Что такое ошибка контраста при общении

Принцип контрастного восприятия

Для начала приведу довольно обширную цитату из книги Роберта Чалдини «Психология влияния».

«В человеческом восприятии важную роль играет принцип контраста, который влияет на то, какой мы видим разницу между двумя вещами, представленными одна за другой. Проще говоря, если второй предмет явно отличается от первого, мы будем склонны преувеличивать их различие. Поэтому если мы сначала поднимем легкий предмет, а затем — тяжелый, мы будем оценивать второй предмет как более тяжелый, чем если бы мы подняли его, не пытаясь сначала поднять легкий. Принцип контраста применим практически ко всем видам восприятия. Если мы на вечеринке беседуем с красивой женщиной, а затем к нам присоединяется непривлекательная, то эта вторая женщина будет казаться нам еще менее привлекательной, чем она есть на самом деле».

Проведите небольшой эксперимент. Например, сходите в книжный магазин, возьмите корзинку и, не смотря на цену, положите в нее те книги, которые хотели бы купить. Если вы представляете, что эта корзинка обойдётся вам в 3 000 рублей, то, подойдя к кассе и услышав результат в 1 500 рублей, вы испытаете приятное ощущение — экономия! Если же кассир скажет: «С вас 5 000 рублей», то у вас возникнет неприятное чувство — как дорого, я трачу деньги неразумно.

Но этот метод может помочь вам в переговорах, касающихся материальной выгоды.

Главная ошибка

Ни в коем случае нельзя называть во время переговоров самую низкую цену. С этим надо обязательно бороться. Вы думаете, что так обезопасите себя от торгов. Ничего подобного. Какую бы цену вы ни назвали, пусть даже самую низкую, с вами всё равно будут торговаться. И тогда торг станет для вас совсем невыгодным.

Недавно ко мне в офис пришла девушка и предложила купить косметику для близких к праздникам. Я сказал, что мне неинтересно это в целом. После чего девушка сказала, что в таком случае в честь открытия их магазина в субботу, она готова подарить мне косметический набор, чтобы я пришел на открытие с друзьями. Я охотно заинтересовался этим предложением. Через 10 минут выяснилось, что этот набор она мне дарит за какие-то 6 тысяч рублей, хотя он стоит все 20 000. Я отказался от этого «выгодного предложения», и девушка предложила подарить 2 маски для лица в счет потраченного времени. Но перед тем как передать их в руки, спросила: «А у вас есть на карте хотя бы 200 рублей?». Я ответил положительно, и девушка продолжила: «Тогда скиньте хотя бы 200 рублей за эти маски».

Не знаю, как вы, но от такой наглости я растерялся. Я вежливо показал ей на дверь и проводил к выходу.

Этот пример очень яркий и хорошо показывает принцип контраста: если мне предложили что-то бесплатно, я уже никогда не заплачу за это ни копейки. В случае девушки нужно было сначала озвучить цену в 20 000 рублей, а после этого уже упомянуть про 6 000 рублей. Я уверен, что тогда и маски за 200 рублей купил бы. Но в реальности ее предложения выглядели как обман и надувательство, поэтому она ушла ни с чем.

Система сравнения

Что делать в подобных случаях? Важно всегда начинать с самого дорого предложения. Редко получается избежать разговора о цене. Если у вас есть какой-то товар, или услуга, или пакетное предложение, то сразу стоит подготовить максимально дорогое предложение.

Поучиться можно у продавцов известных автосалонов: они сразу клиенту предлагают самую дорогую комплектацию автомобиля. Когда вы отказываетесь и идете смотреть другие комплектации, любой вариант чуть дешевле уже выглядит гораздо привлекательнее.

В переговорах всегда необходимо вводить свою систему сравнения. Чтобы для оппонента ваши предложенные варианты выглядели максимально привлекательными, необходимо заранее продумывать, что будет выглядеть в глазах оппонента выгодней. Лучше назвать скидку в процентах или рублях? С чем сравнить: с прошлым годом или прошлым месяцем?

Вот вам несколько примеров. 

  • Опытный риелтор всегда первой показывает самую дорогую квартиру.
  • Скидка 5% может выглядеть не такой уж значимой при крупной сделке на 1 000 000 рублей. Но если сказать: «Вы сэкономите 50 000 рублей», сумма уже покажется внушительной. 
  • При продаже товара за 100 000 рублей сказать покупателю о скидке в 5 000 рублей — это ничего не сказать. Слова «Скидка 5%», наоборот, покупку стимулируют.

Пользуйтесь принципом контраста, чтобы на переговорах и в общении с людьми получать больше, чем вы хотели. Его можно отнести к манипуляциям, но при грамотном использовании, например, если вы уверены, что ваша услуга или продукт принесут человеку пользу — это скорее помощь по принципу win-win.

Здесь нет проигравших и победителей, все выигрывают по-своему.

Как влиять на других, используя принцип контраста

Контраст влияет на то, как мы оцениваем различие между двумя вещами или событиями, которые следуют друг за другом. Этот принцип описал американский социальный психолог Роберт Чалдини, специалист по психологии влияния.

Если мы поднимем теннисный мячик, а затем чугунную гирю, то гиря покажется более тяжелой, чем в том случае, если бы мы подняли ее первой.

Еще один пример того, как действует принцип контраста. Опустите правую руку в ведро с горячей водой, а левую в ведро с холодной, а затем обе руки в воду комнатной температуры. Правая рука будет воспринимать ее как прохладную, а левая как горячую, несмотря на то что обе руки находятся в одной и той же воде.

Этот принцип широко используют мастера продаж. В магазине мужской одежды покупатель, которому удалось продать дорогой костюм, будет готов потратить больше денег на аксессуары, чем тот, кто пришел только за аксессуарами. Причина в том, что в сравнении с высокой ценой костюма стоимость ремня или запонок уже не кажется такой значительной.

И хотя прибегать к принципу контраста не всегда этично, в эффективности его использования сомневаться не приходится

При продаже недвижимости ловкий риелтор, прежде чем показать потенциальным покупателям подходящий дом, приводит их посмотреть несколько развалюх и называет несусветную цену. Увидев после этого добротное жилье, они по контрасту оценивают его гораздо выше, чем в том случае, когда его показывают первым.

Наконец, этот же принцип используется при распродажах, когда на ценниках зачеркивают прежнюю цену и пишут новую. При этом старая цена может быть чрезвычайно завышенной, а новая — всего лишь приемлемой. Однако сравнивая цены, многие покупатели покупают уцененную вещь, которую, вполне вероятно, нашли бы чрезмерно дорогой, если бы на ней была указана первоначальная цифра.

Как использовать принцип контраста в свою пользу?

Простой совет можно сформулировать так: «Просите большего, соглашайтесь на меньшее». Но это лишь один из выводов, который можно сделать из открытия Роберта Чалдини. Если подойти к делу творчески, можно найти множество неожиданных применений этого принципа. Сам психолог приводит в своей книге письмо студентки колледжа, которая виртуозно использовала принцип контраста, чтобы повлиять на то, как родители оценят ее успехи в учебе. Вот оно:

Письмо студентки, которое приводит Чалдини в книге «Психология влияния»

«Дорогие мама и папа!

С тех пор как я уехала в колледж, я совсем позабыла, что нужно писать письма. Прошу у вас прощения за то, что не написала раньше. Сейчас я введу вас в курс своих дел, но прежде чем вы продолжите читать, пожалуйста, сядьте. Не читайте дальше, если не сядете, ладно?

