Errors of Youth | |
---|---|
Film poster |
|
Directed by | Boris Frumin |
Written by | Boris Frumin Eduard Topol |
Starring | Nina Arkhipova Nikolai Karachentsov Marina Neyolova Nikolai Penkov Natalya Varley Mikhail Vaskov |
Cinematography | Aleksei Gambaryan |
Edited by | Tamara Denisova |
Music by | Victor Lebedev |
Release date |
|
Running time |
87 minutes |
Country | Soviet Union |
Language | Russian |
Errors of Youth (Russian: Ошибки юности, Oshibki yunosti) is a Soviet drama film directed in 1978 by Boris Frumin.[1] It was screened in the Un Certain Regard section at the 1989 Cannes Film Festival.[2] The «critical realism» is reported to have delayed the release; Frumin left the Soviet Union in 1979 and was in 1988 invited back to complete it.[3]
Plot[edit]
The film recounts the restless life of Dmitri Guryanov after he completes his military service.[3]
Cast[edit]
- Nina Arkhipova
- Nikolai Karachentsov
- Marina Neyolova — Polina
- Nikolai Penkov
- Natalya Varley — Zina
- Mikhail Vaskov — Burkov
- Stanislav Zhdanko — Dimitri Gurianov
References[edit]
- ^ Goodman, Walter (2012). «New York Times: The Errors of Youth (1978)». Movies & TV Dept. The New York Times. Archived from the original on 3 November 2012. Retrieved 11 November 2010.
- ^ «Festival de Cannes: Errors of Youth». festival-cannes.com. Retrieved 2 August 2009.
- ^ a b Goodman, Walter (18 March 1989). «Reviews/Film Festival; A Soviet Youth Finds Brooding Is His Forte». NY Times. Retrieved 11 November 2010.
External links[edit]
- Errors of Youth at IMDb
This article related to a Soviet film of the 1970s is a stub. You can help Wikipedia by expanding it. |
- v
- t
- e
Это очень непростой фильм во всех смыслах и при всех своих недостатках, о которых скажу позже, он так прочно дёргает какие-то душевные струны, что память возвращает к нему снова и снова. Фильм снят в 1978 году, режиссёр уехал жить в Америку, и картина легла на полку. Почти десять лет спустя она попала к зрителю.
Мне кажется, выйди она тогда, она была бы разгромлена критиками (и по праву!), а теперь, спустя столько лет, она стала ценным свидетельством времени, приобрела историю, гораздо более интересную, чем та, что рассказана на экране. Нет в живых главного актёра, Станислава Жданько, он погиб на квартире своей подруги Валентины Малявиной от удара ножом (или покончил собой) в год создания картины, ему было 24 года, ей — 37. Фотография Валентины дважды появляется в фильме, как его привет любимой и невозможности счастья с другими. А иначе зачем?
Митя, герой Стаса Жданько, мятущийся, импульсивный, совершающий необдуманные шаги, дополняет «мою галерею» тревожных персонажей, где Зилов из «Отпуска в сентябре» (1979), Макаров из «Полётов во сне и наяву» (1982) и даже Роберт Дюпи из «Пяти лёгких пьес». Митю извиняет лишь возраст, ему от силы 20-21, и ему точно рано подводить итоги и заводить семью, тогда как всем перечисленным товарищам к сорока. Только вот вопрос, хватит ли Мите ещё лет 10-15, чтобы побегать и повидать мир, о чём он постоянно себе твердит?
Самой лучезарной частью «Ошибок молодости» мне показалась первая часть картины. И ошибка номер один Мити. Не надо было уходить из армии, а остаться на сверхсрочную службу.
Его уважали и продвигали, а командир с такой тоской и пониманием смотрит на уезжающего домой Митю, словно видит всю его жизнь наперёд. И, зная, что случится с актёром Жданько в этот же год, он словно прощается с ним навсегда. (По ходу картины Митя часто вспоминает море, Крым, он становится для него неотвязной мечтой о счастье, куда заказана дорога непосвящённым. Только те, кто был с ним рядом те два армейских года. Дальше в истории будет неприятная сцена, где Виктор на риторический вопрос Мити, неужели придётся ехать в Крым одному, говорит: «Почему же одному?», намекая на Полину, и какой за этим ураган последовал!).
Митя вместе с армейским другом Виктором едет по комсомольским путёвкам на север. Нефтянка. Хорошие деньги. Кажется, что Север подходит характеру парня, и он должен охладить его пыл. Первое знакомство с бригадой приходится как раз на день рождения Геннадия, одного из членов бригады – его играет Николай Караченцов.
В картине он играет тридцатилетнего, самому актёру 34. Караченцов уже с успехом сыграл в «Старшем сыне» и «Собаке на сене» — известен и любим всем Советским Союзом.
Жданько только-только набирает актёрский потенциал, но ему прочат славу не меньше Александра Абдулова, ровесника Жданько.
Караченцов и Жданько играют яростных соперников в любви. Митя становится невольным участником драматического выяснения отношений Геннадия со своей возлюбленной Полиной (Марина Неёлова).
Зачем он встрял между ними? Что толкнуло его к Полине? Этот парень совсем без страха – ему плевать, что он, новичок, совсем юнец, вступил на чужую территорию. Можно только представить, каким он станет, когда поднатореет в жизни. Что-то звериное есть в его тоскливых глазах, что-то неутолённое и неутолимое. Все женщины в его жизни – временные сопровождающие его сиюминутный порыв, его внезапное желание – я так хочу. Он вламывается в жизнь Полины и Геннадия, не зная сам, зачем ему Полина.
