Чрезмерное цитирование какая ошибка

 Особые случаи проверки и трудные моменты оценивания задания с развернутым ответом Казакова Ирина Николаевна ,  председатель предметной комиссии Московской области по русскому языку

Особые случаи проверки и трудные моменты оценивания задания с развернутым ответом

Казакова Ирина Николаевна , председатель предметной комиссии Московской области по русскому языку

Инструкция по особым случаям проверки

Инструкция

по особым случаям проверки

Особые случаи проверки Особый случай Предпринимаемые действия Работа нечитаемая (бледный оттиск) Работа не оценивается, эксперт пишет служебную записку и вместе с нечитаемым бланком и протоколом в отдельном файле передаёт председателю ПК (заместителю). Работа отправляется в РЦОИ для принятия решения.

Особые случаи проверки

Особый случай

Предпринимаемые действия

Работа нечитаемая (бледный оттиск)

Работа не оценивается, эксперт пишет служебную записку и вместе с нечитаемым бланком и протоколом в отдельном файле передаёт председателю ПК (заместителю). Работа отправляется в РЦОИ для принятия решения.

Особые случаи проверки Особый случай Предпринимаемые действия Работа «склеенная» Работа не оценивается, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку в РЦОИ. В работе имеется незаполненный (пропущенный) лист Работа не оценивается. Эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

Особые случаи проверки

Особый случай

Предпринимаемые действия

Работа «склеенная»

Работа не оценивается, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку в РЦОИ.

В работе имеется незаполненный (пропущенный) лист

Работа не оценивается. Эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

Особые случаи проверки Особый случай Предпринимаемые действия В работе нет начала, середины или конца Если отсутствует незначимая часть, работа оценивается по факту. Если отсутствует значимая часть, работа не оценивается, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку. Работа нечитаемая ( КРАЙНЕ неразборчивый почерк) Работа оценивается по всем критериям «0» баллов, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

Особые случаи проверки

Особый случай

Предпринимаемые действия

В работе нет начала, середины или конца

Если отсутствует незначимая часть, работа оценивается по факту.

Если отсутствует значимая часть, работа не оценивается, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

Работа нечитаемая ( КРАЙНЕ неразборчивый почерк)

Работа оценивается по всем критериям «0» баллов, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

Особые случаи проверки Особый случай Предпринимаемые действия В работе содержится два разных ответа на одно задание. Работа оценивается исходя из позиции «в пользу ребенка» (то есть по лучшей работе), эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку. В работе перепутаны листы Листы раскладываются в нужном порядке. Работа оценивается. В работе замечены разные почерки Работа оценивается по факту, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

Особые случаи проверки

Особый случай

Предпринимаемые действия

В работе содержится два разных ответа на одно задание.

Работа оценивается исходя из позиции «в пользу ребенка» (то есть по лучшей работе), эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

В работе перепутаны листы

Листы раскладываются в нужном порядке. Работа оценивается.

В работе замечены разные почерки

Работа оценивается по факту, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

Особые случаи проверки Особый случай Предпринимаемые действия Экзаменуемый в работе указал персональные данные (например, написал фамилию) Работа оценивается, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку. Работа представляет собой плагиат (полное текстуальное совпадение с другой работой, с работой из открытого источника, с информацией из критериев оценивания). Работа оценивается, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

Особые случаи проверки

Особый случай

Предпринимаемые действия

Экзаменуемый в работе указал персональные данные (например, написал фамилию)

Работа оценивается, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

Работа представляет собой плагиат (полное текстуальное совпадение с другой работой, с работой из открытого источника, с информацией из критериев оценивания).

Работа оценивается, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

Особые случаи проверки Особый случай Предпринимаемые действия На пустом пространстве бланка стоит знак «Z», далее идёт начало или продолжение текста Работа оценивается обычным образом. Председатель (заместитель) пишет служебную записку на имя председателя ГЭК. Текст написан прямо на знаке «Z», далее может идти текст или не идти Работа оценивается и после знака «Z», кроме текста на самом знаке «Z», эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку на имя председателя ГЭК.

Особые случаи проверки

Особый случай

Предпринимаемые действия

На пустом пространстве бланка стоит знак «Z», далее идёт начало или продолжение текста

Работа оценивается обычным образом. Председатель (заместитель) пишет служебную записку на имя председателя ГЭК.

Текст написан прямо на знаке «Z», далее может идти текст или не идти

Работа оценивается и после знака «Z», кроме текста на самом знаке «Z», эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку на имя председателя ГЭК.

Особые случаи проверки Особый случай Предпринимаемые действия В работе присутствуют нецензурные выражения и оскорбительные высказывания Работа оценивается, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку. Экзаменуемый высказывает резко негативное отношение к автору, героям и содержанию текста (н-р, «пришел дед и сидит-посиживает, вымогая деньгу на бутылочку», «Всех бы их к стенке») Работа проверяется по критериям оценивания. По К11 выставляется 0 баллов. Эксперт пишет служебную записку с описанием ситуации (экстремистские призывы), указанием номера работы и передает председателю ПК (заместителю).

Особые случаи проверки

Особый случай

Предпринимаемые действия

В работе присутствуют нецензурные выражения и оскорбительные высказывания

Работа оценивается, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

Экзаменуемый высказывает резко негативное отношение к автору, героям и содержанию текста (н-р, «пришел дед и сидит-посиживает, вымогая деньгу на бутылочку», «Всех бы их к стенке»)

Работа проверяется по критериям оценивания. По К11 выставляется 0 баллов. Эксперт пишет служебную записку с описанием ситуации (экстремистские призывы), указанием номера работы и передает председателю ПК (заместителю).

Особый случай проверки  Скажу честно, с творчеством писателя Василия Ивановича Белова не знаком. В принципе, прочитав предоставленный отрывок, желания более детально познакомиться с произведениями данного автора не возникло. И вот почему.  Возьмем одно предложение из текста, даже не все, а часть. «…Лен надо трепать, трясти и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад» – пишет автор.

Особый случай проверки

Скажу честно, с творчеством писателя Василия Ивановича Белова не знаком. В принципе, прочитав предоставленный отрывок, желания более детально познакомиться с произведениями данного автора не возникло. И вот почему.

Возьмем одно предложение из текста, даже не все, а часть. «…Лен надо трепать, трясти и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад» – пишет автор.

Особый случай проверки  В моем представлении, рассуждать о посадках и уборке льна, а также о надоях и прогнозах на урожай пшеницы, могут только люди, так сказать, необремененные ничем. Сидит такой писатель, «а- ля Никита Михалков», на своем «ранчо» – в поле крестьяне пашут, коровы мычат. А он рассуждает о тысячелетнем укладе «народного жития-бытия». Вот если бы гражданин Белов не писательствовал, а впахивал от рассвета до заката, то и мысли у него были бы другие. При первой же возможности, Василий Белов рванул бы в город – где супермаркеты, метро и служба доставки.

Особый случай проверки

В моем представлении, рассуждать о посадках и уборке льна, а также о надоях и прогнозах на урожай пшеницы, могут только люди, так сказать, необремененные ничем. Сидит такой писатель, «а- ля Никита Михалков», на своем «ранчо» – в поле крестьяне пашут, коровы мычат. А он рассуждает о тысячелетнем укладе «народного жития-бытия». Вот если бы гражданин Белов не писательствовал, а впахивал от рассвета до заката, то и мысли у него были бы другие. При первой же возможности, Василий Белов рванул бы в город – где супермаркеты, метро и служба доставки.

Особый случай проверки  Во-вторых, идет прогресс, причем стремительно. По Белову, «молодежь во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития общества». Согласен, что на молодежь возлагается осуществление прогресса. Но как осуществлять прогресс, летать в космос и развивать искусственный интеллект, если «товарищи Беловы» предлагают нам изучать как трясти лен и укладывать сено в стога?  Современные технологии позволяют создавать ткани из многих других прекрасных и более практичных материалов. А грубая льняная одежда осталась только в деревне, из которой так и не смог выехать писатель Белов Василий Иванович.

