Допустить ошибку снять одежду

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

  1. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Тихо сели.

Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите дату.

Сегодня шестнадцатое апреля. Классная работа

Здороваются, садятся, настраиваются на рабочий лад.

Записывают дату в тетрадях.

  1. Актуализация знаний

Синт.разбор.

Сосны, березы, лиственницы мелькали по сторонам.

Актуализация опорных знаний.

-Что такое склонение?

— Как правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?

Спишите с экрана словосочетания, вставляя пропущенные окончания имён существительных.

Дружил с Игор.., написать на забор.., сгорели в печ.., гнездо на берёз.., сел у ел.., в белой шапочк.., пошёл по алле.., прочитал в книг.., от гвоздик.. к фиалк.. . 

Давайте проверим. По цепочке объясняем написание пропущенных окончаний имён существительных.

Изучение нового материала.

-Прочитайте глаголы и сравните их.

умывает- умываться

одевает- одеваться

моет- моется

-Что вы можете сказать? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах?

-Что придаёт вторым глаголам такое значение? Чем глаголы отличаются по форме?

-Как могут называться такие глаголы? -Прочитайте, как они называются, на ст. 102 учебника.

-Сформулируйте задачи урока.

-Прочитайте на стр. 102 сведения о языке.

-Какие глаголы называются возвратными? Назовите показатель возвратных глаголов. (Суффикс -ся)

-Как вы  думаете, почему в неопределённой форме перед суффиксом -ся всегда пишется мягкий знак? (Сохраняется суффикс неопределённой формы -ть).

Сосны, березы, лиственницы мелькали по сторонам. (Простое, повест., невоскл., распр., осл.однород.полеж.)

(Изменение имён существительных по падежам.) 

Дружил с Игорем, написать на заборе, сгорели в печи, гнездо на берёзе, сел у ели, в белой шапочке, пошёл по аллее, прочитал в книге, от гвоздики к фиалке. 

(Первые глаголы в каждой паре показывают, что действие совершается над кем- то или над чем- то, а второе- что действие совершается кем- то или чем- то над самим собой.)

(У вторых глаголов в парах добавляется —ся.)

(Познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать.)

Слайд

Слайд

  1. Изучение нового материала

 -Самостоятельно выполните упр. 211. Вам нужно  из упр. 210 выбрать возвратные глаголы и списать их. Подчеркнуть мягкий знак перед суффиксом -ся.

-Какие глаголы вы выписали?

-У кого не так? Хорошо, молодцы.

Назовите показатель возвратных глаголов. (Суффикс -ся)

(Одеваться, стучаться, умываться, научиться, увидеться, обменяться.)

  1. Физминутка

Встаем. Сейчас я вам буду читать пословицы. Если в этой пословице употребляется возвратный глагол вы приседаете, если нет хлопаете. Готовы?

1) Тише едешь, дальше будешь.2) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 3) Любишь кататься— люби и саночки возить. 4) кашу маслом не испортишь. 5) Слышал звон, да не знаешь, где он. 6) Станешь лениться— будешь с сумой волочиться. 7) За чужим погонишься, своё потеряешь.

  1. Закрепление

-Прочитайте задание к упр. 214.

-Что вы заметили при спряжении возвратных глаголов? (изменяется окончание)

-Как определить лицо и число этих глаголов? (по местоимению)

-Сделайте вывод, как изменяются возвратные глаголы. (по лицам и числам)

Упражнение в правописании возвратных глаголов

-Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс. Подчеркните мягкий знак.

   Допустить ошибку, снять одежду, настойчиво спрашивать о чём- то, приходить в негодование, приветствовать кого-нибудь при встрече, испытывать волнение.

Ответы детей

Допустить ошибку(ошибиться), снять одежду (раздеться), настойчиво спрашивать о чём- то (интересоваться), приходить в негодование(злиться), приветствовать кого- нибудь при встрече(здороваться), испытывать волнение(волноваться).

Слайд

  1. Рефлексия

-Выпишите возвратные глаголы в неопределённой форме. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом —ся. 

1) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

2) Любишь кататься — люби и саночки возить.

3) Станешь лениться — будешь с сумой волочиться.

-Как вы понимаете эти пословицы?

-Какие слова вы выписали?

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какие глаголы называются возвратными?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упр. 213 (с. 103)

ОЦЕНИВАНИЕ

  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Презентация, доклад на тему К уроку русского языка Возвратные глаголы

Содержание

  • 1.

    К уроку русского языка Возвратные глаголы

  • 2.

    Словарная работаКОМАНДИР – 1. Начальник воинской части,

  • 3.

    Повторение о глаголе-действиеСпрягаютсяЛицам и числамОкончание ударноеНеопределённую форму2 спряжения1 спряжения, кроме глаголов исключенияЧто делать? Что сделать?

  • 4.

    Значение глаголовРасчёсывает-расчёсываетсяУмывает –умываетсяМоет-моется

  • 5.

    Задачи:1)узнать как называются такие глаголы,

  • 6.

    Значение сяПрячется – прячет себя.

  • 7.

    Значение возвратных глаголов1. Умываться, одеваться, обуваться (действие

  • 8.

    Сделайте свой вывод.Вывод: при образовании различных форм возвратного глагола суффикс –ся (-сь) сохраняется.

  • 9.

    Замени одним словомДопустить ошибку снять одежду -испытывать волнение, тревогу -ученик приветствует кого-нибудь при встрече

  • 10.

    Проверь!ОшибитьсяРаздетьсяВолноватьсяздоровается

  • 11.

    Тся или ться? Он должен решиться прыгнуть

  • 12.

    ВыводЧто делать? Н.Ф тьсяЧто делает? 3Л. тся

  • 13.

    Самостоятельная работаЗапишите в тетради только пропущенные слова:Возвратная

  • 14.

    Творческий диктант с самопроверкойЗамените словосочетания глаголами-синонимами, графически

  • 15.

    Итоги урокаСегодня на уроке я узнал. .

  • 16.

    Домашнее задание

Словарная работаКОМАНДИР – 1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна. 2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться, командовать.– Подберите 1) однокоренные слова-команда, командирский, командующий, командовать. 2)синонимы к слову «командир» -руководитель, начальник, военачальник

Слайд 2Словарная работа
КОМАНДИР –
1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна.

2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться, командовать.
– Подберите 1) однокоренные слова-команда, командирский, командующий, командовать.
2)синонимы к слову «командир» -руководитель, начальник, военачальник

Словарная работаКОМАНДИР – 1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна. 2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться,


Слайд 3Повторение о глаголе
-действие
Спрягаются
Лицам и числам
Окончание ударное
Неопределённую форму
2 спряжения
1 спряжения, кроме глаголов

исключения
Что делать? Что сделать?

Повторение о глаголе-действиеСпрягаютсяЛицам и числамОкончание ударноеНеопределённую форму2 спряжения1 спряжения, кроме глаголов исключенияЧто делать? Что сделать?


