1. Дать
определения:
Диалекты (привести 5 примеров), неологизм,
заимствование, фразеологизм.
2. Расставить
ударения:
Арест, аристократия, торты, щавелевый, (девушка)
стройна, километр, каталог, брала, позвонишь, кухонный .
3.
Значение какого фразеологизма определено неверно?
- Нога за
ногу —
(идти) медленно, еле-еле. - Путеводная
нить —
то, что помогает найти правильный путь в сложной обстановке. - Накалять
атмосферу —
создавать в помещении высокую температуру.
4) Носить на
руках — оказывать особое расположение, заботу.
4. Дайте
определение тавтологии и найдите ошибки(запишите правильно)
1)Выехать нам не удалось,
потому что начался проливной ливень.
2)В заключение рассказчик
рассказал еще одну забавную историю.
3)Мы поражались его
поразительной памяти.
5. Записать
в форме Р.п мн.ч
Грузины, таджики, англичане,
бахилы, сапоги, гольфы
6. Исправить
грамматические ошибки
1. Новое поступление
чулок и носок.
2.Ляжьте на кровать
3. Взвесил не менее
трёхсот грамм.
4. Делегация англичанов
прибыла вовремя.
5.На заводе работают инженера
и докторы наук
6.Много яблоков в этом
году.
7.Две пары новеньких
ботинков стояли на полке.
7 . Раскройте
скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности
образования падежных форм:
1. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко),
крымских
(мандарин), вьетнамских (банан), африканских
(апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных
поездах.
8. Отметьте нарушения
норм употребления имен прилагательных и наречий.
- Этот дом более
высок. - Поступок имел
самые тяжелейшие последствия. - Отец у Коли
более строже. - На темном фоне
этот рисунок выглядит менее красивым.
9. Записать в форме И.п мн ч
Месяц, доктор, бухгалтер.
Внимательно прочитайте текст и выполните задания.
«Кого люблю, того дарю» (о русской прялке)
Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей её жизни.
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: её украшали
резьбой или росписью. Часто прялочка была приятным подарком. Об этом
свидетельствуют дарственные надписи: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого
люблю, того дарю». Жених дарил прялку невесте, отец — дочери, муж — жене. И
каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Красивая прялка
передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех видов работ, выпадавших
на плечи крестьянки. Почти 5 месяцев в году, с ноября по март, проводила она за
прялкой.
В избушке распевая, дева
Прядёт, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней, — писал Александр Сергеевич Пушкин. Ручное
прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель –
привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце,
установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из
кудели нить, скручивая её при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и
терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной. Самая искусная пряха,
работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 300 метров пряжи. Прясть
и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет. С прялками девушки
ходили на посиделки, или супрядки, — весёлые вечеринки. Там начинали прясть,
затягивали песни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с
пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла
её на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной
наряд прялки.
С. Жегалова
2. Дайте развернутый ответ на вопрос, где можно прочитать подобный текст.
3. Выпишите из второго абзаца фразеологизм. Объясните его значение .
4. Кем и чем была прялка для крестьянки? Выпишите из текста
словосочетания, характеризующие этот предмет.
5. Обратитесь к экскурсоводу, чтобы уточнить информацию о процессе
прядения, примените этикетные формулы начала разговора и благодарности.
Составьте два вопроса.
1. Дать
определения:
Диалекты (привести 5 примеров), неологизм,
заимствование, фразеологизм.
2. Расставить
ударения:
Арест, аристократия, торты, щавелевый,
(девушка) стройна, километр, каталог, брала, позвонишь, кухонный .
3.
Значение какого фразеологизма определено неверно?
- Нога за
ногу — (идти) медленно, еле-еле. - Путеводная
нить — то, что помогает найти правильный путь в
сложной обстановке. - Накалять
атмосферу — создавать в помещении высокую
температуру.
4) Носить
на руках — оказывать особое расположение, заботу.
4. Дайте
определение тавтологии и найдите ошибки(запишите правильно)
1)Выехать нам не удалось, потому что
начался проливной ливень.
2)В заключение рассказчик рассказал еще
одну забавную историю.
3)Мы поражались его поразительной памяти.
5. Записать
в форме Р.п мн.ч
Грузины, таджики, англичане,
бахилы, сапоги, гольфы
6. Исправить
грамматические ошибки
1. Новое поступление чулок и носок.
2.Ляжьте на кровать
3. Взвесил не менее трёхсот грамм.
4. Делегация англичанов прибыла вовремя.
5.На заводе работают инженера и докторы
наук
6.Много яблоков в этом году.
7.Две пары новеньких ботинков стояли на
полке.
