Дата создания: 24.11.2016
Дата обновления: 25.11.2016
Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.
Если обсуждать эту тему с позиции бёрновской теории субличностей – а это на пальцах легче всего, — то довольно часто источником лишения права на ошибку оказывается внутренний Родитель, причём контаминированный (заражённый) извне. Иными словами – у человека с детства в жизни был хотя бы один значимый взрослый, выступавший в роли «Да куда ты годишься без меня» – в роли категоричного авторитарного оценщика. И такой оценщик прививает своему ребёнку перфекционистское ощущение «Все люди обычные и могут ошибаться, а ты должен быть идеальным и всё делать идеально».
Как многим известно ещё со школьной скамьи, человек от рождения обладает разными правами: на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободу совести и так далее. Но есть у человека одно право, которым он также обладает от рождения, но часто ничего об этом не знает: потому что как только он может об этом узнать – у него это право отнимают и потом говорят, что отродясь у него этого права не было.
Это право на ошибку.
Можно даже сказать иначе: это не столько право человека, сколько неотъемлемое свойство. Потому что, как уже говорилось в одном из интервью в нашем блоге, делать ошибки — это для любого человека естественно, особенно если он обучается чему-то для себя новому. Человеку свойственно ошибаться, согласно латинской поговорке. И освоение нового (а любые шаги вперёд – всегда что-то новое) связано с неминуемыми первичными промахами.
Но это право/свойство человеку не столько дают, сколько отнимают в некоторых случаях. И логично ожидать, что человек, лишённый этого права, ничему новому в жизни просто не сможет научиться.
Если обсуждать эту тему с позиции бёрновской теории субличностей – а это на пальцах легче всего, — то довольно часто источником лишения права на ошибку оказывается внутренний Родитель, причём контаминированный (заражённый) извне. Иными словами – у человека с детства в жизни был хотя бы один значимый взрослый, выступавший в роли «Да куда ты годишься без меня» – в роли категоричного авторитарного оценщика. И такой оценщик прививает своему ребёнку перфекционистское ощущение «Все люди обычные и могут ошибаться, а ты должен быть идеальным и всё делать идеально».
Таким образом, ребёнок приобретает печально известный синдром отличника: существование в бинарной двухбалльной парадигме «либо пятёрка, либо ноль». И в эту систему право на любую ошибку уже подавно никак не вписывается: потому что даже одна ошибка – это уже не пятёрка, а значит, ноль. Не сделано, не достигнуто, не получилось – если не идеально и с ошибками. Сам процесс обучения и даже принятия решения об обучении пугает такого человека тем, что «я же буду делать ошибки, а это неприлично, нехорошо и т.д.», и он остаётся без новых знаний и новых возможностей. Только потому, что боится даже естественных первоначальных неудач.
Даже фраза «через тернии к звёздам» носителей синдрома отличника обычно не убеждает: потому что если через тернии, через ошибки – значит, к звёздам не дошёл. Даже Пушкин, который наше всё, для них не авторитет: опыт – сын ошибок трудных? Неправда. «Это пусть будет какой-нибудь чужой опыт, а ты, — говорит Родитель-контаминант своему носителю, — должен всё делать без ошибок, потому что именно ты на ошибки не имеешь права. Почему? Потому что я так сказал. И потому что если ты ошибся хоть раз – значит, неумеха и неудачник».
Так запрет на ошибки постепенно превращается в источник невроза.
Здесь важно помнить один значимый факт: у любой цензуры нет логики. У контаминированной – особенно. Но если применять к цензурным установкам логический анализ, то, что Бёрн называл внутренним Взрослым – то многие правила и устои оказываются, скажем так, не совсем состоятельными. В том числе и запрет права на ошибку.
Данный запрет часто влечёт за собой ещё и такую проблему, как прокрастинация.
Потому что ещё одна распространенная фраза «не ошибается только тот,
кто ничего не делает» часто переворачивается тем же контаминантом другой
стороной: «Вот, значит, ты ничего и не делай, если не можешь не
ошибаться». Правда, потом этому же человеку этим же контаминантом
предъявляются претензии, что он-де лентяй, ничего не делает и целыми
днями только лежит на диване. Но здесь опять вспомним, что у цензуры,
особенно контаминированной, нет логики.
Можно, конечно, сказать, что бывают такие ошибки, которые не исправишь, которые влекут за собой серьёзные последствия, материальные затраты и человеческие жертвы. Да, бывает: но, как правило, на столь ответственных должностях находятся люди, которые до того уже накопили профессиональный опыт в других, менее значимых вопросах, в том числе – совершая менее значимые ошибки. Потому что опыт – действительно сын ошибок трудных, и ни одно обучение без этого не обходится. А накопив такой опыт, можно уже занимать более ответственный пост, в том числе будучи способным более успешно прогнозировать развитие событий и более результативно подстраховываться от фатальных ошибок.
И когда право на ошибку отнимают у ребёнка, да что там – у любого обучающегося чему-то для себя новому – обычно это происходит оттого, что у его учителя или родителя есть свой контаминант, который уже ему твердит: твой ребёнок не должен никогда ошибаться, потому что если он ошибается – то ты плохой учитель/родитель. Идёт передача деструктивного непроработанного сценария во втором поколении. Соответственно, пытаясь защититься от этого прессинга, такой учитель запрещает ученику ошибаться. А то самому учителю будет плохо и больно.
Но при всем уважении к такому учителю – это его проблематика, а не его ученика.
Вообще крайне важно наделать в детстве мелких ошибок, чтобы понять, как делать «безошибочно». Например – ребёнок кидает мяч: три раза не попал куда хотел, на четвёртый попал. Так вырабатывается моторика движений, идущая через бессознательное и минующая сознание и внутреннюю цензуру. А в процессе взросления к «работе над ошибками» как источнику накопления опыта постепенно подключается логический безоценочный компонент: как сложилось, что не был достигнут желаемый результат, какие причинно-следственные связи были нарушены, на что обратить внимание при следующей попытке?
Точнее, этот компонент включался бы, если бы в массовом порядке не подавлялся тем самым Родителем-контаминантом.
И работа над ошибками – это не наказание, как делается в некоторых школах, а анализ. То самое накопление опыта, получение информации: где человеку не хватило тех или иных сведений, где и как нужно пополнить багаж знаний? Собственно говоря, работа над ошибками для того и делается, чтобы, как в психоанализе, не застревать в прошлом (и не страдать чувством вины), а анализировать это прошлое в настоящем для более продуктивного и счастливого будущего. Но если любая ошибка – это наоборот, провинность, то и работа над ошибками превращается в осуждение, в невротический прессинг, в источник только негативных эмоций: что, соответственно не позволяет человеку накапливать знания и опыт, а вновь и вновь возвращает его в состояние «я ничего не могу и я в этой жизни ноль без палочки».
