Перейти к содержанию
Telegram
Telegram
Telegram
Предварительный просмотр и печать стенда, раскраски или карточки
Речевая игра «Незнайкины ошибки»
Чтобы распечатать или скачать материал для детского сада «Речевая игра «Незнайкины ошибки»», нажмите на картинку для увеличения до оригинального размера.
Скачать без сжатия
◄ Назад на страницу «Речевые игры для детей 5-6 лет»
Понравилось? Расскажи друзьям:
Инструкция: исправь ошибки Незнайки.
1. Уборщица шьет головные уборы.
2. Плотник чинит плоты.
3. Секретарь хранит секреты.
4. Переводчик переводит людей через дорогу.
5. Курьер разводит кур.
6. Часовой чинит часы.
7. Садовник заведует детским садом.
8. Пожарный обжаривают продукты.
9. Водитель водит хороводы.
10. Механик делает изделия из меха.
Автор Т. А. Ткаченко. Игра прекрасно развивает связную речь, расширяет кругозор. Правда, перед тем, как играть, возможно, необходимо будет объяснить ребёнку значение некоторых профессий.
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ
(для детей средней группы)
УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
1. «Что звучит?»
2. «Похлопаем- потопаем»
3.» Громко, тихо посвисти «
4. «Звучащая посудка»
5. «Повтори»
6.» Послушай и скажи»
УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
1. «Я потерялся»
2. » Маленький цыпленок»
3.»Мы котятки, поросятки, курочки и лягушатки..»
4.»Чей голос».
5. «Угадай, кто меня позвал?»
УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ
1.»Выбери картинку»
2. «Придумай свое слово»
3. «Найди ошибку»
УЗНАВАНИЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
1. «Рассмотри и расскажи».
2.»Очень нужные слова- для тебя и для меня!»
3.» Найди картинку»
4.»Здравствуй, Петрушка»
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
«Ушки — слушки»
«Кто стоит у светофора?»
«Кто сказал «Мяу?»
Послушай и назови нужное слово.
«Где звенит?»
Назови одинаковый звук в словах.
Шутки-минутки
Тихо – громко говори.
Тихо – громко говори.
Назови первый звук в слове.
Послушай и назови нужное слово.
Шутки-минутки
Исправь Незнайкины ошибки.
Паучок.
Назови одинаковый звук в словах.
Поймай слово.
Разбросай слово.
«Дует ветер»
Отвечай – не торопясь.
«Правильно-неправильно».
«Угадай, на чём играю»
«Где позвонили? »
«Узнай по звуку»
«Метель»
«Слушай и выбирай»
«Какое слово отличается? »
«Три медведя»
УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
1. «Что звучит?»
Цель: формировать умение на слух называть звучащий предмет
Материал: колокольчик, бубен.
Ход игры:
Ребенок сидит на стуле, воспитатель сзади него стоит так, чтобы он не видел предмет, находящий в руках(колокольчик, бубен). Ребенок должен отгадать , что за предмет звучит.
2. «Похлопаем- потопаем»
Цель: Развитие слухового внимания, развитие наблюдательности, внимательности, координации движений.
Ход игры:
На столе несколько звучащих игрушек. в ответ на определенное звучание ребенок должен производить определенные действия, например, когда играет гармошка- хлопать в ладоши, при звуках бубна топать, колокольчик- хлопать, барабан- топать.
3.» Громко, тихо посвисти «
Материал: большой и маленький слоник.
Цель: формирование слуха, развитие тембра голоса.
Ход игры:
В гости пришли два слоника: один маленький, другой большой. Воспитатель рассказывает, что слоник большой свистит громко, а слоник маленький- тихо, потому что сил у него меньше. Показывает и ребенок отгадывает, который из слоников издает звуки. Затем предлагает сделать ребенку.
4. «Звучащая посудка»
Цель: определить звучание посуды, развивать слуховой аппарат.
Ход игры:
Воспитатель демонстрирует различные звуки: стук чайной ложечки по стеклянному стакану, палочкой по фарфоровой кружке, по пластмассовой кружке, по деревянной плошке. Затем те же звуки повторяет, но в другой последовательности (ребенок не должен видеть действия). Потом ребенок определяет, по какому предмету ударяет воспитатель.
5. «Повтори»
Цель: формирование слухового внимания.
Ход игры:
Воспитатель предлагает сначала хлопнуть в ладоши один раз, затем два, затем три.
6.» Послушай и скажи»
Цель: формировать умение слышать и называть звуки окружающего мира.
Ход игры.
Материал: аудиозапись со звуками окружающего мира.
Ход игры:
Дети сидят полукругом. Звучит аудиозапись. Воспитатель задает вопрос.
Что звенит? (звонок).
Что грохочет (гром)
Что гудит? (сирена).
Что шуршит? (листья).
Что скрипит? (дверь).
Кто стрекочет? (кузнечик).
Кто каркает (ворона).
Кто кричит?( девочка)
УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
1. «Я потерялся»
Цель: различение на слух длительности звучания, громкости и высоты голоса.
