Двигательные ошибки таблица

ванием стадиона Street Workout / А.Н. Аксенова, Р.А. Филипьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2020. — № 11 (189). — С. 3-7.

2. Роль физической активности на открытом воздухе в повышении умственной работоспособности студентов / Т.А. Андреенко, Л.М. Лукьянова, А.П. Попов, Д.С. Борисов, И.С. Тамаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2019. — № 11 (177). — С. 15-17.

3. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. — 736 с.

REFERENCES

1. Aksenova, A.N. and Filipyev R.A. (2020), «Features of conducting physical training classes for cadets and students of the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia using the Street Workout stadium», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.11 (189), рр. 3-7.

2. Andreenko, T.A., Lukyanova, L.M., Popov, A.P., Borisov, D.S. and Tamarov, I.S. (2019), «The role of physical activity in the open air in improving the mental performance of students», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), рp. 15-17.

3. Stolyarenko, L. D. (1996), Fundamentals of psychology, Phonics, Rostov-on-Don.

Контактная информация: aksen-anna71@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 13.01.2021

УДК 796.2+796.3

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК В ИГРОВЫХ ВИДАХ

СПОРТА

Рустам Рашитович Алиходжин, кандидат педагогических наук, доцент, Антон Анатольевич Карпинский, преподаватель, Российский университет транспорта, Москва

Аннотация

В статье излагаются результаты исследований по обоснованию систематизации двигательных ошибок в игровых видах спорта, особенностью которой является отражение большинства признаков для обеспечения надежности выполнения спортивных двигательный действий. Практическая значимость предлагаемой систематизации состоит в том, чтобы, опираясь на разработанную схему, при изучении двигательных ошибок в игровой спортивной деятельности выявлять и преодолевать их для повышения результативности спортивного совершенствования учащейся молодежи высшей школы.

Ключевые слова: двигательные ошибки, игровые виды спорта, двигательные действия, надежность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p21-24

SYSTEMATIZATION OF MOTOR ERRORS IN GAME SPORTS

Rustam Rashitovich Alikhodzhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anton Anatolyevich Karpinsky, the teacher, Russian University of transport, Moscow

Abstract

The article presents the results of research on the justification of the systematization of motor errors in game sports, the feature of which is the reflection of most of the signs to ensure the reliability of performing sports motor actions. The practical significance of the proposed systematization is that, based on the developed scheme, when studying motor errors in game sports activities, to identify and overcome them to increase the effectiveness of sports improvement of students of higher school.

Keywords: motor errors, game sports, motor actions, reliability.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе особенно остро встают вопросы обеспечения степени успешности реализации двигательных задач в игровой спортивной деятельности, связан-

ных с условиями непрерывного воздействия внешних и внутренних сбивающих факторов. Необходимость разработки систематизации двигательных ошибок в игровых видах спорта обусловливается поиском новых возможностей спортивного совершенствования и способов повышения надежности выполнения двигательный действий, в том числе путем выявления причин возникновения ошибок и вариантов их преодоления в процессе двигательной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В настоящее время значительно увеличивается объем двигательной активности студентов, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, что связано с ростом комплексной подготовленности спортсменов, возрастании скорости и темпа игры. Результативность деятельности в таких условиях определяется не только проявлением быстроты реакции, способности к концентрации и быстрому переключению внимания, точности движений и их биомеханической рациональности [3, 4, 6], а в значительной степени — эффективному перестроению спортивных действий по ходу решения двигательных задач в частых сменах игровых ситуаций и соответствии ответных двигательных действий внезапно изменяющимся внешним условиям. [5, 8].

Занимающийся в вероятностных условиях испытывает три вида неопределенности: временная неопределённость, когда не известно время предъявления сигнала на начало движения; альтернативная неопределенность, когда не известно какой из сигналов появиться в данный момент; полная неопределенность, когда не известно ни время появления сигнала, ни сам сигнал [10].

Проявление двигательных ошибок в игровой спортивной деятельности имеет определенные закономерности, знание которых и соответствующее методическое преломление может существенно повысить надежность выполнения двигательных действий.

Правильный подход к сбору данных об ошибках в двигательной деятельности, к выявлению их источников и последствий является важным условием разработки систематизированных методических приемов по устранению и предупреждению ошибок в двигательных действиях, а также успешно реализовать свои потенциальные возможности, и как результат стабильно выступать на соревнованиях. Данный подход должен основываться, прежде всего, на систематизации двигательных ошибок. Обучаемый должен знать и уметь применять программу распознавания двигательных ошибок и своевременно их устранять. В связи с этим, рассматривать двигательные ошибки нужно системно, с учетом характерных особенностей двигательной деятельности, поскольку каждому виду деятельности присущи свои ошибки, со своей спецификой [1, 2, 7, 9].

Основываясь на данных теоретических положениях, нами была разработана систематизация двигательных ошибок в игровых видах спорта, которая представлена в таблице.

Основной путь предупреждения и исправления двигательных ошибок в игровой деятельности лежит через обнаружение причины ошибки, которая связанна с недостаточностью физической, технической, психической и образовательной подготовленности. Очевидно, что одна и та же ошибка при выполнении двигательного действия, может быть отнесена к каждой из выше указанных видов подготовленностей.

Приведенная систематизация отражает, с нашей точки зрения, большинство признаков, от которых может зависеть появление двигательных ошибок в игровой спортивной деятельности, а вероятностные ситуации способствуют пониманию двигательной задачи.

Практическая значимость предлагаемой систематизации состоит в том, чтобы, опираясь на данную схему, при изучении конкретных ошибок в игровой двигательной деятельности исправлять их для достижения поставленной цели.

Таблица — Систематизация двигательных ошибок в игровых видах спорта

№ Вероятностные ситуации Причины появления Результат Производные от ошибки

Недостаточная техническая подготовленность 1. Нарушение связи в действии 2. Изменение структуры движения 3.Отклонение от двигательной программы A. Невыполнение B. Выполнение с ошибками: — грубая — значительная — мелькая Нарушение темпа и ритма Изменение скорости движения Не реализация двигательного потенциала Ненадежная координация межмышечных напряжений Не точность исполнения ДД

2 2. Недостаточная физическая подготовленность 1. Недостаточно УФК 2. Недостаточно скорости 3. Особенности телосложения

3. Недостаточная психологическая подготовленность 1. Опасение, страх 2.Нерешительность 3.Психическая напряженность A. Невыполнение B. Выполнение с ошибками: — закономерная — вероятная — случайная Особенности состояния организма Неожиданные Ошибки из-за особенностей внешней и внутренней ситуации Необъяснимые систематические Несогласованность ДД

4. Недостаточная образовательная подготовленность 1.Непонимание моторной задачи 2. Отрицательный перенос ДН 3.Плохое понимание корректирующих указаний

Обозначения: УФК — уровень развития физических качеств; ДН — двигательный навык; ДД — двигательное действие.

