Эссе великие открытия и великие ошибки коменского

Ян Амос Коменский: взгляды, труды, вклад в педагогику

13 Октябрь 2016      

      

    

Просмотров:  
7155

2016-10-12_123633Ян Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592—1670

Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность — учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.

Факты из биографии, взгляды, мировоззрение

Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского. И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества. Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении — не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, — идею, на столетия опередившую свою эпоху.

Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура. Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии — здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции — им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии — здесь тоже работал Коменский; и в Голландии —здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.

Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.

В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов. В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами. «Люди, — писал Коменский, — являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».

Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».

Яе Амос Коменский как педагог

Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого, во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста». Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика. Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной. В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.

Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке, руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.

Коменский о воспитании детей в семье

Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей. Он был убеждён, что все люди — и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.

Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье. В «материнской школе» — так назвал он воспитание до шести лет — детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться. Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни. Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году. Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.

Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.

Педагогика Яна Коменского

Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.

Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».

Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы — чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».

Коменский сформулировал «золотое правило наглядности», согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое — зрением, слышимое— слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:

«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».

Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании». Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.

Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.

По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.

2016-10-12_130516Неизмеримый вклад в педагогику

Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки. В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи. Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным. Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.

Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.

Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике». И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, — дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.

И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского — основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Сочинение: «Великая дидактика» Я.А. Коменского – первое научное обоснование педагогической теории

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ф-л в г. Минске

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ «История педагогики»

ТЕМА: «Великая дидактика» Я.А. Коменского – первое научное обоснование педагогической теории»

Минск, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Биография и философские воззрения Я.А. Коменского

1.1 Жизнь и деятельность Я.А. Каменского

1.2 Философские основы педагогической системы Коменского

2. Педагогическое учение Коменского. «Великая дидактика» — первое научное обоснование педагогической теории

2.1 Структура и содержание «Великой дидактики»

2.2 Дидактика как теория обучения

2.3 Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества

2.4 Основные категории педагогики Коменского

2.5 Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь. В своём реферате я научно обосновала педагогическую теорию крупнейшего педагога, выдающегося общественного деятеля XVII века Яна Амоса Коменского. Ведь многие из них вошли в практику современной школы. Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановлением всеобщего мира на земле.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

1. Биография и философские воззрения Коменского

1.1 Жизнь и деятельность Я.А. Каменского

Начиная с XIII века Восточную Европу охватили децентрализационные процессы. Объединенные в течение тысячи лет единой религией и общими врагами люди и народы обратились к новым ценностям. Этот поворот произошел не вдруг. Католическая церковь, пытавшаяся унифицировать мир по принципам, которые они считали изначально и единственно правильными, за эту тысячу лет превратилась в огромную империю, носящую политический, религиозный и культурный характер. Начавшееся антикатолическое движение имело неоднородный характер. В Восточной Европе оно совпало со становлением национального характера. Вместе с Возрождением и Новым временем к западным славянам пришло особое чувство «самости».

Именно эти причины приводят нас к анализу многих положений теории одного из самых знаменитых педагогов мира — Яна Амоса Каменского.

Я.А. Коменский родился 28 марта 1592 года в городке Нивница. Детство Коменского пришлось на период разгула в Европе последнего страшного «бича человеческого» — чумы. За несколько лет, когда ему было десять лет, подряд умерли его отец, мать, две сестры. Кроме того, Чехия, зажатая между вечно противоборствующими Австрией и Венгрией, оказалась в полосе постоянных стычек армий и иррегулярных банд обоих сторон. И как обычно в такой ситуации ответом на притеснения с обеих сторон становится собственное сопротивление. Оно выразилось в создании гуситского (табористского) движения. Его умеренным, культурно-религиозным крылом стала протестантская секта Чешских (Моравских) братьев.

В 1608 году Ян Коменский становится учеником школы Чешских братьев в Пшерове. В 1611 году он проходит обряд протестантского крещения и прибавляет в своему имени второе — Амос. По рекомендации ректора школы Яна Ланеция он, в том же году, отправляется в Герборнский университет. В 1613 году Коменский перебирается на богословский факультет Гейдельберга.

Вернувшись в Пшеров 26-летний Ян был возведен в ранг протестантского священника. Он женится на Магдалене Визовской и принимает место управляющего Советом братской Общины и учителя-проповедника в Фульнеке. В Фульнеке он начинает свой первый труд «Письма к небу». Это произведение направлено против несправедливости земного устройства, и ведется в защиту бедности от произвола богатства. Здесь же он выпускает антикатолическую книгу «Разоблачение Антихриста». В этот период в трудах Коменского эмоциональное возмущение и нравственное негодование постоянно преобладают над конкретным анализом действительности.

Постепенно обстановка в Европе и в Чехии накаляется. Летом 1621 года чешское восстание потерпело поражение от Габсбургской коалиции. Начались расправы над протестантами. Коменский, как один из видных руководителей Чешских братьев вынужден бежать. Во время своих скитаний он узнает, что от чумы умерли его жена и двое сыновей, а его библиотека сожжена. В этот период им написаны произведения «Скорбный» и «Лабиринт света».

Постепенно продвигается религиозная карьера Коменского. Он входит в экспедиции священников, которые подбирали места для убежищ Чешским братьям в других странах, его посылают с посольством к низвергнутому монарху Чехии Фридрих Пфальцскому. В 1624 году он обручается с Доротой Кирилловой, дочерью видного деятеля Чешского братства.

