3. Определите, какая ошибка допущена в следующей ситуации начала общения, нередко встречающейся в практике публичной речи. Напишите правильный вариант.
1) «Я хочу рассказать вам сегодня о…».
2) «Дорогие друзья! Позвольте рассказать вам…».
3) «Не буду долго утомлять вас и скажу коротко, если позволите…».
4) Перепишите. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль.
Человек… (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им… (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он… (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он… (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь… (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он… (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может… (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для… (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.
Уважаемы студенты!
Задания выполняйте в рабочих тетрадях, пишите дату занятия, тему, план, переписывайте задания и вопросы. Прошу писать разборчиво, подписывать каждую страницу тетради (писать фамилию), фото делать четкие.
Спасибо за понимание! Ответы присылать на адрес: dtoo1_vr@mail. ru
ТЕМА 8. ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
Публичная речь в настоящее время играет все более активную роль в жизни общества. Владение умением выступать публично, эффективно воздействовать на аудиторию при помощи слова является важной предпосылкой успеха во многих областях и видах профессиональной деятельности: политике, менеджменте, торговле, юриспруденции, педагогике, сервисе и др. Эффективность публичного выступления обусловливается знанием уместности высказывания, логикой, эмоциональностью и выразительностью речи оратора. Наибольшее впечатление производит речь говоримая, но не читаемая по рукописи. Важно создать у слушателя впечатление, что речь творится непосредственно в момент выступления, которое должно звучать как разговор с аудиторией. Коммуникативность, установка на живое общение со слушателями создается разговорностью речи, зрительным и голосовым контактом. Вместе с тем каждая речь, рассчитывающая на успех, должна тщательно готовиться и продумываться. При этом намечается цель, определяется материал, способы его подачи и расположения, разрабатывается план речи (тезисы, подтезисы), определяются средства речевого воздействия. При выборе темы выступления необходимо стремиться к тому, чтобы она была интересна как для самого оратора, так и для его слушателей. Целью выступления могут быть развлечение, информация, воодушевление, убеждение, побуждение (агитация). Главными источниками материала для выступления являются: 1) личный опыт; 2) размышления и наблюдения; 3) беседа; 4) чтение.
Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословскоцерковное). Каждый род объединяет определѐнные виды речи с учѐтом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения,
атакже ситуации выступления, его темы и цели.
Ксоциально-политическому красноречию относят выступления, посвящѐнные вопросам государственного строительства, экономики,
81
права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях и т.д.; к академическому красноречию – учебную лекцию, научный доклад, обзор, сообщение; к судебному – речи, произносимые участниками судебного процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.; к социально-бытовому – приветственные, застольные, юбилейные речи и т.п.; к богословскоцерковному – проповеди, речи на соборе.
Для воздействия на аудиторию используются как логические, так и эмоциональные аргументы.
Логические аргументы: 1) факты и обобщение их (индукция); 2) аналогия (используется только в том случае, если уместно сопоставление явлений); 3) умозаключение о причинной зависимости (имеет два вида: заключение от причины к следствию и заключение от следствия к причине); 4) дедукция, или умозаключение из общего положения.
Пояснение: дедукция состоит из трех суждений: большой посылки
– общего положения – заключения. Этот трехстепенный процесс называется силлогизмом. Пример силлогизма из «Риторики» М.В. Ломоносова:
I. Всяк благоразумный рассуждает о будущем. II. Но Семпроний не рассуждает о будущем. III. Следовательно, Семпроний неблагоразумен.
I – большая посылка, II – малая посылка, III – заключение. Эмоциональные (психологические) аргументы: 1) физическое
благополучие (сохранение жизни и безопасности), свобода, удобство, привычки слушателей; 2) материальные, экономические и социальные интересы публики; 3) чувство собственного достоинства собравшихся; 4) истина и право (стремление людей к правде и справедливости).
Любая тема речи нуждается в разработке, т. е. в создании набора так называемых «общих мест» или заранее разработанной системы понятий, предлагающей «способы мысли» о любой данной теме. «Общее место», или топос – это смысловая модель речи. Топосы (или топы) можно разделить на три группы: определение (имя, род-вид, часть-целое, сущность), соположение (сопоставление и противопоставление) и обстоятельство (место, время, цель, причина, образ действия).
82
Публичные речи обычно имеют три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении выделяется зачин (его цель – привлечь внимание) и завязка (ее цель – заинтересовать аудиторию). В основной части формулируется и поясняется тезис, главное положение речи, приводятся аргументы и факты в его поддержку. Цель заключения – усилить значение сказанного и создать соответствующую установку и настроение у слушателя. В заключении могут содержаться напоминание исходного тезиса, обобщение и призыв.
Важную роль для создания выразительности речи оратора играют так называемые тропы (выразительные средства) и фигуры (особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия). Примером тропа может служить метафора, примером фигуры – риторический вопрос (более подробно о тропах и фигурах красноречия см. в прил. 2).
