- Фото
08.12.2022, 00:00
«Единственная моя ошибка: три четверти жизни я думала, что все еще впереди»
Жизнь и карьера Алисы Фрейндлих
8 декабря 1934 года родилась актриса Алиса Фрейндлих. Народная артистка СССР, исполнительница более 80 ролей в кино и театре, знаменитая Людмила Прокофьевна из «Служебного романа» — в фотогалерее «Ъ».
«Чем дольше человек хранит в себе детство, тем дольше сохраняется данное ему от природы дарование»
Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде в семье актера немецкого происхождения Бруно Фрейндлиха. Актерские способности проявились у Фрейндлих рано — в три года она попала на спектакль с участием своей тети и ее мужа, после чего тайком от родителей стала играть в «театр», примеряя мамины платья и украшения. Незадолго до войны семья Фрейндлих распалась, отец уехал в Ташкент, а девочка осталась с матерью в Ленинграде
Фото:
Из личного архива Алисы Фрейндлих
Вскоре немцев из города начали выселять. «Бабушка, тетушка, мои двоюродные братья и сестры — всем им пришлось уехать из Ленинграда. Папин брат с женой были арестованы — много позже мы узнали, что их расстреляли», — позже вспоминала актриса
На фото: родители Алисы Фрейндлих
Фото:
Из личного архива Алисы Фрейндлих
«Главное впечатление моего детства — война, блокада. Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили»
После войны Алиса Фрейндлих с матерью уехала в Таллин, но вновь вернулись в Ленинград в 1948 году. После окончания школы она поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского
На фото: спектакль по пьесе Ольги Берггольц «Рождены в Ленинграде» (1961)
Фото:
Александр Гладштейн / РИА Новости
За время учебы в институте Алиса Фрейндлих успела отличиться и зарекомендовать себя как острохарактерная актриса. В 1955 году она дебютировала в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Неоконченная повесть». После учебы Фрейндлих работала сначала в Ленинградском театре имени В. Ф. Комиссаржевской, а затем переходит в театр имени Ленсовета, где и познакомилась с режиссером Эльдаром Рязановым. Фрейндлих даже пробовалась на роль в фильме «Гусарская баллада», но, по словам режиссера, была слишком женственной. И хотя в театре актриса была востребована и играла почти во всех спектаклях (наиболее известной работой тех лет стала постановка «Малыш и Карлсон», в котором актриса сыграла Малыша; сцена из спектакля на фото), в кино ее почти не приглашали
Фото:
РИА Новости / Рыбаков
«Без ребенка я бы сейчас себя не уважала»
Еще студенткой Алиса Фрейндлих вышла замуж за однокурсника Владимира Карасева, однако брак оказался неудачным — вскоре супруги развелись. В начале 1960-х годов Фрейндлих снова выходит замуж — за худрука театра Комиссаржевской Игоря Владимирова. В 1967 году Эльдар Рязанов решил взять Фрейндлих на роль Алевтины в киноповести «Зигзаг удачи», однако этому помешала беременность актрисы — спустя год у Алисы Фрейндлих родилась дочка Варвара
Фото:
РИА Новости
В 1974 году в свой фильм Алису Фрейндлих пригласил Андрей Тарковский. Но съемки тогда так и не состоялись. Сорвалась и работа актрисы в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Тем не менее, в 1974 году выходят три фильма с участием актрисы, но настоящий успех к ней пришел после исполнения роли Людмилы Калугиной — «Мымры» — в комедии Рязанова «Служебный роман» (1977, кадр из фильма на фото). После премьеры актриса получала множество писем с благодарностью, была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Картину оценили и на государственном уровне — все ее создатели (кроме Алисы Фрейндлих) были удостоены Государственной премии СССР, на что актриса, по ее собственным словам, не обиделась, так как «настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии, что было даже смешно»
Фото:
РИА Новости
По мнению критиков, лучшей работой Фрейндлих стала королева Анна в экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетера». Как и в «Служебном романе», актриса выступила и в роли певицы, записав несколько песен для фильма. Позже на экраны вышла «Старомодная комедия», а потом и долгожданная работа с Тарковским в «Сталкере», конечный монолог для которого был полной импровизацией актрисы
На фото: художник-модельер Вячеслав Зайцев и актриса Алиса Фрейндлих в гримерной перед спектаклем «Вишневый сад» в московском театре «Современник»
Фото:
РИА Новости / Петрухин