Если приводить примеры, то аналитическая работа над ошибками делается примерно так: ребёнок протянул руку – потрогал утюг – обжёгся. Почему? Потому что утюг был горячий. Почему он был горячий? Потому что он был включён. Горячий утюг трогать за подошву нельзя, а холодный – можно. Как отличить горячий утюг от холодного? Целый перечень возможностей: посмотреть на лампочку-индикатор, прикоснуться утюгом к ткани и потом ее потрогать, провести ладонью около подошвы на некотором расстоянии, приложить мокрую тряпку, проследить, вставлена ли в розетку вилка утюга… А цензурный «анализ» куда короче: «Нельзя трогать утюг вообще, и точка». Притом ещё не даётся понятия, что такое утюг и как отличить его, например, от пылесоса. То есть – если не хочешь, чтобы тебе влетело, лучше не трогать ничего вообще.
Таким образом, если апеллировать не к цензуре, а к логике, получается следующее: действительно, опыт — сын ошибок трудных, и действительно, не ошибается тот, кто ничего не делает. И к звёздам в большинстве случаев можно пробиться только через существенные тернии. А самое главное – право на ошибку нельзя человеку дать: оно у него есть изначально, и ещё раз повторим то, с чего мы начали: по большому счету, это даже не право, а свойство любой личности. Особенно активной, обучающейся, деятельной. А внешняя цензурная контаминация это право/свойство у человека отнимает, подчас довольно болезненно. Но что ещё важно – бессмысленно бороться с подобным «внутренним оценщиком» за возвращение этого права: потому что в вопросах борьбы и подавления он натаскан куда лучше вас, и на этом поле, как говорится, легко вас задавит опытом. К контаминанту куда эффективнее применять средство, которое ему недоступно: логику. Анализ. Проверку установок на адекватность. Поначалу, правда, это бывает сложно: потому что любая цензура изначально воспринимается как голос Родителя, а в тех же цензурных установках «Родитель просто не может быть неправ»: возникают внутренние протестные блоки как препятствие к логическому анализу.
Но здесь как раз может быть полезна безоценочная аналитическая психотерапия как подключение стороннего внутреннего Взрослого, чтобы помочь клиенту справиться с невротическим контаминирующим прессингом. Чтобы человек сумел постепенно вернуть себе право ошибаться, право обучаться, право вести свою активную жизнь так, как хочет он сам, и двигаться к тем звёздам, которые нравятся ему самому.
© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва
Право на ошибку: позвольте ошибаться себе и окружающим
В русском языке есть одна очень показательная поговорка: знал бы где упаду – соломку бы подстелил. Проблема в том, что мы запасаемся соломкой скорее там, где она вероятнее всего уже не понадобится: беремся за работу, которую знаем вдоль и поперек. А когда видим места, где падения нам обеспечены, решаем туда просто не идти. И пропускаем из-за этого множество возможностей, достижений и приключений.
Почему? Просто со временем человеческий страх совершить ошибку и нанести ущерб своей самооценке становится сильнее природного любопытства. Банальный пример, который вы наверняка слышали: в год-полтора любой ребенок по степени бесстрашия, упорства и любопытства даст фору любому взрослому. Он учится ходить, бегать, и этот процесс буквально связано с падениями. Сдается ли он при первых попытках? Нет. Ну разве что может заплакать от усталости (что не чуждо и взрослым), но и это проходит, и он с новыми силами пробует вновь.
Но полуторагодовалым детям, в сущности, нет дела до того, кто что думает о том, как он ходит и падает. С возрастом человек все же больше оглядывается на окружение: что скажут другие? Как будут смотреть на меня, если я ошибусь? Если засмеют, то это будет слишком сильный удар по самооценке. Лучше пойду проторенными дорогами.
Ситуация осложняется, если человек требует сразу идеального результата не только от себя, но и от окружающих. Часто подчиненные такого руководителя до смерти боятся совершить ошибку и потому постоянно находятся в стрессе. Они бы, может, и рады пробовать, ошибаться и учиться на собственных ошибках, вырастая как специалисты, но часто у них просто не бывает выбора. Они топчутся на месте, и в конце концов это приводит к эмоциональному выгоранию. Грустно? Конечно.
Разумеется, все всегда идет от головы. По-хорошему, чтобы разобраться со страхом ошибаться на самом глубинном уровне, нужно обращаться к специалистам: психологу, психотерапевту, лайф-коучу, тренеру. Мы это понимаем, но все равно хотим дать несколько советов, как вернуть себе право на ошибку.
Поставьте цель правильно
У страха глаза велики, потому что перед ними встает огромная, как слон, задача. Вы наверняка знаете, что слона нужно есть по кусочкам, но мозг все равно при осознании масштаба задачи бьет тревогу. Есть тысячи методик, которые помогают распланировать свои дальнейшие действия правильно. Самое главное – запланировать и делать маленькие шаги, которые не вызывают у вас страха и желания отложить начатое. Страшно забраться на Эверест, но посмотреть документальный фильм о скалолазах и погуглить школы скалолазания в городе не составит труда.
Вообще, даже просто наличие плана – это уже первая ступенька к осуществлению вашей мечты. Страх постепенно будет становиться меньше, а в процессе вы втянетесь и будете вспоминать про него все реже и реже. Однако, есть одно но.
Откажитесь (!) от визуализации
Одна из самых частых рекомендаций, которую можно встретить – это составление “доски мечты”, или просто визуализация намерения. Да, кому-то это действительно помогает, вдохновляет, мотивирует. Но есть и те, кого визуализация может стопорить. Почему? Человек ощущает себя в моменте и видит перед собой картинку из прекрасного будущего – но не видит конкретный путь, который его к этой картинке приведет. Нет пути = не понятно, в какую сторону идти = страх ошибиться пойти не туда.
К тому же, для нашего мозга, в общем-то, без разницы, действительно ли мы делаем что-то для осуществления своих планов или только размышляем, как мы это делаем. Хороший выход из ситуации – все же сделать коллаж о своих мечтах (или просто прописать), но потом убрать его подальше.
Метод “100 отказов” или как научиться жонглировать
Знаете ли вы, чему в первую очередь учится жонглер? Ронять. Не подкидывать, не ощущать вес шарика в руке, а именно ронять. Ронять до бесконечности, пока мозг не примет правду: да, Наташ, мы все уронили, но это нормально! Ведь мы можем все поднять.
Хороший метод для работы над страхом ошибок – поставить себе конкретную цель ошибаться. “Я буду ошибаться. И я ошибусь и получу 100 отказов. И не успокоюсь, пока не получу именно 100!” И все. Во-первых, каждый промах теперь будет засчитан за победу. Во-вторых, вы привыкнете к этому процессу и перестанете его бояться. Ошибки будут казаться вам естественной частью жизни.
Кстати, возможно, что собрать 100 промахов быстро будет не так уж просто: смирившись с реальностью, где каждый может ошибиться, человек – удивительным образом! – начинает ошибаться меньше.
Метод быстрых побед
Маленькие быстрые победы укрепляют вашу веру в себя. Ставьте задачи на пять минут: позвонить, написать, отправить, встать, дойти, купить, прочитать, поговорить. Небольшие шаги в нужном направлении будут вызывать у вас всплеск эндорфинов, который подстегнет вас не бросать начатое.
