Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.
Б? П?
Ду_, шуру_, оши_ка, кно_ка, ги_кий.
Г? К?
Айсбер_, цир_, лё_кий, ю_, мя_кий.
В? Ф?
Остро_, жира_, ко_та, ло_кий, клю_.
Д? Т?
Йо_, взгля_, кле_ка, зага_ка, кро_.
Ж? Ш?
чи_, варе_ка, ёр_, лягу_ка, кни_ка.
З? С?
Гру_, соу_, сала_ки, ма_ка, ска_ка.
Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.
Б? П?
Ду_, шуру_, оши_ка, кно_ка, ги_кий.
Г? К?
Айсбер_, цир_, лё_кий, ю_, мя_кий.
В? Ф?
Остро_, жира_, ко_та, ло_кий, клю_.
Д? Т?
Йо_, взгля_, кле_ка, зага_ка, кро_.
Ж? Ш?
Чи_, варе_ка, ёр_, лягу_ка, кни_ка.
З? С?
Гру_, соу_, сала_ки, ма_ка, ска_ка.
reshalka.com
ГДЗ рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс Канакина часть 2. Звонкие и глухие согласные звуки. Номер №32
Решение
Б? П?
Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.
Г? К?
Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.
В? Ф?
Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.
Д? Т?
Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.
Ж? Ш?
Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.
З? С?
Груз, соус, салазки, маска, сказка.
👉 Ответы к странице 16. Русский язык 2 класс рабочая тетрадь 2 часть. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Упражнение 32
Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.
Ответ:
Б? П?
Дуб (дубок), шуруп (шурупы), ошибка (ошибочка), кнопка (кнопочка), гибкий (гибок).
Г? К?
Айсберг (айсберги), цирк (цирковой), лёгкий (лёгок), мягкий (мягок).
В? Ф?
Остров (острова), жираф (жирафы), кофта (словарное слово), ловкий (ловок), клюв (клювик).
Д? Т?
Йод (йодистый), взгляд (взгляды), клетка (клеточка), загадка (загадать), крот (кроты).
Ж? Ш?
Чиж (чижик), варежка (словарное слово), ёрш (ёршик), лягушка (лягушачий), книжка (книжный).
З? С?
Груз (грузит), соус (соуса), салазки (словарное слово), маска (масочный), сказка (сказочка).
Упражнение 33
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.
Ответ:
Слова с пропущенными буквами интересные тем, что они имеют на конце парные согласные. Например, плод – плот, прут – пруд, луг – лук, рос – роз. Эти слова произносятся одинаково, но пишутся с разными буквами на конце.
Звонкие и глухие согласные звуки
Ответы к стр. 10 — 18
Упражнение 17, с. 10
17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую — буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.
Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф
Звонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в
- Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами
ч — [ч’] м — [м], [м’], й — [й’] т — [т], [т’]
Упражнение 18, с. 10
18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.
Такой на улице мороз —
Я, как сосулька, весь промёрз.
Л. Яковлев
- Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.
Упражнение 19, с. 11
19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.
1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса.
Упражнение 20, с. 11
20. Впишите в «домик» пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.
лоб, хлеб зов, клюв дог, снег обед, холод гараж, стриж мороз, рассказ |
б — п в — ф г — к д — т ж — ш з — с |
сноп, коп шарф, жираф ток, лук кот, пилот малыш, карандаш кокос, страус |
- Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.
Упражнение 21, с. 11
21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.
Алфавит, вдруг, город, завод, карандаш, класс, молоток, мороз, народ, обед, платок, рисунок, ученик, язык.
Упражнение 22, с. 12
22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?
Парные согласные — самые опасные!
В корне ты их проверяй —
Рядом гласный подставляй!
Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы «опасными», потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это «ошибкоопасные» места, или орфограмма.
Упражнение 23, с. 12
23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.
- Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.
Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медведь (медведи), неуклюж (неуклюжий).
Упражнение 24, с. 12
24. Прочитайте.
Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.
Г. Волжина
- Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.
Мороз, снег, вяз, озяб, дуб, замёрз, насквозь.
Упражнение 25, с. 13
25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличке Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком,
А пёс бульдог по кличке Дог —
В ней рядом за столом.
- Как вы думаете, что в этих строках правда?
Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты…
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком…
Строчки про бульдога — небылица.
- Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.
Упражнение 26, с. 13
26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.
чá[ш]ка — чáшка укá[с]ка — укáзка
лó[ш]ка — лóжка кá[с]ка — кáска
лá[ф]ка — лáвка лó[к]ти — лóкти
кó[ф]та — кóфта кó[к]ти — кóгти
шá[п]ка — шáпка лó[т]ка — лóдка
шý[п]ка — шýбка щё[т]ка — щётка
- Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.
Чашка (чашечка), ложка (ложечка), лавка (лавочка), кофта — словарное слово, надо запомнить, шапка (шапочка), шубка (шубы), указка (указочка), каска (касочка), локти (локотки), когти (коготки), лодка (лодочка), щётка (щёточка).
Упражнение 27, с. 14
27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.
Нóгти, загáдка, скóльзкий, моркóвный, моркóвка, рóбкий, сторóжка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.
- Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.
(Рóбок) рóбкий, (сторожи́ть) сторóжка, (загáдывать) загáдка, (нóготь) нóгти, (скользи́ть) скóльзкий, (моркóвный) моркóвка.
Упражнение 28, с. 14
28. Прочитайте. Назовите сказки.
1. Золушка, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Белоснежка очень подружилась с семью гномами.
- Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.
Упражнение 29, с. 15
29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.
Дубки́ — дубы́, я́годка — я́годы.
Лóвкий — лóвок, бли́зкий — бли́зок.
Лóжка — лóжечка, булáвка — булáвочка.
Прóсьба — проси́ть, сторóжка — сторожи́ть.
Вéжлив — вéжливый, хорóш — хорóший.
- Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.
Упражнение 30, с. 15
30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.
Я круглый, я гладкий
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня арбуз.
Упражнение 31, с. 15
31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. Сли́вки, голубцы́, пирожки́, водолáз.
2. Вдруг, блýзка, сапóжки, рубáшка.
Лишние слова — водолаз, вдруг, так как орфограмма на конце слова, а в остальных — в корне слова.
- Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.
Упражнение 32, с. 16
32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.
Б? П?
Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.
Г? К?
Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.
В? Ф?
Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.
Д? Т?
Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.
Ж? Ш?
Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.
З? С?
Груз, соус, салазки, маска, сказка.
Упражнение 33, с. 16
33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.
2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.
3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.
4. На клумбе рос куст алых роз.
- Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.
В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
Упражнение 34, с. 17
34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.
Произношу! | Проверяю! | Записываю! |
ястре[п] д[и]ревья заво[т] м[а]ряк сапо[к] д[а]лёкий ре[т]кий |
ястребá дéрево завóды мóре сапоги́ даль рéдок |
ястреб деревья завод моряк сапог далёкий редкий |
- Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.
Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.
Упражнение 35, с. 17
35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.
1. Сам худ, голова с пуд, как ударит — крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И н е й)
- Подчеркните в словах орфограммы.
Упражнение 36, с. 18
36. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Январь
Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший —
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтáрь!
Солнце, снег, огонь, мороз —
Пламя белое берёз!
С. Козлов
- Согласны ли вы с мнением автора? Что означает слово янтарь?
Янтарь — окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.
- Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.
Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.
Упражнение 37, с. 18
37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.
- Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?
Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.
- Составьте устно текст на эту тему.
На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.
Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.
Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы
Звонкие и глухие согласные звуки
1.4 (28.38%) от 234 голосующих
Страница 4 из 12
Ответы к стр. 10 — 18 Звонкие и глухие согласные звуки
Страница 10
17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую — буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.
Кот Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф
Собачка Звонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в
- Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами
ч — [ч’] м — [м], [м’], й — [й’] т — [т], [т’]
18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.
Такой на улице мороз —
Я, как сосулька, весь промёрз.
Л. Яковлев
- Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.
Страница 11
19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.
1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса.
20. Впишите в «домик» пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.
лоб, хлеб б — п сноп, потоп
зов, клюв в — ф шарф, жираф
дог, снег г — к ток, лук
обед, холод д — т кот, пилот
гараж, стриж ж — ш малыш, карандаш
мороз, рассказ з — с кокос, страус
- Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.
21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.
Алфавит, вдруг, город, завод, карандаш, класс, молоток, мороз, народ, обед, платок, рисунок, ученик, язык.
Страница 12
22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?
Парные согласные — самые опасные!
В корне ты их проверяй —
Рядом гласный подставляй!
Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы «опасными», потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это орфограмма.
23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.
- Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.
Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медведь (медведи), неуклюж (неуклюжий).
24. Прочитайте.
Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.
Г. Волжина
- Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.
Мороз, снег, вяз, озяб, дуб, замёрз, насквозь.
Страница 13
25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличке Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком,
А пёс бульдог по кличке Дог —
С ней рядом за столом.
- Как вы думаете, что в этих строках правда?
Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты…
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком…
Строчки про бульдога — небылица.
- Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.
26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.
чá[ш]ка — чáшка
лó[ш]ка — лóжка
лá[ф]ка — лáвка
кó[ф]та — кóфта
шá[п]ка — шáпка
шý[п]ка — шýбкаукá[с]ка — укáзка
кá[с]ка — кáска
лó[к]ти — лóкти
кó[к]ти — кóгти
лó[т]ка — лóдка
щё[т]ка — щётка
- Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.
Чашка (чашечка), ложка (ложечка), лавка (лавочка), кофта — словарное слово, надо запомнить, шапка (шапочка), шубка (шубы), указка (указочка), каска (касочка), локти (локотки), когти (коготки), лодка (лодочка), щётка (щёточка).
Страница 14
27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.
Нóгти, загáдка, скóльзкий, моркóвный, моркóвка, рóбкий, сторóжка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.
- Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.
(Рóбок) рóбкий, (сторожи́ть) сторóжка, (загáдывать) загáдка, (нóготь) нóгти, (скользи́ть) скóльзкий, (моркóвный) моркóвка.
28. Прочитайте. Назовите сказки.
1. Золушка, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Белоснежка очень подружилась с семью гномами.
- Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.
Страница 15
29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.
Дубки́ — дубы́, я́годка — я́годы.
Лóвкий — лóвок, бли́зкий — бли́зок.
Лóжка — лóжечка, булáвка — булáвочка.
Прóсьба — проси́ть, сторóжка — сторожи́ть.
Вéжлив — вéжливый, хорóш — хорóший.
- Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.
30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.
Я круглый, я гладкий
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня арбуз.
Рисуем арбуз.
31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. Сли́вки, голубцы́, пирожки́, водолáз.
2. Вдруг, блýзка, сапóжки, рубáшка.
Лишние слова — водолаз, вдруг, так как орфограмма на конце слова, а в остальных — в корне слова.
- Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.
Страница 16
32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.
Б? П?
Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.
Г? К?
Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.
В? Ф?
Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.
Д? Т?
Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.
Ж? Ш?
Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.
З? С?
Груз, соус, салазки, маска, сказка.
33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.
2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.
3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.
4. На клумбе рос куст алых роз.
- Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.
В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
Страница 17
34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.
Произношу! Проверяю! Записываю!
ястре[п] ястребá ястреб
д[и]ревья дéрево деревья
заво[т] завóды завод
м[а]ряк мóре моряк
сапо[к] сапоги́ сапог
д[а]лёкий даль далёкий
ре[т]кий рéдок редкий
- Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.
Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.
35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.
1. Сам худ, голова с пуд, как ударит — крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И н е й)
- Подчеркните в словах орфограммы.
Страница 18
36. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Январь
Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший —
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтáрь!
Солнце, снег, огонь, мороз —
Пламя белое берёз!
С. Козлов
- Согласны ли вы с мнением автора? Что означает слово янтарь?
Янтарь — окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.
- Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.
Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.
37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.
- Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?
Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.
- Составьте устно текст на эту тему.
На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.
Рабочая тетрадь — Русский язык 2 класс Часть I, II — В. П. Канакина 2012
17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую — буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.
• Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами.
Ответ:
Звонкие согласные звуки: б, д, з, н, л, й, ж, м, р, в, г.
Глухие согласные звуки: с, ч, ш, ф, п, х, т, ц, к, щ.
18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.
• Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.
Ответ:
Такой на улице мороз —
Я, как сосулька, весь промёрз.
19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.
1. … согласный звук состоит из шума.
2. … согласный звук состоит из шума и … .
Ответ:
1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и звука.
20. Впишите в «домик» пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости- звонкости согласные звуки.
• Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.
Ответ:
Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
Дуб — сноп, ров — шарф, снег — каток, сад — плот, ёж — мышь, воз — нос.
21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.
Ответ:
Алфавит — завод, язык — сапог, класс — мороз.
22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?
Парные согласные — самые опасные!
В корне ты их проверяй —
Рядом гласный подставляй!
Ответ: устно.
23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. Будет хле_, будет и обе_. 2. Был бы пиро_, найдётся и едо_. 3. Кто лени_, тот и сонли_. 4. Некраси_ лицом, да хоро_ умом. 5. Медве_ь неуклю_, да дюж.
• Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.
Ответ:
1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.
24. Прочитайте.
Скрипи́т моро́(с, з). Серди́т моро́(з, с).
И сне(к, г) сухо́й и ко́лкий.
И вя(з, с) озя́(п, б), и ду(б, п) замёр(с, з).
Наскво́(с, з)ь продро́гли ёлки.
Г. Волжина
• Выберите для каждого слова со скобками правильную букву, подчеркните её. Запишите эти слова.
Ответ:
Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.
25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличке Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком,
А пёс бульдог по кличке Дог —
С ней рядом за столом.
• Как вы думаете, что в этих строках правда?
• Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.
Ответ: устно.
26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.
• Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.
Ответ:
Чашка, ложка, лавка, кофта, шапка, шубка, указка, каска, локти, когти, лодка, щётка.
27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.
Но́гти, зага́дка, ско́льзкий, морко́вный, морко́вка, ро́бкий, сторо́жка, ро́бок, скользи́ть, но́готь, сторожи́ть, зага́дывать.
• Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.
Ответ:
(Ноготь) ногти, (загадывать) загадка, (скользить) скользкий, (морковный) морковка, (робок) робкий, (сторожить) сторожка.
28. Прочитайте. Назовите сказки.
1. …, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. … очень подружилась с семью гномами.
Слова для справок: Золушка, Белоснежка.
• Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.
Ответ:
1. Золушка
2. Белоснежка
29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.
Дубки́ — дубы́, я́годка — …,
Ло́вкий — ло́вок, бли́зкий — …,
Ло́жка — ло́жечка, була́вка — …,
Про́сьба — проси́ть, сторо́жка — …,
Ве́жлив — ве́жливый, хоро́ш — … .
• Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.
Ответ:
Дубки — дубы, ягодка — ягоды. Ловкий — ловок, близкий — близок. Ложка — ложечка, булавка — булавочка. Просьба — просить, сторожка — сторожить. Вежлив — вежливый, хорош — хороший.
30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.
Я круглый, я гла_кий
И на вку_ приятно сла_кий.
Знает каждый карапу_,
Что зовут меня … .
Ответ:
Я круглый, я гладкий
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня арбуз.
31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. Сли́_ки, голу_цы́, пиро_ки́, водола́_.
