Детектив ошибка тони вендиса


«Ошибка Тони Вендиса» – это прежде всего героиня фильма в исполнении Милены Тонтегоде – самой загадочной и неуловимой звезды на нашем кино-небосклоне. Ворвавшись в кино в начале 80-х годов, как ледяная блондинка хичкоковской традиции, она стала примой самого хичкоковского из фильмов, снятых не Хичкоком, а спустя десяток лет манифестировала собой один из любимых хичкоковских приемов – исчезновение, которого никто не замечает.

Dial M for Милена, или Тонтегоде Vanishes.

На кинематографическом счету Милены Викторовны Тонтегоде – полтора десятка ролей. Появлению кинодивы в большом кино предшествовала работа в уникальном жанре фильма-оперы. Незабываемы созданные ею образы Дездемоны в «Отелло» маститого ленфильмовца Окунцова и Маргариты в «Фаусте» темпераментного довженковца Небиеридзе. Напряжение, существующее между такими жанрами как элитарная опера и демократичный кинематограф, как нельзя лучше характеризует образ Милены Тонтегоде. Это уникальное ощущение саспенса, предчувствие еще не произошедшего драматического события, которое сопровождает судьбу Тонтегоде в кино.

В большом кино Милену Тонтегоде ждали сразу две блестящие роли, которые поместили ее в центр всенародного восхищения и признания – Гули в «Миллионах Ферфакса» и Марго в «Ошибке Тони Вендиса».

Запустившись с «Миллионами Ферфакса» на студии Довженко, режиссер Николай Ильинский естественно, не смог обойтись без легионеров из Прибалтики. Ведь предстояло снять реалистичную картину из иностранной жизни (по одноименной повести А.Уиннингтона). Фильм рассказывает о том, как заболевший миллионер Ферфакс хочет любой ценой выжить, ему нужна пересадка сердца. Нанятый Ферфаксом доктор Джонс готов добыть донора преступным путем, он совершает ряд убийств, но в конце концов сам становится жертвой миллионера. Казалось бы, уверенному в своей безнаказанности Ферфаксу все сойдет с рук, но его медсестра видит шефа насквозь… Юная Тонтегоде блистала здесь среди таких звезд как Юозас Будрайтис, Ивар Калныньш, Юрис Стренга, Гедиминас Гирдвайнис и выдержала конкуренцию таких элегантных красавиц как Гражина Байкштите и Галина Логинова-Йовович. Фильм моментально стал популярным, но ненадолго, т.к. после бегства Логиновой из СССР «Миллионы Ферфакса» на долгие годы легли на полку.

Но настоящий триумф Милены Тонтегоде пришел уже через год, когда на экраны вышел психологический детектив Василия Брескану «Ошибка Тони Вендиса». Фильм, снятый на киностудии «Молдова-фильм» по пьесе Фредерика Нотта «Телефонный звонок», принес ее создателям заслуженный успех. Действие картины происходит в современной Америке. Известный теннисист Тони Вендис скрывает свое дьявольское нутро за маской обаятельного и добродетельного мужа. Решив завладеть деньгами своей богатой жены Марго, он шантажирует ее бывшего любовника Макса и, наконец, уговаривает бывшего капитана американской армии Свана совершить убийство. Но случается непредвиденное: защищаясь, Марго ранит Свана. Казалось бы, первоначальный план Вендиса сорвался, но он не теряется и придумывает еще более хитроумный ход. Марго предстает перед судом, который, не разобравшись в существе дела, приговаривает ее к смертной казни… И тут за дело берется частный детектив, который находит крошечную деталь, упущенную из виду преступником, и обнажает истинное лицо Тони Вендиса.

Режиссер этой блестящей ленты Василе Брескану (1940) начал актерскую карьеру на киностудии «Молдова-фильм» в 1963 году с легкой руки Эмиля Лотяну. Получив диплом кинорежиссера, много работал в историческом жанре, но по настоящему нашел свой почерк на съемках двухсерийной телевизионной ленты «Фаворит». В фильме по одноименному роману английского писателя Дика Френсиса разоблачается мафиозный контроль над популярными в Англии скачками. Требования к соблюдению достоверности зарубежных реалий в картине были особенно жесткими. Не зря консультантом фильма выступал легендарный журналист-международник Владимир Дунаев, который на приемке фильма с улыбкой заметил: «Конечно, это еще не совсем Лондон, но уже и не Кишинев». После «Фаворита» за Брескану укрепилась слава специалиста по зарубежной жизни, и он смог реализовать свой безумный сон – снять римейк картины Хичкока «В случае убийства набирайте М».

Брескану действовал осторожно: для своей отчаянной авантюры он взял фильм, находящийся на периферии хичкоковского культа (историю идеального убийства в подаче Хичкока считают провальной еще со времен «Незнакомцев в поезде») и снял свою версию шаг в шаг, слово в слово по оригиналу (задолго до предприимчивого Ван Сента). Но эти меры предосторожности оказались излишними – по мнению даже самых заклятых фанатов Хича, Брескану своим римейком действительно превзошел оригинал и сделал это благодаря двум невероятным удачам – блестящему кастингу и феноменальному использованию визуальных мотивов.

