Что такое нравственные проблемы
Нравственность — комплекс ценностей определенного человека. Речь идет о представлении о добре и зле, о том, что такое хорошо, а что плохо.
Каждый индивид обладает своим представлением о нравственности. Если для одних, например, гражданский брак — это норма, то другие назовут его безнравственным сожительством. У каждой стороны на этот счет будут свои аргументы.
Несмотря на существенные различия, представления о том, что правильно, а что нет, у большинства людей едины. Это обусловлено основными нормами морали, которые закладываются изначально в семье, затем корректируются в таких социальных институтах как детские сады, школы, вузы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Примечание
Благодаря единому подходу к формированию нравственно-моральных качеств в ребенке, сегодня закрепилось мнение, что нравственный поступок — это действие, которое не идет в разрез с интересами кого-либо.
История
Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на представление общества о нравственности. Первым источником учений о нравственности принято считать Библию.
Позже на первый план вышли учения более светского характера. Это связано с необходимостью формирования государства, с потребностью завоевания территории и укрепления границ. В это время в центре учения оказывается фигура идеального монарха. «Идеальный» означает отважный, воинствующий, честный, заботящийся о жизни своего народа.
Примечание
Если взять эпоху средневековья, то идеальные, казалось бы, на первый взгляд правители совершали такие поступки, что мягко говоря, противоречили все нормам морали. Речь идет об убийстве младенцев из-за боязни потерять престол, о произволе по отношению к женщинам и этот перечень можно продолжать до бесконечности.
С развитием цивилизации и формированием правового государства внимание стали привлекать купцы и люди высших сословий. В эти времена в подсознании людей прочно закрепились понятия «честь» и «бесчестный поступок». Неслучайно А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» дает совет молодому поколению «Береги честь смолоду». В XIX веке нарушить данное слово означало совершить безнравственный поступок. Люди дорожили своей репутацией, поэтому старались не совершать подобных поступков.
В наше время термин «репутация» в частной жизни человека имеет второстепенное значение. На первый план выносятся собственные интересы. Люди осознают, что живут они один раз, поэтому руководствуются сугубо собственными предпочтениями.
Понятия «свобода», «равноправие» кардинально изменило роль женщины в современном мире: от хранительницы семейного очага до президента. И женщина сама сегодня решает на какой ступени социальной лестнице ей оставаться. А в древние времена, к примеру, показаться на людях с распущенными волосами для девушек означало прослыть распущенной. Сегодня это понятие никак не связано с волосами.
Какие бывают нравственные проблемы
Забота человека о формировании собственной личности и об обустройстве собственной жизни — это хорошо. Но отсутствие границ допустимого и дозволенного повлекло за собой появление некоторых проблем.
В первую очередь это связано с относительно низким пониманием людей о роли семьи в жизни ребенка. Современные дети часто живут в условиях, когда оба родителя заняты построением карьеры. Это во многих случаях становится причиной того, что ребенок предоставлен сам себе. Живое общение с семьей заменено на переписку в соцсетях и на онлайн игры с незнакомцами. Такое общение чревато отчужденностью подрастающего поколения от реального мира и высокой вероятностью оказаться в руках аморальных людей.
Желание обогатиться и прославиться зачастую никак не связано с культом труда или с этическими понятиями. В поисках легкой наживы находятся, как взрослые, так и дети. А это опасно вовлечением в дурные компании, где деятельность связана с мошенничеством и грабежом.
Активное внедрение через СМИ в жизнь человека выдуманных шаблонов, будь то компьютерные игры, кино, истории обогащения стали причиной полного стирания с подсознания чувства меры. В погоне за навязанным идеалом человек не знает границ в похудении, в проявлении силы, в обогащении. А это, так или иначе, пагубно сказывается на здоровье как физическом, так и психологическом.
Все вышеперечисленное становится причиной того, что мы живем не своей жизнью, а жизнью навязанной СМИ. И теряем при этом самое дорогое — семейные ценности.
