Что такое интеллигентная личность исправить ошибку

Интеллигенция — это социальный слой или эстетическая и этическая оценки? Этот вопрос задаёт в своём тексте И. О. Фоняков, затрагивая проблему интеллигентности в современном обществе.

Автор видит как на его глазах «размываются» понятия, связанные со словами «интеллигент» и «интеллигентность». Обращая внимание на то, как обсценная лексика покоряет один за другим редуты интеллигенции современного общества, советский поэт подчёркивает, что запретные слова проникают и в произведения самых почтенных писателей.

Автор не согласен с теми, кто использует обсценную лексику в своих произведениях, потому что рассматривает интеллигенцию не как прослойку в обществе, возникшую при определённых обстоятельствах, при которой такое развитие возможно, а как эстетическую и этическую характеристики каждого человека.

С поэтом трудно не согласиться: интеллигентность в человеке не образовывается сама по себе и не зависит от того, к какому социальному слою принадлежит человек. Напротив, человек сам выстраивает в себе эту интеллигентность посредством самообразования и стремления к чистоте своего слова и своих мыслей, которые как раз и будут характеризовать его этически и эстетически. Своё мнение аргументирую.

Ещё в своих «Письмах о добром» Д. С. Лихачёв утвердил мысль: «Каждый человек должен быть интеллигентен!». В каком бы обществе и в какой бы ситуации ни находился человек, он должен быть интеллигентен со всеми. Если человек интеллигентен, тогда он богат красотой здоровья как физического, так и этического.

А. И. Солженицын в своём произведении «Один день Ивана Денисовича» рассказывает историю героя, человека, попавшего в лагерь для политических заключённых, не потерявшего своей интеллигентности, несмотря на многие трудности «жизни» в лагере, которые каждодневно вставали на его пути и пути других заключённых.

Подводя итог, мы можем утвердить мысль, что настоящая интеллигентность существует не как прослойка в социуме, а как высокие эстетические и этические качества каждого отдельно взятого человека.

Обновлено: 2017-05-01

Внимание!

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье Вы узнаете, что собой представляет проблема интеллигентности в современном мире. Выясните значение данного понятия. Ознакомитесь с примерами. Узнаете, какими чертами характеризуется интеллигентная особа. Вам станет известно, что нужно делать, чтоб самому таким стать.

Что такое интеллигентность?

Интеллигентность – это свойство личности, представляющее собой совокупность таких черт как рассудительность, образованность, высокая культура поведения, скромность и уважение к окружающим. Многим людям кажется, что интеллигентом может быть только человек с высшим образованием, но это не так. Образованность – это лишь один из элементов интеллигентности, но решающую роль играет поведение человека в обществе.

Термин «интеллигентность» образован от латинского слова «intelligentis», которое переводится как «разумный» или «понимающий». При этом он характеризует не разум человека, а его модель поведения в обществе, верность своим принципам и способность сохранять адекватность в любых обстоятельствах.

Интеллигентность имеет множество проявлений, таких как вежливость, тактичность, скромность, толерантность, уважение к другим людям, умение слушать собеседника, умение воспринимать чужую культуру, способность сопереживать другим, радуясь их успехам и сочувствуя неудачам. При этом интеллигентному человеку совершенно не свойственно агрессивное поведение, нетерпимость и конфликтность.

В повседневной жизни слово «интеллигентность» обычно используют для обозначения таких свойств личности как честность, благородство, принципиальность, порядочность, тактичность и совестливость. При этом интеллигентный человек не обязательно должен обладать исключительным умом и высоким уровнем образования, и всё же интеллектуальные способности коррелируют с интеллигентностью.

Этимология слова

«Интеллигентность» — слово, пришедшее из латыни. Intelligentia – познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus — понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.

Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя – либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.

Признаки интеллигентности

Как мы уже выяснили, высокий интеллект и уровень образования не являются неотъемлемыми атрибутами интеллигентности, хотя и сопутствуют ей довольно часто. При этом у интеллигентного человека обязательно должны присутствовать такие признаки как:

  • умение ценить произведения искусства и другие культурные достояния, накопленные человечеством;
  • понимание общечеловеческих ценностей;
  • чувство социальной справедливости, стремление защитить права ущемляемой личности или социальной группы;
  • честность, совестливость и личная порядочность;
  • толерантность, терпимость, миролюбие и тактичность;
  • стремление разрешать любой конфликт словами, умение идти на компромисс;
  • способность к сопереживанию, развитая эмпатия;
  • принципиальное следование собственным правилам и принципам, сочетающееся с терпимостью к чужим ошибкам.

Как проявляется интеллигентность?

Интеллигентность – это показатель того, насколько развит внутренний мир человека. Конечно же, она связана с образованностью и эрудированностью, и всё же эти черты не являются определяющими. На самом деле, интеллигентом может быть любой человек, независимо от образования и эрудиции, если он совестлив, честен и благожелателен к окружающим, уделяет время саморазвитию и самоактуализации.

Примеры проявления интеллигентности:

Понимание чужих мотивов. Интеллигентная личность всегда стремится понять, о чём думает другой человек и чем он руководствуется, принимая определённые решения и совершая определённые поступки.

Требовательность к себе, терпимость по отношению к другим. Несложно заметить, что интеллигентный человек строго следит за соблюдением собственных принципов, однако с пониманием относится к тому, что другие люди могут действовать иначе.

Умение вести себя в обществе. Интеллигентный человек скромно ведёт себя за столом, умеет уважительно спорить, не бросает мусор мимо урны, следит за чистотой и грамотностью своей речи даже в повседневной жизни.

Толерантность. Интеллигентность подразумевает отчетливое понимание того, что всё люди равны и каждый имеет право на самовыражение, независимо от национальности, цвета кожи, социального статуса, пола, возраста, сексуальной ориентации и других персональных особенностей.

Интернационализм. Практически все интеллигенты являются сторонниками интернационализма (идеологии, проповедующей дружбу и сотрудничество между нациями), а многие и вовсе предпочитают космополитизм (концепция, согласно которой все люди являются гражданами мира).

СПАДИЛО.РУ

Вступление

Иногда сложно четко определить, что такое интеллигентное поведение, а что противоположно ему. Чем интеллигентный человек отличается от общей массы? Есть ли какие-то особые правила, чтобы человек стал интеллигентным? Об этом размышляют литераторы, социологи и философы уже не одно поколение.

Проблема

Проблему интеллигентности поднимает и русский писатель-публицист С. Залыгин. Он пытается соотнести само понятие интеллигентности и ее воплощения в жизни общества.

Комментарий

Автор задается вопросом, что такое русская литература, музыка, живопись, неразрывно связывая эти понятия с интеллигенцией и интеллигентностью, которая помогала мастерам слова и живописи выражать особенности окружающего мира, внутренних стремлений простого народа.

Далее автор повествует о высокой моральной ответственности человека, называющего себя интеллигентом. Главным мерилом интеллигентности являются не только убеждения, мораль или творчество, но и поступки. Человек, оскорбляющий обездоленных и нуждающихся, не принимался в интеллигентной среде. В то же самое время, человек, накричавший на начальство, вызывал доверительное уважение.

Жажда наживы и карьерный рост не приветствовались, особенно если при этом человек не помогал обездоленным

Очень важно было не терять собственного достоинства и жертвовать на общественные нужды

Интеллигентность, по мнению автора, это не прерогатива какого-то сословия. Интеллигентом мог быть и граф Л.Н. Толстой, и мастеровой.

Авторская позиция

С. Залыгин говорит о том, что кодекс интеллигентности никогда не был написан, но понятен всем и каждому. Тот, кто понял саму суть интеллигентности, тот знает, что такое хорошо, что плохо, что делать можно, а чего нельзя.

Интеллигентность не зависит от социальной принадлежности человека, это особое внутреннее качество.

Своя позиция

Соглашусь с автором, что интеллигентность – это не образованность, талант или нравственность. Это все перечисленные черты, особым образом сложившиеся в единое внутреннее состояние, не позволяющее человеку терять собственное достоинство и унижать достоинство окружающих.

Аргумент 1

Окружающими интеллигентность оценивается по умению человека вести себя в различных ситуация, в обществе людей. Еще одним немаловажным критерием интеллигентности становится духовность. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» представляет нам истинную интеллигентность в лице одного из главных героев – Андрея Болконского.