ВЫВОД

Систематизация двигательных ошибок в игровых видах спорта предоставит возможность повысить надежность выполнения соревновательных действий, раскрыть потенциальные возможности игрока на новом уровне, позволит поднять их результативность в состязаниях, и в том числе обеспечить высокую эффективность процесса спортивного совершенствования учащейся молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиходжин Р.Р. Обучение двигательным действиям студентов РУТ (МИИТ) с использованием критериев трудности/ А.А. Алиходжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2018. — № 5 (159). — С. 19-22.

2. Алиходжин Р.Р. Систематизация ошибок в двигательных действиях у студентов РУТ (МИИТ) / А.А. Алиходжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2018. — № 10 (164). — С. 18-21.

3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн ; под ред. О. Г. Газенко. — Москва : Наука, 1990. — 494 с.

4. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. — Москва : Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.

5. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин. — Москва : Физкультура и спорт, 2009. — 276 с.

6. Донской, Д.Д.: очерки по теории структурности движений / Д. Д. Донской. — Москва : Советский спорт, 2013. — 176 с.

7. Туревский, И.М. Зигзаги ловкости : науч.-практ. изд. для преподавателей физ. культуры / И.М. Туревский, В.П. Филин, Л.Б. Кофман. — Тула : Приокское книжное изд-во, 1993. — 206 с.

REFERENCES

1. Alikhodzhin, R.R. (2018), «Learning motor actions of students of Russian university of transport (MIIT) using criteria of difficulties», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No 5, pp. 19-22.

2. Alikhodzhin, R.R. (2019), «Systematization of errors in motor actions students’ Russian university of transport (MIIT)», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No 10, pp. 18-21.

3. Bernstein, N. A. (1990), Physiology of movements and activity, Nauka, Moscow.

4. Bogen, M.M. (1985), Training in motor actions, Physical Culture and Sport, Moscow.

5. Guba, V.P. (2009), Individualization of training of young athletes, Physical Culture and sport, Moscow.

6. Donskoy, D.D. (2013), Essays on the theory of structural movements, Soviet sport, Moscow.

7. Turevski, I.M., Filin, V.P. and Kofman, L.B. (1993), Zigzags of dexterity, Scientific and practical ed. for teachers of physical culture, Priokskoe book publishing house, Tula.

Контактная информация: rustam_alih@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2021

УДК 793.3

ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ СЕКЦИИ

ЧИР СПОРТА

Ксения Олеговна Борисова, старший преподаватель, Московский государственный лингвистический университет, Москва; Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, доцент, Ростислав Георгиевич Тихонов, старший преподаватель, Марат Валерьевич Купреев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург

Аннотация

Чир спорт в последние годы стремительно развивается, становится всё более популярным. Российские вузы активно включают данный вид спорта в число спортивных секций для студентов. Количество и массовость соревнований среди студенческих команд увеличивается. В то же время существует потребность в совершенствовании систем спортивной подготовки по чир спорту. Данная проблема на сегодняшний день является ещё недостаточно изученной и требует научного подхода в решении. Целью исследования является определение динамики уровня спортивной подготовленности студентов, занимающихся в секции чир спорта в вузе. В период с сентября 2015 года по май 2016 года была разработана и впервые представлена программа спортивной подготовки по чир спорту в вузе, проведён педагогический эксперимент. В роли испытуемых выступили студенты от 18 до 20 лет (n=20), зачисленные в секцию чир спорта, на базе кафедры физического воспитания Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Программа подготовки была рассчитана на 378 часов и включала в себя практические занятия, теоретические занятия, самостоятельные занятия по заданию, просмотр учебных кинофильмов и видеоанализ соревнований, участие в соревнованиях. С использованием специальных контрольных упражнений, которые использовались в ходе педагогического эксперимента, был произведён анализ уровня спортивной подготовленности студентов. Результаты эксперимента подтвердили эффективность применяемой программы спортивной подготовки.

Ключевые слова: чир спорт, спортивная подготовка, подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p24-26

PROGRAM OF SPORTS TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION ON THE EXAMPLE OF THE SECTION OF CHEERLEADING (CHEER SPORT)

Ksenia Olegovna Borisova, the senior teacher, Moscow State Linguistic University, Moscow; Mikhail Maksimovich Solovev, candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Rosti-slav Georgievich Tikhonov, the senior teacher, Marat Valeryevich Kupreev, the senior teacher, Baltic State Technical University named after D.F. Ustinov, St. Petersburg

Abstract

Cheer sports in recent years are rapidly developing, becoming more and more popular. Russian universities actively include this sport in the number of sports sections for students. The number and mass of competitions among student teams is increasing. At the same time, there is a need to improve the systems of sports training in cheer sports. This problem today is still insufficiently studied and requires a scientific approach in solving. The purpose of the study is to determine the dynamics of the level of sports readiness of students engaged in the cheer section of sports at the university. In the period from September 2015 to May 2016, a sports training program in cheer sports at the university was developed and first pre-

.Двигательные
ошибки можно классифицировать в
со­ответствии с различными критериями,
по различным при­знакам.

1.
Критерием классификации является
принципиальная роль, которую играют
двигательные ошибки при выпол­нении
упражнений.

Техническими
двигательными ошибками целесообраз­но
называть такие, которые существенно и
непосредственно связаны с техникой
выполнения упражнений, т. е. энергетически
значимые

и
координационно
значимые

ошибки.
Эти две ветви включают в себя:

1)
ошибки
энергообеспечения
—такие,
которые влекут за собой недостаточность
силового, скоростного, собст­венно
энергетического обеспечения нормального
запроса упражнения; 2) ошибки
энерготрат
—такие,
которые вле­кут за собой повышение
или «незаконное» (идущее вразрез с
канонами вида спорта; например,
значительное сгибание ног при выполнении
сальто прогнувшись) понижение силового,
скоростного или энергетического запроса
упражнения; 3) ошибки
локализации усилий

в звеньях биодинамических цепей; 4)
ошибки
в создании и утилизации реактивных сил
и моментов

в биодинамических целях; 5) ошибки
восстановления энергетических ресурсов

организма (что требует расслабления
мышц, свободного дыхания и др.); 6)
точностные
ошибки
—такие,
которые определяют отклонения точностного
характера в движениях и действиях, где
точность важна: ошибки направления
движения, его размаха, дозирования
усилий, ошибки; в точностных элементах
позы; 7)
ошибки сочетания

дви­жений
и
действий (включая мышечные напряжения)
в
пространстве
;
8) ошибки
сочетания движений

и дейст­вий (включая мышечные напряжения)
во
времени;

9) ошибки
организации

опорных
взаимодействий

(обеспечения условий, необходимых дли
уверенного контакта с опорой); 10) ошибки
управления устойчивостью тела

(как сохранения или восстановления
устойчивости, так и выведения из
устойчивого состояния для перехода к
ак­тивным перемещениям); 11)
ошибки оптимизации усло­вий действий
партнера и «пессимизации»
1
действий про­тивник
а.