Вопросы:
1.В чем заключаются причины возрастания роли публичной речи
всовременном обществе?
2.Что необходимо для успеха речи оратора?
3.Каковы требования к языку и стилю публичного выступления?
4.Охарактеризуйте основные роды и виды ораторской речи.
5.Какие виды логических и психологических аргументов вы знаете?
Задание 1. Насколько удовлетворяет требованиям, предъявляемым к публичной речи современная практика технических средств массовой коммуникации? Выберите для оценки одну из программ радио или ТВ, которая содержит выступление, беседу или интервью. Какие моменты в организации общения, в форме и содержании речи показались вам удачными, целесообразными? Что мешало общению, затрудняло речевой контакт и понимание? Составьте план краткого выступления ответа на эту тему (3 – 5 мин).
Задание 2. Изучите табл. 8.1. «Композиционное построение речи». Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?
83
Таблица 8.1 |
||
Композиционное построение речи |
||
Части выступления |
Приѐмы привлечения внимания |
|
Вступление |
— Обращение |
|
I. Задачи: |
— Изложение цели выступления, обзор |
—Пробудить интерес к теме главных разделов темы;
предстоящего разговора; |
— Прием сопереживания; |
— Установить контакт; |
— Изложение парадоксальной ситуа- |
— Подготовить слушателей к восп- |
ции; |
риятию выступления; |
— Апелляция к интересам аудитории; |
— Обосновать постановку вопроса; |
— Прием соучастия. |
Основное условие – максимальная |
|
лаконичность. |
|
II. Главная часть Задачи: |
— Апелляция к событиям; |
— Последовательно разъяснить выд- |
— Апелляция к географическим или |
винуть положения; |
погодным условиям; |
— Доказать их правильность; |
— Апелляция к речи предыдущего |
— Подвести слушателей к необхо- |
оратора; |
димым выводам. |
— Апелляция к авторитетам или |
известным источникам; |
|
III. Заключение Задачи: |
— Апелляция к личности оратора; |
— Суммировать сказанное; |
— Юмористическое замечание; |
— Повысить интерес к предмету |
— Вопросы к аудитории. |
речи; |
|
-Подчеркнуть значение сказанного |
|
— Поставить задачи; |
|
— Призвать к непосредственным |
|
действиям (в митинговой речи). |
|
[8,с.320-321]. |
Задание 3. Определите, какие ошибки допущены в следующих ситуациях начала общения, нередко встречающихся в практике публичной речи.
«Я хочу рассказать вам сегодня о…» «Может, я скажу не совсем удачно, но…»
«Дорогие друзья! Позвольте рассказать вам…» «Я еще только начинаю свою деятельность. Но попробую
объяснить вам…» «Вы, конечно, уже знаете, что я сегодня имею честь сообщить»
«Все вы помните, что Петербург был основан в 1703 году» «Я постараюсь решить ваши проблемы: все вы хотите делать это
лучше?»
84
«Не буду долго утомлять вас и скажу коротко, если позволите…» «Я очень волнуюсь, поэтому прошу простить мне некоторую
сумбурность…» «Вы, вероятно, подумаете, что я плохо знаю предмет…»
«Я всегда заинтересован в том же, в чем заинтересованы вы…» [33, с. 22].
Задание 4. Прочитайте следующий текст, ответьте на вопросы:
Какие ошибки допущены в тексте? Найдите их, выпишите, объясните, как нужно сказать в каждом отдельном случае.
После того, как все ошибки исправлены, перепишите тест начисто так, как он должен выглядеть, по вашему мнению.
Выступление на собрании
Значит, это, я, честно говоря, позволю, понимаете, потратить, так сказать, две минуты на мое сообщение, как я болею душой, как профессионал, и преклоняюсь, значит, перед аудиторией за все ихние труды по менеджменту и всю работу фирмы, конечно, очень знаю, понятно.
Конечно, поэтому нужно, в общем, так сказать, послать ваши, можно сказать, образцы, значит, в дирекции на местах, и они, это, прийдут к вам обратно, вот.
Скажу одно, я не думаю, скажем так, начинать, уважаемые, сначала, а надо, значит, делать сначала, и все, чего тут не понимать, понимаете?
Аеще, значит, вопросы встали за общий план, поговорили, или его совсем не делать, честно говоря. Да ради Бога, пусть бы кто и не знал, а в кассе пусто, значит. В купе с образцами, деньги, честно сказать, могут сделать аврал, нежели чем закрывать филиал. Смотрите, я уже стихи выражаю, и будете персонал, который, как все говорят – «персона нан гранда».
Ну, а теперь, честно говоря, хватит, серьезно. Нет другой пути, как вверх и вперед, взад – не пройдет. И не на дядю, это значит, это сваливать, а только на себя. Мы профессионалы, так сказать. Определить понимаете, и в дело, если, так сказать, нужно.
