Чилийский перец острее и горче болгарского ошибка

Упражнение
1.

Расставить ударения в словах, выбрать
букву в скобках, вставить пропущенные
буквы (если это необходимо).

1.
Алкоголь, гладильная, квартал, отключённый,
танцовщица, эксперт, балованный,
средствами, отнял, агрессия, девичник,
беспреце…дентный, времяпрепровождение,
ж…вачка, офицер(ы/а), соус(ы/а).

2.
Апостроф, кинза, красивее, оценённый,
уведомить, яслей, маркировать, склады,
отняли, судей, декан, очечник, бесс…ребреник,
на…смехаться, инженер(ы/а), свитер(ы/а).

3.
Арахис, граффити, некролог, плесневеть,
углубить, вероисповедание, маркированный,
складов, отняла, лотерея, крем, пустячный,
благослов…ение, пертурбация, аптекар(и/я),
табел(и/я).

4.
Аристократия, дефис, подключённый,
украинский, духовник, баловать, понял,
складами, судьями, афера, порядочный,
вдохнов…ение, пи…джак, характерный
(признак), снайпер(ы/а), ордер(ы/а).

5.
Асимметрия, дизентерия, договор, крапива,
позвонишь, умерший, еретик, пломбировать,
торты, поняла, рейтинг, грейпфрут,
по…стамент, языков…й (вопрос), доктор(ы/а),
штурман(ы/а).

6.
Блага, диспансер, позвонят, упростить,
пломбированный, тортов, принял,
претензия, скучно, двоеженец, дерма…тин,
пуловер, ж…вачка, языков…й
(бульон), тренер(ы/а), шницел(и/я).

7.
Биржевой, договор, кредит, на похоронах,
упрочение, премировать, рефлексия,
тортами, приняли, проект, истекший
(год), двубортный, ракурс,
токар(и/я),фельдшер(ы/а), характерный
(танец).

8.
Блокировать, договоры, звонишь, прибывший,
принудить, фетиш, иконопись, премированный,
(много) туфель, поняла, свитер, никчемный,
дву…спальный, светопре…ставление,
рапорт(ы/а), профессор(ы/а).

9.
Бомжи, донельзя, знамение, клала,
красивейший, кровоточить, простыня,
флюорография, банты, туфлями, тезис,
опека, дву…стволка, скрупулёзный,
тенор(ы/а), почерк(и/а).

10.
Бутик, договор, жалюзи, каталог, красивее,
кремень, рассредоточение, исповедание,
бантов, тембр, оседлый, дуршлаг,
стипендиа…т, слесар(и/я), полис(ы/а),
штабел(и/я).

11.
Валовой, завидно, квартал, кремировать,
ревновать, танцовщица, цемент, мощами,
блюда, поняли, темп, хребет, и…дентификация,
уч…реждение, пристав(ы/а), контейнер(ы/а).

12.
Включишь, добытый, занявший, надолго,
приговор, ремень, цепочка, христианин,
бантами, правы, тенденция, интриган…,
ханже…ство, шофёр(ы/а), кабел(и/я),
паспорт(ы/а).

13.
Включён, закупорить, намерение, наркомания,
принудить, свёкла, цыган, бензопровод,
блюдами, атеизм, подсвечник, инци…дент,
ч…резвычайный, редактор(ы/а), клапан(ы/а),
повар(ы/а).

14.
Вложить, давнишний, заключишь,
соболезнование, черпать, газопровод,
рэкетир, вафель, бизнесмен, скворечник,
ингредиент, компроме…тировать, э…скорт,
пекар(и/я), драйвер(ы/а), директор(ы/а).

15.
Внесённый, звонишь, новорождённый,
приговоры, совестливый, ходатайство,
мусоропровод, вафлями, шасси, троечник,
инаугурация, конкурент…оспособность,
многоженец, конструктор(ы/а),
госпитал(и/я), инспектор(ы/а).

16.
Воспринять, заключат, облегчить,
сосредоточение, шофёр, неуставный,
нефтепровод, упрощённый, лифты,
денационализация, яичница, конста…тировать,
я…ства, выговор(ы/а), инструктор(ы/а),
отпуск(и/а).

17.
Вручённый, звонят, красивее,
незаконнорождённый, озлобленный,
стиральный, шприцы, путепровод,
лифтов,тест, Ильинична, конфорка,
юрис…консульт, пристав(ы/а), выбор(ы/а),
катер(ы/а).

18.
Втридорога, исчерпать, оптовый, столяр,
украинский, щавель, трубопровод, лифтами,
детектор, Никитична, конъюнктура,
заражённый, противень, диспетчер(ы/а),
бункер(ы/а), вексел(и/я).

19.
Возбуждённый, гербовый, каталог,
осведомиться, страховщик, ходатайство,
щекотно, баловать, интеграция, Саввична,
дву…личный, меб…лированный, круассан,
бухгалтер(ы/а), бульдозер(ы/а), якор(и/я).

Упражнение
2
.Раскрыть
скобки, поставить существительные в
форму множественного числа именительного
падежа.

1.
Членами политической партии являются
люди самых разных профессий: (аптекарь,
бухгалтер, доктор, диспетчер, инженер,
инспектор, инструктор, кондитер,
кондуктор, конструктор, офицер, пекарь,
повар, редактор, ректор, столяр, слесарь,
токарь, тренер, учитель, шофёр). 2. Заводские
(корпус) расположены в северной части
посёлка. 3. Многие (лагерь) отдыха работают
только в летний сезон. 4. Большую роль
на выборах в демократических странах
играют политические (лагерь). 5. Корректором
замечены многочисленные (пропуск)
необходимых пунктуационных знаков. 6.
В результате проверки на заводе выявлены
(тормоз), препятствующие производству
качественной продукции. 7. Великие
(учитель) философы ХIХ
века воспитали не менее великих философов
ХХ века. 8. На параде по Красной площади
проходят основные (род) наших войск.

Упражнение
3.

Раскрыть скобки, поставить существительные
в форму множественного числа родительного
падежа (нет кого? чего?).

1.
В магазине большой выбор (чулки, носки,
колготки, рейтузы, джинсы, ботинки). 2.
На выставке представлены экспонаты
мастеров самых различных национальностей:
(дагестанцы, калмыки, лезгины, менгрелы,
ненцы, осетины, татары, туркмены, чеченцы,
чуваши). 3. Более трёх (гектары) крестьянских
угодий отведено под клубнику, летом
садоводы собираются снять с кустов
десятки (килограммы) вкусной красной
ягоды. 4. В прошлом году в хозяйстве
собрали большой урожай (апельсины,
сливы, мандарины, груши, гранаты, яблоки).
5. Обсерватории построены под городами
(Чехов, Муром, Киров).

Упражнение
4
.
Определить род существительных и
вставить пропущенные буквы. Раскрыть
скобки, выбрать правильную форму слова.

1.
Забавно скакал.. в вольере австралийск…
кенгуру. 2. Маленьк… пони делал… первые
несмелые шаги. 3. Особенно бережно
работники цирка охраняли тонконог…
беременн… пони. 4. Миниатюрн… колибри
на лету сбрасывал… пищу птенцам в
гнездо. 5. К моему удивлению, молодой
журналист взял у знаменитого артиста
интересн… интервью. 6. К модному чёрному
плащу предлагается бел… кашне. 7. Костюм
украшал… красив… жабо. 8. На названия
тотемных животных всегда накладывали
абсолютн… табу. 9. В прошлом месяце евро
падал… значительно медленнее, чем в
текущем месяце. 10. Я пью только черн…
кофе без сахара. И никако… салями! 11. На
афише изображен(а) настоящ(ий/ая) денди.
12. Незнаком(ый/ая) фрау тем не менее
предложил(а) кофе и поинтересовал(ся/ась),
понравился ли мне портрет, на котором
был(а) изображен(а) известн(ый/ая) леди.
13. Алексей не знал, что его считают ещё
одн(им/ой) протеже начальника. 14. «Леночка»,
– представил(ся/ась) мой (моя)
незадачлив(ый/ая) визави. 15. Медленно
катит воды широк… Миссисипи. 16. Солнечн…
Сочи расположен… на берегу Чёрного
моря. 17. К удивлению учителя, я никак не
мог найти на карте Канады больш… Онтарио.
18. В июне 2010 года Торонто был… избран…
местом проведения саммита «Большой
двадцатки».

Упражнение
5
.
Вставить пропущенные буквы.

