ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
МАТЕМАТИКА
1. Ошибки в ходе решения задачи:
а) прочитай задачу;
б) составь и сделай краткую запись;
в) реши по действиям с пояснениями и ответом.
2. Ошибки в ходе решения уравнения:
а) запиши уравнение;
б) назови компоненты;
в) вспомни правило нахождения неизвестного компонента;
г) реши уравнение верно;
3. Ошибка в вычислениях:
а) запиши пример верно;
б) реши пример правильно
4. Ошибки на порядок действий в выражениях:
а) запиши выражение верно;
б) вспомни порядок выполнения действий;
в) выполни действия правильно
ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
МАТЕМАТИКА
1. Ошибки в ходе решения задачи:
а) прочитай задачу;
б) составь и сделай краткую запись;
в) реши по действиям с пояснениями и ответом.
2. Ошибки в ходе решения уравнения:
а) запиши уравнение;
б) назови компоненты;
в) вспомни правило нахождения неизвестного компонента;
г) реши уравнение верно;
3. Ошибка в вычислениях:
а) запиши пример верно;
б) реши пример правильно
4. Ошибки на порядок действий в выражениях:
а) запиши выражение верно;
б) вспомни порядок выполнения действий;
в) выполни действия правильно
По русскому языку
1. Точка в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку. Делай так: Птицы улетели.
2. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: жил, жизнь, машина.
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.
4. Пропуск буквы.
Выпиши слово, раздели его на слоги. Делай так: при-леж-ный, при-леж-
ные.
5. Большая буква в именах людей, кличках животных.
Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Алеша, Миша.
6. Слова из словаря.
Напиши слово три раза.
Делай так: карандаш, карандаш, карандаш.
7. Ь на конце и в середине слова.
Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, учитель, морковь.
8. Разделительные ъ и ь знаки.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьет, лью, семья; подъезд, объяснил, съемка.
Запомни! Разделительный ь знак пишется после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
Разделительный ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными: е, ё, ю, я.
9. Приставки в словах.
Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, уехал.
Запомни! Приставка – часть слова. Она пишется слитно.
10. Предлоги со словами.
Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома, (какого?) дома, у большого дома.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словом пишется раздельно.
11. Безударная проверяемая гласная в корне слова.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.
Вспомни правило проверки безударного гласного в корне слова.
12. Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово грамотно. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово.
Вспомни правило проверки парных согласных в корне.
13. Непроизносимые согласные в корне.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни непроизносимый согласный. Напиши проверочное слово.
Вспомни правило проверки непроизносимых согласных.
14. Ь после шипящих. .
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.);
жечь, печь, стеречь (гл., неопр. ф.);
пишешь, читаешь, решаешь (гл., 2 л.).
• Запомни! В существительных женского рода, в глаголах неопределенной формы и 2-го лица после шипящих пишется ь.
15. Правописание слов с шипящим на конце.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ., м. р.);
с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн. ч., Род. п.);
кипуч, могуч, скрипуч (кратк. прилаг.).
• Запомни! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих ь не пишется.
16. Гласные е – и в окончаниях имен существительных.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е – и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога – сущ., 1 скл., Предл.п.
• Запомни! Для определения окончания существительного нужно знать склонение и падеж.
17. Гласные е – и в окончаниях имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Докажи окончание имени прилагательного. Делай так: к дальнему лесу, к лесу (какому?) дальнему (м. р., Дат. п.).
• Запомни! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.
18. Гласные е – и в окончаниях глаголов.
Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Обоснуй окончание глагола.
Делай так: пишет – писать (I спр.) – е; смотрит – смотреть (II спр.) – и (искл.).
• Запомни! Гласные е – и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме.
19. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Делай так: Грачи, скворцы и жаворонки улетели в тёплые края.
20. Разбор слова по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
21. Фонетический разбор слов.
Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, пользуясь памяткой.
22. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.
предл. сущ. глаг. прилаг. сущ.