Если есть вопросы, может быть, есть, то тут и отвечать не надо: все, честно говоря, скажем, понятно, если нет умников и бездельников, которые не желают, вот и все, а думают, что он, значит, на нас, конечно, ругается без начала.
Авсе инженера, так сказать, отделов, они, значит, останутся еще, понимаете, ну хотя бы минут на 20 или, значит, 30, точно.
85
Спасибо, как говорится, Вам, значит за внимание, вот так. И, значит, займемся делами повсеместно, чтобы начать, углубить успехи и принять новые примеры для нашего фирменного процветания. Счастливой вам пути. Ехайте прямо и вперед, и нечего смотреть, значит, повернув голову взад. Поэтому у меня и конец, понимаете, так сказать. Наша цель – более два миллиона рублей, и ни грамма меньше. Вот. В районе – три миллиона, как наша целевая программа, понимаете, вот так. Извиняюсь, если что … (По Д. Н. Александрову, с.
457-458).
Задание 5. Прочитайте речь адвоката Ф.Н. Плевако в защиту старушки из Сызрани, которая украла жестяной чайник стоимостью около 50 копеек и была предана суду присяжных, так как она являлась потомственной почетной гражданкой. Прокурор требовал наказания для совершившей кражу, не взирая на ее почтенный возраст и ничтожную стоимость похищенного, в связи с тем, что неуважение к праву частной собственности может привести к разрушению основ государства, однако присяжные взяли сторону адвоката и оправдали подзащитную. Определите, какие выразительные средства и аргументы использует адвокат для убеждения присяжных. Можно ли доводы назвать корректными?
«Много бед, испытаний пришлось претерпеть России за ее больше, чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Около двух десятков языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно».
Задание 6. Подготовьте текст информационной речи (на 5 минут). Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Обратите особое внимание на заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Учтите, что ваша аудитория – слушатели группы. Изучите внимательно памятку по составлению информационной речи.
I. Примерные темы для информационной речи:
—События в нашей стране.
—События за рубежом.
—Новости науки и техники.
—Новости культурной жизни города.
—Спортивные новости.
—Новинки литературы.
—Роль компьютеров в производстве (экономике, образовании и пр).
86
II. Схема оценки информационной речи: 1. Тема и цель.
Интересны? Уместны? Актуальны? 2. Вступление. Интересно ли?
Использован ли прием привлечения внимания? Не слишком ли длинно?
3.Главная часть: Продуман ли план?
Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?
4.Заключение:
Ясно? Есть ли обобщение сказанного? 5. Произношение.
Уверен ли говорящий в себе? Правильна ли поза? Жесты?
Удачен ли темп речи? Не монотонно ли? Есть ли контакт с аудиторией?
Есть ли речевые ошибки?
III. Памятка по составлению информационной речи. «Информационная речь с первого до последнего слова – продукт
обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового
истарого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, создает в аудитории все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.
Вступление следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерения оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и обстановки.
Взаключении еще раз поясняется поставленная цель, поднимается на высшую ступень интерес слушателей, подчеркивается смысл речи
иделается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение» (П. Сопер).
87
Задание 7. Ознакомьтесь с некоторыми типовыми планами агитационных выступлений, предложенными Д. Карнеги. Подготовьте на основе одного из них агитационное выступление на близкую для вас тему (3 – 5 мин). Подумайте о средствах привлечения и удержания внимания аудитории, логических и эмоциональных аргументах, о выразительной стороне речи. Особенно тщательно проработайте начало и заключительную часть своего выступления.
А. 1. Изложение фактов. 2. Соображения, вытекающие из них. 3. Призыв к действиям.
Б. 1. Продемонстрировать нечто плохое. 2. Показать, как исправить дело. 3. Просьба о сотрудничестве.
В. 1. Вот положение, которое надо исправить. 2. Нам для этого надо то-то и то-то. З. Вы должны помочь по таким-то причинам.
Г. 1. Добиться интереса и внимания. 2. Завоевать доверие.
3.Изложить факты и разъяснить достоинства вашего предложения.
4.Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.
Задание 8. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек – полезный человек».
Задание 9. Прочитайте Геттисбергскую речь Авраама Линкольна (19 ноября 1863 г.) Проанализируйте данную речь следующим образом:
1.Выделите основные идеи и понятия, на которых строится речь.
2.Разберите композицию речи: каковы особенности вступления, на какие части делится основная часть речи, чем характеризуется заключение.
3.Какие словесные средства создают стиль данной речи?
Восемьдесят семь лет назад отцы наши заложили на этом континенте основы новой нации, зачатой в свободе и преданной идее, что все люди созданы равными. Ныне мы вовлечены в великую междоусобную войну, исход которой должен решить, может ли эта нация или иная, рожденная в тех же условиях и преданная той же идее, рассчитывать на длительное существование.