Ну, в общем, сейчас у меня все нормально. Перелом черепа и сотрясение, которое я получила, когда выпрыгнула из окна общежития, — пожар случился вскоре после моего приезда — теперь уже почти прошли. Я пролежала в больнице всего две недели и сейчас уже могу видеть почти нормально. Правда, раз в день бывают сильные головные боли. К счастью, пожар в общежитии и мой прыжок из окна видел работник находящейся поблизости бензоколонки, именно он и вызвал пожарных и «Скорую помощь».

Он навещал меня в больнице, и так как мне негде было жить — ведь общежитие сгорело — был настолько добр, что предложил жить в его квартире. На самом деле это комната в подвале, но вполне уютная. Он замечательный парень, мы безумно полюбили друг друга и планируем пожениться. Когда именно, мы еще не решили, но это произойдет до того, как станет заметна моя беременность.

Да, мама и папа, я беременна. Я знаю, как сильно вы хотите стать бабушкой и дедушкой, и знаю, что вы с радостью примете моего ребенка и подарите ему такую же любовь, ласку и заботу, которую дарили мне в детстве. Наша свадьба откладывается из-за того, что мой друг подхватил какую-то незначительную инфекцию, которая мешает нам сдать добрачные анализы крови, и я нечаянно заразилась этой инфекцией от него.

Теперь, когда я ввела вас в курс своих дел, я хочу сказать вам, что не было никакого пожара в общежитии, у меня не было никакого сотрясения или перелома черепа, я не была в больнице, я не беременна, я не помолвлена, я не заражена, и у меня нет никакого парня. Просто у меня тройка по американской истории и двойка по химии и я хочу, чтобы вы правильно восприняли эти отметки.

Ваша любящая дочь Шарон».

Можно не сомневаться, что родители вздохнули с облегчением вместо того, чтобы отругать ее за неуспеваемость. И хотя вопрос о том, насколько этично в каждом конкретном случае прибегать к «принципу контраста», в эффективности его использования сомневаться не приходится.

Книга Роберта Чалдини «Психология влияния» была переиздана в 2015 году, в этом варианте каждую главу сопровождает история от первого лица: люди описывают пережитые ими смешные или драматические ситуации, в которых ярко проявились закономерности, открытые социологом.

Источник фотографий:Getty Images

 «Эффект ореола» представляет собой ошибочное стремление человека при восприятии партнера по общению
распространять общее впечатление о нем на восприятие конкретных поступков

 Активное участие в монологе партнера по общению посредством использования приемов выяснения, перефразирования, резюмирования, отражения чувств, называется слушанием
рефлексивным

 Богатство словарного запаса человека, точность, выразительность и доступность употребляемых слов отражает культуру
лексическую

 В случае, когда интересы более высокого порядка требуют исключить конфликтное поведение, а конфликтная ситуация позволяет ее «законсервировать», наиболее успешной является стратегия:
приспособления

 В случае, когда оппоненты притязают на один объект, но имеют примерно равные ранги, не могут и не хотят выяснять отношения в решительной борьбе, эффективна стратегия:
компромисса

 Внимательное молчание, характеризующееся минимальным речевым вмешательством в монолог партнера по общению («угу-поддакивание», кивки головой, реплики и т.п.), называется слушанием
нерефлексивным

 Выразительные движения мышц лица — это:
мимика

 Выразительные движения тела называются:
пантомимикой

 Для деловой партнерской беседы оптимальным расположением партнеров является их размещение
с одной стороны стола

 Если конфликт не затрагивает жизненно важных интересов сторон, а партнер обладает более высоким рангом, целесообразнее всего использовать стратегию
уклонения

 Жесты, включающие потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань, — это жесты …
ожидания

 Жесты, включающие различного рода перекрещивание рук и ног, — это:
закрытые жесты

 Жесты, указывающие на возможную неискренность партнера, характеризуются:
стремлением спрятать кисти рук, прикрыть рот

 Жесты, характеризующиеся отсутствием перекрещиваний рук и ног, возможностью визуального контроля за ладонями, — это:
открытые жесты

 Жесты, характеризующиеся соединением пальцев в купол «пирамиды» или раскачиванием на стуле, — это жесты …
уверенности

 Из перечисленных вариантов, к вербальным средствам относятся:
грамматика
дикция
морфология
синтаксис
словарный запас
фразеология

 Из перечисленных вариантов, к понятию «этикет» относятся:
установленный порядок поведения сторон в деловом взаимодействии

 Из перечисленных вариантов, являются средствами сознательного воздействия на партнера в процессе общения:
выбор времени, места, состава участников
организация ритмичного взаимодействия
построение пространства взаимодействия
применение специальных методик вербальных и невербальных методик
управление эмоциональной атмосферой

 Из перечисленных компонентов, в коммуникативную компетентность входят:
навыки ролевого поведения
самооценка
социальная чувствительность
уровень владения коммуникативными техниками

 Из перечисленных определений, обозначается термином «ингрупповой фаворитизм»:
предпочтение в восприятии и оценке членов своей группы в противовес (в ущерб) членам некоторых других групп

 Из перечисленных пунктов, к этике относятся:
кодекс правил общения людей
учение о морали, как одна из форм общественного сознания

 Из перечисленных пунктов, культуру речевого общения составляют:
грамматическая культура
лексическая культура
фонетическая культура

 Из перечисленных элементов, в структуру конфликтной ситуации входят:
образ конфликтной ситуации
объект конфликта
оппоненты
притязания сторон
социальные условия конфликта

 Из перечисленных элементов, к эмпатии относятся:
вчувствование в переживания партнера
постижение эмоционального состояния собеседника
сопереживание

 Избираемые схемы интеллектуальной оценки, эмоционального реагирования и практических действий в конфликтной ситуации называются:
стратегией поведения в конфликте

 Интерактивная сторона общения отражает процесс
упорядоченной смены коммуникативных ролей

 Кинесика — область научного знания, изучающая
внешние проявления чувств и эмоций

 Коммуникативная зона для общения с большими аудиториями — это зона …
публичная

 Коммуникативная зона, предназначенная для взаимодействия с партнером по официальным служебным и деловым вопросам, — это зона …
социальная

 Коммуникативная зона, предназначенная для общения с родными и близкими людьми, — это зона …
интимная

 Коммуникативная зона, предназначенная для светского общения с приятелями и коллегами, — это зона …
личная

 Коммуникативный барьер характера в общении проявляется в:
наличии ряда выраженно негативных коммуникативных качеств у акцентуантов

 Лицо, действующее в конфликте от своего имени и отстаивающее собственные интересы, относится к числу оппонентов ранга
первого

 Лицо, отстаивающее в конфликте интересы взаимодействующих структур, относится к числу оппонентов ранга
третьего

 Лицо, являющееся представителем задействованной в конфликте группы и отстаивающее групповые интересы, относится к числу оппонентов ранга
второго

 Лучше выполняется требование, расположенное в сообщения
конце

 Лучше запоминается информация, расположенная в сообщении в:
начале

 Манипуляторами называют тех, кто пытается управлять мыслями, эмоциями и поступками других людей, …
игнорируя их собственные интересы

 Межличностный конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций во взаимоотношениях индивидов, связанное с:
отрицательными эмоциональными переживаниями

