Поговорим об исключениях в C++, начиная определением и заканчивая грамотной обработкой.
- Инструмент программирования для исключительных ситуаций
- Исключения: панацея или нет
- Синтаксис исключений в C++
- Базовые исключения стандартной библиотеки
- Заключение
Георгий Осипов
Один из авторов курса «Разработчик C++» в Яндекс Практикуме, разработчик в Лаборатории компьютерной графики и мультимедиа ВМК МГУ
Исключения — важный инструмент в современном программировании. В большинстве источников тема исключений раскрывается не полностью: не описана механика их работы, производительность или особенности языка C++.
В статье я постарался раскрыть тему исключений достаточно подробно. Она будет полезна новичкам, чтобы узнать об исключениях, и программистам с опытом, чтобы углубиться в явление и достичь его полного понимания.
Статья поделена на две части. Первая перед вами и содержит базовые, но важные сведения. Вторая выйдет чуть позже. В ней — информация для более продвинутых разработчиков.
В первой части разберёмся:
- для чего нужны исключения;
- особенности C++;
- синтаксис выбрасывания и обработки исключений;
- особые случаи, связанные с исключениями.
Также рассмотрим основные стандартные типы исключений, где и для чего они применяются.
Мы опираемся на современные компиляторы и Стандарт C++20. Немного затронем C++23 и даже C++03.
Если вы только осваиваете C++, возможно, вам будет интересен курс «Разработчик C++» в Яндекс Практикуме. У курса есть бесплатная вводная часть. Именно она может стать вашим первым шагом в мир C++. Для тех, кто знаком с программированием, есть внушительная ознакомительная часть, тоже бесплатная.
Инструмент программирования для исключительных ситуаций
В жизни любой программы бывают моменты, когда всё идёт не совсем так, как задумывал разработчик. Например:
- в системе закончилась оперативная память;
- соединение с сервером внезапно прервалось;
- пользователь выдернул флешку во время чтения или записи файла;
- понадобилось получить первый элемент списка, который оказался пустым;
- формат файла не такой, как ожидалось.
Примеры объединяет одно: возникшая ситуация достаточно редка, и при нормальной работе программы, всех устройств, сети и адекватном поведении пользователя она не возникает.
Хороший программист старается предусмотреть подобные ситуации. Однако это бывает сложно: перечисленные проблемы обладают неприятным свойством — они могут возникнуть практически в любой момент.
На помощь программисту приходят исключения (exception). Так называют объекты, которые хранят данные о возникшей проблеме. Механизмы исключений в разных языках программирования очень похожи. В зависимости от терминологии языка исключения либо выбрасывают (throw), либо генерируют (raise). Это происходит в тот момент, когда программа не может продолжать выполнять запрошенную операцию.
После выбрасывания в дело вступает системный код, который ищет подходящий обработчик. Особенность в том, что тот, кто выбрасывает исключение, не знает, кто будет его обрабатывать. Может быть, что и вовсе никто — такое исключение останется сиротой и приведёт к падению программы.
Если обработчик всё же найден, то он ловит (catch) исключение и программа продолжает работать как обычно. В некоторых языках вместо catch используется глагол except (исключить).
Обработчик ловит не все исключения, а только некоторые — те, что возникли в конкретной части определённой функции. Эту часть нужно явно обозначить, для чего используют конструкцию try (попробовать). Также обработчик не поймает исключение, которое ранее попало в другой обработчик. После обработки исключения программа продолжает выполнение как ни в чём не бывало.
Исключения: панацея или нет
Перед тем как совершить операцию, нужно убедиться, что она корректна. Если да — совершить эту операцию, а если нет — выбросить исключение. Так делается в некоторых языках, но не в C++. Проверка корректности — это время, а время, как известно, деньги. В C++ считается, что программист знает, что делает, и не нуждается в дополнительных проверках. Это одна из причин, почему программы на C++ такие быстрые.
Но за всё нужно платить. Если вы не уследили и сделали недопустимую операцию, то в менее производительных языках вы получите исключение, а в C++ — неопределённое поведение. Исключение можно обработать и продолжить выполнение программы. Неопределённое поведение гарантированно обработать нельзя.
Но некоторые виды неопределённого поведения вполне понятны и даже могут быть обработаны. Это зависит от операционной системы:
- сигналы POSIX — низкоуровневые уведомления, которые отправляются программе при совершении некорректных операций и в некоторых других случаях;
- структурированные исключения Windows (SEH) — специальные исключения, которые нельзя обработать средствами языка.
Особенность C++ в том, что не любая ошибка влечёт исключение, и не любую ошибку можно обработать. Но если для операции производительность не так критична, почему бы не сделать проверку?
У ряда операций в C++ есть две реализации. Одна супербыстрая, но вы будете отвечать за корректность, а вторая делает проверку и выбрасывает исключение в случае ошибки. Например, к элементу класса std::vector
можно обратиться двумя способами:
vec[15]
— ничего не проверяет. Если в векторе нет элемента с индексом 15, вы получаете неопределённое поведение. Это может быть сигнал SIGSEGV, некорректное значение или взрыв компьютера.vec.at(15)
— то же самое, но в случае ошибки выбрасывается исключение, которое можно обработать.
В C++ вам даётся выбор: делать быстро или делать безопасно. Часто безопасность важнее, но в определённых местах программы любое промедление критично.
Ловим исключения
Начнём с примера:
void SomeFunction() {
DoSomething0();
try {
SomeClass var;
DoSomething1();
DoSomething2();
// ещё код
cout << "Если возникло исключение, то этот текст не будет напечатан" << std::endl;
}
catch(ExceptionType e) {
std::cout << "Поймано исключение: " << e.what() << std::endl;
// ещё код
}
std::cout << "Это сообщение не будет выведено, если возникло исключение в DoSomething0 или "
"непойманное исключение внутри блока try." << std::endl;
}
В примере есть один try
-блок и один catch
-блок. Если в блоке try
возникает исключение типа ExceptionType
, то выполнение блока заканчивается. При этом корректно удаляются созданные объекты — в данном случае переменная var
. Затем управление переходит в конструкцию catch
. Сам объект исключения передаётся в переменную e
. Выводя e.what()
, мы предполагаем, что у типа ExceptionType
есть метод what
.
Если в блоке try
возникло исключение другого типа, то управление также прервётся, но поиск обработчика будет выполняться за пределами функции SomeFunction
— выше по стеку вызовов. Это также касается любых исключений, возникших вне try
-блока.
Во всех случаях объект var
будет корректно удалён.
Исключение не обязано возникнуть непосредственно внутри DoSomething*()
. Будут обработаны исключения, возникшие в функциях, вызванных из DoSomething*
, или в функциях, вызванных из тех функций, да и вообще на любом уровне вложенности. Главное, чтобы исключение не было обработано ранее.
Ловим исключения нескольких типов
Можно указать несколько блоков catch
, чтобы обработать исключения разных типов:
void SomeFunction() {
DoSomething0();
try {
DoSomething1();
DoSomething2();
// ещё код
}
catch(ExceptionType1 e) {
std::cout << "Some exception of type ExceptionType1: " << e.what() << std::endl;
// ещё код
}
catch(ExceptionType2 e) {
std::cout << "Some exception of type ExceptionType2: " << e.what() << std::endl;
// ещё код
}
// ещё код
}
Ловим все исключения
void SomeFunction() {
DoSomething0();
try {
DoSomething1();
DoSomething2();
// ещё код
}
catch(...) {
std::cout << "An exception any type" << std::endl;
// ещё код
}
// ещё код
}
Если перед catch(...)
есть другие блоки, то он означает «поймать все остальные исключения». Ставить другие catch
-блоки после catch(...)
не имеет смысла.
Перебрасываем исключение
Внутри catch(...)
нельзя напрямую обратиться к объекту-исключению. Но можно перебросить тот же объект, чтобы его поймал другой обработчик:
void SomeFunction() {
DoSomething0();
try {
DoSomething1();
DoSomething2();
// ещё код
}
catch(...) {
std::cout << "Какое-то исключение неизвестного типа. Сейчас не можем его обработать" << std::endl;
throw; // перебрасываем исключение
}
// ещё код
}
Можно использовать throw
в catch
-блоках с указанным типом исключения. Но если поместить throw
вне блока catch
, то программа тут же аварийно завершит работу через вызов std::terminate()
.
Перебросить исключение можно другим способом:
std::rethrow_exception(std::current_exception())
Этот способ обладает дополнительным преимуществом: можно сохранить исключение и перебросить его в другом месте. Однако результат std::current_exception()
— это не объект исключения, поэтому его можно использовать только со специализированными функциями.