Почему проблема нравственности актуальна во все времена
Нравственные проблемы актуальны всегда, потому что на нравственности держится общество. Если каждый представитель социума будет совершать поступки без учета интересов остальных, то это станет причиной появления хаоса.
В социальной среде он проявляется в появлении беспредела и безнаказанности. Еще в древние времена было определено, что для процветания государства нужен правитель, который мог бы урегулировать возникающие споры. Для этих целей выбирались старейшины рода, князья, а в дальнейшем правители. К тому же наши предки активно распространяли учение о том, что сила заключается в единстве.
Получается, что для процветания государства нужен был всеми уважаемый правитель и единство в обществе.
Попытки решения проблемы
Для урегулирования конфликтов в древние времена прибегали к применению силы. Сжигали, казнили тех, кто распространял лжеучения или каким-либо образом мешал правлению. Для самих правителей устраивали перевороты.
Но сегодня к решению любой проблемы нужно подходить более гуманным и цивилизованным путем. Значимая роль в современном мире отводится различного рода социальным институтам. Это детские сады и школы. Именно здесь формируется первоначальное представление о нравственности.
Даже руководителями различных трудовых коллективов могут вести работу по агитации к здоровому и правильному образу жизни среди взрослых людей. Это может быть организация экскурсий, коллективные походы в театр, различного рода поощрения.
Играющую роль в формировании представления о нравственности играет классическая литература. Любовь к чтению должна в обязательном порядке прививаться молодому поколению в семье и в учебных учреждениях.
В современном кинематографе активно пропагандируются традиционные ценности, что формировались веками нашими предками. В последнее время появилось множество хороших экранизаций на военную тему, о дружбе и справедливости.
Критерий К11-К12. Этические и фактические ошибки. Давайте разберемся, что это такое.
К11. Соблюдение этических норм
Если этические ошибки в работе отсутствуют, можно получить 1 балл
Если допущены этические ошибки (одна и более), то О баллов.
При проверке результатов единого государственного экзамена иногда встречаются работы экзаменуемых, которые вызывают недоумение и некоторые затруднения проверяющих при оценивании, поскольку в этих сочинениях встречается особый вид ошибки — этическая ошибка. Так, встречаются работы, в которых фиксируются высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявляющие речевую агрессию, изобилующие жаргонными словами и оборотами.
Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия — грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк» и др.).
Например:
«Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами».
К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Если фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют, то можно получить 1 балл.
Если допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале, то 0 баллов
Что такое фактические ошибки?
- неверное изложение фактов, которые не упоминаются в исходном тексте (фактов фонового характера) и которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. и.: «Гете — французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»)’,
- приведение фактов, противоречащих действительности, например: «Столица США-Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии».
Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».
Подобные ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).
Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ (ФИПИ)
Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ
- Группы
- >Подготовка к ГИА и ЕГЭ с Журав…
- >Новости
Что такое этические ошибки?
Что такое этические ошибки?
Этические ошибки (Э) — нарушение в работе системы ценностей и правил этики, проявляющееся в речи; речевая некорректность.
К этическим ошибкам относятся:
- Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание;
- словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме;
- угроза, грубое требование, обвинение, насмешка;
- употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго;
- высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности;
- проявление в речи недоброжелательности.
Примеры этических ошибок.
- Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.
- Этот текст меня бесит.
- Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.
- Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?
- Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар!
- Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.
Главная
Помогите в тексте встретилось нравственная ошибка ,как это пояснить на жизненном или литературно…
-
- 0
-
Помогите в тексте встретилось нравственная ошибка ,как это пояснить на жизненном или литературном примере
хелп
Камилла Розинкова
Вопрос задан 28 сентября 2019 в
10 — 11 классы,
Литература.