Мы собрались на великом бранном поле этой войны. Мы пришли сюда, чтобы посвятить часть его месту последнего упокоения тех, кто отдал свою жизнь во имя жизни нации. Правильно и достойно то, что мы делаем.
Но, строго говоря, мы не сможем ни освятить, ни почтить, ни возвеличить эту землю. Сражавшиеся здесь храбрецы, живые и
88
мертвые, освятили ее настолько, что не в наших силах прибавить или отнять что-либо. Мир едва отметит и недолго будет хранить в памяти, что мы здесь говорим, но он никогда не забудет того, что они совершили.
Скорее мы – живые – должны отдать себя тому незавершенному делу, которому они столь благородно послужили. Нам – живым – скорее надлежит посвятить себя великой задаче, все еще стоящей перед нами. От этих мертвых, чтимых нами, мы должны воспринять еще большую преданность делу, за которое они отдали все, чем только можно было доказать преданность. И мы обязаны дать торжественную клятву, что не напрасно погибли они, что наша нация с помощью Божьей вновь возродится к свободе, и власть волей народа, посредством народа и для народа не исчезнет с лица земли.
Задание 11. Внимательно прочитайте речь Козьмы Минина. Какие логические и эмоциональные аргументы использует оратор и какую роль в увеличении воздействующей силы речи играют здесь тропы и фигуры?
Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна, они заняли Москву, если падет Москва, падем и мы. Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отечество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас – рабство или свобода.
89
ЛИТЕРАТУРА
1.Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение / Р.И. Аванесов. – М: Просвещение, 1984. – 383 с.
2.Агеенко, Ф.Л. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва; под ред. М. А. Штудинера. – М.: Рольф, 2000. – 807 с.
3.Александрова, 3.Е. Словарь синонимов русского языка / 3.Е. Александрова. – М.: Рус. яз, 2005. – 564 с.
4.Александров, Д.Н. Риторика / Д.Н. Александров. – М.: Флинта,
2004. – 622 с.
5.Бирих, А.К. Словарь фразеологических синонимов русского языка / А.К. Бирих, В.М. Мокиенко, Л.И. Степанова; под ред. В.М. Мокиенко. – М.: Астрель, 2001. – 494 с.
6.Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская.
– Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
7.Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 249 с.
8.Введенская, Л.А. Учебный словарь омонимов русского языка / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. – М.: МарТ, 2005. – 254 с.
9.Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно / Л.А. Вербицкая.
– М.: Высш. шк., 2001. – 238 с.
10.Волков, А.А. Основы русской риторики / А.А. Волков. – М.:
МГУ, 1996. – 313 с.
11.Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина; под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 269 с.
12.Голуб, И.Б. Искусство риторики / И.Б. Голуб. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2005. – 374 с.
13.Голуб, И.Б. Упражнения по стилистике русского языка / И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 231 с.
14.Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 441 с.
15.Голуб, И.Б. Искусство риторики / И.Б. Голуб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 374 с.
16.Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка / К.С. Горбачевич. – М.: Просвещение, 1989. –
208 с.
17.Горбачевич, К.С. Словарь синонимов русского языка / К.С. Горбачевич. – М.: Эксмо, 2005. – 599 с.
90
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Задание 1. Оцените
следующие материалы и высказывания, приведенные в газете «Аргументы и
факты» с точки зрения критерия уместности речи. Содержатся ли в них
коммуникативно-речевые ошибки? Какие именно?Опрос
Что для вас 9 мая?
65% День великой победы над фашизмом.
15% Воспоминания о собственных дедах и прадедах.
12% Траур по миллионам погибших из-за ошибок Сталина.
8% Лишний повод выпить.
(«Аргументы и факты», №18-19, 2002 г.)
Мы
ушли из Африки, потом из Азии, из Европы, из СНГ. И, видимо, уходить
будем до последнего рубежа: Рублевско-Успенского шоссе, ресторана
«Царская охота» и горнолыжного центра на Дмитровке. Ну и регионов, где
есть нефть, газ и металлы с углем.
(А. Митрофанов: «Аргументы и факты», №18-19, 2002 г.)
Язык недели
По
зарубежным СМИ прокатилась волна публикаций о нашей мафии,
международным криминальным языком окончательно и бесповоротно назван
русский. Отечественные братки со стоном «Чисто подстава!» начали срочно
его учить.
(«Аргументы и факты», №17, 2002 г.)
Завороженный
фантастическим кружением сотен тысяч птиц в небе, прилетающих в Рим в
сезон сбора оливок, Челестино Спада создал серию фотографий «Стая птиц».
На них скопления птиц в виде микроскопических точек (словно
одухотворенные души птиц!), сливающиеся с клубящимися облаками,
окрашенными в нежные золотистые тона, образуют быстро меняющиеся кадры,
наполненные гармонией и возвышенным духом.
(«Аргументы и факты», №17, 2002 г.)
Я
не так много пишу, чтобы тормозить появление новых имен, — «Речной
трамвайчик» для Пугачевой, «Все равно» для Алсу, «Маму» для Дианы
Гурцкая, «Шарманку» для Коли Баскова. Да, эти песни достаточно
раскрутились, но, чтобы написать песню, которая будет популярна у
молодежи, надо быть молодым человеком.
(Из интервью с И. Крутым: «Аргументы и факты», №17, 2002 г.)
Нынешняя
имперская ностальгия на самом деле платоническая: величия хотят многие,
но оплачивать из своего кармана не готов никто. Родители выкладывают
тысячи долларов, чтобы «отмазать» сыновей от армии.
(Из статьи И. Яковенко «Нас губит мания величия»: «Аргументы. и факты», №18-19, 2002 г.)
Задание 2. Ознакомьтесь с описанием двух речевых ситуаций.
Проанализируйте поведение их участников. Каковы причины успеха «молодых
людей» в первом примере и коммуникативной неудачи продавца меда во
втором?
Укрепление дверей
Как-то раз, открыв дверь на звонок, я заметил, что звонили и соседям, поскольку открыли дверь и они.
На площадке находились двое молодых людей приятной внешности. Один из них обратился к нам со следующей речью:
—
Вы, конечно, знаете, что сейчас много квартирных краж. Воры вышибают
двери или открывают замок отмычкой за несколько секунд. В качестве
защиты мы укрепляем дверные коробки и ставим крепкие двери с замками
особой сложности. Стоимость работ от
… до … в зависимости от
используемых материалов. Заказы можно оформить сейчас или по телефону
(вручили визитные карточки). Оплата — после сдачи работы заказчику.
Многие в нашем подъезде оформили заказ на предложенную услугу.
Горький мед
Мужчина
средних лет проходит по торговому ряду, где продается мед. Подойдя к
молодому продавцу, спрашивает: «Скажите, пожалуйста, сколько стоит эта
баночка?» А продавец, поднеся открытую баночку к носу покупателя,
сказал: «Понюхайте, какой ароматный мед и совсем недорого». На что
первый отвечал: «Что вы мне суете под нос, я не собака, чтобы нюхом
определять». И прекратил разговор, купив мед у другого продавца, который
сразу ответил на вопрос о цене.
По В.П. Шеинову
Задание 3. Обдумайте и произнесите на занятии трехминутную речь на любую из следующих тем:
1. Почему я выбрал именно эту профессию?
2. Что я бы сделал, если бы был директором (ректором)?
3. За что я люблю свою кошку (собаку или любое другое домашнее животное)?
4. Что я люблю делать в свободное время?
5. Что я хотел бы иметь больше всего?
6. От чего я хотел бы избавиться?
Требования
к речи: 1) точность регламента (постарайтесь уложиться в 3 минуты); 2)
связность, обдуманность; 3) требования к исполнению — максимальная
простота, разговорность, естественность; постарайтесь убедить всех в
своей точке зрения, склонить к ней; самое главное — выполняйте
требования коммуникативности, эффективного общения с аудиторией: помните
о зрительном (и голосовом) контакте, старайтесь быть самим собой — как
можно больше обаяния и доброжелательности!
Задание 4. Определите, какие ошибки допущены в следующих ситуациях начала общения, нередко встречающихся в практике публичной речи.
«Я хочу рассказать вам сегодня о…».
«Может, я скажу не совсем удачно, но…».
«Дорогие друзья! Позвольте рассказать вам…».
«Я еще только начинаю свою деятельность. Но попробую объяснить вам…».
«Вы, конечно, уже знаете, что я сегодня имею честь сообщить».
«Все вы помните, что Петербург был основан в 1703 году».
«Я постараюсь решить ваши проблемы: все вы хотите делать это лучше?».
«Не буду долго утомлять вас и скажу коротко, если позволите…».
«Я очень волнуюсь, поэтому прошу простить мне некоторую сумбурность…».
«Вы, вероятно, подумаете, что я плохо знаю предмет…».
«Я всегда заинтересован в том же, в чем заинтересованы вы…»
[ 33, с. 22].
Задание 5.
Ознакомьтесь с фрагментом из выступления Андрея Дмитриевича Сахарова на
форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества», состоявшемся 14
— 16 февраля 1987 г. в г. Москве. Какие стороны этой речи вам
представляются наиболее удачными? К каким аргументам прибегает оратор?
Определите их характер? Есть ли в речи Сахарова коммуникативные ошибки?
«Ядерное
оружие разделяет человечество, угрожает ему. Но есть мирное
использование ядерной энергии, которое должно способствовать объединению
человечества. Разрешите мне сказать несколько слов по этой теме,
связанной с основной целью форума.
В эти дни в выступлениях
участников много раз упоминалась катастрофа в Чернобыле, явившаяся
примером трагического взаимодействия несовершенства техники и
человеческих ошибок.
Нельзя тем не менее переносить на мирное
использование ядерной энергии то неприятие, которое люди вправе иметь к
ее военным применениям. Человечество не может обойтись без ядерной
энергетики. Мы обязаны поэтому найти такое решение проблемы
безопасности, которое полностью исключило бы возможность повторения
чего-либо подобного чернобыльской катастрофе в результате ошибок,
нарушения инструкций, конструктивных дефектов и технических неполадок.
Такое
кардинальное решение — размещение ядерных реакторов под землей на
глубине, исключающей выделение радиоактивных продуктов в атмосферу при
любой мыслимой аварии. При этом будет также обеспечена ядерная
безопасность в случае войны, ведущейся без использования ядерного
оружия. Особенно существенно иметь полную безопасность для
теплофикационных станций, располагаемых вблизи больших городов. Идея
подземного расположения ядерных реакторов не нова, против нее
выдвигаются соображения экономического характера. На самом деле с
использованием современной землеройной техники цена будет, как я
убежден, приемлемой. Жалеть же деньги на предотвращение радиационных
катастроф нельзя. Я считаю, что мировая общественность, обеспокоенная
возможными последствиями мирного использования ядерной энергии, должна
сосредоточить свои усилия не на попытках вовсе запретить ядерную
энергетику, а на требовании обеспечить ее полную безопасность.»
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play
«Я хочу рассказать вам сегодня о…».
«Может, я скажу не совсем удачно, но…».
«Дорогие друзья! Позвольте рассказать вам…».
«Я еще только начинаю свою деятельность. Но попробую объяснить вам…».
«Вы, конечно, уже знаете, что я сегодня имею честь сообщить».
«Все вы помните, что Петербург был основан в 1703 году».
«Я постараюсь решить ваши проблемы: все вы хотите делать это лучше?».
«Не буду долго утомлять вас и скажу коротко, если позволите…».
«Я очень волнуюсь, поэтому прошу простить мне некоторую сумбурность…».
«Вы, вероятно, подумаете, что я плохо знаю предмет…».
«Я всегда заинтересован в том же, в чем заинтересованы вы…»
Задание 3. Прочитайте речь К. Минина, обращенную к согражданам – нашим предкам (результатом ее стало создание народного ополчения, освободившего Москву от польских интервентов). Какие тропы и фигуры речи использует оратор? К каким аргументам он прибегает?
Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна; они заняли первопрестольный град. Если падет Москва, падет Вера и Отечество, падем и мы. Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отчество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас – рабство или свобода.
Задание 4. Подготовьте текст информационной речи (5 мин).
Примерные темы для информационной речи: события в нашей стране; события за рубежом; новости науки и техники; новости культурной жизни города; спортивные новости; новинки литературы; роль компьютеров в производстве (экономике, образовании).
10. Этические нормы речевой культуры
1. Понятие «речевой этикет». Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование.
2. Место и роль этикета в современной жизни.
3. Культура речевого поведения, ее основные составляющие. Формулы речевого этикета в различных речевых ситуациях.
4. История обращения людей друг к другу в России.
5. Речевой этикет и национальная специфика.
6. Невербальные средства общения.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под речевым этикетом?
2. Назовите факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование.
3. В чем проявляется национальная специфика речевого этикета?
4. На какие группы делятся формулы речевого этикета?
5. Какую роль играет речевой этикет в межличностной коммуникации?
6. Какова история формирования культуры общения в России?
7. Какое значение имеют невербальные средства общения в коммуникативной деятельности людей?
Практические задания
Задание 1. Объясните, в какой речевой ситуации уместен выбор той или иной формы приветствия/прощания. Какие из приветствий/прощаний передают дополнительную информацию? Укажите, какую.
1. Здравствуй! Здравствуйте! Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так вам рад! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здорово, браток! Привет! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение. Салют! Позвольте приветствовать вас! Наше вам! Как оно? Доброго здоровьица! Здравия желаю! Наше вам с кисточкой! Хелло! Сколько лет, сколько зим! Ба, какие люди! Как дела?
2. В добрый час! Желаю удачи! Позвольте попрощаться! Счастливого пути! Ну, бывай! Счастливо оставаться! До скорого свидания! До скорого…! Имею честь откланяться. Разрешите откланяться. Жму вашу руку! Чао! Пока! Звоните! Гуд бай! Не забывайте! Спокойной ночи! Честь имею! Доброй ночи! Прощайте! Всего доброго! Не поминайте лихом! Будьте здоровы! Салют! Всего! До завтра! Ни пуха, ни пера! Адью!
Задание 2. Какие формулы речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться:
1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час; 2) к милиционеру, чтобы уточнить, как проехать на выставку; 3) к секретарю в приемной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника; 4) к руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению; 5) к приятелю, чтобы попросить у него учебник; 6) к преподавателю, чтобы попросить его принять у вас досрочно экзамен.
Задание 3. Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсуждении выполненного задания обратите внимание на поведение его участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил.
А) Вы – студент 1-го курса. Вам необходимо обратиться с просьбой: к ректору, декану, заведующему кафедрой, преподавателю, одному из родителей, товарищу.
Б) Вы – председатель профсоюзного комитета организации. К вам пришел: ваш старый друг (подруга), старый знакомый ваших родителей, незнакомый мужчина, (женщина), незнакомый молодой человек (девушка), руководитель организации, технический работник. Примите их.
В) Вы – работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить:
– ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике;
– ученого из университета выступить на научно-практической конференции;
– руководителя фирмы помочь благоустроить спортивную площадку;
– преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации;
– руководителя предприятия оказать помощь в проведении городского мероприятия.
Г) Вы – руководитель коммерческой структуры. У вас в фирме есть вакантное место. Вам необходимо побеседовать с 3–4 претендентами на это место. Они пришли по объявлению.
Основная литература:
- Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи –Ростов-на-Дону, 2010 г.
- Введенская Л.А. Культура речи –Ростов-на-Дону, 2011 г.
- Введенская, Людмила Алексеевна. Русский язык и культура речи: учебное пособие; допущено МО РФ / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. — 28-е изд.. — Ростов — н/Д: Феникс, 2010.
- Русский язык и культура речи. Под редакцией проф. Гройхмана О. Я. –М., 2011г.
- Русский язык и культура речи: учебник и практикум для бакалавров; допущено УМО по направлениям педагогического образования МО и науки РФ/ ред. В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. Соответствует стандарту третьего поколения. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
Дополнительная литература:
- Введенская Л. А., Колесников Н. П. Современный орфоэпический словарь русского языка –Ростов-на-Дону, 2001г.
- Гройхман О.Я., Наедина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2004 г.
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2003г.
- Грабчикова Е. С. Словарь-справочник словосочетаний русского языка, — Ростов-на-Дону, 2001г.
- Даль В. И. Толковый словарь русского языка (современная версия), — М.,2000г.
- Данцев А. А., Нефедова Н. В. Русский язык и культура речи –Ростов-на-Дону, 2001г.
- Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи – Москва, 2009 г.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М., 2003г.
- Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. М., 2002г.
- Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи – Москва, 2009 г.
- Львов М.Р. Культура речи. Риторика. М., 2002 г.
- Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2003 г.
- Матвеева Т.В. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика. М., 2003 г.
- Основы научной речи./ Под ред. В.В. Химика и Л.Б. Волковой. СПб., 2003 г.
- Словарь иностранных слов –М., 2000 г.
- Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2003 г.
- Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык для студентов неофилологов –М.,1997г.
- Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. – М., 2002 г.
Интернет-ресурсы
1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех – http://www.gramota.ru/
2. Сайт «Культура письменной речи» – http://gramma.ru/
3. Православный образовательный портал «Слово» (Раздел «Филология. Риторика») – http://old.portalslovo.
ru/rus/philology/222/ . Размещены научные статьи преподавателей МГУ, МПГУ и других вузов.
4. Научный богословский портал «Богослов.Ru» (Раздел «Гомилетика») –
http://www.bogoslov.ru/topics/20273/index.html
5. Социально-гуманитарное и политологическое образование (система федеральных образовательных
порталов) – http://www.humanities.edu.ru/ . Библиотека содержит курсы лекций, монографии, авторефераты,
журналы и т.п.
6. Федеральный портал «Российское образование» –
http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm
5. Единое окно доступа к образовательным порталам – http://window.edu.ru/window
7. Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторик –
http://rhetor.narod.ru/index.htm
8. Хронос. Всемирная история в Интернете – http://www.hrono.ru/
9. Риторика – http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.20
10. Российский общеобразовательный портал – http://historydoc.edu.ru/ –
http://museum.edu.ru/catalog
11. Руниверс (портал о российской истории и культуре) – http://www.runivers.ru/ Портал содержит
электронную факсимильную библиотеку, книги, изданные в России в ХIХ – начале ХХ века, по истории,
труды русских философов, энциклопедии, сборники документов, карты, фотографии, которые были
выведены из культурного оборота почти на столетие и не переиздавались более.
