Цирк работа над ошибками

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

1 класс

1. Большая буква в начале предложения

Выпиши предложение правильно. Делай так: Выпал пушистый снег.

2. Знаки препинания в конце предложения

Выпиши предложение. Поставь в конце нужный знак. Делай так: Весело в цирке!

3. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в кличках животных, в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек, морей

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так:Москва, Воронеж, Париж.

4. Ударение в слове

Выпиши слово. Поставь ударение правильно.

5. Перенос слова

Раздели слово на слоги для переноса. Укажи все способы переноса. Делай так: кар-тина, карти-на.

Запомни! При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

6. Мягкий знак (ь) – показатель мягкости согласных звуков

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: пеньки, деньки, угольки.

7. Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой

Делай так: машина, мыши, малыши.

8. Ошибки на замену, искажение, пропуски

Выпиши слово правильно. Раздели его на слоги. Подчеркни гласные. Делай так: прилетели, приееи.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

9. Безударная гласная, непроверяемая ударением (словарное слово)

Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Обозначь безударную гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово ещё 2 раза. Делай так: по̣ми̣до́р, по̣ми̣до́р, по̣ми̣до́р.

10. Безударная гласная, проверяемая ударением

Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Обозначь безударную гласную. Подбери однокоренное слово или измени форму слова так, чтобы гласная была под ударением. Делай так: во̣лна́ – во́лны.

11. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные)

Выпиши слово правильно. Подбери однокоренное слово или измени форму слова так, чтобы после согласной была гласная. Делай так: мороз – морозы.

12. Слова с сочетанием -сн-

Выпиши слово. Подбери проверочное слово так, чтобы между этими согласными был гласный. Делай так: чудесный – чудесен.

2 класс

13. Сочетания чк, чн, чт, нч, нщ

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: девочка, собачка, ласточка.

14. Разделительный мягкий знак (ь)

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: воробьи, бельё, вьюга

Запомни! Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я.

15. Двойные согласные в слове

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Делай так: аллея, коллектив, миллион.

16. Определение части речи

Выпиши слово. Обозначь, какой частью речи оно является. Делай так:

пр.    сущ.      гл.            прил.       сущ.
по, дереву, прыгала, пушистая, белка

17. Правописание предлога со словом

Выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё слово или вопрос. Делай так: к берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу.

Запомни! Предлог – это отдельное слово.

18. Звуко-буквенный анализ слова (фонетический разбор)

Выпиши слово. Поставь ударение. Раздели на слоги. Укажи, сколько в слове слогов, гласных звуков, согласных звуков. Делай так:

день/ки́ – 2 слога
д [д’] согл., зв., мягк.
е [э] гласн., безуд.
н [н’] согл., зв., мягк.
ь [–]
к [к’] согл., глух.,  мягк.
и [и] гласн., ударн.
6б.5зв.

Запомни! Мягкий и твердый знаки, не обозначают звука!

3 класс

19. Правописание непроизносимых согласных

Выпиши слово правильно. Подбери однокоренное слово или измени форму слова так, чтобы после согласной была гласная. Делай так: звёздный – звезда, звездочка.

20. Состав слова

Выпиши слово. Придумай и запиши слово той же конструкции. Разбери его по составу. Делай так: домик – сомик или болевой – часовой.

21. Буквы и – ы после ц:

Выпиши слово правильно 3 раза. Подчеркни букву ц одной чертой, а букву и (ы) – двумя. Делай так: цирк, цирк, цирк.

Запомни! В корне слова после ц пишется и (исключение – цыган, цыпленок, цыкнуть, на цыпочках). В словах на -ция- пишите и (полиция, администрация).

22. Гласные исогласные в приставках

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Подбери ещё 2 слова с этой же приставкой. Делай так: закричать, забежать, записать.

23. Правописание приставки со словом

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками. Делай так: приехать, заехать, уехать.

