Экологическая беседа природа не прощает ошибок

Берегите
эти земли, эти воды,

Даже малую
былиночку любя.

Берегите
всех зверей внутри природы,

Убивайте
лишь зверей внутри себя!

Е.
Евтушенко

Классный час посвящен
законам экологии. Никакой предварительной подготовки сценарий не требует: в нем
использован простой сценарный ход: учитель организовывает и направляет
общение детей, расставляя необходимые нравственные акценты.

Цели: расширить
представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию
патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную
нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к
бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в
природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление:
написать на доске:

• эпиграф;

• четыре закона экологии.

1. Все связано со всем.

2. Все должно куда-то
деваться.

3. Ничто не дается даром.

4. Природа знает лучше.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Проблемная ситуация
«Нужны ли комары?».

III. Интерактивная беседа.

IV. Информационный блок
«Законы экологии».

V. Виртуальный экологический
рейд «Какие законы нарушены?».

VI. Работа в группах
«Обращение от имени природы».

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов
(рефлексия).

Ход
классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Тема
нашего классного часа — «Природа не прощает ошибок».

Ни для кого не секрет, что
наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает
угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек
уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется
платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос
природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле
и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.

II. Проблемная ситуация
«Нужны ли комары?»

Классный руководитель. Один
знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал
ему старый эвен — житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в
тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту
«нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом,
не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его
толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен… комарами.

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Какой
же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные
ответы детей:

— Если уничтожить комаров,
то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать
люди.

— В природе все находится в
равновесии, все связано.

— Природа очень разумна. Она
сама регулирует количество всех живых организмов.

Классный руководитель. Да, в
природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

— А можете ли вы привести
свои примеры такой взаимосвязи? Примерные ответы детей:

— Аральское море, которое
обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены
миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И
китайцы стали покупать воробьев в других странах.

— В Норвегии уничтожили
хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от
эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали
больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии.

IV. Информационный блок
«Законы экологии»

Классный руководитель. Как
видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между
тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона
экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы
записали на доске. (Читает.)

Первый закон: «Все связано
со всем». Действие этого закона мы уже видели на ваших примерах.

Второй закон гласит: «Все
должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор,
который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом
отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не
дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими
путями. Уничтожили воробьев — вредители съели весь урожай, отстреляли хищных
птиц — исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа
знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход
естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического
вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а
человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и
материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и
загрязняют ее.

Экологическая культура
заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

V. Виртуальный экологический
рейд «Какие законы нарушены?»

Классный руководитель.
Сейчас мы проведем рейд по улицам нашего города и увидим, соблюдают ли его
жители экологические законы. А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку
сточные воды, загрязненные ядовитыми веществами. Чем это грозит водоему и
жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать
в этой ситуации?

Примерные
ответы детей:

— Эти вещества обязательно
осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут
в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу
съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в ее организм. Последняя же
может попасться на крючок человеку, и тогда человек получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй
экологические законы.

— Нужно подвергнуть
промышленные отходы очистке.

Классный руководитель. Идем
дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву,
чтобы не вывозить ее за город. Чем это грозит нам и какой экологический закон
дворники нарушают?

Примерные
ответы детей:

— Листва городских деревьев
накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Ее
обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго
закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так:
листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья категорически
запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Классный руководитель. В
цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке
написано, что это удобрение произведено из обыкновенного бытового мусора, а
произвел его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учеными.
Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический
материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т. д., превращая все это в
чрезвычайно ценное органическое удобрение — биогумус. А вот полиэтилен, металл
и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно
прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще он неприхотлив
и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 °С. Живет этот труженик
целых 16 лет.

Как вы думаете, люди,
которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные
ответы детей:

— Это, наоборот, строгое
соблюдение законов экологии.

— Тут соблюдается второй
закон: «Все должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсичные отходы,
а дает пищу червяку и становится ценным удобрением.

— А еще и четвертый закон
соблюдается: «Природа знает лучше». Червяк — существо природное, он и знает,
как лучше переработать отходы.