Князь Андрей – сильный, волевой человек, умный, образованный, обладающий глубокими патриотическими чувствами, милосердием и духовностью. Высший свет с его цинизмом и ложью отталкивает Болконского. Постепенно отказавшись от правил, по которым живет высшее общество, Андрей пытается найти счастье в военных действиях.

Пройдя нелегкий путь на полях сражений, герой утверждает в душе сострадание, любовь и доброту. Эти черты делают его истинным интеллигентом. Многие современные молодые люди могли бы брать с него пример.

Аргумент 2

В другом произведении писатель, напротив, утверждает отсутствие интеллигентности у своих героев. А.П. Чехов в комедии «Вишневый сад» размышляет о памяти и показывает жизнь обедневших дворян конца 19 века, которые по собственной глупости теряют родовое имение, дорогой их воспоминаниям вишневый сад и самых родных и близких людей.

Они не желают ничего делать, не приспособлены к работе, не увлекаются чтением или постижением наук, ничего не смыслят в искусстве. Другими словами, в героях комедии читатель наблюдает полное отсутствие духовной и умственной работы. Поэтому, несмотря на их высокое происхождение, интеллигентами их назвать трудно. По мнению А.П. Чехова, люди обязаны совершенствоваться, много трудиться, помогать нуждающимся, стремиться к высшему проявлению нравственности.

На мой взгляд, быть настоящим человеком, Человеком с большой буквы, и означает быть интеллигентом. Интеллигентность – умение подчинять свою жизнь законам милосердия, добра и справедливости.

Что значит «интеллигенция»?

Словом «интеллигенция» называют общность людей, которые занимаются интеллектуальным трудом, стремятся к накоплению знаний и их передаче другим людям. Интересно, что хоть об этом явно и не говорится, к интеллигенции относят преимущественно представителей гуманитарных профессий: писателей, поэтов, художников, литературных критиков, историков.

Представителям интеллигенции свойственен высокий уровень нравственности и морально-этических качеств. При этом они, независимо от масштаба личности и степени известности, стремятся сделать мир лучше, передавая знания и убеждения, поэтому часто занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

В качестве наиболее известных представителей русской интеллигенции можно назвать таких выдающихся деятелей науки и искусства как Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Михаил Глинка и Пётр Чайковский. Каждый из них оказал колоссальное влияние на науку, литературу или культуру своего времени. При этом к интеллигенции их принято относить не благодаря образованности или эрудиции, а благодаря их особому взгляду на мир и упорному стремлению сделать его лучше.

Можно ли развить интеллигентность?

Одной из лучших работ по данной теме считается статья советского и российского учёного Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Человек должен быть интеллигентен». В ней он рассуждает о том, всякий ли человек может быть интеллигентным, а также перечисляет основные требования, которые необходимо выполнить, чтобы развить в себе данную черту.

Лихачёв отмечает, что идеальный случай – это когда интеллигентность привита ребёнку в детстве его родителями и другими близкими родственниками. И даже обычные рабочие или колхозники могут вырастить в своей семье будущего интеллигента. Но и без этого любой человек, независимо от предпосылок, может воспитать в себе интеллигентность, главное – неустанно работать над собой. Это свойство личности определяется не количеством знаний, а стремлением к их получению и развитию вообще.

Выводы

Таким образом, мы сформировали некий образ понятия «интеллигентность». Что такое она представляет собой, как проявляется эта черта и что может дать своему носителю — все это представить теперь проще.

Проявление данной черты в других людях нам нравится, ведь общение с такими личностями исключительно приятно. Для самосовершенствования и в себе стоит развивать и поддерживать интеллигентность. Что такое она для вас лично — вы определите, когда осознаете, что вам нужно. Кратко резюмируем общепринятое понятие таким образом, что интеллигентность выражается в эмоциональном, интеллектуальном, культурном, этическом аспектах человеческой личности.

Значение интеллигентности велико. Развивайте в себе данные качества, вам будет проще сформировать из себя полноценную личность. Таким образом, развивать в себе интеллигентность — значит расти прежде всего над самим собой.

Как развить интеллигентность?

Интеллигентными людьми не рождаются. Эта черта личности формируется благодаря воспитанию и усердной работе над собой. И каждый человек, независимо от того, какие предпосылки заложены в нём темпераментом и воспитанием, может стать гораздо более интеллигентным. Для этого нужно принять в качестве своих принципов и неукоснительно соблюдать несколько простых правил:

  1. Уважайте окружающих. Речь здесь не только о тех людях, с которыми у вас деловые или рабочие отношения. Следите за тем, насколько уважительно и почтительно вы относитесь к знакомым, друзьям и родным. Подразумевается уважение не только к личности, но и к чувствам, желаниям, проблемам и заботам. Не забывайте уважительно относиться ко всем незнакомцам, независимо от их социального статуса, профессии, уровня образования, внешности и прочих факторов. Избегайте панибратского отношения и исключите любые пренебрежительные высказывания о других людях.
  2. Ведите себя скромно. Скромность – главный признак интеллигентного человека. Он не создаёт суеты, ведёт себя спокойно и ненавязчиво, не перебивает собеседников и говорит только тогда, когда есть что сказать. Также он не пытается привлечь внимание окружающих слишком яркими поступками, не хвастается и не откровенничает в неуместных для этого ситуациях.
  3. Никогда не лгите. Кому-то враньё кажется чем-то обычным и повседневным, кому-то – вынужденной мерой, а кто-то считает, что никогда не врёт, хотя сам часто прибегает к лицемерию и лести, пускает пыль в глаза и рассказывает небылицы о своих успехах. Но сильный человек, полностью контролирующий свою жизнь, способен вообще не создавать ситуаций, о которых ему приходилось бы кому-либо лгать. Поэтому, если вам кажется, что обойтись совсем без вранья не получится, возможно, вам стоит поработать над другими сферами жизни.
  4. Помогайте другим людям бескорыстно. Интеллигентный человек всегда благожелательно настроен по отношению к окружающим. А лучшим «упражнением» для развития благожелательности являются как раз бескорыстные поступки на благо окружающих. Не обязательно становиться крупным меценатом, просто попробуйте поучаствовать в благотворительной акции, займитесь волонтёрской деятельностью.
  5. Учитесь ценить красоту. Интеллигент это не просто образованный человек, а тот, который умеет ценить стройность мысли в прозе и красивую рифму в поэзии, изящество в скульптуре и утонченность образов в живописи. Для того, чтобы чувствовать эстетику произведений искусства, вовсе не обязательно быть профессиональным искусствоведом или художником. Настоящая красота всегда на поверхности и доступна каждому.
  6. Стремитесь к внутренней свободе. Интеллигент – это человек, свободный от множества вещей, оказывающих влияние на других людей. Он не позволяет устоявшимся стереотипам влиять на своё мнение, а собственную нравственность ставит выше морали, навязываемой обществом. У него отлично развито критическое мышление, благодаря которому он ведёт себя свободно и независимо в обстоятельствах, в которых другие демонстрируют конформизм.

Примеры в современном мире

В повседневной жизни человек встречает на своем пути интеллигентных людей и не предает этому значения, а ведь это они делают нашу жизнь лучше, повышая ее качество, они сохраняют духовные и моральные ценности.

Примером интеллигентности является личность, которая показывает хорошие манеры, при этом не ведет себя наигранно, не занимается самолюбованием. Такой индивид никого не осуждает за неправильные поступки, при этом пытается определить их причину.

Пример интеллигентности – это писатель Александр Солженицын, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1970 году. В свое время политическая система пробовала его уничтожить, его отправляли в лагеря, в ссылку, накладывали цензуру, но его не удалось сломить. Александр Исаевич столкнулся с раком и смог победить его. Он был не только образованным, он также помогал другим и обществу в целом. Он терпимо относился к личным недостаткам людей, при этом противостоял общественным порокам. Солженицын был человеком, сильным духом, телом и разумом.

Ситуация с интеллигентностью в современном мире находится под угрозой. Дело в том, что сегодня остро стоит проблема деградации личности , последствия средств массовой информации, социальных сетей. Однако, нужно понимать, что человеческие ценности будут сохраняться в любые времена, всегда будет место состраданию, способности ставить себя на место других людей, уважительно к ним относиться, быть толерантным . Острый ум вместе с внутренней свободой, глубокой душой и тягой ко всему прекрасному всегда будут занимать значимое место в процессе эволюции.