Выходите из зоны комфорта комфортно
Отличной тренировкой по возвращению себе права ошибаться будет освоение нового хобби. Особенно, если оно творческое. В творчестве вообще не существует ошибок, там есть только одно негласное правило: “я художник (писатель, фотограф и т.д.), я так вижу”.
Вообще в любом хобби не страшно лажать. Это же хобби! Никто вас не укусит за ошибку. И вы себя тоже не кусайте. Пожалуй, новое хобби – это комфортный выход из зоны комфорта.
Аккуратно загляните в будущее
Используйте этот метод с осторожностью – у него схожий механизм с визуализацией. Тем не менее, вспомните: когда вам впервые пришла в голову ваша светлая идея. Месяц назад? Год? Три года, пять лет назад? Допустим, год назад. Теперь представьте два варианта развития ситуации:
-
- Вы ничего не сделали год назад, но начинаете сейчас, и через год вы уже на другом уровне жизни.
- Вы ничего не сделали год назад, ничего не будете делать и сейчас, и через год вы ровно на том же месте.
Какой вариант вам больше по душе? Послушайте свои ощущения. Кстати сказать, не удивляйтесь, если вам ближе второй вариант, а ощущения не вызывают дискомфорта: возможно, вы подхватили чужую мечту, и вам на самом деле это не нужно. Тогда самое время вычеркнуть ее из своего списка дел.
Попросите помощи
Этот совет мы давали уже в самом начале. Чтобы разобраться в своих страхах досконально, лучше обратиться к специалистам. Однако, тут есть и другой пример.
Допустим, всю жизнь хотели вручную собрать обеденный стол и стулья на дачную веранду, но не имеете понятия, как к этому подступиться. Здесь имеет смысл найти “тренера” профессионала: столяра, плотника, дизайнера мебели. То есть того, кто может вам помочь конкретным профессиональным советом по вашей теме. Обычно люди с опытом с удовольствием помогают новичкам и делятся своими техниками.
Успехов! И помните: право на ошибку – ваше естественное право 🙂
Читайте также:
-
- Почему soft skills нужно развивать с молодости?
- Семь способов принимать решения быстрее и качественнее
- Что мотивирует сотрудников? Ищем баланс
- Итого: занимаемся анализом своей жизни каждый месяц
- Карточки мотиваторов для сотрудников
Любой человек ошибается. Однако в системе социальных отношений под названием «право» эта аксиома действует с существенными ограничениями. Право устанавливает комплекс норм поведения, которые обязательны для всех. В случае отступления от этих правил следует наказание.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в некоторых случаях в законодательстве встречаются исключения, установленные для органов государственной власти. Например, Гражданско-процессуальный кодекс позволяет корректировать арифметические ошибки, описки и иные технические ошибки, допущенные судом при составлении процессуальных документов (статья 200)*.
Для журналистов правила деятельности установлены их главным отраслевым законом — «О средствах массовой информации», многие из них определяют, что журналист должен говорить и делать. В частности, статья 49 Закона обязывает журналиста проверять достоверность информации, авторизовать цитируемые высказывания, уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. А статья 4 предусматривает целый ряд запретов на разглашение информации.
В связи с действием строгих требований возникает вопрос: что если журналист провёл расследование и выяснил, что чиновник украл миллион, но, рассказывая в эфире об этом, упомянул о миллиардных кражах? Или опубликовал интервью, дав только слово герою, сам же не высказал никакой позиции?
Правомерны ли будут требования разгневанных визави работника прессы об опровержении и возмещении морального вреда? Чаще всего да. Но иногда и нет.
В законе и судебной практике есть некоторые концептуальные основания для формирования постулата: право на ошибку (неточность) в добросовестной работе журналиста существует и признаётся. Рассмотрим их в виде тезисов со ссылками на юридическое обоснование:
1. Журналист может допустить незначительную ошибку (описку или иное аналогичное нарушение), если следствием такого действия не является искажение восприятия события.
Приведённый принцип заложен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 года «О практике применения судами Закона «О средствах массовой информации»**. Пункт 24 документа предусматривает, что «сведения, которые содержат лишь отдельные неточности (например, описки), могут признаваться не соответствующими действительности только при условии, что эти неточности привели к утверждению о фактах, событиях, которые не имели места в тот период времени, к которому относятся распространённые сведения».
В дополнение к этому Верховный Суд указывает, что если в средстве массовой информации допущено неполное или одностороннее предоставление информации, которое ведёт к искажению восприятия реально произошедшего события, факта или последовательности событий, а также при условии, что опубликование нарушает права, свободы или охраняемые законом интересы гражданина или организации, указанные лица имеют право на опубликование своего ответа.
Из приведённого следует, что техническая ошибка допустима, если в результате неё не появился фейк либо оригинальный факт не был искажён. Правила устанавливают весьма тонкую грань, критерии допустимости и масштабности огрехов не вполне ясны. Но сам по себе факт признания допустимости ошибки позитивен.
2. Журналисты имеют право на преувеличение и даже провокацию, если аудитория при этом не вводится в заблуждение в отношении фактических обстоятельств дела.
Постановление Пленума Верховного Суда «О практике применения судами Закона «О средствах массовой информации» в п. 28 содержит следующее разъяснение: «Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьёй 5 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации юмористический и сатирический жанр, защищаемый статьёй 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, допускает большую степень преувеличения и даже провокации при условии, что общество не вводится в заблуждение относительно фактической стороны дела».
Это разъяснение базируется на практике Европейского суда по правам человека, который неоднократно использовал сходную правовую позицию при рассмотрении дел с участием журналистов. Аргументация ЕСПЧ в отношении степени допустимости преувеличения каждый раз базируется на совокупности факторов, которые, во-первых, сложно систематизировать и обобщить. Тем не менее можно утверждать следующее: преувеличение признаётся допустимым, когда речь идёт о дискуссии по общественно значимым вопросам, особенно политическим. Во-вторых, утверждения основываются на подтверждённых фактических обстоятельствах. И в-третьих, спорные выражения находятся на грани сообщения о факте и оценочного суждения.
При соблюдении этих условий весьма экспрессивные оценки могут признаваться возможными.
В качестве примера взгляда правоприменительной практики на приемлемую провокативность можно сослаться на решение Басманного районного суда по иску Евгения Джугашвили против «Новой газеты»***. 22 апреля 2009 года газета опубликовала статью «Виновным назначен Берия», в которой рассказывалось о расстреле польских пленных в Катыни. Автор статьи — бывший следователь военной прокуратуры, занимавшийся вопросами реабилитации жертв политических репрессий — выдвигал обвинения в отношении властей СССР, утверждая, что «…Сталин и чекисты повязаны большой кровью, тягчайшими преступлениями, прежде всего против собственного народа. <…> Бывший отец народов, а в действительности кровожадный людоед признан эффективным менеджером».