Классный руководитель. Мы
выехали за город, в дачный поселок. Когда-то тут было болото, весело квакали
лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и
начали его осушать. К каким последствиям для речки и леса это может привести?
Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

— Ни в коем случае нельзя
этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадет!

— Нарушается четвертый закон
природы: «Природа знает лучше». Раз тут, в этом месте природа создала болото,
так тут ему и быть.

— Для экологического
равновесия в этом месте очень нужны и болото, и лягушки, и комары, иначе будет
засуха.

Классный руководитель. Ну
что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков
экологической культуры.

VI. Работа в группах
«Обращение от имени природы»

Классный руководитель.
Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов
и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

— А если бы природа могла
говорить, что бы она сказала своим детям?

Давайте напишем
письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать
обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет
военным.

Третья группа подготовит
обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к
фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам
и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо
ученикам нашей школы.

(Звучит музыка, в течение 5
минут дети пишут обращения.)

Пришло время прочитать
обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

(К доске выходят
представители групп, читают обращения.)

Спасибо, надеюсь, что ваши
слова будут услышаны.

VII. Заключительное слово

Классный руководитель.
Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов — важнейший
признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология
души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения
Евтушенко. (Читает.)

— О чем говорит здесь поэт?

Примерные
ответы детей:

— Нужно беречь природу.

— Нельзя убивать зверей.

— Нужно любить самую
маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт
призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные
ответы детей:

— Это жадность, зависть,
глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость,
гордыня и т. п.

— Это все плохое, черное,
дикое, что есть в человеке.

— Это то, что мешает
человеку полюбить другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне
кажется, вы все правы. Звери внутри нас — это плохие качества характера,
которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно
истреблять этих зверей в своем сердце. Тогда и наши экологические знания и
умения пойдут на пользу природе.

VIII. Подведение итогов
(рефлексия)

Классный руководитель. Что
вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя
экологически культурными людьми?

Примерные
ответы детей:

— Запомнился рассказ о
червяке, который делает биогумус.

— Запомнился рассказ об
эвене, который разрезал рыбу и показал там комаров.

— Я еще недостаточно
культурный, много зверей внутри меня.

— До культуры еще далеко, но
понятно, что делать.

— Знать законы и соблюдать
их легко, самое трудное — быть добрым.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДНИЕ

«Меркуловская
средняя общеобразовательная школа»

«Природа не прощает ошибок»
 экологическая беседа

http://psl.in.ua/wp-content/uploads/2015/10/3-_1.jpg

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Таловская средняя школа Камышинского муниципального района

Волгоградской области

Классный час по теме:

«Природа не прощает ошибок»

Выполнила: Прусакова Е.А.

учитель русского языка и литературы

Таловка

Классный час по теме:

«Природа не прощает ошибок»

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

В. Берестов

Цель: расширить представление детей об экологических законах;

Задачи:

— формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

— побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, пропаганде экологических идей;

— вовлечение подрастающего поколения в природоохраняемую деятельность.

Форма проведения:

— классный час,

— проблемная беседа,

— письма обращения

Форма организации деятельности обучающихся:

— беседа,

— работа в группах.

Оборудование:  плакаты и рисунки на экологическую тематику.

Написать на доске эпиграф и 4 закона экологии

  • Все связано со всем.

  • Все должно куда – то деваться.

  • Ничто не дается даром.

  • Природа знает лучше.

Форма проведения: 

План классного часа:

  1. Вступительное слово. Определение темы.

  2. Что мы называем природой, экологией?

  3.  «Законы экологии».

  4. Виртуальные экологические проблемы, «Какие законы нарушены?».

  5. Как мы загрязняем природу.

  6. Выступление детей с защитой своих природоохранных знаков.

  7. Заключительное слово «Убивай зверей».

  8. Подведение итогов.

Ход классного часа

Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг другу, ведь хорошее настроение – залог успеха в любом деле!

Определение темы занятия.

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами об одной из важных тем, о природе – нашем богатстве: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг», а тема звучит «Природа не прощает ошибок».

