Что значит орфоэпическая ошибка

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ.

Ошибки, связанные с нарушением норм литературного произношения и обусловленные воздействием, во-первых, диалектов, жаргонов, просторечия; во-вторых, письма (так называемого побуквенного произношения); в-третьих интерференцией родного языка. Среди О. о. выделяются: ошибки в области гласных (например, произношение в безударных слогах гласного [o] вместо редуцированного звука [а]); ошибки в области согласных (например, произношение фрикативного «г» – [h]ора вместо [г] – гора); ошибки в отдельных грамматических формах и ряд других. Большую помощь изучающим русский язык для предотвращения О. о. могут оказать орфоэпические словари.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.
.
2009.

Смотреть что такое «ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ» в других словарях:

  • ОШИБКИ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ — ОШИБКИ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ. См. орфоэпические ошибки …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ошибки, свойственные исключительно устной форме речи — Орфоэпические и акцентологические ошибки. Нарушают правильность, а иногда и точность речи …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • ошибки орфоэпические — Вид речевых ошибок, связанных с нарушением правил произношения: 1) ошибки, допущенные под влиянием диалекта, просторечия; 2) орфографическое произношение при чтении; 3) нарушение акцентологической нормы под влиянием родного языка; 4) нарушение… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • ошибки произносительные — Вид речевых ошибок, заключающихся в нарушении правил произношения (см. ОШИБКИ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ). О.п. нарушают правильность и точность речи …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ — РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. Нарушение норм языка в устных и письменных сообщениях. Р. о. связаны с отступлениями от норм литературного языка и нарушениями правильности речи. Традиционно классифицируются в соответствии с уровнями языка и подразделяются на… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Контроль в обучении — абитуриент тест, айзенка тест, анализ ошибок, анализ речи компьютером, анализ урока, анкета, анкетирование, баллы оценочные, валидность теста, векслера тест, гиперкоррекция, грамматико морфологические ошибки, грамматико синтаксические ошибки,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • информационная модель выразительности речи — включает следующие компоненты: I. значение: одно из коммуникативных качеств речи; такие особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей или читателя; II. формы выразительности речи: 1) неязыковые типы:… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Школа (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Школа (значения). Школа …   Википедия

  • Обучение говорению — активное владение языком, беседа, вводный курс устный, владение языком активное, высказывание, выступление, говорение, диалог, диалогическая речь, диалогический текст, диалогическое единство, дикция, дискурс, дискурсивная компетенция, дискуссия,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

2

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ
ОШИБКА (от греч. orthos
– ‘прямой, правильный’ и epos
– ‘речь’) – это отклонение от
установленных правил произношения.
Поскольку орфоэпия
как раздел языкознания обеспечивает
единство звукового оформления устной
речи всех носителей русского языка, то
нарушение ее правил зачастую становится
помехой в коммуникации (общении между
людьми) и может привести к ошибкам в
понимании. Наиболее распространенными
орфоэпическими ошибками в русской речи
являются следующие.

1. Неправильная
постановка ударения (здесь и далее
приводим, разумеется, в первую очередь
правильные варианты) — агент,
аге
нтство
(не агент,
а
гентство!),
алкого
ль
(не алкоголь!),
алфави
т
(не алфавит!),
анони
м
(не аноним!),
апока
липсис
(не апокалипсис!),
апосто
ф
(не апостроф!),
аргуме
нт
(не аргумент!),
аре
ст
(не арест!),
бюрокра
тия
(не бюрократия!),
ве
роисповедание
(не вероисповедание!),
газопрово
д
(не газопровод!),
диспансе
р
(не диспансер!),
догово
рный
(не договорной!),
докуме
нт
(не документ!),
до
ллар
(не доллар!),
досу
г
(не досуг!),
доце
нт
(не доцент!),
единовре
менно
(не единовременно!),
жи
знеобеспечение
(не жизнеобеспечение!),
заголо
вок
(не заголовок!),
изобрете
ние
(не изобретение!),
инструме
нт
(не инструмент!),
катало
г
(не каталог!),
кварта
л
(не квартал!),
киломе
тр
(не километр!),
медикаме
нты
(не медикаменты!),
наме
рение
(не намерение!),
некроло
г
(не некролог!),
осуждённый
(не осужденный!),
портфе
ль
(не портфель!),
приведе
ние
(не приведение!),
призы
в
(не призыв!),
приобретение
(не приобретение!),
проце
нт
(не процент!),
соболе
знование
(не соболезнование!),
созы
в
(не созыв!),
стори
цей
(не сторицей!),
факси
миле
(не факсимиле!),
фети
ш
(не фетиш!),
хода
тайство,
хода
тайствовать
(не ходатайство,
ходата
йствовать!),
экспе
рт,
экспе
ртный
(не эксперт,
э
кспертный!)
и под.

2. Неправильный
выбор твердого или мягкого согласного
перед Е в заимствованных словах:
[Д’]емократ,
[Д’]емократия
(не [Д]емократ,
[Д]емократия!),
кон[Т’]екст
(не кон[Т]екст!),
но бифш[Т]екс
(не бифш[Т’]екс!),
бу[Т]ерброд
(не бу[Т’]ерброд!),
[Т]ен[Д]енция
(не [Т’]ен[Д’]енция!),
ин[Т]енсивный
(не ин[Т’]енсивный!).

3. Лишние звуки
(буквы) в слове: беспрецедентный
(не беспрецеНдентный!),
будущий
(не будуЮщий!),
двуглавый
(не двуХглавый!),
инцидент
(не инциНдент!),
компрометировать
(не компромеНтировать!),
констатировать
(не констаНтировать!),
конфиденциальный
(не конфиНденциальный!),
прецедент
(не прецеНдент!),
проблема
(не проМблема!),
чрезвычайно
(не чЕрезвычайно!),
чрезмерный
(не чЕрезмерный!),
эскорт
(не эКскорт!),
юрисконсульт
(не юрисТконсульт!).