1.
ЛДПР вновь предложил… своего кандидата
на выборы в губернаторы. 2. ЦРУ проверил…
работу комитета. 3. МВФ категорически
отверг… предложение президента Франции
4. МХАТ открыл… новый театральный сезон.
5. В понедельник Минобороны России по
просьбе Казахстана был… вынужден…
приостановить запуски ракет с полигона
Ашулук. 6. Неизлечим… СПИД поверг…
тогда в ужас всё человечество. 7. Эт..
колхоз был.. организован.. в 1929 году.

Упражнение
6.

Выбрать правильную форму существительного.

1.
Входные билеты в кино проверяли (билетёры
– билетёрши). 2. Почётное звание получил(а)
(учитель – учительница) средней школы
№6 г. Шахты Анна Дмитриевна Апраксина.
3. Моя племянница работает (секретарём
– секретаршей) в заводском управлении.
4. Всех поразил(а) своим результатом
(пловец – пловчиха) Мария Виноградова.
5. В судебном процессе участвуют судья
Андреева, прокурор(ша) Клевцова,
адвокат(ша) Веселова. 6. Пригласите на
совещание заведующ(его/ую) пятым сектором
Галанину. 7. Задержанн(ый/ая) Галкина
соглас(ен/на) дать показания.

Упражнение
7.

Раскрыть скобки, поставить существительные
в правильную форму.

1.
С большим вниманием все слушали
выступление (Теодор Красс). 2. Незнакомец
был похож на актёра (Николас Кейдж). 3.
Зал рукоплескал танцовщику (МàрисЛиèпа).
4. Из воспоминаний балерины (Илзе Лиèпа)
о своём знаменитом отце. 5. В суде были
заслушаны показания свидетеля (Фёдор
Глушак). 6. Уголовное дело возбуждено в
отношении (Алексей Маляр и Елена Шалевич).
7. Для проведения допроса гражданина
Вьетнама (Во ТхиЛиен) необходим переводчик.
8. Из интервью известных тренеров по
фигурному катанию (Нина и Станислав
Жук). 9. Роль красивейшей немецкой артистки
(Ева-Мария Хаген). 10. Точные таблицы
движения Луны составлены (Петер-Андреас
Ганзен) .

Упражнение
8.

Раскрыть скобки, поставить имя
существительное в правильную форму.

1.
Моя семья давно живёт в городе (Ржев).
2. Столкновения демонстрантов с
полицейскими отмечены в городе (Париж),
в городе (Лозанна), в городе (Сорренто).
3. Отборочные соревнования по дзюдо
прошли в городе (Иваново). 4. По сообщению
МЧС, в городе (Петровск) и в селе (Колчино)
подтоплено более 20 жилых домов. 5.
Уникальные древние сооружения были
обнаружены вблизи города (Ниш). 6. В
воскресенье многие жители города
(Лодейное Поле) наблюдали интересное
природное явление. 7. Над (Лодейное Поле)
поднялись сразу две радуги. 8. Адресат
проживает в городе (Киров). 9. В городе
(Кирово) из-за урагана было нарушено
электроснабжение. 10. Машина остановилась
в нескольких километрах от посёлка
(Бурмакино). 11. Трассу отремонтировали
до села (Горохово). 12. В деревне (Бурундучиха)
открылся новый магазин. 13. Поезд
приближается к станции (Бочкарёво). 14.
Батискаф прошёл испытания на озере
(Байкал). 15. Десятки дней караван пересекал
пустыню (Сахара). 16. В (Сахара) дожди идут
крайне редко. 17. Детство писателя
произошло на улице (Сретенка). 18. Большой
выбор разных изданий в книжном магазине
на улице (Новый Арбат). 19. Главный корпус
университета находится на (улица 1-го
Мая). 20. Во время проведения демонстрации
транспорт будет следовать по улицам
(Короленко, Попов, Пироговская). 21. Мы
свернули на улицу (Пироговская).

Упражнение
9.

Просклонять числительные 469, 140, 5791.

Упражнение
10.

Раскрыть скобки, исправить ошибки в
употреблении числительных (если они
есть), цифры заменить словами-числительными.

1.
Всю ночь трое друзей-фронтовиков
вспоминали былое. 2. Все с удивлением
смотрели на троих подруг, одетых в
одинаковые платья. 3. В этой многодетной
семье живут трое сирот, взятых на
воспитание из детского дома. 4. Игра не
начнётся, пока численный состав команд
неравный: их – трое, а вас – четверо. 5.
У мастера-парикмахера трои ножниц,
которые он использует для разных стрижек.
6. Книги выданы в библиотеке на 22 сутки.
6. Учёные наблюдают за поведением
лабораторных мышей уже 32 сутки. 7. В двух
тысяч тринадцатом году всех, родившихся
в год Змеи, ждёт удача.

Упражнение
11.

Исправить ошибки при образовании
прилагательных, где это необходимо.

1.
Всех более подготовленнее к диспуту
оказалась наша группа. 2. На мой взгляд,
более уместнее привести в пример мнение
Вольтера. 4. Этот спор тем более
бессмысленен, что произошла подмена
понятий. 5. Наш отдел подведомственен
главному управлению завода. 6. Советским
учёным был свойствен взгляд на природу
более материалистический, нежели
идеалистический. 7. Дела
фирмы с каждым днём всё хужее. 8. Река
обмелела, и по­этому лето с каждым
годом в этих местах всё жарчее. 9. Чилийский
перец острее и горче болгарского. 10. Не
знаю, зачем вы поехали по этой дороге;
этот путь длиньше. 11. Надо было купить
чёрное паль­то: оно дешевее, но прекрасно
смотрится. 12. Эта команда послабже, чем
бразильская. 13. Уверена, что нет на свете
собаки, толстее соседской. 14. При стирке
нашим порошком все краски становятся
ярчее. 15. Он предпочитает спиртные
напитки крепчее. 16. Мальчик подрос и
стал сильнее и боевее. 17. В любом споре
он уверен, что правее всех. 18. День ещё
осеннее, чем вчера.

Упражнение
12.
Выберите
нужную форму местоимения.

1.
Я стараюсь приучить (меня, себя) к
вдумчивому чтению. 2. Он любит (его, свой)
класс и никогда не подведет (его, своих)
товарищей. 3. Он понял неприглядность
(его, своего) поведения. 4. Вдруг я услышал
(мой, свой) имя. 5. В неудачах я виню только
(ме­ня, себя). 6. Приучите (меня, себя) к
строгой последовательности в накоплении
знаний. 7. Мы должны сдерживать (нас,
себя). 8. Вы хорошо зарекомендовали (вас,
себя) на работе. 9. Возьмите (ваши, свои)
книги и идите домой. 10. Дедушка приказал
нас с сестрицей посадить за стол прямо
против (себя, него). И. Я вам не позволю
так иронически относиться (к себе, ко
мне). 12. Врач попросил де­журную сестру
не допускать (к себе, к нему) больных
раньше девя­ти часов утра. 13. Я сыну
(своему, моему) любовь к свободе заве­щал.
14. Всей (своей, вашей) деятельностью вы
заслужили глубокое уважение потомства.
15. Я сдержал (своё, моё) слово, сдержите
и вы (своё, ваше). 16. Я займу (свое, моё)
место и ты (своё, твоё).

Упражнение
13
.
Вставить пропущенные буквы.

1.
Развитие науки обусл…вливает технический
прогресс. 2. Нельзя без оснований обвинять
кого бы то ни было, нельзя опор…чивать
чужую репутацию. 3. В конце занятий
преподаватель обычно подыт…живает
сказанное. 4. Мы старались приур…чивать
свой отпуск к началу лета. 5. Трудно было
охватить сразу весь материал и приходилось
сосредот…чиваться на основном. 6. За
разработку новых научных методов
коллектив института не раз удост…ивался
высоких наград. 7. Принимавшиеся в
условиях чрезвычайной обстановки меры
впоследствии узак…нивались. 8. Отдельные
члены комиссии уполном…чивались
действовать от её имени. 9. В конце
заседания мы усл…вливались о месте и
времени следующей встречи. 10. За присланные
книги было упл…чено.

Упражнение
14.

Вставить пропущенные буквы, согласуйте
подлежащее со сказуемым.