Ход игры:
Воспитатель встает с подгруппой детей в разных углах группы, подальше друг от друга и просит представить, что они потерялись в лесу. Надо аукаться так, чтобы другой услышал. затем постепенно сближаясь, аукаясь все тише.
2. » Маленький цыпленок»
Цель: формировать умение пользоваться громкостью и высотой голоса.
Материал: цыпленок, котик, мама- курица , маски-цыплят.
Ход игры:
На полянке гуляет цыпленок. Предложить детям продемонстрировать, как он пищит, когда он гуляет с другими цыплятами. (дети изображают цыплят). Выбегает котик, цыпленок испуганно пищит. Выходит мама- курица- радостно.
3.»Мы котятки, поросятки, курочки и лягушатки..»
Цель: формировать умение имитировать голоса различных животных и птиц.
Ход игры: Воспитатель читает отрывок из стихотворения К. Чуковского » Путаница».Дети повторяют звуки животных и птиц.
Замяукали котята:
Надоело нам мяукать! Дети повторяют звуки:( мяу, мяу).
Мы хотим как поросята,
Хрюкать! (хрю, хрю).
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!(кря, кря)
Мы хотим , как лягушата, Квакать (ква, ква).
Свинки замяукали:(мяу, мяу).
Кошечки захрюкали: (хрю, хрю).
Уточки заквакали: (ква, ва).
Курочки закрякали: (кря, кря).
4.»Чей голос».
Цель: формировать умение различать и имитировать голоса животных, развивать внимание и память.
Материал: карточки с изображением животных и птиц.
Ход игры:
Показать детям картинки с изображением зверей и птиц (волк, корова, коза, осел, петух, лягушка, петух и т .д.)Предложить детям имитировать их голоса. Затем воспитатель сам имитирует голоса зверей и птиц, а ребенок показывает нужную картинку и вызывает обладателя голоса.
5. «Угадай, кто меня позвал?»
Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств.
Ход игры: Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. дети движутся по кругу и поют. «Вот построили мы круг, повернемся рядом вдруг, а как скажем: «скок»,» скок»! Угадай, чей голосок»?».
Слова «Скок», Скок». произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнес слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали ,если нет- продолжает водить.
УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ
1.»Выбери картинку»
Цель: формировать умение различать звук.
Материал:картинки с изображением предметов.
Ход игры
Воспитатель называет слов, а дети поднимают карточку с изображением предмета, который назвала воспитатель и произносят слово.
Сом, том, дом.
Суп, сук, жук
Зубы, губы,шубы.
2. «Придумай свое слово»
Цель: формировать умение детей придумывать слова, похожие по звучанию и называть причину изменения слова.
Ход игры:
Воспитатель предлагает придумать свое слово, похожее по звучанию.
Каска..маска, ласка..
Кошка..мошка, ложка..
Мушка..сушка..
Лайка..гайка, зайка..
3. «Найди ошибку»
Цель: формировать умение узнавать правильный звук в слове.
Ход игры»
Воспитатель сознательно называет слово с изменением одного звука, а ребенок должен исправить воспитателя.
Мамолет- самолет
Шумка- сумка
Нишка- мишка.
Воспитатель также предлагает детям назвать свое слово,а другие называют правильное слово, при этом называют причину изменения слова.(изменение звука в начале слова).
УЗНАВАНИЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
1. «Рассмотри и расскажи».
Цель: формировать умение произносить гласные звуки.
Материал: Медиа доска с изображением картинок.
Воспитатель спрашивает, что изображено на доске.
Мальчик плачет. Как он плачет? (а-а-а).
Волк воет. Как он воет? (у-у-у).
Больной кричит. как он кричит (о-о-о).
2.»Очень нужные слова- для тебя и для меня!»
Цель: формировать умение называть слова на первый гласный звук.
Ход игры: воспитатель предлагает назвать слова на гласный звук.
А- арбуз, автобус, автомобиль..
О- ослик, окно…
У- улица. ушко…
3.» Найди картинку»
Цель: формировать умение узнавать в слове гласные звуки.
Материал: карточки с изображением предметов.
Ход игры
Воспитатель называет слова и если ребенок слышит слово, начинающееся на звук (и), (а), (у),(о) поднимает карточку.
4.»Здравствуй, Петрушка»
Цель: Формировать умения повторять предложения, выделяя повторяющиеся звуки.
Материал: костюм Петрушки.
Воспитатель в костюме Петрушки.
Я петрушка озорной
Буду я играть с тобой!
Ты , дружок, не зевай!
А за мной повторяй.
«Бей, барабан! Барабан, барабань!»
«Тише, тише, тише
Шелестят на крыше мыши!
«Са-са-са — прилетела к нам оса!
Ша-ша-ша -моет мама малыша.
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.
За-за-за — уходи домой коза.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Цель: формирование речевого дыхания.
(каждое упражнение выполняется не более 2-3 раза).
