Дополнительный земной поклон при ошибке

Суджуд ас-сахв — Дополнительный двойной земной поклон после окончания молитвы, в которой допущена непреднамеренная ошибка при чтении молитвы, в результате которой произошла задержка с выполнением фарда, или было пропущено действие разряда ваджиб. Например: При необходимости чтения вслух, было прочитано тихо, или при чтении молитвы Витр, забыли прочитать в конце мольбу «Кунут», или же в 4-х ракаатной молитве пропущено первое сидение после 2-го ракаата. В таких случаях, совершив Суджуд ас-сахв после окончания молитвы, восполняется непреднамеренная ошибка. (Если при чтении молитвы пропущен фард, то молитву необходимо возобновить сначала). Пропуск в молитве действий по сунне, не влечет необходимости Суджуд ас-сахв, а лишь уменьшает ожидаемую благость за молитву.

В книге по фикху 4-х мазхабов [i] Абду-р-Рахмана аль-Джезири говорится, что по мазхабу Ханафи Суджуд ас-сахв совершается после окончания молитвы и приветствия только в правую сторону, после чего надо сидеть (аль-ку’уд-иль-ахир; ташаххуд), а затем отдать приветствие. Тот, кто не сидит после Суджуд ас-сахв, нарушает предписание разряда «Ваджиб». Хотя, намаз его будет считаться действительным. Приветствие после Суджуд ас-сахв и ташаххуда так же является ваджибом. Не отдать приветствие после Суджуд ас-сахв, — значит нарушить ваджиб, и предыдущее приветствие (даже если их было два) будет недостаточным для выхода из молитвы. Так как исполненный Суджуд ас-сахв аннулировал и предыдущее приветствие, и предыдущий ташаххуд. Что касается салавата и дуа при ташаххуде, то исполнение их достаточно в последнем сидении (в конце молитвы), а в сидении после Суджуд ас-сахв, — не обязательно, но ввиду соблюдения предосторожности – лучше читать.

Далее в книге пишется: «Что касается совершения дополнительных поклонов при ошибке, забывчивости (Суджуд ас-сахв), после первого приветствия в правую сторону, то человек, отдавший приветствие и в левую сторону полностью выходит из молитвы и освобождается от Суджуд ас-сахв. Естественно, что человек, преднамеренно не исполнивший Суджуд ас-сахв, когда это необходимо, становится грешником. Если же человек не исполнил Суджуд ас-сахв по забывчивости (и отдал приветствие в обе стороны), то он освобождается от дополнительных поклонов и не становится грешником. Восстанавливать Суджуд ас-сахв ему нет необходимости, так как он освобождается от его исполнения из-за забывчивости. Если же человек преднамеренно пропустил какой-либо рукн (Фард), то ему также нет необходимости совершать Суджуд ас-сахв, так как в случае пропуска фарда молитвы, она недействительна, и никакие дополнительные поклоны не могут возместить пропущенный фард.

По мазхабу Ханафи совершение Суджуд ас-сахв требуется лишь в случае, когда ошибка совершена не преднамеренно.

О принятии намерения перед исполнением Суджуд ас-сахв есть разные мнения. Одни ученые считают, что принимать отдельное намерение на исполнение Суджуд ас-сахв нет необходимости, так как Суджуд ас-сахв лишь восполняет недостаточность какой-либо части молитвы. Раз не принимается намерение на каждую отдельную часть молитвы, значит и нет необходимости принимать намерение перед Суджуд ас-сахв.

Другие полагают, что принимать намерение (ниййа) перед исполнением Суджуд ас-сахв является ваджибом, так как по их мнению Суджуд ас-сахв является отдельной молитвой, а молитва без намерения не исполняется. Раз принимается намерение перед Тиляваат-суджудом[1] и Шукур-суджудом, то и перед Суджуд ас-сахв также надо принимать намерение (ваджиб). Взгляды последних имеют более сильные подтверждения и поэтому лучше из предосторожности придерживаться их мнения». (KFMA, II: 632-633).

В книгах по фикху мазхаба Ханафи указываются Пять Основных Причин, из-за которых становится необходимым дополнительных два земных поклона при ошибке в молитве по забывчивости (Суджуд ас-сахв):

1-ая причина – Исполнение молитвы на один или более ракаатов меньше или больше.

Например: а) Если человек твердо уверен, что он сделал лишний ракаат, то он действует следующим образом: Предположим, что после исполнения 4-х ракаатов Фарда Полуденной молитвы, человек встал на 5-ый ракаат. Если он поймет, что совершает лишний ракаат после поясного поклона (рукуу), то тут же садится, отдает салям и выходит из молитвы. Может дать салям и стоя, но лучше это сделать сидя. В любом случае ему после окончания молитвы по всей форме необходимо исполнить Суджуд ас-сахв.

б) Если при исполнении подобной молитвы человек вспомнит, что совершил на один ракаат меньше (скажем, когда сел на ташаххуд после 3-го ракаата), то должен тут же встать и исполнить 4-ый ракаат и далее, как положено после чтения ат-Тахиййата, салаватов, дуа, отдать приветствие только на правую сторону и совершить Суджуд ас-сахв.

Если же у человека при исполнении молитвы появятся сомнения о количестве уже

исполненных ракаатов (потеряет счет), то тут существуют два положения:

а) Подобные сомнения раньше у него не возникали.

б) Сомнения эти появляются у него часто.

а) При появлении такого сомнения в первый раз, человек тут же прекращает молитву и начинает ее сначала. Прекращать надо молитву каким-либо действием, нарушающим молитву. Нарушив молитву, он сидя отдает приветствие, так как прекращение молитвы необходимо словесное. Можно отдать салям и стоя, но, как уже говорилось выше, лучше это сделать сидя.

б) При возникновении постоянных сомнений по количеству исполненных ракаатов, человек сам принимает решение о способе продолжения молитвы.

Например, если человек исполнял 3-ий ракаат фарда Полуденной молитвы и у него возникли сомнения 3-ий ли это ракаат, или уже 4-ый, то действует по собственному предположению:

Если он решит, что исполняет уже 4-ый ракаат, то заканчивает молитву как и положено, а затем, после приветствия на правую сторону, совершает Суджуд ас-сахв.

Если же склонится к тому, что этот ракаат еще только 3-ий, то продолжает молитву и заканчивает ее после 4-го ракаата, отдав приветствие направо. После этого, естественно, совершает по всей форме Суджуд ас-сахв.

Все разъяснения, приведенные выше, предназначены для людей,

которые исполняют молитву в одиночку (мунфарид).

Если же сомнения посетят имама (ведущего совместный намаз), и если в подтверждение его сомнений джамаат подскажет ему о большем или меньшем количестве исполненных ракаатов, то он, полагаясь на свидетельство джамаата, приступает к повторному исполнению молитвы.

Если же между имамом и джамаатом возникнут разногласия (скажем, когда сомнение посетит джамаат, и они говорят, что было исполнено только три ракаата, а он твердо уверен, что исполнил все четыре), то имам принимает решение в соответствии со своим мнением и повторно молитву не исполняет. Если один или два человека поддержат мнение имама, то имам действует по своему усмотрению. Если же имама будут одолевать сомнения, а мнение джамаата разделится, и часть джамаата будет уверена, что намаз исполнен как и положено, то исполнять молитву повторно должны лишь те, кто сомневался.

Если же один из джамаата скажет с твердой уверенностью, что молитва была короче, а имам и остальной джамаат будут в сомнениях, то им из предосторожности следует все-таки повторить молитву. Но это делается тогда, когда время данной молитвы еще не вышло.

Если человек не из джамаата (не участник данной молитвы), пользующийся доверием (адиль), скажет к слову, что они исполнили всего 3 ракаата молитвы вместо 4-х, а имам будет сомневаться в верности его слов, то из предосторожности молитву лучше повторить.

Если о таком недостатке сообщат два пользующихся доверием человека, то действуют в соответствии с их словами, а слова имама в расчет не будут приняты. Однако, если сообщивший о недостаточности молитвы не пользуется всеобщим доверием (например, не исполняет молитвы), то его слова во внимание не принимаются.

Сомнение, посетившие имама (когда он принимал намерение, или произносил вступительный такбир, или исполнял молитву), по поводу наличия у него омовения, и если подобное сомнение одолевает его впервые, то он должен прекратить эту молитву и начать ее снова (после омовения). Если же подобные сомнения одолевают имама очень часто, то он не принимает это во внимание и продолжает молитву. Сомнения, появившиеся после окончания молитвы, не могут отменить исполненную молитву.