Особый случай проверки

Во-вторых, идет прогресс, причем стремительно. По Белову, «молодежь во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития общества». Согласен, что на молодежь возлагается осуществление прогресса. Но как осуществлять прогресс, летать в космос и развивать искусственный интеллект, если «товарищи Беловы» предлагают нам изучать как трясти лен и укладывать сено в стога?

Современные технологии позволяют создавать ткани из многих других прекрасных и более практичных материалов. А грубая льняная одежда осталась только в деревне, из которой так и не смог выехать писатель Белов Василий Иванович.

Ошибки экспертов в оценивании работ

Ошибки экспертов в оценивании работ

Ошибки экспертов в оценивании работ

Ошибки экспертов в оценивании работ

Ошибки экспертов в оценивании работ

Ошибки экспертов в оценивании работ

Комментарий эксперта В работе допущены:  2 однотипные орфографические ошибки («каким бы н Е было время», «как бы плохо ты себя н Е чувствовал») 1 негрубая орфографическая ошибка («Кен ИЛЛ и») 2 грубые орфографические ошибки («жизн Е », «несча ТН ых»).  К7 – 1 балл (3,5 ошибки)

Комментарий эксперта

В работе допущены:

2 однотипные орфографические ошибки

(«каким бы н Е было время», «как бы плохо ты себя н Е чувствовал»)

1 негрубая орфографическая ошибка («Кен ИЛЛ и»)

2 грубые орфографические ошибки («жизн Е », «несча ТН ых»).

К7 – 1 балл (3,5 ошибки)

Комментарий эксперта В работе допущены:  2 негрубые пунктуационные о шибки (сочетающиеся знаки препинания во втором и третьем абзацах) («Первое, на что я обратила свое внимание в предложенном тексте , это терпение и человечность…»; «Второй момент, который задел меня , это миг…»)  1 грубая пунктуационная ошибка в предложении с прямой речью (пропущено двоеточие в последнем абзаце) К8 – 2 балла (2 ошибки)

Комментарий эксперта

В работе допущены:

2 негрубые пунктуационные о шибки (сочетающиеся знаки препинания во втором и третьем абзацах)

(«Первое, на что я обратила свое внимание в предложенном тексте , это терпение и человечность…»; «Второй момент, который задел меня , это миг…»)

1 грубая пунктуационная ошибка в предложении с прямой речью (пропущено двоеточие в последнем абзаце)

К8 – 2 балла (2 ошибки)

Особые случаи проверки Особый случай Предпринимаемые действия В работе присутствуют нецензурные выражения и оскорбительные высказывания Работа оценивается, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку. Сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев Работа оценивается по всем критериям «0» баллов.

Особые случаи проверки

Особый случай

Предпринимаемые действия

В работе присутствуют нецензурные выражения и оскорбительные высказывания

Работа оценивается, эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

Сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев

Работа оценивается по всем критериям «0» баллов.

Особые случаи проверки Особый случай Предпринимаемые действия Сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста Объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста. Участник ЕГЭ не приступал к выполнению задания Работа оценивается по всем критериям «Х». В сочинении менее 70 слов. Работа оценивается по всем критериям «0» баллов.

Особые случаи проверки

Особый случай

Предпринимаемые действия

Сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста

Объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

Участник ЕГЭ не приступал к выполнению задания

Работа оценивается по всем критериям «Х».

В сочинении менее 70 слов.

Работа оценивается по всем критериям «0» баллов.

Особые случаи проверки Особый случай Предпринимаемые действия Работа написана не по данному тексту Работа оценивается по всем критериям «Х», эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку. Работа написана по тексту из другого варианта Работа оценивается по всем критериям «Х», эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

Особые случаи проверки

Особый случай

Предпринимаемые действия

Работа написана не по данному тексту

Работа оценивается по всем критериям «Х», эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

Работа написана по тексту из другого варианта

Работа оценивается по всем критериям «Х», эксперт пишет служебную записку и передаёт председателю ПК (заместителю). Председатель (заместитель) пишет служебную записку.

Особые случаи проверки Особый случай Предпринимаемые действия Эксперт не может квалифицировать ту или иную ошибку Ошибка не подчеркивается и тем более не учитывается, то есть не считается ошибкой. При колебаниях в оценивании баллы выставляются в пользу экзаменуемого (или проводится консультация со старшим или ведущим экспертом).

Особые случаи проверки

Особый случай

Предпринимаемые действия

Эксперт не может квалифицировать ту или иную ошибку

Ошибка не подчеркивается и тем более не учитывается, то есть не считается ошибкой.

При колебаниях в оценивании баллы выставляются в пользу экзаменуемого (или проводится консультация со старшим или ведущим экспертом).

Трудные моменты оценивания

Трудные моменты оценивания

Особые случаи проверки Особый случай Предпринимаемые действия Как быть, если в сочинении 148 или 149 слов? Оценивать такую работу необходимо по критериям для сочинения от 70 до 150 слов . Как считать слова в названии произведения, привлекаемого в качестве фонового материала? Считаем каждое слово, написанное без пробелов. («Преступление и наказание» – 3 слова; три дня – 2 слова, 3 дня – 1 слово; несмотря на – 2 слова) Как квалифицировать ошибки при переносе слов? Исправляем, но оценку не снижаем , даже если этих случаев набирается в работе достаточно много.

Особые случаи проверки

Особый случай

Предпринимаемые действия

Как быть, если в сочинении 148 или 149 слов?

Оценивать такую работу необходимо по критериям для сочинения от 70 до 150 слов .

Как считать слова в названии произведения, привлекаемого в качестве фонового материала?

Считаем каждое слово, написанное без пробелов.

(«Преступление и наказание» – 3 слова; три дня – 2 слова, 3 дня – 1 слово; несмотря на – 2 слова)

Как квалифицировать ошибки при переносе слов?

Исправляем, но оценку не снижаем , даже если этих случаев набирается в работе достаточно много.

 ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ  Если в сочинении по тексту с разноплановой проблематикой экзаменуемый «не удерживается» в рамках одной проблемы (формулирует несколько проблем  и в дальнейшем рассуждает то об одной, то о другой, то о третьей), по какому критерию снимаем баллы? По критерию К1 выставляется 1 балл при условии правильной формулировки проблемы в одной из частей работы. По критерию К5 выставляется 0 баллов из-за отсутствия в сочинении единого коммуникативного замысла.  «Если проблем сформулировано много, среди них одна правильная, можно ли оценивать работу по критерию К1 одним баллом? И если можно, то нужно ли снижать оценку по критерию К5, квалифицируя это как логическую ошибку, или по критерию К12, квалифицируя это как фактическую ошибку? Ставим один балл по критерию К1 только в том случае, если экзаменуемый эту проблему раскрывает через комментарий. При этом балл за логику или по какому-то иному критерию не снимаем.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ

Если в сочинении по тексту с разноплановой проблематикой экзаменуемый «не удерживается» в рамках одной проблемы (формулирует несколько проблем и в дальнейшем рассуждает то об одной, то о другой, то о третьей), по какому критерию снимаем баллы?

По критерию К1 выставляется 1 балл при условии правильной формулировки проблемы в одной из частей работы.

По критерию К5 выставляется 0 баллов из-за отсутствия в сочинении единого коммуникативного замысла.

«Если проблем сформулировано много, среди них одна правильная, можно ли оценивать работу по критерию К1 одним баллом? И если можно, то нужно ли снижать оценку по критерию К5, квалифицируя это как логическую ошибку, или по критерию К12, квалифицируя это как фактическую ошибку?

Ставим один балл по критерию К1 только в том случае, если экзаменуемый эту проблему раскрывает через комментарий.

При этом балл за логику или по какому-то иному критерию не снимаем.

