Чем отличается истина от лжи заблуждения ошибки

Поиск истины неизбежно приводит к заблуждению. Любое определение этого сложного понятия отражает только какую-то его часть, в большей или меньшей степени соответствующую представлениям человека об истинности и ложности суждений. Вся наша интеллектуальная и духовная жизнь состоит из поиска истины, но убеждение, мнение или мудрое высказывание, принятое за абсолют, становится заблуждением. Чтобы круг не замкнулся, надо иметь ясное представление о том, что такое истина и чем она отличается от заблуждения.

Содержание статьи

  • Определение
  • Сравнение
  • Выводы TheDifference.ru

Определение

Истина в ее философском значении трактуется как адекватное отображение объективной реальности в субъективном человеческом сознании. Классическая концепция истины сформулирована Аристотелем как соответствие знаний и объективно существующей реальности. Эта универсальная формула применительна к любому роду мыслительной деятельности человека и считается основой материалистических представлений о познаваемости мира.

Заблуждение – ошибочное убеждение, суждение или другой вид интеллектуального осознания действительности, содержащий ограниченные знания или заключающий в себе их несоответствие объективному положению вещей.

к содержанию ↑

Сравнение

Заблуждение – это всегда ошибка. Людям свойственно ошибаться в самооценке, принимать в качестве нравственного эталона ложные ценности, неверно судить об окружающих, разделять ошибочные взгляды. Особенность заблуждения в том, что какое-то время оно кажется правдой жизни, истиной и не подвергается сомнению, а тем более – анализу.

Личные заблуждения рождают внутренний конфликт, требующий пересмотра жизненных позиций. Научные заблуждения опровергаются доказательством новых теорий с многократным подтверждением их правильности фундаментальными исследованиями и практическими экспериментами.

Истина в классическом понимании отличается от заблуждения тем, что ее критерием является оценка объективной действительности как изменяющегося, динамичного целого. Относительность истины отражает определенный, существующий только в пределах конкретных представлений уровень человеческих знаний о природе явлений и сущности жизни.

Относительная истина равнозначна признанию познаваемости мира. Она существует как абстрактное понятие, не требующее сиюминутного подтверждения, но подразумевающее изменчивость самого содержания истинности в диалектическом развитии человеческого мышления.

Истина логична и последовательна. Если в суждении отсутствует логика, оно утрачивает четкость, становится ошибочным и ведет к заблуждению. В этом случае истина как оценочная категория теряет всякое значение.

Нельзя считать истиной религиозные догмы. Основой любой религии является не эмпирическое знание, а безоговорочная вера, не нуждающаяся в доказательствах с позиции достоверности. Теософы провозглашают абсолютной истиной Бога, наделяя понятие истинности духовным содержанием, которое может быть подтверждено только чувственным, а не интеллектуальным опытом.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Заблуждение содержит знания, не соответствующие объективной реальности. Истина адекватно отражает в сознании сущность явлений окружающего мира.
  2. Заблуждение вытекает из ошибочных суждений. Истина строго логична и подтверждена интеллектуальным опытом.
  3. Заблуждение требует опровержения. Истину опровергнуть невозможно.
  4. Заблуждение может иметь религиозный характер. Истинность суждений не совпадает с религиозными представлениями.
  5. Заблуждение искажает действительность и ведет к новым заблуждениям. Истина проясняет сознание и совершенствует человеческие знания.

На этой странице вы узнаете

  • Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?
  • Чем отличается заблуждение от лжи?
  • Как мы можем доказать истинность знания?

«Вещь не перестает быть истиной от того, что она не признана многими». В этой цитате Бенедикта Спинозы отражается одна из характеристик истины — объективность, то есть независимость от личных предпочтений, убеждений, притязаний отдельных людей. Этому и будет посвящена наша сегодняшняя статья. 

Понятие истины

Для начала нужно выяснить, что в целом представляет собой истина.

Истина — знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта такие объекты познания, какими они существуют в действительности, независимо от познающего субъекта. 

Свойства истины:

  • Объективность, то есть независимость от желаний, убеждений, притязаний познающего субъекта. 
  • Истина — это процесс, а не одноразовое действие постижения объекта полностью и сразу. 
  • Истина всегда конкретна, то есть связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.

Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?

Истину можно сравнить с независимой и самостоятельной леди, которая финансово обеспечивает себя сама. Почему? Дело в том, что истина всегда объективна. Она не может быть субъективной, потому что содержит знание, не зависящее от людей. 

Например, истиной является тот факт, что трава зеленая. Если мы скажем, что трава фиолетовая, она от этого таковой не станет. Так и проявляется объективность истины, она независима от желаний и предпочтений людей.

Истина неподвластна ни отдельному человеку, ни человечеству в целом. То есть знание о действительности не может различаться у разных людей, а если оно всё-таки различается, то это уже не истина, а мнение. 

Представим ситуацию: Маша, живущая на севере, утверждает, что сейчас холодно. И действительно, -17 С — это далеко не тепло. Но в этот же время Петя, живущий на юге, говорит, что сейчас жарко, ведь термометр показывает 30 градусов тепла. По идее каждый говорит правду, разве это не субъективная истина?

Нет, это будет объективная истина, учитывающая место и время. В этом выражается такой признак, как конкретность истины. 

Роль субъекта в процессе познания, конечно же, важна. Ведь именно субъект использует определенные средства в процессе познания. От этих средств зависит то, насколько полным будет полученное знание.

Виды истины

Ученые выделяют абсолютную и относительную истину. Рассмотрим их подробнее.  

Абсолютная истина — это полное знание человека о предмете, которое не может быть опровергнуто или дополнено со временем благодаря развитию науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина — это знание, которое дополняется с развитием науки, так как оно неполное, не до конца раскрывает смысл явления, предмета и т.д. 

Почему существует относительная истина? Ответ прост — наука недостаточно развита. Именно поэтому человечество попросту не может объяснить действительность максимально полно. 

Пример: Сначала люди доказали, что вещества состоят из молекул, потом — из атомов, затем — из электронов и т.д. 

Абсолютная истина изначально была относительной. Относительная истина может стать абсолютной с совершенствованием науки, ведь, получив ответы на одни вопросы, человек стремится узнать ответы на другие.

Пример: Теория гелиоцентризма, согласно которой Солнце — центр, вокруг которого вращаются все планеты. Эту концепцию высказывал еще греческий ученый Аристарх Самосский, на тот момент (IV—III вв. до н.э.) она была относительной истиной. То есть Аристарх Самосский вывел неполное знание, которое требовало дальнейшей корректировки. Научное подтверждение теория гелиоцентризма получила впервые только в XVI в. в работах Николая Коперника, став абсолютной истиной.