По мнению суда, рассматриваемые в публикации вопросы представляют значительный интерес для общества, в связи с чем автор имел право привлечь к ним внимание общественности посредством прессы, а изложенное им мнение не нарушает справедливого общественного баланса, необходимого в демократическом обществе. Отсутствуют какие-либо объективные признаки того, что автор статьи вышел за пределы обычно приемлемой степени критики, преувеличения или провокации при творческом изложении своих взглядов и убеждений, носящих высокую эмоциональную окраску.
Важно подчеркнуть, что суд не анализировал правдивость оспариваемых выражений. Он констатировал: слова, приведённые в статье, основаны на фактических данных, сформулированы в полемическом формате, затрагивают общественно значимые темы, выражают отношение автора к дискутируемой теме.
Выводы российского суда были подтверждены Европейским судом по правам человека, который также не увидел обоснованности в претензиях Евгения Джугашвили****.
В юридическом аспекте важно отметить, что российские суды расширяют понимание категории допустимого преувеличения или провокации и оперируют термином «право на ошибку», говоря о праве журналистов на собственное мнение и оценочное суждение*****.
3. Уровень ответственности за ошибку, допущенную самим журналистом или его источником, которого цитирует СМИ, должен быть дифференцированным.
ЕСПЧ в целом ряде решений в отношении России акцентировал внимание на существование в своей практике последовательного подхода: необходимо различать, исходят ли утверждения от журналиста или являются цитированием иных лиц, поскольку «наказание журналиста за содействие в распространении утверждений, сделанных другим лицом, серьёзно снизило бы вклад прессы в дискуссию по вопросам, представляющим общественный интерес, и оно не должно применяться, если отсутствуют особенно убедительные причины для этого»******. В российской практике этот принцип хотя и воспринимается в отдельных судебных решениях, сам по себе не является универсальным и общеприменимым.
4. Журналисты вправе допускать ошибки, если они основаны на использовании информации их источников, признаваемых достоверными с точки зрения закона.
Значительное число дел с участием журналистов заканчиваются для них безвредно благодаря действию статьи 57 Закона «О средствах массовой информации», перечисляющей случаи освобождения массмедиа от ответственности. Эта статья — один из столпов концепции права на ошибку. Она формирует массив информации, которая с точки зрения закона носит достоверный характер. Но перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, чем был дан в Постановлении Пленума Верховного Суда «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».
Сообщить об ошибке
Мар 14, 2017
Как редакциям использовать дипфейки
Крепкого здоровья, добра, счастья и благополучия
«И как только мы ее прочитали, буря кончилась, и засияло солнце…»
Вам будет интересно:
Имеет ли человек право на ошибку
Сложно представить жизнь безоблачной и идеальной, но человек все равно склонен корить себя за ошибки и осуждать за них окружающих. Люди, бесспорно, имеют право на ошибки. Нужно лишь разобраться в самом понятии и конструктивном отношении к неверным действиям.
Ошибка человека – это действия, которые привели к нежелательным последствиям. Такие свершения бывают ненамеренными или совершенными с другой целью. Причины ошибок разные: невнимательность, усталость, личные проблемы, незнание, введение в заблуждение другими людьми, наивность и глупость. Они возникают, когда человек не думает о возможных последствиях, живет одним днем, потакает своим слабостям. Ошибки совершаются на работе, в отношениях с посторонними, в семье, в любви и в воспитании. Порой они влияют только на жизнь самого человека, а иногда распространяются на окружающих, причиняют вред близким, ломают целые процессы. Люди не роботы, они могут повторять одну и ту же оплошность даже несколько раз. Не зря же говорят про «человеческий фактор».
Порой ошибка кажется таковой только на первый взгляд, а спустя время оказывается, что ситуация сложилась даже лучше. Например, не завел человек будильник, опоздал на важное совещание и потерял должность. Но спустя время он может получить гораздо более выгодное предложение от другого работодателя. Высший пилотаж – находить пользу в любом положении и извлекать урок из своих и чужих ошибок.
Вместе с правом на ошибку человек приобретает ответственность за последствия, к которым он приводит. Если в момент оплошности индивид не совладал с ситуацией, то он может реабилитироваться, исправив ее. Важно верно определить причину ошибки, проанализировать свое поведение, понять, что можно было сделать по-другому, и подумать, как действовать теперь. Тогда неверный шаг послужит уроком на будущее. А вот переживать впустую из-за ошибок прошлого, которые уже невозможно исправить, не нужно. Так человек теряет возможность смотреть в будущее и наслаждаться настоящим. И иногда это становится его самой большой ошибкой в жизни.
Ошибки могут приводить к настоящим трагедиям. За проступки, которые не просто ранят чувства окружающих, а приносят им ущерб и серьезный вред, следует наказание. Значит, человек не имеет право на те ошибки, которые нарушают чужие границы и противоречат закону. В этом случае ситуация достойна не просто морального порицания. Каждый индивид сам определяет ту черту, за которую он может переступить. Одного человека замучает совесть за малейшую провинность, а другой с легкостью забудет о своих серьезных ошибках. Важно найти среднее между перфекционизмом и абсолютно некритичным отношением к своему поведению.
Осознать ошибку как часть обучения
«Ты же только учишься», — спокойно говорят нам в пять, шесть, семь лет, когда мы делаем первые шаги в обществе и пытаемся найти свои границы возможного. С возрастом запросы окружающих по отношению к нам растут — уже с подростковых лет от нас ждут, что мы что-то читали, что-то точно знаем и умеем и наверняка не подведем. Если же мы размениваем четвертый или пятый десяток на новой работе или в новых отношениях, от нас ждут всемогущего опыта и всезнания, особенно если за спиной 20 лет карьеры и пара браков. При этом мы можем продолжать учиться, но никто не берет это в расчет.
Обучение действительно занимает у многих людей немало времени. Умея радовать других и никого не подводить, перфекционисты часто всю жизнь учатся беречь себя и рассчитывать собственные силы. После долгого перерыва на работе или в учебе отличники заново вспоминают, как добиваться целей. Люди с детьми учатся всю жизнь совмещать работу и домашние обязанности. Любители путешествий мечтают сочетать гибкий график и стабильный заработок. Но, к сожалению, окружающая среда не так внимательна и снисходительна к нам, как много лет назад, когда мы только делали первые шаги.
В новой и незнакомой ситуации оказывается очень важным проговорить: «Это для меня новое дело, я сейчас буду учиться». Это не вредно говорить на работе и в отношениях, не зазорно повторять при появлении детей или освоении трудного хобби. Если нет возможности говорить это вслух, говорите про себя. Разделяйте обучение на этапы, анализируйте промахи, но не драматизируйте, потому что, скорее всего, ваши ошибки в первую очередь видите вы сами.
И самое главное в этом — понимающая команда, будь это партнер или сотрудники на работе. Если они внимательно относятся к вашему росту, вникают в ваше положение и терпеливо учат, а не нервно прикрикивают и чуть что выходят из себя — вы, скорее всего, научитесь быстрее и не усвоите вредное для самооценки чувство вины.