Нынешняя интеллигенция не сильно отличается от представителей прошлого века. Такие люди сильны, у них добрая душа, они не выхваляются своими достижениями, поступками, делают все, чтобы менять мир к лучшему.

Государственное
бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального
образования

«Курский государственный
медицинский университет»

Министерства
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации

Методические рекомендации (материалы) по проведению практических занятий для студентов русский язык и культура речи

ТЕМА:
Лексика.
Лексические нормы. Лексические ошибки
и способы их устранения. Основные типы
словарей. Нормативное использование в
речи профессиональной лексики.

АКТУАЛЬНОСТЬ
ТЕМЫ:
Лексический
багаж – залог успешного (официального
и неофициального) общения. Знание
значения слова, его многозначности,
особенностей употребления помогает
избежать лексических ошибок в речи
будущего специалиста.

ЦЕЛЬ
ЗАНЯТИЯ:

1.
Обучающая. Сформировать систему знаний
по лексическому уровню языка. Закрепить
владение лексическими нормами русского
литературного языка.

2.
Воспитывающая. Формирование и развитие
любви к родному языку, расширение
лексического запаса, воспитание и
развитие личности студента на основе
индивидуального подхода в работе.

3.
Развивающая. Развитие у студента навыка
применения знаний по вопросам лексических
норм литературного языка.

ПЛАН
РАССМОТРЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. Значение
    слова и лексическая сочетаемость.

  2. Многозначность
    и омонимия.

  3. Плеоназм
    и тавтология.

  4. Паронимы.

  5. Синонимы.

  6. Заимствования.

  7. Устаревшие
    слова и неологизмы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

Орлова Е.В.
русский язык и культура речи для
медицинских вузов. – Ростов н/Д :
Феникс, 2011.

Дополнительная:

Гарнер
А., Пиз А. Язык разговора. Как разговаривать,
чтобы договориться. Как совместить
радость общения и пользу убеждения. М.,
2000.

Колесов
В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра.
СПб., 1998.

Горбачевич
К.С. Нормы современного русского
литературного языка.-3-е издание. — М.,
1993.

Вопросы
для самоконтроля:

    1. Что
      такое паронимы? К каким ошибкам может
      привести неразличение паронимов?

    2. Что
      такое омонимы? антонимы? синонимы?
      многозначные слова?

    3. Что
      относится к лексике ограниченной сферы
      употребления?

    4. Назовите
      средства художественной выразительности.

1.
Дайте
точное толкование нижеследующих слов,
опираясь на толковые словари.

Альтруизм,
самопожертвование, агрессия, агрессивность,
аренда, холдинг, гуманизм, сердечность,
гипотеза, версия, брак, бракер, проверять,
верифицировать, версия, терпимость,
толерантность, злаковый, злачный,
информант, информатор, логика, логистика,
собор, соборовать, фраза, фразеология.

2.
Найдите
общую часть у ряда слов, определите ее
лексическое значение. Объясните значение
данных слов и словосочетаний.

  • Геронтология,
    геронтопсихология, геронтофилия,
    геронтофобия.

  • Гиперреализм,
    гипертрофированный, гиперфункция,
    гипостаз.

  • Деградация,
    депопуляция, деструктивная семья,
    демередж.

  • Дисгармония,
    дискомфорт, дискриминация, диффамация.

  • Реконверсия,
    реваншизм, реанимация, ревальвация,
    реабилитация.

3.
В каких из нижеследующих фраз употребление
выделенных иностранных слов можно
считать целесообразным, а в каких –
нет, и почему?

  • Наш
    обозреватель уже в ньюсруме
    и
    готов принять участие в передаче.

  • Засилье
    крыс в городах привело к появлению
    особой профессии деретизатора,
    т.е. специалиста по уничтожению крыс.

  • Чиновники
    Министерства сельского хозяйства
    обещают, что в этом году трейдеры,
    работавшие на рынке зерна, к интервенциям
    допущены не будут.

  • Гастарбайтеры
    подвергаются
    жестокой эксплуатации.

  • Разбушевавшиеся
    тинейджеры
    нанесли
    большой ущерб городу.

  • Киллер
    был
    схвачен на месте преступления.

  • Стражи
    порядка провели очередную облаву на
    путан.

  • Вам
    поможет новое направление в медицине
    мануальная
    терапия.

  • Нужно,
    чтобы этот лейбл,
    этот знак, вызывал доверие покупателя.

  • Среда,
    27 августа, 21.00.СТС. «МАРАБУНТА». Триллер.
    США,1998.

Словарь
для справок:
гастарбайтер
(нем.)
– иностранный рабочий; деретизатор
(англ.)
– сотрудник службы по уничтожению крыс
(крысолов); киллер
(англ.) – наёмный убийца; лейбл
(англ.) – этикетка; мануальный
(лат.) — ручной, ньюсрум
(англ.) – теле-, радиостудия новостей;
путана
(испанск., нецензурное с подчёркнуто
грубым оттенком) – женщина лёгкого
поведения; тинейджер
(англ.)
– подросток; трейдер
(англ.) – крупный оптовик; триллер
(англ.)
– книга или фильм, сюжет которой основан
на описании сцен насилия.

4.
Составьте сочетания из следующих слов:

  • выискивать/разыскивать
    – оправдания/адресат

  • играть/иметь
    – значение/роль

  • излагать/сообщать
    – сведения/содержание

  • оказать/уделять
    – внимание/уважение

  • осуществить/совершить
    – намерение/поступок

  • предпринять/провести
    – действия/деятельность

  • глубокий/полный
    – удовлетворение/неудовлетворение

5.
Правильно сочетайте глаголы с заключенными
в скобки существительными.

  • Принять,
    предпринимать (исследование, решение);

  • повысить,
    усилить (внимание, интерес);

  • исправить,
    устранить (ошибки, недочеты)

  • основать,
    обосновать (теорема, теория).

6.
Составьте
со следующими словами-паронимами
словосочетания, отражающие различия
между ними:

Будний
– будничный, воинственный – воинствующий,
гигиенический – гигиеничный, дружеский
– дружественный, запасной – запасный
– запасливый, комический – комичный,
лакированный – лакировочный – лаковый,
надеть – одеть, органичный – органический,
рыбий – рыбный – рыболовный, освоить
– усвоить, представительный –
представительский, хозяйственный –
хозяйский, экономический – экономичный
– экономный, явный — явственный.

  1. Выберите
    из приведенных паронимов тот, который
    необходим в данном контексте. Объясните
    свой выбор.

Перед
нами (встал — стал) вопрос. 2. Отчет
(представляется — предоставляется) в
двух экземплярах. 3. Актер играл (главную
— заглавную) роль. 4. Девочка (одела –
надела) маскарадный костюм. Учитель
(провел – произвел) опрос учащихся.

8.
Объясните
значения паронимов. Составьте с ними
предложения или словосочетания.

Абонент
– абонемент, боязно – боязливо,
демократичный – демократический,
дипломатичный – дипломатический,
командированный – командировочный,
неприглядный – непроглядный, осудить
– обсудить, цветной – цветовой, фасонный
– фасонистый, нетерпимый – нестерпимый,
личный – личностный, глинистый –
глиняный, отборный – отборочный,
логический – логичный, геройский –
героический, усвоить – освоить,
неизмеримый – несоизмеримый, натуральный
– натуралистический, пустой – пустынный,
типичный – типовой, человечный –
человеческий.

9.
Укажите слова, ставшие причиной
тавтологии, исправьте предложения.

  • Питательная
    маска подпитывает кожу.

  • Милая,
    добрая, отзывчивая – так отзывались о
    ней все.

  • Это
    свойство свойственно всем пенсионерам.

  • Строительство
    интерната не должно замирать на мертвой
    точке.

  • Деятельность
    фирмы ставилась выше интересов любой
    заинтересованной стороны, даже выше
    интересов государства.

  • Расширился
    бюджет центра, что позволяет привлечь
    к участию в конкурсах больше участников.

  1. Вспомните
    устойчивые выражения со следующими
    словами:

Старость
(старый), труд, свадьба, глазки, голодный,
грош, дрожать, Москва, одержать, по
сторонам, язык

  1. Найдите
    и исправьте ошибки в следующих
    фразеологических оборотах:

  • Я
    привык отдавать себе полные отчёты.

  • Всё
    её ругали на чём свет стоял.

  • Он
    постоянно сидит сложив руки.

  • Опять
    надела туфли на босую ногу.

