Дорешать потом оцени упражнение сообщить об ошибке

Упражнение «Ошибочка» — защита от самоедства

В случае серьезных, досадных ошибок, тем более повлекших за собой необратимые и болезненные последствия, многих людей начинают мучить бесплодные переживания: «Ну что я не подумал? Почему я не предусмотрел? Как же я мог…» и так далее. Подобного рода переживания, переходящие в самоедство, больше мешают, нежели помогают, и с этих переживаний имеет смысл себя переключить на что-то более конструктивное.

Упражнение «Ошибочка!» — развивает умение спокойно, без внутренней агрессии, относиться к своим случайным промахам. Для тех, кого тянет переживать, упражнение «Ошибочка» выполняет роль психотерапевтического ритуала, в котором простой текст сочетается с тремя простыми жестами. На стадии освоения ритуала жесты должны быть реальными, внешними жестами, а после этапа освоения, в практике использования обычно используются воображаемые, внутренние жесты.

Реальные жесты делать очень полезно, но при окружающих вы можете выглядеть слишком глупо. Поэтому реальные жесты можно делать либо рядом с теми, кто вас поймет и поддержит, либо делать эти жесты в воображении. Но начинайте отрабатывать это — с реальных жестов, просто выберите время и место, когда никого рядом нет.

«Базовый тренинг». Ведет проф. Н.И. Козлов

​​​​​​​Итак, если вы что-то забыли, прозевали и прошляпили; перепутали, не заметили и сбились; не выдержали, сорвались и наделали черт знает что; сказали что-то не то, не тому или не тогда или как раз не сказали что надо,

короче, ошиблись, то —

1. Ручки в стороны и скажите себе: «Ошибочка!». Подробнее: головку наклоните вбок, лапки убедительно раскиньте в стороны (получится такой своеобразный жест Балбеса). Находясь в этом положении произнесите: «Ошибочка!» (с интонацией: «Всякое бывает!»). Сделайте это по-детски: смешно, довольно и несерьезно, на выдохе и расслаблено.

В чем смысл этого действия? Дело в том, что переживательной личности любая ошибка представляется безбрежной катастрофой «Ужас-ужас-ужас», идет неадекватное преувеличение. Чтобы снять это преувеличение нужно сделать такое же резкое преуменьшение. Жест Балбеса уменьшает значимость происходящего. Вы понимаете, что это Ужас, но не Ужас-ужас-ужас.

2. Скрестите руки на груди, нежно и бережно обнимите себя за плечики и скажите себе: «Я хороший!».

Это — смысл, конкретная формулировка может быть разной. Например одна из дистантниц поддерживает себя так: «Я придумала сама, похвалю сейчас себя: Ах какая умница, умница-разумница!». Ей это нравится и её это воодушевляет, значит, это правильно!

Так или иначе, важно перевести себя из негатива в позитив. Когда человек совершает ошибку, он чувствует себя «плохим»: начинает себя внутри ругать, в голове и душе возникает раздрай. А в таком состоянии от него, как правило, идет еще больше глупостей и гадостей. Поэтому важно себя успокоить, чтобы возвратилось нормальное здравомыслящее состояние. Для этого нужно себя обнять, успокоить и сказать: «Я хороший!».

Такая простая фраза, а творит чудеса! Собственно, люди и ругаются чаще всего тогда, когда теряют ощущение «Я хороший» — и руганью себя же защищают. А обнимешь жену любимую, скажешь ей: «Какая же ты у меня хорошая!», — она и ругаться перестает.

3. Вам стало хорошо. Но на этом упражнение не окончено, вы подошли к самой главной его стадии. Поэтому третий жест: энергичная рабочая ладонь вперед и короткая фраза: «Работать!»

Это — конструктив. Провели психотерапию, включили состояние «Я хороший», пора включаться в работу, исправлять последствия ошибки. Когда занимаешься делом, то все правильное в душе происходит само, на пустые переживания не остается времени. Нужно ли помнить о том, что произошло? Тут единого ответа нет. Если ошибка мелкая и случайная, ее лучше всего просто выкинуть из головы. Если ошибка очень серьезная и, тем более, может повториться — сделайте, чтобы она не повторилась. Запомните, запишите, сделайте запись в сердце каленым железом — все по обстоятельствам и в рамках здравого смысла. Самобичевание вам не нужно, а вопрос должен быть на будущее надежно решен.

Наблюдение: эти три шага (Ошибочка, Я хороший, Работать!) в полном наборе нужны в первую очередь женщинам. Мужчинам обычно достаточно последней инструкции: «Работать!»

Как осваивать упражнение «Ошибочка»

1. Начните с того, что в течение дня отмечайте все ошибки, которые вы допускаете, и фиксируйте ваш внутренний текст, которым вы это сопровождаете.

Для чего? Во-первых, вам нужна просто цифра: 1 ошибка в день? 5 ошибок в день? 50? Иногда вам может казаться, что вы совершаете ошибки постоянно, с утра до вечера, а в реальности, когда начнете записывать, у вас будет всего 7 ошибок. А это нормально, совсем не много. Во-вторых, у вас вырабатывается внимание к собственному поведению, а это важно. В-третьих, вы сможете понять, какие ситуации чаще вызывают у вас ошибки. Продумав это, можно часть ошибок снять. В-четвертых, когда вы знаете свой внутренний текст, вы легче сможете его изменить.

2. Выберите день, когда будете упражнение «Ошибочка» осваивать.

Внимание: это должен быть не самый трудный день, в этот день у вас должна быть возможность отвлекать себя на это упражнение. Пожелание — пусть рядом с вами будут скорее благожелательные люди, которые и напомнят вам об упражнении «Ошибочка», и не удивятся, если вы делаете руками эти смешные жесты. А начинать лучше делать упражнение прямо с жестами.

В выбранный день поставьте себе задачу: ждать свои ошибки, чтобы сразу, четко, именно в момент ошибки сделать нужные жесты и сказать нужный текст. Важно выполнять упражнение именно в момент ошибки, а для этого свои ошибки караульте — ждите. Как бы желайте, чтобы они у вас произошли… — хотя специально делать их, конечно, не нужно.

3. Когда упражнение «Ошибочка» уже начнет вам помогать, обязательно расскажите о своих успехах кому-то из своих друзей, кому оно также может быть полезным. Сделайте этот подарок хорошему человеку! А когда вы его расскажете, вы закрепите это упражнение для себя.

План работы Д.Р. над упражнением Ошибочка

Курс Н.И. КОЗЛОВА «ВНУТРЕННЕЕ ХОРОШО»
В курсе 2 части по 6 видеоуроков. Посмотреть >>

ОЗР: (срок встраивания 2 месяца)

1.Спокойное и позитивное эмоциональное состояние на собственные ошибки из 10 случаев 9 раз.

2. От ошибки сразу перехожу к делу: «Ошибочка…Делать!», пропуская этап поддержки себя, ввиду ненужности. Если надо поддерживаю себя, говорю: «Я хорошая!». 9 раз из 10.

2. Позитивное (без обид и возмущений в их адрес), благодарное отношение к людям за критику в мой адрес. 9 раз из 10 случаев.

3. Спокойное отношение к ошибкам других людей. 9 раз из 10.

  • При ошибке другого человека чувствую: эмоциональное спокойствие, понимание, радость от своего понимания и спокойствия. Отсутствие претензий к человеку.
  • При ошибке других говорю себе: «Каждый имеет права на ошибку, это естественный процесс развития всего живого».
  • При ошибке других говорю тому, кто ошибся: «Всё хорошо! Всё идёт как надо! Просто убираем эмоции и переходим к делу — исправляем ошибку. Я тебе помогу.

Как буду работать:

1. Попросить близких (2 человек) и коллег(3 человек) указывать на мои ошибки каждый день, хотя бы по одной, если реально видят, чем обычно.