Выяснить необратимость ошибки
Большинство ошибок сразу после обнаружения кажутся катастрофическими — грубая реплика, провальная встреча, дурацкое свидание, гигантская ссора. Главное — не бросаться в мгновенные реакции, а остыть и «переночевать» с ситуацией один день, взять дистанцию. Большинство необратимых ошибок — это на самом деле обратимые действия, которые можно изменить (с дискомфортом, но изменить) или извиниться за них.
Спокойный самоанализ и искренние извинения могут выровнять эмоциональный фон, а четкий порядок действий поможет рационализировать потери. В оценке ошибок принципиальна их системность — разовая это ошибка или постоянная проблема, которая не дает вам покоя.
Например, вы доверились не тому человеку и потеряли из-за этого много денег. Это в первый раз или предчувствие вас уже подводило? Может быть, пора просчитать гарантии и риски с помощью документов? Или расставание с нынешним партнером проходит по тому же сценарию, что и с прежним. Что изменилось? Есть ли постоянные факторы? Чему вы научились за эти отношения? Системность ошибки помогает понять корни проблемы.
Принятые на нервах скоропалительные решения обходятся вам слишком дорого? Выход простой — никогда не бросаться закрывать все вопросы в один момент, растянуть решение во времени. Ссоры с детьми строятся по одному и тому же паттерну? Прочитайте литературу по воспитанию и решите, где раз за разом даете сбой. Большинство системных ошибок исправляется, если вовремя включать самокритику. За большую часть случайных промахов можно себя простить — если от этого никто не пострадал: просто предпримите действия по их исправлению или пообщайтесь с человеком, на которого ваш неправильный поступок сильно повлиял. Если же вы виноваты в фатальной ошибке, которая не дает вам покоя многие годы, лучше решать это противоречие в компании опытного психотерапевта.
Не фиксироваться на негативных сценариях
Уверенность в необратимости ошибок автоматически включает тревожное мышление — для разных людей это свои негативные сценарии. Кто-то страдает комплексом самозванца (страх, что ты занимаешь чужое место и тебя раскроют), кто-то чувствует наступление знакомого физического расстройства, кто-то боится провала в важном проекте, кто-то в память о прошлых неудачных отношениях заранее предрекает и нынешним только проблемы и взаимную боль.
Зацикленность на негативных сценариях чаще всего связана с болезненной реакцией на прошлые ошибки и неприятный опыт. Некомфортные сексуальные контакты, давний конфликт с родителями, травматичное увольнение — все это, не отболев, может быть причиной для выстраивания нового негативного сценария: с новым партнером, во время следующей встречи с родителями, на новой работе.
Самый простой метод избавления от навязчивых мыслей — с холодной головой и человеком прагматичного склада ума, который на вашей стороне, обсудить ошибки прошлого и то, чему они вас научили. Вы провалили задание потому, что не подходите для этой работы, или потому, что неправильно распорядились временем? Если первое — это повод искать работу в другой сфере, если второе — четко разобраться с планированием рабочих процессов. Неудачный сексуальный опыт — результат непонимания, насилие или несовместимость? Вы обидели близкого человека — погорячились, вам действительно не нравится ваше общение или он тоже обидел вас? Каждый ответ дает новые векторы в дальнейшем выборе.
Думать об ошибке, не размышляя о ее исправлении, мучительно и непродуктивно, так что вместо мыслей об апокалиптическом сценарии провала проанализируйте, что есть в ваших руках для облегчения ситуации. Представлять самые трудные исходы событий не стоит — во-первых, люди и обстоятельства меняются со стремительной силой, во-вторых, вы не можете предсказать, какие возможности и шансы получите после следующей ошибки. Подумайте, как распорядиться удачными стечениями обстоятельств, и обращайте внимание на них: прошлые ошибки часто все равно знаете только вы и вы же всегда свободны поступить иначе.
Учиться просить помощи
«Я не умею, я только учусь», «Это для меня в новинку» — это, казалось бы, нетипичное поведение взрослого человека: стыдно признаваться, что тебе что-то не удается. Принято комплексовать, если в жизни никогда «не было серьезных отношений». Принято хоронить социальную жизнь, если после института не получилось завести друзей, а маленькие дети отдалили тебя от окружения. Принято бояться новой работы, если на старой было не все гладко. И конечно, принято говорить «Я справлюсь» и «Я все понял» — если не хочется прослыть ничего не умеющим дураком.
С одной стороны, прося помощи, мы, конечно, становимся уязвимы. С другой — учимся понимать людей: согласитесь, когда на одну и ту же просьбу один человек отвечает раздражением, а другой — участием, нам становится понятно, что в целом за люди перед нами. Просить о помощи нужно уметь — и этому взрослых тоже не учат. Чтобы не совершить ошибку, при новом и незнакомом задании на работе попросите раздробить его на много мелких частей и сверяйте с коллегами или руководителем промежуточные этапы. Если это новые отношения, в которых вы с партнером двигаетесь интуитивно, честно признайтесь: «Я не могу понять, что ты просишь. Пожалуйста, объясни мне». Конкретные инструкции лучше обтекаемых руководств к действию. Простые договоренности о ежедневных правилах комфорта нагляднее наполеоновских планов о совместном будущем.
Если на ваши простые запросы о помощи окружающие реагируют обтекаемо и уходят от ответа, это плохая новость. Скорее всего, они сами не очень представляют, какой результат им нужен. Но и за ошибку вы не отвечаете целиком, а делите ответственность. Потому что выбор и в работе, и в отношениях всегда делают двое — и часто ошибки относятся к двум сторонам. Если окружающие неспособны сформировать требования к вам, озвучьте вашу свободу действий и поступайте по собственному разумению, сверившись с другими, тогда эта ошибка уже точно не будет персонально ваша.
© Junior Gonzalez/Getty Images
Вовремя признавать неправоту
Извиняться и признавать ошибку — еще один навык, которому не учат: проще держать лицо и не опускаться до объяснений, чем продемонстрировать неспособность к диалогу и глухость к собеседнику. Меня неправильно поняли? Это потому, что у них неправильный тип мышления, а не я высказался сбивчиво и не по делу. На меня обиделись? Это потому, что они эмоционально реагируют. Меня раскритиковали? Это потому, что нужно хоть к чему-то придраться. Мы редко видимся? Наверное, мы просто не самые близкие друзья.
Причины для внезапного охлаждения, отдаления, потери эффективности и конфликтов на работе часто лежат в наших случайных или систематических ошибках. Уметь извиняться, когда задеты чувства другого, и переводить конфликт в прагматичную плоскость решений, когда требуется практический подход, — это важное свойство человека, который смирился с тем, что он не ведет себя идеально.
Если вы чувствуете напряжение в рабочих или личных отношениях, нет более эффективного средства, чем прямой разговор. Он может быть не очень приятным (мы предупреждали), но если сохранение отношений вам дорого и вы ощущаете промах со своей стороны, чистосердечное извинение — первый шаг к тому, чтобы в следующий раз вы подумали, как чувствует себя человек, на которого направлено ваше решение.
