Что не является ошибкой при обучении нападающему удару

Эффективный нападающий удар в волейболе имеет огромную ценность. Основная цель атакующего игрока — перевести мяч на половину площадки соперника таким образом, чтобы они в этом розыгрыше не смогли его вернуть обратно. Из этого следует, что атакующий удар должен быть точным и сильным, а для того, чтобы научиться так бить, необходимо тренировать и улучшать навыки.

Стоит заменить, что нападающий удар — самый важный элемент в волейболе, ведь благодаря ему забивается большая часть мячей в матче (примерно 60-65%). На первых этапах важно правильно изучить технику выполнения данного элемента, учесть ошибки и сразу их исправить, чтобы в дальнейшем игрок выполнял атакующий удар на автоматизме, при этом чётко соблюдая технику.

Посмотрите какого размера должен быть волейбольный мяч

Методика обучения нападающему удару в волейболе

Обучение нападающему удару в волейболе

Нападающий удар — сложный элемент, техника которого досконально отрабатывается на многократных тренировочных занятиях. При обучении тренер должен рассказать ученикам, что атакующий удар делится на фазы:

  1. Разбег (если правша — первый шаг с левой ноги и наоборот).
  2. Приставной шаг, затем стопорящий шаг и в этот момент заносим руки назад
  3. Прыжок — замах (фаза натянутого лука с разворотом корпуса)
  4. Удар
  5. Приземление (на согнутые в коленях ноги)

Выполнить такой удар крайне сложно, особенно начинающим волейболистам, поэтому на тренировочных занятиях данному техническому элементу уделяется наибольшее количество времени.

Для лучшего понимания и ознакомления с техникой выполнения прямого нападающего удара, ознакомьтесь в видео, где подробно простым и понятным языком преподноситься материал.

Также советуем посмотреть видео про увеличение силы атакующего удара.

3 распространенные ошибки при нападающем ударе

У большинства игроков при атаке возникают типичные ошибки, от которых важно избавиться сразу, чтобы не заучить нападающий удар в неправильном виде.

  1. Неправильная работа ног. При приближении к сетке игрок начинает шагать не с той ноги, что в свою очередь негативно сказывается на завершении удара. Если волейболист правша — то его первый шаг должен быть сделан левой ногой, а если левша — правой.
  2. Забегание под мяч. У некоторых нападающих есть тенденция забегать далеко под мяч, а затем им приходится сильно отклоняться для удара, который уже не будет эффективным. Чтобы подобную ошибку не допускать в будущем, внимательно следите за действиями пасующего, и как только тот начнёт выпускать мяч из кистей рук, начинайте движение.
  3. Частое попадание в сетку. Такое происходит по трём причинам: 1) пасующий набрасывает близко мяч к сетке; 2) нападающий прыгает в длину, а не вверх; 3) нападающий долго зависает в воздухе и только при опускании, когда игровой снаряд находится вблизи ленты — начинает атаковать. В первом эпизоде виноват связующий — ему нужно отдавать передачу точнее, немного дальше от сетки. Во втором случае волейболисту придётся повторно пройти обучение технике выполнению нападающего удара, иначе заучено не правильно. Ну и в третьем моменте, тут атакующему стоит потренироваться бить с наивысшей точки, а не у самой ленты сетки.

5 советов для улучшения нападающего удара в волейболе

Атакующий удар в волейболе

Хотите научиться выполнять сильный и точный атакующий удар, как профессиональные волейболисты, тогда вот вам несколько советов, как это осуществить:

  • Изучите на видеозаписи свой удар. Попросите партнёров по команде или кого-то из членов семьи заснять момент выполнения нападающего удара с разных ракурсов. Затем несколько раз просмотрите записанное видео, лучше это сделать в замедленном темпе. Проанализируйте каждый шаг, от разбега до завершения удара. Покажите видео тренеру или тому, кто хорошо разбирается в данном виде спорта, может они подскажут, что следует улучшить.
  • Развивайте периферийное зрение. Хороший нападающий в волейболе должен хорошо оценивать ситуацию на поле и в момент прыжка быстро увидеть, куда лучше пробить, в какую точку, или лучше сбросить мяч в свободную зону или выполнить «блок-аут». Потренируйтесь несколько раз выпрыгивать и обращать внимание на то, что вы видите на площадке.
  • Умный игрок — лучший игрок! Быть хорошим нападающим — это не значит только чётко выполнять нападающий удар. Диагональные должны быть умными игроками. Хороший нападающий знает, как использовать блок для набора очков. Тщательно работайте над блокировкой удара соперника, выставляя руки так, чтобы мяч падал на сторону противника.
  • Развитие силы. Если хотите высоко прыгать и сильно бить по мячу — поднимайте тяжести. Не все знают и понимают, что занятие в тренажёрном зале и закачка брюшных мышц, мышц спины и плечевого пояса, а также ног, способствует лучшему прыжку. Во время удара задействуется большинство мышц тела, особенно важно уделять внимание тренировкам мышц плеча, которые более всех уязвимы к травмам. Тренируйте ноги, приседайте, делайте сгибания и разгибания с тяжестью, развивайте икры — это всё даст эффект, вы сможете прыгать выше и соответственно иметь преимущество перед блокирующими во время нападающего удара.
  • Найдите взаимопонимание с пасующим (связующим). Хорошее взаимопонимание между игроками в волейболе, особенно между атакующим и связующим — ключ к успеху. Общайтесь с пасующим и указывайте ему, в каких моментах куда вам лучше давать мяч. Например, кто-то любит, чтобы ему набрасывали прямо на антенну недалеко от сетки, а кто-то на метр от антенны и сантиметров 50 от сетки. Почаще работайте на тренировках со связующим и с каждым разом взаимопонимание будет улучшаться и в игре вы сможете продемонстрировать высокий класс.