24. Синтаксический разбор предложения

Выпиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Выпиши словосочетания. Делай так:

прил.     сущ.      гл.      пр.   сущ.
Седые туманы плывут к облакам.
туманы (какие?) седые 
плывут (куда? к чему?) к облакам

Запомни! Грамматическая основа, подлежащее и сказуемое, словосочетанием не является.

25. Разделительный твёрдый знак (ъ)

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: въезд, объем, объявление.

Запомни! Разделительный ъ  пишется только после приставок, оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я.

26. Род имён существительных
Выпиши слово. Подставь слова: он, мой – м.р., она, моя – ж.р., оно, моё – ср. р. Определи род. Делай так: лисичка – она, моя – ж.р., или окно – оно, мое – ср.р., или домик – он, мой – м.р.

27. Частица не с глаголами

Выпиши глагол с частицей не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: не запомнил, не выучил, не знал.

Запомни! Частица не с глаголами всегда пишется отдельно. Исключения составляют те глаголы, которые без не не употребляются. Например, негодовать, ненавидеть и др.

28. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: луч (м.р.), товарищ (м.р.), шалаш (м.р.) или ночь (ж.р.), речь (ж.р.), тишь (ж.р.).

29. Правописание суффиксов в слове

Выпиши слово. Выдели суффикс. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: зайчик, ключик, ротик.

30. Морфологический разбор частей речи (Смотри памятку)

31. Времена глагола

Выпиши глагол. Определи время. Запиши ещё 2 глагола.
Делай так: пролетели (что сделали?) пр.вр. или идут (что делают?) н.вр.

32. Склонение имён существительных

Выпиши слово. Выдели окончание. Определи род, склонение. Делай так: в палате – палата, ж.р., I скл.

4 класс

33. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение, падеж. Например: на опушке – опушка, сущ. I скл., П.п.

34. Однородные члены предложения

Выпиши предложение. Обозначь слово, от которого ставим вопрос к однородным членам, подчеркни однородные члены. Делай так: Сильныйветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
ветер (что сделал?) сорвал, разметал

35. Правописание безударных окончаний имён прилагательных

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. Делай так: к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.

36. Предлог перед местоимением

Выпиши местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: у_нас, ко мне, с тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

37. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица ед.ч.

Напиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на это правило.

Делай так: пишешь, ругаешь, читаешь.

Запомни! На конце глаголов 2-го лица ед.ч. пишется ь.

38. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы

Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно. Делай так: что делать? Улыбаться.

39. Правописание безударных личных окончаний глаголов

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в неопределённую форму. Определи спряжение. Делай там: пишет – писать, гл. I спр. или ставит – ставить, гл. II спр.

40. Правописание сложных слов

Выпиши сложное слово. Выдели оба корня. Подчеркни двумя чертами соединительную гласную.

Запомните! Пишите е после мягких согласных, шипящих и ц.

41. Правописание наречий

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную на конце слова. Делай таксправа, справа, справа.

Запомни! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на — а, — о.

Как работать над ошибками:

1. записать слово правильно

2.определить орфограмму, поставить №

3. подобрать проверочное слово   или  
записать 2 слова на эту орфограмму

Орфограммы
русского языка 1-4 класс

1. Безударный гласный в корне слова, проверяемый
ударением.

  Чтобы проверить безударную гласную в корне
слова, надо ПОДОБРАТЬ однокоренное слово или ИЗМЕНИТЬ форму слова так, чтобы на
эту гласную падало ударение.

                  Например:  столы
– стол,  зима – зимушка.

гроза — № 1. грозы

2. Звонкие / глухие парные согласные на
конце слова   и   перед другими согласными.

 Чтобы проверить парную согласную в корне
слова, надо ПОДОБРАТЬ однокоренное слово или ИЗМЕНИТЬ форму слова так, чтобы
ПОСЛЕ этой согласной СТОЯЛА гласная или звонкая согласная.

                   Например: уж
– ужи, зуб – зубной.

гриб — № 2, грибы

указка — № 2, указочка

3. Непроизносимые согласные  в корне слова.

 В корнях некоторых слов звуки  /в/, /д/, /л/,
/т/ не произносятся, а буквы В, Д, Л, Т пишутся.