Принимаем исключение по ссылке
Чтобы избежать лишних копирований, можно ловить исключение по ссылке или константной ссылке:
void SomeFunction() {
DoSomething0();
try {
DoSomething1();
DoSomething2();
// ещё код
}
catch(ExceptionType& e) {
std::cout << "Some exception of type ExceptionType: " << e.what() << std::endl;
// ещё код
}
catch(const OtherExceptionType& e) {
std::cout << "Some exception of type OtherExceptionType: " << e.what() << std::endl;
// ещё код
}
}
Это особенно полезно, когда мы ловим исключение по базовому типу.
Выбрасываем исключения
Чтобы поймать исключение, нужно его вначале выбросить. Для этого применяется throw.
Если throw
используется с параметром, то он не перебрасывает исключение, а выбрасывает новое. Параметр может быть любого типа, даже примитивного. Использовать такую конструкцию разрешается в любом месте программы:
void ThrowIfNegative(int x) {
if (x < 0) {
// выбрасываем исключение типа int
throw x;
}
}
int main() {
try {
ThrowIfNegative(10);
ThrowIfNegative(-15);
ThrowIfNegative(0);
cout << "Этот текст никогда не будет напечатан" << std::endl;
}
// ловим выброшенное исключение
catch(int x) {
cout << "Поймано исключение типа int, содержащее число " << x << std::endl;
}
}
Вывод: «Поймано исключение типа int, содержащее число –15».
Создаём типы для исключений
Выбрасывать int
или другой примитивный тип можно, но это считается дурным тоном. Куда лучше создать специальный тип, который будет использоваться только для исключений. Причём удобно для каждого вида ошибок сделать отдельный класс. Он даже не обязан содержать какие-то данные или методы: отличать исключения друг от друга можно по названию типа.
class IsZeroException{};
struct IsNegativeException{};
void ThrowIfNegative(int x) {
if (x < 0) {
// Выбрасывается не тип, а объект.
// Не забываем скобки, чтобы создать объект заданного типа:
throw IsNegativeException();
}
}
void ThrowIfZero(int x) {
if (x == 0) {
throw IsZeroException();
}
}
void ThrowIfNegativeOrZero(int x) {
ThrowIfNegative(x);
ThrowIfZero(x);
}
int main() {
try {
ThrowIfNegativeOrZero(10);
ThrowIfNegativeOrZero(-15);
ThrowIfNegativeOrZero(0);
}
catch(IsNegativeException x) {
cout << "Найдено отрицательное число" << std::endl;
}
catch(IsZeroException x) {
cout << "Найдено нулевое число" << std::endl;
}
}
В итоге будет напечатана только фраза: «Найдено отрицательное число», поскольку –15 проверено раньше нуля.
Ловим исключение по базовому типу
Чтобы поймать исключение, тип обработчика должен в точности совпадать с типом исключения. Например, нельзя поймать исключение типа int
обработчиком типа unsigned int
.
Но есть ситуации, в которых типы могут не совпадать. Про одну уже сказано выше: можно ловить исключение по ссылке. Есть ещё одна возможность — ловить исключение по базовому типу.
Например, чтобы не писать много catch
-блоков, можно сделать все используемые типы исключений наследниками одного. В этом случае рекомендуется принимать исключение по ссылке.
class NumericException {
public:
virtual std::string_view what() const = 0;
}
// Класс — наследник NumericException.
class IsZeroException : public NumericException {
public:
std::string_view what() const override {
return "Обнаружен ноль";
}
}
// Ещё один наследник NumericException.
class IsNegativeException : public NumericException {
public:
std::string_view what() const override {
return "Обнаружено отрицательное число";
}
}
void ThrowIfNegative(int x) {
if (x < 0) {
// Выбрасывается не тип, а объект.
// Не забываем скобки, чтобы создать объект заданного типа:
throw IsNegativeException();
}
}
void ThrowIfZero(int x) {
if (x == 0) {
throw IsZeroException();
}
}
void ThrowIfNegativeOrZero(int x) {
ThrowIfNegative(x);
ThrowIfZero(x);
}
int main() {
try {
ThrowIfNegativeOrZero(10);
ThrowIfNegativeOrZero(-15);
ThrowIfNegativeOrZero(0);
}
// Принимаем исключение базового типа по константной ссылке (&):
catch(const NumericException& e) {
std::cout << e.what() << std::endl;
}
}
Выбрасываем исключение в тернарной операции ?:
Напомню, что тернарная операция ?:
позволяет выбрать из двух альтернатив в зависимости от условия:
std::cout << (age >= 18 ? "Проходите" : "Извините, вход в бар с 18 лет") << std::endl;
Оператор throw
можно использовать внутри тернарной операции в качестве одного из альтернативных значений. Например, так можно реализовать безопасное деление:
int result = y != 0 ? x / y : throw IsZeroException();
Это эквивалентно такой записи:
int result;
if (y != 0) {
result = x / y;
}
else {
throw IsZeroException();
}
Согласитесь, первый вариант лаконичнее. Так можно выбрасывать несколько исключений в одном выражении:
// Вычислим корень отношения чисел:
int result = y == 0 ? throw IsZeroException() : x / y < 0 ? throw IsNegativeException() : sqrt(x / y);
Вся функция — try-блок
Блок try
может быть всем телом функции:
int SomeFunction(int x) try {
return DoSomething(x);
}
catch(ExceptionType e) {
std::cout << "Some exception of type ExceptionType: " << e.what() << std::endl;
// ещё код
// Для того, кто вызвал функцию, всё прошло штатно: исключение поймано.
// Мы должны возвратить значение:
return –1;
}
Тут мы просто опустили фигурные скобки функции. По-другому можно записать так:
int SomeFunction(int x) {
try {
return DoSomething(x);
}
catch(ExceptionType e) {
std::cout << "Some exception of type ExceptionType: " << e.what() << std::endl;
// ещё код
// Для того, кто вызвал функцию, всё прошло штатно: исключение поймано.
// Мы должны возвратить значение:
return –1;
}
}
Исключения в конструкторе
Есть как минимум два случая возникновения исключений в конструкторе объекта:
- Внутри тела конструктора.
- При конструировании данных объекта.
В первом случае исключение ещё можно поймать внутри тела конструктора и сделать вид, как будто ничего не было.
Во втором случае исключение тоже можно поймать, если использовать try-блок в качестве тела конструктора. Однако тут есть особенность: сделать вид, что ничего не было, не получится. Объект всё равно будет считаться недоконструированным:
class IsZeroException{};
// Функция выбросит исключение типа IsZeroException
// если аргумент равен нулю.
void ThrowIf0(int x) {
if (x == 0) {
throw IsZeroException();
}
}
// Класс содержит только одно число.
// Он выбрасывает исключение в конструкторе, если число нулевое.
class NotNullInt {
public:
NotNullInt(int x) : x_(x) {
ThrowIf0(x_);
}
private:
int x_;
}
class Ratio {
public:
// Инициализаторы пишем после try:
Ratio(int x, int y) try : x_(x), y_(y) {
}
catch(IsZeroException e) {
std::cout << "Знаменатель дроби не может быть нулём" << std::endl;
// Тут неявный throw; — конструктор прерван
}
private:
int x_;
NotNullInt y_;
};
int main() {
Ratio(10, 15);
try {
Ratio(15, 0);
}
catch(...) {
std::cout << "Дробь не построена" << std::endl;
}
}
Тут мы увидим оба сообщения: «Знаменатель дроби не может быть нулём» и «Дробь не построена».
Если объект недоконструирован, то его деструктор не вызывается. Это логичная, но неочевидная особенность языка. Однако все полностью построенные члены – данные объекта будут корректно удалены:
#include
class A{
public:
A() {
std::cout << "A constructed" << std::endl;
}
~A() {
std::cout << "A destructed" << std::endl;
}
private:
}
class B{
public:
B() {
std::cout << "B constructed" << std::endl;
throw 1;
}
~B() {
// Этой надписи мы не увидим:
std::cout << "B destructed" << std::endl;
}
private:
A a;
};
int main() {
try {
B b;
}
catch (...) {
}
}
Запустим код и увидим такой вывод:
A constructed
B constructed
A destructed
Объект типа A создался и удалился, а объект типа B создался не до конца и поэтому не удалился.
Не все исключения в конструкторах можно обработать. Например, нельзя поймать исключения, выброшенные при конструировании глобальных и thread_local
объектов, — в этом случае будет вызван std::terminate
.
Исключения в деструкторе
В этом разделе примера не будет, потому что исключения в деструкторе — нежелательная практика. Бывает, что язык удаляет объекты вынужденно, например, при поиске обработчика выброшенного исключения. Если во время этого возникнет другое исключение в деструкторе какого-то объекта, то это приведёт к вызову std::terminate
.
Более того, по умолчанию исключения в деструкторе запрещены и всегда приводят к вызову std::terminate
. Выможете разрешить их для конкретного конструктора — об этом я расскажу в следующей части — но нужно много раз подумать, прежде чем сделать это.