Странное впечатление производит Полина (Неёлова шестью годами старше Жданько в реальной жизни) – она и манит, и одновременно пугает Митю. Она давно на Севере, заработала хорошие деньги и даже предлагает денег Мите, она независимая, что видно по тому, как она ведёт себя с Геннадием. Может, поверила, что встретила свою истинную любовь, да ещё и мужественного парня, способного отбить её у кого угодно. Сцена, когда Полина спрашивает Митю, сможет ли он дать имя их будущему ребёнку, одна из самых сильных.
Митя отводит глаза, он жалок, он обещает жениться, но дети никак не заложены в его ближайшие планы. Отношения с Полиной я считаю Ошибкой номер два.
Следом идёт Ошибка номер три – бегство с Севера.
Внезапный отъезд Полины заставил Митю бежать с Севера. Куда? Он вспомнил случайное знакомство с девушкой, когда патрулировал пляж в поисках солдат в самоволке.
Девушка Люся из Ленинграда просто оторва. Она сообщила ему свой адрес на случай, если он окажется в северной столице. Митя позвонил в её квартиру, и дверь открыла свекровь. К этому моменту мы уже узнали, что за штучка эта Люся. К сожалению, эта линия обрывается, как и все остальные в этой рыхлой истории. Забыться и запить разочарование Митя отправляется в ресторан, где и знакомится с официанткой Зиной (Наталья Варлей).
Он снимает у неё комнату, устраивается работать грузчиком в мебельный магазин. И даже не верится, как скоропостижно произошла трансформация человека — из честного парня, готового постоять за армейского товарища, ставшего жертвой дедовщины, он превращается в наглого хапугу, сшибающего деньги у клиентов.
Компания, в которой он работает, вся, как на подбор, а бригадир – отъявленный негодяй, наживающийся на людях в эпоху тотального дефицита. Понятно, что такая смена ориентиров не могла пройти гладко – Митю разрывают на части внутренние противоречия. Зина, хорошая, добрая, подвернулась под руку – живут в одной квартире, спят, едят вместе, почему не жениться?
На свадьбу приехал друг с Севера, у него растёт сын, как напоминание о своём, возможно, где-то ребёнке. И эта ненужная свадьба, и слишком порядочная невеста, которой он, Митя, вовсе не заслуживает и понимает это, и деньги, которые суёт бригадир – всё это такая для него адская смесь, что взрыв обеспечен. Прямо во время свадебного ужина он начинает хватать чемодан и бросать в него вещи. Виктор его останавливает.
Последней сценой режиссёр, вероятно, хотел придать оптимизма происходящему – невеста, горестными огромными глазами смотрит на Митю, а он пытается ей улыбнуться, они стоят рядом, и камера от них удаляется. Если бы даже они бросились друг другу на шею, это бы никак меня не убедило. Для Мити нет этой жизни. Он уже там, ему осталось жить несколько месяцев.
Подвожу печальные итоги и считаю чужие ошибки юности. Мне фильм интересен исключительно тем, что в нём главную роль играет Станислав Жданько, естественный и органичный. В нём ощущается и драматизм, и комизм одновременно. Он точно актёр с большой палитрой возможностей. В этой картине он проходит три этапа и убедительно создаёт персонажа, меняющегося под обстоятельства жизни, ищущего себя. Ему кажется, что он – хозяин судьбы, но на самом деле он плывёт по течению своего внутреннего разлада, именно эта буря не даёт ему определиться и гонит его постоянно в неизвестность. Он, словно ошпаренный, мечется и бежит от себя.
Мне также было интересно увидеть в картине тех актёров, которые станут моими любимыми на долгие годы – изумительная, талантливейшая, умнейшая Марина Неёлова и Николай Караченцов. «Ошибки юности» даёт срез эпохи, время узнаваемо с первых до последних сцен, музыкальные хиты тех лет, тем более, не обманут – есть даже «По французской стороне» Давида Тухманова))
К явным промахам отношу рыхлость картины – такое ощущение, что её резали и клеили на коленке. Множество моментов вызывает недоумение – никакого объяснения, что произошло с персонажами, они просто канули в лету. О Полине никаких воспоминаний. Некоторые сцены просто внезапно обрываются. Картина словно снята разными режиссёрами в разное время – часть фильма чёрно-белая, часть цветная.
Одна из версий – картина считалась уничтоженной, но потом отыскалась у редактора в домашнем архиве и восстанавливали её кусками. Хорошо, пусть. Принимаю. Но почему так плохо проработаны характеры персонажей? Нелогичные поступки. Например, после дикой драки между Караченцовым и Жданько, они продолжают жить в одном вагончике, как ни в чём не бывало. Чужеродной выглядит история Люси, девушки, с которой познакомился Митя на пляже. Если весь фильм мы смотрим глазами Мити, почему сцена в Ленинградской квартире дана нам изнутри с большим акцентом на Люсе и её взаимоотношениях в семье? И куда девалась гигантская рыбина, что вёз Митя в подарок Люсе? Ну, нельзя же так издеваться над зрителем, ничего не объясняя, просто обрывать сцену.
И всё-таки, в картине больше плюсов, чем минусов и это видно из моей гигантской рецензии, а потому, не пожалейте времени и посмотрите этот фильм.
P.S. Очень интересно почитать воспоминания жителей Ухты, где снимали часть фильма «Ошибки юности», связанной с Севером https://ok.ru/nizhnydomanik/topic/66599604502705
Текущая страница: 19 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]
Ошибки юности
Киноповесть
Наша история начнется на юге в пору бархатного сезона и солдатской демобилизации.