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.

Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

Учитель: Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говорил ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

Интерактивная беседа

Учитель: Как вы думаете, какой урок дал Эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

  • Если не будет комаров, то рыбы не будут питаться насекомыми, а только травой. А людям и животным нужна рыба для пищи.

  • В природе все связано, есть цепи питания.

  • Природа сама знает, кто кого ест и сколько на Земле живых организмов.

Учитель: Да, взаимосвязь есть, и это изучает наука экология.

А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Таблица взаимоотношений между организмами, а на самом деле пирамида, выглядит следующим образом:​​​​​​​Экологическая пирамида формируется за счет последовательности уровней питания. Представлять взаимоотношения в виде пирамиды удобно тем, что она наглядно демонстрирует, что чем выше уровень, тем меньшее там количество особей.

Данная пирамида показала нам, что все взаимосвязано в этом мире.

Информационный блок «Законы экологии»

Учитель: Как видим природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Баррри Коммонер. Эти законы мы написали на доске. (Читает)

Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закон мы уже увидели на ваших примерах.

Второй закон гласит: «Все должно куда – то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев – вредители съели вес урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну, а человек создал и продолжает создавать громадное количество химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

Виртуальный экологический рейд: «Какие законы нарушены?»

 Учитель: Сейчас если мы проведем рейд по улицам нашего села и увидим, соблюдают ли его жители экологические законы. Если мы с вами сейчас вспомним наш пруд за селом, в каком он состоянии? Чем это грозит водоему и нашим жителям? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

  • все вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке, которые идут от кошар с животными, а если еще химикаты с полей попадут в воду, то растения и водоросли живущие там в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в ее организм. Получается целая цепочка отравления.

  • Нарушены первый и второй экологический законы

Учитель: Идем дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это наши люди сжигают листву, чтобы не вывозить ее за село. Чем это грозит нам, и какой экологический закон они нарушают?

Примерные ответы детей:

  • Листва деревьев накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Ее обязательно нужно уничтожать.

  • Типичное нарушение второго закона: люди думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая отравляют воздух, вызывая болезни людей.

  • Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за территорию города, села.

Учитель: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено, из обыкновенного бытового мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учеными. Интересная информация, читаем дальше! Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая все это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живет этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

  • Это наоборот, строгое соблюдение законов экологии.

  • Тут соблюдается второй закон «Все должно куда – то деваться». Мусор не превращается в токсичные отходы, а дают пищу червяку и становится ценным удобрением

  • А еще и четвертый закон соблюдается: «Природа знает лучше». Червяк – существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Работа в группах «Обращение от имени природы»

Учитель:  Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

— А если бы природа могла говорить, чтобы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение бизнесменам, владельцам заводов, фабрик.

Вторая группа напишет взрослым людям.

Третья группа подготовит обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

(В течение 5 минут учащиеся пишут письма, а затем читают их у доски).

Заключительное слово

Учитель:  Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. (Читают)

О чем говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

  • Нужно беречь природу.

  • Нельзя убивать зверей, уничтожать растения

  • Нужно любить нашу природу,

  • А иначе останемся одни!

Учитель:  Как вы считаете, какие качества человека мешают быть добрым и жить по всем правилам.

Примерные ответы детей:

  • Это жадность, зависть, глупость, хитрость, и т.п.

  • Это все плохое, черное, что есть в человеке.

Учитель: Мне кажется, вы все правы. Есть люди звери – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно направлять таких людей в правильное направление, а если они не согласны , то убрать из своего сердца.

Подведение итогов (рефлексия).

Учитель:  Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли мы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

  • Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

  • Запомнился рассказ об Эвине, который разрезал рыбу, и показал там комаров.

  • Знать законы легко, самое трудное – соблюдать их и быть добрым.

Ожидаемые результаты:

  • Предметные — уметь самостоятельно работать в поисках информации, формировать представления о биологических процессах, явлениях, закономерностях.

  • Метапредметные — уметь определять цели деятельности, составлять план. выделять необходимое из разных источников и включать в свою работу делая выводы и доказательства.

