Исправьте ошибки. ОБЪЯСНИТЕ, в чем проявляется несоответствие норме данных предложений.
1. Трое девушек исполняли танец. 2. Раскопав ямку, на дне заблестели голубые камни. 3. Велосипед сбил грузовик. 4. Подобный ответ бессмысленен. 5. Дом каменный и прочен. 6. Чего ещё новосёл может желать от жилья? 7. У неё лицо более строже. 8. Своевременно оплачивайте за проезд! 9. На сцене неувядаемая София Ротару. 10. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.
Светило науки — 26999 ответов — 234791 помощь
1. Три девушки исполняли танец. — ошибка в употреблении собирательных числительных.
2. Раскопав ямку, мы увидели, что на дне заблестели голубые камни. — ошибка в употреблении деепричастного оборота.
3. Велосипед был сбит грузовиком. — синтаксическая двузначность
4. Подобный ответ бессмыслен. — грамматическая ошибка
5. Дом каменный и прочный. — ошибка в употреблении кратких прилагательных
6. Чего ещё новосёл может ждать от жилья? — ошибка в управлении
7. У неё лицо более строгое.
8. Своевременно оплачивайте проезд! — ошибка в управлении.
9. На сцене всегда молодая София Ротару. — неудачный выбор эпитета
10. Студенты сдали все зачеты и просили проэкзаменовать их в первую очередь.
№7.
1) С началом работы над дипломом у студентов появилась необходимость посещения библиотеки.
2) В отделе библиографии систематически публикуются обзоры новинок литературы.
3) Ученик был способен к математике.
4) Студенты, сдавшие сессию и решившие поехать в спортивный лагерь, должны получить направление у заведующего отделением.
5) Этот факт доказывает то, что надо внимательнее работать с документами.
6) Рецензируемая работа отличается от других работ по этой теме тонким анализом материала.
7) Дом был каменный и весьма прочный.
Подобное решение тормозит развитие студенческой инициативы.
Морфологические нормы
Норма языка – это правильное употребление слов и предложений в устной и письменной речи.
Морфологические нормы регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями, правильное образование форм слова.
При нарушении морфологических норм возникают грамматические ошибки .
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ И ЕГО ОСОБЫХ ФОРМ
ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НЕПРАВИЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ФОРМ ГЛАГОЛОВ
Вид ошибки
Примеры
1. Неправильное образование форм настоящего времени глаголов
Правильный вариант
а) колыхает,
хотишь
2. Неправильное
Литературная норма:
хочем
махаю,
а) колышет,
хочешь
образование форм
бегите
лескается, полоскает;
хотим
машу, плещется,
бежите
полощет;
б) дремет,
сыпет,
настоящего времени
б) дремлет,
сыплет, треплешь,
трепаешь, щипают
разноспрягаемых
щиплют
глаголов
3. Неправильное образование форм прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну-
4. Неправильное образование форм повелительного наклонения глаголов
5.Неправильное образование видовых пар
лечь — ляжь
замерзнул
Литературная норма:
испечь — испечите
оспорить — оспоривает,
замерз
охрипнули
лечь — ляг
класть — покластъ
утихнула
испечь — испеките
оспорить- оспаривает,
охрипли
класть — положить
утихла
При употреблении глагола особое внимание с точки зрения соблюдения морфологических норм следует обращать на:
1. образование некоторых личных форм;
2. образование форм прошедшего времени ряда глаголов с суффиксом -ну-;
3. образование форм повелительного накло- нения некоторых глаголов;
4. образование видовых пар некоторых глаголов.
ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛОВ
2. У ряда глаголов при образовании стилистически нейтральных форм настоящего времени происходит чередование конечных согласных основы (с усечением конечного гласного в основе инфинитива), например:
плескать — плещет внимать — внемлет
полоскать — полощет дремать — дремлет
кудахтать — кудахчет махать — машет
курлыкать — курлычет колыхать — колышет
1. Некоторые глаголы не образуют форму 1-го лица единственного числа, например:
бороздить обессмертить убедить
дерзить очутиться убедиться
При необходимости употребления данных глаголов при местоимениях 1-го лица используется описательная конструкция «вспомогательный глагол + инфинитив»: надеюсь убедить, смогу убедить, попытаюсь убедить, хочу убедить и т. п.
3. У ряда глаголов на -чь ( беречь, жечь, стричь и др.) происходит чередование конечных согласных основы (кроме форм 1-го лица ед. ч. и 3-го лица мн. ч.):
(я) берегу, жгу
(ты) бережёшь, жжёшь
(она, оно) бережёт, жжёт
(мы) бережём, жжём
(вы) бережёте, жжёте
(они) берегут, жгут
У иных глаголов на -чь (влечь, печь, сечь, извлечь, то л очь и др.) чередование конечных согласных основы происходит только в формах 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа:
(я) пеку (мы ) печём
(ты ) печёшь (вы ) печёте
(он, она, оно) печёт (они ) пекут
4. Глагол ткать образует формы настоящего времени без чередования согласных: (я) тку (мы) ткём (ты ) ткёшь (вы ) ткёте (он, она, оно ) ткёт (они ) ткут
5. Нормативными формами будущего времени глаголов обессилеть, выздороветь, опостылеть, опротиветь и др. являются обессилею (обессилеет), выздоровею (выздоровеет ), опостылею (опостылеет), опротивею (опротивеет ).