4. Замена звуков
(букв) в слове: амбиция
и амбициозный
(не аНбиция,
аНбициозный!),
вакансия
(не ваканЦия!),
заём
и наём
(не заЙм,
наЙм!
– хотя займа,
найма),
растаможивать
(не растамАживать!),
рэкетир
(не рэкетЁр!),
афера
(не афЁра!),
одновременно
(не одновремЁнно!),
опека
(не опЁка!),
блеф
(не блЁф!).

5. Пропуск звука
(буквы): конъюнктура
(не конъЮКтура!),
эксгумация
и эксгумировать
(не эСГумация,
эСГумировать!).

6. Произношение
зияния
(сочетания двух гласных в слове):
про[Э]кт,
(не про[ЙЭ]кт!),
но ди[ЙЭ]та,
кли[ЙЭ]нт.

7. Ненужная мягкость
в суффиксе –ИЗМ: тоталитари[ЗМ],
сепарати[ЗМ] (не тоталитари[З’М],
сепарати[З’М]!).

8.
Образование грамматических форм
некоторых слов, прежде всего форм
множественного числа ряда существительных
и многих глагольных форм, что также
часто связано с изменением места ударения
в словоформе:

аэропорт
р. п.
ед. ч. аэропорта;
мн. ч.
аэропо
рты,
аэропортов
(не аэропорта,
аэропрорты,
аэропротов);

бухгалтер
— мн. ч.
бухга
лтеры,
бухгалтеров
(не бухгалтера,
бухгалтеров);

договор
мн. ч.
договоры,
договоров
(не договор,
договора,
договоров);

шофёр
— р. п. ед. ч. шофёра,
мн. ч. шофёры,
шофёров
(не шофер,
шофера,
шофера,
шоферов);

включить
— включи
т,
включат;
включённый;
включён,
включена,
включено,
включены
(не включит,
включат;
включенный;
включен,
включена,
включено,
включены);

взять
— взял
, взяла,
взяло
и
взяло,
взяли;
взятый;
взят,
взята,
взято,
взяты
(не взяла;
взята,
взято
,
взяты);

уплатить
уплатит,
уплатят;
уплаченный;
уплачен,
уплачена;
уплачено,
уплачены
(не уплотит,
уплотят;
уплоченный,
уплочен,
уплочена;
уплочено,
уплочены);

тысяча
две тысячи
седьмой год
;
в две тысячи
восьмом году
;
в двух тысячах
сорока двух
словарях
, к
двум тысячам двум посетителям

(не двУХ
тысячи седьмой год
;
в двУХ тысячи восьмом году
);

сильный
силён,
сильна,
сильно,
сильны
и сильны
(не сильно).

Уже
само представление о типах возможных
произносительных ошибок и о том, в каких
орфоэпических
словарях

можно навести соответствующую справку
способно помочь преодолеть речевые
ошибки говорящего.

Соседние файлы в папке ФОНЕТИКА

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

АВТОНОМНАЯ
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ

по дисциплине
«Русский язык»

на тему
«Орфоэпические ошибки и способы их устранения»

Выполнил студент
группы 20-ПНК1-9

Специальность
44.02.02 Преподавание

в начальных
классах

Козуля Анна
Евгеньевна

Руководитель:
Преподаватель русского

языка и литературы

Цимбалистова Д.Р.

Подпись________________

                                             
Краснодар, 2021

                                              СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава I. Орфоэпические
нормы и ошибки
……………………………………6

        1.1 Орфоэпия.
Нормы произношения слов………………………..….……6

        1.2 Ударение в
словах и его особенности………………………………….7

        1.3 Виды
орфоэпических ошибок…………………………………………..9

Глава II.
Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Орфоэпия. Орфоэпические нормы»
в начальных классах
……………………………..14    

        2.1 Методика
преподавания орфоэпии в начальной школе……………..14

        2.2 Процедура
исследования и анализ результатов………………………18

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованных источников…………………………………………22

Приложение А ………………………………………………………………….24

Приложение В …………………………………………………………………..24

Приложение С………………………………………………………………..…25

                                                  
ВВЕДЕНИЕ

        Соблюдение орфоэпических
норм является незаменимой частью речевого этикета, так как демонстрирует
отношение человека к родному языку и собственной культуре. Нужно ценить свой
язык и не допускать ошибок, как в деловой, так и в повседневной речи.

        
Данная тема была выбрана мною не случайно, поскольку в настоящее время для
каждого человека является важным владение нормами литературного произношения,
умение правильно и грамотно формировать свои мысли. Произносительные нормы
изучает специальный раздел лингвистики – орфоэпия. Орфоэпические
ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными погрешностями
произношения. Кроме этого, соблюдение орфоэпических
норм устной речи – один из показателей владения культурой русской речи.

   
    Обычно значительная часть освоения норм языка происходит в дошкольном и
младшем школьном возрасте. Поэтому именно начальная школа играет огромную роль
в становлении и усовершенствовании навыков грамотной устной речи ребёнка.
Работа по развитию речи учащихся очень разностороння. Одно из направлений — это
обогащение словарного запаса ребёнка путём развития у него орфоэпической
правильности речи. Это означает, что у учащихся необходимо формировать хорошую
дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова

       
Внимание к орфоэпической стороне речи у детей определяется большим количеством
факторов, среди которых первое место занимает именно социальный фактор. Это
значит, что ребенок, который ходит в детский сад, общается со старшими братьями
и сестрами, способен быстрее развить свою речь и пополнить словарный запас. Грамотная
устная речь облегчает и ускоряет процесс общения. Кроме того, соблюдение
орфоэпических норм устной речи – один из показателей владения культурой речи.