  • Личностные — осваивать правила, выводы, доказательства, принимать правила образа жизни.

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление

Эпиграфы:

«Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят» (А.П.Чехов).

«Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету». (Антуан де Сент-Экзюпери)

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко)

Четыре закона экологии:

  1. Всё связано со всем.
  2. Всё должно куда-то деваться.
  3. Ничто не даётся даром.
  4. Природа знает лучше.

План мероприятия.

  1. Вступительное слово.
  2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».
  3. Интерактивная беседа.
  4. Информационный блок «Законы экологии».
  5. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».
  6. Работа в группах «Обращение от имени природы».
  7. Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».
  8. Подведение итогов.

Ход урока

1. Вступительное слово

Учитель: Добрый день, ребята.

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» — чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес — единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой — вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звёзд мы пока ещё не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, — загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

— Это чудо — Природа. Человек — её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу — сохранить жизнь.

Презентация

Мы живем в степи. Нас окружают безбрежные просторы. Посмотрите, как прекрасна наша степь! (Слайды 2-6)

Читали ли вы сказку «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери? Его герой жил на маленькой планете. А чем он там еще занимался? (Слайд 7-8))

Приводил свою планету в порядок. Он так и говорил: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

Как вы думаете, необходим этот призыв нам, для нашей планеты?

(Экологические проблемы)

Итак, это первая истина, открытая нам Маленьким принцем.

А как решал экологические проблемы на своей планете маленький принц, с чем он боролся на ней? (Боролся с баобабами)

Назовите лексическое значение слова баобаб.

БАОБАБ, Тропическое дерево с очень толстым стволом.

Чем так грозили его планете баобабы? (Слайд 9)

Если планета маленькая, а баобабов очень много, они разорвут ее на клочки.

2. Погружение в проблему

Ребята, как вы думаете, только ли о баобабах говорит нам здесь писатель. Закройте глаза. Представьте, что вы — это маленькая планета. И на ней появились баобабы, которые хотят заполонить вашу планету, ваш мир, ваши чувства, мысли. С какими из них вы бы стали бороться?

Вывод: Баобабы — символ зла, всего плохого и дурного, что мешает жить человеку. Экзюпери говорит нам, что если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это можно потом дорого заплатить. Чтобы нести в себе свет и добро, душа обязана трудиться. Как? (Экология души.

— Как вы понимаете это высказывание?

3. Актуальность темы

Статья 42-я Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду…».

Статья 58-я Конституции Российской Федерации: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Сегодня писатели, экономисты, ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении, поэтому необходимо обсуждать проблемы экологии и находить пути их решения.

Примерные ответы учащихся:

— Нужно бережно относиться к природе, к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте.

Учитель: Действительно, мир вокруг нас, Земля — это наш дом. А занимается его изучением наука экология.

4. Словарная работа

Экология — греч. oikos — дом, местообитание, убежище, жилище; logos — наука.

Экология — наука о защите дома-природы.

Эколог — человек, который занимается экологией, защищает природу. Вы, ребята, тоже являетесь юными экологами, так как вам не безразлична судьба природы.

5. Тема урока чистоты- «Природа не прощает ошибок»

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше — окружающей природы.

Всё больше — окружающей среды.

Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды — дни, а без воздуха — минуты.

За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2-3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение — в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение — в экологической культуре.

6. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

Учитель: Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен — житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

7. Интерактивная беседа

Учитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе всё находится в равновесии, всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Учитель: Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

8. Инсценировка

(Участвуют А.Джалаева, Б.Манджиева, и А.Бамбышева)

Степь: Здравствуйте, ребята! Ох, как я устала!

Девочки: А от чего ты устала?

Степь: Видите, как я выгорела летом. Беспощадное лето сожгло всю траву.

Девочки: Ой, а что это за черные пятна?

Степь: Это следы пожаров. Кто-то бросает в степи стеклянные бутылки. Через стекло, как через лупу, солнечные лучи зажигают траву. Так случаются пожары в степи. Выгорают большие площади. Долго потом пожарные спасали пастбища.