Слайд 4Значение глаголов
Расчёсывает-расчёсывается
Умывает –умывается
Моет-моется

Значение глаголовРасчёсывает-расчёсываетсяУмывает –умываетсяМоет-моется


Слайд 5Задачи:

1)узнать как называются такие глаголы,
2)какие

значения они имеют
3)как пишутся такие глаголы.

Задачи:1)узнать как называются такие глаголы,      2)какие значения они имеют3)как пишутся такие глаголы.


Слайд 6Значение ся
Прячется – прячет себя.

С
Моется – моет себя.
Катается – катает себя.

Значение сяПрячется – прячет себя.            СМоется


Слайд 7Значение возвратных глаголов
1. Умываться, одеваться, обуваться (действие предмета направлено на себя).
2

Удивляться, радоваться, сердиться (состояние предмета).
3. Ткань мнется, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства предмета).

Значение возвратных глаголов1. Умываться, одеваться, обуваться (действие предмета направлено на себя).2 Удивляться, радоваться, сердиться (состояние предмета).3. Ткань


Слайд 8
Сделайте свой вывод.
Вывод: при образовании различных форм возвратного глагола суффикс

–ся (-сь) сохраняется.

Сделайте свой вывод.Вывод: при образовании различных форм возвратного глагола суффикс –ся (-сь) сохраняется.


Слайд 9Замени одним словом
Допустить ошибку
снять одежду
-испытывать волнение, тревогу

-ученик приветствует кого-нибудь при встрече

Замени одним словомДопустить ошибку снять одежду  -испытывать волнение, тревогу -ученик приветствует кого-нибудь при встрече


Слайд 10Проверь!
Ошибиться
Раздеться
Волноваться
здоровается

Проверь!ОшибитьсяРаздетьсяВолноватьсяздоровается


Слайд 11Тся или ться?

Он должен решиться прыгнуть с вышки.

Он наконец решится спрыгнуть с вышки

Тся или ться? Он должен решиться прыгнуть с вышки.


Слайд 12Вывод

Что делать? Н.Ф
ться
Что делает? 3Л.
тся

ВыводЧто делать?  Н.Ф тьсяЧто делает?   3Л. тся


Слайд 13Самостоятельная работа
Запишите в тетради только пропущенные слова:
Возвратная форма глагола образуется с

помощью…
Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое…
Глаголы, образованные с помощью –ся, -сь)называются…

суффикса –ся (сь)

направлено на себя

возвратными

Самостоятельная работаЗапишите в тетради только пропущенные слова:Возвратная форма глагола образуется с помощью…Глаголы в возвратной форме обозначают действие,


Слайд 14Творческий диктант с самопроверкой
Замените словосочетания глаголами-синонимами, графически покажите, что эти глаголы

возвратные.
Участвовать в соревновании
проводить тренировки
проявлять стремление
испытывать волнение
допускать ошибки
принять решение

тренироваться,

стремиться,

волноваться,

ошибаться,

решиться.

Творческий диктант с самопроверкойЗамените словосочетания глаголами-синонимами, графически покажите, что эти глаголы возвратные.Участвовать в соревнованиипроводить тренировкипроявлять стремлениеиспытывать волнениедопускать


Слайд 15Итоги урока
Сегодня на уроке я узнал. . .
-Мне было интересно

. . .
-Я могу поставить себе . . .
-Мне нужно еще постараться
ь и –ся у глаг

Итоги урокаСегодня на уроке я узнал. . . -Мне было интересно . . . -Я могу поставить



Подборка по базе: конспект урока по русскому языку по теме «Безличные глаголы» (6 , проверочная работа 9 класс модальные глаголы.docx, неправильные глаголы.docx, модальные глаголы.docx, План-конспект урока русского языка в 4 классе «Возвратные глагол, возвратные глаголы 4 класс.docx, модальные глаголы.docx, неправильные глаголы.odt, Презентация _Модальные глаголы в английском языке_.pptx, Презентация по русскому языку на тему _Возвратные и невозвратные


Конспект занятия

  1. Организационная информация
Примечание
1.1 Название предметного модуля

Название раздела

Русский язык
Глагол
1.2 Автор УМК В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
  1. Методическая информация
1. Тема урока Возвратные глаголы (ознакомление)
2. Содержание темы урока
3. Методы и приемы реализации содержания урока Проблемно-поисковый, словесный методы.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; работа в парах, группах, индивидуальная

4. Возраст обучающихся: 10 лет
5. Цель урока: создать условия для формирования навыка различать возвратные глаголы, овладение правилом правописания возвратных глаголов, овладение понятием «возвратная форма глагола»
6. Задачи урока: — обучающие: познакомить с понятием возвратные глаголы; учить понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики, умению образовывать возвратные глаголы; формировать умение образовывать возвратные глаголы с помощью суффикса -ся (-сь); правильно писать возвратные глаголы в неопределенной форме;

— развивающие: развивать познавательные и исследовательские умения, внимание и творческие способности детей, самостоятельность и способности решать творческие задачи; способствовать развитию орфографического навыка, познавательного интереса, мышления, речи.

— воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной работы; положительные морально-волевые качества детей; инициативность, самостоятельность, предприимчивость; культуру бесконфликтного общения; побуждать проявлять внимание, доброе отношение друг к другу; воспитывать любовь к слову, к родному языку.

7. Планируемые результаты:
7.1 Личностный результат способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;

— проводить самооценку своих действий;

— развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

7.2 Метапредметный результат а) регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

б) познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,

рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

в) коммуникативные УУД : владеть навыками групповой работы, выполнять свои обязанности в группе и видеть цель своей деятельности, прислушиваться к мнению собеседников, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, грамотно оформлять свои мысли в устной речи, читать про себя текст и понимать содержание, оказывать помощь, владеть навыками участия в диалоге.

7.3 Предметный результат — знать: формы глагола на -ться и -тся, понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);

  • — уметь: обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний
7. Материально-техническое оснащение Учебник В.К.Канакин и В.Г.Горецкий. Русский язык 4 класс 2 часть.

  • Презентация
  • Мультимедийное оборудование
  • карточки

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Садитесь!

-Девизом нашего урока будут следующие слова:

Мы умеем думать,

Мы умеем рассуждать.

Всё, что нужно для работы,

Будем смело выполнять.

1 мин

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог

1.-К какой части речи относятся выделенные слова ? (глаголы)

-Что вы знаете об этой части речи? Проведем блиц-опрос.

— Что обозначает глагол как часть речи? (действие предмета)

— На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?)

— Как изменяются глаголы? (По временам, бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени)

— Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам)

— Как изменяются глаголы в прошедшем времени ? (по родам и числам)

— Каким членом предложения обычно бывает глагол? (сказуемым)

-Как пишется не с глаголами? (отдельно)

-Что называют неопределенной формой глагола ? (начальную форму)

-Почему неопределенная форма глагола имеет такое название ? (не указывает ни на время , ни на число глагола)

5 мин
III.Постановка учебной задачи

Словесный:

подводящий диалог

Практический: постановка целей и задач урока

.-Прочитайте глаголы и сравните их.