В 1981 году актрисе присвоили звание «Народной артистки СССР». В этом же году она рассталась со своим мужем Игорем Владимировым, по словам актрисы, из-за его пристрастия к алкоголю и другим женщинам. По другим данным, Владимиров подал на развод после того, как прочитал статью в газете с названием «Театр одной актрисы». Спустя два года Фрейндлих покинула труппу Театра имени Ленсовета и перешла в Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького. Тогда же она познакомилась с артистом Юрием Соловьевым и вскоре вышла за него замуж, но в 1990 году брак распался. Наиболее успешной киноработой того времени стала съемка в картине Эльдара Рязанова «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница» (кадр на фото)
Фото:
РИА Новости / Сергей Иванов
«Достигнув определенных высот, нельзя расслабляться, поверив, что ты национальное достояние»
C развалом Советского Союза наступил кризис в кинематографе. Как и многих советских актеров Фрейндлих некоторое время не приглашали в кино. В 1992 и 1993 годах она вернулась к роли королевы Анны в продолжении «Трех мушкетеров», однако фильмы не были успешными. Удачной работой того времени можно назвать роль писательницы Ирины Дмитриевны в картине Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», принесшую Фрейндлих первую статуэтку премии «Ника» за лучшую женскую роль второго плана
Фото:
Фотоархив журнала «Огонёк» / Фотоархив журнала «Огонек»
«Пока ты молода, то хочешь получать и учиться. Когда ты зрелая и уже многому научилась, тебе хочется этим делиться, отдавать энергию. А потом, когда ты уже старенькая, нужен рядом такой же «горшочник», чтоб вместе выращивать герань»
Фото:
Коммерсантъ / Алексей Куденко
/ купить фото
В течение 10 лет Алиса Фрейндлих не снималась в кино и вернулась на экраны только в 2004 году в фильме «На Верхней Масловке». Несмотря на то, что картина в целом получила неоднозначные отзывы, игра Фрейндлих была оценена высоко, актриса вновь стала лауреатом премии «Ника» за лучшую женскую роль. Третью статуэтку Фрейндлих получила за роль матери поэта Иосифа Бродского в картине «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»
Фото:
Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
/ купить фото
Алиса Фрейндлих неоднократно заявляла, что доброжелательно относится к президенту России Владимиру Путину. В 2009 году они вместе спустили на воду танкер «Кирилл Лавров», а тремя годами позже актриса снялась в предвыборном агитационном ролике в пользу Путина, что сразу же вызвало широкий общественный резонанс и критику актрисы со стороны представителей оппозиции
Фото:
Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
/ купить фото
«Счастье — это любить. Хотя, если любовь не взаимна, это, конечно, трудно назвать счастьем, но внутри себя это все-таки счастье, потому что гораздо благозвучнее, благотворнее, гораздо важнее любить, а не быть любимой. Быть любимой — хорошо, но любить — это все-таки внутри себя какое-то движение, движение твоего существа»
На фото: фестиваль «Золотая маска», актриса Алиса Фрейндлих в моноспектакле «Оскар и Розовая дама» по пьесе Шмитта «Четырнадцать писем к Богу»
Фото:
Коммерсантъ / Дмитрий Костюков
/ купить фото
Алиса Фрейндлих — заядлая курильщица. Она начала курить, когда ей было 35 лет, сразу после смерти матери. 2011 году актрисе сделали операцию на кишечнике, которая стала следствием многолетнего курения
Фото:
Коммерсантъ / Евгений Павленко
/ купить фото
«Если ты чрезмерно щедро расходуешь себя на приватную жизнь, излишне пылко ее проживаешь, то потом на сцене остается только ложечкой выскребать остатки, и выходит все очень бедненько»
Фото:
Коммерсантъ / Илья Питалев
В конце 2013 года на сцене Петербургского Большого драматического театра имени Товстоногова состоялась премьера спектакля «Алиса» по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», главную роль в котором исполнила Алиса Фрейндлих (кадр из спектакля на фото). Спектакль до сих пор с успехом показывают на сцене БДТ
Фото:
пресс-служба БДТ
На фото слева направо: актеры Игорь Ясулович, Игорь Верник, Алиса Фрейндлих, худрук Театра наций Евгений Миронов
Фото:
Коммерсантъ / Ирина Бужор
/ купить фото
В январе 2020 года Алиса Фрейндлих получила почетную премию «Золотой орел» за вклад в российский кинематограф
На фото: Алиса Фрейндлих и режиссер Никита Михалков во время вручения премии
Фото:
Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
1
/
18
«Чем дольше человек хранит в себе детство, тем дольше сохраняется данное ему от природы дарование»
Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде в семье актера немецкого происхождения Бруно Фрейндлиха. Актерские способности проявились у Фрейндлих рано — в три года она попала на спектакль с участием своей тети и ее мужа, после чего тайком от родителей стала играть в «театр», примеряя мамины платья и украшения. Незадолго до войны семья Фрейндлих распалась, отец уехал в Ташкент, а девочка осталась с матерью в Ленинграде
Фото:
Из личного архива Алисы Фрейндлих
Вскоре немцев из города начали выселять. «Бабушка, тетушка, мои двоюродные братья и сестры — всем им пришлось уехать из Ленинграда. Папин брат с женой были арестованы — много позже мы узнали, что их расстреляли», — позже вспоминала актриса
На фото: родители Алисы Фрейндлих
Фото:
Из личного архива Алисы Фрейндлих
«Главное впечатление моего детства — война, блокада. Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили»
После войны Алиса Фрейндлих с матерью уехала в Таллин, но вновь вернулись в Ленинград в 1948 году. После окончания школы она поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского
На фото: спектакль по пьесе Ольги Берггольц «Рождены в Ленинграде» (1961)
Фото:
Александр Гладштейн / РИА Новости
За время учебы в институте Алиса Фрейндлих успела отличиться и зарекомендовать себя как острохарактерная актриса. В 1955 году она дебютировала в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Неоконченная повесть». После учебы Фрейндлих работала сначала в Ленинградском театре имени В. Ф. Комиссаржевской, а затем переходит в театр имени Ленсовета, где и познакомилась с режиссером Эльдаром Рязановым. Фрейндлих даже пробовалась на роль в фильме «Гусарская баллада», но, по словам режиссера, была слишком женственной. И хотя в театре актриса была востребована и играла почти во всех спектаклях (наиболее известной работой тех лет стала постановка «Малыш и Карлсон», в котором актриса сыграла Малыша; сцена из спектакля на фото), в кино ее почти не приглашали
Фото:
РИА Новости / Рыбаков
«Без ребенка я бы сейчас себя не уважала»
Еще студенткой Алиса Фрейндлих вышла замуж за однокурсника Владимира Карасева, однако брак оказался неудачным — вскоре супруги развелись. В начале 1960-х годов Фрейндлих снова выходит замуж — за худрука театра Комиссаржевской Игоря Владимирова. В 1967 году Эльдар Рязанов решил взять Фрейндлих на роль Алевтины в киноповести «Зигзаг удачи», однако этому помешала беременность актрисы — спустя год у Алисы Фрейндлих родилась дочка Варвара
Фото:
РИА Новости
В 1974 году в свой фильм Алису Фрейндлих пригласил Андрей Тарковский. Но съемки тогда так и не состоялись. Сорвалась и работа актрисы в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Тем не менее, в 1974 году выходят три фильма с участием актрисы, но настоящий успех к ней пришел после исполнения роли Людмилы Калугиной — «Мымры» — в комедии Рязанова «Служебный роман» (1977, кадр из фильма на фото). После премьеры актриса получала множество писем с благодарностью, была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Картину оценили и на государственном уровне — все ее создатели (кроме Алисы Фрейндлих) были удостоены Государственной премии СССР, на что актриса, по ее собственным словам, не обиделась, так как «настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии, что было даже смешно»
Фото:
РИА Новости
По мнению критиков, лучшей работой Фрейндлих стала королева Анна в экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетера». Как и в «Служебном романе», актриса выступила и в роли певицы, записав несколько песен для фильма. Позже на экраны вышла «Старомодная комедия», а потом и долгожданная работа с Тарковским в «Сталкере», конечный монолог для которого был полной импровизацией актрисы
На фото: художник-модельер Вячеслав Зайцев и актриса Алиса Фрейндлих в гримерной перед спектаклем «Вишневый сад» в московском театре «Современник»
Фото:
РИА Новости / Петрухин
В 1981 году актрисе присвоили звание «Народной артистки СССР». В этом же году она рассталась со своим мужем Игорем Владимировым, по словам актрисы, из-за его пристрастия к алкоголю и другим женщинам. По другим данным, Владимиров подал на развод после того, как прочитал статью в газете с названием «Театр одной актрисы». Спустя два года Фрейндлих покинула труппу Театра имени Ленсовета и перешла в Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького. Тогда же она познакомилась с артистом Юрием Соловьевым и вскоре вышла за него замуж, но в 1990 году брак распался. Наиболее успешной киноработой того времени стала съемка в картине Эльдара Рязанова «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница» (кадр на фото)