2-ая причина – Ошибочно подниматься после последнего сидения в молитве.

Человек, совершивший такую ошибку, должен сесть обратно на ташаххуд, затем отдать приветствие на правую сторону и совершить Суджуд ас-сахв. В данном случае дополнительные поклоны вызваны тем, что обязательное последнее сидение было закончено с опозданием.

Если этот человек не вернется в положение ташаххуд, а продолжит 5-ый ракаат и сделает суджуд этого ракаата, то, с подъемом головы от пола, его молитва переходит из фарда в разряд дополнительных (навафиль), и ему лучше сделать еще и шестой ракаат. Если это положение возникнет во время ПРЕДВЕЧЕРНЕЙ молитвы (саляту-ль-аср), то Суджуд ас-сахв делать не надо. Так как переход Обязательной молитвы в разряд Дополнительной, не требует Суджуд ас-сахв. А в данном случае, молитву фард, перешедшую в результате ошибки в разряд навафиль, необходимо будет сделать повторно.

3-я причина – Забыв про ташаххуд, подниматься после второго ракаата.

Если этот человек только начал подниматься на третий ракаат без исполнения ташаххуда, но вспомнив и не встав на ноги, сел на ташаххуд, то в дальнейшем правильно исполненная молитва не будет ущербной и Суджуд ас-сахв не потребуется.

Однако если он уже встал на ноги и только потом вспомнил об ошибке, то обратно … может не садиться (хотя мог бы и сесть на ташаххуд). В любом из этих случаев после окончания молитвы необходим Суджуд ас-сахв из-за нарушения ваджиба.

Эти разъяснения относились к человеку, который делал намаз в одиночку, или вел молитву как имам. Если же человек, следовавший в молитве за имамом, встал на третий ракаат без промежуточного ташаххуда вместе с имамом, то при возвращении имама на ташаххуд, он обязан также вернуться в положение сидя. Ведь он принимал намерение следовать имаму.

4-ая причина – Исполнение какого-либо рукна вместо очередного рукна или ваджиба.

В качестве примера можно взять исполнение по забывчивости поясного поклона (рукуу) сразу после вступительного такбира и чтения «Субханака…». Получается так, что этот человек совершает рукн, который должен следовать после другого рукна – чтения из Корана (кираата). Если человек в положении рукуу поймет о пропуске им чтения Корана, то он должен вернуться в положение стоя (кыйам), прочитать необходимое количество айатов и вновь идти в положение рукуу. После окончании молитвы будет необходим Суджуд ас-сахв.

Если же человек, находясь в положении рукуу, не вспомнит свою ошибку в виде пропуска кираата в этом ракаате, то этот ракаат будет считаться аннулированным. В этом случае ему следует после окончания молитвы не отдавать приветствие сразу, а сделать это после исполнения еще одного ракаата (вместо ракаата, который был ранее не засчитан из-за пропуска кираата). Конечно же, после окончания молитвы потребуется Суджуд ас-сахв.

В качестве другого примера можно взять положение, когда рукн молитвы (фард) совершается после пропуска необходимого ваджиба. Например, если человек исполняет поясной поклон (рукуу) без необходимого чтения некоторого количества из Корана после Фатихи, то, вспомнив о своей ошибке находясь в положении рукуу, он возвращается в положение стоя (кыйам), прочитывает необходимое количество айатов, вновь после этого идет на рукуу и продолжает молитву далее. После окончания молитвы необходим Суджуд ас-сахв. (То есть, порядок исправления ошибки таков, как и в предыдущем примере).

5-ая причина, из-за которой станет необходимым совершение Суджуд ас-сахв, может возникнуть при пропуске 11-ти ваджибов. Рассмотрим эти положения по порядку:

1) Пропущена Фатиха. Если человек забудет прочитать Фатиху или прочтет меньшую ее половину в одном из первых двух ракаатов Обязательных (Фард) молитв, то ему необходимо совершить Суджуд ас-сахв. Если же будет прочитана больше половины этой суры, то дополнительных поклонов не потребуется, так как в мазхабе Ханафи чтение в молитве большей половины Фатихи, приравнивается к ее чтению целиком. Такое же положение и при исполнении молитвы Витр и других дополнительных молитв. Пропуск или чтение меньшей половины Фатихи в этих молитвах также потребует исполнения Суджуд ас-сахв после их окончания.

2) Пропущен кираат после Фатихи. Если человек не прочтет в молитве после Фатихи хотя бы короткую суру, или три айата, или один айат величиной с короткую суру (замм-и сура), или вовсе ничего не прочтет, или прочтет всего лишь один короткий айат, то ему необходимо будет исполнить в конце молитвы Суджуд ас-сахв. Но ввиду того, что ценность за чтение в молитве большей половины необходимого количества айатов приравнивается к чтению всего необходимого, то, прочитавшему после Фатихи всего два айата из Корана, Суджуд ас-сахв не потребуется.
Если человек вспомнит в положении рукуу, что забыл перед этим прочесть Фатиху или короткую суру (замм-и суру), то возвращается в положение кыйам (стоя) и прочитывает необходимое минимальное количество айатов.

Если же было забыто чтение Фатихи и человек вспомнил об этом в положении рукуу, то он так же возвращается в положение кыйам, читает Фатиху и после нее читает замм-и суру, даже если он читал до этого. После этого восстанавливает рукуу и, после окончания молитвы, совершает Суджуд ас-сахв.

Если человек, исполняющий молитву Витр, вспомнит в положении рукуу, что забыл прочесть дуа «Кунут», то ему не обязательно возвращаться в положение кыйам для прочтения этой мольбы, но после окончания молитвы ему потребуется (ваджиб) Суджуд ас-сахв. Если же вернется в положение стоя и прочтет мольбу «Кунут», то лишь укрепит принятие этого ракаата. Но Суджуд ас-сахв придется совершать так или иначе.

Если человек прочтет в одном ракаате суру Фатиха дважды подряд, то из-за опоздания с прочтением замм-и суры будет необходим Суджуд ас-сахв. Однако не потребуется Суджуд ас-сахв, если человек, прочитавший замм-и суру, слегка запоздает с совершением рукуу.

3) Перенос кираата на 3-ий и 4-ый ракааты, вместо кираата в 1-ом и во 2-ом ракаате.

Если человек, забывший прочитать необходимое количество айатов из Корана в первом или во втором ракаате фард молитв, сделал это в третьем и четвертом ракаатах, то ему необходимо исполнение Суджуд ас-сахв. Нет надобности в Суджуд ас-сахв тогда, когда такое положение возникает в дополнительных молитвах (навафиль) и в молитве Витр.

4) Исполнение дважды в одном ракаате одного и того же действия и не соблюдение очередности исполнения действий. Например, совершение двух двойных земных поклонов (2-х суджудов) в одном ракаате. Это положение возникает тогда, когда человек забыл в каком-либо ракаате исполнить суджуд, и восстановил его в следующем ракаате, сделав в нем два суджуда. Такое положение не нарушает молитву, а лишь требует исполнения в конце молитвы Суджуд ас-сахв. В следующем примере создается положение, когда нарушается последовательность действий. Предположим, человек произнес Вступительный такбир, совершил поясной поклон, а затем, вернувшись в положение стоя (кыйам), стал читать Фатиху и замм-и суру. В этом положении, рукуу, исполненный до чтения Фатихи и замм-и суры, будет аннулирован. Следовательно, ему снова необходимо исполнить поясной поклон (рукуу) и, после окончания молитвы, совершить Суджуд ас-сахв.

5) Пропуск фиксации тела в положении Руку и Суджуд — Торопливость в исполнении рукуу и суджуда без фиксации тела (итми’нан) на некоторое время в этих положениях молитвы, влечет за собой исполнение Суджуд ас-Сахв.

6) Пропуск первого ташаххуда. Человек, забывший в обязательных (фард) или дополнительных молитвах исполнить ташаххуд в середине молитвы (первое сидение), и полностью выпрямившийся в положение стоя (кыйам) продолжает молитву до конца. После приветствия в правую сторону совершает Суджуд ас-сахв, ввиду пропуска ваджиба молитвы.

