Номер урока: 33
Дата проведения урока: 15.10.20г
Предмет: Русский язык
Класс:
4-А
ФИО учителя: Гафарова М.Ю.
Тема
урока: Работа над ошибками. Части речи
Цель:
проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении;
актуализировать знания об изученных частях речи; упражнять в различении частей
речи и определении их признаков.
Формируемые
УУД: п. — самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по
выделенным признакам; синтез; к. ~ инициативное сотрудничество с
учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. —
постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с
заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. —
установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование, информационное обеспечение:
ноутбук, учебник, Интернет-ресурсы.
Ход урока
I. Организационный момент
II.
Анализ изложения (Анализ правильности передачи содержания
текста, соблюдения его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, грамматическими
и орфографическими ошибками.)
III.
Актуализация знаний
Распределительный
диктант
— Запишите слова в три
столбика.
Прелестный, пробегал,
беседка, гигантский, дремал, закуска, капустный, честный, засадил, брошь,
сторож, счастливый, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный,
летишь, жираф, сковородка, грустный, берёзка, опередить, положу.
— По какому признаку
вы распределили слова по группам? (Первый способ — слова с непроизносимыми
согласными, с безударными гласными, с парными согласными в корне. Второй
способ— по частям речи.)
— Что
общего у всех групп слов? (Это слова с орфограммами в корне, они
проверяются способом подбора однокоренных слов.)
— Подчеркните
орфограммы.
— Как вы думаете,
сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?
— Представьте себе
огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить
порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но если мы положим на одну
«полку» слова молоко и смеяться, на другую — по и восемь,
будет ли порядок? (Нет.)
— Что же делать? (Слова
нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие
общими признаками.)
— По какому признаку
можно сгруппировать слова? (По частям речи.)
— Дополните схему.
(Работа в группах. Проверка.)
IV . Целеполагание (определение
темы урока, постановка целей и задач урока).
— Сформулируйте задачи урока.
(Повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части
речи.)
Мы
познакомимся…
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы будем
уметь …
Мы сможем поразмышлять…
IV. Мотивация учебной деятельности.
Для чего нужно изучать эту тему?
V. Изучение нового материала.
—
Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 67.
— На какие две большие
группы можно разделить слова русского языка? (Самостоятельные и служебные
части речи.)
— Перечислите
самостоятельные части речи. Приведите примеры.
— Назовите
грамматические признаки каждой группы слов.
— Перечислите
служебные части речи. Приведите примеры.
— Почему эти части
речи называются служебными? (Они не имеют своих грамматических признаков,
служат для связи слов в предложении и словосочетании.)
— Запишите в тетради
примеры самостоятельных и служебных частей речи на разных строках. Укажите
части речи. (Коллективная проверка.)
Упр. 111 (с. 67).
— Прочитайте
предложения выразительно. Назовите сказку. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
— Определите, к каким
частям речи относятся выделенные слова — к самостоятельным или служебным.
— Прочитайте
предложения без служебных слов.
— Какова роль
служебных слов в предложениях?
— Выполните письменные
задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)
— Объясните написание
слов двенадцать, четырнадцать.
— Запишите
слово двенадцать
Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Упр.
113 (с. 68). (Работа в парах. Учащиеся составляют рассказ о частях речи,
пользуясь таблицей. Проверка по цепочке: каждая пара рассказывает об одной
части речи.)
— На какие ещё вопросы
может отвечать имя существительное? (Кого? Чего? Кому? Чему? И т. д.)
— Как изменяются имена
существительные? (По числам, падежам.)
— Какие
постоянные (неизменяемые) признаки они имеют? (Род, склонение, могут быть
одушевлёнными или неодушевлёнными, собственными или нарицательными.)
— Какая часть речи
связана с именем существительным? (Имя прилагательное.)
— Как изменяются
глаголы? (По числам, временам.)
— Грамматические
признаки каких частей речи может иметь местоимение?
— Выполните письменное
задание к упражнению.
VII .Проверка, анализ и оценка
полученных знаний
Упр. 112 (с. 67).
— Прочитайте.
— Дополните загадку
подходящими по смыслу предлогами и союзами.
— Какую роль они
играют в предложении? К какой группе частей речи относятся?
— Найдите в
предложениях числительные.
— На какой вопрос они
отвечают?
— Выполните письменные
задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный
разбор слова дуб.
VIII. Рефлексия
Сегодня
я узнал(а)…
Было
трудно…
Я
понял(а), что…
Я
научился(лась)…
Было
интересно узнать, что…
Мне захотелось…
IX. Подведение итогов урока
— На какие две
большие группы можно разделить все слова русского языка?
— Какую роль играют в
языке служебные части речи?»
— Приведите примеры
самостоятельных частей речи и назовите их грамматические признаки.
— Какое задание
сегодня на уроке было самым интересным?
— Что показалось вам
трудным?
X. Сообщение домашнего задания
Выучить правила, с.67; Упр. 114 (с. 68).
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. ВОПРОСЫ: кто? что?
2. Называет предмет.
3. Имеет постоянные признаки: одушевленное – неодушевленное (кто? что?), собственное – нарицательное, род (женский, мужской, средний), склонение (1 ж. р. и м. р. с окончанием –а-, -я-, 2 м.р. и с.р., 3 ж.р. без окончания ).
непостоянные признаки: число (мн.ч и ед.ч.), падеж.
4. СКЛОНЯЕТСЯ (изменяется по падежам)
И.п (есть) кто? что?
Р.п (нет) кого? чего?
Д.п (рад) кому? чему?
В.п (вижу) кого? что?
Т.п (доволен) кем? чем?
П.п (думаю) о ком? о чем?
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. ВОПРОСЫ: какой? какая? какие? какое?
2. Называет признак предмета.
3. Зависит от имени существительного (род, число, падеж определяется по имени существительному).