Девочки: А что это у тебя?

Посмотрите, сколько мусора выбрасывают люди на улицы поселка и в степи. Тяжело дышать через мусор, который лежит на свалках.

9. Информационный блок «Законы экологии»

Учитель: Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв — вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц — исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

10. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

(Слайды № 10-16)

Учитель: Сейчас мы проведём рейд по улицам наших городов и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации? (Просмотр слайдов).

Примерные ответы детей:

— Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй экологические законы.

— Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

11. Просмотр видеоролика «Экологическая корова»

Учитель: Какие выводы вы можете сделать после просмотра этого фильма?

— А вы не обращали внимание на то, где часто пасутся наши коровы?

— У дороги. И у дороги поедают траву, на которой оседают выхлопные газы от проезжающих машин. Конечно, можно задуматься, какое молоко потом даст корова.

— Нарушены первый и второй экологические законы.

Учитель: Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

— Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Учитель: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение — биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

— Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

— Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

— А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Учитель: Мы выехали в Юстинский район и в окрестностях поселков Полынный и Смушковое мы застряли в барханах. Что такое? Пустыня? Да! И создал ее сам человек, потому что бездумно обращался с землей, выпасая на одном месте много скота. Желая провести воду, вырыли русло канала, Вода пришла, а дальше канал не прорыли. Слишком дорого! Теперь Степь перерезана бесполезными широкими каналами. Через эти каналы не могут пробежать быстрые сайгаки, особенно сайгачата. К каким последствиям для степи это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

— Ни в коем случае нельзя этого делать! Наши земли могут превратиться в безжизненную пустыню. Сайгаки уже не водятся возле нашего поселка.

— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Наши предки знали и соблюдали этот закон, перегоняя свои стада с места на место, т.е. кочевали.

Учитель: Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

12. Литературная композиция

Земля наша плачет, тревогу бьет.

Ее загрязняет и губит народ.

Реки, озера, леса и луга

Не страдали раньше так никогда.

И воздух стал грязен, и лес оскудел,

И океана таков же удел.

Лес от пожаров все чаще страдает,

И живность в лесу от того погибает.

Вот экология — модное слово,

Раньше природа не знала такого,

Банки, бутылки в кусты не бросали,

В реку отходы и нефть не сливали.

Крысы и мыши теперь процветают,

Ценные виды, увы, исчезают,

Кто сигаретой себя отравляет,

Кто-то наркотики употребляет.

Наша планета пока что жива,

Но без защиты погибнет она!

Если хотите, чтоб мир стал зеленым,

Не вырубайте березы и клены!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

13. Чтение сочинения

ученицы 11 класса Лауреата Международного конкурса «Зеленая планета» Бамбышевой Валерии «Сказ о том, как не расцвел тюльпан»

В месяц лошади в степи начинают цвести тюльпаны. Степь словно примеряет новый красивый наряд из цветов, прикрывающий неприглядную растительность, оставшуюся с прошлогодней зимы.

Где-то глубоко под землей проснулся тюльпан, он был совсем еще юный, и ему так захотелось наверх, на волю. И вот назначенный час случилось чудо! Тюльпанчик с трудом пробился сквозь толщу земли и осторожно выпустил сначала один листок, потом другой.

Тюльпанчик выпрямился, потянулся и замер. Вокруг лежала широкая необъятная степь. Как красиво! Жаркие лучи яркого солнца сразу обогрели цветок, легкий ветерок ласково погладил его зеленые листочки и нежный бутон. Тюльпанчик расцветал раньше всех, набирался сил и наслаждался теплым, весенним солнышком.

«Ах, как хорошо! Я чувствую чистый воздух каждым своим лепестком! Скоро я вырасту, и все увидят мою красоту! Я, как и другие тюльпаны, буду украшением степи, все будут любоваться нами.»

Настал день, когда маленький тюльпанчик должен был расцвести. Его бутон раскрывался по одному лепестку, и весь мир замер в ожидании чуда: сейчас все увидят удивительно красивый тюльпан насыщенно-красного цвета. И вот когда последний лепесток готов был открыться, тюльпан подумал: «Ну, вот я и расцвел! Здравствуй, мир!» Он оглянулся вокруг и увидел всю красоту калмыцких степей. Ярко светит солнце, в чистом небе поют жаворонки, ковер из зеленой травы застилает всю степь.

