Что считается пунктуационной ошибкой

Сначала вспомним, что такое пунктуация. Это раздел лингвистики, который изучает знаки препинания и регламентирует правила употребления (постановки) тех или иных знаков в предложении.


Таким образом, пунктуационная ошибка — это ошибка, которая связана с неправильной постановкой знаков препинания в предложении.

Подобные ошибки можно разделить на несколько видов:

1) Пропуск определённого знака препинания. Например:

«Во-первых я вообще не знал об этом». — пунктуационная ошибка здесь заключается в том, что пропущена запятая после вводного слова «во-первых».

2) Использование знака препинания в том месте, где он стоять не должен. Например:

«Ты меня, обманываешь». — лишняя запятая перед словом «обманываешь».

3) Отсутствие парного знака препинания. Например:

«Что ты приготовила сегодня на ужин? — спросил Сергей у жены.

Здесь не хватает парной кавычки для отделения прямой речи в предложении.

4) Неправильное использование знаков препинания — когда употребляется один знак вместо другого. Например, употребление тире вместо двоеточия (и наоборот) в предложении с обобщающими словами при однородных членах.

«В огороде растут овощи — капуста, морковь, свёкла и др. овощи».

В этом примере ошибка заключается в том, что после обобщающего слова (овощи) перед однородными членами ставится двоеточие, а не тире.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Думаю, проще всего ответить на вопрос

вспомнив, что такое пунктуация.

Пунктуация — это совокупность всех знаков препинания, это система правил о постановке знаков препинания, и наука ( раздел языкознания ), изучающая эти правила.

Из данного определения можно сделать вывод, что пунктуационная ошибка — это нарушение правил пунктуации.

Нарушение пунктуационных правил может проявляться в:

  • пропуске знака препинания в том месте, где он должен стоять,
  • замене одного знака препинания другим,
  • постановка знака препинания в том месте, где по правилам его быть не должно.

Правила пунктуации в русском языке достаточно сложные. Поэтому пунктуационные ошибки встречаются едва ли не чаще, чем орфографические.

На письме можно допустить массу ошибок — орфографических, грамматических, пунктуационных.

В случае последних человек или не ставит нужный знак в предложении, или ставит его там, где не требуется, или же допускает ошибку, взяв один знак вместо другого.

Наиболее часто встречаются следующие пунктуационные ошибки:

  • Отсутствие выделения деепричастного оборота при помощи запятых;
  • Неверное оформление прямой речи;
  • Отсутствие запятых при необходимости обособления вводных слов;
  • Использование запятой в сложном предложении тогда, когда необходимо брать точку с запятой;
  • Использование в сложных предложениях двоеточия вместо тире и наоборот.

Чёрна­я Луна
[265K]

5 лет назад 

Начнем с определения «Пунктуация«, чтобы было понятнее:

Таким образом, пунктуационная ошибка — это ошибка в расставленнии знаков препинания в предложении, а так же употребление не тех знаков препинания, которые необходимо поставить в предлежании.

Наверно самой распространенной пунктуационной ошибкой в русском языке является неправильная расстановка запятых.

Eelen­aa
[1.9K]

6 лет назад 

Пунктуационная ошибка встречается в предложениях,текстах.Это неправильно расставленные знаки препинания,или их отсутствие в положенном месте.К знакам препинания относятся: тире,двоеточие,запятая,точка с запятой,точка,многоводие. Пунктуационная ошибка может значительно исказить смысл предложения.

Пугач Марин­а Никол­аевна
[45.4K]

6 лет назад 

Пунктуационная ошибка — это неправильное расположение пунктуационных знаков в тексте или их отсутствие там, где они должны быть при написании.

К пунктуационным знакам относятся все знаки препинания, которые мы употребляем при письме: точка, запятая, тире, дефис, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, скобки, кавычки, точка с запятой.

Пропущенный или неправильно расставленный абзац также является пунктуационной ошибкой.

И к пунктуационным ошибкам, я думаю, относится неправильное написание прямой речи, то есть слова, высказанные от имени кого-то, обязательно должны быть взяты в кавычки или выделены в отдельный абзац с проставлением тире перед цитатой.

Пунктуационной ошибкой признается та ошибка, которая была допущена в пунктуации предложения или же текста, а именно если были неправильно расставлены знаки препинаиния, то есть говорится о пропущенном или же лишнем знаке. К знакам препинания относятся такие знаки, как: точка, запяткая, скобки, многоточие, кавчки, вопросительные знаки, восклицательные знаки, тире, а также точка с запятой и такой знак как двоеточие в тексте.

владс­андро­вич
[767K]

4 года назад 

Под пунктуационной ошибкой в русском языке и его грамматике, подразумевается неправильная расстановка знаков препинания, например запятых, а так же тире, двоеточия и других. От таких ошибок, даже может меняться смысл словосочетаний в предложении, а иногда и всего предложения, а потому пунктуация является важной частью русской грамматики.

Как уже сказано, под пунктационной ошибкой в русском языке понимается ошибка в расстановке знаков препинания.А эти ошибки могут полностью изменить смысл любой фразы.

Самый известный пример- Казнить нельзя, помиловать- это один смысл фразы.

Переставим запятую и смысл фразы полностью меняется.

Казнить, нельзя помиловать.

morel­juba
[62.5K]

4 года назад 

Под таким понятием как «пунктуационная ошибка» подразумевается ошибка в расстановке знаков препинание в предложениях и тексте. К знакам препинания относятся запятые, точки, двоеточие, точка с запятой, вопросительный знак, восклицательный знак, кавычки, тире.

Знаете ответ?

Классификация пунктуационных ошибок

В
письменных работах учащимися могут
быть допущены грубые и негрубые
пунктуационные ошибки. Однотипных
пунктуационных ошибок не бывает,
поскольку в каждом конкретном случае
проблема постановки и выбора знака
препинания решается пишущим с учётом
структуры и смысла записываемого. Среди
пунктуационных ошибок могут быть
повторяющиеся, если предположить, что
одна и та же конструкция, с одним и тем
же лексическим наполнением повторяется
в записываемом тексте несколько раз.

Грубые пунктуационные
ошибки
нарушают структурно-смысловое
членение письменной речи, так как
являются следствием несоблюдения
основных позитивных (регламентирующих
постановку знаков препинания) правил.

Грубые пунктуационные
ошибки:

– пропуск знака препинания
в конце предложения (Каковы молнии_);

– постановка запятой
между подлежащим и сказуемым (Лунной
ночью это дерево
, казалось
сказочным. Каток
, как
зеркало.)
;

– пропуск тире на месте
нулевой связки (Гипербола это
преувеличение
.);

– пропуск запятой между
однородными членами (кроме постановки
запятой между неоднородными определениями)
(Почтальон вовремя доставляет письма
газеты журналы.);

– постановка лишней
запятой между однородными членами
тишине ожидания примешивался
,
не столько слышимый, сколько
угадываемый шум неотвратимого движения
поезда.)
;

– пропуск запятых
при выделении уточняющих обстоятельств
места и времени (Вы проснётесь позже
часов в десять
, когда в поля и
луга нахлынет зной.
Далеко
впереди
справа от дороги я
заметил человеческую фигуру.);

– пропуск двоеточия
или тире при обобщающих словах (Но
здравый
смысл, твёрдость
и
свобода, горячее
участие
в чужих бедах и радостях
словом, все её
достоинства точно родились
с ней.)
;

– ошибки, связанные с
выделением знаками препинания обособленных
членов предложения: обстоятельств,
дополнений, определений, приложений
(кроме оборотов скак)(Науки
чуждые музыке были
постылы мне
.Как бедной
мне не горевать. Нас
русских двое
только было. Он быстро шёл
выставляя
вперёд бороду.);