4 февраля 1628 года вместе с группой протестантов ему вновь пришлось покинуть Чехию и отправиться в город Лешно. Здесь он становится ректором национальной школы и примерно в этот период Ян Амос Коменский начинает свой труд «Великая дидактика». Он приходит к мысли, что одной из главнейших наук человечества является педагогика. Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенные государства и хозяйственные системы, считал великий педагог. Он пишет трактаты «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов» («Всеобщая мудрость христианская…»), «Предвестник пансофии» (всеобщей мудрости). Произведения Коменского становятся известными среди протестантских педагогов и Самуэль Гартлиб, известный английский реформатор, приглашает его в Англию.

Путешествие в Англию начинается летом 1641 года. Он оказывается в протестантском государстве, получает возможность беспрепятственно творить, и, кроме того, удовлетворять финансовые запросы Общины. В Швеции, по замыслу канцлера этого государства, Каменский должен на практике осуществить реформу школы, описанную педагогом в «Великой дидактике». Местом для эксперимента был избран Эльбинг (ныне территория Польши). Однако, в 1648 году, не дождавшись результатов деятельности, по разным причинам, Яна Амоса, шведы приняли за платформу школьную реформу, предложенную упсальским университетом. Практически в тоже время умирает вторая жена Коменского.

Коменский, оставшись без покровителей, возвращается в Лешно и становится епископом. Протестантский священник такого ранга не мог быть холостым, и 17 апреля 1649 года Коменский женится на Яне Гаюсовой. К тому времени постоянные военные неудачи подорвали дух Чешских братьев и отражением этого является трактат Коменского «Завещание умирающей матри — Общины братской — своим сыновьям и дочерям, коим вручает она богатства свои и назначает наследников».

В 1650 году Коменский получает очередное предложение высоких особ — князь Сигизмунд Ракоци предложил ему осуществить реформу трансильванских школ в Верхней Венгрии. 13 февраля 1651 года началось преподавание по новой системе в городе Шарош-Патак. Успехи преподавательской деятельности заставляют отказаться Каменского от политической деятельности, он начинает работу над «Миром чувственных вещей в картинках», пожалуй, одним из первых пособий подобного рода в истории европейской педагогики. Он составляет песенно-драматический сборник «Школа-игра» для обучения детей латинскому языку.

И вновь в работу педагога вмешивается война. Польша, оккупированная Швецией восстала, и 27 апреля 1656 года польские партизаны осадили Лешно. В этой войне он утратил все имущество, накопленное за 28 лет, а также, большую часть своих рукописей. Многие протестантские центры наперебой зазывали к себе Яна Амоса. Он решил избрать для своего поселения Амстердам (столицу Батавии). Сын давнего покровителя Коменского Лаврентий де Геер взялся оплачивать труд педагога и издание его сочинений. Результаты не замедлили сказаться. В Нюрнберге выходит «Мир чувственных вещей в картинках». В 1657-1658 году издана наконец «Великая дидактика» в четырех томах. Книгу ожидал оглушительный успех. Ученый начинает работу над «Всеобщей мудростью».

И вновь война. Англия и Нидерланды вошли в конфликт. Однако авторитет Коменского в тот момент уже стоял на недосягаемой высоте. По призыву педагога воюющие стороны заключили мирный договор. Результатом жизненных размышлений о собственных коллизиях и судьбе Европы становится труд «Всеобщее исправление». В этом всеобъемлющем труде наряду с наивными, идеалистическими мыслями Коменский рисует облик устройства мира, знакомого жителям второй половины XX века.

Постепенно годы и невзгоды берут свое. Последние работы Коменского он уже диктует. В ноябре 1670 года Яна Амоса Коменского не стало.

1.2 Философские основы педагогической системы Коменского

Говоря о Яне Амосе Коменском мы должны учитывать его разнородную деятельность. Он и публицист, и проповедник, и политик, и педагог. Сам же для себя он избирал главнейшим делом философию.

Философия Коменского была, прежде всего, оправданием существования человека в бурном мире. Еще обучаясь в Гернборнском университете у профессора Альштеда он формулирует три основных принципа своей деятельности.

Прежде всего, это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий, который в ту эпоху действительно переливался через край прямо на глазах. Второе — необходимость подчинить необъятные масштабы науки определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему. И наконец — стремление при всей разнородности познаваемого «материала» прийти в его понимании к общей гармонии, которая, особенно на первых порах, должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, «явленной» в Священном писании».

Философия зачастую соприкасается с обучением. Многие из классических философов были одновременно и педагогами. Высшее университетское образование в Западной Европе от рождения до сегодняшних дней неразрывно связано с философским знанием. Но, ни в одном учении, кроме дидактики Я. А. Коменского, мы не наблюдаем такого взаимопроникновения идей философии и педагогики.

Коменский живет в одно время со многими известными личностями человеческой истории. Среди его современников называют Шекспира и Сервантеса, Лопе да Вега, Меркатор, Бруно, Коперник, Декарт, Гоббс, Спиноза и Гассенди, известно, что Ян Амос близко был знаком с Рембрандтом в последний период своей жизни. Коменский стоял на пороге двух эпох. В его время формировалось лицо современной науки, ее методология и методы.

С точки зрения Каменского, цель человека — использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром. Такая гармония «космического» характера является одной из самых прогрессивных идей древнегреческих и римских мыслителей.

В его трудах проявляется характерная для славянизма черта — прославление «общего дела», которое должно объединить всех людей Земли в единую совокупность.

Обращаясь к личности Сократа, он указывает, что значение трудов античного автора состоит прежде всего в том, что он отступил от «мудрствования» и перешел к нравственной антропософической философии.

Не случаен поднятый Коменским вопрос о сущности вещей и понятиях о вещи. Спор номиналистов и реалистов по этому поводу знаменовал собой практически все Средние века. Лишь с приходом Нового времени, философов прогрессивной формации эта проблема потеряла свою былую остроту. «… Если понятия не соответствуют вещам, которые они должны отражать, то они становятся нетвердыми, шаткими, сомнительными» [1, с. 68]. Коменский отходит от методов схоластики и патристики, которые считали, что можно познать мир, не прибегая к реальным вещам.