Сначала о кастинге. Каждому, кто пересматривал «В случае убийства…» очевидно, что
это абсолютный мискаст (может быть, за исключением Рэя Милланда). Пластмассовый Роберт Каммингс в роли писателя-любовника и вяло таращащая испуганные глазенки Грейс Келли вряд ли могут всерьез претендовать на актерское звание. Актеры, приглашенные Брескану, переигрывают хичкоковскую сборную как чемпионы Англии – дворовую команду. Это, конечно же, невероятно раскованный Игорь Костолевский, одними накладными усами сыгравший алчного и жестокого теннисиста, гениального убийцу, вызывающего восхищение. Рисунок его роли объясняет название фильма, отсылающее к словам Буле де ля Мерту: «Это больше, чем преступление: это ошибка». Александр Филиппенко наделил своего Свана скрытой биографией, сыграв его не похожим на наемного убийцу. (Кстати, уже на следующий год режиссер Дмитриев пригласил в свою укртелефильмовскую картину «Компаньоны» из жизни иностранных охотников за акулами эту проверенную пару – Костолевского и Филиппенко.) Пауль Буткевич – галантный, умный и достоверный в роли Макса — человека, ради которого можно оставить мужа. Валдас Ятаутис — детектив Джеймс Хаггард, обнаруживший ошибку Вендиса… И конечно Милена Тонтегоде (Марго) – абсолютное воплощение ледяного эротизма, утонченная, обаятельная и чувственная, еще не вполне блондинка, но уже «хичкоковская блондинка». Зритель с первых минут видит, что Макс не мог не ухаживать за такой женщиной, и что Тони мог решиться на убийство только из-за денег. Актерский ансамбль такой слаженный, что хочется аплодировать во время просмотра, пересматривать эпизод, в котором Тони Вендис уговаривает Свана убить Марго, снова и снова восхищаться обменом напряженными взглядами между детективом Хаггардом и Вендисом. Надо ли говорить, что недавний римейк «В случае убийства…» с изъеденным молью Майклом Дугласом, злобной дурнушкой Гвинет Пэлтроу и самопародийным Дэвидом Суше стал заведомым провалом.

Теперь о визуальных мотивах. Брескану в римейке удалось то, что не получилось в оригинале у Хичкока. Имея в основе театральную пьесу, Хичкок начал с сюжета и оказался рабом «театральности». Брескану, как и в «Фаворите», начал с набора визуальных мотивов, выстроив повествование, которое стало поводом для их использования. Эта уникальная энергия атрибутов заграничности, какими они представлялись воображению творческого коллектива «Молдова-фильма», придала особую «хичкоковскую» плотность кинематографической структуре «Ошибки…». Брескану превосходит здесь Хичкока во внимании к мелочам и умении фиксировать внимание зрителя на деталях. Убедительная заграничность заложена и в основу музыкального сопровождения: композиторы Валерий Логинов и Влад Друк в самых драматических местах уступают место длинным вставкам из репертуара ансамбля поп-джаза «Пинк Флойд».

После «Ошибки Тони Вендиса» Милена Тонтегоде по праву стала самой загадочной кинодивой СССР. Однако этот статус не принес ей интересных предложений. Казалось, киноэпизоды, которыми Тонтегоде довольствовалась на протяжении последующих лет, намекают на постоянную возможность внезапной катастрофы. За прекрасной ролью в научно-фантастическом фильме Владимира Хмельницкого «Люди и дельфины», повествующего о проблемах поиска учеными взаимопонимания между человеком и дельфином, следовала откровенно проходная работа в увлекательной картине «Канкан в Английском парке» об андеркавер-агенте КГБ в радиоцентре «Свобода». За яркой ролью предприимчивой проводницы Марины в гусаровской «Команде 33» — пустой эпизод в «Днях человека» Сергея Соловьева. На излете перестройки Милена Тонтегоде работает с безумным режиссером Ведышевым в криминальной драме «Кому на Руси жить…» и в фильме Николая Стамбулы «Наваждение», повествующем о любви боксера Гeннaдия Cтaxoва к дecятиклaccницe Maйe и ee cтapшей cecтpе Лиде. Один перечень этих фильмов дает ощущение некоего разрыва, разделяющего явный успех молодой кинодивы и рассеянное ожидание неизбежности конца.

В конце 80-х начале 90-х годов Милена Тонтегоде отчаянно пытается соответствовать своему статусу рокового объекта влечения. Ее кинематографические усилия направлены на поддержание этого образа, сложившегося у ее зрительской аудитории. Она снимается в телесериале «Натали» перестроечного ленинградского Пятого канала и вновь принимает приглашение режиссера Николая Гусарова – на этот раз в эксцентричную комедию «Кошмар в сумасшедшем доме» по мотивам пьесы итальянского драматурга XIX века Эдуардо Скарпетта «Дом сумасшедших».

Партнерами Тонтеготе по актерскому капустнику, в котором злоумышленники под видом психобольницы представили Дом отдыха творческой интеллигенции, стали легендарные актеры Виктор Павлов, Александр Кузнецов, Тамара Семина, Юрий Назаров. Опытный режиссер Гусаров, похоже, первым смог увидеть жизненную драму Тонтеготе с точки зрения самой актрисы. С экрана посреди эксцентричного веселья к нам буквально взывает до неузнаваемости перекошенное болью и страданием лицо Милены Тонтеготе. Эта та дива, которой зритель ее не знал – уже не роковой объект влечения, но беспомощная жертва рока.

С этого момента актерская судьба Милены Тонтеготе развивается по другому хичкоковскому сюжету. Да, Леди исчезает. Само существование кинодивы Тонтеготе принимает для зрителя вид галлюцинации или idée fixe. Исчезновение, которого никто не замечает – это исчезновение абсолютной Женщины, недостижимого объекта влечения, как в «Головокружении». Прежде чем исчезнуть окончательно, Милена Тонтеготе еще успела сняться в политико-фантастическом боевике «Фирма приключений» Игоря Вознесенского, сатирической комедии «Выстрел в гробу» Николая Засеева-Руденко, мелодраме «Принципиальный и жалостливый взгляд» Александра Сухочева и исторической хронике «Роман императора», где она была единственной аристократкой в актерском ансамбле, составленном из чиновников от культуры и бандитских марух.

Но было уже поздно. Как преступник из «В случае смерти…» попался в руки правосудия только потому, что был слишком сообразительным, так и Милена Тонтегоде навсегда попала в хичкоковский дискурс, потому что шестнадцать лет назад переиграла самого Хичкока.