  • Пора
    уже тебе взяться за свой ум.

  • Ну
    хоть бейся об стену.

  • Всё
    возвращается на спирали своя.

  1. Назовите
    русские слова и словосочетания,
    эквивалентные следующим заимствованиям.

Адекватный,
апеллировать, апробировать, адаптация,
бартер, брокер, вакантный, гендер,
генеалогия, генезис, деструктивный,
дилер, дистрибьютор, идентичный, имидж,
инвестиция, индифферентный, инновация,
консенсус, конформизм, лояльный, лизинг,
менеджер, мониторинг, мораторий,
нивелировать, одиозный, ординарный,
паблисити, паритет, прерогатива,
приоритет, рентабельный, респондент,
реноме, саммит, секвестр, санация,
тривиальный, фауна, флора, холдинг,
экспансия, электорат.

13.
Выберите слова, которые сочетаются с
выделенным словом.

Допустить:
грубость, глупость, дефекты, просчёт,
ошибка, факт;

оказать:
влияние, внимание, воздействие, доверие,
уважение;

освоить:
имущество, месторождение, территория,
участок;

откупорить:
банка, бутылка, кастрюля;

почерпнуть:
деньги, знания, сведения, факт;

проявить:
грубость, дисциплина, ответственность,
равнодушие;

разница:
большая, заметная, принципиальная,
этическая;

совершить:
грех, деяние, намерение, подвиг, покупка,
поступок.

14.
Объясните
значения паронимов. Составьте с ними
предложения или словосочетания.

Абонент
– абонемент, боязно – боязливо,
демократичный – демократический,
дипломатичный – дипломатический,
командированный – командировочный,
неприглядный – непроглядный, осудить
– обсудить, цветной – цветовой, фасонный
– фасонистый, нетерпимый – нестерпимый,
личный – личностный, глинистый –
глиняный, отборный – отборочный,
логический – логичный, геройский –
героический, усвоить – освоить,
неизмеримый – несоизмеримый, натуральный
– натуралистический, пустой – пустынный,
типичный – типовой, человечный –
человеческий.

15.
В словаре синонимов к слову
большой
дано 27 синонимов. Подберите к ним
существительные.

Задание из учебного пособия Е.В. Орловой
«Русский язык и культура речи для
медицинских вузов».

Большой
— немалый, значительный, порядочный,
крупный, солидный, огромный, громадный,
колоссальный, гигантский, исполинский,
чудовищный, основательный, изрядный
(разг.), здоровый (прост.)

16.
Напишите синонимы в порядке возрастания
признака.
Задание
из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский
язык и культура речи для медицинских
вузов».

1.
Неприятель, враг, противник, недоброжелатель.

2.
Гнев, бешенство, досада, ярость,
неудовольствие.

3.
Ошибка, неточность, неправильность,
погрешность.

4.
Волнение, страх, ужас, трепет, боязнь.

5.
Экономный, жадный, рачительный, скупой,
бережливый, алчный.

6.
Свирепый, беспощадный, жестокий,
безжалостный.

7.
Тщедушный, сухопарый, худощавый, худой,
тонкий, тощий.

17.
Распределите синонимы на группы.

Задание из учебного пособия Е.В. Орловой
«Русский язык и культура речи для
медицинских вузов».

1.
Свалиться, упасть, шмякнуться,
низвергнуться.

2.
Облобызать, поцеловать, чмокнуть,
запечатлеть, поцелуй.

3.
Молвить, говорить, буркнуть, сморозить,
глаголить.

4.
Пялиться, смотреть, таращиться, глядеть,
взирать.

5.
Просить, канючить, клянчить, умолять.

Самостоятельная
работа

Найдите,
квалифицируйте и исправьте ошибки в
следующих фразах. При затруднениях
обращайтесь к словарям:

  • Такой
    вальяжный мужчина, что хочет, то себе
    и позволяет.

  • К
    сожалению, не смогу посетить ваше
    собрание, так как на это время меня уже
    ангажировали.

  • Извини,
    опоздал из-за форс-мажорных обстоятельств.

  • У
    тебя лейбл на джинсах оторвался.

  • Давай
    спросим у машиниста номер его трамвая.

  • Скоро
    браконьеры могут ликвидировать всех
    дальневосточных леопардов.

  • Во
    время распродажи одежды любые вещи
    можно будет купить по самым дешевым
    ценам.

  • Граждане
    имеют право обладать разными видами
    собственности.

  • Нужно
    задействовать все возможности для
    достижения наших целей.

  • Что
    такое «интеллигентная личность»?

  • Только
    несколько матросов вернулись из длинного
    кругосветного путешествия Магеллан.

  • (Из
    произведений классицизма в школе обычно
    изучают стихотворения Ломоносова,
    Державина и «Недоросль» Фонвизина).
    Другие классические произведения
    изучаются меньше.

  • В
    США президента выбирают на четыре года.

  • В
    жаркие дни лета приятно посидеть у
    реки.

  • Сохранились
    уникальные кадры, на которых мы воочию
    слышим слова этого великого ученого.

  • Нужно
    держать свое обещание.

  • На
    острове Пасхи можно увидеть интереснейшие
    деревянные изваяния огромных размеров.

  1. Инновационные
    методы обучения:
    (технология
    кластери
    ).

Задание
1.
Составьте кластер основных лексических
понятий с примерами и сравните его с
образцом.

Экзотизмы,
варваризмы, интернационализмы,
старославянизмы, историзмы, неологизмы,
термины, жаргонизмы, диалектизмы,
просторечия, вульгаризмы, обсценная
лексика, арготизмы.

Справочный
материал
:
основные лексические понятия. Экзотизмы
– слова, использующиеся при описании
колорита жизни других стран; варваризмы
– иноязычные слова и выражения,
предаваемые латинскими буквами или
кириллицей; интернационализмы
– слова с греческими и латинскими
корнями, понятные без перевода;
старославянизмы
– слова из старославянского языка;
просторечия
слова за пределами литературной лексики,
используемые малообразованными людьми;
вульгаризмы
– грубые слова за пределами литературной
лексики; обсценная лексика –
сквернословие,
неприличные непристойные слова;
арготизмы – «потайной язык».


Методические
указания
: Сначала
студенты пишут вверху Основные лексические
понятия, затем вспоминают их, затем
пишут примеры, устно составляют
предложения с данными словами, затем
сравнивают с кластером преподавателя
и дописывают недостающие примеры.

Задание
2.
Задание из
учебного пособия Е.В. Орловой «Русский
язык и культура речи для медицинских
вузов». Ролевая игра – «Тинейджер
и Переводчик», «Компьютерщик и переводчик».
Переведите на общеупотребительный
язык следующие жаргонизмы:

Отвянь,
забей, классно, стрёмно, забить стрелку,
хата, кинуть кости, наезжать, спикать,
заклубиться, ксерачить, искюз, гуммозный,
асфальтовый болезнью болеть, башню
снесло, ботанику читать; батон, батоны
топтать, блины, бутить, бутявка, блохи,
чатить, дрова, дрова, дуля, глюк, глючить,
мышкодром, гамер, гнилой комп, муму,
напильник, потух, ругается, стёкла,
стеклить.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    20.05.201545.75 Mб40Медицина неотложных состояний Зозуля.djvu

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? 
Нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется во всём : в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно  помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя,а тоесть   окурками, руганью и дурными идеями.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

 
 

Содержание

  1. Кто Такой Интеллигент: Для Чего Нужна Интеллигентность?
  2. Что такое интеллигентность?
  3. Происхождение слова интеллигент
  4. Кто относится к интеллигенции?
  5. Примеры интеллигентности в жизни
  6. Нужна ли интеллигентность в современном мире?
  7. Как стать интеллигентом?
  8. Заключение
  9. Значение слова «интеллигентный»
  10. интеллиге́нтный
  11. Делаем Карту слов лучше вместе
  12. интеллигентный
  13. Смотреть что такое «интеллигентный» в других словарях:
  14. Интеллигентность
  15. Что такое интеллигентность
  16. Как стать интеллигентным человеком

Кто Такой Интеллигент: Для Чего Нужна Интеллигентность?

Интеллигент – это человек, обладающий репутацией воспитанного и культурного человека. Но смысл этого определения гораздо шире. Выясним на примерах, что значит быть интеллигентным человеком, и какими преимуществами обладает данная личность. Кроме того, мы разберёмся, актуально ли данное качество для современных людей.