На нашем ресурсе можно ознакомиться с правилами волейбола в кратком виде.

«Волейбол. Обучение нападающему удару».

Описание техники

В нападающем ударе выделяют четыре фазы: разбег, прыжок, удар по мячу, снижение. В разбеге делают от одного до трех шагов. Первый шаг относительно небольшой, и скорость движения в нем невелика. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина шага увеличена, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Шаг по длине наибольший. Его выполняют скачком и определяют как напрыгивающий. При этом одну ногу, обычно правую, выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопу разогнуть, носок на себя. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем шаге отталкиваются от опоры и через небольшой промежуток времени подставляют ее к правой. При одношажном разбеге делают только третий, напрыгивающий шаг и одновременно обе руки отводят назад. Прыжок выполняют, чтобы выйти к месту встречи с мячом при ударе поверх сетки. Отталкивание начинают руки движение по дуге сзади- вперед-вверх, затем ноги разгибают во всех суставах. Большое значение имеет согласованность движений: в момент приставления левой ноги руки посылают вниз с таким расчетом, чтобы выпрямление ног совпало с движением рук вверх. Когда ноги игрока отрываются от опоры, тело приобретает движение вверх и несколько вперед – это фаза полета. В момент отрыва ног от опоры следует верхнюю часть туловища отводить назад, что способствует уменьшению длины траектории полета. Руки вначале движутся вместе до уровня лица, затем активно включается в работу правая – бьющая – рука. Одновременно со взлетом игрок делает замах правой рукой вверх-назад. При этом важно соблюдать последовательность движения: плечо – локоть – предплечье – кисть. Предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят назад. Высота подъема локтя варьирует в широких пределах в зависимости от индивидуальных способностей игроков. Однако локоть всегда должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают положение «лука» – прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибают в коленях, отводя голень назад. Левая рука принимает активное участие в замахе: ее отводят в сторону; таким образом, растягивается большая грудная мышца. Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси, одновременно выводят вперед и поднимают правое плечо. Это движение задает начальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локтевом суставе, вытягивают верх и несколько вперед, затем опускают по дуге вперед-вниз к левому колену. Одновременно плечо выводят вперед, что помогает задать более точное направление полета. Кисть накладывается на мяч в расслабленном состоянии сзади-сверху движением «хлест», и одновременно с ведением руки вперед ее сгибают, направляя мяч вниз. Скорость движения руки наращивается плавно. К моменту удара она должна быть наибольшей. В четвертой фазе игрок снижается и приземляется, обязательно сгибая ноги в коленях, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям.

Классификация

Нападающие удары можно классифицировать следующим образом:

а) по направлению удара: – по ходу разбега; – с переводом;

б) по высоте передач: – с высокой передачи; – со средней передачи; – с низкой передачи;

в) по месту отталкивания: – с передней линии; – со второй линии;

г) обманные.

Рекомендации

Перед изучением нападающего удара в прыжке с разбега игроки с плохо развитой координацией движений должны предварительно освоить верхнюю передачу одной рукой в прыжке и обманный удар. Наибольшая сложность при освоении нападающего удара состоит в том, что игрок должен точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по нему в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит из-за неумения своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком, в результате мяч оказывается сзади него, далеко впереди или в стороне. Такие недостатки затрудняют освоение данного приема и надолго затягивают формирование соответствующего двигательного навыка. Поэтому при обучении не надо торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку к нападающему удару: лучше сначала как следует закрепить навык точного выхода на мяч. После освоения нападающего удара полезно периодически возвращаться к верхней передаче через сетку, чтобы проконтролировать скорость и точность выхода. Обучение прямому нападающему удару лучше начать с просмотра мультимедийного пособия, сопровождаемого комментариями учителя по технике выполнения:

1. Разбег обычно выполняется с двух-трех шагов.

 2. Для разбега с трех шагов движения начинают с шага одноименной с бьющей рукой ноги, а с двух шагов – с разноименной.

3. В начале разбега корпус наклонен вперед, руки опущены вниз.

4. Первый шаг должен быть коротким: он обеспечивает скорость разбега за счет выведения общего центра тяжести вперед за опору.

5. При разбеге в три шага нужно сначала сделать два шага, выполнить напрыгивание на обе ноги, правую ногу поставить на пятку перекатом, затем приставить к ней левую.

6. Во время прыжка в начале напрыгивания следует отвести руки назад-в стороны, а при отталкивании согласованно с ним выполнить мах вперед-вверх, описывая дуги.

7. Замах начинается с отведения плеча, корпус отклоняется незначительно, рука фиксируется в положении замаха.

8. Положение бьющей руки в замахе должно быть следующее: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча.

9. Левая рука в момент замаха занимает положение противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава.

 10. Удар начинается с движения плеча вперед.

11. Руку при ударе выпрямляют в локтевом суставе.

 12. Удар по мячу наносят в высшей точке напряженной ладонью, кисть принимает форму сферы, пальцы вместе, большой отведен в сторону.

13. После удара корпус сгибается вперед, подчиняясь направлению удара.

14. Бьющая рука показывает направление вылета мяча или опускается вниз.