       
Действующие программы по русскому языку для начальной школы требуют вести
работу над орфоэпической стороной речи учащихся на протяжении всего периода
обучения.
В
современном обществе расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на
человека. Поэтому изучение орфоэпии играет огромную роль в начальной школе.

       
Все вышеперечисленные факторы свидетельствуют об актуальности данной исследовательской
работы.

       
Для того, чтобы граждане в нашей стране оставались высокообразованными и
грамотными, необходимо твёрдо овладеть правильным грамматическим строем русского
литературного языка.

Учитывая вышеизложенные аргументы и
умозаключения, текущее состояние предмета исследования является немаловажной и
имеет большое значение. Данная тема актуальна, перспективна, теоретически и
практически важна за счет своей объемности.

Объект исследования:
устная речь                                                         

В качестве предмета исследования
я указала орфоэпические ошибки

Цель работы:
выявить причины орфоэпических ошибок и преподнести рекомендации по их
устранению

Задачи:

1)   
Дать определение понятию «орфоэпия»

2)   
Раскрыть основные орфоэпические нормы
произношения

3)   
Выявить наиболее распространенные ошибки в
речи

4)   
Исследовать ошибки ударения в словах
устной речи

В данной работе используются методы
исследования
теоретического характера: изучение, обобщение, тестирование,
анализ.

Новизна: принимая
во внимание значимость имеющихся исследований по данной проблеме, некоторые
элементы сложного целого еще пребывают в ходе исследования, познаются и требуют
дополнительного рассмотрения, что и будет сделано в проектной работе.

Практическая значимость:
результаты данной исследовательской работы могут быть использованы во
внеклассной работе по русскому языку

Структура:
проектная работа включает в себя введение, две главы, одна из которых содержит
теоретическую часть, другая – практическую, а также заключение и список использованной
литературы.

ГЛАВА
1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ОШИБКИ

1.1  
Орфоэпия. Нормы произношения слов

         
Культура речи – понятие широкое. Оно обозначает умение, во-первых, правильно
говорить и писать, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с условиями
общения. [А. А. Евтюгина, 2019: с. 70]

          
Правильной считается речь, которая соответствует нормам литературного языка:
произносительным, грамматическим, лексическим. Основная задача культуры речи —
практическая: овладеть знаниями о языке настолько, чтобы уметь подобрать нужные
слова, грамматически правильно построить речь, чтобы она была четкой, яркой и
выразительной.       

     
   Чтобы правильно и красиво говорить, нужно
соблюдать языковые нормы. Что это такое и почему важно их знать? Попробуем
ответить на эти вопросы.

«Норма» ( лат. Norma) – общепринятое и обязательное для членов того или иного
сообщества правило, образец поведения или действия. Значит, «нормы ударения»
— это правило произношения. В литературном языке выделяют орфоэпические,
орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические,
синтаксические и пунктуационные нормы. В своей работе я подробно изучу
орфоэпические нормы. Чтобы понять, о чем идет речь, познакомимся с понятием
«орфоэпия».

«Орфоэпия» (греч. Orthos – правильный и epos – речь) – система правил, определяющих правильное литературное
произношение. [Д. Н. Ушаков, 1935: с.46]

«Орфоэпическая норма» — это единственный вариант правильного произношения слова.

Орфоэпические нормы обслуживают
литературный язык, т.е. язык, на котором люди пишут и говорят. А это значит,
что у него должны быть строгие нормы: не только лексические, грамматические, но
и орфоэпические. Различия в произношении мешают людям при общении, переключая
их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится. Орфоэпические нормы
устанавливаются учеными — специалистами в области фонетики.

          Другие варианты произношения, которые считаются неправильными,
нелитературными, могут появляться из-за фонетики иных языковых систем —
территориальных диалектов, городского просторечия или близкородственных языков.

       
1.2 Ударение в слове и его особенности

Для того, чтобы
исследовать нормы ударения, а также понять причины их нарушения, для начала
нужно вспомнить «Что такое ударение?» «Какова его значимость в слове?» С
определением «ударение» мы сталкивались еще в начальных классах. Ударение – особый
«голосовой молоточек», который ударяет на один из гласных звуков в слове. В
Толковом словаре русского языка представляется следующее понятие: «Ударение»
выделение слога в слове или целого слова в предложении с помощью
голоса. [С. А. Кузнецов, 1998: с 327]

Каждый день, говоря по
сотне тысяч слов, мы не вспоминаем об ударении, о нем мы задумываемся, когда
слышим необычное для нас произношение, а ведь подобная речь весьма трудно
воспринимается. С неправильной постановкой ударения может меняться значение
слова (Атлас и атлАс) Чтобы грамотно ставить ударение в слове, необходимо знать
его особенности.

В зависимости от того,
какой элемент выделяется, существует логическое и словесное
ударение

Логическое ударение

Словесное ударение

Это выделение слова и группы слов, которые являются важными с
точки зрения смысла в данном контексте

Это выделение слога в слове

Например, в стихотворении
И. Соколова-Микитова «Зима вьюжная» строка: Подули студеные ветры. Произносится
с логическим ударением на слово ветры. Оно должно быть выделено
интонацией, так как определяет содержание всей фразы.

Если в слове несколько слогов, то один из них должен
произноситься более отчетливо и с большей интонацией.

— Слог, который произносится с большей длительностью, называется
ударным слогом.