Фото:
РИА Новости / Сергей Иванов
«Достигнув определенных высот, нельзя расслабляться, поверив, что ты национальное достояние»
C развалом Советского Союза наступил кризис в кинематографе. Как и многих советских актеров Фрейндлих некоторое время не приглашали в кино. В 1992 и 1993 годах она вернулась к роли королевы Анны в продолжении «Трех мушкетеров», однако фильмы не были успешными. Удачной работой того времени можно назвать роль писательницы Ирины Дмитриевны в картине Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», принесшую Фрейндлих первую статуэтку премии «Ника» за лучшую женскую роль второго плана
Фото:
Фотоархив журнала «Огонёк» / Фотоархив журнала «Огонек»
«Пока ты молода, то хочешь получать и учиться. Когда ты зрелая и уже многому научилась, тебе хочется этим делиться, отдавать энергию. А потом, когда ты уже старенькая, нужен рядом такой же «горшочник», чтоб вместе выращивать герань»
Фото:
Коммерсантъ / Алексей Куденко
/ купить фото
В течение 10 лет Алиса Фрейндлих не снималась в кино и вернулась на экраны только в 2004 году в фильме «На Верхней Масловке». Несмотря на то, что картина в целом получила неоднозначные отзывы, игра Фрейндлих была оценена высоко, актриса вновь стала лауреатом премии «Ника» за лучшую женскую роль. Третью статуэтку Фрейндлих получила за роль матери поэта Иосифа Бродского в картине «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»
Фото:
Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
/ купить фото
Алиса Фрейндлих неоднократно заявляла, что доброжелательно относится к президенту России Владимиру Путину. В 2009 году они вместе спустили на воду танкер «Кирилл Лавров», а тремя годами позже актриса снялась в предвыборном агитационном ролике в пользу Путина, что сразу же вызвало широкий общественный резонанс и критику актрисы со стороны представителей оппозиции
Фото:
Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
/ купить фото
«Счастье — это любить. Хотя, если любовь не взаимна, это, конечно, трудно назвать счастьем, но внутри себя это все-таки счастье, потому что гораздо благозвучнее, благотворнее, гораздо важнее любить, а не быть любимой. Быть любимой — хорошо, но любить — это все-таки внутри себя какое-то движение, движение твоего существа»
На фото: фестиваль «Золотая маска», актриса Алиса Фрейндлих в моноспектакле «Оскар и Розовая дама» по пьесе Шмитта «Четырнадцать писем к Богу»
Фото:
Коммерсантъ / Дмитрий Костюков
/ купить фото
Алиса Фрейндлих — заядлая курильщица. Она начала курить, когда ей было 35 лет, сразу после смерти матери. 2011 году актрисе сделали операцию на кишечнике, которая стала следствием многолетнего курения
Фото:
Коммерсантъ / Евгений Павленко
/ купить фото
«Если ты чрезмерно щедро расходуешь себя на приватную жизнь, излишне пылко ее проживаешь, то потом на сцене остается только ложечкой выскребать остатки, и выходит все очень бедненько»
Фото:
Коммерсантъ / Илья Питалев
В конце 2013 года на сцене Петербургского Большого драматического театра имени Товстоногова состоялась премьера спектакля «Алиса» по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», главную роль в котором исполнила Алиса Фрейндлих (кадр из спектакля на фото). Спектакль до сих пор с успехом показывают на сцене БДТ
Фото:
пресс-служба БДТ
На фото слева направо: актеры Игорь Ясулович, Игорь Верник, Алиса Фрейндлих, худрук Театра наций Евгений Миронов
Фото:
Коммерсантъ / Ирина Бужор
/ купить фото
В январе 2020 года Алиса Фрейндлих получила почетную премию «Золотой орел» за вклад в российский кинематограф
На фото: Алиса Фрейндлих и режиссер Никита Михалков во время вручения премии
Фото:
Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Мультимедиа
Новости компаний
Все
-
02.06.2023
АО «ДОМ.РФ»
ЩЛЗ запустил прямые продажи запасных частей для лифтов
-
02.06.2023
Донстрой
Донстрой открыл сезон летних мероприятий в парке «Событие»
-
02.06.2023
АО «Газпромбанк»
Газпромбанк утвержден банком-партнером автомобильного завода «Москвич»
-
02.06.2023
Концерн «Телематика»
«Единый оператор» и МАДИ будут совместно развивать кадры в области ИТС
Я убеждена, что ангел-хранитель — это суммированная энергия любви. Людей, которые нас любили.
Единственная моя ошибка: три четверти жизни я думала, что всё ещё впереди.
Опубликовала Монро 26 окт 2012
Любовь — единственная сила на земле, которая умножается, когда мы ею делимся.
Талант важнее красоты?
Справедливости!