Методика обучения

Обучение технике выполнения нападающего удара начинается с правильной постановки ног. Сначала нужно определить, какая нога у ученика толчковая. Обычно это та нога, которой ему удобно отталкиваться. На самом деле возможности обеих ног одинаковы. В основном выбор той или иной ноги – дело привычки. Как правило, игроки, у которых более ловкая рука – правая, чаще отталкиваются левой ногой. Для выработки умения определять время начала разбега и его направление необходима постоянная тренировка. Надо стараться определять время и место выхода на мяч в тот момент, когда он только оторвался от рук пасующего. Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте – это не ошибка. Главное – не пойти вперед преждевременно и не опоздать с разбегом. В напрыгивании перед прыжком вперед посылают правую ногу, если нападающий удар будет выполняться правой рукой. К моменту постановки ног руки, естественно, круговым движением «тянут» тело вверх. Иногда рекомендуют ставить ноги перед толчком на пятки. Это неверно. Ноги ставят так: вначале правая – на внешний свод стопы, а левая – на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем нужен больший вынос ног вперед, большее опережение постановки правой ноги и общий поворот вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок быстро отталкивается ногами. Энергичный замах рукой и отведение плеча способствуют повороту туловища вправо. В напрыгивании надо соблюдать разумную меру в определении высоты прыжка, помня, что это лишь средство для выполнения удара, а не самоцель.

Обучение разбегу:

1. Прыжок на месте со взмахом рук.

2. Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.

3. Разбег с одного-двух шагов, имитация верхней передачи в прыжке.

4. Разбег с одного-двух шагов, верхняя передача мяча в держателе или с поддержкой партнера.

 5. Разбег с одного-двух шагов, верхняя передача мяча в прыжке: – в стену или через сетку; – с низкого подбрасывания в «темп»; – с высокого подбрасывания партнера; – с низкого подбрасывания партнера.

Обучение ударному движению:

1. Правая рука в положении замаха, левая впереди на уровне лица. Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.

2. Взмах руками и постановка руки в замах: – на месте; – в прыжке.

3. Из положения замаха – нападающий удар: – по тыльной стороне кисти выставленной вперед-вверх левой руки; – по мячу в левой руке; – без мяча с опусканием руки; – в пол, в стену с руки; – в пол, в стену после подбрасывания.

Обучение нападающему удару в целом:

1. Нападающий удар с одного-двух шагов разбега по мячу в держателе или удерживаемому партнером: – в пол; – через сетку.

2. Имитация нападающего удара в прыжке с одного-двух шагов разбега.

3. Нападающий удар по мячу: – с низкого набрасывания партнера в «темп»; – с высокого набрасывания партнером; – с собственного набрасывания.

 4. Нападающий удар с подачи учителя или партнера.

Возможные ошибки…

В разбеге:

 – недостаточная длина или низкая скорость разбега;

– размахивание руками или их скрещивание при разбеге.

В подготовительной фазе:

– отсутствие вращения рук, высокое вращение рук или вращение прямых рук;

 – напрыгивание на две ноги происходит одновременно или на носки;

 – слабая остановка правой ногой или левая нога приставлена слишком поздно;

– вялое или слишком высокое напрыгивание;

 – слишком высокий прыжок или выполненный в неполную силу;

 – прыжок не сопровождается движением рук или слишком медленный мах руками;

 – рука не зафиксирована в замахе или «завалена» влево;

– слишком низкое расположение предплечья или локтя;

 – кисть не закреплена при замахе или развернута;

– пальцы разведены или не отведен большой палец.

 В рабочей фазе:

– при ударе локоть не выставлен вверх или согнута рука;

 – слабая работа предплечья или кисти;

– после удара рука отведена слишком далеко назад или влево;

– слишком медленное движение руки при ударе;

– удар выполнен слишком поздно или слишком резко направлен вниз;

– удар выполнен при недостаточно высоком прыжке;

 – нападающий удар выполнен не по плану или без учета игровой обстановки.

В завершающей фазе:

– локоть бьющей руки опускается быстрее кисти;

– приземление выполнено на одну ногу или очень жесткое;

– игрок не готов к следующим действиям.

 …и работа над их устранением

1. Прыжок в длину с места с последующим ускорением к сетке – 5 повторений.

2. Передачи набивных мячей в тройках: два игрока по очереди из положения лежа на спине передают мяч третьему, который принимает мяч в движении и возвращает обратно. Партнеры меняются ролями через 10 передач.

3. В зоне 6 игрок в прыжке выполняет бросок через сетку и следом в зоне 1 – напрыгивание в упор присев на гимнастического козла. Страховка обязательна. Выполнить 5 повторений.

4. Учащиеся делятся на пары, встают друг напротив друга и повторяют технику всех элементов прыжка: от отведения рук назад до завершающего напрыгивания и приземления– 3–5 мин.

5. Выполнить напрыгивание перед партнером, удерживающим мяч на вытянутой вверх руке.

6. Упражнение в парах. Удары прямой рукой по мячу в партнера с постоянным увеличением силы.

7. Из зоны 4 игрок наносит по 5 ударов в зоны 5–6–1, в которых его партнер, передвигаясь от зоны к зоне, их принимает.

8. Удары по неподвижному мячу. Игрок с другой стороны сетки ставит блок.

9. Игрок у сетки выполняет передачу для нападения в зону 3 или 2 и сразу после этого нападающий удар по неподвижному мячу.

Некоторым кажется, что атака в волейболе – это легко: подпрыгиваешь и бьешь по мячу. Но в реальности именно она является вторым наиболее трудным игровым элементом после подачи силой в прыжке.

Это движение приносит составу до 60% очков. При имеющихся навыках, профессионалы способны подать мяч со скоростью до 130 км в час, но для удара должна быть создана благоприятная игровая обстановка.