Часть 1
Старт
Солнечная лента черноморских пляжей стелилась за кузовом автомашины. На пляжах шел полный разворот беспечной курортной жизни, там отпускники баловались теплым зеленым морем, играли в волейбол и бадминтон, катались на водных лыжах, жарились под солнцем и пили холодное пиво. Голые, в одних купальниках, женщины в обнимку с голыми, в одних плавках, мужчинами шли к пивным ларькам, и загорелые девушки рассыпчато переходили шоссе, и их бронзово-тонкие фигурки покачивались, словно водоросли, в такт женской походке и певучему ритму переносных транзисторов.
Из кузова армейского, укрытого тентом грузовика глядели на эту курортную жизнь солдаты и сержанты срочной службы. Их было много – взвод или рота, и за лицами и фигурами сидевших у борта видны были еще чьи-то глаза, головы, пилотки. Впереди по шоссе шли два таких же крытых воинских грузовика – то ли подразделение возвращалось с полевых учений, то ли еще какая армейская переброска – не в этом суть. А просто ехали вдоль пиршества курортной жизни солдаты, и среди них были герои нашего рассказа – младший сержант Гурьянов и ефрейтор Бурков.
Грузовик обогнал стайку велосипедисток, и по этому случаю среди солдат произошло временное оживление с протягиванием рук и предложением взять на буксир. Потом велосипедистки отстали, а вместо них шла теперь за машиной частная «Волга» – за рулем какой-то тип лет сорока, с проседью, а рядом – то ли дочка, то ли просто молоденькая спутница сногсшибательной красоты. Мимикой и жестами солдаты стали звать красотку в свою машину, объясняя, что с ними ей будет куда лучше, чем с этим.
Встречные машины не позволяли хозяину «Волги» обогнать армейский грузовик законным левым обгоном, но, не вытерпев общения солдат со своей спутницей, он бросил «Волгу» на обочину, поднял пыльную завесу и – под армейский хохот – обогнал военные грузовики справа.
А не успела остыть эта потеха, как появился новый интерес – голубой «жигуленок» и пять ярко-красных «Яв» и мотороллеров с восседавшими на них девицами и парнями. Лихой стаей догнали они армейские грузовики, лаковые шлемы их сияли под солнцем, загорелые парни и такие же загорелые девушки на равных вели свои мотоциклы навстречу ветру, и шоссе впереди было пусто, но водитель армейского грузовика взял чуть влево, не позволяя мотоциклистам обогнать себя. Баловался, конечно, но мотоциклисты не приняли игру, отстали и шли теперь плотной группой, выжидая. Солдаты разглядели двух девушек, сидевших за рулем мотороллеров, – очень даже ничего были девушки, особенно одна. Гурьянов да и все остальные сразу выделили ее из группы и стали звать подъехать поближе, но мотоциклисты высокомерно игнорировали эти знаки, не злились и не отвечали, а дождались развилки на шоссе и свернули в сторону. Из кузова было видно, как, набирая скорость, они уходили все дальше и та, первая девушка легко шла впереди, в авангарде группы.
Под клекот автоматных очередей десяток служебных собак ползли в высокой траве полигона школы служебного собаководства. Инструкторы-проводники стреляли над ними холостыми патронами. Другие собаки отрабатывали хождение по буму, подъем и спуск по лестнице.
А на окраине полигона стояли вольеры, похожие на выстроенные в ряд, стена к стене дачные домики с решетчатыми палисадниками. За решетками молодые служебные псы исходили здоровым громкоголосым лаем, поднимаясь на задние лапы, демонстрируя мощную грудь и клыки с правильным прикусом.
Поглядывая на собак, Гурьянов шел вдоль вольеров навстречу пожилому майору, поджидавшему его посреди ряда. Подойдя, Гурьянов с небрежным шиком «старичка» сначала вроде бы лениво понес правую руку к виску, но в последний момент ладонь взлетела, выпрямилась.
– Товарищ майор, младший сержант Гурьянов прибыл по вашему приказанию!
– Вольно, Митя. Здравствуй. – Майор дружески протянул руку, и Митя, поздоровавшись, тоже перешел на гражданский стиль разговора:
– Здрасти, чего у вас тут?
– Пес один сбесился, – сказал майор. – Главное, вчера купили, нормальный был.
Вдвоем они направились к крайнему вольеру. У двери вольера стоял солдат с перевязанной рукой.
– Не пускает, Челушкин? – спросил у него майор.
– Никак нет, товарищ майор. Главное, на рынке вчера слушал, а тут – раз! – и кинулся, озверел прямо, – пожаловался солдат.
В вольере – сильный пес с хорошо развитым массивным костяком и с зонарно-серым волчьим окрасом. В отличие от других собак он молча ходил по эллипсу, косил в сторону Гурьянова и майора злобным взглядом.
– Красив сукин сын, а? – повернулся майор к Гурьянову.
Гурьянов неспешно прошел вдоль забора, свернул за угол, и пес остановился, настороженно следя за ним, пригибая морду к земле, а когда дошел Гурьянов до следующего угла – пес молча, одним прыжком бросился на ограду в его сторону. Аж забор закачался.
Гурьянов вернулся к майору.
– Войдешь? – спросил майор.
– Войти-то не штука, – задумчиво ответил Гурьянов и вновь повторил свою прогулку, и снова, едва дошел он до угла вольера, пес молча и яростно кинулся в его сторону.
Не спуская глаз с собаки, Гурьянов сказал:
– Челушкин, лопату.
Солдат козырнул ему, словно офицеру, и убежал за лопатой, а майор потянулся к кобуре, но Гурьянов с усмешкой остановил:
– Не надо.
– Смотри, покусает.
– Сроду не было. – Гурьянов взял у вернувшегося солдата лопату, сильным броском перебросил ее через изгородь в вольер, в тот угол, который с такой настойчивостью охранял пес. Второй рукой уже открыл засов на двери, шагнул в вольер.