обуть-обуться

причесать-причесаться

покрасить-покраситься

-Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?

-Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? (первые глаголы показывают, что действие совершается над кем-либо или над чем-либо, а вторые –что действие совершается кем-то или чем-то над собой)

-Что мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему. Значит, наша задача на уроке: 1) Узнать как называются такие глаголы;

2) Какие значения они имеют;

3) Как пишутся такие глаголы.

— Все верно.

3 мин
IV.Открытие нового знания

Языковой: грамматический анализ

Наглядный: учебник

Словесный: диалог

Практический: работа с правилом

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

— Запишем два предложения.

Сильный ветер качает ветви деревьев.

Ветви деревьев качаются.

— Выделите грамматическую основу.

Что заметили? В чем различие глаголов по смыслу? А на письме?

— Как могут называться такие глаголы?

— К глаголу присоединяется частичка –СЯ, она придает ему такой смысл, которого без нее не было, т.е. возвращение действия, которое обозначается суффиксом – ся.

– В чём особенность этого суффикса?

-Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».

Сделайте вывод: как различаются глаголы с –ся и без –ся по смыслу?

— Ответ на вопрос «Как называется такая форма глагола?» вы найдёте самостоятельно на страничке учебника 102.

— Кто прочитает правила в желтой рамке?

-Как называются такие глаголы?

Прячется – прячет себя.

Моется – моет себя.

Катается – катает себя.

— Назовите показатель возвратных глаголов.

— На какие вопросы отвечают возвратные глаголы?

— Что особенного в возвратных глаголах неопределённого времени?

— Посмотрите на №210. Прочитайте.

На какой вопрос отвечают глаголы из первого столбика?

— А из второго?

— В чем их сходство?

А какие различия они имеют?

— Составьте два предложения. Первое со словом умывать, а второе со словом умываться.

— Что у вас получилось?

— а кого направлено действие в первом предложении?

— А во втором?

— Спишите к себе в тетрадь эти два столбика с глаголами и подчеркните суффикс –ся, а также мягкий знак.

– Прочитайте глаголы, которые вы выписали

15 мин
V.Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный: презентация

Словесный: диалог

Посмотрите на доску. Прочитайте:

«Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани …»

— Кто автор этого произведения?

— Как оно называется?

— Назовите глаголы.

— На что они оканчиваются?

— Есть ли лишний среди них?

— Что общего у всех остальных глаголов?

— Итак, выпишите возвратные глаголы из стихотворения, подчеркните мягкий знак и выделите суффикс.

— Сейчас два человека выходят к доске, выполним морфемный разбор слов.

…, первые два глагола – мыться, плескаться. …, следующие глаголы – купаться, кувыркаться.

Остальные работают в своих тетрадях.

— Проверяем. Молодцы! Присаживайтесь.

4 мин
Физминутка Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

Оглядели потолок,

Посмотрели все вперёд.

Раз – согнуться-разогнуться,

Два — согнуться-потянуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Пять, шесть – тихо сесть

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:

слово учителя

Практический: работа с карточками

— У вас на столе карточка. Это самостоятельная работа. Каждый за нее получит отметку.

— Из предложений нужно выписать только возвратные глаголы.

Выделите суффикс –ся и подчеркните мягкий знак перед нем.

— Прочитайте эти предложения.

— Кому не понятно задание?

— Молодцы. Сейчас обменяйтесь со своим соседом. Мы с вами проверим ваши работы.

— Отлично. Оцените свою работу в листе самооценки

— Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту.

4 мин
VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

Практический: работа с упражнением

Словесный: беседа.

— Замените словосочетания одним словом и запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс и подчеркните мягкий знак.

  • Допустить ошибку
  • Снять одежду
  • Приходить в негодование
  • Испытывать волнение, тревогу

-Теперь давайте попробуем разобрать слова по составу.

— Какой суффикс есть во всех этих словах?

— А что особенно в основе?

5 мин
VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

— Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

— Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

— Реализовали ли мы их?

— Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне …»

— Используем такие варианты ответа как:

  • Было трудно …
  • Было интересно …
  • Было не понятно …
  • Было легко …

— Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

— Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

3 мин
Вариант

— У вас на столе карточки. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку.

Предлагаю вам работу по выбору. Перед вами три карточки с заданиями.

1 карточка — простые задания.

2 карточка — базовые задания.

3 карточка – задания повышенной сложности.

— Возьмите карточку, в соответствии с желанием.

1карточка.

Списать, подчеркнуть в глаголах –ться, -тся.

Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться- ничего не сделать.

2 карточка.

Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.

Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца],

уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.

3 карточка.

Восстановите пословицы, объясните правописание –тся, -ться.

Всякий человек а труса находит.

Смелого пуля боит…ся, по делу узнаёт…ся.

Всякое дело больше и спрашивает…ся.

С большого человека человеком и славит…ся.

Правильность ваших работ я рассмотрю при проверке тетрадей.

— Кому не понятно задание?

— Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту.

Начало урока 1. Мозговой штурм (билеты – смайлики)

— Что обозначает глагол?

— Каким членом предложения является?

—  Как изменяются глаголы? 

— Вопросы прошедшего времени? Настоящего? Будущего? 

— На какие две группы делятся?

— Какие глаголы не изменяются  лицам и числам?

-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой  форме?

-Почему она так называется?

— Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

— К 1му спряжению?

— Назовите окончания глаголов 1го спряжения.  Окончания глаголов  2го спряжения?

— Как правильно написать гласную в окончании? (Памятка) /Слайд 5/

Возвратные глаголы

___________________

Суффикс – ся -сь

_________________

Возвратные глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы

Что делать? Что сделать?

перед суффиксом –ся в возвратных глаголах неопределенной формы всегда пишется мягкий знак

Дата: 20.04.2021                                                                                                                ФИО учителя: Гагарина О.А.

Школа: МАОУ«ОЦ №1»                                                                                                          ФИ студента: Литвинович А., 43 гр.

Класс: 4 «В»                                                                                                                        ФИО методиста: Солопова Т.В.    

Кабинет: 206

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема урока: «Возвратные глаголы»

Цели деятельности учителя: овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения различать возвратные и невозвратные глаголы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать формы глагола, в том числе и возвратного;
  • знать понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол);
  • уметь находить в тексте возвратные глаголы;
  • уметь обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

— Здравствуйте, ребята!

— Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.

— Садитесь.

— Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?

— Как вы понимаете это высказывание?

— Отлично, молодцы.

Приветствовать учителя.

— Не то беда, что мы всегда

Чего-нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,

Тогда добьёшься своего,

Узнаешь, поумнеешь.

— Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог

Практический: работа в тетради

Языковой:

орфограммы

5 мин

— Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа».

— Ребята, посмотрите на экран. На экране представлены буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск , возвр.ф.

— Запишите их каллиграфичным почерком к себе в тетрадь

— По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.

— А как по-вашему, что может обозначать возвр.ф.?

-Хотите узнать?

— Теперь напишите эти слова послностью на другой строчке.