Для грамотного броска игрок должен регулярно сохранять визуальный контакт с мясом. Техника атаки индивидуальна и определяется исходя из роста участника, формы его кисти, пластичности, длины рук, высоты прыжка, правша или левша, скорости разбега и прочих аспектов. Самое трудное в этом – подобрать нужный момент для броска.

Позиции и удар игроков

  • Игрок 1-ого темпа (связующий, центральный блокирующий, “распасовщик”) — располагается под сеткой, а также отдает мячи во 2-ой и 4-ый участки. Если связующему отдали пас для удара, передача, как правило, проводится невысокая и короткая: около полуметра над сеткой. Центральный блокирующий в игре имеет третий номер.
  • Игрок 2-ого темпа (доигровщик) – основной нападающий состава. Их в игре несколько и на поле они занимают первую линию (она наиболее приближена к сетке). Номера доигровщиков – 2 и 4. Ключевая цель таких игроков состоит в забрасывании мячей на сторону противника, минуя блоки. Как правило, нападение ведется в любую зону, кроме №6, где располагается главный защитник.
  • Диагональные – игроки под номерами №1 и №5 из второй линии. Страхуют неудачные передачи и атакуют со своей линии. Не имеют право проводить бросок в участки под номером 2 и 4. Разбег и нанесение атаки должно производится до линии нападения.

Техника атаки

Рассмотрим, как пробивать в волейболе на примере игры доигровщиков.

Из-за ежесекундной изменчивости положений на площадке, предусмотреть все технические тонкости просто невозможно. Тем не менее нападающий должен стараться выполнить все приведенные технические элементы:

  1. Оттягиваемся. После приема мяча, он отдается распасовщику. Нападающий при этом на пару шагов отходит от сетки и дает возможность атакующему увеличить свой разбег и нанести атакующий удар.
  2. Становимся на подготовительной позиции и немного подгибаем коленки. Если атакующий левша – убираем левую ногу на полшага вперед, если правша – правую.
  3. Первый шаг для броска. Такой шаг совершается в момент, когда распасовщик передает мяч, и должен быть медленным, примерочным. Тело в этот момент слегка расслабленно, но внимание сосредоточено на мяче. Если атакующий левша – шагаем с правой ноги, если правша – наоборот.
  4. Следующий шаг. Более ускоренно отводим руки назад и в стороны для последующего замаха. В этот момент участник уже должен просчитать с какой высоты и где ему нужно принять мяч так, чтобы не заступить за линии соперников и не задеть сетку.
  5. Шаг номер 3, который включает 2 “полушага”: приставного и стопорящего. Игрок резко прекращает движение, слегка приседает и сосредотачивается на последующей атаке. Руки направлены в стороны назад, а стопы волейболиста отведены параллельно друг от друга на расстоянии 50-60 см, пальцы растопырены. Совершаем вдох.
  6. Замах руками. Выпрямляем руки и отводим их назад до предела. Этот замах помогает вам сохранить равновесие и динамику разбега, а также по максимум вложиться в предстоящий прыжок.
  7. Толчок. Время на прыжок после совершенного шага должно быть кратчайшим. Подсели и резко выпрыгнули корпусом вверх и слегка вперед. Ноги сохраняем сомкнутыми. Толчок производим с максимальной отдачей, прыгая предельно высоко вверх.
  8. Мах рук вверх. Мах зависит от того, левша игрок или же правша: правши отводят правую руку за спину и разворачивают корпус для атаки, при этом отводя левую руку вперед, как бы прицеливаясь ею. Для левшей все также, но меняем местами руки. Акцентируйте внимание и на том, что вам нельзя загибать нападающую кисть руки и она должна находится в момент замаха параллельно другой. Локоть сохраняем параллельным голове и не отводим в стороны. Мяч должен находится впереди корпуса атакующего.
  9. Контроль зоны соперника с помощью периферического зрения. Чтобы удар был максимально результативным, во время замашки и прыжка нападающий должен концентрироваться как на самом мяче и траектории, так и на площадке соперника (с помощью периферического зрения). Это поможет определить расположение блокирующего, а также увидеть самые незащищенные участки и провести успешную атаку (к примеру, по открытому участку или слабому игроку).
  10. Нападающий удар. Разворачиваем вокруг своей оси корпус, а после включаем в удар плечо атакующей руки. Сама рука выпрямляется, что позволяет вам произвести максимальный удар по мячу. Касание мяча должно приходиться именно на центр, что повысит ваш контроль над ним. Пальцы в стороны, глубоко вдыхаем. Провожаем мяч рукой в необходимом направлении и сгибаем кисть руки для того, чтобы мяч пришелся точно в поле соперника.
  11. Приземление. Крайне важно сохранять контроль над своим телом после произведенной атаки. Приземление должно происходить на полусогнутые ноги, не задевая сетку и не заступая на территорию противника. Если вы не смогли совладать со своим телом, увы, даже самый эффективный удар будет не в вашу пользу.

Очень трудно сохранять в своей голове все эти технические составляющие, именно поэтому удар нападающего оттачивается годами.