12. Онлайн Энциклопедия Кругосвет –
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RITORIKA.html
13. Психологос. Энциклопедия практической психологии –
http://www.psychologos.ru/Риторика
14. Севастопольский православный университет. РИТОРИКА. Лекция 1. Общие понятия. Предмет и задачи
курса –
http://sev-orth-univ.ucoz.ru/publ/lekcii/ritoika/lekcija_1_obshhie_ponjatija_predmet_i_zadachi_kursa/12-1-0-95
15. Риторика. Видеолекции –
http://video.yandex.ru/#search?text
Периодические издания
16. Живой журнал риторики –
http://subscribe.ru/archive/economics.education.govori/200907/06182343.html
17. Георгий Хазагеров. Авторский сайт. Риторика vs. Стилистика http://www.hazager.ru/pragmatica/69—vs-.html
18. Журнал «Общественные науки и современность» –
http://www.ecsocman.edu.ru/ons/
19. Русский гуманитарный интернет-университет –
http://www.i-u.ru/biblio/archive/krotov_kurs/00.aspx
20. Интернет-проект для филологов и учителей-словесников на базе
Интернет журнала «Наше мнение» – http://schola-plus.ru/index.html
21. Интернет для филологов и им сочувствующих –
http://gorovskaya-natasha.ya.ru/replies.xml?item
22. FILOLOGIA.su – Филология и лингвистика – http://www.filologia.su/stati-po-filologii/
23. Интернет-филолог – http://lit.1september.ru/2005/15/13.htm
24. Морозов В. Культура письменной научной речи –
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/moroz/
25. Волков А.А. Курс русской риторики –
http://krotov.info/libr_min/v/vol/kov_01.html
26. Каганов Л. Особенности национальной риторики // Солидарность. Центральная профсоюзная
еженедельная газета. Электронная _____версия.
http://www.solidarnost.org/thems/blogpost/blogpost_7512.html
27. Муштук О.З. Основы общей риторики: Учебно-методический комплекс –
http://www.eiir.ru/books/Obshay_ritorika.pdf
28. Конарева Т.А. Риторика как учение о речи и русские учебные рукописные риторики XVII ВЕКА –
http://www.admin.novsu.ac.ru/uni/vestnik.nsf/all/
29. Психология онлайн. Электронная библиотека психолога. Риторика и культура речи –
http://www.psychological.ru/default.aspx
30. Бейкер Мария. Русский язык: великий, могучий и все еще живой –
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid
31. Сайт филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова –
http://www.philol.msu.ru/news/
32. Публикации кафедры русского языка и речевой коммуникации Саратовского государственного
университета –
http://www.sgu.ru/faculties/philological/kaf/rus_jaz/izdanija.php
33. Риторика. Учебная страница И. Протопоповой. Библиография –
http://kogni.narod.ru/rit4.htm
34. Русский филологический портал – http://www.philology.ru/ –
Размещена различная информация, касающаяся филологии как теоретической и прикладной науки.
Центральным разделом портала является библиотека филологических текстов (монографий, статей,
методических пособий).
35. Филология: Интернет-ресурсы. Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного
университета –
http://philarts.spbu.ru/structure/biblioteki/library/inforesursy
36. Русский филологический портал – http://www.philology.ru
37. Геопоэтический сервер крымского клуба: Список ресурсов по филологии –
http://www.liter.net/poets/more.html
38. «Вавилон». Антологии современной русской литературы – http://www.vavilon.ru/
39. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) – http://www.inion.ru
40. Министерство образования Российской Федерации – http://www.ed.gov.ru
41. Институт русской литературы РАН. Пушкинский дом –
http://www.pushkinhouse.spb.ru
42. Коллекция из 10 онлайновых энциклопедий Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
43. Оренбургская пушкинская энциклопедия. Оренбургская толстовская энциклопедия. Оренбургская
шевченковская энциклопедия –
http://www.orenburg.ru/culture
44. «Брокгаузъ On-line»: Малый энцикл. словарь Брокгауза и Эфрона – http://www.agama.ru/bol/
45. Encyclopedia Britannica – полная версия одной из самых популярных энциклопедий на английском языке:
http://www.britanica.com
46. Журнальный зал: Электронная библиотека современных литературных журналов России –
http://magazines.russ.ru/index.html
47. Русский Журнал: Ежедневное сетевое издание о культуре, политике, обществе – http://www.russ.ru/
48. Древнерусские тексты – http://rusword.com.ua/articler/drevn.html
49. Стихия: Лучшая поэзия – http://www.litera.ru/stixiya/
50. Библиотека Максима Мошкова – http://www.lib.ru/
51. Научная электронная библиотека (НЭБ) РФФИ – http://www.elibrary.ru
52. Научная библиотека ТГУ – http://www.lib.tsu.ru
53. База данных по литературоведению – http://www.inion.ru
54. Открытая электронная библиотека города Томска: http://www.oel.tomsk.ru/
55. Российская государственная библиотека – http://www.rsl.ru/
56. Российская национальная библиотека – http://nrl.ru
57. Научная библиотека МГУ им. М.В.Ломоносова – http://www.lib.msu.su/
58. Государственная Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского – http://www.gnpbu.ru
59. Библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ) – http://www.libfl.ru
60. Библиографический информационный центр Научной библиотеки ТГУ –
http://www.almamater.tsu.ru/show_story.phtml?nom
61. Научно-методический, культурно-просветительный Интернет-журнал «Филолог» Пермского государственного педагогического университета – http://philolog.pspu.ru/module/authors/do/show_7