— Обозначьте орфограммы. Какое слово труднее всего писать?

— А сейчас возьмите в руки карандаш, посмотрите на экран, сравните, верно ли вы написали.

— Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус.

 — Ребята, скажите, с какими трудностями вы столкнулись при написании этих слов?

— Это словарные слова, их написание нельзя проверить, поэтому их нужно запомнить.

— Скажите, что такое глагол?

— Как изменяется глагол?

Выполняют каллиграфичное письмо

— Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое

— сказуемое, возвратная

— Со словами, у которых нет проверочных слов, поэтому было трудно определить, кукую букву нужно писать.

— Самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?, обозначающая действие или состояние предмета.

— Глаголы изменяются по временам, числам и лицам.

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

III.Постановка учебной задачи

Словесный:

подводящий  диалог

Практический: постановка целей и задач урока

3 мин

Прочитайте глаголы и сравните их.

— Что вы можете сказать?

 -Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах?

— Что придает вторым глаголам такое значение?

 -Чем глаголы отличаются по форме?

— Вы знаете, как называются такие глаголы?  

-Что мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему. Значит, наша задача на уроке: 1) Узнать как называются такие глаголы;

2) Какие значения они имеют;

3) Как пишутся такие глаголы.

— Все верно.

Расчесывает – расчесывается

Одевает – одевается

Моет – моется

-ся

— нет

— Тема нашего урока: «Возвратные глаголы»

— Цели: узнать, что такое возвратные глаголы, как они пишутся.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Языковой: грамматический анализ

Наглядный: учебник

Словесный: диалог

Практический: работа с правилом

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

15 мин

— Запишем два предложения.

Сильный ветер качает ветви деревьев.

Ветви деревьев качаются.

— Выделите грамматическую основу.

Что заметили? В чем различие глаголов по смыслу? А на письме?

— Как могут называться такие глаголы?

— К глаголу присоединяется частичка –СЯ, она придает ему такой смысл, которого без нее не было, т.е. возвращение действия, которое обозначается суффиксом – ся.

– В чём особенность этого суффикса?

-Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».

Сделайте вывод: как различаются глаголы с –ся и без –ся по смыслу?

— Ответ на вопрос «Как называется такая форма глагола?» вы найдёте самостоятельно на страничке учебника 102.

— Кто прочитает правила в желтой рамке?

-Как называются такие глаголы?

Прячется – прячет себя.

Моется – моет себя.

Катается – катает себя.

— Назовите показатель возвратных глаголов.

— На какие вопросы отвечают возвратные глаголы?

— Что особенного в возвратных глаголах неопределённого времени?

— Посмотрите на №210. Прочитайте.

На какой вопрос отвечают глаголы из первого столбика?

— А из второго?

— В чем их сходство?

А какие различия они имеют?

— Составьте два предложения. Первое со словом умывать, а второе со словом умываться.

— Что у вас получилось?

— а кого направлено действие в первом предложении?

— А во втором?

— Спишите к себе в тетрадь эти два столбика с глаголами и подчеркните суффикс –ся, а также мягкий знак.

– Прочитайте глаголы, которые вы выписали

Выделяют грамматическую основу

В первом предложении – действие выполняет ветер, оно направлено на другой предмет, на верхушки. Во втором предложении – действие возвращается к действию самого предмета

— Возвратные. Глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.

— Он стоит в конце слова после -ть.

— Действия, переходящие на предмет, на самого себя.

— Возвратные глаголы.

— ся

— Что делать? Что сделать?

— В них мы всегда пишем мягкий знак (ь)

— что делать?

— что сделать?

— Пишется мягкий знак

— в первом столбике действия совершаются на данный момент, а во втором уже были сделаны.

— на кого-то

— на самого себя

Выписывают в тетрадь

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный: презентация

Словесный: диалог

Языковой: морфемный разбор

4 мин

Посмотрите на доску. Прочитайте:

 «Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани …»

— Кто автор этого произведения?

— Как оно называется?  

— Назовите глаголы.

— На что они оканчиваются?

— Есть ли лишний среди них?

— Что общего у всех остальных глаголов?

— Итак, выпишите возвратные глаголы из стихотворения, подчеркните мягкий знак и выделите суффикс.  

 — Сейчас два человека выходят к доске, выполним морфемный разбор слов.

…, первые два глагола – мыться, плескаться. …, следующие глаголы – купаться, кувыркаться.

Остальные работают в своих тетрадях.

— Проверяем. Молодцы! Присаживайтесь.

— Корней Чуковский «Мойдодыр»

— Мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться.

— Нырять, т.к. нет суффикса -ся.

— Они возвратные.

Выполняют задание.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Физминутка

— А теперь немного разомнемся. Встаем со своих мест и повторяем движения за мультяшками. (Видео на экране)

— Отлично, присаживайтесь.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: 

слово учителя

Практический: работа с карточками

4 мин

— У вас на столе карточка. Это самостоятельная работа. Каждый за нее получит отметку.

— Из предложений нужно выписать только возвратные глаголы.

Выделите суффикс –ся и подчеркните мягкий знак перед нем.

— Прочитайте эти предложения.

— Кому не понятно задание?

— Молодцы. Сейчас обменяйтесь со своим соседом. Мы с вами проверим ваши работы.

— Отлично. Сверьте со слайдом и поставьте либо «+», либо «-».

— Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту.

Слушают задание.

Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Учащиеся выписывают только возвратные глаголы.  

(Напиться, наклониться, кататься.)

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

Практический: работа с упражнением

Словесный: беседа.

5 мин

— Замените словосочетания одним словом и запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс и подчеркните мягкий знак.

  • Допустить ошибку
  • Снять одежду  
  • Приходить в негодование  
  • Испытывать волнение, тревогу  

 -Теперь давайте попробуем разобрать слова по составу.  

— Какой суффикс есть во всех этих словах?

— А что особенно в основе?

 Один ребёнок работает у доски

Ошибиться

Раздеться

Злиться

Волноваться

У доски другой ученик

— ся

— Она не включается в себя –ть, а прерыввается.

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

3 мин

— Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

— Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

— Реализовали ли мы их?

— Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне …»

— Используем такие варианты ответа как:

  • Было трудно …                              
  • Было интересно …
  • Было не понятно …                      
  • Было легко …

— Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

— Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

— Тема нашего урока: «Возвратные глаголы»

— Цели: узнать, что такое возвратные глаголы, как они пишутся

— Все цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Возвратные глаголы – что это такое, чем они отличаются от невозвратных и на какие группы делятся

что такое возвратные глаголы простыми словами

Возвратные глаголы – это глаголы с постфиксом «-ся» или «-сь». Они называются так потому, что «возвращают» действие на того, кто о нем говорит: «Я умываюсь» = умываю себя, «Мы обнимаемся» = обнимаем друг друга.

«Ся» – это сокращенный вариант слова «себя».

Возвратность может быть даже у инфинитива – начальной формы глагола: причесываться, одеваться.

4 значения возвратных глаголов

Собственно возвратное, когда действие возвращается на того, кто о нем говорит: мальчик учится = учит себя, кот чешется = чешет себя, свою шерсть.

