Тема урока: Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления
чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.
Класс: 7 класс.
УМК: Босова Л. Л. Информатика
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: изучение способа записи алгоритма для исполнителя при помощи исполнителя
Чертежник
Планируемые
результаты:
предметные – умения разработки алгоритмов для
управления исполнителем;
метапредметные – умения самостоятельно планировать
пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт
принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них
алгоритмов;
личностные – способность увязать учебное
содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого
алгоритмического мышления для современного человека.
Решаемые учебные задачи:
развить
представления учащихся об исполнителях;
дать
представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя;
познакомить
с исполнителем Чертёжник (среда, круг решаемых задач, СКИ, режимы работы,
отказы).
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
алгоритм;
исполнитель;
формальный
исполнитель;
круг
решаемых исполнителем задач;
среда
исполнителя;
система
команд исполнителя;
система
отказов исполнителя;
режимы
работы исполнителя (непосредственный, программный);
управление;
относительное
смещение;
абсолютное
смещение.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный
проектор, экран; ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику: презентация «Управление исполнителем Чертёжник»;
Свободное программное обеспечение: исполнитель Чертёжник в системе КуМир
(http://www.niisi.ru/kumir/)
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Время (в мин.) |
I. Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
1 |
||
Здравствуйте. Садитесь. Итак, начнем Техника безопасности. |
Проверяют свою готовность к уроку. Роспись в журнале по технике безопасности. |
Саморегуляция (Р). Планирование учебного сотрудничества с |
|
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного |
8 |
||
На протяжении нескольких уроков мы изучаем Что такое алгоритм? Приведите примеры. Виды алгоритмов. Давайте посмотрим небольшой фрагмент Как можно прокомментировать действия Кто или что может выполнить алгоритм? Система команд исполнителя? Как называют таких исполнителей? Формальный исполнитель одну и ту же команду |
Ученики отвечают на вопрос учителя (Алгоритм) Ученики дают определение алгоритма. (Алгоритм Ученики высказывают свое мнение. Исполнитель Ученики отвечают на вопрос учителя: |
Умение выражать мысли (К). Планирование (Р). Построение логической цепи (П). Выражение своих мыслей; аргументация своего |
|
Постановка цели урока |
2 |
||
Вы знаете различные формы записи алгоритма, С какой формой записи алгоритма мы еще не Программы можно записывать только для Попробуйте сформулировать тему урока… Цель урока… Давайте посмотрим на ключевые слова все ли |
Ученики отвечают на вопрос учителя: словесный, блок-схема, графический и при Запись алгоритма при помощи программ. Тема урока «Управление исполнителем Чертежник». Учащиеся формулируют цель: научиться |
Умение выражать мысли (К). Планирование, целеполагание (Р). Смыслообразование — (Л) Самостоятельное выделение и формулирование |
|
III. Проблемное объяснение нового Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления |
5 |
||
Чтобы управлять исполнителем Чертежник, Описывается среда и система команд — чертежник имеет перо, которое может — при перемещении опущенного пера за ним — по команде сместиться в точку (а,b), Чертежник сдвигается в точку с — по команде сместиться на вектор (а,b), Чертежник отсчитывает a единиц по горизонтальной оси (оси абсцисс), и b |
Ученики отвечают на вопрос учителя: Среда – те условия где «живет» исполнитель. Система команд – это совокупность всех |
Рефлексия способов и условий действия (П) |
|
IV. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы |
10 |
||
Давайте мы с вами выступим в роли Выполним программы. Программа — это Выполним задание (Квадрат) Выполним задание (Домик) |
Фиксируют в тетрадь результат выполнения Учащиеся проверяют и корректируют свою |
применение нового материала при решении Оценивание усваемого содержания (Л) |
|
Физкультминутка |
1 |
||
Мы много работали, устали. Теперь Например: встаньте; посмотрите вверх; |
Выполняют |
умение слушать и саморегуляция (Р) |
|
V. Цель этапа: применение нового знания на практике; выявить пробелы первичного |
14 |
||
Переходим к управлению Чертежником, составим В программе Кумир несколько исполнителей, Необходимые служебные слова уже есть (АЛГ, Составьте программу для Чертежника рисования |
Учащиеся слушают, |
умение слушать и самостоятельное создание способа решения |
|
VI.Итог Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка |
4 |
||
Какую тему мы изучили на уроке? — Что вы научились делать? — Какие трудности вы испытывали при написании — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Если вы выполнили оба задания правильно и достаньте свои дневники и запишите домашнее Дополнительное задание: придумать свои |
Учащиеся дают ответы на вопросы Называют основные позиции нового материала и Анализируют работу на уроке через самооценку Анализирую свою деятельность, оценивают Записывают домашнее задание. |
Рефлексия способов и условий действия; Самооценка; адекватное понимания причин Выражение своих мыслей полно и точно; |
Обновлено: 11.04.2023
Класс: 6а
Тема: Знакомство с исполнителем Чертежник.
Цель: познакомить с исполнителем Чертёжник; дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя; развить представления учащихся об исполнителях; воспитывать ответственность, самостоятельность.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ТБ, карточки индивидуальных заданий.
Оценить 1736 0
Тема: Знакомство с исполнителем Чертежник.
Цель: познакомить с исполнителем Чертёжник; дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя; развить представления учащихся об исполнителях; воспитывать ответственность, самостоятельность.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ТБ, карточки индивидуальных заданий.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Организация начала урока
Проверка домашнего задания
• Что такое алгоритм?
• Какие алгоритмы называют линейными?
• Какая форма организации действий называется ветвлением?
• Какие алгоритмы называются циклическими?
• Что вы знаете об исполнителях?
• Чем характеризуется формальный исполнитель?
Изучение нового материала
Знакомимся с Чертёжником
-Исполнитель Чертёжник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.
При задании точек этой координатной плоскости, в отличие от того, как это принято в математике, координаты х и у разделяются запятой. Например, координаты выделенной на рис. 63 точки будут записаны так: (1, 1).
— Чертёжник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остаётся след — отрезок от предыдущего положения пера до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа на плоскости не остаётся. В начальном положении перо
Чертёжника всегда поднято и находится в точке (0, 0).
— По команде поднять перо Чертёжник поднимает перо. Если перо уже было поднято, Чертёжник игнорирует эту команду: он не меняет положение пера и не сообщает об отказе. Иначе говоря, каким бы ни было положение пера до команды поднять перо, после этой команды оно будет поднятым.
Точно так же, независимо от первоначального положения, после выполнения команды опустить перо оно оказывается опущенным, т. е. готовым к рисованию.
— Рисунки Чертёжник выполняет с помощью команд сместиться в точку и сдвинуться на вектор.
По команде сместиться в точку (a, b) Чертёжник сдвигается в точку с координатами (а, b). На рисунке 64 показаны результаты выполнения команды сместиться в точку (2, 3) при различных положениях пера до этой команды. Видно, что, независимо от предыдущего положения, перо оказывается в точке (2, 3), но длина и направление отрезка, который при этом чертится, могут быть различны. Команду сместиться в точку называют командой абсолютного смещения.