7 . Раскройте
скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности
образования падежных форм:
1.
Десятки (тонна) болгарских
(помидор), украинских (яблоко), крымских
(мандарин), вьетнамских (банан),
африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных
рефрижераторных поездах.
8. Отметьте нарушения
норм употребления имен прилагательных и наречий.
- Этот дом более высок.
- Поступок имел самые
тяжелейшие последствия. - Отец у Коли более
строже. - На темном фоне этот
рисунок выглядит менее красивым.
9. Записать в форме И.п мн ч
Месяц, доктор, бухгалтер.
Внимательно прочитайте текст и выполните задания.
«Кого люблю, того дарю» (о русской прялке)
Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении
всей её жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением
искусства: её украшали резьбой или росписью. Часто прялочка была приятным
подарком. Об этом свидетельствуют дарственные надписи: «Сия прялка Авдотьи
Степановны. Кого люблю, того дарю». Жених дарил прялку невесте, отец — дочери,
муж — жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Красивая
прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех видов
работ, выпадавших на плечи крестьянки. Почти 5 месяцев в году, с ноября по
март, проводила она за прялкой.
В избушке распевая, дева
Прядёт, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней, — писал Александр Сергеевич Пушкин.
Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель –
привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце,
установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из
кудели нить, скручивая её при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и
терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной. Самая искусная пряха,
работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 300 метров пряжи. Прясть
и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет. С прялками девушки
ходили на посиделки, или супрядки, — весёлые вечеринки. Там начинали прясть,
затягивали песни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с
пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла
её на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной
наряд прялки.
С. Жегалова
2. Дайте развернутый ответ на вопрос, где можно прочитать
подобный текст.
3. Выпишите из второго абзаца фразеологизм. Объясните его
значение .
4. Кем и чем была прялка для крестьянки? Выпишите из текста
словосочетания, характеризующие этот предмет.
5. Обратитесь к экскурсоводу, чтобы уточнить информацию о
процессе прядения, примените этикетные формулы начала разговора и
благодарности. Составьте два вопроса.
Промежуточная аттестация по родному русскому языку 6 класс
1. Дать определения:
Диалекты (привести 5 примеров), неологизм, заимствование, фразеологизм.
2. Расставить ударения:
Арест, аристократия, торты, щавелевый, (девушка) стройна, километр, каталог, брала, позвонишь, кухонный .
3. Значение какого фразеологизма определено неверно?
- Нога за ногу — (идти) медленно, еле-еле.
- Путеводная нить — то, что помогает найти правильный путь в сложной обстановке.
- Накалять атмосферу — создавать в помещении высокую температуру.
4) Носить на руках — оказывать особое расположение, заботу.
4. Дайте определение тавтологии и найдите ошибки(запишите правильно)
1)Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2)В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
3)Мы поражались его поразительной памяти.
5. Записать в форме Р.п мн.ч
Грузины, таджики, англичане, бахилы, сапоги, гольфы
6. Исправить грамматические ошибки
1. Новое поступление чулок и носок.
2.Ляжьте на кровать
3. Взвесил не менее трёхсот грамм.
4. Делегация англичанов прибыла вовремя.
5.На заводе работают инженера и докторы наук
6.Много яблоков в этом году.
7.Две пары новеньких ботинков стояли на полке.
7 . Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм:
1. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских
(мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах.
8. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных и наречий.
- Этот дом более высок.
- Поступок имел самые тяжелейшие последствия.
- Отец у Коли более строже.
- На темном фоне этот рисунок выглядит менее красивым.
9. Записать в форме И.п мн ч
Месяц, доктор, бухгалтер.
Внимательно прочитайте текст и выполните задания.
«Кого люблю, того дарю» (о русской прялке)
Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей её жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: её украшали резьбой или росписью. Часто прялочка была приятным подарком. Об этом свидетельствуют дарственные надписи: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, того дарю». Жених дарил прялку невесте, отец — дочери, муж — жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Красивая прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех видов работ, выпадавших на плечи крестьянки. Почти 5 месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.
В избушке распевая, дева
Прядёт, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней, — писал Александр Сергеевич Пушкин. Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая её при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 300 метров пряжи. Прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет. С прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, — весёлые вечеринки. Там начинали прясть, затягивали песни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с пением, играми и плясками. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. С. Жегалова
2. Дайте развернутый ответ на вопрос, где можно прочитать подобный текст.
3. Выпишите из второго абзаца фразеологизм. Объясните его значение .
4. Кем и чем была прялка для крестьянки? Выпишите из текста словосочетания, характеризующие этот предмет.