Гласный звук этого слога – ударным гласным

Остальные гласные в слове — безударные

1.3
 Виды орфоэпических ошибок

        Неправильное произношение показывает недостаточный уровень
культуры, личностную незрелость. Почему люди все таки допускают ошибки в
ударении? Причина проста: в устной речи ударение имеет свойство изменчивости,
также в русском языке нет единых правил постановки ударения. Конечно, если в
языке ничего не меняется, значит, этот язык мертв. В живом языке постоянно
появляются новые варианты и исчезают старые; бывает так: то, что вчера было
недопустимо, сегодня становится возможным, а завтра — единственно верным. И
если лингвист заметил, что норма изменилась, то он обязан зафиксировать это
изменение. Вариативность в словарях появляется неслучайно: нормы русского языка
со временем меняются, поэтому рекомендации разных словарей могут отличаться. В
устной речи у людей подобные ошибки возникают из-за отсутствия ударения в
письменной речи, а также под влиянием просторечия, неправильного произношения
слов СМИ, местных диалектов, заимствований. Ошибки могут появляться и по
причине невнимательности говорящего к своей речи.

        Например, в просторечии постановка ударения происходит
согласно своим законам: люди говорят так, как им удобно (звонишь, положил,
красивее). С одной стороны, следование нормам ударения в бытовой лексике не
обязательно, но, когда просторечные нормы переходят в постоянное употребление —
это становится отрицательным явлением.

        Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера,
почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения.
Привыкнув к профессиональной деятельности, люди будут использовать слова —
профессионализмы в повседневной речи, а ведь разница между литературным
произношением и произношением профессионализмов очень большая: искра́ – и́скра
(у шоферов), до́быча – добы́ча (у горняков).

       Еще одной причиной, вызывающей изменчивость ударения,
считается наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных
слов). Читая газеты и книги, где ударение обычно не обозначается, некоторые
люди запоминают иностранное слово с ударением, подобным ударению в словах в
русском языке. В результате чего они говорят не жалюзѝ, а жа́люзи.

        Оказывают влияние на литературный язык и диалекты (местные
территориальные говоры).
Диалектной
(иначе областной) лексикой называют ту часть лексики, которая является
свойственной людям, живущим в определенной местности или регионе.  На
территории России их десятки, отличающихся не только лексическими, но и
произносительными вариантами.

          Волжское «оканье», южное «гэканье»,
среднерусское «ц» вместо «ч», донское «щ» вместо
«ч», уральское «шта», ставропольское «аув» вместо
«ов» в конце слова — все эти несоответствия русской орфоэпии,
выдающие «географию» говорящего, незаметны для него самого и резко
действует на восприятие слушателя, если он родом из другого региона.

        Диалектные слова, которые используются в художественной
литературе, называются диалектизмами. Термин “диалектизм” включает в себя не
только то, что относится к особенностям словарного состава того или иного
диалекта, или говора, но и то, что составляет его фонетическую или
грамматическую особенность. Например: вяселый (веселый), дамно (давно), энтот
(этот) – фонетические диалектизмы; свяжая сено (свежее сено), у мене (у меня),
степя (степи), ругать (ругает) – грамматические диалектизмы;

        Иногда можно слышать, как некоторые люди «окают», т.е.
отчётливо произносят звук О в безударном положении (корова, молоко, пойдём и
т.д.). Такое произношение характерно для северорусских народных говоров.
Существует и «аканье», т.е. вместо О произносить звук, близкий к А, например:
карова, гарада, вада и т.д. Конечно, «оканье» не затрудняет понимание
говорящего, однако такое произношение выражает несоответствие литературной норме.

        Появление ошибок в ударении появляется из-за того, что
ученик, встречаясь с незнакомыми словами, воспроизводит их так, как ему удобно.
Отмечено, что иногда в речи ребенка при чтении учебника он допускает ошибки в
словах, особенно стоящих не в начальной форме. Даже взрослые люди испытывают
затруднения при работе с научной или иностранной лексикой.

Наибольшие трудности для говорящих на русском языке связаны

· с постановкой ударения

Сложность и замысловатость русского ударения известна всем. В основном
это обусловлено особенностью русского ударения в целом. Оно отличается разноместностью (может
быть на любом слоге в слове: ирис, замок, занятый, чудный) и подвижностью (может
менять своё место в разных формах одного слова: нача́тьна́чалначала́на́чали).
Кроме того, ударение может меняться с течением времени.

Например, сейчас мы произносим слово волшебство с ударением на
последний слог (волшебство́), а раньше говорили волше́бство.

Однако различия в постановке ударения можно заметить и в настоящее
время. Так, одинаково правильным в литературной речи считается
произношение творо́г и тво́рогбаржа́ и ба́ржакамфара́ и ка́мфоракомба́йнер и комбайнёр.

Достаточно много вариантов произношения существует в литературной
и профессиональной речи.

Например, моряки говорят: компа́срапо́рт,
в речи медиков – флюорографи́яафази́яэпилепси́я,
тогда как основным вариантом произношения является ко́мпасра́портфлюорогра́фияафа́зияэпиле́псия.

Постановка ударения также может зависеть от значения слова:

заброни́ровать место в гостинице – забронирова́ть орудие; приво́д в
поилицию – при́вод в механизме; осенняя мокрота́ –
кашель с мокро́тойязыково́й барьер – языко́вая колбаса; занято́й человек
– за́нятое место; вяза́нка дров – кофта-вя́занка.

· с произношением е или э после согласных
в заимствованных словах

А) произносится мягко, например:

[т’э’]рмин, ши[н’э’]ль

Б) произносится твердо, например:

  Компьют[те]р, биз[нэ]с

В) двоякое произношение, например:

[дэ]кан и [д’э]кан, декада, кредо, претензия и др.

· с произношением е или ё после согласных
под ударением

Особую трудность представляет отличие ударных [е] и [о] (на письме
– ё) после мягких согласных. От одной буквы меняется значение всего слова: небо
и нёбо, все и всё, желе́зка – желёзка, исте́кший год и истёкший кровью

Во многих исконно русских словах безударному [е] под ударением
соответствует [о]:

Жена – жёны, село – сёла, везу – вёз.