6. Глагол чтить относится ко второму спряжению (чтишь, чтит и т. п.), однако в 3-м лице множественного числа возможны варианты чтят и чтут .
Задания
Поставьте глаголы в форме настоящего времени.
- По лесу (рыскать )______________ волк голодный.
- Всю ночь в окна (хлестать)______________ дождь.
- Природа словно (дремать)______________.
- Лёгкий ветерок (колыхать)___________ветви берёз.
- Малыши энергично (махать)___________ руками.
- Рыба (метать)_____________ икру.
- Наверху целый день (двигать)_________мебель.
- Портниха (метать)______платье.
- Игорем (двигать)______ чувство честолюбия.
Ответ
- По лесу рыщет волк голодный.
- Всю ночь в окна хлещет дождь.
- Природа словно дремлет.
- Лёгкий ветерок колышет ветви берёз.
- Малыши энергично машут руками.
- Рыба мечет икру.
- Наверху целый день двигают мебель.
- Портниха метает платье.
- Игорем движет чувство честолюбия.
Из слов, данных в скобках, выберите формы, соответствующие литературной норме. 1. Давай встретимся позже, когда я (выздоровею, выздоровлю). 2. Паучок под окном ловко (тчёт, ткёт) паутинку. 3. (Хотишь, хочешь) на качелях покататься? 4. Целый день (сыплет, сыпет) снежная крупа. 5. В нашей стране (чтят, чтут) память солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Ответ
- Давай встретимся позже, когда я выздоровею.
- Паучок под окном ловко ткёт паутинку.
- Хочешь на качелях покататься?
- Целый день сыплет снежная крупа.
- В нашей стране чтят (чтут) память солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Отметьте словосочетания, в которых формы глаголов образованы правильно: а) внезапно очутюсь; б) убежусь в правоте; в) тихонько мурлычет; г) лазиешь по деревьям; д) внемлет просьбе.
Ответ
в) тихонько мурлычет;
д) внемлет просьбе.
ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛОВ С СУФФИКСОМ -НУ-
У ряда глаголов, имеющих в инфинитиве суффикс -ну-, форма прошедшего времени образуется без этого суффикса, например:
возникнуть — возник (возникла, возникло, возникли)
исчезнуть — исчез
ослепнуть — ослеп
повергнуть — поверг
Примечание . У некоторых глаголов несовершенного вида существуют параллельные формы с -ну- и без -ну-, при этом формы с -ну — считаются разговорными либо устаревшими: гаснуть — гас, гаснул; глохнуть — глох, глохнул; киснуть — кис, киснул; пахнуть — пах, пахнул; мёрзнуть — мёрз, мёрзнул и др.
ЗАДАНИЯ
Поставьте глаголы, данные в скобках, в форме прошедшего времени, соответствующей литературной норме.
1. В комнату (проникнуть)________солнечные лучи.
2. От такого громкого пения Гришка даже немного (охрипнуть)_________.
3. Двигатель внезапно (заглохнуть)_______________.
4. Этим летом мы хорошо (отдохнуть)__________.
5. Молоко уже (скиснуть)____________, можно печь блины.
Ответ
- В комнату проникли солнечные лучи.
- От такого громкого пения Гришка даже немного охрип.
- Двигатель внезапно заглох.
- Этим летом мы хорошо отдохнули.
- Молоко уже скисло, можно печь блины.
Отметьте словосочетания, в которых нарушены морфологические нормы; исправьте ошибки: а) возникнули трудности б) прыгнули высоко в) повергли в смятение г) промокнула насквозь д) совсем замёрзнул
Ответ
а)(возникли трудности);
г) (промокла насквозь);
д)(совсем замёрз).
ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ 2-ГО ЛИЦА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
1. Формы 2-го лица повелительного наклонения глаголов образуются от основы настоящего (несов. вид) либо простого будущего (сов. вид) времени:
бежать — бегу — беги( те)
беречь — берегу — береги( те)
вытереть — вытру — вытри (те)
запрячь — запрягу — запряги (те)
извлечь — извлеку — извлеки (те)
2 . Глагол ехать и глаголы, образованные от него приставочным способом ( выехать, заехать, доехать, объехать, переехать, подъехать, приехать и др .), не образуют форм 2-го лица повелительного наклонения по традиционной модели. Хотя в разговорной речи постоянно встречаются формы едь (от еду), заедь (от заеду), объедь (от объеду), приедь (от приеду) и т. п., они пока не являются нормативными.
Для выражения повеления рекомендуется использовать формы несовершенного вида поезжай(те), выезжай(те), заезжай(те), доезжай(те), объезжай(те), переезжай(те), подъезжай(те) и т. п. либо описательные конструкции следует ехать, надо заехать и т. п.
3. При возможности выбора формообразующего суффикса -и- либо нулевого (выстави — выставь, вымажи — вымажь) необходимо помнить о том, что литературной норме соответствуют формы единственного числа с суффиксом -и: почисти, выучи, выглади и т. д.
Формы с нулевым суффиксом (выучь, выгладь, почисть, выставь и т. п.) либо считаются разговорными, либо признаются равноценными формам с -и.
1. Формы 2-го лица повелительного наклонения глаголов образуются от основы настоящего (несов. вид) либо простого будущего (сов. вид) времени:
бежать — бегу — беги( те)
беречь — берегу — береги( те)
вытереть — вытру — вытри (те)
запрячь — запрягу — запряги (те)
ЗАДАНИЯ
Запишите глаголы, данные в скобках, в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения, соответствующей литературной норме.