4. Имеет постоянные признаки: качественное (обозначают признаки предметов, имеет степень сравнения, можно образовать краткую форму, подобрать антонимы), относительное (обозначают материал, из которого сделан предмет),
притяжательное (признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному),
непостоянные признаки: род, число, падеж.
ГЛАГОЛ
1. ВОПРОСЫ: что делает? что делать? что будет делать?
2. Называет действие предмета и его состояние, процесс (прыгает, зеленеет, радуется).
3. Имеет постоянные признаки: вид (совершенный, несовершенный), спряжение (1,2).
непостоянные признаки: наклонение (изъявительное, условное, повелительное), время (настоящее, будущее, прошедшее), лицо (1,2,3) число, род.
4. Спрягаются (изменяется по лицам) только глаголы настоящего и будущего времени.
Ед.ч. мн.ч
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он они
НАРЕЧИЕ
1. ВОПРОСЫ: Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Когда? В какой мере? В какой степени? В какой мере? Какое?
2. Обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета.
3. Наречие не изменяется.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.
1. ВОПРОСЫ: Сколько? Какой? Какая? Какие?
2. Называет количество предметов (сколько?) – количественные числительные, порядок предмета при счете (какой? какая? какие? какое?) – порядковые числительные.
3. Имена числительные бывают:
— простые (из корня, корня и суффикса) три,
тринадцать
— сложные (из двух корней) пятьдесят
— составные (из нескольких слов) двадцать один
I. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
ЧАСТЬ РЕЧИ |
Ь ПИШЕТСЯ |
Ь НЕ ПИШЕТСЯ |
ИМЯ СУЩ. |
Ж.р. 3скл.: Дочь, ночь, тень |
1.м.р.: плащ, меч 2.р.п., мн.ч.: (нет) туч, рощ |
ИМЯ ПРИЛАГ. |
——— |
В кратких именах прилагательных: Хорош, пахуч, свеж |
ГЛАГОЛ |
1.Неопред.форма: беречь, стеречь 2. 2 лицо ед.ч.: приедешь, ругаешься 3. в повел.накл.: съешь, назначь |
————— |
НАРЕЧИЕ |
ВСЕГДА |
ИСКЛЮЧЕНИЯ: Уж, замуж, невтерпеж |
II. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.
1. 2 спряжение:
все глаголы на –ить– кроме: брить, стелить
7 глаголов на –еть– ненавидеть, смотреть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, видеть
4 глагола на –ать– слышать, гнать, держать, дышать
1 спряжение:
Все остальные глаголы.
2. Как выбрать букву для обозначения гласного звука?
Поставь глагол в неопределенную форму, определи вид. Посмотри на что оканчивается (-ить-, -еть-, ать- т.д.). Вспомни слова – исключения (помни о родственных словах: слышать – услышать, гнать – пригнать). Определи спряжение. Если 1 спряжение, то пиши – е – (3 лицо, мн.ч -ут-, -ют-), 2 спряжение – и – (3 лицо, мн.ч. -ат-, -ят-)
III. ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ-, -ТЬСЯ-.
Задай к глаголу вопрос. Если в вопросе есть ь знак, то пиши его, если нет – то не пиши.
IV. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ.
1. -ЫВА-, -ИВА-, -ОВА-, ЕВА-.
Поставь глагол в форму 1 лица ед.ч., если нет изменений суффикса, то пиши -ыва-, ива-
если превращается в суффикс -у-, -ю-, то пиши -ова-,-ева-
1 лицо, наст., буд., времени |
Инфинитив(формы прош. времени) |
-у-, -ю- |
-ова-(ть),-ева-(ть) |
-ыва-, -ива- |
-ыва-(ть), -ива-(ть) |
(выращивать – выращиваю, забрасывать — забрасываю)
(горевать – горюю, бинтовать — бинтую).
2. Как выбрать букву для обозначения гласного звука?
Если глагол стоит в прошедшем времени, то поставь его в начальную форму, посмотри на суффикс в основе. Напиши этот суффикс в прошедшем времени.
V. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ.
1. С приставками на-,за-, в- пишется – о. С приставками из- (ис-), до-, с- пишется –а. Можно проверять словом «окно» с предлогом: налево (на окно).
2. Без приставок пиши –о или –е.(крепко, певуче)
VI. О, Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.
Часть речи |
В корне |
В суффиксе |
В окончании |
Имя сущ. |
Можно подобрать родственное слово с гласной е. то пиши ё. Если нет то — о. Если сомневаешься — посмотри в словаре (шепот– шептать, шофер) |
Под ударением о, без ударения е (ключом, сердцем, грушей) |
|
Наречие. |
Как у имен существитель-ных. |
Под ударением о, без ударения е (горячо, певуче) |
|
Глагол. |
Как у имен существитель-ных. |
Всегда под ударением ё (бережёшь) |
Тема: Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение представлений о частях речи.
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; актуализировать знания об изученных частях речи; упражнять в различении частей речи и определении их признаков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ списанного текста (Анализ правильности передачи содержания текста, соблюдения его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, грамматическими и орфографическими ошибками.)
III. Актуализация знаний
Распределительный диктант
— Запишите слова в три столбика.
Прелестный, пробегал, беседка, гигантский, дремал, закуска, капустный, честный, засадил, брошь, сторож, счастливый, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный, летишь, жираф, сковородка, грустный, берёзка, опередить, положу.
— По какому признаку вы распределили слова по группам? (Первый способ — слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными в корне. Второй способ— по частям речи.)
— Что общего у всех групп слов? (Это слова с орфограммами в корне, они проверяются способом подбора однокоренных слов.)
— Подчеркните орфограммы.
IV. Самоопределение к деятельности
— Как вы думаете, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?
— Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но если мы положим на одну «полку» слова молоко и смеяться, на другую — по и восемь, будет ли порядок? (Нет.)
— Что же делать? (Слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками.)
— Рассмотрите схему.
— По какому признаку можно сгруппировать слова? (По частям речи.)
— Дополните схему. (Работа в группах. Проверка.)
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 67.