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.
23. Разбор по членам предложения.
Выпиши предложение.
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.
ручейки (какие?) звонкие;
побежали (откуда?) с гор.
Требования к ведению тетрадей
1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.
2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради:
Образец надписи:
Тетрадь
для творческих работ
по русскому языку
ученика____ класса
средней школы______
г. _________________
___________________
Тетради для учащихся 1 класса подписываются только учителем.
3. Соблюдать поля с внешней стороны (4 клеточки, отчеркиваются простым карандашом).
4. В 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется. Со второго полугодия в 1 классе, а также во 2–4 классах обозначается время выполнения работы: число – арабской цифрой, название месяца – прописью. В 3–4 классах в тетрадях по русскому языку число записывается прописью.
5. Обозначить номер упражнения, задачи; указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
6. Соблюдать красную строку.
7. Для учащихся 1–4 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы.
8. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только две клеточки. Между заключительной частью текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линейки, а в тетрадях по математике – четыре клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу).
9. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой линией, часть слова, предложение зачеркивать тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.
10. Подчеркивания выполнять аккуратно карандашом, с применением линейки. Тетради, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по русскому языку и математике, проверяют после каждого урока у всех учеников.
Все дети пишут шариковой ручкой школьного образца. Паста заправки должна быть только синего цвета.
Для обучения письму в 1 классе введена тетрадь, разлинованная в две линейки. Для 2–4 классов рекомендована тетрадь в одну линейку.
Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель, во 2–4 классах они прописываются выборочно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Объем работы – 2 строки в 1 классе во втором полугодии, 2–3 строки во 2 классе, 3–4 строки в 3–4 классах.
В классном журнале на странице «Русский язык» фиксируется содержание работы по чистописанию. При выставлении отметок за работы по русскому языку принимается во внимание каллиграфия ученика.
«Работа над
ошибками.
Учебный
предмет: математика
ФИО
учителя: Омарова Г.Н.
Класс:
2 «В»
Дата
проведения: 02.10.20г
Тип
урока: коррекция знаний, умений и навыков.
Цель урока: Подвести
итоги выполнения контрольной работы и тех умений, которые проверялись при
выполнении каждого задания. Формирование способности видеть и
анализировать ошибки, допущенные в работе. Совершенствование вычислительных
навыков.
Задачи
урока:
Образовательные:
-формировать
способность видеть и и исправлять ошибки;
— дать
возможность тем учащимся, которые не справились с решением заданий, решить
эти задания, используя помощь учителя.;
-формировать
навык сравнивать и оценивать свою работу.
Коррекционно-развивающие:
—развивать память, внимание, абстрактно-логическое мышление в
процессе устного счёта и решения и сравнения заданий;
-развивать
речь;
-развивать
мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитывать усидчивость, дисциплинированность, толерантность;
-воспитывать интерес к предмету.
Характеристика этапов урока
Содержание
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Планируемый
результат
I.
Организационный этап.
Цель:
-самоопределение к деятельности;
—
актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
Создание
эмоционального настроя на совместную работу.
Учитель
напоминает о правилах посадки, о положении тетради и ручки.
Я в
школе на уроке.
Внимание
моё растёт
Я,
как разведчик всё замечу.
Память
моя крепка.
Голова
мыслит ясно.
Я
готов к работе.
Учащиеся
проводят самоконтроль готовности к уроку.
Концентрация
внимания детей, определение деятельности на уроке
1.Общая
готовность к уроку.
2.Наличие
общей установки на работу.
Регулятивные:
волевая
саморегуляция.
II.
Мотивация учебной деятельности.
Цель: —
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения
в учебную деятельность;
-активизация
речи детей, коррекция слухового восприятия;
-актуализация
мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение.
Устный
счет.