Обрабатываем непойманные исключения
Поговорка «не пойман — не вор» для исключений не работает. Непойманные исключения приводят к завершению программы через std::terminate
. Это нештатная ситуация, но можно предотвратить немедленное завершение, добавив обработчик для std::terminate
:
int main() {
// Запишем обработчик в переменную terminate_handler
auto terminate_handler = []() {
auto e_ptr = std::current_exception();
if (e_ptr) {
try {
// Перебросим исключение:
std::rethrow_exception(e_ptr);
} catch (const SomeType& e) {
std::cerr << "Непойманное исключение типа SomeType: " << e.what() << std::endl;
}
catch (...) {
std::cerr << "Непойманное исключение неизвестного типа" << std::endl;
}
}
else {
std::cerr << "Неизвестная ошибка" << std::endl;
}
// Всё равно завершим программу.
std::abort();
};
// Установим обработчик для функции terminate
std::set_terminate(terminate_handler);
// …..
}
Однако не стоит надеяться, что программа после обработки такой неприятной ситуации продолжит работу как ни в чём не бывало. std::terminate
— часть завершающего процесса программы. Внутри него доступен только ограниченный набор операций, зависящий от операционной системы.
Остаётся только сохранить всё, что можно, и извиниться перед пользователем за неполадку. А затем выйти из программы окончательно вызовом std::abort()
.
Базовые исключения стандартной библиотеки
Далеко не всегда есть смысл создавать новый тип исключений, ведь в стандартной библиотеке их и так немало. А если вы всё же создаёте свои исключения, то сделайте их наследниками одного из базовых. Рекомендуется делать все типы исключений прямыми или косвенными наследниками std::exception
.
Обратим внимание на одну важную вещь. Все описываемые далее классы не содержат никакой магии. Это обычные и очень простые классы, которые вы могли бы реализовать и самостоятельно. Использовать их можно и без throw
, однако смысла в этом немного.
Их особенность в том, что разработчики договорились использовать эти классы для описания исключений, генерируемых в программе. Например, этот код абсолютно корректен, но совершенно бессмысленен:
#include
#include
int main() {
// Используем std::runtime_error вместо std::string.
// Но зачем?
std::runtime_error err("Буря мглою небо кроет");
std::cout << err.what() << std::endl;
}
Разберём основные типы исключений, описанные в стандартной библиотеке C++.
std::exception
Базовый класс всех исключений стандартной библиотеки. Конструктор не принимает параметров. Имеет метод what()
, возвращающий описание исключения. Как правило, используются производные классы, переопределяющие метод what()
.
std::logic_error : public std::exception
Исключение типа logic_error
выбрасывается, когда нарушены условия, сформулированные на этапе написания программы. Например, мы передали в функцию извлечения квадратного корня отрицательное число или попытались извлечь элемент из пустого списка.
Конструктор принимает сообщение в виде std::string
, которое будет возвращаться методом what()
.
// класс копилка
class Moneybox {
public:
void WithdrawCoin() {
if (coins_ == 0) {
throw std::logic_error("В копилке нет денег");
}
--coins_;
}
void PutCoin() {
++coins_;
}
private:
int coins_ = 0;
}
Перечислим некоторые производные классы std::logic_error
. У всех них похожий интерфейс.
- std::invalid_argument. Исключение этого типа показывает, что функции передан некорректный аргумент, не соответствующий условиям.
double GetSqrt(double x) {
return x >= 0 ? sqrt(x) :
throw std::invalid_argument("Попытка извлечь квадратный корень из отрицательного числа");
}
Это исключение выбрасывают функции преобразования строки в число, такие как stol
, stof
, stoul
, а также конструктор класса std::bitset
:
try {
int f = std::stoi("abracadabra");
} catch (std::invalid_argument& ex) {
std::cout << ex.what() << 'n';
}
- std::length_error. Исключение говорит о том, что превышен лимит вместимости контейнера. Может выбрасываться из методов, меняющих размер контейнеров
string
иvector
. Напримерresize
,reserve
,push_back
.
- std::out_of_range. Исключение говорит о том, что некоторое значение находится за пределами допустимого диапазона. Возникает при использовании метода
at
практически всех контейнеров. Также возникает при использовании функций конвертации в строки в число, таких какstol
,stof
,stoul
. В стандартной библиотеке есть исключение с похожим смыслом —std::range_error
.
std::runtime_error : public std::exception
std::runtime_error
— ещё один базовый тип для нескольких видов исключений. Он говорит о том, что исключение относится скорее не к предусмотренной ошибке, а к выявленной в процессе выполнения.
При этом, если std::logic_error
подразумевает конкретную причину ошибки — нарушение конкретного условия, — то std::runtime_error
говорит о том, что что-то идёт не так, но первопричина может быть не вполне очевидна.
Интерфейс такой же, как и у logic_error
: класс принимает описание ошибки в конструкторе и переопределяет метод what()
базового класса std::exception
.
class CommandLineParsingError : public std::runtime_error {
public:
// этой строкой импортируем конструктор из базового класса:
using runtime_error::runtime_error;
};
class ZeroDenominatorError : public std::runtime_error {
public:
// используем готовое сообщение:
ZeroDenominatorError() : std::runtime_error("Знаменатель не может быть нулём") {
}
}
Рассмотрим некоторые важные производные классы:
std::regex_error.
Исключение, возникшее в процессе работы с регулярными выражениями. Например, при неверном синтаксисе регулярного выражения.std::system_error.
Широкий класс исключений, связанных с потоками, вводом-выводом или файловой системой.std::format_error.
Исключение, возникшее при работе функцииstd::format
.
std::bad_alloc : public std::exception
У std::exception
есть и другие наследники. Самый важный — std::bad_alloc
. Его может выбрасывать операция new. Это исключение — слабое место многих программ и головная боль многих разработчиков, ведь оно может возникать практически везде — в любом месте, где есть динамическая аллокация. То есть при:
- вставке в любой контейнер;
- копировании любого контейнера, например, обычной строки;
- создании умного указателя unique_ptr или shared_ptr;
- копировании объекта, содержащего контейнер;
- прямом вызове new (надеемся, что вы так не делаете);
- работе с потоками ввода-вывода;
- работе алгоритмов;
- вызове корутин;
- в пользовательских классах и библиотеках — практически при любых операциях.
При обработке bad_alloc
нужно соблюдать осторожность и избегать других динамических аллокаций.
#include
#include
#include
#include
int main() {
std::vector vec;
try {
while (true) {
vec.push_back(std::string(10000000, 'a'));
}
}
catch (const std::bad_alloc& e) {
std::cout << "Место закончилось после вставки " << vec.size() << " элементов" << std::endl;
}
}
Возможный вывод: «Место закончилось после вставки 2640 элементов».
При аллокациях возможна также ошибка std::bad_array_new_length
, производная от bad_alloc
. Она возникает при попытке выделить слишком большое, слишком маленькое (меньше, чем задано элементов для инициализации) либо отрицательное количество памяти.
Также при аллокации можно запретить new выбрасывать исключение. Для этого пишем (std::nothrow)
после new
:
int main()
{
int* m = new (std::nothrow) int [0xFFFFFFFFFFFFFFULL];
std::cout << m; // выведет 0
delete[] m;
}
В случае ошибки операция будет возвращать нулевой указатель.
bad_alloc
настолько сложно учитывать, что многие даже не пытаются это делать. Мотивация такая: если память закончилась, то всё равно программе делать уже нечего. Лучше поскорей вызвать std::terminate
и завершиться.
Заключение
В этой части мы разобрали, как создавать исключения C++, какие они бывают и как с ними работать. Разобрали ключевые слова try
, catch
и throw
.
В следующей части запустим бенчмарк, разберём гарантии безопасности, спецификации исключений, а также узнаем, когда нужны исключения, а когда можно обойтись без них. И главное — узнаем, как они работают.
Исключения не так просты, как кажутся на первый взгляд. Они нарушают естественный ход программы и кратно увеличивают количество возможных путей исполнения. Но без них ещё сложнее.
C++ позволяет выразительно обрабатывать исключения, он аккуратен при удалении всех объектов и освобождении ресурсов. Будьте аккуратны и вы, и тогда всё получится. Каждому исключению — по обработчику.
Исключения — это лишь одна из многих возможностей C++. Глубже погрузиться в язык и узнать больше о нём, его экосистеме и принципах программирования поможет курс «Разработчик C++».
Большинство наших проектов устроены так: когда во время работы программы возникает какая-то ошибка, то программа аварийно завершается. Иногда при этом она выдаёт сообщение об ошибке. Кажется, что это нормальная ситуация, но на самом деле большинство ошибок можно предусмотреть и научить программу правильно с ними работать. Для этого нам нужны обработчики ошибок.
Что такое обработчик ошибок
Чтобы программа знала, что делать, если возникла какая-то ошибка, используют обработчики исключительных ситуаций, или, проще говоря, обработчики исключений. Смысл такой:
- Мы заранее прикидываем, в каком месте и почему может возникнуть ошибка.