              Например: грусть
грустный, сердечный – сердце,   НО 
парус – парусный

местный — № 3, место

вкусный – № 3, вкусен

4. Разделительный   Ь

 показывает, что при произношении согласный
звук НЕ сливается с гласным и  пишется в КОРНЕ слова после согласных перед
гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

                     Например: листья,
платье, ружьё, ручьи, вьюга.

деревья — № 4, осенью, воробьи

5. Разделительный   Ъ

 показывает, что согласный НЕ сливается с
гласным и пишется после ПРИСТАВОК, которые оканчиваются на СОГЛАСНЫЙ  перед
гласными Е, Ё, Ю, Я.

                     Например: въехал,
съёжился, объявление, предъюбилейный.

съел — № 5, съедобный, подъёмный

6. Наличие / отсутствие  Ь  на конце имён
существительных после шипящих.

На конце существительных МУЖСКОГО рода после
шипящих  Ь    НЕ ПИШЕТСЯ,

                                               
ЖЕНСКОГО рода после шипящих   Ь           ПИШЕТСЯ.

                      Например: нож
(м.р.), камыш (м.р.), луч (м.р.), плащ
(м.р.)

                                          рожь
(ж.р.), мышь (ж.р.), дочь (ж.р.), помощь
(ж.р.).

луч — № 6, шалаш (м.р.), гараж (м.р.)

мышь — № 6, дочь (ж.р.), ночь (ж.р.)

7. Заглавная буква в именах людей,
названиях городов, рек и других именах собственных.

                      Например: город Тула,
река Ока, кот Васька, собака Мухтар.

Москва — №7, Тула,  Калуга

8. Буквы  И, А, У  после шипящих 
(сочетания: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ ).

                       Например: снежинки,
машина, чайка, роща, чужой,
щурится.

машина — № 8, груши, пушинка

9. Заглавная буква в начале предложения.

                          Речь нужна
людям для общения. — № 9

10. Раздельное написание предлогов, слитное
написание приставок.

Между предлогом и словом, перед которым он
стоит, можно вставить другое слово или вопрос.

                Например: ваза из
стекла – ваза из СИНЕГО стекла.

Приставка – это часть слова, и на письме её
нельзя ОТДЕЛЯТЬ от корня.

                 Например: пришёл,
посмотрел, увидел, выбежал.

в лесу — № 10, в зимнем лесу

11. Раздельное написание частицы  НЕ  с
глаголами.

  не знает — № 11, не может, не
старается

12. Правописание сочетаний  ЧК-ЧН.

 девочка — № 12, ручной, печка, лавочка.

13. Написание букв  И / Ы  после  Ц

в начале слова  ЦИ: цирк, цифра,
циркуль ( исключение  цыган, цыплёнок,
цыц ),

в конце слова  ЦЫ:  ножницы, птицы,
пальцы.

циркач — №13, цирк, цирковая

14. Глаголы  с основой  на ЧЬ.

 беречь (что делать?) — №14, стеречь, 
печь.

15. Сложные слова с буквой соединительного
гласного.

 самолёт — №15,   сам , летать

  птицелов — № 15,   птиц,   ловить

16. Словарные слова, которые надо
запоминать.

карандаш — №16, пальто, работа

дорога — № 16, коньки, морковь

17. Перенос слова с одной строки на другую 
—  по  слогам.

(записать все возможные варианты )

прокатился — № 17, про-катился,
прока-тился, прокатил-ся

18. Пропуск, искажение, замена букв в слове
при списывании.

( написать слово, разделив его на слоги )

пожелтевшие — №18, по-жел-тев-ши-е

19. Безударное падежное окончание 
существительного.