– пропуск знака для
выделения обращения (Поздравляю
друзья с благополучным
завершением работы
.Дорогие
одноклассники
Приходите
на встречу выпускников школы.)
;

– пропуск знака для
выделения наиболее употребительных
вводных слов, вводных и вставных
предложений (Он видимо
был не доволен случившимся. Как
выражаются моряки
ветер
крепчал.)
;

– пропуск запятой для
разделения частей сложносочинённого
предложения (Все ребята хотели тебя
здесь дожидаться
да
я отговорил.)
;

– пропуск знака препинания
для выделения придаточной части в
сложноподчинённом предложении (Всюду
куда ни бросишь
взгляд
ущелье, обрывы.);

– постановка запятой
перед союзом, соединяющимоднородные
придаточные части в сложноподчинённом
предложении(Я бываю в лесу, когда
солнце светит
, и когда
небо покрыто хмурыми облаками.)
;

– ошибки,
связанные с пропуском знака для разделения
частей бессоюзного сложного предложения
(Статные осины
высоко лепечут над вами

длинные
висячие ветки берез едва шевелятся.
Погода была ужасная

ветер
выл, мокрый снег падал хлопьями. Он слово
скажет_
все
смеются.)
;

– пропуск знаков препинания
для выделения прямой речи (
Согласятся, – сказал
я, –
когда узнают Марью Ивановну
.), для отделения её от слов автора(«Ты здоров?» спросил
он
.), а также знаков препинания в
конце прямой речи (при этом пропуск
одного из сочетающихся знаков или
нескольких считается за одну ошибку)(«Чему усмехаешься
спросил он меня.);

– ошибочный выбор знака
между частями бессоюзного сложного
предложения (Сомнений не было
кто-то осторожно приближался
к нам через заросли. Любишь кататься
:
люби и саночки возить.).

Негрубые
пунктуационные ошибки

являются следствием нарушения
второстепенных, чаще негативных
(отменяющих действие основных) правил,
которые приводятся в примечаниях или
выделяются петитом и регулируют норму,
не имеющую широкого распространения
или представляющую частные случаи
постановки знаков препинания.

Негрубые пунктуационные
ошибки
:

– неправильный выбор
конечного знака препинания (Боже мой,
как весело сверкает всё кругом
.
Ребята спрашивали, кто войдёт в школьную
команду
?);

– постановка точки в
заглавии текста (Зима_);

– постановка тире на
месте нулевой связки, если подлежащее
выражено личным местоимением, а сказуемое
– существительным в Им. п. или если между
подлежащим и сказуемым, выраженными
существительными в Им. п., стоит частица
(Мы _ весёлые ребята. Бедность _ не порок.);

– пропуск знаков препинания
для выделения сравнительных оборотов
(Луг_ как бархат
зеленеет.), обособленных
приложений, присоединяемых словомкак(Мне как лицу
высокопоставленному
не
подобает ездить на конке.
); постановка
запятой перед словомкак, имеющим
значение ‘в качестве’ (Моё молчание
было истолковано
, как
молчание дипломатическое
.);

– употребление запятой
между неоднородными определениями
(Громкий хохот оглашал снежные,
окрестные поля.);

– неправильный выбор
знака препинания при обращении в случаях,
когда эмоциональность высказывания
подчёркивается лексически (“Надя.
Подойди!” – крикнула
мама
.);

– постановка запятой
после частицы опри обращении(О, мой милый,
мой нежный, прекрасный сад.)
;

– пропуск запятых для
выделения поясняющих слов к обращению
при их расчленении (Дедушка,
поздравляю тебя с днём рождения

дорогой!);

– неправильный выбор
знаков препинания для выделения вводных
и вставных единиц (Алексей,
читатель уже знает его,
пристально глядел на молодую
крестьянку.)
;

– обособление
адвербиализованных (перешедших в
наречия) деепричастий (Он шёл,
не торопясь.);

– отсутствие знаков
препинания для выделения обособленных
обстоятельств, выраженных именами
существительными с предлогами благодаря,
согласно, ввиду, в силу
и др.(Благодаря
массе новых впечатлений
день
прошёл для Каштанки незаметно
.);

– ошибочный выбор знака
препинания при прямой речи (Дети
закричали:
«Гроза начинается!»,
и побежали прятаться от дождя.
Проходя мимо, он сказал: »Не забудь
купить билеты».—«Постараюсь», — ответила
я.)
;

– постановка лишней
запятой в сложносочинённом предложении
с общим второстепенным членом или общим
вводным словом (Сквозь дождь
лучилось солнце
, и
раскидывалась радуга от края и до края.
Одним словом, мы опоздали,
и поездка наша сорвалась.).

Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Памятка эксперту «Классификация ошибок»

К 7. Орфографические ошибки

Орфографические ошибки- неправильное написание слова, допущенное на письме, обычно в слабой фонетической позиции.

Однотипные и неоднотипные орфографические ошибки:

  • Однотипные- ошибки на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой. Примечание: не считаются однотипными ошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными в корне слова.

  • Повторяющиеся- ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти ошибки также считаются за одну.

Грубые и негрубые орфографические ошибки:

К негрубым орфографическим ошибкам относятся:

  • исключения из правил;

  • строчная и прописная буквы в собственных наименованиях;

  • не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий;

  • слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемых;

  • различение НЕ и Ни в оборотах никто иной не…, ничто иное не…, не кто иной, как…, не что иное, как…, а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто не мог дать ему ответ;

  • написание собственных имен нерусского происхождения;

  • написание И и Ы после приставок.

Другие виды ошибок:

  • Графические ошибки ( пи проверке не учитываются)- разновидность ошибок, связанных с графикой ( различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).

  • Описки-ошибки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Они исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок. К опискам относятся:

  • пропуски букв;

  • перестановка букв;

  • замена одних букв другими;

  • добавление лишних букв.

К 8. Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки-ошибки, связанные с нарушением пунктуационных правил. 2 негрубые пунктуационные ошибки считаются за 1.

К негрубым пунктуационным ошибкам относятся :

  • употребление одного знака препинания вместо другого;

  • пропуск одного из двойных знаков препинания;

  • нарушение последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из сочетающихся знаков;

  • не относится к ошибкам авторская пунктуация.

Понятие об однотипных ошибках НЕ распространяется на пунктуационные ошибки.

К 9. Классификация грамматических ошибок

  • ошибки в образовании слов, связанных с нарушением словообразовательных форм;

  • ошибки в образовании форм различных частей речи, связанные с нарушением морфологических норм;

  • ошибки в построении словосочетаний, связанные с нарушением синтаксических норм;

  • ошибки в построении простого предложения, связанные с нарушением синтаксических норм;

  • ошибки в построении сложного предложения, связанные с нарушением синтаксических норм.

  1. Ошибки в образовании отдельных слов и форм различных частей речи

1.

Неправильное использование приставок: зафотографировали (вм. сфотографировали).

2.

Неправильное использование суффиксов: одеяло мокнуло ( вм. мокло).

3.

Ошибки при образовании сложных слов: полуумный (вм. полоумный).

4.

Неправильное образование формы И.п. мн.ч.: торта (вм. торты), договора (вм. договоры).

5.

Неправильная форма рода: лёгкая тюль (вм. лёгкий ).

6.

Неправильная форма числа: вышел на подмосток ( вм. на подмостки).

7.

Нарушение норм склонения иноязычных фамилий: Повесть Аркадия и Георгия Вайнер

( вм. Вайнеров).

8.

Неправильное образование формы Р.п. мн.ч.: Пять килограмм (вм. пять килограммов),

много грузинов (вм. грузин), новыми дверями (вм. дверьми).

9.

Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных:

Я забрал его ферзь (вм. ферьзя).

10.

Склонение несклоняемого существительного: Мы побывали на горном плате (вм. плато).

11.

Неверное образование форм кратких прилагательных:

Вывод беспочвенен (лучше беспочвен), ему свойственен оптимизм ( вм. свойствен).

12.

Ошибки при образовании степеней сравнения: Самый талантливейший поэт

( вм. самый талантливый), более тяжелее (вм. более тяжело).

13.

Неправильное образование местоимений 3-го лица мн.ч.: ихний сын (вм. их).

14.

Ошибки в образовании личных форм глаголов: ветер колыхает листву ( вм. колышет).

15

Ошибки в образовании повелительного наклонения: едь (вм. езжай), ляжь (вм. ляг).

16.

Неверное образование видовых форм: институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует).

17.

Неправильное образование действительных и страдательных причастий:

Изделия, выпускающиеся в России (вм. выпускаемые).

18.

Ошибки при образовании деепричастий: Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия).

19.

Ошибки при образовании наречий ( использование разговорной формы вместо литературной): тута, здеся (вм. тут, здесь).

  1. Ошибки в согласовании

1.

Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными: Стая лебедей летели (вм. летела). Большинство участников собрания проголосовали ( вм. проголосовало).

2.

Неправильное употребление числа сказуемого: Там жила бабушка и ее внук (вм. жили).

3.

Согласование обобщающего слова и однородных членов: На конференции выступили делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва… (вм. Красноярска, Москвы).

  1. Ошибки в управлении

1.

Употребление неверно выбранного падежа: Согласно приказа (вм. приказу), заведующий кафедры (вм. кафедрой).

  1. Ошибки в построении простого несложного предложения

1.

Личное местоимение дублирует подлежащее: Этот автор, он всегда ставит острые вопросы.

2.

Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка: Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить).

  1. Ошибки в построении предложения, осложненного однородными членами

1.

Рассогласование времен: Учебник дает знания, научит выделять главное. (вм. дает, учит).

2.

Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий: Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди.

3.

Парное сочетание несопоставимых понятий : Родители и друзья, коллеги и дети.

4.

Не сочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов:

Проявление заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь).

5.

Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных: Комната просторная и светла (вм. просторна и светла).

  1. Ошибки в построении сложносочиненного предложения

1.

Употребление противительных союзов вместо соединительных:

Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.

2.

Употребление лишнего союза: Онегин знал об этом, но однако ничего не предпринял.

  1. Ошибки в построении сложноподчиненного предложения

1.

Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал дождь, и мы отправились домой (вм. Как только перестал дождь, мы отправились домой).

2.

Пропуск указательного слова (неоправданный эллипсис): В армии Петя просился (?), где опаснее.

3.

Тавтологическое употребление союзов и союзных слов, нагромождение придаточных частей: Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди казаков нет Андрия.

  • При вынесении грамматической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Г VII . 3

К 9. Классификация речевых ошибок

  1. Лексические анахронизмы (ошибки, связанные с перенесением современного слова в действительность прошлого или, наоборот, немотивированное использование архаизмов в современной речи): Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи.

  1. Вульгаризация речи ( этико-речевые ошибки):

  • Использование стилистически сниженной и нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечий), а также инвектив (оскорблений): Политические ворюги и шестерки . Да он просто придурок.

  • Использование слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение цинизм индивидуального и социального мышления: жмурик (о покойнике), пушечное мясо (о солдатах).

  • Использование слов-паразитов: Они, так сказать, решили…. Раскольников типа раскаялся… Мы как бы умные люди.

  1. Двусмысленность, неоднозначность фразы, высказывания; возможность двоякого понимания речи: Учителю надо многое сказать (Учитель должен многое сказать или учителю должны многое сказать).

  1. Канцелярские штампы (канцелярит), стилистически не мотивированное использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте: Катериной было принято решение утопиться.

  1. Нарушение лексической сочетаемости (нарушение говорящим правил соединения слов в словосочетание): одержать поражение (вм. победу), обильное общение (вм. обильный полив грядок).

  1. Ошибки в употреблении синонимов: неверный выбор одного из близких

по значению слов.

  1. Ошибки в употреблении паронимов: не различение паронимов: Вы уже ходили вешаться (вм. взвешиваться); одень пальто (вм. надень).

  1. Ошибки в употреблении антонимов: неправильный подбор антонима: не только смех, но и сострадание (вм. смех-слезы).

  1. Плеоназм ( немотивированное многословие, избыточность языковых средств для выражения данного содержания): в апреле –месяце, моя автобиография.

  1. Тавтология: неоправданное повторение в пределах одного или соседних предложений одних и тех же слов, однокоренных или созвучных слов:

Следует сказать следующее.

  1. Ошибки в выборе слов: неоправданное использование похожего слова:

А. Блок-мастер звукозаписи.

  • При вынесении речевой ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Р2

Классификация фактических ошибок

Ф1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное токование, неудачный подбор примеров: Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие. Ленский вернулся в свое имение из Англии. Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором.

Ф2. Неточность в цитате, отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты: Книги много значат для меня, ведь еще Ленин сказал:

«Век живи-век учись!»

Ф3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе, временное смешение:

Великая Отечественная война 1812 года. Столица США-Нью-Йорк.

Ф4 Неточности в именах и фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров: Тургеньев, «Тарас и Бульба», в повести Тургенева «Преступление и наказание».

  • При вынесении фактической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Ф2

Этические ошибки:

Речевая некорректность.

Проявление речевой агрессии:

грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающее высокомерие и циничное отношение к человеческой личности.

Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.

Этот текст меня бесит.

Это старье, именуемое классикой.

Логические ошибки

Л1. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте.

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна и Зоя Ивановна Петрова. Он облокотился спиною на батарею.

Л2.Нарушение причинно-следственных отношений.

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации решаются слабо.

Л3. Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. (?)А как хочется, чтобы двор был украшением школы.

Л4. Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению).

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?

Л5.

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы равнин.

Л6.Сопоставление логически несопоставимых понятий.

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7.Неудачный зачин.

В этом тексте автор… (указание на предыдущий контекст с помощью указательных словоформ).

Л8. Ошибка в основной части:

  • Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении;

  • Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

  • Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Л9. Неудачная концовка: дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

  • При вынесении логической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Л2

10

Многие ученики, студенты и даже взрослые стремятся стать грамотными. Видеть на письме ошибки (пунктуационные, орфографические, грамматические) можно научиться в любом возрасте. Для этого необходимо следовать определенным правилам русского языка, соблюдать их в устной и письменной речи.

ошибки пунктуационные

Классификация ошибок по русскому языку

Ошибки, допускаемые в речи или на письме, не одинаковы по своему характеру. Речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки имеют принципиальные отличия. Речевые и грамматические ошибки связаны в большей степени с содержанием и смыслом тех или иных слов. Орфографические и пунктуационные ошибки связаны с внешним выражением данных слов.

орфографические и пунктуационные ошибки

Орфографическую ошибку можно увидеть в слове, стоящем отдельно, изъятом из контекста. Остальные ошибки: пунктуационные, речевые, грамматические — невозможно выявить без контекста. Например, орфографическую ошибку в слове празник видно сразу (непроизносимая согласная, правильно праздник). Речевая ошибка во фразе Младенец нуждается в уходе матери видна только в контексте (лучше употребить слово забота, так как слово уход имеет омонимы). Грамматическую ошибку можно увидеть только в предложении, к примеру, Комната была широкая и светла (широка и светла, широкая и светлая). Ошибки пунктуационные невозможно обнаружить без опоры на предложение или текст. Например, Любить: жить не только для себя — пунктуационная ошибка при выборе знака препинания между подлежащим и сказуемым (правильно: Любить — жить не только для себя).