Тактическими
двигательными
ошибками целесообраз­но называть
такие, которые существенно отражаются
на решении тактических задач, не будучи
тесно связаны с техникой выполнения
упражнений. Имеются в виду ошиб­ки в
двигательном обеспечении
афферентации обратной связи,

в двигательной профилактике
травм

и в двига­тельных тактических
взаимодействиях

с партнером и про­тивником. В первую
из названных ветвей входят:

1)
ошибки двигательного обеспечения
зрительной афферентации (расположение
головы и движения ею относи­тельно
туловища, наблюдаемого объекта, Земли);

2)
ошибки двигательного обеспечения
проприорецептивной афферентации
контакта с другими телами (хват за
снаряд, способ контакта с противником
и т. п.); 3) ошиб­ки двигательного
обеспечения кинестезического и
вести­булярного контроля собственных
движений. Вторая ветвь включает: 4)
ошибки, влекущие за собой удары или
чрез­мерное давление на ткани тела,
резкое и чрезмерное по­вышение нагрузки
на напряженные мышцы; 5) ошибки, влекущие
за собой чрезмерное растягивание сустава
(«отрывание» одного звена от другого),
нарушение гра­ниц подвижности того
или иного сустава; 6) ошибки са­мостраховки
при переключении на выполнение «програм­мы
SOS».
Состав третьей ветви: 7) ошибки подготовки
к активным действиям (к атаке противника,
к помощи партнеру, к приему неожиданной
передачи и т. д.); 8)
ошибки подготовки к отражению атак
противника, к преодолению внезапных
осложнений двигательной ситуа­ции;
9) ошибки двигательной информации,
передаваемой партнеру; 10) ошибки
сохранения двигательной инфор­мации
от противника и ошибки его дезинформации.

Фоновые
двигательные ошибки — все ошибки, не
вхо­дящие в число технических или
тактических, поскольку они существенно
не сказываются на энергетике выполне­ния
упражнений, на управлении движениями
и на рабо­тоспособности спортсмена.
Их можно разделить на ма­лозначимые
и существенные только с точки зрения
эсте­тики — эстетически
значимые.

Эти две ветви составляют: 1)
ошибки позы; 2) ошибки ориентации тела;
3) ошибки телодвижений; 4) ошибки
передвижений; 5) ошибки то­низации
мышц; 6) ошибки ритма.

В
процессе тренировки в первую очередь
следует избавляться от технических
ошибок, затем от тактиче­ских и лишь
потом заниматься фоновыми (имеется в
виду работа над одним упражнением).
Предлагаемая классификация может помочь
лучше разобраться в дви­гательных
ошибках с позиций управления движениями.
Она акцентирует внимание на последствиях
ошибки.

Что
касается фоновых ошибок, то их анализ
целесо­образен в основном в видах
спорта, связанных с эстети­ческим
восприятием движений. Но не только.

Нельзя
забывать, что рациональная техника
упраж­нения при ее правильной реализации
выглядит эстетич­но. Отсутствие
эстетичности в реализованной технике
уп­ражнения обычно свидетельствует
о наличии двигатель­ных ошибок
.
Иной раз такой подход позволяет
констати­ровать наличие ошибки в тех
случаях, когда признаки ее «замаскированы»
и трудно поддаются прямому наблю­дению
и даже просто обнаружению. Кроме того,
любое отступление от общепринятой или
свойственной данному спортсмену формы
движений, общей картины движений, их
ритмического рисунка дает основание
для тщательного анализа выполнения
упражнения, даже если эффектив­ность
его сохранилась на обычном уровне: здесь
может таиться зачаток двигательной
ошибки либо путь к выяв­лению неизвестных
резервов совершенствования выполне­ния
упражнения.

2.
По причинам возникновения двигательные
ошибки можно разбить на пять главных
групп (схема 12), каж­дая из которых
включает в себя 3—5 подгрупп.

В
группу ошибок из-за
двигательной недостаточности

входят;
1) ошибки из-за недостаточности развития
физи­ческих качеств: силы, быстроты,
гибкости, выносливости (их общих и
локальных проявлений); 2) ошибки из-за
координационной недостаточности,
неспособности легко

преодолеть
трудности сочетания в данном упражнении
движений и мышечных напряжений (сюда
же несколько условно можно отнести
трудности точностного характе­ра);
3) ошибки, связанные с особенностями
телосложе­ния спортсмена; 4) ошибки,
возникшие из-за навыковой бедности —
имеется в виду как недостаточный общий
ба­гаж двигательных навыков, так и
недостаточный багаж навыков, близких
к осваиваемому (подразумевается и
неудовлетворительное владение рядом
этих
навыков,
и
отсутствие
их у данного спортсмена).

Группа
ошибок из-за
дефектов обучения

делится то­же на четыре подгруппы: 5)
ошибки, являющиеся резуль­татом
обучения неправильной технике выполнения
упраж­нения (неверные представления
о технике упражнения, освоение неверных
способов ее реализации, то и другое
вместе); 6) ошибки из-за дефектов и
просчетов методи­ки обучения, в том
числе из-за пренебрежения дидакти­ческими
принципами, из-за плохого
материально-техни­ческого оснащения
тренировочных занятий, из-за подбора
«нестандартных» партнеров и противников
и т. п.;

7)
ошибки, вызванные нежелательным переносом
ранее выработанного навыка; 8) ошибки,
закрадывающиеся в ранее хорошо освоенные
навыки из-за неудовлетворитель­ного
контроля над выполнением упражнения
(мало вни­мания или неумение
контролировать).

