Что является ошибкой при пространственной обработке фонограммы многоплановость

Пространственное
впечатление — оценивается по впечатлению
эксперта об акустической обстановке,
существовавшей при записи. В частности,
судят о соответствии размеров студии
количеству исполнителей и характеру
музыкального произведения, времени и
характере реверберации, а также об
акустическом балансе (соотношении
прямых и отраженных звуков). Важным
достоинством музыкальных записей
является ощущение звуковой перспективы
в глубину, т.е. создание иллюзии различных
расстояний от слушателя до тех или иных
групп инструментов оркестра. Такая
«многоплановость» звуковой картины
в известной степени воссоздает объемность
звучания, которая, как известно, неизбежно
теряется при электроакустической
звукопередаче, особенно монофонической.
Однако же, управляя при записи процессом
реверберации, создавая различные
звуковые планы, звукорежиссер должен
остерегаться появления так называемой
«многопространственности». Этот
недостаток звукорежиссуры проявляется
в том, что различные инструменты оркестра
звучат как бы из разных помещений,
отличающихся своими акустическими
свойствами. Многопространственность,
если только она не предусмотрена
специально режиссерскими планами для
создания необходимых мизансцен или
специальных эффектов, воспринимается
в записях оркестровой, хоровой или
камерной музыки, как существенное
нарушение естественности звучания.
Причиной многопространственности
звучания может явиться неудачное
расположение микрофонов в студии (при
полимикрофонном способе записи), а также
неумеренное и неумелое использование
искусственной реверберации.

19. Виды контроля при оценке звукозаписи. Основные требования к акустике мониторного помещения звукорежиссера.

Мониторы
дальнего поля обязательно должны быть
в стене. Стереофоны дают ложную информацию,
звук искажается, смещается локализация.
Для монировных миксов нужно использовать
закрытые стереофоны.

Комната.
Лучше избегать параллельных стен. Не
более 0,3 мс реверберации. Комната 50-100
кв.м. С однородным давлением, без шума,
ровное ачх. Ранние отражения должны
быть на 10 дБ тише прямого сигнала.

Учебно-методическое
и информационное обеспечение дисциплины:

а)
основная литература:

1.
Динов В.Г. Звуковая картина: Записки о
звукорежиссуре. – Санкт-Петербург:
«Геликон Плюс», 2-е изд. СПб, 2007.

2.
Дворко Н.И., Динов В.Г., Шугаль С.Г. «Основы
звукорежиссуры: творческий практикум».
СПб, 2005.

3.
Гаклин Д. Звукорежиссер и исполнитель
в процессе звукозаписи. М., 1966.

4.
Нисбет А. Звуковая студия. Техника и
методы использования. М., 1979.

5.
Нисбет А. Студия радиовещания и
звукозаписи. М., 1971.

6.
Меерзон Б. Я. Акустические основы
звукорежиссуры. Оборудование студий.
М., 1996.

б)
дополнительная литература:

1.
Moulton D. Golden Ears. Sherman Oaks, CA: KIQ Productions.

2.
Moulton D. Total Recording, Sherman Oaks, CA: KIQ Productions
2000.

3.
Gibson D., The Art of Mixing: A Visual Guide to Recording,
Engineering and Production, 1997.

4.
Owsinsky B., The Mixing Engineer’s Handbook, 1999.

5.
Moylan W., Understanding and crafting the mix: the art of
recording, 2006.

6.
Гроссман А. Художественные проблемы
передачи звука // Труды ВНИИТР. 1972. №
2/21.

  1. Рождение
    звукового образа // Сб. Художественные
    проблемы звукозаписи в экранных
    искусствах и на радио / Сост. Е. М. Авербах.
    М., 1985.

Я
использовала

1 —
Типичные ошибки звукорежиссеров при
записи и сведении фонограмм
(Петр
Кондрашин
)

2 —
статья
Методы экспертной
оценки качества звучания записей

3
— Б. Овсински —
Mixing
Engineer Handbook.
Owsinsky B.,
The Mixing Engineer’s Handbook

4
Журнал Звукорежиссер
(номер 9, 2008, также номер 10, 2009)

5 —
Сведение разумом (Ставроу)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Профессиональная оценка качества звукозаписей

Сам факт, что качество звучания записанной музыки можно оценивать как-то иначе, чем по принципу «нравится — не нравится», порой вызывает у аудиофилов недоумение. Многие считают, что это не более чем дело вкуса и здесь не может быть никаких объективных критериев, параметров и характеристик. Вот колонки, усилители и т. п. — дело другое, там можно замерить герцы и децибелы, а как измерить качество звука, да еще записанного? Тем не менее профессионалы выработали методы оценки качества фонограмм. О них и пойдет речь в этой статье.

(От редакции) Несомненно, что, когда мы выносим суждения о звучании аппаратуры при воспроизведении тех или иных записей и произносим слова «тональный баланс», «детализация», «пространственная локализация» и др., всем нам — и аудиофилам, и экспертам — очень полезно знать, какой смысл вкладывают в эти понятия профессионалы, которые создавали прослушиваемые записи. И выходит, что субъективные впечатления от звучания музыкальных фонограмм — не такие уж субъективные.

Необходимость такой оценки возникла с развитием радиовещания и звукозаписи, когда специалисты отрасли пришли к выводу, что только технической оценки записи на предмет наличия или отсутствия искажений и помех недостаточно. Ведь бывает, что шумов, искажений, модуляций в фонограмме нет, и в этом смысле придраться не к чему, но она не нравится по чисто звуковым и музыкальным соображениям. Поэтому после прохождения ОТК записи стали прослушиваться на особом экспертном совете, причем специалисты обращали внимание не на сугубо музыкальные, а прежде всего на художественно-звуковые аспекты.