 Мысленное вхождение в поле сознания и жизненную ситуацию другого человека, оценка событий и фактов, целей и процесса общения его глазами, называется:
идентификацией

 Навыки ролевого поведения отражают способность человека, занимая определенную социальную позицию, …
соответствовать социальным ожиданиям

 Нарушение этических норм общения влечет за собой санкции
моральные

 Неконгруэнтность представляет собой дисгармонию, несовпадение
вербальных и невербальных проявлений человека

 Неречевые вкрапления в речь (смех, плачь, вздохи, хмыкание и др.) являются средствами
экстралингвистическими

 Область научного знания, изучающая проявление психологических особенностей человека в его прикосновениях к партнеру по общению, — …
такесика

 Область научного знания, исследующая зависимость психологических параметров процесса общения от его пространственно-временных характеристик, есть:
проксемика

 От каких из перечисленных факторов, зависит эффект внушения:
авторитета, обаяния и воли внушающего
доверия между партнерами
настроя, психического состояния и воли реципиента
структуры сообщения

 Ошибка восприятия, заключающая в тенденции распространять впечатления от отдельных качеств и поступков человека на оценку всей личности, называется:
гало-эффектом

 Ошибка контраста — это неоправданное стремление человека при восприятии других людей …
оценивать их поступки и дела только в белых и черных тонах

 Переплетение пальцев рук, пощипывание ладоней, постукивание по столу пальцами — это жесты, отражающие …
нервозность и неуверенность

 При выраженном преимуществе над оппонентом в ранге, отсутствии позитивной перспективы в сотрудничестве и жизненной важности объекта конфликта, эффективной является стратегия
соперничества (конкуренции)

 При переработке информации зрачки совершают движения по верхней зоне глаз у:
визуалистов

 При переработке информации зрачки совершают движения по нижней зоне глаз у:
кинестетиков

 При переработке информации зрачки совершают движения по средней зоне глаз у:
аудиалистов

 Привычка приписывать ответственность за успешные и неуспешные события себе и другим людям, в зависимости от позиции участника событий или наблюдателя, есть:
каузальная атрибуция

 Процесс обмена информацией, значимой для участников общения, называется:
коммуникацией

 Процесс осознания того, как человек воспринимается другими людьми, есть:
социально-психологическая рефлексия

 Проявляющееся в общении ярко выраженное упрямство при отстаивании своих взглядов свойственно для акцентуантов типа
интровертированного

 Проявляющиеся в общении негативные черты личности: крайняя чувствительность, слезливость, способность провоцировать нападки невоспитанных или раздражительных людей, свойственны для акцентуантов типа
эмотивного

 Проявляющиеся в общении негативные черты личности: легкомысленность, раздражительность, недостаточно серьезное отношение к обязательствам, характерны для акцентуантов типа
гипертимного

 Проявляющиеся в общении негативные черты личности: неадекватные вспышки гнева и ярости, жестокость, ослабленный контроль над своими впечатлениями, свойственны для акцентуантов типа
возбудимого

 Проявляющиеся в общении негативные черты личности: обидчивость, честолюбие, самонадеянность, непомерные требования к окружающим, мстительность, ревность, свойственны для акцентуантов типа
застревающего

 Проявляющиеся в общении негативные черты личности: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, свойственны для акцентуантов типа
дистимического

 Проявляющиеся в общении негативные черты личности: повышенное беспокойство, беззащитность, ранимость, свойственны для акцентуантов типа
тревожный

 Проявляющиеся в общении негативные черты личности: подверженность чужому влиянию, необдуманность поступков, легковерие, стремление к развлечениям, склонность к сплетничанию, свойственны для акцентуантов типа
экстравертированного

 Проявляющиеся в общении негативные черты личности: формализм, «крючкотворство», жесткое следование определенным алгоритмам поведения, свойственны для акцентуантов типа
педантичный

 Проявляющиеся в общении негативные черты личности: чрезмерная впечатлительность, подверженность отчаянию и паникерству, свойственны для акцентуантов типа
лабильного

 Проявляющиеся в общении негативные черты личности: эгоизм, хвастливость, ложь, отлынивание от работы, необузданность поступков, свойственны для акцентуантов типа
демонстративного

 Расположение партнеров при общении за столом напротив друг друга способствует развитию
соперничества

 Расположение партнеров с разных сторон стола по диагонали способствует подчеркиванию их:
независимости

 Расположение партнеров у угла стола наиболее приемлемо для ведения
дружеской беседы

 Распространение на психофизиологическом уровне эмоционального состояния одного человека на других людей есть:
психическое заражение

 Ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения) относятся к средствам
паралингвистическим

 Системы образов, представлений и ощущений, являющиеся каналами и средствами связи сознания с подсознанием и окружающим миром, называются:
модальностями

 Социальная перцепция — это процесс …
построения образа партнера по общению

 Социальная чувствительность — это способность человека …
правильно воспринимать и понимать людей

 Способность человека отходить от собственной позиции и принимать точку зрения других людей называется:
децентрацией

 Способность человека правильно строить предложения и речь в целом свидетельствует о его культуре
грамматической

 Среди перечисленных элементов, наиболее выразительными элементами мимики являются:
брови
уголки губ

 Считается неэтичным звонить на дом партнеру без предварительной договоренности и экстренной необходимости
после 22:00

 Такесика представляет собой область научного знания, исследующая проявления человеческой психики в:
прикосновениях к партнеру

 Термином «акцентуации характера» обозначаются:
гипертрофированно выраженные черты характера

 Физиогномическая редукция — это:
связывание поведения человека с его внешним обликом

 Фонетическая культура человека проявляется в его способности
правильно и отчетливо произносить слова

 Формула побуждения партнера к принятию решения: «Прежде, чем Х — Y?”, составляет основу приема психологического воздействия
«Допущение»

 Формула побуждения партнера к принятию решения: «Х определяю я, Y — Вы?», составляет основу приема психологического воздействия
«Право выбора»

 Формула побуждения партнера к принятию решения: «Х сейчас (здесь) или после (там) Y?», составляет основу приема психологического воздействия
«Выбор без выбора»

 Формулирование сообщения в терминах ведущей модальности партнера по общению составляет процесс
вербального присоединения

 Целенаправленное изменение окружающей среды партнера в целях изменения его поведения называется воздействием:
косвенным

 Человек не воспринимает сообщения, подаваемые со скоростью свыше
2,5 слов в секунду

 Человек, мыслящий ощущениями, считается:
кинестетиком

 Человек, мыслящий преимущественно образами, является:
визуалистом

 Человек, мыслящий преимущественно словами, относится к числу
аудиалистов

 Человеческое сознание не воспринимает смысл фраз, состоящих из количества слов более чем
13

 Эффектом первичности называется тенденция строить представление о человеке на основе
первого впечатления о нем

Вопрос 1. Интерактивная сторона общения отражает процесс

  • Ответ: упорядоченной смены коммуникативных ролей

Вопрос 2. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: легкомысленность, раздражительность, недостаточно серьезное отношение к обязательствам, характерны для акцентуантов типа

  • Ответ: гипертимного

Вопрос 3. Активное участие в монологе партнера по общению посредством использования приемов выяснения, перефразирования, резюмирования, отражения чувств, называется слушанием

  • Ответ: рефлексивным

Вопрос 4. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: крайняя чувствительность, слезливость, способность провоцировать нападки невоспитанных или раздражительных людей, свойственны для акцентуантов типа

