Дом был каменный и весьма прочен какая ошибка

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Употребление форм прилагательных

1.
При полной форме прилагательного,
употребленной в функции именной части
составного сказуемого, как правило, не
могут быть управляемые слова, а при
краткой форме — могут: Он
был болен ангиной; Он способен к музыке

(но нельзя сказать: Он
был больной ангиной; Он способный к
музыке
).

2.
При форме сравнительной степени (более
высокие
)
должен быть указан предмет сравнения
(более
высокие, чем…
)
или добавлено усилительное слово ещё.

3.
Краткую форму на -ен (а не -енен) имеют
прилагательные: бессмысленный
— бессмыслен, бедственный — бедствен,
бездейственный — бездействен, беспочвенный
— беспочвен, бесчисленный — бесчислен,
величественный — величествен, воинственный
— воинствен, двусмысленный — двусмыслен,
злокачественный — злокачествен,
искусственный — искусствен, легкомысленный
— легкомыслен, многочисленный —
многочислен, мужественный — мужествен,
невежественный — невежествен,
посредственный — посредствен,
соответственный — соответствен

и др.

4.
Формы более
лучший, более худший

и т. п. не употребляются, поскольку второе
слово само по себе уже выражает значение
сравнительной степени.

5.
В литературном языке приняты такие
формы сравнительной степени прилагательных:
бойче,
звонче, ловче, слаще, хлёстче
.

6.
Не употребляются в качестве однородных
членов предложения полная и краткая
формы прилагательного (нельзя сказать:
дом
каменный и весьма прочен
).
Если одно из прилагательных не имеет
краткой формы, то оба прилагательных
должны быть употреблены в полной форме:
дом каменный и весьма прочный.

326.
Выберите одну из заключенных в скобки
форм прилагательных

1.
Ученик был (способный — способен) к
математике1.
2. Первый успех вдохновил молодого
спортсмена, и на очередных соревнованиях
он показал (более высокие — ещё более
высокие) результаты2.
3. Подобный ответ (бессмыслен —
бессмысленен)3.
4. У мальчика появились и (худшие — более
худшие) привычки4.5.
Второй прыжок был (ловчее — ловче), чем
первый5.
6. Дверь (низкая — низка) для такой высокой
комнаты1.
7. Небо сегодня удивительно голубое и
(полно — полное) какой-то особенной
прозрачности6.
8. Шахматная партия была отложена в
(лучшем — более лучшем) положении для
белых4.
9. Герой рассказа — студент военного
училища. Он всегда (подтянутый —
подтянут), всегда (одетый — одет) по
форме, (культурный — культурен) в
обращении1.
10. Кто (ответствен — ответственен) за
противопожарную безопасность3?

Употребление форм числительных

1.
Собирательные числительные двое,
трое, четверо

(после четверо
собирательные числительные обычно не
используются; ср.: пять
ножниц, шесть суток
)
употребляются:

1)
с существительными, называющими лиц
мужского пола и детенышей животных:
двое
друзей, трое прохожих

(нельзя сказать: двое
девушек
),
трое
котят
;

2)
с существительными дети,
ребята, люди, лица

(в значении ‘люди’): двое
ребят, трое людей, четверо незнакомых
лиц
;

3)
с существительными, употребляющимися
только во множественном числе: двое
саней, трое суток, четверо щипцов
;

4)
с личными местоимениями мы,
вы, они
:
нас
трое, их было пятеро
.

2.
В составных числительных склоняются
все слова: с
тремя тысячами пятьюстами двадцатью
пятью рублями
.

3.
При сочетании составных числительных,
оканчивающихся на два,
три, четыре

(то есть 22, 23, 24 и т.п.), с существительными,
употребляющимися только во множественном
числе, следует форму именительного-винительного
падежа такого сочетания заменять другим
оборотом [например, нельзя сказать:
двадцать
два (две, двое) суток
].
Поэтому говорят: Прошло
двадцать два дня; Куплено двадцать три
штуки ножниц

и т.п., т.е. используют разные формы
косвенных падежей (кроме винительного).

4.
Числительные полтора
и полтораста
согласуются в косвенных падежах (кроме
винительного) с существительным: в
полутора стаканах, в полутораста книгах
.

5.
У составных числительных, оканчивающихся
на два,
три, четыре
,
в литературном языке форма винительного
падежа совпадает с формой именительного
даже в тех случаях, когда числительное
сочетается с названием одушевленного
предмета: принять
двадцать три посетителя
,
выдвинуть
сто четыре кандидата

(а не: двадцать
трёх посетителей
,
сто
четырёх кандидатов
).
В разговорной речи возможны отступления
от этого правила.

6.
При сочетании смешанного числа с
существительным дробь управляет
существительным (а не целое число): 10,2
процента
.

7.
Так как нельзя сказать: оба
ворота

или обе
ворота
,
то не может быть и сочетания у
обоих ворот
.
Следует сказать:
у тех и других ворот

или: у
одних и у других ворот
.