-надуть щеки и удерживать набранный воздух.
-втянуть щеки и расслабить их.
-надуть щеки и резко надавить на них пальцами(воздух пропустить сквозь зубы).
-легко дуть на перо, лежащее на столе.
-дуть на ватку, лежащую на гладкой поверхности.
-дуть на легкие пластиковые или бумажные игрушки, плавающие на воде.
-пускать мыльные пузыри.
-сдувать с кончика языка бумажку, кусочек бинта или ваты.
— на выдохе произносить медленно гласные.
«Ушки — слушки»
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.
Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.
«Кто стоит у светофора?»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.
Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).
«Кто сказал «Мяу?»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.
Послушай и назови нужное слово.
Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.
Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.
Ж Жук жужжит в железной банке – Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука.
«Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
Назови одинаковый звук в словах.
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.
Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
Шутки-минутки
Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора
Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.
Хвост с узорами, Сапоги со шторами. Кот плывёт по океану, Кит из блюдца ест сметану. Божья коробка, полети на небо, Принеси нам хлеба.
Тихо – громко говори.
Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.
Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).
Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».
Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.
Тихо – громко говори.
Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.
Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).
Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».
Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.
Назови первый звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)
Послушай и назови нужное слово.
Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.
Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.
Ж Жук жужжит в железной банке – Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука.
Шутки-минутки
Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора
Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.
Хвост с узорами, Сапоги со шторами. Кот плывёт по океану, Кит из блюдца ест сметану. Божья коробка, полети на небо, Принеси нам хлеба.
Исправь Незнайкины ошибки.
Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.
Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. Кочка ловит мышку. Собаха сторожит дом.
Паучок.
Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.
На невидимой тропинке Ой, смотрите, паутинки. Это хитрый паучок Свой развесил гамачок. И позвал наш паучок Всех друзей на гамачок Приходили к паучку Мотыльки, кузнечики, Пчёлки и шмели, Бабочки-красавицы, Мухи и жуки. Наигрались, насмеялись, А потом все разбежались. 1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.
Назови одинаковый звук в словах.
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.
Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
Поймай слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…
Разбросай слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…
«Дует ветер»
Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)
Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.
Отвечай – не торопясь.
Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.
- Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
- Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
- Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
- Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)
«Правильно-неправильно».
1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь — хлопни в ладоши.
2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.
Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.
Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.
«Угадай, на чём играю»
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.
«Где позвонили? »
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.
Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».
«Узнай по звуку»
Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)
«Метель»
Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.
-Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.
«Слушай и выбирай»
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска
Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
«Какое слово отличается? »
Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.
Ком-ком-кот-ком
Канава-канава-какао-канава
Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
Будка-буква-будка-будка
Винт-винт-бинт-винт
Минута-монета-минута-минута
Буфет-букет-буфет-буфет
Билет-балет-балет-балет
Дудка-будка-будка-будка
«Три медведя»
Цель: развитие умения менять высоту голоса
Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).
Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО
ТЕМЕ
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Словарь по теме «Домашние животные».
Существительные: Животные,
корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребенок,
кошка, кот, собака, пес, щенок, верблюд, осел, олень, свинья, кабан. Поросенок,
хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога,
хвост, морда.
Глаголы: Ходит, лежит, бегает, спит,
сидит, лает, мяукает, кусает, грызет, скачет, перевозит, сторожит, бодает,
царапается, жуют, ржут, хрюкают, мычат, блеет.
Прилагательные: Пушистая,
лохматая, мягкая, красивая, добрая, злая, рогатая,
густая, домашнее, бодливая, породистая.
Дидактическая игра «Кого нет?»
Цель —
уметь называть домашних животных, а именно самца, самку и их детеныша.
Речевая
задача — обучение
употреблению существительных в родительном падеже единственного
числа.
Материал —
картинки.
Ход
игры:
«Давайте
соберем «семью» домашних животных».
Дети
начинают собирать. «Посмотрите, все ли есть? Нет. Кого нет? «.
Дети называют, кого нет.
Например:
«Нет быка, нет коня, нет пса».
Дидактическая игра
«Накормим животных».
Цель —
учить детей знать и называть животных и корм для них.
Речеваязадача — учить
использовать в речи простые распространенные
предложения;
— обучение употреблению существительных
в
Творительномпадеже единственного и множественного
числа.
Материал — картинки с изображением животных
и корма для
I вариант:
Ход игры:
«Ребята,
вчера мне позвонила бабушка и попросила прийти сегодня и накормить
домашних животных. Сама она их накормить не может, так как будет занята. А я
хочу пригласить вас с собой. Вы согласны? Тогда давайте возьмем корм для
животных и пойдем их кормить. Давайте сядем в автобус и поедем. Вот мы и
приехали. Кто это нас встречает? Как их назвать одним словом? (домашние
животные). Давайте их накормим. Чем мы их накормим? «. Дети дают корм
животным и рассказывают. Например: «Корову накормим сеном,
травой. Лошадь овсом, сеном. Кошку — молоком
и рыбой».