— Пусть перо Чертёжника находится в точке (х, у). По команде сместиться на вектор (a, b) Чертёжник отсчитывает а единиц вправо вдоль горизонтальной оси (оси абсцисс), b единиц вверх вдоль вертикальной оси (оси ординат) и сдвигает перо в точку с координатами (х + a; у + b). Таким образом, координаты, указанные в команде, отсчитываются не от начала координат, а относительно текущего положения пера Чертежника. Поэтому команду сместиться на вектор называют командой относительного смещения.
На рисунке 65 показаны результаты выполнения команды сместиться на вектор (2, 3) при различных положениях пера до этой команды. Из рисунка видно, что положение пера после этой команды зависит от его предыдущего положения, зато в результате получаются отрезки, длина и направление которых одинаковы.
— В математике направленные отрезки называются векторами, отсюда и происходит название команды.
Чертёжник может исполнять только правильно записанные команды. Например, если вместо команды сместиться на вектор написать сдвинь на вектор, то Чертёжник эту запись не поймёт и сразу же сообщит об ошибке. Ошибки в записи команд называются синтаксическими. Алгоритм может содержать логические ошибки. Например, все команды могут быть записаны правильно, но в результате логической ошибки последовательность их выполнения не будет приводить к поставленной цели или выполнение некоторых команд приведёт к отказу.
Пример алгоритма управления Чертёжником
— Изобразим с помощью Чертёжника треугольник, положение вершин которого на координатной плоскости определяется парами чисел (1, 1), (3, 5), (5, 2) (рис. 66).
— Так как в начале работы перо Чертёжника всегда поднято, то для рисования треугольника с заданными координатами достаточно выполнить следующую последовательность команд:
сместиться в точку (1, 1)
сместиться в точку (3, 5)
сместиться в точку (5, 2)
сместиться в точку (1, 1)
— А теперь составим такой алгоритм управления Чертёжником, чтобы с его помощью в произвольном месте координатной плоскости можно было нарисовать прямоугольник со сторонами, параллельными координатным осям, длины которых равны 2 и 4 единицам. Зафиксируем одну из вершин прямоугольника в точке (1, 1). Нужный рисунок на координатной плоскости может выглядеть, как показано на рис. 67.
Можно определить координаты каждой из вершин этого прямоугольника и для его изображения
составить следующую программу:
сместиться в точку (1, 1)
сместиться в точку (1, 3)
сместиться в точку (5, 3)
сместиться в точку (5, 1)
сместиться в точку (1, 1)
— Этот алгоритм не будет решать поставленную задачу, если изменить координаты начальной точки (рис. 68). Изменение координат одной из вершин повлечёт за собой пересчет координат всех вершин прямоугольника. Причём это придется делать самому разработчику алгоритма.
— Воспользуемся для рисования прямоугольника командой относительного смещения.
Пусть (х, у) — координаты вершины А прямоугольника ABCD (рис. 69). Тогда координаты вершины В можно записать как (х, у + 2), вершины С — как (х + 4, у + 2), вершины D — как (х + 4, у) (см. рис. 69).
— Чтобы изобразить отрезок АВ, воспользуемся командой сместиться на вектор (0, 2).
В результате Чертёжник сдвинет перо из точки с координатами (х, у) в точку с координатами (x + 0, у + 2).
— По команде сместиться на вектор (4, 0) перо окажется в точке (х + 4, у + 2). Чтобы из этой точки перейти в точку (х + 4, у + 0), следует выполнить команду сместиться на вектор (0, -2). По команде сместиться на вектор (-4, 0) перо Чертёжника прочертит отрезок к точке А:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Закрепить понятия алгоритма, исполнителя, СКИ, виды алгоритмов, привести примеры алгоритмов; развивать знания и умения составления алгоритмов; познакомить с исполнителем Чертежник.
Способствовать развитию познавательного интереса; повышению творческой активности; алгоритмического мышления и информационной культуры.
Воспитывать дисциплину, аккуратность, ответственное отношение к собственному труду, учебе, здоровью.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с заданиями, презентация.
I . Организационный момент (1-2 минуты)
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
II . Актуализация знаний ( 3 мин.)
Что такое алгоритм? (А лгоритм – описание последовательности действий (план), исполнение которых приводит к решению задачи за конечное число шагов). Привести примеры.
Какие бывают исполнители? Приведите примеры.
В чем разница между формальным и неформальным исполнителем?
Какие вы знаете способы записи алгоритмов?
III . Изучение нового материала
Исполнитель Чертежник.
Чертежник – это исполнитель предназначенный для построения рисунков на координатной плоскости. Использует координаты точек.
Чертежник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остается след — отрезок от предыдущего положения пера до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа на плоскости не остается. В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и находится в точке (0, 0).
сместиться в точку ( x , y )
сместиться на вектор ( x , y )
В каком случае в результате выполнения команды переведи в точку (2, 3) из различных показанных на рис. 3.2 начальных положений не будет прочерчен ни один отрезок?
Рассмотрим пример написания алгоритма рисования ромба для исполнителя Чертежник в программе Кумир.
Дети диктуют, учитель пишет программу (используются компьютер, проектор, доска).
Вставка — использовать Чертежник;
алг ромб (название алгоритма)
установить цвет («оранжевый»)
сместиться в точку (3, 5)
сместиться в точку (5, 9)
сместиться в точку (7, 5)
сместиться в точку (5, 1)
сместиться в точку (3, 5)
IV. Физкультминутка ( 1 -2 мин)
V . компьютерный практикум
РТ №207 стр. № 208 стр.
VI . постановка домашнего задания ( 1 мин)
VII . Рефлексия (2-3 минуты)
сегодня я узнал…
я выполнял задания…
у меня получилось …
урок дал мне для жизни…
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 605 915 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 18.07.2017 2940
- DOCX 135 кбайт
- 84 скачивания
- Рейтинг: 5 из 5
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Cуханова Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие
Время чтения: 15 минут
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни
Время чтения: 2 минуты
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
УМК: Босова Л. Л. Информатика 6 МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2013.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: изучение способа записи алгоритма для исполнителя Чертежник(Среда программирования Кумир. Написание программы.)
Планируемые результаты:
предметные – умения разработки алгоритмов для управления исполнителем;
метапредметные – умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов;
личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.
Решаемые учебные задачи:
развить представления учащихся об исполнителях;
дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя;
познакомить с исполнителем Чертёжник (среда, круг решаемых задач, СКИ, режимы работы, отказы).
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
круг решаемых исполнителем задач;
система команд исполнителя;
система отказов исполнителя;
режимы работы исполнителя (непосредственный, программный);
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, всё ли готово к уроку?
У вас должны быть на парте: тетрадь, учебник, письменные принадлежности и дневник.
Итак, начнем сегодняшний урок.
Проверяют свою готовность к уроку.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
II. Актуализация знаний
На протяжении нескольких уроков мы изучаем одну большую тему.
Разбираем ЛСМ (логико-смысловую монограмму).
Какое понятие на наших уроках упоминается чаще всего?