- Прямой
счёт от 10 до 40 - Назови
любое двузначное число и увеличь его на 10 - Назови
любое однозначное числои увеличь его на 40 - Назови
число, последующее числу (57) - Назови
число, предыдущее числу (45) - Назови
соседей числа (67) - Назови число,
находящееся между цифрами (44 и 56) - Какое число
в числовом ряду от 1 до 100 наименьшее? - Какое число
в числовом ряду от 1 до 100 наибольшее?
·
Назови число, которое состоит из
3дес.6 ед.
·
Назови число, которое меньше 20.
·
Назови число, которое
больше 50.
·
Назови краткие обозначения единиц
измерения длины.
- Решите
устно задачи:
1)
Папа
принес 15 апельсинов. Из них съели 6. Сколько апельсинов осталось?
2)
У
Маши было 47 р. Он израсходовал 40 р. Сколько рублей осталось у Миши?
Выполняют
задания
Производят
самоконтроль
Вовлечение
учащихся в работу на уроке.
Личностные:
-формирование
познавательной мотивации
Познавательные:
-умение
анализировать информацию.
III.
Постановка целей и задач урока.
Цель:-
актуализация требований со стороны учебной деятельности;
-уточнить
тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Анализ контрольной
работы
Минутка
чистописания
— На прошлом уроке вы выполняли проверочную работу по теме «Нумерация
чисел в пределах 100 и сравнение величин». Вы
получили тетради. Откройте их.
— Ваши
работы я проверила и заполнила таблицу ошибок. Очень много ошибок на
сравнение величин
— Какую цель поставим перед
собой?
—Действительно,
многие
ученики справились со всеми заданиями и не допустили ошибок. В то же время в
некоторых заданиях ребята допустили ошибки. Сегодня
на уроке мы будем делать работу над ошибками: решать и сравнивать задания
контрольной работы, которую вы решали вчера с правильными ответами, искать
и исправлять сделанные ошибки.
—Записываем число
и работа над ошибками в тетрадях.
Учащиеся
слушают и отвечают на вопросы:
Анализруют
свои ошибки
Учащиеся
самостоятельно записывают число и работа над ошибками
1.Выявить
проблемы в знаниях. 2.Определена тема и цель урока.
3.Побуждение
к высказыванию собственного мнения.
Коммуникативные:
-активно участвовать в обсуждениях, возникающих на
уроке.
Личностные:
-способность
к самоанализу.
Регулятивные:
-учатся
работать по предложенному учителем плану.
IV.
Динамическая пауза.
Цель: охранительный
режим обучения, смена динамических поз.
Пальчиковая
гимнастика.
Пальцы
делают зарядку,
Чтобы
меньше уставать
Пальцы
делают зарядку,
Чтобы
меньше уставать
А потом
они в тетрадке
Будут
буковки писать.
Учащиеся
выполняют за учителем: кисти рук с сжатыми пальцами имитируют
открывающиеся страницы тетради.
Смена
видов деятельности.
V.
Систематизация и повторение.
Цель: —
организовать познавательную деятельность учащихся;
-подготовка
учащихся к обобщенной деятельности;
-воспроизведение
знаний на самостоятельном уровне;
-формирование
самоконтроля.
Выявление
проблем и трудностей.
Выявление
допущенных ошибок.
— Вернёмся к заданиям. Какие задачи ставили перед собой в
работе?
— Какие трудности возникли у вас при выполнении работы?
— В каких заданиях можно было допустить ошибки?
— А теперь, я предлагаю вам поменять свои тетради на тетрадь
соседа. Проведем с вами взаимопроверку в парах.
— Приготовьте простой карандаш для исправления ошибок. Проверьте
тетрадь своего товарища на наличие ошибок. И обменяйтесь своим мнением с ним.
1)
Назовите компоненты действия сложения.
Назовите
используемые в примерах величины.
Выпишите
и решите те примеры на сложение, в которых у вас есть ошибки.
2)
Назовите компоненты действия вычитания.
Назовите
используемые в примерах величины.