Речевая
задача — обучение
употреблению существительных в родительном падеже единственного числа.
II
вариант:
Ход
игры: Игрок:
«Кого накормим рыбой? — кошку.
Кого
накормим сеном? — корову.
Кого
накормим овсом? -лошадь».
Речевая
задача — обучение
употреблению существительных в родительном падеже единственного числа
III
вариант:
Ход
игры: Игрок: «Кому дадим рыбу? — рыбу дадим кошке.
Кому
дадим кость? — кость дадим собаке».
Всыпем
зерен петушку, бросим косточку Дружку,
Кролику
— листок капусты, а корове — травки
Мышке
мы оставим корку, пойло вынесем теленку.
Сварим
каши всем цыплятам, яблоко дадим ежатам,
Отнесем
овса коню, нарвем овцам лебеду.
Молока
дадим мы кошке, купим шоколад Алешке.
Дидактическая игра «Поймай, скажи».
Цель —
знать, как подают голос разные животные.
Речевая задача —
обучение детей правильному употреблению глаголов
3-го лица, единственного числа, настоящего времени;
— расширение глагольного словаря.
Материал
— мяч.
Ход
игры: Дети
становятся в круг. Воспитатель бросает мяч детям, называя при этом
животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие того
животного. Например: «Корова — мычит. Собака — лает. Кошка — мяукает.
Свинья —
хрюкает».
2
вариант
Лает
громко пес лохматый, во дворе свистят ребята,
Жук
над головой жужжит, телка рыжая мычит,
Прочирикал
воробей песенку про сто червей.
Промурлыкал
в кресле кот, а в лесу медведь ревет.
Квакает
в лесу лягушка, на суку кричит кукушка,
В
луже хрюкает свинья, собралась ее семья.
Кукарекает
петух, в дудочку дудит пастух.
Конь
неудержимо ржет, рыба голос бережет.
На
лугу мычит корова, воет волк в овраге строго,
Белый
гусь гогочет, Оленька хохочет.
Дидактическая игра
«У кого кто есть»
Цель: упражнять в словообразовании, закреплять названия животных, детенышей.
У
верблюда есть горбатый верблюжонок.
У
серой мышки — маленький мышонок.
У
кошки — пушистые котята,
У
белки — рыжие бельчата.
У
крольчихи — пуховые крольчата,
У
собаки — шаловливые щенята,
У
коровы — ласковый теленок,
У
свиньи — веселый поросенок,
У
лошади есть жеребенок,
У
козы — смешной козленок,
У
овцы — кудрявые ягнята,
А
у мамы — конопатые ребята.
Дидактическая игра «Назови
семью».
Цель —
расширить знания о животных и их детенышей.
I
вариант:
Речеваязадача — обучение
образованию существительных при помощи суффиксов: —онок,
—енок.
Ход игры: «Ребята,
что это за звуки? Прислушайтесь, кто-то плачет. Давайте посмотрим, кто же это
плачет. Ой, кто это? Да, правильно. Это детеныши домашних животных. Что
случилось? Почему вы плачете? Да они, наверное, потерялись. Давайте поможем им
найти маму». Дети берут картинки с изображением детенышей и ищут каждому
детенышу маму. А теперь давайте назовем их семью, чтобы в следующий раз они
знали, кто их родители и могли их найти сами. Например: «Кот — кошка —
котенок,
пес – собака — щенок».
II
вариант:
Речеваязадача — обучение
образованию существительных при
помощи суффиксов: — ата, —ята.
Ход
игры: «Звери
потеряли своих детенышей. Поможем им их найти». Дети подбирают животных и
их детенышей и рассказывают. Например: «У коровы — телята, у лошади —
жеребята, у кошки — котята».
Дидактическая игра «Кто,
где живет».
Цель —
учить различать домашних животных;
—
учить классифицировать домашних животных по месту обитания.
Речевая
задача — обогащение
словаря детей названиями хозяйственных
построек;
— употребление
существительных в предложном падеже
единственного числа.
Материал
— мяч.
Ход
игры: Приходит
Незнайка. Он не знает, где живут домашние животные.
Предлагается детям назвать, где живут
домашние животные. Воспитатель бросает мяч.
Ребенок, поймавший мяч, должен назвать, где живет
домашнее животное. Игрок: «Собака живет в конуре.
Лошадь
живет в конюшне.
Корова
живет в коровнике.
Свинья
живет в свинарнике».
Дидактическая игра
«Зоологическое лото».
Цель —
учить узнавать и называть животных.
Речевая
задача — согласование
местоимений с существительными;
—
обучение и закрепление в
классификации, сравнении, обобщении.
Материал —
картинки большие и маленькие с изображение животных.
Ход
игры: Детям
раздаются большие картинки
с изображением домашних и диких животных. У водящего
маленькие карточки
с изображением животных.
Водящий показывает карточку с
изображением животного, ребенок, у которого есть
это . животное, должен назвать его и сказать какое это животное домашнее
или дикое. Например: «Это мой медведь, это дикое животное».