Наушники Audio-Technica ATH-CKR10
Анатолий Иванович Вейценфельд — основатель журнала «Звукорежиссер», главный редактор интернет-портала ProSound.iXBT.com, член Ассоциации джазовых журналистов Москвы, американской Ассоциации джазовых журналистов JJA, международной Ассоциации музыкальной прессы MIPA.

В 1960-е при Государственном доме радиовещания и звукозаписи по инициативе главного технолога ГДРЗ легендарного Бориса Меерзона была сформирована экспертная группа квалифицированных и прошедших специальную подготовку людей из числа звукорежиссеров, музыкантов, инженеров звукозаписи, акустиков, работников отдела технического контроля. Группа подвергалась жесткой тренировке на одинаковое восприятие различных звуковых явлений. Как писал Борис Яковлевич, «опыт показал, что специалисты по звукозаписи, обладающие хорошим слухом и большим опытом работы, после нескольких совместных прослушиваний и обсуждений качества звучания записанных музыкальных произведений приобретают умение оценить записи так, что их субъективные мнения практически совпадают. Таким образом, усредненные оценки подготовленных экспертов (если в прослушивании принимают участие несколько человек) можно в известной степени считать условно-объективными». Здесь же надо отметить, что в музыкальных вузах в программу обучения по специальности «звукорежиссура» включается в качестве обязательного предмет «анализ звукозаписей и их оценка».

Для оценки записей был разработан протокол OIRT (Ассоциация вещательных организаций стран СЭВ), аналогичный оценочным протоколам CCIR (ныне ITU) и Международного звукотехнического общества AES. По этому протоколу и производилась оценка качества фонограмм — сначала по 10-балльной шкале, позже по 5-балльной.

Аналогичная методика оценки качества фонограмм применяется и на Всероссийском конкурсе творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина, который автор настоящей статьи проводит с 2000 года.

Какие же параметры оценки входили в этот протокол? Разберем их подробно и по порядку.

Пространственное впечатление

Это не просто определение положения источников звука в пространстве, но и общая акустическая атмосфера в помещении, где производилась запись. Основной критерий — соответствие звукового пространства типу музыкального состава, стилю произведения и эпохе его создания. Например, слушатель должен составить представление о соответствии размеров студии количеству исполнителей и характеру музыкального произведения, о времени и характере реверберации, а также об акустическом балансе (соотношении прямых и отраженных звуков). Важным достоинством музыкальных записей является ощущение звуковой перспективы в глубину, т. е. создание иллюзии различных расстояний от слушателя до тех или иных групп инструментов оркестра. Многоплановость звуковой картины как бы воссоздает объемность звучания.

Наушники Audio-Technica ATH-CKR10
В 1960-е при Государственном доме радиовещания и звукозаписи по инициативе главного технолога ГДРЗ легендарного Бориса Меерзона была сформирована экспертная группа для оценки художественно-звуковых аспектов записей

Джаз малых составов лучше звучит в небольшом и негулком клубном зале, который лучше передает живую атмосферу общения музыкантов. Органу же нужен большой и довольно гулкий собор. А вот рояль в соборе расплывется, ему необходим академический зал с прозрачной акустикой. Параметр «пространственное впечатление» относится и к записям, сделанным не в естественном помещении, а с использованием реверберации и других эффектов пространственно-временной обработки. Правильный подбор параметров искусственного пространства всецело зависит от мастерства звукорежиссера.

Наушники Audio-Technica ATH-CKR10
Для оценки записей был разработан протокол OIRT (Ассоциация вещательных организаций стран СЭВ, на фото — лист протокола), аналогичный оценочным протоколам CCIR (ныне ITU) и Международного звукотехнического общества AES

Иногда говорят о многопространственности, которую не следует путать с многоплановостью. Многопространственность — это недостаток звукорежиссерского решения, проявляющийся в том, что различные инструменты звучат как бы из разных помещений с неодинаковыми акустическими свойствами. Многопространственность в записях оркестровой, хоровой или камерной музыки воспринимается как существенное нарушение естественности звучания. Однако в современной музыке она применяется достаточно часто как специальный эффект.

Прозрачность и детализация

Под этими терминами профессионалы понимают хорошую различимость звучания отдельных инструментов в оркестре, ясность музыкальной фактуры и разборчивость текста. Прозрачность и детализация находятся в прямой зависимости от акустической обстановки при записи, расстановки микрофонов, музыкального и тонального балансов, от инструментальной фактуры произведения и, конечно, от качества исполнения. В оркестровой музыке прозрачность — это возможность не просто услышать тембр каждого из инструментов, но и проследить за движением музыкального материала. Излишек реверберации ухудшит прозрачность. Тембральное преобладание одного инструмента над другим и возникающий в результате эффект маскировки ухудшит детализацию. При записи вокала хорошая передача красивого тембра может сочетаться с пониженной разборчивостью дикции, что снижает общую оценку фонограммы. Но иной раз и излишняя детализация — недостаток. Слушателю совершенно не обязательно слышать технические призвуки инструментов — звяканье, постукивания, свист струн, шуршание смычка, чмоканье губ и т. п.