8.
При сочетании числительного полтора
с существительным определение ставится
в форме множественного числа: полтора
полных стакана
.

9.
В сложных словах, первая часть которых
является числительным, эта часть
употребляется в форме

родительного
падежа: трёхлетие,
трёхметровый,
трёхсотый.
Исключение: сто
и
девяносто
всегда
сохраняют начальную форму (столетие,
столетия, девяностометровый,
девяностометровому
).

10.
При составных числительных, оканчивающихся
на два,
три, четыре
,
существительное употребляется в форме
единственного числа: двадцать
три юноши, тридцать четыре дома
.

11.
С предлогом по
числительные два,
три, четыре, двести, триста, четыреста

употребляются в форме винительного
падежа: по
две книги, по триста рублей
;
остальные числительные — в форме
дательного падежа: по
одному карандашу, по пяти рублей
.
Ср. в разговорной речи: по
пять рублей
.

327.
Выберите одну из заключенных в скобки
форм

1.
(Трое юношей и трое девушек — три юноши
и три девушки) исполняли красивый танец1.
2. Школьная библиотека располагает
двумя тысячами (четыреста восемьдесят
— четырьмястами восьмьюдесятью) тремя
книгами2.
3. Первый искусственный спутник Земли
просуществовал как космическое тело
(92 суток — 92 дня — в течение 92 суток)3.
4. Место лесоразработок находится в
(полутораста километров — полутораста
километрах) от станции железной дороги4.
5. В этот день комиссия проэкзаменовала
(двадцать два — двадцать двух) учащихся5.
6. До конца месяца остаётся ещё пять
дней, а план уже выполнен на 96,5 (процента
— процентов)6.
7. Грузовые машины стояли у (обоих —
обеих — тех и других) ворот завода7.
8. До начала экзаменов осталось полтора
(учебного — учебных) месяца8.
9. Жители отметили (восемьсотлетие —
восьмисотлетие) со дня основания своего
города9.
10. В соревнованиях приняли участие 243
(юношей и девушек — юноши и девушки)10.
11. Каждому ученику дали по (пять —
пяти) тетрадей11.
12. Вес посылки составил 8,3 (килограмма
— килограммов)6.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

При полной форме прилагательного употребленной в функции именной части составного сказуемого как правило

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой — мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Употребление форм прилагательных

1. При полной форме прилагательного, употребленной в функции именной части составного сказуемого, как правило, не могут быть управляемые слова, а при краткой форме — могут: Он был болен ангиной; Он способен к музыке (но нельзя сказать: Он был больной ангиной; Он способный к музыке),

2. При форме сравнительной степени (более высокие) должен быть указан предмет сравнения (более высокие, чем…) или добавлено усилительное слово ещё.

3. Краткую форму на -ен (а не -енен) имеют прилагательные: бессмысленный — бессмыслен, бедственный — бедствен, бездейственный — бездействен, беспочвенный — беспочвен, бесчисленный — бесчислен, величественный — величествен, воинственный — воинствен, двусмысленный — двусмыслен, злокачественный — злокачествен, искусственный — искусствен, легкомысленный — легкомыслен, многочисленный многочислен, мужественный — мужествен, невежественный — невежествен, посредственный — посредствен, соответственный — соответствен и др.

4. Формы более лучший, более худший и т. п. не употребляются, поскольку второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.

5. В литературном языке приняты такие формы сравнительной степени прилагательных: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.

6. Не употребляются в качестве однородных членов предложения полная и краткая формы прилагательного (нельзя сказать: дом каменный и весьма прочен). Если одно из прилагательных не имеет краткой формы, то оба прилагательных должны быть употреблены в полной форме: дом каменный и весьма прочный.

326. Выберите одну из заключенных в скобки форм прилагательных.

1. Ученик был (способный — способен) к математике (1). 2. Первый успех вдохновил молодого спортсмена, и на очередных соревнованиях он показал (более высокие — ещё более высокие) результаты (2). 3. Подобный ответ (бессмыслен — бессмысленен) (3). 4. У мальчика появились и (худшие — более худшие) привычки (4).5. Второй прыжок был (ловчее — ловче), чем первый (5). 6. Дверь (низкая — низка) для такой высокой комнаты (1). 7. Небо сегодня удивительно голубое и (полно — полное) какой-то особенной прозрачности (6). 8. Шахматная партия была отложена в (лучшем — более лучшем) положении для белых (4). 9. Герой рассказа — студент военного училища. Он всегда (подтянутый — подтянут), всегда (одетый — одет) по форме, (культурный — культурен) в обращении (1). 10. Кто (ответствен — ответственен) за противопожарную безопасность (3)?

Употребление местоимений

1. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого положения ведет к искажению смысла.

2. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без него, с ней и после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющих родительным падежом: вокруг них, сзади него. После наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др., начальное н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей, внутри их. Не прибавляется также после предлога благодаря и предложных сочетаний не в пример, в противовес, по поводу, со стороны, в отношении, за исключением и др., состоящих из простого предлога и существительного: благодаря ему, со стороны его.