Взаимно-возвратное – когда действие относится к нескольким людям: мы обнимаемся, целуемся.

Страдательное. Когда предмет не сам выполняет действие, а с ним кто-то что-то делает. Этот кто-то обычно упоминается через дополнение в творительном падеже: диплом пишется мной = я его пишу, подвал заполняется водой = вода заполняет подвал, малярия переносится комарами = комары переносят малярию.

Свойство, постоянно присущее предмету. Здесь уже значение не совсем «возвратное», например: комары кусаются, козел бодается, вода растекается. Комары кусают не друг друга, козел бодает не себя самого, вода тоже саму себя не растекает. «-Ся» здесь указывает на постоянное свойство живых существ или предметов.

Не переживайте

В школе в любом случае все эти глаголы будут считаться возвратными.

Все возвратные глаголы непереходные

То есть после них не может быть существительного или местоимения в винительном падеже без предлога. Можно сказать «умывать ребенка», но с глаголом «умываться» существительное в такой форме употребить уже невозможно.

Но это не значит, что все невозвратные глаголы – переходные. Например, «зависеть» можно только «от» кого-то (зависеть от соседа), «поехать» – «в» какой-то город (поехать в Сызрань).

Всегда ли у возвратных есть невозвратная пара

Нет. Например, у глагола «драться» нет пары без «-ся», потому что «драть» имеет совсем другое значение – драть в клочья, сдирать что-то.

У глаголов «каяться», «намереваться», «улыбаться» тоже нет пары без «-ся», потому что они без постфикса вообще не употребляются.

Возвратные и невозвратные глаголы

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

  • что делает? сидит;
  • что делал? сидел;
  • что будет делать? сидеть.

Начальная (неопределенная) форма глагола — инфинитив. Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?».

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные, возвратные и невозвратные.

Вид — это постоянный грамматический признак, который есть у спрягаемых глаголов, инфинитива, деепричастий и причастий. Он показывает, как действие глагола протекает во времени:

  • глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?» и обозначают завершенное и единовременное действие (прочитал, посидел);
  • глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?» и обозначают незавершенное и повторяемое действие (читает, сидит).

Переходность — способность глагола сочетаться с существительными и местоимениями в форме винительного падежа без предлога. Например: читать (что?) книгу.

Непереходные глаголы не способны сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога. Например, от глагола летать мы не можем задать вопрос «кого?» или «что?».

И наконец, еще один важный постоянный признак глагола — возвратность и невозвратность. В этой статье мы разберем вопросы, которые часто возникают у школьников в 5 и 6 классе: что значит возвратный или невозвратный глагол и в чем их различия.

Возвратность глагола

Возвратность — это постоянный признак глагола, который выражает, что действие или состояние возвращается к самому действующему лицу.

Признак возвратности глагола — постфикс -ся или -сь. Если в конце слова есть такой постфикс, то этот глагол называется возвратным: обидеться, одеться, двигаться. Другие глаголы считаются невозвратными: обижать, одевать, двигать.

Как понять, возвратный или невозвратный глагол: нужно найти постфикс, с помощью которого образован глагол. Если постфикс отсутствует, глагол невозвратный.

Для примера разберем по составу слово «задумываться»:

Разбор возвратного глагола по составу

Нашли постфикс -ся — значит, глагол возвратный.

Примеры возвратных и невозвратных глаголов

учить — учу (пятиклассников)

учиться — учусь (правильно писать)

радовать — радую (маму оценками)

радоваться — радуюсь (оценкам)

удивлять — удивляю (друзей)

удивляться — удивляюсь (интересным фактам)

купать — купаю (малыша)

купаться — купаюсь (в реке)

одевать — одеваю (ребенка)

одеваться — одеваюсь (в яркие цвета)

Теперь у нас есть определение и понимание, какие глаголы называются возвратными. Разберемся, какие бывают способы образования у таких глаголов и как на них влияет переходность и непереходность.

Способы образования возвратных глаголов

Возвратные глаголы в русском языке образуются пятью способами:

1. От невозвратных переходных глаголов с помощью постфикса -ся:

  • метать — метаться;
  • радовать — радоваться;
  • смотреть — смотреться.

2. От невозвратных непереходных глаголов с помощью постфикса -ся:

  • грозить — грозиться;
  • стучать — стучаться.

3. От переходных и непереходных глаголов с помощью приставки и постфикса -ся:

  • дышать — отдышаться;
  • думать — задуматься;
  • плакать — расплакаться.

4. От имен существительных и прилагательных с помощью приставки, суффикса и постфикса -ся:

  • нужда — нуждаться;
  • банкрот — обанкротиться.

5. Наконец, существуют непроизводные возвратные глаголы, которые употребляются только в возвратной форме:

  • нравиться (всем);
  • гордиться;
  • трудиться;
  • распоряжаться;
  • оставаться;
  • надеяться;
  • улыбаться;
  • бороться;
  • кланяться;
  • ложиться.

Употребление постфиксов

Возвратный постфикс -ся добавляется после согласных:

  • укрылся;
  • обиделся;
  • отдышаться;
  • занимаешься.

Возвратный постфикс -сь встречается после гласных:

  • обрадовалась;
  • разозлилась;
  • горжусь;
  • спустилась.

Оттенки значения возвратных глаголов

По значению можно выделить восемь групп возвратных глаголов, пять из которых образованы от переходных, и три — от непереходных глаголов.

Образованы от переходных глаголов

1. Собственно возвратные — обозначают действие, которое направлено на себя:

  • мыться — мыть себя;
  • обуваться — обуть себя;
  • раздеваться — раздеть себя.

2. Взаимно-возвратные — обозначают действие, которое реализуют несколько человек по отношению друг к другу:

  • обниматься;
  • встречаться;
  • целоваться.

3. Общевозвратные — указывают на внутреннее состояние или его физическое изменение:

  • веселиться;
  • огорчиться;
  • остановиться.

4. Косвенно-возвратные — обозначают действие, которое реализует человек для себя, в своих интересах:

  • собираться (в путь);
  • прибраться (на кухне);
  • укладываться (спать).

5. Безобъектно-возвратные — обозначают действие, которое принимает роль постоянного свойства:

  • светится (лампа);
  • кусается (собака);
  • колется (еж).

Образованы от непереходных глаголов

1. Глаголы, которые обозначают безличное действие или состояние, происходящее без желания, безо всяких усилий:

  • не спится;
  • нездоровится;
  • неможется.

2. Глаголы, которые обозначают действия, совершаемые в собственных интересах, более интенсивные, чем в невозвратной форме:

  • грозится;
  • плачется;
  • стучится.

3. Глаголы, которые обозначают более слабое проявление какого-либо внешнего признака, чем у глагола в невозвратной форме:

  • краснеется;
  • тлеется;
  • белеется.

Подведем итоги

Что мы узнали о возвратных глаголах:

  • Возвратные глаголы — это глаголы с постфиксом -ся.
  • После гласных -ся превращается в -сь.
  • Все возвратные глаголы непереходные.
  • Постфикс -ся может стоять в глаголе после окончания.