1.
Большинство хирургов стажировал…сь
в нашем центре. 2. По рассматриваемому
делу был… допрошен… несколько
свидетелей. 3. Несколько больных был…
осмотрен… профессором и отправлен…
на лечение в его клинику. 4. Много улик
указыва…т на причастность подозреваемого
к совершению преступления. 5. Со времени
окончания университета прошл… пять
лет. 6. В соответствии с новым законом
сто двадцать домов подлеж…т сносу. 7.
Семнадцать студентов и аспирантов
получа…т повышенные стипендии. 8. В
прошедшем году судьёй Смирновым был..
рассмотрен… 47 уголовных дел. 9. Большая
часть лабораторий не име…т необходимого
оборудования. 10. Ряд одарённых врачей
рекомендован… в ординатуру. 11. Большая
часть студентов, особенно первокурсники,
активно участвовал… в сборе игрушек
для детского дома. 12. Три сломанны…
стула был… отремонтирован… плотником.
13. Четыре косвенны… улики не могут лечь
в основание приговора. 14. В прозрачной
воде аквариума плавал… водяная черепаха
Матвей. 15. Город Прага поразил… своей
сказочно-игрушечной красотой. 16. Врач
Рослова назначил… лечение. 17. Экзамен
по истории России принимал… профессор
Аркадьева.

Упражнение
15
.
Исправить ошибки, связанные с нормами
управления.

1.
У подсудимого была альтернатива между
побегом и явкой с повинной. 2. В суде
прозвучала версия о невиновности
подсудимого. 3. Депутаты выразили
обеспокоенность за состояние коммунальных
сетей. 4. Журналистом проведено собственное
расследование о причинах аварии на
заводе, а также о сделках на поставку
оборудования. 5. Все слышали недавние
заверения директора завода о поставках
нового оборудования в цеха. 6. Журналист
несколько раз звонил к директору, но
связаться с ним так и не удалось. 7.
Директор подтвердил о готовности цеха
к реконструкции. 8. Вывоз мусора будет
производиться согласно графика. 9.
Вопреки указаний начальника цеха на
остановку ремонтных работ, замена
агрегата была продолжена. 10. Журналиста
пропустили на территорию завода по
предъявлению пропуска, подписанного
директором завода. 11. По исполнению
договора всем работникам были выплачены
премии. 12. Директор выразил уверенность
в успешную работу реконструированного
цеха. 13. Подсудимый не привёл доказательства
своей невиновности, к тому же он не
испытывал раскаяние после содеянного.

Упражнение
16
.
Исправить ошибки при однородных членах,
переконструировав предложения.

1.
Она всегда испытывала глубокое чувство
восхищения и люб­ви к своему деду. 2.
Мать всегда заботится и переживает даже
за взрослого ребёнка. 3. Мы посещаем
биологический кружок и ведём исследования
и наблюдения за птицами в наших лесах.
4. Максим Максимович добр, хорошо относится
и разбирается в людях. 5. Я хорошо понимаю
и сочувствую вашему стремлению сменить
рабо­ту. 6. Он мечтал и стремился к
победе на конкурсе. 7. Город утопает в
зелени, и везде: в парках, садах, бульварах,
улицах и переулках — чувствуется запах
сирени. 8. Лишь недавно мы получили
возможность покупать и составить своё
мнение о книгах Набокова. 9. В магазин
завезли лук, картофель, грейп­фруты,
чеснок и другие овощи. 10. На столах в
вазах стояли свежие полевые цветы:
колокольчики, ромашки, васильки, георгины.
11. Жуковский не только был интересным
поэтом, но и прекрасным переводчиком.
12. Она всю жизнь любила и отдавала
предпочтение одежде яр­ких цветов.
13. По этой книге Алексиевич поставлен
не только спек­такль, но также снят
недавно телесериал. 14. Он не столько
уехал из Петербурга по своему желанию,
сколько по настоянию жены. 15. Теперь
здесь не видно детских улыбок и весёлых
ребячьих го­лосов. 16. С первого же
класса я не любила делать уроки и школу.
17. Гуляя с утра до вечера и если не
зани­маться, экзамены хорошо не сдашь.
18. Цель нашей лекции — зна­комство с
грамматическими свойствами имени
существительного и какую роль в
предложении оно играет. 19. Я не люблю
молоко и когда мне ставят гор­чичники.
20. Когда Власов старший напи­вался,
он бил посуду и жену.

Упражнение
17.

Исправьте
ошибки в предложениях с причастным
оборотом.

1.
Это предложение я прочитал летом,
посвященное Великой Отечественной
войне. 2. Первокурсники были предупреждены
о возможном отчислении, не сдавшие
экзамены. 3. Мы не забудем тех, кто погиб
во время блокады, переносивших страшные
муки. 4. Заданный вопрос экзаменационной
комиссией несколько исправил ситуацию.
5. Абитуриентами называют людей,
поступающими в высшие учебные заведения.
6. Хозяин дачи поймал соседских мальчишек
в своем саду, кравших у него яблоки. 7.
Только спустя год узнали об инциденте
из письма своего сына, произошедшем еще
осенью. 8. Он был преподавателем, имевший
большой авторитет. 9. Проявленная
инициатива студентами оказала помощь
ректорату. 10. Очередной детектив уже
поступил в продажу, написанный Т.
Устиновой. 11. После ремонта в комнату,
оклеенной новыми обоями, было приятно
войти.

Упражнение
18.

Найдите
ошибки в использовании деепричастий и
отредактируйте следующие предложения.

1.
Никон прикрепил веревкой ружьё так,
чтобы, повернув его, под обстрелом
оказались те ворота, которые выходят
на дорогу. 2. Готовя роман к переизданию,
автором был внесен ряд существенных
исправлений. 3. Закрыв книгу, у нас в
памяти надолго остаются ее герои. 4.
Услышав о разведке, Пете стало весело.
5. Находясь в заточении у Швабрина, Марья
Ивановна с сочувствием описана Пушкиным.
6. Наполеон думал, что, перейдя границу
России, ему преподнесут ключи от столицы.
7. Ссоры, грубость, непонимание, борьба
за лидерство в семье разъединяют
супругов, часто недооценивая друг друга.
8. Приобщаясь к спорту, у ребенка
одновременно пропадает тяга к вредным
привычкам. 9. Узнав о том, что сын читает
запрещенные книги, мать сковало страхом.
10. Насыпав попу
в тесто махорки, Павку выгнали из школы.
11. Читая новый журнал, он сосредоточен.
12. Проснувшись на другой день, первой
мыслью моей было приключение с Колпиковым.

Запишите числа словами. 7, 8, 11, 16, 17, 19, 20, 30, 35, 110, 126, 214, 229, 312, 513, 515, 618.

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,075
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Сборник заданий для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «русский язык» по теме «Морфология. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное»

Данное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов в учреждениях профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.

В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Русский язык» на изучение данного раздела отводится максимальное количество 16 часов, в том числе 6 часов – на самостоятельную внеаудиторную работу.

Данное пособие позволит студентам изучить теоретический материал по теме, отработать практические навыки.

Составитель пособия: преподаватель русского языка и литературы I квалификационной категории Чазова Татьяна Николаевна.

Александров В. Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. – Челябинск: Взгляд, 2005

Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – М.: Просвещение, 2005

Рахимкулова Г. Ф., Черкасова М. Н., Черкасова Л. Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, стилистика, культура речи. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003

Розенталь Д. Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Издательство «Мир и образование», 2007

Русский язык: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования /[Н.А. Герасименко, А. В. Канафьева, В.В. Леденёва]; под ред Н. А. Герасименко. -М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Текучева И. В. Тесты и задания по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011

Федосеева Л. Н. Русский язык. 11 класс. Быстрая подготовка к ЕГЭ: теория, тесты, упражнения. – М.: Айрис – пресс, 2009.

Федотова Л. С. Правила и тесты: пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Высш. шк., 2009.

Орфографический словарь русского языка.

II . Имя существительное.

А) Значение и грамматические признаки имени существительного.

Имя существительное – это знаменательная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы КТО? — человек, муравей или ЧТО? – ветер, дружба.

Общее грамматическое значение имени существительного – значение предметности. Как предметы в русском языке могут быть представлены не только конкретные вещи – лопата, рамка, компьютер, но и названия лиц – студент, каменщик, Саша; признаков – красота, тьма, твердость; состояний и чувств человека – болезнь, нежность, тоска; явлений природы – гроза, жара, заморозки и др.

Морфологическими признаками существительного являются принадлежность к одному из родов и изменение по числам и падежам. Имя существительное имеет значение мужского, женского или среднего рода и по родам не изменяется: портрет (м.р.), галерея (ж.р.), зеркало (ср.р.).

Имя существительное изменяется по падежам и числам, т.е. склоняется.