Наушники Audio-Technica ATH-CKR10
Важным достоинством музыкальных записей является ощущение звуковой перспективы в глубину, т. е. создание иллюзии различных расстояний от слушателя до тех или иных групп инструментов оркестра

Музыкальный баланс

Правильные пропорции между уровнями громкости компонентов партитуры —инструментов, вокалистов, оркестровых и хоровых групп — обеспечивают правильный, естественный музыкальный баланс. Во время выступления оркестра в зале музыкальный баланс может восприниматься иначе, чем при воспроизведении записи того же выступления, даже если микрофон был установлен в той же точке, где находился слушатель. Это объясняется различным восприятием звука при непосредственном прослушивании в зале и при прослушивании через громкоговорители в аппаратной. Музыкальный баланс формируется и при последовательной записи наложением с последующим микшированием. При создании музыкального баланса важнее всего соблюсти пропорции между главными и второстепенными партиями как по громкости, так и по перспективе.

Тональный баланс

Этот параметр определяется соотношением между разными частотными областями и регистрами звукового диапазона. Излишний подъем либо, напротив, завал в той или иной области воспринимается на слух как перегрузка или обеднение тембра. Избыток баса вызывает бубнение, огрубляет звучание в целом, а недостаток баса дает так называемый тощий звук. Избыток высоких частот порождает чрезмерную резкость и пронзительность звучания, а недостаток ощущается как глухое звучание. Причем надо учитывать, что основная и наиболее важная музыкальная информация находится в области средних частот, и потому несбалансированность этого регистра отражается на качестве звучания в первую очередь.

Тембровая достоверность

Если музыкальные инструменты и голоса передаются естественно, узнаваемо и без искажений, то звучание в целом воспринимается как темброво достоверное. Но к электронной музыке этот параметр может применяться очень условно, хотя вполне может использоваться по отношению к тембрам электрогитар, органа и характерных эффектов. Тембровая достоверность касается не только узнаваемости инструментов, но и точности передачи свойственных им особенностей звукоформирования и звукоизвлечения — воздушных призвуков и пристукивания клапанов у духовых, ударов молоточков и звучания нажатой педали фортепиано, ударов палочек по тарелкам и пластику барабанов, ведению смычка, ударов пальцев или плектра по струнам и т. п. Все эти мелкие подробности и создают впечатление достоверной передачи тембра.

Наушники Audio-Technica ATH-CKR10
При записи вокала хорошая передача красивого тембра может сочетаться с пониженной разборчивостью дикции, что снижает общую оценку фонограммы

Стереофоничность

Вынося суждения о стереофоничности, эксперты учитывают точность локализации кажущихся источников звука, ширину звуковой картины, баланс между левой и правой сторонами, точность восприятия центра сцены, отсутствие звуковых дыр в середине ансамбля исполнителей. Принимается также во внимание и продуманное размещение источников по ширине звуковой сцены, причем при записи классических музыкальных составов со сложившейся традиционной расстановкой инструментов на сцене их расположение по стереобазе стараются сделать аналогичным: первые скрипки слева, виолончели справа и т. п. При этом в тон-зале студии оркестр может сидеть совершенно необычно, не так, как на сцене в зале, — это зависит от звукорежиссера.

Техника звукозаписи

При оценке техники звукозаписи итоговая фонограмма рассматривается с точки зрения технологических решений, к которым прибегнул звукорежиссер. Эксперты обращают внимание на правильность выбора микрофонов и их расстановки, на использование приборов частотной коррекции и динамической обработки сигналов, на применение реверберации и других эффектов, качество монтажа фонограммы и иные аспекты, не отраженные в предыдущих пунктах. В случае необходимости и при возникновении вопросов эксперты обращаются к графической схеме, так называемой микрофонной карте. Это не только рисунок с расположением микрофонов, но и описание помещения, расположения музыкантов и т. д. Если эксперт слышит в записи какой-то недостаток, то, обратившись к микрофонной карте, он поймет, можно ли было скорректировать звучание и с помощью каких технических решений.

Заметность помех и искажений

Наушники Audio-Technica ATH-CKR10
Тембровая достоверность касается не только узнаваемости инструментов, но и точности передачи свойственных им особенностей звукоформирования и звукоизвлечения — воздушных призвуков и пристукивания клапанов у духовых инструментов, ударов молоточков рояля (на фото)

Этот параметр — прежде всего технический. В нем отражается заметность на слух фонового шума, наводок, гула, тресков и щелчков, а также выпадений и изменений уровня сигнала, нелинейных искажений и интермодуляций — всего того, чего не было в исходном сигнале и что появилось по мере прохождения сигнала через звукозаписывающий тракт. С развитием звукозаписывающей техники количество искажений и шумов уменьшилось, а современный цифровой тракт почти лишен таких дефектов, как фоновый шум, детонация, хотя в случае перегрузки тракта по уровню возникают очень неприятные на слух цифровые искажения. Впрочем, для их предотвращения используются надежные аппаратные и программные средства, а новейшее ПО для реставрации позволяет исправить цифровую перегрузку. К рассматриваемому параметру относятся также шумы, проникающие в студию или зал в результате плохой звукоизоляции или создаваемые самими исполнителями (шелест нотных страниц, щелчки клапанов духовых инструментов, скрип стульев или подставок для хора, шум зрительного зала при записях с открытых концертов и т. д.). При прослушивании фонограммы подобные шумы воспринимаются ярче и значительно больше мешают слушателю, чем в зале. Вместе с тем легкий шум зала при концертной записи обычно не считается браком, так как придает живость звучанию.

В некоторых случаях оцениваются дополнительные параметры.