7) Пропуск чтения ат-Тахиййата в первом или во втором сидении (ташаххуде). Человек, забывший прочитать ат-Тахиййат в каком-либо из ташаххудов молитвы, обязан после ее окончания совершить Суджуд ас-сахв.

8) Пропуск чтения мольбы «Кунут» в молитве Витр. Если после такой ошибки по забывчивости человек совершил поясной поклон, то ему необходим Суджуд ас-сахв.

9) Пропуск Такбира перед мольбой «Кунут». Ошибка эта влечет за собой Суджуд ас-сахв.

10) Пропуск Такбира Перед Рукуу Второго Ракаата Праздничной молитвы. В отличии от такбира в первом ракаате, такбир перед рукуу второго ракаата является ваджибом. Пропуск этого такбира перед рукуу второго ракаата влечет за собой Суджуд ас-сахв.

11) Чтение имамом из Корана вслух или тихо. Если человек, ведущий совместную молитву (имам) будет читать из Корана вслух, в тех молитвах, в которых необходимо (ваджиб) читать тихо, а также будет читать тихо, где надо делать это вслух, то должен по окончании молитвы совершить Суджуд ас-сахв. Однако это не касается произношения в молитве «Субханака…» вслух. То есть, нарушение сунны (прочтение этой мольбы вслух), не влечет к Суджуд ас-сахв. (“Kitab-ul-Fikh alal-Mazahib-il-Arbaa” (KFMA), II: 632-640).

Способ исполнения: Если до окончания молитвы вы поймете, что по забывчивости совершили одну из указанных выше ошибок, то после прочтения «ат-Тахиййату» и приветствия в правую сторону, произносите «Аллаху Акбар» и совершаете повторно два земных поклона как обычно в молитве. После второго земного поклона, прочитав сидя «ат-Тахиййату», «Аллахумма салли…», «Аллахумма барик…» и «Раббанаа атинаа…», приветствуете направо и налево.

Если же непреднамеренная ошибка была у имама, то он, заканчивая молитву, дает приветствие направо и сразу совершает Суджуд ас-сахв. Остальные повторяют за ним.

Аль-хамду-лиль-Ляхи Рабби-ль-алемиин!

(Из сборника по фикху «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози)

[1] О «Тиляваат-суджуд» см. 8-ую часть сборника «Мухтасар Ильмихал» — «Китаб-уль-Ахляк».
[i] «Китаб-уль-Фыкх аляль-Мазахиб-иль-Арба’а» — Произведение по фикху 4-х мазхабов,

составленное группой ученых Египта под руководством Абд-ур-Рахмана аль-Джезири (ум. в 1391-ом г.х).