Что такое интеллигентность?

Интеллигентность – это приобретённое качество личности, черта характера. Она показывает, что человек изначально готов к общению в рамках приличного. Такой индивид достаточно образован и культурен.

Можно обладать несколькими дипломами и оставаться неинтеллигентным человеком. Это значит, что интеллигентность не всегда определяется уровнем образования. Но и без него стать интеллигентным, трудно.

Как правило, современные люди, особенно молодёжь, умаляют значимость интеллигентности. Они считают, её ненужной. Молодые люди уверены: данное качество мешает пробиться в жизни. Но это ошибочное мнение.

Человек работает над собой и своими недостатками, устраняет пробелы в знаниях, повышает культурный уровень, изучает правила этикета. Только тогда он может считаться интеллигентным.

Интеллигентный человек уважает общество и каждого человека в отдельности. Он не нарушает порядок, не привлекает к себе внимания. Но именно ему удаётся добиться уважения большинства. Он создаёт себе репутацию тактичного, воспитанного и деликатного человека.

Интеллигентом не рождаются, им становятся. Поэтому каждый может повысить свой уровень интеллигентности.

Стоит также отметить, что интеллигентность не показатель положения в обществе. Человек из низших социальных кругов может быть интеллигентом, а вот личность со статусом далеко не всегда показывает свою интеллигентность.

Происхождение слова интеллигент

Выясним, откуда пошло слово «интеллигент». Этимология слова связана с латинским языком. Изначально термином «intellegens» обозначали человека сведущего, понимающего. Именно таково прямое значение слова.

Интересно то, что русские люди довольно долгое время не были знакомы с ним. В лингвистических словарях Даля не встречается толкование понятия вплоть до 1869-го года.

Последующие толковые словари уже объясняют значение термина. Интеллигенция – это в истории образованная часть населения, которая разбирается в культуре. Прилагательное от него ещё не образовано.

Филолог В. Виноградов находит в масонской литературе 18-го века тексты с употреблением понятия. Это значит, что западные деятели уже использовали лексическую единицу. В русский язык слово проникло до начала 20-го века. Об этом говорят высказывания В. Ленина. Он далеко не лестно характеризует носителей данного качества.

Политик и революционер говорит: «Интеллигенты – подленькие натуры. В их речах звучит призыв к действию, но на деле они безвольны, бесполезны».

В советское время интеллигентам выказывалось презрение. Они считались физически слабыми, неготовыми к борьбе, людьми. Но вот образованными и умными их всё же признавали. Но в те времена больше ценился труд рабочих и крестьян. А уж они-то точно интеллигентами не были.

Сейчас под словом интеллигент подразумевают человека образованного, умного, воспитанного, знакомого с нормами этикета. У него правильная речь, он обучен манерам, знает, как пользоваться столовыми приборами, разбирается в искусстве, то есть, это утончённая натура. Тактичность и деликатность свойственны каждому интеллигентному человеку.

Кто относится к интеллигенции?

Интересно то, что объяснение, кто такой интеллигент, менялось со временем. В советские времена так могли назвать человека неспособного к физическому труду. Оно обозначало, что личность образованна, занимается умственной деятельностью. Если говорить о том, какого человека можно назвать интеллигентным именно в эпоху СССР, то к ним приравнивались учителя, врачи, библиотекари, работники культуры, то есть все те, кто не трудился на заводах, фабриках, в колхозах.

А вот у продавцов признаки интеллигентного человека не находили. Эта профессия даже была антонимом слова интеллигент.

Можно было встретить такое выражение: «Ведёшь себя, как базарная торговка». Оно подразумевало шумную, порой вульгарную личность.

Трудовая интеллигенция – это учителя, музыканты, художники, врачи. Они были примером. Им могли и хотели подражать.

Интеллигентный человек – это тот, кто был немногословен, выбирал выражения, умел вести себя в обществе. Отлично, если он также был образован.

Интеллигентный человек должен был служить образцом для подрастающих детей. Это эталон поведения и нравственности.

Чтобы сказать человеку, что его поведение недостойно, укорить его, ему говорили: «Как же тебе не стыдно! Ты же интеллигентный человек!». Но в советские времена интеллигентность служила признаком неприспособленности к жизни.

Например, никого не удивляла учительница, не умевшая топить печь и колоть дрова. Ей были простительно её неумение. Она была интеллигенткой, белоручкой.

В это время даже появилось такое понятие, как интеллигентные профессии. Родители наставляли своих детей и мечтали о том, чтобы они выбрали специальность интеллигентную.

Стоит обозначить и современные черты интеллигентного человека. В принципе, презрение к интеллигенту сохранилось и сейчас в определённых кругах. Но оно уже не так резко проявляется.

Итак, назовём признаки интеллигента:

    тактичность; деликатность; воспитанность; знание правил этикета; умение вести себя в обществе; образование.

Если говорить простым языком, то интеллигентный – значит, воспитанный в соответствии с эпохой и временем. А так как правила этикета изменяются со временем, то и значение понятия тоже меняется.

Кроме того, интеллигент умеет держать себя в руках. Он не поддаётся эмоциям, кажется хладнокровным. Он не позволяет себе разражаться матерными словами, когда негодует или ему больно. Он сохраняет уравновешенность и не устраивает сцен ревности, не закатывает истерик.

Многие при разрыве со второй половинкой употребляют такое выражение, как: «Давай разойдёмся, как интеллигентные люди». Это значит, что инициатор разрыва ждёт: ссор, конфликтов, упрёков, подлостей, но истерик не последует. В этом случае говорят об эмоциональной интеллигентности. Эмоциональный интеллигент не позволяет себе дебоширить. Он держит свои чувства и эмоции в узде.

Возможно, он сильно переживает, возмущается, огорчается или радуется, но понять, что происходит в его душе трудно. Он не показывает никому, что испытывает, и кажется холодным и неэмоциональным.

Примеры интеллигентности в жизни

Интеллигентное общество духовно и морально развито. В нём нет места конфликтам, провокациям, интригам и сплетням. Образованность и интеллигентность тесно связаны. Грамотный и начитанный человек на примере литературных героев стремится повысить свой уровень интеллигентности.

Повторим утверждение: «Интеллигентными людьми не рождаются, ими становятся». Важно посвящать время своему саморазвитию, образованию. Всестороннее развитие повышает шансы стать интеллигентом.

В нашей жизни мы встречаемся со множеством интеллигентов. С ними приятно общаться. Они не оставляют после себя неприятного осадка.

Трудовая интеллигенция представлена педагогами, людьми культуры, врачами, журналистами, телеведущими и дикторами. Конечно, здесь не стоит говорить о том, что каждый из них интеллигентен. Случаются сбои системы. Но качества интеллигентного человека видны сразу. Он не позволяет себе повышать голос, кричать на того, кто ниже его по статусу и социальному положению. Интеллигентка-учительница относится к своим ученикам с уважением. Как правило, дети любят и ценят её.

Часто интеллигентным людям живётся непросто. Кажется, что их просто обидеть. Они ранимы и не умеют постоять за себя. Но общество должно ценить таких индивидов и равняться на них.

Интеллигент умеет входить в положение человека. Он старается понять мотивы поступка, он не позволит себе судить, а тем более, делать это за его спиной.

Представители русской интеллигенции известны нам со школьных лет. Это выдающиеся деятели науки, литературы, искусства. В качестве примера можно привести А. Чайковского, А. Солженицына, М. Лермонтова.

Конечно, я не призываю вас стать писателем или музыкантом. Но ваше поведение и поступки должны оставлять о вас приятное впечатление. Тогда окружающие скажут: «какой интеллигентнейший человек!».

Нужна ли интеллигентность в современном мире?

Давайте подведём итог и установим, для чего нужна интеллигентность современным людям. Прежде всего, нам удастся избежать конфликтов, стычек, зависти, сплетен.

Мы научимся уважать друг друга, будем снисходительными к небольшим недостаткам окружающих, а значит, станем терпимее и добрее.

Интеллигентное общение даёт великолепные результаты. Необязательно кричать и толкаться в очереди, стоит следить за своей речью, учиться просить и отвечать на просьбы.

Многим детям, подросткам не достаёт интеллигентности. Они не считают нужным здороваться, грубят учителям, родителям, опускаются до выяснения отношений между собой при помощи кулаков. Они не воспитаны, и вряд ли станут интеллигентами.