проверка пунктуационных ошибок

Пунктуация. Знаки пунктуации

Пунктуацией называется свод правил по верной постановке знаков препинания на письме. Система данных знаков также называется пунктуацией. В русском языке используется десять знаков пунктуации. Три из них — знаки завершенности мысли: точка, вопросительный знак, восклицательный знак — они стоят в конце предложения. Один — знак незавершенности мысли — многоточие, которое может ставиться в любой части предложения. Знаками незаконченности высказывания являются запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Они стоят в середине предложения. Есть в русском языке двойные знаки — это скобки и кавычки. В скобках указывается дополнительная информация. В кавычки заключаются названия и прямая речь. В иных языках присутствуют некоторые другие знаки. Например, перевернутый вопросительный знак в испанском языке или одинарные кавычки в английском языке.

Пунктограмма

Как знак препинания, так и пробел называются пунктограммой. Слова в современном русском предложении должны быть отделены друг от друга пробелами, между ними должны стоять необходимые знаки препинания. Например, Солнце, волны, чайки — все есть на морских курортах. Сравним, Солнцеморечайкивсеестьнаморскихкурортах — получился трудно читаемый ряд русских букв. Таким образом, знаки препинания и пробелы служат для отделения слов и предложений друг от друга.

Пунктограммы в разных языках

Существуют языки (например, китайский, японский), в которых нет пробелов.

грамматические и пунктуационные ошибки

Текст на первый взгляд выглядит нечитаемым, но, если присмотреться, в нем есть множество знаков препинания, служащих для разделения теста на части, а также для обозначения свойственных данным языкам особенностей (долготы, краткости и так далее). Если обратиться к истории русского языка, то в старославянском языке тексты писались без знаков препинания и пробелов. Предложения крайне редко отделялись точками. Заглавные буквы писались только в начале новой главы. Но в нем было больше, чем в современном русском языке, диакритических знаков: над- и подстрочных.

Пунктуационные ошибки

Пунктуация как наука важна для носителей языка. Ведь от правильной постановки знаков препинания или их отсутствия зависит понимание написанного текста. К примеру, предложение Дружить нельзя драться — определенно требует знака препинания для его адекватного понимания. Здесь от верной постановки запятой: Дружить, нельзя драться — зависит то, как будет прочтено предложение и понята информация. Неверная постановка знаков препинания — это ошибка пунктуационная.

исправление пунктуационных ошибок

Место, где требуется определенный знак препинания, но стоит другой или отсутствует вообще, называется пунктуационной ошибкой. Например, Солнце согревающее своими лучами поле стояло высоко — это предложение, где допущена ошибка. Исправление пунктуационных ошибок основывается на знании правил пунктуации. В данной ситуации — случаев обособления причастных оборотов: причастный оборот, находящийся после определяемого слова, выделяется запятыми: Солнце, согревающее своими лучами поле, стояло высоко. Здесь от правильного выделения причастного оборота зависит понимание смысла всего предложения.

Причины появления пунктуационных ошибок

Грамматические и пунктуационные ошибки чаще, чем другие, встречаются в работах обучающихся, особенно старшеклассников.

пунктуационные ошибки примеры

Связано это в первую очередь с тем, что в старших классах усложняется синтаксис. При изучении простых осложненных и сложных предложений вводится материал по правильной расстановке знаков препинания, осилить который старшекласснику трудно. Немаловажным фактором в образовании пробелов в знаниях пунктуации является сокращение часов, отведенных на правописание. С каждым годом увеличивается процент малочитающих учеников. Как результат — возникают трудности в правильном восприятии и прочтении текста. Предупреждение и проверка пунктуационных ошибок должны осуществляться непосредственно в процессе написания. Иначе не будет осмысленного членения текста на фрагменты. Важно ставить все знаки препинания во время письма, а не после написания текста.

Пунктуация в простом предложении

В простом предложении, то есть в предложении, где одна грамматическая основа, если оно не осложнено, не ставятся никакие знаки препинания, кроме финальных и тире. Например, Главное — душой быть молодым. Где обитает гепард? Весна — это восхитительное время года! Если простое предложение чем-то осложнено, то в нем ставятся запятые, иногда тире и двоеточие. Осложнять простое предложение могут:

  • Однородные члены: Море плескалось и играло. В корзине были вешенки, грузди, лисички.
  • Обособленные члены: Ваза, наполненная цветами, стояла на столе. Его сестра, Елена Львовна, работает на телевидении.
  • Обращения: Лиза, говори громче. О море, ты прекрасно!
  • Вводные слова и предложения: Сегодня, пожалуй, будет ясная погода. По мнению юриста, дело надо продолжать.

В простом осложненном предложении пунктуационные ошибки, примеры которых даны ниже, встречаются часто.

Пунктуационные ошибки в простом осложненном предложении

Предложение с ошибкой Правило Исправленное предложение
На опушке леса затаившейся среди деревьев цвели жасмины. Причастный оборот обособляется в позиции после главного слова На опушке леса, затаившейся среди деревьев, цвели жасмины.
Все устраивало княгиню дом парк пруд. В случаях, когда обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, после обобщающего слова ставится двоеточие. Все устраивало княгиню: дом, парк, пруд.

Пунктуация в сложном предложении

В сложном предложении можно встретить любые знаки препинания. В написании сложного предложения часто допускаются ошибки пунктуационные. Вероятно, это связано с трудностями в восприятии длинных синтаксических конструкций. Главное, что необходимо уяснить, — между частями сложного предложения должны стоять знаки препинания. Если это сложносочиненное предложение, то запятая ставится перед сочинительным союзом: Она скучала, и он толковал. Если у частей такого предложения есть общий член, запятая не требуется: Целый месяц она скучала и он тосковал (общий член — целый месяц). В сложноподчиненном предложении запятая стравится на месте соединения придаточных частей и главной: Ребята отправились на рыбалку, когда близился рассвет.

Цитирование и прямая речь

Цитирование и прямая речь схожи тем, что в них используются кавычки. Правила постановки кавычек также похожи. Цитаты помещаются в кавычки и прямая речь тоже.

грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки

Если слова автора стоят перед цитатой/прямой речью, то после них ставится двоеточие: Автор говорит: «Нет лучше друга, чем совесть». Она сказала: «Я пойду в парк после работы». Если слова автора следуют за цитатой/прямой речью, то перед ними ставятся запятая и тире: «Нет лучше друга, чем совесть», — говорит автор. «Я пойду в парк после работы», — сказала она. Цитата может приводиться лишь с указанием на источник: «Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна» (А. А. Ахматова). Прямая речь в диалоге может оформляться как отдельные реплики без кавычек. Тогда перед высказыванием, которое оформляется с новой строки, ставится тире:

— Добрый день!

— Добрый! Чем я могу Вам помочь?

— Меня интересуют работы художников-передвижников.

Классификация ошибок

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – ошибка в структуре языковой единицы: словосочетания или предложения; нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической и др.

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса

6

Ошибочное образование формы глагола

Они хочут, пиша о жизни

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, увлекающимися джазом

8

Нарушение управления

Повествует читателей. Нужно сделать свою природу более красивую.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Мы были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство …

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочла еще в детстве.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

18

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Речевые ошибки

Речевая ошибка – ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только в контексте.  

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор употребляет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности.

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается под своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Орфографические и пунктуационные ошибки

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках (см. Нормы оценки знаний, умений, навыков по русскому языку).