Качество аранжировки

Специалисты принимают во внимание качество аранжировки (дополнительный параметр) — в основном для оценки записей популярной музыки. Дело в том, что аранжировка, перенасыщенная партиями с мелкими фигурациями, перегруженная по инструментальной и вокальной фактуре, способна сделать произведение настолько неудобным для записи, что никакая технология и звукорежиссерские приемы не помогут добиться прозрачности, детальности и музыкального баланса. Тут требуется упростить фактуру аранжировки, что и может рекомендовать экспертная комиссия.

Наушники Audio-Technica ATH-CKR10
Вынося суждения о стереофоничности, эксперты учитывают точность локализации кажущихся источников звука, ширину звуковой картины, баланс между левой и правой сторонами, точность восприятия центра сцены, отсутствие звуковых «дыр» в середине ансамбля исполнителей

Качество исполнения

Данная характеристика не является технической, она определяет художественные достоинства фонограммы. Однако от качества исполнения зависит общая оценка записи. Очевидно, что если технически безупречная фонограмма содержит недопустимые ошибки исполнителя, то она будет признана непригодной. Исполнение оценивается как по общей трактовке исполнителем данного произведения, так и по отдельным параметрам: безошибочной игре или пению, чистоте интонирования, четкости артикуляции, верному темпу, правильным нюансам и т. п. Эксперты могут отметить и эмоционально-смысловые достоинства или недостатки исполнения, и прочие чисто эстетические моменты.

Художественная ценность записи

Этот параметр интегрирует предыдущие. Высшая оценка означает полную коммерческую пригодность записи, в которой нет технических и музыкальных недостатков и которую можно смело издавать, продавать или транслировать по радио и ТВ. Если же отдельные недостатки есть, то они снижают ценность фонограммы вплоть до ее непригодности к публикации.

По окончании прослушивания определяется окончательная оценка фонограммы как сумма оценок, данных всеми экспертами. Важна и независимость оценок экспертов. Как указывал Б. Я. Меерзон, «многолетний опыт работы группы прослушивания в Государственном доме радиовещания и звукозаписи показал, что наиболее достоверной становится экспертиза, если результаты ее заносятся в протоколы каждым экспертом самостоятельно». В ходе прослушивания не допускаются никакие консультации с коллегами, что позволяет избежать влияния чужого, пусть и авторитетного, мнения. На конкурсе студентов-звукорежиссеров им. В. Бабушкина экспертиза организована аналогично: члены жюри даже не пересекаются друг с другом во время прослушивания.

Таким образом, оценка качества звукозаписи — не миф и не сфера субъективных спекуляций, а предмет научно и методически обоснованной экспертизы силами квалифицированных специалистов.

Анатолий Вейценфельд

Редакция Hi-Fi.ru

Протокол OIRT

Протокол OIRT

Пространственное впечатление – первый критерий протокола субъективной оценки качества фонограмм (протокола OIRT). Включает в себя оценку передачи объема, естественности, реверберации, планов, учета традиций и отсутствия многопространственности.

Для гармоничного звучания акустических инструментов объем помещения должен составлять 25 – 35 м3 на одного музыканта. Более тихие и мягкие по тембру инструменты требуют меньшего объема, более громкие (медные духовые, ударные) – большего. Если ощущаемый слушателем объем помещения слишком мал, то это ухудшает пространственное впечатление. Кажется, что музыкантам слишком тесно. Наоборот, если один или несколько инструментов оказываются звучащими в большом помещении, то создается образ заброшенности музыкантов среди огромного пространства.

Образ пространства должен отличаться естественностью. Естественность передачи образа помещения объясняется грамотным выбором и установкой микрофонной стерео системы в качестве общих микрофонов для записи. Даже при записи одними общими микрофонами могут возникнуть значительные искажения звукового образа помещения. При записи на близко расположенные микрофоны получается «сухой» сигнал. Кроме того, что сам источник звука неестественно приближен к слушателю (обладает не характерными для более далекого расстояния призвуками, тембром), сигнал, полученный в результате такой записи, практически лишен отражений. Попытка компенсировать отсутствие отражений искусственно может привести как к созданию неестественного образа помещения, так и к конфликту между присутствующими в звуке отражениями и добавленными искусственно.

Реверберация – процесс постепенно уменьшающихся по интенсивности звуковых отражений. Оптимальное значение времени реверберации зависит от многих факторов, и составляет от 0,2 до 5 секунд. Реверберации будет посвящена отдельная статья.

Под понятием звуковой план подразумевается расстояние от слушателя до звуковых образов исполнителей. Под средним планом, обычно, понимается расстояние, при котором интенсивность прямого звука от источника равна интенсивности звука отраженного от стен. Для академических жанров музыки средний план, чаще всего, предпочтительнее для записи сольных исполнителей и небольших составов. Записи коллективов должны отличаться многоплановостью, но не распадаться на планы. Крупные инструменты не должны быть точечными источниками звука, но и рояль, у которого высокие ноты кажутся на несколько метров ближе низких, будет по звуковому плану восприниматься неестественно.

  • Сверхкрупный звуковой план:
    http://trophimov.ru/wp-content/uploads/2014/07/Sverhkrupnyj-zvukovoj-plan.mp3
  • Крупный звуковой план:http://trophimov.ru/wp-content/uploads/2014/07/Krupnyj-zvukovoj-plan.mp3
  • Общий (средний) звуковой план:http://trophimov.ru/wp-content/uploads/2014/07/Obshhij-srednij-zvukovoj-plan.mp3
  • Дальний звуковой план:http://trophimov.ru/wp-content/uploads/2014/07/Dalnij-zvukovoj-plan.mp3

О традиции использования среднего плана в академических жанрах было сказано выше. Очевидно, что располагать образ оперного вокалиста, создающего уровень звукового давления выше болевого порога, абсурдно. Но не менее странно отодвигать звуковой план образа человека поющего шепотом под мягкие прикосновения пальцев к гитарным струнам. Традиции использования звуковых планов и акустики помещений, как правило, объясняются теми обстоятельствами, которые сопутствовали записям, ставшим эталонными.

Акустические дефекты записи могут быть следствием акустических дефектов помещений, где производилась запись. Проблема многопространственности чаще всего все же возникает из-за того, что в фонограмме присутствуют одновременно как реальное помещение, в котором производилась запись, так и виртуальное, созданное звукорежиссером.

Говоря о пространственном впечатлении, следует отметить, что в чистом виде протокол OIRT предназначен для реалистичной концепции звукозаписи, которая в свою очередь так же реализуется двумя подходами:

  • попытка достичь точного повторения звучания оригинала (которое в принципе не достижимо);
  • попытка достичь наиболее приятного для восприятия реалистичного образа звукового пространства (без претензии на достоверность).

Концепция реализма не является единственной в звукорежиссуре. Как минимум можно говорить о виртуальных концепциях, которые исходят из принципа свободной трактовки художественного пространства, создании фантастических источников звука, и гибридных, совмещающих в себе черты описанных взглядов.

Александр В. Цыплухин

звукорежиссер.

Критерии субъективной оценки качества фонограмм

К сожалению, не существует таких измерительных приборов, которые могли бы объективно оценить качество фонограммы. Спектроанализатор поможет ушам точнее проанализировать спектр. Гониометр в некоторой степени поможет оценить стерео базу и моно совместимость. Но звук трехмерен. А чем измерить музыкальный баланс? Нет такой единицы измерений. Ни децибел, ни килограмм не подходят. Поэтому нам приходится ориентироваться на свой слух и опыт.

Вы слушаете новый трек и Вам что-то в нем не нравится, а что именно — Вы объяснить не можете. То ли баса много, то ли хэт выпирает, то ли звучит слишком резко, или слишком мягко, а, может, Вы просто не любите музыку в таком стиле? Или к Вам пришел друг Петя и принес свой новый трек — «Зацени, я вчера свел!» Послушав, кроме как «нравится или не нравится» Вы сказать ничего не можете? Это действительно так, очень трудно объективно оценить качество сведения. Но, если выработать критерии оценки и посадить десять экспертов на прослушивание, то получится вполне объективная картина субъективной оценки качества фонограмм.

Не волнуйтесь, ничего разрабатывать не надо, все уже разработано. Существует масса протоколов стандартизирующих критерии субъективной оценки качества фонограмм — AES20-1996, IEC 268-5 и др. Вот, например, один из них: 

  • 1. пространственное впечатление;
  • 2. прозрачность;
  • 3. музыкальный баланс;
  • 4. тембр;
  • 5. помехи;
  • 6. исполнение;
  • 7. стереофоничность. В особых случаях оцениваются дополнительные параметры:
  • 8. Аранжировка (для танцевальной и популярной музыки);
  • 9. Техника звукосъема и записи.

В других протоколах критериев может быть и больше но есть пять основных и самых важных для Вас, если Вы звукорежиссер сведения:

  1. Спектральный баланс;
  2. Музыкальный баланс;
  3. Пространство;
  4. Прозрачность;
  5. Плотность.

Теперь давайте разберемся с каждым из этих критериев.

Спектральный баланс

Что такое спектральный баланс? Не читайте дальше, попробуйте ответить сами. Даю Вам две минуты. Ну! Думайте, думайте…..

Надеюсь, Вы справились с задачей. В протоколе, который я приводил в качестве примера, он значится как «Тембр». Достаточно понятный термин. Характеризует тембральный окрас фонограммы. Как она звучит (резко, ярко, тепло, глухо…). Для эксперта, оценивающего качество фонограммы, этого достаточно, для нас — нет. Спектральный баланс — это еще и расположение инструментов в частотном диапазоне. Весь частотный диапазон можно разбить на четыре участка:

  • Низ (от 20 Гц до 200 Гц);
  • Нижняя середина (от 200 Гц до 600 Гц);
  • Верхняя середина ( от 600 Гц до 2-4 кГц);
  • Верх (от 4 кГц до 20 кГц).

Нижний диапазон полностью принадлежит kick drum & bass, за редким исключением, когда низкие синты начинают соперничать с басом. Нижняя и верхняя середины — это как раз тот диапазон, где расположены все инструменты и сама аранжировка (вокал, гитары, клавишные, струнные, духовые и т. д.). И верх — это то, где разместились высокочастотная перкуссия (HH, Shaker, Tambourine, Cabasa ….), касание пластика от kick drum, касание пластика от snare drum, «ess» вокалистов. Каждый инструмент должен занимать свой частотный диапазон и не мешать другим. Если это требование соблюдено, то фонограмма будет звучать ясно и прозрачно, если нет — будет «каша». Именно с такой точки зрения должен оценивать спектральный баланс звукорежиссер сведения (далее будем пользоваться более краткой, англоязычной терминологией — миксер).

Музыкальный баланс.