2. Проследить динамику эмоционального состояния (руганье себя за ошибки) – посчитать и записать, сколько раз была негативная реакция на собственные ошибки, сколько спокойно/положительная. Слежу 1 месяц, каждый день отмечаю галочками, сколько ошибок в день. В конце месяца подвожу статистику. Сколько в начале месяца, сколько в конце.

Удовлетворительный результат будет 0 руганий себя и 0 людей в 1 месяц. *Больше упор на душевное состояние. Чтобы окончательно уточнить свою эмоциональную реакцию на свои ошибки. Хочу за месяц сдать этот цвет, так как работаю над этим уже около года. Сейчас поняла, что смогу это сделать, нужно только удостовериться точно.

3. Написать творческую работу — эссе на эту тему. Как свои заключения и выводы о пользе ошибок в развитие личности человека. Срок через 1 месяц, написание статьи 1 неделя.


За неделю очень продвинулась и в 8 ми из 10 ти случаев, получалось моментально отслеживать изменения состояния, осознавать причину и пресекать негативное отношение к себе и другим. Выхожу из состояния «самоедства» в течении 1-2 минут. По результатам недели, была в кино с попкорном!

Примеры и ситуации:

1. Потеряла карточку метро, где было 17 поездок. Шла и думала: «Какая же я растяпа, дубина, тупица! Опять в карман джинсов карточку сунула! Сколько же можно терять эти проездные!» Потом сказала себе: «Ну ладно, бывает, не страшно!» Но через три минуты опять начала: «И все таки, как так можно!»

И так несколько раз по кругу, пока резко не остановилась и не сказала себе: «Стоп! Что тут происходит! ))) Где волшебное упражнение?!» Проделала «Ошибочку» и на этапе «работать» решила, дала себе обязательство, что с этого момента, сразу после покупки проездных карточек, я буду незамедлительно класть их только в портмоне.

2. Негативная эмоция на спорте (спросила себя «Что сейчас происходит? Я злюсь! Почему? Я раздражена! А зачем я сейчас выбрала эту эмоцию? Чтобы не чувствовать себя виноватой, плохой, чтобы защититься, потому что причина раздражения — спешка, дерганье, я ведь на 5 мин вышла позже запланированного и соответственно опоздала)». Результат: после проделанного упражнения, конструктивный вывод: в следующий раз выходить раньше и чувствовать себя спокойно.

3. На неделю запланировала заниматься английским час в день. В среду не потратила ни минуты на занятия и начала себя винить, ругать и стыдить за не выполненный план. Проделала упражнение и приняла решение: внимательнее составлять план, чтобы не устраивать цейтнот.


Самое интересное для меня оказалось упражнение «Ошибочка». Оно дает легкость и повышает настроение, самооценка улучшается, появляются решения задач, в которых допустила ошибочку. Такое упражнение, на мой взгляд, людям с низкой самооценкой может ее тоже понизить, потому что количество ошибочек насчитать можно много. На ум приходили мысли: «Господи, да сколько же можно совершать эти ошибочки! Что-то многовато их!». Сразу пришла мысль, что наряду с этим упражнением люди могут (по желанию) взять себе еще одно: «Правильно сделал». То есть за день подсчитывать наряду с ошибочками количество верных поступков и стремиться к тому, что бы чаша весов перевешивала в сторону последних.

  • Ошибочка
  • Автор Н.И. Козлов
  • +
  • Упражнения Дистанции
  • Дистанция
  • Методика Дистанции
  • Курс — Внутреннее хорошо

Комментарии (19):

Гость, 13 ноября 2012 г., 12:57

Такой подход дает возможность Балбесу, шагая по жизни, оставаться Балбесом. Потому что только Балбес, вместо того чтобы извлекать уроки из своих ошибок, учится легко прощать себе их. Дело не в обнимании себя за плечики — “Я хороший“, дело в осознании дефектов собственного мышления, приводящего к ошибкам в деятельности. Осознание и признание своих ошибок должно сопровождаться внутренней коррекцией того, кто их совершает (это и есть извлечение уроков и усвоение опыта).

Козлов Николай Иванович, 12 сентября 2013 г., 23:40

Да, вы правы, для Балбеса это упражнение не актуально, оно решает задачи других людей.

Гость, 22 февраля 2014 г., 17:36

Ответ, на мой взгляд, — супер!

Гость, 22 января 2019 г., 22:56

Отличное упражнение. Заходит на ура! Я его даю в работе с осознанностью. Для того, что бы не запустился механизм самоедства и не увел от реальности. А внутренняя коррекция и извлечение уроков это следующий шаг.

Всем мир !!! Автору респект !!!

Артур, 11 июня 2014 г., 19:43

Чем-то похоже на упражнение «Хорошо», а в чем по сути разница?

Н.И. Козлов, 11 июня 2014 г., 20:21

Да, моменты сходства определенно есть. В чем разница? «Ошибочка» — попроще, это ситуативная поддержка, которая срезает негатив (с негатива возвращает в ноль) и настраивает на конструктив. «Хорошо» — более сложная задача. Это не только с негатива в ноль, но и с нуля в позитив, причем как постоянный фон жизни. С другой стороны, «Хорошо» не требует обязательного конструктива.

Кристинка, 15 февраля 2015 г., 22:35

Спасибо за упражнение. В интернете на эту тему одна вода, а что делать на практике никто не говорит. Буду работать.

Настя, 20 августа 2015 г., 22:33

Nn, 24 февраля 2016 г., 02:09

При слове ошибочка засмеялась. Когда «обняла» себя за плечи, расплакалась…

Гость, 20 мая 2021 г., 15:05

У меня такая же реакция!) При слове «ошибочка» как будто переходишь в состояние ребёнка, а когда обнимаешь себя — почему-то как-то жалко себя становится…

Гость, 29 декабря 2016 г., 17:34

Конечно же все ошибаются, просто важно кто как к этому относится. Я не боюсь признавать своих ошибок, ведь если признаешь – значит можешь исправить и получить жизненный опыт.

Гость, 22 августа 2017 г., 11:12

У всех людей разная стрессоустойчивость и не каждый может с этим справиться, особенно в молодости. Очень хороший способ снять негатив. Обязательно буду пользоваться. Спасибо!

Гость, 04 декабря 2017 г., 17:46

Я вот тоже по складу характера всегда была переживательная, рефлексирующая особа. Иногда думается, что я какой-то если уж не сенсетивный психопат), то точно с соответствующей акцентуацией личность. Но теперь я куда меньше грызу себя за свои ошибки. Методика под названием «Ошибочка» обязательно кому-то поможет, я уверена. А мне очень помогла в свое время фраза, сказанная одним «толстокожим», слегка циничным (или, может, реалистичным?) но, в общем-то, очень хорошим человеком. Не помню уже из-за какой своей оплошности я разнервничалась, но пока я вслух обвиняла себя и рефлексила он- этот человек — искренне сопереживая мне, но при этом сохраняя спокойствие буддийского монаха, произнес знаменательные для меня слова:» Это УЖЕ случилось. Это факт и он произошел, он уже в прошлом. ВСЁ». В словах этих нет ничего особенного, банальщина, но они были равнозначны ведру холодной воды, которую внезапно вылили на мою разгоряченную голову. И правда, жить надо настоящим. Точка. И..пошло сл. предложение)

Гость, 13 декабря 2020 г., 23:51

Спасибо большое за это упражнение, кажется
я наконец нашла, что искала. Обязательно попробую, так просто и в то же время так продуманно. Это может придумать только Гений!

Гость, 20 мая 2021 г., 15:06

Все гениальное — просто!)