  • Ответ: эмотивного

Вопрос 5. Из перечисленных пунктов, культуру речевого общения составляют:

  • Ответ: грамматическая культура
  • Ответ: лексическая культура
  • Ответ: фонетическая культура

Вопрос 6. Коммуникативный барьер характера в общении проявляется в:

  • Ответ: наличии ряда выраженно негативных коммуникативных качеств у акцентуантов

Вопрос 7. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, свойственны для акцентуантов типа

  • Ответ: дистимического

Вопрос 8. Лицо, действующее в конфликте от своего имени и отстаивающее собственные интересы, относится к числу оппонентов ранга

  • Ответ: первого

Вопрос 9. От каких из перечисленных факторов, зависит эффект внушения:

  • Ответ: авторитета, обаяния и воли внушающего
  • Ответ: доверия между партнерами
  • Ответ: настроя, психического состояния и воли реципиента
  • Ответ: структуры сообщения

Вопрос 10. Считается неэтичным звонить на дом партнеру без предварительной договоренности и экстренной необходимости

  • Ответ: после 22:00

Вопрос 11. Манипуляторами называют тех, кто пытается управлять мыслями, эмоциями и поступками других людей, …

  • Ответ: игнорируя их собственные интересы

Вопрос 12. В случае, когда интересы более высокого порядка требуют исключить конфликтное поведение, а конфликтная ситуация позволяет ее «законсервировать», наиболее успешной является стратегия:

  • Ответ: приспособления

Вопрос 13. При переработке информации зрачки совершают движения по верхней зоне глаз у:

  • Ответ: визуалистов

Вопрос 14. Эффектом первичности называется тенденция строить представление о человеке на основе

  • Ответ: первого впечатления о нем

Вопрос 15. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: чрезмерная впечатлительность, подверженность отчаянию и паникерству, свойственны для акцентуантов типа

  • Ответ: лабильного

Вопрос 16. Социальная перцепция — это процесс …

  • Ответ: построения образа партнера по общению

Вопрос 17. Человек, мыслящий ощущениями, считается:

  • Ответ: кинестетиком

Вопрос 18. Лицо, отстаивающее в конфликте интересы взаимодействующих структур, относится к числу оппонентов ранга

  • Ответ: третьего

Вопрос 19. Лучше запоминается информация, расположенная в сообщении в:

  • Ответ: начале

Вопрос 20. Неречевые вкрапления в речь (смех, плачь, вздохи, хмыкание и др.) являются средствами

  • Ответ: экстралингвистическими

Вопрос 21. Ошибка восприятия, заключающая в тенденции распространять впечатления от отдельных качеств и поступков человека на оценку всей личности, называется:

  • Ответ: гало-эффектом

Вопрос 22. Навыки ролевого поведения отражают способность человека, занимая определенную социальную позицию, …

  • Ответ: соответствовать социальным ожиданиям

Вопрос 23. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: обидчивость, честолюбие, самонадеянность, непомерные требования к окружающим, мстительность, ревность, свойственны для акцентуантов типа

  • Ответ: застревающего

Вопрос 24. Область научного знания, исследующая зависимость психологических параметров процесса общения от его пространственно-временных характеристик, есть:

  • Ответ: проксемика

Вопрос 25. Богатство словарного запаса человека, точность, выразительность и доступность употребляемых слов отражает культуру

  • Ответ: лексическую

Вопрос 26. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: эгоизм, хвастливость, ложь, отлынивание от работы, необузданность поступков, свойственны для акцентуантов типа

  • Ответ: демонстративного

Вопрос 27. Человек, мыслящий преимущественно словами, относится к числу

  • Ответ: аудиалистов

Вопрос 28. Формула побуждения партнера к принятию решения: «Прежде, чем Х — Y?”, составляет основу приема психологического воздействия

  • Ответ: «Допущение»

Вопрос 29. Межличностный конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций во взаимоотношениях индивидов, связанное с:

  • Ответ: отрицательными эмоциональными переживаниями

Вопрос 30. Жесты, указывающие на возможную неискренность партнера, характеризуются:

  • Ответ: стремлением спрятать кисти рук, прикрыть рот

Вопрос 31. Физиогномическая редукция — это:

  • Ответ: связывание поведения человека с его внешним обликом

Вопрос 32. Из перечисленных вариантов, к понятию «этикет» относятся:

  • Ответ: установленный порядок поведения сторон в деловом взаимодействии

Вопрос 33. Для деловой партнерской беседы оптимальным расположением партнеров является их размещение

  • Ответ: с одной стороны стола

Вопрос 34. Способность человека отходить от собственной позиции и принимать точку зрения других людей называется:

  • Ответ: децентрацией

Вопрос 35. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: подверженность чужому влиянию, необдуманность поступков, легковерие, стремление к развлечениям, склонность к сплетничанию, свойственны для акцентуантов типа

  • Ответ: экстравертированного

Вопрос 36. При переработке информации зрачки совершают движения по средней зоне глаз у:

  • Ответ: аудиалистов

Вопрос 37. Выразительные движения тела называются:

  • Ответ: пантомимикой

Вопрос 38. Формула побуждения партнера к принятию решения: «Х определяю я, Y — Вы?», составляет основу приема психологического воздействия

  • Ответ: «Право выбора»

Вопрос 39. Процесс обмена информацией, значимой для участников общения, называется:

  • Ответ: коммуникацией

Вопрос 40. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: неадекватные вспышки гнева и ярости, жестокость, ослабленный контроль над своими впечатлениями, свойственны для акцентуантов типа

  • Ответ: возбудимого

Вопрос 41. Распространение на психофизиологическом уровне эмоционального состояния одного человека на других людей есть:

  • Ответ: психическое заражение

Вопрос 42. Человек не воспринимает сообщения, подаваемые со скоростью свыше

  • Ответ: 2,5 слов в секунду

Вопрос 43. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: повышенное беспокойство, беззащитность, ранимость, свойственны для акцентуантов типа

  • Ответ: тревожный

Вопрос 44. Проявляющееся в общении ярко выраженное упрямство при отстаивании своих взглядов свойственно для акцентуантов типа

  • Ответ: интровертированного

Вопрос 45. Человеческое сознание не воспринимает смысл фраз, состоящих из количества слов более чем

  • Ответ: 13

Вопрос 46. Социальная чувствительность — это способность человека …

  • Ответ: правильно воспринимать и понимать людей

Вопрос 47. Коммуникативная зона для общения с большими аудиториями — это зона …

  • Ответ: публичная

Вопрос 48. Фонетическая культура человека проявляется в его способности

  • Ответ: правильно и отчетливо произносить слова

Вопрос 49. Коммуникативная зона, предназначенная для общения с родными и близкими людьми, — это зона …

  • Ответ: интимная

Вопрос 50. Расположение партнеров с разных сторон стола по диагонали способствует подчеркиванию их:

  • Ответ: независимости

Вопрос 51. Нарушение этических норм общения влечет за собой санкции

  • Ответ: моральные

Вопрос 52. Привычка приписывать ответственность за успешные и неуспешные события себе и другим людям, в зависимости от позиции участника событий или наблюдателя, есть:

  • Ответ: каузальная атрибуция

Вопрос 53. Из перечисленных пунктов, к этике относятся:

  • Ответ: кодекс правил общения людей
  • Ответ: учение о морали, как одна из форм общественного сознания

Вопрос 54. Внимательное молчание, характеризующееся минимальным речевым вмешательством в монолог партнера по общению («угу-поддакивание», кивки головой, реплики и т.п.), называется слушанием

  • Ответ: нерефлексивным

Вопрос 55. Формула побуждения партнера к принятию решения: «Х сейчас (здесь) или после (там) Y?», составляет основу приема психологического воздействия

  • Ответ: «Выбор без выбора»

Вопрос 56. Расположение партнеров у угла стола наиболее приемлемо для ведения

  • Ответ: дружеской беседы

Вопрос 57. При выраженном преимуществе над оппонентом в ранге, отсутствии позитивной перспективы в сотрудничестве и жизненной важности объекта конфликта, эффективной является стратегия

  • Ответ: соперничества (конкуренции)

Вопрос 58. «Эффект ореола» представляет собой ошибочное стремление человека при восприятии партнера по общению

  • Ответ: распространять общее впечатление о нем на восприятие конкретных поступков

Вопрос 59. Из перечисленных элементов, к эмпатии относятся:

  • Ответ: вчувствование в переживания партнера
  • Ответ: постижение эмоционального состояния собеседника
  • Ответ: сопереживание

Вопрос 60. Термином «акцентуации характера» обозначаются:

  • Ответ: гипертрофированно выраженные черты характера

Вопрос 61. Из перечисленных определений, обозначается термином «ингрупповой фаворитизм»:

  • Ответ: предпочтение в восприятии и оценке членов своей группы в противовес (в ущерб) членам некоторых других групп

Вопрос 62. Лучше выполняется требование, расположенное в сообщения

  • Ответ: конце

Вопрос 63. Из перечисленных элементов, в структуру конфликтной ситуации входят:

  • Ответ: образ конфликтной ситуации
  • Ответ: объект конфликта
  • Ответ: оппоненты
  • Ответ: притязания сторон
  • Ответ: социальные условия конфликта

Вопрос 64. Целенаправленное изменение окружающей среды партнера в целях изменения его поведения называется воздействием:

  • Ответ: косвенным

Вопрос 65. Из перечисленных вариантов, являются средствами сознательного воздействия на партнера в процессе общения:

  • Ответ: выбор времени, места, состава участников
  • Ответ: организация ритмичного взаимодействия
  • Ответ: построение пространства взаимодействия
  • Ответ: применение специальных методик вербальных и невербальных методик
  • Ответ: управление эмоциональной атмосферой

Вопрос 66. Мысленное вхождение в поле сознания и жизненную ситуацию другого человека, оценка событий и фактов, целей и процесса общения его глазами, называется:

  • Ответ: идентификацией

Вопрос 67. Жесты, включающие потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань, — это жесты …

  • Ответ: ожидания

Вопрос 68. Переплетение пальцев рук, пощипывание ладоней, постукивание по столу пальцами — это жесты, отражающие …

  • Ответ: нервозность и неуверенность

Вопрос 69. Такесика представляет собой область научного знания, исследующая проявления человеческой психики в:

  • Ответ: прикосновениях к партнеру

Вопрос 70. Из перечисленных вариантов, к вербальным средствам относятся:

  • Ответ: грамматика
  • Ответ: дикция
  • Ответ: морфология
  • Ответ: синтаксис
  • Ответ: словарный запас
  • Ответ: фразеология

Вопрос 71. В случае, когда оппоненты притязают на один объект, но имеют примерно равные ранги, не могут и не хотят выяснять отношения в решительной борьбе, эффективна стратегия:

  • Ответ: компромисса

Вопрос 72. Избираемые схемы интеллектуальной оценки, эмоционального реагирования и практических действий в конфликтной ситуации называются:

  • Ответ: стратегией поведения в конфликте

Вопрос 73. Коммуникативная зона, предназначенная для светского общения с приятелями и коллегами, — это зона …

  • Ответ: личная

Вопрос 74. Неконгруэнтность представляет собой дисгармонию, несовпадение

  • Ответ: вербальных и невербальных проявлений человека

Вопрос 75. Из перечисленных компонентов, в коммуникативную компетентность входят:

  • Ответ: навыки ролевого поведения
  • Ответ: самооценка
  • Ответ: социальная чувствительность
  • Ответ: уровень владения коммуникативными техниками

Вопрос 76. Системы образов, представлений и ощущений, являющиеся каналами и средствами связи сознания с подсознанием и окружающим миром, называются:

  • Ответ: модальностями

Вопрос 77. Ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения) относятся к средствам

  • Ответ: паралингвистическим

Вопрос 78. Жесты, включающие различного рода перекрещивание рук и ног, — это:

  • Ответ: закрытые жесты

Вопрос 79. Лицо, являющееся представителем задействованной в конфликте группы и отстаивающее групповые интересы, относится к числу оппонентов ранга

  • Ответ: второго

Вопрос 80. Процесс осознания того, как человек воспринимается другими людьми, есть:

  • Ответ: социально-психологическая рефлексия

Вопрос 81. Ошибка контраста — это неоправданное стремление человека при восприятии других людей …

  • Ответ: оценивать их поступки и дела только в белых и черных тонах

Вопрос 82. Человек, мыслящий преимущественно образами, является:

  • Ответ: визуалистом

Вопрос 83. Среди перечисленных элементов, наиболее выразительными элементами мимики являются:

  • Ответ: брови
  • Ответ: уголки губ

Вопрос 84. Расположение партнеров при общении за столом напротив друг друга способствует развитию

  • Ответ: соперничества

Вопрос 85. Коммуникативная зона, предназначенная для взаимодействия с партнером по официальным служебным и деловым вопросам, — это зона …

  • Ответ: социальная

Вопрос 86. Если конфликт не затрагивает жизненно важных интересов сторон, а партнер обладает более высоким рангом, целесообразнее всего использовать стратегию

  • Ответ: уклонения

Вопрос 87. Область научного знания, изучающая проявление психологических особенностей человека в его прикосновениях к партнеру по общению, — …

  • Ответ: такесика

Вопрос 88. Жесты, характеризующиеся соединением пальцев в купол «пирамиды» или раскачиванием на стуле, — это жесты …

  • Ответ: уверенности

Вопрос 89. Жесты, характеризующиеся отсутствием перекрещиваний рук и ног, возможностью визуального контроля за ладонями, — это:

  • Ответ: открытые жесты

Вопрос 90. Формулирование сообщения в терминах ведущей модальности партнера по общению составляет процесс

  • Ответ: вербального присоединения

Вопрос 91. Выразительные движения мышц лица — это:

  • Ответ: мимика

Вопрос 92. Способность человека правильно строить предложения и речь в целом свидетельствует о его культуре

  • Ответ: грамматической

Вопрос 93. Кинесика — область научного знания, изучающая

  • Ответ: внешние проявления чувств и эмоций

Вопрос 94. При переработке информации зрачки совершают движения по нижней зоне глаз у:

  • Ответ: кинестетиков

Вопрос 95. Проявляющиеся в общении негативные черты личности: формализм, «крючкотворство», жесткое следование определенным алгоритмам поведения, свойственны для акцентуантов типа

  • Ответ: педантичный

Психология и этика делового общения

Из перечисленных определений: 1) предпочтение в восприятии и оценке членов своей группы в противовес (в ущерб) членам некоторых других групп; 2) внутригрупповая сплоченность; 3) стремление отдельных членов группы к лидерству, обозначается термином «ингрупповой фаворитизм»