- Пишем в этом месте специальный код, который предупредит компьютер, что это плановая ошибка и что у нас уже есть решение, мол, всё под контролем.
- Компьютер применяет наше решение и переходит к следующей команде.
- Программа не падает, не завершается с ошибкой, а продолжает работать.
Такие обработчики есть не в каждом языке программирования, но большинство современных языков это умеют делать.
Пример программы без обработчика исключений
Допустим, у нас в программе на Python предусмотрено чтение данных из файла и есть такой код:
file = open("myfile2.txt")
Но если на диске этого файла не будет, то компьютер, когда дойдёт до этой строчки, выдаст ошибку:
Давайте нарисуем это в виде простой схемы:
Получается, что наша задача — предусмотреть вариант, что на диске не будет нужного файла, и придумать поведение программы в этом случае. Используем для этого обработчик исключений.
Программа с обработчиком исключений
Если мы знаем, что в каком-то месте возможна ошибка, то можем тогда предусмотреть этот сценарий и подстраховаться. Для этого используют обработчик и делают так:
- В том месте, где можно предусмотреть ошибку, делают специальный блок.
- В этом блоке запускают команду и смотрят, будет ошибка или нет.
- Если ошибки нет — программа работает дальше.
- Если возникла ошибка — выполнятся то, что написано в обработчике ошибок, а потом программа работает дальше.
В этой ситуации программа не зависнет и не вывалится с ошибкой, а сама сможет её обработать и делать дальше то, что нужно:
try:
file = open("myfile2.txt")
except FileNotFoundError:
print("Файл не найден, создаю новый")
file = open("myfile2.txt","a")
Команда try — это начало нашего обработчика исключений. Она говорит компьютеру: «Попробуй выполнить вот эту команду, а мы посмотрим, что произойдёт».
Except — это какую ошибку мы ожидаем здесь увидеть. В нашем случае мы хотим предусмотреть случай, что такого файла нет, поэтому пишем стандартную ошибку для такой ситуации.
👉 Сравните текст этой ошибки с тем, что нам выдал компьютер в предыдущем разделе.
В других языках конструкция обработчика исключений может выглядеть по-другому, но смысл тот же: говорим компьютеру, какую команду нужно выполнить и что делать, если появилась конкретная ошибка.
Когда что-то не предусмотрено — будет ошибка
Если программе в этом блоке встретится другая ошибка, не та, которую мы предусмотрели, то программа остановится и всё перестанет работать. Например, вот какие ошибки могут возникнуть с файлом:
- файл есть на диске, но к нему нет прав доступа;
- файл занят другой программой;
- сам диск повреждён и данные не читаются.
Во всех этих случаях программа сломается, потому что мы не предусмотрели эти ситуации:
Получается, всё нужно делать с обработкой исключений?
Нет, и вот почему:
- Обработка исключений занимает лишнее время, поэтому программа с ними работает медленнее, чем без них.
- Не всё можно предусмотреть. Если разработчик не знает, что здесь может быть ошибка, то и предусмотреть он это тоже не сможет.
- Конструкции с обработчиками делают код менее читаемым и понятным для человека. Ему нужно будет держать в голове точку начала обработки, понять, как обработка влияет на программу в целом, и выяснить, что будет с программой после работы обработчика ошибок.
Конечно, есть места в коде, которые лучше делать с обработкой ошибок: работа с файлами, сетевые запросы или получение внешних данных. Но запихивать исключения на каждую команду в программе точно не стоит.
В C++ различают ошибки времени компиляции и ошибки времени выполнения. Ошибки первого типа обнаруживает компилятор до запуска программы. К ним относятся, например, синтаксические ошибки в коде. Ошибки второго типа проявляются при запуске программы. Примеры ошибок времени выполнения: ввод некорректных данных, некорректная работа с памятью, недостаток места на диске и т. д. Часто такие ошибки могут привести к неопределённому поведению программы.
Некоторые ошибки времени выполнения можно обнаружить заранее с помощью проверок в коде. Например, такими могут быть ошибки, нарушающие инвариант класса в конструкторе. Обычно, если ошибка обнаружена, то дальнейшее выполение функции не имеет смысла, и нужно сообщить об ошибке в то место кода, откуда эта функция была вызвана. Для этого предназначен механизм исключений.
Коды возврата и исключения
Рассмотрим функцию, которая считывает со стандартного потока возраст и возвращает его вызывающей стороне. Добавим в функцию проверку корректности возраста: он должен находиться в диапазоне от 0 до 128 лет. Предположим, что повторный ввод возраста в случае ошибки не предусмотрен.
int ReadAge() {
int age;
std::cin >> age;
if (age < 0 || age >= 128) {
// Что вернуть в этом случае?
}
return age;
}
Что вернуть в случае некорректного возраста? Можно было бы, например, договориться, что в этом случае функция возвращает ноль. Но тогда похожая проверка должна быть и в месте вызова функции:
int main() {
if (int age = ReadAge(); age == 0) {
// Произошла ошибка
} else {
// Работаем с возрастом age
}
}
Такая проверка неудобна. Более того, нет никакой гарантии, что в вызывающей функции программист вообще её напишет. Фактически мы тут выбрали некоторое значение функции (ноль), обозначающее ошибку. Это пример подхода к обработке ошибок через коды возврата. Другим примером такого подхода является хорошо знакомая нам функция main
. Только она должна возвращать ноль при успешном завершении и что-либо ненулевое в случае ошибки.
Другим способом сообщить об обнаруженной ошибке являются исключения. С каждым сгенерированным исключением связан некоторый объект, который как-то описывает ошибку. Таким объектом может быть что угодно — даже целое число или строка. Но обычно для описания ошибки заводят специальный класс и генерируют объект этого класса:
#include <iostream>
struct WrongAgeException {
int age;
};
int ReadAge() {
int age;
std::cin >> age;
if (age < 0 || age >= 128) {
throw WrongAgeException(age);
}
return age;
}
Здесь в случае ошибки оператор throw
генерирует исключение, которое представлено временным объектом типа WrongAgeException
. В этом объекте сохранён для контекста текущий неправильный возраст age
. Функция досрочно завершает работу: у неё нет возможности обработать эту ошибку, и она должна сообщить о ней наружу. Поток управления возвращается в то место, откуда функция была вызвана. Там исключение может быть перехвачено и обработано.
Перехват исключения
Мы вызывали нашу функцию ReadAge
из функции main
. Обработать ошибку в месте вызова можно с помощью блока try
/catch
:
int main() {
try {
age = ReadAge(); // может сгенерировать исключение
// Работаем с возрастом age
} catch (const WrongAgeException& ex) { // ловим объект исключения
std::cerr << "Age is not correct: " << ex.age << "n";
return 1; // выходим из функции main с ненулевым кодом возврата
}
// ...
}
Мы знаем заранее, что функция ReadAge
может сгенерировать исключение типа WrongAgeException
. Поэтому мы оборачиваем вызов этой функции в блок try
. Если происходит исключение, для него подбирается подходящий catch
-обработчик. Таких обработчиков может быть несколько. Можно смотреть на них как на набор перегруженных функций от одного аргумента — объекта исключения. Выбирается первый подходящий по типу обработчик и выполняется его код. Если же ни один обработчик не подходит по типу, то исключение считается необработанным. В этом случае оно пробрасывается дальше по стеку — туда, откуда была вызвана текущая функция. А если обработчик не найдётся даже в функции main
, то программа аварийно завершается.
Усложним немного наш пример, чтобы из функции ReadAge
могли вылетать исключения разных типов. Сейчас мы проверяем только значение возраста, считая, что на вход поступило число. Но предположим, что поток ввода досрочно оборвался, или на входе была строка вместо числа. В таком случае конструкция std::cin >> age
никак не изменит переменную age
, а лишь возведёт специальный флаг ошибки в объекте std::cin
. Наша переменная age
останется непроинициализированной: в ней будет лежать неопределённый мусор. Можно было бы явно проверить этот флаг в объекте std::cin
, но мы вместо этого включим режим генерации исключений при таких ошибках ввода:
int ReadAge() {
std::cin.exceptions(std::istream::failbit);
int age;
std::cin >> age;
if (age < 0 || age >= 128) {
throw WrongAgeException(age);
}
return age;
}
Теперь ошибка чтения в операторе >>
у потока ввода будет приводить к исключению типа std::istream::failure
. Функция ReadAge
его не обрабатывает. Поэтому такое исключение покинет пределы этой функции. Поймаем его в функции main
:
int main() {
try {
age = ReadAge(); // может сгенерировать исключения разных типов
// Работаем с возрастом age
} catch (const WrongAgeException& ex) {
std::cerr << "Age is not correct: " << ex.age << "n";
return 1;
} catch (const std::istream::failure& ex) {
std::cerr << "Failed to read age: " << ex.what() << "n";
return 1;
} catch (...) {
std::cerr << "Some other exceptionn";
return 1;
}
// ...