Есть такие странные фильмы, которым очень сложно дать оценку. Ну, например: фильм, вроде бы, никуда не годится, а, если подумать, то знаешь его наизусть и с удовольствием пересмотрел бы еще раз. Для меня такого рода «плохим хорошим» фильмом является «Ошибка Тони Вендиса» (по мотивам пьесы Ф. Нотта «Телефонный звонок») с Игорем Костолевским и Александром Филиппенко в главных ролях. Понятно, что в этом фильме нет ничего выдающегося. Советскому кинематографу не удавалась экранизация западной, особенно американской жизни. «Рафферти», «Вся королевская рать» — все это смотрится больше как курьез. И «Ошибка», в общем, тоже смотрится как курьез. Но почему-то при этом запоминается.
Центральный момент фильма: беседа Свана (Филиппенко) с Вендисом (Костолевский), когда они обсуждают предполагаемое убийство жены Вендиса. Этот диалог великолепен. Насквозь прогнивший западный теннисист (теннис – все еще буржуазный вид спорта, а теннисисты, очевидно – такие вот отвратительные эгоисты как Тони) беседует с беспринципным типом (аферист, наркоторговец и убийца). Великолепен момент, когда уставший от монолога Вендиса о своей личной жизни Сван спрашивает: «И зачем вы мне все это рассказываете?». Великолепны отдельные фразы Вендиса: «Все на этом свете продается…И вы знаете, меня это устраивает». «Я же говорил вам, что очень хорошо умею платить. Меня самого много раз покупали и продавали, так что я отлично знаю прейскурант». «Иногда мне казалось, что вы – моя собственность» (о слежке за Сваном). Оба актера, к тому же несколько переигрывают, что тоже, как это ни странно только добавляет сцене привлекательности. Или абсурдности, но наверное, именно в абсурдности этого фильма и есть некая привлекательность.
Вообще, в этом фильме абсурдно почти все. Я имею в виду кинематографическую абсурдность. Все снято как-то…ну как-будто в спешке. Как-будто в плане стояло: «Ошибка Тони Вендиса» и надо было этот план выполнять. Декорации есть? Какие-то есть. Ну, пошли снимать. Кто там сейчас свободен? Филиппенко и Костолевский? Что ж, отлично, их и будем снимать. И сняли. Слабый получился фильм. Отличное кино. Особенно первая серия. Хичкоку и не снилось:)

Распавшаяся семья, слева ревнивец-муж Николай Васнецов

Распавшаяся семья, слева ревнивец-муж Николай Васнецов

Жертва жуткого преступления – работница кондитерской фабрики Татьяна Носик

Жертва жуткого преступления – работница кондитерской фабрики Татьяна Носик

Задушенная преступником 10-летняя дочь Татьяны Носик – Ольга

Задушенная преступником 10-летняя дочь Татьяны Носик – Ольга

Воздыхатель Татьяны Носик – Павел Панин, в 1990-е годы стал кооператором и открыл ресторан в Москве

Воздыхатель Татьяны Носик – Павел Панин, в 1990-е годы стал кооператором и открыл ресторан в Москве

Преступник – Дмитрий Докукин

Преступник – Дмитрий Докукин

Павел Докукин дает показания на месте первого преступления

Павел Докукин дает показания на месте первого преступления

Павел Докукин дает показания на месте второго преступления

Павел Докукин дает показания на месте второго преступления

В субботу 8 августа, в самый прайм-тайм, телеканал «Культура» показал старый советский фильм (снятый в 1981 году) «Ошибка Тони Вендиса» (https://www.kinopoisk.ru/film/280165/):
За маской обаятельного и добродетельного мужа теннисиста Тони Вендиса скрывается дьявольское нутро. Он задумал убить свою богатую жену. Однако, защищаясь, та ранит нанятого убийцу, попадает под суд и приговаривается к смертной казни. И тут за дело берется частный детектив, который обнажает истинное лицо Тони Вендиса.

На этом же ресурсе можно найти разнообразные рецензии зрителей на фильм «из ихней жизни». Кстати, в ту же субботу 8 августа «труповозное» НТВ показало фильм «Сладкая женщина» из сериала «Следствие вели…» с ведущим Леонидом Каневским, «из нашей жизни» (https://www.youtube.com/watch?v=ooj0i3ebEsU https://www.youtube.com/watch?v=ooj0i3ebEsU):
1991 год, Москва. Кто-то выплескивает в лицо молодой женщине кислоту. Жертву с серьезными ожогами доставляют в больницу. Сыщики выясняют: пострадавшая пользовалась бешеным успехом у мужчин. Однако сама она избегала близких отношений, обжегшись на неудачном браке. Подозрения падают на бывшего супруга, который уже не раз пытался вернуть возлюбленную. Однако мужчину привозят в больницу с пробитой головой…
Дополнительные подробности (https://sledstvie-veli2.ru/novosti/sledstvie-veli-vyipusk-ot-02-12-2018.html):
Москва. 1991 год. Работница кондитерской фабрики Татьяна Носик всегда пользовалась большой популярностью у мужчин. Он была эффектной блондинкой с обворожительной улыбкой. Однажды вечером она возвращалась домой после смены, и до подъезда ей оставалось всего лишь несколько метров. Как неожиданно из-за угла появился какой-то мужчина, который облил ее жидкостью. От резкой боли Татьяна согнулась и начала кричать.
Неподалеку проходил заместитель начальника РУВД, в пакете у которого было молоко. Он сразу же достал его и вылил женщине на руки, чтобы она умылась. Проходящие рядом люди сразу же вызвали скорую помощь и полицию. Когда к Татьяне подошли врачи, то они были в шоке, ведь у нее полностью была обожжена правая часть лица. Женщина призналась, что она совершенно ничего не видит. Приехавшие следователи, сообщили о том, что облили Татьяну кислотой, в которой было добавлено растительное масло. Стало ясно, что мужчина сильно ненавидел женщину и не хотел, чтобы она быстро стерла со своего лица эту жидкость.
Когда Татьяна пришла в себя, то она даже и не спросила, что с ней произошло. Единственное, что ее интересовало, так это 10-летняя дочь Оля, которая совсем скоро должна прийти домой. Женщина рассказала, что ее мать сможет приехать лишь через пару дней, поэтому слезно просила о том, чтобы за девочкой кто-то присмотрел. Было видно, что Татьяна сильно переживает за нее.
Тогда следователь Соколов сразу подумал о своем напарнике Синицыне, у которого тоже была 10-летняя дочь. Мужчина не отказал и отправился по адресу, где жила Татьяна. Он заметил во дворе девочку, которая уж очень сильно была похожа на Олю. Несколько минут он стоял и наблюдал за ней, и было видно, как ребенок чего-то боится. Она постоянно смотрела по сторонам, а в глазах ее был страх. Синицын поинтересовался у ребенка, почему она не идет домой.