Словообразовательными признаками имени существительного является:

— наличие типичных для ИС окончаний: -а, -я, -о, -е, нулевого окончания и др.;

— наличие типичных суффиксов: -ник-, — ниц-, — щик-, — щиц-, — тель-, — ок-, -ек- и др. (уче-ник, школь- ниц-а, постав-щик, крюч-ок)

Синтаксические признаки ИС связаны с тем, что оно обозначает предмет и поэтому в предложении чаще всего выполняет функцию подлежащего (Наступила зима.); дополнения (В этих местах не бывает холодной зимы.); обстоятельства (В прошлую зиму стояли небывалые морозы.)

Б) Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

К одушевленным ИС относятся те, которые обозначают предметы живой природы (людей, животных), отвечающие на вопрос КТО?, — учитель, рысь.

К неодушевленным относятся ИС, обозначающие предметы неживой природы (физические тела, явления, чувства и др.), отвечающие на вопрос ЧТО?, — камень, рассвет, радость.

Тест № 5. Напишите самостоятельно правильный вариант ответа.

1. Определите разряд по значению имени числительного в предложении: Пятнадцать человек сидели за большим столом.

2. Определите разряд по значению ИЧ в предложении: Мы собрались вместе уже третий раз.

3. Определите разряд по значению ИЧ в предложении: Они не виделись полтора года.

4. Определите разряд по значению ИЧ в предложении: мастер наточил двое ножниц.

5. Определите разряд по структуре ИЧ в предложении: Две третьих участка было залито водой.

6. Определите разряд по структуре ИЧ в предложении: Наш рабочий день продолжался около восьми часов.

7. Определите разряд по структуре ИЧ в предложении: Все внимание было сосредоточено на решении пятнадцатой задачи.

8. Определите, в каком падеже употреблено ИЧ в предложении: Мы проговорили полтора часа.

9. Определите, в каком падеже употреблено ИЧ в предложении: У семи нянек дитя без глазу.

10. Определите, в каком падеже употреблено ИЧ в предложении: Деревня находилась в полутораста километрах от города.

3. Почтовая тройка быстро мчала лёгонькую таратайку. Из-под к..пыт разгорячившихся к..ней летел брызгами щебень и мелкая каменная пыль, но ямщик, наклонившись с облучка, ещё погонял и покрикивал. (Кор.) 4. Из сада потянуло р..сой и зап..хом душистого тополя; в акации щёлкал запоздавший с..ловей, и его песня покрылась громкими, дико оригинальными бетховенскими аккордами. (В.) 5. Красные, косые лучи со..нца ворвались в окна и заиграли яркими медными пятнами на темных обоях, на скатерти, на хрустале, на лицах обедающих. (Купр.) 6. Кругом цветное море голов, гул, конское ржанье. (Ш.)

Д) Род имени существительного.

Значение рода является постоянным признаком ИС. В ед. числе каждое ИС может быть отнесено к одному из трех родов:

— мужскому (зверь, солдат, сын). ИС муж. рода в Им. падеже ед. числа имеют нулевое окончание (герой , шалаш , пень ), а небольшая группа – окончание –а (-я) (юнош а , судь я…)

— женскому (голова, дочь, трава). ИС женск. рода в Им. падеже ед. числа имеют окончание –а (-я) (сестр а , барын я ) и нулевое окончание (рожь , степь ).

— среднему (зерно, село, море). ИС средн. рода в Им. падеже ед. числа имеют окончание – о или –е (облак о , гор е ).

Не определяется род у ИС, имеющих форму только множественного числа: джинсы, дрожжи, сани и др.

Род иноязычных несклоняемых ИС определяется следующим образом:

К муж. роду относятся ИС, обозначающие:

а) лиц мужского пола: атташе, маэстро;

б) названия животных или птиц: кенгуру, пони, колибри.

К женск. роду относятся ИС, обозначающие лиц женского пола: пани, мисс, леди.

К ср. роду относятся ИС, обозначающие неодушевленные предметы: бра, адажио, пюре.

Исключение: кофе, пенальти – муж. род.

Род несклоняемых географических названий, названий газет и журналов определяется по родовому слову: Сочи – «город», м.р., «Юманите» — газета, ж.р.

Определённую группу составляют ИС общего рода , они содержат оценку обозначаемого лица и мужского, и женского пола: подпевала, невежда, забияка и др. (Мой неряха, моя неряха).

в) тридцать домов

г) две третьих часа

10. В каком словосочетании выделенное слово является порядковым числительным?

б) полторы группы

в) семеро козлят

Тест № 4. Выберите правильный вариант ответа.

1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении имени числительного?

а) Я отнесла в мастерскую двое часов.

б) У него было двое братьев.

в) Им было по пятнадцати лет.

г) Это произошло в тысяча тридцать девятом году.

2. В каком предложении допущена ошибка в употреблении имени числительного?

а) Она дежурила двое суток.

б) По пути в школу мы увидели трех одноклассниц.

в) Он ограничился пятидесятью страницами учебника.

г) В соревнованиях участвовало более девяноста человек.

3. В каком предложении допущена ошибка в употреблении имени числительного?

а) Комиссия проэкзаменовала двадцать пять студентов.

б) На занятиях не было обеих сестёр.

в) Четверым спортсменкам не разрешили участвовать в соревнованиях.

г) Насыпь возводилась с помощью двух бульдозеров.

4. В каком предложении допущена ошибка в употреблении имени числительного?

а) Олимпиада в Москве была в тысячу девятьсот восьмидесятом году.

Б) На собрании выдвинули двадцать три делегата.

в) Теплоход пришёл только в шестом часу.

г) Четверо прохожих из десяти не смогли назвать и одного современного писателя.

5.В каком предложении допущена ошибка в употреблении имени числительного?

а) Сообщили, что было собрано более шестисот восьмидесяти тонн

барин, витраж, купон, профессор, столяр.

Распределите данные ИС по трем группам: 1) имеющие форму и единственного и множественного числа; 2) имеющие форму только единственного числа; 3) имеющие форму только множественного числа.

Коньки, погода, пальто, каникулы, горе, злость, брюки, зеркало, сестра, родня, лето, музыка, детвора, озеро, природа, солнце, обои, еда, друг, серебро, ложь, чай, трава, дно, чудо.

Перепишите, исправляя ошибки в употреблении ИС единственного и множественного числа.

1) В чернильнице у Плюшкина было не чернило, а какая-то заплесневевшая жидкость. 2) Его мелочность, скаредность вызывает у всех негодования и презрения. 3) Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы. 4) Мировоззрения Базарова и Павла Петровича Кирсанова различны. 5) В конце XIX — начале XX века в России происходили бурные развития общественного движения. 6) Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.

Продолжите ряды ИС, имеющих форму только одного числа (не менее 8 слов). Установите разряд каждой группы слов по значению.

Смородина, малина, рожь, клубника…

Ненависть, зло, справедливость, добро…

Проводы, каникулы, сутки…

Ж) Типы склонений имен существительных.

При склонении ИС изменяется окончание. По характеру окончаний все существительные условно делятся на три типа склонений: первое, второе, третье.

К первому склонению относятся ИС женского рода и небольшая группа ИС мужского рода с окончаниями –А, -Я в именительном падеже: сестр-а, ладь-я, юнош-а.

ИС 1-го склонения имеют следующие падежные окончания:

б) до две тысячного года;

в) к двухтысячному году;

г) две тысячи седьмой год.

11. Укажите верное написание составного количественного числительного в В.п.:

а) одна тысяча восемьсот пятьдесят три;

б) одну тысячу восемьсот пятьдесят три.

12. Укажите верное написание составного количественного числительного в Т.п.:

а) одной тысячи восьмисот пятидесяти тремя;

б) одной тысячей восьмисот пятидесятью тремя;

в) одной тысячей восемьюстами пятьюдесятью тремя.

13. Укажите верное написание числительного:

а) с восьмистами девяноста шестью;

б) с восемьюстами девяносто шестью;

в) с восемьюстами девяноста шестью;

г) с восемьюста девяноста шестью.

14. Укажите правильное написание числительного полтора:

а) полтора метрам;

б) полутора метрам;

в) полуторам метрам.

15. Укажите правильное написание числительных в Р.п.:

а) сто сорок рублей;

б) ста сорока рублей.

Тест № 3. Выберите правильный вариант ответа.

1. В каком словосочетании выделенное слово не является числительным?

а) трое учеников

в) десять единиц

г) ходить втроем

2. В каком словосочетании выделенное слово не является числительным?

а) двадцать пять человек

фантазия, рояль, полночь, виолончель, Мария, певица, Меркурий, аэрозоль.

Спишите, определите тип и вариант склонения.

Лес, окно, Тушино, рожь, трудящиеся, Петров, ВДНХ, путь, картина, лилия, радость.