После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального н: старше его, лучше её.

3. Собирательное существительное (крестьянство, студенчество, группа и т. п.) нельзя заменить местоимением в форме множественного числа. Например, нельзя сказать: Студенчество разъехалось на каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета.

Чтобы не создавать неудобное сочетание оно отдохнёт, следует слово студенчество заменить словом студенты.

4. Возвратные местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях: Жилец попросил дворника отнести вещи к себе; Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад местоимение себе по смыслу относится к существительному дворник, а местоимение свой — к слову ассистент.

5. Формы у ней, от ней носят разговорный или устарелый характер. Правильными являются формы у неё, от неё.

328. Выберите одну из заключенных в скобки форм.

1. Ваня остался сиротой; отец умер, когда (ему — мальчику) было девять лет (1). 2. Проводник шёл впереди, а сзади (его — него) ехала нагруженная вещами повозка (2). 3. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать (их — её) в первую очередь (3). 4. Хозяйка сняла со стула чемодан и отодвинула (его — стул — чемодан) в сторону (1). 5. Больной попросил сестру налить (себе — ему) воды (4). 6. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от (ней — неё) можно было ждать многого (5). 7. По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив (их — них) будет разбит сквер (2).8. Если ученик не исправит своё поведение, то в отношении (его — него) будут приняты более строгие меры (2).

Употребление форм глагола

1. Некоторые формы глаголов на -ся имеют двоякое значение — страдательное и возвратное, что затрудняет иногда понимание смысла высказывания. Например, в предложениях типа Некоторые больные направляются в специализированные медицинские центры (сами направляются или их направляют?) вместо страдательной формы глагола лучше употребить другую форму (некоторых больных направляют).

2. В качестве однородных членов предложения обычно употребляются глаголы одного и того же вида.

3. Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения глагола: высунь, выставь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь; взгляни, выйди, не кради, положи.

4. Рекомендуются следующие глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива~, соответствующие глаголам совершенного вида с ударяемым о в корне: затрагивать (затронуть), осваивать, оспаривать, усваивать, успокаивать, застраивать, удваивать, удостаивать (в этих формах о чередуется с а); озабочивать, опозоривать, обусловливать, подытоживать, узаконивать, опорочивать, приурочивать, сосредоточивать, уполномочивать (сохраняется о).

5. В парах видеть — видать, слышать — слыхать, мучить — мучать, лазить — лазать первые глаголы — нейтральные, вторые — разговорные.

6. В литературном языке не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются описательные выражения: могу очутиться, сумею убедить и т. п.

7. Рекомендуются формы 3-го лица единственного числа настоящего времени: полощет, плещет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет. Формы полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет оцениваются как разговорные и просторечные. Возможны параллельные формы со смысловым различием: брызгаю ‘спрыскиваю, окропляю’ (брызгает водой, брызгает бельё) — брызжу ‘разбрасываю капли, сыплю брызгами’ (грязь брызжет, искры брызжут, брызжет слюной); двигаю ‘перемещаю, толкая или таща что-нибудь’ (двигаю мебель) — движу ‘перен. побуждать, руководить’ (им движет чувство сострадания); двигается ‘приходит в движение’ (поезд двигается) — движется ‘находится в движении’ (машина медленно движется); капает ‘падает каплями, льется по капле’ (капает лекарство в рюмку, пот со лба капает) — каплет ‘протекает’ (крыша каплет); мечет икру, мечет гром и молнии — метает петли, метает шов.

8. В современном языке более распространены такие формы прошедшего времени бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, обозначающих постепенное усиление длительного состояния: сох, кис, мок, глох, хрип, чах и т. д. (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул).

329. Выберите одну из заключенных в скобки глагольных форм.

1. Сюда (собираются дети — собирают детей), которые заблудились на улицах (1). 2. Надо помогать молодёжи духовно расти и (проявить — проявлять) свои способности (2). 3. Не (порти — порть) мебель, ставя на полированный стол горячий чайник (3). 4. Выступавшие в прениях (сосредотачивали — сосредоточивали) внимание на основных положениях доклада и не касалисьмелких вопросов (4). 5. Где вы (слышали — слыхали) о последних событиях в этой стране (5)? 6. Если так будет продолжаться и дальше, я (очучусь — могу очутиться) в затруднительном положении (6). 7. Когда вы разговариваете, не (махайте — машите) так сильно руками (7). 8. Цветок без воды (сох — сохнул) в горшке (8). 9. Староста класса (уполномочивается — уполномочивается) выступать от имени своих товарищей (4). 10. По совету врача больной (полоскает — полощет) горло раствором соды (7).