2. Вдру_, блу́_ка, сапо́_ки, руба́_ка.
• Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.
Ответ:
1. Сливки, голубцы, пирожки, водолаз.
2. Вдруг, блузка, сапожки, рубашка.
32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.
Б? П?
Ду_, шуру_, оши_ка, кно_ка, ги_кий.
Г? К?
Айсбер_, цир_, лё_кий, ю_, мя_кий.
В? Ф?
Остро_, жира_, ко_та, ло_кий, клю_.
Д? Т?
Йо_, взгля_, кле_ка, зага_ка, кро_.
Ж? Ш?
Чи_, варе_ка, ёр_, лягу_ка, кни_ка.
3? С?
Гру_, соу_, сала_ки, ма_ка, ска ка.
Ответ:
Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.
Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.
Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.
Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.
Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.
Груз, соус, салазки, маска, сказка.
33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. У каждого дерева свой пло_. По реке плывёт пло_.
2. В руках у мальчика пру_. В деревне глубокий пру_.
3. Красив летом цветущий лу_. На грядке вырос зелёный лу_.
4. На клумбе ро_ куст алых ро_.
• Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.
Ответ:
1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.
2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.
3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.
4. На клумбе рос куст алых роз.
34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.
• Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.
Ответ:
Произношу |
Проверяю |
Записываю |
ястре [п] |
ястреба |
ястреб |
д[и]ревья |
дерево |
деревья |
заво[т] |
заводы |
завод |
м[а]ряк |
море |
моряк |
сапо[к] |
сапоги |
сапог |
далёкий |
даль |
далёкий |
ре[т]кий |
редок |
редкий |
35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.
1. Сам худ, голова с пуд, как ударит — крепко станет. (М_____к)
2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И _й)
• Подчеркните в словах орфограммы.
Ответ:
1. Сам худ, голова с пуд, как ударит — крепко станет. (молоток)
2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (иней)
36. Прочитайте. Озаглавьте текст.
…
Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший —
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янта́рь!
Солнце, снег, огонь, мороз —
Пламя белое берёз!
С. Козлов
• Согласны ли вы с мнением автора? Что обозначает слово янтарь?
• Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.
Ответ: устно.
37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Лё_кий м_ро_, б_льшой сугро_, сер_бристый ин_й, Сн_гурочка, сн_гопад, Де_ М_ро_, пуш_стые сн_ж_нки, мя_кий сне_, к_ньки, гла_кий лё_, сн_говик.
• Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?
• Составьте текст на эту тему.
Ответ:
Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.
Задание 32.
Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.
Подсказка:
Нужно подобрать проверочные слова, вспомнив правило о звонких – глухих согласных.
Ответ:
Дуб (дубы), шуруп (шурупы), ошибка (ошибаться), кнопка (кнопочка), гибкий (гибок).
Айсберг (айсберги), цирк (циркач), лёгкий (лёгок), юг (юга), мягкий (мягок).
Остров (острова), жираф (жирафы), кофта (словарное слово), ловкий (ловок), клюв (клювы).
Йод (йодированный), взгляд (взгляды), клетка (клеточка), загадка (загадать), крот (кроты).
Чиж (чижик), варежка (варежек), ерш (ерши), лягушка (лягушачий), книжка (книжечка).
Груз (грузить), соус (соусы), салазки (салазок), маска (масок), сказка (сказочка).
Задание 33.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Чем интересны слова с пропущенные буквами? Подчеркните главные члены в последнем предложении.
Подсказка:
Нужно найти проверочные слова для орфограммы о звонких – глухих согласных.
Ответ:
Плод (плоды), плот (плоты), прут (прутик), пруд (пруды), луг (луга), лук (луковый), рос (росли), роз (розы).
Слова с пропущенными буквами интересны тем, что звучат они одинаково, а пишутся по-разному. Это – слова-омонимы или омофоны.
Главные члены предложения: куст – подлежащее, рос – сказуемое.