}
При обработке мы воспользовались функцией ex.what
у исключения типа std::istream::failure
. Такие функции есть у всех исключений стандартной библиотеки: они возвращают текстовое описание ошибки.
Обратите внимание на третий catch
с многоточием. Такой блок, если он присутствует, будет перехватывать любые исключения, не перехваченные ранее.
Исключения стандартной библиотеки
Функции и классы стандартной библиотеки в некоторых ситуациях генерируют исключения особых типов. Все такие типы выстроены в иерархию наследования от базового класса std::exception
. Иерархия классов позволяет писать обработчик catch
сразу на группу ошибок, которые представлены базовым классом: std::logic_error
, std::runtime_error
и т. д.
Вот несколько примеров:
-
Функция
at
у контейнеровstd::array
,std::vector
иstd::deque
генерирует исключениеstd::out_of_range
при некорректном индексе. -
Аналогично, функция
at
уstd::map
,std::unordered_map
и у соответствующих мультиконтейнеров генерирует исключениеstd::out_of_range
при отсутствующем ключе. -
Обращение к значению у пустого объекта
std::optional
приводит к исключениюstd::bad_optional_access
. -
Потоки ввода-вывода могут генерировать исключение
std::ios_base::failure
.
Исключения в конструкторах
В главе 3.1 мы написали класс Time
. Этот класс должен был соблюдать инвариант на значение часов, минут и секунд: они должны были быть корректными. Если на вход конструктору класса Time
передавались некорректные значения, мы приводили их к корректным, используя деление с остатком.
Более правильным было бы сгенерировать в конструкторе исключение. Таким образом мы бы явно передали сообщение об ошибке во внешнюю функцию, которая пыталась создать объект.
class Time {
private:
int hours, minutes, seconds;
public:
// Заведём класс для исключения и поместим его внутрь класса Time как в пространство имён
class IncorrectTimeException {
};
Time::Time(int h, int m, int s) {
if (s < 0 || s > 59 || m < 0 || m > 59 || h < 0 || h > 23) {
throw IncorrectTimeException();
}
hours = h;
minutes = m;
seconds = s;
}
// ...
};
Генерировать исключения в конструкторах — совершенно нормальная практика. Однако не следует допускать, чтобы исключения покидали пределы деструкторов. Чтобы понять причины, посмотрим подробнее, что происходит при генерации исключения.
Свёртка стека
Вспомним класс Logger
из предыдущей главы. Посмотрим, как он ведёт себя при возникновении исключения. Воспользуемся в этом примере стандартным базовым классом std::exception
, чтобы не писать свой класс исключения.
#include <exception>
#include <iostream>
void f() {
std::cout << "Welcome to f()!n";
Logger x;
// ...
throw std::exception(); // в какой-то момент происходит исключение
}
int main() {
try {
Logger y;
f();
} catch (const std::exception&) {
std::cout << "Something happened...n";
return 1;
}
}
Мы увидим такой вывод:
Logger(): 1 Welcome to f()! Logger(): 2 ~Logger(): 2 ~Logger(): 1 Something happened...
Сначала создаётся объект y
в блоке try
. Затем мы входим в функцию f
. В ней создаётся объект x
. После этого происходит исключение. Мы должны досрочно покинуть функцию. В этот момент начинается свёртка стека (stack unwinding): вызываются деструкторы для всех созданных объектов в самой функции и в блоке try
, как если бы они вышли из своей области видимости. Поэтому перед обработчиком исключения мы видим вызов деструктора объекта x
, а затем — объекта y
.
Аналогично, свёртка стека происходит и при генерации исключения в конструкторе. Напишем класс с полем Logger
и сгенерируем нарочно исключение в его конструкторе:
#include <exception>
#include <iostream>
class C {
private:
Logger x;
public:
C() {
std::cout << "C()n";
Logger y;
// ...
throw std::exception();
}
~C() {
std::cout << "~C()n";
}
};
int main() {
try {
C c;
} catch (const std::exception&) {
std::cout << "Something happened...n";
}
}
Вывод программы:
Logger(): 1 // конструктор поля x C() Logger(): 2 // конструктор локальной переменной y ~Logger(): 2 // свёртка стека: деструктор y ~Logger(): 1 // свёртка стека: деструктор поля x Something happened...
Заметим, что деструктор самого класса C
не вызывается, так как объект в конструкторе не был создан.
Механизм свёртки стека гарантирует, что деструкторы для всех созданных автоматических объектов или полей класса в любом случае будут вызваны. Однако он полагается на важное свойство: деструкторы самих классов не должны генерировать исключений. Если исключение в деструкторе произойдёт в момент свёртки стека при обработке другого исключения, то программа аварийно завершится.
Пример с динамической памятью
Подчеркнём, что свёртка стека работает только с автоматическими объектами. В этом нет ничего удивительного: ведь за временем жизни объектов, созданных в динамической памяти, программист должен следить самостоятельно. Исключения вносят дополнительные сложности в ручное управление динамическими объектами:
void f() {
Logger* ptr = new Logger(); // конструируем объект класса Logger в динамической памяти
// ...
g(); // вызываем какую-то функцию
// ...
delete ptr; // вызываем деструктор и очищаем динамическую память
}
На первый взгляд кажется, что в этом коде нет ничего опасного: delete
вызывается в конце функции. Однако функция g
может сгенерировать исключение. Мы не перехватываем его в нашей функции f
. Механизм свёртки уберёт со стека лишь сам указатель ptr
, который является автоматической переменной примитивного типа. Однако он ничего не сможет сделать с объектом в памяти, на которую ссылается этот указатель. В логе мы увидим только вызов конструктора класса Logger
, но не увидим вызова деструктора. Нам придётся обработать исключение вручную:
void f() {
Logger* ptr = new Logger();
// ...
try {
g();
} catch (...) { // ловим любое исключение
delete ptr; // вручную удаляем объект
throw; // перекидываем объект исключения дальше
}
// ...
delete ptr;
}
Здесь мы перехватываем любое исключение и частично обрабатываем его, удаляя объект в динамической памяти. Затем мы прокидываем текущий объект исключения дальше с помощью оператора throw
без аргументов.
Согласитесь, этот код очень далёк от совершенства. При непосредственной работе с объектами в динамической памяти нам приходится оборачивать в try
/catch
любую конструкцию, из которой может вылететь исключение. Понятно, что такой код чреват ошибками. В главе 3.6 мы узнаем, как с точки зрения C++ следует работать с такими ресурсами, как память.
Гарантии безопасности исключений
Предположим, что мы пишем свой класс-контейнер, похожий на двусвязный список. Наш контейнер позволяет добавлять элементы в хранилище и отдельно хранит количество элементов в некотором поле elementsCount
. Один из инвариантов этого класса такой: значение elementsCount
равно реальному числу элементов в хранилище.
Не вдаваясь в детали, давайте посмотрим, как могла бы выглядеть функция добавления элемента.
template <typename T>
class List {
private:
struct Node { // узел двусвязного списка
T element;
Node* prev = nullptr; // предыдущий узел
Node* next = nullptr; // следующий узел
};
Node* first = nullptr; // первый узел списка
Node* last = nullptr; // последний узел списка
int elementsCount = 0;
public:
// ...
size_t Size() const {
return elementsCount;
}
void PushBack(const T& elem) {
++elementsCount;
// Конструируем в динамической памяти новой узел списка
Node* node = new Node(elem, last, nullptr);
// Связываем новый узел с остальными узлами
if (last != nullptr) {
last->next = node;
} else {
first = node;
}
last = node;
}
};
Не будем здесь рассматривать другие функции класса — конструкторы, деструктор, оператор присваивания… Рассмотрим функцию PushBack
. В ней могут произойти такие исключения:
-
Выражение
new
может сгенерировать исключениеstd::bad_alloc
из-за нехватки памяти. -
Конструктор копирования класса
T
может сгенерировать произвольное исключение. Этот конструктор вызывается при инициализации поляelement
создаваемого узла в конструкторе классаNode
. В этом случаеnew
ведёт себя как транзакция: выделенная перед этим динамическая память корректно вернётся системе.
Эти исключения не перехватываются в функции PushBack
. Их может перехватить код, из которого PushBack
вызывался:
#include <iostream>
class C; // какой-то класс
int main() {
List<C> data;
C element;
try {
data.PushBack(element);
} catch (...) { // не получилось добавить элемент
std::cout << data.Size() << "n"; // внезапно 1, а не 0
}
// работаем дальше с data
}
Наша функция PushBack
сначала увеличивает счётчик элементов, а затем выполняет опасные операции. Если происходит исключение, то в классе List
нарушается инвариант: значение счётчика elementsCount
перестаёт соответствовать реальности. Можно сказать, что функция PushBack
не даёт гарантий безопасности.