Гость, 02 февраля 2021 г., 17:39

Отличная практика — врать себе. Я хороший — хотя ошибся. Ха-ха-ха.
Хорошие не ошибаются. А раз ошибся — то уже плохой.

Гость, 17 февраля 2021 г., 08:16

Здесь не про «врать себе, речь вовсе не про абстрактные моральные категории «хороший»-«плохой» и не о способах заглушить терзания совести за причиненный вред отдельным людям и обществу путем самоуспокоения, самооправдания и введения себя в заблуждение. Речь идет о снятии человеком с себя излишнего, ненужного, мешающего самореализации негативного эмоционального напряжения, разрыв зацикленности на собственных неудачах и промахах, уходе от разрушительного бессмысленного самоедства из-за собственных, не зависящих от воли индивида, спонтанных ошибочных мыслей, слов и поступков. Одно дело, когда человек совершает ошибки существенно влияющие на жизни других людей и испытывает чувство вины, душевные страдания, совсем иное, когда не занят ничем важным и расстраивается из-за бытовых мелочей описок, опечаток, оговорок из-за невнимательности, рассеянности, особенно если это постоянно подмечается собранным человеком, который моментально и исключительно только это и подмечает. Тут впечатлительному индивиду можно впасть в глубокую депрессию и меланхолию. Что если за человеком ходит предельно молчаливый, и столь же собранный и внимательный учетчик-статист, собеседник, который обязательно подает голос лишь тогда, когда тот делаете ошибку. Праведное замечание? Безусловно! Но это исключительно правда с одной стороны. При том такая правда, с которой неизвестно что делать, которую вы изменить не в силах — потому как не ошибается только тот, кто ничего не делает. К тому же, представьте ситуацию, что собеседник-статист а) более внимателен и собран, с отменной реакцией и «помогает» постоянно «исправляться» ошибающемуся, он привычно нацелен на выявление мельчайших промахов, которые изначально несущественны, которые были бы осознаны человеком и самостоятельно, но на них заостряют внимание и выпячивает ошибки на мгновение раньше; б) критик немногословен и следовательно подловить его ошибающемуся невозможно и нет желания. Что остается? Либо закрыться, либо принять «ошибочки»…

Гость, 20 мая 2021 г., 15:26

Ещё хуже, если этот учетчик-статист, он же неутомимый критик живёт внутри личности — тогда идёт вечная борьба с самим собой — это очень выматывает.. Нужно попробовать упражнение — может поможет, раньше для самоподдержки пробовала обнимать себя, но это всегда заканчивалось слезами(

Гость, 06 июля 2021 г., 02:01

А вот ничего подобного, никакого статистика внутри не живёт. В данном случае, признавать свои ошибки и перед собой совсем не тягостно и приятно. Ведь, что значит поймать самому себя на ошибке? Это значит — исправиться, расти над собой. Когда же ошибки подмечает другой, это лишь демонстрация своего превосходства, у человека нет шансов самостоятельно ликвидировать оплошность. Именно поэтому детей не исправляют, а сначала предлагают подумать. Естественно, во взрослом возрасте никто не церемонится, тем более что задача-то стоит самоутверждения.

Материалы по теме:

Картинка к "Людям, увлеченным самоедством, рекомендую…"

10 апр. 2018 г.

В течение месяца я работала с упражнением «Ошибочка», которое учит спокойно относиться к своим случайным промахам, неудачам, нелепым ошибкам.

Картинка к "Конструктив"

01 окт. 2022 г.

Когда плохо и трудно, можно смириться, можно ругаться, а можно искать возможность что-то изменить и улучшить. Это и значит: искать конструктив, искать решение или путь к решению.

Картинка к "Ошибочка: отчеты дистантников"

01 окт. 2022 г.

Упражнение «Ошибочка» – одно из базовых на Дистанции. Поделюсь своим опытом его выполнения. Как и в других упражнениях, мало начать выполнять, необходимо еще и как-то контролировать результат. Нужен критерий, позволяющий понимать, идет положительная динамика, или нет. В качестве такого критерия я решила использовать время, которое я сама себя «грызу», если чувствую, что поступила неверно. То есть: фиксирую ошибку, произношу заветные слова: «Ошибочка — я хорошая – работать» и засекаю время. Сколько после этого я все же себя «грызу»? За месяц удалось снизить время «самоедства» с 2 часов в неделю до 30 минут. А потом и вовсе начала наблюдать за собой, что при слове «работать» внутри меня включается моторчик, который формулирует задачу и начинает составлять план по решению этой задачи.

Картинка к "Переживание ошибки"

01 янв. 2010 г.

Те или иные ошибки когда-то совершает каждый из нас, но к своим ошибкам можно относиться по-разному. Мудрые люди к ошибкам относятся внимательно, чтобы вынести из происшедшего уроки и сделать нужные выводы. Небольшая часть людей на свои ошибки вообще не обращает внимания, большая часть, по крайней мере в рамках российского менталитета, начинают переживать. Переживания бывают разные. Когда-то это расстройство: у человека возникает состояние «все плохо», он чувствует себя несчастным, слабым и плохим.

Картинка к "Работа над «ошибочками»"

01 окт. 2022 г.

Не утихают в нашей группе и моей голове размышления о широте применения этого упражнения. Не грызть себя по схеме только за случайно совершенные ошибки (рабочие, бытовые, типа «разбил кружку»)? Или можно расширить технику до любых действий, которые считаешь ошибочными (выбор профессии, замужество)? Я для себя приняла такую формулу: самоедство за ошибки вообще нужно исключить. Если мой поступок приносит мелкие неприятности – это не стоит моих переживаний. Нужно просто принять реальность и исправить последствия.

Картинка к "Реакция на собственные ошибки"

01 окт. 2022 г.

Реакция на собственные ошибки предполагает несколько разных направлений.

Картинка к "Самоедство: бесплодные угрызения себя"

01 мар. 2012 г.

Самоедство обычно выполняет функцию детской психологической защиты.

Картинка к "Внутренний жест, внутренние действия"

01 окт. 2022 г.

Поставленные внутренние жесты — признак мастерства. С приходом настоящего мастерства многие внешние жесты сворачиваются, становятся более скупыми, сдержанными — но и более сильными. Откуда, почему? Во-первых, с опытом обычно приходит отточенность внешней техники, красота и изящество. Поставленный жест — красивый жест, а все, что делается красиво — делается сильнее. Во вторых, за каждым внешним жестом стоит организующий его образ, картина, чувство, желание — то, что в синтез-технологи называется «внутренним жестом». И когда с течением времени внутренний жест становится привычным, накатанным, естественным и поэтому сильным, за любым легким внешним жестом мастера чувствуется сила внутреннего жеста, и внешняя аффектация становится уже необязательной.

комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся

Комплекс включает в себя 42 упражнения на редактирование текста. Первый тип заданий – упражнения на построение предложений.

Пример. Урок на тему “Непроизносимая  согласная в корне слова”.

Работа по исправлению речевых ошибок выглядела следующим образом.

Учитель предлагает детям выполнить задание к упражнению: Найдите в предложении лишнее слово: “ В саду собирают яблоки, фрукты, груши”.

  • Какое слово лишнее?
  • Фрукты.
  • Почему слово “фрукты” лишнее?
  • Потому что слово “фрукты” включает в себя и яблоки, и груши.
  • Каким другим словом можно заменить “фрукты”?
  • Сливы, персики, абрикосы и т. д.

Аналогично велась работа и над другими предложениями: “На празднике было много детей, мальчиков, девочек. На лугу растут чудесные ромашки, цветы, колокольчики”.

 Второй тип заданий – упражнения на устранение повторов в речи.

Как показал анализ констатирующего эксперимента, повтор одних и тех же слов в рамках небольшого контекста является одной из самых распространенных ошибок в письменных работах учащихся. Следовательно, упражнениям данного вида уделялось особое внимание.