Осознать ошибку как часть обучения
«Ты же только учишься», — спокойно говорят нам в пять, шесть, семь лет, когда мы делаем первые шаги в обществе и пытаемся найти свои границы возможного. С возрастом запросы окружающих по отношению к нам растут — уже с подростковых лет от нас ждут, что мы что-то читали, что-то точно знаем и умеем и наверняка не подведем. Если же мы размениваем четвертый или пятый десяток на новой работе или в новых отношениях, от нас ждут всемогущего опыта и всезнания, особенно если за спиной 20 лет карьеры и пара браков. При этом мы можем продолжать учиться, но никто не берет это в расчет.
Обучение действительно занимает у многих людей немало времени. Умея радовать других и никого не подводить, перфекционисты часто всю жизнь учатся беречь себя и рассчитывать собственные силы. После долгого перерыва на работе или в учебе отличники заново вспоминают, как добиваться целей. Люди с детьми учатся всю жизнь совмещать работу и домашние обязанности. Любители путешествий мечтают сочетать гибкий график и стабильный заработок. Но, к сожалению, окружающая среда не так внимательна и снисходительна к нам, как много лет назад, когда мы только делали первые шаги.
В новой и незнакомой ситуации оказывается очень важным проговорить: «Это для меня новое дело, я сейчас буду учиться». Это не вредно говорить на работе и в отношениях, не зазорно повторять при появлении детей или освоении трудного хобби. Если нет возможности говорить это вслух, говорите про себя. Разделяйте обучение на этапы, анализируйте промахи, но не драматизируйте, потому что, скорее всего, ваши ошибки в первую очередь видите вы сами.
И самое главное в этом — понимающая команда, будь это партнер или сотрудники на работе. Если они внимательно относятся к вашему росту, вникают в ваше положение и терпеливо учат, а не нервно прикрикивают и чуть что выходят из себя — вы, скорее всего, научитесь быстрее и не усвоите вредное для самооценки чувство вины.
Выяснить необратимость ошибки
Большинство ошибок сразу после обнаружения кажутся катастрофическими — грубая реплика, провальная встреча, дурацкое свидание, гигантская ссора. Главное — не бросаться в мгновенные реакции, а остыть и «переночевать» с ситуацией один день, взять дистанцию. Большинство необратимых ошибок — это на самом деле обратимые действия, которые можно изменить (с дискомфортом, но изменить) или извиниться за них.
Спокойный самоанализ и искренние извинения могут выровнять эмоциональный фон, а четкий порядок действий поможет рационализировать потери. В оценке ошибок принципиальна их системность — разовая это ошибка или постоянная проблема, которая не дает вам покоя.
Например, вы доверились не тому человеку и потеряли из-за этого много денег. Это в первый раз или предчувствие вас уже подводило? Может быть, пора просчитать гарантии и риски с помощью документов? Или расставание с нынешним партнером проходит по тому же сценарию, что и с прежним. Что изменилось? Есть ли постоянные факторы? Чему вы научились за эти отношения? Системность ошибки помогает понять корни проблемы.
Принятые на нервах скоропалительные решения обходятся вам слишком дорого? Выход простой — никогда не бросаться закрывать все вопросы в один момент, растянуть решение во времени. Ссоры с детьми строятся по одному и тому же паттерну? Прочитайте литературу по воспитанию и решите, где раз за разом даете сбой. Большинство системных ошибок исправляется, если вовремя включать самокритику. За большую часть случайных промахов можно себя простить — если от этого никто не пострадал: просто предпримите действия по их исправлению или пообщайтесь с человеком, на которого ваш неправильный поступок сильно повлиял. Если же вы виноваты в фатальной ошибке, которая не дает вам покоя многие годы, лучше решать это противоречие в компании опытного психотерапевта.
Не фиксироваться на негативных сценариях
Уверенность в необратимости ошибок автоматически включает тревожное мышление — для разных людей это свои негативные сценарии. Кто-то страдает комплексом самозванца (страх, что ты занимаешь чужое место и тебя раскроют), кто-то чувствует наступление знакомого физического расстройства, кто-то боится провала в важном проекте, кто-то в память о прошлых неудачных отношениях заранее предрекает и нынешним только проблемы и взаимную боль.
Зацикленность на негативных сценариях чаще всего связана с болезненной реакцией на прошлые ошибки и неприятный опыт. Некомфортные сексуальные контакты, давний конфликт с родителями, травматичное увольнение — все это, не отболев, может быть причиной для выстраивания нового негативного сценария: с новым партнером, во время следующей встречи с родителями, на новой работе.
Самый простой метод избавления от навязчивых мыслей — с холодной головой и человеком прагматичного склада ума, который на вашей стороне, обсудить ошибки прошлого и то, чему они вас научили. Вы провалили задание потому, что не подходите для этой работы, или потому, что неправильно распорядились временем? Если первое — это повод искать работу в другой сфере, если второе — четко разобраться с планированием рабочих процессов. Неудачный сексуальный опыт — результат непонимания, насилие или несовместимость? Вы обидели близкого человека — погорячились, вам действительно не нравится ваше общение или он тоже обидел вас? Каждый ответ дает новые векторы в дальнейшем выборе.
Думать об ошибке, не размышляя о ее исправлении, мучительно и непродуктивно, так что вместо мыслей об апокалиптическом сценарии провала проанализируйте, что есть в ваших руках для облегчения ситуации. Представлять самые трудные исходы событий не стоит — во-первых, люди и обстоятельства меняются со стремительной силой, во-вторых, вы не можете предсказать, какие возможности и шансы получите после следующей ошибки. Подумайте, как распорядиться удачными стечениями обстоятельств, и обращайте внимание на них: прошлые ошибки часто все равно знаете только вы и вы же всегда свободны поступить иначе.
Учиться просить помощи
«Я не умею, я только учусь», «Это для меня в новинку» — это, казалось бы, нетипичное поведение взрослого человека: стыдно признаваться, что тебе что-то не удается. Принято комплексовать, если в жизни никогда «не было серьезных отношений». Принято хоронить социальную жизнь, если после института не получилось завести друзей, а маленькие дети отдалили тебя от окружения. Принято бояться новой работы, если на старой было не все гладко. И конечно, принято говорить «Я справлюсь» и «Я все понял» — если не хочется прослыть ничего не умеющим дураком.
С одной стороны, прося помощи, мы, конечно, становимся уязвимы. С другой — учимся понимать людей: согласитесь, когда на одну и ту же просьбу один человек отвечает раздражением, а другой — участием, нам становится понятно, что в целом за люди перед нами. Просить о помощи нужно уметь — и этому взрослых тоже не учат. Чтобы не совершить ошибку, при новом и незнакомом задании на работе попросите раздробить его на много мелких частей и сверяйте с коллегами или руководителем промежуточные этапы. Если это новые отношения, в которых вы с партнером двигаетесь интуитивно, честно признайтесь: «Я не могу понять, что ты просишь. Пожалуйста, объясни мне». Конкретные инструкции лучше обтекаемых руководств к действию. Простые договоренности о ежедневных правилах комфорта нагляднее наполеоновских планов о совместном будущем.