Всего выделяют четыре уровня гарантий безопасности исключений (exception safety guarantees):
-
Гарантия отсутствия сбоев. Функции с такими гарантиями вообще не выбрасывают исключений. Примерами могут служить правильно написанные деструктор и конструктор перемещения, а также константные функции вида
Size
. -
Строгая гарантия безопасности. Исключение может возникнуть, но от этого объект нашего класса не поменяет состояние: количество элементов останется прежним, итераторы и ссылки не будут инвалидированы и т. д.
-
Базовая гарантия безопасности. При исключении состояние объекта может поменяться, но оно останется внутренне согласованным, то есть, инварианты будут соблюдаться.
-
Отсутсвие гарантий. Это довольно опасная категория: при возникновении исключений могут нарушаться инварианты.
Всегда стоит разрабатывать классы, обеспечивающие хотя бы базовую гарантию безопасности. При этом не всегда возможно эффективно обеспечить строгую гарантию.
Переместим в нашей функции PushBack
изменение счётчика в конец:
void PushBack(const T& elem) {
Node* node = new Node(elem, last, nullptr);
if (last != nullptr) {
last->next = node;
} else {
first = node;
}
last = node;
++elementsCount; // выполнится только если раньше не было исключений
}
Теперь такая функция соответствует строгой гарантии безопасности.
В документации функций из классов стандартной библиотеки обычно указано, какой уровень гарантии они обеспечивают. Рассмотрим, например, гарантии безопасности класса std::vector
.
-
Деструктор, функции
empty
,size
,capacity
, а такжеclear
предоставляют гарантию отсутствия сбоев. -
Функции
push_back
иresize
предоставляют строгую гарантию. -
Функция
insert
предоставляет лишь базовую гарантию. Можно было бы сделать так, чтобы она предоставляла строгую гарантию, но за это пришлось бы заплатить её эффективностью: при вставке в середину вектора пришлось бы делать реаллокацию.
Функции класса, которые гарантируют отсутсвие сбоев, следует помечать ключевым словом noexcept
:
class C {
public:
void f() noexcept {
// ...
}
};
С одной стороны, эта подсказка позволяет компилятору генерировать более эффективный код. С другой — эффективно обрабатывать объекты таких классов в стандартных контейнерах. Например, std::vector<C>
при реаллокации будет использовать конструктор перемещения класса C
, если он помечен как noexcept
. В противном случае будет использован конструктор копирования, который может быть менее эффективен, но зато позволит обеспечить строгую гарантию безопасности при реаллокации.
Исключения в программировании (exceptions) — это механизм, который позволяет программе обрабатывать нетипичную ситуацию и при этом не прекращать работу. Благодаря этому механизму разработчик может описать в коде реакцию программы на такие ситуации.
Простой пример: в программе-калькуляторе исключением может стать ситуация, когда пользователь решит поделить на ноль. Это не должно стать ошибкой, из-за которой рушится вся программа, но чтобы ситуация не застопорила исполнение остального кода, нужно ее правильно обработать. Для этого необходимы обработчики исключений. Они позволяют «сказать» программе, что ей делать, если такое случится.
Механизм обработки исключений существует в большинстве языков программирования. Он может быть реализован немного по-разному, но общая суть схожа: это всегда какие-то особые случаи, которые надо обработать отдельно. Мы при описании будем отталкиваться от особенностей исключений в Java, но встретить их можно и в других языках: JavaScript, PHP, Python, C++ и так далее.
Зачем нужны исключения
Механизм обработки исключений может понадобиться любому разработчику. Если не отслеживать исключительные ситуации, может возникнуть незаметная ошибка, которая нарушит работу всего кода, или программа может «зависнуть» либо «упасть» — потому что сложный момент не был обработан как надо.
Исключения нужны, чтобы программа продолжала относительно корректно работать, даже если что-то пошло не так.
Какими бывают исключения
Исключения делятся на две большие группы, которые пересекаются друг с другом: синхронные и асинхронные. Синхронные могут возникнуть только в конкретном месте программы или при выполнении определенной операции: открытие файла, деление и так далее. Асинхронные могут возникнуть когда и где угодно. Их «ловят» по-разному, чтобы успешно отслеживать и те, и другие.
Мы сказали, что эти группы пересекаются друг с другом, хотя по логике они противоположны. Пересечение происходит потому, что при выполнении операций асинхронным может стать даже формально синхронное исключение, и наоборот.
Как происходит работа с исключениями
- Разработчик пишет код и понимает, что в какой-то момент в том или ином месте может возникнуть нештатная ситуация. Бывает, что исключения добавляют в уже написанный код — например, нештатную ситуацию обнаружили при тестировании.
- В этом месте пишется особый блок кода — обработчик. Он говорит программе: здесь может возникнуть особая ситуация, если она случится, выполни вот это.
- Внутри обработчика — функция, которая выполнится, если программа столкнется с описанной ситуацией. Она или исправит ситуацию, или скорректирует дальнейшее выполнение программы.
Бывают исключения, которые нельзя предусмотреть. Разработчики обрабатывают не все возможные нештатные ситуации, а только самые очевидные, чтобы не перегружать код. Это справедливо для большинства сфер разработки, кроме тех, где слишком высока цена ошибки.
Как устроена обработка исключений
Существуют разные виды обработки: структурная и неструктурная, с возвратом и без возврата. Они различаются механизмом действия, но общая суть одна: это функция, которая запускается, если в коде случилась та или иная исключительная ситуация. Тут можно использовать условный оператор if или специальные синтаксические конструкции.
В примере с делением на ноль обработчик может отменить попытку деления и сказать пользователю, что на ноль делить нельзя, — но это самый простой пример. В реальности все сложнее.
Обработка с возвратом и без возврата. Эти виды обработки различаются реакцией на случившееся исключение. Версия с возвратом предполагает, что обработчик попытается разрешить проблему, а когда ему это удастся, вернет программу к исходному поведению. В итоге она будет работать так, как если бы исключения не возникало.
Вот пример: не запустился скрипт, необходимый для работы следующего скрипта. Следующий скрипт заметил это, зафиксировал исключение и обратился к обработчику, который запустил нужный скрипт «вручную». После этого все может работать, как и было задумано.
Обработка без возврата — вид обработки, когда проблема не ликвидируется, а участок кода, который не получается выполнить, пропускается. В примере со скриптами обработка «переключила» бы выполнение кода на момент, где уже не понадобится незаработавший скрипт.
Структурная и неструктурная обработка. Это два способа подключить обработчики. В первом случае они встраиваются в код, а когда генерируется исключение, для него выбирается тот или иной обработчик в зависимости от ситуации. Во втором случае обработчики существуют отдельно и «подключаются» к конкретным видам исключений с помощью специальных команд. Способ выбирается в зависимости от вида исключения, особенностей кода и языка.
Обычно асинхронные исключения обрабатывают неструктурно, а синхронные — структурно.
Гарантированное завершение. Так называется отдельный вид функции, которая обычно пишется после обработчика. Она описывает действия, которые должны произойти в этой части кода вне зависимости от того, произошло исключение или нет.
Исключения и ошибки: разница
Кроме исключений, в языках программирования существует механизм обработки ошибок. Их часто путают, особенно новички. И то, и другое подразумевает нетипичную ситуацию, в которой работу программы нельзя продолжить корректно. Но есть и различия:
- ошибка означает, что программа «упала», что ее работу нельзя продолжить и она должна быть завершена. Ошибку невозможно исправить — только сообщить о ней пользователю, записать в лог и прекратить исполнение кода;
- исключение — это нештатная ситуация, которую тем не менее можно попробовать починить «на ходу», не закрывая программу. В этом есть смысл, в отличие от ситуации с ошибкой.
Это действительно похожие понятия. В Java, например, сущности исключений и ошибок наследуются от общего предка — интерфейса Throwable. Но ошибка — это явление, когда что-то сделать принципиально не получается. А исключение — ситуация, когда программа просто не знает, что делать, если не указать на это дополнительно.
Можно провести аналогию. Мама послала дочь в магазин за покупками и сказала ей купить батон хлеба. Если хлеба в магазине не оказалось, девочка не сможет его купить. Это ошибка. А если в магазине есть три вида батонов, или все батоны вчерашние, а девочка не знает, нужен ли маме только свежий хлеб, или батон есть, но только из ржаной муки, — это исключения.
В первом случае дочь просто вернется домой и ничего не купит. Из-за ошибки программа не выполняется. Во втором случае девочка позвонит маме и спросит, что ей делать. Программа передаст управление обработчику, чтобы тот разрешил сложную ситуацию.
Когда пользоваться исключениями, а когда — ошибками
В некоторых случаях разработчики описывают все нештатные ситуации как исключения. Например, при создании новых библиотек, которые должны быть очень гибкими и подразумевать многие ситуации — то, что критично для одной задачи, окажется поправимым в другой. Но это редкие случаи, и чаще приходится выбирать между обработкой ошибки и исключения.