Сам, обладая несомненными задатками философствования, Коменский, тем менее четко отделяет языческое знание от христианского, осмеивает многих из древних авторитетов.

Но даже более чем язычество Ян Амос Коменский не любит самовосхваление. Он считает, что излишнее самомнение метафизиков, физиков, астрономов, политиков, математиков и богословов порождает искажение истины в их трудах. Кроме того, на пути научного прогресса стоит ряд затруднений.

Поистине гениальные мысли развивает Коменский, говоря о трех причинах трудности научных занятий. Первой причиной он считает рабский способ постановки занятий; второй причиной — порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина — несовершенство метода.

Точно также существуют три причины того, что истина в книгах, в литературе страдает. Эти причины таковы: а) разногласия между науками; б) недостаточная внутренняя связь метода с самими вещами; в) частью небрежность, частью неуместная пышность выражений и стиля.

Из этих научно-методологических посылок напрямую вытекает педагогический метод Яна Амоса Коменского. Он отдает предпочтение объяснению вещей и процессов, признает бескрайний полет творческой мысли.

Центральным пунктом философского учения Коменского является его труд «Пансофия». Пансофия — всеобщая мудрость, зеркало мировой машины (закономерностей совокупности предметов). В основе ее лежат три познавательных принципа: чувство (ощущение), разум, божественное откровение.

Ведущие специалисты прошлого периода видели в Коменском одновременно двух человек — материалиста, настоящего ученого, и трусливого идеалиста, спасающегося от преследования инквизиции налетом религиозности. Однако, исходя из современных представлений о философии, нужно сказать, что такая точка зрения является несколько однобокой. В Коменском уживался один-единственный человек — протестант. И именно как протестант он восстает против догматизма католической философии, и в то же время он глубоко и искренне верует в Христа. Как верующий человек, он сам ограничивает собственное познание определенными рамками — моральными и религиозными.

Характерным для педагогической философии Коменского является построение его теории познания по принципу триады. Он называет такую триаду тремя ступенями мудрости.

Первая из них — теория. Вслед за Декартом он выдвигает правила познания, состоящие из нескольких этапов: представление предмета со всех сторон, разложение проблемы на несколько составных частей, и естественная наклонность человека самостоятельно рассматривать и созерцать материальные предметы внешнего мира.

На второй ступени — практике так же три уровня. Вначале ученик должен получить образец вещи, уяснить себе смысл деятельности. Затем индуктивным методом человек выясняет, как из частей изучаемого может получиться целая вещь. И, наконец, мудро подражая умелым, повторяя их действия совершать самоупражнение.

Завершением триады деятельности, по Коменскому, выступает хресис (применение). В первую очередь оно начинается с уяснения функциональной сущности вещи, затем нахождение правильного способа применения вещи. И, главное, «применять уже добытое знание только на доброе» [1, с. 86].

Философия Коменского предлагает разработанную методику научного постижения мира, разумную систему перехода от теоретической к практической деятельности и наоборот. Но в целом философия Коменского являет нам две стороны своего учения: прежде всего она подчинена главной задаче — педагогике, с другой стороны, задумав цельную систему пансофии, он не смог довести ее до конца. Очевидная причина того, что Ян Амос не смог довести задуманное до конца, состояние разбросанности, в котором он находился постоянно. Не успев решить одну проблему, он переходил к другой. В результате Коменского там и тут сопровождают провалы.

2. Педагогическое учение Коменского. «Великая дидактика» — первое научное обоснование педагогической теории

2.1 Структура и содержание «Великой дидактики»

Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории.

Полное название книги звучит следующими образом:

Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.

Такое длинное название характерно для книг того периода. Заменяя собой современную аннотацию, оно предваряло ознакомление читателя с книгой, информировало о содержании.

Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей.

В данном вступлении автор определяет дидактику как универсальное искусство всех учить всему.

При этом в характерной для Коменского нравственной манере он ставит целью своего учения панморалистское воспитание человека. Укажем также на антропологическую направленность введения. Ян Амос Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении, прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.

Педагогическая система Коменского представляет собой, прежде всего протестантское христианское учение, и направлено на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви.

Но вместе с этой целью, которая может быть оспорена по тем или иным мотивам (секулятивным или религиозным), он определяет сверхзадачу своей дидактики:

«Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:

Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха…» [7, с. 243]

Для достижения этой цели Коменский разделяет свою книгу на 33 главы. Вероятно, это число является неслучайным. Дело в том, что в том или ином виде число «три» встречается достаточно часто в трудах великого славянского педагога. В числе глав оно повторяется дважды. Главы разделяются на ряд пунктов, каждый из которых, для удобства читателя, сопровождается подзаголовком.

Из названий глав можно логически вывести несколько основных идей Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой оправдание человека в чистом виде. Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит к выводу о том, что «… жизнь является только приготовлением к вечной жизни» [5, с. 260]

Повторяя вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский, тем не менее, настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6).

7-10 главы посвящены общим принципам обучения — обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным.

Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский. Он считает, что до появления «Великой дидактики» не было «нормальных» школ.

Для реальной реформы схоластической школы Коменский предлагает требования к обучению (гл. 16), основы обучения
(гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24).

Оставшиеся главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку).

Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией.

Итак, школа должна иметь «достаточный запас панметодических книг» [5, с. 471]. Для подготовки этих книг требуется объединение «талантливых и не боящихся труда ученых мужей» [5, с. 472]. Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.

Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу. «Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени твоего, все это от твоих рук». [5, с. 476]

2.2 Дидактика как теория обучения

Современная дидактическая система складывается из элементов традиционной дидактики и включает в себя элементы, представляющие ее развитие. Среди элементов традиционной дидактики мы находим вклад дидактик Коменского, Гербарта, Дьюи, Бруннера и др. Дидактика современного педагога включает элементы систем отечественных педагогов, основателей концепции базового образования.

Дидактика — теория обучения. Понятие было введено учёным Вольфгангом Ратке в ХVI веке. Содержание и смысл этому понятию дал Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.).

Категории дидактики

В основании дидактики находятся категории дидактики. Категория — это основное понятие конкретной науки.

Основные понятия дидактики можно представить в виде нескольких блоков понятий:

1. Преподавание, учение, обучение, образование.

2. Цель, содержание, средства.

3. Виды, формы, методы.

Все категории дидактики — это категории педагогики. Дидактика же, и все её категории являются категориями педагогики.

1. Организация, система, технологии.

Преподавание — это целенаправленная деятельность педагога, имеющая определённый порядок, последовательность, направленные на достижение педагогической цели. Эта деятельность включает в себя воспитательный аспект, информационную часть, работу с учеником по осознанию материала и практическую часть.

Учение — это процесс (сопроцесс) познания. Этот процесс включает в себя осознание и осмысление в процессе познания, упражнения и практический опыт. В процессе учения у ученика изменяются прежние и возникают новые формы поведения.

Обучение — это упорядоченное взаимодействие педагога и воспитанника.

Знания — это совокупность идей, в которых выражено теоретическое овладение предметом.

Умение — это способность использовать знания на практике и овладение способами использования знаний.

Навыки — это умения, доведённые до автоматизма.

Содержание — это система научных знаний, практических умений и навыков, а также способов мышления и способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками.

Организация — это упорядочение процесса обучения, придание ему формы.

Форма — это внешний вид, оболочка.

Средства — это то, что располагается между педагогом и учеником (классная комната, учебник, техника, голос преподавателя и т.д.).

2.3 Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества

В «Великой дидактике» немаловажное значение уделяется понятию природосообразного обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе, прежде всего государства.

Основываясь на примерах детей-Маугли, каких, вероятно, было немало в стране пожираемой огнем войн и эпидемий, Коменский доказывает, что человек без воспитания становится не чем иным, как только зверем. Он утверждает, что воспитание и образование нужно всем категориям людей, богатым и бедным, умным и глупым, начальникам и подчиненным, мужчинам и женщинам. Ни один человек не может избежать образования, ибо именно оно делает человека настоящим человеком.

В школах нужно стремиться к тому, чтобы:

1. При посредстве наук и искусств развивались природные дарования.

2. Совершенствовались языки.

3. Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями [5, с. 295].

Коменский неоднократно пытается определить так называемое «правильное образование», вкладывая в него собственное христологическое содержание. Но сама по себе мысль о правильности той или иной формы образования является ценной для нас. С древних времен до сегодняшнего дня в школах разных народов боролись и продолжают бороться различные педагогические системы. Каждая из них считает именно свою точку зрения в качестве единственно правильной. Но единственным критерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступать лишь качество знаний выпускников.

2.4 Основные категории педагогики Коменского

В «Великой дидактике» как и в других книгах, Коменский обращается, прежде всего, к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику как «универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом…» [3, с. 245]

Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшем много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного и т.д.

Кончено, далеко не все эти идеи были выдвинуты и разработаны самим Коменским. Так, например, урок как учебный метод применялся за несколько веков до «Великой дидактики», но впервые в истории человечеств Коменский свел воедино все эти педагогические методы.

Человек по своей природе, говорит Коменский, рождается целеустремленным и способным к разумению самых разных вещей. Свойство познания божественно в человеке. «… Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего» [3, с. 273].

Таким образом, в отличие от многих религиозных людей до него и после него, Коменский признает в жажде человека к знаниям божественную, а не сатанинскую природу. Условием же удовлетворения этой жажды Коменский выдвигает образование человека.

Будучи сенсуалистом и рационалистом по своим философским воззрениям Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности.

Подтверждением внимания Коменского к принципу наглядности является один из самых знаменитых трудов педагога — «Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни».

Следующим главным принципом работы школы по Коменскому является систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучение, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факторы и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон.

Обучение вне всякого сомнения должно быть и посильным, а усвоение материала прочным. Постоянные упражнение и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. Но и в самих упражнения Коменский соблюдал диалектический принцип. Вначале ученики осваивали инструмент, с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы, и лишь как завершение брались за целую работу.

Коменский о работе учителя

В педагогике Коменского видное место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой — сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям.

Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним. И в этой связи учителю Коменского легче быть авторитетом для своих учеников, нежели простому наемному служащему. Но в то же время, это требование является отступлением от собственных принципов Коменского — обучение детей независимо от их вероисповедания.

С точки зрения, Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд. Кроме того, учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, оно обеспечивается принимающей общиной. Община же, выделяя деньги на наем учителя, вернет их сторицей в виде знаний собственных детей.

Место учителя в школе четко оговорено в нескольких книгах Коменского. В частности, в трактате «Законы хорошо организованной школы» подробно устанавливаются порядок и приемы учета знаний учащихся; декурионы (своеобразные старосты) ежедневно проверяют знания всех учащихся; учитель на каждом уроке проверяет знания. Вызывая нескольких учеников; ректор школы один раз в месяц проверяет успеваемость учащихся путем испытаний. В конце каждой четверти устраиваются также испытания, а по окончании учебного года — переводные экзамены из класса в класс.

Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. «Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному» [4, с. 156]. Учитель должен учить учеников всему и всесторонним образом «ради доставления человеку всецелого совершенства».