5. Обратитесь к экскурсоводу, чтобы уточнить информацию о процессе прядения, примените этикетные формулы начала разговора и благодарности. Составьте два вопроса.
Что такое тавтология и плеоназм — примеры
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Хочу продолжить серию маленьких публикаций (заметок на полях), посвященных теме трактования довольно часто используемых на просторах рунета оборотов и «словечек». Чуть ранее мы заострили внимание на харизме, аннотации и дайждесте.
Сегодня хочу буквально пару слов сказать за тавтологию и плеоназм (вариант написания «тафтология» считается неправильным, хотя многие именно так это слово и произносят, делая его созвучным с «туфталогия», что в общем-то недалеко от истины).
Что же это такое? Какая крылатая фраза стала по сути синонимом тавтологии и почему чаще всего за это «ругают», а не «хвалят»? Чем плеоназм отличается от тавтологии? Или это одно и тоже? Все это, естественно, на примерах, ибо куда же без них.
Тавтология и плеоназм — это…
Итак, сами по себе эти слова имеют однозначно греческие корни (точнее древне-греческие, когда эта страна была колыбелью философской мысли). Многих раздражает (и раздражало раньше), когда в речи собеседника присутствует множество «слов-паразитов» не несущих смысловой нагрузки, но сильно затягивающих и размывающих основную мысль (краткость, как известно, сестра таланта).
Так вот, ярким примером таких паразитических аномалий в нашей речи является плеоназм и одна из его вариаций — тавтология.
В переводе с древне-греческого эти понятия означают:
плеоназм — это излишество (употребление ненужных для понимания слов или фраз). Это речевая избыточность, т.е. когда в предложении использовано близкие по значению слова, либо слова, опустив которые мы ничего не потеряем.
тавтология — это повторение одного и того же (мысли, причины, описания) в одном предложении (по сути, это частный случай плеоназма). Это речевая ошибка, выраженная в скоплении одинаковых или однокоренных слов на небольшом участке текста.
Это то, что можно охарактеризовать термином — речевые излишества (ошибки). Они очень часто режут слух и засоряют нашу речь.
Подчеркну, что плеоназм представляет более емкое определение, ибо избыточность (излишество) в предложении может создаваться ведь не только употреблением похожих по смыслу слов, но и путем фраз, которые смело можно опустить. Примером такого плеоназма, который нельзя назвать тавтологией, могут служить такие вот фразы-пустышки:
- По направлению к дому ехала телега (можно убрать фразу «по направлению» и ничего по смыслу не изменится и не потеряется)
- Он рассказал мне о том, что… (фразу «о том» можно опустить без утери сути и лаконичости)
- Полезный навык (слово «полезный» тут лишние, ибо навык сам по себе подразумевает «полезное умение»)
Вроде бы пустяки, но это мусор, который засоряет наш мозг.
Но все же, под плеоназмами чаще всего подразумевают именно дублирование смыслов, т.е. чистой воды тавтологию. К тому же такие примеры намного ярче и производят больше впечатление, чем то, что уже было приведено выше.
Примеры тавтологии и плеоназма
Чаще всего такое безобразие происходит, когда употребляют однокоренные слова стоящие рядом. Это можно назвать «детской болезнью», ибо присуще чаще всего именно тем, кто только учится правильно и, что важно, четко формировать свои мысли.
Наверное, вы уже сталкивались с тем, что кто-то кому-то говорит, что это дескать «масло масляное». По сути, данная фраза уже стала сейчас синонимом слова «тавтология» и ее гораздо чаще употребляют, когда хотят указать человеку на выявленный в его речи очевидный недостаток, связанный с речевыми излишествами. «Ну, это же масло масляное!» — говорят в таких случаях.
Примерами «однокоренной» тавтологии могут служить фразы:
- старый старик
- заплатить плату
- высокая высота
- гость в гостях
- спросить вопрос
- белые белила
- проливной ливень
- писатель описывает
- рассказчик рассказал
- улыбнулся широкой улыбкой
- заработанная зарплата
- звенящий звонок
- закончить до конца
- добродушный добряк
- дымом дымится
- маленькие мелочи
- болел болезнью
- открытия открывать
Но есть примеры плеоназма (тавтологического толка, т.е. излишество за счет дублирования смыслов, а не за счет пустых фраз), когда используют не однокоренные слова, но очень близкие по смыслу:
- отрицательный недостаток
- горячий кипяток
- более лучшее
- очень прекрасно
- впервые познакомиться
- бесплатный подарок
- светловолосая блондинка
- мертвый труп
- маленькие мелочи
Ну, и еще примеры плеоназма без тавтологии (просто одно из слов лишнее, ибо по-другому просто быть не может и уточнять будет излишне):
- январь месяц
- минута времени
- затылок головы
- перспективы на будущее
- главный фаворит
- ностальгия по родине (что это такое?)