-
Комментариев (0)
1 Ответ (-а, -ов)
- По голосам
- По дате
-
- 0
-
это значит встретилось что-то что нарушило нравственность человека
Эльмира Настикова
Отвечено 28 сентября 2019
-
Комментариев (0)
Ваш ответ
Этические ошибки в ЕГЭ
В этом году в критериях оценки сочинения ЕГЭ появилось новое понятие: этические ошибки. В общем, решили формально закрепить ещё одну само собой разумеющуюся вещь: никого не оскорбляй не унижай и т. д. По моему, ничего от этого не изменится: в сочинении и так никто не напишет, что этот текст просто бесит. Если только из протеста к ЕГЭ или литературе, но таких формальности не останавливают, наоборот подбадривают. Зато появилась лёгкая возможность получить ни за что лишний балл))). И само выражение этические ошибки кажется мне состоящим из лексически несочетаемых слов. Просто пошли по образцу формулировки остальных подобных критериев: нарушения орфографических, лексических, орфоэпических норм — это орфографические, лексические, орфоэпические ошибки соответственно, тогда нарушение этических норм — это этические ошибки. Но мне эта логика непонятна. Человек, нарушающий этические нормы, не допускает ошибки в речи, он просто некультурен и невоспитан.
***
Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
Э1 |
Речевая некорректность. |
Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли. |
http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.110
Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Нравственная ошибка — это ошибка, совершенная нравственным человеком. Это некий неосторожный шаг человека, некая нравственная черта, которую человек однажды переступил по собственной воле или с помощью кого-либо. Я считаю, что измена также является нравственной ошибкой, соответственно можно в пример привести Катерину из произведения Островского «Гроза». Она не любила своего мужа Тихона, а также в доме она терпела унижения от Кабановой, поэтому она пошла на измену, чтобы почувствовать себя на некоторое время счастливой.
Главная
Помогите в тексте встретилось нравственная ошибка ,как это пояснить на жизненном или литературно…
-
- 0
-
Помогите в тексте встретилось нравственная ошибка ,как это пояснить на жизненном или литературном примере
хелп
Камилла Розинкова
Вопрос задан 28 сентября 2019 в
10 — 11 классы,
Литература.
-
Комментариев (0)
Добавить
Отмена
1 Ответ (-а, -ов)
- По голосам
- По дате
-
- 0
-
это значит встретилось что-то что нарушило нравственность человека
Отмена
Эльмира Настикова
Отвечено 28 сентября 2019
-
Комментариев (0)
Добавить
Отмена
Ваш ответ
Содержание
- Что значит нравственное падение?
- Нравственное значение судебной ошибки
- Нравственные проблемы
- Что такое нравственные проблемы
- История
- Какие бывают нравственные проблемы
- Почему проблема нравственности актуальна во все времена
- Попытки решения проблемы
- Нравственные ошибки Иисуса Христа
Что значит нравственное падение?
Когда человек совершает проступки, он нравственно падает.
Изучите это, и многое станет ясным:
Если Вы хотите развиваться, получить необычные способности, не допустить ошибок, много знать о Вселенной, реальную историю (в учебниках она лживая), о разуме, душе и многом другом, пожалуйста, прочитайте все книги Левашова Николая Викторовича! Его сайт в интернете — w.w.w.levashov.info — в рубрике книги Вы можете найти и прочитать его книги.
Начните с книги «Откровение» Светланы де Роган Левашовой, жены Левашова, тоже сильного белого мага и «Зеркало моей души» Н. В. Левашова, чтобы «въехать».
Книги «Россия в кривых зеркалах» и «Возможности разума» 3 редакция на сайте отсутствуют, чтобы прочитать их, сделайте поиск в яндексе «скачать» и название книги или «читать»,лучше «скачать».
Также смотрите видео Левашова на ютубе, например » Левашов о телегонии»,»Левашов о душе»(27 минут), «Левашов о карме»,»Левашов о темных»,»Левашов о развитии (для развития нужны не только знания, но и действия), (обязательно запомните про муражки) » и. др.
Также рекомендую Вам прочитать Славяно-Арийские Веды — об истории славян — о событиях, произошедших более 20000 лет назад, а некоторые около млн. лет назад, например, Великое переселение из Даарии, жизнь в Атлантиде, Великие Арийские походы в Дравидию (Древнюю Индию).
При систематическом изучении Левашова и Славяно-Арийских Вед Вас ждёт очень приятный сюрприз от Небес.