Тополь, стекло, Болдино, степь, столовая, Данилов, ГАИ, знамя, симфония, мышь, дядя.

Борщ, облако, Багерово, дитя, тень, шампанское, линия, ВАК, темя, Соколов, доброта.

Гость, одеяло, тишь, Андреев, стремя, чайная, Короленко, студия, ГЭК, тётя, счастье.

Торт, здание, Борисов, полночь, приданое, МГУ, химия, племя, Ткаченко, рожь, Кузьмич.

Плакат, море, Денисов, дверь, горничная, Карпаты, кино, география, имя, БАМ, книга.

З) Особенности склонения некоторых существительных.

1. Существительные мужского и среднего рода с суффиксом –ИЩ— в И.п. ед.ч.

имеют окончание –Е, существительные женского рода — —А: морозищ-е, ведрищ-е, ручищ-а.

2. Одушевлённые ИС мужского и женского рода с суффиксами –УШК-, —ЮШК-, —ИШК— в И.п. ед.ч. имеют окончание – А: купчишк-а, вдовушк-а. Окончание –О- имеют неодушевленные ИС мужского и среднего рода: городишк-о, полюшк-о.

3. ИС с вещественным значением ЧАЙ, САХАР, и др. имеют вариантные окончания –А (-Я), —У (-Ю): чашка ча-я – чашка ча-ю; стакан квас-а – стакан квас-у.

Более употребительным являются окончания –А (-Я). Окончания —У (-Ю) могут быть у вещественных существительных при обозначении части целого: килограмм сахар-у, ложка мед-у.

4. ИС 2-го склонения в П.п. ед.ч. вместо окончания –Е могут иметь окончание –У, если выражают обстоятельственное значение места: на кра-ю, на луг-у,; ср. окра-е, о луг-е.

5. ИС мн. ч. в Р.п. имеют нулевое окончание и основу на –ИЙ, если в И.п. ед.ч. они заканчиваются на безударные –ЬЯ, — ЬЕ: плясун-ья – плясун-ий, помест-ье – помест-ий. Если же ИС в И.п. ед.ч. имеют ударные –ЬЯ, —ЬЁ, то в Р.п. мн. ч. у них нулевое окончание и основа на –ЕЙ: руж-ьё – руж-ей; стат-ья – стат-ей. Исключение: коп-ьё – коп-ий.

6. В Т. п. ИС, являющиеся русскими фамилиями на –ОВ (-ЁВ), —ЕВ, —ИН, (-

9. В каком варианте грамматические признаки числительного определены неправильно?

А) пятьдесят — количественное числительное, сложное

Б) сто первый — порядковое числительное, составное

В) семерых — собирательное числительное в форме мужского рода предложного падежа

Г) одному — количественное числительное в форме мужского рода единственного числа дательного падежа

10. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении числительных?

Особенно тяжелыми были для него четыре года от тысяча восемьсот шестьдесят пятого до тысяча восемьсот шестьдесят девятого, которые, может быть, стоили четырех лет каторги.

А) четыре — числительное, количественное, простое, в форме именительного падежа, входит в состав подлежащего

Б) тысяча восемьсот шестьдесят пятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения

В) тысяча восемьсот шестьдесят девятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения

Г) четырех — числительное, количественное, простое, в форме дательного падежа, входит в состав дополнения.

Тест № 2. Выберите правильный вариант ответа.

1. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) четырьмястами строчками;

б) шестьюстами учениками;

в) свыше пятисот шестидесяти тысяч километров;

г) в двух тысячи восьмом году.

2. В каком числительном Ь пишется в середине слова?

3. В каких словах не пишется Ь в середине слова?

Поставьте ИС, данные в скобках, в форму нужного падежа. Укажите вариантные окончания.

Вкус (мед), запах (мёд), ложка (мёд), съесть (мёд); купить (сахар), положить в чай ложку (сахар), избыток (сахар), взвесить килограмм (сахар); тосковать о (дом); думать о (берег), стоять на (берег); фонарь на (мост); жить в (лес); дом на (край) деревни.

Образуйте от данных существительных форму родительного падежа мн.ч.

Бананы, лимоны, яблоки, апельсины, помидоры, мандарины, гренки, томаты, вафли, баклажаны, макароны, башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты, туркмены, солдаты, татары, цыгане, партизаны, граммы, килограммы, валенки, сапоги, туфли, ботинки.

Перепишите предложения, поставьте ИС, данные в скобках, в родительном падеже мн. числа. Выделите окончания у этих ИС.

1. Путешественники ехали без всяких (приключения). 2. Толпа приезжих (иноземец): (француз), (немец), англичан – в одну картину все сливалось в аллеях темных и густых. 3. Наше походное снаряжение состояло из (ружьё), топора, двух полотняных (палатка). 4. Месяц поздних (поцелуй), поздних (роза) и (молния) поздних! (Ливень) звездных – август! 5. Маленькие деревца (мандарин) приносят каждый год до четырех тысяч плодов.

И) Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

К разносклоняемым ИС относятся 10 существительных на –МЯ: пламя, время, племя, знамя, семя, имя, вымя, темя, стремя, бремя – и существительное путь.

Особенностью склонения этих ИС является то, что они имеют падежные окончания ИС 1-го (в Т.п.) и 2-го склонения (в Р., Д., П. падежах). При изменении по падежам у них появляется суффикс –ЕН- (кроме И. и В. П.)

Замените (где возможно) количественные числительные числительными собирательными:

3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюки), 7 (тетради), 2 (друзья), 15 (козлята).

Запишите словами и запомните правописание следующие числительные:

11; 16; 19; 50; 67; 89; 575; 687; 958.

Запишите предложения, заменяя числа словами.

1) сколько получится, если к 11968 прибавить 16374? 2) От 8753 отнимите 4587. 3) Умножьте 918 на 67 и к полученному произведению прибавьте 4 417. 4) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 6) В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 7) Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани. 8) Под посевами пшеницы в колхозе занято 286,7 гектара пашни. 9) Альпинистская группа в составе 11 человек поднялась на труднодоступную гору высотой 3 785 метров над уровнем моря.

Запишите словосочетания, раскрывая скобки и заменяя числа словами и образуя сложные прилагательные..

(40) летний мужчина; (75) летний юбилей; (30) градусные морозы; (835) километровый переход; (40) ведёрная бочка; (345) квартирный дом; (2 ½ ) тысячный коллектив; (4 ½ ) тысячный посетитель выставки; (500) миллиардный народ.

Тест № 1. Выберите правильный вариант ответа.

1. На какие вопросы отвечает имя числительное?

В) какой? сколько?

Г) что делать? что сделать?

2. Найдите словосочетание с числительным:

А) «тройка» за ответ;

Б) третий по списку;

В) утроить усилия;

Г) трёхэтажный дом;

6. Укажите букву ряда, в котором все существительные среднего рода:

Б) портье, повидло

В) казино, маэстро

7. Укажите словосочетание с нарушенным согласованием в роде:

А) знаменитая фамилия

В) грузовое такси

Г) яблочное повидло

Д) облачное небо

8. Укажите словосочетание с нарушенным согласованием в роде:

А) запасной путь

Б) авторитетное жюри

В) черный лебедь

Г) болезненный мозоль

Д) вишневое варенье

9. Укажите существительное, имеющее форму только единственного числа:

10. Укажите существительное, имеющее форму только единственного числа:

11. Укажите существительное, имеющее форму только множественного числа:

12. Укажите существительное, имеющее форму и ед. числа и мн. числа:

Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах Составьте одно предложение с любым из числительных.

297 карандашей (дат.)

2005 год (род., пр.)

Просклоняйте следующие составные ИЧ, обозначьте падежные окончания.

Триста восемьдесят девять, шестьдесят четыре, девятьсот восемьдесят три.

5) При склонении дробного числительного изменяются обе его части: первая часть (числитель) представляет собой количественное ИЧ и соответственно склоняется; вторая часть (знаменатель) – это порядковое ИЧ и склоняется как имена прилагательные.

И.п. – три пятых урожая

Р.п. – трех пятых урожая

Д.п. – трем пятым урожая

В.п. – три пятых урожая

Т.п. – тремя пятыми урожая

П.п. – о трех пятых урожая

6) Дробные ИЧ полтора, полторы, полтораста имеют только две формы:

о полутора днях

о полутора неделях

о полутораста тоннах

2. Суффикс с уменьшительно-ласкательным значением –ЕК— имеет беглую гласную –Е, которая при изменении ИС «выпадает»: ореш-ек – ореш-к-а, молоточ-ек— молоточ-к-а, а суффикс –ИК— при изменении ИС не меняется: двор-ик – двор-ик-а, стол-ик – стол-ик-а.