Я всегда понимала, что некрасива, а для того, чтобы играть те роли, к котором предрасположено моё нутро, мне надо было преодолеть отношение к себе, как к гадкому утёнку. Это не значит, что я сделала себя красивее, но я приучила людей к своей некрасивости. Они перестали её замечать.
Равенства!
У нас, блокадников, была особая потребность в улыбке …
В июне 1941-го Алисе Фрейндлих шесть с половиной лет. 1 сентября она пошла в первый класс 239 школы на Исаакиевской площади. А 8 сентября началась блокада Ленинграда.
— В начале войны проблем с едой мы не ощущали. У немцев ведь всегда на полочках что-то припасено. Я помню, как к нам прибегала соседка с чашечкой, просила немножко, пару ложечек, манки для своего ребенка. И бабушка ей насыпала манки.
Еще не наступила зима, еще шла осень 41-го. Еще можно было безмятежно отдать кому-то столовую ложку…
Опубликовал(а)
Маски
27 янв 2018
«Счастье — это любить. Хотя, если любовь не взаимна, это, конечно, трудно назвать счастьем, но внутри себя это все-таки счастье, потому что гораздо благозвучнее, благотворнее, гораздо важнее любить, а не быть любимой. Быть любимой — хорошо, но любить — это все-таки внутри себя какое-то движение, движение твоего существа»
Опубликовала ЕсеNия 08 июн 2018
Чем дольше человек хранит в себе детство, тем дольше сохраняется данное ему от природы дарование.
Опубликовала ЕсеNия 30 июн 2018
«Верю, что человеку что-то предписано. Но понимаю, что каждому дается шанс. Вот сказка: пойдешь, перед тобой будут три дороги — одна туда приведет, а другая туда. Сказка. Всегда найдется какой-то вариант. Если хватает здравого смысла или интуиции поступить верно». «Я пришла к выводу, что лучше прислушиваться к интуиции. Бывали случаи, когда я слушала свой первый внутренний посыл — и он оказывался правильным. Но если я начинала размышлять и выбирала что-то другое, то потом об этом жалела».
Опубликовала ЕсеNия 07 июн 2018
— Ваш выбор: любить или наслаждаться?
— Наслаждаться любя…
Мне не интересны люди, которые не отдают душу.
Опубликовала ЕсеNия 29 июн 2018
Наша семья выжила только благодаря бабушке Шарлоте
Наша семья выжила только благодаря бабушке Шарлоте — папиной маме.
Она была немкой по происхождению, и потому прививала нам железную дисциплину. В первую, самую страшную зиму 1941−1942 годов ленинградцам выдавалось по 125 граммов хлеба — этот маленький кусочек надо было растянуть на весь день. Некоторые сразу съедали суточную норму и вскоре умирали от голода, потому что есть больше было нечего. Поэтому бабушка весь контроль над нашим питанием…
Опубликовал алоис 20 апр 2019
Сидеть долго в ожидании — как-то не пристойно. Это расточительно и несправедливо к своей судьбе.
Опубликовала khill 29 мая 2013
Красота воспитывает людей, это один из самых серьезных способов нравственного воздействия.
Опубликовала ЕсеNия 03 июл 2018
В ПРЕДДВЕРИИ НОВОГО ГОДА
«Люблю живую елку, чей аромат создает невероятную атмосферу. В прошлом году внук Никита принес мне датскую сосну.
Она не пахнет и даже не осыпается — сразу ломается ветвями. Не знаю, чем она его прельстила, может, ценой. Думал: если дорого, значит, хорошо… Еще одно ни с чем не сравнимое удовольствие — доставать с антресолей игрушки, живущие в большой шляпной коробке, принадлежавшей еще моей бабушке. Откроешь ее, и перед тобой развернется целая череда многочисленных новогодних елок, которые были…
Я мечтала не о драматической, а об оперной сцене… Это было предопределено тем, как прошло мое раннее детство. Вокруг бабушки — папиной мамы — в одной квартире жили три семьи: папа с нами и папины две сестры, мои тетки. Одна из них была студенткой консерватории и вышла замуж за сокурсника. И дома проходили всякие разные репетиции, распевки. Стоял инструмент, и все на нем музицировали. Папа прибегал и тоже что-то репетировал. А я ему мешала отдохнуть перед спектаклем. Так получилось, что мне от тетки достался хороший голос. У нее было замечательное контральто. Впервые я слушала оперу именно благодаря ей — в возрасте пяти лет. Тетя с мужем стали брать меня на дипломные спектакли, потому что дома не с кем было оставить. Совсем маленькой я послушала два мощных музыкальных спектакля: «Евгения Онегина» и «Корневильские колокола». И еще долгое время у меня был навязчивый сон: как убитый Ленский падает и скатывается в оркестр. Так меня впечатлила опера.