Психология и этика делового общения

Ошибка контраста — это неоправданное стремление человека при восприятии других людей

оценивать их поступки и дела только в белых и черных тонах

сравнивать их с другими людьми

подчеркивать преимущественно негативные качества партнеров

Психология и этика делового общения

В случае, когда оппоненты притязают на один объект, но имеют примерно равные ранги, не могут и не хотят выяснять отношения в решительной борьбе, эффективна стратегия

Психология и этика делового общения

Неконгруэнтность представляет собой дисгармонию, несовпадение

вербальных и невербальных проявлений человека

целей и средств в общении

действий партнеров по общению

целей и результата взаимодействия

Психология и этика делового общения

Навыки ролевого поведения отражают способность человека, занимая определенную социальную позицию,

умело выполнять функции партнера по общению

артистично выполнять профессиональные обязанности

соответствовать социальным ожиданиям

избегать конфликтных ситуаций

Психология и этика делового общения

Проявляющиеся в общении негативные черты личности: чрезмерная впечатлительность, подверженность отчаянию и паникерству, свойственны для акцентуантов типа

Психология и этика делового общения

Привычка приписывать ответственность за успешные и неуспешные события себе и другим людям, в зависимости от позиции участника событий или наблюдателя, есть

Психология и этика делового общения

Из перечисленных вариантов: 1) последовательность решения деловых вопросов; 2) установленный порядок поведения сторон в деловом взаимодействии; 3) правовые нормы ведения бизнеса, к понятию «этикет» относятся

Психология и этика делового общения

Проявляющиеся в общении негативные черты личности: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, свойственны для акцентуантов типа

Психология и этика делового общения

Проявляющиеся в общении негативные черты личности: подверженность чужому влиянию, необдуманность поступков, легковерие, стремление к развлечениям, склонность к сплетничанию, свойственны для акцентуантов типа

Психология и этика делового общения

В случае, когда интересы более высокого порядка требуют исключить конфликтное поведение, а конфликтная ситуация позволяет ее «законсервировать», наиболее успешной является стратегия

Психология и этика делового общения

Ошибка восприятия, заключающая в тенденции распространять впечатления от отдельных качеств и поступков человека на оценку всей личности, называется

ошибкой центральной тенденции

Психология и этика делового общения

Из перечисленных элементов: 1) оппоненты; 2) объект конфликта; 3) притязания сторон; 4) взаимная ненависть; 5) социальные условия конфликта; 6) образ конфликтной ситуации; 7) конфликтное противодействие, в структуру конфликтной ситуации входят

Психология и этика делового общения

Из перечисленных пунктов: 1) лексическая культура; 2) грамматическая культура; 3) артистическая культура; 4) фонетическая культура, культуру речевого общения составляют

Психология и этика делового общения

Проявляющиеся в общении негативные черты личности: крайняя чувствительность, слезливость, способность провоцировать нападки невоспитанных или раздражительных людей, свойственны для акцентуантов типа

Психология и этика делового общения

Если конфликт не затрагивает жизненно важных интересов сторон, а партнер обладает более высоким рангом, целесообразнее всего использовать стратегию

Психология и этика делового общения

От каких из перечисленных факторов: 1) авторитета, обаяния и воли внушающего; 2) настроя, психического состояния и воли реципиента; 3) доверия между партнерами; 4) структуры сообщения; 5) подбора места беседы, зависит эффект внушения

Психология и этика делового общения

Проявляющиеся в общении негативные черты личности: неадекватные вспышки гнева и ярости, жестокость, ослабленный контроль над своими впечатлениями, свойственны для акцентуантов типа

Психология и этика делового общения

Мысленное вхождение в поле сознания и жизненную ситуацию другого человека, оценка событий и фактов, целей и процесса общения его глазами, называется

Психология и этика делового общения

Межличностный конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций во взаимоотношениях индивидов, связанное с

профессиональными обязанностями

отрицательными эмоциональными переживаниями

Психология и этика делового общения

Из перечисленных вариантов: 1) словарный запас; 2) грамматика; 3) фразеология; 4) морфология; 5) синтаксис; 6) дикция; 7) тон; тембр голоса, к вербальным средствам относятся

Психология и этика делового общения

Проявляющиеся в общении негативные черты личности: эгоизм, хвастливость, ложь, отлынивание от работы, необузданность поступков, свойственны для акцентуантов типа

Психология и этика делового общения

Жесты, указывающие на возможную неискренность партнера, характеризуются

стремлением спрятать кисти рук, прикрыть рот

прикрыть глаза, опустить голову

Психология и этика делового общения

При выраженном преимуществе над оппонентом в ранге, отсутствии позитивной перспективы в сотрудничестве и жизненной важности объекта конфликта, эффективной является стратегия

соперничества (конкуренции)

Психология и этика делового общения

Проявляющиеся в общении негативные черты личности: обидчивость, честолюбие, самонадеянность, непомерные требования к окружающим, мстительность, ревность, свойственны для акцентуантов типа

Психология и этика делового общения

Из перечисленных компонентов: 1) самооценка; 2) социальная чувствительность; 3) интеллект; 4) уровень владения коммуникативными техниками; 5) навыки ролевого поведения, в коммуникативную компетентность входят


Подборка по базе: Заметка 3 июня 2023 г.15_40_55.pdf, Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республик, Заметка 2 июня 2023 г.09_58_38.pdf, Заметка 2 июня 2023 г.01_01_23.pdf, Adobe Scan 1 июня 2023 г. (1).pdf, ДЗ Цветков Р.В. ОНИ.doc, Социально-экономическая статистика Цветков В.П..docx, каз Концепция флешмоба к 1 июня 2023.docx, +++ Концепция флешмоба к 1 июня 17.05.2023 русс.doc, 22 июня.docx


Ошибки и эффекты, возникающие при построении образа другого
При восприятии другого человека возможны ошибки, влекущие за собой искажения в его образе, которые оказывают существенное влияние на отношение к нему. В психологии эти ошибки часто называют «эффектами восприятия». Они возникают при дефиците информации или при неумении пользоваться ею. Наибольший интерес эффекты первичности, новизны, ореола, гало-эффект, эффекты каузальной атрибуции, ошибки проекции и контраста.
Эффект первичности состоит в том, что первая информация, получаемая о незнако- мом человеке, первое впечатление о нем, имеют решающее значение для формирования
Чтобы избежать одностороннего, предвзятого отношения к человеку, сотруд-
нику полиции необходимо уметь своевременно обнаруживать проявление соци-
ально-перцептивных эффектов и блокировать их действие.
Эффекты, искажающие восприятие человека человеком
первичности ореола гало-эффект профессиональная и соци- альная принадлежность возраст, пол контраста проекции каузальной атрибуции новизны индивидуальный жизнен- ный опыт характер взаимоотношений социальная перцепция индивидуально- психологические особен- ности
Восприятие дру-
гого человека за-
висит от особен-
ностей восприни-
мающего