Девочка рассказала, что мама сейчас находится в больнице. Оля знала о том, что дома никого нет, но когда вошла в коридор, то заметила, что в зале кто- то сидит. Она сразу же спряталась за дверь и заметила, что в коридор вышел какой-то мужчина, лица она не заметила, но вот было видно, что у него яркие шнурки на кроссовках. Когда же он вернулся обратно, то девочка выбежала на улицу и стала ждать маму. Синицын сразу понял, что именно этот незнакомец облил кислотой Татьяну. Неужели он хочет теперь убить Олю?

В фильме проскальзывает занимательная фраза об отношении соседей, особливо похотливых мужчин, к ни в чем не повинной женщине: «Ей исписали все стены подъезда [(«Танька шлюха!»)]. Из зависти. Ей подбрасывали под дверь всякую гадость, поджигали почтовый ящик».
Преступником, который плеснул в лицо Татьяне Носик серную кислоту, смешанную с растительным маслом, оказывается сосед по дому Дмитрий Докукин, безнадежно влюбленный в нее. Это он устроил дальнейшую хитроумную комбинацию: позвонил другому воздыхателю, более счастливому на какое-то время, – Павлу Панину о том, что якобы бывший муж Николай Васнецов плеснул кислотой в лицо Татьяне Носик. И Павел Панин подкараулил Николая Васнецова и ударил его камнем по голове, отчего последний вскоре умер в больнице. Это Дмитрий Докукин задушил в подвале Ольгу. Но просчитался в том, что запись его подлого и фальшивого сообщения сохранилась на автоответчике телефона Павла Панина.

В фильме прозвучал жуткий моралитэ Леонида Каневского в отношении преступника: «Что делать, если любовь сжигает изнутри? Если все мысли только об одном? Но предмет обожания недоступен. Лирики могут сказать: писать стихи. Физики предложат отвлечься работой. А практики, вроде Дмитрия Докукина, придумают выход. Причем настолько кошмарный, что даже у циников в голове не уложится». Тогдашний следователь Кировского РУВД Москвы Владимир Соколов продолжает: «Он об убийствах рассуждал – как школьную задачку решал. Надо сделать так, так, и все получится».
Леонид Каневский: «Задача простая. Дана любимая женщина. Даны множество соперников: бывший муж, богатый коммерсант [Павел Панин], коллеги, знакомые. Чтобы остаться в ее жизни единственным, нужно всех конкурентов убрать. Или… Сделать так, чтобы они на Татьяну и не посмотрели. Решение поражало своим практическим цинизмом. Если изуродовать женщину, то кому она будет такая нужна? А если еще и ослепить… то она станет беспомощной. Тут-то и пригодится он, бескорыстный рыцарь, готовый любить ее хоть слепой, хоть калекой. Врачи, проводившие [психиатрическую] экспертизу, пришли к выводу: расстройство личности у Докукина есть. Но он прекрасно осознавал, что совершает. Ему даже пришла в голову идея – подставить Павла Панина. Отвергнутый [Татьяной Носик] – судимый, сидевший. Такого обязательно посадят снова. Панин поверил анонимному звонку. Не сомневался: кислотой в лицо Татьяне плеснул ее бывший муж. И он отправился разбираться с Николаем. Докукин торжествовал. Все шло по его гениальному плану. Вот только ребенка [Ольгу] он не учел. Оля стала [для выписанной из больницы мамы] глазами и руками. Этого преступник стерпеть не мог. Ведь по замыслу юного подлеца, именно он, Дмитрий, должен был стать спасителем одинокой и никому не нужной калеки. Судьбу девочки мерзавец решил без колебаний. Неужели никто не замечал, какое чудовище живет по соседству с людьми? Никто! Даже собственные мать и отец. До последнего, до исполнения расстрельного приговора, они были уверены: невинное чадо оклеветали. Родительская любовь – самая незрячая».
Советская медицина сотворила чудо: через несколько месяцев Татьяне Носик вернули зрение, правда, она теперь могла видеть только в очках. А Павла Панина приговорили к 10 годам заключения. Говорят, на этот раз Татьяна его ждала…

Вот бы Игорю Костолевскому, талантливо сыгравшему обаятельного америкоса Тони Вендиса, сняться в роли советского преступника Дмитрия Докукина! Или для такой захватывающей роли юного мерзавца требуется актер помоложе? Но ничего подобного, даже в эпоху «гласности и перестройки», произойти в советском кинематографе не могло!! Кстати, по ссылке (https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/ros/2183/works/) можно увидеть, какой широкий спектр героев, отечественных и иностранных, сыграл Игорь Костолевский начиная с 1970 года.

Ошибка Тони Вендиса
267x300px
Жанр

детектив

Режиссёр

Василе Брескану (рум.)

Автор
сценария

Александр Юровский

В главных
ролях

Игорь Костолевский
Вальдас Ятаутис (лит.)
Паул Буткевич

Кинокомпания

Молдова-фильм

Длительность

126 мин

Страна

Flag of the Soviet Union.svg СССР

Год

1981

IMDb

ID 1522761

«Ошибка Тони Вендиса» — двухсерийный телевизионный фильм 1981 года, остросюжетный детектив. Экранизация остросюжетной пьесы Фредерика Нотта «Телефонный звонок», по которой в 1953 был снят психологический детектив Альфреда Хичкока «В случае убийства набирайте «М»».