В качестве последнего наставления учителям Коменский говорит о том, чтобы они никогда не забывали цель и задачу своего класса, всегда четко представляя что должно быть достигнуто в ходе обучения. А вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни.

2.5 Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому

Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием.

Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же разводит их вводя понятия педагогиуса (учителя) и педагога (воспитателя).

Тщательно изучив в университетской молодости труды Платона, Аристотеля, Плутарха и Сенеки, Коменский вслед за ними объявляет главными добродетелями воспитанного человека мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.

Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.

Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.

Стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Коменский вместе с тем и требовал от них дисциплины. Следует поддерживать дисциплину хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным благорасположением.

В книге «Законы хорошо организованной школы» Коменский оговаривает правила поведения учеников, старост классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей и директоров.

«Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях — порицание без язвительности, при наказаниях — строгость без свирепости» [2, с. 37].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 — 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течение 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.

Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня т т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. История образования и педагогической мысли: Учеб. Для студ. высш.учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. – 352 с.

2. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения/ Я.А. Коменский. — В 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1982.

3. Коменский, Я.А. Избранные педагогические произведения/Я.А. Коменский. — В 2-х т. Т.2. — М.: 1982.

4. Коменский, Я.А. «Великая дидактика». — Избранные педагогические сочинения/Я.А. Коменский. — М.: Уч.пед.издат., 1955.

5. Кратохвил, М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского/М.В. Кратохвил. — М.: Просвещение, 1991.

6. Лордкипинадзе, Д.О. Ян Амос Коменский/Д.О.Лордкипинадзе. — М.: Педагогика, 1990.

7. Нипков, К.Э. Ян Коменский сегодня/К.Э. Нипков. – СПб.:
«Глаголь», 1995.

8. Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/А.И. Пискунов. — М.: «Просвещение», 2001.

9. Теория и практика школьных воспитательных систем / Редкол: Л.И. Новикова и др. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.

10. Джибладзе, Г.Н. Философия Коменского/ Г.Н. Джибладзе. — М., Прогресс, 1982.

Читая книгу великого чешского педагога-просветителя Ян Коменского «Материнская школа», я убедилась в том, что это классика мировой педагогики. Вы только представьте, книга, написанная почти 400 лет назад, поражает своей актуальность, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и  родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желание помочь родителям в трудном, важном и благородном деле — воспитании детей.

Просмотр содержимого документа

«Эссе по самопознанию » Я.А. Коменский один из классиков гуманной педагогики»»

Красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.

Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогии с естественными «основоположениями»,

законами природы.

Коменский пытается сформулировать общие закономерности природы и воспитания. Говоря о законах природы, он считал природу созданием провидения. Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам природы у Коменского при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил встречаются ссылки на природу человека и на природные возрастные особенности детей.

Жан — Жак Руссо. Дети должны воспитываться, по Руссо естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать

природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. «природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми» — писал Руссо. Он считал, что Воспитание получают из трех источников: От природы .

От окружающих людей . От вещей . Правильным воспитанием будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.

Иоганн Генрих Песталоцци. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы Развить все природные силы и способности человека, Причем это развитие должно быть Разносторонним и гармоническим. Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, — это согласие с природой.

Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требует от него как члена общества.

Песталоцци считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно — животных свойств». Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой форме: воспитание строит свое здание поверх большой, прочно стоящей скалы и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней.

Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления на свет: «час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, Согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

В педагогике произошло противопостановление понятий коллективизма и индивидуализма при однозначном поощрении воспитания коллективиста в коллективе и забвении, даже обсуждении, воспитания индивидуальности средствами парно — индивидуального взаимодействия.

Подлинный педагог, организуя жизнь детского коллектива по всем законам коллективообразования, одновременно выходит и на обустройство личной жизни, стабилизацию духа каждого ребенка с помощью индивидуально — личностного, парного взаимодействия детей и причастных к воспитанию взрослых.

Осуществление широко масштабного воспитательного взаимодействия детей и взрослых — один из важнейших путей сближения старшего и подрастающего поколения, достижения взаимопонимания, содействия взаимному духовно — нравственному становлению и очищению. Цель индивидуально — личностного взаимодействия взрослых и детей расслаивается на две одинаково важные: Внешнюю, очевидную для взрослых и детей — деловую в основе общения, и Внутреннюю, скрытую, духовно — нравственную, педагогическую.

Внешняя цель состоит в том, что наставник — воспитатель делится с ребенком своим жизненным опытом, знаниями, умениями и навыками. Это своеобразная форма шефства, индивидуального наставничества. Реальный критерий успешности такого парного взаимодействия — овладение школьниками конкретными знаниями, умениями, навыками.

Внутренняя состоит в том, чтобы на основе взаимной приязни, симпатии наладить человеческий доверительный духовно — нравственный контакт, желание и стремление обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни, обсуждать проблему идеалов, потребностей, интересов. Товарищеская привязанность позволяет эффективно влиять на мотивы, пробуждать общественные и личные стимулы, раскрывать жизненную перспективу, стабилизировать психику. Большое значение имеет и то обстоятельство, что мальчики испытывают нужду в твердой и надежной мужской руке, а девочки — в чутком и отзывчивом сердце.

Совместная целесообразная деятельность двух субъектов воспитания и жизни направлена прежде всего на утверждение самоутверждение статуса ребенка в мире общественных отношений, явлений, предметов, и вещей.

Воспитатель содействует школьнику в достижении успеха в учебе, повседневных делах, удовлетворении здоровых интересов, развитии контактности и избежании конформизма. В результате ребенок постепенно обретает чувство свободы, осознание необходимости и желание отстаивать ее. Для эффективного воспитательного воздействия недостаточно просто дать школьнику формальные ответы на злободневные вопросы.