Дидактическая игра «Что
ни шаг, то зверь».
Цель —
учить называть домашних животных.
Речевая
задача — обогащение
словаря по теме «Домашние животные»;
—обучению
использованию в речи обобщающего понятия «Домашние животные».
Ходигры: В
игре участвуют несколько человек. Они
становятся вдоль линии. Им предлагается
вспомнить как можно больше
названий домашних животных. Каждый ребенок,
по очереди, идя вперед должен громко произносить при каждом
шаге название животного. Останавливаться
нельзя. Выигрывает тот, кто дальше пройдет.
Дидактическая игра
«Загадай, мы отгадаем».
Цель —
учить описывать животных.
Речевая
задача — обучение
составлению описательных загадок по плану или по схеме.
I
вариант:
Ход игры: Загадывает
ребенок, остальные отгадывают. Воспитатель показывает
одному ребенку картинку с изображением какого-либо животного. Остальные дети
эту картинку не видят. Ребенок должен составить описательную загадку об этом
животном. А остальные дети должны ее отгадать.
II вариант:
Ход игры: Загадывают
дети, один ребенок выходит из групповой комнаты. Дети
составляют описательную загадку о каком-либо животном. Ребенок заходит в
группу, и дети загадывают ему загадку. Он должен догадаться о ком идет речь.
Сторожит,
грызет, лает? — ….
Хрюкает,
роет? — ….
Ржет,
бегает, скачет? — ….
Мяукает,
лакает, царапается? — ….
Мычит,
жует, ходит? — ….
Упражнение в
понимании функции суффиксов в словообразовании «Два брата Ик и Ищ».
Цель:
образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в
единственном и множественном числе.
Стоял дом. В нем
жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота
пришли два брата — звали одного Ик, а другого — Ищ. Ик был маленький
и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом
в домище. В домике стал жить котик, а в домище — котище. У котика был
ротик, носик, лобик, хвостик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище,
лбище, хвостище, усищи и глазищи. (Обратить внимание ребенка на то, что если в
слове слышится ик, значит предмет маленький, а если в слове слышится ищ, то
значит предмет большой.)
Подобрать как
можно больше действий к предмету: кошка — лакает, мяукает, царапается,
мурлыкает, ласкается, облизывается …; собака — сторожит, лает, кусает,
охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает ….
Дидактическая игра «Чей хвост?
Чья морда?»
Цель –
закрепить части тела животных.
Речевая
задача — обучение
согласованию существительных с притяжательными
прилагательными;
—
закрепление умения пользоваться простым распространенным предложением с
дополнением, стоящим в родительном падеже.
Материал —
картинки, на которых изображены хвосты и морды различных домашних животных.
Ход игры Воспитатель
поочередно показывает детям картинки и просит назвать чей хвост, чья морда
нарисованы на, картинке. Затем предлагает поиграть в игру. Раздает каждому
ребенку по картинке с изображением морд и хвостов животных. По сигналу
воспитателя дети должны найти пару и назвать «Это хвост собаки — собачий хвост»
«Это морда собаки — собачья морда» и т.д.
Дидактическая игра
«Узнай домашних животных»
Цель: уметь
определять лишнее животное и объяснять свой выбор. Развивать у детей
познавательный интерес к жизни животных
Воспитатель: Я буду
называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого
животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши
(подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т.
д.).
бизон,
сарай, овца.
синица,
гусь, кролик;
лошадь,
тигр, енот, медведь;
баран,
лось, теленок, белка;
жираф,
курица, коза;
утка,
селезень, журавль;
петух,
индюк, куропатка;
лиса,
собака, обезьяна, заяц;
слон,
корова, рысь;
жеребенок,
кошка, мышка;
свинья,
кабан, землеройка;
крот,
ягненок, уж;
цыпленок,
волк, козленок;
Дидактическая
игра «Угадай
кто в мешочке?»
Цель: Учить детей последовательно осуществлять
обследование объекта при помощи осязания, определять форму. Формировать умение
рассказывать о ходе работы, обобщать и оценивать ее результаты.
Дидактическая игра «Кто
больше назовет действий».
Цель –
закрепить знания о том, что могут делать животные.
Речевая
задача —
обогащение глагольного словаря;
—
обучение детей правильному употреблению в речи глаголов 3-го лица единственного
числа.
Материал –
картинки с изображением домашних животных
Ход игры: На
игру приходит Незнайка и приносит с собой картинки. Задание детям – подобрать
слова, обозначающие действия изображенного животного. Дети делятся на две
группы. Выигрывает та группа, которая назовет больше действий.
Игрок:
«Что делает собака? – лает, кусает, рычит, сторожит, охраняет, охотится.
Что делает корова?
– жует, мычит, бодается, дает молоко».
Дидактическая
игра Ответь,
кто может быть?
Цель: Учить
детей по признакам делать умозаключения, группировать животных по характеру,
развивать наблюдательность, память.
