Слайд 1
Классификация ошибок части С1
Слайд 2
Виды ошибок Ф а к т и ч е с к и е Э т и ч е с к и е Л о г и ч е с к и е Р е ч е в ы е Г р а м м а т и ч е с к и е
Слайд 3
Фактические ошибки — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности. Например: «Столица США – Нью-Йорк»,«Ленский вернулся в своё имение из Англии», «Маяковский – вдохновитель народа в борьбе с интервенцией». Такие ошибки отражают низкий уровень знаний.
Слайд 4
Этические ошибки — особый вид ошибок; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты. Например: «Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк».
Слайд 5
Логические ошибки — нарушение логической правильности речи, возникающее в результате нарушения законов логики как в пределах одного суждения, так и на уровне целого текста. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объёму и содержанию) понятий в предложении; Подмена одного суждения другим. Предметом повествования являются времена достаточно отдалённые, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью страницы привлекают к себе внимание.
Слайд 6
Речевые и грамматические ошибки Эти виды ошибок для многих учащихся трудны в разграничении. Отличие: речевые ошибки чаще всего не слышны при чтении, их можно обнаружить только в контексте, а грамматические выделяются из общего строя речи.
Слайд 7
Речевые ошибки — связанные с неразвитостью речи. 1) Употребление слова в несвойственном ему значении. Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. 2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. Моё отношение к этой проблеме не поменялось . Были приняты эффектные меры. 3) Неразличение синонимов. Имя этого поэта знакомо во многих странах.
Слайд 8
Речевые ошибки 4) Неразличение паронимов. В таких случаях я взглядываю в словарь. 5) Употребление слов иной стилевой окраски. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею . 6) Разрушение образной структуры фразеологизмов. Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади . 7) Неоправданное употребление просторечных слов. Таким людям всегда удаётся объегорить других.
Слайд 9
Речевые ошибки Нарушение лексической сочетаемости. Автор увеличивает впечатление . Автор использует художественные особенности . 9) Употребление лишних слов, в том числе плеоназм. Молодой юноша. Очень прекрасный. 10) Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология). В этом рассказе рассказывается о событиях древности.
Слайд 10
Речевые ошибки 11) Неоправданное повторение слова. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. 12) Ошибки в употреблении антонимов в построении антитезы. В третьей части текста звучит не весёлый , но и не мажорный мотив. 13) Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Когда писатель пришёл в редакцию, его принял редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.
Слайд 11
Грамматические ошибки — ошибки в структуре языковой единицы; нарушение любой грамматической нормы. Ошибочное словообразование. Трудолюби м ый, на д смехаться. 2) Ошибочное образование формы существительного. Многие чуд а техники. Не хватает врем я . 3) Ошибочное образование формы прилагательного. Более интересн ее .
Слайд 12
Грамматические ошибки 4) Ошибочное образование формы числительного. С пятистами рублями. 5) Ошибочное образование формы местоимения. Ихнего пафоса. 6) Ошибки в образовании личных форм глаголов. Им двигает чувство сострадания. 7) Неправильное употребление временных форм глаголов. Эта книга даёт знания об истории календаря, научит делать расчёты.
Слайд 13
Грамматические ошибки Ошибки в образовании действительных и страдательных причастий. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора. 9) Ошибки в образовании деепричастий. Вышев на сцену. Пиша о жизни. 10) Неправильное образование наречий. Автор тута был не прав. 11) Нарушение согласования. Я знаком с группой ребят, увлекающи мися джазом.
Слайд 14
Грамматические ошибки 12. Нарушение управления. Повествует читател ей . Сделать свою правду более красив ую . 13) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Главное, чему я хочу уделить внимание, это художественн ой сторон е произведения. 14) Нарушение способа выражения сказуемого. Мы были рады, счастливы и весёлые .
Слайд 15
Грамматические ошибки 15) Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. Читая текст , возникает такое чувство… 16) Ошибки в построении предложения с причастным оборотом. Дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами . 17) Ошибки в построении сложного предложения. Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочла ещё в детстве. Ум автор текста понимает не только как просвещённость, но и с понятием «умный» связывает вольнодумство.
Слайд 16
Грамматические ошибки 18) Ошибки, связанные с употреблением частиц. Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. 19) Нарушение границ предложения. Было уже поздно. Когда он опомнился.
Слайд 17
Успехов на экзамене!