Читайте книги Левашова, смотрите и слушайте его видео, читайте Славяно-Арийские Веды, развивайтесь, не допускайте ошибок! Успехов!
Источник
Нравственное значение судебной ошибки
Ошибка в любой деятельности, представляющей сложность, фактически неизбежна. В делах уголовных истину зачастую найти крайне сложно, а иногда и невозможно. Судья обязан разрешить уголовное дело, которое он рассматривает. С этим связаны и риск, и в определенном смысле «неизбежность» судебных ошибок, хотя количество их относительно невелико.
Казалось бы, что из этого следует признание права судьи на ошибку. Следует различать судебную ошибку и ошибочное решение суда. Судебная ошибка означает прежде всего осуждение невиновного. Не имеет морального оправдания утверждение, что судья имеет на это право. Но судебная ошибка — это и оправдание виновного вопреки истинному положению дел и собранным против него доказательствам, когда преступник уходит от заслуженной ответственности. Сюда же следует причислить и случаи неправильной квалификации деяния, и назначение явно несправедливого наказания виновному.
Как утверждал крупный советский ученый, посвятивший свою деятельность исследованию проблем уголовного процесса и судебной этики, М. С. Строгович: «. право на ошибку ниоткуда не вытекает ни в юридическом, ни в этическом отношении. Судебные ошибки были, имеются сейчас и с их возможностью приходится считаться в будущем. Но права судей на ошибку, равно как право на ошибку следователей и прокуроров при расследовании и разрешении уголовных дел не существует, такого права не было раньше, нет сейча, и не будет в дальнейшем. Судебная ошибка — это всегда нарушение законности. У кого же и когда есть «право» нарушать законность! «Право на ошибку» в уголовном процессе — это аморальное, безнравственное представление, и оно может породить только дальнейшие нарушения законности и нравственности».
Учитывая, что ошибка вообще представляет собой утверждение, не соответствующее действительности, или действие, не приведшее к ожидаемому результату, если они допущены не преднамеренно, судебную ошибку следует характеризовать как решение суда о виновности или невиновности подсудимого и о мере наказания, не соответствующее действительным обстоятельствам дела, принятое непреднамеренно.
Внутреннее убеждение относится, прежде всего, и главным образом к области оценки доказательств. Но и юридическая оценка деяния подсудимого, и определение меры наказания производятся в соответствии с убеждением судьи в правильности и справедливости его выводов и решений.
Закон и нравственные нормы, которыми руководствуется судья, создают предпосылки правильного формирования внутреннего убеждения. Внутреннее убеждение складывается в условиях независимости судей при их обязанности противостоять попыткам воздействия извне; оно должно формироваться лишь на основании исследования обстоятельств дела и опираться на доброкачественные, достаточные и тщательно проверенные доказательства и четкие и высокоморальные убеждения.
Источник
Нравственные проблемы
Что такое нравственные проблемы
Нравственность — комплекс ценностей определенного человека. Речь идет о представлении о добре и зле, о том, что такое хорошо, а что плохо.
Каждый индивид обладает своим представлением о нравственности. Если для одних, например, гражданский брак — это норма, то другие назовут его безнравственным сожительством. У каждой стороны на этот счет будут свои аргументы.
Несмотря на существенные различия, представления о том, что правильно, а что нет, у большинства людей едины. Это обусловлено основными нормами морали, которые закладываются изначально в семье, затем корректируются в таких социальных институтах как детские сады, школы, вузы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Благодаря единому подходу к формированию нравственно-моральных качеств в ребенке, сегодня закрепилось мнение, что нравственный поступок — это действие, которое не идет в разрез с интересами кого-либо.
История
Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на представление общества о нравственности. Первым источником учений о нравственности принято считать Библию.
Позже на первый план вышли учения более светского характера. Это связано с необходимостью формирования государства, с потребностью завоевания территории и укрепления границ. В это время в центре учения оказывается фигура идеального монарха. «Идеальный» означает отважный, воинствующий, честный, заботящийся о жизни своего народа.