у  существительных  1-го склонения  —  как в
словах   СТРАНА, ЗЕМЛЯ

у  существительных  2-го склонения  – как в
словах     СТОЛ, КОНЬ

у  существительных  3-го склонения  –  всегда 
буква     И

на поляне —  ( поляна – 1 скл., значит 
на ЗЕМЛЕ )- №19

у речки  —  ( речка – 1скл.,
значит       у   ЗЕМЛИ)- № 19

к скамейке —  ( скамейка – 1 скл.,
значит  к ЗЕМЛЕ ) — № 19

о медведе  —  ( медведь – 2 скл.,  
значит  о  КОНЕ ) — № 19

у площади, по площади, на площади
–(площадь– 3 скл ,значит везде пишется И )

20. Удвоенная буква согласного на границе
частей слова.

осен + н + ий = осенний — № 20

 утр + енн + ий = утренний  — № 20

 дерев + янн + ый = деревянный — № 20

21. Правописание приставок.

                   Приставки    РАЗ- ; ИЗ-
; БЕЗ- ; ВОЗ-
  пишутся в словах, корни которых начинаются с гласных или
звонких согласных.

Например: обидеть – разобидеть; гнать –
изгнать; дело – бездельничать

                   Приставки   РАС- ; ИС- ;
БЕС- ; ВОС-
пишутся в словах, корни которых начинаются с глухих согласных.

Например: терзать – растерзать; худать –
исхудать; шуметь – бесшумный

22. Буквы  О, Е  после шипящих и  Ц  в
окончаниях существительных

(под ударением – О, без ударения – Е)

хлебцем — № 22,  зайцем, плачем

кольцом — №22,  ножом, ключом

23. Существительные в форме мн. ч., Р. п. с
основой на шипящий пишутся без Ь

туч — №23, мн. ч., Р. п.; много луж

24. Существительные с суффиксом   -ОК после
шипящих

бычок — №24, дружок, пастушок

25. Безударное падежное окончание
прилагательного

тихому дому — № 25, ( какому? –ому, -ему )
м. р., Д. п.

в синей юбке — № 25, (в какой? –ой, -ей )
ж. р., П. п.

26. Беглые гласные  О и Е

замочек- № 26, нет замочка

телёнок — №26, нет телёнка

27. Безударный гласный, проверяемый
ударением, в суффиксе и приставке

луковый — № 27, дубовый

записка — № 27, запись

28. Знаки препинания при однородных членах
предложения

Прилетели грачи, жаворонки, скворцы.

В лесу росли дубы, сосны и ели.

29. Написание    –ТСЯ   и    –ТЬСЯ    у
глаголов

катается — №29,  что делает?,  наст. вр., 
3л.,  ед. ч

кататься — №29,  что делать?,  нач. форма

30. Безударные личные окончания глаголов . 
(поставить в начальную форму и

определить спряжение)

                     1
спряжение                                                         2спряжение

                  ед. ч.                   мн.
ч.                                    ед.ч.                        мн.ч.

.  я     … -у
(-ю)          мы    … -ем                  .  я      …-у (-ю)         
мы    …-им

2л. ты  
…-ешЬ              вы     … -ете                 2л. ты    …
-ишЬ            вы    … -ите

  он   …
-ет                они    …-ут (-ют)          . он   
…-ит                они   …-ат (-ят)

Рисует — №30, рисовать, 1спр.

Ходит — №30, ходить, 2спр.

 Глаголы-исключения   (относятся к 2 спряжению):    гнать,   держать,   дышать, зависеть, 
видеть,  слышать,  обидеть,  смотреть,  вертеть,  ненавидеть,  терпеть.

Глаголы  БРИТЬ, СТЕЛИТЬ  относятся к 1
спряжению

31. Безударный суффикс глагола в форме
прошедшего времени.

(сохраняется глагольный суффикс начальной
формы)

  ехать – №31,  ехал

 лаять – №31,  лаял

32.  Написание О  или  Ё (Е) после шипящих:

в суффиксах и окончаниях под ударением пишется
О,  без ударения  Е

скворчонок — №32     овражек- №32

холщовый — №32     плюшевый — №32

ковшом — №32          рощей — №32

В корне слова «цирк» и производных слов «циркач», «циркачка», «циркачество», «цирковой» после буквы «ц» пишется буква «и».