 Употребление форм имён
существительных

I. 1.
Именительный падеж множественного числа некоторых существительных.

Окончание –а, -я

Окончание –ы, -и

Берег – берега, борта, веера, векселя, вороха, города, директора, доктора, желоба, жернова, инспектора, катера,
кителя, клевера, корма, кузова, купола, невода, номера, окорока, округа, острова, ордена, отпуска, паспорта, погреба, повара, профессора, сорта, сторожа, стога, тенора, тополя,
фельдшера, флюгера, хутора, штабеля, штемпеля, шулера, якоря, ястреба

Автор – авторы, агитаторы, аптекари, бухгалтеры, выборы, возрасты, грифели, грунты, диспетчеры, договоры, драйверы,
инженеры, клапаны, конструк-торы, корректоры, конюхи, офицеры, лекторы, лифты, ораторы, плееры, порты, почерки, приговоры, прииски, принтеры, ревизоры, редакторы, секторы, склады,
снайперы, стажёры, торты, тракторы, тренеры, флоты, фронты, шофёры, штабы, штурманы

2. У
существительных во мн. ч. в им. п. возможны двоякие формы окончаний. Следует помнить, что окончание –а, я в этих случаях более свойственно разговорной речи: ветры – ветра, возы – воза,
пекари – пекаря, прожекторы – прожектора, промыслы – промысла, слесари – слесаря, томы – тома, цехи – цеха.

 3. В
ряде случаев различия в образовании форм им.п. мн.ч. связаны с различением значения слов:

века (средние
века) – веки (на веки вечные)

года (её
года) – годы ( в годы перестройки)

зубы (во рту)
– зубья (зубцы)

корни (у
растений) – коренья (сушёные овощи)

корпуса
(заводские) – корпусы (часов)

кренделя
(выводить ногами) – крендели (сладкие)

листы
(бумага) – листья (у растений)

меха
(выделанные из шкур животных) – мехи (кузнечные)

образа
(святых) – образы (художественные)

провода
(электрические) – проводы (кого-либо)

тормоза
(устройство в машине) – тормозы (препятствие)

соболя (мех)
– соболи (животные)

счета (для
оплаты) – счёты (свести счёты)

сыны (родины)
– сыновья (у матери)

тона (светлые
тона) – тоны (биения сердца)

учителя
(преподаватели) – учители (идейные руководители)

хлеба (злаки)
– хлебы (испечённые)

4.
Существительные типа сани, ножницы  употребляются только в форме множественного числа, которая при этом оказывается двузначной: она может  обозначать как множество предметов, так
и один. Например: У нас во дворе сломались качели (не сломалась качель).

Обрежь
ножницами нитку (не ножницей).

II.
Родительный падеж множественного числа некоторых

существительных.

1.
Существительные, которые употребляются преимущественно во множественном числе, в р.п. имеют окончания:

-ей

-ов

нулевое

Будни – будней,

дровни – дровней,

козни – козней,

пельмени – пельменей,

сани – саней,

ясли — яслей

бронхи – бронхов,

выборов, гольфов, дебатов, джинсов, заморозков, клипсов, маневров, нардов, носков, облака – облаков, очистков, соты –
сотов, чипсов

ботинки – ботинок, валенок, жабр, каникул, лосин, ножниц, макарон, невзгод, оков, плеч, погон, сапог, сардин, уз,
чулок, шорт, шпрот

2.  У
существительных мужского и среднего рода в р.п. мн.ч. наиболее часто встречаются окончания:

-ов

нулевое

в названиях предметов

Браслеты – браслетов, брелоков, габаритов, купонов, коррективов, нервов, рельсов

Места – мест, окон, стёкол

в названиях национальностей

Бедуины – бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов,
якутов

Армяне – армян, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, осетин, румын, татар, турок, туркмен, цыган

в названиях растений

Абрикосы – абрикосов, ананасов, апельсинов, баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров,
томатов

Яблоки – яблок

в названиях единиц измерения

Байты – байтов, гектаров, граммов, килограммов, метров, километров, каратов

Амперы – ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген

3. Слова
гардемарин, гренадер, драгун и подобные им при существительных, обозначающих воинское звание, в р.п. мн.ч.  имеют нулевое окончание, но, когда они обозначают отдельное лицо, то имеют
окончание – ов: эскадрон гусар, но пять гусаров, отряд улан, но много уланов.

4. 
Некоторые существительные м.р. в р.п. мн.ч. имеют окончание –ей, например: векселей, вензелей, госпиталей, кабелей, медведей.

5. 
Некоторые существительные женского и общего рода в р.п. мн.ч. имеют окончания:

нулевое

-ей

Баржи – барж, башни – башен, басни – басен, вафли – вафель, двойни – двоен, домны – домен, копны – копен, кочерги –
кочерёг, манжеты – манжет, оглобли – оглобель, петли – петель, потери – потерь, простыни – простынь, свадьбы – свадеб, серьги – серёг, сироты – сирот, усадьбы – усадеб, туфли –
туфель, яблони — яблонь

Ведомости – ведомостей, доли – долей, кегли – кеглей, лопасти – лопастей, мощности – мощностей, новости – новостей,
отрасли – отраслей, свечи – свечей (но: игра стоит свеч), скатерти – скатертей, скорости – скоростей, четверти — четвертей

6.
Существительные ж.р., имеющие в им.п. ед.ч. безударное окончание –ья, в р.п. мн.ч. оканчивается на –ий: шалунья – шалуний, бегунья – бегуний, плясунья – плясуний, колдунья –
колдуний.