        Среди ошибок выделяются негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

        К негрубым ошибкам относятся:

— в исключениях из правил

— в написании большой буквы в составных собственных наименованиях

— в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого

— в написании И и Ы после приставок

— в трудных случаях различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался! Никто иной не… Не кто иной, как  Не что иное, как и др)

в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой

— в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности

Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора заключены в грамматических (в армии, в роще;  колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило,  в котором для выяснения правильного написания слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, грустить – грусть)

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная считается за самостоятельную. Если в одном непроверяемом  слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Ошибки графические (не учитывается при проверке) – разновидность ошибок, связанных с графикой, описки.

К числу наиболее распространенных   относятся:

— пропуски букв

— перестановки букв

— замены одних буквенных знаков другими

— добавление лишних букв

Орфографические и пунктуационные ошибки,

не влияющие на оценку работы

Орфография

— в переносе слов

— буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта)

— прописная /строчная буквы в названиях, связанных с религией (М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог)

—  прописная /строчная буквы в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, Ван, сент .. (дон Педро и Дон Кихот)

— слитное/раздельное/дефисное написание сложных существительных без соединительной гласной (чаще всего заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, перекати-поле, гуляй-город, но портшез, метрдотель)

— на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например, в разлив, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, на ощупь,на подхвате)

Пунктуация

тире в неполном предложении

— обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным

— запятые при ограничительно-выделительных оборотов

— различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение и выделение их запятыми

— в передаче авторской пунктуации

Этические ошибки

Соблюдение этических норм

Этическая ошибка  выносится в случаях, когда в работе содержатся высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие циничное отношение к человеческой личности, проявления речевой агрессии (речевая агрессия может быть внешне выражена, может быть скрытой).

Речевая агрессия связана с словесным выражением негативных эмоций, чувств, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, жаргонизмов и др. 

        Например: «Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами»

Подготовила:
Бакаева Хеда Вахаевна

Добрый
день,дороги
е коллеги.Сегодня я ознакомлю
вас с понятием «пунктуация»,видами пунктуационных ошибок.

Русская пунктуация почти полностью основана на том, что все
знаки препинания помогают нам воспринять текст, разделяя его на значимые части.
Когда вы пишете диктант, вам прекрасно поможет интонация, с которой текст
произносится, только научитесь ее понимать и соотносить с правилами пунктуации.
Лишь некоторые случаи постановки знаков препинания не соответствуют полностью
структуре предложения.

Пунктуационная ошибка — это неиспользование пишущим
необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а
также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная
ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном
правиле. Работа над пунктуационными ошибками — необходимое звено в системе
формирования у учащихся пунктуационных умений.

Например, это отсутствие запятой перед союзом «и» в
сложносочиненном предложении при наличии общего второстепенного члена или между
однородными придаточными. Такие случаи следует помнить.

Наиболее часто встречаются пунктуационные ошибки
в следующих синтаксических конструкциях:

1)     
В
предложениях с причастными и деепричастными оборотами;

2)     
С вводными
словами;

3)     
В
сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

4)     
В бессоюзных
сложных предложениях, где части должны быть разделены двоеточием или тире;

5)     
При
однородных членах предложения.

6)     
К трудным
случаям можно отнести следующие виды пунктограмм: пунктуационное оформление
однородных и неоднородных членов предложения, обособленных определений и
обстоятельств, сложных предложений, вводных слов и вставных конструкций.

РАБОТА НАД ПУНКТУАЦИОННЫМИ
ОШИБКАМИ УЧАЩИХСЯ

Пунктуационная ошибка —
это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление
там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания
другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной
в пунктуационном правиле. Работа над пунктуационными ошибками — необходимое
звено в системе формирования у учащихся пунктуационных умений.

Причины появления у учащихся
пунктуационных ошибок

Пунктуационные ошибки в
настоящее время занимают первое место по сравнению с другими типами ошибок.
Так, в среднем на одну орфографическую ошибку в письменных работах учащихся
приходится четыре-пять пунктуационных ошибок. Их распространенность объясняется
чрезвычайной сложностью пунктуационного умения, которое основывается не только
на знании синтаксиса и умении достаточно быстро схематизировать структуру
записываемого предложения, как считает Г.И. Блинов (2), но и на умении выражать
разные смыслы в коммуникативных единицах — предложении и тексте. Пунктуационные
ошибки закономерно появляются в силу как объективных, так и субъективных
причин. Объективными (вытекающими

219

из характера объема изучения
пунктуации) являются следующие причины (или факторы пунктуационного риска):

·        
— незнание учащимися пунктуационной нормы к моменту написания
письменной работы;

·        
— коммуникативно-речевая основа постановки знаков препинания,
связанная с выделением смыслов, которые необходимо обозначить средствами
графики;

·        
— связь с достаточно сложной грамматикой;

·        
— наличие массы ограничений в употреблении знаков препинания
в одной и той же синтаксической позиции;

·        
— возможность семантически по-разному членить коммуникативную
единицу.

Субъективными
(зависящими от особенностей восприятия и мыслительной деятельности пишущего)
являются следующие причины:

·        
— неточное или полное незнание пишущим пунктуационнойнормы;

·        
— незнание опознавательных признаков смысловых отрезков,
подлежащих выделению знаками препинания;

·        
— невладение синтаксическим и смысловым разбором предложения;

·        
— смешение условий выбора знаков препинания, приводящее к
созданию пишущим ложных правил.

Перечисленные причины
действуют порознь и в совокупности. Чаще всего появление пунктуационных ошибок
объясняется рядом взаимодействующих причин.

Предупреждение пунктуационных
ошибок в письменных работах учащихся

Появление
пунктуационных ошибок предупреждает вся система работы по пунктуации. Вместе с
тем возникает необходимость в специальной работе, направленной на нейтрализацию
причин появления ошибок и на предупреждение ошибок в очередных письменных
работах учащихся.

Для нейтрализации
причин появления пунктуационных ошибок выработаны соответствующие приемы
работы. Рассмотрим их применительно к каждой из причин. Если в предлагаемом
упражнении невозможно обойтись без еще не изученных синтаксических конструкций,
следует предварительно разъяснить ученикам соответствующую норму и указать
знаки, которые они должны поставить. Перед ознакомлением с новой нормой
необходимо сформировать у школьников синтаксическую зоркость и прочные умения
синтаксически разбирать данную конструкцию. Учитывая связь пунктуации с речью,
следует в систему пунктуационных

упражнений включать
коммуникативные упражнения, направленные на выражение тех значений, которые
лежат в основе изучаемого смыслового отрезка. В языковом материале, отбираемом
для пунктуационного упражнения, должны быть представлены все варианты данной
нормы.

Существенную роль в
предупреждении ошибок играет работа, обеспечивающая знание опознавательных
признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению или невыделению знаками
препинания, а также сопоставление и противопоставление условий выбора
смешиваемых детьми норм.

Специальная работа по
предупреждению пунктуационных ошибок организуется перед выполнением контрольных
работ и работ по развитию связной речи учащихся. Для предупреждения
пунктуационных ошибок в предстоящем контрольном диктанте из него выписываются
предложения с теми синтаксическими структурами, которые ранее у других учащихся
вызывали затруднения. Выбранный материал в течение двух-трех уроков до
написания диктанта используется в качестве дидактического материала. В сильном
классе учитель предлагает аналогичные примеры, а в слабом — выписанные из
текста диктанта. Такая работа в сочетании с другими пунктуационными
упражнениями обеспечивает достаточно устойчивые, хорошие результаты.