Если на ваши простые запросы о помощи окружающие реагируют обтекаемо и уходят от ответа, это плохая новость. Скорее всего, они сами не очень представляют, какой результат им нужен. Но и за ошибку вы не отвечаете целиком, а делите ответственность. Потому что выбор и в работе, и в отношениях всегда делают двое — и часто ошибки относятся к двум сторонам. Если окружающие неспособны сформировать требования к вам, озвучьте вашу свободу действий и поступайте по собственному разумению, сверившись с другими, тогда эта ошибка уже точно не будет персонально ваша.
© Junior Gonzalez/Getty Images
Вовремя признавать неправоту
Извиняться и признавать ошибку — еще один навык, которому не учат: проще держать лицо и не опускаться до объяснений, чем продемонстрировать неспособность к диалогу и глухость к собеседнику. Меня неправильно поняли? Это потому, что у них неправильный тип мышления, а не я высказался сбивчиво и не по делу. На меня обиделись? Это потому, что они эмоционально реагируют. Меня раскритиковали? Это потому, что нужно хоть к чему-то придраться. Мы редко видимся? Наверное, мы просто не самые близкие друзья.
Причины для внезапного охлаждения, отдаления, потери эффективности и конфликтов на работе часто лежат в наших случайных или систематических ошибках. Уметь извиняться, когда задеты чувства другого, и переводить конфликт в прагматичную плоскость решений, когда требуется практический подход, — это важное свойство человека, который смирился с тем, что он не ведет себя идеально.
Если вы чувствуете напряжение в рабочих или личных отношениях, нет более эффективного средства, чем прямой разговор. Он может быть не очень приятным (мы предупреждали), но если сохранение отношений вам дорого и вы ощущаете промах со своей стороны, чистосердечное извинение — первый шаг к тому, чтобы в следующий раз вы подумали, как чувствует себя человек, на которого направлено ваше решение.
Нет, не всем людям даётся право на ошибку!
Есть такие ситуации в жизни, когда права на ошибку нет и быть не может. В таких ситуациях, ценой ошибки, может стать — человеческая жизнь (собственная или чужая, одна жизнь или множество жизней).
Как пример, можно взять профессию сапёра — у него нет права на ошибку, ошибка может очень дорого стоить.
Да, человек может ошибиться любой, но нужно понимать цену возможной ошибки и относится к этому серьёзно — имеешь ли ты право рискнуть в ситуации, готов ли к тому, что можешь ошибиться и готов ли к возможным из-за ошибки последствиям?!
Право на ошибку: позвольте ошибаться себе и окружающим
В русском языке есть одна очень показательная поговорка: знал бы где упаду – соломку бы подстелил. Проблема в том, что мы запасаемся соломкой скорее там, где она вероятнее всего уже не понадобится: беремся за работу, которую знаем вдоль и поперек. А когда видим места, где падения нам обеспечены, решаем туда просто не идти. И пропускаем из-за этого множество возможностей, достижений и приключений.
Почему? Просто со временем человеческий страх совершить ошибку и нанести ущерб своей самооценке становится сильнее природного любопытства. Банальный пример, который вы наверняка слышали: в год-полтора любой ребенок по степени бесстрашия, упорства и любопытства даст фору любому взрослому. Он учится ходить, бегать, и этот процесс буквально связано с падениями. Сдается ли он при первых попытках? Нет. Ну разве что может заплакать от усталости (что не чуждо и взрослым), но и это проходит, и он с новыми силами пробует вновь.
Но полуторагодовалым детям, в сущности, нет дела до того, кто что думает о том, как он ходит и падает. С возрастом человек все же больше оглядывается на окружение: что скажут другие? Как будут смотреть на меня, если я ошибусь? Если засмеют, то это будет слишком сильный удар по самооценке. Лучше пойду проторенными дорогами.
Ситуация осложняется, если человек требует сразу идеального результата не только от себя, но и от окружающих. Часто подчиненные такого руководителя до смерти боятся совершить ошибку и потому постоянно находятся в стрессе. Они бы, может, и рады пробовать, ошибаться и учиться на собственных ошибках, вырастая как специалисты, но часто у них просто не бывает выбора. Они топчутся на месте, и в конце концов это приводит к эмоциональному выгоранию. Грустно? Конечно.
Разумеется, все всегда идет от головы. По-хорошему, чтобы разобраться со страхом ошибаться на самом глубинном уровне, нужно обращаться к специалистам: психологу, психотерапевту, лайф-коучу, тренеру. Мы это понимаем, но все равно хотим дать несколько советов, как вернуть себе право на ошибку.
Поставьте цель правильно
У страха глаза велики, потому что перед ними встает огромная, как слон, задача. Вы наверняка знаете, что слона нужно есть по кусочкам, но мозг все равно при осознании масштаба задачи бьет тревогу. Есть тысячи методик, которые помогают распланировать свои дальнейшие действия правильно. Самое главное – запланировать и делать маленькие шаги, которые не вызывают у вас страха и желания отложить начатое. Страшно забраться на Эверест, но посмотреть документальный фильм о скалолазах и погуглить школы скалолазания в городе не составит труда.
Вообще, даже просто наличие плана – это уже первая ступенька к осуществлению вашей мечты. Страх постепенно будет становиться меньше, а в процессе вы втянетесь и будете вспоминать про него все реже и реже. Однако, есть одно но.
Откажитесь (!) от визуализации
Одна из самых частых рекомендаций, которую можно встретить – это составление “доски мечты”, или просто визуализация намерения. Да, кому-то это действительно помогает, вдохновляет, мотивирует. Но есть и те, кого визуализация может стопорить. Почему? Человек ощущает себя в моменте и видит перед собой картинку из прекрасного будущего – но не видит конкретный путь, который его к этой картинке приведет. Нет пути = не понятно, в какую сторону идти = страх ошибиться пойти не туда.
К тому же, для нашего мозга, в общем-то, без разницы, действительно ли мы делаем что-то для осуществления своих планов или только размышляем, как мы это делаем. Хороший выход из ситуации – все же сделать коллаж о своих мечтах (или просто прописать), но потом убрать его подальше.
Метод “100 отказов” или как научиться жонглировать
Знаете ли вы, чему в первую очередь учится жонглер? Ронять. Не подкидывать, не ощущать вес шарика в руке, а именно ронять. Ронять до бесконечности, пока мозг не примет правду: да, Наташ, мы все уронили, но это нормально! Ведь мы можем все поднять.
Хороший метод для работы над страхом ошибок – поставить себе конкретную цель ошибаться. “Я буду ошибаться. И я ошибусь и получу 100 отказов. И не успокоюсь, пока не получу именно 100!” И все. Во-первых, каждый промах теперь будет засчитан за победу. Во-вторых, вы привыкнете к этому процессу и перестанете его бояться. Ошибки будут казаться вам естественной частью жизни.
Кстати, возможно, что собрать 100 промахов быстро будет не так уж просто: смирившись с реальностью, где каждый может ошибиться, человек – удивительным образом! – начинает ошибаться меньше.