Пример. Урок на тему  “Предлоги и приставки”.

Учитель предлагает детям прослушать отрывок текста.

  • Послушайте небольшой рассказ и найдите в нем ошибки.
  • Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.
  • Какую ошибку вы нашли в данном тексте?
  • В каждом предложении повторяется слово “побежали”.
  • Какими другими словами можно заменить это слово в нашем рассказе?
  • Погнались, понеслись, направились, пустились.
  • Каким из слов, названных вами, заменим слово “побежали” в предложении “За ними побежала стая волков”.
  • Погналась.
  • Какое слово употребим вместо “побежали” в предложении “Лоси побежали к сторожке”.
  • Пустились.
  • Запишите в тетрадях исправленный текст.

“Лосиха с лосенком побежали. За ними погналась стая волков. Лоси пустились к сторожке”.

Третий тип заданий – упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и построении словосочетаний.

Пример. Урок на тему “Изменение имени существительного по числам”.

На доске написаны словосочетания:

У меня много делов

Ждут каникулов

Ходят без польт

Учитель предлагает задание:

  • Прочитайте первое словосочетание и скажите все ли в нем верно? Какое слово употреблено неправильно?
  • Делов.
  • Как нужно правильно сказать?
  • У меня много дел.
  • Запомните, как нужно говорить правильно, запишите это словосочетание в тетрадь. В следующем примере найдите и исправьте ошибку самостоятельно.
  • Прочитайте, что у вас получилось?
  • Ждут каникул.
  • Какое слово употреблено неправильно в последнем словосочетании?
  • Польт.
  • Кто знает, как нужно сказать правильно?
  • Пальто.
  • Запишите исправленное словосочетание в тетради.

Четвертый тип заданий – упражнения на устранение различных речевых ошибок.

Пример. Урок на тему “Знакомство с именем прилагательным”.

На доске написаны предложения

По дорожке бежал молодой щенок.

На поляне красуется красавец клен.

  • Прочитайте первое предложение.
  • Какую ошибку вы заметили?
  • Слово “молодой” лишнее.
  • Почему?
  • Потому что щенок – это молодая собака.
  • Запишите исправленное предложение в тетрадь.
  • Какая ошибка допущена во втором предложении.
  • Сочетание слов красавец клен.
  • Что вам не нравиться в этом примере?
  • Два родственных слова стоят рядом друг с другом, и это звучит некрасиво.
  • Как можно исправить это предложение?
  • На поляне растет красавец клен. На поляне красуется клен. На поляне красуется чудесный клен.
  • Какой вариант выберем?
  • На поляне растет красавец клен.
  • Запишите это предложение в свои тетради.

Упражнения

1.Найти в предложении лишнее слово.

  • В саду собирают яблоки, фрукты, груши.
  • На празднике было много мальчиков, детей, девочек.
  • На лугу растут ромашки, цветы, колокольчики.

2.Найдите повторы в данных предложениях, исправьте (предложения записаны на доске).

  • Покрытая сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную поляну.
  • Рядом с лагерем есть лес, а за ним есть речка.
  • Ребята бежали за лисой, но она убежала.
  • Был  солнечный день.  День был теплый.

3.Найдите ошибки, напишите правильный вариант.

  • У меня много делов.
  • Ждут каникулов
  • Ходят без польт.
  • Засох из камня.

4. Предложите  правильный вариант.

  • Текет крыша
  • Красивше
  • Туманная утра
  • Вся семья встретились
  1. Прочитайте  предложения.  Напишите  правильный вариант.
  • Я люблю не только рисовать, а лепить из пластилина.
  • На зеленой лужайке стоял колодец старый.
  • День стал короче, а ночь длинной.
  1. Найдите повторы слов в предложениях. Исправьте.
  • Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала  стая волков. Лоси побежали к сторожке.

7.Предложите правильный вариант

  • Пример решается действием отнимания.
  • Девочки собирают ягоды и малину.
  • Около ух пятнышки.

8.Составьте из двух предложений одно.

  • Птиц в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края.
  • Поймал Сережа ужа. Посадил его в клетку.

9.Предложите правильный вариант.

  • Вкусная картофель
  • Не ложи на парту
  • Колодец был высох.

10.В данных предложениях вставьте слово “который” в нужной форме.

  • Гречиха – травянистое растение, из семян … изготовляют крупу.
  • Белка – зверек с пушистым хвостом, …прыгает с дерева на дерево.

11.Найдите ошибки, напишите правильный вариант.

  • Шишка на лбе
  • Урожай яблоков
  • Пирожки с повидлой
  • Шесть карандашов

12.Предложите правильный вариант

  • Застрял в лужу
  • Описывать о природе
  • Вкусная печенья
  • На лбе шишка

13.Выберите одно из слов, указанных в скобках.

  • Мы до этого не (догадались, додумались)
  • Вот до чего (доводит, приводит) невнимательность.
  • Он (поразился, удивился) случившемуся.

14.Найдите и устраните повторы в предложениях

  • Высохли трава и дуб. Больше не плел гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.

15.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите.

  • В библиотеке дети читают книги
  • Во дворе много маленьких малышей.
  • На улице хорошая погода.

16.Найдите повторы слов в тексте.  Предложите  правильный вариант.

  • Волк бросился на ежа. Волк укололся. Волк упал от боли.

17.Предложите правильный вариант.

  • На берег трудно приблизиться.
  • Притронулся до горячей плиты.

18.Найдите ошибки, предложите правильный вариант.

  • Вкусная повидла
  • Языки пламя
  • На пушистых веток

19.Среди предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте.

  • В гнезде жили пернатые птицы.
  • Мы ездили на экскурсию в музей.
  • Ночь переночевали в лесу.

20.Найдите повторы в данных предложениях. Исправьте.

  • Ребята положили в рюкзак вещи, ложки, вилки. Утром ребята ушли

.

21.Найдите и исправьте ошибки.

  • Солнце слепила глаза.
  • Детвора готовились к празднику.

22.Составьте из двух предложений одно.

  • Вася слез с дерева на землю. Пошел домой.
  • Еж отвернулся от молока, фыркнул. И убежал.

23.Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант.

  • Купить мыло, много стулов, взять санка, читать книгу, сидеть в угле.

24.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка.

  • Летом старшеклассники ходили в поход.
  • Дедушка пришел на то место, был колодец.
  • Осенью птицы улетают на юг.

25. Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант.

  • Дети бежат, взять грабли, новый полотенец, много девочков, выполнять задание.

26.Исправьте ошибки.

  • Небо заволоклось тучами.
  • Я с мамой ездили к бабушке.

27.Составьте из двух предложений одно.

  • Я не пошел гулять. Была плохая погода.
  • Весна – время года. Распускаются почки.

28.Устраните повторы в тексте.

  • Мальчик с Жучкой шел из школы. Мальчик упал в глубокую яму. Жучка тала выть, звать на помощь.

29.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

  • Особенно очень сильно кричали вороны.
  • По дорожке бежал молодой щенок.

30.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте.

  • Журавль клювом клюнул лягушонка.
  • На перемене дети пошли в столовую.
  • Пахнет запахом весны.

31. Устраните повторы в тексте.

  • Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.

32.Найдите и исправьте ошибки.

  • У меня это вызывает любопытность.
  • У него беззаботливый характер.

33.Укажите ошибки.

  • Стукнул по голове волка Яша.
  • Он подыскал надежного себе помощника.

34.Выберите одно из слов, указанных в скобках

  • Этому нужно (уделить, выделить) особое внимание.
  • Дети (огорчились, обиделись) отмене поездки.

35.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

  • На рисунке нарисованы разные грибы.
  • Кругом желтеют желтенькие цветы.