Думаем! Что это? На первый взгляд все понятно — баланс между инструментами, басом и бочкой, голосом, гитарами и клавишными… Да, но не только. Очень важно, как одна часть переходит в другую (куплет в припев), есть ли развитие, как выстроена форма и где кульминация. Спектральный и музыкальный баланс — два основополагающих критерия. Если в фонограмме допущены ошибки в них, то про три оставшихся можно забыть, эти ошибки обязательно проявят себя во всех остальных критериях. Допустим, бочка в миксе на 5дб больше, чем ей положено. Ошибка музыкального баланса. Это приведет к тому, что читаемость остальных инструментов будет плохой, страдает пространство, прозрачность, а про плотность и говорить нечего. Или шейкер и хэт звучат в одном частотном диапазоне и похожи, как братья близнецы. Ошибка частотного баланса. И то же страдает прозрачность и читаемость.

Пространство.

Тоже на первый взгляд все просто. Глубина фонограммы, ближний, средний и дальний планы. Делаем так: закрываем глаза и пытаемся представить, сколько метров до самого близкого инструмента и сколько до самого дальнего. Есть ли перспектива. И все понятно. А если мы слушаем R & B, где все инструменты расположены очень близко? Когда есть ощущение, что голова находится внутри малого барабана и ты видишь гланды вокалиста? Ты находишься нереально близко, ты практически участвуешь в процессе создания музыки. Что? По пространству двойка? Нет, потому, что здесь потрясающая широта стерео базы, все инструменты широкие, большие и жирные! Есть особенности жанра. И для этого стиля это норм. К тому же, профессиональный миксер всегда найдет хотя бы один инструмент, который будет маленькой точечкой на дальнем плане оттенять ближний план или сделает среднюю часть композиции с нереально огромным пространством, чтобы дать слушателю отдохнуть и «полетать» чуть-чуть.

Прозрачность.

Еще один заковыристый критерий. Можно привести массу примеров прозрачных и чистых фонограмм (Earth, Wind & Fire, Joao Gilberto, George Benson), а как быть с Red Hot Chilly Papers или Limp Bizkit? Здесь о призрачности вряд ли может идти речь. Другая задача! Задача «нагадить в уши» слушателю, не ублажать его, а наоборот —  будоражить, раздражать! Опять двойка по прозрачности? В данном случае термин прозрачность трансформируется в термин читаемость. При том шквале гитар, который вываливает на нас Limp Bizkit, Вы прекрасно слышите вокалиста и малый барабан, которые еле выглядывают из за стены гитар. А дело в разумном решении миксера, который, расположив гитары по краям, поместил вокалиста и малый в центр, в моно и с моно дилеем……И как бы громко гитары не были, центр остается свободен для вокалиста. Отсюда и прекрасная читаемость вокала.

Плотность.

Борьба за относительную громкость фонограмм завершена. Много лет назад Нью Йоркская школа сведения опережала Лондонскую за счет использования параллельной компрессии. Голливудская тоже отставала, поскольку работала больше на кино. Но это все в прошлом, все школы давно перемешались, а гибридный мастеринг закончил эту борьбу. RMS уровнем -6 дб для всей фонограммы — это предел возможного. При таком уровне индикаторы практически не шевелятся, а стоят на месте. Но добиться такого уровня, сохранив динамику, очень сложно и, если Вы поставите подряд две разных фонограммы, то наверняка одна будет звучать громче а другая тише и, соответственно, менее плотно, менее ярко, менее прозрачно. Поэтому это еще один очень важный критерий. Хорошо сведенную фонограмму можно на мастеринге сделать плотной, а плохо сведенную можно сделать только чуть лучше.

Критическое слушание.

Упражнение №3.

Возьмите пятнадцать треков из своей фонотеки в разных стилях. По пять в каждом направлении (Рок, Поп, Хаус, Трэнс….). Выставьте комфортный уровень громкости (70-80дб) и не меняйте его, приглушите свет и выключите монитор Вашего компьютера и прослушайте каждый блок, оценивая каждый трек по выше приведенным пяти параметрам. Эксперты, как правило, используют трех ( отлично, хорошо и плохо) или пятибалльную шкалу. Для нас с Вами лучше использовать десятибалльную. Нельзя снижать балл неаргументировано, типа «просто не нравится». Если у Вас нет претензий к музыкальному балансу — это десять балов. Если есть, объясните, что именно не устраивает. Каждый балл должен быть аргументирован. Лучше если делать это упражнение вдвоем или в группе. Обмен мнениями помогает приблизится к правильному результату. Тесты заполняйте в виде таблицы.

Исполнитель

С.Б.

М.Б.

Пространство

Прозрачность

Плотность

Итого

             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Повторите все еще раз и Ваше мнение изменится. К Вашему удивлению Вы можете обнаружить, что мега хиты, знакомые с детства могут быть сведены не лучшим образом, что придает им индивидуальность и особый шарм иногда, но не мешает быть хитами.

Все эти пять критериев выучите наизусть и держите в своей голове, когда слушаете музыку критически. Не загружайте себя! Первое прослушивание нового трека должно быть на эмоциях, дайте волю чувствам, а потом уже анализ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Для современного состояния звукозаписывающей индустрии характерна пестрота записей с точки зрения их качества, в чем нетрудно убедиться, послушав компакт-диски некоторых наших, а иногда и зарубежных фирм.

Часто неблагоприятное впечатление на слушателей производит также качество звучания многих музыкальных передач телевидения и радио.

В связи с этим очень важно добиться того, чтобы звукорежиссеры имели бы единый подход к оценке качества звучания фонограмм, пользовались бы едиными критериями ее оценки и единой, понятной всем терминологией. Это, безусловно, поможет повысить уровень звукорежиссуры в целом.

В рамках работ международных организаций радио и телевидения CCIR (ныне ITU) и OIRT (последняя прекратила свое существование) были разработаны рекомендации по субъективной оценке качества музыкальных фонограмм. Это было сделано, в первую очередь, для возможности успешного международного обмена радио- и телевизионными программами.