1
Квалификация ошибок при проверке сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ) М. В. Козулина
2
ГРАМОТНОСТЬ К 11 Соблюдение этических норм этические ошибки в работе отсутствуют 1 допущены этические ошибки (1 и более) 0 К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1 допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0
3
Этические ошибки Высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
4
Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме (оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго).
5
Укажите предложения, в которых допущены этические ошибки. 1.Не каждый из нас делает благородные поступки, а если и делает, делает их не от души, а лишь для того чтобы выглядеть перед товарищами или родителями благородно. 2.На мой взгляд, любая жизнь бесценна, и я не одобряю бессмысленного убийства лишь по прихоти, а не по суровой необходимости, поэтому мне так импонирует Володин поступок.
6
3. Отслужив, приехав домой к нему приезжали сослуживцы, звонили, его сослуживцы уважали его, но потом спустя несколько месяцов, про него забыли, а забыли потому что он был хорошим человеком, как и Федор Ушаков. Но если бы они были плохими людьми их бы вспоминали и уважали всегда. 4. Да, слишком часто действительно талантливые, гениальные люди бывают незаслуженно забыты, презираемы, бегут от себя.
7
5. Во время СССР писалось много книг про детей, про школьников, про пионеров. У детей было на кого равняться. У нас же все авторы книг, ставят задачу заработать денег, а не просвятить население. 6. Как мне кажется, идя к своей цели, не стоит бояться неудач, ошибок, потому что от этого никто не застрахован. Тем более, чем больше неудач, тем слаще будет вкус победы.
8
7. Я считаю, что матери, бросающие своих новорождённых детей, не заслуживают никакого уважения и их надо общественно порицать. 8. Ведь если на земле не будет таких людей, как Ольга Витальевна, фанатеющая от своей работы, которая путает грань между детьми и взрослыми, наукой и моралью, то дети будут расти не садистами, а героями и защитниками, как Володя.
9
9. Ф.М.Достоевский в своём романе «Преступление и наказание» раскрывает образ девушки, способной любить и свято верить в существование любви, но ради денег идущей на улицу продавать своё тело грязным, подлым и мерзким мужикам.
10
Фактические ошибки Факты, противоречащие действительности, напр.: «Столица США Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».
11
Фактические ошибки в фоновом материале Неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (цитаты, факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений, места событий и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира», Николай Шолохов), искажение жизненной правды («Волга впадает в Чёрное море», «Весной возвращаются с юга ласточки и синицы»).
12
Найдите предложения, в которых допущены фактические ошибки. Укажите эти ошибки 1.Я считаю, что мировая история строится на выдающихся персоналиях: Кутузов, Наполеон, Невский и многие другие. 2.Ни одного поражения не потерпел Фёдор Фёдорович (Ушаков). Но в те времена о нём никто не знал. 3.Вспомните Моцарта, прославившийся еще в детстве, он умер в нищете от тяжелой болезни. Разве это справедливо?
13
4. Повествователь представляет нашему вниманию историю из его школьной поры, рассказ посвящен его товарищу Володе. Они учились в пригодинской школе в Санкт-Петербурге. 5. В годы войны в Корее, когда Корея была разделена на две части, северной части оказывала поддержку Россия, а южной США.
14
6. Ведь так случилось и с великим полководцем Жуковым, который был сослан в Одессу, и с Кутузовым, бывшим в конфликте с Александром Первым. 7. Для раскрытия своей цели автор использует повествование как тип речи, так как в тексте присутствуют элементы развития действия: глаголы, наречия, числительные.
15
8. Вот, например, труд Калашникова ничем не был поощрен. А ведь его автомат имеется на вооружении у величайших держав мира и считается самым лучшим автоматом на планете. 9. В качестве примера можно привести М.А. Булгакова, великого русского писателя. В наше время его романы, такие как «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце» стали очень популярны, хотя в его время большой популярности не было.
16
10. Например старики – ветераны Великой Отечественной войны и других войн, до недавнего времени были забыты и властью и просто людьми. Только сейчас правительство начало уделять им больше внимания. А ведь их уже почти не осталось!
17
ГРАМОТНОСТЬ К 7 Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3 допущено не более 2-х ошибок 2 допущены 3–4 ошибки 1 допущено более 4-х ошибок 0 К 8 Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3 допущены 1 – 3 ошибки 2 допущено 3 – 5 ошибок 1 допущено более 5 ошибок 0
18
При проверке орфографии необходимо различать: орфографические и грамматические ошибки; орфографические и фактические ошибки; орфографические ошибки и описки; грубые и негрубые ошибки; повторяющиеся и неповторяющиеся ошибки; однотипные и неоднотипные ошибки.