Сюжет[править]

Известный теннисист Тони Вендис женат на состоятельной женщине, но боится потерять её, потому что предполагает, что она предпочтёт ему своего любовника. А от роскошных привычек отвыкнуть трудно. Тони шантажом вынуждает бывшего одноклассника по имени Сван согласиться совершить убийство его жены. По плану Тони Сван должен задушить Марго, а потом инсценировать ограбление, чтобы полиция подумала, что вор убил Марго, которая застала его во время кражи. В этом случае Тони получает наследство и возможность наслаждаться богатством. Его первоначальный план срывается: Марго, защищаясь, случайно убила Свана. Вендис придумывает более хитроумный ход: он подменяет настоящие улики фальшивыми. В результате Марго предъявляют обвинение в преднамеренном убийстве Свана, который якобы был её любовником и шантажировал её. Тони изображает печаль, а на самом деле ликует и тратит деньги, которые взял в банке в качестве гонорара Свану. Свану теперь не надо платить, а возвращать деньги в банк рискованно. Но Вендис допустил ошибку, которая стала неопровержимой уликой против него….

В ролях[править]

  • Игорь Костолевский — Тони Вендис, теннисист
  • Милена Тонтегоде — Марго, жена Тони (озвучила Ольга Гаспарова)
  • Александр Филиппенко — Сван
  • Вальдас Ятаутис (лит.) — Хаббард, частный детектив (озвучил Анатолий Ромашин)
  • Паул Буткевич — Макс, писатель, любовник Марго (озвучил Вадим Спиридонов)

Съёмочная группа[править]

  • Режиссёр: Василе Брескану (рум.)
  • Сценарист: Александр Юровский
  • Оператор: Леонид Проскуров
  • Музыкальное оформление: Валерий Логинов, Влад Друк
  • Художник: Станислав Булгаков

Интересные факты[править]

  • В фильме используется музыка группы Pink Floyd, в частности, композиции из альбомов Wish You Were Here и The Wall: «Shine on You Crazy Diamond», «Welcome to the Machine» и «Another Brick in the Wall» (part 1). Кроме того, использованы электронные композиции «Metropolis» и «Neon Lights» группы Kraftwerk из альбома The Man Machine.
  • Режиссером Василе Брескану использованы сцены скачек на лошадях из его фильма «Фаворит» 1976 года.

Ссылки[править]

  • «Ошибка Тони Вендиса» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Ошибка Тони Вендиса
Постер фильма
Жанр

детектив

Режиссёр

Василе Брескану (рум.)

Автор
сценария

Александр Юровский

В главных
ролях

Игорь Костолевский
Вальдас Ятаутис (лит.)
Паул Буткевич

Кинокомпания

Молдова-фильм

Длительность

126 мин

Страна

Flag of the Soviet Union.svg СССР

Год

1981

IMDb

ID 1522761

«Ошибка Тони Вендиса» — двухсерийный телевизионный фильм 1981 года, остросюжетный детектив. Экранизация остросюжетной пьесы Фредерика Нотта «Для убийства набирайте „М“», по которой в 1953 был снят психологический детектив Альфреда Хичкока.

Сюжет

Известный теннисист Тони Вендис хочет завладеть деньгами своей жены Марго, шантажирует своего бывшего однокашника (или, говоря по-русски, одноклассника) и нанимает его для совершения убийства. Его первоначальный план срывается, но Вендис не теряется и придумывает ещё более хитроумный ход…

В ролях

  • Игорь Костолевский — Тони Вендис, теннисист
  • Милена Тонтегоде — Марго, жена Тони Вендиса (озвучила Ольга Гаспарова)
  • Александр Филиппенко — Сван
  • Вальдас Ятаутис (лит.) — Хаббард, частный детектив (озвучил Анатолий Ромашин)
  • Паул Буткевич — Макс (озвучил Вадим Спиридонов)

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Василе Брескану (рум.)
  • Сценарист: Александр Юровский
  • Оператор: Леонид Проскуров
  • Музыкальное оформление: Валерий Логинов, Влад Друк
  • Художник: Станислав Булгаков

Интересные факты

  • В фильме используется музыка группы «Pink Floyd», в частности, композиции из альбомов «The Dark Side of the Moon», «Wish You Were Here» и «The Wall». Кроме того, использованы электронные композиции «Metropolis» и «Neon Lights» группы «Kraftwerk» из альбома «The Man Machine».

Ссылки

  • «Ошибка Тони Вендиса»  (англ.) на сайте Internet Movie Database

March 27 2017, 19:38

Categories:

  • Криминал
  • Кино
  • Cancel

Ошибка Тони Вендиса. Василе Брескану

Ошибка Тони Вендиса (Василе Брескану – Молдова-фильм, 1981)

Интересная камерная телевизионная молдавская лента пусть и не без изъянов, но весьма захватывающе рассказывающая о противостоянии сразу нескольких хитрых умов. Начинается все с молодой и красивой Марго (Милена Тонтегоде), которая общается со своим другом – австралийским писателем Максом (Паул Буткевич), который прилетел в Америку по делам, в том числе и пообщаться с Марго. Между ними, очевидно, развитый роман, который подтвержден еще и рядом писем, содержание любого из которого может поставить семейное положение женщины под сомнение. А она жената на бывшем известном теннисисте Тони Вендисе (Игорь Костолевский). Впрочем, деньги в семье от нее, и Тони действительно боится потерять жену. Не совсем по романтическим причинам, он очевидно ее не любит, но как источник дохода для него она незаменима. И это именно он шантажировал ее, анонимно проверяя правда ли она в отношениях с Максом. Убедившись, он задумывает ее хладнокровное убийство. Сам он уходит с Максом пьянствовать в ресторан, обеспечивая себе просто бетонное алиби, а сам нанимает за большие деньги своего бывшего знакомого по колледжу с криминальным прошлым и финансовыми запросами Свана (Александра Филиппенко). И все должно было сложиться без задоринки, однако происходит непредвиденное – Марго неожиданно сама убивает напавшего на нее в ночи убийцу. Теперь Тони предстоит разыграть иной сценарий.