36. Устраните повторы в предложении.

  • Стрижа обдало брызгами, и стриж решил, что скоро конец.

37.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите исправленное предложение.

  • Собаки напали на след зайца.
  • Птичка вылетел из клетки.
  • Я интересуюсь изучением Луны.

38.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

  • Листья на деревьях осенью становятся разноцветными, пестрыми.
  • На поляне красуется красавец клен.

39.Устраните повторы в тексте. 

  • У меня есть котенок Мурзик. Мурзика мне подарили на день рождения. Я очень люблю Мурзика.

40.Прочитайте предложение, дайте правильный вариант.

  • Девушка была румяной, гладко причесана.
  • Дуров стоял до тех пор, чтобы девочка вышла из клетки.

41.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.

  • Я расскажу интересный рассказ.
  • По ледяной дорожке гуси выплыли на берег.

42.Устраните повторы в тексте.

  • Озорник бросил в колодец камень. Камень закрыл источник колодца.

Для чего используется техника креативности

Упражнение подразумевает выдвижение, реализацию и систематизацию идей о том, как можно сделать ошибки в чем-либо.

План действий

Участникам предлагается:

1) сделать в чем-то как можно больше возможных ошибок;

2) классифицировать способы получения этих ошибок;

3) отыскать взаимосвязь ошибок с реальностью (например, найти аналогичные ситуации, где сделанные ошибки окажутся верными исключениями).

Психологический смысл упражнения

— Генерирование идей.

— Расширение ракурсов рассмотрения проблем.

— Отказ от категоричного разделения суждений на верные и неверные: при определенных условиях даже ошибочное на первый взгляд умозаключение вполне может оказаться адекватным.

Кроме того, упражнение обучает воспринимать ошибки НЕ как нечто случайное, а как следствие проявления закономерностей функционирования нашего восприятия и мышления.

Обсуждение.

Участники должны ответить на вопросы.

Легко ли было выполнять это упражнение?

Если нет, то с чем связаны возникшие затруднения?

Какие внутренние психологические барьеры препятствуют нам делать ошибки?

Когда возникают ситуации, в которых мы считаем что-то «по умолчанию» ошибочным, а в результате теряем потенциально ценные идеи?

Можете ли привести примеры из своего жизненного опыта, когда на первый взгляд ошибочные решения в итоге оказывались наилучшими?

Источник: Грецов А.Г.

«Тренинг креативности для старшеклассников и студентов» — СПб.: Питер, 2008

Пример использования

Вот несколько конкретных примеров заданий для этого упражнения

1. Сделать как можно больше ошибок в написании какого-либо сложного слова. Ошибки должны представлять собой именно нарушение правил орфографии, а не просто случайный пропуск или замену одной буквы другой, как при опечатках.

2. Придумать как можно больше способов нарушить правила дорожного движения при проезде перекрестка. Для этого рисуется схема оборудованного светофорами сложного перекрестка, где пересекаются дороги с несколькими полосами движения, а также проложены трамвайные пути. (Чтобы адекватно провести такой вариант упражнения, ведущий должен сам знать правила дорожного движения и при необходимости разъяснить их участникам). 

3. Предложить ошибочные, но при поверхностном взгляде правдоподобные способы решения несложных математических задач.

Пример задачи: цыган весной купил лошадь за 5500 руб., а осенью продал ее за 6000 руб. Следующей весной он снова купил ту же самую лошадь за 8500 руб., а потом продал за 9000 руб. Заработал он на этих сделках деньги или, наоборот, потерял и сколько?

4. В группах, где участники знают какой-либо иностранный язык хотя бы на уровне программы средней школы, можно предложить для работы несколько несложных фраз на этом языке.

Задание будет состоять в том, чтобы сделать как можно больше неверных переводов этой фразы (но входящие во фразу слова сами по себе должны быть переведены корректно, ошибки же могут касаться грамматических конструкций, выбора неадекватного значения из ряда синонимов и т.п.).

«Проблемы чтения и письма.
Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5п. Тавричанка Надеждинского района» Приморского края

2012 год

Пояснительная записка

Все чаще в наше время можно встретить детей с нарушением письменной речи (дисграфии и дислексии.) Родители недоумевают: «Почему мой ребенок пишет с ошибками?» А учителя пожимают плечами: «учите правила, больше читайте и списывайте», если есть в школе логопед отправляют к нему. А что делать, если нет такого специалиста в школе? Нанимать логопеда в индивидуальном порядке не у всех родителей есть такая возможность. Часто проблемы письменной речи пускаются на самотек, и все идет, как по замкнутому кругу: ученик пишет и читает с ошибками, учитель ставит ему отрицательные отметки, а родители ругают ребенка за это. Так у детей формируется негативное отношение к урокам русского языка и литературного чтения.

В своей работе я хочу поделиться теми играми и упражнениями, которые я использую в своей работе учителем, для предупреждения и коррекции нарушений письменной речи. Может быть кому-нибудь это пригодится. Эти игры и упражнения я использую на уроках русского языка и литературного чтения и на занятиях логопедического кружка.

Проблемы с чтением и письмом

С началом обучения в школе некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких «умненьких», но лишенных речевой одаренности рано или поздно отправляют к детскому психиатру.

Известно, что человек обладает по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух физический: он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, писк комара, а также гул самолета, перестук колес поезда… Вторая разновидность музыкальный слух, благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид- речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Речевой слух позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого.

При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Как он может читать и писать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он так же не в состоянии, так как не знает какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.

А учить надо потому, что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова, например: слова «дочка-точка», «уголь-угол», «палка-балка», «чашка-Сашка». Замена глухого звука звонким, твердого-мягким, шипящего-свистящим, придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом, необходимо еще обладать зрением на буквы, позволяющем запомнить и произвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма.

Дисграфия.

Дисграфия- специфическое нарушение процессов письма. Принято выделять несколько видов дисграфии.

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. При ней ребенок как произносит слова, так их и пишет. Она проявляется: в заменах, пропусков букв, аналогичных заменам и пропускам звуков в устной речи.

  2. Акустическая дисграфия- возникающая в результате нарушений при дифференциации (различении) фонем. Ребенок заменяет звуки близкие по звучанию. Чаще всего заменяются свистящие- шипящие, звонкие- глухие, аффрикаты и их компоненты. Иногда дети неправильно обозначают мягкость на письме, в результате нарушения дифференциации твердых и мягких согласных.

  3. Дисграфия в результате нарушения языкового анализа и синтеза. Проявляется в искажении структуры слов и предложений. Из-за нарушений фонематического анализа особенно страдает звукобуквенная структура слова. Могут наблюдаться следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, перестановки букв или их добавлений, пропуски, перестановки и добавления слогов. Нарушения на уровне предложений проявляются в слитном написании слов, особенно слов с предлогами; раздельном написании слов, например, отделение корня от приставки.

  4. Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложении и текста. Ребенок нарушает последовательность предложений, которые не соответствуют последовательности событий. В предложениях нарушается морфологическая структура слова, заменяются приставки, суффиксы, падежные окончания, предлоги и число существительных. Кроме того, ребенок испытывает трудности в конструировании сложных предложений.

  5. Оптическая дисграфия. Она проявляется в результате недоразвития зрительного гнозиса, анализа, синтез и пространственных представлений. При письме буквы искажаются и изменяются. Чаще всего взаимозаменяются сходные по написанию буквы, которые состоят из одинаковых элементов, но по разному располагаются на письме(«В» и «Д»); буквы, имеющие одинаковые элементы, но отличающиеся какими-то дополнительными элементами(«Л» и «М»). наблюдается зеркальное написание букв; пропуски элементов, особенно при соединении букв, которые могут содержать одинаковые лишние элементы или неправильно расположенные элементы.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой.