От данных слов образуйте с помощью суффиксов – ИК- и – ЕК- и запишите ИС.

Бант, мост, горох, сапог, станок, поясок, шкаф, дубок, сад, листок, дождь, кирпич, ножик, цветок.

3. В ИС с уменьшительно-ласкательным значением, образованных от существительных на –ЬНЯ с предшествующим согласным, употребляется сочетание –ЕНК-, а в существительных, имеющих основу на –ИН-, — сочетание –ИНК-: спальня – спаленка, горошина – горошинка.

Образуйте с помощью суффиксов –ЕНК- и –ИНК- новые ИС от приведенных ниже.

Пашня, колокольня, часовня, проталина, перекладина, скважина, черешня, изюмина.

4. В ИС с уменьшительно-ласкательным значением упортебляется сочетание -ИЧК-, если они образованы от существительных с основой на –ИЦ-. В остальных случаях употребляется сочетание -ЕЧК-: поговица – пуговичка, луковица – луковичка, чашка – чашечка, семя – семечко.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание слов.

Врем…чко, тем…чко, сем…чко, пташ..чка, ножн…чки, скаме…чка, сит…чко, душ…чка, га…чка.

5. Уменьшительно-ласкательный суффикс —ОНЬК— употребляется после твердых согласных, —ЕНЬК- — после мягких и шипящих: берёза – берёзонька, слёзы – слёзоньки, туча – тученька.

От данных слов образуйте и запишите ИС с суффиксами –ОНЬК-, -ЕНЬК.

Дорога, нога, рука, дочь, коса, душа, полоса, оса.

6. Суффикс –ЕЦ- употребляется в ИС мужского рода, —ИЦ— — женского рода: кормил-ец, кормил-иц-а.

Дробные ИЧ обозначают дробные числа: две шестых, семь целых шестнадцать сотых.

Собирательные ИЧ обозначают несколько лиц или предметов как одно целое: четверо юношей.

По структуре количественные ИЧ бывают:

Простые: девять, три, один;

Сложные: двенадцать, девяносто, восемьсот;

Составные: двадцать три, девятьсот шестьдесят один.

Спишите, распределяя ИЧ на два столбика: 1) целые ИЧ, 2) дробные ИЧ. Запомните их написание.

Одиннадцать дней, три четвертых яблока, шестнадцать процентов, одна вторая часть, около двадцати семи километров, в две целых шесть десятых раза, три с половиной недели, полтора килограмма, боле ста участников.

Собирательные ИЧ – ограниченная группа слов, которая не пополняется: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро и десятеро (употребляется редко).

Собирательные ИЧ склоняются по падежам так же, как имена прилагательные во множественном числе:

Р.п. – двоих очков

Д.п. – двоим очкам

Т.п. – двоими очками

П.п. – (о) двоих очках

Собирательные ИЧ употребляются:

1) с ИС, обозначающие лиц мужского пола: пятеро мужчин;

2) с ИС, обозначающими детей и детёнышей животных: двое подростков, пятеро щенят;

3) с ИС, имеющими форму только множественного числа: трое ворот, четверо ножниц.

Собирательные ИЧ не употребляются с ИС, обозначающими лиц женского пола и называющими непарные предметы. «Двое» девочек – не правильно! Нудно – «две» девочки.

Собирательное ИЧ ОБЕ имеет форму женского рода: обе девочки.

Б) нож, шалаш, хозяин

В) килограмм, апельсин, носки

Г) помидор, отец, колодец

Д) стол, плод, герой

4. Укажите вариант строки со словами с мягким знаком:

Б) наговориш….ся, бестолоч…

5. Укажите строку с существительными в предложном падеже, имеющими окончание –И:

А) в пьес…, в туман…

Б) в компани…, в молодост…

Г) в песн…, в рассказ….

Д) в голов…, в дом…

6. Укажите строку с существительными, имеющими суффикс – ЧИК -:

А) перебеж…ик, спор. ик

Б) камен. ик, паром. ик

В) донос…ик, автоответ. ик

Г) рез. ик, бетон. ик

Д) уголь. ик, угон…ик

7. Укажите ряд слов, в котором все существительные имеют суффикс – ИК -:

А) мешоч. к, дружоч…к

Б) кирпич…к, ларч…к

В) носоч…к, звоноч. к

Г) песоч…к, кулеч…к

Д) молоточ…к, кусоч…к

8. Укажите, какое существительное имеет суффикс –ИЧК-?

9. Укажите ряд слов, в котором все существительные имеют суффикс –ИЦ-?

А) письм…цо, плать…це, ружь…цо

Б) кресл…це, масл…це, здоровь….це

В) пальт…цо, имень…це, окон…е

Г) стихотворень…це, пальт…цо, ружь…цо

Д) здоровь…це, здань…це, письм…цо

22. Укажите, какое ИП не имеет краткой формы:

В предложениях допущены ошибки; запишите исправленный вариант.

1. Дела фирмы с каждым днем всё хужее. 2. Река обмелела, и поэтому лето с каждым годом в этих местах всё жарчее. 3. Чилийский перец острее и горче болгарского. 4. Не знаю, зачем вы поехали по этой дороге; этот путь длиньше. 5. Надо было купить черное пальто: оно дешевее, но прекрасно смотрится.

Выберите полную или краткую форму прилагательного.

1. Ты (не виноватый – не виноват) в случившемся. 2. Она (способная – способна) горы своротить ради сына. 3. Мы остались очень (довольные – довольны) поездкой в Михайловское. 4. Роман (интересный – интересен) во многих отношениях. 5. Братья всегда были (близкие – близки).

Отметьте номера слов, которые пишутся слитно.

1) (Много)летний, 2) (жилищно) строительный, 3) (народно)освободительное движение, 4) (историко) филологический факультет, 5) (Восточно)Европейская равнина, 6) (Санкт)Петербуржская выставка, 7) (свеже) испеченный, 8) (быстро) ходный, 9) (полу) ночный, 10) (девяти)летний, 11) (древне)русский, 12) (чисто)шерстяной, 13) (седо) бородый, 14) (ярко)красный, 15) (северо)осетинское искусство, 16) (средне)азиатский, 17) (шахматно) шашечный, 18) (ниже)перечисленный, 19) (научно)исследовательский, 20) (историко) архивный.

часов, встрет…ться в (кино) театре, об…ехать (пол) страны, работать в (гидро) городке, увид…ть (пол) Европы, под…рить (фото) альбом, избран (вице) президентом, ра…казывать об (унтер) офицер…, соб…рать (иван) чай, должность (вице) адмирала.

М) Морфологический разбор имени существительного.

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма (и.п., ед.ч.)

— собственное или нарицательное;

— одушевленное или неодушевленное;

3. Непостоянные признаки:

III . Синтаксическая роль.

Образец разбора ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Медведь имя существительное.

Во-первых, оно обозначает предмет:

Начальная форма – медведь

Во – вторых, имеет постоянные морфологические признаки:

мужского рода, 2-го склонения.

употреблено в именительном падеже,

в единственном числе – это его непостоянные признаки.

В – третьих, в предложении является подлежащим.

II . Пост. призн. – нариц., одуш.,

непост. призн. – в И. п., в ед. ч.

б) самый строгий

д) более удобный

7. К какому разряду относится ИП БЫСТРЫЙ?

8. Укажите правильно образованную сравнительную степень ИП:

в) самый легчайший

9. Укажите, в каком словосочетании есть качественное ИП:

а) пассажирский поезд

в) железное здоровье

г) охотничьи доспехи

10. Укажите, в каком словосочетании есть качественное ИП:

а) глиняная посуда

б) дедушкина шляпа

в) клеёнчатая обложка

г) заячья натура

11. Укажите, от какого ИП нельзя образовать формы степеней сравнения:

12. Укажите, от какого ИП нельзя образовать формы степеней сравнения:

13. Укажите простую форму превосходной степени ИП ЧИСТЫЙ:

6. Какое слово пишется слитно?

7. Какое слово пишется через дефис?

8. Какое слово пишется слитно?

Б) (восточно)европейская овчарка

В) (альфа) частица

Г) (Восточно)Европейская равнина

9. Какое слово пишется раздельно?

В) (пол)яблоневого сада

10. Укажите ряд, где во всех словах пишется И.