«Я не испытываю удовольствия, видя, что люди вместе с прочими свободами обрели свободу от совести».
Любите в это непростое время, любите сильнее, чем обычно — жизнь станет лучше, а иммунитет крепче.
Одиночество — это когда некому отдать себя. Когда человеку есть кому или чему себя отдать, он не может испытывать одиночества.
Хочется, чтобы мужчины понимали, насколько нам труднее, чем им.
Опубликовала Смешная 05 мая 2013
Что является самой главной ошибкой в жизни женщины: меткая цитата Алисы Фрейндлих
В России вряд ли найдется человек, который не знает имени Алисы Фрейндлих и ни разу не видел фильма с ней.
Учителя в школе называли Алису «артисткой» — училась девочка посредственно, а вот в драмкружке была звездой. В Ленинградский театральный институт имени Островского Фрейндлих поступила с первого раза, и тут же ей начали предлагать первые роли в кино.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Однако настоящая слава пришла к Алисе Фрейндлих лишь в 40 лет — до этого она снималась лишь в небольших эпизодах, оставаясь в в тени красавиц-актрис. Но талант женщины пусть и поздно, но оценили по достоинству: все фильмы с ней в главной роли стали классикой советского кино.
«Единственная моя ошибка»
Личная жизнь Алисы была совсем не такая благополучна, как ее творческий путь. Трижды она выходила замуж — и всякий раз разводилась. «Не могу сказать, что у меня совсем не было счастья. Но все в конце концов разбивалось о мою занятость», — сказала как-то Фрейндлих в интервью.
Говорила Алиса Бруновна и о главном своем просчете — неумении жить настоящим: «Единственная моя ошибка: три четверти жизни я думала, что все еще впереди». Вспомни ее слова, когда в очередной раз будешь принимать решение.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Иногда нам кажется, что ценно лишь будущее, где найдется всё, чего не хватает здесь и сейчас. Но это заблуждение — не стоит делать ставку лишь на дни, которые нас только ждут. Цени настоящий момент, замечай всё прекрасное, что творится вокруг, и не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Интересные факты об Алисе Фрейндлих
- Семья Алисы пережила блокаду благодаря ее бабушке: педантичная пожилая женщина сразу начала строго учитывать все запасы продуктов, которые были в доме, и сумела растянуть их надолго.
- После фильма «Служебный роман» актрисе приходили тысячи писем от советских женщин, которые благодарили Фрейндлих за то, что смогли взглянуть на себя со стороны и после этого начали заниматься своим гардеробом и прической.
- У Алисы Фрейндлих прекрасный музыкальных слух и хороший голос. От поступления в консерваторию ее отговорил отец, сказав, что в опере девушка с небольшим ростом не добьется успеха.
- В театре долгое время Алисе Фрейндлих доставались либо мужские, либо характерные роли. Один из самых известных героев Алисы — Малыш из спектакля «Малыш и Карлсон».
- Алиса Фрейндлих признавалась, что больше всего хотела сыграть Маргариту из романа Булгакова. Но в СССР знаменитое произведение не ставили в театре и тем более не снимали для показа в кинотеатрах и по телевидению.
Великолепная актриса и символ небанальной красоты Алиса Бруновна Фрейндлих не делает секрета из своего возраста — 69 лет! Цифра эта вызывает тихое благоговение, особенно когда видишь, как женщина сохранилась.
— Алиса Бруновна, вы сейчас потрясающе выглядите. А недавно я узнала, что практически во всех фильмах, которые принесли вам известность «Служебный роман», «Д’ Артаньян и три мушкетера», вы снимались, когда вам было за 40 лет. Но вы и там выглядите гораздо моложе. Может, это гены?
-Возможно. Но я им помогаю по возможности. Никогда не жалею денег на хороший крем: Lancome, Helena Rubinstein. Жаль, что для посещений косметических салонов у меня редко находится время. Хотя я люблю побаловать себя разными приятными процедурами. Например, мы с дочерью иногда практикуем одну старинную-престаринную маску. Берете яичный желток, ложку меда, ложку оливкового масла и какой-нибудь свежий фрукт. Все это смешивается и наносится на лицо в течение 20 минут слой за слоем, чтоб не высыхало. Потом это нужно смыть и… оказаться в том же виде, что и до нанесения маски. (Заразительно смеется.) Хотя, наверное, если делать ее почаще, эффект будет. Но мне это удается лишь на отдыхе.