Если взять эпоху средневековья, то идеальные, казалось бы, на первый взгляд правители совершали такие поступки, что мягко говоря, противоречили все нормам морали. Речь идет об убийстве младенцев из-за боязни потерять престол, о произволе по отношению к женщинам и этот перечень можно продолжать до бесконечности.
С развитием цивилизации и формированием правового государства внимание стали привлекать купцы и люди высших сословий. В эти времена в подсознании людей прочно закрепились понятия «честь» и «бесчестный поступок». Неслучайно А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» дает совет молодому поколению «Береги честь смолоду». В XIX веке нарушить данное слово означало совершить безнравственный поступок. Люди дорожили своей репутацией, поэтому старались не совершать подобных поступков.
В наше время термин «репутация» в частной жизни человека имеет второстепенное значение. На первый план выносятся собственные интересы. Люди осознают, что живут они один раз, поэтому руководствуются сугубо собственными предпочтениями.
Понятия «свобода», «равноправие» кардинально изменило роль женщины в современном мире: от хранительницы семейного очага до президента. И женщина сама сегодня решает на какой ступени социальной лестнице ей оставаться. А в древние времена, к примеру, показаться на людях с распущенными волосами для девушек означало прослыть распущенной. Сегодня это понятие никак не связано с волосами.
Какие бывают нравственные проблемы
Забота человека о формировании собственной личности и об обустройстве собственной жизни — это хорошо. Но отсутствие границ допустимого и дозволенного повлекло за собой появление некоторых проблем.
В первую очередь это связано с относительно низким пониманием людей о роли семьи в жизни ребенка. Современные дети часто живут в условиях, когда оба родителя заняты построением карьеры. Это во многих случаях становится причиной того, что ребенок предоставлен сам себе. Живое общение с семьей заменено на переписку в соцсетях и на онлайн игры с незнакомцами. Такое общение чревато отчужденностью подрастающего поколения от реального мира и высокой вероятностью оказаться в руках аморальных людей.
Желание обогатиться и прославиться зачастую никак не связано с культом труда или с этическими понятиями. В поисках легкой наживы находятся, как взрослые, так и дети. А это опасно вовлечением в дурные компании, где деятельность связана с мошенничеством и грабежом.
Активное внедрение через СМИ в жизнь человека выдуманных шаблонов, будь то компьютерные игры, кино, истории обогащения стали причиной полного стирания с подсознания чувства меры. В погоне за навязанным идеалом человек не знает границ в похудении, в проявлении силы, в обогащении. А это, так или иначе, пагубно сказывается на здоровье как физическом, так и психологическом.
Все вышеперечисленное становится причиной того, что мы живем не своей жизнью, а жизнью навязанной СМИ. И теряем при этом самое дорогое — семейные ценности.
Почему проблема нравственности актуальна во все времена
Нравственные проблемы актуальны всегда, потому что на нравственности держится общество. Если каждый представитель социума будет совершать поступки без учета интересов остальных, то это станет причиной появления хаоса.
В социальной среде он проявляется в появлении беспредела и безнаказанности. Еще в древние времена было определено, что для процветания государства нужен правитель, который мог бы урегулировать возникающие споры. Для этих целей выбирались старейшины рода, князья, а в дальнейшем правители. К тому же наши предки активно распространяли учение о том, что сила заключается в единстве.
Получается, что для процветания государства нужен был всеми уважаемый правитель и единство в обществе.
Попытки решения проблемы
Для урегулирования конфликтов в древние времена прибегали к применению силы. Сжигали, казнили тех, кто распространял лжеучения или каким-либо образом мешал правлению. Для самих правителей устраивали перевороты.
Но сегодня к решению любой проблемы нужно подходить более гуманным и цивилизованным путем. Значимая роль в современном мире отводится различного рода социальным институтам. Это детские сады и школы. Именно здесь формируется первоначальное представление о нравственности.
Даже руководителями различных трудовых коллективов могут вести работу по агитации к здоровому и правильному образу жизни среди взрослых людей. Это может быть организация экскурсий, коллективные походы в театр, различного рода поощрения.