«Как красиво!» — подумал тюльпанчик. Но вдруг на тюльпанчик подул слабенький ветерок, и он почувствовал, что что-то зацепилось за стебель. Тюльпанчик увидел, что его опутала налетевшая откуда-то прозрачная пленка. Он не знал, что это был целлофановый пакет, оставленный детьми во время похода. Тюльпанчик чувствовал, что ему трудно дышать, что пленка перекрыла ему доступ к кислороду.

«Почему я не могу дышать? Что случилось? Нет, я погибну без свежего воздуха!» — испуганно подумал тюльпанчик, чувствуя, что слабеет. Тюльпанчик не хотел погибать, ведь он только расцвел, увидел свет, он хотел увидеть другие тюльпаны, познакомиться с ними. Но он не мог ничего поделать…

«Прощай, солнышко! Спасибо тебе за то, что обогрело меня, когда я расцвел! Спасибо, что улыбалось мне! Прощай, голубое небо! Спасибо тебе за то, что было чистым, когда я расцвел! Прощайте, степи! Спасибо вам за то, что вырастили меня! Прощайте все!» — думал тюльпанчик.

Он уже чувствовал, что ему нечем дышать, что его стебель наклоняется к земле, а его лепестки осыпаются. И маленький тюльпанчик, первый весенний цветок, упал на землю и погиб.

После этого ушло солнце и пошел дождь, будто само небо оплакивало смерть тюльпанчика. Тяжелые капли дождя били по пакету, словно говоря: «Это ты убил тюльпанчик! Ты виноват!»

14. Беседа по прослушанной сказке

Скажите, ребята, какое впечатление произвела на вас эта сказка?

Грустная история?

А действительно ли в сказке все выдумано?

Примерные ответы детей:

— Хотя это сказка, все, что произошло с тюльпанчиком, часто бывает в степи. Мы видим, как пакеты висят на деревьях, цепляются за траву.

— А ведь полиэтиленовые пакеты разлагаются десятки лет. (Слайд № 17)

Учитель: Ребята, что мы можем сделать, чтобы не засорять окружающую среду?

Примерные ответы детей:

— Меньше покупать продукты в пакетах.

— Мы делаем из пакетов различные поделки.

Учитель: Да, я вижу, какие красивые у вас получились поделки. И нужные. Но это не решает всю проблему. Посмотрите, сейчас стали выпускать пакеты из экологически безвредного волокна. Я предлагаю разработать такое обращение к людям, в котором обратим внимание на эту проблему.

15. Работа в группах. «Обращение от имени Природы»

Учитель: Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письмо- обращение от имени природы.

Сейчас мы сформулируем и запишем наше обращение к жителям поселка, к ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

Пришло время показать наше обращение.

К доске выходят ученики и читают обращения.

Учитель: Мы напишем наше обращение на плакате и повесим его в коридоре школы. Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

16. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя»

Учитель: Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов — важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко.

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

— Что нужно беречь природу.

— Что нельзя убивать зверей.

— Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Учитель: Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

— Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

— Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

— Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Учитель: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас — это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

17. Подведение итогов (рефлексия)

Учитель: Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?

Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Приложение 1

Приложение 2

бытового мусора, а произвел его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими

учеными. Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой

органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т. д., превращая все это в

чрезвычайно ценное органическое удобрение биогумус. А вот полиэтилен, металл и

стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно

прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще он неприхотлив и

прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 °С. Живет этот труженик целых

16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или

нет?

Примерные ответы детей:

Это, наоборот, строгое соблюдение законов экологии.

Тут соблюдается второй закон: «Все должно кудато деваться». Мусор не превращается

в токсичные отходы, а дает пищу червяку и становится ценным удобрением.