Просмотров: 2 054

142

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Многие мусульмане часто задают вопросы о том, что делать, если в намазе допущена ошибка. Подобных ошибок не может избежать ни один человек, поэтому знание этого вопроса обязательно для каждого мусульманина. Следует отметить, что по этому поводу разные ученые высказывали различные мнения, и для того, чтобы обстоятельно изучить этот вопрос, в первую очередь, необходимо узнать, что говорится об этом в священной Сунне, т.е. хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
1. Абдуллах ибн Бухейна рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними полуденный намаз зухр, после первых двух рак‘атов не сел [для ташаххуда], а встал. Люди встали вслед за ним. Когда намаз уже заканчивался и люди ожидали слов приветствия (т.е. слов “ас-саламу алейкум ва рахматуллах”), он, сидя, возвеличил Аллаха (т.е. сказал: “Аллаху акбар”), совершил два земных поклона, а затем произнес слова приветствия. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.)
2. Абу Хурейра рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними один из дневных намазов (т.е. полуденный намаз зухр или послеполуденный намаз ‘аср), совершил всего два рак‘ата. Затем он встал и подошел к доске, находящейся в передней части мечети, и положил на нее руку. Среди молящихся находились Абу Бакр и Умар, но и побоялись сказать что-либо. Те, кто спешил, начали выходить из мечети, спрашивая друг друга: «Разве намаз стал короче?» Мужчина, которого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) называл Зу-ль-йадейн (из-за того, что у него были длинные руки,) сказал ему: «О Посланник Аллаха! Ты совершил ошибку по забывчивости или намаз стал короче?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Я ничего не забыл, и намаз не стал короче». Но Зу-ль-йадейн сказал: «Нет, ты действительно забыл». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил еще два рак‘ата, произнес слова приветствия, затем возвеличил Аллаха и совершил земной поклон так, как делал это обычно или немного дольше, затем поднял голову (т.е. сел) и возвеличил Аллаха, затем еще раз положил голову наземь и возвеличил Аллаха, совершив земной поклон, как он обычно делал это или дольше, затем он поднял голову и вновь возвеличил Аллаха. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Бейхаки, Малик и др.) Одного из передатчиков этого хадиса Мухаммада ибн Сирина спросили: “Произнес ли он слова приветствия после поклонов для исправления ошибки?” Он ответил: “Я не помню, чтобы Абу Хурейра говорил о них, но Имран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес их и после того, как совершил поклоны для исправления ошибки”. Эта добавка приводится у аль-Бухари, Муслима и др.
3. Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если один из вас засомневался в намазе, не зная, сколько рак‘атов он совершил: три или четыре, то он должен отбросить сомнения и опираться на то число рак‘атов, в которых он уверен (т.е. на минимальное. В данном случае – три рак‘ата.). Затем ему следует совершить два земных поклона до произнесения слов приветствия. Если он совершит в результате этого пять рак‘атов, то два поклона доведут его намаз до четного числа рак‘атов. Если же он совершит намаз правильно, то эти поклоны будут унижением для шайтана». (Этот достоверный хадис передал Муслим).
4. Ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) как-то совершил с ними намаз, а когда он произнес слова приветствия, люди сказали ему: «О Посланник Аллаха, неужели намаз изменен?» Он спросил: «А в чем дело?» Они сказали: «Ты совершил то-то и то-то». Тогда он обратился лицом к Кибле и совершил два земных поклона, а после произнес слова приветствия. Затем он повернулся к нам лицом и сказал: «Если намаз будет изменен, то я непременно сообщу вам. Я – всего лишь человек, такой же как и вы. Я забываю, так же как и вы. Поэтому, когда я забываю что-то, напоминайте мне. Если кто-либо из вас станет сомневаться в намазе, то пусть опирается на то, в чем он уверен, и доведет намаз до конца, а затем совершит два земных поклона». (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим).
В этом хадисе не сообщается, когда следует совершать земные поклоны: до произнесения слов приветствия или после этого. А в хадисе, который Ибн Хузейма признал достоверным и который передали Ахмад, Абу Дауд и ан-Насаи от племянника Али ибн Абу Талиба Абдуллаха ибн Джа‘фара, говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто станет сомневаться в намазе, пусть совершит два земных поклона после того, как произнесет слова приветствия».
5. Абдуллах ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая полуденный намаз, совершил пять рак‘атов. Его спросили: «Намаз стал длиннее?» Он сказал:«Нет, а в чем дело?» Люди сказали: «Ты совершил пять рак‘атов». Тогда он совершил два земных поклона после слов приветствия. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим.)
6. Имран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая намаз, допустил ошибку и совершил два земных поклона. Затем он прочел ташаххуд и произнес слова приветствия. (Этот хадис передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и др. от Аш‘аса ибн Абд аль-Малика аль-Хамрани от Мухаммада ибн Сирина от Халида аль-Хазза от Абу Кулабы от Абу аль-Мухаллиба от Имрана ибн Хусайна.)
Это лишь несколько хадисов о земных поклонах для исправления ошибки.
Имам Ахмад сказал, что известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ошибался в намазе в пяти случаях: он завершил намаз, состоящий из четырех рак‘атов, однажды после двух, а также после трех рак‘атов, однажды он удлинил намаз, а однажды укоротил его, а также однажды забыл прочесть ташаххуд после второго рак‘ата.
Существует также много слабых и недостоверных хадисов на эту тему, например, хадис Саубана о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «При каждой ошибке надо совершать два земных поклона после произнесения слов приветствия». Этот хадис со слабым иснадом (т.е. цепочкой передатчиков) передали Абу Дауд и Ибн Маджа. В его иснаде есть Исма‘ил ибн Аййаш, о котором есть противоречивые высказывания ученых, изучающих передатчиков хадисов. Поэтому такой хадис нельзя использовать в качестве аргумента.
Из этих хадисов видно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) иногда допускал ошибки в намазе, после чего совершал земные поклоны либо до произнесения слов приветствия, либо после этого.
Все мусульманские ученые единодушны в том, что совершать земные поклоны для исправления ошибки в намазе обязательно, т.е. ваджиб. Тем не менее между учеными есть и небольшие разногласия. Некоторые из них считали, что молящийся имеет право сам выбирать, совершать земные поклоны до или после слов приветствия.
Имам Малик считал, что если молящийся упустил что-либо, то должен совершить земные поклоны до слов приветствия, а если прибавил, то после них.
Ученые ханифитского мазхаба считали, что земные поклоны следует совершать после слов приветствия, а после них – читать ташаххуд.
Имам аш-Шафи‘и говорил, что, в целом, земные поклоны следует совершать до слов приветствия. Все ученые пытались опираться на известные им хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и правильно истолковать хадисы иного толка. Так, например, имам аш-Шафи‘и считал, что хадисы о том, что земные поклоны надо совершать после слов приветствия, были аннулированы, т.е. мансух. Ибн Кудама писал, что имам аз-Зухри сказал, что при своей последней ошибке в намазе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил земные поклоны до слов приветствия. Однако это не достаточный аргумент для утверждения, что поступать иначе нельзя, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и прежде делал и то, и другое.
Что касается взглядов ученых ханифитского толка и хадиса Имрана ибн Хусайна под номером 6, то этот хадис слабый, т.е. да’иф, и об этом писал шейх аль-Албани в книге «Ирва аль-Галиль» (2/128). Несмотря на то, что все его передатчики (иснад этого хадиса приведен выше) заслуживают доверия, этот хадис противоречит другим достоверным хадисам. Такой хадис называется шазз (отклоненный). Ибн Хиббан сказал, что Мухаммад ибн Сирин передавал от Халида аль-Хаззы только один этот хадис. При этом только в нем сообщается, что Халид упоминал о чтении ташаххуда после слов приветствия. Ученики Халида – Шу‘ба, Вахиб, Ибн Алиййа, ас-Сакафи, Хашим, Химад ибн Зейд, Йазид ибн Зари‘ и др. – не упоминали об этом. Поэтому даже ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, но странным, т.е. гариб. А имам аль-Бейхаки назвал его слабым. Таким образом, чтение ташаххуда Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) после слов приветствия не установлено!
В перечисленных нами хадисах есть еще одно сложное обстоятельство. В хадисах Ибн Мас‘уда (под номером 4) и Абдуллаха ибн Джа‘фара говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел при сомнениях в намазе совершать земные поклоны после слов приветствия, а в хадисе Абу Са‘ида – до них. Имам ас-Сан‘ани говорил, что и то, и другое разрешено. Но шейх аль-Мубаракфаури, многие ученые ханбалитского мазхаба и др. приверженцы хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) считают, что между хадисами нет противоречий. В случае, когда молящийся сомневается и совершенно не может вспомнить, в каком же рак‘ате он находится, он должен опираться на меньшее число рак‘атов и совершить земные поклоны до слов приветствия. Об этом говорится в хадисе Абу Са‘ида. Если же молящийся помнит, какой рак‘ат он совершает, но в его душу закралось легкое сомнение, то он не должен обращать на него внимание, завершить намаз и совершить два земных поклона после слов приветствия, а затем еще раз повторить слова приветствия. Это сообщается в хадисах Ибн Мас‘уда и Абдуллаха.
Итак, мы вкратце рассмотрели этот обширный вопрос и мнения некоторых ученых. О наиболее достоверном и объективном из них мы до сих пор умалчивали, а это – мнение имама Ахмада ибн Ханбала. Он сказал о рассматриваемых нами земных поклонах: “Иногда их следует совершать до слов приветствия, иногда – после, как это делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)”. Он также сказал: “Если бы не хадисы о том, как поступал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), то я посчитал бы, что эти земные поклоны надо совершать до слов приветствия, потому что они относятся непосредственно к намазу и завершать их надо до слов приветствия. Но я считаю, что в тех случаях, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал земные поклоны после слов приветствия, их следует совершать после, а во всех остальных случаях – до слов приветствия”.
Это – позиция объективного верующего, который руководствуется учением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и ставит его решение превыше своих суждений и своей логики.
Из всего сказанного видно, как сложно ученым найти правильное решение и разобраться в большом количестве достоверных и слабых хадисов. Поэтому мусульманин обязан опираться на те мнения, которые подкрепляются хадисами и не противоречат им. Такое мнение по любому вопросу обязательно существует, поскольку Аллах обещал сохранить Свою религию вплоть до Судного дня. Но для того, чтобы мы сами не стали причиной искажения истинного шариата Аллаха, мы обязаны прислушиваться к словам ученых и не выносить самостоятельных решений, а тем более не распространять их среди людей. Для этого, в заключение, мы изложим, как должен поступать мусульманин в каждом конкретном случае и будем основываться на всех имеющихся хадисах.
1. Земные поклоны для исправления ошибок обязательны:
– если человек по невнимательности добавил поясной или земной поклон, если он прежде времени встал для чтения “Фатихи”, или сел для чтения ташаххуда, или прежде времени произнес слова приветствия;
– если он допустил ошибку, изменяющую смысл слов намаза;
– если он по невнимательности пропустил один из ваджибат намаза, например, ташаххуд после двух первых рак‘атов или слова “аллаху акбар” (эти слова в самом начале намаза пропускать нельзя, иначе намаз не принимается) и т.п.;
– если он, находясь в намазе, засомневался в числе совершенных рак‘атов или земных поклонов.
2. При совершении ошибки совершается только два земных поклона, даже если ошибок было несколько.
3. Если молящийся преднамеренно не совершит земные поклоны для исправления ошибки, то его намаз не засчитывается, и его следует повторить. Об этом сказал имам Ибн Кудама в “аль-Мугни”.
4. В земных поклонах для исправления ошибки, т.е. суджуд ас-сахв, следует говорить то же, что и в обычных земных поклонах в намазе. Земные поклоны суджуд ас-сахв одинаково обязательны и совершаются одинаково как в обязательных, так и в дополнительных намазах.
5. Если молящийся встал на лишний, например, пятый, рак‘ат, то он должен прервать его и вернуться в необходимое положение без слов “аллаху акбар”, затем довести намаз до конца, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, затем еще раз произнести слова приветствия.
6. Если он завершил намаз, не сделав одного или более рак‘атов, а затем ему напомнили об ошибке, то он должен встать и совершить пропущенное число рак‘атов, прочесть ташаххуд, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, а затем еще раз произнести слова приветствия.
7. Если он забыл, что должен был совершить суджуд ас-сахв, и вспомнил об этом вскоре после того, как закончил намаз, то он должен совершить эти земные поклоны, независимо от того, говорил после намаза или нет. Но если прошло много времени (например, он уже вышел из мечети, или продолжил заниматься своим делом, или потерял ритуальную чистоту), то земных поклонов совершать не надо, и его намаз считается законченным.
8. Если ошибку совершил имам, то земной поклон должны совершать и молящиеся за ним. Если же ошибся кто-либо из молящихся за имамом, то его ошибка смывается правильными действиями имама. В этом случае земные поклоны суджуд ас-сахв не совершаются.
9. Если молящийся, находясь в намазе, сомневается в числе совершенных рак‘атов, то он опирается на меньшее их число, в котором он уверен, и совершает суджуд ас-сахв до произнесения слов приветствия. Если же сомнения приходят после завершения намаза, то на них не следует обращать никакого внимания.
10. Если он по ошибке добавил лишний фарз намаза, а это – слова “аллаху акбар” в самом начале намаза, стояние для чтения “Фатихи” по мере возможности, чтение “Фатихи”, поясной поклон, выпрямление после него, земные поклоны, сидение между ними, сидение для чтения заключительного ташаххуда, чтение заключительного ташаххуда, слова “ас-саламу алейкум ва рахматуллах” и др. – то должен совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия (естественно, после суджуд ас-сахв надо еще раз произнести слова приветствия). Если же молящийся добавил фарз намаза сознательно, то его намаз неверен.
11. Если он пропустил фарз намаза и вспомнил об этом до того, как дошел до этого фарза в следующем рак‘ате (например, пропустил поясной поклон руку‘ в первом рак‘ате и вспомнил об этом до того, как совершил руку‘ второго рак‘ата), то необходимо вернуться к пропущенному фарзу и довести намаз до конца, совершив суджуд ас-сахв до слов приветствия. Если же он вспомнил об этом, когда уже совершил этот же фарз следующего рак‘ата, то рак‘ат, в котором был пропущен фарз не засчитывается. Его следует повторить и совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия. Помните, что это правило распространяется только на фарзы намаза (см. пункт 10). Оно не относится к тем случаям, когда пропущены ваджибаты или суннаты намаза. В этих случаях возвращаться к пропущенному элементу намаза нельзя. Подобное действие также нарушает намаз. Поэтому мусульманин должен хорошо знать, что относится к фарзам, а что к ваджибатам, суннатам и т.д.
12. Если молящийся пропустил ташаххуд после двух первых рак‘атов, но не успел выпрямиться , то он должен вернуться, сесть и прочесть ташаххуд, а затем просто довести намаз до конца. Если же он уже выпрямился, то садиться для чтения ташаххуда нельзя, а следует совершить суджуд ас-сахв до слов приветствия. Также суджуд ас-сахв до слов приветствия совершается, если молящийся пропустил один из ваджибатов намаза, например, не сказал слов “аллаху акбар” во время движений или слов “сами‘аллаху лимян хамидах, раббана ва лякаль хамд” после поясного поклона руку‘, не прочел зикров при поясных или земных поклонах и т.д.
13. Если молящийся совершил ошибки, которые требуют от него совершения суджуд ас-сахв как до слов приветствия, так и после них, то он должен совершать суджуд ас-сахв до слов приветствия.
14. Если имам ошибся в фарзах намаза, то молящиеся за ним не должны следовать его ошибке и обязаны сказать “субханаллах”, чтобы имам исправился. Если же имам пропустил ташаххуд после двух рак‘атов и уже выпрямился, то молящиеся за ним должны подчиниться имаму.
15. Если молящийся ошибся и совершил суджуд ас-сахв не в нужном месте, то ничего страшного в этом нет, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам совершать и то, и другое.
Разногласия в этом и других вопросах, касающиеся мусульманского права, т.е. фикха, не должны выливаться в противоречия и конфликты между мусульманами. Подобные разномнения заставляют нас глубже изучать законы нашего Господа и сильнее стремиться быть похожими на нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Те, кто искал истину, получат за это вознаграждение Аллаха, даже если они ошиблись, поэтому мы обязаны снисходительно относиться друг к другу. Помните, дорогие братья, что даже великие ученые говорили, что нет ничего страшного, если человек не знает, когда надо совершать тот или иной поклон суджуд ас-сахв. А Аллаху об этом ведомо лучше!
Да дарует вам Аллах великую награду за приверженность дороге Его верного Посланника! Хвала Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду и его праведным последователям!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аль-Мугъни, имам Ибн Кудама ад-Дамашки
2. Зад аль-Ма‘ад, имам Ибн Каййим аль-Джаузиййа
3. Субуль ас-Салам, имам Мухаммад ас-Сан‘ани
4. Булугъ аль-Марам, имам Ибн Хаджар аль-Аскалани (с комментариями аль-Мубаракфаури)
5. Ируа аль-Галиль, шейх Мухаммад аль-Албани
6. Ад-Дурар аль-Мадыййа, имам Мухаммад аш-Шаукани
7. Усуль аль-Манхадж аль-Ислами, шейх Абд ар-Рахман аль-‘Аббир
8. Аль-Фатауа аль-Мухимма, шейх Абд аль-Азиз ибн Баз и др.
9. Аркан аль-Ислам уа аль-Иман, шейх Мухаммад Зину