- промышленная индустрия
- моргать глазами
- обязательно необходимо
- главный приоритет
- полное фиаско
- памятный сувенир
- неожиданный сюрприз
- государственный чиновник
- ответная реакция
- полный аншлаг
- предупредить заранее
Примеры не раздражающей тавтологии п плеоназмов
Однако, есть примеры, когда явная тавтология совсем не раздражает:
- варить варенье
- начать сначала
- застегивать застежку
- угощать гостя
- закрыть крышкой
- облокотиться на локоть
- белое белье
- черные чернила
- приснилось во сне
- несоразмерность размера
- цветы расцветают
- отслужить службу
- битком набита
- сегодняшний день
- высочайшие вершины
- остановите на остановке
- делать дело
- шутки шутить
- петь песни
- тренировать у тренера
- работу работать
- красная краска (оба слова фразы имеют в своей основе корень «красивый»)
Так же можно много привести примеров, когда явные плеоназмы таковыми уже особо и не смотрятся из-за их частого и повседневного употребления:
- мимика лица
- спускаться вниз
- подниматься вверх
- другая альтернатива
- неприятный инцидент
- толпа людей
- сжатый кулак
- упал вниз
- идти пешком
- в конечном итоге
- лично я
- реальная действительность
- моя автобиография
- молодой парень
- полезный навык (навык — это само по себе «полезное умение»)
Объясняется последнее, скорее всего, просто силой привычки. Если вы эти фразы слышите с детства, употребляете их сами и все ваши окружающие, то замечания по поводу того, что это тавтология будут выглядеть просто напросто неуместными. Эти фразы уже не режут слух, как те, что употребляют по недоразумению.
Часто «тафто-фразы» приходят в нашу речь из пословиц и поговорок:
- сказка сказывается
- сидеть сиднем
- горе горькое
- ходить ходуном
- жизнь прожить
- есть поедом
- без вины виноватый
- вольному воля
- пропадать пропадом
- видать виды
Очень часто к устоявшимся (не разражающим) тавтологиям (плеоназмам) приводят употребления в одной фразе слов заимствованных из разных языков, но означающих почти одно и то же:
- выставочный экспонат (экспонат — это по определению «выставляемый предмет»)
- народная демократия (демократия — это и есть по определению «власть народа»)
- мемориальный памятник (мемориал — это и есть памятник по определению данного слова)
- впервые дебютировать
- свободная вакансия
- внутренний интерьер
- прейскурант цен
- госпитализировать в стационар
- памятные сувениры
- период времени
- полный аншлаг
- импортировать из-за рубежа
- первая премьера (первый дебют)
- народный фольклор
Кроме силы привычки, тавтология может использоваться для усиления эффекта. Об этом можно судить по большей части приведенных выше примеров. К ним еще можно добавить, например:
- крепко накрепко
- целиком и полностью
- истинная правда
- горе горькое
- яснее ясного
- суета сует
- полным полна
- всякая всячина
- нелепый абсурд
Как не допускать тавтологии и плеоназмов в своей речи? Побольше читать (или писать, как это делаю я 🙂 ). Тем самым вы неизбежно будете повышать свой словарный запас и формировать культуру речи. Все банально, но, к сожалению, в текущем 21 веке интернета не так то уж просто и осуществимо, ибо мы регулярно читаем лишь заголовки новостей и сообщения в соцсетях таких же как мы сами «книгочеев».
Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант. 1. Основная суть разговора свелась к обсуждению повестки дня. 2. Мы надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество между представителями наших фирм. 3. Учебный год у старшекурсников начинается в октябре месяце. 4. Каковы причины мотивации ваших прогулов. 5. Этот политический деятель был настоящим патриотом Родины. 6. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 7. На предприятии пока еще не существует специального отдела информатизации, а все функции пока выполняет инженер-программист. 8. Реформа проводится при одновременном сосуществовании старых и новых структур. 9. Во время сессии важной оказывается каждая минута времени. 10. Куратор надеется, что в группе сложатся доброжелательные взаимоотношения студентов друг с другом. 11. На территории древнего города были найдены ценнейшие находки. 12. Сейчас в нашем учреждении нет свободных вакансий. 13. Делегаты конференции обменялись памятными сувенирами. 14. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать на машинке. 15. На научном семинаре автор изложил главную суть созданной им программы. 16. Внешняя наружность её была вполне привлекательна.