Пес растерянно метнулся между брякнувшей лопатой и вошедшим Гурьяновым. Выбрал Гурьянова, присел для прыжка, но в ту самую долю секунды, когда тело собаки должно было взмыть в воздух, Гурьянов издал тихий, странный для нашего слуха звук – нечто вроде томного воя. Пес разом осел к земле, Гурьянов подошел к нему, дал обнюхать себя.
– Все? – спросил он, когда пес равнодушно отошел в сторону. – Будь здоров.
– Талант! – восхищенно сказал майор солдату.
Гурьянов поднял лопату и принялся копать в углу. Мягкая земля легко поддавалась лезвию. Тремя ударами Гурьянов выкопал старую, полуистлевшую куклу с целлулоидной головой.
– Дети у его хозяев были? – спросил он у солдата.
– Пацан с ним был на базаре, а больше не знаю.
– Вот и научили игрушки стеречь. – Гурьянов бросил солдату куклу. – Возьми на память.
У солдата суровая служба-а!
Как нужна ему девичья дружба-а!..
Вечером, с армейской прилежностью впечатывая подошвы сапог в гаревый песок дорожки военгородка, рота «салажат»-новобранцев шла из столовой в казарму. Вел роту младший сержант Гурьянов, молодые солдаты старались дай Бог – аж песок под ногами крошился, и запевала тоже старался, что называется, от души.
А в сотне метров от расположенного на морском берегу военгородка, на полузатопленной в море барже, прохлаждались «старички». Лежа на нагретой за день палубе, они глядели на близкий и все же такой далекий пока от их солдатской жизни противоположный курортный берег бухты. Там ярко светились корпуса санаториев, там вспыхивала неоновая реклама, суетились огоньки автомашин, с танцверанд доносилась джазовая музыка, а от пристани морвокзала отходил многопалубный, сияющий иллюминацией туристический лайнер.
Ефрейтор Фенька Бурков, дружок и земляк Мити Гурьянова, лежа на палубе баржи, крестиком зачеркнул в карманном календарике очередную клетку. Майор, удивший рыбу с борта баржи, заглянул ему через плечо, усмехнулся.
– Четыре дня служить осталось, – сказал Фенька. – Ох, дорвусь я до гражданки, ой!
В отличие от своего друга, вышагивавшего сейчас с ротой вдоль берега, был Фенька худ, как схлестанный веник, лицо круглое, мальчишеское.
– Ждете, значит? – сказал ему майор. – Думаете, у вас жизнь только тогда и начнется?
– А то нет! – сказал Фенька, глядя на противоположный курортный берег. – Вот я не я буду, но через год мы с Гурьяновым приедем сюда и я – лично! – буду иметь в виду все черноморское побережье! Вот гад буду!
– Это ж на какие шиши? – поинтересовался кто-то из ребят.
– А мы путевки взяли, на Север. Там за месяц пятьсот рублей – запросто!
– Рота-а!.. – приказал на берегу Гурьянов. – Стой, ать-два!
Рота замерла. Только легкая пыль дымилась от ботинок.
– На море – равняйсь! – Гурьянов не спеша прошелся вдоль застывших рядов. Строй перед ним стоял молодой, восемнадцатилетний, новенькие, не застиранные еще гимнастерки топорщились и пузырились из-под ремней, и ребята, старательно выпятив грудь и чуть не сворачивая шеи, держали равнение на море.
– Вятский? – спросил Гурьянов у запевалы.
– Так точно, тва-гва-сержант! – с такой громкостью грянул парень, что Гурьянов невольно отпрянул.
– Тихо ты! Ну, горло!.. Ладно, земеля, хорошо спели. А за здоровую песню – вольно, сымай портки!
Под громкоголосое солдатское «ура!» полетели на землю гимнастерки и брюки, и в теплые морские волны сигали литые солдатские тела, и прожектор, которым баловались на вышке постовые, шаря лучом по волнам, слепил глаза и высвечивал озорной ор и дурашливую – в воде – потасовку.
Выбравшись по якорной цепи на баржу и отряхнувшись от воды, Гурьянов лег на палубу рядом с Фенькой, растянулся раскованно.
– Мить, – сказал Фенька, глядя на отходивший от причала туристический лайнер. – Давай домой не поедем, а? Как приказ выйдет – сразу на Север. Чего мне к тетке ехать?
– Тебе к тетке, а мне к матери, – сказал Гурьянов, тоже глядя на красавец теплоход.
– Митя, а ты… – осторожно сказал майор. – Ты не думал на сверхсрочную остаться?
– Как это? – удивился Гурьянов, и все остальные тоже удивленно поглядели на майора.
– А так, – сказал майор. – У нас, в школе собаководства. Звание получишь, квартиру. Я ходатайство напишу.
– Да вы что! – усмехнулся Гурьянов. – Нет, мне погулять надо, домой съездить.
– А ты съезди. Съезди и назад. Ты сейчас не решай, подумай.
Низко и призывно прогудел теплоход. Фенька, Гурьянов и остальные поглядели на него. Неслышно и невесомо скользя по сиренево-вечерней воде, расцвеченный огнями и музыкой огромный туристический лайнер шел мимо них к выходу в открытое море.
Кирзовые ботинки увязали в теплом желтом песке и крошеном ракушечнике. По черноморскому пляжу шел комендантский патруль – красивый молоденький лейтенант с тонкими усиками, сержант Гурьянов и ефрейтор Бурков. На рукавах, повыше локтя, красные повязки. А вокруг – лежбище курортников в разгар бархатного сезона, блондинки, брюнетки, визг транзисторов, шлепки по волейбольному мячу.
Лейтенант, приглядываясь в основном к женскому контингенту, увидел все же на песке и чью-то военную форму, подошел к загоравшему хозяину.
– Комендантский патруль. Вашу увольнительную.