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Источник

(2766)

Земной поклон (сажда, саджда, суджуд) является одним из элементов намаза, который отражает суть ислама как такового – покорность верующего своему Создателю. Каждый из ракаатов в молитве обязательно содержит в себе пару земных поклонов. Отметим при этом, что саджду мусульманин может выполнять ещё в нескольких случаях.

В первую очередь, необходимо подчеркнуть, что земной поклон совершается тогда, когда верующим допускается ошибка в намазе. Этот вид земного поклона на арабском звучит как «суджуд саху». Речь идёт о пропуске какого-то элемента в статусе ваджиб (например, дуа Кунут в рамках намаза витр) либо о добавлении лишней фардовой части в намазе. Это действие укоренено в сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). В сборнике хадисов имама аль-Байхаки приводится следующий эпизод: «Гыймран ибн Хусейн был свидетелем того, как Пророк Мухаммад (с.г.в.), совершая один из намазов, забыл сделать одну из необходимых вещей. После этого он сделал два земных поклона, прочёл дуа ташаххуд и сделал приветствие».

Порядок совершения суджуд саху

После чтения ташаххуда и произнесения приветствия в обе стороны (салям) верующий совершает два поклона – суджуд саху. После этого он снова читает ташаххуд, салават, отрывок из аята суры «Бакара», совершает салям и произносит дуа приветствия. Отметим, что если верующий читает намаз один, то приветствие даётся в обе стороны. Однако если имам в рамках коллективной молитвы делает суджуд саху, то он произносит салям только в одну – правую – сторону. А далее продолжает намаз в вышеописанном порядке.

Если во время коллективной молитвы ошибку допустит имам, то земной поклон необходимо сделать всему джамаату. Когда ошибается один из членов общины, читающей намаз, то суджуд саху не является ни для кого иного обязательным действием.

Конкретные случаи, когда нужно совершить суджуд саху

Если молящийся по какой-то причине забудет сесть для чтения ташаххуда во втором ракаате, то ему необходимо оценить своё состояние. В случае, если он близок к сидячему положению, ему необходимо занять положение при кууде (сидении) и прочитать ташаххуд, а далее совершить намаз по обычному распорядку. В конце молящемуся не нужно делать суджуд саху. Однако если верующий, забыв о необходимости сидения во втором ракаате, встанет на третий ракаат и будет ближе к стоячему положению, то в этом случае ему нужно продолжить чтение намаза, не возвращаясь к ташаххуду и сидению во втором ракаате. В конце молитвы ему следует совершить земной поклон при ошибке.

Если верующий забыл сесть на чтение ташаххуда и салавата в последнем ракаате намаза, то и тут возможны две ситуации. Когда в рамках лишнего ракаата он ещё не сделал земного поклона, то молящемуся следует сесть, прочитать ташаххуд, сделать приветствие и суджуд саху, а далее завершить молитву в обычном порядке. Если верующий вспомнит о своей ошибке только при совершении или после земного поклона лишнего ракаата, то его молитва перестаёт засчитываться как обязательная (когда человек читает именно её) и переходит в разряд нафль (добровольных). В итоге необходимо заново перечитать целый намаз.

В ситуации, когда молящийся сел на чтение ташаххуда в четвёртом ракаате, но при этом снова встал на продолжение молитвы, то ему снова нужно оценить ситуацию. Если он вспомнил об ошибке до земного поклона лишнего ракаата, то ему следует сразу же сесть, прочитать ташаххуд, сделать земной поклон при ошибке и завершить намаз в обычном порядке. Однако если человек всё же успел уйти на земной поклон в рамках дополнительного ракаата, он дополняет свой намаз до шести ракаатов, делает суджуд саху и заканчивает намаз в обычном порядке.

Отдельного упоминания заслуживает вопрос того, как поступать верующему, если он не помнит, какое именно количество ракаатов он совершил. В этом случае есть несколько возможных вариантов развития событий. Если он впервые столкнулся с забывчивостью относительно числа ракаатов, то ему следует заново перечитать молитву с самого начала. В ситуации, когда это повторяется с ним периодически, молящемуся следует взять за основу то количество ракаатов, в отношении которого он точно уверен, и сделать в конце дополнительный земной поклон. Если же верующий не уверен относительно того, сколько ракаатов намаза он совершил, то ему стоит продолжить совершение молитвы, взяв в качестве основы меньшее количество ракаатов. В конце необходимо также сделать суджуд саху.

Земной поклон при чтении Корана

Другим видом земного поклона, который верующие должны совершать – это саджда тилява (земной поклон при чтении Священного Корана). В Книге Всевышнего в 14 местах встречаются аяты со специальным обозначением, указывающим на необходимость совершения саджда тилява:

— Сура №7 «Преграды»: 205;

— Сура №13 «Гром»: 16;

— Сура №16 «Пчёлы»: 49;

— Сура №17 «Исра»: 107-109;

— Сура №19 «Марьям»: 58;

— Сура №22 «Паломничество»: 18;

— Сура №25 «Разделяющий»: 60;

— Сура №27 «Муравьи»: 25;

— Сура №32 «Земной поклон»: 15;

— Сура №38 «Сад»: 24;

— Сура №41 «Разъяснены»: 37;

— Сура №53 «Звезда»: 62;

— Сура №84 «Раскалывание»: 21;

— Сура №96 «Сгусток»: 19.

