Предлог –
часть речи, пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос
или слово. (На столе; на чём? – на столе; на большом столе.)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку или предлог. Запиши 3 слова с
приставкой или предлогом.

Правило № 15.

Не с глаголами.

Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило.

Правило № 16.

Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Запомни! В конце существительных женского рода после шипящих в
единственном числе пишется ь знак (мышь, брошь, печь).

В конце существительных мужского рода после шипящих ь знак не пишется
(грач, камыш, гараж).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой
орфограммой.

Луч (м. р. ), шалаш, товарищ.
Ночь (ж. р. ), помощь, тишь.

Правило № 17.

Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Запомни! Слова могут состоять из нескольких основ, которые соединяются
буквами о или е, иногда без них. Сложные слова – это слова, состоящие из
нескольких основ.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную.
Запиши ещё три слова.

(Водовоз, самолёт.)

Правило № 18.

Мягкий знак ь на конце глаголов 2го лица, ед.ч.

Запомни! На конце глаголов 2го лица ед.числа, после
шипящих пишется ь знак:

(пишешь, читаешь, спишь).

Работа над ошибками.

Выпиши глагол правильно. Определи число, лицо, запиши ещё три примера.

Правило № 19.

Мягкий знак в неопределённой форме глагола (ться и тся, чь).

Запомни! Глаголы неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что
делать? пишутся с ь знаком: купаться (что делать?)

беречь (что делать?)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Запиши ещё три слова с этой
орфограммой.

Правило № 20.

Предлог с местоимением.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными)
пишутся отдельно. (Ко мне, у нас, с тобой.)

Работа над ошибками.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё три примера на эту
орфограмму.

Правило № 21.

Однородные члены предложения.

Запомни! Однородными членами предложения являются слова, которые являются
одной и той же частью речи и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены
предложения выделяются на письме запятой, и перед союзами а, но.

Работа над ошибками.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово, от
которого они зависят. (Сильный ветер сорвал листья с деревьев,
разметал их по дороге.)

Правило № 22.

Правописание безударных падежных окончаний имён сущ.

Запомни! В именах существительных в безударных окончаниях пишется такое
же окончание как и в ударных (на опушке, на полянке, у речки – на земле 1скл.

Работа над ошибками.

Выпиши имя существительное. Поставь в начальную форму, определи склонение.
Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Запиши ещё три слова с
примерами.

Правило № 23.

Спряжение глаголов.

Запомни! Ко ІІ спряжению относятся глаголы на – ить и ещё; смотреть,
обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть
и терпеть. Глаголы – исключения: брить, стелить – І спр.

Работа над ошибками.

Запиши глагол правильно, выдели окончание, поставь ударение, определи
спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании. Запиши ещё три
примера.

Грамматические задания.

№ 1 Разбор предложения.

Придумай новое предложение или выпиши из учебника. Подчеркни главные и
второстепенные члены предложения. Обозначь часть речи.

№ 2 Состав слова.

Выпиши слово, разбери правильно по составу. Запиши ещё три слова и разбери по
составу. Сначала выдели основу и окончание, для этого измени форму слова, т.е.
число: стол – столы. Выдели корень, подобрав однокоренные слова:

стол – столяр – столовая. Выдели приставку и суффикс.

№ 3 Определение падежа имён существительных.

Исправь ошибку. Запиши ещё пять имён существительных с предлогом и определи
падеж.

№ 4 Словосочетания.

Выпиши правильно словосочетания. Поставь вопрос от основного слова к
зависимому (солнечным днём: днём каким? Солнечным).

Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать умение проверять парные согласные в корне слова, безударные гласные путем подбора форм множественного и единственного числа.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов; применять правила правописания; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее появление в последующих письменных работах; подбирать примеры на изученную орфограмму; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

излож..ть

гла..кий

к..нец

утеш..ть

Бли..зкое

гол..д

уменьш..ть

тя..кий

в..сна

прощ..й

ни..кая

б..дняк

груш..

ги..кое

ч..сло

навеш..ют

у..кий

сн..говик

замолч..

ре..кая

св..ча

— По какому признаку слова объединены в три группы? (Первый признак — по орфограммам, второй признак — по частям речи.)

— Вставьте пропущенную букву, объясните правописание.

III. Самоопределение к деятельности

— Какими способами проверяли безударные гласные и парные согласные?

— Какие орфограммы вам еще встретились в тексте?

— Какие знания об имени существительном вам понадобились при выполнении грамматического задания?

— Расскажите все, что вы узнали об именах существительных.

— Какова тема сегодняшнего урока?

— Над чем будем работать?

IV. Работа по теме урока

(Учащиеся получают индивидуальные карточки в зависимости от вида ошибок.)

Карточка 1. Правописание имен собственных

1. Выпиши слова, в которых допустил ошибку. Подчеркни орфограмму.

2. Дополни слоги до слов, чтобы: получились имена: Ма.., Ди.., Ва.., Ан..;

получились названия рек: Вол.., Ле.., Ени.. ;

получились фамилии: Кузне.., Соро.., Ива.. ;

получились названия сказок: “Реп..”, “Тере..”, Золуш..”.

Карточка 2. Правописание парных согласных в корне слова

1. Выпиши слова, в которых допустил ошибку. Подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму.

2. Подбери проверочное слово, изменяя имя существительное по числам.

ястре(б,п) —      поро(г,к) —

припе(в,ф) —      сою(з,с) —

бутербро(т,д) —      черте(ж,ш) —

Карточка 3. Правописание буквосочетаний ЖИ—ШИ, ЧАЩА, ЧУЩУ

1. Выпиши слова, в которых допустил ошибку. Подчеркни орфограмму.

2. Дополни правило.

ЧА— ЩА пиши с буквой ….

ЧУ—ЩУ пиши с буквой ….

ЖИ—ШИ пиши с буквой ….

3. Вставь пропущенные буквы.

Пищ..ть, ворч..н, насуш..ть, ж..рный, ч..десный, ч..бчик, напиш.., ч..лочки, площ..дка.

Карточка 4. Правописание безударных гласных

1. Выпиши слова, в которых допустил ошибку. Подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму.

2. Подбери проверочное слово, изменяя имя существительное по числам.

сл..ва —      .

гр..за —      .

с..ва —      .

..строва —

п..тно —

зв..зда —

з..рно —

V. Рефлексия

— Какие правила повторяли на уроке?

— Кто разобрался в своих ошибках?

— Кто доволен своей работой?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

VI. Подведение итогов урока

— С каким чувством вы уходите с урока?

— Над чем надо поработать, чтобы не ошибаться?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Частенько такая ошибка больше не ошибался мем
  • Частенько такая ошибка больше не ошибайся
  • Чайник тефаль контроль ошибка е3 как исправить
  • Частая ошибка е10 на котле бакси
  • Чайник борк к 516 ошибки