Что такое алгоритм? Приведите примеры.
Давайте посмотрим небольшой фрагмент мультфильма
Кто или что может выполнить алгоритм?
Как называют таких исполнителей?
Формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет одинаково, неформальный может выполнить команду по-разному.
Ученики отвечают на вопрос учителя
Ученики дают определение алгоритма. (Алгоритм – это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату).
Ученики высказывают свое мнение. Исполнитель (человек, животное, техническое устройство)
Ученики отвечают на вопрос учителя: (Формальные исполнители).
Умение выражать мысли (К).
Построение логической цепи (П).
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Постановка цели урока
Вы знаете различные формы записи алгоритма, перечислите их, приведите примеры.
С какой формой записи алгоритма мы еще не работали?
Программы можно записывать только для формальных исполнителей и сегодня мы будем знакомиться с формальным исполнителем Чертежник.
На доске слова разбросаны в разном порядке.
Попробуйте сформулировать тему урока…
А теперь давайте подумаем какая цель нашего урока.
Давайте посмотрим на ключевые слова все ли мы их знаем?
Ученики отвечают на вопрос учителя:
словесный, блок-схема, графический и при помощи программы.
Запись алгоритма при помощи программ.
Учащиеся формулируют цель: научиться записывать алгоритм для управления Чертежником.
Умение выражать мысли (К).
Планирование, целеполагание (Р).
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися способа управления Чертежником.
Выбираем ФОМУ неверующего. (любого человека из класса)
Чтобы управлять исполнителем Чертежник, необходимо знать среду и систему команд.
Учебник§18 (стр. 118)
Описывается среда и система команд исполнителя Чертежник:
— чертежник имеет перо, которое может поднимать, опускать и перемещать;
— при перемещении опущенного пера за ним остается след (опустить перо и поднять перо);
— по команде сместиться в точку (а,b), Чертежник сдвигается в точку с координатами (а,b), эту команду называют командой абсолютного смещения;
— по команде сместиться на вектор (а,b), Чертежник отсчитывает a единиц по горизонтальной оси (оси абсцисс), и b единиц вверх по вдоль вертикальной оси (оси ординат) и сдвигает перо в точку с координатами (x+a; y+b), эту команду называют командой относительного смещения.
Ученики отвечают на вопрос учителя:
Система команд – это совокупность всех команд, которые могут быть выполнены исполнителем.
Рефлексия способов и условий действия (П)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
Давайте мы с вами выступим в роли формального исполнителя Чертежник.
Программа — это алгоритм, записанный на языке понятном исполнителю.
Выполним задание № 207 (стр.180) РТ
Правильный результат на экране. Если вы сделали правильно, поставьте себе + рядом с заданием.
Выполним задание № 210 (стр.181) РТ
Правильный результат на экране. Если вы сделали правильно, поставьте себе + рядом с заданием.
А теперь поменяйтесь друг с другом и проверьте программы соседа, поставьте оценку.
Фиксируют на карточках результат выполнения алгоритма.
Учащиеся проверяют и корректируют свою работу
Работа в парах, проверяют работу друг у друга.
Учащиеся выставляют оценки друг другу.
применение нового материала при решении задач (Л)
Оценивание усваемого содержания (Л)
V. Практическое применение новых знаний
Цель этапа: применение нового знания на практике; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
Переходим к управлению Чертежником, составим программы для вычерчивания им цифр (как в индексе). Работа в среде исполнителя Чертежник.
В программе Кумир несколько исполнителей, нужно показать с каким мы собираемся работать (использовать Чертежник).
Необходимые служебные слова уже есть (АЛГ, НАЧ, КОН). Между НАЧ и КОН пишутся все команды исполнителя. Чертежник может исполнять только правильно написанные команды, иначе он их не поймет (это синтаксические ошибки). Алгоритм может содержать логические ошибки, в результате выполнения алгоритма не будет достигаться требуемый результат или выполнение некоторых приведет к отказу.
ФОМА неверующий говорит.
— Я не верю, что нужно писать НАЧ и КОН.
— Я думаю программа обойдется без АЛГ.
— Правильно писать переместиться в точку.
— или передвинуться на вектор
Составьте программу для Чертежника рисования цифры стр.123 (возьмите любую геометрическую фигуру)
Учащиеся слушают, при необходимости задают вопросы, обсуждаем их.
Учащиеся слушают, что говорит ФОМА неверующий, при необходимости отстаивают свою точку зрения, обсуждают вместе. Доказывают ФОМЕ.
умение слушать и слышать (К)
самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Физкультминутка
Мы много работали, устали.
Теперь проверим, хорошие ли мы исполнители?
Я буду давать команды, а вы их выполнять.
Даются команды на активизацию мышц рук, головы, глаз и т.д.
Например: встаньте; посмотрите вверх; посмотрите на соседа по парте; поднимите руки вверх; опустите руки вниз; возьмите в руки учебник и тетрадь (в раскрытом виде).
Идите на свое рабочее место и выполняйте практическую работу.
Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз.
умение слушать и слышать (К)
VI.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Какую тему мы изучили на уроке?
— Что вы научились делать?
— Какие трудности вы испытывали при написании программы для исполнителя Чертежник?
— Где можно применить новые знания?
— Оцените свою работу на уроке.
Если вы выполнили оба задания правильно в карточках и написали одну программу для Чертежника, поставьте себе 8.
Домашнее задание
достаньте свои дневники и запишите домашнее задание.
Дополнительное задание: придумать свои рисунки и написать для них программы для исполнителя Чертежник.
Учащиеся дают ответы на вопросы
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили
Анализируют работу на уроке через самооценку
Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.
Записывают домашнее задание.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулир. и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Использованные источники:
Информатика. Учебник 6 класс. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Информатика. УМК для основной школы: 5 — 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. Автор: Бородин М. Н. 2013.
Методические рекомендации по проведению уроков в 6 классе. Л.Л.Босова.
-75%
Тема урока: «Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником».
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: Познакомить с исполнителем Чертёжник, его системой команд и средой; научить составлять алгоритмы, используя СКИ Чертёжник.
Решаемые учебные задачи:
развить представления учащихся об исполнителях;
дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя;
познакомить с исполнителем Чертёжник (среда, круг решаемых задач, СКИ, режимы работы, отказы).
Предметный результат: научится писать простейшие программы в среде исполнителя Чертежник.
Личностный результат: самоопределение – готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные:
общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные:
взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения
Планируемые результаты:
Предметные: умения разработки алгоритмов для управления исполнителем Чертежник.
Личностные: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.
УУД: умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов.
Основные понятия: алгоритм; исполнитель; формальный исполнитель; круг решаемых исполнителем задач; среда исполнителя; система команд исполнителя; система отказов исполнителя; режимы работы исполнителя (непосредственный, программный); управление; относительное смещение; абсолютное смещение.
Дидактические материалы: рабочие листы, лист самооценки.
Оборудование: мультимедийное оборудование, ПК учащихся, учебник.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы проведения занятия: словесный (рассказ), наглядный (презентация), практический (практическая работа).