Постфикс -ся входит в основу и сохраняется во всех глагольных формах, поэтому возвратность — это постоянный признак глагола.

Допустить ошибку возвратный глагол

Возвратность глагола (возвратные и НЕвозвратные глаголы) — постоянный признак глагола, который зависит от наличия или отсутствия постфиксов -ся (-сь). В некоторых учебниках русского языка постфиксы -ся/-сь называют суффиксами.

Переходность глагола (переходные и НЕпереходные глаголы) — постоянный признак глагола, заключающийся в возможности присоединять прямое дополнение. Переходность близка к понятию валентности (в синтаксисе это способность слова вступать в синтаксические связи с другими элементами, в лингвистике — число актантов, которые может присоединять глагол).

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратными называются глаголы с постфиксом -ся (-сь), например: смеяться, мыться, задумываться, улыбаться.
Невозвратные глаголы — это глаголы без постфикса -ся (-сь), например: задумать, мыть, ходить, говорить.

Возвратные глаголы (а точнее их постфиксы) придают глаголам следующие значения:

  • лично-возвратное: она умывается (т. е. умывает себя); он одевается (т.е. одевает сам себя);
  • взаимно-возвратное: мы перезваниваемся (т. е. звоним друг другу); люди обнимаются (т.е. обнимают друг друга);
  • страдательное: фильм снимается (т. е. фильм кто-то снимает);
  • постоянное или повторяющееся действие: крапива жжётся, осенью листья осыпаются;
  • значение самопроизвольного действия: дверь распахнулась от ветра.

Постфикс -ся бывает только после согласных (веселиться, вернётся, увлёкся), а постфикс -сь — только после гласных (веселюсь, вернись, увлеклась). Постфиксы, кроме своей главной функции, а именно изменять состояние глагола (в частности, исключая возможность переходности), иногда модифицирует лексическое значение глагола: раздаться (окрепнуть или потолстеть) — раздать (отдать всё без остатка).

Все возвратные глаголы являются непереходными. Они образуются как от переходных глаголов (различать — различаться, радовать — радоваться, одевать — одеваться), так и от непереходных (стучать — стучаться, чернеть — чернеться). Возвратные глаголы, будучи образованными от непереходных глаголов, в соединении с приставками рас-/з-, из-, на-, до-, вы- выражают значения полноты, завершённости и интенсивности действия или состояния (говорить ⇒ говориться ⇒ разговориться, наговориться, договориться, выговориться).

Разбор по составу возвратного глагола (морфемный разбор): «зад у мываться (от слова: зад У маться)»:

Возвратные глаголы и возвратные формы глаголов

Внимание! Некоторые лингвисты просят отличать омонимичные возвратные глаголы от возвратных форм глаголов. Данное отличие позволяет получить третий залог — средневозвратный — к двум первым: действительному и страдательному. Подробнее о залогах в следующем конспекте «Вид и залог глаголов».

Возвратные глагольные формы образуются от переходных глаголов с помощью присоединения постфикса ся. Сюда же относится образование безличных глагольных форм типа хочется (грамматическая форма невозвратного глагола хотеть), работается (грамматическая форма невозвратного глагола работать). А возвратными глаголами при этом считаются только непереходные глаголы с постфиксом ся.

Способы различения возвратных глаголов и возвратных форм глагола:

Возвратные глаголы выступают в активных конструкциях. Возвратные формы глаголов употребляются в пассивных конструкциях.
Возвратные глаголы не допускают трансформаций по залогу. Возвратные формы глаголов допускают трансформацию в активную конструкцию.
Возвратные глаголы не распространяются дополнением в творительном падеже. Возвратные формы глаголов распространяются дополнением в творительном падеже.
Возвратный глагол распространяется деепричастным оборотом. Возвратная форма глагола не распространяется деепричастным оборотом.
Возвратный глагол сочетается с местоимением сам. Возвратная форма глагола не сочетается с местоимением сам.
Подлежащее при возвратном глаголе – одушевленное или неодушевленное существительное. Подлежащее при возвратной форме глагола только неодушевленное существительное.

Шнурки развязались глагол совершенного вида, возвратный , действительного залога.
Обмен мнениями продолжается возвратная форма глагола.
Чины людьми даются, а люди могут обмануться – даются ( возвратная форма глагола); обмануться ( возвратный глагол).

Переходные и непереходные глаголы

Переходными называются глаголы, которые имеют или могут иметь при себе прямое дополнение, т. е. дополнение, выраженное именем существительным, числительным или местоимением:

  1. в винительном падеже без предлога (найти (что?) дорогу, приласкать (кого?) котёнка, прибавить (что?) три);
  2. в родительном падеже без предлога, если действие охватывает часть предмета (насыпать (чего?) соли, выпить (чего?) соку, дать (чего?) сдачи) или если при глаголе имеется отрицание (не знать (чего?) правды, не помнить (чего?) зла, не ждать (чего?) помощи).

Переходные глаголы обозначают такое действие, которое прямо переходит на предмет.

Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения. Они обозначают действие, которое прямо не переходит на предмет (добиваться успеха, направляться в город, путешествовать по стране).

Непереходными являются все возвратные глаголы.

Упрощенная схема сочетания возвратности, переходности и залога

Конспект урока по русскому языку «Возвратность и переходность глаголов». Выберите следующее действие:

источники:

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/vozvratnye-glagoly

https://skysmart.ru/articles/russian/vozvratnye-i-nevozvratnye-glagoly

https://uchitel.pro/%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке

Узнаем, чем отли­ча­ют­ся воз­врат­ные и невоз­врат­ные гла­го­лы, какие они име­ют зна­че­ния и грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки в рус­ском языке.

Возвратные гла­го­лы име­ют в сво­ем мор­фем­ном соста­ве пост­фикс -ся (-сь) и обо­зна­ча­ют дей­ствия или состо­я­ния отно­си­тель­но само­го себя (оде­ва­юсь) или двух и более субъ­ек­тов (руга­ют­ся).

Что такое возвратность глаголов

Постоянными при­зна­ка­ми гла­го­ла, как само­сто­я­тель­ной части речи, явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида, пере­ход­но­сти, воз­врат­но­сти и спря­же­ния, например:

  • (что сде­лать?) уви­деть — гла­гол совер­шен­но­го вида, пере­ход­ный (уви­деть кого? что? бабуш­ку, кар­ти­ну), невоз­врат­ный, II спряжения;
  • (что делать?) сме­ять­ся — гла­гол несо­вер­шен­но­го вида, непе­ре­ход­ный, воз­врат­ный, I спряжения.

Глагол «сме­ять­ся» обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое не пере­хо­дит на дру­гое лицо, а выпол­ня­ет­ся самим субъ­ек­том в каче­стве объ­ек­та дей­ствия, то есть дей­ствие пере­но­сит­ся на само­го говорящего.