Выпишите
и решите те примеры на вычитание, в которых у вас есть ошибки.
3)Поднимите
руку те, у кого в задаче есть ошибки. Предлагаю решить задачу всем вместе,
записав решение на доске.
Этапы
работы над задачей:
—
ознакомление с содержанием задачи;
— анализ
условия задачи;
— поиск
плана решения задачи;
—
составление плана решения (краткого условия) задачи;
— запись
решения и ответа.
Составляем
подобную задачу и решаем
5)
Выпишите и решите примеры на сравнение, в которых у вас есть ошибки.
Поставьте знак >. <. =.
6)
Назовите ещё раз компоненты действия сложения, компоненты действия вычитания.
Какой
знак ставится в сумме? Какой знак ставится в разности?
Начерти
отрезок длиной 8 см. И второй отрезок короче первого на 3 см.
Сравни
длину отрезков.
Отвечают: проверить умение решать примеры
и задачи.
Учащиеся
определяют трудности в заданиях, высказывают свои мнения.
1.Определены
типичные недостатки.
2.Выявлен
уровень знаний.
3. Уметь осуществлять самоконтроль и
самооценку учебной деятельности.
Познавательные:
1. Составлять, понимать и объяснять простейшие
алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием.
Коммуникативные:
1. Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на
уроке.
2. Не
бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении.
Личностные:
1.Способность
к самоанализу.
2.
Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению
Регулятивные:
1.Участвовать
в оценке и обсуждении полученного результата.
2. Уметь осуществлять самоконтроль и
самооценку учебной деятельности.
VI.
Динамическая пауза.
Цель:
профилактика утомления, психоэмоциональная разгрузка.
Физкультминутка.
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Выполняют
упражнения.
Смена
видов деятельности.
VII.
Подведение итогов урока.
Цель: —
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной
деятельности, осмысление;
-привести
организм учащихся в относительно спокойное состояние, создать установку на
отдых.
Рефлексия.
— Какую задачу ставили на
уроке?
—
Справились с поставленной задачей?
—
Понравился ли вам урок?
-Что
запомнилось больше всего?
— Если
вам на уроке всё было понятно, вы не устали, хлопайте по моей команде в
ладоши Если что-то было непонятно и вы устали, сидите тихо.
Ответы
учащихся:
Постараться
найти в своей работе ошибки и справить их.
Формулируют
конечный результат своей работы на уроке.
Осуществляют
самоконтроль и самооценку.
Формирование
самостоятельного оценивания собственных учебных достижений.
Личностные:
—
умение оценивать себя на основе критерия успешности.
Коммуникативные:
— умение
выражать свои мысли согласия и несогласия;
-умение
выражать благодарность; умение слушать и понимать речь других.
Сизикова Светлана Дмитриевна, учитель начальных классов
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
1. Ошибки в ходе решения задачи:
а) прочитай задачу;
б) составь и запиши краткую запись или начерти схему;
в) реши по действиям с пояснениями (или выражением);
г) запиши краткий ответ (или полный ответ).
2. Сложение и вычитание в пределах 10 и 20:
а) запиши пример верно;
б) повтори таблицу сложения и вычитания в пределах 10 или 20;
в) реши пример по образцу:
1) 2 + 7 = 9
7 + 2 = 9
9 – 2 = 7
9 – 7 = 2
2) 7 – 4 = 3
7 – 3 = 4
4 + 3 = 7
3 + 4 = 7
3) 6 + 7 = 6 + (4 + 3) = (6 + 4) + 3 = 10 + 3 = 13
4) 16 – 8 = 16 – (6 + 2) = (16 – 6) – 2 = 10 – 2 = 8
3. Сложение и вычитание многозначных чисел:
а) повтори таблицу разрядов и классов;
б) запиши пример правильно (разряд под разрядом);
в) повтори таблицы сложения в пределах 10 и 20;
г) реши пример правильно;
д) проверь сложение вычитанием или вычитание сложением.