Межпредметные связи: математика, черчение.
Технология проведения
Деятельность
Деятельность
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
1. Организационно — мотивационный этап (2 мин)
Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;
проверка готовности рабочих мест;
создание положительного настроя учащихся на урок
Готовятся к работе.
Включает в деловой ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой.
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке присутствуют все? Спасибо.
Слайд 2 Конечно, это улыбка. Подарите свою улыбку мне, своим друзьям-одноклассникам и всем гостям.
Дорога познаний трудна, но интересна. Нам предстоит пройти много этапов. На каждом этапе вы будете приобретать новые знания и умения. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, по которым вы будете себя оценивать в баллах и в результате получите общую отметку за урок.
Личностные: самоорганизация
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативны: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний (7 мин)
Сконцентрировать внимание на основных понятиях изученного материала прошлых уроков
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание. Вспоминают изученный материал. Оценивают свою деятельность
Выявляет уровень знаний, ведет с учащимися диалог, в ходе которого учащиеся выявляют возникшие затруднения.
— На протяжении нескольких уроков мы изучаем одну большую тему.
— Какое понятие на наших уроках упоминается чаще всего?
Слайд 4(Алгоритм)
— Что такое алгоритм? Приведите примеры.
— Алгоритм – это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату.
Слайд 5, 6— Сегодня мы продолжим изучать с вами алгоритмы, но прежде, вы проверите свои знания по темам предыдущих уроков, так как они будут необходимы нам на сегодняшнем уроке. Задание состоит в том, что надо вставить пропущенные слова. На столе у вас лежат листы с заданием, возьмите ручки и заполните пустые клетки. На работу у вас 5 минут.
— Кто считает что, справился с заданием, показал высокий уровень знаний?
— Я предлагаю, вам посмотреть на доску и проверить правильно ли вы вставили слова. знания.
Слайд7— Поставьте себе отметку и впишите её в лист оценивания (нет ошибок отметка «5», 1-2 — «4», 3 — «3», 4 и более — «2»).
Понимать для чего необходимо знать об алгоритмах.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
осознание своих возможностей
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в коллективе
Познавательные:
умение анализировать, выделять и формулировать цели
3. Определение темы и цели урока. (8 мин)
Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности.
Выполняют задание, слушают, смотрят, вспоминают, делают выводы и обосновывают ответы.
Пытаются формулировать тему, цель и план урока.
Подводит учащихся к теме и цели урока.
Учитель пошагово предлагает ученикам составить алгоритм работы
— Скажите, пожалуйста, с какой наукой информатика связано очень тесно?
—С математикой.
Слайд 7- Давайте вспомним математику. Выполните задание в паре.
(Выполняют задание, выставляют баллы в оценочный лист).
Слайд 9— Раз уж мы с вами говорили об исполнителях и алгоритмах, то может даже есть какой-нибудь исполнитель, занимающиеся такими геометрическими построениями? И как бы он мог называться?
-Рисователь, построитель, чертежник.
— Да, действительно, есть такой исполнитель. Называется он Чертёжник!
Слайд 10 — Попробуйте сформулировать тему урока.
— Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.
— Открываем тетради, записываем тему урока.
-Как вы думаете, что нам нужно знать про этого исполнителя?
— СКИ, среда, система отказов, управление.
Слайд 11— Какова цель сегодняшнего урока?
— Узнать об исполнителе Чертёжник, его системе команд и среде; научиться составлять алгоритмы, используя СКИ Чертёжник.
Регулятивные:
— определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке;
— определение последовательности действий на уроке.
Коммуникативные:
— инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
4. Открытие нового знания. (10 мин)
Цель – организовать осмысленное восприятие новой информации.
Слушают, запоминают, наблюдают, отвечают на вопросы учителя, работают с кластером.
Изложение учебного материала с использованием презентации диалог с учащимися.
Работа с учебником.
Слайд 12— У вас на парте лежат рабочие листы с заданиями. Подпишите их. Первое задание это кластер, который вы должны заполнить по ходу моего объяснения нового материала.
Слайд 13— Чтобы управлять исполнителем Чертежник, необходимо знать среду и систему команд.
Чертёжник — это исполнитель, предназначенный для построения рисунков на координатной плоскости. При задании точек этой координатной плоскости, координаты x и y разделяются запятой.
Слайд 14 СКИ Чертежник:
-сместиться в точку (a,b);
-сместиться на вектор (a,b).
Слайд 15-Чертёжник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остается след — отрезок от предыдущего положения пера до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа на плоскости не остается. В начальном положении перо Чертёжника всегда поднято и находится в точке (0,0).
По команде подними перо Чертёжник поднимает перо. Если перо уже было поднято, Чертёжник игнорирует эту команду: он не меняет положение пера и не сообщает об отказе. Иначе говоря, каким бы ни было положение пера до команды подними перо, после этой команды оно будет поднятым.
Точно так же, независимо от первоначального положения, после выполнения команды опусти перо оно оказывается опущенным, то есть готовым к рисованию.
— Рисунки Чертёжник выполняет с помощью команд сместиться в точку и сдвинуться на вектор.
Слайд 16 По команде сместиться в точку (а, b) Чертёжник сдвигается в точку с координатами (а, b). Видно, что, независимо от предыдущего положения, перо оказывается в точке (2, 3), но длина и направление отрезка, который при этом чертится, могут быть различны. Команду сместиться в точку называют командой абсолютного смещения.
— Посмотрите в учебник с. 119 рис. 64. Назовите координаты точек, в которых находился Чертежник до выполнения команды сместиться в точку (2 ,3)?
—1,1; 3,1; 0,2; 1,2; 2,2; 3,2; 4,2; 1,3; 3,3; 0,4; 1,4; 2,4; 3,4; 4,4; 1,5; 3,5.
Слайд 17 — Пусть перо Чертёжника находится в точке (x, у). По команде сместиться на вектор (а, b) Чертёжник отсчитывает а единиц вправо вдоль горизонтальной оси (оси абсцисс), b единиц вверх вдоль вертикальной оси (оси ординат) и сдвигает перо в точку с координатами (х + а; у + b). Таким образом, координаты, указанные в команде, отсчитываются не от начала координат, а относительно текущего положения пера Чертежника. Поэтому команду сместиться на вектор называют командой относительного смещения.
— Из рисунка видно, что положение пера после команды зависит от его предыдущего положения, зато в результате получаются отрезки, длина и направление которых одинаковы.
В математике направленные отрезки называются векторами, отсюда и происходит название команды.
— Посмотрите в учебнике на рис. 65. Назовите координаты точек, в которых находилось перо Чертёжника до выполнения команды сместиться на вектор (2, 3) и куда оно переместилось после выполнения этой команды?
— 0,0; 1,0; 2,0; 0,1; 1,1;
Слайд 18— Чертёжник может исполнять только правильно записанные команды. Например, если вместо команды сместиться на вектор написать сдвинь на вектор, то Чертёжник эту запись не поймёт и сразу же сообщит об ошибке. Ошибки в записи команд называются синтаксическими.