— На какие две большие группы можно разделить слова русского языка? (Самостоятельные и служебные части речи.)
— Перечислите самостоятельные части речи. Приведите примеры.
— Назовите грамматические признаки каждой группы слов.
— Перечислите служебные части речи. Приведите примеры.
— Почему эти части речи называются служебными? (Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.)
— Запишите в тетради примеры самостоятельных и служебных частей речи на разных строках. Укажите части речи. (Коллективная проверка.)
Упр. 111 (с. 67).
— Прочитайте предложения выразительно. Назовите сказку. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
— Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова — к самостоятельным или служебным.
— Прочитайте предложения без служебных слов.
— Какова роль служебных слов в предложениях?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)
Упр. 112 (с. 67).
— Прочитайте.
— Дополните загадку подходящими по смыслу предлогами и союзами.
— Какую роль они играют в предложении? К какой группе частей речи относятся?
— Найдите в предложениях числительные.
— На какой вопрос они отвечают?
— Объясните написание слов двенадцать, четырнадцать.
— Запишите слово двенадцать в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Назовите орфограммы в слове-отгадке.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова дуб. Самооценка.)
Работа по учебнику
Упр. 113 (с. 68). (Работа в парах. Учащиеся составляют рассказ о частях речи, пользуясь таблицей. Проверка по цепочке: каждая пара рассказывает об одной части речи.)
— На какие ещё вопросы может отвечать имя существительное? (Кого? Чего? Кому? Чему? И т. д.)
— Как изменяются имена существительные? (По числам, падежам.)
— Какие постоянные (неизменяемые) признаки они имеют? (Род, склонение, могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными, собственными или нарицательными.)
— Какая часть речи связана с именем существительным? (Имя прилагательное.)
— Как изменяются глаголы? (По числам, временам.)
— Грамматические признаки каких частей речи может иметь местоимение?
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Несколько учеников читают толкования существительных.)
VI. Подведение итогов урока
— На какие две большие группы можно разделить все слова русского языка?
— Какую роль играют в языке служебные части речи?»
— Приведите примеры самостоятельных частей речи и назовите их грамматические признаки.
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
— Что показалось вам трудным?
Домашнее задание
Упр. 114 (с. 68).
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. ВОПРОСЫ: кто? что?
2. Называет предмет.
3. Имеет постоянные признаки: одушевленное – неодушевленное (кто? что?), собственное – нарицательное, род (женский, мужской, средний), склонение (1 ж. р. и м. р. с окончанием –а-, -я-, 2 м.р. и с.р., 3 ж.р. без окончания ).
непостоянные признаки: число (мн.ч и ед.ч.), падеж.
4. СКЛОНЯЕТСЯ (изменяется по падежам)
И.п (есть) кто? что?
Р.п (нет) кого? чего?
Д.п (рад) кому? чему?
В.п (вижу) кого? что?
Т.п (доволен) кем? чем?
П.п (думаю) о ком? о чем?
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. ВОПРОСЫ: какой? какая? какие? какое?
2. Называет признак предмета.
3. Зависит от имени существительного (род, число, падеж определяется по имени существительному).
4. Имеет постоянные признаки: качественное (обозначают признаки предметов, имеет степень сравнения, можно образовать краткую форму, подобрать антонимы), относительное (обозначают материал, из которого сделан предмет),
притяжательное (признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному),
непостоянные признаки: род, число, падеж.
ГЛАГОЛ
1. ВОПРОСЫ: что делает? что делать? что будет делать?
2. Называет действие предмета и его состояние, процесс (прыгает, зеленеет, радуется).
3. Имеет постоянные признаки: вид (совершенный, несовершенный), спряжение (1,2).
непостоянные признаки: наклонение (изъявительное, условное, повелительное), время (настоящее, будущее, прошедшее), лицо (1,2,3) число, род.
4. Спрягаются (изменяется по лицам) только глаголы настоящего и будущего времени.
Ед.ч. мн.ч
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он они
НАРЕЧИЕ
1. ВОПРОСЫ: Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Когда? В какой мере? В какой степени? В какой мере? Какое?
2. Обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета.
3. Наречие не изменяется.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.
1. ВОПРОСЫ: Сколько? Какой? Какая? Какие?
2. Называет количество предметов (сколько?) – количественные числительные, порядок предмета при счете (какой? какая? какие? какое?) – порядковые числительные.
3. Имена числительные бывают:
— простые (из корня, корня и суффикса) три,
тринадцать
— сложные (из двух корней) пятьдесят
— составные (из нескольких слов) двадцать один
I. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
ЧАСТЬ РЕЧИ |
Ь ПИШЕТСЯ |
Ь НЕ ПИШЕТСЯ |
ИМЯ СУЩ. |
Ж.р. 3скл.: Дочь, ночь, тень |
1.м.р.: плащ, меч 2.р.п., мн.ч.: (нет) туч, рощ |
ИМЯ ПРИЛАГ. |
——— |
В кратких именах прилагательных: Хорош, пахуч, свеж |
ГЛАГОЛ |
1.Неопред.форма: беречь, стеречь 2. 2 лицо ед.ч.: приедешь, ругаешься 3. в повел.накл.: съешь, назначь |
————— |
НАРЕЧИЕ |
ВСЕГДА |
ИСКЛЮЧЕНИЯ: Уж, замуж, невтерпеж |
II. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.
1. 2 спряжение:
все глаголы на –ить– кроме: брить, стелить
7 глаголов на –еть– ненавидеть, смотреть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, видеть
4 глагола на –ать– слышать, гнать, держать, дышать
1 спряжение:
Все остальные глаголы.
2. Как выбрать букву для обозначения гласного звука?
Поставь глагол в неопределенную форму, определи вид. Посмотри на что оканчивается (-ить-, -еть-, ать- т.д.). Вспомни слова – исключения (помни о родственных словах: слышать – услышать, гнать – пригнать). Определи спряжение. Если 1 спряжение, то пиши – е – (3 лицо, мн.ч -ут-, -ют-), 2 спряжение – и – (3 лицо, мн.ч. -ат-, -ят-)
III. ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ-, -ТЬСЯ-.
Задай к глаголу вопрос. Если в вопросе есть ь знак, то пиши его, если нет – то не пиши.
IV. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ.
1. -ЫВА-, -ИВА-, -ОВА-, ЕВА-.
Поставь глагол в форму 1 лица ед.ч., если нет изменений суффикса, то пиши -ыва-, ива-
если превращается в суффикс -у-, -ю-, то пиши -ова-,-ева-
1 лицо, наст., буд., времени |
Инфинитив(формы прош. времени) |
-у-, -ю- |
-ова-(ть),-ева-(ть) |
-ыва-, -ива- |
-ыва-(ть), -ива-(ть) |
(выращивать – выращиваю, забрасывать — забрасываю)
(горевать – горюю, бинтовать — бинтую).
2. Как выбрать букву для обозначения гласного звука?
Если глагол стоит в прошедшем времени, то поставь его в начальную форму, посмотри на суффикс в основе. Напиши этот суффикс в прошедшем времени.
V. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ.
1. С приставками на-,за-, в- пишется – о. С приставками из- (ис-), до-, с- пишется –а. Можно проверять словом «окно» с предлогом: налево (на окно).
2. Без приставок пиши –о или –е.(крепко, певуче)
VI. О, Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.
Часть речи |
В корне |
В суффиксе |
В окончании |
Имя сущ. |
Можно подобрать родственное слово с гласной е. то пиши ё. Если нет то — о. Если сомневаешься — посмотри в словаре (шепот– шептать, шофер) |
Под ударением о, без ударения е (ключом, сердцем, грушей) |
|
Наречие. |
Как у имен существитель-ных. |
Под ударением о, без ударения е (горячо, певуче) |
|
Глагол. |
Как у имен существитель-ных. |
Всегда под ударением ё (бережёшь) |
Цели: формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и исправлять ошибки; классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами; применять правила правописания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— Отгадайте загадки.
Белый черным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей.
Зелена коса развевается,
В ярком солнышке купается. (Береза.)
Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет —
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с … (малиной).
— Как вы думаете, почему именно эти слова повторяем в ходе словарной работы? (Они встретились в тексте диктанта.)
— Назовите непроверяемые безударные гласные в этих словах.
— Образуйте от слов береза и малина однокоренные прилагательные, запишите их с подходящими по смыслу существительными. (Березовый веник, малиновый кисель.)
— Выпишите из словаря названия растений, распределяя их в три группы: деревья, кустарники, травы.
(Проверка. Ученики читают слова по цепочке, называют непроверяемую гласную.)
2. Орфографическая минутка
(Выборочный диктант. Учитель читает текст, дети выписывают слова с предлогами.)
Весна идет по стране. В лесу и на полях стало тепло. Весело кричат грачи. Плывет лед. Вода вышла из берегов. Деревья стоят в воде. Заяц сидит на пеньке. Он промок и дрожит.
(Самопроверка. Один ученик выполняет задание на доске.)
— Допишите еще по два словосочетания на это правило. (Учитель может проверить работу у учащихся, не усвоивших это правило.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель сообщает общие результаты проверочной работы и диктанта.)
IV. Работа по теме урока
— Найдите в тексте диктанта слова с непроверяемыми безударными гласными. (Бегут, лесок, в тени, на траве, росы, ветвях, поют, детишки, на пенек, соловушка.)
— Как проверить безударный гласный в слове?
(Учитель читает стихотворение.)
Безударный — хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
— Запишите эти слова вместе с проверочными словами. Допишите еще по два слова на это правило.
(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.)
Карточка 1
Выпиши однокоренные слова парами: проверяемое — проверочное. Выдели корень. Вставь пропущенные буквы.
С..ний, д..брота, т..снота, л..чит, ч..стота, с..няк, т..сный, д..брый, ч..стый, п..тнистый, л..чение.
Образец: синий синяк.
Карточка 2
Прочитай. Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Корень выдели.
1) Поле, полочка, полевой, полюшко;
2) печурка, печь, печка, печать;
3) соринка, сорняк, сорвал, насорил;
4) вода, водичка, водянка, водить.
Карточка 3
Напиши ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность; имя существительное (предмет), имя прилагательное (признак), глагол (действие). Выдели в них корень. Вставь пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркни проверочное слово.
Т..снота, т..сный, т..снить.
Св..тлый, св..т, св..тает.
Р..бит, р..бь, р..бой.
H..чевать, н..чной, н..чь.
Н..зкий, н..зина, занизить.
Правдивый, пр..вда, опр..вдать.
Карточка 4
Прочитай. К каждому предложению составь и напиши подобное. В однокоренных словах выдели корень. Подчеркни орфограммы.
1. Под осиной растут подосиновики.
2. В лесу работает лесник.
3. Рыбак ловит рыбу.
4. Муравьи живут в муравейнике.
5. Туляк живет в Туле.
— Найдите в тексте диктанта слова с парными согласными в корне слова. (Бегут, берез, поют, пенек, в кузовок.)
— Как проверить парную согласную в корне слова?
Звук согласный проверяй:
Рядом гласный подставляй!
— Запишите эти слова вместе с проверочными словами. Допишите еще по два слова на это правило.
(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.)
Карточка 1
Составь и запиши предложение с данными словами.
Дети, на, заря..ку, пл..ща..ку, делали.
Надели, и, шу..ки, дети, ша..ки.
Карточка 2
Дополни предложения словами-антонимами.
Тополь высокий, а ш..повник ….
Р..ка широкая, а ручей ….
Камень т..желый, а пух ….
Карточка 3
Замени первое слово в каждом словосочетании словом противоположного значения.
Тяжелый груз, широкая доро..ка, частый лес, горькая яго..ка, высокая бере..ка.
— Найдите в тексте диктанта слова на правило “Правописание предлогов”. (В тени, на траве, в густых, на пенек, на все, по малину, в рот, в кузовок.)
— Как проверить, является ли предлогом данное слово? (Между предлогом и словом всегда можно вставить другое слово.)
— Запишите слова, вставляя между словом и предлогом подходящее по смыслу слово.
(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.)
Карточка 1
Запиши слова в два столбика. Выдели предлоги.
(3..)горой, (з..)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (н..)конверте, (н..)резать, (н..)листе, (н..)чертили.
Карточка 2
Спиши, вставив пропущенные буквы. Выдели предлоги.
(За)ревел медве..ь (со)сна,
И в густом л..су,
Вздрогнув, стукнула с..сна
Ш..шкою в л..су.
Карточка 3
Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Выдели предлоги.
Фрегат, (п..)явился, (н..)арене, (с,з)парусами.
(Н..)ночлег, (п..)летели, утки, (с..)свистом.
(С,з)бежали, дети, (с,з)вернули, и, (с,з)горы, (в,ф)поле.
Карточка 4
Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Выдели предлоги.
(Н..)писал, адрес, отец, (на)конверте.
(С,з)добычей, (с,з)делала, и, (в,ф)траве, (с,з)крылась, прыжок, кошка.
(В,ф)летел, (з..)пел, и, чиж, (в,ф)клетку.
Карточка 5
Спиши, раскрывая скобки. Выдели предлоги.
(По)бледному небу клоч..ями (по)висли м..хнатые облака. В..да (под)к..лесами (за)пенилась и (по)б..жала (через)омут. (Раз)в..рнулась душ..стая ч..шеч..ка ландыша. Ж..лтел и з..л..тился лист (в)л..су.
V. Физкультминутка
Мы с товарищем вдвоем
Шли на лыжах на подъем,
А потом с горы спускались,
Разъезжались и съезжались,
Объезжали все пеньки,
Доезжали до реки,
Снова лезли на подъем,
Чтобы съехать вниз потом.
(Ходьба на месте и произвольные движения.)
VI. Закрепление изученного материала
(Дети по таблицам повторяют правила.)
VII. Рефлексия
(На доске запись.)
… п..лянке,… тр..пинке
(Про)биваются тр..винки.
… бугорка ручей б..ж..т,
А … елкой сне.. л..жит.
— Прочитайте стихотворение. Спишите.
(Проверка. Ученики читают слова по цепочке, называют пропущенную орфограмму.)
VIII. Подведение итогов урока
— На какое правило вы больше всего допустили ошибок? Сделайте для себя вывод.
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Что не получилось?
Работа над ошибками по теме:» Части речи.»4 класс Школа 2100.
Работа над ошибками по теме: «Части речи» 4 класс
1.Разбери слова по составу: звёздочка, дворник, игрушка, моряки, перелесок,
походка, перестрелка, берёзовая (роща), маленький, работник, садовник, заходит.
2. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.
Осень. Над лесом взошло солнце. Лучи осв..тили в..ршины д..ревьев. Слышно как птицы хл..почут около ягод р..бины. По полю по узкой д..рожке идет гру..па д..тей с Верой Ивановной. Они спешат на поезд в гор..д. Там дети пойдут в кукольный театр.
Оценка:_______
3. Вставь пропущенные буквы. Распределите слова в 3 столбика.
Имя
существительное
Имя
прилагательное
Глагол
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
М…сты, сла…кий, в…ехал, с…сна, ре…кий, под…езжать, к…тёнок, гла…кий, лес…руб, п…кинули, сил…ный, д…жди, п..чтовая, хорошее, дунули, крысиный, г..лодает, гладкая, листики, горшок, опасная, история, бинокль, воюет.
4.Перечисли части речи:
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Оценка:__________
Выполнил(а):__________________________________________________________
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок. Работа над ошибками — неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка. Необходимо каждого обучающегося научить работать над своими ошибками самостоятельно.
Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе. Начинается она с анализа тех орфограмм, которые являются основными в данной письменной работе. Учитель отмечает группы ошибок, которые являются типичными в данном случае, над которыми надо поработать в классе коллективно. А дома обучающиеся работают над индивидуальными ошибками. В помощь и служит данная «памятка». В этой «памятке» даётся алгоритм действий ребёнка: какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить данную орфограмму.
Самостоятельная работа учащихся над ошибками должна проводиться только после обучения школьников. В «памятке» каждое правило имеет порядковый номер. Запоминать номера не следует. Они даются в помощь обучающимся для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в «памятке» нужную ему орфограмму.
На первых порах, когда обучающиеся ещё затрудняются в определении орфограммы, учитель проверяя тетради, на полях ставит её порядковый номер.
Очень скоро некоторые школьники будут легко ориентироваться в видах орфограмм. Учитель должен дифференцировать задания таким образом:
- Для самых слабых обучающихся учитель исправляет неправильное написание на правильное и на полях ставит порядковый номер орфограммы.
Например:
С приходом висны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку)
- Для другой группы учащихся учитель зачёркивает неправильное написание, не исправляя его, на полях ставит порядковый номер орфограммы.
С приходом висны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку)
Можно видоизменять: зачеркнуть неправильное написание, на поля вынести галочку, без указания номера. Учащийся должен сам определить тип орфограммы, найти в «памятке» и сделать работу так, как указано в «памятке».
- Для сильных учащихся можно предложить такую работу.
Учитель подчёркивает слово, в котором допущена ошибка, не указывая её место в слове. На полях выносится номер орфограммы.
С приходом висны на деревьях распускаются почки.
Либо на поля выносить номер, но в тексте никаких обозначений нет.
С приходом висны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку). /
Данный вид упражнения наиболее сложен, т. к. ученику необходимо найти эту ошибку, а затем действовать по «памятке».
И, наконец, самый трудный вид задания, которое предполагает отличное знание орфограммы, умение их определять.
В тексте учитель не делает никаких помет, на полях ставит знак орфографической ошибки, а учащийся сам должен найти её, определить вид орфограммы и обратиться к «памятке».
С приходом висны на деревьях распускаются почки. 12 (См. памятку). / /
Каждому учителю, использующему «памятку», необходимо выбирать такие виды заданий, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать. И тогда систематическая и целенаправленная работа над ошибками будет служить развитию у детей орфографической зоркости, ответственному отношению к письму, стремлению оформлять свои мысли грамотно.
Памятка
Как выполнять работу над ошибками.
- Словарь.
Напиши слово, в котором сделал ошибку 3 раза, поставь ударение, выдели орфограмму.
Выполняй так: мороз мороз мороз.
- Пропуск, замена букв.
Напиши правильно слово, подчеркни пропущенную букву, напиши это слово 3 раза.
- Перенос.
Напиши слово, в котором сделал ошибку, разделив его для переноса(все случаи). Запиши, разделив для переноса ещё 2 слова.
Выполняй так: бе-рё-за, ли-си-ца, трак-тор.
- Мягкий знак на конце слова.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: конь, тень, ель.
- Мягкий знак (ь) в середине слова.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например: пальма, мальчик, кольцо.
- Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на это правило.
Например: соловьи, листья, вьюга.
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными буквами е, ё, ю, и, я.
- Жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк — чн.
Напиши слово, в котором сделал ошибку, придумай и запиши ещё 2 примера на это правило, подчеркни орфограмму.
Машина, мыши, ландыши.
- Большая буква в именах собственных
Напиши слово, в котором сделал ошибку, придумай и запиши ещё 2 примера.
Владислав, Астрахань, Россия.
- Большая буква в начале предложения, точка в конце.
Напиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни начало и конец предложения. Придумай одно предложение и запиши его.
Красив лес осенью. Осень позолотила листочки в саду.
- Постановка знаков препинания.
Напиши предложение, в котором сделал ошибку, поставь правильно знаки, подчеркни их.
- Ударение в слове.
Напиши слово, в котором сделал ошибку, поставь в нём ударение, придумай и запиши ещё 2 слова, поставь в них ударение.
- Безударная гласная в корне слова.
Напиши проверочное слово к слову, в котором была допущена ошибка, затем это слово. Поставь в слове ударение, подчеркни гласную, которую проверял. Приведи ещё 2 примера: водный — водичка
море — морской
поле — полевой
- Парные звонкие и глухие согласные.
Подбери проверочное слово изменением слова так, чтобы после согласного стоял гласный, запиши его, затем запиши слово, в котором сделал ошибку, приведи ещё 2 примера. Подчеркни парную согласную.
Выполняй так: резок — резкий
трава — травка
площади — площадка
- Предлоги, частицы, союзы.
Напиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни предлоги(частицы, союзы). Придумай ещё предложение с предлогами (частицами, союзами),запиши его, подчеркни предлоги(частицы, союзы).
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
- Если неверно составлено предложение.
Составь его правильно и запиши.
- Двойные согласные.
Напиши слово, в котором сделал ошибку, ещё 2 слова на это правило, подчеркни двойные согласные.
Класс, суббота, аллея.
- Непроизносимые согласные.
Напиши слово проверочное, затем слово, в котором была допущена ошибка. Запиши ещё 2 примера на это правило. Подчеркни непроизносимую согласную.
Грустить — грустный, солнечный — солнце, сердечный — сердце.
- Состав слова.
Напиши слово, в котором сделал ошибку, разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова и тоже разбери их по составу.
Поездка, разведчик, подорожник.
- Приставка.
Напиши слово, в котором сделал ошибку и ещё 2 слова с этой приставкой.
Побежал, подарил, поменял, поговорил.
- Суффиксы.
Напиши слово, в котором сделал ошибку и ещё 2 слова с этим суффиксом.
Чёрненький, маленький, жёлтенький.
- Не с глаголами.
Запиши предложение, в котором сделал ошибку, подчеркни НЕ, придумай ещё одно предложение с НЕ, запиши его и подчеркни.
- Разделительный твёрдый знак.
Запиши слово, в котором сделал ошибку, и приведи ещё 2 примера, подчеркни разделительный твёрдый знак:
Подъезд, объяснил, объявление.
- Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
- Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.
Делай так:
К берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не путай приставку с предлогом.
Например: Лодка отплыла от берега.
- Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Запиши слово, в котором сделал ошибку, укажи род, приведи ещё 2 примера, запиши.
- Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
сущ. гл. прил. сущ.
Мышь услышала львиный рёв.
- Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши.
Например: Ты же весь в пыли, сынок!
Вот как здорово помог!
- Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши слова парами с вопросами.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам.
Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
- Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках препинания (и союзах) между однородными членами.
Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
- Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное, поставь его в начальную форму. Определи тип склонения и падеж. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке — опушка, сущ.,1 скл., П.п.
На полянке — полянка, сущ.,1 скл., П.п.
- Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное с существительным, к которому оно относиться. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному.
Делай так: к лесу — (какому?) дальнему — м.р., ед.ч., Д.п.
- Предлог перед местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом.
Запиши ещё 2 примера на это правило.
Например: у нас, ко мне, с тобой
Запомни! Предлоги с местоимениями(как и с именами существительными) пишутся отдельно.
- Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на это правило.
Например: пишешь, читаешь, решаешь.
Запомни! На конце глаголов 2 — го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).
- Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед — ть.
Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишет — писать, гл.,1 спр., (-е, -ут, -ют);
ставит — ставить, гл., 2 спр., (-и, -ат, — ят)
- Время глагола.
Выпиши глагол, поставь к нему вопрос, по вопросу определи время глагола.
Помни:
настоящее время — что делает?
прошедшее время — что делал? что сделал?
будущее время — что сделает? что будет делать?
- —ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.
Поставь к глаголу вопрос. Если у вопроса на конце мягкого знака нет, то нет его и у глагола, значит пиши — ТСЯ. Если у вопроса на конце есть мягкий знак, то пиши его и у глагола — ТЬСЯ. Приведи ещё 2 примера.
Делай так:
Что делать? Что делает?
кататься катается
радоваться радуется
улыбаться улыбается.
Литература:
- Л. Н. Ефименкова «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия»
- Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. «Развитие и коррекция грамотности»
Основные термины (генерируются автоматически): слово, ошибка, мягкий знак, предложение, предлог, глагол, неправильное написание, правило, учитель, порядковый номер.
Правило № 1.
Звуки и буквы.
Запомни! В русском языке 33 буквы. Гласных 10 букв –
а о у ы э я ё ю и е
Гласных звуков 6 – [а] [о] [у] [ы] [э] [и]
Буквы – видим и пишем.
Звуки – слышим и произносим.
Согласных букв 21, ъ знак и ь знак.
Парные звуки по глухости – звонкости.
Всегда –
твёрдые звуки [ж] [ш] [ц]
мягкие звуки [ч ‘] [щ ‘] [й ‘]
Работа над ошибками.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни нужную букву и запиши
какая она: гласная или согласная.
Правило № 2.
Гласные е ё ю я
Гласные, которые обозначают 2 звука
Запомни!
1. Вначале слова – юла, ели, яма.
2. После гласной – маяк, читает.
3. После разделительного ъ и ь знаков: разъезд, подъём, пью, семья.
Работа над ошибками.
Выпиши слово с гласной буквой, подчеркни её, сделай звуковой анализ слов и
придумай ещё 3 слова.
Правило № 3.
Обозначение мягкости согласных.
Запомни! Мягкость согласного на письме обозначают ь
знаком и гласными буквами е ё ю я и – день,
книга, мяч.
Работа над ошибками.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно подчеркни мягкую согласную
и придумай ещё 3 слова.
Правило № 4.
Ударение.
Запомни! Ударение падает на гласную букву. В слове один ударный
звук.
Ударение не ставится над ё
и над словом из одного слога: кино, полёт, кот.
Работа над ошибками.
Выпиши слово, поставь правильно ударение, запиши ещё 3 слова и обозначь
ударение.
Правило № 5.
Слог. Перенос слов.
Запомни! Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных,
столько и слогов. Слова переносятся по слогам. Одна буква
не остаётся на строке и не переносится на другую
строчку. При переносе й, ь остаются на
строке.
зай – ка, день – ки.
Слог может состоять из одной гласной: И – ра, е – ли.
Работа над ошибками.
Выпиши слово с ошибкой и правильно раздели для переноса, придумай ещё 3
примера.
Правило № 6.
Запомни! Сочетания:
жи – ши пиши с и
ча – ща пиши с а
чу – щу пиши с у
Работа над ошибками.
Запиши правильно слова, подчеркни сочетание, в котором допущена ошибка и
придумай ещё 3 примера с этим сочетанием.
Правило № 7.
Запомни!
Работа над ошибками.
Запиши правильно слово, придумай ещё 3 слова.
Правило № 8.
Запомни! Имена собственные – имя, фамилия, отчество,
названия городов, деревень, стран, государств, рек, озёр, морей – пишутся с
заглавной буквы.
Россия, Москва, Таня.
Работа над ошибками.
Запиши правильно слово, придумай ещё 3 примера.
Правило № 9.
Безударная гласная, проверяемая ударением.
Запомни! Безударная гласная в словах пишется так же, как ударная.
Чтобы проверить надо:
1. подобрать однокоренное слово или
2. изменить форму слова, чтобы на гласную падало ударение.
стена – стены
– стенки
Работа над ошибками.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни гласную, рядом запиши
проверочное слово (смотри п.1 или п.2). Запиши ещё 3 примера.
Правило № 10.
Парные согласные.
Запомни! Чтобы проверить парную согласную в слове надо:
1) подобрать однокоренное слово,
2) изменить форму слова так, чтобы после согласной, стояла гласная.
грядка – гряды
Работа над ошибками.
Выпиши правильно слово, подбери проверочное, запиши ещё 3 слова.
Правило № 11.
Безударная гласная, непроверяемая ударением.
Запомни наизусть!
Работа над ошибками.
Выпиши правильно слово, подчеркни гласную букву, запомни и запиши его
несколько раз.
Правило № 12.
Непроизносимые согласные.
Запомни! Чтобы проверить непроизносимую согласную:
подбери родственное слово, чтобы эта согласная слышалась чётко;
известный – известие, поздняя – опоздать, местный
– место.
Запомни! Лестница, здравствуй, праздник, чувство, участвовать.
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово, запиши ещё 3 слова на это
правило.
Правило № 13.
Слова с двойными согласными.
Запомни! Слова с двойными согласными пишутся:
1) в середине слова (коллектив, группа, теннис, аллея, масса, аккуратный,
дрожжи, терраса).
2) если в слове приставка заканчивается на букву, с которой начинается корень
(рассказ, бессердечный, рассыпать, рассвет).
3) если в конце корня и в суффиксе одинаковая буква (ранний, осенний).
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Запиши ещё 3 слова на
это правило.
Правило № 14.
Приставки и предлоги.
Запомни! Приставка – это часть слова, поэтому пишется слитно. Предлог –
часть речи, пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос
или слово. (На столе; на чём? – на столе; на большом столе.)
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку или предлог. Запиши 3 слова с
приставкой или предлогом.
Правило № 15.
Не с глаголами.
Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило.
Правило № 16.
Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Запомни! В конце существительных женского рода после шипящих в
единственном числе пишется ь знак (мышь, брошь, печь).
В конце существительных мужского рода после шипящих ь знак не пишется
(грач, камыш, гараж).
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой
орфограммой.
Луч (м. р. ), шалаш, товарищ.
Ночь (ж. р. ), помощь, тишь.
Правило № 17.
Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Запомни! Слова могут состоять из нескольких основ, которые соединяются
буквами о или е, иногда без них. Сложные слова – это слова, состоящие из
нескольких основ.
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную.
Запиши ещё три слова.
(Водовоз, самолёт.)
Правило № 18.
Мягкий знак ь на конце глаголов 2го лица, ед.ч.
Запомни! На конце глаголов 2го лица ед.числа, после
шипящих пишется ь знак:
(пишешь, читаешь, спишь).
Работа над ошибками.
Выпиши глагол правильно. Определи число, лицо, запиши ещё три примера.
Правило № 19.
Мягкий знак в неопределённой форме глагола (ться и тся, чь).
Запомни! Глаголы неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что
делать? пишутся с ь знаком: купаться (что делать?)
беречь (что делать?)
Работа над ошибками.
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Запиши ещё три слова с этой
орфограммой.
Правило № 20.
Предлог с местоимением.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными)
пишутся отдельно. (Ко мне, у нас, с тобой.)
Работа над ошибками.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё три примера на эту
орфограмму.
Правило № 21.
Однородные члены предложения.
Запомни! Однородными членами предложения являются слова, которые являются
одной и той же частью речи и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены
предложения выделяются на письме запятой, и перед союзами а, но.
Работа над ошибками.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово, от
которого они зависят. (Сильный ветер сорвал листья с деревьев,
разметал их по дороге.)
Правило № 22.
Правописание безударных падежных окончаний имён сущ.
Запомни! В именах существительных в безударных окончаниях пишется такое
же окончание как и в ударных (на опушке, на полянке, у речки – на земле 1скл.
Работа над ошибками.
Выпиши имя существительное. Поставь в начальную форму, определи склонение.
Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Запиши ещё три слова с
примерами.
Правило № 23.
Спряжение глаголов.
Запомни! Ко ІІ спряжению относятся глаголы на – ить и ещё; смотреть,
обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть
и терпеть. Глаголы – исключения: брить, стелить – І спр.
Работа над ошибками.
Запиши глагол правильно, выдели окончание, поставь ударение, определи
спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании. Запиши ещё три
примера.
Грамматические задания.
№ 1 Разбор предложения.
Придумай новое предложение или выпиши из учебника. Подчеркни главные и
второстепенные члены предложения. Обозначь часть речи.
№ 2 Состав слова.
Выпиши слово, разбери правильно по составу. Запиши ещё три слова и разбери по
составу. Сначала выдели основу и окончание, для этого измени форму слова, т.е.
число: стол – столы. Выдели корень, подобрав однокоренные слова:
стол – столяр – столовая. Выдели приставку и суффикс.
№ 3 Определение падежа имён существительных.
Исправь ошибку. Запиши ещё пять имён существительных с предлогом и определи
падеж.
№ 4 Словосочетания.
Выпиши правильно словосочетания. Поставь вопрос от основного слова к
зависимому (солнечным днём: днём каким? Солнечным).
Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать умение проверять парные согласные в корне слова, безударные гласные путем подбора форм множественного и единственного числа.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов; применять правила правописания; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее появление в последующих письменных работах; подбирать примеры на изученную орфограмму; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
излож..ть |
гла..кий |
к..нец |
утеш..ть |
Бли..зкое |
гол..д |
уменьш..ть |
тя..кий |
в..сна |
прощ..й |
ни..кая |
б..дняк |
груш.. |
ги..кое |
ч..сло |
навеш..ют |
у..кий |
сн..говик |
замолч.. |
ре..кая |
св..ча |
— По какому признаку слова объединены в три группы? (Первый признак — по орфограммам, второй признак — по частям речи.)
— Вставьте пропущенную букву, объясните правописание.
III. Самоопределение к деятельности
— Какими способами проверяли безударные гласные и парные согласные?
— Какие орфограммы вам еще встретились в тексте?
— Какие знания об имени существительном вам понадобились при выполнении грамматического задания?
— Расскажите все, что вы узнали об именах существительных.
— Какова тема сегодняшнего урока?
— Над чем будем работать?
IV. Работа по теме урока
(Учащиеся получают индивидуальные карточки в зависимости от вида ошибок.)
Карточка 1. Правописание имен собственных
1. Выпиши слова, в которых допустил ошибку. Подчеркни орфограмму.
2. Дополни слоги до слов, чтобы: получились имена: Ма.., Ди.., Ва.., Ан..;
получились названия рек: Вол.., Ле.., Ени.. ;
получились фамилии: Кузне.., Соро.., Ива.. ;
получились названия сказок: “Реп..”, “Тере..”, Золуш..”.
Карточка 2. Правописание парных согласных в корне слова
1. Выпиши слова, в которых допустил ошибку. Подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму.
2. Подбери проверочное слово, изменяя имя существительное по числам.
ястре(б,п) — поро(г,к) —
припе(в,ф) — сою(з,с) —
бутербро(т,д) — черте(ж,ш) —
Карточка 3. Правописание буквосочетаний ЖИ—ШИ, ЧАЩА, ЧУ—ЩУ
1. Выпиши слова, в которых допустил ошибку. Подчеркни орфограмму.
2. Дополни правило.
ЧА— ЩА пиши с буквой ….
ЧУ—ЩУ пиши с буквой ….
ЖИ—ШИ пиши с буквой ….
3. Вставь пропущенные буквы.
Пищ..ть, ворч..н, насуш..ть, ж..рный, ч..десный, ч..бчик, напиш.., ч..лочки, площ..дка.
Карточка 4. Правописание безударных гласных
1. Выпиши слова, в которых допустил ошибку. Подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму.
2. Подбери проверочное слово, изменяя имя существительное по числам.
сл..ва — .
гр..за — .
с..ва — .
..строва —
п..тно —
зв..зда —
з..рно —
V. Рефлексия
— Какие правила повторяли на уроке?
— Кто разобрался в своих ошибках?
— Кто доволен своей работой?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
VI. Подведение итогов урока
— С каким чувством вы уходите с урока?
— Над чем надо поработать, чтобы не ошибаться?