Компания девушек то ли случайно, то ли заигрывая с лейтенантом, угодила в них цветным мячом, и Гурьянов уже хотел носком ботинка послать им мяч обратно, но тут увидел: в стороне, под брезентовым тентом, рядом с пляжной палаткой стоят голубой «жигуленок», две красные «Явы» и два мотороллера. И здесь же, возле палатки, та самая девушка, которая мчалась тогда на мотороллере по шоссе. Сейчас она устало гонялась за молодым пятнисто-серым догом. Дог, по-щенячьи играя, таскал в зубах ее босоножку, дразнил, подпускал девушку совсем близко, припадая мордой к земле и выжидая, когда она подойдет ближе, а затем легко, одним прыжком отскакивал в сторону и мчался по кругу, кося хитрыми желтыми глазами. Он был поджар и породист, этот годовалый дог, но была в его прыжках и беге какая-то кургузость – задние лапы он ставил чуть шире передних и не разгибал до конца.
– Отдай! – звала его девушка. – Атлас, ну отдай!
В легком купальнике, с персиковым загаром, распущенными волосами и чуть влажными губами она была так красива, что даже лейтенант застыл на месте. Звали девушку Люсей, но Гурьянов узнает ее имя несколько позже.
С моря, на ходу обтираясь полотенцами, шли к этой палатке парни и девушки Люсиной компании.
Наконец Люся поймала дога за ошейник – или дог позволил себя поймать – и стала отнимать босоножку, но дог не выпускал, выворачивал морду.
– Отдай! Я кому сказала!
Гурьянов подошел, наклонился к собаке, одной рукой взял босоножку совсем рядом с зубами дога, а другой рукой отвернул догу ухо и несильно дунул в него. Челюсть у собаки тут же разжалась, Гурьянов протянул босоножку хозяйке, сказал хмуро:
– У вас дома паркет?
– Что? – изумилась она такому вопросу.
– Я говорю, паркет у вас дома. Ноги кобелю паркетом испортили.
– Правда? Это из-за паркета?
– От паркета, барышня, это у нас любой знает, – некстати втерся лейтенант. – А вы местная?
Она смерила его взглядом от усиков до ботинок.
– Нет, барин, московская. Сорок градусов. – И поглядела на Гурьянова. – А вылечить можно?
– Можно, только бегать с ним надо помногу… – начал было он, но лейтенант опять вмешался:
– Вы к нам приходите, в военгородок. И побегаем, и вылечим. – И с нахальной улыбочкой заглянул ей в глаза, тронул свой усик. – Вас как зовут?
Люся психанула – по глазам было видно. Но сдержалась, сказала спокойно:
– Может, вам пойти водички попить, а? Холодной.
Полуденное солнце било сквозь рыжеющую резную зелень осенних каштанов. По солнечно-тенистому шоссе весело, метровыми скачками мчался молодой пятнисто-серый дог. Он принял игру, он догонял «Яву». Вела «Яву» Люся, а Гурьянов сидел сзади, держал ее в обхват за плечи.
– Атлас! – звала она ликующую от радости бега собаку. – Атлас! Он устал уже, Митя.
– Ничего, ничего, – вполоборота отвечал Гурьянов. – Так каждый день надо, километров по десять.
– Он так ноги протянет!
– Не протянет. Вытянет.
Ветер парусиново бил в лица, и весь этот день запомнился как один радостный и непрерывный мотив. Мимо летели санатории, пляжи, платаны, а сзади, за ними – сквозь пятнисто-солнечную плоть морского воздуха, асфальта, зелени – молодой взбрыкивающий дог.
– Атлас!..
Транзисторный приемник, висевший, как фотоаппарат, у Люси через плечо, голосом «Песняров» или еще кого-то популярного пел о юности, о том, что она всесильна, что ей все по плечу и что весь мир принадлежит молодым, как спелое яблоко, которое только нужно достать с ветки…
– «Кис» или «мяу»?
– «Мяу»!
Под хохот и визг вся Люсина компания играла на пляже в поцелуи, и все по очереди целовались друг с другом – запросто, без стеснения, но Гурьянов не принимал участия в игре, хотя Люся пробовала чуть не насильно затащить его.
– Ну, пойдем!
– Не хочу, – упирался он.
– Почему? – удивлялась Люся.
– Ну, не хочу, и все.
– А хочешь, я тебя так поцелую?
– Нет.
– Не хочешь? – Похоже, ее это даже задело. – Чудак!
– Лю, пойди сюда, – позвал ее Андрей – высокий двадцативосьмилетний парень, обладатель «Жигулей» и дога, он был тут душой компании, и Люся, видимо, тоже была его девушкой.
А потом вся компания каталась на моторках и водных лыжах, а потом на открытой веранде придорожной шашлычной они уплетали шашлык. От мангала шел пряный дым, и веселый усатый грузин в белом пиджаке-халате виртуозно справлялся с непостижимым количеством мяса, шампуров, лука, и вообще здесь было вдоволь всего – солнца, молодой баранины, смеха, загорелых мужчин и женщин, громкой музыки. Но Гурьянов смотрел только на Люсю. Она стояла прямо перед ним, через стол, ела шашлык и о чем-то говорила со своим Андреем и с другими ребятами, но Гурьянов не слышал их разговора, а только глядел на нее в упор все время. Солнце было у Люси за спиной, и волосы ее радужно вспыхивали в лучах – как нимб. Он не отрывал взгляда от ее лица, и она почувствовала наконец этот взгляд и с недоумением оглянулась. Но Гурьянов все молчал, не опуская и не отводя глаз.
– Что? – спросила она.
– Я приеду к тебе, – сказал он негромко, но и не таясь.
– Куда? – не поняла она.
– В Москву.