Очень интересная картина, поставленная по детективу Фредерика Нотта. Тому самому детективу, который лег в основу великого хичкоковского фильма «В случае убийства набирайте ‘M’». Впрочем, молдавская картина напоминает американскую легенду лишь только пунктирно в плане сюжетной линии. И там, где Хичкок выстраивает сложную сеть саспенса, подозрений и игры, Брескану выводит совсем другие формы. Это скорее театральная, статичная и очень аскетичная лента, в которой нет никаких действий, а все выстроено за счет диалогов. При этом больше, чем трое в кадре собираются очень редко. Причем все диалоги построены так, что превращаются во что-то среднее между шахматной партией и игрой в «мафию» — каждому есть, что скрывать, и каждый ведет свою опасную игру. Забавно, что отличаются и общий моральный подтекст двух экранизаций этой книги. Там, где Хичкок видит изъян в человеческой морали, советские киношники сваливают все на разврат и циничность капиталистической системы. То есть, когда американцы переделывают какую-то детективную историю под реалии собственной страны, советские художники стараются максимально увязать ее именно с капитализмом.

Но наибольшие проблемы возникают с технической стороны. Тут несколько ярких режиссерских решений, и не все вызывают одобрение у рядового зрителя. И, если за использование музыки группы «Pink Floyd» хочется только похвалить, то постоянное акцентирование на ультра-крупных планах постепенно начинает угнетать. Понятное дело, автор хочет показать работу мозга самым крупным планом, и даже пот на лбу героя может усилить эмоциональный посыл сцены, но как-то все это довольно тяжеловесно и устарело. Не совсем понятно, зачем было пересвечивать яркими цветами интерьеры первых сцен. Если это для показа богатой жизни пары, то еще ладно, но если так нагнетается нужное настроение, то решение спорно. Впрочем, как уже было сказано ранее, все построено через конфликты и диалоги персонажей, а значит ставка сделана на актеров. И тут вот как раз сделано все правильно. Красивый коварный Костолевский, очаровательная и очень наивная Тонтегоде, вечный злодей советского экрана Филиппенко. Чудесные персонажи в исполнении талантливых актеров. И вот это заставляет забыть о тыкающихся в камеру лбы героев, и насладиться разворачивающейся на экране битвой психик, умов, эмоций.

Ошибка Тони Вендиса (1981)

Дата премьеры в РФ

3 мая 1981 г.

Продолжительность

126 мин. / 02:06

Описание

«Ошибка Тони Вендиса» — советский остросюжетный детектив. Главный герой фильма Тони Вендис — обаятельный теннисист. Он женат на состоятельной красавице Марго, но отношения в их семейной паре далеки от идеальных. Тони не любит свою жену, даже подозревает ее в измене, но расстаться с ней — значит потерять ту беззаботную жизнь, к которой он так привык. Мужчина задумывает убийство супруги, но коварный план далеко не безупречен, и осуществить его не удается. События разворачиваются так, как никто не мог предположить…

Интересные факты

  • В основе сюжета фильма «Ошибка Тони Вендиса» лежит пьеса «Телефонный звонок» Фредерика Нотта
  • В киноленте играет музыка групп Pink Floyd и Kraftwerk
  • Сцены скачек были взяты из фильма «Фаворит»
  • Известный кинокритик Александр Федоров отмечал, что для работы над картиной подобрали очень хороший актерский состав
  • Кинолента входит в список «100 самых популярных советских телефильмов и сериалов»

Трейлеры и тизеры

«Ошибка Тони Вендиса» (1981)

фотография Милена Тонтегоде

Марго
Милена Тонтегоде

фотография Вальдас Ятаутис

Хаббард
Вальдас Ятаутис

фотография Борис Миронюк

полицейский с кинокамерой
Борис Миронюк

Смотреть всех


«Ошибка Тони Вендиса» – это прежде всего героиня фильма в исполнении Милены Тонтегоде – самой загадочной и неуловимой звезды на нашем кино-небосклоне. Ворвавшись в кино в начале 80-х годов, как ледяная блондинка хичкоковской традиции, она стала примой самого хичкоковского из фильмов, снятых не Хичкоком, а спустя десяток лет манифестировала собой один из любимых хичкоковских приемов – исчезновение, которого никто не замечает.

Dial M for Милена, или Тонтегоде Vanishes.

На кинематографическом счету Милены Викторовны Тонтегоде – полтора десятка ролей. Появлению кинодивы в большом кино предшествовала работа в уникальном жанре фильма-оперы. Незабываемы созданные ею образы Дездемоны в «Отелло» маститого ленфильмовца Окунцова и Маргариты в «Фаусте» темпераментного довженковца Небиеридзе. Напряжение, существующее между такими жанрами как элитарная опера и демократичный кинематограф, как нельзя лучше характеризует образ Милены Тонтегоде. Это уникальное ощущение саспенса, предчувствие еще не произошедшего драматического события, которое сопровождает судьбу Тонтегоде в кино.

В большом кино Милену Тонтегоде ждали сразу две блестящие роли, которые поместили ее в центр всенародного восхищения и признания – Гули в «Миллионах Ферфакса» и Марго в «Ошибке Тони Вендиса».

Запустившись с «Миллионами Ферфакса» на студии Довженко, режиссер Николай Ильинский естественно, не смог обойтись без легионеров из Прибалтики. Ведь предстояло снять реалистичную картину из иностранной жизни (по одноименной повести А.Уиннингтона). Фильм рассказывает о том, как заболевший миллионер Ферфакс хочет любой ценой выжить, ему нужна пересадка сердца. Нанятый Ферфаксом доктор Джонс готов добыть донора преступным путем, он совершает ряд убийств, но в конце концов сам становится жертвой миллионера. Казалось бы, уверенному в своей безнаказанности Ферфаксу все сойдет с рук, но его медсестра видит шефа насквозь… Юная Тонтегоде блистала здесь среди таких звезд как Юозас Будрайтис, Ивар Калныньш, Юрис Стренга, Гедиминас Гирдвайнис и выдержала конкуренцию таких элегантных красавиц как Гражина Байкштите и Галина Логинова-Йовович. Фильм моментально стал популярным, но ненадолго, т.к. после бегства Логиновой из СССР «Миллионы Ферфакса» на долгие годы легли на полку.