Группа
психогенных
ошибок:

9) ошибки из-за неудов­летворительного
самоконтроля за выполнением упражне­ния;
10) ошибки из-за специфики психологических
усло­вий выполнения упражнения
(особенности соревнователь­ной
ситуации, неожиданный сильный внешний
раздражитель, какие-то особенности
поведения тренера и т. д.); 11) ошибки,
вызванные неуверенностью в себе или в
партнере, опасениями неудачи выполнения
упраж­нения или действия (в том числе
влекущей за собой удачу противника или
травму), чувством страха (из-за опасности
падения, травмы, неудачи при выполнении
от­ветственного действия);12)
ошибки,связанные с эмоцио­нальной
напряженностью или психическим
утомлением; 13)
ошибки, возникающие в результате
неверной, в чем-то неполноценной
психологической либо двигательной
установки.

Группа
ошибок из-за
необычности условий:

14)
ошиб­ки из-за особенностей внешних
условий двигательной дея­тельности
(плохая освещенность, духота, ветер,
оттепель на лыжне, неисправность костюма,
плохая магнезия, не­стандартные
снаряды и др.); 15) ошибки, связанные с
«неудобными» или неожиданными
особенностями парт­нера или противника;
16) ошибки, вызванные особеннос­тями
регламентации деятельности (неудобное
время со­ревнований, утомление из-за
недостаточных интервалов между встречами
или подходами, нехватка времени для
разминки и опробования снаряда, чрезмерные
интервалы между подходами и т. п.).

Группа
случайных
ошибок:
17) ошибки, не спровоци­рованные внешними
факторами (спонтанные); 18) ошиб­ки,
вызванные случайными внешними факторами
(какой-либо внезапный шум, случайно
замеченное знакомое ли­цо и т. д.); 19)
ошибки, вызванные совпадением внешних
и внутренних случайных факторов, которые
порознь
не
вызвали
бы ошибки; 20) не объясненные ошибки.

Данная
классификация призвана помочь отысканию
причин ошибок и устранению этих причин.
Конечно, ре­альные причинные связи
обычно много сложнее, чем на схеме.

Того
же типа классификация, но только
акцентирую­щая
внимание на делении ошибок в педагогическом
пла­не
:
Типовые
ошибки
это
ошибки, связанные с типовыми, характерными
для лю­бой двигательной деятельности
энергетическими и коор­динационными
трудностями. Типичные
ошибки
часто
возникающие, характерные для данного
упражнения или действия. Характерные
ошибки—
часто
возникающие у данного спортсмена в
сходных двигательных ситуациях,
характерные именно для него.
Внешнеситуационные
ошибки
появляющиеся
в связи с особенностями внеш­них
условий двигательной деятельности.
Внутреннеситуационные
ошибки
такие,
причиной которых является необычность,
особенность состояния спортсмена
(эмо­циональное состояние, утомление,
несобранность и т. д.). Неопределенные
ошибки
те,
которые обнаружены, но не поддаются
распознаванию. Необъясненные
системати­ческие ошибки
распознанные
ошибки, причины кото­рых пока не
поддаются выявлению. Случайные
ошиб­ки
появляющиеся
редко, бессистемно и по непонят­ным
или случайным причинам.

3.
Принципиальное значение имеет
классификация двигательных ошибок по
их причинно-следственным
свя­зям
,
потому что при анализе реализованной
техники уп­ражнения необходимо
находить самые «глубокие» ошиб­ки,
являющиеся причиной тех, что «лежат на
поверхно­сти» и легко заметны. Нужно
путем анализа продвигаться по причинной
цепи к ее началу, к
ошибке-основанию,
а
найдя ее, последовательно избавляться
сначала от нее, затем, продвигаясь снова
по причинной цепи, но только в обратном
направлении,—от производных ошибок
всех порядков, кончая ошибкой эффекта.

При
этом надо иметь в виду, что установление
дейст­вительных причин двигательной
ошибки нередко пред­ставляет собой
сложную задачу. Причинно-следственная
цепь ошибок бывает многозвенной,
подлинные причины ошибки иной раз
замаскированы какими-то их след­ствиями,
т. е. производными от них ошибками. Меж­ду
тем ошибка в определении ошибки-основания
(первич­ной ошибки) логически влечет
за собой применение не­эффективной
методики преодоления обнаруженной
ошиб­ки (обычно ошибки эффекта). Иной
раз это может при­вести к ее закреплению
или даже усугублению.

4.Несколько
иной характер носит другая,
совсем
прос­тая, классификация, отражающая
ожидание ошибки: двигательные ошибки
делятся на систематиче­ские
(постоянно
проявляющиеся), периодические
(перио­дически
проявляющиеся, т. е. регулярно, но далеко
не
всегда)
и одиночные
(редкие, нерегулярные и потому поч­ти
не ожидаемые).

5.
Для контроля и самоконтроля за двигательной
дея­тельностью далеко не безразлична
степень осознаваемости двигательных
ошибок. Не безразлична она и для ра­боты
над их исправлением. Одна из возможных
класси­фикаций по этому признаку дана
на схеме 17.

Схема
17. Классификация двигательных ошибок
по степени их осознаваемости:

1

непосредственно самонаблюдаемые
спортсменом; 2 — косвенно определяе­мые;
3 — непосредственно самонаблюдаемые
спортсменом и косвенно опреде­ляемые;
4- обнаруживаемые; 5—понимаемые,
самонаблюдаемые и опреде­ляемые не
полностью; 6 — полностью понимаемые и
определяемые, но несамо-наблюдаемые; 7
— полностью самонаблюдаемые и
определяемые, но не пол­ностью
понимаемые; 8 — не полностью понимаемые
и определяемые; 9 — в свя­зи с

неумением
анализировать; 10—из-за сложности
ситуации; 11—из-за невнимательности

6.
Коррекция, компенсация, преодоление
ошибок— важнейшие задачи, решению
которых также могут в ка­кой-то мере
помочь совсем простые классификации:
они облегчают, например, передачу знаний
в этом вопросе, обмен опытом, планирование
подготовки, оценку целесо­образности
включения в программу того или иного
упра­жнения и т. д. Во многих случаях
качественного анализа могут оказаться
полезными совсем простые, естествен­ные
деления ошибок на группы:

— по
степени возможной компенсации:
компенсируе­мые, частично компенсируемые,
некомпенсируемые;

— по
коррективности: корректируемые, частично
кор­ректируемые, некорректируемые;

— по
«стойкости»: спонтанно исчезающие,
нестойкие, стойкие.