Трудные случаи оценивания Проблемная ситуация Решение проблемы Проблема сформулирована неверно, но прочитывается через комментарий. Допускается 1 балл за К1. Экзаменуемый называет опорный текст не текстом, а романом, статьей, рассказом 0,5 за К12, если это противоречит духу текста. В остальных случаях не является ошибкой. Экзаменуемый неверно определяет жанр произведения, привлекаемого для обоснования собственной позиции 0,5 за К12, если названо родовым понятием (ЭПОС вместо РОМАН). За К12 – 0 баллов, если пьеса «Гроза» названа романом.

Трудные случаи оценивания

Проблемная ситуация

Решение проблемы

Проблема сформулирована неверно, но прочитывается через комментарий.

Допускается 1 балл за К1.

Экзаменуемый называет опорный текст не текстом, а романом, статьей, рассказом

0,5 за К12, если это противоречит духу текста.

В остальных случаях не является ошибкой.

Экзаменуемый неверно определяет жанр произведения, привлекаемого для обоснования собственной позиции

0,5 за К12, если названо родовым понятием (ЭПОС вместо РОМАН).

За К12 – 0 баллов, если пьеса «Гроза» названа романом.

Особые случаи проверки Особый случай Предпринимаемые действия Чрезмерное цитирование Снимаются баллы за К2, если цитирование не имеет прямого отношения к проблеме или дано без сопровождающей части. В остальных случаях не ошибка. В сочинении приводятся объемные цитаты (с учетом или без учета соответствующих знаков препинания), дается развернутый пересказ Два способа интерпретации: 1) В случае немотивированного использования исходного текста и отсутствия пояснений объём работы определяется без учёта информации из опорного текста. 2) Если цитата оформлена и не является слишком большой (н-р, целый абзац), она, как правило, включается в общий объём работы.

Особые случаи проверки

Особый случай

Предпринимаемые действия

Чрезмерное цитирование

Снимаются баллы за К2, если цитирование не имеет прямого отношения к проблеме или дано без сопровождающей части.

В остальных случаях не ошибка.

В сочинении приводятся объемные цитаты (с учетом или без учета соответствующих знаков препинания), дается развернутый пересказ

Два способа интерпретации:

1) В случае немотивированного использования исходного текста и отсутствия пояснений объём работы определяется без учёта информации из опорного текста.

2) Если цитата оформлена и не является слишком большой (н-р, целый абзац), она, как правило, включается в общий объём работы.

 ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ  Можно ли ставить балл за смысловую связь «оба примера, дополняющие друг друга…»? Или необходимо использовать более конкретные формулировки: «сопоставление, противопоставление, аналогия…». Формулировку «примеры дополняют друг друга» учитывать только в случае, если в работе показано, КАК один пример дополняет другой.  При проверке работ экспертами из подсчета слов в сочинении ИСКЛЮЧАЮТСЯ все цитаты? Исключение использованных в сочинении цитат, включённых в формулировку проблематики исходного текста и (или) в комментарий по проблематике исходного текста, является неправомерным. Убирать цитаты из объёма сочинения экзаменуемого можно только в том случае, если они приведены без каких-либо комментариев.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ

Можно ли ставить балл за смысловую связь «оба примера, дополняющие друг друга…»? Или необходимо использовать более конкретные формулировки: «сопоставление, противопоставление, аналогия…».

Формулировку «примеры дополняют друг друга» учитывать только в случае, если в работе показано, КАК один пример дополняет другой.

При проверке работ экспертами из подсчета слов в сочинении ИСКЛЮЧАЮТСЯ все цитаты?

Исключение использованных в сочинении цитат, включённых в формулировку проблематики исходного текста и (или) в комментарий по проблематике исходного текста, является неправомерным. Убирать цитаты из объёма сочинения экзаменуемого можно только в том случае, если они приведены без каких-либо комментариев.

 ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ  Экзаменуемый привел не два примера-иллюстрации, а несколько (3, 4, 5…). Среди них только два верных. Что мы предпринимаем в таком случае? Выбираем два правильных примера. Остальные с точки зрения содержания не рассматриваем.  По критериям К7-К10 оцениваем все примеры. Выпускник, обосновывая свое отношение к позиции автора, обращается только к исходному тексту. 0 баллов по К4. По К5 баллы не снимаем. Засчитываются ли в объем сочинения переписанные информация об авторе и текст рецензии к заданию номер 26? Эти слова не засчитываются в объем, если экзаменуемый просто переписывает их. Если же он включает их в свой текст, мы не имеем права их не засчитывать.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ

Экзаменуемый привел не два примера-иллюстрации, а несколько (3, 4, 5…). Среди них только два верных.

Что мы предпринимаем в таком случае?

Выбираем два правильных примера.

Остальные с точки зрения содержания не рассматриваем.

По критериям К7-К10 оцениваем все примеры.

Выпускник, обосновывая свое отношение к позиции автора, обращается только к исходному тексту.

0 баллов по К4.

По К5 баллы не снимаем.

Засчитываются ли в объем сочинения переписанные информация об авторе и текст рецензии к заданию номер 26?

Эти слова не засчитываются в объем, если экзаменуемый просто переписывает их.

Если же он включает их в свой текст, мы не имеем права их не засчитывать.

 ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ  Пример-иллюстрация содержит широкий диапазон предложений, на которые ссылается экзаменуемый (н-р, «в предложениях 3-10 автор…») Оценку не снижаем. Экзаменуемый правильно описывает пример и дает к нему пояснение, но ссылается не на те предложения. Оценку не снижаем. Экзаменуемый дает только ссылку на номера предложений и поясняет пример-иллюстрацию. Пример-иллюстрацию не засчитываем .

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ

Пример-иллюстрация содержит широкий диапазон предложений, на которые ссылается экзаменуемый

(н-р, «в предложениях 3-10 автор…»)

Оценку не снижаем.

Экзаменуемый правильно описывает пример и дает к нему пояснение, но ссылается не на те предложения.

Оценку не снижаем.

Экзаменуемый дает только ссылку на номера предложений и поясняет пример-иллюстрацию.

Пример-иллюстрацию не засчитываем .

 ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ  Если экзаменуемый ставит запятую в сложном предложении не в том месте, сколько пунктуационных ошибок мы должны выносить? Одна ошибка  В сокровищнице русского искусства одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину с именем, которого связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия . Как квалифицируется лишняя запятая после союза ЧТО в предложении «Этим автор хочет показать, что любит деревню, и что, всегда будет помнить её»? Выносится ли она в таком случае как отдельная пунктуационная ошибка? Одна пунктуационная ошибка . Учтена расстановка знаков препинания в сложном предложении с однородными придаточными (одно правило).

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ

Если экзаменуемый ставит запятую в сложном предложении не в том месте, сколько пунктуационных ошибок мы должны выносить?

Одна ошибка

В сокровищнице русского искусства одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину с именем, которого связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия .

Как квалифицируется лишняя запятая после союза ЧТО в предложении «Этим автор хочет показать, что любит деревню, и что, всегда будет помнить её»? Выносится ли она в таком случае как отдельная пунктуационная ошибка?

Одна пунктуационная ошибка .

Учтена расстановка знаков препинания в сложном предложении с однородными придаточными (одно правило).

Трудные случаи оценивания Проблемная ситуация Решение проблемы Если ошибка повторяется в одном и том же слове, то она является повторяющейся или однотипной ошибкой? Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корнях слов, то она считается за одну ошибку ( независимо от количества таких ошибок в работе ). Н-р, пять раз слово пр Е зи диум написано неверно – это одна повторяющаяся ошибка. Являются ли однотипными ошибки в корнях с чередованием гласных?  Не являются. Считается каждая ошибка.

Трудные случаи оценивания

Проблемная ситуация

Решение проблемы

Если ошибка повторяется в одном и том же слове, то она является повторяющейся или однотипной ошибкой?

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корнях слов, то она считается за одну ошибку ( независимо от количества таких ошибок в работе ).

Н-р, пять раз слово пр Е зи диум написано неверно – это одна повторяющаяся ошибка.

Являются ли однотипными ошибки в корнях с чередованием гласных?

Не являются.