Существительные ж.р., имеющие в им п. ед.ч. окончание –ья, стоящее под  ударением, в р.п. мн.ч. оканчиваются на
ей: полынья – полыней, скамья – скамей, статья – статей.

7.
Существительные ср. р., оканчивающиеся в им.п. ед.ч. на безударное –ье, в р.п. мн.ч. оканчиваются на –ий: гулянье – гуляний, сиденье – сидений, соленье – солений, побережье –
побережий, снадобье – снадобий. Существительные ср.р., оканчивающиеся в им.п. ед.ч. на ударяемое –ьё, в р.п. мн.ч.  оканчиваются на –ей: ружьё – ружей. Запомните: копьё
– копий.

8.
Существительные ср.р., имеющие уменьшительно-ласкательное  значение и оканчивающиеся в им.п.ед.ч. на –це, как правило, в р.п.  мн.ч. оканчиваются

на
ец: блюдце – блюдец, зеркальце – зеркалец, одеяльце – одеялец, полотенце – полотенец, сердце – сердец, но солнце – солнц.

Однако ряд
подобных существительных в р.п. мн.ч. имеют окончание –ев: болотце – болотцев, деревце – деревцев, кружевце – кружевцев, оконце – оконцев, поленце – поленцев.

9. Некоторые
существительные, например: мечта, мольба не имеют форм р.п. мн.ч.: Нельзя забывать свои юношеские мечты (
не своих юношеских мечт). Сын не слышал мольбы своей старой матери (не мольб своей старой матери).

III.
Род некоторых имён существительных.

1.
Несклоняемые неодушевлённые имена существительные иноязычного происхождения относятся преимущественно к ср.р.: вкусное эскимо, шерстяное кашне, зимнее пальто, широкое шоссе. Исключения:
чёрный кофе, широкая авеню.

2. К 
ср.р. относятся также слова: ведерко, монисто, повидло, чучело, щупальце.

3. К 
ж.р. относятся слова: бакенбарда, бандероль, вуаль, коленка, конопля, манжета, мозоль, плацкарта, просека, расценка, туфля, чинара.

4. К 
м.р. относятся слова: ботинок, валенок, выхухоль, георгин, желатин, зал (помещение для многолюдных собраний,
но зала – комната для приёма гостей (устар.)), занавес, картофель, комментарий, корректив, погон, рельс, рояль, санаторий, табель,
толь, тюль, черёд, эполет.

5. Ряд имён
существительных употребляется преимущественно в формах мн.ч., которые едины для всех родов. Поэтому,  когда возникает необходимость употребить эти существительные в форме ед.ч., иногда
допускаются ошибки. Например: Золушка так торопилась, что потеряла одну туфлю (
не один туфель). Один
валенок свалился у меня с ноги (
не одна валенка).

6. Согласно
правилу, род существительных, образованных  с помощью уменьшительно – ласкательных или увеличительных суффиксов, совпадает с родом производящих основ. Однако иногда словообразовательная
аналогия вступает в противоречие с формальными признаками. Например, слово домина является существительным м.р., но в связи с тем, что это слово имеет систему окончаний, характерную для
существительных ж.р., мы можем ошибочно и само слово отнести к ж.р.: На пустыре такой домино стоит (
не
такая домина). Солдат побежал в военный городишко (не в военное городишко). Даже котёнок имеет маленький умишко (не маленькое умишко).

7. Некоторые
существительные м.р., называющие лиц по профессии, должности, роду занятий, обозначают как лиц мужского пола. так и лиц женского пола: профессор Иванов, профессор Петрова. При таком
существительном-подлежащем глагол-сказуемое в прошедшем времени ставится в м.р., если речь идёт о мужчине, и в ж.р., если речь идёт о женщине. Определение-прилагательное с такими существительными
употребляется в м.р.: На конференции выступила известный доктор Полякова.

  
Однако нельзя употреблять существительные м.р. по отношению к лицам женского пола, если в нормативном языке есть соотносительное существительное со значением женского рода. Например: Моя бабушка
во время войны была лётчицей (
не была лётчиком). Девочке эта женщина казалась доброй волшебницей
(
недобрым волшебником).

8.
Несклоняемые одушевлённые имена существительные иноязычного происхождения  относятся к ж.р., если обозначают лиц ж.р.: грустная мадам, серьёзная леди, красивая мисс. Если же несклоняемые
одушевлённые имена существительные иноязычного происхождения обозначают лиц мужского пола или животных, то они относятся к м.р.: весёлый конферансье, серьёзный атташе, большой
какаду.