Конечно,
понятие «компенсативность» в достаточной
мере условно: ни одну двигательную
ошибку полностью компенсировать нельзя
(в данном действии), так что имеется в
виду возможность лишь в основном ее
компен­сировать. Говоря о спонтанно
исчезающих ошибках, сле­дует иметь в
виду такие, которые ликвидируются в
про­цессе повторения упражнения без
специальных методиче­ских усилий.

7.
Ошибки формируются по-разному: внезапно;
посте­пенно внедряясь в исполнение
и формируясь; периодиче­ски возникая
и исчезая, но с тенденцией к углублению
и закреплению. По характеру появления
ошибки можно де­лить на первичныевозникающие
с самого начала при обучении, и вторичные

возникающие уже после того, как упражнение
было разучено и выполнялось без данной
ошибки. Можно сгруппировать и таким
способом: 1)
пер­вичные
ошибки
—ошибки
незавершенного освоения уп­ражнения
или действия, возникшие как результат
непол­ного преодоления трудности его
выполнения; 2) внесен­ные
ошибки

— привитые неверным обучением в начальной
его стадии либо уже после освоения без
данной ошиб­ки; 3) сочетательные

возникшие в связи с трудностями (либо
изменением двигательной ситуации) при
сочетании нескольких действий
(одновременно или последователь­но);
4)
переносныевозникшие
в результате невольного переноса в
чем-то сходного, но неадекватного навыка;
5)
отраженныепоявившиеся
как побочный, косвенный результат другой
двигательной ошибки, ее влияния,
акти­визировавшего тенденцию к
возникновению данной ошиб­ки, не
проявлявшуюся по той или иной причине;
6) угасательныесвязанные
с угасанием навыка; 7) спонтанно
искажающие
появившиеся
спонтанно и искажающие навык.

8.
С позиций механики ошибки можно делить
на
гео­метрические—ошибки
позы, ориентации тела в простран­стве
и относительно какого-то выбранного
объекта, в гео­метрической форме
движений; кинематические—ошибки
в траекториях и направлениях движений,
в их скоростях и ускорениях;
ритмические—ошибки в сочетании
движе­ний, действий, пауз во времени;
динамические—ошибки
в характере, локализации и величине
мышечных напря­жений, в образовании
моментов сил, в формировании ста­тических
моментов и моментов инерции. Ошибки,
входя­щие в первые три группы,
непосредственно наблюдаемы и со стороны,
и самим спортсменом; входящие в четвер­тую
группу — непосредственно наблюдаемы
только са­мим спортсменом, со стороны
же могут быть замечены и оценены только
путем умозаключений, опирающихся на
наблюдение видимых результатов-следствий
этих оши­бок, т. е. производных ошибок.

9.
По значимости
двигательные технические ошибки

удобно классифицировать с использованием
шести гра­даций: разрушающие
(действие или упражнение оказы­вается
из-за такой ошибки невыполненным),
грубые, зна­чительные, существенные,
мелкие, несущественные
.

37.    Классификация ошибок при обучении двигательным
действиям. Причины возникновения ошибок и пути их устранения.

На
протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических
упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного
образца. Характер и степень отклонений могут быть различными. К ошибкам относят
как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и
малоэффективные движения, требующие лишь дальнейшего улучшения.

В
зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно
подразделить соответственно на три группы: 1) грубые, значительные и
незначительные; 2) стабильные и нестабильные; 3) типичные и нетипичные.

Грубыми
считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия. К
значительной относят невыполнение общей детали техники. К незначительной –
неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.

Ошибки,
возникающие в процессе овладения физическим упражнением по причине недостаточной
координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и
исчезающие сразу после принятых мер по устранению, называются нестабильными.
Закрепленные в навык ошибки называют стабильными. Они возникают в результате
многократного повторения неправильных движений в условиях практического
применения действия.

К
нетипичным относят ошибки, возникающие эпизодически по субъективным причинам.
Для типичных ошибок свойственна их распространенность, массовость. Это явление
объясняется общностью причин возникновения ошибок для определенного контингента
занимающихся, например, влияние стандартных внешних факторов. Очевидно, что
одна и та же ошибка при выполнении физического упражнения может быть отнесена к
каждой из этих трех групп и одновременно являться значительной, стабильной и
типичной.

Причинами
ошибок при изучении занимающимися физических упражнений нередко становятся
следующие недочеты в преподавании: 1) несоответствие изучаемого образца техники
особенностям физической подготовленности занимающихся; 2) неверная
последовательность обучения разным двигательным действиям, имеющим одинаковые
или похожие элементы; 3) преждевременное создание целостного двигательного
представления о физическом упражнении, требующем одновременного управления
многими движениями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у
них создается неверное представление о способе достижения практической цели
действия; 4) недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о
действительных отклонениях от заданных параметров движений и действий; 5)
несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых условий деятельности
способности занимающихся выполнять двигательное действие.

Причинами
двигательных ошибок могут быть: 1) недостаточный уровень развития отдельных физических
качеств или отсутствие гармонии в их развитии; 2) неуверенность занимающихся в
своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость; 3)
недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание
двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения; 4)
неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям
занимающихся инвентарь и оборудование; 5) отрицательный перенос навыков.

Важнейшими
мерами предупреждения ошибок являются:

1.
Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принципов
дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения
двигательным действиям. В частности, не следует одновременно или
последовательно без перерыва обучать двигательным действиям со сходными
подготовительными фазами.

2.
Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач в строгом
соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от
занимающихся доступных усилий для их решения. Обеспечение надежной страховки,
убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.

3.
Заблаговременное предупреждение о возможных ошибках при выполнении движений,
определение их причины и путей их предупреждения.

4.
Применение словесного отчета занимающихся о своих движениях и действиях.

5.
Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания результатов учебного
труда на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии. Важно сочетать
при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.

Последовательность
исправления ошибок может быть следующая. Вначале исправляются грубые ошибки,
нарушающие структуру физического упражнения. Лишь только после этого
устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные).
Чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Это
обстоятельство подчеркивает значение срочной информации при обучении физическим
упражнениям. Не следует исправлять несколько ошибок. Для исправления возможных
ошибок используется большинство изложенных выше методических приемов обучения
двигательным действиям.