А как вы относитесь к повальному увлечению звезд пластической хирургией?
Я не буду лукавить и говорить, что этого не нужно. Нужно! Я сама сделала подтяжку, когда мне было 53 года. Только я считаю, что неправильно в этом (впрочем, как и в любом другом деле) перебирать. Например, я никогда не трогала глаза они очень сильно меняют лицо. Я лично делала подтяжку подбородка, и с тех пор он совершенно не изменился.
А если бы вы не были известной актрисой, вы бы делали операции?
Я бы делала даже чаще! Было бы время. Я считаю так: исполнилось женщине 48-50 лет самое время сделать операцию. Кожа еще достаточно подвижна и эластична, за счет чего она быстро регенерируется. А сделала бы я подтяжку сейчас и сильно бы изменилась, потому что кожа уже не способна принять природные очертания. Я противница поздних подтяжек.
В многочисленных интервью вы говорили, Что многие кинорежиссеры называли вас некиногеничной. Не потому ли задержалась ваша карьера в кино? И не хотелось ли вам кардинально что-то изменить в своем лице?
Мой кинематографический расцвет случился в глубоко совдеповское время, а тогда возможностей для глобальных изменений внешности просто не было. Некоторые дамы, конечно, делали операции и тогда, но они уезжали за рубеж. А я не могла.
Но вас ведь задевал такой вердикт? Вы ведь наверняка в зеркало смотрели и думали: «Что же не так? вроде всем хороша!»
Конечно, я об этом думала. И по-женски меня многое задевало. Но у меня был театр, поэтому я сильно не переживала и от тоски не умирала. Тем более что в кино потихонечку все же снимали.
А тяжело быть красивой женщиной?
Не знаю, не пробовала.
Да вы скромничаете.
Ну какая уж тут скромность, если я дружно была признана некиногеничной. (Смеется.)
Но потом-то вся странна вами восхищалась!
Потому что ушел стереотип общепринятой советской, ровненькой, гладенькой красавицы. За рубежом тогда стали появляться актрисы неклассической красоты. Тогда уже и меня стали снимать. И после «Служебного романа» я действительно получила массу писем, в которых женщины писали: «После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок».
А в первой половине фильма, когда ваша героиня Калугина еще была мымрой, вам не было обидно на себя в зеркало смотреть?
Нисколько. Я же сама выбрала для себя этот облик. Излазила всю гардеробную Мосфильма, чтобы найти кримпленовый костюмчик 52 размера. Отработала эту ломовую походку. Благо, начальственных теток, которые так ходили, было навалом особо и изобретать не пришлось. Я люблю эту роль. Там есть метаморфоза. Такая советская вариация Золушки!
За вами тогда наверняка ухаживали многие мужчины, а вы были замужем. Трудно было противостоять соблазнам?
А я не противостояла. Как чувствовала соблазн, так ему и поддавалась. Но для этого надо было его почувствовать, а далеко не всякий мужчина способен сие вызвать. Он может сколько угодно интересоваться мной, но если соблазна не возникает, так и пусть сам с собой упражняется на здоровье. Да я и не могу сказать, что за мной толпы ухаживали. Моих поклонников больше волновало мое творчество, нежели моя женская сущность.
— Ваш первый муж был намного старше вас, а второй моложе. С позиции прожитых лет вы можете сказать, какой вариант лучше?
В каждом периоде жизни свои интересы. Пока ты молода, то хочешь получать и учиться. Когда ты зрелая и уже многому научилась, тебе хочется этим делиться, отдавать энергию. А потом, когда ты уже старенькая, нужен рядом такой же «горшочник», чтоб вместе выращивать герань. Ну и чтобы мог твой старичок торшер починить, гвоздь вбить. Но вот этот третий этап у меня как-то пока не задался.
Вы, кстати, по советским меркам, довольно поздно родили в 33 года. Это было сознательно так запланировано?
Пока я была совсем молода, то бежала по жизни без остановки некогда было даже задуматься о детях. Была чудовищная жадность к работе. Я все отодвигала, отодвигала… И доотодвигалась. Наступил период, когда я уже не могла родить просто не получалось. Целых восемь лет я лечилась. А потом дочка вдруг взяла да появилась. Видимо, судьба меня простила.
Неужели вы полагаете, Что без ребенка ваше женское счастье было бы неполным?
Конечно. Без ребенка я бы сейчас себя не уважала. Мне даже жаль, что у меня только одна дочь. Зато уже двое внуков! Они меня бесконечно радуют.
Говорят, у вас очень хорошие, дружеские отношения с дочерью. Вы не возражали, когда она решила пойти по вашим стопам и стать актрисой?