9.
Существительные общего рода: сирота, невежа, задира и др. относятся к м.р., если обозначают лиц мужского пола, и к ж.р., если обозначают лиц женского пола: Этот юноша такой задира. Эта девушка
такая задира.

Употребление
форм прилагательных

1.
Прилагательные, основы которых оканчиваются на г,к,х,д, иногда т и ст, образуют формы сравнительной степени при помощи суффикса –е-, при этом происходит чередование
конечных согласных основы, например: строгий – строже, простой – проще, звонкий – звонче, сладкий – слаще, хлёсткий – хлестче.

2. При форме
сравнительной степени (более высокие) должен быть указан предмет сравнения, или употреблено усилительное слово ещё: Надо построить ещё более высокое здание. Сосна более высокое дерево, чем
ель.

3. Формы
«более лучший», «более худший» не употребляются, так как второе слово само по себе выражает значение сравнительной степени.

4. У
качественных прилагательных, имеющих в начальной форме суффиксы

 –ск-, -н-, -ов-, -ев-, -аст-, -ист-, -ат-, -лив-, -к-, простая форма превосходной степени не образуется: беловатый, больной, боевой, волокнистый,
громкий, дружеский и др.

5. Краткую
форму на –ен, а не на –енен имеют следующие прилагательные: бессмысленный – бессмыслен, бедствен, бездействен, беспочвен, бесчислен, величествен, воинствен, злокачествен,
искусствен, многочислен, мужествен, посредствен, соответствен и др.

6.
Нельзя употреблять в качестве однородных членов предложения полную и краткую форму прилагательного: Этот дом каменный и весьма прочный (
не Этот дом каменный и весьма прочен).

7. При полной
форме прилагательного, употреблённой в качестве именной части составного сказуемого, как правило, не может быть управляемых слов: Ученик был способен к математике (
не Ученик был способный к математике).

Употребление
форм числительных

1. Слово
полтораста относится к количественным целым числительным. Оно имеет только две формы: им.п.,в.п. – полтораста, р.п.,д.п.,т.п.,п.п.- полутораста.

2. К
количественным дробным числительным относится слово полтора. Оно имеет только две формы:

падеж

мужской и средний род

женский род

им.п., в.п.

полтора

полторы

р.,д.,т.,п.

полутора

полутора

При сочетании
числительного полтора с существительным определение ставится в форме мн.ч.: полтора больших ведра.

3. При
сочетании смешанного числа с существительным не целое число, а дробь управляет существительным: десять целых и три десятых процента.

4. У
составного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова, из которых оно состоит.

При составных
числительных, имеющих в конце один, одно, одна, существительное ставится в им.п. ед.ч.: сто один трактор.

При составных
числительных, оканчивающихся на два, две, три, четыре,  существительные употребляются в р.п. ед.ч.: сто четыре трактора.

Если же в
конце составного числительного стоят числительные, начиная с пяти, то существительные ставятся в р.п. мн.ч.: сто пять тракторов.

5.
Собирательные числительные двое, трое, четверо употребляются:

— в
сочетаниях с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: трое мужчин, четверо гусят;

— с
существительными, которые имеют только мн.ч.: двое очков, трое саней, четверо шахмат;

— с
существительными, обозначающими парные предметы: трое валенок,
т.е. три пары валенок;

— с личными
местоимениями: нас было шестеро.

Но
собирательные числительные не употребляются с существительными ж.р., а также в официально-деловом стиле. Например: пять девушек (
не пятеро девушек), в объявлении следует писать: « Требуется пять слесарей» (не пятеро).

Собирательное
существительное оба (обе) в м.р. и  ср.р. в косвенных падежах имеют основу обо-: возле обоих зданий, у обоих друзей; в ж.р. обе-: обе подруги, обе
стороны.

Собирательные
числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во мн.ч.: с бурыми медвежатами – с четверыми медвежатами.

6. Окончания
порядковых числительных определяются так же, как и окончания прилагательных.

При указании
даты после порядкового числительного название месяца ставится в р.п.: перед седьмым мая, к одиннадцатому июня.

Порядковые
числительные в названиях праздников после слов праздник, дата, день ставится в им.п.: К празднику Первое мая расцвела сирень.

Употребление
местоимений

1.
Местоимения 3-го лица, как правило, указывают на ближайшие названные ранее существительные: Девушка запела песню, и она всем понравилась. – Девушка запела песню, и песня всем понравилась. Если
данное правило не соблюдается, то может возникнуть неясность или искажение смысла предложения: Ученика вызвали к директору, но он не явился.

2. К личным
местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у  и др. обычно добавляется буква н: близ него, с ним.

3. После
предлогов благодаря, вне, вопреки, вследствие, наперекор, навстречу, согласно, подобно перед местоимениями он, она, оно, они, стоящими в косвенных падежах, буква н не
употребляется: благодаря ей, вопреки ему.