– Ну, конечно, приезжай, – легко согласилась она. – Ты был в Москве?
– Я не сейчас, – сказал он. – Я через год приеду. К тебе.
Компания смолкла. Кто-то переглянулся. Люся глядела на Гурьянова удивленно, но и всерьез. Андрей улыбнулся не без иронии, спросил, чтоб разрядить ситуацию:
– А почему через год?
– А я сейчас не могу, – спокойно сказал ему Гурьянов. – Я сейчас тебя беднее. – И опять обратился к Люсе: – Мне завтра домой ехать, демобилизуют нас, придешь на вокзал?
– Что ж ты молчал? Завтра демобилизация?
– Да. Ты придешь?
– Конечно, придет, – великодушно сказал Андрей. – Мы все придем, точно?
Но Гурьянов не слушал его. Люся смотрела ему в глаза, и он видел этот взгляд – глубокий, серьезный и чуть удивленный.
– Ты придешь? – сказал он нетерпеливо.
Она утвердительно смежила ресницы.
Пронзительный свист заставил насторожиться двух трехмесячных щенков, игравших у ограды полигона. Щенки перестали терзать какую-то тряпку, повернулись, а когда свист повторился – радостно, со всех ног кинулись на этот веселый гурьяновский зов. Следом за ними с разных концов полигона школы служебного собаководства вымахнула еще целая свора шести– и семимесячных овчарок. Уже не щенки, но еще и не взрослые псы, они всем скопом помчались к Гурьянову, а он присел, ожидая их, распахнув руки. Собаки сшибли его, покатились с ним по траве, визжа от восторга и игровой злости, рычат, взлаивают, а Гурьянов, дразня их, сам рычит, зажимает им пасти, катится, вскакивает и бежит по траве, валит собак наземь и падает вместе с ними, и щенки уже отбегают передохнуть – высунув языки, дыша тяжело, устало, а потом, вскрутнув головой, снова мчатся к Гурьянову.
Над всей этой свалкой стоит майор, улыбается. Гурьянов увидел его, остановил игру со щенками. Майор смотрел вопросительно, ждал.
– Нет, Егор Матвеевич, – сказал Гурьянов, отряхиваясь. – Я домой поеду, оттуда – на Север. – И будто извинился: – Я же настоящей жизни не видел еще, тут только. Дома-то у меня один лес был за окнами.
– Жалко, – сказал майор. – Ну, ни пуха тебе!
Дождь мочил Гурьянову лицо, шею, но он терпеливо тянул голову, высматривая Люсю в глубине перрона. На железнодорожном вокзале шла отправка демобилизованных солдат. Пряча инструменты от дождя, под брезентовым тентом играл духовой оркестр. От вагона к вагону двигался пожилой радиорепортер, задавал солдатам уйму вопросов: куда, мол, едут? На какую стройку? Как собираются жить?
– Как в сказке! – то ли отшутился, то ли всерьез сказал Гурьянов, по-прежнему высматривая Люсю над головами солдат. Но Люси не было. А радиорепортер перешел к Феньке Буркову, выяснил, что и у него путевка на северную стройку, и стал бодро наговаривать в микрофон:
– Да, буквально через минуту тронется поезд, и тысячи солдат устремятся к новой самостоятельной жизни. Им открыты все пути, вся страна ждет их сильные руки…
Клацнули буферные сцепления, судорога толчка прошла по вагонам, Фенька дернул Гурьянова за рукав.
– Ну нету – и черт с ней! Пошли, отправка.
А рядом радиорепортер продолжал без остановки:
– …и ничего, что идет дождь, я вижу улыбки на их молодых лицах. Новая жизнь ждет их за светофором, и вот он уже зажегся – зеленый светофор в самостоятельную жизнь. Всего вам доброго, парни! Радиостанция «Юность» желает вам самого счастливого пути! – И свернул шнур микрофона.
Трогается состав, набирает скорость. Гурьянов еще торчит в окне вагона, ждет и смотрит в конец перрона, но Люси нет и – эх, ладно! Ведь вон, за светофором, – новая жизнь, и радио в вагоне поет все ту же песню «Песняров», и ветер задувает в распахнутые наконец вороты гимнастерок.
Часть 2
Заповедник
Навстречу самоходной барже плыли заливные вятские луга, а за ними видели Гурьянов и Фенька Бурков порыжевшие осенние леса, распаханный под зябь суглинок, высокие скирды, уложенные туго, хозяйски, так, что никакой ветер не страшен. По противоположному высокому левому берегу шел участок лесоповала, и громадные корабельные сосны знаменитого Лихоборского сосновника были прорежены просеками, и по воде далеко – и вверх и вниз от дебаркадера с выгоревшей вывеской «ЛИХОБОРЫ» – тянулись связанные в плоты бревна. А по пологому правому берегу пылило колхозное стадо, и где-то поодаль ворчал трактор.
И все это тихое дыхание усталой земли, от души поработавшей за лето, и покойное течение Вятки-реки, и даже пацан, кативший на велосипеде по улице очередной прибрежной деревушки, – он ехал, продев ногу в велосипедную раму, – все было добрым и родным до ломоты в зубах.
– Богато живете? – Рулевой поглядел на Гурьянова.
– Живем… Правей возьми, вон заповедник, видишь?
– Только ты недолго дома-то, – сказал Гурьянову Фенька, глядя на приближающийся берег.
– Нет, я быстро. – Гурьянов широким броском кинул на берег свой вещмешок и затем: – Эх-ма! – Ловкое тело мелькнуло в воздухе и удачно коснулось ногами земли.
Рядом была тропа, убегающая в лес, и седой деревянный столбик со щитом:
ЗАПОВЕДНИК БАТИНСКОГО ЛЕСХОЗА.