Но эти рекомендации в полной мере можно применять и для внутренней практики, т.к. они содействуют взаимопониманию звукорежиссеров разных студий и помогают им, при взаимном обмене записями, говорить на одном языке.

По этим рекомендациям во всех радиовещательных организациях и студиях звукозаписи следует иметь специальные, постоянно действующие группы прослушивания. Они должны состоять из квалифицированных и прошедших специальную подготовку экспертов из числа звукорежиссеров, музыкантов, инженеров звукозаписи, акустиков, работников технического контроля и других специалистов.

Опыт показал, что специалисты по звукозаписи, обладающие хорошим слухом и большим опытом работы, после нескольких совместных прослушиваний и обсуждений качества звучания записанных музыкальных произведений приобретают умение оценить записи так, что их субъективные мнения практически совпадают. Таким образом, усредненные оценки группы подготовленных экспертов (если в прослушивании принимают участие несколько человек), можно в известной степени считать условно-объективными. В учебных заведениях, подготавливающих звукорежиссеров-профессионалов, в программу обучения включается, в качестве обязательного предмета, “Анализ звукозаписей и их оценка”.

Для облегчения поставленной перед экспертами задачи разработан метод субъективной оценки качества звучания, основанный на строгой конкретизации отдельных параметров, определяющих в совокупности качество фонограммы. Оценке подлежат как технические, так и художественные показатели, рассматриваемые в совокупности и взаимосвязи друг с другом.

Прослушивание должно проводиться в удовлетворяющем установленным акустическим нормам помещении через стандартные громкоговорящие установки.

Оценка фонограмм производится по следующим параметрам:

1. Пространственное впечатление

2. Прозрачность

3. Музыкальный баланс

4. Тембр

5. Тональный балангс

6. Помехи

7. Исполнение

8. Стереофоничность

В особых случаях оцениваются дополнительные параметры:

8. Аранжировка (для танцевальной и популярной музыки)

9. Техника звукосъема и записи

Результаты экспертизы заносятся в специальные протоколы, имеющие графы, соответствующие всем перечисленным параметрам:

Испытательный протокол для субъективной оценки качества записей раздается каждому эксперту по прослушиванию в виде таблицы.

Оценка качества звучания производится по пятибалльной шкале:

5 отлично
4 хорошо
3 удовлетворительно
2 плохо
1 непригодно

Для оценки параметра “помехи” шкала принимает вид:

5 незаметны
4 заметны, но не мешают
3 немного мешают
2 мешают
1 сильно мешают

Рассмотрим более подробно каждый из названных выше основных параметров, перечислив, для удобства оценки, их составные, частные параметры.

Пространственное впечатление оценивается по впечатлению эксперта об акустической обстановке, существовавшей при записи. В частности, судят о соответствии размеров студии количеству исполнителей и характеру музыкального произведения, времени и характере реверберации, а также об акустическом балансе (соотношении прямых и отраженных звуков). Важным достоинством музыкальных записей является ощущение звуковой перспективы в глубину, т.е. создание иллюзии различных расстояний от слушателя до тех или иных групп инструментов оркестра. Такая “многоплановость” звуковой картины в известной степени воссоздает объемность звучания, которая, как известно, неизбежно теряется при электроакустической звукопередаче, особенно монофонической. Однако, управляя при записи процессом реверберации, создавая различные звуковые планы, звукорежиссер должен остерегаться появления так называемой “многопространственности”. Этот недостаток звукорежиссуры проявляется в том, что различные инструменты оркестра звучат как бы из разных помещений, отличающихся своими акустическими свойствами.

Многопространственность, если только она не предусмотрена специально режиссерскими планами для создания необходимых мизансцен или специальных эффектов, воспринимается в записях оркестровой, хоровой или камерной музыки, как существенное нарушение естественности звучания.

Причиной многопространственности звучания может явиться неудачное расположение микрофонов в студии (при полимикрофонном способе записи), а также, как об этом говорилось ранее, неумеренное и неумелое использование искусственной реверберации.

[От редактора. Прозрачность и детализация — родственные параметры. Под детализацией понимают хорошую различимость звучания отдельных инструментов в оркестре, ясность музыкальной фактуры, разборчивость текста.  Под прозрачностью понимается ясность и чистота звукового пространства записи, отсутствие посторонних призвуков, в частности, в тех звуковых регистрах, в которых в данный момент не играет инструмент или оркестр.]

Прозрачность находится в прямой зависимости от акустической обстановки при записи, музыкального и акустического балансов, в значительной мере, от инструментовки исполняемого произведения, и, естественно, от качества исполнения.

Музыкальный баланс определяется соотношением уровней громкости различных оркестровых групп и отдельных инструментов. Это соотношение в основном зависит от уровней прямых звуков, приходящих непосредственно от исполнителей к микрофону.

Найти при записи оптимальный музыкальный баланс – одна из основных, и причем нелегких, задач звукорежиссера.

При прослушивании оркестра непосредственно в студии музыкальный баланс может восприниматься иначе, чем при его прослушивании через микрофонный тракт, даже если микрофон установлен в студии в той же точке, где находится слушатель. Это объясняется различным восприятием звука при непосредственном бинауральном прослушивании в студии и при прослушивании через громкоговоритель в аппаратной.

Нормальный музыкальный баланс может быть достигнут правильной расстановкой микрофонов и выбором режима микширования, причем это достигается тем легче, чем лучше сбалансировано звучание самого оркестра в студии.