Считается каждая ошибка.

 ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ  Неправильное включение цитаты в текст сочинения Случай квалифицируется как грамматическая ошибка К9. Например: «По мнению Базарова: «Природа не храм, а мастерская». Сколько орфографических ошибок в слове ВОЛЕЙ НЕ ВОЛЕЙ (отсутствие дефиса и раздельное написание НЕ): две или одна? Одна орфографическая ошибка Сколько Н пишется в слове РВАНЫЙ ( по шву рукав) ?  Интересует ситуация именно при наличие зависимого слова. Прилагательные РВАНЫЙ, ДРАНЫЙ, БЕШЕНЫЙ даже при наличии зависимых слов пишутся с одной буквой Н .  Как быть, если в работе нет пунктуационных ошибок, кроме лишних знаков препинания? Каждый лишний знак препинания - это полноценная пунктуационная ошибка .

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ

Неправильное включение цитаты в текст сочинения

Случай квалифицируется как грамматическая ошибка К9.

Например: «По мнению Базарова: «Природа не храм, а мастерская».

Сколько орфографических ошибок в слове ВОЛЕЙ НЕ ВОЛЕЙ (отсутствие дефиса и раздельное написание НЕ): две или одна?

Одна орфографическая ошибка

Сколько Н пишется в слове РВАНЫЙ ( по шву рукав) ? Интересует ситуация именно при наличие зависимого слова.

Прилагательные РВАНЫЙ, ДРАНЫЙ, БЕШЕНЫЙ даже при наличии зависимых слов пишутся с одной буквой Н .

Как быть, если в работе нет пунктуационных ошибок, кроме лишних знаков препинания?

Каждый лишний знак препинания — это полноценная пунктуационная ошибка .

 ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ  Как квалифицировать ошибки в окончании причастия (в причастном обороте)?  1. Грамматическая ошибка На мелководных участках растительность образует перемычки, разделяющими озеро на отдельные плёсы.   2. Орфографическая ошибка На мелководных участках растительность образует перемычки , разделяющии озеро на отдельные плёсы. Какой ( графической или орфографической ) ошибкой считать написание слов, в которых буква И заменена Й: мозаЙка, выЙграть, воЙн (в значении ВОИН)? Орфографическая ошибка .

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ

Как квалифицировать ошибки в окончании причастия (в причастном обороте)?

1. Грамматическая ошибка

На мелководных участках растительность образует перемычки, разделяющими озеро на отдельные плёсы.

2. Орфографическая ошибка

На мелководных участках растительность образует перемычки , разделяющии озеро на отдельные плёсы.

Какой ( графической или орфографической ) ошибкой считать написание слов, в которых буква И заменена Й: мозаЙка, выЙграть, воЙн (в значении ВОИН)?

Орфографическая ошибка .

«Орфограмма — это такое написание слова, которое выбирается из ряда графически возможных и отвечает определенному орфографическому принципу».

 ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ  Выносим ли пунктуационную ошибку в том случае, если пишущий активно использует исходный текст, берёт из него точные цитаты, при этом кавычки не использует совсем? Нужно ли группировать такие ошибки? Пунктуационная ошибка. «Незакавыченная» чужая речь (в любом количестве) — это одна пунктуационная ошибка. Если пишущий касается темы нетрадиционной ориентации, политики или религии, аргументированно пишет свою позицию с опорой на литературные произведения или примеры из жизни, как будет оцениваться такое сочинение? Нравственную позицию участника экзамена эксперты не оценивают. Однако если в работе фиксируются высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявляющие речевую агрессию, изобилующие жаргонными словами и оборотами, то по критерию К11 экзаменуемый получает 0 баллов .

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ

Выносим ли пунктуационную ошибку в том случае, если пишущий активно использует исходный текст, берёт из него точные цитаты, при этом кавычки не использует совсем? Нужно ли группировать такие ошибки?

Пунктуационная ошибка.

«Незакавыченная» чужая речь (в любом количестве) — это одна пунктуационная ошибка.

Если пишущий касается темы нетрадиционной ориентации, политики или религии, аргументированно пишет свою позицию с опорой на литературные произведения или примеры из жизни, как будет оцениваться такое сочинение?

Нравственную позицию участника экзамена эксперты не оценивают.

Однако если в работе фиксируются высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявляющие речевую агрессию, изобилующие жаргонными словами и оборотами, то по критерию К11 экзаменуемый получает 0 баллов .

 ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ  Если неверно сформулирована позиция автора (К3), возможно ли оценивать в 1 балл позицию экзаменуемого (критерий К4), если он соглашается с НЕВЕРНОЙ позицией автора, но убедительно аргументирует своё мнение? К3=0  К4=0 (К чему сформулирована точка зрения экзаменуемого, если позиция автора не понята и неверно сформулирована?) Придти, притти и прийти – считаем ли орфографической ошибкой первые два варианта, если в 1956 г. все три слова квалифицировались как норма?  Современная норма – «прийти». Три варианта написания: «придти», «притти» и «прийти» – употреблялись до 1956 года. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова основным было признано написание «прийти». Из трех существующих написаний при унификации русской орфографии в 1956 году был выбран вариант «прийти».

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОЦЕНИВАНИЯ

Если неверно сформулирована позиция автора (К3), возможно ли оценивать в 1 балл позицию экзаменуемого (критерий К4), если он соглашается с НЕВЕРНОЙ позицией автора, но убедительно аргументирует своё мнение?

К3=0 К4=0

(К чему сформулирована точка зрения экзаменуемого, если позиция автора не понята и неверно сформулирована?)

Придти, притти и прийти – считаем ли орфографической ошибкой первые два варианта, если в 1956 г. все три слова квалифицировались как норма?

Современная норма – «прийти».

Три варианта написания: «придти», «притти» и «прийти» – употреблялись до 1956 года. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова основным было признано написание «прийти». Из трех существующих написаний при унификации русской орфографии в 1956 году был выбран вариант «прийти».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  irina18ink@mail.ru

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

[email protected]

February 5 2010, 01:26

Чрезмерное цитирование

К тексту, который надо понять и отразить это понимание в сочинении, прилагается инструкция. Что-то вроде «напишите сочинение по прочитанному тексту,
сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования)».
И вот человек не понял, к чему эта инструкция. Он принял её за текст, про который надо формулировать, который надо комментировать и прочая. Любой бы растерялся на его месте. Но он не растерялся:
Позиция автора мне понятна. Он пишет – избегайте чрезмерного цитирования. Я с ним полностью согласен. Чрезмерное цитирование многим не нравится. И даже нечрезмерное цитирование некоторым не нравится. Но, как я понял позицию автора, то я понял, что его чрезмерно цитировали и он написал это — «чрезмерного цитирования избегайте». Но некоторым нравится цитирование. И они цитируют, и их цитируют. Но эта цитировка до счастья не доводит, больше всего до несчастья, но некоторые живут и радуются, цитируя друг друга. Автор, наверное, сам цитировал, потому что как бы он написал такое «Избегайте чрезмерного цитирования». Его цитировать начали, ему не понравилось, но он осознанно писал это. Я тоже не люблю цитированье, потому что мне не нравится, когда меня цитируют… Автор был прав в этих словах.
Стараюсь также этого избегать. Крыльцо починить надо, кстати.

Новый интересный блог про кровельные материалы. Будет интересен не только строителям.

Магазин Строитель предлагает нужные и полезные в хозяйстве товары. Купить бензопилу можно на сайте www.shop-stroitel.ru по каталогу товаров.

Ответы на популярные вопросы о сочинении.

Вопрос: как оформлять цитаты в сочинении, где они нужны, а где не нужны.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ в сочинении:

→ в формулировке проблемы цитата, как правило, не нужна. Фактической ошибкой будет включение в кавычки вопроса, которого НЕ БЫЛО в тексте (Автор задает вопрос: «Как родители влияют на детей?»)
→ в комментарии цитаты нужны, но не допускается чрезмерное цитирование (длинное предложение разбиваем на короткие фрагменты, в цитате достаточно 2-4 слов);
→ никогда не меняем в цитате ни слова, ни окончания, ни знаки препинания;
в позиции автора можно процитировать фрагмент текста (предложение лучше сократить), можно сформулировать мысль своими словами;
→ не цитируем прозу в аргументации;
→ стихи в аргументации обязательно цитируем, достаточно одной строчки.