4. После
сравнительной степени прилагательных и наречий перед местоимениями он, она, оно, они, стоящими в косвенных падежах, буква н не употребляется: быстрее её, дальше их, ближе
его.

5. После
некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания, личные местоимения 1-го и 2-го лица с предлогом по употребляются в п.п.: тоскуют по вас, скучают по нас. Употребление предлога
за с тв.п. местоимения является ошибочным.

6. После
предлога по местоимения сколько  и несколько ставятся в д.п.: По нескольку суток он был в пути.

Употребление
форм глаголов и причастий

1.  В
литературном языке не употребляются формы 1-го лица ед.ч. настоящего и простого будущего времени следующих глаголов: победить, убедить, очутиться, чудить и др. При необходимости
используются описательные обороты: могу победить, сумею убедить и т.п.

2.
Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения глагола: взгляни, выставь, высыпь, выйди, закупорь, лакомься, не кради, не порть, откупорь, положи, почисть,
уведомь.

3. От
глаголов совершенного вида нельзя образовывать причастия на

щий
(сделающий, взволнующий – нельзя!), так как такой формы причастия не существует.

4. Ошибочны
формы причастия с частицей бы, так как глаголы в сослагательной форме причастий не образуют. Например: Смельчаки, попытавшиеся бы совершить восхождение на вершину этой горы зимой,
поплатились жизнью (допущена ошибка).

5. Причастия
прошедшего времени совершенного вида нельзя употреблять в значении одновременности по отношению к  основному действию, т.е. в плане настоящего времени: Её бровей не видно из-за низко
спадавшей прядки волос (допущена ошибка в форме причастия).

Употребление
некоторых  предлогов

1. Предлоги
перед, с, к, об (обо) и др. стоящие перед формами косвенных падежей местоимения, употребляются с буквой о: передо мной, ко мне, надо мной.

2. При
глаголах, выражающих чувства,  предлог по употребляется с д.п.: тужить по сыну, плакать по матери. Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах ставятся в п.п.:
тоскует по нас, горюет по вас.

3. При
числительных два, три, четыре, двести, триста, четыреста, обозначающих количество, которое приходится каждому, предлог по употребляется с в.п.: выдали по два карандаша, выдали по
двести рублей. При остальных числительных предлог по употребляется с д.п.: выдали по одному карандашу.

Особо
сочетаются с предлогом по числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы (по пятисот, по девятьсот, по полтора).

4. Предлоги
благодаря, согласно, вопреки, навстречу, подобно, наперекор употребляются с д.п.: Благодаря учителю, я хорошо знаю английский язык. Сестра побежала навстречу брату.

5. Предлог
благодаря  нельзя употреблять тогда, когда речь идёт о чем-то отрицательном: Благодаря заморозкам, растения погибли (ошибка).

6. С
названиями городов, районов, областей, регионов, государств употребляется предлог в: в Москве, в Италии.

С названиями
гор употребляется предлог на: на Алтае, на Кавказе.

7. При
однородных членах предложения можно опускать только одинаковые, но нельзя опускать разные предлоги. Нельзя, например, опустить предлоги в предложении: На площади, на улицах, в переулках
слышались звонкие голоса детей.
 Но можно опустить предлоги в предложении: Интересные сведения о животных можно найти в статьях, в очерках, в рассказах, в
повестях.

Тест 1

1.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)
чудеснейший                                 

2) много
вишен 

3) две седьмых                             

4) ехай
быстрее

2.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) мокла под
дождём                     

3) чудеснейшим
образом

2) косвенных
падежов                   

4) здоровые
дёсны

3.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами
строчками

2) полощущий
бельё

3) все директора
гимназий

4) более
выше

4.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) больше
пятьдесят рублей

2) их
дети

3) пять
блюдец

4) лягте на
диван

5.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) прочитая
рассказ

2) менее
значительный

3) в две тысячи
пятом году

4) поезжай
домой

6.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) семьюдесятью
способами

2) сто
тонн

3) пробежи сто
метров

4) интереснее
всех

7.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) вкусные
торта

2) в
аэропорту

3) моложе
брата

4) в трёхстах
метрах

8.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) береговые
катера

2) скоро
выздоровеет

3) трое
братьев

4) у новых
туфлей

9.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
.