Путями
исправления ошибок являются:

1.
Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с помощью разбора и
объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильма или видеозаписи;

2.
Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне,
усложнением или упрощением двигательного действия, созданием таких внешних
условий, в которых неправильное движение или действие невозможно;

3.
Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрировать
внимание на движении, которое в основном действии выполняется неверно;

4.
Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с
разными отягощениями и сопротивлением, с одновременным измерением
результативности действий. Роль самого занимающегося в предупреждении и
исправлении ошибок также велика. Вдумчивое наблюдение, внимательное
выслушивание объяснений и оценок преподавателя, самоанализ совершаемых попыток
выполнить действия и данных, полученных с помощью средств срочной информации, —
вот необходимые условия успешного освоения физических упражнений.

Для
исправления ошибок, стабилизированных в результате недостаточно
квалифицированного обучения, а также при перестройке техники физических
упражнений в связи с возросшим уровнем физической подготовленности, могут быть
использованы такие приемы:

1.
Полное изменение при переучивании всех тех привычных раздражителей внешней
среды, которые сопутствовали выработке старого навыка;

2.
Прекращение на время выполнения двигательного действия, чтобы затормозить
ненужные условно-рефлекторные связи и лишь только после этого вновь приступить
к разучиванию;

3.
Следовать правилу: «от простого к сложному через еще более сложное».

Из данных таблицы следует, что имеется сильная корреляционная связь между силой мышц туловища и положением корпуса и боковым равновесием во время спуска, силой пояса верхних конечностей и правильностью постановки рук, скоростно-силовыми способностями мышц пояса нижних конечностей и динамикой работы ног и ангуляцией, координационными способностями и положением корпуса, контролем скорости и радиусом поворотов, динамикой работы ног и ангуляцией. Достоверных корреляционных связей общей выносливости с техническими характеристиками не выявлено в ходе исследования.

ВЫВОДЫ

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что такие ошибки как:

1) Ротация (нестабильность) корпуса и чрезмерное смещение ЦМ внутрь поворота связаны с силой мышц туловища;

2) Катание на прямых ногах, отсутствие динамики, работы в коленных суставах (ангуляции) связаны со скоростно-силовыми и координационными способностями;

3) Неправильное положение рук при катании связано с силой мышц пояса верхних конечностей;

4) Отсутствие контроля скорости, маленький радиус поворотов и недостаточная их крутизна связаны с развитием координационных способностей занимающегося.

Полученные данные можно использовать при планировании тренировочного процесса.

Литература

1. Алексеева, Н.Д. Проблемы детского горнолыжного спорта в России / Н.Д. Алексеева, Н.А. Зиновьев, Н.В. Пелагеич // Инновационные технологии научного развития : сборник статей международной научно-практической конференции. — Уфа : Аэтерна, 2016. — С. 103-105.

2. Мартынов, А.С. Мышечная работа в горнолыжном спорте / А.С. Мартынов, Н.А. Зиновьев, Н.Д. Алексеева // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения : сборник научных трудов. — Санкт-Петербург, 2018. — С. 403-405.

REFERENCES

1. Alekseeva, N.D., Zinoviev, N.A. and Pelageich, N.V. (2016), «Problems of children&s skiing in Russia», Innovative technologies of scientific development: collection of articles of the international scientific-practical conference, Aeterna, Ufa, pp. 103-105.

2. Martynov, A.S., Zinoviev, N.A., Alekseeva, N.D. (2018), «Muscle work in Alpine skiing», Scientific support for the development of agriculture in terms of import substitution: collection of scientific papers, publishing house St. Petersburg State Agrarian University, St. Petersburg, pp. 403-405.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2018

УДК 796.011.3

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОШИБОК В ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ У СТУДЕНТОВ РУТ (МИИТ)

Рустам Рашитович Алиходжин, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Анатольевич Муратов, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию систематизация ошибок в двигательных действиях у студентов РУТ (МИИТ), особенностью которой является отражение большинства признаков для обеспечения эффективности процесса физического воспитания обучаемых.

SYSTEMATIZATION OF ERRORS IN MOTOR ACTIONS STUDENTS RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT (MIIT)

Rustam Rashitovich Alikhodzhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Anatolyevich Muratov, the senior teacher, Russian University of transport (MIIT), Moscow

Annotation

The article presents the results of studies to substantiate the systematization of errors in motor actions students Russian University of transport (MIIT), a feature of which is the reflection of most features to ensure the effectiveness of the process of physical education of students.

Последние десятилетия особенно остро встают вопросы совершенствования методических подходов к обучению, обеспечивающих высокую эффективность работы при оптимальной ее продолжительности.

Необходимость разработки систематизации ошибок в двигательных действиях у студентов РУТ (МИИТ) обусловливается поиском путей повышения качества обучения действиям, в числе путем выявления причин возникновения ошибок и способов их устранения в процессе двигательной активности.

В настоящее время значительно увеличивается объем деятельности, осуществляемой в процессе обучения двигательным действиям студентов, что связанно с высокой эмоциональной напряженностью. Эффективность деятельности в таких условиях определяется не только уровнем развития физических качеств и фондом двигательных навыков, но в большей мере — умением рационально использовать имеющийся двигательный потенциал [1-9]. Правильный подход к сбору данных об ошибках в двигательной деятельности, к выявлению их источников и последствий является важным условием разработки научно обоснованных методов контроля и обеспечения надежности процесса обучения. Данный подход должен основываться, прежде всего, на систематизации двигательных ошибок. В процессе обучения двигательным действиям возможны неожиданные и прогнозируемые ошибки в двигательной деятельности студентов. Обучаемый должен знать и уметь применять программу распознавания двигательных ошибок и своевременно их устранять. Поэтому рассматривать ошибки в двигательных действиях нужно системно, с учетом характерных особенностей двигательной деятельности, поскольку каждому виду деятельности присущи свои ошибки [1-9].

Основываясь на данных теоретических положениях, нами была разработана систематизация ошибок в двигательных действиях у студентов РУТ (МИИТ), которая представлена в таблице.