Тембр звучания музыкальных инструментов и голосов должен передаваться естественно, без искажений. Такая оценка, разумеется, может относиться только к записи традиционных музыкальных инструментов, т.к. электронная музыка не может уложиться в рамки привычных звучаний. С помощью электронных инструментов и приборов музыкант в этом случае может создавать новые, синтетические тембры, которые оценить можно лишь как тембр приятный или неприятный, или похож ли тембр на тембр того или иного из обычных инструментов.

Качество передачи тембра зависит от расположения исполнителей и микрофонов в студии, характера студийной акустики, от частотной характеристики канала звукопередачи и звукозаписи, характера и дозы сигнала искусственной реверберации.

Тембр может существенно исказиться при повышенных нелинейных искажениях в тракте, детонации при записи, а также при возникающих в аппаратуре искажениях нестационарных процессов, определяющих атаки звуков, их затухание и переходы от одного звука к другому.

Звукорежиссер в процессе записи должен научиться определять причину возникновения искажений тембров, и, правильно поставив диагноз, принять меры к их устранению.

Тональный баланс следует отличать от музыкального. Под сбалансированностью фонограммы подразумевается уравновешенность разных регистров звучания, отсутствие неоправданных подъемов или провалов в той или иной частотной области, например, «задранные» или, напротив, «задавленные» басы или высокие частоты, или более узкие зоны. Это делает запись неприятно и неестественно звучащей.

По параметру помехи запись оценивается с точки зрения заметности посторонних звуков, мешающих восприятию музыки.

К разряду помех относят:

— Шумы, проникающие в студию в результате несовершенства звукоизоляции, а также создаваемые самими исполнителями (шелест переворачиваемых нотных страниц, щелчки клапанов духовых инструментов, скрип мебели, паркета, или подставок для хора, шум зрительного зала при записях с открытых концертов и т.д.). Подобные акустические шумы при прослушивании через динамик воспринимаются отчетливее и оказывают значительно большее мешающее действие, чем при непосредственном прослушивании в зале. Потому в студии при записи так важно поддерживать полную тишину.

— Электрические наводки, фон, шумы, возникающие в усилителях, шум магнитной ленты в паузах, модуляционные шумы, копирэффект, шумы квантования при цифровых записях и т.п.

— Импульсные помехи – электрические трески, щелчки от случайной мгновенной намагниченности ленты (например, от намагниченных ножниц при монтаже аналоговых фонограмм) и т.д.

— Сильные нелинейные искажения, заметная на слух детонация, помехи срабатывания автоматических регуляторов уровня (ограничителей, компрессоров), трески, возникающие при превышении уровня при цифровой записи.

Параметр исполнение не является техническим, он определяет эстетические свойства фонограммы. Но от качества исполнения зависит общая оценка записи и иногда этот параметр оказывается определяющим. Действительно, если фонограмма безупречна с точки зрения записи, но содержит недопустимые исполнительские ошибки, то она должна быть признана непригодной, несмотря на прочие достоинства.

Исполнение оценивается как по общей трактовке исполнителем данного произведения, так и по частным параметрам: темпу, нюансировке, чистоте интонирования, четкости артикуляции у певцов и по другим показателям.

Стереофоничность записи оценивается по следующим частным параметрам: 

— четкость локализации кажущихся источников звука (ощущение распределения направлений на отдельные инструменты оркестра); 

— ширина звукового изображения; 

— стереофонический баланс между сторонами, в первую очередь, четкость ощущения середины сцены, а в спектаклях плавность перемещения исполнителей по сцене (без скачков); 

— отсутствие звуковой “дыры” в середине ансамбля исполнителей.

Кроме того, следует определить совместимость стереофонической записи с монофоническим воспроизведением – по уровню, тембру, музыкальному балансу, прозрачности и пространственному впечатлению.

В некоторых случаях, дополнительно к основным оценкам приходится оценить и пригодность данного произведения для записи, например, аранжировку эстрадного материала.

Действительно, излишне насыщенная, перегруженная аранжировка иногда может сделать произведение настолько неудобным для записи, что самая совершенная технология и любые приемы звукорежиссуры не помогут добиться в записи удовлетворительного музыкального баланса и хорошей прозрачности.

Техника звукосъема и записи – оценивается также только в необходимых случаях. Здесь внимание уделяется правильности выбора и использования микрофонов, поддержанию уровня, субъективному восприятию громкости, применению искусственной реверберации, автоматических регуляторов динамического диапазона и других спецэффектов, качеству микширования и монтажа, и другим сторонам процесса создания фонограммы, не отраженным в предыдущих пунктах.

Общая оценка записи дается после того, как экспертом произведен полный анализ качества звучания по всем параметрам.

Далее подсчитывается окончательная оценка фонограммы, как среднее значение оценок, данных всеми экспертами группы прослушивания.

Многолетний опыт работы группы прослушивания в Государственном Доме радиовещания и звукозаписи показал, что наиболее достоверной становится экспертиза, если результаты ее заносятся в протоколы каждым экспертом самостоятельно, без консультаций в ходе прослушивания с коллегами. Иначе неизбежны проявления вкусовщины и давления авторитетов.

26 октября 2019

Борис Меерзон

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чтобы исправить ошибку следует нажать клавишу backspace
  • Что является ошибкой при подаче мяча волейбол
  • Чтобы исправить ошибку нарушение лексической сочетаемости нужно
  • Что является ошибкой при ловле баскетбольного мяча ответ
  • Чтобы исправить ошибку какую клавишу следует нажать