19
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя. Грамматические ошибка — отклонения от словообразовательных, морфологических, синтаксических норм. Грамматические ошибки можно и увидеть и услышать. К фактическим ошибкам относятся неверные написания, связанные с незнанием реалий: «у Нагульного» вместо «у Нагульнова», «Тургеньев» вместо «Тургенев» и т. д.
20
Найдите слова, в которых допущены орфографические ошибки. Печёрин, за селом Бородиным, за синем морем, по приезду в город, сабака, в городском саде, на рояли, на пианине, ляжьте, разрежте, по-совести, всплескнулось, агенство, клеющий, посереди дороге, иметь ввиду, пять килограмм, из пламя, с лошадями, филосовский, ночовка, ширше, хужи, пятидесятью рублями, ихий, кочька, хочут, два большие окна, большова, сломив голову, некогда не соглашусь, энгельский, Пашка Корчагин, лутше.
21
Повторяющимися считаются орфографические ошибки, допущенные в одном и том же слове, использованном несколько раз, или в корне однокоренных слов. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку
22
Однотипными называют ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такие правила, в которых для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое опорное слово или его форму (вода – воды, рот – роток, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки..
23
Негрубыми орфографическими ошибками являются: ошибки в исключениях из правил; написание ы и и после приставок; большие буквы вместо малых и наоборот в составных собственных наименованиях; написание собственных имен нерусского происхождения; нерегулируемые правилами слитные и раздельные написания в наречиях, образованных от существительных и предлогов; случаи трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он только ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.); случаи слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
24
Негрубыми пунктуационными ошибками являются: постановка одного знака препинания вместо другого; пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности (сочетание запятой и тире, вопросительного и восклицательного знака и т. п.).
25
Негрубые ошибки считаются за пол- ошибки. Повторяющиеся (сколько бы их ни было) считаются за одну. Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну.
26
Не учитываются и не выносятся на поля при оценке ошибки: в переносе слов; на те правила, которые не предусмотрены школьной программой; в словах с непроверяемыми написаниями, работа над которыми не проводилась; явные описки, искажающие звуковой облик слова («котфа» вместо слова «кофта», «попрыгнул» вместо «подпрыгнул», «быква» вместо «буква» и т. д.); в передаче авторской пунктуации.
27
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические ошибки : В переносе слов. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта). Прописная / строчная буквы — В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог. — При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). — В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот). Слитное / дефисное / раздельное написание — Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь- минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй- город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант). — На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
28
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются пунктуационные ошибки: Тире в неполном предложении. Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным. Запятые при ограничительно- выделительных оборотах. Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми. В передаче авторской пунктуации.
29
Укажите количество орфографический и пунктуационных ошибок в данном отрывке из сочинения. Щас книги потеряли авторитет в глазах современной молодёжи; и скептики могут неустанно кричать о конце книжной эпохи. Но я верю что книга снова восстанет как птица феникс из пепла и к книге вновь вернёца интерес молодёжи и читать книги вновь им станет интересно и читающий подросток будет не презираца и счетаца «ботаником», а наоборот – ценица и быть уважаемым ево товарищами! Пусть книга будет жить и дарить знание и радость новому молодому поколению!
30
ГРАМОТНОСТЬ К 9 Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет 2 допущены 1 – 2 ошибки 1 допущено более 2 ошибок 0 К 10 Соблюдение речевых норм допущено не более 1 речевой ошибки 2 допущены 2 – 3 ошибки 1 допущено более 3 ошибок 0
31
Грамматические ошибки — ошибки в структуре слова, словосочетания, предложения, связанные с нарушением словообразовательных, морфологических или синтаксических норм. Речевые ошибки — ошибки, связанные с пониманием значения слова, словоупотреблением.
32
Укажите предложения, в которых допущены грамматические ошибки. 1.У некоторых людей границы страха выходят за рамки обыденности и приличия. 2.Автор выделяет множество критерий и видов страха. 3.Я разделяю свою точку зрения с автором. 4.Он знает, что каждому из них важнее всего.
33
5. Анафоры, то есть повторения слова «мнимо», как бы сравнивая литературу истинную, сердечную, талантливую и подделку на неё. 6. Нужно уметь сдерживать и управлять своими эмоциями. 7. Как же распознать истинно духовное и пошлое? 8. В тексте употреблены похожие предложения по структуре.