Таблица — Систематизация ошибок в двигательных действиях у студентов РУТ (МИИТ)

№ Вероятностные ситуации Причины появления Результат Производные от ошибки

1 Исполнитель не понимает двигательного задания 1.Низкий уровень интеллекта 2. Неверный выбор методики обучения 3.Недостаточная подготовленность обучающего A. Невыполнение B. Выполнение с ошибками: — грубая — значительная — мелкая Неумение видеть, понимать и анализировать. Неверное распределение внимания. Незнание данной ситуации

2. Понимает, но не может выполнить двигательное задание в целом или не может выполнить правильно (результативно) 1. Физическая трудность 2.Недостаточный двигательный опыт 3.Боязнь, страх, неуверенность в себе A. Невыполнение B. Выполнение с ошибками: — грубая — значительная — мелкая Недостаточный УФК. Нерациональное использования ДП. Эмоциональное напряжение

№ Вероятностные ситуации Причины появления Результат Производные от ошибки

3. Понимает, может, но не реализует 1.Координационная сложность 2.Недостаточное знание о технике действия 3. Искажение методических указаний обучающего 4.Отсутствие самоконтроля 5.Неверные указания A. Невыполнение B. Выполнение с ошибками: — грубая — значительная — мелкая Функциональная недостаточность. Несогласованность ДД. Неточность: кинематическая, динамическая Неверная координация межмышечных напряжений

4. Понимает, может, но плохо, не с должным результатом 1. Двигательная неточность 2.Недостаточно внимателен 3.Утомление 4.Недостаточно мощно 5.Случайность A. Невыполнение B. Выполнение с ошибками: — грубая — значительная — мелкая Несвоевременность действия. Несоответствие проявления ДП. Ошибки неясного происхождения

Обозначения: ДП — двигательный потенциал; УФК — уровень развития физических качеств; ДД — двигательное действие.

Приведенная систематизация отражает, с нашей точки зрения, большинство признаков, от которых может зависеть появление ошибок в двигательных действиях студентов РУТ (МИИТ), а вероятностные ситуации способствуют (осознанному и неосознанному) пониманию двигательного задания у каждого занимающегося в отдельности.

Практическая значимость предлагаемой систематизации состоит в том, чтобы, опираясь на данную схему, при изучении конкретных ошибок в конкретной двигательной деятельности исправлять их для достижения поставленной задачи.

ВЫВОД. Таким образом, систематизация ошибок в двигательных действиях у студентов РУТ (МИИТ) предоставит возможность повысить надежность их выполнения, в том числе обеспечить высокую эффективность процесса физического воспитания обучаемых.

Литература

1. Алиходжин, Р.Р. Обучение двигательным действиям студентов РУТ (МИИТ) с использованием критериев трудности / А.А. Алиходжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2018. — № 5 (159). — С. 19-22.

2. Алиходжин, Р.Р. Система педагогического управления обучением двигательным действиям студентов РУТ (МИИТ) / А.А. Алиходжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2018. — № 6 (160). — С. 12-15.

3. Алиходжин, Р.Р. Технология педагогических воздействий на двигательные действия студентов транспортных вузов / А.А. Алиходжин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2018. — № 9 (163). — С. 27-29.

4. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. — М. : Медицина, 1975. — 448 с.

5. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. — М. : Наука, 1970. — 272 с.

6. Дьячков, В.М. Проблема ошибок в технической подготовке спортсменов высшей квалификации // Подготовка спортсменов высших разрядов : материалы итоговой конференции. — М., 1975. — С. 49-53.

7. Коренберг, В.Б. О проблеме надежности выполнения физических упражнений / В.Б. Ко-ренберг // Материалы научной конференции «Кибернетика и спорт». — М., 1965. — С. 47-48.

8. Коренберг, В.Б. Двигательные ошибки в гимнастике / В.Б. Коренберг // Гимнастика : сб. статей. — М. : Физкультура и спорт, 1983. — С. 29-30.

9. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. — М. : СпортАкадемПресс, 2003. — 303 с.

REFERENCES

1. Alikhodzhin, R.R. (2018), «Learning motor actions of students of Russian university of transport (MIIT) using criteria of difficulties», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159,

No 5, pp. 19-22.

2. Alikhodzhin, R.R. (2018), «The system of pedagogical learning management motor actions of students RUT (MIIT)», Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 160, No 6, pp. 12-15.

3. Alikhodzhin, R.R. (2018), «Technology pedagogical influences on motor actions of students transport universities», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No 9, pp. 27-29.

4. Anokhin, P.K. (1975), Essays on the physiology of functional systems, Medicine, Moscow.

5. Gurevich, K.M. (1970), Professional suitability and basic properties of the nervous system Science, Moscow.

6. Dyachkov, V.N. (1975), «The problem of errors in the technical training of athletes of higher qualification», Materials of the final conference, VNIIFK, Moscow, pp. 49-53.

7. Korenberg, V. B. (1965), «On the problem of reliability of physical exercise», conference «Cybernetics and sport», pp. 47-48.

8. Korenberg, V. B. (1983), «Motor error in the gymnastics», Gymnastics: collection of articles, Physical Culture and sport, Moscow, pp. 29-30.

9. Menhin, Yu.V. (2003), Physical education: theory, methodology, practice, Physical Culture and sport, Moscow.

Контактная информация: rustam_alih@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2018

УДК 797.212.7

АРГУМЕНТАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОСТЕЙШИХ КРИТЕРИЕВ ОТБОРА В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ ПРИ КОМПЛЕКТАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ГРУПП НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Никита Сергеевич Амелин, магистрант, Московский городской педагогический университет, г. Москва; Михаил Васильевич Стефановский, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва; Маргарита Ивановна Труднева старший преподаватель, Татьяна Юрьевна Федорова, кандидат социологических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет

Аннотация

Подготовка пловцов высокого класса в спортивных школах является основополагающим направлением их работы, в связи с чем, актуальным для тренеров-практиков является выбор перспективных детей из колоссального объема желающих научиться плавать и не потерять их для спорта. На наш взгляд, целесообразным будет применение элементарных критериев отбора для формирования групп начальной подготовки детей склонных к плаванию на некоммерческой основе.

ARGUMENT FOR USING THE EASIEST SELECTION CRITERIA AT SPORTS SCHOOLS WHEN COMPLETING THE NON-PROFIT GROUPS OF ELEMENTARY

SWIMMING TRAINING

Nikita Sergeevich Amelin, the undergraduate student, Moscow State Pedagogical University, Moscow; Mikhail Vasilyevich Stefanovsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, University of Civil Engineering, Moscow; Margarita Ivanovna Trudneva, the senior teacher, Tatiana Yurievna Fedorova, the candidate of social sciences, senior lecturer, Russian University of Transport, Moscow; Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education

Annotation

Preparation of the top-class swimmers at sports schools is a fundamental focus of the work, and, therefore, the selection of the promising children from the enormous amount of the trainees is relevant to

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОШИБОК ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВЕРОЯТНОСТНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ НАДЕЖНОСТЬ СТУДЕНТЫ РУТ (МИИТ)

В статье рассмотрена оптимизация тренировочного процесса пауэрлифтеров. Отмечается, что особенностью тренировок в пауэрлифтинге является более силовой характер работы мышц, нежели в тяжелой атлетике. В связи с этим прямой перенос методов тренировки приводит к снижению эффективности. Рассмотрены методы коррекции основных ошибок при выполнении соревновательных упражнений.

