Размещено 3 года назад по предмету
Физкультура и спорт
от amirovasnezana903
-
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос дан
ruslan345687подводящих(не точно. но раз сам не знаешь то другого варианта у тебя нету. пиши подводящих)
-
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос дан
bolorerdeneochirbatОтвет:подводящих
Объяснение:
Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?
Найди верный ответ
Самые новые вопросы
Математика — 3 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История — 3 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература — 3 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык — 3 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Русский язык — 3 года назад
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Русский язык — 3 года назад
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика — 3 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Что ты хочешь узнать?
Задай вопрос
Все науки
Русский яз.
Литература
Математика
Алгебра
Геометрия
Английский яз.
Немецкий яз.
Українська мова
Українська література
Беларуская мова
Қазақ тiлi
Французский яз.
Кыргыз тили
Оʻzbek tili
Биология
Химия
Физика
История
Окружающий мир
Обществознание
ОБЖ
География
Информатика
Экономика
Музыка
Право
МХК
Психология
Астрономия
Физкультура и спорт
Другие предметы
Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.
- Сайт
- Главная страница
- Напиши свой вопрос
- Кабинет
- Вход в личный кабинет
- Регистрация на сайте
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ ОШИБОК ПРИ ОБУЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ
Во время обучения двигательному действию важной задачей является своевременное исправление ошибок. Причинами ошибок могут быть: неточное представление о технике движения; несоответствие двигательных ощущений и субъективной оценки собственных действий ученика; несоответствие сложности двигательного задания и возможностей ученика, отрицательное влияние уже освоенных упражнений на новое; недостаточное проявление смелости и решительности при выполнении двигательных действий и другое.
Действия, направленные на углубленное разучивание упражнения, позволяют довести основные технические моменты до уровня автоматизированных, что выражается в самостоятельном и технически правильном выполнении упражнения.
Объект: процесс обучения двигательным действиям.
Предмет: методы и приёмы предупреждения и устранения ошибок при обучении двигательным действиям.
Цель: Выполнить анализ методов и приёмов предупреждения и устранения ошибок при обучении двигательному действию.
Обзор научно-методической литературы по теме исследования.
Выявить причины двигательных ошибок при выполнении физических упражнений.
Определить методы и приемы предупреждения и устранения ошибок в двигательных действиях занимающихся.
При обучении двигательным действиям в любом виде спорта выделяют 3 этапа:
Этап начального разучивания движения.
Этап углубленного разучивания.
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия.
На первом этапе преследуется цель обучить основам техники двигательного действия и предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники упражнений.
Основными причинами возникновения грубых искажений техники двигательного действия на первом этапе его разучивания обычно бывают:
1. Недостаточная физическая подготовленность. В данном случае тренер должен установить, какое из физических качеств недостаточно развито и в зависимости от этого определить дополнительные задания по развитию специальных физических качеств.
2. Боязнь. Тренер должен помнить, что эмоции страха бывают причиной чрезмерного напряжения мускулатуры и ограничения амплитуд движения, что в свою очередь является дополнительной предпосылкой к возникновению травматической ситуации.
3. Недостаточное понимание двигательной задачи. По этой причине занимающиеся допускают самые разнообразные ошибки и если тренер (преподаватель) использует доходчивое объяснение, качественную демонстрацию, методы активизации внимания и углубленного осмысливания задачи, то данный вопрос решается обычно легко.
4. Недостаточный самоконтроль движений. Необходимо отметить, что с этой причиной на первом этапе бороться довольно трудно, но возможно как путем мобилизации внимания, так и с помощью методов срочной информации.
6. Отрицательный перенос навыков – освоение предупреждения или ослабление которого заключается в рациональной последовательности обучения.
7. Неблагоприятные условия выполнения упражнений (плохой инвентарь, оборудование, метерологические, гигиенические и др.) [1].
Цели и задачи обучения на втором этапе несколько отличается от первого. В данном случае цель – довести первоначальное «грубое» владение техникой до относительно совершенного [1,2,3].
Третий этап – этап закрепления и дальнейшего совершенствования имеют целью обеспечить совершенное владение двигательным действием в условиях его практического применения.
Мерами предупреждения ошибок следует считать:
правильное понимание разучиваемой техники и поставленных задач обучения;
доступность изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями и физической подготовленностью;
желание выполнять движение;
выработка умения заканчивать упражнение на хорошей попытке и др.
тщательное соблюдение законов обучения (формирование навыков, и т.д.)
подбирать такие задания, которые требуют от занимающегося определенных усилий.
обеспечивать надежную страховку;
отчет занимающимся о выполнении двигательного действия.
В заключении необходимо отметить, что реальное обучение не бывает процессом безошибочным, занимающиеся допускают ошибки, даже в том случае, если задание доступно, а применяемая методика полноценна.
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для ин-тов физ. культуры. – М.: ФиС, 1991. -543 с.
2. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
3. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник для физкультурных вузов. – М.: «Физическая культура», 2005. – 544 с.
Источник
Двигательные ошибки, причины их возникновения. Способы предупреждения и устранения ошибок.
Двигательная ошибка – это отклонение фактической техники от заданного образца (модели). К ошибкам относят как невыполнение или существенное искажение частей двигательного действия, так и мало эффективные движения, требующие лишь дальнейшего улучшения.
Классификация двигательных ошибок:
1. В зависимости от значения, характера и распространенности ошибок:
• Грубые (ошибки, искажающие основу техники двигательного действия)
• Значительные (невыполнение детали техники)
• Незначительные (неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности решения двигательной задачи)
2. • нестабильные (возникают по причине недостаточной координационной подготовленности или из-за воздействия временных сбивающих факторов и исчезающие сразу после принятия мер по их устранения)
• стабильные (закрепленные в навык ошибки)
3. По распространенности и частоте возникновения ошибки подразделяются на:
• Типичные (причинами являются общие закономерности формирования двигательного умения, влияние внешних сил, биомеханика движения, появление таких ошибок можно заранее предугадать)
• Нетипичные (ошибки, возникающие эпизодически, как правило по субъективным причинам)
Причинами ошибок при выполнении физического упражнения могут быть:
— Нарушение правильной последовательности обучения разным двигательным действиям, имеющих одинаковые или похожие элементы.
— Несоответствие изучаемого образца техники особенностям физической подготовленности занимающихся (подражание технике квалифицированных спортсменов при начальном разучивании).
— Преждевременное создание целостного представления о физ. упр, требующего одновременного управления многими параметрами движений (при сложной структуре, координации движений).
— Недостаточная осознанность, неверное понимание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения.
— Недостаточная информированность занимающихся о допускаемых ошибках при выполнении действия.
— Задания и условия их выполнения не отвечают степени освоенности занимающимися дижений. Н-р, обучаемые могут выполнить действия только концентрируя внимание на технике, а им предлагается выполнить его быстро или в связке.
— Неуверенность в своих силах, страх, утомление.
— Недостаточный уровень развития специальных психофизических качеств.
— Неблагоприятные внешние условия, несоответствующие возможностям занимающихся инвентарь и оборудование.
Меры предупреждения ошибок:
1. Соблюдение закономерностей формирования двигательных умений и навыков, принципов дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения.
2. Информировать о типичных ошибках при выполнении упражнений, указывая причины их возникновения и способы предупреждения.
3. Подбирать методические приемы обучения, обеспечивающие концентрацию внимания на технике.
4. Заранее обеспечивать психофизическую готовность занимающихся для выполнения упражнений.
5. Обеспечивать страховку и помощь, убеждающих обучаемого в безопасности выполнения.
6. Применение словесного отчета и самооценки занимающимися.
7. Создание обстановки постоянного контроля и неотвратимости проверки и оценивания результатов учебного труда на протяжении всего процесса обучения.
Способами исправления ошибок могут быть:
1. Сопоставление ошибочного и требуемого выполнения с помощью разбора, сравнительного показа.
2. Обеспечение направленного прочувствования движений и их характеристик, используя помощь, ориентиры, ограничение сенсорного контроля, подводящие упражнения и т.д., при которых ошибочное выполнение невозможно.
Выполнением заданий с разной степенью усилий, с отягощением, сопротивлением и ограничениями, с измерением результативности действий
Метод решения учебных задач (исследовательский метод)
Метод решения учебных задач (исследовательский метод).
В зависимости от уровня самостоятельности учащихся, степени сложности проблемных ситуаций и способов их решения различают следующие методы:
1. Сообщающее изложение с элементами проблемности.
2. Познавательное проблемное изложение.
3. Диалогическое проблемное изложение.
4. Эвристический или частично-поисковый метод
5. Исследовательский метод: предполагает управление преподавателем учебно-познавательной деятельностью учащихся, которые усваивают новые знания путем решения учебных проблем.
При этом методе вопросы ставятся после того, как учащиеся в основном справились с решением учебно-познавательной проблемы, и постановка их служит средством контроля и самопроверки правильности своих выводов и понятий, приобретенных знаний.
Метод характеризуется высоким уровнем самостоятельной творческой поисковой деятельности студентов. Он может быть применен на занятиях с учащимися, обладающими высоким уровнем развития и хорошими навыками творческой работы, самостоятельного решения учебно- познавательных проблем, так как этот метод обучения по своему характеру приближается к научно-исследовательской деятельности.
Основные признаки: преподаватель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический характер.
Выбор метода обучения зависит:
— от целей образования, воспитания и развития учащихся;
— от особенностей изучаемого предмета;
— от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;
— от цели, задач и содержания материала конкретного урока;
— от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
— от возрастных особенностей студентов;
— от уровня подготовленности студентов (образованности, воспитанности и развития);
— от материальной оснащенности учебного заведения, оборудования, пособий, технических средств;
— от возможностей и особенности преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств
12. Проектный метод в физической культуре.
Дата добавления: 2019-09-02 ; просмотров: 1638 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Причины двигательных ошибок и способы их устранения.
1. Этап начального разучивания.Цель — сформировать у обучаемого
основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чер-
1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном
действии и способе его выполнения.
2. Создать двигательные представления по основным опорным
точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или
структурных элементов изучаемого действия.
3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в
4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двига-
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о техни-
ке у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподава-
телем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий,
анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых
попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимаю-
щихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно
освоение техники действия.
В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники дей-
ствия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие
разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия ши-
роко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполне-
Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же
ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале ра-
зучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начи-
нается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.
Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным
напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедлен-
ным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как
ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опор-
ные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определя-
ют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при ис-
полнении. При первоначальных попытках очень важно своевременно исполь-
зовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управле-
нии движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так
как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.
При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка
его выполнения и постановка задач по совершенствованию действия при сле-
Для практического освоения техники двигательного действия нужны
неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение
двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы каче-
ственнее и быстрее осваивать движения.
На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие
массовый характер) следующие двигательные ошибки:
– лишние, ненужные движения;
– искажение движения по амплитуде и направлению;
– нарушение ритма двигательного действия;
Причинами ошибок могут быть:
– недостаточно ясное представление о двигательной задаче;
– неправильное выполнение предыдущих действий;
– слабое развитие координационных способностей и других двигатель-
– влияние конкурирующих навыков;
– недостаточность двигательного опыта занимающегося;
– неблагоприятные условия выполнение действий (плохой инвентарь или
– психологические причины: боязнь, невнимательность, неуверенность,
повышенная возбудимость занимающихся и др.
Понимание причин позволит найти наиболее верный способ исправле-
ния. Ошибки рекомендуется исправлять как можно быстрее и тщательнее,
чтобы они не автоматизировались.
Наиболее распространенные правила исправления ошибок:
1. Ошибка должна быть понята. Для этого применяется словесный или
письменный отчет обучаемого о своих движениях и действиях с последую-
щим анализом его вместе с преподавателем.
2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по сте-
пени их значимости. Вначале исправляются грубые, искажающие основу тех-
ники действия. Затем исправляются ошибки в деталях техники.
3. Указания преподавателя об исправлении ошибки должно соответ-
ствовать возможностям обучаемого в данный момент.
4. Не рекомендуется показывать ошибки в утрированном виде.
Для повышения эффективности освоения двигательных действий и про-
филактики ошибок большое значение имеет правильный регламент их выпол-
нения. Основными параметрами такого регламента являются число повторе-
ний и интервалы отдыха между ними. Поэтому следует соблюдать следую-
щие общие правила:
– число повторений нового действия определяется возможностями обучаемо-
го улучшать движение при каждой новой попытке;
– повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к
перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;
– интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выпол-
нению очередной попытки (готовность как физическую, так и психическую);
– продолжать освоение движений в условиях прогрессирующего утомления
нецелесообразно и даже вредно;
– обучение двигательным действиям целесообразно проводить в начале
основной части занятия.
– интервалы между занятиями рекомендуется делать по возможности ко-
роткими, чтобы избежать угасания ещё не стойких умений.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного дей-
ствия зависит от:
1) степени сложности техники изучаемого действия;
2) уровня подготовленности занимающихся;
3) их индивидуальных особенностей;
4) возможности использовать положительный эффект переноса навы-
2. Этап углубленного разучивания.Цель — сформировать полно-
ценное двигательное умение.
1. Уточнить действия во всех основных опорных точках как в основе,
так и в деталях техники (с учетом индивидуальных особенностей занимаю-
2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе
сознательного контроля пространственных, временных и динамических ха-
3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
Данные задачи могут решаться одновременно.
Ведущее значение приобретает метод целостного упражнения. В числе
методов передачи устной информации ведущими становятся анализ и разбор
техники действия, беседа. Широко применяются методы обеспечения нагляд-
ности показ (непосредственный и опосредованный), направленного прочув-
ствование двигательного действия, срочной информации, для создания ощу-
щений правильного исполнения деталей техники. Часто используется метод
Дополнительные ориентиры используемые на первом этапе, постепенно
убирают с тем, чтобы приблизить условия выполнения действия к естествен-
ным. Постепенно устраняются и облегчающая физическая помощь.
Возрастает роль мышечных ощущений в непосредственном управлении
движениями. Следует постепенно усложнять задания по концентрации вни-
мания на ≪опорных точках≫ в каждый момент двигательного акта и последо-
вательному опережающему движения переключению внимания на очередные
≪опорные точки≫. Используются методический приём: выполнение действия
в усложненных условиях сенсорного самоконтроля (ограничивается или пол-
ностью отключается зрительный самоконтроль). Включаются вариативные
В отдельном занятии интенсивность и число повторений изучаемого
действия возрастает. Главный критерий дозирования нагрузки – отсутствие
В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планиро-
вать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значи-
3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.Цель —
двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его це-
1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного
2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные чер-
3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с тре-
бованиями его практического использования (максимальные усилия и скоро-
сти, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).
4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от
конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно,
так как все они тесно взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и но-
вых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык.
В целях совершенствования движений применяют различные методиче-
ские приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скоро-
сти движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме со-
ревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.
Вариативность действия достигается его многократным воспроизведе-
нием в самых различных условиях, когда оно выполняется с изменениями де-
талей кинематической, динамической и ритмической характеристик движе-
ния. Это может происходить:
а) при усложнении внешних условий (условия опоры, ограничение про-
странства, неблагоприятные метеоусловия);
а) при изменениях в физическом и психическом состоянии занимаю-
щихся (при утомлении, отвлечении внимания, волнения и.т.п.);
в) различных сочетаниях с другими действиями, и в том числе в сочета-
ниях, требующих преодолевать отрицательный перенос навыков;
г) при возрастающих физических усилиях.
Условия выполнения действия усложняется вначале постепенно. Дан-
ный этап характеризуется органическим слиянием процессов совершенство-
вания техники и развития двигательных способностей, обеспечивающих мак-
симальную эффективность действия. Это особенно актуально в спортивной
28. Общая и специальная выносливость и методика их развития.
Выносливость –это способность организма человека преодолевать на-
Общая выносливость– это способность организма человека преодоле-
вать наступающее утомление при выполнении продолжительной физической
работы умеренной интенсивности с функционированием большей части мы-
шечного аппарата (например, ходьба на лыжах, плавание, гребля).
Специальная выносливость –это способность организма человека
преодолевать наступающее утомление при выполнении отдельных видов за-
1. Анаэробно-аэробный режим работы (стайерская выносливость).
2. Анаэробно-гликолитический режим энергообеспечения (мит-тель-
3. Анаэробно-алактатный режим (спринтерская выносливость).
Факторы влияющие на проявления физической выносливости:
1. Деятельность центральной нервной системы, в частности, такое
её свойство как уравновешенность нервных процессов (возбуждение и тор-
Аэробная и анаэробная производительность организма.
3. Уровень развития двигательных способностей человека и его здоро-
4. Волевые качества человека.
5. Качество техники движений.
Методы. Для развития общей выносливости применяют: равномерный,
переменный и интервальный методы.
Равномерный и переменный методы являются основными при совер-
шенствовании общей выносливости.
Равномерный и переменный методы являются основными при совер-
шенствовании общей выносливости.
Интервальный метод увеличения общей выносливости используется
преимущественно в спортивной тренировке. Он представляет собой достаточ-
но эффективный способ ее совершенствования путем выполнения анаэробной
Методы развития специальной выносливости. Основным в повыше-
нии специальной выносливости является интервальный метод.
Из трех основных типов специальной выносливости остановимся на
рассмотрении анаэробно-гликолитической и анаэробно-алактатной выносли-
вости, т.к. методика смешанной анаэробно-аэробной (стайерской) выносливо-
сти уже раскрыта в разделе развития общей выносливости.
Анаэробно-гликолитический режим развития специальной выносли-
вости направлен на совершенствование способности противостоять неблаго-
приятным сдвигам, в связи с большим кислородным долгом и избытком мо-
лочной кислоты в организме.
Анаэробно-алактатный режим тренировки выносливости связан с со-
вершенствованием ее скоростных проявлений в работе максимальной мощно-
Источник
Проектное задание
Тема: «Характерные ошибки и пути устранения при обучении технике лыжного хода. Понятие, суть и основы упражнений, их классификация. Последовательность обучения технике выполнения упражнений, характерные ошибки и пути устранения, особенности методики занятий. Техника безопасности при выполнении упражнений».
г. Черняховск, 2019г.
Содержание стр
ВВЕДЕНИЕ 3
ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ЛЫЖНОГО ХОДА. 4
ПОНЯТИЕ, СУТЬ И ОСНОВЫ УПРАЖНЕНИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.. 7
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАЖНЕНИЙ. 7
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 10
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
ВВЕДЕНИЕ
Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, образовательное, воспитательное и прикладное значение. Систематические занятия лыжным спортом способствуют всестороннему физическому развитию, особенно положительно влияя на развитие таких двигательных качеств, как выносливость, сила, ловкость; повышают общую работоспособность организма, сопротивляемость к различным заболеваниям, а также является средством активного отдыха.
Основные задачи лыжной подготовки – обучить учащихся технике передвижения на лыжах, развить у них необходимые физические качества, привить навыки самостоятельных занятий лыжным спортом, овладеть навыками проведения спортивно-массовых мероприятий.