Важные особенности атаки

  • В момент атаки мяч должен располагаться перед вами. Именно перед глазами, а не над головой. Это поможет игроку контролировать точность нанесение удара по мячу и его направление.
  • Кисть атакующего не должна быть согнута относительно другой руки. Это ненужное действие, которое делает удар кривым и неточным из-за образующейся искусственно увеличенной амплитуды замаха.
  • Локоть атакующей руки не должен быть отведен в сторону. Это также повышает амплитуду и сбивает атаку. Руки необходимо сохранять на замахе и параллельно голове.
  • При прыжке ноги должны оставаться перпендикулярными полу и параллельными относительно друг друга. Частой ошибкой неопытных игроков является “разброс” ног врозь, который приводит к потере высоты прыжка. Дополнительно также появляется шанс нанесения травмы близ стоящим игрокам.
  • Атакующая кисть расслаблена. Это даст вам возможность хлестко ударить по мячу.
  • Загибаем кисть после атаки. Из-за такой ошибки неопытные игроки зачастую теряют контроль над мячом после удара, и он оказывается в ауте.
  • Важно ударять не пальцами, а именно центральной частью ладони, ведь они корректируют вашу атаку.
  • При атаке нужно максимально растопыривать пальцы, что увеличит площадь вашей ладони и повысит контроль над мячом.

Частые ошибки при выполнении нападающего удара

Их множество:

  • Опоздание в момент набега на мяч. Это приводит к тому, что удар наносится несвоевременно или вовсе теряется (летит в аут или сетку). Такая ошибка невероятно распространена, а ее ключевой причиной является отсутствие у игрока навыков правильного приема мяча в самый нужный для этого момент. Иногда же это случается из-за плохой передачи связующего, что можно исправить только при интенсивной практической отработке.
  • Слишком ускоренный набег. Когда атакующему говорят о том, что он приближается к мячу слишком медлительно, он непроизвольно ускоряется из-за чего приходит к позиции под мячом слишком рано. Такая ошибка определена неумением поймать наиболее подходящий момент для нанесения удара.
  • Атакующий забегает под мяч – одна из основных ошибок. При разгоне под мяч перед волейболистом создается мнимая иллюзия повышенного контроля над ним, что на самом деле не так. Напротив, при забеге под него мы не контролируем мяч, а теряем его, также, как и простор для атаки. Такие удары в большинстве своем непредсказуемы: может быть нанесен хороший удар, а может быть неудачный, когда мяч окажется либо в ауте, либо в сетке. Во избежание такой ошибки вам отлично поможет тренировка, в которой вы будете чеканить мяч об стену.
  • Сгиб атакующей руки. Такая ошибка появляется из-за несвоевременного забега. Доигровщик поздно направляется к мячу, в результате чего наносит удар с согнутой руки.
  • Удар сосредоточен в центре мяча, но нанесен пальцами, неполной ладонью или ребром. Помогут тренировки битья мяча об стену совместно с другим игроком.

  • Атака чересчур “зажата” и произведена “веслом”. Таким игрокам поможет тренировка гибкости.
  • Прямая кисть в момент атаки. Участник не сгибает кисть под необходимым углом, что приводит к потере контроля направления мяча.
  • Пренебрежение техникой работы ног и рук. Ошибка, основанная на недостаточной гибкости. Руки двигаются хаотично, теряя контроль над атакой, а ноги разводятся в стороны, снижая высоту прыжка спортсмена.
  • Выключение после броска. После удара, игрок зачастую расслабляется, но волейбол – не так игра. Противники легко могут передать вам атаку обратно или заблокировать ее. Оставайтесь в игре сосредоточенным от начала и до конца.

Упражнения для улучшения атакующего удара

Самым идеальным упражнением для оттачивая удара будет ежедневная практика, но 10-20 нападающих атак могут отнять у вас много сил. Поэтому рассмотрим несколько более щадящих упражнений:

Чеканка об стену. Идеальная локация – волейбольная площадка или зал. Встаем возле стены, приподнимаем вперед корректирующую выпрямленную руку, подбрасываем вверх мяч и ударяем о пол под таким углом, чтобы мяч отскочил от пола в стену, а потом к вам для следующей атаки. Корректирующая рука должна оставаться в прямом положении, а мяч направляться ровно на пальцы.

Игра в кругу или с парой. Сперва перебрасываете друг другу мяч с помощью нижних или верхних передач. После разогрева переходите к игре “на 3”. Первый участник подает верхний пас, а второй при этом принимает мяч и отдает его обратно любой подачей так, чтобы первый спортсмен мог удачно произвести атаку. Этот участник наносит удар по мячу так, чтобы он оказался ровно в руках партнера (на уровне колен или живота). Второй опять принимает снизу и снова передает пас первому. Этот спортсмен пасует верхней передачей под удар второго, который атакует снова под прием первого. И так по кругу. Это стандартная разминка многих волейболистов перед игрой.

Броски через сетку теннисного мяча с разбега или с места.

Атакующий удар по подвесному мячу.

Нападающая атака с собственным подкидыванием в прыжке или стоя. Последние 3 способа наиболее подходят для практики в спортивном зале.

Эффективность нападающего удара в большинстве своем определяется физическим состоянием спортсмена: его силой, высотой прыжка, выносливостью, ростом и гибкостью. Совершенствуя одновременно все эти аспекты, вы в разы увеличите собственные игровые способности.

Разминка в волейболе

Скидка в волейболе

Несвоевременный и неточный разбег.

Волейболист не согласовывает свой разбег со скоростью и траекторией полета мяча и поэтому выбегает к сетке преждевременно или запаздывает. Спортсмен забегает под мяч или не добегаетдо него — в результате прыгает и бьет по мячу либо над собой, либо за головой, либо не дотягивается до мяча.

Упражнения.