Метод быстрых побед
Маленькие быстрые победы укрепляют вашу веру в себя. Ставьте задачи на пять минут: позвонить, написать, отправить, встать, дойти, купить, прочитать, поговорить. Небольшие шаги в нужном направлении будут вызывать у вас всплеск эндорфинов, который подстегнет вас не бросать начатое.
Выходите из зоны комфорта комфортно
Отличной тренировкой по возвращению себе права ошибаться будет освоение нового хобби. Особенно, если оно творческое. В творчестве вообще не существует ошибок, там есть только одно негласное правило: “я художник (писатель, фотограф и т.д.), я так вижу”.
Вообще в любом хобби не страшно лажать. Это же хобби! Никто вас не укусит за ошибку. И вы себя тоже не кусайте. Пожалуй, новое хобби – это комфортный выход из зоны комфорта.
Аккуратно загляните в будущее
Используйте этот метод с осторожностью – у него схожий механизм с визуализацией. Тем не менее, вспомните: когда вам впервые пришла в голову ваша светлая идея. Месяц назад? Год? Три года, пять лет назад? Допустим, год назад. Теперь представьте два варианта развития ситуации:
-
- Вы ничего не сделали год назад, но начинаете сейчас, и через год вы уже на другом уровне жизни.
- Вы ничего не сделали год назад, ничего не будете делать и сейчас, и через год вы ровно на том же месте.
Какой вариант вам больше по душе? Послушайте свои ощущения. Кстати сказать, не удивляйтесь, если вам ближе второй вариант, а ощущения не вызывают дискомфорта: возможно, вы подхватили чужую мечту, и вам на самом деле это не нужно. Тогда самое время вычеркнуть ее из своего списка дел.
Попросите помощи
Этот совет мы давали уже в самом начале. Чтобы разобраться в своих страхах досконально, лучше обратиться к специалистам. Однако, тут есть и другой пример.
Допустим, всю жизнь хотели вручную собрать обеденный стол и стулья на дачную веранду, но не имеете понятия, как к этому подступиться. Здесь имеет смысл найти “тренера” профессионала: столяра, плотника, дизайнера мебели. То есть того, кто может вам помочь конкретным профессиональным советом по вашей теме. Обычно люди с опытом с удовольствием помогают новичкам и делятся своими техниками.
Успехов! И помните: право на ошибку – ваше естественное право 🙂
Читайте также:
-
- Почему soft skills нужно развивать с молодости?
- Семь способов принимать решения быстрее и качественнее
- Что мотивирует сотрудников? Ищем баланс
- Итого: занимаемся анализом своей жизни каждый месяц
- Карточки мотиваторов для сотрудников
Право на ошибку
Если мы хотим быть успешными, нам просто необходимо выходить из нашей зоны комфорта.
Как вы себя чувствуете, когда совершаете ошибку в действительно важном для вас деле? Вы разочарованы, хотите кричать, стукнуть кулаком в стену или ударить себя по лбу? Злитесь ли вы на себя? А может быть ошибки вызывают у вас чувство страха, напряжения, тревоги, беспокойства и ощущение, что вы на пути к пропасти?
Это удивительно, что сама перспектива совершения человеком ошибки сопровождается таким страхом. Многие из нас настороженно относятся (это не всегда происходит осозннанно) к незнакомым вещам и делам, которые находятся вне области наших знаний и компетенции. Это происходит потому, что мы боимся совершить ошибку.
Но если мы хотим быть успешными, нам просто необходимо выходить из нашей зоны комфорта!
Итак, как же замотивировать себя идти к новым горизонтам без страха совершить ошибку? Ответ прост, но может показаться вам нелогичным: дайте себе право на ошибку.
Возможно, это не то, что вы хотели услышать и, наверное вы думаете: «Это ужасный совет. Если я совершу ошибку, я за нее и буду расплачиваться». Но вам не нужно беспокоиться об этом! Исследования показывают, что когда вы даете себе право на совершение ошибки, вероятность, что вы её сделаете становится очень и очень маленькой.
Когда мы подходим к решению той или иной задачи, наше мышление можно условно отнести к одному из двух типов. 1 тип — мышление в стиле «Быть лучшим», когда вы сосредоточены на доказательстве того, что у вас есть все возможности для решения задачи и вы знаете, как её решать. 2 тип — мышление в стиле «Быть лучше». В этом случае ваше внимание сосредоточено на развитии ваших способностей. Разница этих двух подходов в том, что в первом случае вы как бы доказываете всем, что вы очень умный, а во втором случае вы стараетесь стать умнее.
Проблема первого типа мышления в том, что когда мы сталкиваемся с чем-то трудным и незнакомым, это вызывает проблемы. Мы начинаем испытывать страх от перспективы совершить ошибку, ведь это будет означать, что у нас недосточно компетенции и знаний. В результате это приводит к расстройству, разочарованию.
Беспокойство и разочарование в свою очередь подрывает производительность и многие когнитивные процессы, которые лежат в основе творческого и аналитического мышления.
К тому же, когда мы уделяют слишком много внимания тому, чтобы вещи были сделаны идеально (мышление «Быть лучшим»), у нас атрофируется вид поискового мышления и поведения, который создает новые знания и инновации.
Теперь посмотрим на мышление в стиле «Быть лучше». Оно практически пуленепробиваемое. Когда мы думаем о делах и задачах, признавая, что можем совершить некоторые ошибки на пути к их решению, мы не теряем почвы под ногами, несмотря на неудачи, которые могут возникнуть.
Итак, когда вы приступаете к новой задаче, ожидаете ли вы от себя безупречного выполнения работы, независимо от того, насколько сложной может быть задача?
На чем вы сосредоточены: быть лучшим(ей) или становиться лучше?
Ниже представлены три шага, которые помогут изменить мышление и освободить себя от страха ошибки:
Шаг 1
Начиная новый проект, однозначно признайте, что он является сложным и что вам потребуется некоторое время, чтобы «набить руку». Вы можете сделать несколько ошибок и это нормально. Чтобы чему-то научиться, нужно это развивать. (Повторите себе эту фразу столько раз, сколько потребуется).
Шаг 2
Сталкиваясь с проблемами, не стесняйтесь обращаться к другим людям. Слишком часто мы скрываем свои ошибки, а не делимся ими с теми, кто может дать нам ценные советы и указания. Вопросы и ошибки не заставят вас выглядеть глупо, но если вы будете себя вести так, словно вы эксперт по всем вопросам, безусловно, вы будете выглядеть как идиот.
Шаг 3
Старайтесь не сравнивать собственную работу и достижения с аналогичными вещами у других людей (да, это трудно, но постарайтесь). Вместо этого, сравнивайте вашу работу сегодня с вашей работой и достижениями в прошлом месяце или в прошлом году.
Да, вы можете совершать ошибки, вы можете быть не идеальным, но есть ли положительный прогресс, становитесь ли вы лучше? Это единственный вопрос, который имеет значение.
Вы еще боитесь совершить ошибку?