А) пугов…чка, горош..к

Б) звоноч..к, стол..к

В) кусоч…к, врем..чко

Г) луков…чка, трещ…нка

11. В каком ряду во всех словах пишется О?

А) болотищ…, городишк…, землишк…

Б) заборишк…, перышк…, городишк..

В) речушк…, батюшк…, шалунишк…

Г) пальтишк…, житьишк…, соседушк…

12. В каком слове допущена ошибка?

А) под селом Голицыным

Б) за доктором Львовым

В) восхищаться Тургеневым

Г) фильм с Чарли Чаплином

13.Укажите ошибку в образовании формы слова

А) много кочерег

Распределите словосочетания с ИП в две группы: 1) слитное написание, 2) дефисное написание.

(Вечно) зеленые растения, (греко) римское государство, (древне) римские полководцы, (средне) суточный прирост, (молочно) белый пар, (бело) снежная скатерть, (резко) отрицательное воздействие, (экологически) опасный проект, (целлюлозно) бумажная промышленность, (сердечно) сосудистая система, (сине) фиолетовые волны, (декоративно) прикладное искусство, (электронно) вычислительные машины.

И) Морфологический разбор прилагательного.

Порядок морфологического разбора имени прилагательного.

2. Начальная форма (И.п., ед. ч., муж. род)

3. Постоянные признаки:

а) разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное);

б) для качественных прилагательных:

— степень сравнения (положительная, сравнительная или превосходная);

— полная или краткая форма;

4. Непостоянные признаки:

а) падеж ( в полной форме);

в) род ( в единственном числе).

5. Синтаксическая роль в предложении.

Образец морфологического разбора имени прилагательного.

Утро было особенно прекрасно.

1. Имя прилагательное – признак предмета.

2. Начальная форма — прекрасный

3. Постоянные признаки:

а) разряд по значению — качественное;

б) для качественных прилагательных:

— степень сравнения положительная;

4. Непостоянные признаки:

а) единственное число.

5. В предложении является составной частью именного сказуемого было прекрасно, согласуется с ИС утро в ед.ч., ср. роде.

II . Имя прилагательное.

А) Значение и грамматические признаки имени прилагательного.

Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и согласуется с ИС в роде, числе и падеже. Пример: Подобно птичке беззаботной и он, изгнанник перелетный, гнезда надежного не знал и ни к чему не привыкал. (П.)

Грамматическим значением прилагательного является значение признака предмета. Это значение проявляется в нескольких разновидностях: размер, форма, цвет, свойство, качество (высокое дерево, круглая луна, пестрое платье, ароматный цветок, прочная постройка и т.д.)

Морфологическими признаками ИП являются изменения по родам, числам и падежам: зеленый сад, зеленая поляна, зеленое поле; зеленый луг – зеленые луга; зеленого луга, зеленому лугу и т.д. Форма ИП в речи целиком зависит от формы того ИС, к которому оно относится.

Словообразовательными признаками ИП является:

— наличие типичных суффиксов: -н-, -онн-, — ист-, -к-, -ск-, -оват-, и некоторых других: кон-н-ый, лекции-онн-ый, серебр-ист-ый, завод-ск-ой, красн-оват-ый;

— наличие характерных окончаний: -ый, -ий, -ой: красн-ый, син-ий, голуб-ой.

Синтаксические признаки ИП – способность этой части речи выполнять в предложении функции определения и сказуемого: Вода за холодные серые дни в октябре на отмелях спала – прозрачная стала и чистая.

Выпишите ИП, вставляя пропущенные буквы. Распределите их на группы по значению: 1) внешние признаки предмета (размер, форма, цвет и т.д., 2) свойства, качества предмета; 3) внутренне состояние человека; 4) оценка.

1. За тонкой перегородкой, отделявшей сарай от конюшни, были лошади. 2. И, счас…ливый и сп…койный, он схватил со стола кусок хлеба, со сковородки хвост рыбы и пошёл смотреть телевизор, все равно что. 3. Слабым звоном люстра отвечает на шаги по комнате пустой… 4. Спит земля в сиянье г…лубом… 5. Вошёл человек лет шестидесяти, белов…лосый, худой и смуглый, в коричн…вом фраке с медными пуговицами и в роз…вом платочке на шее.6. Деревянные платформы Балтийского вокзала потемнели от росы. 7. Это вздорное, по-видимому, происшествие заметно расстроило нашего героя. 8. «Какой он пр…красный»,- сказала княжна Марья.

Б) Разряды ИП по значению

В зависимости от значения различаются три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.

От данных слов образуйте ИП с указанными суффиксами, выделите их.

1) –ов— или –ев-: свинец, кумач, парча, ситец, песец, грош, камыш, груша, плюш, изразец, глянец, холт, вещь;

2) –чив— или –лив-: доверять, расчёт, услужить, задумать, изменить, устоять, засуха, угодить, увёртываться, уклоняться;

3) –ев— или –ив-: поле, бой, огонь, лень, спесь, ложь, червь, яблоня, отрасль, никель;

4) –чат-: бревно, взрыв, узор, веснушка, рассыпать.

Образуйте все возможные ИП от разных частей речи, укажите суффиксы.

Зверь, прыгать, десять, город, бесстрашие, ах, визг, терпеть, сирень, доходить.

Ж) Правописание НЕ с прилагательными.

1) если ИП без НЕ не употребляется: невзрачный, неуклюжий;

2) если ИП можно заменить синонимом без НЕ: невесёлый – грустный, небольшой – маленький.

1) если в предложении есть или подразумевается противопоставление с союзом А: не весёлый, а грустный собеседник; не свежий, а чёрствый хлеб;

2) если ИП употребляется со словами: ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ: далеко не радостный день; вовсе не интересный вечер.

Раскройте скобки, распределите написание НЕ с ИП в две группы: 1) слитное, 2) раздельное.

1. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рёв: (не) знакомый и страшный голос какого-то зверя. 2. Степь донская – широкая, простору и (не) езженных дорог в ней много. 3. Лицо (не) красивое, но такое славное! 4. Радуйся, что ты (не) хромой, (не) слепой, (не) злой… 5. Есть дома, где замечают те или иные проявления (не) чистой или, по крайней мере, (не) понятной силы. 6. У колонки берёт воду(не) молодая, уставшая женщина. 7. И впервые в жизни своим (не) математическим мозгом я поняла, что такое дифференциальное исчисление. 8. Яблони у нас в садах (не) большие, (не) развесистые, не растут как попало.

Выпишите ИП, определите их разряд по значению.

1. Вот увидишь – я умею так прекрасно танцевать в лунном тумане. Я училась в балетной школе. 2. От стрекозиных крыльев в доме было не провернуться, и все семейство водомерок толпилось на веранде. 3. Это была тихая почтенная семья, и все водомерки называли маму на «вы». 4. Ночью таскали сухие сосновые иглы и строили временный шалаш.

В) Степени сравнения прилагательных.

В русском языке есть три степени сравнения ИП: положительная, сравнительная и превосходная.

Положительная степень сравнения обозначает признак предмета вне сравнения: светлый костюм, хорошее настроение.

Сравнительная степень – обозначает, что данный признак проявляется в предмете в большей степени.

Превосходная степень сравнения – обозначает высшую степень признака, присущего предмету.

Простая сравнительная степень –

образуется при помощи суффиксов – ее— / —ей-, — е-: веселый – весел-ее – весел-ей; мелкий – мельч-е; горький – горш-е. Это неизменяемая форма ИП, т.е. в сравнительной степени у прилагательных нет окончания.

Некоторые ИП не имеют формы простой сравнительной степени: поздний, ранний, слепой, глухой, лысый и др.

Простая форма превосходной степени сравнения образуется при помощи суффиксов – ейш- и – айш-: добрый – добр-ейш-ий, великий – велич-айш-ий.

Составная форма превосходной степени сравнения образуется двумя способами:

1) Самый, наиболее, наименее + положительная степень ИП: самый умный, наиболее привлекательный;

2) всех, всего + форма простой сравнительной степени: сильнее всех, труднее всего.

Составная форма сравнительной степени – образуется при помощи слов более или менее: удачный – более удачный; темный – менее темный.

Этот вид степени сравнения чаще используется в в официально-деловой речи, т.к. имеет книжный оттенок.

Образуйте и запишите от приведённых ИС прилагательные с суффиксами –АН- (-ЯН-); -ЕНН-; -ИН-:

1. Торф, рожь, овес, береста, лён, жесть, соль, трава, песок, смола, серебро, кожа, нефть, шерсть, дрова, платье;

2) клятва, бритва, листва, буква, клюква, тыква, огонь, число, обед, укоризна, естество, вещество, торжество;

3) мышь, комар, пчела, петух, утка, курица, соловей, воробей.