Образец:
4. Ошибки в ходе решения уравнения:
а) запиши уравнение;
б) назови компоненты;
в) вспомни правило нахождения неизвестного компонента;
г) реши уравнение верно;
д) придумай и реши похожее уравнение.
5. Таблица умножения и деления:
а) повтори таблицу умножения;
б) запиши пример и реши его верно;
в) запиши все случаи умножения и деления с этими числами;
г) придумай различные примеры на умножение и деление с данным ответом:
14 : 7= 2
14 : 2= 7
2 · 7= 14
7 · 2= 14
18 : 9= 2
18 : 2= 9
2 · 9= 18
9 · 2= 18
Сизикова Светлана Дмитриевна, учитель начальных классов
6. Внетабличное умножение и деление:
а) запиши пример;
б) разложи одно из чисел на сумму удобных или разрядных слагаемых;
в) реши пример с объяснением;
г) проверь умножение делением или деление умножением.
Образец: 84 : 6 = (60 + 24) : 6 = 60 : 6 + 24 : 6 = 10 + 4 = 14
Проверка: 14 · 6 = (10 + 4) · 6 = 10 · 6 + 4 · 6 = 60 + 24 = 84
Образец: 16 · 5 = (10 + 6) · 5 + 10 · 5 + 6 · 5 = 50 + 30 = 80
Проверка: 80 : 5 = (50 + 30) : 5 = 50 : 5 + 30 : 5 = 10 + 6 = 16
7. Деление вида 96 : 16:
а) вспомни правило подбора частного;
б) запиши пример и реши его верно;
в) проверь умножением.
Образец: 96 : 16 = 6
Проверка: 16 · 6 = (10 + 6) · 6 = 10 · 6 + 6 · 6 = 60 + 36 = 96
Выпиши слово, в котором допустил ошибку, подбери к нему проверочное. Напиши ещё 2 примера.
8. Внетабличное умножение и деление:
а) запиши пример верно;
б) вспомни правило умножения или деления в столбик;
в) реши пример;
г) проверь умножение делением или деление умножением.
Образец:
Проверка:
918 27
81 34
108
108
9. Ошибки на порядок действий в выражениях со скобками и без скобок:
1) запиши выражение верно;
2) вспомни порядок выполнения действий в выражениях со скобками или без скобок:
а) выполни действия в скобках;
б) выполни действия по порядку: умножение и (или) деление, а потом сложение и (или) вычитание;
в) запиши ответ.
Оформление работы над ошибками по математике во 2-4 классе
-
Пропускаю 4 клеточки после работы.
-
На 5 клеточке пишу посередине с большой буквы:
Работа над ошибками
-
Начинаю с ошибок в оформлении задачи, используя памятку.
-
Далее нахожу ошибки, допущенные в работе и выполняю задания, следуя инструкциям в памятке.
Памятка работы над ошибками по математике
-
Сложение и вычитание в пределах 10:
— запиши пример верно
— повтори таблицу сложения и вычитания в пределах 10
— реши пример по образцу
Образец:
3 + 5 = 8 10 – 4 = 6
5 + 3 = 8 10 – 6 = 4
8 – 5 = 3 4 + 6 = 10
8 – 3 = 5 6 + 4 = 10
-
Сложение и вычитание в пределах 20:
— запиши пример верно
— повтори таблицу сложения и вычитания в пределах 20
— реши пример по образцу
Образец:
8 + 7 = 8 + (2 + 5) = (8 + 2) + 5 = 10 + 5 = 15
16 – 9 = 16 – (6 + 3) = (16 – 6) – 3 = 10 – 3 = 7
-
Ошибки в задаче:
а) в краткой записи:
— снова прочитай задачу, выполни краткую запись верно.
б) в решении:
— прочитай задачу и представь себе, о чём говорится в задаче;
— запиши задачу кратко, можно выполнить рисунок или чертеж;
— поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи;
— подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему?