1) много
цапель

2) гораздо
важнее

3) две пятых
потребляемой энергии

4) ехай
быстрее

10.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) молодые
бухгалтеры

2) ихней
работой

3) в течение
тридцати пяти минут

4) дамских
туфель

11.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) прекраснейший
человек

2) едва
успев

3) без двух
пятых

4) лежать на
береге

12.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) наиболее
правильнее

2) свыше четырёх
тысяч метров

3) несколько
яблонь

4)
попробую

13.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более
нужнее

2) пара
туфель

3) с
четырьмястами рублями

4) поезжай
домой

14.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) машет
рукой

2) шестьюстами
рублями

3) способные
инженеры

4) ихние
книги

15.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) давайте
попробоваем

2) около пятисот
человек

3) менее
быстрый

4) много
яблок

16.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в ста
семидесяти восьми томах

2) не машите
руками

3)
шире

4) ихние
ошибки

17.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) к две тысячи
пятому году

2) жгёт
костёр

3) пачка
макарон

4) фильм
интереснее

18.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) много
облаков

2) хорошо
проповедовает

3)
поезжай

4) с двумястами
бойцами

 19. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)
консервов

2) в двух тысяч
первом году

3) семеро
смелых

4) лечащий
врач

20.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара
сапогов                          

2) гораздо
лучше  

3) четырьмя
способами
                 

4)
лягте

21.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пускай
читают                    

3) в двух тысяч
четвёртом году

2) сильнее
всего                        

4) их
встречи

22.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) оденьтеся
теплее                

3) с
пятьюдесятью рублями

2) пятеро
студентов              

4) спелых
яблок

23.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)
шестьюстами учебниками

2) ехай
вперёд

3) несколько
яблоков

4) жёстче
железа

24.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в две тысячи
двадцать втором году

2) несколько
огурец

3) совсем
озяб

4) старые
пропуска

25.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)хочут                                     

2) много
полотенец

3)
победят

4) гарантия
успеха

Тест 2

1.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более
красивая вещь                                            

2) птичьи гнёзда

3) восьмиста
тридцати  трёх элементов               

 4)
две  пары тапок

2.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) большие
очереди                                                  

2)
промокли

3) в снегу
                                                       
            

4)
пятидесятью пятью годами

3.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в обеих
сумках                                                  
  

2) без комментариев

3) беги  
                                                       
              

4)
положь

4.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в две тысячи
первом
году                                   

2) у
грузинов

3) не машите
руками                                               

 4) небольшие транзисторы

5.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) новая партия
носок                                               

2) положите
документы в сейф

3) этот проект
лучше, чем предыдущий               

4) согласно
приказу директора

6.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) много
свободного времени                                 

2) около
шестисот человек

3) зерно
охраняли двое милиционер                     

4) эффективные
средства

7.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) двое
солдат                                                     
   

2) занимаюсь
баскетболом

3) был
послабее                                                   
   

4) много
делов

8.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько
башнь                                                 
 

2) туристские
лагеря

3) очень
продрог                                                 
 

4) не хватает
грабель

9.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) двое
брюк                                                     
     

2) двадцать
гектаров

3) не привезли
багажи                                             

4) уважаемая
товарищ Соколова

10.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) не гоняй
кур                                              
       

2) двадцать двое
суток

3) новым
шампунем                                               
 

4) с обоими
государствами

11.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) возвратиться
перед полуночью                       

2) у города
Москвы

3) несколько
баклажан                                     

4) половина
жильцов получила квартиры

12.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) благодаря
случаю                                             

2) две
подружки

3) юбка
длиннее                                                   
  

4) заведующий
фермы

13.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) наперекор
судьбы                                             

2) ограничиться
сорока рублями

3) очень
замёрз                                            
       

4) не оказывать
влияния

14.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) много
дел                                                     
     

2) положи на
место

3) возникнула
мысль                                   
       

4) вопреки
обещанию

15.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара
носков                                                     
   

2) машут вершины
сосен

3) более теплее
одеться                                     

4) по обеим
рукам

16.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько сот
гектаров                                     

2) занавеска
колыхается

3) малина слаще
брусники                                 

4) нас было
трое

17.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) красивая
тюль                                                 

2) бережёшь
здоровье

3) более
способный к учёбе                               

4) их
квартира

18.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) позднее
барокко                                            
 

2) ляг на
спину

3) брат более
старше меня                                 

4) у обоих
концов верёвки

19.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) килограмм
апельсинов                                   

2) куст сох у
дороги

3) туже
связать                                                 
 

4) трое
подруг

20.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) стопка
полотенцев                                           

2) поезжай за
город

3) более яркий
тон                                       
       

4) три
студентки

21.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) много
дел                                                     
 

2) полощет
бельё

3) самый
честнейший                                         

4) по обеим
сторонам

22.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) напряжение в
220 вольт                                 

2) стережёт
огород

3) кратчайшая
дорога                                         

4) трое дней и
ночей

23.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) много
свободных мест                                   

2) букет из
георгинов

3) двадцать
четыре дерева                               

4) согласно
расписания

24.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) стук
сердец                                    
                 

2) скоростные
лифты

3) готовить
обеды                                               

4) несколько
зеркалец

25.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) шофёры 
                                                       
 

2) много
помидоров

3) несколько
вафель                                           

4) скучает за
вами

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дом более выше исправить ошибку
  • Должность управляющего клуба является вакантной ошибка
  • Должность заведующего кафедры лексическая ошибка
  • Должно быть он не сделал ошибки
  • Долгосрочный кредит лексическая ошибка