Обработчики ошибок советуют использовать тогда, когда проблема не решаема изнутри программы. Например, у приложения нет связи с сервером — оно не может продолжать работу без этого. Или какие-то критичные файлы оказались повреждены, и из-за этого код просто нельзя исполнить. Или в системе закончилась свободная память. Это никак не поправить программными способами.
Исключениями стоит пользоваться, если возникла нештатная, неправильная ситуация, которую не подразумевает логика работы программы. Но программу при этом не нужно выключать и завершать — надо исправить или «перескочить» проблемный момент и сохранить все остальное.
Как начать пользоваться исключениями
В большинстве языков механизм обработки исключений есть по умолчанию — это популярная функция. Но приступать к работе с ними рекомендуют после изучения базовых возможностей языка. Мы советуем идти от простого к сложному: начать с основ и затем переходить к комплексным темам. Конкретно обработка исключений обычно изучается перед тем, как человек переходит к практическим проектам, потому что любая более-менее сложная программа может столкнуться с исключениями в ходе работы.
Хотя PHP уже давно поддерживает обработку исключений, однако, по сравнению с Java эта поддержка была довольно слабой
Первоначальная поддержка обработки исключений была введена в язык с 5 версии PHP, с двумя простыми встроенными классами исключений — Exception и ErrorException, с поддержкой дополнительных классов через SPL. Идея этого поста состоит в том, чтобы представить читателям современные возможности обработки исключений PHP.
Новый интерфейс
Хотя PHP 7 предоставляет классы Error и Exception, давайте сначала затронем интерфейс Throwable . И Error и Exception классы реализуют Throwable интерфейс — это основа для любого объекта , который может быть брошен с помощью оператора throw. Единственное, что он не может быть реализован непосредственно в классах пользовательского пространства, только через расширение класса Exception. Кроме того, он обеспечивает единую точку для отлова обоих типов ошибок в одном выражении:
<?php
try {
// ваш код
} catch (Throwable $e) {
echo 'Очень хороший способ отловить исключения и ошибки';
}
Список доступных встроенных классов исключений начиная с PHP 7.4:
- Exception
- ErrorException
- Error
- ArgumentCountError
- ArithmeticError
- AssertionError
- DivisionByZeroError
- CompileError
- ParseError
- TypeError
Дополнительные классы исключений можно найти в стандартной библиотеке PHP . И наиболее заметным из расширений JSON является класс JsonException.
THROWABLE
Интерфейс Throwable PHP 7:
interface Throwable
{
public function getMessage(): string; // Error reason
public function getCode(): int; // Error code
public function getFile(): string; // Error begin file
public function getLine(): int; // Error begin line
public function getTrace(): array; // Return stack trace as array like debug_backtrace()
public function getTraceAsString(): string; // Return stack trace as string
public function getPrevious(): Throwable; // Return previous `Trowable`
public function __toString(): string; // Convert into string
}
Вот иерархия Throwable:
interface Throwable
|- Error implements Throwable
|- ArithmeticError extends Error
|- DivisionByZeroError extends ArithmeticError
|- AssertionError extends Error
|- ParseError extends Error
|- TypeError extends Error
|- ArgumentCountError extends TypeError
|- Exception implements Throwable
|- ClosedGeneratorException extends Exception
|- DOMException extends Exception
|- ErrorException extends Exception
|- IntlException extends Exception
|- LogicException extends Exception
|- BadFunctionCallException extends LogicException
|- BadMethodCallException extends BadFunctionCallException
|- DomainException extends LogicException
|- InvalidArgumentException extends LogicException
|- LengthException extends LogicException
|- OutOfRangeException extends LogicException
|- PharException extends Exception
|- ReflectionException extends Exception
|- RuntimeException extends Exception
|- OutOfBoundsException extends RuntimeException
|- OverflowException extends RuntimeException
|- PDOException extends RuntimeException
|- RangeException extends RuntimeException
|- UnderflowException extends RuntimeException
|- UnexpectedValueException extends RuntimeException
Ошибка, почему?
В предыдущих версиях PHP ошибки обрабатывались совершенно иначе, чем исключения. Если возникала ошибка, то пока она не была фатальной, она могла быть обработана пользовательской функцией.
Проблема заключалась в том, что было несколько фатальных ошибок, которые не могли быть обработаны определяемым пользователем обработчиком ошибок. Это означало, что вы не могли корректно обрабатывать фатальные ошибки в PHP. Было несколько побочных эффектов, которые были проблематичными, такие как потеря контекста времени выполнения, деструкторы не вызывались, да и вообще иметь дело с ними было неудобно. В PHP 7 фатальные ошибки теперь являются исключениями, и мы можем легко их обработать. Фатальные ошибки приводят к возникновению исключений. Вам необходимо обрабатывать нефатальные ошибки с помощью функции обработки ошибок.
Вот пример ловли фатальной ошибки в PHP 7.1. Обратите внимание, что нефатальная ошибка не обнаружена.
<?php
try {
// будет генерировать уведомление, которое не будет поймано
echo $someNotSetVariable;
// фатальная ошибка, которая сейчас на самом деле ловится
someNoneExistentFunction();
} catch (Error $e) {
echo "Error caught: " . $e->getMessage();
}
Этот скрипт выведет сообщение об ошибке при попытке доступа к недопустимой переменной. Попытка вызвать функцию, которая не существует, приведет к фатальной ошибке в более ранних версиях PHP, но в PHP 7.1 вы можете ее перехватить. Вот вывод для скрипта:
Notice: Undefined variable: someNotSetVariable on line 3
Error caught: Call to undefined function someNoneExistentFunction()
Константы ошибок
В PHP много констант, которые используются в отношении ошибок. Эти константы используются при настройке PHP для скрытия или отображения ошибок определенных классов.
Вот некоторые из наиболее часто встречающихся кодов ошибок:
- E_DEPRECATED — интерпретатор сгенерирует этот тип предупреждений, если вы используете устаревшую языковую функцию. Сценарий обязательно продолжит работать без ошибок.
- E_STRICT — аналогично E_DEPRECATED, — указывает на то, что вы используете языковую функцию, которая не является стандартной в настоящее время и может не работать в будущем. Сценарий будет продолжать работать без каких-либо ошибок.
- E_PARSE — ваш синтаксис не может быть проанализирован, поэтому ваш скрипт не запустится. Выполнение скрипта даже не запустится.
- E_NOTICE — движок просто выведет информационное сообщение. Выполнение скрипта не прервется, и ни одна из ошибок не будет выдана.
- E_ERROR — скрипт не может продолжить работу, и завершится. Выдает ошибки, а как они будут обрабатываться, зависит от обработчика ошибок.
- E_RECOVERABLE_ERROR — указывает на то, что, возможно, произошла опасная ошибка, и движок работает в нестабильном состоянии. Дальнейшее выполнение зависит от обработчика ошибок, и ошибка обязательно будет выдана.
Полный список констант можно найти в руководстве по PHP.
Функция обработчика ошибок
Функция set_error_handler() используется, чтобы сообщить PHP как обрабатывать стандартные ошибки, которые не являются экземплярами класса исключений Error. Вы не можете использовать функцию обработчика ошибок для фатальных ошибок. Исключения ошибок должны обрабатываться с помощью операторов try/catch. set_error_handler() принимает callback функцию в качестве своего параметра. Callback-функции в PHP могут быть заданы двумя способами: либо строкой, обозначающей имя функции, либо передачей массива, который содержит объект и имя метода (именно в этом порядке). Вы можете указать защищенные и приватные методы для callable в объекте. Вы также можете передать значение null, чтобы указать PHP вернуться к использованию стандартного механизма обработки ошибок. Если ваш обработчик ошибок не завершает программу и возвращает результат, ваш сценарий будет продолжать выполняться со строки, следующей за той, где произошла ошибка.
PHP передает параметры в вашу функцию обработчика ошибок. Вы можете опционально объявить их в сигнатуре функции, если хотите использовать их в своей функции.
Вот пример:
<?php
function myCustomErrorHandler(int $errNo, string $errMsg, string $file, int $line) {
echo "Ух ты, мой обработчик ошибок получил #[$errNo] в [$file] на [$line]: [$errMsg]";
}
set_error_handler('myCustomErrorHandler');
try {
why;
} catch (Throwable $e) {
echo 'И моя ошибка: ' . $e->getMessage();
}
Если вы запустите этот код в PHP-консоли php -a, вы должны получить похожий вывод:
Error #[2] occurred in [php shell code] at line [3]: [Use of undefined constant why - assumed 'why' (this will throw an Error in a future version of PHP)]
Самые известные PHP библиотеки , которые делают обширное использование РНР set_error_handler() и могут сделать хорошие представления исключений и ошибок являются whoops, и Symony Debug, ErrorHandler компоненты. Я смело рекомендую использовать один из них. Если не собираетесь их использовать в своем проекте, то вы всегда можете черпать вдохновение из их кода. В то время как компонент Debug широко используется в экосистеме Symfony, Whoops остается библиотекой выбора для фреймворка Laravel .