  1. В парах. Один игрок располагается с мячом около сетки, другой находится в 3 м от нее. Игрок, стоящий около сетки, многократно подбрасывает мяч двумя руками снизу вверх на 1 м выше сетки. Волейболист, выполняющий удар, должен начать разбег в тот момент, когда руки партнера с мячом прошли уровень плеч; выполнив разбег, он прыгает и бьет по мячу. Если нападающий начал разбег по установленному сигналу и забежал под мяч, то в следующий раз он должен начать разбег, когда руки партнера уже прошли уровень плеч. Если же нападающий запоздал с выходом к мячу, то очередной разбег он начнет, когда руки партнера с мячом еще не дошли до уровня плеч. Таким образом игрок подбирает для себя оптимальный разбег.
  2. То же. что и в упражнении 1, но с передачи, выполненной партнером на 1 м выше сетки; сигналом к началу разбега для нападающего будет касание партнером мяча.

Отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору.
Волейболист после прыжка «улетает» вперед и касается сетки. Нога (ноги) недостаточно выставляется вперед перед постановкой на опору.

Упражнения.

  1. Выполняя разбег, напрыгнуть одной ногой на опору с приставлением другой или одновременно на две ноги, выставленные перед туловищем так, чтобы полностью погасить продвижение вперед.
  2. То же, что и в упражнении 1, но после постановки ног на опору выпрыгнуть вверх без значительного продвижения вперед.
  3. То же, что и в упражнении 2, но в прыжке выполнить имитацию нападающего удара.

Недостаточно энергичный мах руками перед прыжком.

Игрок выпрыгивает не на максимальную высоту. В этом случае за счет махового движения руками облегчается нагрузка на ноги и при активном их разгибании прыжок будет выше.
Упражнения.

  1. Стоя на опоре как при стартовом положении пловца (ноги согнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад), волейболист энергичным махом руками вперед-вверх с последующим отталкиванием от опоры выпрыгивает вверх.
  2. Спрыгивая с гимнастической скамейки, принять на опоре стартовое положение пловца и незамедлительно, активно взмахнув руками, выпрыгнуть вверх.
  3. После разбега прийти на опору и занять стартовое положение пловца, после чего активно взмахнуть руками и выпрыгнуть вверх. Обратить внимание волейболиста на незамедлительное отталкивание от опоры после маха руками, на активное разгибание туловища, а также на рывок плечами и головой вверх.

Удар по мячу производится над или за головой, рука в момент удара согнута в локтевом суставе, кисть не накрывает мяч сверху, рука после удара не опускается вниз.

В результате снижается сила удара и мяч часто летит за пределы площадки. Игрок ударяет рукой по сетке — это происходит за счет близкого отталкивания около сетки.
Упражнения.

  1. Исходное положение — ноги на ширине плеч, левая рука выпрямлена вперед-вверх. Кистью правой руки игрок ударяет по ладони левой, правая рука после удара без задержки опускается вниз сменив на необходимость выполнения удара именно прямой руки и с последующим опусканием ее вниз.
  2. Игроки в парах на расстоянии 6 м друг от друга поочередно выполняют удары правой рукой по мячу, лежащему на ладони левой руки, выставленной вперед вверх, направляя мяч в пол с отскоком партнеру. следует обратить внимание спортсменов на необходимость  выполнения удара именно прямой рукой с последующим опусканием ее вниз.
  3. Верхний трос волейбольной сетки закрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему — другой.
    Волейболисты, стоя на полу, располагаются полубоком, левым плечом к сетке (для правши) в 60—70 см от нее так, чтобы верхний трос был на уровне головы. Мяч на ладони левой руки выставляется над сеткой (на рис. 1). Ударом правой руки мяч перебивается через сетку. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч. Правая рука после удара без задержки опускается вниз, сетку не задевать.
 Ошибки нападения и способы их исправления1
рис 1 рис 2 рис 3
  1. То же, что и в упражнении 3, но игрок левой рукой подбрасывает мяч, а правой перебивает его через сетку. Занимающиеся при выполнении нападающего удара могут подниматься на носки (на рис. 2)
  2. Тренажер закрепляется на сетке так, чтобы мяч был выше ее на 20 см и вынесен на 10 см (рис. 3). Игрок, находясь в 1 м от сетки, выполняет наскок на две ноги под углом 45° к ней и, выпрыгнув вверх, выбивает мяч из тренажера. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч. Правая рука после нападающего удара без задержки опускается вниз, сетку не задевать.
  3. То же, что и в упражнении 5, но нападающий удар выполняется после разбега в 2—3 шага под углом 45° к сетке.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 

Исследовательская работа 

«Волейбол. Нападающий удар» 

Выполнила:
ученица 7Б класса Папоян Анжела

Руководитель:
учитель физической культуры Агафонова А.Р. 

2018 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Характеристика волейбола, как средства физического воспитания.

1.2 Техника выполнения нападающего удара: разбег-прыжок-удар

1.3 Виды и характеристика нападающих ударов (прямой, ускоренный, медленный)

Глава 2. Практическая часть. Эксперимент

Заключение

Используемые информационные источники 

Введение

Актуальность

В современном волейболе нападающий удар становится одним из решающих элементов игры большинства команд.

Самым зрелищным моментом любого волейбольного матча является атака. Именно в процессе атакующих действий команды получают 50-70% результативных очков. Вся команда стремится создать момент для удачного исполнения этого эффектного элемента. Игрок, владея техникой исполнения таких ударов, может придать ускорение мячу до 130 км/ч! 

Поэтому понимание и применение принципов правильной техники нападающего удара является одним из приоритетных для волейболиста.

Гипотеза — специальные упражнения подготовят и скорректируют технику выполнения нападающих ударов, что положительно скажется на всем процессе обучения этой спортивной игре.

Предмет исследования — эффективность средств обучения и уровень обученности учащихся 7-х классов на уроках физической культуры.

Объект исследования — учебный процесс учащихся на уроках физической культуры по волейболу.