А еще и четвертый закон соблюдается: «Природа знает лучше». Червяк существо

природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Мы выехали за город, в дачный поселок. Когдато тут

было болото, весело квакали лягушки, кучей клубились комары. Но дачники решили

избавиться от болот и начали его осушать. К каким последствиям для речки и леса это

может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес

пропадет!

Нарушается четвертый закон природы: «Природа знает лучше». Раз тут, в этом месте

природа создала болото, так тут ему и быть.

для экологического равновесия в этом месте очень нужны и болото, и лягушки, и

комары, иначе будет засуха.

Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это

уже один из признаков экологической культуры.

YI. Работа в группах «Обращение от имени природы»

Классный руководитель. Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не

знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в

природе.

А если бы природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

давайте напишем письмаобращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

(Звучит Музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.)

Пришло время прочитать обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

доске выходят представители групп, читают обращения.) Спасибо, надеюсь, что ваши

слова будут услышаны.

Муниципальный этап регионального конкурса «Учитель года-2014» Царева Людмила Георгиевна

Внеклассное мероприятие

«Природа не прощает ошибок»

Цели: — расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

-формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

— побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей

Оснащение урока: мультимедиа презентация, эпиграф урока, четыре закона экологии по Барри Коммонеру, листы бумаги, ручки.

Участники: учащиеся 5-6 классов.

Оформление на доске:

а) эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

б) Четыре закона экологии:

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

Барри Коммонер

План классного часа:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово.

3.Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

4.Интерактивная беседа.

5.Информационный блок «Законы экологии».

6.Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».

7.Работа в группах «Обращение от имени природы».

8.Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».

9.Подведение итогов. Рефлексия.

Ход часа общения

1.Организационный момент. Добрый день, ребята. А я надеюсь, что он будет именно добрым, благодаря нашей плодотворной работе!

2.Вступительное слово.

-Посмотрите на слайд. Демонстрация слайда №1 и попробуйте определить тему нашей встречи.

(обсуждение фотографий)

— Какая тема нашего часа общения?

Демонстрация слайда № 2 «Природа не прощает ошибок»

-Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Демонстрация слайда № 3 «Комары»

-Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвенк – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвенк, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

3. Интерактивная беседа.

-Какой же экологический урок дал старый Эвенк рыбаку?

Обучающиеся:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе всё находится в равновесии, всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

-Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

Демонстрация слайда № 4 «Экологические проблемы мира»

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

4. Информационный блок «Законы экологии».

-Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

(дети читают законы)

Первый закон: «Всё связано со всем».

-Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».

— Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром».

-Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше».

-Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

-Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

5. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».

— Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего района и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель.

Демонстрация слайда № 5 «Спирт завод»

Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Обучающиеся:

— Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй экологические законы.

— Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Идём дальше. Что-то трудно становится дышать!

Демонстрация слайда № 6 «Горящие листья»

Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Обучающиеся:

— Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Демонстрация слайда № 7 «Биогумус»

— В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Обучающиеся:

— Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

— Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

— А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

-Мы выехали в дачный посёлок.

Демонстрация слайда № 8 «Дачный посёлок»

Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но жители решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Обучающиеся:

— Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

— Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

-Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

6. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

-Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Демонстрация слайда № 9 «Обращение природы»

-Давайте напишем письма — обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к учёным.

Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

(работа в группах 2-3 минуты)

-Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

(К доске выходят представители групп и читают обращения)

-Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

-Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему часу общения.

Демонстрация слайда № 10 «Стихотворение»

-Это строки поэта Евгения Евтушенко.

(учитель читает стихотворение)

-О чём говорит здесь поэт?

Обучающиеся:

— Что нужно беречь природу.

— Что нельзя убивать зверей.

— Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

— Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Обучающиеся:

— Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

— Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

— Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Демонстрация слайда № 11

-Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу, а она так прекрасна!

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

Подведение итогов (рефлексия).

Демонстрация слайда № 12 «Рефлексия»

-Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?

-Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Обучающиеся:

— Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

— Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

— Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

— До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

— Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую пылиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

Четыре закона экологии:

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

Барри Коммонер

17

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Экодар ошибка 209 что делать
  • Экодар ошибка 102
  • Экм 2005 ошибки
  • Эклз ответила nak ошибка 48
  • Экзист ошибка сервера