  1. Моторная дисграфия- нарушение движений: недописывание слов, появление лишних слов, двойных или даже тройных букв, пропуск, букв, слогов- связанно с нарушением контроля за своими движениями( неврологические нарушения- повышенный или сниженный тонус руки, повышенная утомляемость).

  2. Идеаторная дисграфия- связана с расстройствами психических процессов и эмоционально-волевой сферы.

  3. Особый вид дисграфии это дизорфография- стойкая неспособность освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил. При дизорфографии отмечается так же «…стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.» (А.Н. Корнев).

Основными трудностями является обнаружение орфограмм и решение орфографических задач. Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях слов. Дизорфография- это особая категория специфических нарушений письма которой выражается связь между словами в предложении.

Аграфия — нарушение психофизических процессов, обеспечивающих связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или потере этого навыка. Аграфия заключается в неосознании букв как графем, неумений соединять их в слова. Возможность списывания при аграфии как правило сохраняется.

Одним из необходимых условий предупреждения нарушения письма — раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития.

Дислексия

Дислексия- частичная специфическая нарушение процесса чтения. Дислексия возникает в результате несформированности высших психических функций и проявляется в ошибках стойкого характера. Причины, вызывающие дислексию, могут быть органического и функционального характера. Выделяют несколько видов дислексии.

  1. Фонематическая дислексия связанна с недоразвитием фонематической системы языка. Выделяют следующие функции фонематической системы: а) смыслоразличительная функция, когда изменение одной фонемы или одного признака может привести к изменению смысла; б) слухопроизносительная дифференциация фонемы — одна фонема отличается от другой артикуляционно и акустически; в) фонематический анализ или разложение слова на фонемы. Фонематическая дислексия подразделяется на две формы: первая связанна с недоразвитием фонематического восприятия, проявляющимися в трудностях усвоения букв и замене букв, которые сходны по артикуляции и акустически; вторая форма нарушений чтения связана с нарушением фонематического анализа, при этом наблюдаются нарушения звуко- слоговой структуры и побуквенное чтение. Ребенок может пропускать буквы при стечении согласных, вставлять лишние гласные между согласными, переставлять буквы и слоги в словах.

  2. Семантическая дислексия проявляется в том, что ребенок не понимает смысла прочитанного при сохранном прочтении текста. Эти трудности возникают у ребенка в результате нарушения звуко- слогового синтеза и нечетких представлении ситнаксичексих связей в предложении. В процессе чтения ребенок разделяет слова на слоги и в результате не понимает смысла прочитанного, он не способен соединить в единое целое последовательно произнесенные слоги. Он читает их механически без понимания смысла. Ребенок с таким нарушением не может слитно произнести слово, которое произносится отдельно по звукам с короткими паузами между ними; воспроизвести слово, разделенное голосом на слоги. В процессе чтения слова воспринимаются вне связи с остальными членами предложения.

  3. Аграмматическая дислексия возникает в результате недоразвития грамматического строя речи, синтаксических, морфологических обращений. При этом виде дислексии наблюдаются изменения падежных окончаний и числа существительных, существительные неправильно согласуются в роде числе и падеже с прилагательными; неверно употребляются родовые окончания местоимений; изменяются формы глаголов.

  4. Мнестическая дислексия проявляется в том, что ребенку трудно усвоить буквы и трудно различать их. Она обусловлена нарушенным процессом установления связи между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Характерные ошибки для мнестической дислексии: пропуски звуков, их замены, нарушение последовательности звуков.

  5. Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и смешения букв, которые графически похожи. Этот вид дислексии аналогичен оптической дисграфии по своим проявлениям, но здесь буквы не прописные, а печатные. Причины оптической дислексии: недоразвитие оптико-пространственного восприятия, нарушение зрительного гнозиса, анализ и синтез, нет дифференцированности представлений о сходных формах.

  6. Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В ее основе лежат трудности в тактильной дифференциации букв азбуки Брайля.

  7. Алексия – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Виды нарушений при дисграфии и дислексии во многом сходны, поэтому методики коррекционной работы имеют много общего и рассматриваются вместе.

Игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии и дислексии.

Упражнение №1. Работа со слоговыми таблицами

На уроке в случайном порядке учитель называет слоги таблицей и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать их. При выполнении этого задания учащимся ненужно раскладывать слоги на буквы, так как, произнесенные взрослым слоги дети запоминают целиком. Используя данные таблицы можно предложить детям следующие задания: 1. Прочитать слоги которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы; 2. Найти и прочитать слоги в которых есть мягкие согласные; 3. Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например, буква А или Ш; 4. Прочитать 1, 7, 5 строчку или столбик; 5. Найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т.д.

Так же можно осуществлять чтение в разных направлениях: в горизонтальном, в вертикальном и по спирали.

Проводя подобную работу, я использую игру «ЛОТО», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесенные учителем или выбранные учеником. Слоги нужно произносить с определенным интервалом: 2-3 секунды. После окончания игры проверяют результаты, кто из детей нашел все слоги.

Сг-гс

Мы

от

до

Сю

Ик

Ну

ве

Ах

Уф

Ёш

Ро

Ба

Лё

Га

Зя

эс

сгс

Пот

сыр

Кав

лый

Дол

Жив

Рук

Чан

Вон

Тёс

ЗИЛ

Шин

риж

Дей

под

Так

Ссг- гсс

Бра

ичр

Арс

для

Сту

Пре

Чту

Евн

Кча

Шки

Явн

Вре

гти

Язг

трю

Овт

Слоговые таблицы можно использовать и по другому. Детям предлагаются таблицы и состоящие из слогов, входящих в таблицу: учитель называет слово, а учащиеся отыскивают в таблицах слоги из которых состоит это слово. Можно предложить детям маркировку слова определенным цветом, например: в слоге слова «коза» закрасить красным цветом, а «лужа»- зеленым и т.д.

Подобные упражнения дают хороший результат при регулярном систематическом применении, по этому тренировочные упражнения следует выполнять не только в школе, но и дома под контролем родителей.

Ежедневно школьники непроизвольно запоминают слоги, входящие в них, поэтому материал и задания должны систематически меняться.

БУК

КА

ДВО

СЛО

МА

БА

КИ

МО

ЛАН

ГИ

НОЧ

ЦА

СЫ

ЗИН

СО

ВИЛ

КУ

КРЫ

РИ

СА

ДЫ

ВЫ

КРУ

БРЮ

ГИ

НЫ

РЫ

ЗИ

СА

КА

ЗЫ

КИ

ПО

ГА

РО

ШИ

БУКВЫСЛОНЫ

КУРИЦА МАГАЗИН

ЗИМА МОРОЗЫ

СОБАКА САПОГИ

ВИЛКА КРЫСЫ

САНОЧКИ КРУГИ

ДВОРЫ БРЮКИ

ЛАНДЫШИ

Упражнение №2. Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА».

АМ

САМ

СВОЙ

ВЫБОР

ВОСЕМЬ

ДЕВУШКА

КАЧЕСТВО

СТРОИТЕЛЬ

ОГРАБЛЕНИЕ

КРАЕВЕДЕНИЕ

1. прочти спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.

2.если встретил непонятное слово, остановись, узнай значение этого слова

3.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.

4. найди «ХИТРЫЕ» буквы и подчеркни их.

5. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.

6. прочитай слова соответствующие определенной слоговой структуре. Например: согласный + согласный + согласный + гласный.

7.прочтаить слова с ударением на первом слоге, втором, третьем.

Упражнение №3. Подбери к слову схему.

ПИОН V V

РОЗА V V

АСТРА V

ГВОЗДИКА

НАРЦИСС — V V

Подобные упражнения развивают звуко- слоговой анализ слов, внимания. Когда у детей автоматизировано чтение слогов разной структуры следует и усложнить речевой материал.