Важно выявить разные взгляды, поспорить, побудить высказать свои суждения, эмоционально рассказать о собственных мнениях и убеждениях.

Оглавление

Введение

1. Ян Коменский: педагогическое наследие

1.1 Краткая биография

1.2 Педагогическое наследие

2. Материнская школа

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Ян Амос Коменский — знаменитый чешский педагог, «отец новой педагогики», гуманист, общественный деятель. Современен ли он сегодня — ведь его идеи родились несколько столетий назад? Большинство педагогов сходятся в едином мнении — конечно, современен. Именно он впервые обосновал стройную педагогическую систему, начал говорить о гуманизации процесса образования. Коменский — создатель системы всеобщего образования. Он поставил вопросы об общеобразовательной школе и плановости школьного обучения, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке.

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всем мире».

По его определению учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. Своим потомкам Коменский оставил богатейшее педагогическое наследие, оказав огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения «Великой дидактики» вошли в современную теорию обучения, а перечитывая его книгу «Материнская школа», очередной раз убеждаешься, что это классика мировой педагогики.

Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Цель: охарактеризовать основные положения педагогического наследия Яна Амоса Коменского.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

1. Ян Коменский: педагогическое наследие

1.1 Краткая биография

Коменский Ян Амос родился в 1592 году в Нивнице, в Чехии, в протестантской семье Общины чешских братьев.

В 1608-1610 гг. учился в братской латинской школе, где преподавание было настолько неинтересным, что уже в последних ее классах Коменский начал задумываться о реформировании школьного обучения. Затем учился в Герборнской академии, где после долгого общения с педагогом Я.Г. Альштедом, принял решение стать учителем. Двагода проучился в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-1627) и начал работу над полным словарём чешского языка «Сокровищница чешского языка». Этот труд занял у него 44 года (1612-1656). В 1614 году — учитель братской школы в Приерове. Именно тогда он впервые начинает использовать свой метод обучения латыни, опираясь на «Правила более легкой грамматики».

В 1616 году он стал священником семейной Общины чешских братьев и проповедником. В 1618-1621 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения-Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 году Каменский приступил к созданию труда под названием «Дидактика» на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), и почти сразу же переведя ее на универсальный язык науки — латынь — под названием «Великая дидактика» (1633-1638).

Каменский подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), вызвавшее большой интерес европейских учёных.

В 1650 году Каменский был приглашен в Венгрию для перестройки школьного образования в землях князя Сигизмунда Ракоци, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

В 1657 году по приглашению амстердамского сената он выехал в Голландию, где и прожил до самой смерти. В Амстердаме Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 году капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые две части труда были опубликованы в 1662 году, рукописи остальных пяти частей были найдены только в 30-х гг.20 в.; полностью этот труд был опубликован в 1966 году. Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Каменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Итог своим трудами Каменский подвел в книге «Единственно необходимое» (1668). Умер в Амстердаме в 1670 году.

1.2 Педагогическое наследие

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

коменский педагогическое наследие педагог

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика«, т.е. общая теория обучения. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

«Материнская школа» — о воспитании ребенка в первые шесть лет жизни.

«Открытая дверь к языкам» — энциклопедический учебник латинского языка, переведенный на 16 языков мира. «Мир чувственных вещей в картинках» — учебник латинского языка для начинающих, упрощённый вариант книги «Открытая дверь языков», первая успешная попытка создания учебной книги на основе психологических принципов. Здесь реализована идея развития внешних органов чувств как главного источника познания у детей; правила перехода от конкретного к отвлеченному, от целого к части и обратно, от простого к сложному. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до 2-й пол. 19 в., который стал обязательной учебной книгой по «Уставу народных училищ в Российской империи» (1786).

Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу «Школа-игра«, которая представляла собой драматизацию содержания «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

«Пансофия» — представляет попытку охватить в одной системе все человеческие знания таким образом, чтобы они составили одно логическое целое, в котором одно вытекает из другого, и знание было бы прочным, убедительным и всем доступным. Одинаковые знания всех обо всем должны стать средством всеобщего улучшения человечества, средством устранения споров и войн и осуществления международного сотрудничества.

Основные педагогические идеи Коменского: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевают те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

) принцип сознательности и активности;

) принцип наглядности;

) принцип постепенности и систематичности знаний;

) принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика, гуманного обращения с учащимися. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.

Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы.

Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории, но затем пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков». Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира.

Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную.

Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство — от рождения до 6 лет включительно;

отрочество — от 6 до 12 лет;

юность — от 12 до 18 лет;

возмужалость — от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления, и возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал для каждого из этих возрастных периодов единую школьную систему — от дошкольного воспитания до высшего образования:

для детей от рождения до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери;

с 6 до 12 лет дети обучаются в элементарной школе — школа родного языка в каждой общине, селении, местечке (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания). Коменский также считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремёслами;

следующая ступень обучения — в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия. В учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки;

наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет.

Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» (всеобщее воспитание) расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь. Здесь должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр.

Таким образом, Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный приём учащихся осенью, классно-урочная система, учёт знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т.д.).

Каменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Так, многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и самоотверженный борец за мир между людьми, Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая всё то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд: «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», одну из частей которого он назвал «Пампедией» («Всеобщим воспитанием») где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.

2. Материнская школа

В своей книге «Материнская школа» Коменский пишет, что «дети бесценное сокровище.» и как счастливы те, кому Бог даровал детей, «для родителей, дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни.». «Золото, серебро, драгоценные камни не могут научить нас ничему, чему нас учат другие творения, а именно — божественной мудрости, благости. А дети нам даются как зеркало скромности, приветливости, доброты, согласия и других христианских добродетелей».

По мнению Ян Коменского, родители должны прилагать максимум старания для правильного воспитания своих творений. Родители часто заблуждаются, видя исполнение родительского долга в обучении детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами. Коменский говорит, что о теле, здоровье нужно заботиться для того, чтобы оно стало достойным вместилищем для нравственности, развитого ума, и было освещено блеском истинной мудрости. В книге «Материнская школа» он фактически ставит перед родителями задачу — разностороннее воспитание детей. На своем жизненном пути дети могут сталкиваться «с различными случайностями», и родители должны учить детей «осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями, касающимися настоящей жизни». Предназначение родителей — заботиться о детях, давать им возможность приобретать «изящные культурные навыки и обучаться всему, необходимому для жизни.» Коменский выделяет «троякую» цель воспитания: вера и благочестие; добрые нравы; знание языков и наук. И все это в таком порядке, подчеркивает он, а не наоборот.

В своей книге педагог-новатор подчеркивает необходимость обучения и воспитания детей в противовес теориям, которые говорят, что ребенок должен и может самостоятельно обучаться всему. Нельзя никому думать, говорит он, что юношество само по себе, без усилий и труда, может быть воспитано в благочестии, добродетели и науках. Если ребенок нуждался в том, чтобы его научили кушать, пить, бегать, разговаривать и др., то каким образом ему без труда, само по себе может «достаться обладание более высокими и более удаленными от внешних чувств качествами веры, добродетели, мудрости и знания?» Конечно, это «совершенно невозможно».

Родители являются для детей первыми учителями-наставниками, на них возложена «обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искусно внушать ему относящиеся к познанию» знания «и говорить об этом детям, дома ли они или гуляют на дороге, ложатся ли спать или встают».

«Но так как часто родители, — пишет Ян Коменский, — или не способны воспитывать детей, или вследствие занятий служебными или семейными делами не имеют времени на это…, то, по мудрому и спасительному решению, издревле было установлено, что в каждом государстве образование юношества поручалось мужам мудрым, почтенным». Педагоги, наставники, учителя воспитывали и обучали детей в специальных местах, которые назывались коллегиями, школами, гимназиями, т.е. местах отдыха и литературных развлечений. Однако, со временем обучение детей «отклонилось безмерно далеко от первоначального своего приятного характера» и стало «местом тяжелой работы и мучения». Далее Коменский говорит о том, что ребенку гораздо легче привить хорошие манеры, нравственность в юные годы, чем потом его перевоспитывать. И потому родители не должны откладывать воспитание и образование своих детей на более позднее время, на учителей, они должны сами «изучить способы обращения со своими сокровищами…, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви к людям».

По мнению Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему:

умеренности — дети должны есть и пить «сообразно с требованиями природы; не объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости»;

опрятности — где бы ни находился ребенок, он должен «соблюдать приличия при еде, в одежде и в попечении о теле»;

почтительности — с уважением относиться к старшим, словам, действиям;

предупредительности — «чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все»;

говорить правду — «что есть — то есть, чего нет — того нет. Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку»;

справедливости — «чтобы они не касались ничего чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому-либо вреда»;

благотворительности — чтобы дети были «приятными для других, чтобы они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми»;

трудолюбию — «чтобы они привыкли избегать ленивого досуга»;

молчанию — должны уметь не только говорить, но и молчать, «где это необходимо: когда говорят другие»;

терпению — «чтобы они не думали, что все должно являться к ним по их мановению; с раннего возраста постепенно они должны приучаться обуздывать страсти»;

деликатности (гуманности) и готовности служить старшим — такое воспитание «является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с детства»;

изяществу манер — проявлять к каждому «деликатность, уметь приветствовать, подавать руку, благодарить за одолжение и прочее»;

держать себя с достоинством — «во всем вести себя сдержанно и скромно».

В своей книге выдающийся педагог впервые поднимает вопрос о безопасности ребенка. В первую очередь женщина должна начинать заботиться о здоровье своего ребенка, когда он находится в утробе матери. Он говорит о необходимости сосредоточенно-возвышенного и осторожного отношения беременной женщины к себе и своему будущему ребенку, отношения, призванного способствовать рождению здорового потомства. Заботясь о здоровье ребенка, женщина, носящая его в своем чреве, должна заботиться о себе, чтобы «как-нибудь не навредить ребенку». Женщина, по мнению Коменского, должна соблюдать воздержанность и умеренность, чтобы объеданием и опьянением или несвоевременным постом, очищениями, кровопусканиями, простудами и пр. не изнурять себя и не подрывать своих сил или чтобы не губить и не ослаблять своего ребенка. Женщина должна быть очень осторожной, чтобы не поскользнуться, не споткнуться, не натолкнуться на что-либо или удариться обо что-либо, или «даже неосторожно ступать, так как весьма легко всем этим повредить слабого и еще не окрепшего во чреве ребенка».

Далее Коменский говорит о том, что беременная женщина должна строго воздерживаться от всяких волнений, «чтобы не предаваться внезапному страху, не слишком сердиться, не мучиться, не терзаться и прочему». На рождение здорового ребенка, пишет Коменский, влияют и внешние действия матери. Женщина не должна ослаблять себя излишним сном, валяясь в постели, «вялостью и бездельем», занимаясь делами и выполнением работ, она должна быть бодрой, по возможности быстрой и веселой, «ведь какою она бывает тогда сама, такого характера она родит ребенка».

Большое внимание в книге Коменского уделено детскому питанию, вскармливанию ребенка. Он предлагает обратить особое внимание на то, чтобы мать вскармливала своего младенца сама, своим грудным молоком, «сама была его кормилицей» и подвергает порицанию тех матерей, которые «поручают это делать чужим женщинам». Он сожалеет, «что это жестокое отчуждение детей от их матерей и питание чужим молоком кормилиц (если только не вымывается это каким-нибудь неизбежным случаем или слабостью матери), прежде всего, противно. природе, во-вторых, вредно для детей, в-третьих, гибельно для самих матерей, в-четвертых, совершенно не заслуживает уважении и достойно сильнейшего порицания».

Позже постепенно, вместе с молоком матери, ребенка можно приучать к другой пище, такой, которая ему более близка и естественна. «Эта пища должна быть мягкой, сладкой, легко перевариваемой».

Обращаясь к родителям, Коменский говорит о том, чтобы они не давали без необходимости детям лекарства, а также «горячего и острого». Когда дети подрастут и их отнимут от груди, «их нужно питать подобною пищей, приготавливая ее в умеренном количестве, а именно — хлебом, кашами, какими-либо овощами, водою, легкими фруктовыми напитками; нужно доставлять им умеренный сон, частые игры, легкие движения».

За здоровьем детей, как считает Коменский, нужно следить с величайшей тщательностью, так как их небольшое тело хрупко, кости мягкие, кровеносные сосуды слабы, ни один член еще не развился вполне и совершенно. Нужна разумная предусмотрительность в том, как ребенка взять на руки, приподнять, носить, положить, спеленать, качать в колыбели, чтобы по неосторожности не повредить ему, как бы он не упал из рук, не ушибся, а оттуда, как бы не лишился слуха, не стал хромым или увечным.

Дети взрослеют, начинают сидеть, стоять, бегать, они подвижны и любознательны, но еще слабы и неустойчивы, и окружающий мир грозит им ссадинами, шишками, царапинами. Чтобы обезопасить детей от травм, чтобы они во время игр, забав «не ударялись обо что-либо, нужны маленькие кресла, повязки на коленях, колясочки». Занимаясь с детьми разными физическими упражнениями, движениями и бегом, родители должны побеспокоиться о безопасности ребенка во время этих занятий. Нужно в первую очередь выбрать подходящее, безопасное место для детей и показать им «такой способ упражнения, который был бы безвредным».

Далее он говорит о том, что детей всегда нужно одевать по сезону и соответственно погоде, «от холода и простуды их будет защищать соответствующая одежда и теплое жилище». Родители должны постоянно заботиться о том, чтобы слабое, нежное здоровье детей «не потерпело ущерба от ушибов или от чрезмерного жара и холода, от обилия пищи или питья или от голода и жажды», нужно во всем соблюдать умеренность.

Говоря о том, что ребенок должен вести «упорядоченный образ жизни», педагог впервые пишет о соблюдении режима дня. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок несколько раз в день ложился спать, нужно несколько раз в день кормить ребенка, развлекать игрой. Соблюдение режима «весьма полезно» и со временем станет основой порядка.

Коменский пишет, что дети для полноценного развития требуют ежедневных упражнений и движения. Чем больше ребенок занят делами, чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем быстрее он развивается, «тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем быстрее он растет, тем он становится сильнее физически и духовно».

Далее он говорит об эмоциональном здоровье ребенка и приводит народную пословицу «Веселое настроение — половина здоровья». На первом году жизни детям нравится, когда их качают в колыбели, поют им, щелкают трещоткой, носят по двору или саду, им нравятся движения рук, поцелуи, объятия, «лишь бы все это происходило осмотрительно». Взрослеющему ребенку уже интересна «приятная» игра не только со взрослыми, но и со сверстниками, дети любят физические упражнения, беготню, преследования, любят слушать музыку, приятные зрелища, любят рисовать. Ребенка всецело нужно поощрять в его занятиях и ни в коем случае не отказывать в том, «что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств, будет замечен какой-либо интерес, то это будет укреплять тело и дух».

Таким образом, «Материнская школа» Яна Амоса Коменского должна быть настольной книгой не только для педагогов, воспитателей, но и для каждого родителя. Книга написана простым, понятным языком и дает ответы на все возможные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Заключение

Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи Яна Амоса Коменского — основоположника научной педагогики и изобретателя классно-урочной системы.

В истории педагогики Коменский является лучшим из идеалов, личностью-символом. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, любовь к Родине, оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов.

Коменский написал такие книги, как «Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь к языкам», «Новейший метод языков», «Физика», «Астрономия», «Мир чувственных вещей в картинках», «Школа-игра», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» и др., которые еще при его жизни получили распространение во всеммире.

Самый известный теоретический труд Коменского «Дидактика», многие ее положения вошли в современную теорию обучения. А «Материнская школа», написанная почти 400 лет назад, поражает своей актуальностью, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желанием помочь родителям в трудном, важном и благородном деле — воспитании детей.

Сегодняшние педагоги считают этого великого классика — учителем всех учителей. Когда говорят, что народы — великие педагоги, и великие педагоги — народны, как наиболее яркая иллюстрация возникает пример Яна Амоса Коменского.

Список используемой литературы

1.Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник / Г.Н. Волков. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.

2.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие / Под ред.А.И. Пискунова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с.

.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М. Коджаспирова. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 224 с. — С.67-69.

.Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) / Я.А. Коменский. — М.: Карапуз, 2008. — 288 с.

.Константинов Н.А., История педагогики/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. — М.: Просвещение, 1982. — С.31-33.

.Педагогическое наследие. Коменский Я.А. Великая дидактика (Избранные главы). — М.: Педагогика, 1989. — 416 с.

Теги:
Ян Коменский: педагогическое наследие 
Реферат 
Педагогика

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эспрессо и экспрессо вид ошибки
  • Эскалаторы коне коды ошибок
  • Эскалатор шиндлер 9300 коды ошибок
  • Эскалатор отис ошибки
  • Эскалатор латрэс коды ошибок