— что нужно узнать сначала, что потом?
— составь план решения;
-реши по действиям с пояснениями;
— проверь решение;
— запиши ответ задачи.
4. Ошибки в задаче с отрезками:
— внимательно прочитай задание и снова выполни решение
Образец:
5 + 3 = 8 (см)
Ответ: 8 см равен второй отрезок.
5. Ошибки в сравнении числовых выражений:
— выпиши выражения
-посчитай результат решения
-запиши и поставь знак сравнения
Образец:
5 + 10 › 12 – 9
15 › 3
(Будь внимателен! Не во всех выражениях нужно доказывать своё решение, например: 5 + 3 = 3 + 5)
6. Ошибки в сравнении именованных чисел:
— выпиши выражения
-докажи своё решение
-запиши и поставь знак сравнения
Образец: 2 дм 5 см ‹ 29 см
-
м ‹ 29 см
7. Таблица умножения и деления:
а) повтори таблицу умножения;
б) запиши пример и реши его верно;
в) запиши все случаи умножения и деления с этими числами;
г) придумай различные примеры на умножение и деление с данным ответом:
14 : 7= 2 14 : 2= 7 2 · 7= 14 7 · 2= 14 |
18 : 9= 2 18 : 2= 9 2 · 9= 18
|
8. Ошибки в ходе решения уравнения:
а) запиши уравнение;
б) назови компоненты;
в) вспомни правило нахождения неизвестного компонента;
г) реши уравнение верно;
д) придумай и реши похожее уравнение.
Цель:
- формирование способности видеть и
анализировать ошибки, допущенные в работе; - развитие умения работать в группе, сравнивать,
оценивать работу, строить план действий и
отражать это графически; - воспитание интереса к предмету, навыков
культурного общения.
Оборудование:
- флеш-карта с презентацией (Приложение
1); - мультимедийная установка;
- экран;
- индивидуальные конверты с карточками для
самостоятельной работы; - листы бумаги и маркеры по числу групп;
- карточки настроения (веселое, грустное,
нейтральное) для каждого.
Ход урока
- Организационный момент.
- Постановка учебной задачи.
— С каким настроением вы пришли на урок?
Поднимите карточку настроения.
<Рисунок 1>
— Садитесь и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Внимание моё растёт
Я, как разведчик всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я готов к работе.
— На прошлом уроке выполняли проверочную
работу. Вы получили тетради. Откройте их.— Что вас смутило? Тетради не проверены. В
тетрадях не исправлены ошибки.
— Наверно все ребята выполнили работу на
“отлично”. Или я просто не проверила? Как вы
считаете? Ошибки, наверняка, были.
— Ваши работы я проверила и заполнила таблицу
ошибок. Но почему я не стала исправлять? Вы
решили дать нам возможность еще раз проверить
свои работы.
— Какую цель поставим перед собой? Найти и
исправить свои ошибки.
3.Выявление проблем и трудностей.
Слайд 1
— Вернёмся к заданиям. Какие задачи ставили
перед собой в работе?
Проверить умение решать примера “в столбик”.
Умение решать задачи и уравнения.
Проверяли, как мы можем решать примеры устно.
— Какие трудности возникли у вас при
выполнении работы?
Трудно было решить выражение в задании 2.
Составить схему к выражению из задания 5.
Трудными были примеры с устными вычислениями.
— В каких заданиях можно было допустить
ошибки?
Дети высказывают свои мнения.
Слайд 2
4. Работа в группах.
— А вот какие ошибки можно было допустить, вы
выясните, составив справочник ошибок. Как будете
работать? В группах.
— Вспомните, как надо работать в группе, чтобы
работа прошла успешно? Надо работать дружно.
Выслушать каждого в группе. Не мешать другим
группам.
После работы в группах идёт
представление своих справочников. Каждой группе
задаётся вопрос:
-Что можно сделать, чтобы избежать таких
ошибок?