Упражнение №4. Чтение однокоренных слов.

Дает возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия это задание можно выполнять с раздаточным материалом., состоящим из набора слов с похожим звучанием. Детям предлагают карточки со словами, их необходимо разложить на два столбика по смыслу.

ГОРА ГОРЕ

ГОРКА ГОРЬКО

ГОРНЫЙ ГОРЮШКО

ГОРУШКА ГОРЕВАТЬ

ГОРИСТЫЙ ГОРЕМЫЧНЫЙ

ПРИГОРОК ПРИГОРЮНИЛСЯ

Упражнение №5

Помоги ёжику и белочке собрать грибы и ягоды.

Обведи предметы, на которых написаны слоги типа ССГ синим цветом, а слоги типа ГСС – красным.

Собери морские звезды

Составь слова из слогов и обведи их разными цветами. Речевой материал: кит, дельфины, акула, медуза, осьминог, черепаха.

ЗА

ЧЕ

ХА

ПА

ОСЬ

НЫ

КУ

А

ДУ

ПА

МЕ

КИТ

ФИ

МИ

РЕ

НОГ

ДЕЛЬ

Цель этих игр: закрепление умения различать слоги по составу.

Упражнение №5. Для закрепления слогового анализа и анализа слов.

«Доберись до острова сокровищ»

.

Составь слова и закрась их соответствующими цветами. Речевой материал: материк, острова, океан, экватор, рифы, скалы, пещера, пираты, джунгли.

Составь слова и соедини их с картинками.

Для разнообразия и повышении мотивации к урокам русского языка и литературного чтения и создания благоприятной атмосферы можно использовать и другие игры.

Цель. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, определения слов, обозначающих предметов и действия; развитие зрительного внимания и зрительно- моторной координации, устойчивости и концентрации внимания.

Составь и прочитай слова. Назови сначала предметы, потом слова-признаки, затем слова- действия.

ПИ ЧКА

СВИ ЩУ ПАТЬ

ПРОТА ПАЛЬЦА

ШУ ДИЩЕ

ШЕП ЧУ ДЕСНЫЙ

ОТВЕ ТКИЙ

Соедини слоги и прочитай сначала названия фруктов, а потом овощей.

ДЫ

ОГУ

НЯ

РЕЦ

БА

ША

НАН

ГРУ

ВА

МОН

СЛИ

ЛИ

НЯ

ВА

ТЫК

ВИШ

ПА

РЕ

Составь с двумя образованными словами словосочетания, используя подходящее по смыслу слово- признак или слово- действие из первого задания.

Прочитай слово, соединив слоги по порядку.

1 ПА

2 ТА

3 ЛО

Что записано в рамочках? Прочитай слоги. Выбери в каждой рамочке нужные слоги для составления слова. Запиши составленные слова в тетрадь. Выдели в каждом слове ударный слог.

БАК, ЛА, РЫ

КА,ЛО, РО, СО

РЮ, ЧИ, КЛЮ

ЛО,КО,РО, МО

Прочитай слоги и составь из них слова, соединив слоги стрелочкой.

ФАН

ПОТ

ФЛА

ЗАК

КАП

МАН

РЮК

КАН

КАР

ТОР

ГОР

ТУК

ДОК

ЖОК

ФАР

ШОК

БАЛ

КОН

КОМ

ТИК

Цель: закрепление понятия гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки и буквы, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; развитие самоконтроля.

Внимательно рассмотри картинки и схемы. Подбери картинки к схемам и докажи, что ты правильно выполнил задание.

Прочитай внимательно слова и объясни их значение. Вставь в эти слова согласную букву Л. Как изменилось значение слов?

СОН

ГАЗ

КУБ

КОК

ПОТ

СОВА

Пройди лабиринт, собрав все буквы. Какие слова у тебя получились? Запиши эти слова в тетрадь, поставь ударение.

Игра «МОРСКОЙ БОЙ»

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать умение воспроизводить слог как целостную единицу чтения, развивать слоговой анализ и синтез слов, формировать активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на которых изображены корабли с написанными на них слогами: учитель называет место на поле, дети отыскивают его и называют написанный на нем слог, при необходимости анализируют его.

Если корабли называть в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а затем синтезируют. Чтобы слова получались легко, необходимо называть сначала слоги одного слова, затем другого.

Речевой материал к игре «МОРСКОЙ БОЙ»

Учитель

Учащиеся

Е-1, Д-7,А-9

ТАН, КА, ПИ- КАПИТАН

Е-8, Ж-4

СКОЙ, МОР- МОРСКОЙ

В-8

ПОРТ

Б-4, К-7

РЕГ, БЕ- БЕРЕГ

К-5, А-7

ЯК, МА- МАЯК

З-5, А-1

ПРО, ЛИВ- ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3

РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3

РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3

СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,

БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2

РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9

ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игра- лото «КОРЕНЬ СЛОВА»

Цель: научить детей читать слова, выделять корень, находить однокоренные слова. Развивать орфографическую зоркость. Обогащать активный и пассивный словарь школьника.

Детям предлагаются карточки, например, со словами:

Зимовать

Бесцветный

Перелетные

Сторожка

Летние

Заморозки

Учитель достает из мешочка маленькие карточки, на которых написаны слова, например: мороз, свет, голод, летать, сторожил, зима, цветной и другие. Дети читают слово, выделяют в нем корень и находят однокоренное слово на своих карточках. Если слово найдено, ученик называет его и накрывает фишкой. Выигрывает тот, кто не пропустил не одного слова.

Еще один интересный прием- это нахождение слов среди других букв:

ЛПОАРКНЕГДИВАНШДЕЛВКЕНКРОВАТЬЦИКЛОД

РОАТСКАСТРЮЛЯЭВХАЖКЕДЖИМОЗЕРКАЛОБТИ

ТУМБОЧКАПИСЕТИКРЮБЛЕВИЛКАТЕРСИМЫВА

В этом упражнении слова могут быть подобраны на одну или две лексические темы.

Более сложное упражнение- нахождение слов в квадрате заполненном буквами. В квадрате слова расположены не только по горизонтали, но и по вертикали. Выполняя эти задания можно предложить детям подчеркнуть найденные слова, выписать их и разделить на слоги, распределить на группы по теме.

Т

Р

А

М

В

А

Й

Ш

Ю

О

Р

М

Ж

Р

А

М

А

Ш

И

Н

А

М

В

Ц

З

В

О

Б

М

О

Ш

И

Н

В

Ш

Л

Т

И

Е

Л

Ф

У

А

Р

О

Л

Т

Х

Ъ

Э

Д

Р

Л

Я

Й

Ё

П

А

Р

О

Х

О

Д

В

Т

Е

С

К

Г

П

А

М

Б

Х

О

Д

Щ

О

Й

У

А

Е

Р

О

Ж

У

Г

О

Л

Ш

Л

Б

О

Т

П

Ч

Я

Э

С

Д

Ж

Ф

Й

Ё

У

Г

Е

И

Х

В

С

А

М

О

Л

Ё

Т

С

Е

Р

В

К

А

П

Т

Р

О

Г

Л

У

Аналогично выполняется задание «НАЙДИ БУКВОСОЧЕТАНИЯ ИЛИ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАПИСАНЫ ДО ЧЕРТЫ» это задание можно выполнять на время.