В проектном задании выделяются типичные ошибки, возникающие при обучении лыжного хода, пути их устранения. Изложено понятие, суть и основы упражнений, их классификация. А так же последовательность обучения технике выполнения упражнений, характерные ошибки и пути устранения, особенности методики занятий. Техника безопасности при выполнении упражнений»
ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ЛЫЖНОГО ХОДА.
Типичные ошибки при освоении техники попеременного двухшажного хода и рекомендации по их устранению:
Любая, даже маленькая ошибка в технике лыжного хода уменьшает скорость передвижения и быстро приводит к утомлению. Техника хода проста, но требует выработки правильного и прочного навыка, так как каждое движение лыжника должно быть неизменным даже после многократного повторения при нарастающей усталости.
Основные причины возникновения ошибок в технике:
- Неправильное понимание или неточное представление какого-либо движения;
- Недостаточная физическая подготовленность лыжника.
Типичные ошибки и методы их устранения
Ошибки |
Устранение ошибок и правильное выполнение движения |
|
Разучить более низкую посадку и скольжение на согнутой ноге. Разучить подседание и перекат тела над стопой перед отталкиванием, а после отталкивания – маховый вынос вперед свободной ноги и достаточно широкий выпад. Наклонить туловище и многократно выполнять отталкивания ногой на месте с энергичным разгибанием ее в колене и переносом веса тела на другую ногу. Включать на занятие упражнение «Самокат» Сильно наклониться вперед, больше согнуть ноги вперед отталкиванием и увеличить выпад при выдвижении ноги вперед. Упражнения применяются те же, что и при исправлении второй ошибки. Контроль движений: следить за тем, чтобы отталкивание ногой было законченным, а толчковая нога полностью выпрямлена. Принимать правильно положение перед зеркалом. Передвигаться в наклоне без палок короткими шагами. Передвигаться с отталкиванием палками, взятыми немного выше середины. Передвижение под уклон без помощи ног за счет попеременного отталкивания руками и сильным наклоном палок. При окончании отталкивания рука и палка должны составлять прямую линию. Скользящий шаг без палок под уклон 2-3гр. Многократное отталкивание одной и той же ногой – «самокат». Передвижение на лыжах с небольшим прокатом под уклон 2-3гр. |
Типичные ошибки при освоении техники попеременного четырехшажного хода и рекомендации по их устранению:
Типичные ошибки и методы их устранения
Ошибки |
Устранение ошибок |
|
Устранение ошибок происходит на учебном кругу. Преподаватель останавливает занимающихся, делающих ошибки, объясняет и показывает правильное выполнение движений. Целесообразно использовать расчлененный метод (освоение упражнения по частям) и выполнение движений под счет. Применение контраста в показе, т.е. наряду с показом правильной техники использовать утрированный показ ошибок. |
Типичные ошибки при освоении техники одновременных ходов и рекомендации по их устранению:
Типичные ошибки и методы их устранения
Ошибки |
Устранение ошибок и правильное выполнение движений |
|
Выполнять упражнение – хлопки руками за спиной. Правильно выполнять отталкивание. При отталкивании наклонить туловище вперед. Выполнить упражнение «лесоруб», активно наклоняя туловище вперед (руки сжаты в замок). Держать близко друг к другу кисти рук (не шире плеч) и опущенные локти, а также постоянно смотреть на кисти рук. Выполнять движения под счет: — на «раз» — отталкивание руками и приставление ноги; — на «два» — выпрямление туловища. Выполнить несколько раз упражнение на месте и закрепить правильный навык в движении. Контролировать положение кистей, поднимая их не выше тазобедренного сустава. Повторить упражнения для освоения и совершенствования скользящего шага. Передвижение по лыжне, размеченной ориентирами для отталкивания ногами (на расстоянии скользящих шагов). |
ПОНЯТИЕ, СУТЬ И ОСНОВЫ УПРАЖНЕНИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
Большое значение для совершенствования двигательных действий имеет обучение школьников умению мысленно воспроизводить движения. Хорошим средством воспитания данного качества могут служить различные имитационные и специально подводящие упражнения. В литературе встречается достаточное количество материала по имитационным упражнениями специально-подводящим упражнениям в обучении лыжников-гонщиков, но они специализируются на учащихся спортивных школ. Существует необходимость в разработке и применении этих упражнений в учебно-воспитательном процессе, а именно, в обучении основам лыжной подготовки на уроках физической культуры учащихся среднего звена.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАЖНЕНИЙ.
Научиться технично ходить на лыжах можно только на снегу. Однако техническая подготовка лыжника осуществляется и в бесснежный период, а так же на уроках ОФП в зале.
В этот период решаются следующие задачи:
- Обеспечить предварительную подготовку к овладению способами передвижения на лыжах.
- Подготовить опорно-двигательный аппарат к выполнению характерных для лыжников двигательных действий.
- Начать формирование двигательных, вестибулярных, зрительных, слуховых, двигательных рефлексов.
- Создать умозрительные и двигательные представления о технике согласования движений ногами, руками, туловищем, координационной и ритмо-темповой структуре.
- Овладеть требованиями к выполнению элементов и способа выполнения в целом на месте и в движении.
- Освоить общее согласование движений в разных способах по элементам, в связках и в общей координации.
Для решения этих задач и используются следующие средства: подготовительные, имитационные и подводящие упражнения.
Средствами тренировки являются физические упражнения, которые способствуют развитию необходимых качеств и совершенствуют двигательную координацию. Каждое упражнение в зависимости от методики его проведения способствует развитию преимущественно того или иного качества. Физические упражнения в тренировке лыжника можно разделить на основные и дополнительные.
Основные упражнения включают все способы передвижения на лыжах: ходы, подъемы, спуски, торможения, повороты, прыжки. В зависимости от вида лыжного спорта различные способы передвижения на лыжах имеют большее или меньшее значение как средство тренировки.
Дополнительные упражнения делятся на:
- общеподготовительные
- специально подготовительные.
Упражнения, которые служат для быстрейшего усвоения сложных приемов спортивной техники, называются подводящими; упражнения, которые служат для более быстрого снятия усталости и способствующие расслаблению мышц, называются отвлекающими.