34
9. Маяковский всегда прорицал лёгкое отношение к поэзии как к лёгкому занятию. 10. В прослушанном тексте мы видим, что Тургенев проявлял чистую человеческую любовь к крестьянам, он защищал их и добивался их освобождения. 11. Единственной точкой, которую он видел перед собой, это звезда. 12. Ведь только он поэтирует берёзки и видит в них душу. 13. Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров фонариками.
35
14. Мое мнение на эту проблему достаточно простое Во-вторых, повторюсь, менять школьную форму нужно будет постоянно из-за того, что я расту и моё телосложение меняется каждые полгода. 16. Если человек готов к испытаниям и оказать помощь, он пойдёт и поможет чем сможет. 17. Кто-то просто не воспитан помогать людям. 18. Он всех всегда ценил, уважал и относился с любовью. 19. Возможно, автор сильно унизил свои заслуги.
36
Укажите предложения, в которых допущены речевые ошибки. 1. Я согласна с такой точкой зрения автора, что этого «рисовальщика» ни дома, ни в школе не воспитали должным образом, не объяснили о нормах гражданского поведения. 2. При этом выпускник пишет работу, основываясь на прочитанный текст, который находится перед ним во время экзамена.
37
3. По его мнению, она, старая, оборванная и жалкая, своим приходом причинила ему позор. 4. Мать стояла опустя свои глаза на землю и молча слушала. 5. Она стояла с этим конвертом и смотрела на всех жалостным видом. 6. Но текст, по моему мнению, не очень хороший, так как он жестокий и безжалостен по отношению к матери.
38
7. Я считаю что к человеку, который тебя родил, вырастил, воспитал, должно быть почётное отношение, чувство гордости. 8.Я думаю, что автор поднял актуальную проблему нашего время. 9.Есть такие родители, которые рожают своих детей в лет, а дети этого потом стесняются и стыдятся. 10.Лично я считаю, что сначала нужно ввести цензуру на телевидение и газеты.
39
11. Надо научиться властвовать собой. 12.Автор задаётся вопросом: почему наши футболисты, которые представляют страну, где всё население по-настоящему любит и болеет футболом, так часто проигрывает? 13.Ведь после первого прочтения романа, Раскольников показался мне самовлюблённым эгоистичным типом. Но после дальнейшего растолкования и распознания этой личности на уроках Раскольников прошёл в моём сознании ряд метаморфоз. 14. Школьники и студенты до сих пор ходят в библиотеки, а более старшее поколение снова перечитывают классику.
40
15. Автор поднимает очень важную тему – тему популярности книг. 16. Сейчас телесериалов на телевидении огромное множество. 17. В маленьких детях воспитывается агрессия, глядя на это, портится психика. 18. Фет был очень удивительным поэтом. 19. Умереть как Базаров – всё равно что сделать подвиг.
41
РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ К 6 Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. 2 Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли. 1 Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 0
42
Нарушения точности, чистоты, выразительности речи. неумение выбрать из ряда синонимов или близких по смыслу слов самый нужный для данной ситуации; засоренность речи словами и выражениями, чуждыми литературному языку (использование в сочинении вульгаризмов, бранных слов и выражений, неоправданное употребление просторечных слов и синтаксических конструкций, диалектизмов, иностранных слов, жаргонизмов); неуместное употребление средств выразительности ( употребление средств выразительности, не соответствующих стилю речи и речевой ситуации);
43
Признаки бедной речи. ограниченный объем словаря; неточное словоупотребление; синтаксическое однообразие (короткие однотипные предложения со слабо выраженной связью между ними, основное средство связи предложений в тексте – лексический повтор).
44
РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но — допущена 1 логическая ошибка и/или — в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но — допущено более 1 логической ошибки и/или — имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0
45
Ошибки в абзацном членении: 1.Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует. 2.Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения: вступление, основную часть, заключение – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы. 3.Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части. 4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.
46
Ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи (законов логики) сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении; подмена одного суждения другим; несоблюдение причинно-следственных отношений; пропуск звена в цепи доказательств; использование противоречащих друг другу утверждений при рассуждении и др.
47
Укажите предложения, в которых допущены логические ошибки. 1. Мне нравятся стихи, но если их читать, то, честно говоря, это скучно, и нудно, и быстро надоедает. 2. Я считаю что в людях в которых не воспитаны моральные ценности, виной тому не являются, виноваты родители и близкое окружение, которые вовремя не остановили и не сказали, что можно и что нельзя. 3. Создатель этого героя, его «отец», невероятно экспрессивно, но с доброжелательностью, пониманием и даже с упрёком и соболезнованием нарисовал образ своего героя в романе.