Играющую роль в формировании представления о нравственности играет классическая литература. Любовь к чтению должна в обязательном порядке прививаться молодому поколению в семье и в учебных учреждениях.
В современном кинематографе активно пропагандируются традиционные ценности, что формировались веками нашими предками. В последнее время появилось множество хороших экранизаций на военную тему, о дружбе и справедливости.
Источник
Нравственные ошибки Иисуса Христа
Немало законов придумано в человеческом обществе, но основные из них базируются на таком универсальном фундаменте, как нравственность. Еще великий философ и один из создателей астрономической картины мира Иммануил Кант считал величайшими сокровищами «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас».
Что же такое нравственность?
Это осознание человеком своих интересов, которые, однако, не должны противоречить интересам общества. Есть основополагающие моральные принципы: не убивай, не воруй, уважай своих родителей.
К сожалению, несовершенное устройство общества часто заставляет нарушать эти, казалось бы, незыблемые законы. За убийство на войне дают медаль или орден; у замыслившего суицид не грех украсть орудие самоубийства; мать, заставившая дочь заниматься проституцией или / и посадившая ее на иглу, вряд ли заслуживает уважения. Но все же в большинстве случаев люди соблюдают моральные принципы, чем и жив пока род человеческий.
Поскольку в древности все нормы поведения были закреплены в религиозных текстах (а иной литературы тогда просто не существовало), то и по сей день можно слышать навязчивое утверждение, что именно религия олицетворяет собой нравственность. А религия у большинства верующих россиян – христианство.
Библия, в переводе с древнегреческого, означает «книга». Жаль, что многие ее читатели смотрят в книгу, а видят… нечто несоответствующее тексту Священного писания. Видят мораль там, где ею и не пахнет.
Какая уж тут мораль, если Иисус Христос громогласно заявляет (мы сохраняем орфографию оригинала, за исключением особо грубых грамматических ошибок): «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Евангелие от Луки, гл. 14, ст. 26).
Вы удивлены, наш читатель, и думаете, что это опечатка? Тогда прочтите еще две «опечатки» в исполнении Иисуса Христа:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Евангелие от Матфея, гл. 10, ст. 34-36).
«Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трех; отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Евангелие от Луки, гл. 12, ст. 49-53).
Как ни странно, но эти аморальные высказывания можно рационально объяснить (кроме, конечно, экстремистских «огня» и «меча»). Иисус создавал тоталитарную секту и вербовал в нее членов, но ему мешали родители, супруги, дети «приглашенных», поскольку считали Христа сумасшедшим: «Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?» (Евангелие от Иоанна, гл. 10, ст. 20 ). А батюшки объясняют данные высказывания еще более цинично: если, мол, любить родных и друзей, то они «заслоняют» бога. Но как всё это не объясняй, а горе матерей, которых проклинали зазомбированные сыновья и дочери, всем нам памятно со времен «Белого братства» и «Аум сенрике».
Интересно, что и Иисуса Христа его мать, «Святая Дева» Мария, хотела вырвать из им же созданной секты, «ибо говорили, что Он вышел из себя» (Евангелие от Марка, гл. 3, ст. 21). Она пришла с его братьями к сараю, где проповедовал «сын божий», и попыталась вызвать Иисуса. Но он не вышел к своим «домашним», а апостолам сказал приблизительно следующее: «То мне не мать, а вы мне и мать, и братья» (Евангелие от Марка, гл. 3, ст. 31-35; Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 46-50 и Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 19-21).
Христос неукоснительно соблюдал свое правило относительно «домашних», которые, как мы помним, «враги человеку». Так, Он «другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Евангелие от Луки, гл. 9, ст. 59-62).
Даже шовинизм не был чужд Иешуа из Назарета: «…Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подошедши, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Евангелие от Матфея, гл. 15, ст. 21-26).
Иисус Христос поучал: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Евангелие от Луки, гл. 6, ст. 29), но когда его самого ударили по щеке, он, вопреки собственному учению, возмущенно закричал: «Что ты бьешь Меня?» (Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 23). И не подставил другую щеку!