Алгоритм может содержать логические ошибки. Например, все команды могут быть записаны правильно, но в результате логической ошибки последовательность их выполнения не будет приводить к поставленной цели или выполнение некоторых команд приведёт к отказу.
Слайд 20 — Кто успел заполнить кластер ставил себе в оценочный лист 1 балл, кто не успел — 0 баллов.
Знает систему команд исполнителя
осознание значимости темы
Регулятивные:
принимают учебную задачу, сохраняют, решают
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учеником, слушают, слышат друг друга, составляют связные высказывания
Познавательные: логические умения (сравнивают, анализируют, классифицируют)
5. Физкультминутка (1 мин)
Снятие физического и умственного напряжения.
Учащиеся выполняют упражнения
Учитель показывает упражнения
— Мы много работали, устали.
Теперь проверим, хорошие ли мы исполнители?
— Я буду давать команды, а вы их выполнять.
(Даются команды на активизацию мышц рук, головы, глаз и т.д. )
Поднять левую руку вверх
Поднять правую руку вверх
Поставить руки на пояс
Вернуться в исходное положение
Вернуться в исходное положение
Вернуться в исходное положение
Улыбнуться соседу по парте
Погладить себя по голове
-стремление и готовность к поддержанию своего здоровья.
6. Этап закрепления (первичное закрепление и применение знаний) (5 мин)
Проговаривание и закрепление нового знания, применение на практике.
Выполняют задание, фиксируют результаты выполнения алгоритма, проверяют работу друг у друга, выставляют баллы.
Организует выполнение задания, инструктирует, корректирует работу учащихся.
Слайд 22— Сейчас в рабочем листе вы выполните №207 и №210 задания самостоятельно.
Слайд 23, 24— Проверим? Поменяемся рабочими листами с соседом. Правильный результат на экране.
— Кто правильно справился с заданием поставьте себе 1 балл, кто не справился — 0 баллов.
Умеет правильно выполнять задание.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, прогнозирование Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации,
умение планировать свою трудовую деятельность
7. Практическое применение знаний и формирование умений и навыков.
Цель: закрепить полученные знания (применение полученного знания в практике)
Набирают и выполняют программу, уценивают свою деятельность, задают вопросы.
Корректирует деятельность обучающихся в процессе практической работы; контролирует и консультирует обучающихся, напоминает правила ТБ.
Слайд 25— Сейчас мы с вами поработаем в системе программирования КуМир. На Рабочем столе компьютера найдите ярлык КуМир-Стандарт. Запустите эту программу двойным щелчком мыши. В строке меню выбираем Чертёжник , Показать окно исполнителя Чертежника.
— В окне исполнителя нажимаем на кнопку Поверх всех окон.
— Далее Вставка, Использовать Чертежник.
— Выполните задания №211, 212, 213.
— Если вы все сделали правильно поставьте себе 3 балла, в противном случае — 0 баллов.
Регулятивные:
— контроль, оценка, коррекция.
Познавательные:
— обще учебное умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные:
— умение слушать и слышать.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Выставление оценок(3 мин)
— зафиксировать новое содержание урока,
— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Организует оценку и самооценку учебной деятельности.
Выскажитесь одним предложением,
выбирая начало фразы:
сегодня я узнала…
я выполнял задания…
я почувствовал, что…
у меня получилось …
урок дал мне для жизни…
— Молодцы! Спасибо за работу.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные:
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
умение провести самооценку и организовать взаимооценку, осознанность учения
13. Домашнее задание (1 мин)
Записывают домашнее задание, приводят в порядок рабочее место.
Литература: 1. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Читайте также:
- Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства конспект 3 класс
- Человек и природа конспект 1 класс
- Л н толстой как мужик камень убрал басня 4 кл конспект и презентация урока
- Технология приготовления пищи конспект урока
- Мобильный интернет конспект урока
Гипермаркет знаний>>Информатика >>Информатика 7 класс>> Управление исполнителем Чертежник
3.2. Управление исполнителем Чертежник. Знакомимся с Чертежником
Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.
При задании точек этой координатной плоскости, в отличие от того, как это принято в математике, координаты х и у разделяются запятой.
Например, координаты выделенной на рис. 3.1 точки будут записаны так: (1, 1).
Чертежник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остается след — отрезок от предыдущего положения пера до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа на плоскости не остается. В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и находится в точке (0, 0).
По команде подними перо Чертежник поднимает перо. Если перо уже было поднято, Чертежник игнорирует эту команду: он не меняет положение пера и не сообщает об отказе. Иначе говоря, каким бы ни было положение пера до команды подними перо, после этой команды оно будет поднятым.
Точно так же, независимо от первоначального положения, после выполнения команды опусти перо оно оказывается опущенным, то есть готовым к рисованию.
Рисунки Чертежник выполняет с помощью команд переведи в точку и сдвинь на вектор.
По команде переведи в точку (а, b) Чертежник сдвигается в точку с координатами (а, &). На рис. 3.2 показаны результаты выполнения команды переведи в точку (2, 3) при различных положениях пера до этой команды. Видно, что независимо от предыдущего положения перо оказывается в точке (2, 3), но длина и направление отрезка, который при этом чертится, могут быть различны. Команду переведи в точку называют командой абсолютного смещения.
Назовите координаты точек, в которых находился Чертежник до выполнения команды переведи в точку (2, 3).
В каком случае в результате выполнения команды переведи в точку (2, 3) из различных показанных на рис. 3.2 начальных положений не будет прочерчен ни один отрезок?
Пусть перо Чертежника находится в точке (х, у). По команде сдвинь на вектор (а, b) Чертежник отсчитывает а единиц вправо вдоль горизонтальной оси (оси абсцисс), b единиц вверх вдоль вертикальной оси (оси ординат) и сдвигает перо в точку с координатами (х + а; у + b). Таким образом, координаты, указанные в команде, отсчитываются не от начала координат, а относительно текущего положения пера Чертежника. Поэтому команду сдвинь на вектор называют командой относительного смещения.
На рис. 3.3 показаны результаты выполнения команды сдвинь на вектор (2, 3) при различных положениях пера до этой команды. Из рисунка видно, что положение пера после этой команды зависит от его предыдущего положения, зато в результате получаются отрезки, длина и направление которых одинаковы. В математике направленные отрезки называются векторами, отсюда и происходит название команды.
Назовите координаты точек, в которых находилось перо Чертежника до выполнения команды сдвинь на вектор (2, 3) и куда оно переместилось после выполнения этой команды.
Как будет выполняться команда сдвинь на вектор (а, b) , если:
а) а < 0;
б) b < 0;
в) а < 0 и b < 0?
Чертежник может исполнять только правильно записанные команды. Например, если вместо команды сдвинь на вектор написать здвинь на вектор, то Чертежник эту запись не поймет и сразу же сообщит об ошибке. Ошибки в записи команд называются синтаксическими.
Алгоритм может содержать логические ошибки. Например, все команды записаны правильно, но последовательность их выполнения не приводит к поставленной цели или выполнение некоторых команд приводит к отказу.