Цель — научить учеников 7 классов правильной технике выполнения нападающих ударов

Задачи

  • Изучить литературу по данному вопросу
  • Разработать комплекс упражнений для обучения и корректировки технике нападающих ударов
  • Сделать выводы и практические рекомендации

Практическая значимость — разработанный комплекс упражнений может быть использован на уроках физической культуры и при самостоятельных занятиях волейболом

Глава 1. Теоретическая часть

Характеристика волейбола, как средства физического воспитания.

Волейбол (англ. Volleyballот volley — «залп», «удар с лета», и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника так, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), или игрок защищающейся команды, допустил ошибку. При этом для организации нападения игрокам одной команды дается не более трех касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке). Центральный орган волейбола как международного вида спорта, определяющий свод правил FIVB (англ.) — Международная волейбольная федерация. Волейбол — олимпийский вид спорта с 1964 года. Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет свою специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейболе является прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективных ударов. Для любителей волейбол — распространенное развлечение и способ отдыха благодаря простоте правил и доступности инвентаря. Существуют многочисленные варианты волейбола, что отпочковались от основного вида, — пляжный волейбол (олимпийский вид с 1996 года), мини-волейбол. Также сидячий волейбол с 1992 года в Барселона внесен в программу параолимпийских игр.

Волейбол, можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований. Волейбол, широко представлен в программе Олимпийский игр, а также в профессиональном спорте. Большое количество соревновательных технико-тактических действий, их сочетаний и многообразных проявлений в процессе соревновательной деятельности соперничающих команд и отдельных игроков представляет собой захватывающее зрелище, а также делает волейбол средством физического воспитания людей в широком возрастном диапазоне. Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах установленных правил посредством присущих только волейболу соревновательных действий — приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В волейболе цель каждого элемента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить этого в отношении себя. Это определяет единицу состязания — блок действий типа «защита — «нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т. п.

Техника выполнения нападающего удара

Нападающий удар — это технически сложный элемент волейбола

Нападающий удар выполняется игроком в прыжке после разбега и заключается в перебрасывании мяча одной рукой выше края сетки на сторону команды соперника. Все действия (усилия) волейболиста в этот момент сконцентрированы на достижение следующих целей: нахождение оптимальной точки для толчка, оценке направления полета мяча и совершение максимально высокого прыжка.

В зависимости от развития атаки, от действий команды и, в целом, игровой обстановки существуют разные способы выполнения нападающего удара. На практике широко распространено разделение на такие основные группы: нападающие удары «по ходу» разбега и нападающие удары «с поворотом», при которых траектория полета мяча после удара находится под углом к направлению разбега игрока. Кроме того, различают боковые и обманные удары, удары «с переводом».

Амплуа нападающих в волейболе:

  • Центральный блокирующий — игрок первого темпа. Нападает, как правило, из 3-й зоны с коротких и скоростных передач. В команде центральные нападающие, обычно, являются самыми высокими игроками.
  • Доигровщик — нападающий второго темпа. Атакует с передней линии со 2-го или с 4-го номера, с задней — пайп.
  • Диагональный. Нападает в основном с задней линии с 1-го номера. В приёме подачи не участвует. Обычно самые результативные игроки в команде.

Виды и характеристика нападающих ударов.

Боковой и с переводом

Нападающий удар в волейболе в большинстве случаев является завершением розыгрыша мяча на своей площадке, цель которого выигрыш очка в свою пользу. Все предыдущие действия игроков были направлены (или должны были быть) на подготовку его совершения. От того насколько точны и выверены были действия игроком при подготовке нападающего удара во много зависит, достигнет ли его выполнение своей цели. Это один из самых сложных элементов волейбола. Высота съема мяча, скорость паса, постоянно изменяющиеся условия игры, вероятность возникновения ошибок на подготовительном этапе, противодействие противника требуют от нападающего хорошей физической подготовки, владения техникой и приложения морально-волевых качеств.

Прямой нападающий удар

При прямом нападающем ударе ударное движение выполняют в сагиттальной плоскости. Начальное положение аналогично стойке при выполнении передачи. Подготовительная фаза включает разбег, прыжок и замах. Разбег служит для достижения достаточной горизонтальной скорости движения и его максимального использования для прыжка. Длина разбега — 2 — 4 метра (как правило, три шага). Первый шаг относительно небольшой, скорость движения невелика. Он определяет выбор общего направления разбега. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина шага увеличена, времени на его выполнение тратиться меньше, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Длина шага небольшая; ОЦТ тела значительно снижается, скорость движения возрастает. Последний шаг обычно выполняют скачком (напрыгивающий): ногу (обычно правую) выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в положении разбивания. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем игрок отталкивается от опоры и через небольшой промежуток времени подставляет ее к правой. Одновременно с напрыгивающим шагом обе руки отводят назад. При отталкивании движение в первую очередь начинают руки — по дуге сзади -вниз — вперед. Это маховое движение заканчивается резкой остановкой руки в тот момент, когда кисти вынесены над головой. Ноги включают в движение отталкивания несколько позже, когда ОЦТ тела игрока находится сзади опоры, их при этом разгибают во всех суставах.

Ускоренный нападающий удар

Структура подготовительной фазы удара (разбег, прыжок, замах) аналогична структуре скоростного удара. В ударном движении руки выносят вверх несколько согнутые в локте. Соответственно удар осуществляют выпрямлением руки в локте одновременным хлестообразным движением кисти. После удара по мячу движение руки резко тормозится, она останавливается сопровождающее движение минимально. Нападающий удар с переводом рукой.