ЛЕС

СЕЛ

СЛЕ

ЛЕС

ЕСЛ

СЛЕ

ЛЕС

СЛЕ

ТИР

РИТ

ТРИ

ТИВ

БИТ

ТИР

ТРИ

ТИР

ЗАЛ

ЗАЛ

АЗЛ

ЗАЛ

ПАЗ

ЗАП

ЗАЛ

АЛЗ

СУК

СКУ

СУК

КУС

УКС

СУК

БУК

КОУ

ПРИ

ИРП

РИП

РПИ

ВРИ

ПРИ

ПРИ

ЛРИ

Упражнение № 6

Разгадай ребусы

Ребус- это изображение в котором спрятано какое-то слово. Правило по которым составляют ребусы и разгадывают: 1. Если к названию картинки представленной на рисунке, добавить написанные буквы, то получится новое слово. 2. Знак запятой в начале или конце картинки обозначает необходимость убрать букву слева или справа от названия изображения. 3. Если ребус составлен только из букв, то необходимо разобраться как они расположены и подобрать подходящий предлог.

Упражнение № 7.

Работа с текстом

Добавляя по одному слову составь предложение по картинке.

ЛЕНА

КАТАЕТСЯ

.

НА

.

НА

С

.

НА

С

Игра «ЧУДЕСНЫЙ СУНДУЧОК»

Эта игра известна всем с детского сада, но я ее переделала для своих первоклашек. Вырезала буквы из линолеума, можно из другого материала, для каждой буквы сшила мешочек из непрозрачной ткани. Все мешочки с буквами сложила в сундучок. Есть несколько вариантов этой игры:

  1. Ребенок достает мешочек с буквой, на ощупь определяет какая это буква, описывает ее (из каких элементов она состоит). Может придумать слова там, где эта буква- звук находится в начале слова, в середине или в конце.

  2. Во втором варианте в сундучке остаются буквы, из которых можно составить определенные слова. К составленному слову нужно придумать предложение.

Опыт показывает, если данные упражнения, виды работ и игры, и подобные упражнения и игры, приведенные в данной работе использовать систематически, то многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьников улучшается качество, техника чтения, растет познавательный интерес, совершенствуются учебные умения и навыки, а так же, повышается самооценка и уверенность в себе.

С А Д

Л Е С

К О Т

  • Предмет: Обществознание
  • Автор: titarenkoarina18
  • Вопрос задан 5 лет назад

<

>

Приложения:


zxniceteam:
че

Ответы

Ответ дал: bejsenalievdastan3





10

Ответ:

все глобальные……………….

Ответ дал: ujjjijjj





11

Ответ:

решение глобаных проблем требует совместной работы всех стран

Похожие вопросы

Английский язык

2 месяца назад

English isnt _________ German .
A) as difficult as B) more difficult C) the most difficult

Русский язык

2 месяца назад

д/з по русскаму составь по рисунку текст из нескольких предложений включи в него даные числительные.одиннадцать,двенадцать,тринадцать,четырнадцать.

География

10 месяцев назад

Какие почвы в полупустыне и пустыне России?

Алгебра

10 месяцев назад

пжж помогите пжж какой ответ  {a }^{2}  +b {}^{2}+c {}^{2} - 2bc + 3 Пжж помогите пж☹️какой ответ 4m {}^{2} - 4m+ 4 =

Математика

6 лет назад

Помогите пожалуйста!!

Математика

6 лет назад

поиогите пожалуйста номер 6 задача 2

Информатика

7 лет назад

70 баллов. Вычислить значения функции Pascal

Математика

7 лет назад

В мастерской в первый день сшили 19 одинаковых, рюкзаков во второй день -23 таких рюкзака. На все рюкзаки пошло 84 м ткани. Сколько метров ткани израсходовали каждый день

amr77

Выполни задание Замени словосочетание «радостно встретить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напиши получившееся словосочетание без пробелов. Ответ: Оцени упражнение Сообщить об ошибке.​

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

amr77

Выполни задание Замени словосочетание «радостно встретить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напиши получившееся словосочетание без пробелов. Ответ: Оцени упражнение Сообщить об ошибке.​

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

Установи соответствие между событиями и датами 1885 год 1881 год 1884 год 1887 год 1 Издание университетского устава М. Н. Каткова — 2 Прекращение временнообязанного состояния крестьян з Учреждение дворянского банка — 4 Издание ««Циркуляра о кухаркиных детях» — А. Оцени упражнение Сообщить об ошибке​

blenbb

Светило науки — 3 ответа — 0 раз оказано помощи

Объяснение:

1. Издание университетского устава-1884год

2. Прекращение врем-ого состояния крестьян- 1881год

3. 1885

4. «Циркуляр о кухаркинах детях-1887год

А.

1) Ученик, должно быть, торопился и не продумал задания до конца.

Вводное слово: должно быть.

Значение: неуверенность

2) Значит, ты приедешь ко мне вечером?

Вводное слово: значит

Значение: порядок мыслей

3) Действительно, в течение всего сентября стояла чудесная погода.

Вводное слово: действительно

Значение: уверенность

Б.

1) К сожалению, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

2) Погода, к счастью, все же скоро улучшилась.

Выполни задание
В спешке ученица Лида сделала ошибки в записях уравнений реакций
обмена. Давай поможем исправить их.
1
NaOH + HCl = KCl + H2O
2
FeS + 2HCl = FeCl3 + H2S
3
3Ca(NO3), + 6Н3РО4 = Ca3(PO4), + 6H2O
+
=
Оцени упражнение
Сообщить об ошибке


Алгебра,


вопрос задал katerinasaradzoz25ah,


5 лет назад

Добавить свой ответ

Ответы на вопрос

Ответ:

х∈(-2;7)

Объяснение:

Приложения:

Добавить свой ответ

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Новые вопросы

Английский язык,
9 месяцев назад

Make compound nouns with a word from A and a word from B. Complete the sentences with the compound nouns. Be careful of the spelling: some compounds are single words and others are not.​

Математика,
9 месяцев назад

пожалуйста очень срочно нужно​…

Русский язык,
5 лет назад

Лексический разбор капризную,таяли,рейса…

Математика,
5 лет назад

3.4. Замените два действия одним: 1) _____ х 10 : 2=_____ 2) х 100 : 2=____ 3) x 100 : 4=_______ 4)_____ х 1000 : 8=_____ 5) ____:2_____х 10=_____ 6) _____:4_____х100=______ ПОМОГИТЕ Картинка…

Алгебра,
6 лет назад

(x+3)(5-x)log2(x+3)≥0…

Математика,
6 лет назад

НОК (105,36) помогите пжжжжжжжжжжжжжж…


Алгебра,


вопрос задал katerinasaradzoz25ah,


5 лет назад

Добавить свой ответ

Ответы на вопрос

Ответил parus77





6

Ответ:

х∈(-2;7)

Объяснение:

Приложения:

Добавить свой ответ

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Новые вопросы

История,
9 месяцев назад

Каким образом советская идеология отразилась на культуре Приведите примеры.
помогите пожалуйста…

Математика,
9 месяцев назад

Соразмерны ли следующие определения?
А)Остроугольным треугольником называется треугольник, у которого есть острый угол.
Б)Квадрат-четырехугольник, у которого все стороны равны.

Русский язык,
5 лет назад

Лексический разбор капризную,таяли,рейса…

Математика,
5 лет назад

3.4. Замените два действия одним: 1) _____ х 10 : 2=_____ 2) х 100 : 2=____ 3) x 100 : 4=_______ 4)_____ х 1000 : 8=_____ 5) ____:2_____х 10=_____ 6) _____:4_____х100=______ ПОМОГИТЕ Картинка…

Алгебра,
6 лет назад

(x+3)(5-x)log2(x+3)≥0…

Математика,
6 лет назад

НОК (105,36) помогите пжжжжжжжжжжжжжж…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дорама случайная ошибка
  • Дом каменный и весьма прочен исправить ошибку
  • Дорама роковая ошибка
  • Доказательство 4 равно 5 где ошибка
  • Дорама ошибка идеального незнакомца 2 сезон