Выясним, как пишется слово «цирк» в русском языке, если применим орфографическое правило написания букв и/ы после ц.

В зависимости от того, в какой значимой части слова находится слог с буквой «ц», делаем выбор в написании букв «и» или «ы». Как пишется слово «цирк» или «цырк»?

Цирк

Правописание слова «цирк»

При произношении этого слова после всегда твердого согласного звука [ц] слышится гласный звук [ы]:

По этой причине возникает затруднение в его написании. Какую букву, «ы» или «и», следует написать после «ц» в интересующем нас слове?  Будем учитывать, что в русском языке многие слова пишутся не так, как звучат. Существует закономерность, что в слове, его грамматических формах и в однокоренных лексемах сохраняется единое написание морфем, кроме случаев чередования гласных и согласных.

Выясним морфемный состав исследуемого слова:

У  неодушевленного существительного мужского рода «цирк» все слово является корнем. В соответствии с орфографическим правилом русского языка в его корне после «ц» пишется только буква «и», как и в словах:

  • циркуль
  • цинк
  • цитрусовый
  • цинга
  • цигейка
  • цитадель.

Буква «ы» после «ц» в корне пишется только в словах-исключениях:

  • цыган
  • цыплёнок
  • цыпочки (на цыпочках)
  • цыц

Их можно запомнить с помощью фразы:

Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку:»Цыц!».

Вывод

Слово «цирк» правильно пишется с буквой «и» после «ц», несмотря на звучание.

Это написание сохраняется в производных однокоренных словах:

  • цирковой
  • циркач
  • циркачка
  • циркачество.

Чтоб запомнить правильное написание этого слова с буквой «и» после «ц», прочтите примеры предложений.

Примеры предложений со словом «цирк»

Ци́рк сиял яркими разноцветными огнями.

Многие дети и взрослые любят ци́рк.

Ци́рк — это такое волшебное место, где возможны различные чудеса.

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 21

  • Определение и разбор слова

  • Как правильно пишется: «цирк» или «цырк»?

  • Примеры для закрепления

Определение и разбор слова

Данное слово является существительным, которое обычно употребляется в значении «вид искусства, включающий выступления акробатов, эквилибристов, жонглёров, клоунов, иллюзионистов, дрессированных животных и т. п.».

Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.

Давайте с этим разберёмся.

Существует два варианта правописания анализируемого слова:

  • «цирк», где после «ц» пишется гласная «и»,
  • «цырк», где после «ц» пишется гласная «ы».

Как правильно пишется: «цирк» или «цырк»?

Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:

цирк

В данном слове многие ошибочно пишут букву «ы» после согласной «ц».

Отметим, что существительное «цирк» является словарным словом и его правописание следует запомнить.

Напомним вам, что после буквы «ц» пишется гласная «ы» лишь в следующих случаях:

  • в окончаниях существительных (например: огурцы)
  • в окончаниях прилагательных (например: бледнолицый)
  • в суффиксах прилагательных «-ын» (например: сестрицын)
  • в словах цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, а также в других словах, образованных от данных слов.

В остальных случаях после «ц» пишется гласная «и».

Примеры для закрепления

  • Я не люблю цирк, так как это издевательство над животными.
  • Цирк на воде будет в нашем городе еще месяц.
  • Я сегодня собираюсь пойти с детьми в цирк.

Определение и разбор слова

Существительное, которое имеет смысл: «вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление».

Варианты написания

  • «цирк», где после «ц» стоит буква «и»;
  • «цырк», где после «ц» стоит буква «ы».

Как правильно пишется: «цирк» или «цырк»?

С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:

«ЦИРК»

Какое правило применяется?

Слово «цирк» является словарным словом, поэтому его правописание следует просто запомнить.

Пример использования слова в речи

К нам приехал цирк трюкачей.

Я купил два билета в цирк.

Я так давно не бывала в цирке.

Подводим итоги

  • Верное написание: «цирк»
  • Неверное написание: «цырк»
  • Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите необходимый фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Урок:
русский язык.

Тип урока: повторение пройденного материала

Тема:
повторение правописания мягкого знака (ь) на конце имен существительных после
шипящих. Авторский диктант «Цирк».

Авторский диктант «Цирк», направлен специально
на повторение правописания мягкого знака (ь) на конце имен существительных
после шипящих (с максимальным количеством существительных с шипящими на конце).

Класс:
3 класс

Составитель и автор диктанта: Воронина Юлия Александровна, учитель начальных
классов

Тема урока: повторение правописания мягкого знака (ь) на конце

имен существительных после шипящих.

Цель: закрепление навыков правописания мягкого
знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи: 

Предметные: 

—  закрепление знаний новой
орфограммы «Правописание мягкого знака (Ь) на конце имён существительных
после шипящих»;

— выделение грамматической функции
мягкого знака как показателя женского рода во время авторского диктанта «Цирк»
по вышеуказанной теме.

Метапредметные:

        
а) познавательные УУД:

— развитие внимания,
критического мышления, зрительной памяти учащихся.

    
   б) коммуникативные УУД:

— развивать умение
высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

— соблюдать
скоростной режим при написании диктанта.

       
в) регулятивные УУД:

— учить детей
контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

— формировать умения
выполнять свои действия по образцу;

— формировать
умение соблюдать тишину во время написания диктанта;

3. Личностные:

— формирование
умения адекватно оценивать свою работу;

— воспитывать у
учащихся толерантное отношение друг к другу.

     
 Оборудование:

Интерактивная доска

-Текст авторского диктанта

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

  — Ребята, мы продолжаем учиться писать
грамотно. Зачем нам это нужно? (Ответы детей. Правильно. И устная, и письменная
речь служат людям для того, чтобы люди понимали друг друга. Чтобы мы с вами
правильно понимали друг друга, нужно грамотно правильно говорить и писать.)

  -Ребята, вспомните, пожалуйста, стихотворение Агнии Барто «Стали
грамотными»:

(На интерактивную доску выводится текст стихотворения, дети читают
самостоятельно):

Давно ль
Читали мы
С трудом:
«До-мик. Дом.
Ми-ша мил.
Ми-ша мал.
Ми-ша дом сло-мал».

Давно ль мы
звали маму
И впервые сами
Вслух читали маме:
«Ма-ма мы-ла ра-му».

Прошёл ноябрь,
декабрь, январь —
И одолели мы
букварь.

Поздравил нас
Десятый класс —
Вот нам какая честь!
Гостям решили мы рассказ
Про белочку прочесть.

Но от волненья
Я прочла,
Что в клетке
Булочка жила!

-Сделайте вывод. Изменив только одну букву в слове, можно получить
совершенно другое значение. Чтобы мы с вами правильно понимали друг друга,
нужно слова произносить и записывать правильно. Так, как это принято в русском
языке. Сегодня у нас урок повторения правописания мягкого знака (ь) на конце
имен существительных после шипящих. Этот урок поможет вам сделать ещё один шаг
на пути к грамотному письму. Будьте, пожалуйста, внимательны.  В конце урока
будет диктант под названием «Цирк».

-Что вы знаете о цирке? Как часто вы бываете в цирке? Видели ли вы
в цирке акробатов, силачей, жонглеров, клоунов, директора цирка? (Учитель
выслушивает ответы детей на каждый вопрос поочередно.
)

-А знаете ли вы, как правильно пишутся эти слова? Давайте
попробуем их написать, а рядом с каждым словом можно сделать маленький рисунок
каждого предмета, который эти слова обозначают. У нас получится самый настоящий
нарисованный цирк! Только как жонглеры в цирке, мы должны писать и рисовать
быстро.

2.Словарная работа.

Учитель пишет на доске новые словарные слова:

Акробат,
ж
онглер,
кло
ун, директор.

— Спишите словарные слова, выделите буквы, которые нужно
запомнить:


Прочитайте слова. Что общего у этих слов?

 (Это
словарные слова. Все слова имена существительные.)

3.
Воспроизведение правила написания мягкого знака в слове.

 -Теперь отгадайте загадки (устно,
учитель читает загадки
):

Он состоит из точки и
прямой.

Ну, догадайтесь, кто
же он такой?

Бывает, в дождик он
пробьется из-за туч.

Теперь-то догадались?
Это… (Луч)

Кто-то ловко юркнул в
норку,

Прихватив от хлеба
корку

Знаешь ты ее малыш ,

Это серенькая… (Мышь)

— На уроке с ним
можно играть,

Катать его и вращать.

Он будто бы буква
«О»:

Круг, а внутри —
ничего. (Обруч)

В избе — изба,
На избе — труба.
Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (Печь)

        — Что общего во всех
отгадках?

        (Заканчиваются на
шипящие звуки) 

   — Дайте характеристику этим звукам:
ж,  ш, ч, щ

   ( ш — согл., глух., твёрдый;
ж- согл., звонк., твёрдый;ч- согл., звонк., мягкий;

щ —  согл., глух., мягкий)

4. Повторение правила.

    Вспомните, что вы знаете о написании мягкого
знака в именах существительных?

(Обозначает мягкость согласного
и разделяет согласный с гласным) 

    — Что можете сказать о
написании Ь после шипящих: Ж, Ш, Ч,Щ

(Служит для обозначения женского
рода имени существительного)

5. Работа над новым
материалом.

— Задание.

-Разбейте слова на две группы: с Ь –
знаком и без Ь —  опираясь на предложенный алгоритм.  Запишите в два
столбика слова. В первом столбике – слова без Ь, во втором столбике – с Ь. 

На интерактивную доску выводятся
алгоритм исследования и слова:

 Алгоритм исследования    
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
             

1.     Прочитайте слово.

2.      Определите часть речи.

3.      Какие звуки слышатся на
конце слова?

4.      Определите грамматические
значения слов.

5.      Определите, на какие группы
можно распределить слова.

6.      Запишите слова, распределив
их в группы.

7.      Понаблюдайте, где пишется Ь,
где не пишется.

8.      Сделайте вывод.

Слова:

Ткач…, брош…, этаж…,
ёж…, богач…, тиш…, теч…, товарищ…,  шалаш…, вещ…, мяч…, доч…, нож…, помощ…,
уж…, реч…, гараж…, ноч…

 Взаимопроверка,
обсуждение.

6. Закрепление. Авторский диктант «Цирк».

Цирк.

               В окно заглянул луч. Циркач проснулся и
увидел мышь. Он схватил кулич и отщипнул мякиш. Ученая мышь за лакомство
крутила маленький обруч. Наш циркач был богач. Он надел брошь, взял мышь и
пошел в цирк. Там его ждали трубач и врач. Циркач был их товарищ. Мышь грызла
рожь и выполняла команды. Еще в цирке выступали силач, грач и ёж. На обед у них
был борщ. Циркач накинул плащ, кинул мелочь в автомат и купил кофе. Это была
роскошь. Трубач, врач и силач кофе не пили. У них не было денег. Оркестр играл
тушь. Печь жарко топили. В цирке было спокойно и уютно.

-Ребята, сдаем тетради.

7.
Рефлексия. Вспомните слова из диктанта.

Отгадайте слова:

1.Сильный
____________(силач)

2. Ученая
_____________(мышь)

3.Мышь грызла_____________(рожь)

4. На обед
был___________(борщ)

5.Кофе купить на 
________(мелочь)

6.Оркестр играл
___________(тушь)

7.Жарко топили
_____________(печь).

8.В цирке было
____________(спокойно и уютно)

— Какую орфограмму
вспоминали сегодня на уроке?

— Кому было трудно
на уроке ————

— Кому было трудно
во время написания диктанта ——————-

 Кто продолжит: я
научился_______________  (писать имена существительные с мягким знаком и без
него на конце после шипящих).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Циклон грозился наводнением ошибка
  • Циклические коды исправление ошибок
  • Цикл обмена содержит ошибки 1с
  • Цикл книг ошибка богов
  • Цивильное государство лексическая ошибка