По данным «Орфоэпического словаря» произношение данных слов
является верным в обоих случаях:

Белёсый
и беле́сый;

Блёклый
и бле́клый;

Местоиме́нный
и местоимённый;

Жёлчь
и желчь;

Манёвр
и мане́вр;

Реше́тчатый
и решётчатый;

Пересе́кший
и пересёкший;

· с произношением ч или ш в сочетаниях чт и чн

В современном русском
языке
 слова с сочетанием ЧН,
ЧТ можно

разделить на три группы:

1. те, в которых ЧН произносится только как [ШН]:

конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник,

девичник, двоечник, горчичник, что, что-нибудь, что-то,

а также женские отчества на ЧНА:

Ильинична, Кузьминична, Фоминична;

2. те, в которых ЧН произносится только как [Ч’Н]:

точно, удачный, точечный, маскировочный, нечто и др.;

3. те, в которых правильными считаются оба варианта
произношения:

подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный, ничто.

4. В некоторых случаях варианты произношения меняют
лексические значения:

сердечный приступ — друг серде[шн]ый

· использование лишних гласных и согласных
или, напротив, произвольное исключение гласного или согласного звука в слове
поскользнуться, участвовать, калория, труженик,
гостиная

· с произношением звуков [ж] и [ж»] на
месте сочетаний жж, жд, зж.

Сочетание зж произносится как двойной твердый:

1.     На стыке приставки и корня:

Например: ра[ж:]ог(разжёг),
бе[ж:]алостный(безжалостный), и[ж:] ога(изжога).

2.     На стыке предлога и следующего слова:

Например: бе[ж:]ены(без жены),
[ж:]еной( с женой), бе[ж:ы]ра(без жира).

Сочетание зж произносится как двойной мягкий:

1.     Внутри корня

Например: ви [ж’:] ать(визжать),
дребе [ж’:] ать(дребезжать), пое[ж’:]ай(поезжай), по[ж’:]е(позже), загромо
[ж’:]у (загромозжу).

2.     На месте орфографического сочетания жж:

Например: во [ж’:]и(вожжи),
дрб [ж’:] и(дрожжи), со [ж’:’]о нный(сожженый), жу [ж’:] ать(жужжать), жу [ж’:]
– йт(жужжит).

ГЛАВА
2.  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ОРФОЭПИЯ. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ
НОРМЫ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

2.1  
Методика преподавания орфоэпии
в начальной школе

        Одним из важнейших элементов общей культуры человека,
которая требует постоянного развития — является речевая культура личности. В
основу её входят уже существующие представления человека о «речевом идеале»,
стандартах и нормах, в соответствии с которыми должна строиться правильная, а
главное — грамотная современная языковая речь.

        Рассмотрим, какие требования предъявляет примерная
образовательная программа по русскому языку для начальной школы к освоению
раздела «Орфоэпия».

        Стоит обратить внимание на то, что орфоэпия не выделяется
отдельно, как, например, графика или грамматика, а идёт вместе с фонетикой.

        В разделе «Обучение грамоте» можно увидеть, что выделяется
только фонетика и туда входят: звуки речи, понимание звукового состава слова и
его значения, установление числа и последовательности звуков в слове, сравнение
слов, различающихся одним или несколькими звуками, распознавание гласных и
согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких,
звонких и глухих, слог, как минимальная произносительная единица, деление слов
на слоги, определение места ударения.

        Для успешного освоения в начальной школе курса «Орфоэпия»
учащемуся младших классов необходимо усвоить следующие умения и навыки:

— умение слушать звучащую речь;

— умение слышать произносимое слово, находить в нём отклонения от
орфоэпических и акцентологичеких норм как в собственной, так и в чужой речи;

— умение дикционно и ясно артикулировать звуки, звукосочетания и
слова родной речи;

— умение правильно и грамотно воспроизводить услышанное на основе
образца;

— умение соотносить слышимое и произносимое слово с видимым: уметь
определять соответствие звукового и буквенного состава, уметь находить
противоречие между литературным произношением и написание слова;

— умение самостоятельно употреблять орфоэпические и
акцентологические образцы современного русского литературного языка в
собственной речи и при чтении.

        Все вышеперечисленные умения и навыки будут являться тем
минимумом, которыми должен будет овладеть ученик к концу обучения в начальной
школе. Он включает в себя орфоэпические правила современного русского
литературного языка, а также слова и грамматические формы слов, значимые с
точки зрения литературного произношения и ударения.

         Для ознакомления с орфоэпией в начальной школе
применяется общий подход, который используется для любых трудностей в русском
языке. Преподавание орфоэпии в начальной школе так или иначе направленно на
знакомство детей с труднопроизносимыми словами. Однако на этом не могут
заканчиваться задачи изучения орфоэпии в школе. Важно не только познакомить с
правильным произношением некоторых слов, но и создать потребность говорить
правильно, стремиться контролировать свою речь, развивать её с точки зрения
нормативности, знать, как это делать, поскольку в течение всей жизни человек
регулярно будет сталкиваться с такого рода словами.

         Этот подход определяет задачи изучения орфоэпии:

– воспитание неравнодушного отношения к правильно звучащей речи;

– формирование представлений о произносительных трудностях;

– умение замечать в речи труднопроизносимые слова;

– развитие привычки обращаться к словарю (или другим источникам)
для определения правильного произносительного варианта;

– стремление запомнить правильный вариант и использовать при
необходимости;

– знакомство с нормами произношения слов, в которые наиболее часто
можно допустить ошибку

         Для того, чтобы детям было интересно изучать материал, и
чтобы они его легче усваивали, необходимо обратить внимание на такие факторы:

1) Методы преподавания. Наиболее эффективными считаются

1.Игровые формы;

2.Организация групповой, парной и индивидуальной работы;

3.Формирование самостоятельной деятельности учащихся;

4.Создание конкретных ситуаций, их анализ;

5.Постановка вопросов, активизирующих диалог.