Описание:
Бодливым, рогатым,
упрямым, пушистым, гладким, свирепым, неуклюжим, прожорливым?
Маленьким, слабым,
беспомощным, робким, беззащитным, ласковым, милым — жеребенок;
Игривым, живым,
подвижным, любопытным, сердитым –щенок;
Упрямым, робким,
беззащитным, милым, красивым, ласковым, серым– козленок;
Резвым, розовым,
толстеньким, веселым, маленьким, забавным– поросенок;
Длинноухим,
сереньким, робким, пушистым, беззащитным, пугливым – крольчонок;
Беленьким,
робким, трусливым, кудрявым, пушистым, милым– ягненок;
Ласковым, упрямым,
резвым, неуклюжим, игривым– теленок;
Пушистым,
ласковым, игривым, ловким, шустрым, резвым– котенок.
Дидактическая игра
«Логический поезд».
Цель —
развивать логическое мышление.
Речеваязадача — обучение
употреблению в речи сложноподчиненных
предложений с союзом потому что.
Ход игры: У
детей на картинках — вагончиках изображены разные предметы. Воспитатель
объясняет, что из вагончиков надо собрать логический поезд. Надо найти и
объяснить связь между картинками — вагончиками.
Дидактическая
игра «Назови
первый звук в слове.»
Цель: развивать
фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Педагог
показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука
начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и
просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что
звуки надо произносить чётко.
(Аналогично
проводится игра «Назови последний звук в слове».)
Дидактическая
игра Исправь
Незнайкины ошибки.
Цель: развивать
фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно,
определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и
сложные предложения.
Слушайте
внимательно и исправляйте ошибки.
Коса
прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь
жуёт сочную траву. Кочка ловит мышку. Собаха сторожит
дом.
Дидактическая
игра
«Бывает – не бывает»
Цели: развивать слуховое внимание, связную речь.
Взрослый задает вопросы – дети отвечают «да – нет»
У коровы есть рога? Кошка царапается?
У лошади есть крылья? Свинья дает молоко?
и др.
Дидактическая игра
«Человек и животные».
Цель —
учить вести диалог, инсценировать диалог.
Речевая
задача — закрепить
умение пользоваться простым распространенным предложением с
«прямым дополнением;
— развивать
навык диалогической речи.
Материал —
маски лошади, коровы, собаки, петуха, курицы.
Ход
игры: Воспитатель
читает сказку «Человек и животные». После прочтения сказки,
воспитатель распределяет роли среди детей
и раздает им маски. Инсценируется
диалог.
Дидактическая игра «Сравни нас».
Цель
— учить сравнивать животных.
Речевая
задача — обучение
составлению и использованию в речи
сложносочиненных предложений с союзом а.
Материал —
карточки с изображением домашних животных.
Ход игры: Перед
детьми 2 картинки с изображением двух домашних животных
(корова и лошадь). Воспитатель предлагает
сравнить животных по этим картинкам. Например: «У коровы хвост
кисточкой, а у лошади метелкой. У лошади есть грива, а у коровы гривы
нет».
Кто больше – собака или щенок?
Собака больше щенка.
(котенок и кошка, лошадь и жеребенок, теленок и корова).
Дидактическая игра
«1,2,5».
Цель
— закрепить знания о домашних
животных и их детенышах.
Речевая
задача — обучение
согласованию количественных числительных
с существительными.
Материал —
карточки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход игры: «Кто
это? Как их назвать, одним словом? Почему их так называют? Да, это домашние
животные, они живут около человека, и он о них заботитесь. А эти животные живут
у бабушки в деревне. Давайте посчитаем, сколько животных живут у бабушки».
Дети берут карточки и считают. Например: «Два котенка, одна лошадь, два
жеребенка».
Один
пушистый кот -……
Одна рябая курица – ……
Одна быстрая лошадь – …..
Один ретивый конь – ……
Одна домашняя утка – …..
Один красивый селезень – ….
Дидактическая игра «Назови ласково».
Речевая
задача — обучение
образованию существительных при помощи уменьшительно
ласкательных суффиксов;
— обогащение
словаря однокоренными
словами.
Материал —
фишки.
Ход игры: «Ребята,
вам нравится, когда вас называют ласково? И животным тоже нравится. Давайте
назовем их ласково». Дети образуют ласковые слова. За каждое ласковое
слово — картинка. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок. Игрок:
«Собака — собачка, собаченька, собачушка».
(Кошка, собака, хвост, когти, шерсть, усы, уши, лапы.)
Дидактическая
игра
«Что не так?»
Цели: развивать слуховое внимание, связную речь.
Кошка мычала на диване.
Собака лает на своих.
Лошадь дает шерсть.
Коза клюёт молоко.
Собака
кудахчет на чужих.
Кошка
клюет молоко.
Свинья
мычит в корыте.
Собака
спит над будкой.
Дидактическая
игра «Какое
слово самое короткое?»
Собака, кот, корова, коза.
Петух, индюк, гусь, курица.