  • он мучит­ся;
  • город сла­вит­ся ремёслами;
  • спортс­ме­ны будут бороть­ся за медали.

Возвратность глагола

Признак возвратности глагола

Признаком воз­врат­но­сти гла­го­ла явля­ет­ся пост­фикс -ся (-сь) в его мор­фем­ном составе:

НЕВОЗВРАТНЫЕ ВОЗВРАТНЫЕ
учить учить ся — учу сь
радо­вать радо­вать ся — радую сь
удив­лять удив­лять ся — удив­ляю сь
купать купать ся — купаю сь
оде­вать оде­вать ся — оде­ваю сь

Постфикс -ся обыч­но пишет­ся после соглас­ных, например:

  • разу­ве­рить­ся
  • оби­дел­ся
  • отды­шать­ся
  • рас­сте­лешь­ся
  • оде­вал­ся
  • зани­ма­ешь­ся.

Вариант воз­врат­но­го пост­фик­са -сь встре­ча­ет­ся после гласных:

  • обра­до­ва­лась
  • раз­де­ва­лась
  • гор­жусь
  • бори­тесь
  • усме­ха­лась.

Однокоренные гла­го­лы могут быть как воз­врат­ны­ми, так и невоз­врат­ны­ми, например:

  • метать — метаться;
  • радо­вать — радоваться;
  • смот­реть — смотреться;
  • сла­вить — славиться.

Ряд гла­го­лов упо­треб­ля­ет­ся толь­ко в воз­врат­ной форме:

  • нра­вить­ся всем
  • гор­дить­ся
  • тру­дить­ся
  • рас­по­ря­жать­ся
  • оста­вать­ся
  • наде­ять­ся
  • улы­бать­ся
  • бороть­ся
  • кла­нять­ся
  • ложить­ся.

Способы образования возвратных глаголов

Возвратные гла­го­лы обра­зу­ют­ся как от пере­ход­ных, так и непе­ре­ход­ных глаголов.

Возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов

Возвратные гла­го­лы, кото­рые обра­зо­ва­ны от осно­вы пере­ход­ных гла­го­лов, делят­ся на пять основ­ных групп:

1. соб­ствен­но воз­врат­ные , обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие, субъ­ект и объ­ект кото­ро­го явля­ют­ся одним и тем же лицом:

  • мыть­ся
  • обу­вать­ся
  • раз­де­вать­ся.

В их мор­фем­ном соста­ве пост­фикс -ся име­ет зна­че­ние, близ­кое к зна­че­нию воз­врат­но­го место­име­ния «себя»:

брить­ся — брить себя.

2. Взаимно-возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся дву­мя или несколь­ки­ми лица­ми, каж­дое из кото­рых явля­ет­ся одно­вре­мен­но субъ­ек­том и объ­ек­том действия:

  • обни­мать­ся
  • встре­чать­ся
  • цело­вать­ся.

Постфикс -ся сино­ни­ми­чен сло­во­со­че­та­нию «друг дру­га».

3. Общевозвратные гла­го­лы ука­зы­ва­ют на внут­рен­нее состо­я­ние субъ­ек­та, изме­не­ние его состо­я­ния или поло­же­ния, например:

  • разо­ча­ро­вать­ся
  • сер­дить­ся
  • весе­лить­ся
  • огор­чить­ся
  • оста­но­вить­ся.

Постфикс -ся в мор­фем­ном соста­ве этой груп­пы воз­врат­ных гла­го­лов име­ет зна­че­ние, близ­кое к зна­че­нию место­име­ния «сам»:

обра­до­вать маму — обра­ду­ет­ся сам.

4. Косвенно-возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, совер­ша­е­мое субъ­ек­том для себя, в сво­их инте­ре­сах, в свою пользу:

  • соби­рать­ся в дорогу;
  • укла­ды­вать­ся спать.

5. Безобъектно-возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствия, высту­па­ю­щие в роли посто­ян­но­го и харак­тер­но­го свой­ства субъекта:

  • свет­ля­чок светится;
  • соба­ка кусается;
  • конь ляга­ет­ся;
  • еж колет­ся.

Возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов

Возвратные гла­го­лы, обра­зо­ван­ные от непе­ре­ход­ных гла­го­лов, делят­ся на три группы:

1. сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие или состо­я­ние лица, пере­жи­ва­е­мое им поми­мо его жела­ния, безо вся­ких уси­лий с его сто­ро­ны, например:

  • не лежит­ся
  • не спит­ся
  • нездо­ро­вит­ся
  • немо­жет­ся;

2. сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие более интен­сив­ные дей­ствия, совер­ша­е­мые субъ­ек­том в сво­их интересах:

  • гро­зит­ся
  • пла­чет­ся
  • сту­чит­ся.

3. сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие более сла­бое про­яв­ле­ние какого-либо внеш­не­го признака:

  • крас­не­ет­ся
  • тле­ет­ся
  • беле­ет­ся
  • чер­не­ет­ся.

Видеоурок «Возвратная форма глагола»

Допускать ошибку возвратный глагол

Возвратность глагола (возвратные и НЕвозвратные глаголы) — постоянный признак глагола, который зависит от наличия или отсутствия постфиксов -ся (-сь). В некоторых учебниках русского языка постфиксы -ся/-сь называют суффиксами.

Переходность глагола (переходные и НЕпереходные глаголы) — постоянный признак глагола, заключающийся в возможности присоединять прямое дополнение. Переходность близка к понятию валентности (в синтаксисе это способность слова вступать в синтаксические связи с другими элементами, в лингвистике — число актантов, которые может присоединять глагол).

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратными называются глаголы с постфиксом -ся (-сь), например: смеяться, мыться, задумываться, улыбаться.
Невозвратные глаголы — это глаголы без постфикса -ся (-сь), например: задумать, мыть, ходить, говорить.

Возвратные глаголы (а точнее их постфиксы) придают глаголам следующие значения:

  • лично-возвратное: она умывается (т. е. умывает себя); он одевается (т.е. одевает сам себя);
  • взаимно-возвратное: мы перезваниваемся (т. е. звоним друг другу); люди обнимаются (т.е. обнимают друг друга);
  • страдательное: фильм снимается (т. е. фильм кто-то снимает);
  • постоянное или повторяющееся действие: крапива жжётся, осенью листья осыпаются;
  • значение самопроизвольного действия: дверь распахнулась от ветра.

Постфикс -ся бывает только после согласных (веселиться, вернётся, увлёкся), а постфикс -сь — только после гласных (веселюсь, вернись, увлеклась). Постфиксы, кроме своей главной функции, а именно изменять состояние глагола (в частности, исключая возможность переходности), иногда модифицирует лексическое значение глагола: раздаться (окрепнуть или потолстеть) — раздать (отдать всё без остатка).

Все возвратные глаголы являются непереходными. Они образуются как от переходных глаголов (различать — различаться, радовать — радоваться, одевать — одеваться), так и от непереходных (стучать — стучаться, чернеть — чернеться). Возвратные глаголы, будучи образованными от непереходных глаголов, в соединении с приставками рас-/з-, из-, на-, до-, вы- выражают значения полноты, завершённости и интенсивности действия или состояния (говорить ⇒ говориться ⇒ разговориться, наговориться, договориться, выговориться).