2) Формы организации учебного процесса

1. Уроки (традиционные уроки, предметные уроки, интегрированные
уроки, уроки на основе использования ТСО)

2. Экскурсии (учебные прогулки, ознакомительные экскурсии)

3. Лабораторные занятия (уроки с использованием опытов и элементов
лабораторных работ)

4. Практические занятия (уроки-практикумы)

5. Игровые занятия (уроки с игровыми моментами, ситуациями)

6. Тематические праздники

7. Выставки и презентации работ

3) Средства обучения

Средства обучения используют в качестве демонстрационного
материала, с целью отражения реальной действительности. Применение средств
обучения позволяет придать высказываниям педагога практический смысл, дать
наиболее полное и ясное представление о разных предметах и явлениях окружающей
среды.

1.     Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники,
электронные доски)

2.     Дидактические материалы (учебники, словари, справочники, сценарии
деловых игр)

3.     Технические средства обучения (компьютер, проектор)

4.     Наглядные средства и оборудования (макеты, натуральные объекты,
таблицы, оборудование, лаборатории)

   
2.2 Процедура исследования и анализ результатов

В ходе исследования мне стало интересно, знают ли ученики
начальных классов орфоэпические нормы ударения, и какие ошибки они допускают? Для
решения данного вопроса мною была разработана анкета (приложение 1). Я выбрала
12 слов из разных частей речи: 3 существительных, 2 прилагательных, 2 глагола,
2 причастия, 1 деепричастие и 2 наречия. Учащимся 4 класса (21человек)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №7 было предложено расставить ударение. В результате
анкетирования я получила следующие результаты:

Слово

Выполнено верно

Выполнено неверно

1

Вовремя

20

1

2

Каталог

21

0

3

Свекла

0

21

4

Торты

20

1

5

Кухонный

21

0

6

Красивее

18

3

7

Недолго

19

2

8

Началась

18

3

9

Дозвониться

19

2

10

Занятый

16

5

11

Поняв

16

5

12

Согнутый

8

13

77,8% выполнения работы.

Наибольшее количество ошибок было допущено в словах: свЁкла(100%),
сОгнутый(62%). Остальные слова большого затруднения не вызвали. Ребята
правильно поставили ударение в словах: каталОг(100%), кУхонный(100%),
тОрты(95%), вОвремя(95%), недОлго(90%), дозвонИться(95%), красИвее(86%),
началАсь(86%).

        Меньше всего ошибок было допущено в прилагательных (93%
правильных ответов), глаголах (88%), наречиях (86%) и деепричастиях (76%). В
остальных же частях речи ошибок больше: существительные (65% верно поставленных
ударений), причастия (57%).

        После проведения данного исследования я задала учащимся
несколько вопросов. Обработав результаты, я поняла, что больше половины
учеников замечают ошибки в речи своих одноклассников и друзей. Они считают, что
грамотной речью обладают учителя и их родители. При этом практически все ребята
задумываются о том, как правильно поставить ударение в том или ином слове. На
вопрос «Хотели бы вы научиться говорить без ошибок?» все в один голос
утвердительно ответили «Да».

       Итак, проведенное мной тестирование, анализ полученных
данных позволил сделать следующие выводы:

— отсутствие четких правил и подвижность ударения, приводит к
тому, что мы допускаем орфоэпические ошибки в устной речи;

— мы стремимся быть грамотными, а значит, сможем научиться
употреблять орфоэпические нормы ударения в речи;

     Для того, чтобы помочь ребятам изучить орфоэпические нормы, я
бы посоветовала зарифмовать фразы, которые легко запоминаются. Их мы можем с
легкостью вспомнить и применить в необходимой ситуации. Так же можно делать это
в игровой форме. Так как мои опрошенные являются учениками начальной школы, для
них это будет тем более интересно. Для этого я разработала игру, которая
является моим продуктом.

        В ходе исследования все поставленные цели и задачи были
достигнуты.

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Орфоэпия – это раздел лингвистики, что в переводе с
греческого означает «правильное произношение».

        Так как неправильное произношение усложняет понимание,
необходимо соблюдать нормы орфоэпии. Эти нормы обслуживают литературный язык.
От этих норм зависит уровень культуры каждого человека.

        Самые распространённые ошибки это:

1.     ошибки, связанные с остатком диалектного произношения;

2.     ошибки в произношении заимствованных слов;

3.     ошибки в ударении в словах.

       Хотя в нашей речи и существуют орфоэпические ошибки, их
можно избежать, если чаще обращаться к художественной литературе и различным словарям.
Они не только предостерегут появление ошибок, но и обогатят словарный запас.

        Исследуя данную проблему, я узнала много нового и
полезного для себя. Я поняла, что главным средством общения между людьми
является их речь. С помощью слов люди узнают о последних событиях в мире, о
новостях в городе, в школе и дома. Обмениваются мыслями, идеями, мнениями,
получают различные знания. Говорить можно громко и тихо, быстро и медленно,
можно менять тембр голоса, менять интонацию. Речь должна быть чёткой,
правильной, культурной. Для этого необходимо правильно применять ударение в
словах и выражениях. Узнав столько нового и интересного, теперь я стараюсь не
делать ошибок, не искажать слова, а правильно их произносить.

        Я надеюсь, что эта информация пригодится мне в дальнейшей
жизни

                    
Список использованных источников

1.     Толковый словарь русского языка — Д. Н. Ушаков, 1935- 1940. – 480
с.

2.     Большой толковый словарь русского языка – С. А. Кузнецов, 1998. –
327с

3.     Иванова Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка.
Произношение. Ударение. Грамматические формы/ Т.Ф. Иванова. – 2-е изд.,
стереотип – М. Рус яз. – Медиа, 2005. – 893с

4.     Евтюгина А. А. Русский язык и культура речи: курс лекций: учебное
пособие / А. А. Евтюгина. — 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос.
гос. проф.-пед. ун-та, 2019. — 269 с.

5.     Соловьёва Н. Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы
русского литературного языка / Н. Н. Соловьёва. — М.: ООО «Издательство Оникс»:
ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008 — 96 с.

6.     Круковер В. Орфоэпический словарь русского языка/ В. Круковер. –
«Издательство Виктория Плюс», 2008. – 320 с.

7.     Ф.Л. Агеенко и М.В. Зарвы «Словарь ударений» Издание. 5-е, МОСКВА «РУССКИЙ
ЯЗЫК» 1984. — 811 с.

8.     Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка.
Все трудности произношения и ударения / К.С. Горбачевич. — М.: Астрель : АСТ,
2009. – 476 с.

9.     Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. —
5-е изд., испр.- М.: Книга, 1989.—320 с.

10.  Вещикова И. А Орфоэпия: Основы теории и прикладные аспекты:
монографии/ И. А. Вещикова. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 312 с.

11.  Ганиев Ж. В. Неизменный принцип русской орфоэпии / Ж. В. Ганиев.
— Москва: URSS, 2009. — 238 с.

12.  Лобачева Н. А.  Русский язык. Лексикология. Фразеология.
Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего
профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 3-е изд., испр. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 230 с.

13.  Мусатов В.Н. Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика.
Орфография [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Н. Мусатов. — 3-е изд.,
перераб. — М.: ФЛИНТА, 2017 — 328 с.

                                    
        Приложение А

                                             
Приложение В

                                             
Приложение С

Слово

Выполнено верно

Выполнено неверно

1

Вовремя

20

1

2

Каталог

21

0

3

Свекла

0

21

4

Торты

20

1

5

Кухонный

21

0

6

Красивее

18

3

7

Недолго

19

2

8

Началась

18

3

9

Дозвониться

19

2

10

Занятый

16

5

11

Поняв

16

5

12

Согнутый

8

13

Frame 1452

ГрАффити или граффИти, катАлог или каталОг? В нашей речи столько тонкостей, которые порой знают только лингвисты. Но есть ошибки, которые раздражают
подавляющее большинство из нас, а еще снижают баллы в четвертом задании 1 части ЕГЭ по русскому языку.

Перед вами ТОП-20 коварных орфоэпических ошибок, за которые бывает мучительно стыдно. Напомним, что орфоэпия – это наука о правилах произношения звуков и ударений в словах

1. ЗвОнит и звонИт

Лидер рейтинга — звОнит. Неправильное ударение в этом слове способно испортить впечатление от речи, какой бы красивой она ни была. Правильный вариант только звонИт.

2. Проскочила Искра

Распространённый вариант с ударением на последний слог в слове «искрА» — ошибка. Орфоэпические словари единогласно называют нормой ударение на первый слог: Искра, независимо от падежа и числа. С производным глаголом «искрить» всё наоборот: ударение переносится с корня на суффикс или окончание. Например: искрИть, искрЯт, искрИлся, искрИл. Не путайте.

3. ХодАтайство за грамотность

Орфоэпический словарь под редакцией Аванесова пишет, что правильно произносить слово из судебной лексики «ходАтайство» с ударением на второй слог. Рядом указано ударение «ходатАйство» с пометкой «грубо неправильно» (с восклицательным знаком, между прочим!). Слово с ударением на третий слог считается профессиональным
жаргоном в юридической сфере.

4. Посмотрите каталОг

Слово «каталог» очень часто используется в нашей речи. И так же часто многие допускают в нем ошибку. Раз и навсегда запомните: верно – «каталОг». А поможет в этом запоминалка: «Употребившему слово «катАлог» — мы говорим, что слог его жалок. Употребив высокий слог — мы произносим «каталОг».

5. Поддадимся рефлЕксии

И самое важное: постарайтесь не волноваться накануне и во время экзамена. Волнение будет только мешать вам собраться и вспомнить нужную информацию. Если вы выполните все наши рекомендации по подготовке, то для волнений у вас не будет
никакого повода!

24 декабря – 20 января

5-11 классы

Онлайн-олимпиада Коалиции

6. Закажите трансфЕр

Каждый из нас рано или поздно столкнется с заказом трансфера. Например, от дома до аэропорта. И даже если турагент или кассир будет вас уверять, что вы заказали
«трАнсфер» — не верьте. По нормам русского языка вы заказываете исключительно «трансфЕр».

7. ПулОвер на осень

Наверное, у всех в гардеробе есть хотя бы один пуловер на холодное время суток. Это такая вязаная кофта без воротника и пуговиц или замка. Слово «пуловер» позаимствовано из английского языка (pullover), вот только проблема в том, что очень мало кто
произносит слово верно. Ваш любимый «пуловЕр» на самом деле «пулОвер». Привет всем консультантам в магазинах одежды.

8. Подпишите договОры

Правильно — только «договОры», а не «договорА». По мнению экспертов, эта ошибка зародилась еще во времена Хрущева, когда южный просторечный диалектизм распространился по всему Союзу и зажил своей вполне успешной «чиновничьей» жизнью.

9. Разрисуем стену граффИти

На заборах, на гаражах, на домах — где только мы не встречаем граффити. Можно долго спорить о его принадлежности к искусству, лучше поговорим о самом слове «граффити». Во-первых, это существительное во множественном числе: уличные граффити,
средневековые граффити. Формы единственного числа у слова попросту нет, хотя, разумеется, люди давно уже сами придумали, что граффити в единственном числе будет среднего рода. Во-вторых, слово несклоняемое. И в-третьих, ударение падает на второй слог «граффИти». И самое главное: в нём, как и в оригинальном итальянском слове «graffiti», сохраняется удвоение буквы «ф».

10. Не тортЫ, а тОрты

Пожалуй, самый грубый и «вкусный» речевой грех – «тортЫ». И тут большинство, конечно, знает, как правильно, но нет-нет, да и услышишь, как режет слух «тортЫ». Правильно – «тОрты» и только.

Frame-4 (1)

11. КлАла

Ударение в данном глаголе в разных его формах падает на тот слог, что и в инфинитивном варианте. Не спорим, что многие привыкли произносить слово «клала» с ударением на вторую гласную, но это не соответствует установленным правилам русского языка. Так что впредь запомните это, чтобы не совершать ошибок в речи снова и снова.

12. Не бАловать, а баловАть

Во множестве глаголов на -ова- ударение падает на последний слог. БаловАть – не исключение. Употребление слова «бАловать» относится к просторечию, поэтому правильно расставляйте ударение, чтобы зарекомендовать себя как грамотного человека с красивой речью.

13. ИсчЕрпать

ИсчЕрпать – израсходовать, потратить. Разные источники по-разному толкуют
произношение, но большинство словарей гласят, что единственный правильный вариант: ударение на букву «Е».

14. Не дешевизнА, а дешевИзна

Люди неодинаково произносят это слово во время разговоров, но верно только одно – дешевИзна, никак иначе.

15. Красивее всех

КрасИвее – сравнительная степень прилагательного «красИвый». Хотите сделать речь красИвее? Выучите эту несложную норму, тогда ваш слог будет постепенно преображаться в лучшую сторону.

16. Не зАвидно, а завИдно

Зависть – нехорошее качество, но неграмотность еще хуже. Не забыть правило поможет первоначальная форма глагола «завИдовать». Существует двустишие, чтобы уж точно запомнить орфоэпию:

Когда кричат, что мне завидно

Мне становится обидно.

17. ДонЕльзя

Многие привыкли проговаривать это слово с ударением на букву «О». «Донельзя» обозначает крайнюю степень чего-либо. Правило лучше просто запомнить и держать у себя в голове, так как проверочных слов нет, а разбор слова по морфемам ничего не даст.

18. КровоточАщий, а не кровотОчащий

Все мы в детстве падали по время веселых и активных прогулок, разбивали коленки и локти, получая кровоточащие раны. В то время мы даже не задумывались о правильности произношения слова «кровоточИть». Годы идут, мы растем и развиваемся, обогащаем нашу речь и знание русского языка, поэтому так важно грамотно оперировать
предложениями

Разобьем слово «кровоточить» на 2 части – «кровь и точИть». Проведем анализ и поймем, что в «кровоточащем» никак не может быть ударным третий слог. Один верный вариант – кровоточИть.

19. МусоропровОд

Практически во всех современных домах установлены мусоропроводы, но не все жители правильно называют данную конструкцию. Не мУсоропровод, не мусоропрОвод, а мусоропровОд. Запомните!

20. ВероисповЕдание

Легко проверяется с помощью слова «исповЕдовать», т. е. следовать взглядам и убеждениям. Все гораздо проще, чем кажется!

вывод1

Вывод

Богатая речь украшает любого человека, позволяет привлечь внимание собеседника и добиться успеха в деловой сфере. Говорите правильно и не допускайте ошибки на ЕГЭ!

Поделиться в социальных сетях

Читайте также

Ошибки орфоэпические

Предмет
Языкознание и филология

Разместил

🤓 katya-fomina-79

👍 Проверено Автор24

ошибки, связанные с нарушением норм литературного произношения и обусловленные воздействием, во-первых, диалектов, жаргонов, просторечия; во-вторых, письма (так называемого побуквенного произношения).

Научные статьи на тему «Ошибки орфоэпические»

Орфоэпическая работа в начальной школе на уроках русского языка

Иногда ученики начинают произносить слово так же, как оно написано, что приводит к орфоэпическим ошибкам
орфоэпической работы в начальной школе….
Закрепление усвоенных орфоэпических норм и правил происходит в четвёртом классе….
словарём; составление и пополнение собственных орфоэпических словариков….
ошибки в СМИ, а затем обобщают данные самостоятельного исследования в виде сообщений и докладов.

Автор24

Статья от экспертов

РЕЧЕВЫЕ И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СМИ: ТАВТОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ И НЕКОРРЕКТНОЕ СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Орфоэпические ошибки, допускаемые в аудиовизуальных СМИ, — достаточно своеобразное поле деятельности для исследователя-лингвиста. Некорректное склонение числительных дикторами, радиоведущими, гостями студии настолько всеобъемлюще, что можно говорить о скором изменении нормы русского языка. Для обсуждения приводится и другое явление сегодняшних СМИ: тавтологические обороты и обороты-плеоназмы. Примеры были выбраны из устных текстов, явно неподготовленных заранее, и текстов печатных — так же мало продуманных и проработанных авторами. Цель статьи — зафиксировать внимание лингвистов на уже происходящем изменении нормы русского языка.

Орфоэпия

Определение 1

Орфоэпические нормы — это требования, предписания правильного с точки зрения фонетических…
Замечание 1

Иногда орфоэпические нормы понимают широко и включают в них также и нормы ударения….
Особенности русского произношения обусловливают специфические орфографические ошибки, основанные на принципе…
Так, многочисленны ошибки в правописании безударных гласных, которые нужно проверять подбором слов с…
Возникают ошибки при озвончении / оглушении согласных («зделать работу» вместо «сделать», «молодые дупки

Автор24

Статья от экспертов

ПРИЧИНЫ И ХАРАКТЕР НАРУШЕНИЙ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Выявляются причины нарушения орфоэпических норм, систематизируются ошибки, обусловленные этими причинами. Обобщаются результаты опытно-экспериментальной работы, основанной на анализе проверочных работ старшеклассников.

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
    карточек

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что значит мотоцикл не прощает ошибок
  • Что значит орфографические и пунктуационные ошибки
  • Что значит морфологические ошибки
  • Что значит оператор не транслирует канал ошибка 4
  • Что значит однотипная ошибка