Применение дополнительных тренировочных средств целевой направленности позволяет корректировать технику за счет развития силовых возможностей вспомогательных групп мышц.

Ключевые слова: пауэрлифтинг, соревновательные движения, ошибки, коррекция.

Силовое троеборье (пауэрлифтинг) как вид спорта развивается в России с 1988 г., а первые международные старты национальной сборной команды относятся к 1991 г. Пауэрлифтинг включает следующие соревновательные упражнения: приседание со штангой, жим штанги лежа на скамье и тягу штанги. Основной особенностью выполнения соревновательных упражнений является динамический, преодолевающий режим работы мышц в медленном равномерном темпе, а перемещение штанги должно осуществляться без ускорений, с постоянной скоростью [1].

Сравнивая соревновательные упражнения со штангой в тяжелой атлетике и пауэрлифтинге, следует отметить основное отличие — пауэрлифтинг является собственно силовым видом спорта, где силовой компонент работы мышц проявляется в относительно чистом виде, в то время как в тяжелой атлетике преобладает сложно-координационный, скоростно-силовой режим работы нервно-мышечного аппарата [2, 3]. Этот факт долгое время сдерживал рост результатов в пауэрлифтинге, так как методика подготовки спортсменов базировалась в основном на методах подготовки в тяжелой атлетике. В связи с этим поиск путей оптимизации тренировочного процесса в пауэрлифтинге до сих пор является актуальной задачей теории и методики этого вида спорта [4, 5].

Опыт практической работы позволяет констатировать, что рост результатов лимитируется, как правило, двигательными ошибками при выполнении соревновательных упражнений, т.е. нерациональной биомеханической структурой двигательного навыка. Предварительные исследования биомеханических характеристик соревновательных упражнений методами педагогических наблюдений, видеоанализа, анализа научно-методической литературы позволили выделить характерные ошибки при выполнении каждого соревновательного упражнения — «жим», «присед» и «тяга», которые совершают большинство квалифицированных спортсменов. Именно эти ошибки в значительной мере не позволяют спортсменам выйти на результаты, которые соответствуют их потенциальным возможностям.

Устранение выделенных ошибок наиболее эффективно при организации специальных тренировочных занятий с использованием дополнительных упражнений целевой направленности. Характерные ошибки и целевые дополнительные упражнения для их устранения представлены в табл. 1-3.

Таблица 1
Характерные двигательные ошибки и дополнительные упражнения соревновательного упражнения «присед»

Характерные ошибки

Упражнения целевой направленности

«Округление» спины в фазе подъема и опускания «Мертвая точка» Опускается очень быстро

«Отскок» в нижней позиции При подъеме отводит таз назад В нижней фазе подводит колени вперед

Отжимания на брусьях с отягощениями (глубокие и короткие) Французский жим «Дожимы» со штангой Тяга на блоках

Разводки с гантелями на горизонтальной и наклонной скамье Отжимания лежа на поверхности с опорой на три точки с отягощениями Жим штанги с паузой 1, 2 и 3 с Жим стоя со штангой Жим узким хватом Жим сидя от груди и из-за головы

Жим гантелями на разных углах

Таблица 2
Характерные двигательные ошибки и дополнительные упражнения соревновательного упражнения «жим»

Характерные ошибки

Упражнения целевой направленности

Быстрое опускание грифа

Перекладывание основного напряжения на плечевые суставы

«Перекос» грифа штанги при подъеме «Мертвые» точки

Приседания на скамье

Полуприседы

«Съемы»

Приседания с отягощениями на поясе

Приседания в уступающем режиме
Приседания с задержкой в нижней фазе Напрыгивания
Наклоны со штангой
Гиперэкстензия с отягощениями и без

Таблица 3
Характерные двигательные ошибки и дополнительные упражнения соревновательного упражнения «тяга»

Характерные ошибки

Упражнения целевой направленности

Большой зазор между грифом штанги и телом на всем протяжении подъема
«Вогнутая» спина
Отклонение назад при завершении тяги
«Мертвая» точка на уровне коленей
«Мертвая» точка в фазе, близкой к «замку»

Тяга с плинтов
Тяга из ямы

Приседания на платформе с отягощениями на поясе 
Тяга становая (классическая) 

Наклоны со штангой Гиперэкстензия с отягощениями и без
Тяга с прямыми ногами 
Тяга со специальными лямками 
Работа на специальных блоках

Для устранения характерных ошибок выполнения соревновательных упражнений был разработан недельный микроцикл тренировки, в который наравне с общепринятыми упражнениями на развитие силовых возможностей спортсменов были включены дополнительные упражнения целевой направленности. Данные исследования позволяют констатировать, что в недельном микроцикле эффективно следующее распределение средств специальной и дополнительной целевой подготовки (см. рисунок).

рис 1

Из представленного распределения тренировочных средств видно, что максимальная нагрузка специальных упражнений приходится на 1-й и 5-й день микроцикла. Максимальный объем дополнительных целевых упражнений приходится на 2-й, 3-й и 6-й день микроцикла. Апробация представленного микроцикла подготовки показала, что 4-5 аналогичных недельных микроциклов существенным образом снижают появление характерных двигательных ошибок в соревновательных упражнениях.

Литература

  1. Технические правила IPF. 2001. Получено с: http:// powerlifter.ru/rules/ipf_rules.html
  2. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт: очерки по физиологии и спортивной тренировке. — М.: ФиС, 1977. — 255 с.
  3. Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике: учеб. пособие для тренеров. — М.: ФиС, 1986. — 272 с.
  4. Распределение средств специальной и целевой дополнительной направленности в недельном микроцикле
  5. Холопов В.А. Построение тренировочных нагрузок в микро- и мезоциклах на базовом этапе годичного цикла подготовки пауэрлифтеров высших разрядов // Вестник спортивной науки. — 2007. — № 4. — С. 62-64.
  6. Павлов В.И. Экспериментальная модель отбора и подготовки новичков для занятий пауэрлифтингом среди студентов вуза // Вестник спортивной науки. -2009. — № 3. — С. 48-51.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите эти материалы по теме:

  • Яндекс еда ошибка привязки карты
  • Двигательная ошибка это отклонение
  • Двигательная ошибка что это
  • Двигатель ямз 650 коды ошибок
  • Двигатель ямз 536 коды ошибок

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии