- Главная
- Блог
-
Часто задаваемые вопросы про обманки
?
Какая обманка лямбда-зонда подойдет на мой автомобиль?
Обманки подбираются по экологическому стандарту автомобиля. Для авто, собранных в России узнать класс экологичности можно в СОР или ПТС. Но если машина была ввезена из-за границы, тогда советуем подбирать проставку в зависимости от того для какой страны был произведен автомобиль:
- Для внутреннего рынка США и Канады:
- ЕВРО-3 — не подходят;
- ЕВРО-4 — до 2003 г.в.;
- ЕВРО-5 — с 2004 г.в.
- Для внутреннего рынка Кореи:
- ЕВРО-3 — не подходят;
- ЕВРО-4 — до 2005 г.в.;
- ЕВРО-5 — с 2006 г.в.
- Для внутреннего рынка Европы, Японии и прочих стран:
- ЕВРО-3 — до 2002 г.в.;
- ЕВРО-4 — с 2003 по 2008 г.в.;
- ЕВРО-5 — с 2009 г.в.
?
Сколько мне нужно обманок лямбда-зонда?
Обманка устанавливается только на нижний (второй) лямбда-зонд, который находится после катализатора. Если у вас один такой датчик, то ставится одна обманка, если два — проставку необходимо установить на оба нижних датчика.
?
У меня только верхний лямбда-зонд, нужна ли обманка?
Не нужна. У вас автомобиль ЕВРО-2 либо более раннего класса экологичности.
?
Можно ли установить обманку на первый датчик кислорода?
Нет. Верхний датчик кислорода отвечает за смесеобразование и при установке на него проставки вы исказите его показания. Если у вас проблемы с первым датчиком — его можно только заменить на новый.
?
После установки обманки нужно удалять катализатор?
Не обязательно. Обманка будет работать в любом случае. Желательно проверить давление в системе выхлопа либо визуально осмотреть катализатор, если он целый и не забитый, тогда его можно оставить. В противном случае его лучше заменить на пламегаситель, а не просто удалять.
?
Какой размер у стандартной и укороченной обманки?
Стандартная обманка лямбда-зонда:
- Общая длина: 58 мм
- Высота внешней части: 32 мм
- Глубина: 32 мм
- Резьба: M18x1.5
- Размер шестигранника: 22 мм
Укороченная обманка лямбда-зонда:
- Общая длина: 46 мм
- Высота внешней части: 19 мм
- Глубина: 30 мм
- Резьба: M18x1.5
- Размер шестигранника: 22 мм
?
Механическая обманка или электронный эмулятор?
Если у вас проблема только с катализатором и сам датчик исправен — лучше купить механическую обманку. Она дешевле и фактически это обычный каталитический нейтрализатор, а эмулятор — это микросхема которая подгоняет сигнал таким образом, чтобы не горела ошибка «Check Engine». Но если у вас так же неисправен и сам кислородный датчик, тогда эмулятор может оказаться более выгодной покупкой. Более подробное сравнение электронных и механических обманок читайте в нашем блоге.
?
Поможет ли обманка, если неисправен сам датчик?
Обманка устанавливается только на исправный лямбда-зонд. Ее установка не устранит другие ошибки, связанные с работой датчика (P0130—P0167).
?
Какой срок службы обманки с катализатором?
Срок эксплуатации обманки с мини-катализатором зависит в первую очередь от качества используемого топлива, так как присадки, содержащиеся в некачественном бензине, вступают в химическую реакцию с каталитическим элементом и могут значительно сократить срок его работы. В среднем такие обманки служат от 60 000 до 90 000 км.
?
После установки ГБО появился «Check Engine» — поможет ли обманка?
Необходимо сделать диагностику и узнать код ошибки. Если ошибка не связана с работой катализатора — обманка не поможет.
21.04.2021
Товары из статьи
У меня, как и у многих сотоварищей по счастью, или по несчастью, после установки даунпайпа, да и до неё, выскакивала ошибка P0420, о чем я ранее делал несколько записей в бортжурнале. На RDX на сегодняшний день эта проблема решается установкой обманок, которые сигнализируют мозгу о том, что с работой катализатора всё в порядке.
Даунпайп от Мурыгина, который установлен на моём авто, шёл в комплекте с механической обманкой. На фото выделена красным кружком.
Особо тщательно обманку я не обмерял, но примерные размеры привожу ниже на рисунке.
Меня в обманке сразу смутил большой диаметр отверстия, которое идет в выпуск и позволяет лямбда-зонду «нюхать» выхлоп. В мурыгинской обманке он составлял 6 мм, хотя на просторах интернета, в основном, диаметр этого отверстия советуют делать около 2 мм.
Как и ожидалось, обманка не дала результата. Ошибка P0420 в городе у меня практически не появлялась, а вот при движении по трассе я её созерцал с завидным постоянством.
Снял обманку, заварил в ней «приемное» отверстие и вновь просверлил его уже диаметром 2 мм. Толку от такой операции снова не было никакого, на регулярность появления ошибки, это никак не повлияло.
Порывшись во всемирной паутине, нашел информацию об электронных обманках. Инфу черпал в основном здесь forum.amadeus-project.com/index.php?showtopic=121, ну и как водитель Хонды в американской обертке, почитал почти тоже самое по электронной обманке здесь honda.org.ua/forum/about51019.html.
В обеих ссылках приведены рисунки с цветом проводов лямбды отличных от хондовских. Поэтому привожу распиновку именно хондовского четырехпроводного датчика кислорода и исправленные цвета проводов на схеме электронной обманки.
Подозревая, что указанные на схеме параметры конденсатора и сопротивления, могут в моём случае не сработать, я купил сразу несколько конденсаторов и сопротивлений различного номинала. Конденсаторы купил на 0,33, 0,68 и 1 мкФ, а сопротивления на 0,35 0,5 и 1 МОм.
Для того, чтобы каждый раз не лазить под машину и не выкручивать лямбду для подбора нужных параметров кондёра и сопротивления, купил проводок КСПВ 4х0,5.
Сделал разрывы в черном и сером проводах лямбда-зонда и вывел их в подкапотное пространство. А уже под капотом и пробовал различные сочетания ёмкостей и сопротивлений, пока не добился того, чтобы назойливая ошибка по катализатору меня больше не донимала. Первый вариант кондер-сопротивление сделал такой же, как советовали в интернетах – 1 мкФ + 1 МОм. На фото показан именно он.
В результате такой пары, ошибка P0420 ушла, но выскочила другая ошибка – P0139. Посмотрел её расшифровку – 02 Sensor Circuit Slow Response. Увидев эту ошибку в голове всплыло: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели». В случае с ошибкой P0420 ЭБУ не нравилось, что датчик кислорода выдает слишком резвую синусоиду. Когда же появилась P0139, то ЭБУ стал ругаться на слишком медленный отклик лямбды. Я в этом убедился, посмотрев, какую синусоиду рисует на мониторе HDS. Амплитуда колебаний была в пределах 0,48…0,52 В. Ну, что же подправим параметры сигнала.
Следующей парой было сочетание 0,33 мкФ + 0,35 МОм. Снова, но уже реже стала появляться ошибка P0420.
На третий раз я угадал, сочетание 0,68 мкФ + 0,35 МОм – это то, что доктор прописал. Ни в городе, ни на трассе, а проехал я уже более 2 тык, ни одна из ошибок по катализатору больше не появлялась.
Я думаю, что если бы у меня не было механической обманки, или её размеры были бы иными, то и параметры конденсатор-сопротивление тоже, нужны были бы другие. То есть, в каждом случае нужен индивидуальный подход. Но я на собственном опыте убедился, что электронная обманка датчика кислорода на Acura RDX работает.
Как говорится, ищите да обрящите! )
Современные автомобили должны соответствовать всем нормам экологичности, поэтому перед выхлопной трубой устанавливается каталитический нейтрализатор (конвертер), или просто катализатор. Эта деталь состоит из множества очень мелких керамических ячеек, которые задерживают вредные вещества из выхлопных газов.
Но как и все другие автозапчасти, катализатор со временем выходит из строя. Из-за его износа авто как бы «задыхается» собственным выхлопом. Чтобы не начались проблемы с двигателем, нужно вовремя заменить нейтрализатор. Однако из-за содержания в нем платины, палладия и других редких металлов новая запчасть стоит дорого, а менять ее нужно часто. Поэтому автолюбители обычно стараются катализатор просто удалить.
Нужен ли эмулятор кислородного датчика?
- ЭБУ переводит работу двигателя в аварийный режим, когда функционирование мотора осуществляется согласно заданным топливным картам без учета показаний кислородных датчиков.
- На приборной панели загорается индикатор «Check Engine» и в цилиндры поступает обогащенная горючая смесь.
- Увеличивается нагар на свечах зажигания, снижается мощность ДВС и загрязняется масло.
- Повышенный расход горючего влечет лишние финансовые затраты.
Практически все автопроизводители рекомендуют заменить неисправный нейтрализатор. Но не каждый автовладелец пойдет на это, ведь цена некоторых экземпляров, например, для ВАЗ доходит до 60 000 рублей. Сюда же стоит добавить стоимость установки прибора. Поэтому многие автолюбители интересуются, что такое обманка катализатора своими руками и схема ее реализации.
Суть работы эмулятора сводится к изменению реальных показаний датчиков, после чего ЭБУ переходит на штатный режим работы. При этом сам нейтрализатор можно вырезать или заменить его пламегасителем. Процедура установки имитатора не сложнее, чем увеличение клиренса Renault Duster.
Несколько советов, которые позволят продлить жизнь катализатору
Но не стоит забывать, что использование подобного рода устройств существенно сказывается на экологическом состоянии планеты. Поэтому при возникновении неисправностей лучше все-таки установить на свой автомобиль не эмулятор, а новый катализатор или лямбда-зонд. Обманка должна быть временным решением.
А еще лучше старайтесь не допускать неисправностей катализатора. Чтобы каталитический конвертер служил дольше, воспользуйтесь следующими советами.
- Заправляйте в бак только качественное топливо.
- Не используйте неизвестные и непроверенные топливные присадки.
- Старайтесь не попадать в глубокие лужи – резкое охлаждение разогретого катализатора неизбежно приведет к его разрушению.
- Не допускайте механического повреждения корпуса катализатора. Въезд на скорости в глубокую яму также может разрушить его рабочие элементы.
- Систематически проходите техническое обслуживание.
Способы изготовления своими руками обманки лямбда-зонда на катализатор автомобиля
Чтобы изменить показания кислородного датчика выхлопной системы, наши автолюбители пользуются несколькими методами, выбор зависит от конструктивных особенностей авто и возможностей самого автомобилиста:
- Механическая проставка под лямбда-зонд.
- Проставка под датчик со встроенным миникатализатором.
- Использование электронных симуляторов.
Любой из способов довольно эффективно справляется с поставленной задачей. Здесь не указан еще один вариант – перепрошивка бортового компьютера. Дело в том, что для самостоятельной реализации такого проекта нужны не только специфические знания, но и оборудование, а также программное обеспечение.
Что лучше: обманка или перепрошивка?
Однозначный ответ здесь дать нельзя, оба способа имеют свои преимущества и недостатки. Перепрошивка системы, например, подразумевает только программное вмешательство и не требует монтажа дополнительных механизмов. К минусам относится высокая цена процедуры, а также то, что это нельзя сделать без потери гарантии на авто. Кроме того, некоторые модели авто вообще не поддаются прошивке.
Установка обманки лямбда-зонда при удалении катализатора обойдется дешевле, но результат будет не таким долговечным. Вполне вероятно, что чек снова загорится через 300-500 км, поскольку такое вмешательство не способно охватить весь спектр приемлемых значений.
Специалисты из автосервиса «Мастер глушителей» в Санкт-Петербурге помогут выбрать наилучший вариант, который поможет должным образом решить проблему. Сделать это необходимо сразу после возникновения признаков выхода катализатора из строя, иначе потом ремонт будет сложнее, дольше и дороже.
Как изготовить механический корректор для выхлопной системы?
Для реализации своими руками механической обманки на катализатор рекомендуется использовать заготовки из теплоустойчивой стали или бронзы. Так детали не будут деформироваться от высокой температуры. Есть две конструкции, но в обеих вариантах нужен токарный станок или помощи опытного специалиста-токаря.
Первый вариант
Представляет собой втулку длиной 40-100 мм. С одной стороны вкручивают штатный датчик, а с другой циркуляция газов ограничена отверстием малого диаметра. Суть действия «девайса» сводится к тому, что состав выхлопной смеси усредняется, потому что лямбда-зонд удален от самой струи газа и, соответственно, ловит меньше ядовитых веществ. За счет этого и получается обмануть ЭБУ.
Типовый чертеж с размерами проставки может быть изменен в габаритном отношении, это зависит от модели и марки автомашины. Оптимальный диаметр входного отверстия остается без изменений – 1,5-2 мм. В некоторых случаях длина втулки может не позволить установить ее на штатное место. В итоге приходится приваривать крепление в другом месте выхлопной трубы.
Второй вариант
Аналогичен первому, но проставка имеет встроенный миникатализатор. Платино-родиевый каталитический элемент способствует ускорению дожига ядовитых веществ. Суть метода заключается в следующем:
- Выхлопные газы попадают в тело втулки через отверстие малого диаметра.
- В объеме проставки излишки CH и CO подвергаются окислению кислородом, в результате чего концентрация вредных веществ уменьшается.
- Протекающие процессы изменяют форму синусоиды, и электронная система считает, что каталитический нейтрализатор работает в штатном режиме.
Сделанная своими руками по приведенной схеме обманка катализатора имеет надостаток, аналогичный предыдущему варианту. Здесь штатный зонд будет поднят на 32 мм, хотя это и меньше, чем 40-100 мм.
Особенности установки проставки
Процедура установки не представляет сложности, и начинается с постановки автомашины на эстакаду или подъемник. Дальнейшие действия происходят по следующей схеме:
- Отключить минусовую клемму АКБ.
- Вывернуть контроллер.
- Накрутить втулку на зонд.
- Завернуть модернизированный узел на место.
- Подключить аккумулятор.
После первого запуска сигнал «Check Engine» должен погаснуть. Теперь мотор будет работать в штатном режиме.
Принцип работы устройства
Рабочее устройство кислородного датчика – гальванический элемент с твердым керамическим электролитом на основе диоксида циркония. Он легирован оксидом иттрия и имеет пористые платиновые электроды, один из которых ориентирован на содержание кислорода в окружающем воздухе, а второй – в выхлопных газах. Именно эта разница и создает выходное напряжение на датчике при прогреве его до температуры +3000С.
Электронная обманка катализатора своими руками и схема эмулятора
Настоящий электронный эмулятор представляет собой микропроцессорный прибор, состоящий из однокристальной микросхемы. Принцип его работы основан на формировании выходного сигнала, который по форме соответствует информации при рабочем нейтрализаторе. Такой вариант для самостоятельного выполнения сложен, поэтому сразу стоит рассмотреть способ попроще. Для его реализации нужно приготовить:
- Электрический паяльник.
- Припой и канифоль.
- Нож и бокорезы.
- Сопротивление 200 Ком мощностью 0,25 Вт.
- Конденсатор неполярный емкостью 4,7 МкФ.
Принцип функционирования системы заключается в усреднении показаний кислородного датчика, который установлен после нейтрализатора. Способ подключения компонентов эмулятора прост и универсален. Все элементы подсоединяются непосредственно к проводникам бортовой сети автомобиля. Перед подключением своими руками электронной обманки на катализатор следует отключить клеммы аккумуляторной батареи, чтобы исключить возможность короткого замыкания.
Перепрошивка блока управления автомобиля
Это ещё один способ обмана блока управления. После удаления или замены катализатора на пламегаситель можно перепрограммировать блок управления автомобиля, что позволит удалить ошибку неисправности катализатора или контроллера. При этом произойдёт снижение норм экологичности до Евро-2, при этих экологических требованиях устанавливался только один датчик кислорода, находящийся на выпускном коллекторе.
Но при этом:
- увеличится мощность двигателя;
- станет более плавным переключение скоростей;
- произойдёт снижение расхода топлива;
- улучшатся тяговые показатели;
- произойдёт улучшение общей динамики автомобиля;
- автовладелец сможет навсегда забыть о существовании второго кислородного датчика.
Что предлагают производители запчастей?
На полках автомагазинов встречаются детали любых видов для тюнинга выхлопной системы. Производство механических имитаторов штатной работы каталитического нейтрализатора выполняется из бронзы или хромированной стали. Цена таких приспособлений находится в пределах от 400 до 800 рублей, а стандартная установка на станции СТО обойдется в сумму около 500 рублей.
Проставка с миникатализатором предлагается значительно дороже элементарного аналога, его стоимость – 1 500-4 000 рублей. Простые электронные эмуляторы промышленного производства продаются за 1 500-3 000 рублей. Разброс цен за перепрошивку программного обеспечения ЭБУ довольно широк – от 1 000 до 30 000 рублей.
Подведем итоги
Сказать однозначно, что лучше: обманка лямбда зонда или прошивка «мозгов» (чип-тюнинг), довольно сложно, каждый метод имеет как плюсы, так и минусы. Выбирать необходимо исходя из конкретных требований с учетом модели двигателя, цены вопроса и ваших финансовых возможностей. Единственное, что могу порекомендовать — это обращаться исключительно к профессионалам, по рекомендациям друзей или многочисленным отзывам на форумах. Не советую заниматься самодеятельностью, такие эксперименты нередко приводят к проблемам с двигателем или электроникой.
У меня все, напишите в комментариях свое мнение по данному поводу, что на ваш взгляд лучше: механическая обманка лямбда зонда, электронный аналог, или все же чипование? Всем пока и до новых встреч на Вопрос Авто!
Отзывы после удаления катализатора
- От владельца Skoda Octavia 1.6:
«Мучала проблема затупа педали газа и чек по лямбде. Позвонил в сервис и записался на прошивку от адакт. Отдал машину и через 2 часа она была готова. Итог: педаль газа стала отзывчивой, отключили ЕГР и вентилятор вторичного воздуха(пылесос), разгон стал лучше. Даже выдали сертификат»Оригинал записи на Drive2.ru
- От владельца Volkswagen Golf GTI 1.8:
«После установки выхлопа на 76й трубе прошлым хозяином Дмитрием не была отключена лямбда после ката это должен был сделать я. В результате нехитрых манипуляций в машину была залито ПО от АДАКТ. Антон сказал что тачка должна выдавать примерно 225 сил на 5500 об., плюс отключили СВВ, пылесос который) Первый старт — я в ах…е, как он поехал, это пипец. Как будто якорь убрали, 1ю и половину 2й на зимней резине машина готова шлифовать если вдавить газ в пол»
Оригинал записи на Drive2.ru
- От владельца ВАЗ 2114:
«Немного не мало накатав 1000 км., стало понятно, что машина жрет бенз, как авто с объемом двигателя 2л(тойота марк2, ниссан цефиро), расход по подсчетам составил 12л на 100км — пиз***ц! Считав ошибки бортовым компьютером, выяснил, лямда #2 сдохла. Покупать новую смысла нет, стоит дорого (да и может катализатор уже выбили) долго не думая решил чипануть. Прошил под Евро-2. В динамике особо разницы не увидел, но расход опустился как минимум до 10 л. на 100 км., а это уже результат!»
Оригинал записи на Drive2.ru
Отзывы по своей модели смотрите в специальном разделе нашего сайте.
Плюсы и минусы удаления катализатора
Плюсы
- Значительная экономия на покупке новой запчасти;
- Улучшение динамики;
- Нормализуется расход топлива;
- Прирост производительности, если дополнительно делать мощностной чип-тюнинг;
- Об ошибках и проблемах с катализатором можно забыть навсегда.
В зависимости от состояния некоторые катализаторы можно выгодно продать
Минусы
- Повышается токсичность выхлопа (переход на стандарт E2). Если вы сторонник экологического движения, покупайте новую запчасть;
- При прогреве-старте автомобиль будет больше дымить, при движении — всё по-прежнему;
- Изменится звук выхлопа — станет громче. Отчасти корректируется установкой пламегасителя.
Не удаляйте исправно работающий катализатор ради продажи:
Покупка готового эмулятора
Как уже упоминалось ранее, если самостоятельно сделать обманку вам не под силу, купите готовую. Разнообразие их достаточно велико, ассортимент и цены по Москве выглядят следующим образом:
- Электронный вариант или эмулятор катализатора обойдётся в 1500 рублей, при этом 500 рублей дополнительно придётся заплатить за установку рассматриваемой детали.
- В районе 1 400 рублей стоит угловая обманка.
- Обманка второго датчика, оснащённая миникатализатором из металла, стоит около 1 150 рублей и подходит для машин со стандартами Евро-4.
- Классическая механическая втулка производителя FortLuft обойдётся в 500 рублей. Такая деталь не оснащена миникатализатором и подходит для машин до 2001 года выпуска.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Всё про обманки: ставить или нет, как влияют на работу двигателя
После удаления катализатора у владельца есть выбор: поставить обманку или прошить блок на Евро 2. С прошивкой всё легко и понятно. С обманками сложнее. Рассказываем о преимуществах и недостатках, какие обманки бывают, как работают, и что выбрать.
Принцип работы
Компьютер понимает, что катализатор вырезан с помощью 2 датчиков. Один ставят перед катализатором, другой после. Когда воздух проходит через катализатор, количество кислорода в нём уменьшается. Датчики замеряют значения, компьютер фиксирует разницу. Если второй датчик показывает высокое содержание, то срабатывает аварийный режим. Компьютер выдает ошибку, двигатель работает на невысоких оборотах.
Каждый датчик имеет два электрода. Один фиксирует выхлопные газы, другой — воздух. Разницу передают в ЭБУ. При изменении состава смеси датчики меняют напряжение. Диапазон: от 0,1 до 0,9 В. При значениях 0,1 – 0,3 В компьютер понимает, что смесь бедная. При 0,7-0,9 В – богатая. После чего регулирует подачу топлива и воздуха, пока не получит результат в 0,4-0,6 B.
Обманки заставляют датчик показывать нормальные значения топливной смеси и работы катализатора. Напрямую не влияют на работу двигателя, если только не выйдут из строя. Существуют двух видов: механические и электронные.
Механические
Появились раньше прошивки и электронных обманок. В основе устройства – втулка, которая вкручивается между выхлопной системой и датчиком. Размер: от 4 до 10 см в длину. Самая втулка – полая с небольшим отверстием, через которое проходит воздух.
Чтобы установить обманку, сначала выкручивают датчик, затем вкручивают втулку. Затем вкручивают датчик во втулку. Через отверстие обманки попадает малое количество выхлопных газов. Вредные выбросы смешиваются с воздухом внутри обманки, датчик фиксирует нормальные значения выхлопа.
Такие обманки — самые простые и дешевые. При этом служат недолго. Попадание грязи, неправильный диаметр отверстия или насыщенный выхлоп из-за некачественного топлива вызывают ошибку в ЭБУ. Датчик обычно меняют.
Ненадёжность обманки доставляла большие проблемы, если ошибка выскакивала вне города. Поэтому её усовершенствовали. Вместо отверстия и пустот добавили фильтр, по сути – миниатюрный катализатор. Он очищает газы и окисляет кислород. Датчик фиксирует оптимальные значения. Служит дольше, но также подвержен загрязнению.
Электронные
Работают по другому принципу. Они не создают условия для возникновения нужного сигнала, а посылают его в ЭБУ без необходимости в замерах. В продвинутых версиях установлен микропроцессор, который подстраивает данные, исходя из показателей первого датчика.
Если механическую обманку установить легко, то с электронной вероятны сложности. Она ставится в проводах, которые идут от датчика к ЭБУ. Для каждого автомобиля место установки в проводке выбирается отдельно. Среди других минусов – стоимость. Если сломается, замена стоит значительно дороже установки механической обманки.
Механические и электронные обманки стоят дешевле, чем прошивка на Евро-2. Качественная прошивка ставится один раз, не придётся переплачивать за замены. Как часто ломаются обманки, зависит от качества материалов, нюансов автомобиля и условий эксплуатации. Решает, что выгоднее, только водитель.
В Катавто мы делаем чип-тюнинг большинства автомобилей, удаляем и устанавливаем новые катализаторы, прошиваем на Евро-2.
Сейчас действуют особые условия: весь комплекс работ на большинство моделей – бесплатно.
Узнать подробности:
8 (800) 201-63-33
Vk: https://vk.com/katavto
Обманка лямбда зонда: электронная, механическая или прошивка двигателя — что лучше?
Современные стандарты экологичности требуют установки дополнительных средств контроля и очистки выхлопных газов автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. К наиболее распространенным устройствам относится катализатор, установленный в выхлопную систему автомобиля. Контроль качества отработанных газов производится при помощи лямбда зондов, установленных на катализатор (до и после него). Об эффективности работы системы очистки катализатора свидетельствует изменение параметров выходных сигналов лямбда датчиков.
В процессе эксплуатации автомобиля катализатор загрязняется. В этом случае нарушается работа двигателя, блок управления выдает сообщение об ошибке, иногда переводит двигатель в аварийный режим работы. Замена дорогостоящего катализатора, чья стоимость может достигать более 100 000 рублей за 1 катализатор, а их как правило несколько, многим автолюбителям не по карману, поэтому они прибегают к обычной механической очистке катализатора от загрязненных керамических либо металлических фильтров.
Однако катализатор не всегда просто загрязняется, в процессе эксплуатации часто он начинает разрушаться (оплавляться или крошиться), что может привести к попаданию мелких частей в блок цилиндров, их задиру, повышенному расходу масла и как следствие – капитальному ремонту ДВС. Единственным вариантом обезопасить себя, является удаление катализатора и его замена на пламегаситель или стронгер, кому что больше по душе.
В этом случае нарушается соотношение электрических сигналов первого и второго лямбда зондов, блок управления двигателя получает неправильные сигналы, и выводит ошибку. Существует несколько способов обмана лямбда датчиков.
Механический способ обмана лямбда датчиков
Лямбда зонд (датчик кислорода) регистрирует концентрацию уровня кислорода в отработанных газах. Принцип контроля эффективности системы катализатора основан на измерении параметров выходных сигналов лямбда зондов. При удалении катализатора на первый и второй датчики кислорода будут попадать отработанные газы с одинаковым составом примесей. Блок управления двигателя будет получать сигнал, свидетельствующий о том, что катализатор работает неэффективно, точнее, вообще не работает. С целью соответствия стандартам ЕВРО система управления двигателем будет «душить» двигатель, выдавать сообщение об ошибке, переходить в аварийный режим работы.
Механическая обманка лямбда зонда заключается в установке второго лямбда датчика в систему отвода отработанных газов через переходной штуцер. Чертежи штуцеров для различных марок автомобилей можно найти в интернете. Принцип работы механических обманок заключается в том, что на второй датчик кислорода будут поступать отработанные газы не в полном объеме. Конструкция переходника-штуцера, в некоторых случаях, предусматривает дополнительный небольшой керамический фильтр, который дополнительно уменьшает концентрацию вредных примесей. Изготовить переходник можно при помощи обычного токарного оборудования или купить в магазине, специализирующемся на тюнинге или выхлопных системах. В качестве материала лучше взять бериллиевую бронзу. Она устойчива к высоким температурам, не подвергается сильной коррозии.
Процесс установки механической обманки лямбда датчика прост:
- при выключенном зажигании снимается отрицательная клемма аккумуляторной батареи;
- снимается второй датчик кислорода, производится очистка датчика, в случае необходимости замена на новый;
- монтируется переходник-обманка;
- устанавливается датчик кислорода;
- подключается отрицательная клемма аккумулятора.
После проведения механических работ подключается диагностическое оборудование, производится чтение ошибок, их удаление. Затем производится контрольный заезд, вновь диагностируются ошибки. Если переходник соответствует оптимальному режиму, блок управление не будет выдавать ошибок двигателя. В противном случае, можно произвести регулировку глубины посадки переходного штуцера, дополнительного малого фильтра.
Стоит отметить, что эффективность механических обманок на современных двигателях находится на очень низком уровне. Т.е. если вы являетесь обладателем относительно свежей иномарки, скорее всего механическая обманка вам не поможет.
Электронная обманка вместо катализатора
Электронная обманка катализатора предусматривает изменение параметров выходного сигнала путем изменения в электрической схеме подключения второго лямбда датчика. Путем установки дополнительного R-C фильтра производится ослабление уровня сигнала, поступающего на вход блока управления двигателя. Таким образом, искусственно формируется сигнал, соответствующих «очищенному» выхлопу. Схема электронной обманки катализатора включает конденсатор емкостью от 1 до 5 микрофарад и резистор сопротивлением от 10 кОм до 1 Мом. Конкретные параметры подбираются для оптимальной работы конкретного двигателя, их можно найти в интернете.
Процесс установки и отладки лямбда-обманщика аналогичен подключению механической обманки. Требуются небольшие навыки электромонтажных работ, паяльник, припой, изолента, конденсатор и резистор соответствующих номиналов.
Настройка электронной обманки состоит в подборе номиналов радиоэлементов (конденсатор, резистор). Существенным недостатком данного метода обманки является нестабильность параметров датчиков кислорода. В процессе эксплуатации собственные характеристики лямбда зондов изменяются, параметры выходных сигналов также будут меняться, со временем может вновь появиться сообщение об ошибке.
Чипование (перепрошивка) блока управления двигателя
Один из наиболее эффективных способов обмана датчика – перепрошивка блока управления двигателем. Она осуществляется с помощью специального оборудования при наличии соответствующих программ прошивок. Опытные специалисты-автоэлектрики, специализирующиеся на прошивке электронных блоков управления, имеют банк прошивок, соответствующих распространенным моделям двигателей. При наличии навыков программирования чипование можно произвести самостоятельно, купив прошивку (программу) на специализированных сайтах.
Установку новой прошивки в блок управления двигателем можно произвести с помощью специального диагностического оборудования типа LAUNCH или KTS через диагностический разъем автомобиля. Опытные автоэлектрики производят «заливку» прошивки непосредственно в микросхему памяти или микропроцессор в блоке управления двигателем.
Основной недостаток данного метода – большой риск «завалить» блок управления двигателем безвозвратно. Поэтому, меняя прошивку блока, необходимо обязательно сохранить родную версию.
При установке правильной прошивки адаптация датчиков кислорода не требуется. Сам процесс предполагает:
- подключение ноутбука с необходимым программным обеспечением к диагностическому разъему;
- установка обновленной программы управления двигателем;
- контрольные испытания и диагностика.
Есть случаи, когда первоначальные испытания не показывают ошибок в работе двигателя. Однако, в процессе реальной эксплуатации автомобиля вновь появляется сигнал ошибки двигателя.
Эмулятор катализатора
Электронный эмулятор катализатора – наиболее безопасный способ обманки. Он представляет собой дополнительный электронный блок, устанавливаемый в схему электрооборудования системы управления двигателем автомобиля. Для каждого типа двигателя продаются специальные блоки электронных эмуляторов. Есть универсальные эмуляционные блоки, в которых адаптация к типу двигателя производится путем установки перемычек.
Достоинство такого метода – наименьший риск нанести вред системе управления двигателем. В крайнем случае, такой эмулятор исправного катализатора можно просто отключить. Недостаток – необходимость специальных навыков произведения электромонтажных работ при установке. Поэтому монтаж электронного эмулятора катализатора лучше доверить специалисту.
Общие рекомендации
Выбор конкретного метода решения проблемы обмана лямбда датчика зависит от финансовых и технических возможностей. Лучше начать с наиболее простых способов: механического или электронного. Если нет соответствующих навыков, к более сложным методам без помощи специалиста лучше не прибегать.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них