«Логические задания».(Логическое мышление).
Собака
догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем?
У
кого больше ног – у коня или у козы?
За
забором стоят три козы. Сколько рогов будет выглядывать над забором?
Дидактическая
игра
«Объясни словечко».
Табун – много лошадей
Стадо –
Отара –
Свора –
Дидактическая
игра «Подобрать
слова – «неприятели» (Антонимы).
Цель: учить подбирать определения, развивать мышление, активизация словарного запаса, учить
согласовывать прилагательные с существительными.
Овца
робкая, а баран – (смелый).
Собака
злая, а щенок – (добрый).
Корова
полезная, а мышь – (вредная).
Лошадь
сильная, а жеребенок – (слабый).
Козел
упрямый, а козленок – (покладистый).
Свинья
грязная, а кошка – (чистая).
У
барана шерсть густая, а у поросенка – (редкая)
Дидактическая
игра «Подобрать
слова-«приятели» (Синонимы).
Цель: учить подбирать определения»
Бык
– свирепый, неистовый, суровый, буйный.
Кошка
– ласковая, милая, нежная.
Баран
– упрямый, неподатливый, настойчивый, непокорный, непослушный, стойкий.
Лошадь
– сильная, крепкая, могучая, мощная, здоровая.
Овца
– робкая, боязливая, страшливая, пугливая, трусливая.
Собака
– преданная, послушная, покорная, исполнительная.
Корова
– полезная, благодатная, плодотворная, доходная, прибыльная.
Свинья
– толстая, дородная, жирная, пухлая, тучная, откормленная, упитанная, тяжелая,
массивная, полновесная.
Дидактическая
игра «Расставь по
загонам»
Цели: совершенствовать
навык слогового анализа слов.
Ход
игры. Воспитатель
помещает на магнитную доску изображения домашних животных и три загона, объясняет,
что в первый загон можно «загнать» животных, названия которых состоят из одного
слога, во второй загон — из двух слогов, в третий — из трёх слогов. Дети по
одному выходят к доске, выбирают животных, чётко произносят их названия по
слогам и ставят рисунки в соответствующие «загоны».
Слова: кот, бык,
коза, овца, баран, свинья, кролик, корова,
лошадь.
Объясни пословицу.
Купить
кота в мешке.
Знает
кошка, чьё мясо съела.
Кошка
из дома – мыши на стол.
Глупая
собака громко лает.
У
хорошего хозяина нет плохой лошади.
«Объясни выражение».
Собачья
преданность.
Пустить
козла в огород.
Живут
как кошка с собакой.
Собаку
съел.
Устал,
как собака.
Дидактическая
игра «Сложные
слова»
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных способом сложения
основ.
У кошки длинная шерсть – длинношерстная. У кошки короткая шерсть –
короткошерстная. У кошки гладкая шерсть – гладкошерстная.
Дидактическая
игра
« Мышка, кошка и собака»
Цель: развитие внимания, мышления.
Оборудование:
3 массажных колючих мячика разной величины.
Дети сидят в кругу
на стульчиках. Педагог-ведущий начинает рассказывать историю: « В старой ветхой
избушке жили-были дед и баба, и завелась в их домике мышка». Передаёт самый
маленький мяч по кругу. «Стала мышка везде бегать, шуршать и деду с бабой
мешать. Тогда решили они завести кошку», вслед за маленьким мячиком передаёт по
кругу – средний. Одновременно дети передают по кругу 2 мячика. «Стала
мышка убегать, кошка догонять. Решили тогда дед с бабой завести собаку».
Передаёт третий мячик вслед за двумя первыми. В кругу дети передают 3 мячика
друг за другом. « Мышка убегает от кошки, кошка убегает от собаки». Передача
всех мячей происходит 2-3 круга, затем педагог останавливает все мячи в своих
руках. «Бегали они бегали, никто никого не догнал, устали и легли отдыхать». В
игре нужно следить, что бы мячики передавались из рук в руки, и дети старались
мячики не уронить
Подборка по базе: Рабочая тетрадь по предупреждению дисграфии 3-4 класс Чистякова., ВКР Чистякова Валерия ФБ-0483 пдф.pdf, Практическая работа № 2 Чистякова К.А..docx, Конспект 2 по окружающему миру. Составила Лушникова Надя..doc, Курсовая Чистякова К. Д.doc, Тест по предмету Численные методы Составила преподаватель МКЭИТ
24. Исправь Незнайкины ошибки.
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Ко
са прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:
- Какой первый (последний) звук в слове собака?
- Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
- Сколько слогов в слове кошка (корова)?
- Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.
Игры для детей 5-6 лет
Для старших дошкольников игры и упражнения для развития фонематического слуха усложняются, но также используются и игры для младших дошкольников.
- Найди звук Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.
- Придумай слово. Дети встают в круг. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово-выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
- Поймай звук.В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
- Общий звук.Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.
- Игра «Отгадай, что звучит»(шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш,звенит бубен и т.д.)Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой.Звуки должны быть ясные и контрастные.