Заблуждение и ложь

Все мы когда-либо заблуждались. 

Например, многие из нас полагали, что у человека всего пять чувств, с помощью которых мы осязаем, видим, слышим, чувствуем запахи и вкусы. Но оказывается, этот список далеко не исчерпывающий. 

Выделяют, например, проприоцепцию — способность докоснуться до носа с закрытыми глазами, ноцицепцию  — способность чувствовать боль, и другие чувства. Поэтому, можно сказать, что мы действительно были в заблуждении.

Что представляет собой заблуждение? Это явление, противоположное истине.

Заблуждение — это знание, которое не соответствует предмету познания, но принимается за истинное. Ученый искренне верит в то, что его знания о предмете являются истиной, хотя на самом деле он заблуждается.

Пример: Люди, живущие в СССР, свято верили, что смогут построить коммунизм. Коммунизм — это утопия, которую нереально осуществить и реализовать. Однако люди искренне считали, что это возможно, то есть они заблуждались

Чем отличается заблуждение от лжи? 

Ложь это категория морали, подразумевающая под собой сознательное искажение действительности с какой-либо целью — корыстной или благородной. При лжи истина известна, но специально скрывается. 

Заблуждение — это не специальное искажение действительности, а искренняя вера в то, что знание соответствует действительности.

Критерии истины

Как отличить истину от лжи или заблуждения? Пожалуй, это один из самых важных вопросов данной темы.

Как мы можем доказать истинность знания?

Перевоплотимся на минутку в ученых. Допустим, в результате исследований мы пришли к выводу, что планета Земля — круглая. Как нам доказать это? Как сделать наше знание истинным? И как вообще определить, является ли оно истиной, или мы заблуждаемся? 

Для этого есть специальные критерии (показатели) истины. Если наш вывод о Земле пройдет по всем параметрам, значит, это знание является истиной.

Выделяют следующие критерии истины:

  1. Соответствие законам логики.
  2. Соответствие ранее открытым законам науки.
  3. Соответствие фундаментальным законам науки.
  4. Простота, экономичность формы.
  5. Практика.

Практика — это активная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. 

Именно она является важнейшим критерием истины, позволяющим нам получить наиболее достоверные знания о действительности.

Функции практики:

  1. Источники познания. Все знания появились из-за практических потребностей людей. 
  2. Основа познания. В процессе осуществления практики происходит глубокое познание свойств различных предметов, с которыми человек непосредственно взаимодействует.
  3. Цель познания. Человек занимается какой-либо деятельностью, чтобы познать что-то, раскрыть свойства определенных объектов.
  4. Критерий истины. Любая гипотеза, высказанная учеными, должна пройти практику, чтобы быть проверенной опытом.

Так или иначе, практика тесно связана с познанием в целом и с научным познанием конкретно, о которых мы подробнее рассказали в статьях «Познание в жизни человека» и «Научное познание. Понятие и виды науки».

Фактчек

  • Истина объективна, она не может зависеть от человека и человечества.
  • Заблуждение — это ненамеренное искажение действительности, а ложь — сознательное сокрытие истинного знания. 
  • Практика — важнейший критерий истины
  • Истина бывает относительной и абсолютной.
  • Истинное знание всегда конкретно, оно учитывает условия места и времени.

Проверь себя

Задание 1.
Что не является характеристикой истины?

  1. объективность
  2. конкретность
  3. субъективность

Задание 2.
Чем не может выступать практика?

  1. критерием истины
  2. целью познания
  3. основой познания
  4. критерием стратификации

Задание 3.
Противоположностью истины выступает:

  1. полуложь
  2. обман
  3. заблуждение
  4. искажение информации

Задание 4.
Какого критерия истины не существует? 

  1. соответствие законам логики
  2. соответствие внутренним убеждениям ученого
  3. практика
  4. соответствие ранее открытым научным законам

Ответы: 1. — 3; 2. — 4; 3. — 3; 4. — 2. 

Истина — это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.

Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.

Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).

Согласно некоторым теориям, существование объективной истины невозможно, т.к. все наши знания зависят исключительно от познающего субъекта и представляют собой некие «комплексы ощущений». Но в таком случае отрицается существование какой-либо однозначной истины. В противоположность данной точке зрения выступают ученые, признающие существование объективной истины, т.е. истины, которая отражает реальное положение дел, а мир таким, какой он действительно есть.

Объективная истина — это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.

Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.

Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она — субъективна.

Субъективная истина — это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).

Субъективность истины — это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.

Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.

Различают абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» «Земля вращается вокруг Солнца. и т д.) 

Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).

Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:

1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;

2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.

Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Непосредственная цель познания — истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах ее развертывания и углубления — заблуждение. Категории истины и заблуждения — ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания.

Заблуждение — это знание, несоответствующее действительности, но принимаемое за истину.

Процесс познания невозможен без заблуждений, так как они всегда имеют под собой основание. Так, например, заблуждение о том, что Земля плоская объясняется особенностями восприятия человека — ведь мы видим землю до горизонта практически прямой. Заблуждение также появляются из-за того, что процесс познания ограничен в выборе средств и методов, а решаемые в ходе исследования задачи сложны и зачастую вызывают противоречия из-за трудности получения полной и достоверной информации об объектах.

Необходимо отличать заблуждение от лжи.

Ложь — это сознательное искажение фактов.

Другими словами, это просто обман, вымысел, либо утаение чего-либо.

Стоит отметить, что не все явления, события в жизни поддаются оценке с точки зрения истины. Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Людей всегда интересовал вопрос о том, что такое истина и каковы пути преодоления заблуждений, которые также встречаются на пути познания. Заблуждение — это знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. В основе заблуждения лежит неразвитость, ограниченность и ущербность как самого познания, так и практической деятельности, являющейся фундаментом познания. Заблуждение является искаженным отражением действительности, оно затрудняет наше познание, но является неизбежным моментом познания. Таким заблуждением человечества долгое время было представление о том, что Солнце вращается вокруг Земли, пока Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей не доказали обратное. Грандиозным заблуждением была алхимия, представление о том, что с помощью “философского камня” можно превращать одни вещества в другие, в частности, получать золото. В форме этого заблуждения и его преодоления складывалась химия как наука о превращениях вещества.

Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины, которое преследует определенные корыстные цели. Очень близки к понятию лжи понятия дезинформации, ошибки. Если заблуждения рано или поздно преодолеваются ходом человеческого познания (иногда даже превращаются в истинные знания), то ложь как передача заведомо неистинной информации более опасна и может быть более живучей, т.к. имеются силы, заинтересованные в такой искаженной информации.

В отличие от заблуждения и лжи истина — это соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли с объектом. При этом необходимо учитывать, что истина — не сами объекты действительности, а только знание о них, адекватное объектам. Именно в этом смысле можно говорить об объективности истины, конечной обусловленности наших знаний реальной действительностью, общественно-исторической практикой. Истина — это всегда процесс, а не моментальное, одноразовое постижение объекта в полном его объеме. Например, истиной является утверждение о шарообразности Земли, ибо это подтверждается фактом лунного затмения, при котором тень Земли имеет форму круга.

При характеристике истины используются категории абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Под абсолютной истиной многие философы также понимают образец и предел, к которому стремится наше знание. Таким образом, можно говорить об абсолютной истине в узком смысле слова — знании, которое не опровергается при дальнейшем развитии человеческого познания действительности, и в широком смысле слова — никогда не достигаемом пределе нашего познания, исчерпывающем знании всего мира. Относительная истина — это в общем правильное, но неполное, ограниченное знание. В силу бесконечности и изменчивости окружающего нас мира и зависимости познания от исторических условий на каждом этапе познания мы имеем неполные, незавершенные истины. Старые истины постоянно сменяются новыми либо отвергаются и становятся заблуждениями (к примеру, идеи о существовании теплорода, флогистона, эфира). Абсолютная истина как целостный фрагмент знания складывается из суммы относительных не путем их механического соединения, а в процессе творческого познания, когда из старой теории сохраняются крупицы абсолютной истины (например, при замене классической механики квантовой).

В понимании соотношения абсолютного и относительного моментов в истине существует две крайности: преувеличение роли абсолютных (“вечных”) истин, ведущее к догматизму, и раздувание момента относительности истины, ведущее к релятивизму. Лишь диалектическое понимание соотношения абсолютного и относительного в познании предохраняет от этих крайностей. На важность учета конкретных условий места, времени и других обстоятельств при оценке истинности того или иного положения указывал Гегель, который подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Для того чтобы отличить истину от заблуждения, мы прибегаем к различным способам проверки истины (критериям). В истории философии высказывались различные точки зрения. Философы-эмпирики считали, что человечество овладевает истинными знаниями, отдавая предпочтение чувственному опыту. Философы-рационалисты, напротив, считали, что рациональное, логическое познание дает нам истинную картину мира, а чувственные данные чаще вводят нас в заблуждение. В качестве таких логических критериев предлагались ясность и отчетливость истинных знаний (Декарт), общезначимость (махизм), то, что является выгодным, полезным для человека (прагматизм), соглашение между людьми насчет того, что следует считать истиной (конвенционализм) и др. В каждом из таких подходов есть рациональные, приемлемые идеи. Тем не менее ни одна из этих концепций не дает удовлетворительного решения проблемы критерия истины. Наиболее адекватным следует считать признание решающей роли практики как критерия истины. Как уже говорилось, практика — это многообразные формы материальной деятельности, в которых реализует себя человек. И когда наши знания реализуются на практике, будь то техническое усовершенствование, научное открытие, гипотеза, получившая подтверждение в эксперименте, это означает, что истина прошла решающую проверку. При этом не следует пренебрегать логическими критериями (законами формальной и диалектической логики), помня, что решающее слово за практикой.

На этой странице вы узнаете

  • Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?
  • Чем отличается заблуждение от лжи?
  • Как мы можем доказать истинность знания?

«Вещь не перестает быть истиной от того, что она не признана многими». В этой цитате Бенедикта Спинозы отражается одна из характеристик истины — объективность, то есть независимость от личных предпочтений, убеждений, притязаний отдельных людей. Этому и будет посвящена наша сегодняшняя статья. 

Понятие истины

Для начала нужно выяснить, что в целом представляет собой истина.

Истина — знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта такие объекты познания, какими они существуют в действительности, независимо от познающего субъекта. 

Свойства истины:

  • Объективность, то есть независимость от желаний, убеждений, притязаний познающего субъекта. 
  • Истина — это процесс, а не одноразовое действие постижения объекта полностью и сразу. 
  • Истина всегда конкретна, то есть связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?

Истину можно сравнить с независимой и самостоятельной леди, которая финансово обеспечивает себя сама. Почему? Дело в том, что истина всегда объективна. Она не может быть субъективной, потому что содержит знание, не зависящее от людей. 

Например, истиной является тот факт, что трава зеленая. Если мы скажем, что трава фиолетовая, она от этого таковой не станет. Так и проявляется объективность истины, она независима от желаний и предпочтений людей.

Истина неподвластна ни отдельному человеку, ни человечеству в целом. То есть знание о действительности не может различаться у разных людей, а если оно всё-таки различается, то это уже не истина, а мнение. 

Представим ситуацию: Маша, живущая на севере, утверждает, что сейчас холодно. И действительно, -17 С — это далеко не тепло. Но в этот же время Петя, живущий на юге, говорит, что сейчас жарко, ведь термометр показывает 30 градусов тепла. По идее каждый говорит правду, разве это не субъективная истина?

Нет, это будет объективная истина, учитывающая место и время. В этом выражается такой признак, как конкретность истины. 

Роль субъекта в процессе познания, конечно же, важна. Ведь именно субъект использует определенные средства в процессе познания. От этих средств зависит то, насколько полным будет полученное знание.

Виды истины

Ученые выделяют абсолютную и относительную истину. Рассмотрим их подробнее.  

Абсолютная истина — это полное знание человека о предмете, которое не может быть опровергнуто или дополнено со временем благодаря развитию науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина — это знание, которое дополняется с развитием науки, так как оно неполное, не до конца раскрывает смысл явления, предмета и т.д. 

Почему существует относительная истина? Ответ прост — наука недостаточно развита. Именно поэтому человечество попросту не может объяснить действительность максимально полно. 

Пример: Сначала люди доказали, что вещества состоят из молекул, потом — из атомов, затем — из электронов и т.д. 

Абсолютная истина изначально была относительной. Относительная истина может стать абсолютной с совершенствованием науки, ведь, получив ответы на одни вопросы, человек стремится узнать ответы на другие.