Подобная работа
проводится незадолго до написания изложений, тексты которых предварительно
подвергаются пунктуационному анализу. Из них выписываются предложения с
изученными или изучаемыми в данный момент синтаксическими структурами. Эти или
аналогичные предложения включаются в упражнения для рассредоточенной работы на
двух-трех уроках. В слабом классе целесообразно сообщить о том, что подобные
предложения могут встретиться в тексте изложения и что желательно запомнить,
как в них расставляются знаки препинания. В процессе знакомства с текстом
изложения на специальном уроке развития связной речи уместно обратить внимание
детей на повторенные синтаксические конструкции, а также вывесить на доске
таблицы-схемы аналогичных предложений с указанием знаков препинания в них.

Содержание работы по
предупреждению пунктуационных ошибок в сочинениях складывается, во-первых, из
конкретных недочетов, допущенных другими учащимися в такой же работе,
во-вторых, из синтаксических конструкций, которые школьники могут использовать
для передачи собственных мыслей. Первая группа синтактико-пунктуационного
материала используется для рассредоточенной подготовки, а вторая — на уроке
развития речи во время составления рабочих материалов к сочинению.

Фиксация
учителем пунктуационных ошибок в письменных работах учащихся

При проверке
ученических работ знаком √ на полях тетради принято указывать ученику о наличии
у него на данной строке пунктуационной ошибки. Место ошибки подчеркивается
одной чертой, а сама ошибка либо учителем зачеркивается и надписывается нужный
знак, либо это должен сделать сам ученик во время раздачи тетрадей на уроке.
Вот отрывок из работы ученика, проверенной учителем.

Сучья, собранные для
костра_казалисъ каменными, и густой, мокрый дым, смешавшийся с таким же серым
туманом_тяжело ложился на землю.

Исправление
пунктуационных ошибок делает или сам учитель при проверке, или предоставляет
это делать учащимся в зависимости от цели работы. Если она была обучающей, то
исправление ошибок целесообразно предоставить учащимся. Если же работа была
контрольной, то в целях экономии времени на уроке ошибки может исправить
учитель при проверке тетрадей.

Учет пунктуационных ошибок из
работ учащихся

В работе над
пунктуационными ошибками невозможно учитывать конкретные предложения, так как
они невоспроизводимы, а создаются всякий раз заново говорящими для отражения
конкретного события. В этом заключается существенное отличие от учета
орфографических ошибок в словах, которые воспроизводятся говорящими, поэтому
целесообразно вести учет не конкретных предложений, в которых допущены
пунктуационные ошибки, а схем этих предложений с включением в них
соответствующих смысловых отрезков, например:

Учет пунктуационных
ошибок необходим для организации эффективной работы над ними, и в этом учете
должны принять участие

и учитель, и ученики. Учитель
регистрирует общеклассные ошибки — частотные и типичные, а учащиеся — свои
индивидуальные погрешности.

Учет учителем
общеклассных затруднений школьников.
 Регистрацию
ошибок учащихся целесообразно проводить в той же тетради, в которой учитель
фиксирует орфографические ошибки. Методика пунктуации выработала две формы
учета пунктуационных ошибок: для ошибок, допущенных учащимися в обучающих
упражнениях (в круговых тетрадях № 1 и 2), и для ошибок, допущенных в
контрольных диктантах, а также в изложениях и сочинениях.

Для регистрации
пунктуационных ошибок, допущенных в обучающих упражнениях, учитель вводит в
тетради учета ошибок страницу; на ней он помещает схемы предложений, в которых
были сделаны ошибки, в той последовательности, в которой они расположены в
тексте упражнения, и отмечает количество учеников, допустивших ошибки.

В силу того что
контрольным диктантом проверяется владение несколькими пунктуационными нормами,
а изложения и сочинения являются нестандартными упражнениями, учет в них
пунктуационных ошибок целесообразно фиксировать по видам изученных и
проверяемых в данный момент смысловых отрезков. Для этой цели в тетради учета
ошибок учитель отводит две страницы (разворот тетради), которые делятся на
столько граф, сколько проверяется пунктуационных норм. Каждой графе
соответствует отдельная норма. В эти графы вписываются схемы предложений, в которых
допущены пунктуационные ошибки, и указывается количество учащихся, допустивших
подобные ошибки.

Пример заполнения
такого учетного листа (на развороте тетради):

Ошибки
при обращении
 Ошибки при причастном обороте Ошибки при
однородных членах
 Ошибки в сложном предложении Ошибки
при прямой речи

Учет учащимися
индивидуальных пунктуационных ошибок.
 Дети должны знать
свои пунктуационные пробелы, чтобы самостоятельно работать над ними.
Регистрацию своих ошибок школьники проводят

в рабочих тетрадях № 1 и 2. Для
этой цели они выписывают предложения, в которых были допущены ошибки, и строят
их схемы, подчеркивая места, где была нарушена норма.

Работа над пунктуационными
ошибками на уроке

Работе над ошибками на
уроке — исправлению их учащимися и закреплению пунктуационной нормы —
предшествует подготовка к ней учителя. Она складывается из следующих элементов:
проверки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составления поурочного
плана работы над ошибками. Подготовка учителя и организация им урока зависят от
вида проверенной письменной работы учащихся: обучающей, контрольной, по
развитию связной речи. В зависимости от этого различаются три методики работы
над пунктуационными ошибками.

Методика работы над
пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях.
 Работа
над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях
совмещается с темой очередного урока и включается в его план как органическая
часть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы:

·        
— исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче
тетрадей;

·        
— включение учителем предложений, в которых были
пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для
закрепления нового (в виде диктантов, составления схем предложений, подбора
аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из
учебника или из других источников).

В дальнейшем на уроках
целесообразно при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим в качестве
дополнительного задания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая
организация работы обяжет учащихся систематически повторять трудный для них
материал.

Методика работы над
пунктуационными ошибками в контрольных диктантах.
 Для
работы над ошибками в контрольном диктанте отводится специальный урок. В V-VII
классах работа по пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а
в VIII-IX классах урок в основном посвящается пунктуации.

Над всеми допущенными
ошибками ввиду ограниченности времени работать не удастся, поэтому следует
выбрать в V-VII классах 2-3, а в VIII-IX классах 4-5 нарушенных норм — типичных
и частотных.

В поурочный план
включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и
отдельных учащихся (в первую

224

очередь тех, кто продвинулся
вперед в овладении пунктуацией). Во-вторых, для каждой отобранной нормы:

·        
— записываются все предложения, в которых она имелась в
диктанте;

·        
— намечается объяснение ошибок и составление схем
предложений;

·        
— включается упражнение, в котором имеются предложения с
рассматриваемой нормой.

На завершающем этапе
урока в VIII-IX классах целесообразно предусмотреть небольшое упражнение по
развитию связной речи, направленное на использование в нем тех смысловых отрезков,
над которыми велась работа на уроке (творческий или свободный диктант,
сочинение-миниатюра, сочинение по опорным словам и т.д.). В качестве домашнего
задания предлагается, во-первых, запомнить норму постановки знаков препинания
при использовании рассмотренных на уроке смысловых отрезков, во-вторых,
какое-либо самостоятельное упражнение, например составление предложений с
данными смысловыми отрезками.

Методика работы над
пунктуационными ошибками в изложениях и сочинениях.
 На
специальном уроке работе над пунктуационными ошибками (как и над
орфографическими) отводится небольшая часть времени для сообщения результатов и
для исправления и учета ошибок. В поурочный план включается следующий материал:
до раздачи тетрадей — сообщение общих результатов работы по пунктуации; после
раздачи тетрадей — исправление индивидуальных ошибок учащимися и учет этих
ошибок.

Работа над
пунктуационными ошибками — над их объяснением и закреплением нормы —
переносится на очередные уроки русского языка и реализуется рассредоточенно: на
2-3 уроках в V-VII классах и на 4-5 — в VIII-IX классах.