ОХОТА ЗАПРЕЩЕНА.
– В неделю обернешься? – спросил с баржи Фенька.
– Ага, – сказал Гурьянов, поднимая вещмешок. – Без меня не езжай, понял?
Баржа зашумела двигателем, отошла.
Тропа вывела к небольшому озеру. На противоположном высоком берегу стояли два дома, и один из них был гурьяновский. От воды к тем домам вела крутая деревянная лестница.
Гурьянов на лодке подгреб прямо к ней, торопливо привязал веревку к ступеньке и, стуча сапогами, взбежал наверх. Перевел дыхание, оправил гимнастерку и все же не удержался – бегом кинулся к родной калитке.
Калитка оказалась запертой. Гурьянов свободно перекинул руку поверх нее, открыл щеколду, пробежал к крыльцу. Но вместо радостной встречи с отцом и матерью ждал его замок на двери. Он пошарил за наличником, но ключа нет и там, и Гурьянов совсем растерялся.
Дворик их был пуст, чисто подметена земля, нетронутая следами домашней скотины, дверцы хлева закрыты перекладиной.
У Гурьянова совсем опустилось сердце.
Но тут из хлева послышался душный вздох, Митя рванулся туда, скинул перекладину, распахнул дверь.
– Манька!
Старая корова дремлет в углу, и, видно, сны ей снились печальные – оттого вздыхала. Отгороженные от коровы, стоят в хлеву корзины с огурцами, бочки солений, старые зимние санки.
Гурьянов горестно сел рядом с коровой.
– Где ж наши-то, Манька? Да подожди…
Манька узнала его и теперь тычется мордой в грудь, трется рогом о погон. А Гурьянов помял ее вымя, убедился, что доена она, и, успокоившись, взял из корзины огурец, надкусил.
В открытую дверь хлева увидел соседский двор и старика Недайбога – тот вынес из дома мокрое бельишко, принялся развешивать его на заборе. Гурьянов подошел к нему. Манька, как растроганный теленок, подалась следом.
– Митя-ай!.. Приехал! – тонким бабьим голосом протянул старик и, не распрямляя старческой сутулости и развешивая свои портки, продолжил: – Мать-то твоя базаровать уехала, а я не дай бог, чтоб ей не докучать, сам себе постирал. Зачем ей, не дай бог, мое-то стирать? А она не дает…
– А сеструха где ж, Анька? – перебил его Гурьянов.
– Чего? – недослышал старик.
– Я говорю, Анька где, сестра? – почти в ухо крикнул ему Гурьянов.
– Отец-то? – спросил старик. – В лесе, не дай бог, где ж ему еще быть-то? Бобров кормит. Он теперь и за меня лесник, и за себя, чай, егерь.
– Тьфу ты! – огорчился Гурьянов и крикнул старику что есть мочи: – Я тя про сестру спрашиваю, про сестру!
– Маньку я подоил, я… – согласился старик. – А про сестру-то слыхал свою, не дай бог? В город ее увезли, замуж вышла. На Маковее жених приезжал, тогда и проводили. Ничо жених, токо Анька ваша повыше его, а он ростом пониже, пониже.
– А поесть нечего? – снова крикнул Гурьянов. – Поесть?
– А кто его знает, в какой город. Мать, поди, знает. А ты бы это… ты бы мать встрел на тракте, молодой, чай, здоровый.
– Ладно, – вздохнул Митя. – Встречу.
И уже собрался отойти от старика, но за спиной Манька стояла, наткнулся на нее. А старик сказал все тем же бабьим голосом:
– Дак куда ж собрался? Поешь сначала.
На тракте у бензоколонок заправочной станции толпились дюжие грузовики и элегантные легковушки.
Гурьянов сидел в стеклянном павильоне, именуемом ресторан «Дорожный», – здесь, помимо борщей, гуляшей и компота, торгуют пивом и спиртным. Посетителей много, но шофера и проезжий люд подолгу не засиживаются.
Отхлебывая пиво из кружки, Гурьянов сквозь стеклянную стенку павильона поглядывал на шоссе. Там, рядом с заправочной, стоял бетонный столбик с козырьком – остановка автобуса.
По шоссе, натруженно гудя, проносились многотонные «МАЗы», «ЯЗы» и «КРАЗы», бесшумные «волги» и «москвичи». Изредка какая-нибудь машина причаливала к заправочной, а большинство утекало мимо, унося с собой в разные концы тракта неизвестную жизнь и неизвестные цели.
За соседним с Гурьяновым столиком пятеро водителей доедали по второй порции гуляша, и молодой парень, продолжая какой-то спор, настойчиво доказывал:
– Нет, подожди. Мы им технику даем? Даем. Продукты даем? Даем. Людей своих, специалистов – тоже посылаем. А они нам что? Сок манго. Добрые мы, вот что я те скажу. Ух ты! – Он всем корпусом повернулся к стеклянному проему павильона, за которым остановилась бежевая «Волга».
Из «Волги» вышло роскошное существо женского пола примерно двадцати лет от роду. Грациозной походкой это неземное существо направляется в ресторан и чуть придерживает шаг у двери, чтобы поджарый и элегантный, лет 26 спутник – хозяин «Волги» – успел открыть ей дверь. И едва существо перешагнуло порог ресторана, как здесь стало совершенно тихо и все взгляды сошлись на девушке, как прожекторы на иноземном самолете. Даже есть перестали.
И не то чтобы из всех сидящих в зале глаза этого существа особо выделили Гурьянова, но все же на какую-то почти неуловимую долю секунды взгляды их встретились… или – или это просто ему показалось.