Распределите слова в два столбика, с –Н- и – НН-.

Тополи..ый пух, водя…ые капли, ржа…ой хлеб, смоля…ые ветви, льня…ое масло, торжестве..ый выход, карма…ый фонарь, организацио…ые вопросы, утре…яя гимнастика, пчели…ый яд, овся…ая каша, глиня…ый сосуд, исти. ые друзья, ветре…ое поведение, таинстве…ое происшествие, кожеве…ая промышленность, песча…ая отмель.

Тест № 1. Выберите один правильный вариант ответа.

1. В каком варианте ответа пишется удвоенное –Н-?

2. В каком варианте ответа пишется удвоенное –Н-?

3. В каком варианте ответа пишется удвоенное –Н-?

4. В каком варианте ответа пишется удвоенное –Н-?

5. В каком варианте ответа пишется одна буква –Н-?

а) выкраше…ый пол

Д) Склонение имен прилагательных.

ИП изменяются по падежам, числам и родам. Форма ИП при склонении зависит от ИС, к которому это прилагательное относится.

Чтобы не ошибиться в выборе окончания ИП, нужно задать вопрос от существительного, окончание ИП совпадает с окончанием вопросительного слова: выражение душевной (какой?) борьбы, с серым (каким?) небом.

Различают твердое и мягкое склонения ИП:

Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 123, с. 72

Июн 18

Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 123, с. 72

123. Рассмотрите запись чисел и букв. Расшифруйте правило правописания имён числительных от пяти (5) до двадцати (20) и числительного тридцать (30).

Числительное одиннадцать возникло в результате сращения и последующего фонетического изменения словосочетания один на десяте, т. е. «один сверх (свыше) десяти». Этим объясняется написание двойного н. Также образовались и названия чисел от двенадцати до девятнадцати.

Числительные от пяти до одиннадцати, от одиннадцати до двадцати и числительное тридцать пишутся с мягким знаком на конце, числительное одиннадцать имеет двойное н.

  • Запишите словами числа: 6, 8, 11, 12, 16, 20.

Шесть, восемь, одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать.

источники:

http://infourok.ru/sbornik-zadaniy-dlya-samostoyatelnoy-raboti-studentov-po-uchebnoy-discipline-russkiy-yazik-po-teme-morfologiya-imya-suschestvite-1097439.html

http://razviwaika.ru/kanakina-4-klass-uchebnik-1-upr-123-s-72/

Выращивание перца – задача не такая уж и простая, как это может показаться. Иногда, например, долгожданный урожай приносит разочарование – почему-то вместо сочных сладких плодов вырастают горькие. Почему же так бывает?

Главное – вовремя заметить проблему

Разочарование настигает дачника во время сбора урожая. Как, собственно говоря, и удовлетворение плодами своего труда. И хорошо, если замечаешь проблему вовремя. А ведь бывает так, что уже нафаршировав перцы (коронное блюдо хозяйки, всегда вызывавшее всеобщее восхищение), вдруг осознаешь: что-то пошло не так. Откуда-то взялась резкая горечь, отнюдь не свойственная салатному сочному перцу…

Явление, когда «болгарин» приобретает несколько вытянутую форму и становится невыносимо жгучим, известно довольно широко. Главная причина этого – распространенные ошибки в агротехнике.

Причины появления горечи

В принципе, причина появления горечи у сладкого перца одна – переопыление. Культура эта самоопыляемая, то есть для завязывания плодов деятельность насекомых не требуется. Тем не менее, нельзя исключить и возможность перекрестного, свойственного другим растениям, опыления. То есть если из-за погодных условий или работы пчелок произойдет опыление, скажем, острым перцем, то и завязавшиеся плоды приобретут горький вкус. Семена, взятые с переопыленного куста, также вызовут к жизни растения, дающие горькие плоды.

Систематизируем причины появления горечи:

  • семена взяты с переопыленных растений – пусть даже и в магазине;
  • в середину грядки попал кустик острого перца – эта причина актуальна при приобретении рассады на рынке;
  • рядом выращиваются острые перцы, вызвавшие переопыление.

Как избежать переопыления

Конечно, качество семян в магазине проконтролировать невозможно, как и нельзя точно знать, соответствует ли действительности описание рассады при покупке на рынке – кустики острого и сладкого перца различить на вид невозможно. Тем не менее, выход есть:

  • покупать семена только тех фирм, в добросовестности которых и качестве их продукции полностью уверены;
  • желательно не покупать рассаду на рынке, а выращивать ее самостоятельно из семян, произведенных надежной агрофирмой или полученных с собственной грядки – с соблюдением технологии;
  • выращивать на участке только сладкий перец или, если нужен и острый, высаживать его на значительном удалении.

Выполняя эти несложные правила, можно гарантированно получить урожай сладких перцев, не испорченных горечью.

1 объясните ошибки в образовании форм имен прилагательных ,исправьте их : семенов — наиболее лучший игрок в нашей команде.
воздух в цеху становился всё более жарче.
чилийский соус острее и горче китайского.
команда соперников выглядела легче и более свежее.
изображение в нашем снимке ещё не четче
он самый старейший член нашего коллектива.

2 использование причастий и причастных оборотов в речи(исправить предложения)
в центре романа образ любящей ,страдающей молодой женщины от неразделенной любви.
живущие родственники в Сибири ,приехав в Москву,поселились у нас.
этой пятерке я очень обрадовался,полученной мной впервые в жизни.
прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.
в таком же положении находились жители прибрежных районов ,отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов,угрожающих в любой момент обвалом.
арестованный тревожился о семье ,взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию.

Единиц шкалы Сковилла
Острота

Сорт перца
Купить перцы
2 500 000 🔥🔥🔥🔥🔥 Дыхание дракона(Dragon’s Breath)
1 500 000 —2 300 000 🔥🔥🔥🔥🔥 Каролина Рипер (Carolina Reaper) Купить перец Каролина Рипер (Carolina Reaper)
1 200 000—2 000 000 🔥🔥🔥🔥🔥 Скорпион (Scorpion pepper)
Севен Пот (7 Pot)
Тринидад Дугла (Trinidad Dougla)
Купить перец Скорпион
855 000—1 463 700 🔥🔥🔥🔥🔥 Дух (Naga Jolokia);
Желтый Брайн Страйн (Yellow Brain Strain),
Призрак (Ghost Pepper)
Купить перец Гост / Призрак (Ghost pepper)
350 000—577 000 🔥🔥🔥🔥 Рэд Савина (Red Savina) Купить перец Рэд Савина
100 000—350 000 🔥🔥🔥🔥 Хабанеро (Habanero),
Скотч Боннет (Scotch Bonnet) ,
Фатали (Fatalii), Датил (Datil Pepper)
Купить перец Хабанеро Купить перец Скотч Боннет
Купить перец Датил
100 000—225 000 🔥🔥🔥🔥 Птичий глаз (Bird’s Eye)
10 000—100 000 🔥🔥🔥🔥 Нью-Мексико чили (New Mexican Red Chiles)
50 000—175 000 🔥🔥🔥 Африканский птичий глаз African Bird’s Eye (Peri peri) Купить перец Африканский птичий глаз (Peri Peri)
30 000—60 000 🔥🔥 Кайен (Cayenne) ,
перец Табаско
Пекин (Pequin) 
35 000 🔥🔥 Соус Табаско  (Скорпион)
15 000—30 000 🔥🔥 Чили Арбол (Chili Arbol) Купить перец Чили Арбол
10 000—23 000 🔥🔥 Серрано (Serrano pepper)
8 000—10 000 🔥 Соус Табаско  (Хабанеро)
5 000—10 000 🔥 Чипотл (Chipotle) Купить перец Чипотл
5 000—8 000 🔥 Халапеньо (Jalapeno)
Чили Пуя (Chile Puya)
Купить перец Чили Пуя
2 500—5 000 🔥 Соус Табаско (классический)
Гуахильо (Guajillo)
1 000—3 999 🔥 Пасилья (Chile Pasilla) Купить перец Пасилья
1 000—1 500 🔥 Анчо(Ancho) Купить перец Анчо
0      Сладкий болгарский перец

Оптовикам, ресторанам, HORECA предлагаем высокачественную продукцию со стабильными поставками. Подробнее по ссылке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чикатило ошибки следствия
  • Чикатило ошибка днк
  • Чикатило ошибка бога
  • Чи гап не работает дает ошибка
  • Четыре пунктуационные ошибки оценка