25 отношения к нему. Исследователи процессов социальной перцепции указывают на то, что по существу субъективный образ партнера, его эмоциональная оценка формируются в первые 15 секунд контакта. Однако именно в этот период времени человек может нахо- диться в несвойственном ему состоянии. Так, он может максимально мобилизоваться, осуществить тотальный контроль над своим поведением, и что называется «пустить пыль в глаза». Одежда, аксессуары, косметика и настроение – все это может быть подготовлено специально для партнера и вовсе не характеризовать личность человека. Нельзя также не предположить, что в последние минуты перед встречей с данным человеком могли про- изойти события, выбившие его из колеи. Более того, воспринимающая сторона также мо- жет находиться в состоянии, неблагоприятном для адекватной оценки других людей. По- этому, стремясь создать точный психологический портрет человека, не следует полагаться исключительно на первые впечатления, а необходимо постоянно получать и тщательно анализировать информацию о нем, проверять его.
Эффект новизны проявляется в том, что последняя информация о хорошо знакомом человеке существенно влияет на общее впечатление о нем. Нередко такая информация служит причиной для коренного изменения отношения к человеку. Здесь серьезной ошиб- кой является то, что при понимании данной информации зачастую не учитываются про- шлые знания, впечатления, отношение к партнеру, его заслуги в налаживании делового общения.
Эффект ореола отражает свойство людей в условиях дефицита информации о чело- веке распространять общее впечатление о нем на восприятие его конкретных поступков и личностных качеств.
Гало-эффект проявляется в тенденции распространять впечатление от отдельных ка- честв и черт поведения человека на оценку его личности в целом. Практика показывает, что внешнее поведение человека далеко не всегда отражает его истинные желания, состо- яния, личностные смыслы.
Эффекты каузальной атрибуции (приписывания причинности) проявляются в тен- денции оценивать свои и чужие достижения и неудачи с использованием различных кри- териев. Люди склонны чаще всего относить собственные достижения на счет личных спо- собностей, а успехи других людей – на счет внешних условий. И, напротив, свои пробле- мы люди стремятся объяснить внешними факторами, а неудачи других – их внутренними качествами.
Ошибка проекции заключается в стремлении объяснить поведение другого человека путем приписывания ему своих собственных осознаваемых и неосознаваемых побужде- ний.
Ошибка контраста проявляется в стремлении оценивать всех людей, их поступки и слова либо в «белых», либо в «черных» тонах.

26
Приемы и правила построения точного образа партнера по общению
Наиболее важные источники психологической информации
Статистические особенности
Среднеустойчивые особенности
Динамические особенности

Тип телосложения

Форма головы

Лицо

Форма рук и пальцев

Цвет волос и глаз

Мимика

Окологлазные мышцы

Взгляд и схема движения зрач- ков

Положение тела в пространстве

Манера говорить

Темп и ритм речи

Тембр голоса

Характер жестов

Дистанции в общении

Цвет кожных покровов

Эмоциональное состояние

Социальное оформление внешности

Предпочтения в выборе цвета

Особенности почерка
Схема движения зрачков человека в процессе переработки им информации

27
Способность сотрудника полиции «просчитывать» по внешним проявлениям чело- века (словам, мимике, жестам, позам, походке и др.) его психические состояния, намере- ния, выявлять рассогласования в коммуникативных действиях является важнейшим усло- вием достижения целей профессионального взаимодействия.
Любые переживания человека так или иначе проявляются в его внешнем облике, мимике, жестах, позах, интонациях голоса и др. В процессе общения более 65% информа- ции о партнерах получают посредством наблюдения за ними, а не путем выслушивания их сообщений.
Слова человека – это чаще всего плод его сознания, результат оценки и прогнози- рования ситуации общения, работы «внутренней цензуры», тогда как движения мимиче- ской мускулатуры, тела – проекция подсознательных процессов.
Речь и телодвижения человека в одно и то же время могут давать наблюдателю разную, порой противоположную по значению, информацию. Если в словах выражается то, что человеку хотелось бы сказать, в жестах и мимике – то, что он реально испытывает, переживает и на что надеется.
Рассогласование между содержанием речи и жестов может стать видимым по не- скольким причинам.
Во-первых, установлено, что человек способен сознательно контролировать (дер- жать в поле внимания) в среднем 7±2 объекта. Человек вынужден следить за словами и жестами собеседника, регулировать свои мимику и пантомимику, реагировать на события, происходящие вокруг и т.п. Кроме этого, он может одновременно управлять лишь двумя- тремя объектами своего тела (например, выражением лица, жестикуляцией рук). В любом случае из-под сознательного контроля выпадают другие части тела (например, ноги, кор- пус тела и др.). В случае волнения, имеющего место тогда, когда человек пытается предъ- явить дезинформацию, ввести в заблуждение делового партнера, манипулировать им, именно те элементы тела человека, которые находятся вне сознательного контроля, выда- ют его неискренность или злой умысел.
Во-вторых, известно, что речью и негативными переживаниями управляют разные полушария коры головного мозга человека. Речью – левое, негативными переживаниями – правое. Поэтому в обстановке, когда одновременно реализуются как бы два контура об- щения (видимый и скрытый), могут появляться рассогласования в работе полушарий коры головного мозга и в регулируемых ими функциях. Такое рассогласование называется не-
конгруэнтностью.
Конгруэнтность – совпадение информации, передаваемой с помощью вербальных и невербальных средств.
Наиболее важными источниками психологической информации о партнере явля- ются: работа мимической мускулатуры лица, цвет кожных покровов, работа окологлазной мышцы и схемы движения зрачков, характер жестов, положение тела в пространстве
(направление разворота, угол наклона, напряженность, скованность), дистанционная по- зиция партнера, тембр голоса, темп и ритм речи и др.
О готовности партнера вести открытый, равный и честный диалог в определен- ной мере могут свидетельствовать: симметричная мимика; искренняя улыбка (уголки губ приподняты, вокруг глаз – морщинки); открытые жесты (жесты без перекрещиваний рук и ног, с открытыми и доступными для наблюдения ладонями), прямой взгляд, обращенность корпуса тела в сторону собеседника, внимательное слушание (кивание головой, поддаки- вание, задавание вопросов и др.), стремление приблизиться к партнеру на дистанцию 1-1,5 метра и др.

28
Вопрос 5. Техники и технологии
Техника выявления неискренности
Пути обнаружения обмана
Обнаружение обмана
По содержанию и технике передачи ин- формации
(вербальные ключи доступа)
По отношению к передаваемой ин- формации
(невербальные ключи доступа)
По реакция вегетативной нервной си-
стемы
По изменениям голосовых характеристик
По действиям опорно- двигательного аппарата
Уровни распознавания неискренности в общении
• жажда (сухость во рту)
• периодическое облизывание губ
• сужение зрачков
• тяжелое дыхание
• изменение цвета лица
• кривящийся рот
• напряженные губы
• учащенное моргание
• зевота
• нервный кашель, покашливание
• изменение тембра голоса
• покусывание губ
• частое (или сильное) сглатывание слюны
Психофизиологический
Вербальный
• чрезмерное подчеркивание своей честности
• жалобы на плохую память
• демонстрация пренебрежительного, вызывающего или враждебного тона
• провокация ответной грубости
• попытки вызвать симпатию, доверие, чувство жалости
• использование уклончивых ответов на вопросы
• ответ вопросом на вопрос
Невербальный
• частое изменение позы
• стряхивание мнимых пылинок с одеж- ды
• потирание рук
• интенсивное курение
• игра с предметами
• дрожь в коленях
• стремление спрятать
• свое тело, вывести его из поля зрения
• оттягивание воротника рубашки
• потирание века,
• прикрытие рта рукой
• избегание взгляда
• покачивание ногой
• чрезмерная улыбчивость