Для подробного и расширенного использования, пожалуйста, обратитесь к руководству по PHP для обработчика ошибок.
Отображение или подавление нефатальной ошибки
Когда ваше приложение выходит в продакшн, логично, что вы хотите скрыть все системные сообщения об ошибках во время работы, и ваш код должен работать без генерации предупреждений или сообщений. Если вы собираетесь показать сообщение об ошибке, убедитесь, что оно сгенерировано и не содержит информации, которая может помочь злоумышленнику проникнуть в вашу систему.
В вашей среде разработки вы хотите, чтобы все ошибки отображались, чтобы вы могли исправить все проблемы, с которыми они связаны, но в процессе работы вы хотите подавить любые системные сообщения, отправляемые пользователю.
Для этого вам нужно настроить PHP, используя следующие параметры в вашем файле php.ini:
- display_errors – может быть установлен в false для подавления сообщений
- log_errors – может использоваться для хранения сообщений об ошибках в файлах журнала
- error_reporting – можно настроить, какие ошибки вызывают отчет
Лучше всего корректно обрабатывать ошибки в вашем приложении. В производственном процессе вы должны скорее регистрировать необработанные ошибки, чем разрешать их отображение пользователю. Функция error_log() может использоваться для отправки сообщения одной из определенных процедур обработки ошибок. Вы также можете использовать функцию error_log() для отправки электронных писем, но лично вы бы предпочли использовать хорошее решение для регистрации ошибок и получения уведомлений при возникновении ошибок, например Sentry или Rollbar .
Существует вещь, называемая оператором контроля ошибок ( @ ), который по своей сути может игнорировать и подавлять ошибки. Использование очень простое — просто добавьте любое выражение PHP с символом «собаки», и сгенерированная ошибка будет проигнорирована. Хотя использование этого оператора может показаться интересным, я призываю вас не делать этого. Мне нравится называть это живым пережитком прошлого.
Больше информации для всех функций, связанных с ошибками PHP, можно найти в руководстве.
Исключения (Exceptions)
Исключения являются основной частью объектно-ориентированного программирования и впервые были представлены в PHP 5.0. Исключением является состояние программы, которое требует специальной обработки, поскольку оно не выполняется ожидаемым образом. Вы можете использовать исключение, чтобы изменить поток вашей программы, например, чтобы прекратить что-либо делать, если некоторые предварительные условия не выполняются.
Исключение будет возникать в стеке вызовов, если вы его не перехватите. Давайте посмотрим на простой пример:
try {
print "это наш блок попыток n";
throw new Exception();
} catch (Exception $e) {
print "что-то пошло не так, есть улов!";
} finally {
print "эта часть всегда выполняется";
}
PHP включает в себя несколько стандартных типов исключений, а стандартная библиотека PHP (SPL) включает в себя еще несколько. Хотя вам не нужно использовать эти исключения, это означает, что вы можете использовать более детальное обнаружение ошибок и отчеты. Классы Exception и Error реализуют интерфейс Throwable и, как и любые другие классы, могут быть расширены. Это позволяет вам создавать гибкие иерархии ошибок и адаптировать обработку исключений. Только класс, который реализует класс Throwable, может использоваться с ключевым словом throw. Другими словами, вы не можете объявить свой собственный базовый класс и затем выбросить его как исключение.
Надежный код может встретить ошибку и справиться с ней. Разумная обработка исключений повышает безопасность вашего приложения и облегчает ведение журнала и отладку. Управление ошибками в вашем приложении также позволит вам предложить своим пользователям лучший опыт. В этом разделе мы рассмотрим, как отлавливать и обрабатывать ошибки, возникающие в вашем коде.
Ловля исключений
Вы должны использовать try/catch структуру:
<?php
class MyCustomException extends Exception { }
function throwMyCustomException() {
throw new MyCustomException('Здесь что-то не так.');
}
try {
throwMyCustomException();
} catch (MyCustomException $e) {
echo "Ваше пользовательское исключение поймано";
echo $e->getMessage();
} catch (Exception $e) {
echo "Стандартное исключение PHP";
}
Как видите, есть два предложения catch. Исключения будут сопоставляться с предложениями сверху вниз, пока тип исключения не будет соответствовать предложению catch. Эта очень простая функция throwMyCustomException() генерирует исключение MyCustomException, и мы ожидаем, что оно будет перехвачено в первом блоке. Любые другие исключения, которые произойдут, будут перехвачены вторым блоком. Здесь мы вызываем метод getMessage() из базового класса Exception. Вы можете найти больше информации о дополнительном методе в Exception PHP docs.
Кроме того, можно указать несколько исключений, разделяя их трубой ( | ).
Давайте посмотрим на другой пример:
<?php
class MyCustomException extends Exception { }
class MyAnotherCustomException extends Exception { }
try {
throw new MyAnotherCustomException;
} catch (MyCustomException | MyAnotherCustomException $e) {
echo "Caught : " . get_class($e);
}
Этот очень простой блок catch будет перехватывать исключения типа MyCustomException и MyAnotherCustomException.
Немного более продвинутый сценарий:
// exceptions.php
use SymfonyComponentHttpKernelExceptionNotFoundHttpException;
try {
throw new NotFoundHttpException();
} catch (Exception $e) {
echo 1;
} catch (NotFoundHttpException $e) {
echo 2;
} catch (Exception $e) {
echo 3;
} finally {
echo 4;
}
Это ваш окончательный ответ?
В PHP 5.5 и более поздних, блок finally также может быть указан после или вместо блоков catch. Код внутри блока finally всегда будет выполняться после блоков try и catch независимо от того, было ли выброшено исключение, и до возобновления нормального выполнения. Одним из распространенных применений блока finally является закрытие соединения с базой данных, но, наконец, его можно использовать везде, где вы хотите, чтобы код всегда выполнялся.
<?php
class MyCustomException extends Exception { }
function throwMyCustomException() {
throw new MyCustomException('Здесь что-то не так');
}
try {
throwMyCustomException();
} catch (MyCustomException $e) {
echo "Ваше пользовательское исключение поймано ";
echo $e->getMessage();
} catch (Exception $e) {
echo "Стандартное исключение PHP";
} finally {
echo "Я всегда тут";
}
Вот хороший пример того, как работают операторы PHP catch/finally:
<?php
try {
try {
echo 'a-';
throw new exception();
echo 'b-';
} catch (Exception $e) {
echo 'пойманный-';
throw $e;
} finally {
echo 'завершенный-';
}
} catch (Exception $e) {
echo 'конец-';
}
Функция обработчика исключений
Любое исключение, которое не было обнаружено, приводит к фатальной ошибке. Если вы хотите изящно реагировать на исключения, которые не перехватываются в блоках перехвата, вам нужно установить функцию в качестве обработчика исключений по умолчанию.
Для этого вы используете функцию set_exception_handler() , которая принимает вызываемый элемент в качестве параметра. Ваш сценарий завершится после того, как вызов будет выполнен.
Функция restore_exception_handler() вернет обработчик исключений к его предыдущему значению.
<?php
class MyCustomException extends Exception { }
function exception_handler($exception) {
echo "Uncaught exception: " , $exception->getMessage(), "n";
}
set_exception_handler('exception_handler');
try {
throw new Exception('Uncaught Exception');
} catch (MyCustomException $e) {
echo "Ваше пользовательское исключение поймано ";
echo $e->getMessage();
} finally {
echo "Я всегда тут";
}
print "Не выполнено";
Здесь простая функция exception_handler будет выполняться после блока finally, когда ни один из типов исключений не был сопоставлен. Последний вывод никогда не будет выполнен.
Для получения дополнительной информации обратитесь к документации PHP.
Старый добрый «T_PAAMAYIM_NEKUDOTAYIM»
Вероятно, это было самое известное сообщение об ошибке PHP. В последние годы было много споров по этому поводу. Вы можете прочитать больше в отличном сообщении в блоге от Фила Осетра .
Сегодня я с гордостью могу сказать, что если вы запустите этот код с PHP 7, то сообщение о T_PAAMAYIM_NEKUDOTAYIM больше не будет:
<?php
class foo
{
static $bar = 'baz';
}
var_dump('foo'::$bar);
// Output PHP < 7.0:
// PHP Parse error: syntax error, unexpected '::' (T_PAAMAYIM_NEKUDOTAYIM) in php shell code on line 1
// Output PHP > 7.0:
// string(3) "baz"
?>
В заключении
Со времени первого внедрения обработки исключений в PHP прошло много лет, пока мы не получили гораздо более надежную и зрелую обработку исключений, чем в Java. Обработка ошибок в PHP 7 получила много внимания, что делает его хорошим, открывая пространство для будущих улучшений, если мы действительно с сегодняшней точки зрения нуждаемся в них.