Известно, что «злые языки страшнее пистолета». С этим грибоедовским афоризмом мог бы согласиться и основатель христианства: «…кто… скажет брату своему: «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному суду); а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 22). Увы, Иисус тоже заработал «геенну», назвав своих оппонентов «безумными» (Евангелие от Матфея, гл. 23, ст. 17 и 19). Вообще, он не стесняется в выборе выражений: «лицемеры», «порождения ехиднины», «род лукавый и прелюбодейный», «змии», «гроба окрашенные» и т. п. Так Христос именует тех, кто задает ему «неудобные» вопросы: «Почему не соблюдаешь пост?», «Почему не моешь руки перед едой?», «Точно ли ты сын божий и царь иудейский?». Но сомнения добропорядочных иудеев можно понять. Представьте, уважаемый читатель, что к вам подошел непохожий на В.В. Путина человек и представился: «Я Президент России и Сын Божий». Что бы Вы подумали?
Неоднозначно отношение Иисуса к проблеме воровства. В 16-й главе Евангелия от Луки он рассказывает притчу о неверном управителе, который «расточал имение» хозяина. Господин потребовал отчет и пригрозил увольнением. Прямо скажем, неприятная для жулика ситуация! Но управитель нашел выход: он пригласил должников хозяина и вместе с ними подделал их расписки в сторону уменьшения долга – для того, чтобы после увольнения благодарные должники «приняли его в домы свои».
Хозяин узнал и об этой краже управителя и… похвалил его за догадливость!
Интересна позиция Христа. Сначала он призывает следовать примеру жулика: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Но затем Иисус вроде бы порицает управителя: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?».
Возникает закономерный вопрос – так как же следует поступать? А как захочешь, так и поступай! И в любом случае, с точки зрения Христа и, следовательно, Церкви, будешь прав!
И теперь о главном – о воздаянии за грехи. Вместе с Иисусом распяли двух разбойников. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидишь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Евангелие от Луки, гл. 23, ст. 39-43).
Служители культа в беседах с прихожанами так толкуют этот эпизод: человек, всю жизнь убивавший, грабивший, насиловавший, в последний момент уверовал и спасся! И вы, сколь бы ни были грешны, уверуйте, покайтесь и… обязательно попадете в рай! Верность такой трактовки подтверждает сам Иисус Христос: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Евангелие от Луки, гл. 15, ст.7).
Значит, один уверовавший в Христа преступник предпочтительнее девяносто девяти честных и достойных людей? Не оправдывает ли такая «нравственность» самые аморальные поступки?
Конечно, у Иисуса Христа попадаются и здравые изречения, например: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Правда, и здесь необходимо отметить два «но». Во-первых, «ближний твой» — это сектант (о том, как надо относиться к родственникам, см. выше). Во-вторых, как же любят себя самые «продвинутые» (или сдвинутые) христиане? Они запираются в монастырях, как в тюрьмах, истязаются при помощи вериг, власяниц, плеточек и других неприятных предметов. Истощают свои тела голодными постами и ночными молитвами, в экстазе бьются лбами о каменные полы. Лишают себя всех радостей жизни, в том числе семейных – т.е. в полном соответствии с учением Иисуса они «возненавидели и саму жизнь свою». Следовательно, таким же способом христиане должны «возлюбить» и нас? Спасибо за такую «любовь»!
К сожалению, верующие не замечают аморальности Библии, поскольку страдают диссоциацией – психическим заболеванием, при котором «мысли и убеждения могут отделяться от их осознания и функционировать независимо, например, позволяя одновременно существовать противоположным точкам зрения по какому-либо вопросу. Диссоциация может быть главным фактором в случае развития у больного реакции бегства и расщепления личности» (Большой толковый медицинский словарь (Oxford), пер. на русск. яз. М. : Вече, 2001; т.1, стр. 300 – 301).
Навязывать давно устаревшие символы – дело безнадежное и неблагодарное. Общество вправе само выбирать идеалы. Но для того, чтобы сделать верный выбор, люди должны знать правду.
Источник