Родителям своим примером нужно учить подрастающее поколение обходиться без грубостей, не снимать на телефон человека, который нуждается в помощи, а помогать ему.

К сожалению, примеров интеллигентности очень мало. Блогеры, снимающиеся на фоне святынь, подшучивающие над стариками, не служат образцом для подражания.

Если вы считаете себя неинтеллигентным человеком, то значит, пора им становиться. Возьмитесь за себя и измените своё поведение и отношение к жизни.

Как стать интеллигентом?

Как вести себя интеллигентно? Прежде всего, нужно изучить правила поведения в обществе. Уделите время своему воспитанию и саморазвитию. Недаром говорят, что интеллигентность надо в себе развивать. Это качество, приобретённое с годами.

Следуйте следующим правилам:

1. Интеллигентный человек стремится понять мотив чужого поступка. Он не опускается до осуждения и сплетен.

2. Он требователен к своим недостаткам, стремится их устранить, но проявляет терпимость к недостаткам других людей.

3. Интеллигент скромен. Он не ведёт себя вызывающе, агрессивно, провокационно. Он ненавязчив, пунктуален, вежлив.

4. Интеллигент толерантен. Он понимает, что люди равны, независимо от цвета кожи, сексуальной ориентации, статуса, социального и материального положения. Он уважительно относится как к ребёнку и своему сверстнику, так и к старшему, пожилому человеку.

5. Интеллигент поддерживает интернациональные взгляды. Национальность никак не влияет на его отношение к тому или иному человеку.

Читайте классическую литературу, наблюдайте за поведением уважаемых людей, перенимайте их привычки, будьте терпимы к людям, но не переходите к самолюбованию, не становитесь гордецом. Тогда о вас и скажут, что вы интеллигентный человек.

Заключение

Врождённая интеллигентность – редкость. Невозможно родиться интеллигентным. Ребёнок перенимает поведение своих родителей, впитывает правила поведения с молоком матери. Он видит примеры, совершенствуется и саморазвивается в процессе взросления и становится истинным интеллигентом.

Если вы знаете о своих недостатках, работайте над собой. Уделите время образованию, читайте «умные книги», смотрите художественные фильмы. Отлично, если среди ваших знакомых есть человек, который пользуется репутацией интеллигента. Общайтесь с ним, беседуйте. Вы почерпнёте много полезной информации.

Следует сказать о том, что интеллигентностью не гордятся, ею не кичатся. Интеллигентный человек скромен и не подвержен самолюбованию, хвастовству. Стремитесь к идеалам и у вас всё получится.

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Источник

Значение слова «интеллигентный»

1. только полн. ф. Прил. к интеллигент, к интеллигенция. Интеллигентные профессии.Все здешнее интеллигентное общество, и профессора, и студенты, приняли меня очень хорошо. Ковалевская, Письмо С. Юрьеву, дек. 1883.

3. Образованный, культурный. Интеллигентный человек.Знал я и интеллигентных ребят, любителей серьезных книг и хорового пения. Горбатов, Донбасс.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

интеллиге́нтный

1. относящийся к интеллигентам или к интеллигенции ◆ ― Заработки, говорит, не велики, но которые интеллигентные больные и хотя бы при́ смерти, норовят непременно в руку сунуть. Зощенко, «Плохой случай», 1924 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Тем более, если дама интеллигентная и ей охота видеть вокруг себя тоже интеллигентного, созвучного с ней субъекта. Зощенко, «Не надо спекулировать», 1931 г. (цитата из НКРЯ)

2. свойственный, присущий интеллигенту, интеллигенции ◆ Лицо у него испито́е и поношенное, но во всей его внешности уцелело ещё столько порядочности, барской изнеженности и приличия, что это грубое «дали в шею» совсем не вяжется с его интеллигентной фигурой. Чехов, «Тапер», 1885–1886 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Был на нем отчасти тот неопределимый отпечаток, который мы передаем смешным словом «интеллигент»; слово столь же зыбкого содержания, как у англичан «джентльмен». Владимир Жаботинский, «Пятеро», 1936 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Когда объявляют себя единственно ― и во всех случаях ― правым, это автоматически влечет за собой истребление всех открыто инакомыслящих, то есть наиболее интеллигентной части народа. Ефремов, «Час быка», 1968–1969 г. (цитата из НКРЯ)

3. образованный, культурный :: частные значения: ::* вежливый ::* доброжелательный ::* воспитанный ::* сдержанный ◆ Виталий Маркович был человек интеллигентный, образованный, писал документальную прозу. Василий Катанян, «Лиля Брик. Жизнь», 1999 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Конечно, он культурный, интеллигентный человек, соль земли, ее мозг, и ему было что противопоставить их слепой силе. П. С. Романов, «Русь», 1922 г. (цитата из НКРЯ) ◆ А в три проснется и решает, что надо позвонить ей, извиниться. Вежливый, интеллигентный. Эдвард Радзинский, «Наш Декамерон», 1980-1990 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Всегда доброжелательный, интеллигентный и уравновешенный, он на протяжении многих десятилетий демонстрировал глубочайшее понимание шахмат и удивительные бойцовские качества. Васюков Евгений, «Шах и мат», Труд-7, 01.04.2010 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Какой интеллигентный мальчик их Алеша и как опекает во дворе Маню с Петриком. Ирина Ратушинская, «Одесситы», 1998 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Режиссер ― интеллигентный, сдержанный человек, один из самых интереснейших в стране режиссеров… а я как пошла! Людмила Гурченко, «Аплодисменты», 1994-2003 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова накусывать (глагол), накусывали:

Источник

интеллигентный

Он и внешне и по поведению чрезвычайно интеллигентный, мягкий и очень добрый человек. | Её избранником был молодой человек из интеллигентной семьи.

Он обладал вполне интеллигентной наружностью. | Пиджак из чёрного бархата придавал ему интеллигентный вид.

Смотреть что такое «интеллигентный» в других словарях:

ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ — Разумный, образованный, просвещенный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ умственно развитой; тот, кого умственные запросы заставляют интересоваться окружающей действительностью с точки… … Словарь иностранных слов русского языка

интеллигентный — См … Словарь синонимов

ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ — ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, интеллигентая, интеллигентое; интеллигентен, интеллигентна, интеллигентно. 1. Образованный, культурный, присущий интеллигенции. Он оказался, вполне интеллигентным человеком. Интеллигентный вид. 2. прил. к интеллигенция (книжн.).… … Толковый словарь Ушакова

ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ — ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. 1. Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой. И. человек. Интеллигентное поведение. 2. Свойственный интеллигенту. И. вид. | сущ. интеллигентность, и, жен. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

Интеллигентный — прил. 1. соотн. с сущ. интеллигенция, связанный с ним 2. Свойственный интеллигенции, характерный для неё. 3. Отличающийся глубокой внутренней культурой и самостоятельным мышлением. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

интеллигентный — интеллигентный, интеллигентная, интеллигентное, интеллигентные, интеллигентного, интеллигентной, интеллигентного, интеллигентных, интеллигентному, интеллигентной, интеллигентному, интеллигентным, интеллигентный, интеллигентную, интеллигентное,… … Формы слов

интеллигентный — интеллиг ентный; кратк. форма тен, тна … Русский орфографический словарь

интеллигентный — кр.ф. интеллиге/нтен, интеллиге/нтна, тно, тны; интеллиге/нтнее … Орфографический словарь русского языка

интеллигентный — ая, ое; тен, тна, тно. 1. только полн. к Интеллигент и Интеллигенция. И ые профессии. И ое общество. 2. Свойственный, присущий интеллигенту, интеллигенции. И. вид. И ая речь. 3. Обладающий большой внутренней культурой. И. человек. Он глубоко… … Энциклопедический словарь

Источник

Интеллигентность

Интеллигентность – это целый набор характерологических, умственных и социальных качеств личности, способствующих оправдыванию ожиданий социума, которые предъявляются к членам культурного общества и другим представителям его высшей части. Интеллигентность человека подразумевает высокую развитость мыслительных и познавательных процессов, что позволяет человеку оценивать и выносить собственные суждения о различных сферах человеческого проявления. Также это определенная личностная зрелость, отвечающая за умение самостоятельного принятия решения, наличия своей точки зрения на концепцию мироустройства. Из характерологических особенностей, интеллигентность человека проявляется в надежности и толерантности, благородстве, соответствии мыслей, слов и поступков, а также наличие активного интереса к культуре, истории и искусству.