- Игра «О чём говорит улица?»
- Игра «Разговор шёпотом»Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.
- Игра «Кто позвал», «Кто сказал «мяу»?
- Игра «Послушай, повтори»Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.
- Игра «Где позвонили?»Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой напрвление.
- Игра «Дятел»Отстукивание ритма.
- Игра «Угадай, кто это?»Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.
Вот лягушка по дорожкеСкачет, вытянувши ножки,Увидала комара,Закричала…Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква»,водящий определяет, кто «лягушка».
- Игра «Внимательные ушки»Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово.
- Игра «Подними флажок»Используются флажки красного, синего и зелёного цветов.
- Игра «Где спрятался звук?»(определения места звука в слове: начало,середина, конец слова).Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей.Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».
- Игра «Кто больше?»Называть картинки с заданным звуком.
- Игра «Убежал звук»(.пельсин, .нанас)
- Игра «Картинке – своё место»Разложить картинки к своёму вагончику, в зависимости от места звука в слове.
- Игра «Найди свою букву»Картинки раскладываются в зависимости от первого звука в слове.
- Игра «Построй пирамидку»Необходим рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части каждого — кармашки для вкладывания картинок, внизу – 5-6 квадратов, вверх количество квадратов уменьшается. Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и короткого, для определения количества слогов.
- Игра «Волшебный паровозик»Используется для:- определения места звука в слове- дифференциации твёрдости-мягкости согласных (вагончики красного, синего, зелёного цветов;- закрепления образа букв.
- Игра «Кубик»Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.
- “Хлопни, как я»: один хлопок, два хлопка, три хлопка”.
- «Далеко – близко» (определить тихое – громкое звучание колокольчика).
- «Самолет высоко – низко» (высота голоса).
- «Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”).
- «Сложи в желтую корзину желтые овощи». (В зеленую – зеленые, красную — красные).
- Назови одинаковый звук в словах.Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
- Назови первый звук в слове.
Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)
30. Отвечай – не торопясь. Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.
- Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
- Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
- Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
- Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
- Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
- Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)
31.»Где нужный звук? Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.
32.«Клубочки — моточки»
Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: «По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите». Тот , у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше
Вариант2
«Клубочек»
Оборудование. Клубочек
Ход игры. Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: «По дорожке (Имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите». Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше
Усложнение. Ребенок должен назвать несколько слов на заданный звук.
33. «Лови звук» Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)
34″Лови слово» Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.
35.»Какой звук чаще всего слышим?»
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
36. «Кто-кто в теремочке живет?»
Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].
37. «Два прихлопа- три притопа»
Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков
Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.
38. «Попугайчики»
Оборудование. Игрушка Попугай
Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.
39.»Озорные бубенцы» Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.
40. «Ау»5. Паучок.
Педагог читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.
На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.
Проверим, как вы можете делить слова на слоги.
- Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..
- Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
- Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
- Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.
41. Поймай слово.
Педагог: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…
42 Разбросай слово.
Педагог предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…
43.. Крестики – нолики.У детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.
А
Х | О | Х |
Х | Х | Х |
О | Х | О |
44.»Найди звук». Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который «убежал».
Примерный речевой материал. Ма…(к), мо…(х), ро…(г), ко..(т), забо…(р) и т.д.
45. «Слог сбежал». Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием «слог». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который «сбежал».
46.»Цветные фишки»
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый — для обозначения мягких согласных звуков.
Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.
47.»Подушечка и кирпич»
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий — «подушечка».
48.»Какое слово получилось « Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.
49.»Цепи-цепи-кованы» Ребенок (или взрослый ) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.
50″Сколько звуков «
Оборудование. Пуговицы или пробки
Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок..
51. «Отбери картинки»
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук , например звук [м].
52.«Будь внимателен»
Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [с].
53.«Чудесный мешочек»
Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет первый звук в слове.
54.«Рыболов»
Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума предметные картинки, называет их и определяет первый (последний) звук в слове.
55.«Отгадай загадку»
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке. Например:
Мягкие лапки,
А в лапках царапки (кот)
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (стол).
56.«Цепочка из слов»
Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Например: лес— сок—кот—тапки …
57.«Квартирка звука»
Для игры используются схемы слов в виде прямоугольников, разделенных на три части: начало, середину, конец. Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове: начале, середине или в конце и положить фишку на соответствующее место.
58.«Внимательные глазки»
Взрослыйпредлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
59.«Отгадай и назови звуки»
Взрослый называет слияния звуков, слогов, слов. Например: иуа, ап, ма, коти т. п. Ребенку определяет последовательность и количество звуков в слоге (слове).
60.«Подружи звуки»
Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребенка назвать получившееся слово (слог). Например: [м], [а], [к] — мак.
Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам : [м], а не эм!
61.Послушай и назови нужное слово.Читаете стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, ребенок должен назвать слова, в которых есть заданный звук.
Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.
З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.
62. Шутки-минутки.Читаете ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку и исправляет её.
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.