29
В общем потоке поступающей информации наиболее важными являются указания на его неискренность, нечестность. Абсолютно точные сведения о такой позиции собе- седника можно получить лишь после того, как он совершит конкретные неблаговидные поступки или заявит о желании совершить их. Тогда как о негативных эмоциональных переживаниях, сопутствующих такой позиции партнера, можно догадываться по наличию в его поведении выраженной неконгруэнтности. Эффективность решения задачи обнару- жения неискренности повышается тогда, когда для ее выполнения применяются специ- альные приемы, способы и техники.
Техника выявления неискренностисовокупность приемов, позволяющих обнару- жить рассогласование вербального и невербального поведения (неконгруэнтность) парт- нера по общению, использование им “жестов лжи”, стратегий конструирования информа- ции, переживание эмоционального дискомфорта, допущение логических ошибок в вер- бальных сообщениях. Каковы эти приемы?
1. Неконгруэнтность обнаруживается прежде всего путем выявления и фиксации различных «микросюжетов», имеющих место в функционировании вегетативной нерв- ной системы в стрессовой ситуации (ложь практически всегда сопровождается пережива- нием более или менее заметного стресса). Это могут быть едва заметные микродвижения
(подергивания, дрожание, видимое напряжение и др.) мимической мускулатуры лица, учащенное моргание и дыхание, покраснение или побледнение кожных покровов, сокра- щение зрачков, нарушение симметричности мимики, глотательные движения, (свидетель- ствующие о сухости во рту), повышенное потоотделение и др.
2. Ложь выявляется методом анализа жестов и в первую очередь жестов неискрен- ности и самоизоляции.
3. Наблюдение за схемой движения зрачков человека в процессе переработки им информации. Считается, что если в момент переработки той или иной информации зрачок находится в секторах визуального и аудиального конструирования, человек работает с информацией, которой ранее не обладал и которую теперь вынужден конструировать, со- здавать.
4. На психологическую неготовность партнера общаться в полной мере открыто и искренне указывают также его стремление избегать прямого контакта глазами, неодно- кратное отведение глаз в сторону, взгляды искоса, отсутствие морщинок вокруг глаз при улыбке.
5. Наблюдение за симметричностью его мимических и выразительных жестовых
движений. Доказано, что негативные эмоции чаще всего проявляются внешне несиммет- рично – «правило левой стороны», которое гласит: «То, что человек стремится показать партнеру по общению, отражается на правой стороне его лица и тела, а то, что он реально испытывает – на левой».
6. О негативных переживаниях человека могут свидетельствовать металлический
тембр голоса партнера по общению, «рваный» ритм его речи, повышение голоса, стрем-
ление максимально удалиться от собеседника.
Таким образом, неконгруэнтность обнаруживается в несоответствии различных внешних проявлений человека:
– между словами и невербальными действиями (мимикой, жестами, позой);
– между различными невербальными проявлениями (например, между мимикой и выбором дистанции общения);
– между выразительными мимическими и жестовыми движениями левой и правой половины лица и тела;
– между сознательно демонстрируемым поведением и проявлениями подсознания
(оговорками, ошибками, вегетативными реакциями, схемой движения зрачков и др.).

30
Основные формы взаимодействия в общении
Анализ интерактивной стороны общения представляет определенную сложность.
Вообще разделение трех сторон общения — коммуникативной, перцептивной и ин- терактивной возможно только как прием анализа.
В действительности нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия, или «чистое» восприятие. Как познание другого в общении, так и воздей- ствие, — всегда действие, одно без другого существовать не может.
В зависимости от цели все многообразие вариантов общения условно можно разде- лить на три основные формы: ролевое, коммуникация «масок», экспрессивное.
Ролевое (инструментальное, функциональное) — имеет целью выполнение совмест- ных действий, а также получение конкретной информации.
Ролевое взаимодействие — это взаимодействие в рамках функций и стереотипов, ко- торые соответствуют содержанию ролей партнеров: инструментальная роль и инструмен- тальное общение — это общение по поводу совместной деятельности, регламентируется оно документами. Ролевое межличностное общение — это общение в рамках той структуры отношений, которая сложилась между людьми.
О
С
Н
О
В
Н
Ы
Е
Ф
О
Р
М
Ы
Ролевое
(инструментальное, функциональное)
Коммуникация
«масок»
ОГРАНИЧЕ-
НИЯ
Психологические игры
Манипуляция
Ритуалы
Конвенциональное
Функциональное
Ролевое межличностное общение
Инструментальная роль и инструментальное общение
Общение такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мо-
тивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, и в
ходе которой формируются межличностные отношения между ними. Под
совместной деятельностью подразумеваются ситуации, в которых меж-
личностное общение людей подчинено общей цели – решению конкретной
задачи.
В.В.Знаков
Экспрессивное

31
Коммуникация «масок» — промежуточная форма между ролевым и экспрессивным взаимодействием в общении.
Маска — это совокупность знаков, передача которых обеспечивает бесконфликт- ность общения в случаях, когда имеются ограничения в нем. Ограничения могут быть конвенциональные. Функциональные ограничения связаны с выполняемой деятельно- стью.
Эффективной коммуникация «масок» может быть только при учете региональных и этнокультурных особенностей.
Экспрессивное общение более, чем на 2/3 является основой всего того, что мы го- ворим и делаем. Главное здесь — чувства, получение эмоций. Причем каждому человеку постоянно нужна своя доля эмоций, особенно положительных. Исследователи выделяют довольно большое количество разновидностей экспрессивного общения; однако среди разнообразия форм можно вычленить три основных, которые являются общепризнанны- ми: ритуалы; психологические игры; манипуляция. Сущность ритуалов и психологиче- ских игр заключается в гласном или негласном подтверждении нашего статуса.
Ритуальное общение ведет свое происхождение от социальных, межгрупповых си- туаций общения, где главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как члене общества. Партнер в таком общении явля- ется как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, в которых каждый участвует только как некоторая маска с заранее заданными свойствами и которые требуют от участников только одного, по мне- нию Ю.С.Крижанской и В.П.Третьякова, — знания правил игры.
В ритуальном общении для нас существенно следование роли – социальной, про- фессиональной или межличностной. Поэтому восприятие друг друга схематично. Целью ритуального общения является не изменение другого, не воздействие на него, а подтвер- ждение себя – своих мнений, своих представлений. Поэтому участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Интерактивная сторона ритуального общения определяется тем, что ситуация воспринимается как межгрупповая. Ритуальное общение – это чисто социальное общение.
При манипулятивном общении к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Существенной особенностью интерактивной сто- роны в манипулятивном общении является точный выбор позиции в общении. Манипуля- тивное общение – чрезвычайно распространенный вид общения.

Технологии эффективного взаимодействия и воздействия на
партнера по общению в ситуациях профессиональной
деятельности
В психологии воздействие трактуется как целенаправленный перенос дви-
жения и информации от одного участника взаимодействия к другому, сопро-
вождаемый изменением установок, намерений, представлений, оценок, со-
стояния и поведения человека, на которого оно было направлено.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое ошибка конвертации
  • Что такое ошибка компиляции microsoft vbscript
  • Что такое ошибка коммуникации
  • Что такое ошибка кодека
  • Что такое ошибка кода верификации