Тут внимание Гурьянова отвлек причаливший к остановке рейсовый автобус. Из автобуса вышли пассажиры, потом появился мешок, торшер и уже следом – Митина мать. Невысокая, в старом жакете и допотопном платье, она взвалила мешок на спину, другой рукой подхватила новенький торшер и не спеша двинулась к проселочной дороге, что рукавом отходила от шоссе.
Гурьянов вышел из ресторана, стоит, ожидая мать, но она проходит мимо, думая о чем-то своем.
– Мама! – говорит он ей в спину, говорит негромко, и она останавливается, боясь повернуться.
Так стоят они с секунду, если не больше, когда Гурьянов произносит снова:
– Мама…
Она повернулась и тяжело опустила мешок.
– Митя! – И задохнулась.
Дверь ресторана открылась, и неземное двадцатилетнее существо женского пола грациозной походкой шествует мимо них, мимо припавшей к Митиной гимнастерке матери.
– Ну, будет вам, мама… – почему-то смущаясь перед незнакомой ему девицей за эту картину и за немодный мамин наряд, говорит матери Гурьянов и полунасильно отнимает ее от своего плеча. Помимо его воли взгляд его провожает это неземное существо – девица села в кабину «Волги», машина плавно отчалила от обочины и умчалась вдаль по шоссе.
Мать готовила баню, бросая на сына веселые и изучающие взгляды. Суетится, даже лавку зачем-то поскребла и принесла свежее белье и простыню махровую, арабскую, новенькую. А из подпола вынесла и поставила тут же, в предбанничке, грибочки маринованные, маслята, огурцы солененькие, свежий городской хлеб и иностранную бутылку «Клаб-99». Сама же и налила сыну в рюмашку.
– Вам тоже, мама, – сказал Гурьянов.
– А как же! Только я водочки, а тебе вот! – Она даже с некоторым хвастовством кивнула на иностранную бутылку. – Я как в магазине-то увидела, сразу решила – это к Митиному приезду. Загадала даже – ты приедешь, а я тебе баньку натоплю и сама рюмку поднесу – с приездом. И все сошлось! Да. А отцу ведь наказывала дома сидеть – так нет. Теперь только затемно будет… А ты на отца стал похож, Господи!.. – Она зачем-то опять настраивается заплакать, но Митя спросил:
– Анька-то пишет что?
– Одно письмо уже есть, ага, – как-то просветленно подхватывает мать. – Устроилась она там. Продавщицей. К себе зовут, в гости, но я так раскинула – зачем мешать молодым? У меня теперь про тебя забота. Старик Недайбог все допытывал – когда сменщик приедет. Ему в лесхозе пенсию назначили, семьдесят рублей положили, а оформить нельзя – лесник, заменять кем-то надо. – Она готовит баньку, а сама говорит быстро, на какой-то напряженной струне. – Мы тут неплохо живем, ты не думай. А скоро совсем шумно будет – в лесхозе новый директор, звероферму удумал у нас построить – на воде ондатру разводить, а на бережку норку. И в доме-то у нас все есть, отец хотел и теленка взять, а я говорю: как Митя приедет – телевизор купим…
Митя усмехнулся:
– А торшер-то зачем купила?
– А тоже тебе. Я тебе комнату как в городе сделаю. Или уедешь? – Она и вопрос бросила быстро, будто вскользь, но сама вся напряглась, ожидая ответа.
– Не знаю. Путевка у меня. На стройку. У нас половина роты путевки взяли. – Он словно извинялся.
– Значит, уедешь… – Мать вся опустилась – руки, плечи. – А то бы остался, а? Женишься – ведь целый дом твой. И лес – ты же лес любил. Зачем тебе ехать? С отцом бы вдвоем как хорошо. Захотел в городе погулять – он тебя завсегда подменит. А старик Недайбог какой уж лесник? Он уже леса не слышит. Может, подумаешь, Митя?
– Я же сказал – не знаю! – нервно ответил Митя, чувствуя ее правоту и оттого еще больше злясь. – Вечно вы!..
– Ну ладно, ладно, – сразу отступила мать. – Я ж так только, к слову. Давай мы это… За приезд твой…
Низкий туман укрывал озеро. Осеннее солнце млело за ним, медленно разогреваясь.
– Майор меня на сверхсрочную просил остаться, ага, звание обещал, нет – правда…
Они завтракали втроем – отец, Митя и мать. Митя сидел у окна, рассказывал, мать ловила каждое его слово, а отец чуть посмеивался болтливости сына, но слушал. На стене висела старая свадебная фотография отца с матерью, и между тем, молодым отцом, и Митей действительно было какое-то сходство.
– А узбеки во второй батарее – ну, обхохочешься! – продолжал Митя, поглаживая ластившуюся к нему старую, с тяжелым брюхом гончую. – Во-первых, свинину в рот не брали полгода, ага…
Хлопнула дверь в сенях, вошел старик Недайбог. Он одет по-дорожному, в картузе, при полевой сумке давнего образца.
– Ну так чего? – говорит он с порога своим тонким бабьим голосом. – Не дай бог, оформляться поехали? Митяй-то собравшись?
Отец перестал есть и выжидательно поглядел на сына.
– Двери-то за собой закрой, – говорит Недайбогу мать, чтоб разрядить паузу.
– Спасибо, поемши я, – отвечает старик и усаживается за стол, придвигает к себе кринку с молоком. – Разве что молочка парного. Я ить, не дай бог, с рассвета вас дожидаюсь, даже в лес прогулялся. Хороший у меня лес, здоровый, и отдавать-то жалко, ей-богу! Ежели б не Митяю – не знаю, как бы и отдал. Нет, в самом деле. Тридцать лет, считай, чей лес был? Старика Недайбога. А теперь весь ваш будет, гурьяновский, – и зверь, и дерево. Не, Митяй, ты не думай, я те помогать буду…