Общеподготовительные упражнения содействуют общему развитию и применяются в большей или меньшей мере во всех периодах тренировки. Различные упражнения на месте и в движении могут выполняться без снарядов, со снарядами, на снарядах. Общеразвивающие упражнения по своему преимущественному воздействию можно разделить на упражнения: на силу, выносливость, быстроту, равновесие, координацию, растягивание, расслабление.
В качестве общеразвивающих специально-подготовительных упражнений могут использоваться занятия по другим видам спорта:
- Легкая атлетика для совершенствования быстроты, выносливости, силы и ловкости.
- Спортивные игры, особенно ручной мяч и баскетбол, развивают быстроту и точность движений, ловкость, внимание, сообразительность, выносливость; способствуют укреплению нервно-мышечного аппарата, органов дыхания и повышению общей тренированности.
- Плавание хорошо развивает дыхательную систему, а также в сочетании с воздушными и солнечными ваннами является основным средством закаливания организма.
- Велосипедный спорт способствует развитию быстроты, выносливости, силы мышц ног, а также воспитанию волевых качеств.
- Гребля развивает силу мышц рук и спины, а также дыхательный аппарат.
- Спортивная гимнастика укрепляет двигательный аппарат и особенно способствует повышению силы, гибкости, общей координации, а также смелости и решительности.
- Альпинизм и туризм являются полезной формой отдыха и средством физической подготовки при условии, если не ставятся задачи высоких спортивных достижений. При занятии альпинизмом и туризмом пользуются активными способами передвижения по различной местности, что укрепляет здоровье и закаливает организм.
- Спортивное ориентирование является хорошим средством тренировки в подготовительном периоде.
Специально-подготовительные упражнения способствуют развитию у лыжника специальных качеств или освоению движений, которые могут помочь овладеть различной техникой передвижения на лыжах.
Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, следовательно, относительно ограничены по объему.
Понятие «специально-подготовительные упражнения» является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:
- подводящие упражнения — двигательные действия, облегчающие освоению основного физического упражнения ,благодаря содержанию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений;
- подготовительные упражнения — двигательные действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для успешного изучения основного физического упражнения (например, кроссовая подготовка выносливость).
- упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (отрезки соревновательной дистанции и т. п.);
- имитационные упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (бег на лыжероллерах, ходьба с палками);
5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Метод обучения – это система действий учителя в процессе преподавания. Во время обучения используются такие методы.
- Использование слова.
- Наглядное воспитание.
- Практический метод.
В метод использования слова входят рассказ, описание, объяснение, беседа, разговор.
Рассказ – повествовательная форма изложения.
Описание – способ создания представления о двигательном действии.
Объяснение – способ развития сознательного отношения к действиям, т.к. отвечает на вопрос «почему».
Беседа – вопросно-ответная форма.
Разбор – проводится после выполнения какого-либо задания.
Метод наглядного воспитания: показ демонстрации рисунков, предметы, звуковая сигнализация.
Практический метод: практическое выполнение упражнений.
Под методами понимаются способы применения или использования физических упражнений, приемов, действий в конкретном виде деятельности с целью достижения определенного результата.
С помощью этих методов решаются задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и двигательных навыков, а также воспитанием физических качеств.
Специальные упражнения должны подбираться так, чтобы они облегчали выполнение двигательного навыка различных способов передвижения на лыжах, как по двигательной структуре, так и по характеру нервно-мышечных усилий. Специально-подготовительные упражнения направлены на развитие мышц ног, рук и туловища. Выполняются они с использованием силы собственного тела, инерции, отягощений и внешнего сопротивления.
Упражнения для развития отдельных групп мышц, которые выполняют главную функцию при передвижении на лыжах, могут быть ациклического и циклического характера. Более рациональными будут упражнения, которые выполняются как на специальных тренажерах, так и на тех, которые установлены в борцовских и тяжелоатлетических залах. К этой группе относятся также различные специально-подготовительные упражнения с амортизаторами. К специально-подготовительным упражнениям относятся и имитационные упражнения без приспособлений, с приспособлениями и передвижения на лыжах по специальному скользящему покрытию. Имитационные упражнения решают две главные задачи: способствуют развитию отдельных групп мышц, несущих основную работу при передвижении на лыжах, и быстрейшему овладению или совершенствованию спортивной техники.
Имитационные упражнения без приспособлений следует начинать с подводящих упражнений: создание представления о правильном выпаде и его длине, правильная смена ног, перенос тяжести тела из крайне заднего в крайне переднее положение, выполнение движения в целом на месте, отталкивание ногой на месте, шаговая имитация, шаговая имитация с палками в подъем, прыжковая имитация. Когда эти подводящие упражнения освоены, движение полностью разучивается на равнине и в подъем в сочетании с кроссовым бегом.
С помощью упражнений вырабатывают двигательные навыки, сходные с элементами техники основных способов передвижения на лыжах (лыжные ходы, переход, повороты в движении).
На уроках лыжной подготовки, в первую очередь, необходимо овладеть «чувством лыжи и снега»: научиться управлять лыжами, отталкиваться лыжей от снега и переносить массу тела с одной ноги на другую. В то же время не следует забывать о необходимости выработки умения удерживать равновесие – умения уверено скользить на двух лыжах и особенно на одной.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ.
- Соблюдать интервал при передвижении на лыжах:
на дистанции 3-4 метра
при спуске с горы – не менее 30 метров
- При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки;
- После спуска с горы не останавливаться у подножия;
- Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники;
- Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой;
- Наблюдать друг за другом и немедленно сообщать учителю о первых признаках обморожения;
- Не уходить с занятия без разрешения учителя
Чаще всего травмы возникают при выполнении учениками непосильных для них упражнений или при слишком быстром переходе от легких упражнений к сложным. Причиной травм может быть:
— Короткая разминка, утомление;
— Недостаточная техническая и физическая подготовленность ученика;
— Несоблюдение определенной дистанции между учащимися на лыжне;
— Наступание на пятки лыж обгоняющего;
Для того чтобы избежать травм, нужно соблюдать следующие правила:
- Занятия по лыжной подготовке начинать и заканчивать только на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку;
- Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует;
- Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму;
- Заранее определить и подготовить место для занятий: проложить пробный круг, и тренировочные круги. С лыжни убрать посторонние предметы;
- необходимо строго соблюдать температурные нормы, при которых разрешены занятия по лыжной подготовке той или иной возрастной группе учащихся;
- уроки должны проводиться в тихую погоду или при слабом ветре;
- при утомлении или ухудшении самочувствия учащийся должен быть отправлен на базу только на базу только в сопровождении преподавателя или товарища;
- крепление лыж к обуви должно быть удобно для пользователя, прочным и надежным;
- перед выходом с базы к месту занятий преподаватель обязан объяснить правила передвижения с лыжами в условиях, которые могут встретиться на пути передвижения;
- спуск с гор должен проводиться только по сигналу преподавателя строго поочередно для каждого занимающегося;
- учащиеся должны знать и строго выполнять инструкцию при лыжной подготовке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Архипов, А.А. На лыжах – за здоровьем / А.А.Архипов – К.: Здоров’я, 1987. – 157с. Бутин, И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / И.М.Бутин – М.: Академия, 2000. 392с.
Видякин, М.В. Физкультура. Система лыжной подготовки детей и подростков: конспекты занятий / М.В.Видякин – В-д.: Учитель, 2006.-171с.
Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки / сост. Г.П. Попова – Волгоград: Учитель, 2008. – 173с.
Коджаспиров, Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5 – 11 класс.:
Метод. пособие / Ю.Г. Коджаспиров – М.: Дрофа, 2003. – 176с.
Кузнецов, В.С. Физическая культура. Планирование и организация занятий. 5 кл. : Метод. пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий – М.: Дрофа, 2003. – 256с.
Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 кл. / В.И.Лях, А.А.Зданевич – М.: Просвещение, 2006. – 128с.
Масленников, И.Б. Лыжный спорт / И.Б.Масленников, В.Е.Капланский – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 111с.
Масленников, И.Б. Лыжные гонки / И.Б.Масленников, Г.А.Смирнов – М.: Физкультура и спорт, 1999. С.137-147.
Российская
Федерация
Министерство
образования и науки
филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного
учреждения
высшего
профессионального образования
«Тюменский
государственный университет» в г.
Тобольске
Кафедра
физического воспитания, спорта и методик
преподавания.
Реферат
По
дисциплине: Легкая атлетика и методика
преподавания
Тема
реферата: Основные ошибки, их причины
и средства устранения в процессе
обучения: бег на короткие, средние,
длинные дистанции, эстафетному бегу;
прыжкам в длину, с разбега, в высоту с
разбега; метание малого мяча, толкание
ядра.
Выполнил: Студент
2 курса
заочной формы
обучения
социально-гуманитарного
факультета
направление подготовки
«Педагогическое
образование»
Профиль «Физическая
культура»
Гаврилов Александр
Сергеевич
Дата _______________
Подпись _______________
Научный руководитель:
Гайдым Николай
Пантелеймонович
Оценка ________________
Дата ________________
Подпись ________________
Тобольск
2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Предупреждение
и исправление ошибок при овладении
двигательным действием. Виды ошибок и
причины их возникновения………………………………………………………………………………4
Ошибки
и их коррекция в процессе обучения
двигательным действиям…………………………….7
Заключение………………………………………………………………………………………….……10
Список
используемой литературы………………………………………………………………………11
Введение
Теория и методика
физической культуры — основная
общепрофилирующая дисциплина, которая
включает в себя обширный комплекс
знаний, являющихся теоретическим
фундаментом профессионального образования
специалистов по физической культуре и
спорту.
Необходимость
данной учебной дисциплины обусловлена
стремлением к целостному осмыслению
разнообразных научно-практических
знаний о физической культуре как о
многообразном общественном явлении,
которое все шире проникает во многие
сферы жизни и деятельности человека —
образование, воспитание, производство,
отдых, спорт.
Теория
и методика, раскрывая практически все
стороны и способы совершенствования
человека, создает необходимые предпосылки
для профессионального роста специалиста
в области физической культуры.
В
данной работе по дисциплине рассмотрены
следующие вопросы:
Предупреждение
и исправление ошибок при овладении
двигательным действием. Виды ошибок и
причины их возникновения.
Предупреждение и исправление ошибок при овладении двигательным действием. Виды ошибок и причины их возникновения
В
процессе физического воспитания
занимающихся обучают различным
двигательным действиям в целях развития
способности управлять своими движениями,
а также в целях познания закономерностей
движений своего тела.
Практика
показывает, что при любых методах и
методиках обучения избежать ошибок в
технике выполнения, прежде всего сложных
двигательных действий, не удаётся. На
протяжении всего процесса обучения
выполнение занимающимися физических
упражнений может сопровождаться
отклонениями фактической техники от
заданного образца.
Ошибка
— это выполнение упражнения с отклонением
от модели техники, которое оказывает
ощутимое влияние на результат действия.
К ошибкам также следует относить
неправильные движения и равным образом
те движения, которые по мере овладения
двигательным действием становятся
малоэффективными (Ашмарин).
Таким
образом, процесс обучения можно определить
как процесс борьбы с ошибками обучаемых
в осваиваемых двигательных действиях.
Поэтому представление о возможных
ошибках, причинах их появления и
возможностях их устранения является
необходимой предпосылкой эффективности
обучающей деятельности. Некоторые
ошибки обусловлены закономерностями
формирования двигательного навыка,
другие связаны с отсутствием необходимых
представлений, третьи — с несоблюдением
определенных условий и т.п. Выявление
типа ошибки у обучаемых имеет принципиальное
значение в организационно-содержательном
обеспечении процесса физического
воспитания, так как определяет приоритеты
целей деятельности обучения, приоритеты
выбора средств и форм организации.
Есть
несколько классификаций типов ошибок.
Наибольшее распространение в практике
физического воспитания получила
классификация, согласно которой выделяют
ошибки локальные (в отдельных элементах
двигательного действия) и комплексные
(в нескольких элементах двигательного
действия), неавтоматизированные
(незакреплённые) и автоматизированные
(закреплённые), существенные (грубые) и
незначительные (мелкие), типичные и
нетипичные, общие (характерные для
большинства) и индивидуальные.
В
зависимости от значения, характера и
распространенности ошибок их можно
подразделить на группы: 1. Грубые,
значительные и незначительные; 2.
Стабильные и нестабильные; 3. Типичные
и нетипичные.
1.
Грубыми считаются ошибки, искажающие
основной механизм двигательного
действия. Например: низкий старт — быстрое
поднимание головы. Их необходимо как
можно скорее устранять, так как они
больше всего мешают обучению. К
значительным относят невыполнение
общей детали техники; к незначительным
— неточное выполнение детали, ведущее
к снижению эффективности действия.
2.
Ошибки, возникающие в процессе овладения
физическим упражнением по причине
недостаточной координации усилий или
из-за воздействия временных сбивающих
факторов и исчезающие сразу после
принятых мер по их устранению, называют
нестабильными. Закрепленные в навык
ошибки называются стабильными. Они
возникают в результате многократного
повторения неправильных движений в
условиях практического применения
действия. Такие ошибки имеют стойкий
характер и с большим трудом поддаются
исправлению. Иногда приходится временно
прекращать повторение данного действия,
чтобы в дальнейшем, когда несколько
угаснут образовавшиеся нервные условные
связи, попытаться по-новому подойти к
решению не удающейся двигательной
задачи.
3.
К нетипичным относят ошибки, возникающие
эпизодически, как правило по субъективным
причинам. Типичные ошибки встречаются
чаще всего, имеют массовый, типичный
характер. Появление таких ошибок можно
заранее предугадать. Например, в беге
детей на короткую дистанцию типичны
следующие ошибки: при старте — высокое
поднимание таза, при беге на дистанции
— чрезмерный наклон туловища вперед и
др.
Наиболее
типичными являются следующие группы
ошибок:
—
внесение в двигательный акт дополнительных
ненужных движений;
—
закрепощенность движений, несоразмерность
мышечных усилий, ненужное привлечение
дополнительных групп мышц;
—
отклонения в направлении и амплитуде
движений;
—
искаженность общего ритма двигательного
действия;
—
выполнение движения на недостаточно
высокой скорости.
Основными
причинами этих ошибок являются:
—
неправильное или недостаточно полное
представление о структуре и двигательном
составе осваиваемого двигательного
действия;
—
неправильное или недостаточно полное
понимание двигательной задачи;
—
недостаточность двигательного опыта
занимающегося;
—
недостаточная физическая подготовленность
занимающегося;
—
неуверенность, боязнь, чувство утомления
и т.п.;
—
неправильная организация процесса
освоения двигательного действия.
Успех
в освоении движений во многом зависит
от того, насколько правильно определены
причины происхождения двигательных
ошибок и насколько методы их исправления
соответствуют истинным причинам их
возникновения. Предлагаемая систематизация
может помочь лучше разобраться в
двигательных ошибках и путях их устранения
(Табл. 1).
Таблица
1 — Основные причины ошибок и пути их
устранения
Причина |
Путь |
Неправильное |
Разъяснить, |
Недостаточная |
Выявить |
Недостатки |
Выяснить |
Нарушение |
Изменить |
Отрицательный |
Временное |
Создание |
Дать |
Утомление |
Дать отдых |
Неблагоприятные |
Устранить |
Основной
путь исправления ошибки — указание на
неё обучаемому, показ неправильного и
правильного исполнения, затем — повторные
попытки овладеть правильным способом.
Есть и другой путь: применение так
называемых корригирующих упражнений.
Один из видов таких упражнений —
контрастные упражнения. Например,
лыжник-новичок идёт попеременным ходом
на прямых ногах. Затем, в качестве
контрастного корригирующего упражнения,
ему предлагается движение на чрезмерно
согнутых ногах. Такое утрированное
контрдействие очень эффективно.
Для
повышения эффективности освоения
двигательных действий и профилактики
ошибок большое значение имеет правильный
регламент их выполнения. Основными
параметрами такого регламента являются
число повторений и интервалы отдыха
между ними. Их конкретные характеристики
могут быть самыми различными, так как
определяются многими факторами
(сложностью движений, этапом освоения,
индивидуальными возможностями
занимающегося и т.п.). Вместе с тем во
всех случаях следует помнить и соблюдать
следующие общие правила:
число
повторений нового действия определяется
возможностями занимающегося улучшать
движение при каждой новой попытке;
повторное
выполнение с одними и теми же ошибками
является сигналом к перерыву для отдыха
и обдумыванию своих действий;
интервалы
отдыха должны обеспечивать оптимальную
готовность к выполнению очередной
попытки — как физическую, так и психическую;
продолжать
освоение движений при сильном утомлении
нецелесообразно и вредно;
перерывы
между занятиями должны быть как можно
короче, чтобы не потерять уже приобретенные
умения и навыки.
Основные
правила исправления ошибок:
1.
Ошибка должна быть понята занимающемся.
Осознанию причины и характера ошибки
способствуют повторные объяснения и
показ упражнения, проговаривание и
зарисовки двигательного действия,
консультации с товарищами по занятию.
2.
Ошибки следует исправлять не все сразу,
а последовательно, по степени их
значимости. Двигательные ошибки часто
образуются по принципу цепочки: одна
ошибка порождает другую, образуя
причинно-следственную цепь. Например,
ошибка в напряжении мышц может вызвать
ошибки в скорости и амплитуде движений.
Исправление ошибок следует начинать с
наиболее важных, так как от них часто
зависит появление и всех второстепенных
ошибок. Например, ошибки в финальных
усилиях зависят, как правило, не от
ошибок в заключительном движении, а от
согласованности звеньев целостного
двигательного акта. К наиболее важным
ошибкам относятся те, которые нарушают
основу техники.
3.
Выбранные пути исправления ошибки
должно соответствовать возможностям
занимающегося в данный момент.
4.
Внезапное появление, казалось бы,
исчезнувших ошибок требует периодического
использования тех подводящих упражнений,
с помощью которых данная ошибка
исправлялась. Подобное проскальзывание
ошибок особенно часто наблюдается при
выполнении действия в новой, сложной
обстановке.
Путь
исправления ошибок в выполнении
физических упражнений состоит в том,
чтобы сначала определить неточности
движений, затем установить их причину
и, наконец, найти средства и методы их
устранения с учётом предмета обучения
и особенностей занимающегося.
Для
выявления ошибок учащихся преподаватель
должен проводить регистрацию характеристик
движений. Сложность выявления причин
ошибок в движениях состоит в том, что
одну и ту же погрешность могут вызвать
различные причины. Каждая из обнаруженных
причин ошибок в движениях диктует выбор
соответствующего средства её устранения.
Если
причиной допущенной неточности является
непонимание сущности изучаемого
движения, неверное представление о нём,
то средствами исправления могут быть
повторное объяснение, показ движений,
наблюдение за лучшими исполнителями и
др.
Если
причина недостатков в утомлении
занимающегося, то средства её устранения
— увеличение времени отдыха, возбуждение
интереса к предмету занятия, изменение
характера выполняемых упражнений и
т.д.
Методические
рекомендации для исправления ошибок в
выполнении физических упражнений, кроме
указанных выше, сводятся к изложенным
ниже положениям.
1.
Прежде всего исправлять те ошибки,
которые могут привести к травмам, а
также те, которые в наибольшей мере
сказываются на эффективности движений,
т.е. главные (основные) ошибки.
2.
Повышать интерес к предмету обучения,
проводимым занятиям всеми педагогически
оправданными средствами.
3.
Делать замечания персонально. Общие
замечания преподавателя, фиксирующего
ошибки всех занимающихся, менее
эффективны.
4.
Избегать беспрерывных замечаний, которые
подчёркивают только одни недостатки и
тем самым подавляют веру занимающегося
в свои возможности. Даже при допущении
грубых ошибок следует вначале подчеркнуть
положительные стороны в выполнении
упражнения и лишь после этого разъяснить,
в чем состояла ошибка и как её исправить.
5.
В случае систематического повторения
ошибок из-за трудностей, возникающих в
улавливании необходимых кинестезических
ощущений, следует применять метод
контрастных заданий. Он состоит в том,
что обучающемуся предлагается занять
положение или выполнить движение с
ошибкой, противоположной допускаемой.
Например, ученик, невзирая на многократное
напоминание, продолжает передвигаться
на совершенно прямых ногах. В этом случае
преподаватель может предложить согнуть
их гораздо больше, чем это требуется.
6.
При обучении сложно-координированным
движениям на допущенные ошибки следует
указывать после выполнения всего
упражнения. В циклических видах спорта
ошибки, допускаемые учеником, нужно
исправлять и в процессе самого движения.
Элементарные ошибки можно исправлять
таким образом и в ациклических упражнениях.
7.
Повторять движения до первых признаков
утомления, снижения внимания. После
5-6-минутного перерыва, во время которого
выполняется несколько ранее хорошо
выученных или простых по координации
движений, следует возвратиться к
основному предмету обучения. На протяжении
занятия это можно делать несколько раз.
Исправление
заученных ошибок, переделка освоенной
техники упражнений требуют больших
затрат времени и упорства по сравнению
с «правильным» (без ошибок) обучением.
Поэтому детей необходимо с самого начала
обучать наиболее рациональной технике
упражнений.
Способы
исправления ошибок должны быть направлены,
прежде всего против причин, вызывающих
ошибки, а не против самих ошибок.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Во время обучения двигательным действиям выполнение занимающимися физических упражнений сопровождается отклонениями техники от заданного образца и появлением двигательных ошибок. Характер и степень отклонений могут быть различными. К двигательным ошибкам относят как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и малоэффективные или лишние движения (2).
Во время обучения двигательному действию важной задачей является своевременное исправление ошибок. Причинами ошибок могут быть: неточное представление о технике движения; несоответствие двигательных ощущений и субъективной оценки собственных действий ученика; несоответствие сложности двигательного задания и возможностей ученика, отрицательное влияние уже освоенных упражнений на новое; недостаточное проявление смелости и решительности при выполнении двигательных действий и другое.
Действия, направленные на углубленное разучивание упражнения, позволяют довести основные технические моменты до уровня автоматизированных, что выражается в самостоятельном и технически правильном выполнении упражнения.
Объект: процесс обучения двигательным действиям.
Предмет: методы и приёмы предупреждения и устранения ошибок при обучении двигательным действиям.
Цель: Выполнить анализ методов и приёмов предупреждения и устранения ошибок при обучении двигательному действию.
Задачи:
-
Обзор научно-методической литературы по теме исследования.
-
Выявить причины двигательных ошибок при выполнении физических упражнений.
-
Определить методы и приемы предупреждения и устранения ошибок в двигательных действиях занимающихся.
При обучении двигательным действиям в любом виде спорта выделяют 3 этапа:
-
Этап начального разучивания движения.
-
Этап углубленного разучивания.
-
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия.
На первом этапе преследуется цель обучить основам техники двигательного действия и предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники упражнений.
Основными причинами возникновения грубых искажений техники двигательного действия на первом этапе его разучивания обычно бывают:
1. Недостаточная физическая подготовленность. В данном случае тренер должен установить, какое из физических качеств недостаточно развито и в зависимости от этого определить дополнительные задания по развитию специальных физических качеств.
2. Боязнь. Тренер должен помнить, что эмоции страха бывают причиной чрезмерного напряжения мускулатуры и ограничения амплитуд движения, что в свою очередь является дополнительной предпосылкой к возникновению травматической ситуации.
3. Недостаточное понимание двигательной задачи. По этой причине занимающиеся допускают самые разнообразные ошибки и если тренер (преподаватель) использует доходчивое объяснение, качественную демонстрацию, методы активизации внимания и углубленного осмысливания задачи, то данный вопрос решается обычно легко.
4. Недостаточный самоконтроль движений. Необходимо отметить, что с этой причиной на первом этапе бороться довольно трудно, но возможно как путем мобилизации внимания, так и с помощью методов срочной информации.
5. Утомление.
6. Отрицательный перенос навыков – освоение предупреждения или ослабление которого заключается в рациональной последовательности обучения.
7. Неблагоприятные условия выполнения упражнений (плохой инвентарь, оборудование, метерологические, гигиенические и др.) [1].
Цели и задачи обучения на втором этапе несколько отличается от первого. В данном случае цель – довести первоначальное «грубое» владение техникой до относительно совершенного [1,2,3].
Третий этап – этап закрепления и дальнейшего совершенствования имеют целью обеспечить совершенное владение двигательным действием в условиях его практического применения.
Мерами предупреждения ошибок следует считать:
-
правильное понимание разучиваемой техники и поставленных задач обучения;
-
доступность изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями и физической подготовленностью;
-
желание выполнять движение;
-
выработка умения заканчивать упражнение на хорошей попытке и др.
-
тщательное соблюдение законов обучения (формирование навыков, и т.д.)
-
подбирать такие задания, которые требуют от занимающегося определенных усилий.
-
обеспечивать надежную страховку;
-
отчет занимающимся о выполнении двигательного действия.
В заключении необходимо отметить, что реальное обучение не бывает процессом безошибочным, занимающиеся допускают ошибки, даже в том случае, если задание доступно, а применяемая методика полноценна.
Библиографический список
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для ин-тов физ. культуры. – М.: ФиС, 1991. -543 с.
2. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
3. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник для физкультурных вузов. – М.: «Физическая культура», 2005. – 544 с.