Но настоящий триумф Милены Тонтегоде пришел уже через год, когда на экраны вышел психологический детектив Василия Брескану «Ошибка Тони Вендиса». Фильм, снятый на киностудии «Молдова-фильм» по пьесе Фредерика Нотта «Телефонный звонок», принес ее создателям заслуженный успех. Действие картины происходит в современной Америке. Известный теннисист Тони Вендис скрывает свое дьявольское нутро за маской обаятельного и добродетельного мужа. Решив завладеть деньгами своей богатой жены Марго, он шантажирует ее бывшего любовника Макса и, наконец, уговаривает бывшего капитана американской армии Свана совершить убийство. Но случается непредвиденное: защищаясь, Марго ранит Свана. Казалось бы, первоначальный план Вендиса сорвался, но он не теряется и придумывает еще более хитроумный ход. Марго предстает перед судом, который, не разобравшись в существе дела, приговаривает ее к смертной казни… И тут за дело берется частный детектив, который находит крошечную деталь, упущенную из виду преступником, и обнажает истинное лицо Тони Вендиса.

Режиссер этой блестящей ленты Василе Брескану (1940) начал актерскую карьеру на киностудии «Молдова-фильм» в 1963 году с легкой руки Эмиля Лотяну. Получив диплом кинорежиссера, много работал в историческом жанре, но по настоящему нашел свой почерк на съемках двухсерийной телевизионной ленты «Фаворит». В фильме по одноименному роману английского писателя Дика Френсиса разоблачается мафиозный контроль над популярными в Англии скачками. Требования к соблюдению достоверности зарубежных реалий в картине были особенно жесткими. Не зря консультантом фильма выступал легендарный журналист-международник Владимир Дунаев, который на приемке фильма с улыбкой заметил: «Конечно, это еще не совсем Лондон, но уже и не Кишинев». После «Фаворита» за Брескану укрепилась слава специалиста по зарубежной жизни, и он смог реализовать свой безумный сон – снять римейк картины Хичкока «В случае убийства набирайте М».

Брескану действовал осторожно: для своей отчаянной авантюры он взял фильм, находящийся на периферии хичкоковского культа (историю идеального убийства в подаче Хичкока считают провальной еще со времен «Незнакомцев в поезде») и снял свою версию шаг в шаг, слово в слово по оригиналу (задолго до предприимчивого Ван Сента). Но эти меры предосторожности оказались излишними – по мнению даже самых заклятых фанатов Хича, Брескану своим римейком действительно превзошел оригинал и сделал это благодаря двум невероятным удачам – блестящему кастингу и феноменальному использованию визуальных мотивов.

Сначала о кастинге. Каждому, кто пересматривал «В случае убийства…» очевидно, что
это абсолютный мискаст (может быть, за исключением Рэя Милланда). Пластмассовый Роберт Каммингс в роли писателя-любовника и вяло таращащая испуганные глазенки Грейс Келли вряд ли могут всерьез претендовать на актерское звание. Актеры, приглашенные Брескану, переигрывают хичкоковскую сборную как чемпионы Англии – дворовую команду. Это, конечно же, невероятно раскованный Игорь Костолевский, одними накладными усами сыгравший алчного и жестокого теннисиста, гениального убийцу, вызывающего восхищение. Рисунок его роли объясняет название фильма, отсылающее к словам Буле де ля Мерту: «Это больше, чем преступление: это ошибка». Александр Филиппенко наделил своего Свана скрытой биографией, сыграв его не похожим на наемного убийцу. (Кстати, уже на следующий год режиссер Дмитриев пригласил в свою укртелефильмовскую картину «Компаньоны» из жизни иностранных охотников за акулами эту проверенную пару – Костолевского и Филиппенко.) Пауль Буткевич – галантный, умный и достоверный в роли Макса — человека, ради которого можно оставить мужа. Валдас Ятаутис — детектив Джеймс Хаггард, обнаруживший ошибку Вендиса… И конечно Милена Тонтегоде (Марго) – абсолютное воплощение ледяного эротизма, утонченная, обаятельная и чувственная, еще не вполне блондинка, но уже «хичкоковская блондинка». Зритель с первых минут видит, что Макс не мог не ухаживать за такой женщиной, и что Тони мог решиться на убийство только из-за денег. Актерский ансамбль такой слаженный, что хочется аплодировать во время просмотра, пересматривать эпизод, в котором Тони Вендис уговаривает Свана убить Марго, снова и снова восхищаться обменом напряженными взглядами между детективом Хаггардом и Вендисом. Надо ли говорить, что недавний римейк «В случае убийства…» с изъеденным молью Майклом Дугласом, злобной дурнушкой Гвинет Пэлтроу и самопародийным Дэвидом Суше стал заведомым провалом.

Теперь о визуальных мотивах. Брескану в римейке удалось то, что не получилось в оригинале у Хичкока. Имея в основе театральную пьесу, Хичкок начал с сюжета и оказался рабом «театральности». Брескану, как и в «Фаворите», начал с набора визуальных мотивов, выстроив повествование, которое стало поводом для их использования. Эта уникальная энергия атрибутов заграничности, какими они представлялись воображению творческого коллектива «Молдова-фильма», придала особую «хичкоковскую» плотность кинематографической структуре «Ошибки…». Брескану превосходит здесь Хичкока во внимании к мелочам и умении фиксировать внимание зрителя на деталях. Убедительная заграничность заложена и в основу музыкального сопровождения: композиторы Валерий Логинов и Влад Друк в самых драматических местах уступают место длинным вставкам из репертуара ансамбля поп-джаза «Пинк Флойд».