Пример: Теория гелиоцентризма, согласно которой Солнце — центр, вокруг которого вращаются все планеты. Эту концепцию высказывал еще греческий ученый Аристарх Самосский, на тот момент (IV—III вв. до н.э.) она была относительной истиной. То есть Аристарх Самосский вывел неполное знание, которое требовало дальнейшей корректировки. Научное подтверждение теория гелиоцентризма получила впервые только в XVI в. в работах Николая Коперника, став абсолютной истиной.

Заблуждение и ложь

Все мы когда-либо заблуждались. 

Например, многие из нас полагали, что у человека всего пять чувств, с помощью которых мы осязаем, видим, слышим, чувствуем запахи и вкусы. Но оказывается, этот список далеко не исчерпывающий. 

Выделяют, например, проприоцепцию — способность докоснуться до носа с закрытыми глазами, ноцицепцию  — способность чувствовать боль, и другие чувства. Поэтому, можно сказать, что мы действительно были в заблуждении.

Что представляет собой заблуждение? Это явление, противоположное истине.

Заблуждение — это знание, которое не соответствует предмету познания, но принимается за истинное. Ученый искренне верит в то, что его знания о предмете являются истиной, хотя на самом деле он заблуждается.

Пример: Люди, живущие в СССР, свято верили, что смогут построить коммунизм. Коммунизм — это утопия, которую нереально осуществить и реализовать. Однако люди искренне считали, что это возможно, то есть они заблуждались

Чем отличается заблуждение от лжи? 

Ложь это категория морали, подразумевающая под собой сознательное искажение действительности с какой-либо целью — корыстной или благородной. При лжи истина известна, но специально скрывается. 

Заблуждение — это не специальное искажение действительности, а искренняя вера в то, что знание соответствует действительности.

Критерии истины

Как отличить истину от лжи или заблуждения? Пожалуй, это один из самых важных вопросов данной темы.

Как мы можем доказать истинность знания?

Перевоплотимся на минутку в ученых. Допустим, в результате исследований мы пришли к выводу, что планета Земля — круглая. Как нам доказать это? Как сделать наше знание истинным? И как вообще определить, является ли оно истиной, или мы заблуждаемся? 

Для этого есть специальные критерии (показатели) истины. Если наш вывод о Земле пройдет по всем параметрам, значит, это знание является истиной.

Выделяют следующие критерии истины:

  1. Соответствие законам логики.
  2. Соответствие ранее открытым законам науки.
  3. Соответствие фундаментальным законам науки.
  4. Простота, экономичность формы.
  5. Практика.

Практика — это активная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. 

Именно она является важнейшим критерием истины, позволяющим нам получить наиболее достоверные знания о действительности.

Функции практики:

  1. Источники познания. Все знания появились из-за практических потребностей людей. 
  2. Основа познания. В процессе осуществления практики происходит глубокое познание свойств различных предметов, с которыми человек непосредственно взаимодействует.
  3. Цель познания. Человек занимается какой-либо деятельностью, чтобы познать что-то, раскрыть свойства определенных объектов.
  4. Критерий истины. Любая гипотеза, высказанная учеными, должна пройти практику, чтобы быть проверенной опытом.

Так или иначе, практика тесно связана с познанием в целом и с научным познанием конкретно, о которых мы подробнее рассказали в статьях «Познание в жизни человека» и «Научное познание. Понятие и виды науки».

Фактчек

  • Истина объективна, она не может зависеть от человека и человечества.
  • Заблуждение — это ненамеренное искажение действительности, а ложь — сознательное сокрытие истинного знания. 
  • Практика — важнейший критерий истины
  • Истина бывает относительной и абсолютной.
  • Истинное знание всегда конкретно, оно учитывает условия места и времени.

Проверь себя

Задание 1.
Что не является характеристикой истины?

  1. объективность
  2. конкретность
  3. субъективность

Задание 2.
Чем не может выступать практика?

  1. критерием истины
  2. целью познания
  3. основой познания
  4. критерием стратификации

Задание 3.
Противоположностью истины выступает:

  1. полуложь
  2. обман
  3. заблуждение
  4. искажение информации

Задание 4.
Какого критерия истины не существует? 

  1. соответствие законам логики
  2. соответствие внутренним убеждениям ученого
  3. практика
  4. соответствие ранее открытым научным законам

Ответы: 1. — 3; 2. — 4; 3. — 3; 4. — 2. 

Поиск истины неизбежно приводит к заблуждению. Любое определение этого сложного понятия отражает только какую-то его часть, в большей или меньшей степени соответствующую представлениям человека об истинности и ложности суждений. Вся наша интеллектуальная и духовная жизнь состоит из поиска истины, но убеждение, мнение или мудрое высказывание, принятое за абсолют, становится заблуждением. Чтобы круг не замкнулся, надо иметь ясное представление о том, что такое истина и чем она отличается от заблуждения.

Содержание статьи

  • Определение
  • Сравнение
  • Выводы TheDifference.ru

Определение

Истина в ее философском значении трактуется как адекватное отображение объективной реальности в субъективном человеческом сознании. Классическая концепция истины сформулирована Аристотелем как соответствие знаний и объективно существующей реальности. Эта универсальная формула применительна к любому роду мыслительной деятельности человека и считается основой материалистических представлений о познаваемости мира.

Заблуждение – ошибочное убеждение, суждение или другой вид интеллектуального осознания действительности, содержащий ограниченные знания или заключающий в себе их несоответствие объективному положению вещей.

к содержанию ↑

Сравнение

Заблуждение – это всегда ошибка. Людям свойственно ошибаться в самооценке, принимать в качестве нравственного эталона ложные ценности, неверно судить об окружающих, разделять ошибочные взгляды. Особенность заблуждения в том, что какое-то время оно кажется правдой жизни, истиной и не подвергается сомнению, а тем более – анализу.

Личные заблуждения рождают внутренний конфликт, требующий пересмотра жизненных позиций. Научные заблуждения опровергаются доказательством новых теорий с многократным подтверждением их правильности фундаментальными исследованиями и практическими экспериментами.

Истина в классическом понимании отличается от заблуждения тем, что ее критерием является оценка объективной действительности как изменяющегося, динамичного целого. Относительность истины отражает определенный, существующий только в пределах конкретных представлений уровень человеческих знаний о природе явлений и сущности жизни.

Относительная истина равнозначна признанию познаваемости мира. Она существует как абстрактное понятие, не требующее сиюминутного подтверждения, но подразумевающее изменчивость самого содержания истинности в диалектическом развитии человеческого мышления.

Истина логична и последовательна. Если в суждении отсутствует логика, оно утрачивает четкость, становится ошибочным и ведет к заблуждению. В этом случае истина как оценочная категория теряет всякое значение.

Нельзя считать истиной религиозные догмы. Основой любой религии является не эмпирическое знание, а безоговорочная вера, не нуждающаяся в доказательствах с позиции достоверности. Теософы провозглашают абсолютной истиной Бога, наделяя понятие истинности духовным содержанием, которое может быть подтверждено только чувственным, а не интеллектуальным опытом.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Заблуждение содержит знания, не соответствующие объективной реальности. Истина адекватно отражает в сознании сущность явлений окружающего мира.
  2. Заблуждение вытекает из ошибочных суждений. Истина строго логична и подтверждена интеллектуальным опытом.
  3. Заблуждение требует опровержения. Истину опровергнуть невозможно.
  4. Заблуждение может иметь религиозный характер. Истинность суждений не совпадает с религиозными представлениями.
  5. Заблуждение искажает действительность и ведет к новым заблуждениям. Истина проясняет сознание и совершенствует человеческие знания.

Для того, чтобы отличить истину от заблуждения, нужно познать эту самую истину и тогда станут заметны и отличия. Но здесь очень важный момент нужно отметить — истина не статична, она динамична и постоянно развивается. Поэтому, если человек начал познавать истину, ему нельзя останавливаться, ибо то, что вчера было истиной, сегодня может быть уже заблуждением, которое отличить от истину, остановившийся в познании человек, не сможет. Потому, познание истины это процесс всей жизни, который не все хотят выбирать, ибо он не лёгок.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Эль — на,

отличить истину от заблуждения может каждый с помощью своего внутреннего зрения:

ложное — темное, черное и грязное,

истинное — светлое, белое и чистое.

Я сотням людей разъяснил как смотреть, и они научились сами видеть.

Обычно люди вначале видят все черным, потому что полностью загружены негативом.

Это значит, что обычный человек полностью во лжи.

Однако от любой грязи можно очиститься и вернуться к исходной чистоте, надо только просто желать работать. Беда состоит в том, что люди так привыкли к своей грязи, что только болезнь или горе могут их заставить сдвинуться с мертвой точки. В этом и состоит ценность всех проблем.

ptich­ka9
[3.7K]

9 лет назад 

Истина всегда первична. Первое, что прходит нам в суждениях, это истина, потом включается наше социализированное сознание и часто приходит с ним заблуждение. Истина это наша интуиция, это наши чувства, ПОЗВОЛЬ СЕБЕ ЧУВСТВОВАТЬ. Истина всегда там, где ЛЕГКО, КОМФОРТНО И ПОЛЕЗНО. Все так просто и все так сложно. Попробуй разобраться где тебе легко, комфортно и полезно., пока не нахлебаешься. А вообще нет ничего правильно или неправильно! ВСЕ ЧТОБЫ ТЫ НЕ СДЕЛАЛ БУДЕТ НЕПРАВИЛЬНО. Все относительно! Доверяй себе, позволь себе чувствовать — вот истина!

текст при наведении

[поль­зоват­ель забло­киров­ан]
[11K]

9 лет назад 

Вопрос очень простой.

Истина одна — Бог.

А всё остальное и есть заблуждение.

Думаю, что истину никто не знает.

Всё, что говорят про Бога, как про истину, тоже всего лишь слова. Никто не сможет объяснить эту идею. Просто поверили и всё.

На мой взгляд, истина требует знания. А знаний у человека нет. Вернее, они не полные и вряд ли когда-либо станут абсолютными.

Поэтому сложно или даже невозможно отличить истину от заблуждения. На этом построена вся философия и религия. Но окончательного ответа никто не получил.

Денис 78
[377]

9 лет назад 

Иисус в евангелие от иоанна17:17 :» Освяти их истиной. Твое слово есть истина.»

Поэтому нужно исследовать Священное Писание(Библию) и сравнивать то что вам говорят со Священным Писанием.

Знаете ответ?

Обновлено: 06.06.2023

В истории философии сформировалось несколько различных концепций истины:

— соответствия (корреспондентская) (классическая), в которой исти­на понимается как знание, соответствующее действитель­ности (Аристотель);

— праграматитская, полагающая, что свойством истин­ности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс);

— конвенциалистская, рассматривающая истину как ре­зультат условного соглашения (А. Пуанкаре);

— когерентная, трактующая истинность как согласован­ность мышления с самим собой, его непротиворечивость (И. Кант, Г. Гегель).

Наиболее широко распространенной и авторитетной среди них остается восходящая к Аристотелю корреспон­дентская теория (теория соответствия), в которой истина истолковывается как со­ответствие знания вещам.

Истина– это знание о мире, соответствующее миру, то есть правильное отражение действительности.

— истина объективна по содержанию, то есть не зависит от человека.

— истина субъективна по форме выражения, то есть язык, понятие будут зависеть только от нас.

— истина существует как процесс.

— истина бывает относительной и абсолютной.

Относительная истина – знание, которое соответствует миру при определенных условиях.

Абсолютная истина состоит из суммы относительных истин. Это знание, которое не может быть опровергнуто.

Заблуждение – знание о мире, которое не соответствует миру, то есть искаженное отражение действительности. Заблуждение – постоянный спутник истины. Заблуждение не мешает познанию мира. Заблуждение нужно отличать ото лжи.

Ложь – преднамеренное искажение истины (дезинформация, скрытие фактов). Ложь мешает познанию мира.

По вопросу о соотношении знания и веры существует два подхода.

1. Первый подход делает акцент на религиозной вере. В данном случае говорят о религиозном интеллектуализме (А.Аврелий, Ф.Аквинский, В.Соловьев) и религиозном антиинтеллектуализме (Л. Шестов, П. Флоренский).

Религиозный интеллектуализм – это признание роли разума, знания, которые должны быть поставлены на службу религиозной вере. Религиозный антиинтеллектуализм – это отрицание разума, признание слепой религиозной веры.

2. Второй подход делает акцент на понимании веры в качестве уверенности ученых в истинности того или иного положения. Наука развивается в рамках одной парадигмы. Парадигма – это научный стиль мышления. В истории наук наблюдается смена парадигм, которая осуществляется благодаря уверенности ученых в истинности и значимости новой парадигмы.

Основные понятия

ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о познании.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – знание о мире, которое не соответствует миру, то есть искаженное отражение действительности.

ИСТИНА – знание о мире, соответствующее миру, то есть правильное отражение действительности.

ЛОЖЬ – преднамеренное искажение истины

ОТКРЫТИЕ – обнаружение новых объективных феноменов.

ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – часть бытия, на которую направленно познание.

ПОЗНАНИЕ –чувственная и мыслительная деятельность по сбору, обработке и хранению информации

СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – человек, коллектив или общество, которые познают какую-либо часть бытия (объект познания).

1. Наука как специализированная форма познания

2. Диалектика эмпирического и теоретического знания. Методы научного познания

I. Истина – адекватное, правильное отражение действительности. Ценность знания определяется мерой его истинности. Достижение истинного знания – сложный и противоречивый процесс. Естественно, что на этом пути возможно получить различные результаты. Исследователь, если речь идет о поиске научной истины, может не только прийти к истинному результату, но и пойти по ошибочному пути, заблуждаться. Поэтому не существует раз и навсегда установленной грани между истиной и заблуждением. Поиск истины – открытый процесс, в нем заложены различные возможности, в том числе и возможности неверных, ошибочных оценок происходящего.

Заблуждение – такие знания, которые не соответствуют сущности познаваемого предмета, но признаются за истинное знание. Это постоянный элемент развития науки. Люди неосознанно принимают этот факт, то есть исходят из эмпирических опытов. Показательный пример заблуждения – Солнце движется вокруг Земли в докоперниковский период.

Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник, так как в любом вымысле содержатся нити реальности.

Причины объективного возникновения заблуждений:

1) Историческая практика, а именно, уровень развития науки того времени, неадекватно воспринятые факты, ошибочная их интерпретация. Зачастую истина становится заблуждением, если не учитываются границы истинности и та или иная истинная концепция распространяется на все сферы реальности. Заблуждение может быть следствием также неверной информации.

2) Свобода выбора в методах исследования. То есть сам предмет навязывает способ, метод исследования, например, инфляцию не будешь изучать с помощью метода чувственного познания.

Заблуждение отличается от лжи тем, что оно носит непреднамеренный характер.

Поэтому истине противостоит не столько заблуждение, сколько ложь как преднамеренное возведение в ранг истины.

Как показала практика человечества, заблуждение — это неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. И в этом смысле заблуждение представляет собой нежелательные, но правомерные издержки на пути к достижению истины.

II. Научное познание по своей сути невозможно без столкновений различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.

Ошибка – несоответствие знания действительности.

В отличие от заблуждения, ошибка осознается и совершается по субъективным причинам:

1) Низкая квалификация специалиста, 2) Невнимательность, 3) Спешка.

III. Ложь. Обман . Это умышленное искажение действительности. То есть утверждение, что вращается Солнце, а не Земля, с точки зрения современной астрономии ложно.

Особенность: Ложь носит адресный характер (либо обманывают отдельного человека, либо все общество).

Здесь знания намеренно или ненамеренно, бессознательно искажаются, так как такое искажение оказывается полезным тем или иным социальным группам и лицам для достижения групповых целей и личностных, поддержания власти, достижения победы над противником или оправдания собственной деятельности. В первую очередь это касается знаний, относящихся к социально-исторической действительности и непосредственно затрагивающих вопросы мировоззрения, идеологии, политики и т.д.

Ложью может быть, как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.

1) Наглая ложь, то есть намеренная. Она ближе всего к обману.

2) Ложь умолчания, сокрытия.

3) Полуправда, часть — правда, но не вся. Иногда совершается намеренно, иногда неосознанно (возможно, по незнанию).

В отличие от заблуждения, ложь является нравственно-правовым феноменом, а посему и отношение ко лжи должно быть иным, чем к заблуждению.

IV. Правда — это убежденность человека в истине, это соответствие высказываний субъекта его мыслям. Правда основывается на истине, но не сводится к ней. То есть истина может быть одна, но у каждого своя правда. И правда далеко не всегда является адекватным выражением всей истины. Она может выступать как частный случай истины.

Говорят, Соломон, выслушав стороны, участвующие в споре, заявил о том, что каждый из них прав. Прав как носитель своей правды.

Проблема соотношения правды и истины решается через определение меры истины. Так, с точки зрения солдата или офицера федеральных войск, война в Чечне есть защита целостности России. И это правда. С точки зрения чеченца, война в Чечне есть защита его дома. И это тоже правда. Но и в том и в другом случае это часть истины. Что касается полной истины, то чеченский феномен противостояния есть коммерческая война наживы одних и обнищания других, сомнительного счастья одних и безутешного горя других.

I. Истина – адекватное, правильное отражение действительности. Ценность знания определяется мерой его истинности. Достижение истинного знания – сложный и противоречивый процесс. Естественно, что на этом пути возможно получить различные результаты. Исследователь, если речь идет о поиске научной истины, может не только прийти к истинному результату, но и пойти по ошибочному пути, заблуждаться. Поэтому не существует раз и навсегда установленной грани между истиной и заблуждением. Поиск истины – открытый процесс, в нем заложены различные возможности, в том числе и возможности неверных, ошибочных оценок происходящего.

Заблуждение – такие знания, которые не соответствуют сущности познаваемого предмета, но признаются за истинное знание. Это постоянный элемент развития науки. Люди неосознанно принимают этот факт, то есть исходят из эмпирических опытов. Показательный пример заблуждения – Солнце движется вокруг Земли в докоперниковский период.

Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник, так как в любом вымысле содержатся нити реальности.

Причины объективного возникновения заблуждений:

1) Историческая практика, а именно, уровень развития науки того времени, неадекватно воспринятые факты, ошибочная их интерпретация. Зачастую истина становится заблуждением, если не учитываются границы истинности и та или иная истинная концепция распространяется на все сферы реальности. Заблуждение может быть следствием также неверной информации.

2) Свобода выбора в методах исследования. То есть сам предмет навязывает способ, метод исследования, например, инфляцию не будешь изучать с помощью метода чувственного познания.

Заблуждение отличается от лжи тем, что оно носит непреднамеренный характер.

Поэтому истине противостоит не столько заблуждение, сколько ложь как преднамеренное возведение в ранг истины.

Как показала практика человечества, заблуждение — это неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. И в этом смысле заблуждение представляет собой нежелательные, но правомерные издержки на пути к достижению истины.

II. Научное познание по своей сути невозможно без столкновений различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.

Ошибка – несоответствие знания действительности.

В отличие от заблуждения, ошибка осознается и совершается по субъективным причинам:

1) Низкая квалификация специалиста, 2) Невнимательность, 3) Спешка.

III. Ложь. Обман . Это умышленное искажение действительности. То есть утверждение, что вращается Солнце, а не Земля, с точки зрения современной астрономии ложно.

Особенность: Ложь носит адресный характер (либо обманывают отдельного человека, либо все общество).

Здесь знания намеренно или ненамеренно, бессознательно искажаются, так как такое искажение оказывается полезным тем или иным социальным группам и лицам для достижения групповых целей и личностных, поддержания власти, достижения победы над противником или оправдания собственной деятельности. В первую очередь это касается знаний, относящихся к социально-исторической действительности и непосредственно затрагивающих вопросы мировоззрения, идеологии, политики и т.д.

Ложью может быть, как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.

1) Наглая ложь, то есть намеренная. Она ближе всего к обману.

2) Ложь умолчания, сокрытия.

3) Полуправда, часть — правда, но не вся. Иногда совершается намеренно, иногда неосознанно (возможно, по незнанию).

В отличие от заблуждения, ложь является нравственно-правовым феноменом, а посему и отношение ко лжи должно быть иным, чем к заблуждению.

IV. Правда — это убежденность человека в истине, это соответствие высказываний субъекта его мыслям. Правда основывается на истине, но не сводится к ней. То есть истина может быть одна, но у каждого своя правда. И правда далеко не всегда является адекватным выражением всей истины. Она может выступать как частный случай истины.

Говорят, Соломон, выслушав стороны, участвующие в споре, заявил о том, что каждый из них прав. Прав как носитель своей правды.

Проблема соотношения правды и истины решается через определение меры истины. Так, с точки зрения солдата или офицера федеральных войск, война в Чечне есть защита целостности России. И это правда. С точки зрения чеченца, война в Чечне есть защита его дома. И это тоже правда. Но и в том и в другом случае это часть истины. Что касается полной истины, то чеченский феномен противостояния есть коммерческая война наживы одних и обнищания других, сомнительного счастья одних и безутешного горя других.

Истина — это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.

Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.

Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).

Объективная истина — это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.

Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.

Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она — субъективна.

Субъективная истина — это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).

Субъективность истины — это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.

Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.

Различают абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» «Земля вращается вокруг Солнца. и т д.)

Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).

Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:

1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;

2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.

Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

↑ Заблуждение и ложь

Непосредственная цель познания — истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах ее развертывания и углубления — заблуждение. Категории истины и заблуждения — ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания.

Заблуждение — это знание, несоответствующее действительности, но принимаемое за истину.

Процесс познания невозможен без заблуждений, так как они всегда имеют под собой основание. Так, например, заблуждение о том, что Земля плоская объясняется особенностями восприятия человека — ведь мы видим землю до горизонта практически прямой. Заблуждение также появляются из-за того, что процесс познания ограничен в выборе средств и методов, а решаемые в ходе исследования задачи сложны и зачастую вызывают противоречия из-за трудности получения полной и достоверной информации об объектах.

Необходимо отличать заблуждение от лжи.

Ложь — это сознательное искажение фактов.

Другими словами, это просто обман, вымысел, либо утаение чего-либо.

Стоит отметить, что не все явления, события в жизни поддаются оценке с точки зрения истины. Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Познание — движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию.

Противоположности, в которых движется познание:

В познавательной деятельности центральным является понятие истины. Истина – соответствие наших мыслей объективной реальности. Знание – мысль, соответствующая объективной реальности, адекватно отображающая ее.

Кроме указанных элементов познания существуют еще теневые категории: незнание, заблуждение, ложь.

Соотношение истины и знания таково: истина — цель познания; знание — результат познания.

Истина — то, что ищут.

Знание — то, что получают.

Предположение, гипотеза — то, что лежит на полпути между незнанием и знанием.

Истина — это знание в возможности, знание как цель.

Знание — это действительность истины, истина как результат.

Как только мы устанавливаем истину, она тут же становится знанием. Истина, перешедшая в знание, уже не истина. В знании она умирает, как в действительности умирает перешедшая в нее, реализовавшаяся возможность.

Знание и заблуждение

Знание — мысль, соответствующая действительности, истинная мысль. Противоположностью знания является заблуждение.

Заблуждение — представление, не соответствующее действительности, ложное представление. Это — незнание, выдаваемое, принимаемое за знание; ложное представление, выдаваемое, принимаемое за истинное.

Предрассудок — заблуждение, принимаемое без рассуждения, до всякого рассуждения, на веру.

Истина и ложь

Иногда истину сопоставляют с заблуждением. Это неверно. Противоположностью истины является ложь, истинного — ложное.

Истина — соответствие наших мыслей объективной реальности. Ложь — несоответствие наших мыслей объективной реальности. Еще Платон писал: «. тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе — лжет».

Движение к истине состоит, по крайней мере, из двух этапов: поиска и установления истины.

Поиск истины начинается обычно с вопроса «что есть истина?» Этот вопрос возникает тогда, когда человек сопоставляет разные мнения-представления об одном и том же или начинает сомневаться в истинности того или иного мнения-представления.

Установление истины — акт перехода от незнания к знанию, в частном случае, от заблуждения к знанию. В последнем случае говорят о прозрении.

Прагматизм— философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости.

Конвенционализм — философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными. Они должны быть внутренне непротиворечивы и соответствовать данным наблюдения, но не имеет смысла требовать от них, чтобы они отражали истинное устройство мира. Следовательно, все непротиворечивые научные (а также философские) теории в равной степени приемлемы и ни одна из них не может быть признана абсолютно истинной.

Скептицизм — филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента. С. может касаться границ знания и утверждать, что никакое знание вообще или никакое абсолютное, несомненное, полное или совершенное знание недоступно человеку; что никакое знание, если даже оно достигается, не может быть признано таковым; что никакое несомненное знание, касающееся определенных объектов (напр., Бога, самого себя, ценностей, мира в целом, причинности и т.п.), не является достижимым; что отдельные типы знания не могут быть получены определенными методами (напр., с помощью рассуждения, вывода, прямого наблюдения и т.д.). С. может относиться к методу получения знания и утверждать, что каждая гипотеза должна подвергаться никогда не завершающимся проверкам; что все методы получения знания не дают несомненных результатов; что знание во всех или в определенных областях опирается на недоказуемые предположения и т.д.

Фаллибилизм — направление постпозитивизма, согласно которому любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию.

Мистицизм — религиозно-теологическая концепция, согласно которой высший тип познания — это интуитивное, непосредственное усмотрение скрытой, таинственной сущности мироздания, природных и социальных явлений. В этом смысле М. присущ всем религиям, поскольку они утверждают существование иного, сверхъестественного мира и существ, обнаруживающих себя в непостижимых для человеческого ума чудесах и знамениях. Разумеется, в каждом конкретном случае М. принимает особую форму. В более узком (собственном) смысле под М. понимают опыт прямого личностного общения с Божеством (Абсолютом) и совокупность психотехнических приемов, позволяющих достигать экстатического ощущения единства с ним. В утверждении возможности непосредственного, т.е. не требующего никаких посредников единения с Богом, и состоит суть М. Отсюда и его огромное историко-культурное значение.

Творчество как объект философского осмысления. Проблематика соотношения рационального и иррационального в творческой деятельности. Интуиция как способ постижения истины, условия ее формирования.

Творчество

Разум существует во взаимодействии с объектами находящимися в сознании. Любые объекты, существующие для разума в сознании (ощущения, представления, образы, понятия), обозначим наиболее общим понятием форма. Процесс создания новой формы, обычно называют творческим процессом или творчеством, а людей, чей разум создает такие формы, творческими людьми. К ним относятся, и ученые, и философы, и люди искусства. Впрочем, разница между ученым, философом и человеком искусства, сводится лишь к используемым ими средствам для обозначения создаваемой формы. По своей сути, формула, графический чертеж, ноты, краски, слова, всего лишь разные средства, разные языки, посредством которых созданная форма запоминается в собственной памяти и передается другим людям. Отличие творчества одного человека, от творчества другого, только в сложности создаваемой формы в результате творческого процесса. Чем более сложная созданная форма, тем более творческий человек, тем более совершенен его разум. Тело человека, не является предметом рассмотрения в данной работе, поэтому употребляя слово человек, будем иметь в виду только его разум.

Процесс творчества можно разделить на два этапа, этап рациональной работы разума и этап иррациональной работы разума.

Рассмотрим процесс творчества разума на рациональном этапе. Этот процесс происходит во взаимодействии разума с теми формами, которые находится в данный момент в сознании, и этот процесс есть бытие разума. Процесс рассмотрим на примере. Допустим, я создал в своем сознании ранее никому не известный образ стула и обозначил его словом «стул», затем речью (словами) и чертежом (тоже речь выраженная графикой) довел до другого человека свое понятие стула. То есть, мой разум в процессе бытия создал в сознании понятие стула, а передав это понятие другому человеку, сделал его общим для нас обоих. Мой разум вместе с разумом другого человека стал иметь общий (одинаковый) кусочек бытия, с общими понятиями о стуле, времени и пространстве. При этом сам этот стул создан и существует только в наших сознаниях. Потом мы начинаем из нечто, что ощущаем и представляем в образе дерева, создавать физически деревянный стул. Что-то пилить, что-то соединять, и в результате полученное новое нечто, по нашему общему мнению, будет совпадать с ранее созданным в наших сознаниях понятием стул. Вот этот процесс физического создания стула, и есть «физическая реальность» или быт. Другими словами, в результате наших телодвижений, из нечто (праха земного), мы создали новое нечто, которое для наших разумов имеет образ стула и обозначено словом стул.

С позиции другого человека, созданная моим разумом новая форма стула субъективна, но сам процесс создания новой формы, происходящий в моем сознании, когда там присутствуют известные формы в качестве объекта, для моего разума, являются реальными или объективными, а созданное понятие, существующим в настоящем времени. Запомнив созданное понятие в памяти, разум сделал его для себя прошлым, а передав посредством речи другому человеку, сделал это понятие настоящим уже для него. До момента передачи созданного понятия другому человеку, пока созданное разумом понятие находится в моем сознании или в памяти, это понятие для другого человека является будущим. Другими словами, разум создает для другого человека будущее, а для себя прошлое, но делает это в настоящем.

Отметим, что для другого человека, созданное моим разумом понятие стул стало существовать с момента, когда я высказал ему слово стул. То есть для него существование стула и последующая его физическая реализация, началось с моего слова. Возможно, именно об этом говорится в Ветхом завете — «вначале было слово».

Иррациональный этап творчества начинается за границей сознания, отделяющей существующие формы от ничто, или бытие от небытия. Иначе говоря, чтобы начать творить разум должен начать движение к ничто, сдвинуть существующую границу в сознании, вытеснить из сознания все рациональное, все существующие формы, прийти в непосредственное соприкосновение с ничто. Разуму абсолютно по силам познать ничто, поскольку познавать нечего. Разум представляет, что такое ничто, но именно потому, что это ничто, разуму представлять нечего. Абсурд в гармонии с логикой. Человеческий разум творит, и именно потому, что в ничто представлять нечего. То есть разум может представить все, что захочет. Ничто, это все. Чем более совершенен разум, тем более сложные формы он способен творить.

Разум свободен в творчестве, поскольку свобода в ничто, это свобода от чего-либо. Разум свободен в ничто, потому что нет ничего, что ограничивало бы его свободу, нет никакой необходимости. Свобода разума в ничто или духе, абсолютна. Абсолютная свобода, это абсолютное отсутствие необходимости, но поскольку нет ничего, что могло бы помешать реализации этой свободы, то абсолютная свобода есть абсолютная необходимость. И снова абсурдная логика.

Отметим важный момент. Мгновение движения (действия) разума в направлении ничто, перед слиянием разума с ничто, есть толчок разума в ничто. Разум передает свою энергию движения в ничто. Причем, чем более сложный вопрос, тем большая область ничто должна охватываться формой создаваемой разумом, тем более сильный должен быть толчок, и тем больше кинетической энергии преобразуется в потенциальную энергию ничто. Иначе говоря, чем более сложная создаваемая форма в процессе творчества или чем более совершенен разум, тем быстрее скорость мышления и тем более сильный толчок разума будет в ничто в следующем процессе творчества. По мере роста совершенства разума, растет мощность передаваемой энергии в ничто.

Интуиция (позднелат. созерцание, от лат. intueor — пристально смотрю), способность принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.

Интуиция – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.

Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).

В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.

Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Читайте также:

      

  • Приказ о создании совета учащихся в школе по новому закону об образовании
  •   

  • Характеристика доиндустриального общества индустриального и постиндустриального общества кратко
  •   

  • Цель и задачи работы с детьми с зпр в доу
  •   

  • Какова роль человека в изменении растительного покрова земли 5 класс биология кратко
  •   

  • Дайте общую оценку ситуации на ближнем востоке на современном этапе кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чем прикрывает свои ошибки врач
  • Чем отличается грамматическая ошибка от орфографической
  • Чем посмотреть дамп ошибки
  • Чем отличается вранье от ошибки
  • Чем полезны ошибки