ОБ ОФОРМЛЕНИИ ЦИТАТЫ.

Первый случай.
Если цитата оформлена как прямая речь:

Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен». (В цитате сохранено авторское тире перед союзом но.) «Победителю ученику от побежденного учителя», – так написал Жуковский на своем портрете, который подарил Пушкину в 1820 году.

«Я понял одну нехитрую истину, – говорит Грин устами своего героя капитана Грэя. – Она состоит в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
Второй случай.

Иногда цитата является частью предложения. В этом случае она тоже выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы:

Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

Фамусов и Чацкий расходятся во всем: в отношении к службе, к образованию, крепостному праву, к «веку нынешнему и веку минувшему».
Третий случай.

Цитата может приводиться не полностью. Тогда на месте пропуска ставится многоточие.

Д.И. Писарев указывал: «…красота языка заключается… в его ясности и выразительности».

«…Красота языка заключается… в его ясности и выразительности», – отмечал Д.И. Писарев.

Четвертый случай.
Цитироваться могут и строки из стихотворений. Такие цитаты в кавычки не заключаются, если они пишутся с соблюдением стихотворных строк:

В седьмой главе «Онегина» Пушкин создает торжественные, возвышенные строки о Москве:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Вопрос: за какие ошибки не снижают баллы?

ОШИБКИ БЕЗ ПОТЕРИ БАЛЛОВ

Ошибки графические (не учитываются при проверке) — это разновидность ошибок, связанных с графикой, то есть с написанием слова, и возникающих не в результате незнания или нарушения правил, а из-за невнимательности.

Графическими ошибками являются описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Не учитываются при проверке сочинения описки: неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).

К числу наиболее распространенных описок обычно относят:

— пропуски букв: … весь роман стоится (следует: строится) на этом конфликте;
— перестановки букв, напр.: …новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
— замены одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);
— Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях (следует: даже).

НО: аналогичные случаи в «ошибкоопасных» местах — то есть там, где написание определяется правилом, — расцениваются как ошибки!

СМАТРЕТЬ (орфографическая ошибка, к7)
ЧУСТВО (орфографическая ошибка, к7)
ЗАДУМЫВАЮСЯ (грамматическая, к9)
роман Л.Н.Толстова (грамматическая и фактическая, к9 и к12)

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

ОРФОГРАФИЯ

— В переносе слов.
— Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
Прописная / строчная буквы
— В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
— При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
— В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
— Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
— На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить).

ПУНКТУАЦИЯ

— Тире в неполном предложении.
— Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.
— Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.
— Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.
— В передаче авторской пунктуации.

Вопрос: Снизят ли баллы, если в сочинении приводить аргументы не из классической литературы по школьной программе, а из каких-нибудь сказок или современных книг?

Эксперты проверяют ваши сочинения по инструкции. Этот документ называется «Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ», он есть на сайте ФИПИ.

Читаем инструкцию:

литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения).

Аргументы из читательского опыта должны приводиться с точным указанием источника (название книги (статьи), её автор).
Итак, в инструкции не указано, что существуют литературные произведения, которые при проверке вам могут не засчитать за пример из литературы. В разъяснениях РЦОК упоминается, что примером из литературы может быть любое произведение, опубликованное на русском языке, если вы указали автора и название.

Однако не рекомендуем использовать примеры из «бульварной литературы», литературы 18+ или литературы для дошкольников (можно потерять балл за этику или неудачно написать сам аргумент).

Литературные сказки, фантастика, литература для подростков, литература из школьной программы — пожалуйста, используйте, выбор очень велик.

Указание на то, что произведение должно быть общеизвестным, даёт эксперту право не засчитывать аргумент, пример к которому основан на НЕИЗВЕСТНОЙ проверяющему сочинение или на НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЙ книге (тогда на апелляцию можно принести книгу, показать, какой эпизод вы упоминаете в сочинении, и вернуть потерянный балл).

Но даже если выбран пример на основе классики, аргумент не будет засчитан, если он не служит убедительным доказательством вашего мнения.

«Я согласна с мнением автора, что Нечаев правильно поступил, что не позволил убить зайца, у которого не было ног. А Зубаткин – это человек с холодным каменным сердцем, у которого нет чувств, ему было все равно, кого убивать. Человек должен быть на равных с животными.

Позиция автора мне известна из произведения Тургенева «Муму», когда Герасим утопил свою преданную собачку.»

За этот «аргумент» эксперт не поставит баллы по К4, потому что не сформулировано мнение автора сочинения (доказывается мнение автора текста), нет тезиса, обоснованием которого служит пример, и нет, собственно, примера из текста (есть только упоминание одного из событий известного рассказа И.С.Тургенева).


Вопрос: правда ли, что за сочинение можно получить 0 баллов? Проверяется ли при этом тестовая часть, или сразу ставится «2»?

За что можно получить 0 баллов.

Естественно, за сочинение поставят 0 баллов из 24 первичных, если на бланке сочинения нет работы. На проверке тестовой части это не отразится, результаты за экзамен будут получены.

1) выпускник не стал писать сочинение. Так бывает, сочинение пишут не все. Для того чтобы перейти порог, достаточно выполнить тестовую часть (порог для получения аттестата — 24 итоговых балла из 100, для поступления в вуз — 36 баллов, то есть достаточно набрать 12 или 18 первичных баллов, чтобы закончить школу или поступить туда, где нет конкурса)

2) выпускник написал сочинение на черновике, но не успел приступить к работе с чистовиком. К сожалению. на экзамене такие ситуации бывают. Помним: ЕГЭ по русскому длится всего три с половиной часа, за это время нужно решить тест, написать сочинение и заполнить бланки. Не хватает времени — не пишите на на черновике всё сочинение (набросайте только план), а после этого работайте сразу на бланке №2.

3) выпускник написал сочинение не на том бланке (если на первом бланке для сочинения нет записей, второй бланк не проверяется). Так может случиться, поэтому будьте внимательны и не путайте бланки.

Но можно получить 0 баллов и в том случае, если сочинение написано. 0 ставится за написанную работу в том случае, если она:

1) так или иначе подписана. Если в вашем сочинении (в чистовике) появится замысловатый узор, цветочек, номер телефона, упоминание о том, в какой школе вы учитесь или как связаться с вашим папой — работа проверяться не будет. Строго 0 баллов.

2) написана не по теме. Самое замечательное сочинение соседа или выученный на всякий случай вариант «про войну» оценят на 0 баллов, если вам достался текст не как у соседа и не про войну.

3) «представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев». Обратите внимание — появление ЛЮБОГО собственного высказывания (например, «в наши дни часто приходится сталкиваться с такой проблемой, как…» «автор предложенного текста заставляет задуматься о …», «я согласен с автором в том, что…») вынудит эксперта проверять работу.

4) содержит менее 70 слов (под «словом» при проверке подразумевается каждое отдельно написанное слово, предлоги и союзы тоже считаются. Не учитываются цитаты из текста, предложения, взятые из задания 25 и полностью переписанная информация об авторе).

5) написана неразборчиво и не читается. Эксперты — это учителя с большим опытом работы или кандидаты филологических наук, они умеют читать рукописный текст разного качества. Но если работа написана не черной гелевой ручкой, буквы сливаются, а «н» не отличается от «и», «м» и «п», работа может остаться без проверки.

Желаем вам написать сочинение на максимальный балл и не оказаться в числе тех, кто получит за эту часть работы 0 баллов!

Автор: Оксана Беляева | vk.com/ot252791.
Источник: vk.com/russian_100.

Как правильно оформить цитату в дипломной работе, курсовой, статье, презентации, сочинении?
Что такое диссертация и как ее написать?