Пример алгоритма управления Чертежником
Изобразим с помощью Чертежника треугольник, положение вершин которого на координатной плоскости определяется парами чисел (1, 1), (3, 5), (5, 2) (рис. 3.4).
Так как в начале работы перо Чертежника всегда поднято, то для рисования треугольника с заданными координатами достаточно выполнить следующую последовательность команд:
переведи в точку (1, 1)
опусти перо
переведи в точку (3, 5)
переведи в точку (5, 2)
переведи в точку (1, 1)
Предложите другие варианты выполнения этого задания. При этом число команд не должно превышать пяти (есть пять других вариантов).
А теперь составим такой алгоритм управления Чертежником, чтобы с его помощью в произвольном месте координатной плоскости можно было нарисовать прямоугольник со сторонами, параллельными координатным осям, длины которых равны 2 и 4 единицам.
Зафиксируем одну из вершин прямоугольника в точке (1, 1). Нужный рисунок на координатной плоскости может выглядеть, как показано на рис. 3.5.
Предложите другой вариант рисунка, удовлетворяющий заданным условиям: одна из вершин прямоугольника расположена в точке (1, 1), а длины его сторон равны 2 и 4 единицам? (Существует еще семь вариантов.)
Можно определить координаты каждой из вершин этого прямоугольника и для его изображения составить следующую программу:
переведи в точку (1, 1)
опусти перо
переведи в точку (1, 3)
переведи в точку (5, 3)
переведи в точку (5, 1)
переведи в точку (1, 1)
Этот алгоритм не будет решать поставленную задачу, если изменить координаты начальной точки (рис. 3.6). Изменение координат одной из вершин повлечет за собой пересчет координат всех вершин прямоугольника. Причем это придется делать самому разработчику алгоритма.
Воспользуемся для рисования заданного прямоугольника командой относительного смещения.
Пусть (х, у) — координаты вершины А прямоугольника ABCD (рис. 3.7).
Тогда координаты вершины В можно записать как (х, у 4- 2), вершины С — как (х + 4, у 4- 2), вершины D — как (х + 4, у) (рис. 3.8).
Чтобы изобразить отрезок АВ, воспользуемся командой сдвинь на вектор (0, 2).
В результате Чертежник сдвинет перо из точки с координатами (х, у) в точку с координатами (х + 0, у + 2).
По команде сдвинь на вектор (4, 0) перо окажется в точке (х + 4, у + 2). Чтобы из этой точки перейти в точку (х + 4, у + 0), следует выполнить команду сдвинь на вектор (0, -2). По команде сдвинь на вектор (-4, 0) перо Чертежника прочертит отрезок к точке А:
Команда | Координаты точки |
Начальная точка | (x, y) |
сдвинь на вектор (0, 2) | (х+ 0, у +2) |
сдвинь на вектор (4, 0) | (х+ 4, у + 2) |
сдвинь на вектор (0, -2) | (х + 4, у+ 0) |
сдвинь на вектор (-4 , 0) | (x, y) |
Если в качестве вершины А зафиксировать точку с координатами (1, 1), то программа будет выглядеть так:
переведи в точку(1, 1)
опусти перо
сдвинь на вектор (0, 2)
сдвинь на вектор (4, 0)
сдвинь на вектор (0, -2)
сдвинь на вектор (-4, 0)
Для того чтобы нарисовать прямоугольник в другом месте координатной плоскости, например в точке с координатами (5, 5), достаточно изменить в этой программе только первую строку:
переведи в точку (5, 5)
С помощью команды абсолютного смещения рисунок «привязывается» к строго определенным точкам координатной плоскости. Она используется чаще всего для установки начального положения пера Чертежника.
Команды относительного смещения применяются для создания рисунков, у которых точное место не важно или которые нужно воспроизводить в разных местах.
Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов
Чертежник может рисовать любые фигуры из отрезков, например цифры почтового индекса. Как известно, каждая такая цифра вписана в прямоугольник (рис. 3.9).
Условимся при рисовании каждой цифры за начальную точку брать левую нижнюю точку соответствующего прямоугольника.
Программа рисования цифры 0 может иметь вид:
опусти перо
сдвинь на вектор (0, 2)
сдвинь на вектор (1, 0)
сдвинь на вектор (0, -2)
сдвинь на вектор (-1, 0)
подними перо
сдвинь на вектор (2, 0)
Для рисования цифры 6 можно использовать программу:
сдвинь на вектор (1, 2)
опусти перо
сдвинь на вектор (-1, -1)
сдвинь на вектор (1, 0)
сдвинь на вектор (0, -1)
сдвинь на вектор (-1, 0)
сдвинь на вектор (0, 1)
подними перо
сдвинь на вектор (2, -1)
Для чего нужна последняя команда?
А теперь представьте, что необходимо составить алгоритм рисования почтового индекса города Красноярска — 660000.
Самый простой вариант — составить очень длинную программу, в которой дважды повторить алгоритм рисования цифры 6 и четырежды — цифры 0.
Но есть и другой способ. Оказывается, Чертежник может «запомнить», как рисуется та или иная цифра. Для решения основной задачи (рисования почтового индекса 660000) достаточно «научить» Чертежника рисовать цифру 6 и цифру 0. Для этого алгоритм рисования цифры нужно предварительно оформить в виде процедуры (вспомогательного алгоритма).
Процедура рисования цифры 0 будет выглядеть так:
ПРОЦ цифра__0
НАЧАЛО
опусти перо
сдвинь на вектор (0, 2)
сдвинь на вектор (1, 0)
сдвинь на вектор (0, -2)
сдвинь на вектор (-1, 0)
подними перо сдвинь на вектор (2, 0)
КОНЕЦ
Строка ПРОЦ цифра 0 называется заголовком процедуры. Имя процедуры — цифра 0. Алгоритм рисования буквы помещается чуть правее между служебными словами НАЧАЛО и КОНЕЦ.
Процедура рисования цифры 6 будет выглядеть так:
ПРОЦ цифра_6
НАЧАЛО
сдвинь на вектор (-1, -1)
сдвинь на вектор (1, 0)
сдвинь на вектор (0,-1)
сдвинь на вектор (-1, 0)
сдвинь на вектор (0,1)
подними перо
сдвинь на вектор (2, -1)
КОНЕЦ
Приказ на выполнение вспомогательного алгоритма (процедуры) называется вызовом процедуры и записывается в основном алгоритме.
Теперь запишем основной алгоритм, с помощью которого будет нарисован индекс 660000:
переведи в точку (1, 1)
цифра_6
цифра_6
цифра_0
цифра_0
цифра_0
цифра_0
К какому типу алгоритмов относится этот основной алгоритм?
Цикл повторить n раз
При составлении алгоритмов довольно часто встречаются случаи, когда некоторую последовательность команд нужно выполнять несколько раз подряд. Для упрощения записи алгоритма в таких случаях можно использовать специальную конструкцию повторения.