Для работы над каждой в
отдельности ошибкой в поурочный план включаются:

·        
— ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе
составление схемы предложения;

·        
— предложения с данной нормой в качестве дидактического
материала для новой темы.

Будучи
рассредоточенной, работа над пунктуационными ошибками обеспечивает условия для
длительной тренировки.

Методы и приёмы
преподавания пунктуации
.

Методы работы по
пунктуации делятся в зависимости от этапа урока. При работе над пунктуационным
правилом нужно ознакомить школьников с условиями постановки/непостановки знаков
препинания. Такое ознакомление происходит с использованием всех четырёх
познавательных методов обучения: сообщения учителя, самостоятельного
анализа учащимися пунктуационного правила, беседы, самостоятельного анализа
учащимися материала для наблюдений
. Выбор одного из методов или их
комбинации зависит оттого, насколько подготовлены школьники, насколько они
знакомы с пунктуационной нормой, а также от общего уровня развития детей.

Для лучшего восприятия
детьми нового материала нужно сделать запись предложения на доске и в тетрадях,
графически выделить интонационно-смысловой отрезок.

Независимо от метода,
работа над правилом должна включить: 1)называние пунктуационно-смысловой
единицы; 2)перечисление условий постановки или непостановки знака препинания;
3)графическое обозначение в схеме предложения выбора знака препинания. Во время
перечисления условий постановки или непостановки знака препинания нужно указать
на опознавательные признаки знака препинания.

Затем дети должны
сформулировать правило. В слабом классе это можно делать по учебнику, в сильном
– ученики могут сделать это сами.

После того, как правило
осознано нужно научить детей применять его на практике. Сначала это делается на
примере какого-то образца из учебника или предложенного учителем.

После этого на этапе
формирования умений и навыков используется система упражнений по выработке
пунктуационной зоркости. Чтобы уметь грамотно ставить знаки препинания, нужно
овладеть опорными умениями:

1)мгновенно находить
главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

2)распознавать
второстепенные члены предложения;

3)устанавливать связь
между словами, уметь правильно задавать вопросы;

4)различать
распространённые и нераспространённые синтаксические единицы;

5)разграничивать
сочинительную и подчинительную связи между компонентами предложения;

6)различать части речи;

7)слышать интонацию.

Чтобы выработать названные
умения применяют, как и в орфографии, различные виды диктантов и
списывание
.

Списывание может
быть неосложнённое, при котором даются следующие пунктуационные
задания:

-найти (указать,
назвать, прочитать, подчеркнуть) смысловой отрезок и определить, какое
смысловое значение он выражает;

-перечислить условия
выбора места для знака (знаков) препинания и самого знака препинания;

-объяснить постановку
или непостановку знаков препинания.

Осложнённое списывание –
переписывание материала, содержащего синтаксические или пунктуационные
изменения. Это могут быть: пропуски знаков препинания (всех или части);
переконструирование (вставка каких-либо смысловых отрезков или изменение
структуры предложения).

Задания при осложнённом
списывании следующие:

-вставить знаки
препинания, пропущенные при… (называется смысловой отрезок, например,
однородные члены);

-вставить пропущенные
знаки препинания;

-переставить смысловой
отрезок (например, придаточное предложение) на другое место и поставить
необходимые знаки препинания);

-включить в предложение
такой-то смысловой отрезок (например, обращение) и поставить необходимые знаки
препинания.

Для выработки
пунктуационных умений используются следующие виды диктантов: полный,
выборочный, творческий.

Полный диктант –
диктант без каких-либо изменений.

Выборочный 
запись только тех предложений, которые содержат смысловые отрезки, указанные
учителем.

Творческий –
частичное изменение диктуемого предложения за счёт включения какого-либо
смыслового отрезка (например, причастного оборота).

Можно использовать
также графический диктант, когда диктуемое передаётся через
схему предложения.

В целях предупреждения
пунктуационных ошибок используется зрительный, предупредительный и
комментированный
 диктант.

В качестве приёмов
очень эффективны алгоритмизация и составление таблиц. Приведём пример.

Постановка знаков
препинания в сложном предложении:

1.Определи, как связаны
простые предложения между собой

только интонацией,
союзами,

без союзов и союзных
слов союзными словами

предложение бессоюзное
2.Какими?

2.Обрати внимание на
интонацию, сочинительными подчинительными

подставь союз

интонация интонация
интонация 3.Есть ли что-то 3.Прочитай каждое

перечисления пояснения,
предупреждения, общее простое

можно повышение
повышение (втор. чл., ввод. предложение.

подставить голоса
голоса после сл., придат.) Найди границу

и после
1-ой 1-ой части, для обеих между ними.

части, можно можно
частей Как они

подставить подставить
расположены?

потому что, а, но,
словно,

что, а именно если,
когда 
да нет одно одно

поэтому за
внутри

другим другого

ставь ставь : ставь –
не ставь , ставь , раздели выдели

, или ; перед между
между его

одиночным частями собой
с

и , или обеих

сторон

[, ( ),]

6.Система упражнений по
пунктуации
.

Упражнения, которые применяются
в методике пунктуации, должны отвечать принципам русской пунктуации и должны
представлять собой систему. Это может быть:

1.Объяснение постановки
знаков препинания в данном тексте. Такой вид упражнения может применяться в
любом классе при объяснении правила, при опросе, при проверке д.з., при общем и
текущем повторении пунктуации. Предпочтительно проводить устно. Может содержать
указание на то:

1)почему в данном
тексте нужен знак;

2)почему нужен именно
такой, а не иной знак;

3)почему он поставлен
именно в данном месте, а не в другом;

5) на основании какого
правила он поставлен.

Такое объяснение может
сопровождаться примерами, придуманными учениками.

Такой вид работы
называют иногда пунктуационным разбором. Пунктуационный разбор –
очень эффективный приём в преподавании пунктуации. Он может сопровождать
синтаксический разбор. Виды пунктуационного разбора:

1)разбор, посвящённый
одной теме (разделу);

2)разбор, посвящённый
ряду тем – разделов (итоговый):

а)вариант,
предусматривающий объяснение всех знаков препинания, встречающихся в данном
тексте;

б)вариант,
предусматривающий объяснение всех разнообразных случаев постановки одного или
сочетаний нескольких знаков (запятой, тире и т.д.), встречающихся в разбираемом
тексте.

2.Расстановка знаков препинания
в текстах, напечатанных без них. Тексты для таких упражнений могут быть
напечатаны совсем без знаков препинания или без знаков на одно какое-либо
правило. Ученики на таком упражнении тренируются в смысловом и грамматическом
членении текста, выделении в нём определённых элементов речи и постановке
определённого знака препинания, может проводиться устно и письменно, в классе и
дома в качестве домашнего задания.

Такое упражнение
является одним из самых сложных упражнений по пунктуации. Это связано с тем,
что текст в данном случае не опирается на произношение, поэтому нужно
разобраться в содержании текста, правильно уловить его смысл, а это нередко
ведёт к ошибкам. Варианты подобного упражнения:

а) связный отрывок,
напечатанный без знаков препинания и предлагаемы в качестве материала для
упражнения под руководством учителя, разбирается по такому плану: после
самостоятельного чтения про себя всего отрывка учащиеся (уже вслух)
пересказывают его, отмечая при этом какие логические части можно выделить в нём,
сколько в каждой из частей законченных предложений, каков состав каждого из
этих предложений, какие знаки препинания нужно поставить между предложениями и
внутри предложений и почему;

б)проводится та же
работа, но с последующим списыванием учеником отрывка, во время которого им
самостоятельно восстанавливаются необходимые знаки;

в)та же работа, но с
последующим диктантом того же текста;

г) такой же разбор, но
проводимый без помощи учителя, с последующим списыванием его или как диктант.

3.Придумывание
учащимися собственных примеров (с тем или иным знаком или группой знаков) по
аналогии с примерами, данными учителем или аналогичными ранее разобранным. Это
довольно сложное упражнение, требующее от школьников не только творческой
фантазии. Активной самостоятельной работы, но и хороших знаний.

4.Отыскивание примеров
на разбираемый случай постановки знаков препинания в текстах художественных
произведений. Похоже на предыдущее. Несколько облегчается, так как при
просмотре текста им нужно останавливать внимание только на предложениях со
знаками препинания, которым посвящено данное упражнение. Трудность, конечно,
состоит в том, что школьники должны суметь правильно выбрать, выделить нужное
предложение среди конструкций разного типа.

Такое же упражнение, но
осложнённое заданием заменить одну конструкцию другой (например, предложения с
причастными оборотами предложениями с определительным придаточным предложением)
с последующей записью их в тетради.

5.Упражнения, состоящие
в перестановке частей предложения, с которой связано изменение условий
постановки знаков препинания (например, при перенесении обращения из конца в
начало предложения и т.д.), изменение в содержании, стилистических оттенках
предложения и в характере интонации. Такими упражнениями могут быть:

1)употребление одного и
того же причастного оборота, обособленного определения, вводного слова,
обращения в начале, середине и в конце предложения; 2) изменение места слов
автора в конструкции с прямой речью; 3) изменение порядка частей сложного предложения
при косвенном вопросе и т.п.

6.Упражнения ан
употребление одного и того же знака препинания в разных случаях (например, тире
– в простом предложении, в бессоюзном сложном и при прямой речи; запятая – во
всех случаях в простом предложении; двоеточие – во всех случаях и т.п.). Эта
работа носит характер обобщения ранее пройденного, подытоживания, повторения с
целью закрепления ранее полученных знаний и навыков.

7.Стилистические
упражнения, связанные с работой по пунктуации; это могут быть, например,
упражнения в замене одних синтаксических конструкций другими (парные
конструкции) и т.п.

8.Письмо заученного
наизусть. Пунктограммы в записываемом тексте должны быть хорошо разобраны и
объяснены. Нельзя брать тексты с авторскими знаками препинания.

9.Различные виды
диктантов тренировочного характера на знаки препинания.

10.Контрольный диктант
на пунктуационные правила. Текст диктанта не должен быть очень простым в
отношении пунктуации для каждого школьного возраста, но на первых порах в нём
должны быть даны только такие пунктограммы, которые являются бесспорными с
точки зрения существующих правил.

7.Основные
причины пунктуационных ошибок. Последовательность формирования навыка
расстановки знаков препинания по ходу письма
.

В старших классах
обычно количество пунктуационных ошибок превосходит количество орфографических
ошибок. Объясняется это рядом причин:

1)орфографией
учащиеся занимаются значительно дольше и больше, чем пунктуацией. Тем более что
занятия пунктуацией носят прерывный характер;

2)особенностями
самой пунктуации, усвоение которой требует сравнительно высокого уровня общего
развития и развития речи;

3)непрерывной
организации работы по пунктуации, когда недостаточно учитываются специфические
принципы методики её обучения, а вследствие этого не обеспечивается
дифференцированный методический подход к устранению ошибок, обусловленных
различными причинами и различным характером;

4)излишней
торопливостью в прохождении правил пунктуации или нагромождением разнообразных,
иногда противоречивых правил постановки одного и того же знака препинания,
особенно в том случае, когда они даются учащимся на одном и том же уроке.

5)совокупностью
таких условий, как слабое общее развитие некоторых учащихся, сравнительно
низкий уровень развития речи. неразвитое чувство логического членения
предложения, речевой слух, а также слишком терпимое отношение со стороны школы
к фактам пунктуационной неграмотности учащихся, недооценка слабого знания
школьниками соответствующих разделов синтаксиса.

Пунктуацию нельзя
изучить лишь путём запоминания известной суммы правил. К тому же существующие и
установившиеся уже правила пунктуации далеко не всегда могут быть применены с
математической точностью, чего так хотят учащиеся. Это объясняется тем, что
расстановка знаков препинания зависит часто от характера и стиля речи, от
оттенка мысли, от индивидуальной манеры письма, если имеем дело с
художественной литературой.

Чтобы правильно
расставить знаки препинания, надо точно и правильно понять смысл как отдельного
предложения, так и всего текста в целом. Надо знать способы построения
конструкций различных типов.

Поэтому занятия
по пунктуации должны быть связаны с грамматикой, стилистикой, т.е. с живой
речью.

И очень важным
является постепенное обучение школьников расставлению знаков препинания во
время письма. Нельзя расставлять знаки препинания после того, как текст уже
написан. Это методическая ошибка, так как при таком письме не происходит
логического осмысленного членения текста. У детей нарушаются ассоциации между
представлениями о значении того или иного знака препинания, с одной стороны, и
определёнными синтаксическими конструкциями, воспроизводимыми на письме с
другой. Нельзя нарушать важнейший принцип методики – ставить знаки во время
письма.

Классификация ошибок

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – ошибка в структуре языковой единицы: словосочетания или предложения; нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической и др.

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса

6

Ошибочное образование формы глагола

Они хочут, пиша о жизни

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, увлекающимися джазом

8

Нарушение управления

Повествует читателей. Нужно сделать свою природу более красивую.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Мы были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство …

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочла еще в детстве.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

18

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Речевые ошибки

Речевая ошибка – ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только в контексте.  

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор употребляет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности.

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается под своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Орфографические и пунктуационные ошибки

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках (см. Нормы оценки знаний, умений, навыков по русскому языку).

        Среди ошибок выделяются негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

        К негрубым ошибкам относятся:

— в исключениях из правил

— в написании большой буквы в составных собственных наименованиях

— в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого

— в написании И и Ы после приставок

— в трудных случаях различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался! Никто иной не… Не кто иной, как  Не что иное, как и др)

в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой

— в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности

Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора заключены в грамматических (в армии, в роще;  колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило,  в котором для выяснения правильного написания слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, грустить – грусть)

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная считается за самостоятельную. Если в одном непроверяемом  слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Ошибки графические (не учитывается при проверке) – разновидность ошибок, связанных с графикой, описки.

К числу наиболее распространенных   относятся:

— пропуски букв

— перестановки букв

— замены одних буквенных знаков другими

— добавление лишних букв

Орфографические и пунктуационные ошибки,

не влияющие на оценку работы

Орфография

— в переносе слов

— буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта)

— прописная /строчная буквы в названиях, связанных с религией (М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог)

—  прописная /строчная буквы в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, Ван, сент .. (дон Педро и Дон Кихот)

— слитное/раздельное/дефисное написание сложных существительных без соединительной гласной (чаще всего заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, перекати-поле, гуляй-город, но портшез, метрдотель)

— на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например, в разлив, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, на ощупь,на подхвате)

Пунктуация

тире в неполном предложении

— обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным

— запятые при ограничительно-выделительных оборотов

— различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение и выделение их запятыми

— в передаче авторской пунктуации

Этические ошибки

Соблюдение этических норм

Этическая ошибка  выносится в случаях, когда в работе содержатся высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие циничное отношение к человеческой личности, проявления речевой агрессии (речевая агрессия может быть внешне выражена, может быть скрытой).

Речевая агрессия связана с словесным выражением негативных эмоций, чувств, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, жаргонизмов и др. 

        Например: «Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое 500 внутренняя ошибка сервера
  • Что считается ошибкой при ловле баскетбольного мяча
  • Что считают грамматической ошибкой
  • Что считается негрубой орфографической ошибкой
  • Что считать кадастровой ошибкой