Цитаты в дипломной работе отображают уровень теоретической подготовки автора документа, способность корректного оформления выражений, заимствованных у других исследователей, умение объективно аргументировать свою точку зрения вне зависимости от сложности выбранной темы.

Основные виды цитат в дипломной работе

Существует 3 основных вида цитат – это прямые, косвенные, по вторичному источнику. Каждая категория оформляется по соответствующим требованиям.

Прямые

Особенность таких цитат – в дословном копировании из литературного источника. Заимствованный материал помещается в квадратные кавычки и служит для максимально точной передачи необходимой информации.

Как правильно цитировать?

  1. Прямые цитаты могут приводиться не полностью – при большом объеме информации, разрешается пропускать словосочетания или предложения, но при условии, если такое сокращение не исказит основной смысл цитаты. В местах пропущенных коротких фрагментов выставляется многоточие (…). Если из цитируемого отрывка убирается несколько предложений и более, автор выставляет (<…>).
  2. При частичной утрате сути цитируемой фразы (перестановка смысловых акцентов, внесение дополнительных изменений в первоначальный текст и т.д.), автор дипломной работы обязательно приводит дополнительные разъяснения, заключая их в круглые скобки, подтверждая их достоверность собственными инициалами.

образец оформления цитат в дипломной

Косвенные

Особенность этих цитат – передача основной информации из литературного источника в видоизмененной форме с обязательной отсылкой к автору научного произведения (например – по словам Г.И. Костенко). Такой подход подойдет для пересказа громоздких цитат и в несколько раз увеличит процент оригинальности текста дипломной работы.

Для правильного оформления данного способа цитирования, необходимо использовать словесные конструкции с придаточной частью (пример – автор … сказал, что и т.д.).

пример косвенного цитирования

По вторичному источнику (перекрестное цитирование)

Указанный тип цитирования рекомендуется использовать в нескольких случаях:

  • отсутствие доступа к первоисточнику (особые условия хранения и т.д.);
  • оригинальный текст утерян или поврежден;
  • первоначальные высказывания приводятся в виде цитат, указанных в трудах сторонних ученых;
  • перевод исходного текста цитаты невозможен/технически затруднен.

При использовании перекрестного цитирования одновременно указывается два источника – источник, содержащий оригинальный текст и тот, в котором размещено заимствование. Автор дипломной работы оформляет ссылку только на вторичный источник.

Нужна помощь в написании научной работы?

Выберете работу *

Выберете тип работы

E-mail *

Введите e-mail

Общие требования к оформлению цитат

  1. Рекомендуемый объем заимствований в дипломе – до 25% от общего числа страниц работы. В подсчет входят все виды цитат (прямые, косвенные и т.д.).
  2. Объем цитируемого материала – до 1/3 объема страницы (исключение – технические работы по узко-специализированным направлениям).
  3. Для успешной проверки текста дипломной работы на оригинальность, рекомендуется использовать до трех дословных/прямых цитат на одном листе документа, подкрепляя их смысловыми связками, дополнительными контраргументами и выводами. Если тема специфическая и требуется большее количество отсылок к информационным источникам, автор использует косвенное цитирование.
  4. Заимствование из справочных материалов (энциклопедические словари, методические рекомендации, учебные пособия и т.д.) в дипломной работе строго ограничивается. Этот метод подойдет для формулировки основной базы исследования, указывающейся во введении. Иные типы научных источников разрешается цитировать во всех главах документа (исключение – параграфы, разделы с авторскими высказываниями или формулировка результатов работы).
  5. Запрещается объединение нескольких высказываний одного автора из разных источников в одну общую цитату. При цитировании выдержек из законодательных актов, комментарии к ним не указываются. В исключительных случаях (для дополнительного разъяснения сути закона), обязательно приводится ФИО автора толкования выбранного раздела статьи.
  6. Текстовые фрагменты старинных изданий указываются без дополнительной корректировки стиля, но с соблюдением современных правил орфографии и пунктуации.
  7. Если цитируемые документы доступны в печатном издании, запрещается использовать ссылки на их дубликаты в интернете. 
  8. Выдержки эмпирических и графических материалов, составленные сторонними исследователями оформляются по тем же правилам, что и текстовые цитаты.

Оформление цитат в тексте по ГОСТУ: можно ли использовать выделения?

Чтобы выделить в цитате основные моменты, автору дипломной или другой научной работы разрешается использовать выделения в 2 случаях:

  1. Если автор цитируемого источника использовал выделения, их нужно сохранить в том виде, в котором они были приведены изначально. Исключением являются случаи, когда выделения не могут быть применены к контексту дипломной работы.
  2. Если в цитаты автора цитируемого источника были добавлены пометки/выделения автора выпускной квалификационной работы, это следует указать следующим образом: в скобках внутри цитат указываются данные автора диплома и фразы «выделено мной», «курсив/полужирное подчеркивание мое». После кавычек, завершающих цитату, указывается оригинал текста без выделений.

Нужна помощь в написании научной работы?

Выберете работу *

Выберете тип работы

E-mail *

Введите e-mail

Оформление ссылок на цитаты по ГОСТу

По требованиям ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка», ссылки на цитаты в дипломной работе оформляются в 2 вариантах: ссылки подстрочного типа (сноски) и квадратные скобки.

Ссылки подстрочного типа (сноски)

Автор приводит цитируемый отрывок и после него указывает порядковый номер сноски с помощью настраиваемого параметра в текстовом редакторе Microsoft Word «Надстрочный знак». В нижней части страницы проставляет укороченная горизонтальная линия, где дублируется номер сноски с точкой в конце и указывается информация об источнике с соответствующим номером страницы. Саму цитату обязательно заключают в кавычки. 

Сноски оформляются постранично: цитируемая фраза с данными об источнике располагается на одной странице, без разрыва. Нумерация сносок может быть 2 видов: постраничная и сквозная – это зависит от рекомендаций вуза и специфики работы.

пример ссылки на цитату в тексте

Квадратные скобки

Цитаты приводятся отдельными предложениями без знаков препинания и других изменений текста, после чего в квадратных скобках указывается номер, под которым этот источник находится в «списке литературы» вашей научной работы, далее указываются страницы. Например: [16, с. 297]. 

При использовании квадратных скобок в ссылках на цитаты, студентам настоятельно рекомендуется учитывать требования вуза по составлению списка литературных источников. Так, нумерация цитат может быть сквозной и в алфавитном порядке.

Оформление цитат с указанием автора 

Цитаты с указанием автора оформляются 3 способами:

  1. Круглые скобки. Используются в случае, если информация об авторе и источнике указывается сразу после цитируемого отрывка. В этом случае, точка ставится сразу после закрывающейся круглой скобки, не после кавычек. Пример: «Видя бой со стороны, каждый мнит себя стратегом» (Козьма Прутков).
  2. Первое слово, указывающее на автор или источник и не являющееся именем собственным всегда пишется с маленькой буквы. Пример: «Слова — наименее эффективное средство общения. Они наиболее открыты для неверных интерпретаций и чаще всего бывают поняты неверно» (из книги «Беседы с Богом» Нила Доналда Уолша»).
  3. Если информация об авторе и названии источника расположена на следующей строке от цитаты, она указывается без знаков препинания. В данном случае, после цитируемого отрывка проставляется точка или другой знак, как в оригинальном документе. Правило актуально и для оформления эпиграфов. Пример: 


Кто так часто обманывал тебя, как ты сам?
Бенджамин Франклин

Оформление цитат в предложениях

Оформление цитат в предложениях может быть 3 вариантов: предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, предложения с вводными словами.