Например, основной алгоритм рисования ряда из пяти ромбов (рис. 3.10) с помощью конструкции повторения можно записать так:
переведи в точку (1,2)
опусти перо
ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ
сдвинь на вектор (1, 2)
сдвинь на вектор (1, -2)
сдвинь на вектор (-1, -2)
сдвинь на вектор (-1, 2)
подними перо
сдвинь на вектор (3, 0)
КОНЕЦ
Можно рисование ромба оформить в виде отдельной процедуры:
ПРОЦ ромб
НАЧАЛО
сдвинь на вектор (1, 2)
сдвинь на вектор (1, -2)
сдвинь на вектор (-1, -2)
сдвинь на вектор (-1, 2)
КОНЕЦ
Тогда основной алгоритм будет выглядеть так:
переведи в точку (1,2)
опусти перо
ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ
ромб
подними перо
сдвинь на вектор (3, 0)
КОНЕЦ
В общем виде конструкция повторения записывается так:
ПОВТОРИТЬ <число повторений> РАЗ
<тело цикла (последовательность команд)>
КОНЕЦ
Служебные слова ПОВТОРИТЬ и КОНЕЦ пишутся одно под другим. Чуть правее между ними записывается повторяющаяся последовательность команд (тело цикла). Число повторений — произвольное целое число. Именно столько раз при выполнении алгоритма будут повторены команды, образующие тело цикла.
Предложите вариант решения задачи о почтовом индексе Красноярска с использованием конструкции повторения.
Можно ли обойтись без вспомогательного алгоритма в следующих ситуациях?
Коротко о главном
Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.
Система команд исполнителя представлена в следующей таблице:
Команда | Действие |
подними перо | Чертежник поднимает перо |
опусти перо | Чертежник опускает перо |
переведи в точку (а, b) | Чертежник сдвигается в точку с координатами (а, b) |
сдвинь на вектор (а, b) | Чертежник сдвигается на вектор (а, b) |
Алгоритм, решающий некоторую подзадачу основной задачи, называется вспомогательным алгоритмом. Вспомогательный алгоритм оформляется в виде процедуры. Приказ на выполнение вспомогательного алгоритма называется вызовом процедуры и записывается в основном алгоритме.
При составлении алгоритмов довольно часто встречаются случаи, когда некоторую последовательность команд нужно выполнять несколько раз подряд. Для упрощения записи алгоритма в таких случаях можно использовать специальную конструкцию повторения — ПОВТОРИТЬ n РАЗ.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте исполнителя Чертежник.
2. Составьте для Чертежника алгоритм рисования равнобедренного треугольника, если известны координаты концов отрезка, являющегося его высотой: (4, 1) и (4, 6), а также координаты (2, 1) одной из его вершин.
3. Составьте для Чертежника алгоритм рисования прямоугольника со сторонами, параллельными осям координат, если известны координаты его двух вершин: (2, 1) и (7, 5).
4. Составьте для Чертежника алгоритм рисования ромба, центр которого совмещен с центром экрана, диагонали лежат на координатных осях, а их длины определяются числами 8 и 4.
5. Составьте алгоритм управления Чертежником, в результате выполнения которого в произвольном месте координатной плоскости будет нарисован квадрат, длина стороны которого равна 2 единицам.
6. Составьте алгоритм управления Чертежником, в результате выполнения которого в произвольном месте координатной плоскости будет нарисован прямоугольник, длины сторон которого равны 3 и 4 единицам.
7. Составьте алгоритм управления Чертежником, в результате выполнения которого в произвольном месте координатной плоскости будет нарисован произвольный параллелограмм.
8. Составьте алгоритм рисования изображенных ниже фигур так, чтобы в процессе рисования перо не отрывалось от бумаги и ни одна линия не проводилась дважды.
9. Оформите в виде процедур алгоритмы рисования букв М, И, Р. Составьте алгоритмы рисования слов МИР, РИМ, МИМ.
10. Разработайте вспомогательный алгоритм рисования домика. На его основе составьте основной алгоритм рисования улицы из пяти домиков.
11. Составьте алгоритмы управления Чертежником, после исполнения которых будут получены следующие рисунки:
12. Составьте алгоритмы управления Чертежником, после исполнения которых будут получены следующие рисунки:
13. Придумайте свои задачи для Чертежника.
Босова Л. Л., Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса Л. Л. Босова. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 229 с. : ил.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.
Разработка — Гипермаркет знаний 2008-
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:
Управление исполнителем Чертежник.
Ключевые слова:
-
исполнитель Чертёжник
-
абсолютное смещение
-
относительное смещение
-
вспомогательный алгоритм
-
основной алгоритм
-
цикл n раз
Исполнитель Чертёжник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.
Исполнитель Чертёжник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.
При задании точек этой координатной плоскости, в отличие от того, как это принято в математике, координаты хну разделяются запятой.
При задании точек этой координатной плоскости, в отличие от того, как это принято в математике, координаты хну разделяются запятой.
Пример алгоритма управления Чертёжником
Пример алгоритма управления Чертёжником
Изобразим с помощью Чертёжника треугольник, положение вершин которого на координатной плоскости определяется парами чисел (1, 1), (3, 5), (5, 2) (рис. 66).
Изобразим с помощью Чертёжника треугольник, положение вершин которого на координатной плоскости определяется парами чисел (1, 1), (3, 5), (5, 2) (рис. 66).
Так как в начале работы перо Чертёжника всегда поднято, то для рисования треугольника с заданными координатами достаточно выполнить следующую последовательность команд:
Так как в начале работы перо Чертёжника всегда поднято, то для рисования треугольника с заданными координатами достаточно выполнить следующую последовательность команд:
сместиться в точку (1, 1)
опустить перо
сместиться в точку (3, 5)
сместиться в точку (5, 2)
сместиться в точку (1, 1)
сместиться в точку (1, 1)
опустить перо
сместиться в точку (3, 5)
сместиться в точку (5, 2)
сместиться в точку (1, 1)
Предложите другие варианты выполнения этого задания. При этом число команд не должно превышать пяти (есть пять других вариантов).
Предложите другие варианты выполнения этого задания. При этом число команд не должно превышать пяти (есть пять других вариантов).
Исполнитель Чертёжник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.
Исполнитель Чертёжник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.
Система команд исполнителя:
Система команд исполнителя:
Алгоритм, решающий некоторую подзадачу основной задачи, называется вспомогательным алгоритмом. Приказ на выполнение вспомогательного алгоритма записывается в основном алгоритме.
Алгоритм, решающий некоторую подзадачу основной задачи, называется вспомогательным алгоритмом. Приказ на выполнение вспомогательного алгоритма записывается в основном алгоритме.
Если некоторую последовательность команд нужно выполнять несколько раз подряд, то можно использовать специальную конструкцию повторения — нц n раз.
Если некоторую последовательность команд нужно выполнять несколько раз подряд, то можно использовать специальную конструкцию повторения — нц n раз.
Команду сместиться в точку называют командой абсолютного смещения.
Команду сместиться в точку называют командой абсолютного смещения.
Команду сместиться на вектор называют командой относительного смещения.
Команду сместиться на вектор называют командой относительного смещения.
Проверочный тест по пройденной теме.
Проверочный тест по пройденной теме.