Разбор по составу возвратного глагола (морфемный разбор): «зад у мываться (от слова: зад У маться)»:

Возвратные глаголы и возвратные формы глаголов

Внимание! Некоторые лингвисты просят отличать омонимичные возвратные глаголы от возвратных форм глаголов. Данное отличие позволяет получить третий залог — средневозвратный — к двум первым: действительному и страдательному. Подробнее о залогах в следующем конспекте «Вид и залог глаголов».

Возвратные глагольные формы образуются от переходных глаголов с помощью присоединения постфикса ся. Сюда же относится образование безличных глагольных форм типа хочется (грамматическая форма невозвратного глагола хотеть), работается (грамматическая форма невозвратного глагола работать). А возвратными глаголами при этом считаются только непереходные глаголы с постфиксом ся.

Способы различения возвратных глаголов и возвратных форм глагола:

Возвратные глаголы выступают в активных конструкциях. Возвратные формы глаголов употребляются в пассивных конструкциях.
Возвратные глаголы не допускают трансформаций по залогу. Возвратные формы глаголов допускают трансформацию в активную конструкцию.
Возвратные глаголы не распространяются дополнением в творительном падеже. Возвратные формы глаголов распространяются дополнением в творительном падеже.
Возвратный глагол распространяется деепричастным оборотом. Возвратная форма глагола не распространяется деепричастным оборотом.
Возвратный глагол сочетается с местоимением сам. Возвратная форма глагола не сочетается с местоимением сам.
Подлежащее при возвратном глаголе – одушевленное или неодушевленное существительное. Подлежащее при возвратной форме глагола только неодушевленное существительное.

Шнурки развязались глагол совершенного вида, возвратный , действительного залога.
Обмен мнениями продолжается возвратная форма глагола.
Чины людьми даются, а люди могут обмануться – даются ( возвратная форма глагола); обмануться ( возвратный глагол).

Переходные и непереходные глаголы

Переходными называются глаголы, которые имеют или могут иметь при себе прямое дополнение, т. е. дополнение, выраженное именем существительным, числительным или местоимением:

  1. в винительном падеже без предлога (найти (что?) дорогу, приласкать (кого?) котёнка, прибавить (что?) три);
  2. в родительном падеже без предлога, если действие охватывает часть предмета (насыпать (чего?) соли, выпить (чего?) соку, дать (чего?) сдачи) или если при глаголе имеется отрицание (не знать (чего?) правды, не помнить (чего?) зла, не ждать (чего?) помощи).

Переходные глаголы обозначают такое действие, которое прямо переходит на предмет.

Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения. Они обозначают действие, которое прямо не переходит на предмет (добиваться успеха, направляться в город, путешествовать по стране).

Непереходными являются все возвратные глаголы.

Упрощенная схема сочетания возвратности, переходности и залога

Конспект урока по русскому языку «Возвратность и переходность глаголов». Выберите следующее действие:

источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/vozvratnye-i-nevozvratnye-glagoly.html

https://uchitel.pro/%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

Содержание

  1. Заменить словосочетания возвратными глаголам : Участвовать в соревновнованиях, быть на тренировке, проявлять стремление, испытывать волнение, допускать ошибки, чувствовать радость?
  2. Допускать ошибку как будет в возвратном глаголе?
  3. Замените данные словосочетания глаголом в неопределенной форме (одним словом)?
  4. Замени словосочетания глаголом неопределенной формы?
  5. Замени словосочетания глаголом неопределенной формы 1)Допускать ошибки 2)чувствовать радость 3)испытывать волнение 4)прийти к соглашению?
  6. Пожалуйста помогите?
  7. Замени словосочетания глаголом неопределённой формы 1]Допускать ошибки 2]Чувствовать радость 3]Испытывать волнение 4]Прийти к соглашению?
  8. Замени словосочетание глаголом неопределённой формы?
  9. Замени словосочетания одним словом?

Заменить словосочетания возвратными глаголам : Участвовать в соревновнованиях, быть на тренировке, проявлять стремление, испытывать волнение, допускать ошибки, чувствовать радость?

Заменить словосочетания возвратными глаголам : Участвовать в соревновнованиях, быть на тренировке, проявлять стремление, испытывать волнение, допускать ошибки, чувствовать радость.

f0

f1

Соревноваться, тренироваться, стремиться, волноваться, ошибаться, радоваться

f9

! Приведенные ниже словосочетания выразите возвратным глаголом, подходящим по смыслу : 1.

Допускать ошибку 2.

Ощущать волнение, тревогу 6.

Выражать согласие 7.

Испытывать радость 8.

f0

Допускать ошибку как будет в возвратном глаголе?

Допускать ошибку как будет в возвратном глаголе.

f8

Замените данные словосочетания глаголом в неопределенной форме (одним словом)?

Замените данные словосочетания глаголом в неопределенной форме (одним словом).

Принимать участие, хранить молчание, испытывать радость, испытывать волнение, испытывать восхощение, испытывать беспокойство, испытывать тревогу, почувствовать испуг.

f9

Замени словосочетания глаголом неопределенной формы?

Замени словосочетания глаголом неопределенной формы.

1. Допускать ошибки ; 2.

Чувствовать радость ; 3.

Испытывать волнение ; 4.

Прийти к соглашению.

f8

Замени словосочетания глаголом неопределенной формы 1)Допускать ошибки 2)чувствовать радость 3)испытывать волнение 4)прийти к соглашению?

Замени словосочетания глаголом неопределенной формы 1)Допускать ошибки 2)чувствовать радость 3)испытывать волнение 4)прийти к соглашению.

f9

Пожалуйста помогите?

Замените словосочетания одним словом.

Проявлять стремление, испытывать волнение, допускать ошибки, принять решение, чувствовать радость.

f7

Замени словосочетания глаголом неопределённой формы 1]Допускать ошибки 2]Чувствовать радость 3]Испытывать волнение 4]Прийти к соглашению?

Замени словосочетания глаголом неопределённой формы 1]Допускать ошибки 2]Чувствовать радость 3]Испытывать волнение 4]Прийти к соглашению.

f8

Замени словосочетание глаголом неопределённой формы?

Замени словосочетание глаголом неопределённой формы.

1) Допускать ошибки ; 2)чувствовать радость ; 3) испытывать волнение ; 4) прийти к соглашению.

f7

f2

Замени словосочетания одним словом?

Замени словосочетания одним словом.

Запиши глаголы в начальной форме и в форме 3 лица единственного числа.

Испытывать волнение __________________ допускать ошибки ________________ чувствовать радость ___________________.

f0

f1

f2

f3

f4

f5

f6

f7

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Допустимая ошибка выборки это
  • Допустить ошибку перевод на английский
  • Допустимая ошибка выборки формула
  • Допустить ошибку на англ
  • Допустимая ошибка 2014 трейлер на русском