Прямая речь

Предложения с цитатами прямой речи подразделяются на 3 вида:

  • Цитируемая часть текста приведена без сокращений. Пример: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен».
  • Цитата приводится частично, без части текста в середине фразы. Пропуск слов/словосочетаний заменяется многоточием, которые заключается в угловые скобки. Пример: Гоголь писал «Пушки есть явление чрезвычайное…это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
  • Цитата приводится не с самого начала предложения. Перед началом цитируемого отрывка нужно проставить многоточие и начинать цитату с маленькой (строчной) либо большой (заглавной, прописной) буквы: зависит от формулировки цитаты. Примеры: Писарев писал «…красота языка заключается в его ясности и выразительности». «…Красота языка заключается в его ясности и выразительности», – писал Писарев.

Косвенная речь

Цитируемый отрывок из научной литературы по теме диплома оформляется не в виде прямой речи, а как продолжение предложения или же отдельный фрагмент текста.

Примеры: 

Продолжение предложения: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте». 

Отдельный фрагмент текста «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин).

Вводные слова

Чтобы ввернуть цитату в предложение и ярче донести собственную мысль читателю, в таком виде цитирования можно использовать вводные слова «по словам», «по мнению», «как утверждал» и т.д.

Пример: По словам А.М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».

Оформление цитат в курсовой работе

Существует несколько распространенных способов оформления цитирования в курсовой работе:

  • Прямое цитирование с указанием автора и источника в тексте документа или со ссылкой на автора и информационный источник.
  • Непрямое цитирование авторских мыслей из заимствованного источника.
  • Неполные заимствования.

Прямое цитирование

При прямом цитировании авторских мыслей используется 4 основных правила пунктуации:

  • Цитата заключается в угловые скобки (кавычки).
  • Перед цитатой, расположенной после основного текста, проставляется двоеточие.

прямое цитирование в курсовой работе

  • Если упоминание цитаты предшествует (идет перед) основным текстом, после угловых кавычек проставляется запятая, потом тире, после чего следует оставшийся текст.

пример цитирования

  • Цитата располагается в центральной части предложения и обосабливается следующим образом: перед началом заимствования проставляется двоеточие, после него, соответственно, запятая и тире. Пример: Докладчик привёл слова М. В. Ломоносова: «России могущество будет прирастать Сибирью», — и этим закончил своё выступление.       

Непрямое цитирование

Текст цитируемого отрывка можно передавать своими словами без искажения смысла, но с обязательным донесением ключевых идей мыслей в контексте с направлением исследования курсовой работы.

пример непрямого цитирования

Неполное цитирование

Чтобы привести цитату в неполном варианте, вместо пропущенных слов проставляется многоточие. Если многоточие ставится перед цитируемым отрывком, ее продолжение пишется с маленькой буквы – зависит от контекста употребления.

неполное цитирование пример

Оформление цитаты в презентации

Чтобы слайды презентации помогли правильно донести мысль сторонних исследователей, автору работы следует изучить следующие правила:

  • Если дополнительный текст по теме исследования на слайде не является названием новой структурной единицы, его нужно убрать и оставить только цитату.
  • Текст с названием раздела выносится отдельным слайдом, а уже после него вставляется цитата, как поддержка идеи.
  • Цитата может оформляться без фотографий и картинок ее автора. Чтобы привлечь внимание к цитате, рекомендуется использовать геометрические картинки, разные шрифты в соответствии с выбранным стилем оформления, другие декоративные элементы и т.д.
  • Цитата в сочетании с фотографией смотрится презентабельнее: такую комбинацию можно использовать в зависимости от общего направления и контекста слайдов.

пример цитаты в презентации

Оформление цитат в сочинении

Существует 5 основных правил оформления цитат в сочинении:

  • Цитаты сопровождаются вводными словами автора перед цитируемым отрывком или после него. Если цитата оформлена в формате самостоятельных предложений и употребляется со словами автора, знаки препинания располагаются в том же порядке, как и предложения с прямой речью.

Пример: «Меняются приемы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создание искусства», — сказал В.Я. Брюсов.

  • Урезанный вариант цитаты приводится с многоточием в местах пропуска текста (начало, середина, конец).

Пример: Ф.М. Достоевский писал: «…не стоит жить, чтобы только питаться».

  • В цитируемом отрывке, расположенном перед словами автора, первое слово начала предложения указывается с прописной (заглавной, большой) буквы даже при условии, что в источник оно начинается со строчной (маленькой) буквы.

Пример: «…У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание», — писал К.Г.Паустовский.

  • Если цитата приводится, как косвенная речь, она оформляется придаточным предложением, включающим в себя изъяснительный союз. В этом случае, цитата заключается в угловые скобки, а предложение начинается со строчной (маленькой) буквы. 

Пример: Ключевской В. О. считал, что «жизнь учит лишь тех, кто её изучает».

  • Цитаты могут включаться в текст сочинения с помощью специальных вводных слов или предложений. В таком варианте, цитируемые отрывки выделяются угловыми скобками (кавычками) и начинаются со строчной (маленькой) буквы.

Пример: Как отмечает Ж.-Ж. Руссо, «всякая злость приходит от бессилия»

Нужна помощь в написании научной работы?

Выберете работу *

Выберете тип работы

E-mail *

Введите e-mail

Оформление цитат из интернет-источников (сайтов)

Интернет-источники для выпускной курсовой работы, дипломного проекта и диссертаций оформляются следующим образом:

  • В качестве цитаты используется фрагмент текста, относящийся к направлению исследования, а не весь материал, приведенный на сайте.
  • Начало и конец цитируемого отрывка текста выделяется угловыми скобками (кавычками).
  • Информация об авторе (авторах) указывается максимально полно (ФИО, место работы и т.д.).
  • При использовании электронного документа следует указать точную ссылку на страницу интернет-ресурса, откуда был заимствован материал для исследования.

Оформление цитат в статье: особенности и способы цитирования

  • Цитируемые выражения используется только в случае уместности употребления и логичной интеграции в текст документа, развивая и дополняя научную статью.
  • Дублирование одних и тех же отрывков заимствованной информации запрещается.
  • Прямое цитирование заключается в угловые скобки (кавычки) и обязательно сопровождается соответствующими ссылками на них.
  • Цитирование графического и другого наглядного материала по теме научной статьи обязательно сопровождается ссылками на источник заимствования.
  • Подтекстовая часть сноски содержит следующую информацию: ФИО автора цитаты, название научного произведения, город/год составления документа, название издательства, номер страницы, где расположена цитата.
  • Цитата, встроенная в предложение, начинается с маленькой (строчной) буквы вне зависимости от того, как она употребляется в оригинале.
  • При простановке ссылки на заимствованную формулу, график или другой наглядный материал, автор проставляет квадратные скобки с номером источника или цифрой в верхнем регистре. Это нужно делать только перед упоминанием в тексте заимствованного материала.
  • Если автор научной статьи использует в работе заимствования только одного исследователя, нужно по ходу текста в угловых скобках указать ФИО ученого и название документа, с которого берется цитирование.

Способы цитирования заимствованной информации в научной статье:

  1. Вторичные ссылки. Используются только в тех случаях, когда доступ к оригиналу безвозвратно утерян или прямой источник написан сложным языком. Материалы, которые выступают «донором» вторичных цитат тщательно проверяются на отсутствие ошибок и степень сходства с оригиналом.
  2. Упоминание данных зарубежных источников и ученых. Так как текст научной статьи пишется на русском языке, нужен качественный перевод все данных об источнике заимствования материала. Рекомендуется использовать парафраз и корректно транслитерировать личные данные.
  3. Самоцитирование. Если автор научной работы ранее публиковал свои труды в ряде изданий, у него есть возможность процитировать их в новой работе. Ссылки на собственные труды публикуются по тем же правилам, что и труды сторонних авторов. Основное правило – не увлекаться самоцитированием, так как рекомендуемый объем цитат на собственные исследования до 12%.
  4. Цитирование законодательных актов. В процессе цитирования законодательных актов, разрешается проставлять ссылки только на публичные и общедоступные источники.

Можно ли вносить изменения в цитату текста автора? Когда это необходимо?