Вопросы занятия:
·
исполнитель;
·
чертёжник;
·
алгоритм
под управлением чертёжника.
На прошлых уроках мы узнали, что существует множество
исполнителей и различные формы записи алгоритмов. Для формальных исполнителей
алгоритмы записывают в виде программ.
На этом уроке мы познакомимся с исполнителем Чертёжник.
С его помощью можно изображать рисунки на координатной плоскости.
Чтобы начать работу с чертёжником мы должны войти с
систему КуМир и в первой строке появившегося рабочего окна набрать команду
«использовать Чертёжник», в следующей строке набрать служебное слово «алг» — сокращённо
от слова «алгоритм». Программа всегда начинается со служебного слова «нач» — сокращённо
от слова «начало» и заканчивается служебным словом «кон» сокращённо от слова
«конец». Чтобы запустить программу на выполнение необходимо нажать клавишу F9.
Рассмотрим рабочее поле чертёжника.
Рабочим полем чертёжника является декартова система
координат, координаты точек, в которой задаются, как и в математической, но
разделяются при этом запятой, т.е. точка с координатами (2;3) у чертёжника
будет записываться следующим образом.
Если координата точки имеет дробную часть, она
отделяется от целой точки. Главным инструментом чертёжника является перо. В
начале работы оно находится в точке (0,0), и поднято.
Существует 4 основных команды исполнителя «Чертёжник»:
Опустить перо;
поднять перо;
сместиться в точку;
сместиться на вектор.
Рассмотрим каждую из них.
По команде «опустить перо» цвет пера чертёжника
изменится на чёрный. А при перемещении оно начнёт чертить прямую линию от
своего предыдущего положения до нынешнего. Если до этого перо было опушено,
команда игнорируется.
Есть и противоположная команда.
По команде «поднять перо» перо чертёжника становится
белым. И при перемещении перо не оставляет следов. Если до этого перо было
поднято – команда игнорируется.
Посмотрим, как выполняются эти команды. Вот что происходит,
если опустить перо и переместить его в точку (3,3). Поднять перо и переместить
его в точку (6,6).
Так же чертёжник может выполнять 2 команды перемещения
«Сместиться в точку». По этой команде Чертёжник
перемещается в заданную точку координатной плоскости. Если чертёжник, уже
находится в заданной точке – команда игнорируется. Так если задать чертёжнику
команду «Сместиться в точку (x,y)» — после ее выполнения чертёжник окажется
именно в этой точке координатной плоскости. Данную команду так же называют
командой абсолютного смещения.
На пример: результатом выполнения команд:
опустить перо
сместиться в точку (3,4)
Будет следующий рисунок.
Ещё одна команда для перемещения: «сместиться на
вектор».
Вектор
– это отрезок, заданного направления и длины
По этой команде чертёжник перемежается из текущего
положения на заданное количество единиц по оси абсцисс и оси ординат. Так,
находясь в точке с координатами (x,y) при выполнении команды «Сместиться на
вектор (i,j)»
чертёжник переместиться в точку с координатами (x+i,
y+j). Данную команду так же называют командой относительного смещения.
Так уже знакомый нам рисунок можно изобразить, задав
другую программу:
опустить перо
сместиться на вектор (3,4)
Чертёжник выполняет только команды, которые записаны
правильно.
В ходе написания программы могут быть допущены
синтаксические ошибки и логические ошибки.
Так если вместо команды «сместиться в точку», мы
запишем команду «сдвинься в точку» — последует отказ исполнителя, потому что Чертёжник
не знает такой команды.
При логических ошибках команды могут быть записаны
правильно, их выполнение не будет приводить к нужному результату.
А теперь сами попробуем составить несколько алгоритмов
для чертёжника:
Изобразим ромб с вершинами в точках (1,3), (2,5),
(3,3), (2, 1).
Так как, в начале работы, чертёжник находится в точке
(0, 0) и его перо поднято, для выполнения данной задачи необходимо сначала,
установить чертёжника в одну из вершин ромба, и опустить перо. Зададим Чертёжнику
соответствующие команды.
сместиться в точку (1,3)
опустить перо
Далее мы будем рисовать стороны ромба, обходя его
вершины. Для этого нам достаточно задать Чертёжнику команды:
сместиться в точку (2,5)
сместиться в точку (3,3)
сместиться в точку (2,1)
сместиться в точку (1,3)
Запустим программу на выполнение
Так мы составили программу, для рисования фигуры по
фиксированным точкам, теперь рассмотрим другую задачу.
Изобразим прямоугольник, длиной 5 и шириной 3, со
сторонами параллельными осям координат.
На координатной плоскости данный прямоугольник должен
выглядеть так.
Мы можем зафиксировать одну из вершин прямоугольника
в точке (2, 1), рассчитать расположение остальных его вершин, после чего
нарисовать стороны прямоугольника путём обхода его по вершинам. Можно записать
этот алгоритм для чертёжника в виде программы:
сместиться в точку (2,1)
опустить перо
сместиться в точку (2,4)
сместиться в точку (7,4)
сместиться в точку (7,1)
сместиться в точку (2,1)
Результатом ее выполнения будет рисунок…
Но данный алгоритм будет работать лишь до тех пор,
пока первая вершина прямоугольника находится в точке (2, 1). Если зафиксировать
первую вершину в другом месте, то и остальные вершины должны изменить своё
положение.
Поэтому данную задачу мы будем решать иначе.
Обозначим данный прямоугольник ABCD, где А – его
первая вершина. Пусть она имеет координаты (x,y), так как ширина прямоугольника
3, вершина B должна находиться на 3 единицы выше вершины А, следовательно, она
будет иметь координаты (x, y+3). Так как длина прямоугольника 5, вершина C –
должна находиться на 5 единиц правее вершины B, тогда её координаты (x+5, y+3).
Так как вершина D должна быть на 3 единицы ниже вершины С, ее координаты (x+5,
y).
Для примера мы установим первую вершину прямоугольника
в точке (1, 1)
Так как вершина B, находится на 3 единицы выше вершины
A, чтобы построить отрезок AB, мы используем команду «Сместиться на вектор (0,
3)». Так как вершина С на 5 единиц правее вершины B, для отрезка BC используем
команду «Сместиться на вектор (5, 0)». Так как вершина D находится на три
единицы ниже вершины С, для отрезка CD — команду «Сместиться на вектор (0,-3)».
И так как вершина A, находится на 5 единиц левее вершины D, для отрезка DA –
команду «Сместиться на вектор (-5,0)».
Теперь для изменения положения прямоугольника
достаточно изменить первую команду.
Из решённых задач можно сделать вывод:
Команда абсолютного смещения служит для привязки
рисунка, к определённым точкам координатной плоскости. Обычно ее используют для
установки начального положения чертёжника.
Команда относительного смещения используется, когда
положение рисунка не важно.
На этом уроке мы познакомились с исполнителем Чертёжник.
Напомним наиболее важные моменты урока:
С помощью Чертёжника можно строить рисунки на
координатной плоскости.
Чертёжник может выполнять команды:
Поднять перо
Опустить перо
Сместиться в точку
Сместиться на вектор.