В ударном движении при переводе влево от вертикальной оси рука движется по небольшой дуге вперед вправо так, чтобы кисть ложилась на мяч сверху и справа. Одновременно кисть супинирует, большой палец поднимается вверх. Вместе с движением руки левое плечо несколько выводят вперед. После удара по мячу руку опускают вниз вперед. Применяется для обведения блока соперника, а также для того, чтобы послать мяч в незащищенное место игровой площадки.

Глава 2. Практическая часть. Эксперимент

Нами было проведено 10 занятий. Ребята работали индивидуально, в парах и группах. Сначала отрабатывали разбег-прыжок- удар без мяча. Работали вдоль линии нападения и у сетки. Работали с набивными, теннисными  и волейбольными мячами. Так же выполняли нападающие удары из 4, 3 и 2 зоны. Кроме этого, на разминке большое внимание уделяли прыжковым упражнениям

В начале эксперимента почти никто из ребят не смог выполнить нападающий удар через сетку. Ближе к концу эксперимента у некоторых ребят начало получаться.

Заключение

Нападающий удар один из наиболее сложных и в то же время наиболее красивых технических элементов. Нападающий удар в волейболе в большинстве случаев является завершением розыгрыша мяча на своей площадке, цель которого выигрыш очка в свою пользу. Все предыдущие действия игроков были направлены на подготовку его совершения. От того насколько точны и выверены были действия игроком при подготовке нападающего удара во много зависит, достигнет ли его выполнение своей цели. Обучение этому элементу требует много времени. Начатую работу нужно будет продолжить на дальнейших уроках физкультуры.

Используемые информационные источники

https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2016/05/01/kursovaya-rabota

https://infourok.ru/

https://multiurok.ru/files/nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota-volieibol-ighra-oshibok.html

http://900igr.net/prezentacija/biologija/vlijanie-volejbola-na-razvitie-dvigatelnoj-aktivnosti-podrostkov-178013/issledovatelskij-proekt-vlijanie-volejbola-na-razvitie-dvigatelnoj-1.html

Приложение

Упражнения для изучения техники нападающего удара

Нападающий удар по ходу из зоны № 4 с высокой передачи из зоны № 3 направляется в зоны № 4,6,5.

Нападающий удар по ходу из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3 в зону 2 мяч направляется из зон 2, 6, 1.

Нападающий удар из зон 4,3 и 2 со средней по высоте передач.

Нападающий удар из зон 4, 3, и 2 с высоких и удаленных от сетки передач.

Нападающий удар с переводом вправо из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3.

Чередование нападающих ударов из зоны 4 с высоких передач из зоны 3; прямой по ходу, с переводом вправо, на точность, рукой.

То же из зон 2 и 3, но нападающие удары выполняются со средних и низких передач.

Чередование нападающих ударов различными способами с различных по высоте передач.

Нападающий удар при противодействии блока. Смысл упражнений в том, что блоком закрыто какое-либо направление, и надо ударом послать мяч в другом направлении («открытом»). При этом все действия заранее обусловлены. Например, блоком закрыта линия — удар по ходу или с переводом влево. И так во всех зонах и во всех направлениях. Вначале блок ставят заранее, затем он «появляется» в последний момент.

Имитация нападающего удара и обман.

Поочередное выполнение ударов

Нападающие удары с задней линии.

Выполнение этих заданий обеспечивает необходимое условие для успешного обучения технике нападающих действий.

Ошибки при обучении:

  • стопорящий шаг на носок;
  • остановка перед отталкиванием;
  • отсутствие махового движения вперед-вверх небьющей руки;
  • удар согнутой в локте рукой;
  • в момент удара опускание локтя вниз;
  • ранний или поздний разбег;
  • неправильный ритм или разбег;
  • неправильная глубина приседа перед отталкиванием и постановка стоп;
  • медленное отталкивание;
  • недостаточная сила удара и неточное наложение кисти на мяч;
  • приземление после удара на прямые ноги.

Упражнения для совершенствования техники нападающего удара:

Нападающий удар в зоне 4. Передача из зоны 6 в 3, из 3 в 4 и нападающий удар. Далее нападающий игрок имитирует блок в зоне 3 — перемещается в зону 2, выполняет нападающий удар с передачи игрока зоны 3, далее блок в зоне 3, нападающий удар в зоне 4 и т. д.

Нападающий удар с низких, коротких передач связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

Нападающий удар со всех видов передач в зоны свободные от защитников (в момент разбега нападающего игрока 1-2 защитника меняют зоны своего первоначального расположения).

Нападающий удар от блока в аут (первая передача из глубины площадки).

Нападающий удар против одиночного блока с низких и коротких вторых передач перед связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

Серийные нападающие удары из зоны 4 (2,3) со второй передачи после прима подач нападающим игроком (удар по цели). После каждого удара прием мяча в защите (удар от тренера).

То же, но с одиночным, групповым блоком, с одним и двумя защитниками.

Серийные нападающие удары со второй передачи из всех зон нападения после приема подач не нападающим игроком.

Нападающий удар с первых передач из разных зон нападения без блока, с одиночным блоком (первая передача выполняется из разных зон после перекидки мяча с другой стороны площадки).

Нападающий удар 1-м и 2-м темпом после приема подач не атакующими игроками, с блоком и защитникам

Автор: Альфия Агафонова

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Смотрите

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что называют случайной ошибкой измерения
  • Что называют ошибкой управления
  • Что называют ошибкой измерения разность
  • Что значит телефон указан некорректно ошибка 1000
  • Что называется тавтологией как исправить эту ошибку