Согласно требованиям ГОСТ Р.7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка», изменения в авторскую цитату можно вносить в ряде следующих случаев:

  • Расшифровка сокращенных слов в их полное значение.
  • Согласование падежей в цитате и в текстовом фрагменте работы, в которой приводится заимствование.
  • Работа с источниками, опубликованными до 1918 года.
  • Текст источника написан с ошибками или опечатками, а цитирование таких отрывков предполагает их ликвидацию.

Знаки препинания, прописные буквы при цитировании

Знаки препинания при цитировании расставляются в 4 основных случаях:

  • точка в заимствованном выражении указывается после квадратных кавычек;
  • внутри кавычек проставляется 3 вида знаков препинания: многоточие, восклицательный, вопросительный знак;
  • если цитируемое высказывание – это самостоятельная конструкция, заканчивающаяся восклицанием или вопросом, точка в конце не проставляется;
  • цитата, оформленная в виде придаточного предложения без части текста, оформляется с точкой в конце.

Когда цитата указывается с прописной буквы?

  1. Предложение начинается с цитаты (разрешается в редких случаях).
  2. Цитата начинается с имени собственного и размещается после двоеточия и слов, вводящих ее в текст.
  3. Заимствование в источнике является началом предложения, в дипломе используется после двоеточия и слов, вводящих ее в текст ВКР.

Многоточие в цитатах: как и когда используется?

Если автор убирает слова/словосочетания вместе со знаками препинания из заимствованного выражения, вместо них проставляется многоточие. Многоточие не отделяется пробелами от предыдущих слов.

Для цитируемых фрагментов текста, состоящих из нескольких предложений, но указываемых в тексте диплома без начальных слов, многоточие, используемое вместо них, отображается совместно с начальным выражением данного предложения.

Многоточие указывается в угловых скобках, если в цитируемом отрывке пропущено несколько предложений. Существует два варианта такого оформления:

  • знак многоточия сочетается с точкой, если первая часть текстового фрагмента указывается без сокращений;
  • дополнительное многоточие используется в случае, если в конце предыдущего заимствованного предложения/начале последующего опускается часть слов.

Нужна помощь в написании научной работы?

Выберете работу *

Выберете тип работы

E-mail *

Введите e-mail

ТОП-10 распространенных ошибок при цитировании

  1. Цитируемый материал не выделен, как заимствованный. Такой подход является присвоением интеллектуальной собственности, поэтому карается со всей строгостью гражданского законодательства. Если куратор проекта заметит эту ошибку, он отправит материал на полную переработку. Системы антиплагиат отреагируют на это низким уровнем уникальности текста.
  2. Внутритекстовые ссылки не соответствуют содержанию отобранных литературных источников. Неправильно составленный список литературных источников является поводом для обвинения студента в плагиате. Если текст внутритекстовых ссылок не соответствует информационным источникам, указанных в библиографии, это приравнивается к полному отсутствию цитирования.
  3. Некорректное цитирование наглядных материалов по теме дипломной работы. Большая часть научных работ сторонних исследователей содержит тематические рисунки, графики, диаграммы и др. Как и текст, эти графические элементы являются объектами авторского права. Чтобы избежать дополнительных правок текста выпускной квалификационной работы, рекомендуется под любым изображением указывать источник заимствования.
  4. Недопустимое склонение ФИО исследователей. Автору диплома необходимо быть очень внимательным при употреблении склонений фамилий сторонних ученых. Очень часто сложные фамилии трудно правильно склонить без искажения. Рекомендуется стараться указывать данные авторов только в именительном падеже.
  5. Ошибки, связанные с оформлением первичного, вторичного цитирования. Перед оформлением цитирования, студенту важно внимательно проанализировать источник и отделить личные мысли ученого от ссылок на мнения предшественников исследователя. Неправильное оформление первичного и вторичного цитирования косвенно приводит к нарушению авторского права предшественников, о которых упоминалось автором литературного источника. Исключение – полное отсутствие информации о первоисточнике или он указан на сложном языке.
  6. Намеренное искажение смысла цитаты при заимствовании. Такой подход часто используется студентами для повышения технических показателей оригинальности текста диплома. Следует учитывать, что чрезмерное внесение смысловых искажений в цитируемый фрагмент текста ухудшает его первоначальный смысл.
  7. Переизбыток заимствований. Любое цитирование хорошо в меру, их переизбыток негативно сказывается на общем впечатлении о проделанной работе. У проверяющих, научного руководителя может сложиться мнение об авторе, как неорганизованном студенте, не умеющем изложить собственное мнение, а прикрывающимся чужими наработками по рассматриваемой тема.
  8. Неправильный подход к оформлению цитирования. Для полной идентификации информационного источника, ссылка содержит 6 стандартных компонентов: фамилия автора, инициалы, год выпуска монографии/научной статьи, место издания/название издательства (для книг), номер выпуска, название (для периодических изданий), номера страниц, с которых взяты заимствования по теме диплома.
  9. Непроверенные источники из интернета. Перед цитированием информации, взятой из интернет-источников, необходимо проверить его актуальность, достоверность представленной информации. ГЭК не любит чрезмерное злоупотребление цитатами материалами из интернета, — это нужно учитывать при составлении внутритекстовых ссылок, списка литературы.
  10. Неправильное самоцитирование. Редкая ошибка среди выпускников вузов. Если студент уже был автором какой-то научной статьи по получаемой специальности и решил вставить ссылку на публикацию в свою дипломную работу, необходимо выстроить правильный контекст упоминания и не переборщить с его количеством.

Была ли полезна статья?

Спасибо, ваш ответ принят

Частые ошибки при цитировании в сочинении ЕГЭ по русскому языку и как их избежать

Одной из важных составляющих сочинения ЕГЭ является цитирование литературы. Однако, часто при выполнении задания возникают ошибки, связанные с неправильным оформлением цитат.

Основные ошибки при цитировании

1. Отсутствие кавычек

Одна из самых распространенных ошибок — не указание кавычек в начале и в конце цитаты. Кроме того, важно помнить, что для указания кавычек используются «ёлочки», а не простые кавычки.

2. Неправильная пунктуация

Еще одна распространенная ошибка — неправильная пунктуация в цитате. Важно помнить, что запятая перед началом цитаты всегда ставится за кавычку. Если цитата оканчивается на точку, то она ставится перед закрывающей кавычкой. Если после цитаты идет продолжение предложения, то после закрывающей кавычки ставится запятая.

3. Неправильный порядок слов

Иногда при цитировании слова или фразы выносятся за пределы контекста и таким образом меняют свой смысл. Важно помнить, что цитата должна быть точной копией оригинала, поэтому необходимо сохранять порядок слов и не изменять их форму.

4. Неправильное оформление прямой и косвенной речи

Еще одна распространенная ошибка — неправильное оформление прямой и косвенной речи. В прямой речи необходимо указывать кавычки, а в косвенной речи они не нужны. Кроме того, в косвенной речи глаголы-сказуемые должны быть в соответствующей форме.

Как избежать ошибок при цитировании

Чтобы избежать ошибок при цитировании, необходимо внимательно прочитать и проанализировать источник, из которого берется цитата. Важно также придерживаться правил оформления цитат, указанных в ГОСТе.

Ниже приведены основные правила оформления цитат:

  • Цитаты следует указывать в кавычках.
  • Если цитата занимает более одной строки, то вторая и последующие строки следует отступать на 1,25 см от левого поля и не выделять кавычками.
  • Если цитата используется для подтверждения какой-либо мысли в авторском тексте, то она помещается в конце предложения, перед точкой.
  • Если цитата вставляется в предложение авторского текста, то она должна оформляться запятой, закрывающей кавычкой и указанием источника.

При выполнении задания по написанию сочинения ЕГЭ необходимо помнить о том, что качество оформления цитат также имеет значение для получения высокой оценки. Поэтому важно избегать частых ошибок при цитировании и следовать правилам оформления цитат.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чпу ошибка при смене инструмента
  • Чпу nc210 ошибки
  • Чпу 2с42 ошибки
  • Чпм меркурий ошибка 009
  • Чпм меркурий коды ошибок