- Ошибки при составлении схемы к задаче. <Рисунок 2>
– К первой и второй схеме вопрос в задаче будет
таким: “Сколько халатов сшили?” или “Сколько
белых роз на клумбе?” В третьей схеме потеряли
данное “ на … больше (меньше)”.– Мы предлагаем еще раз прочитать задачу по
частям и показывать то, что прочитал на схеме.
- Ошибки при составлении выражения по схеме
а — в а+(а + в) а + в
— В первом выражении ученик ответил на вопрос:
“Сколько халатов сшили?”. В третьем выражении
“Сколько белых роз на клумбе?”. Во втором
выражении могли перепутать знак в скобках.
. – Для того, чтобы проверить правильно ли
составлено уравнение надо провести “дорожки”
от схемы.
- Ошибки при сложении многозначных чисел. <Рисунок 3>
– Могут забыть о “переполнении”, неправильно
определить количество цифр в сумме. А еще плохо
знают таблицу сложения.– Чтобы не ошибиться, надо расставить
стрелочки, определить количество цифр в сумме и
правильно вычислить.
- Ошибки при вычитании многозначных чисел.<Рисунок 4>
– При вычитании многозначных чисел можно
допустить похожие ошибки, как и при сложении. Но
есть еще одна трудность, когда в примере есть
нули.
- Ошибки при решении уравнений. <Рисунок
5>
— Дети могут неправильно находить неизвестные
целое или часть. Поэтому надо определить целое и
части в уравнении, а также можно начертить схему
- Ошибки при сложении и вычитании чисел в
пределах 100. <Рисунок 6>
– В устных приемах можно забыть о “разбиении”
разряда, перепутать знак. А иногда дети
переставляют цифры, потому что им так легче
вычислить.
— Все группы справились с заданием. У всех ли при
работе в группе мнения совпадали? Нет.
— Как же приходили к общему мнению? Слушали
каждого в группе и приходили к одному мнению.
5. Физ. минутка.
6. Выполнение практических заданий.
Слайд 3
6.1 — Как здорово уметь складывать и вычитать
числа в столбик! Можно и задачу, и уравнение с
многозначными числами решить. Рита решает
примеры быстрее всех. Вот и сегодня она раньше
других закончила задание. Но почему-то
учительница не спешит её похвалить. Как,
по-вашему, почему?
— Какие ошибки вы видите в работе Риты? Неправильно
записаны примеры в столбик. Неправильно решены
примеры.
— Выпишите те примеры, в которых Рита ошиблась, и
попытайтесь решить правильно.
Слайд 4
6.2 — Проверьте, правильно ли ученики решали
уравнения:
– Во втором уравнении z -это целое. Чтобы найти
целое, надо части сложить.
— В последнем уравнении x является частью. Чтобы
найти часть надо от целого 1 отнять часть 2.
— Закончите решение уравнений там, где сможете.
Слайд 5
6.3 – Вставьте пропущенные в тексте числа и
слова, используя решение данной задачи.
7. Самостоятельна работа.
Слайд 6
— А теперь вернитесь к своей проверочной работе,
проверьте её ещё раз. И если найдете ошибки,
исправьте их.
— Если у вас останется время, выполняйте задания
из конверта. (Приложение 2)
8. Итоговая рефлексия.
— Какую задачу ставили на уроке? Постараться
найти в своей работе ошибки и справить их.
— Справились с поставленной задачей? Да.
— Понравился ли вам урок? Да
— Какое настроение вызвал у вас урок? Поднимите
карточку настроения.
У одного ученика изменилось настроение: в
начале урока оно было веселым, в конце –
нейтральным.
— Почему, Данил, у тебя изменилось настроение? Я
нашел в своей работе две ошибки.
– А ты их исправил? Да.
– Значит, ты можешь похвалить себя? Да.
Слайд 7