- (Лечь)_______________ровно;
- (печь)_______________торт;
- (стеречь)____ _________дом;
- (почистить)___________сапоги;
- (выгладить)___________бельё;
- (прогладить)__________брюки.
Ответ
- Ляг ровно;
- пеки торт;
- стереги дом;
- почисти сапоги;
- выглади бельё;
- прогладь брюки .
Отметьте словосочетания, в которых формы повелительного наклонения глаголов образованы правильно. а) поезжай прямо; б) вытерите доску; в) подъедьте к дому; г) покладите на стол; д) стереги дом.
Ответ
а) поезжай прямо;
д) стереги дом.
ОБРАЗОВАНИЕ ВИДОВЫХ ПАР
1 . В глаголах несовершенного вида, образованных при помощи суффиксов -ива-, -ыва- от глаголов совершенного вида, корневое о может либо сохраняться, либо чередоваться с а .
Если в глаголе совершенного вида корневое о безударное , то в корне парного глагола несовершенного вида оно чередуется с а :
выработать — вырабатывать
выпорхнуть — выпархивать
Если же в глаголе совершенного вида корневое о ударное , то в
корнях многих парных глаголов несовершенного вида оно сохраняется ,
например:
обусловить — обусловливать
подытожить — подытоживать
Однако во многих глаголах несовершенного вида происходит
чередование с а , например:
заболотить — заболачивать
задобрить — задабривать
застроить — застраивать
2. В некоторых случаях глаголы, составляющие видовую пару,
имеют разные корни , например:
ловить — поймать (неправильно: споймать)
класть — положить (неправильно: ложить, покласть)
вкладывать — вложить
наложить — накладывать (повязку), налагать (взыскание).
ЗАДАНИЯ
Вставьте пропущенные буквы.
1 . Сосредот…чивали силы
2. Подгот…вливали декорации
3. Усл…вливались о встрече
4. Надо узак…нивать
5. Осп…ривать в суде
6. Удв..ивает зарплату
Ответ
- Сосредоточивали силы,
- подготавливали декорации,
- условливались о встрече,
- надо узаконивать,
- спаривают в суде,
- удваивает зарплату.
Отметьте словосочетания, в которых нарушены нормы русского литературного языка; исправьте ошибки: а) споймал рыбу б) покладу книгу на стол в) ложит телефон в сумочку г) не надо накладывать штраф д)надо накладывать гипс
Ответ
а) споймал рыбу (поймал рыбу);
б) покладу книгу на стол (положу книгу на стол);
в) ложит телефон в сумочку (кладёт телефон в сумочку);
г) не надо накладывать штраф (не надо налагать штраф).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЦТ
Укажите примеры с ошибками в образовании грамматических форм:
1) расторгнул, увял, мокнул, погас, отверг
2) брызжет яркими искрами, убежу вас
3) уведомь, откупорь, взгляни, выйди, полезай
4) приурачивает, удостаивает, обусловливает, подытаживает, приспосабливает
Анализ задания. Правильный ответ: 1, 2, 4.
1 – в официальных ситуациях общения в формах глаголов прошедшего времени утрачивается суффикс -ну-: расторг, увял, мок. 2 – глагол убедить не образует форму 1-го лица ед.ч. будущего простого времени. 4 – несовершенный вид глаголов приурочивает, подытоживает сохраняет в корне гласный о.
Укажите примеры с ошибками в образовании грамматических форм:
1) Не махай так сильно руками. 2) Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. 3) Яд каплет сквозь его кору. 4) С восьмисот пятидесяти гектаров, которые занимались пшеницей, собран богатый урожай.
Ответ 1, 2, 4
Отметьте предложения без грамматических ошибок.
- Прилягте, отдохните немного.
- Многие факторы обусловливают отток сельских жителей из деревень.
- Буря утихнула, однако снег продолжал идти.
- Наконец я вволю наслаждусь чистым лесным воздухом, сосновым ароматом, пением птиц, вкусом свежей земляники!
- «Нужно влаживать деньги в прибыльное дело», — заметила Нина.
Ответ 1,2
ОСНОВНЫЕ ГРАМММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИЧАСТИЙ
Вид ошибки
Примеры
Правильный вариант
1. Неправильное образование
2. Образование причастий с
Студенты, примущие
броющий
Студенты, которые примут
бреющий
суффиксами настоящего
3. Неправильное образование
причастий настоящего
будующий
Студенты, пожелавшие бы
4. Употребление при частий с
расцвёвший
участие в этой акции, будут
времени от глаголов
причастий прошедшего
времени
Студенты, которые
участие в этой акции, будут
расцветший
будущий
сдать экзамен досрочно,
умеревший
частицей бы
премированы.
умерший
времени
премированы.
совершенного вида
пожелают сдать экзамен
ослепнувший
должны будут написать
досрочно, должны будут
ослепший
заявление.
написать заявление.
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ
Причастия настоящего времени
1. Причастия настоящего времени образуются, как правило, от основы глагола настоящего времени несовершенного вида:
брить — бре-ют — бре-ющ-ий
быть — буд-ут — буд-ущ-ий
внимать — внемл-ют — внемл-ющ-ий
исследовать — исследу-ют — исследу-ющ-ий, исследу-ем-ый
оборудовать — оборудуют — оборуду-ющ-ий, оборуду-ем-ый
2. У глаголов с суффиксом -ва- страдательные причастия настоящего времени образуются от основы инфинитива:
за дава-ть — задава-ем-ый
издава-ть — извава-ем-ый
признава-ть — признава-ем-ый
ЗАДАНИЯ
Выберите из слов в скобках те, которые соответствуют
литературной норме.
Быстро (скакающий, скачущий) всадник,
(броющий, бреющий) клиента парикмахер,
(брызжущиеся, брызгающиеся) водой дети,
(метающая, мечущая) икру рыба,
(двигающие, движущие) силы прогресса,
(передающийся, передавающийся) по наследству дом;
машина, стирающая, (полоскающая, полощущая) и отжимающая бельё.
Ответ
Быстро скачущий всадник,
бреющий клиента парикмахер,
брызгающиеся водой дети,
мечущая икру рыба,
движущие силы прогресса,
передающийся по наследству дом;
машина, стирающая, полощущая и отжимающая бельё.
Причастия прошедшего времени
1. Причастия прошедшего времени образуются, как правило, от основы глагола прошедшего времени:
получить — получи-л — получи-вш-ий, получ-енн-ый
узнать — узна-л — узна-вш-ий, узна-нн-ый
идти — шё-л — шед-ш-ий
войти — вошёл — вошед-ш-ий
возникнуть — возник — возник-ш-ий
ослепнуть — ослеп — ослеп-ш-ий
2. 2. Глаголы на -сти образуют причастия прошедшего времени от основы настоящего (будущего) времени, например:
брести — бред-ут — бред-ш-ий
ввести — введ-ут — введ-ш-ий, введ-ённ-ый
вести — вед-ут — вед-ш-ий
заплести — заплет-ут — заплет-ш-ий, заплет-ённ-ый
изобрести — изобрет-ут — изобрет-ш-ий, изобрет-ённ-ый
3. У глагола ошибиться причастие прошедшего времени образуется от формы инфинитива : ошибившийся.
ЗАДАНИЯ
Образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени:
узнать
изобрести
ослепнуть
прийти
расцвести
Ответ
узнать — узнавший
изобрести — изобретший
ослепнуть — ослепший
прийти — пришедший
расцвести — расцветший
Отметьте сочетания, в которых формы причастий образованы правильно: а) ребёнок, приобрёвший навык езды на велосипеде; б) ошибившийся человек; в) издавающая этот журнал организация; г) узнаваемый всеми артист; д) человек, откроющий дверь.
Ответ
б) ошибившийся человек;
г) узнаваемый всеми артист.
ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПОТРЕБЛЕНИЯ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
Вид ошибки
Примеры
Правильный вариант
- Образование
2. Образование при
ткать — ткав,
нарисовать —
Подобные глаголы не
деепричастий
бежать — бежавши,
помощи суффикса -вши
Литературная норма:
нарисовавши,
несовершенного вида
имеют деепричастных
узнать — узнавши
деепричастий, не
тянуть — тянувши
нарисовав, узнав
при по мощи суффиксов
форм
имеющих постфикса
-в, -вши
ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
1. В образовании деепричастий несовершенного вида есть некоторые особенности:
а) глаголы с суффиксом -ва- образуют деепричастия от основы неопределённой формы:
отдавать — отдавая, создавать — создавая,
узнавать — узнавая;
б) деепричастие от глагола быть — будучи ;
остальные деепричастия с суффиксами -учи, -ючи являются просторечными либо разговорными , употребляются в стилизациях под народную речь: крадучись, играючи .
2. Не образуют деепричастий несовершенного вида глаголы:
а) с суффиксом -ну-: тянуть, вянуть, сохнуть;
б) оканчивающиеся на — чь: беречь, мочь, печь, жечь :
в) не имеющие в основе настоящего времени гласных звуков:
ткать (ткут), мять (мнут);
г) бежать, ехать, хотеть, петь, лезть, плясать и др.
ЗАДАНИЯ
Подчеркните глаголы, от которых деепричастия не образуются.
Вязать, пахать, писать, написать, тонуть, согнуть, стеречь, испечь, ждать, ожидать, спать, лить, быть.
Ответ
Вязать, пахать, писать, тонуть, стеречь, ждать, спать, лить.
Выберите из предложенных деепричастных форм те, которые соответствуют литературной норме. Узнав— узнавши, глядя— глядючи, быв— будучи, побыв — побудучи, склеив — склеивши, умывши — умывшись, доставая — доставаючи, испекя — испёкши, заперевшись — запершись.
Ответ
Узнав, глядя, будучи, побыв, склеив, умывшись,
доставая, испёкши, запершись
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЦТ
Отметьте сочетания, в которых нарушены морфологические нормы:
1. в будующем году
2. предприятие, произведшее этот термос
3. девочка, заплёвшая волосы в косу
4. отцветшая сирень
5. зашёвший в гости сосед
Ответ 1,3,5
Анализ задания.
1. в будующем году (в будущем году);
3. девочка, заплёвшая волосы в косу (девочка, заплетшая волосы в косу);
5. зашёвший в гости сосед(зашедший в гости сосед).
Отметьте предложения, в которых нарушены морфологические нормы. 1. Спортсмены, победящие на этих состязаниях, будут представлять нашу республику на Олимпиаде. 2. Поезд № 190 задерживается на два часа. Пассажиры, желавшие бы сдать билеты, могут подойти к кассе № 3. 3. Исследоваемый участок был в десяти минутах ходьбы от станции. 4. Опадшие с деревьев листья похожи на разноцветный ковёр. 5. Человек, заведший меня в заблуждение, оказался не коренным жителем, а приезжим.
Ответ 1,2,3,4
Отметьте предложения, в которых деепричастия образованы правильно. 1. Хотя сделать маме приятное, я выбрал самую пушистую мимозу. 2. Пройдя сквозь огонь, воду и медные трубы, хороший человек всё равно останется хорошим. 3. Пройдясь по городу, Елена Сергеевна свернула к реке и пошла вдоль набережной. 4. Экскурсовод, подойдя к группе, ещё раз напомнил о времени и месте встречи.
Ответ 2,3,4
Отметьте предложения, в которых нарушены нормы образования деепричастий. 1. Дед, гнувши свою линию, настаивал на поездке. 2. Дед, гнув свою линию, настаивал на поездке. 3. Дед, гня свою линию, настаивал на поездке. 4. Дед, продолжая гнуть свою линию, настаивал на поездке. 5. Согнувшись в три погибели под тяжёлыми рюкзаками, мы еле добрели до деревни.
Ответ 1,2,3
Отметьте предложения, в которых нарушены нормы образования особых форм глагола. 1. Татьяна стояла, оперясь руками о спинку стула. 2. Интересно, будет ли создан препарат, окончательно победящий вирус гриппа? 3. Мне ещё не встречались люди, легко и с радостью признававшие бы свои ошибки. 4. Алексей, ждав худшего, почти не огорчился. 5. Сергей Иванович обратил внимание на парня, чертящего на песке палочкой какие-то необычные схемы.
Ответы 1,2,3,4
Анализ задания.
1.Татьяна стояла, оперясь руками о спинку стула. (…опершись…)
2. Интересно, будет ли создан препарат, окончательно победящий вирус гриппа?
(…который сможет окончательно победить…)
3. Мне ещё не встречались люди, легко и с радостью признававшие бы свои ошибки. (…признававшие свои ошибки…)
4. Алексей, ждав худшего, почти не огорчился. (…ожидая худшего…)
Спасибо за внимание!
ГРАММАТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. Отметьте неправильное употребление однородных членов предложения, предлогов.
1). Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.
2). Ваш рацион должен включать различные фрукты и овощи.
3). На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес.
4). Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о молодёжи.
5). Ураган разрушил жилые постройки, пляжные домики, ангары для катеров.
6). Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.
7). Жильцы требовали ликвидировать неполадки и сделать ремонт.
8).Организована производственная практика студентов на заводах, лабораториях и школах.
9).Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии.
10). В соревнованиях принимали участие представители разных вузов города: строительный университет, экономическая академия, железнодорожный университет.
11). На улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях была развернута широкая реклама.
12). Назойливая реклама в магазинах, транспорте, на улице раздражает.
13). Книга не только имеет познавательную деятельность, но и большое воспитательное значение.
14). Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники средней школы, а также учащиеся восьмых классов.
2. Проанализируйте употребление деепричастий. Выберите правильные варианты.
1). Всё изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.
2). Зайдя в машинное отделение, меня обдало жаром.
3). Подъехав к терминалу, состав разгрузят за короткое время.
4). Читая статью, я всегда делаю выписки.
5). Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.
6). Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня.
7). Уезжая из родного города, мне стало грустно.
8). Поднявшись вверх по Волге, баржа будет разгружена на причалах Саратова.
9).Сделав работу и думая о завтрашнем дне, он предвкушал удачу.
3. Найдите примеры речевой избыточности.
1). Долгие и продолжительные аплодисменты.
2). Памятный сувенир.
3). Мужественный и смелый человек.
4). Интенсивные продолжительные тропические ливни.
5). Грусть-тоска меня съедает.
6). Он был патриотом своей Родины.
7). Хронометраж времени.
8). Хронометраж производственных процессов.
9). Незаконные бандформирования.
10). И отправились они в путь-дорожку.
11). Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации.
12). Магазин букинистической книги.
13). Монументальное искусство.
14). Монументальный монумент.
15). На рабочем месте необходимо беречь каждую минуту времени.
16). Старый ветеран нашего предприятия.
4. Выберите словосочетания, соответствующие нормам литературного языка.
Чёрное кофе, чёрный кофе, больная мозоль, больной мозоль, травяная шампунь, травяной шампунь, покрыть крышу толем, покрыть крышу толью, розовый фламинго, розовое фламинго, зелёный Сочи, зелёное Сочи, красивый тюль, красивая тюль, правая рельса, правый рельс.
5. Выберите правильные варианты употребления имён числительных.
1). Трое юношей и (трое девушек, три девушки) исполняли красивый танец.
2). Школьная библиотека располагает (двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя, двумя тысячами четырёхсот восьмьюдесятью тремя, двумя тысячами четырьмястами восьмьюдесятью тремя) книгами.
3). Корабль находился на орбите 383 (суток, дня).
4). Машины стояли у (обоих ворот, тех и других ворот).
5). Было закуплено 22 (ножниц, штуки ножниц, пары ножниц).
6). Наш город отметил (двестипятидесятилетие, двухсотпятидесятилетие).
7). ( Трое зайцев, три зайца) прыгали по поляне.
8). Я обоими руками голосую за неё.
9). Посёлок находился в полтора километрах от города.
10). Мы добрались за полтора часа.
11). Гроссмейстер провёл сеанс одновременной игры на полтораста досках.
6. Выберите варианты в соответствии с нормативным употреблением формы падежа имён существительных.
1). Роль Раневской в («Вишнёвом саду», «Вишнёвом саде»).
2). Большой выбор (чулок-чулков, носок-носков).
3). Закончить работу к первому (августу, августа).
4). Разделить на несколько равных (доль, долей).
5). В реконструированном (цехе, цеху) завода.
6). Увидеть на небе (Сириус, Сириуса).
7). Купить несколько (грамм, граммов) конфет.
8). Во главе с профессором (Львовым, Львовом).
9). Дача под (Голицыным, Голицыном).
10). Надеяться на (Юпитера, Юпитер).
11). Пара махровых (полотенцев, полотенец).
12). Пара (туфель, туфлей).
13). Первая партия (мандарин, мандаринов).
14). Погладить дюжину (простынь, простыней).
15). Построено ещё несколько (ясель, яслей).
16). Поезд сошёл с (рельс, рельсов).
7. Выберите один из вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм имён прилагательных.
1). Ученик был (способен-способный) к математике.
2). Подобный ответ (бессмыслен-бессмысленен).
3). У мальчика появились и (худшие-более худшие) привычки.
4). Дверь (низка-низкая) для такой высокой комнаты.
5). Второй прыжок был (ловчее-ловче), чем первый.
6). Дом каменный и весьма (прочен-прочный).
8. Устраните речевые ошибки в употреблении местоимений.
1). Для ней нет имени.
2). Ихний ребёнок.
4). Около его толпился народ.
5). Она писала дочери в письме, что ей следует приехать.
6). Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок.
7). Каждый уговаривает почтенного гостя поехать к себе.
8). Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.
9). Хозяйка сняла чемодан со стола и отодвинула его в сторону.
10). Больной попросил сестру налить себе воды.
Нормы употребления имён прилагательных
1. Полные и краткие формы прилагательных. Краткие формы имеют преимущественно книжную окраску: Лекция интересна и поучительна. Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная. При полной форме прилагательного, употреблённой в именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова, а при краткой форме – могут. Например: он был болен ангиной; он способен к музыке (но нельзя сказать – он был больной ангиной, он способный к музыке).
Полная форма прилагательного указывает на постоянный признак, краткая – на временный: девочка красивая (вообще), девочка красива (в данный момент).
2. При образовании кратких форм прилагательных, оканчивающихся на – енный (естественный, искусственный, торжественный) наблюдаются колебания: естествен – естественен, искусствен – искусственен, торжествен – торжественен. В настоящее время оба варианта возможны как в письменной, так и в устной речи, но более употребительной является усеченная форма (на – ен).
3. При образовании аналитических (составных) форм степеней сравнения прилагательных ошибками являются следующие формы: более лучший, более худший, менее красивее, менее умнее и т. п., так как второе слово само по себе уже выражает значение превосходной или сравнительной степени.
4. В литературном языке приняты следующие синтетические формы сравнительной степени прилагательных: ближе, бойче, выше, гибче, глубже, глуше, дороже, жарче, звонче, короче, крепче, легче, мельче, мягче, ниже, реже, резче, слаще, строже, уже, тише, туже, хлёстче, ярче (а не бойчее, звончее, ловчее, слаже, хлеще).
5. Не употребляются в качестве однородных членов предложения полная и краткая формы имени прилагательного. Нельзя сказать: Дом каменный и весьма прочен. Нужно: Дом каменный и весьма прочный.
Нормы употребления некоторых имён собственных
1. Не склоняются фамилии на – аго, – яго, – ых, – их, – ово, – ко (-енко). Например: Живаго, Седых, Долгих, Дурново, Франко.
2. Как правило, склоняются нерусские фамилии, оканчивающиеся на безударные – а, – я. Например: творчество Пабло Неруды, песни Булата Окуджавы, фильмы Акиры Куросавы.
3. Склоняются русские и иноязычные фамилии на согласный звук, если относятся к мужчинам. Не склоняются, если относятся к женщинам или к супружеской паре. Например: заявление Николая Ремчука; письмо Натальи Ремчук; просьба супругов Ремчук.
4. Не склоняются фамилии славянского происхождения на – а, – о. Часто в звуковом составе они совпадают с неодушевлёнными предметами. Например: Крыса, Сало, Шило и т. п.
Нормы употребления глаголов
1. Употребление так называемых недостаточных глаголов
Отсутствие формы 1-го лица единственного числа у некоторых глаголов объясняется причинами эвфонического характера (эвфония – благозвучие), когда закономерно образованная форма может оказаться неблагозвучной или трудной для произношения (очутиться, затмить, клеймить).
Не образуют форму 1-го лица единственного числа глаголы победить, угораздить, умилосердить, чудить, дудеть, ерундить, пылесосить.
Кроме того, при образовании 1-го лица единственного числа от некоторых глаголов получаются омоформы (совпадение форм разных слов):
держать – держу, дерзить – держу (у глагола дерзить 1-е лицо не употр.); будить – бужу, бузить – бужу и др.
2. Непродуктивные глаголы с двумя формами настоящего / будущего времени (изобилующие глаголы)
Изобилующие глаголы имеют двоякие личные формы, которые отличаются стилистической окраской.
Некоторые параллельные формы различаются не стилистически, а оттенками значения.
Некоторые глаголы имеют разговорные варианты (см. 2-й вариант):
Брезгать – брезговать
Лазить – лазать
Мерить – мерять
Свистеть – свистать
Поднимать – подымать
Видеть – видать
Слышать – слыхать
Прочитать – прочесть
Мучить – мучать
3. Колебания в употреблении форм повелительного наклонения
В разговорной речи широко используются редуцированные (усеченные) формы повелительного наклонения: почисть, не испорть, не трожь. Подобные формы встречаются и в художественной речи. В нормативном употреблении такие варианты неуместны.
Обратите внимание на нормативные формы повелительного наклонения:
Клади(те)! Положи(те)! Ляг(те)! Поезжай(те)! Съезди(те)! Погоди(те)! Покажи(те)! Не трогай(те)! Выйди(те)!
4. Формы настоящего времени глаголов на – чь
Я жгу Мы жжём
Ты жжёшь Вы жжёте
Он (она) жжёт Они жгут
Я пеку Мы печём
Ты печёшь Вы печёте
Он (она) печёт Они пекут
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Подберите определения к словам.
Рояль, фамилия, бра, картофель, кофе, тюль, толь, молодёжь, кафе, рельс, туфля, какаду, шимпанзе, атташе, пальто, бренди, леди, мозоль, табель, депо, меню, фойе, пари, жюри, крупье, визави, Чили, Дели.
Задание 2. Допишите недостающие окончания, согласуя прилагательные и глаголы с подчёркнутыми словами.
Актёр снял круглые очки и надел неболып… пенсне в золотой оправе. Цены на колумбийск… кофе понизились. Дети сели в сани, и пони побежал. по снежному кругу. Покупатель попросил дать ему примерить прав. туфл. На лицо незнакомой женщины был. накинут. траурн. вуаль. Дв. колибри привлекли внимание орнитолога. Янцзы судоходн… на протяжении почти трёх тысяч километров. Впереди показалась Гималаи. В качестве вспомогательного языка эсперанто был… создан… около ста лет назад.
Задание 3. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите получившиеся словосочетания.
ЛДПР (выступил – выступила)
(Наше – наша) ПВО
СКВ (принималась – принималось – принимался)
(Обновлённый – обновлённая) МКАД
МИД (заявило – заявил)
Задание 4. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода.
Агроном, адвокат, аспирант, доктор, защитник, корреспондент, кондуктор, конькобежец, лаборант, машинист, редактор, руководитель, следователь, тракторист, слесарь, педагог, учитель, юбиляр, фельдшер, ткач.
Задание 5. Выпишите слова, которые нежелательны для употребления в случаях официального общения.
Секретарша, ткачиха, сиделка, врачиха, доярка, сотрудница, директриса, лаборантка, генеральша, учительница, машинистка.
Задание 6. Перепишите, раскрыв скобки и выбрав подходящий, с вашей точки зрения, вариант.
1. Необходимо устранить все (тормозы – тормоза), мешающие экономическому развитию предприятия.
2. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари – токаря) и (слесари – слесаря).
3. Для проведения бесед и докладов были подобраны опытные (лекторы – лектора).
4. (Кузовы – кузова) грузовиков были до краёв наполнены мешками и ящиками.
5. У милицейского поста проверяли (пропуски – пропуска).
При полной форме прилагательного употребленной в функции именной части составного сказуемого как правило
Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой — мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Употребление форм прилагательных
1. При полной форме прилагательного, употребленной в функции именной части составного сказуемого, как правило, не могут быть управляемые слова, а при краткой форме — могут: Он был болен ангиной; Он способен к музыке (но нельзя сказать: Он был больной ангиной; Он способный к музыке),
2. При форме сравнительной степени (более высокие) должен быть указан предмет сравнения (более высокие, чем…) или добавлено усилительное слово ещё.
3. Краткую форму на -ен (а не -енен) имеют прилагательные: бессмысленный — бессмыслен, бедственный — бедствен, бездейственный — бездействен, беспочвенный — беспочвен, бесчисленный — бесчислен, величественный — величествен, воинственный — воинствен, двусмысленный — двусмыслен, злокачественный — злокачествен, искусственный — искусствен, легкомысленный — легкомыслен, многочисленный многочислен, мужественный — мужествен, невежественный — невежествен, посредственный — посредствен, соответственный — соответствен и др.
4. Формы более лучший, более худший и т. п. не употребляются, поскольку второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.
5. В литературном языке приняты такие формы сравнительной степени прилагательных: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.
6. Не употребляются в качестве однородных членов предложения полная и краткая формы прилагательного (нельзя сказать: дом каменный и весьма прочен). Если одно из прилагательных не имеет краткой формы, то оба прилагательных должны быть употреблены в полной форме: дом каменный и весьма прочный.
326. Выберите одну из заключенных в скобки форм прилагательных.
1. Ученик был (способный — способен) к математике (1). 2. Первый успех вдохновил молодого спортсмена, и на очередных соревнованиях он показал (более высокие — ещё более высокие) результаты (2). 3. Подобный ответ (бессмыслен — бессмысленен) (3). 4. У мальчика появились и (худшие — более худшие) привычки (4).5. Второй прыжок был (ловчее — ловче), чем первый (5). 6. Дверь (низкая — низка) для такой высокой комнаты (1). 7. Небо сегодня удивительно голубое и (полно — полное) какой-то особенной прозрачности (6). 8. Шахматная партия была отложена в (лучшем — более лучшем) положении для белых (4). 9. Герой рассказа — студент военного училища. Он всегда (подтянутый — подтянут), всегда (одетый — одет) по форме, (культурный — культурен) в обращении (1). 10. Кто (ответствен — ответственен) за противопожарную безопасность (3)?
Употребление местоимений
1. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого положения ведет к искажению смысла.
2. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без него, с ней и после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющих родительным падежом: вокруг них, сзади него. После наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др., начальное н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей, внутри их. Не прибавляется также после предлога благодаря и предложных сочетаний не в пример, в противовес, по поводу, со стороны, в отношении, за исключением и др., состоящих из простого предлога и существительного: благодаря ему, со стороны его.
После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального н: старше его, лучше её.
3. Собирательное существительное (крестьянство, студенчество, группа и т. п.) нельзя заменить местоимением в форме множественного числа. Например, нельзя сказать: Студенчество разъехалось на каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета.
Чтобы не создавать неудобное сочетание оно отдохнёт, следует слово студенчество заменить словом студенты.
4. Возвратные местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях: Жилец попросил дворника отнести вещи к себе; Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад местоимение себе по смыслу относится к существительному дворник, а местоимение свой — к слову ассистент.
5. Формы у ней, от ней носят разговорный или устарелый характер. Правильными являются формы у неё, от неё.
328. Выберите одну из заключенных в скобки форм.
1. Ваня остался сиротой; отец умер, когда (ему — мальчику) было девять лет (1). 2. Проводник шёл впереди, а сзади (его — него) ехала нагруженная вещами повозка (2). 3. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать (их — её) в первую очередь (3). 4. Хозяйка сняла со стула чемодан и отодвинула (его — стул — чемодан) в сторону (1). 5. Больной попросил сестру налить (себе — ему) воды (4). 6. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от (ней — неё) можно было ждать многого (5). 7. По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив (их — них) будет разбит сквер (2).8. Если ученик не исправит своё поведение, то в отношении (его — него) будут приняты более строгие меры (2).
Употребление форм глагола
1. Некоторые формы глаголов на -ся имеют двоякое значение — страдательное и возвратное, что затрудняет иногда понимание смысла высказывания. Например, в предложениях типа Некоторые больные направляются в специализированные медицинские центры (сами направляются или их направляют?) вместо страдательной формы глагола лучше употребить другую форму (некоторых больных направляют).
2. В качестве однородных членов предложения обычно употребляются глаголы одного и того же вида.
3. Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения глагола: высунь, выставь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь; взгляни, выйди, не кради, положи.
4. Рекомендуются следующие глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива~, соответствующие глаголам совершенного вида с ударяемым о в корне: затрагивать (затронуть), осваивать, оспаривать, усваивать, успокаивать, застраивать, удваивать, удостаивать (в этих формах о чередуется с а); озабочивать, опозоривать, обусловливать, подытоживать, узаконивать, опорочивать, приурочивать, сосредоточивать, уполномочивать (сохраняется о).
5. В парах видеть — видать, слышать — слыхать, мучить — мучать, лазить — лазать первые глаголы — нейтральные, вторые — разговорные.
6. В литературном языке не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются описательные выражения: могу очутиться, сумею убедить и т. п.
7. Рекомендуются формы 3-го лица единственного числа настоящего времени: полощет, плещет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет. Формы полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет оцениваются как разговорные и просторечные. Возможны параллельные формы со смысловым различием: брызгаю ‘спрыскиваю, окропляю’ (брызгает водой, брызгает бельё) — брызжу ‘разбрасываю капли, сыплю брызгами’ (грязь брызжет, искры брызжут, брызжет слюной); двигаю ‘перемещаю, толкая или таща что-нибудь’ (двигаю мебель) — движу ‘перен. побуждать, руководить’ (им движет чувство сострадания); двигается ‘приходит в движение’ (поезд двигается) — движется ‘находится в движении’ (машина медленно движется); капает ‘падает каплями, льется по капле’ (капает лекарство в рюмку, пот со лба капает) — каплет ‘протекает’ (крыша каплет); мечет икру, мечет гром и молнии — метает петли, метает шов.
8. В современном языке более распространены такие формы прошедшего времени бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, обозначающих постепенное усиление длительного состояния: сох, кис, мок, глох, хрип, чах и т. д. (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул).
329. Выберите одну из заключенных в скобки глагольных форм.
1. Сюда (собираются дети — собирают детей), которые заблудились на улицах (1). 2. Надо помогать молодёжи духовно расти и (проявить — проявлять) свои способности (2). 3. Не (порти — порть) мебель, ставя на полированный стол горячий чайник (3). 4. Выступавшие в прениях (сосредотачивали — сосредоточивали) внимание на основных положениях доклада и не касалисьмелких вопросов (4). 5. Где вы (слышали — слыхали) о последних событиях в этой стране (5)? 6. Если так будет продолжаться и дальше, я (очучусь — могу очутиться) в затруднительном положении (6). 7. Когда вы разговариваете, не (махайте — машите) так сильно руками (7). 8. Цветок без воды (сох — сохнул) в горшке (8). 9. Староста класса (уполномочивается — уполномочивается) выступать от имени своих товарищей (4). 10. По совету врача больной (полоскает — полощет) горло раствором соды (7).