Что такое интеллигентность

Интеллигентный человек проявляет свое личностное достоинство в профессиональной и социальной сфере, стремясь добиться лучших результатов и представлять своей деятельностью пользу для человечества в том масштабе, в котором это позволяет выбранная специализация. Понятие порядочности и чести неразрывно с интеллигентностью и проявляется в адекватности поступков, ориентации на собственные смыслы и ценности, неподверженность внешнему влиянию, корректность по отношению к окружающим, вне зависимости от их положения и поведения.

Интеллигенция представляет собой особую общность людей, занимающихся умственным трудом, стремящихся к накоплению и систематизации имеющихся знаний, а также дальнейшей их передачи и открытию нового опыта. Стремление человека поддавать собственный интеллектуальный и чувственный опыт рефлексивного анализу, способность замечать детали и закономерности, стремиться к познанию и не иссякающее любопытство могут характеризоваться как внутренняя интеллигентность. Сюда же стоит отнести наличие высоких внутренних ценностей в поддержании морально-этических качеств и проявлений человечества.

Внутренняя интеллигентность невозможна без широко кругозора и большого внутреннего опыта, а также постоянной открытости новому. Тут нет места диктаторству, что в поведении других людей, что в их предпочтениях, не осуждаются традиции и верования. Прежде чем сделать вывод о ком-либо интеллигентный человек постарается максимально понять мотивацию человека в том или ином поступке, и если действие окажется за пределами допустимыми моралью, то порицанию будет подлежать именно поступок, а не личность.

Понятие интеллигентности появилось для характеристики определенной группы людей (интеллигенции), занимающихся умственным трудом, когда количество таких людей возросло по сравнению с древними временами, где преобладал труд физический. Когда деятельность, не приносящая видимого и быстрого результата, стала активно формировать общество и пути развития человечества, появились определенные маркеры для причисления человека к интеллигенции. Лишь интеллектуально трудиться мало, необходимо чтобы деятельность соответствовала поддержанию культурных ценностей и способствовала развития как отдельно взятого человека (что ярко представлено деятельностью преподавателей), так и больших человеческих объединений (чего касается установление законодательного государственного права).

Во многих обществах понятие интеллигенции заменяется понятием интеллектуалов, занимающихся все тем же видом деятельности, но не претендующих на несение нового благого смысла в массы. Эти люди характеризуются большей скромностью, меньшим стремлением к ранжированию людей по классам и заслугам, а также предоставляют каждому самостоятельно приоритеты, основываясь на своих суждениях. При этом они продолжают развиваться сами и развивать окружающее пространство собственным профессиональным вкладом.

И подобных разновидностей и ответвлений довольно много, что усложняет описание интеллигентности как однозначного понятия с четкими параметрами и характеристиками. Несколько столетий назад, например, даже интеллигенция делилась на определенные классы, где были представители: высшей интеллигенции, занимающиеся социальной и духовной сферой, имеющие довольно большое влияние на формирование моральных требований общества; средняя интеллигенция также находят себе применение в социальной сфере, но их деятельность уже более практична (если первые видят народ, то вторые видят конкретные лица и судьбы), эти люди занимаются непосредственным претворением в жизнь благих идей (учителя и врачи); низшая интеллигенция еще называется полуинтеллигенцией и занимается помощью средней, сочетая в себе физическую и социально-развивающую деятельность (это помощники врачей, ассистенты, техники, лаборанты).

Но, не смотря на такие грубые попытки разделить людей и саму интеллигентность на основании выполняемой деятельности, это оказалось неверным и отражающим лишь один аспект проявления, тогда как врожденная интеллигентность может проявиться и у человека физического труда и не высоких интеллектуальных способностей. Тут на первое место выступает поведение и способности анализировать происходящее, делать выводы, а также стиль взаимодействия с другими. Этот аспект тесно связан с воспитанием, которое может быть привито, а может быть следствием внутреннего мироощущения человека. И тогда признаками интеллигентности становится не выполняемая деятельность, а наличие у человека постоянного стремления к развитию, способность вести себя достойно, не зависимо от обстоятельств и того, кто перед ним.

Как стать интеллигентным человеком

Интеллигентный человек способен сдерживать свои эмоциональные проявления, негативные эмоции, умеет их перерабатывать, извлекать опыт из допущенных ошибок. Критика воспринимается как инструмент для самосовершенствования, а наличие уверенности в собственных силах, помогает уважительно и терпимо относиться к окружающим.

Интеллигенция, как общественная прослойка не всегда содержит исключительно интеллигентных людей. Часто встречаются врачи, грубящие людям, учителя, не уважающие личность, но с такой частотой можно встретить исключительно доброго и заботливого техника или культурную и обходительную девушку, не имеющую высшего образования. Смешивать эти понятия является серьезной ошибкой, ведь классовое разделение не может отражать совокупность личностных качеств.

Врожденная интеллигентность не является единственным фактором, обуславливающим наличие интеллигентных проявлений. Безусловно, какие-то особенности характера, врожденные механизмы нервной системы, отвечающие за тип реагирования, и среда воспитания влияют на личность, но это не данность, а лишь предпосылки, с которыми будет либо проще, либо сложнее впитать в себя принципы достойного поведения. При этом как происходить процесс зависит исключительно от человека и его мотивации, соответственно, если приложить усилия можно добиться чего угодно.

В основные понятия интеллигентности входит культурное поведение, доброжелательность и толерантность к людям и их проявлениям, а только на втором стоят широта кругозора и способность к глобальному или дивергентному мышлению. Поэтому развивать необходимо свое умение взаимодействовать с окружающими, начиная с доброжелательности, которая привлечет к вам больше внимательных и положительных взглядов. Посмотрите в зеркало и оцените свой взгляд (именно он создает первое впечатление при контакте), и если вы смотрите хмуро, агрессивно, холодно, если от вашего взгляда возникает желание защищаться или молчать, то следует потренировать другой. Открытый, теплый, с легкой улыбкой взгляд расположит к вам человека, покажет, что вы готовы взаимодействовать, а не нападать и конфликтовать. Доброжелательность в общении проявляется культурой общения, подразумевающей отсутствие нецензурных слов, соблюдение личностных границ (остерегайтесь неуместных вопросов или излишне прямых, особенно негативных комментариев). При общении ставьте себе целью сделать день человека немного лучше, а дальше действуйте по ситуации – кого-то нужно выслушать, кому-то помочь, а кому-то будет достаточно тактичности в не замечании промахов.

Толерантное отношение подразумевает допускать существование других точек зрения, но это не значит, что они должны перекраивать ваши убеждения. Если человек действует против ваших моральных ценностей, проявите терпимость и не упорствуйте в наставлении его на путь истинный, но сами отдаляйтесь, не позволяя собственным чувствам страдать. Уважайте чужие выборы и требуйте уважения к своим, но не истериками и гневом, а достойным отстранением от источника дискомфорта.

Расширяйте свои знания, и для этого не обязательно заучивать нудные учебники, мир значительно шире и многогранней, так что ищите, что будет вам интересно. Главное – это развиваться и узнавать новое хоть немного отовсюду, в таких случаях лучше сходить на концерт новой группы, чем пересматривать пятый раз сериал.

Скромность и искренность приведут вас к более качественной жизни, а способность жить по собственной совести развивает личность. Старайтесь не обвешивать себя лживыми заслугами (как искусственными бриллиантами), а найти и развивать свои сильные черты и таланты.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Одним из тех качеств, которые стоит развивать в себе, является интеллигентность. Она представляет собой гармоничное сочетание образованности, развитого ума и разумного отношения к другим людям и окружающему миру вообще. Сегодня мы поговорим о том, что такое интеллигентность и как она проявляется, а также выясним, можно ли развить в себе эту черту и как это сделать.

Что такое интеллигентность?

Интеллигентность – это свойство личности, представляющее собой совокупность таких черт как рассудительность, образованность, высокая культура поведения, скромность и уважение к окружающим. Многим людям кажется, что интеллигентом может быть только человек с высшим образованием, но это не так. Образованность – это лишь один из элементов интеллигентности, но решающую роль играет поведение человека в обществе.

Термин «интеллигентность» образован от латинского слова «intelligentis», которое переводится как «разумный» или «понимающий». При этом он характеризует не разум человека, а его модель поведения в обществе, верность своим принципам и способность сохранять адекватность в любых обстоятельствах.