Не возражала. Тем более что судьба сама все рассудила. Дочь ведь рано детьми занялась, реализовала то, чего не сделала я: родила одного за другим. И теперь в полной панике, что ее карьере нанесен непоправимый урон. Дети уже подросли, а она еще не успела реализоваться в профессии.
Судя по нашему сегодняшнему обеду, вы едите мало. Это потребность организма или одна из жертв профессии?
Специально я себя не ограничиваю. Просто на мое детство выпала война, в том числе блокада Ленинграда, еды всегда было мало. Поэтому мой желудок не привык к большим объемам еды он просто не растянут. Я всегда слушаю, сколько он просит пищи, и перестаю есть, когда сыта. Правда, через пару часов я снова могу проголодаться.
Над вашим обликом когда-нибудь работали стилисты или вы сами знаете, что для вас лучше?
Обхожусь без стилистов. Я всегда чувствовала моду наперед. Правда, не всегда успевала осуществить свои задумки. Когда я, наконец, решалась сшить новое платье или сделать прическу, в этом уже вся улица ходила.
Кажется, ваш муж посоветовал вам в свое время стиль мальчика-подростка (гамэн). Вы по-прежнему его придерживаетесь?
Да, он же адаптируется к любому возрасту и может быть очень женственным. Не подходит такой стиль только крупным женщинам двухметрового роста с 41-м размером обуви в их случае он будет выглядеть грубо. А на миниатюрных женщинах он всегда смотрится очень адекватно. Я ведь никогда не была толстушкой, вот сейчас только стала немножко шире.
От курения не хотите или не можете отказаться?
Если бы мне не нравился этот процесс, я бы, может, и нашла в себе силы бросить. А так я просто обезопасила процесс: курю очень легкие сигареты, только через мундштук и только через сильный фильтр. Фильтры эти, к сожалению, продаются только в Германии, мне их оттуда привозит подруга.
Есть что-то еще, без чего вы не можете жить?
Без леса. Я очень тоскую, когда не могу туда выбраться. Обожаю собирать грибы.
А что вы с этими грибами делаете потом?
Солю. Я мало что умею готовить, но грибы у меня получаются отменно!
Вас очень трудно представить за каким-то бытовым занятием. Дом вы наверняка убираете не сами?
У меня есть для этого помощницы. И всегда были, потому что я очень много работала.
А вы не жалеете о том, что всегда много работали? Не кажется иногда, будто что-то прошло мимо?
Мне кажется, я все успевала. Единственная моя ошибка: три четверти жизни я думала, что все еще впереди. Сейчас досадую на себя. Потому как понимаю: впереди уже ничего, и о чем-то нужно было подумать раньше.
Осознав это, вы не хотите все-таки остановиться и перестать много работать?
А теперь это бессмысленно. Кому я буду посвящать свое свободное время? Дочь выросла, внуки тоже достаточно взрослые. Для романов уже вроде как поздновато… Знаете, у меня достаточно выраженное чувство юмора, поэтому я понимаю: старушка, выходящая замуж, это смешно. А иметь просто романтические отношения в этом возрасте еще смешнее. Поэтому пока будут силы, я буду работать.
Цитаты Алиса Фрейндлих
Я всегда понимала, что некрасива. А для того чтобы играть те роли, к которым предрасположено моё нутро, мне надо было преодолеть отношение к себе как к гадкому утёнку. Это не значит, что я сделала себя красивее. Но я приучила людей к своей некрасивости. Они перестали её замечать.
Я убеждена, что ангел-хранитель — это суммированная энергия любви. Людей, которые нас любили.
Одиночество — это когда некому себя отдать.
Счастье — это любить. Хотя, если любовь не взаимна, это, конечно, трудно назвать счастьем, но внутри себя это всё-таки счастье, потому что гораздо благозвучнее, благотворнее, гораздо важнее любить, а не быть любимой. Быть любимой — хорошо, но любить — это всё-таки внутри себя какое-то движение, движение твоего существа.
Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись…
«Ехать» только на том, что дал Бог, — это значит очень скоро «свалиться с коня».
Единственная моя ошибка: три четверти жизни я думала, что всё ещё впереди.
Любовь состоит из трёх аспектов. Влечение ума вызывает уважение, влечение сердца вызывает дружбу, и влечение тела вызывает желание. И только сумма трёх влечений есть любовь.
Сколько бы театру ни предрекали скорую смерть — это неправда! И именно потому, что связь между артистами на сцене и зрителями в зале — великая вещь! Живое соучастие, сопереживание, когда зрители подпитывают энергией и друг друга, и актера.