Если во время коллективного совершения намаза имам прочитал аят, после которого необходимо совершить земной поклон, то данное действие надлежит сделать всем. При этом речь идёт не только о тех людях, кто стоит вслед за ним в молитве, но и обо всех, кто услышал аят. Когда в кыраате вслед за этим аятом имам или молящийся, совершающий намаз один, не намереваются продолжать чтение Корана, то им не нужно делать отдельно земной поклон. Поясной поклон (руку) и земной поклон молитвы заменяют его. Однако если молящийся собирается читать Коран дальше, то он произносит такбир, не поднимая рук, и уходит на земной поклон. В этом положении он трижды говорит слова «Субэхана Раббиаль-А’ля» (Пречист Господь Наивысший). После этого он встаёт на кыям для продолжения чтения коранического текста.

Земной поклон при чтении Корана не во время молитвы совершается следующим образом. Человек встаёт по направлению к Кыйбле. Вслед за этим он произносит такбир, не поднимая рук, и сразу уходит на земной поклон. Там он трижды говорит слова «Субэхана Раббиаль-А’ля» (Пречист Господь Наивысший). В рамках саджда тилява верующий делает один земной поклон. Вставая, он произносит слова:

«Сами’ана ва ата’ана, гуфранака Раббанаа ва иляйкаль-масыйр»

Перевод: Услышали и повиновались, наш Господь. Прости нас. К тебе наше возвращение.

Если кто-либо прочитал несколько раз аят, после которого необходимо совершить сажда тилява, но при этом всё это время не менял своего положения, то он совершает земной поклон только раз. Однако если этот человек менял своё место, то земной поклон должен быть совершён столько раз, сколько было перемещений.

Является сунной совершение земного поклона забывчивости после первого саляма.

За пропуск одного или нескольких необходимых (ваджиб) элементов молитвы вследствие невнимательности (или забывчивости) необходимо (ваджиб) совершить два земных поклона, а также дополнительный ташаххуд и два саляма. Соответственно, нет земного поклона забывчивости за пропуск сунны, а также за пропуск рукна, поскольку пропуск рукна аннулирует всю молитву. Нет также земного поклона забывчивости и за пропуск поминания (зикра), кроме пропуска необходимого элемента чтения Корана, части любого ташаххуда или всего ташаххуда и полного пропуска кунута в витре.

Примеры случаев, когда земной поклон забывчивости необходим

1) Совершение лишнего рукна молитвы (например, лишний поясной или земной поклон, лишнее стояние или сидение).

2) Произнесение аята Корана в поясном поклоне, стоянии после него, сидении или земном поклоне.

3) Забыли произнести пусть даже один аят из «Фатихи» или хотя бы три аята или их эквивалент после «Фатихи» в первом или втором ракаате.

4) Повторение «Фатихи» в одном из этих ракаатов.

5) Прочтение полного аята Корана перед «Фатихой».

6) Если не встали сразу после завершения ташаххуда в первом сидении, это тоже приводит к необходимости земного поклона забывчивости, то есть, если человек остаётся сидеть после этого ташаххуда в течение времени произнесения «Аллахумма солли аля Мухаммад», земной поклон забывчивости станет необходимым.

7) Если имам коллективной молитвы читал громко в ракаате тихого чтения или же читал тихо в ракаате громкого чтения, то необходим земной поклон забывчивости (но менее одного аята Корана прощается).

8) Если в любой части молитвы человек молчал в течение времени, достаточного для троекратного размеренного произнесения «Субханаллах», думая в это время (даже если и о самой молитве или упущении во время неё) или будучи невнимательным, то земной поклон необходим (но если во время дум или невнимательности он продолжает устно производить поминание любого рода, пусть даже чтение Корана, то земной поклон не будет необходим).

Последователь в коллективной молитве никогда не производит земного поклона забывчивости, если только его не сделает имам – тогда он должен следовать за имамом. Если последователь допустит какие-нибудь ошибки, требующие в обычном случае земного поклона, они прощаются. Опоздавший производит земной поклон вместе со своим имамом независимо от того, была ли допущена ошибка до или после его присоединения.

Если опоздавший сам допустит ошибку при восполнении пропущенных им ракаатов, тогда он совершит собственный земной поклон по окончании своей молитвы. Поэтому, даже если человек случайно пропустит все необходимые (ваджиб) элементы молитвы, это не будет грехом, и нужно будет лишь однократно совершить земной поклон забывчивости, состоящий из двух земных поклонов, за которыми следует исполнение дополнительного ташаххуда и двух салямов. Таковы необходимые (ваджиб) элементы самого земного поклона забывчивости.

Суннаты земного поклона

Суннами же земного поклона забывчивости являются: совершить указанное после первого (обычного) саляма молитвы, направить благословения Пророку ﷺ и исполнить завершающую мольбу (дуа) после дополнительного ташаххуда в сидении, следующем за земным поклоном забывчивости. Иначе говоря, если человек пропустит один или несколько обязательных (ваджиб) элементов молитвы, ему следует продолжить молитву вплоть до последнего сидения в конце последнего ракаата.

В этом сидении он читает лишь обычный ташаххуд. Далее он даёт один салям, поворачивая голову направо. После этого он совершает два дополнительных земных поклона и садится на второе последнее сидение, в котором произносит ташаххуд, благословения Пророку ﷺ и завершающее дуа.

За этим дуа следуют два саляма для завершения молитвы. Но если один или несколько обязательных (ваджиб) элементов молитвы будут пропущены умышленно и без уважительной причины, то это будет грехом. В таком случае земной поклон забывчивости не совершают.

Вместо этого для исправления упущения в молитве необходимо (ваджиб) повторять всю молитву. То же правило применяется, если совершено нечто совершенно неугодное (макрух-тахриман), связанное с молитвой. В любом случае, если молящийся не повторит эту молитву до истечения необходимого времени, он тем самым совершит другой грех.

После этого, согласно Ибн Абидину, повторение молитвы остаётся для него необходимым (ваджиб), а по мнению имамов Хаскафи и Тахтави, оно будет лишь рекомендуемым. Является сунной совершение земного поклона забывчивости после первого саляма. Если же он будет исполнен до саляма, это несколько неугодно (макрухтанзихан).

Человек освобождается от совершения земного поклона забывчивости, если наступает время, в котором молитвы неугодны, – например, изменение солнца (после асра), – или истекает время, и молитва будет нарушена, – например, при восходе (для фаджра). Если человек полагает, что завершил четырёхракаатную молитву, и встаёт (после завершающих салямов), но тут понимает, что был в первом сидении (совершив лишь два ракаата), ему следует завершить молитву и далее исполнить земной поклон забывчивости. Если ктото ещё присоединится к его молитве, это будет действительным.

То есть ему следует продолжить молитву и совершить её последние два ракаата. Это является возможным, если он ещё не совершил действия, противоречащего молитве, такого, как, например, приём пищи или разговор – имеется в виду произнесение тех слов, которые в обычном случае аннулируют молитву, в то время как слова поминания и чтение Корана прощаются. Отворачивание торса от направления киблы тоже не даёт возможности продолжить молитву.

Если человек начинает подниматься на третий ракаат (в трёх- или четырёхракаатной молитве), но тут понимает, что не совершил первое сидение, ему в этом случае следует вернуться к сидению.

Если человек ещё не встал полностью, ему необходимо (ваджиб) вернуться к сидению:

а) если он во время такого возвращения был ближе к сидячей позиции (то есть его колени на момент поднимания и возвращения обратно были ещё согнуты), ему не нужно совершать земной поклон забывчивости;

б) если же он, когда вспомнил о сидении, был ближе к стоянию (то есть его ноги распрямились, но спина ещё была согнута), то он всё равно возвращается к сидению, но впоследствии должен совершить земной поклон забывчивости.

Если же спина тоже распрямилась, то, значит, он полностью встал, поэтому ему нельзя возвращаться к сидению. Вместо этого он завершает молитву (так и не исполнив первого сидения) и соверш а ет земной поклон з аб ы в — чивости. Если он полностью встал, но, несмотря на это, вернулся к сидению до завершения молитвы, то его молитва остаётся действительной, хотя он и совершил тем самым грех. То же правило касается последнего сидения (то есть он возвращается к нему в случае пропуска), если он ещё не исполнил земной поклон.

Если же он перешёл в земной поклон лишнего ракаата, его обязательная (фарз) молитва будет недействительной (и станет добровольной). Ему далее следует добавить ещё один ракаат, чтобы лишние два ракаата образовали для него (дополнительную) добровольную молитву, и исполнить земной поклон забывчивости. То есть как только он совершает первый земной поклон пятого ракаата (добавился лишний ракаат) после пропуска последнего сидения в четвёртом ракаате, вся молитва автоматически преобразуется в добровольную молитву из четырёх ракаатов.

Теперь, будучи посреди пятого ракаата, он, если хочет, может добавить шестой ракаат, чтобы совершить вторую дополнительную молитву, состоящую из двух ракаатов. Но в любом случае по завершении этой молитвы ему нужно будет исполнить обязательную (фарз) молитву, которую он изначально и совершал. То же правило касается и лишнего ракаата в фаджре (третьего по счёту) и магрибе (четвёртого по счёту ракаата). Впрочем, в отношении магриба действует исключение: второй лишний ракаат к нему не добавляют, чтобы общее количество ракаатов было чётным (равно четырём).

Кроме того, вопреки написанному выше, молящийся, согласно более веской позиции, не совершает после этого земной поклон забывчивости. Если человеку нужно было совершить земной поклон забывчивости, но он вместо этого произнёс два завершающих саляма, после чего к его молитве присоединился другой человек в качестве последователя, присоединение последователя будет действительным лишь в том случае, если он (тот, кто изначально молился) совершит земной поклон забывчивости.

Для того, кто не испытывает частых сомнений в молитве, сомнение в молитве аннулирует её. Это правило применимо к случаю, когда человек впервые во взрослой жизни испытывает во время молитвы сомнение в количестве совершаемых ракаатов, например он не уверен, два или три ракаата он исполнил. Сомнение в данном контексте подразумевает эквивалентность двух возможностей, то есть вероятность их оценивается как 50 на 50 без предпочтения одной из возможностей.

Но если такое сомнение появилось после завершения молитвы – или после пребывания в последнем сидении в течение времени, которое занимает произнесение ташаххуда (то есть после завершения последнего рукна), – тогда сомнение не учитывается и не приводит ни к каким последствиям. В расчёт принимается лишь обоснованная уверенность.

Если же они часты, ему следует произвести обоснованную оценку (тахарри) (и придерживаться её). Согласно мнению большинства теологов, частое появление сомнения устанавливается при втором его появлении во взрослой жизни. Важно также, чтобы в случае сомнения в молитве человек не прерывал устного поминания или чтения Корана во время размышления и обоснованной оценки.

Это делается для того, чтобы не привести к необходимости земного поклона забывчивости из-за молчания в течение времени, достаточного для трёхкратного размеренного произнесения «субханаллах» В ином случае молящемуся следует предполагать меньшее количество и садиться после каждого ракаата, который может быть последним. То есть, если он не может сделать оценку, он предполагает меньшее количество ракаатов, но при этом исполняет сидение после каждого ракаата, поскольку каждый ракаат может быть чётным, и в конце молящийся совершает земной поклон забывчивости.

(Мараки Саадат, 93; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:77; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 494; Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 177; Табьин хакаик, 1:193–194; Маусили. Ихтияр, 1:72)
 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ

При совершении намаза молящийся может допустить ошибку, которая требует от него совершения двух земных поклонов для невнимательных (суджуд ас-сахв). Иногда их следует совершать до таслима, иногда – после него, потому что достоверно известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал и так, и так.

Между учеными существуют разногласия по поводу того, когда надо совершать суджуд ас-сахв. Имам Малик считал, что если молящийся упустил что-либо, то должен совершить их до таслима, а если он добавил что-либо к намазу, то должен совершить их после таслима. Богословы ханифитского толка считали, что их следует совершать после таслима, а затем читать ташаххуд. Имам аш-Шафии разрешал совершать земные поклоны до таслима, полагая, что хадисы о совершении их после таслима были аннулированы. Ибн Кудама рассказал со слов аз-Зухри, что при своей последней ошибке в намазе Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил земные поклоны до таслима. Однако это недостаточно для того, чтобы говорить об аннулировании предписания, ибо Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и прежде делал и то, и другое.

Поэтому наиболее достоверным нам представляется мнение имама Ахмада: «Если бы не хадисы о том, как поступал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, то я сказал бы, что земные поклоны надо совершать до таслима, потому что они относятся непосредственно к намазу и совершить их полагается до таслима. Но я считаю, что в тех случаях, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал их после таслима, их следует совершать после таслима, а во всех остальных случаях – до него».

Таким образом, суджуд ас-сахв следует совершить до таслима, если молящийся пропустил ташаххуд после двух первых ракатов и успел выпрямиться полностью. В этом случае возвращаться к ташаххуду нельзя, потому что ташаххуд после первых двух ракатов не относится к столпам намаза (аркан). Но если молящийся не успел выпрямиться полностью, то он должен сесть и прочесть ташаххуд, а затем довести намаз до конца и совершить дополнительные земные поклоны до таслима.

Следует знать, что суджуд ас-сахв совершаются до таслима, если молящийся пропустил любое из обязательных предписаний намаза (ваджиб), например, если он пропустил один из такбиров (за исключением такбират аль-ихрам, который считается столпом намаза) или не произнес молитвы во время поясных и земных поклонов, а также выпрямления после поясного поклона.

Если человек во время намаза засомневался в числе совершенных ракатов, то он должен взять за основу то число ракатов, в котором он уверен, довести намаз до конца, а затем совершит суджуд ас-сахв до таслима. Но если сомнения появились после завершения намаза, то, согласно наиболее достоверному мнению, на них не следует обращать внимания.

Если молящийся по невнимательности совершил лишний столп намаза, например, совершил лишний поясной или земной поклон, то совершать суджуд ас-сахв следует после таслима. В таких случаях после дополнительных земных поклонов нужно еще раз произнести таслим. Следует помнить, что сознательное добавление одного из столпов намаза делает его недействительным.

Поэтому, если молящийся встал на лишний (например, пятый) ракат, то он должен прервать его и вернуться в необходимое положение без такбира, довести намаз до конца и произнести таслим, а затем совершить суджуд ас-сахв и еще раз произнести таслим.

Если молящийся пропустил столп намаза и вспомнил об этом до того, как дошел до этого столпа в следующем ракате (например, если он пропустил поясной поклон в первом ракате и вспомнил об этом до поясного поклона второго раката), то ему следует вернуться к пропущенному столпу и довести намаз до конца, совершив суджуд ас-сахв после таслима. Если же он вспомнил об этом, совершив этот же столп следующего раката, то ракат, в котором было допущена ошибка, не засчитывается. Его следует повторить и совершить суджуд ас-сахв после таслима.

Следует знать, что если молящийся допустил ошибки, требующие совершения земных поклонов до и после таслима, то совершать их следует до таслима. Если же молящийся не уверен, где именно нужно совершить суджуд ас-сахв, то он должен совершить их до таслима. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Войти используя аккаунт социальных сетей

два земных поклона

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.

Ayaz

Сообщения: 24
Зарегистрирован: 23 ноя 2015, 18:28
Контактная информация:

два земных поклона

Ассаламу алейкум. Если допустил в фатихе ошибку, то нужно ли делать два земных поклона для исправления ошибок? Если да, то перед или после таслима? И еще вопрос, если не сделал сразу два земных поклона для исправления ошибок во время намаза , то как их делать ? Т.е. нужно делать такбир и потом идти в земные поклоны или не так ?

Abu Yasin

Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 09 янв 2010, 10:44
Контактная информация:

Re: два земных поклона

Непрочитанное сообщение

Abu Yasin » 16 дек 2015, 09:32

Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракатух.

Ayaz писал(а):Если допустил в фатихе ошибку, то нужно ли делать два земных поклона для исправления ошибок?


Если молящийся совершил ошибку во время чтения Фатихи, то он исправляет эту ошибку сразу же прочитав этот аят (в котором была сделана ошибка) повторно, и не нужно делать садждат ас-сахв (поклон невнимательности).

Ayaz писал(а):то как их делать ?


Если после намаза не прошло значительного времени, вы произнесли таслим ( Ассаляму алейкум), и после этого вспомнили об ошибке сделанной во время намаза, то делаете два земных поклона, также как это делаете во время обычного намаза, со словами Аллаху Акбар, и всё остальное делаете точно также. Затем ещё раз повторяете слова таслима ( Ассаляму алейкум) в обе стороны.

Ayaz

Сообщения: 24
Зарегистрирован: 23 ноя 2015, 18:28
Контактная информация:

Re: два земных поклона

Непрочитанное сообщение

Ayaz » 16 дек 2015, 17:05

Если я в последнем ракаате допустил ошибку в фатихе , но сразу эту ошибку не исправил , а после намаза сделал два земных поклона для исправления ошибок , то является ли намаз действительным? Или нужно намаз перечитать ?

Ayaz

Сообщения: 24
Зарегистрирован: 23 ноя 2015, 18:28
Контактная информация:

Re: два земных поклона

Непрочитанное сообщение

Ayaz » 17 дек 2015, 14:40

Произносил уа ляд-дооо и на этом , незнаю почему , я на секунду где то замолчал и следом произнес ллиин , но не намеренно так сделал .

Abu Yasin

Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 09 янв 2010, 10:44
Контактная информация:

Re: два земных поклона

Непрочитанное сообщение

Abu Yasin » 18 фев 2016, 02:46

Посмотрите внимательно мой ответ:

Abu Yasin писал(а):Если молящийся совершил ошибку во время чтения Фатихи, то он исправляет эту ошибку сразу же прочитав этот аят (в котором была сделана ошибка) повторно, и не нужно делать садждат ас-сахв (поклон невнимательности).

Он должен исправить ошибку сразу же, и тогда будет считаться что ошибки нет.

Также нужно знать какова была ошибка, может это незначительная ошибка в таджвиде, которая не нарушает смысла, в таком случае даже саджат ас-Сахв делать не надо.

А возможно человек допустил серьёзную ошибку, например, пропустил целое слово или аят, то в таком случае он должен это исправить сразу же, и если он это не сделает сразу, то тогда конечно намаз нарушается, причём не только этот ракаат, а весь намаз, потому что намеренное не совершение рукна (столпа) или ваджиба (обязанности) в намазе, аннулирует весь намаз. Он должен исправит ошибку сразу, и садждат ас-сахв делать также не надо.

Если же он не заметил ошибки, то он о ней и не знает, и естественно ни о каков вспоминании позднее речь идти не может. И на нём нет греха, потому что у него вообще не возникнет этого вопроса.

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Продолжаем наши уроки по ханафитскому фикху. Глава о дополнительных земных поклонах. Бывают моменты, когда молящийся совершил ошибку и что бы восполнить это, после таслима делается 2 дополнительных земных поклона (саджда ас-саху).

Давайте прочитаем, что говорит имам Кудури: земные поклоны будут обязательны, в случае, когда молящийся что-то добавляет к молитве, либо не доделывает какие-то элементы в намазе, например, не был выполнен какой-либо ваджиб.

Далее имам Кудури описывает форму саджда ас-саху.

После того, как человек дал салям в право, он делает два дополнительных саджда и заново сидит на ташаххуде: читает дуа ат-тахийяту, затем салаваты, после чего полноценно совершает таслим, дав салям в право и в лево.

Как было сказано, саджа ас-саху становится обязательной, когда человек что-либо добавил к намазу, и то, что он добавил, относится к намазу. Либо, он что-то оставил из ваджибов, например, не прочитал суру «Аль-Фатиха» в намазе, либо оставил дуа «Кунут», чтение которого в намазе витр является ваджибом. Либо, к примеру, молящийся не сидел на ташаххуде, а сразу встал на следующий ракаат. К ваджибам также относятся такбиры на праздничном намазе — если человек оставил такбиры, то это также требует саджда ас-саху.

Имам Кудури приводит следующий пример: если имам, в намазе, который читается про себя начал читать вслух, либо наоборот: вечерняя молитва читается вслух, но имам читает ее про себя, то в этих случаях ему следует в конце молитвы совершить саджда ас-саху.

Если имам ошибся в молитве, то ваджибом является сделать в искупление саджда ас-саху, как ему, так и джамаату, который читает за ним намаз. Если ошибку совершил кто-либо из джамаата, то в этом случае его ошибка не обязывает делать саджда ас-саху имама или кого-либо из джамаата, кто подобную ошибку не совершал.

Следующее положение, о котором многие люди спрашивают: если человек в 3-4-ракаатной молитве забыл о сидении в ташаххуде? Есть сидение в ташаххуде после 2 ракаатов, что является ваджибом, затем в конце основное сидение. В первом случае, молящийся не выполнил сидение в ташаххуде и сразу встал на 3 ракаат. Что делать в этом случае? Если человек вспомнил об этом, будучи близко к сидению, т.е. еще не полностью выпрямился, то он возвращается к ташаххуду и выполняет сидение. Если же, молящийся уже выпрямился, то ему следует дочитать намаз, а затем, в конце молитвы совершить саджда ас-саху.

Следующее положение: молящийся выполнил 1, 2 ракаат, выполнил сидение в ташаххуде, затем встал на третий ракаат, прочитав его должным образом и после чтения 4 ракаата, он забывает, что это был завершающий ракаат и встает на 5 ракаат. Что делать? В случае, если молящийся не совершил земные поклоны в 5 ракаате, т.е. понял ошибку до того, как совершить саджда, то он возвращается к ташаххуду, т.е. садится и дочитывает намаз и в конце делает саджда ас-саху. В случае, если молящийся выполнил 5 ракаат, т.е. совершил и руку и саджда, а затем вспомнил, что ошибся, то данная молитва как обязательная аннулируется. Ему следует добавить 6 ракаат и все 6 ракаатов будут считаться в качестве нафиль намаза, т.е. дополнительного суннат намаз.

Следующее положение: что делать, если молящийся в 4 ракаате выполнил завершающее сидение в ташаххуде, прочитал ат-тахийят, однако, забыл, что это завершающее сидение и встал на 5 ракаат? В этом случае, если молящийся вспомнил об ошибке до того, как совершил саджда в 5 ракаате, то он возвращается к ташаххуду завершая должным образом молитву и данный намаз будет считаться полноценным. Если же молящийся вспомнил об ошибке после того как совершил саджда в 5 ракаате, то он добавляет 6 ракаат и завершает должным образом молитву, в конце делая саджда ас-саху. В отличие от предыдущего случая, молитва как обязательная в этом случае не аннулируется, а 2 дополнительных ракаата становятся нафиль намазом в дополнении к основному 4-ракаатному фразу.

Далее шейх говорит: тот, кто засомневался в своей молитве, т.е. запутался в ракаатах, спрашивая себя сколько ракаатов я совершил? 4 ракаата или 3 ракаата? Бывают такие моменты. Что делать в таких случаях? Шейх говорит: если это происходит впервые в жизни, то такой человек должен заново перечитать намаз. Если же такое происходит не в первый раз, когда человек сомневается 3, это или 4 ракаат, тогда человек следует тому, к чему больше склоняется его мнение. В других книгах есть мнение, что человек, который часто сталкивается с подобными сомнениями должен выбрать меньшее число. То есть, если он запутался 3 это или 4 ракаат, то он берет 3 ракаат.

На этом урок завершен.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас окажется в [новом] помещении [окружении; в новой для него обстановке или местности — непривычно, необычно, есть сомнения или опасения], то пусть скажет [обратится к Господу миров с мольбою]: «А‘уузу би кялимяятил-ляяхи ат-таамма мин шарри ма халяк»[1] (Я удаляюсь посредством совершенных Божьих слов от всего зла, что сотворено Им [Богом]).
И поистине, ему [сказавшему эти слова] ничто не навредит, пока он не

Крайне ненавистно пред Аллахом (Богом, Господом), когда вы говорите то, чего сами не делаете [когда слова ваши очевидным образом расходятся с делами] (Св. Коран, 61:3).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дополнительные сведения значение ошибки 2147944309
  • Дополнительные сведения значение ошибки 2147943730
  • Дополнительные сведения значение ошибки 2147943726
  • Дополнительные сведения значение ошибки 2147943645
  • Дополнительные сведения значение ошибки 2147943568