Интеллигентность имеет множество проявлений, таких как вежливость, тактичность, скромность, толерантность, уважение к другим людям, умение слушать собеседника, умение воспринимать чужую культуру, способность сопереживать другим, радуясь их успехам и сочувствуя неудачам. При этом интеллигентному человеку совершенно не свойственно агрессивное поведение, нетерпимость и конфликтность.

В повседневной жизни слово «интеллигентность» обычно используют для обозначения таких свойств личности как честность, благородство, принципиальность, порядочность, тактичность и совестливость. При этом интеллигентный человек не обязательно должен обладать исключительным умом и высоким уровнем образования, и всё же интеллектуальные способности коррелируют с интеллигентностью.

Признаки интеллигентности

Как мы уже выяснили, высокий интеллект и уровень образования не являются неотъемлемыми атрибутами интеллигентности, хотя и сопутствуют ей довольно часто. При этом у интеллигентного человека обязательно должны присутствовать такие признаки как:

  • умение ценить произведения искусства и другие культурные достояния, накопленные человечеством;
  • понимание общечеловеческих ценностей;
  • чувство социальной справедливости, стремление защитить права ущемляемой личности или социальной группы;
  • честность, совестливость и личная порядочность;
  • толерантность, терпимость, миролюбие и тактичность;
  • стремление разрешать любой конфликт словами, умение идти на компромисс;
  • способность к сопереживанию, развитая эмпатия;
  • принципиальное следование собственным правилам и принципам, сочетающееся с терпимостью к чужим ошибкам.

Как проявляется интеллигентность?

Интеллигентность – это показатель того, насколько развит внутренний мир человека. Конечно же, она связана с образованностью и эрудированностью, и всё же эти черты не являются определяющими. На самом деле, интеллигентом может быть любой человек, независимо от образования и эрудиции, если он совестлив, честен и благожелателен к окружающим, уделяет время саморазвитию и самоактуализации.

Примеры проявления интеллигентности:

Понимание чужих мотивов. Интеллигентная личность всегда стремится понять, о чём думает другой человек и чем он руководствуется, принимая определённые решения и совершая определённые поступки.

Требовательность к себе, терпимость по отношению к другим. Несложно заметить, что интеллигентный человек строго следит за соблюдением собственных принципов, однако с пониманием относится к тому, что другие люди могут действовать иначе.

Умение вести себя в обществе. Интеллигентный человек скромно ведёт себя за столом, умеет уважительно спорить, не бросает мусор мимо урны, следит за чистотой и грамотностью своей речи даже в повседневной жизни.

Толерантность. Интеллигентность подразумевает отчетливое понимание того, что всё люди равны и каждый имеет право на самовыражение, независимо от национальности, цвета кожи, социального статуса, пола, возраста, сексуальной ориентации и других персональных особенностей.

Интернационализм. Практически все интеллигенты являются сторонниками интернационализма (идеологии, проповедующей дружбу и сотрудничество между нациями), а многие и вовсе предпочитают космополитизм (концепция, согласно которой все люди являются гражданами мира).

Что значит «интеллигенция»?

Словом «интеллигенция» называют общность людей, которые занимаются интеллектуальным трудом, стремятся к накоплению знаний и их передаче другим людям. Интересно, что хоть об этом явно и не говорится, к интеллигенции относят преимущественно представителей гуманитарных профессий: писателей, поэтов, художников, литературных критиков, историков.

Представителям интеллигенции свойственен высокий уровень нравственности и морально-этических качеств. При этом они, независимо от масштаба личности и степени известности, стремятся сделать мир лучше, передавая знания и убеждения, поэтому часто занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

В качестве наиболее известных представителей русской интеллигенции можно назвать таких выдающихся деятелей науки и искусства как Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Михаил Глинка и Пётр Чайковский. Каждый из них оказал колоссальное влияние на науку, литературу или культуру своего времени. При этом к интеллигенции их принято относить не благодаря образованности или эрудиции, а благодаря их особому взгляду на мир и упорному стремлению сделать его лучше.

Можно ли развить интеллигентность?

Одной из лучших работ по данной теме считается статья советского и российского учёного Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Человек должен быть интеллигентен». В ней он рассуждает о том, всякий ли человек может быть интеллигентным, а также перечисляет основные требования, которые необходимо выполнить, чтобы развить в себе данную черту.

Лихачёв отмечает, что идеальный случай – это когда интеллигентность привита ребёнку в детстве его родителями и другими близкими родственниками. И даже обычные рабочие или колхозники могут вырастить в своей семье будущего интеллигента. Но и без этого любой человек, независимо от предпосылок, может воспитать в себе интеллигентность, главное – неустанно работать над собой. Это свойство личности определяется не количеством знаний, а стремлением к их получению и развитию вообще.

Как развить интеллигентность?

Интеллигентными людьми не рождаются. Эта черта личности формируется благодаря воспитанию и усердной работе над собой. И каждый человек, независимо от того, какие предпосылки заложены в нём темпераментом и воспитанием, может стать гораздо более интеллигентным. Для этого нужно принять в качестве своих принципов и неукоснительно соблюдать несколько простых правил:

  1. Уважайте окружающих. Речь здесь не только о тех людях, с которыми у вас деловые или рабочие отношения. Следите за тем, насколько уважительно и почтительно вы относитесь к знакомым, друзьям и родным. Подразумевается уважение не только к личности, но и к чувствам, желаниям, проблемам и заботам. Не забывайте уважительно относиться ко всем незнакомцам, независимо от их социального статуса, профессии, уровня образования, внешности и прочих факторов. Избегайте панибратского отношения и исключите любые пренебрежительные высказывания о других людях.
  2. Ведите себя скромно. Скромность – главный признак интеллигентного человека. Он не создаёт суеты, ведёт себя спокойно и ненавязчиво, не перебивает собеседников и говорит только тогда, когда есть что сказать. Также он не пытается привлечь внимание окружающих слишком яркими поступками, не хвастается и не откровенничает в неуместных для этого ситуациях.
  3. Никогда не лгите. Кому-то враньё кажется чем-то обычным и повседневным, кому-то – вынужденной мерой, а кто-то считает, что никогда не врёт, хотя сам часто прибегает к лицемерию и лести, пускает пыль в глаза и рассказывает небылицы о своих успехах. Но сильный человек, полностью контролирующий свою жизнь, способен вообще не создавать ситуаций, о которых ему приходилось бы кому-либо лгать. Поэтому, если вам кажется, что обойтись совсем без вранья не получится, возможно, вам стоит поработать над другими сферами жизни.
  4. Помогайте другим людям бескорыстно. Интеллигентный человек всегда благожелательно настроен по отношению к окружающим. А лучшим «упражнением» для развития благожелательности являются как раз бескорыстные поступки на благо окружающих. Не обязательно становиться крупным меценатом, просто попробуйте поучаствовать в благотворительной акции, займитесь волонтёрской деятельностью.
  5. Учитесь ценить красоту. Интеллигент это не просто образованный человек, а тот, который умеет ценить стройность мысли в прозе и красивую рифму в поэзии, изящество в скульптуре и утонченность образов в живописи. Для того, чтобы чувствовать эстетику произведений искусства, вовсе не обязательно быть профессиональным искусствоведом или художником. Настоящая красота всегда на поверхности и доступна каждому.
  6. Стремитесь к внутренней свободе. Интеллигент – это человек, свободный от множества вещей, оказывающих влияние на других людей. Он не позволяет устоявшимся стереотипам влиять на своё мнение, а собственную нравственность ставит выше морали, навязываемой обществом. У него отлично развито критическое мышление, благодаря которому он ведёт себя свободно и независимо в обстоятельствах, в которых другие демонстрируют конформизм.

Заключение

Интеллигентность – это черта сильного духом человека, постоянно работающего над собой и готового прикладывать усилия к тому, чтобы сделать лучше не только себя, но и весь окружающий мир. Интеллигентную личность отличает способность сопереживать любому живому существу. Соответственно, она не склонна совершать плохие и бесчестные поступки по отношению к окружающим, а оказавшись перед тяжелым выбором, поступит скорее в ущерб себе, чем кому-то другому.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое инструментальная ошибка
  • Что такое законотворческая ошибка
  • Что такое законодательная ошибка
  • Что такое журнал ошибок на самсунге телефоне
  • Что такое жизненный опыт и ошибки