После «Ошибки Тони Вендиса» Милена Тонтегоде по праву стала самой загадочной кинодивой СССР. Однако этот статус не принес ей интересных предложений. Казалось, киноэпизоды, которыми Тонтегоде довольствовалась на протяжении последующих лет, намекают на постоянную возможность внезапной катастрофы. За прекрасной ролью в научно-фантастическом фильме Владимира Хмельницкого «Люди и дельфины», повествующего о проблемах поиска учеными взаимопонимания между человеком и дельфином, следовала откровенно проходная работа в увлекательной картине «Канкан в Английском парке» об андеркавер-агенте КГБ в радиоцентре «Свобода». За яркой ролью предприимчивой проводницы Марины в гусаровской «Команде 33» — пустой эпизод в «Днях человека» Сергея Соловьева. На излете перестройки Милена Тонтегоде работает с безумным режиссером Ведышевым в криминальной драме «Кому на Руси жить…» и в фильме Николая Стамбулы «Наваждение», повествующем о любви боксера Гeннaдия Cтaxoва к дecятиклaccницe Maйe и ee cтapшей cecтpе Лиде. Один перечень этих фильмов дает ощущение некоего разрыва, разделяющего явный успех молодой кинодивы и рассеянное ожидание неизбежности конца.

В конце 80-х начале 90-х годов Милена Тонтегоде отчаянно пытается соответствовать своему статусу рокового объекта влечения. Ее кинематографические усилия направлены на поддержание этого образа, сложившегося у ее зрительской аудитории. Она снимается в телесериале «Натали» перестроечного ленинградского Пятого канала и вновь принимает приглашение режиссера Николая Гусарова – на этот раз в эксцентричную комедию «Кошмар в сумасшедшем доме» по мотивам пьесы итальянского драматурга XIX века Эдуардо Скарпетта «Дом сумасшедших».

Партнерами Тонтеготе по актерскому капустнику, в котором злоумышленники под видом психобольницы представили Дом отдыха творческой интеллигенции, стали легендарные актеры Виктор Павлов, Александр Кузнецов, Тамара Семина, Юрий Назаров. Опытный режиссер Гусаров, похоже, первым смог увидеть жизненную драму Тонтеготе с точки зрения самой актрисы. С экрана посреди эксцентричного веселья к нам буквально взывает до неузнаваемости перекошенное болью и страданием лицо Милены Тонтеготе. Эта та дива, которой зритель ее не знал – уже не роковой объект влечения, но беспомощная жертва рока.

С этого момента актерская судьба Милены Тонтеготе развивается по другому хичкоковскому сюжету. Да, Леди исчезает. Само существование кинодивы Тонтеготе принимает для зрителя вид галлюцинации или idée fixe. Исчезновение, которого никто не замечает – это исчезновение абсолютной Женщины, недостижимого объекта влечения, как в «Головокружении». Прежде чем исчезнуть окончательно, Милена Тонтеготе еще успела сняться в политико-фантастическом боевике «Фирма приключений» Игоря Вознесенского, сатирической комедии «Выстрел в гробу» Николая Засеева-Руденко, мелодраме «Принципиальный и жалостливый взгляд» Александра Сухочева и исторической хронике «Роман императора», где она была единственной аристократкой в актерском ансамбле, составленном из чиновников от культуры и бандитских марух.

Но было уже поздно. Как преступник из «В случае смерти…» попался в руки правосудия только потому, что был слишком сообразительным, так и Милена Тонтегоде навсегда попала в хичкоковский дискурс, потому что шестнадцать лет назад переиграла самого Хичкока.

Есть такие странные фильмы, которым очень сложно дать оценку. Ну, например: фильм, вроде бы, никуда не годится, а, если подумать, то знаешь его наизусть и с удовольствием пересмотрел бы еще раз. Для меня такого рода «плохим хорошим» фильмом является «Ошибка Тони Вендиса» (по мотивам пьесы Ф. Нотта «Телефонный звонок») с Игорем Костолевским и Александром Филиппенко в главных ролях. Понятно, что в этом фильме нет ничего выдающегося. Советскому кинематографу не удавалась экранизация западной, особенно американской жизни. «Рафферти», «Вся королевская рать» — все это смотрится больше как курьез. И «Ошибка», в общем, тоже смотрится как курьез. Но почему-то при этом запоминается.
Центральный момент фильма: беседа Свана (Филиппенко) с Вендисом (Костолевский), когда они обсуждают предполагаемое убийство жены Вендиса. Этот диалог великолепен. Насквозь прогнивший западный теннисист (теннис – все еще буржуазный вид спорта, а теннисисты, очевидно – такие вот отвратительные эгоисты как Тони) беседует с беспринципным типом (аферист, наркоторговец и убийца). Великолепен момент, когда уставший от монолога Вендиса о своей личной жизни Сван спрашивает: «И зачем вы мне все это рассказываете?». Великолепны отдельные фразы Вендиса: «Все на этом свете продается…И вы знаете, меня это устраивает». «Я же говорил вам, что очень хорошо умею платить. Меня самого много раз покупали и продавали, так что я отлично знаю прейскурант». «Иногда мне казалось, что вы – моя собственность» (о слежке за Сваном). Оба актера, к тому же несколько переигрывают, что тоже, как это ни странно только добавляет сцене привлекательности. Или абсурдности, но наверное, именно в абсурдности этого фильма и есть некая привлекательность.
Вообще, в этом фильме абсурдно почти все. Я имею в виду кинематографическую абсурдность. Все снято как-то…ну как-будто в спешке. Как-будто в плане стояло: «Ошибка Тони Вендиса» и надо было этот план выполнять. Декорации есть? Какие-то есть. Ну, пошли снимать. Кто там сейчас свободен? Филиппенко и Костолевский? Что ж, отлично, их и будем снимать. И сняли. Слабый получился фильм. Отличное кино. Особенно первая серия. Хичкоку и не снилось:)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Детектив ошибка творца
  • Детализация ошибки фн атол
  • Десять ошибок мышления
  • Десяток овец паслись на лугу ошибка
  • Дестини код ошибки weasel