48
4. Пятистопным амфибрахием показывает полноту стихотворения и диктует повествовательный характер. 5. Автор данного текста правильно выразил одну из своих мыслей, речь шла не просто о крысе, а о чем-то большем и важном. Я полностью согласна с позицией автора, так как чужая жизнь ничего не значит. Люди не понимают что жизнь дается всего лишь раз и вообще кто мы такие что бы судить других, решать что делать, оставить в живых или нет.
49
6. Автор показывает, что любовь подталкивает человека на добрые и хорошие поступки. Главный герой очень любил свою дочь и боялся ее потерять. Поэтому он понимал, что если убьет детеныша косули, то сделает ей больно. Ведь тогда мать останется одна. 7. Я согласна с автором в том, что техника становится помощницей книге. Например, многие театральные постановки основаны на книгах. Тем более, самим читая книгу, мы поглащаем намного больше информации чем с экрана или внешней среды.
50
Композиционно-текстовые ошибки (нарушения требований к последовательности и смысловой связности изложения) отсутствие смысловой связи между фразами и частями фраз, пропуск смыслового звена (слов, словосочетаний, предложений); отсутствие средств связи между отдельными предложениями или частями текста; нарушение последовательности изложения; неудачные смысловые переходы между предложениями; неправильное использование средств связи между предложениями и частями текста;
51
Композиционно-текстовые ошибки: нагромождение лишних фактов, неуместных абстрактных рассуждений; привлечение ненужных, не имеющие отношения к теме сведений, загромождающих изложение, делающих его запутанным и сумбурным; перегруженность лишними перечислениями, отвлекающими внимание от главной мысли; смысловые повторы и др.
52
Ошибки в построении текста Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует. Отсутствует логическая связь с основной частью изложения или эта связь очень слабо выражена. Неудачная концовка Дублирование вывода. Завершение работы (концовка) не служит выводом из сказанного, не подводит итог, или совсем не мотивировано исходным текстом. Незавершенность сочинения.
53
Укажите примеры неудачного зачина. 1.Я считаю, что проблемой этого текста является проблема одинокого человека с хорошим прошлым. 2.Существуют такие люди, которые восхищают других своими поступками. Володя из рассказа Трифонова является таким человеком. 3.Автор освещает проблему жестокости людей, которые ради достижения своей цели готовы убить живое существо.
54
4. Почему современники предвзято относятся к талантам своего времени? Именно этот вопрос задает автор текста Ганичев. 5. Володя был непредсказуемым мальчиком. Жил он на Васильевском острове и учился в пригодинской школе. 6.Этот текст был написан В. Ганичёвым. Я полностью согласна с его мнением. 7. Личность. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Какими качествами должен обладать такой человек? Каково его влияние на окружающих и роль в обществе? Именно на эти вопросы пытается найти ответы Юрий Трифонов в данном тексте.
55
8. Адмирал Ушаков – легендарный флотоводец, талантливый стратег, который одержал множество блестящих побед и прославил Россию. К сожалению, такие люди не пользуются всеобщим уважением и вниманием со стороны современников. Почему так происходит? Что мешает преодолеть чувство зависти к талантливому человеку? Ответы на эти вопросы помогает нам дать В. Ганичев.
56
Укажите примеры неудачного завершения сочинения. 1.Мне кажется, что поступок Николая Савушкина можно назвать героическим. Далеко не каждый смог бы поступить так же. И очень хочется верить, что человек с таким чутким сердцем найдет способ спасти свою дочь. 2.Я полностью согласен с мнением автора. Я разделяю его позицию к данной проблеме. Без свободы слова из человека врятли получится здоровая личность. Данный текст мне очень понравился. Текст Трифонова очень интересный, со смыслом и легок в понимании.
57
3.Да, слишком часто действительно талантливые, гениальные люди бывают незаслуженно забыты, презираемы, бегут от себя. Но сколько же мы сами теряем, отвергая их? Мне кажется, что каждый из нас должен быть внимательнее и добрее, что нельзя позволять себе стать частью толпы. И тогда, быть может, кто-то построит нам дом, а кто-то спасет жизнь, потому что каждый может следовать своему призванию, признанный и принимаемый обществом. 4. По моему мнению, автор правильно высказал свою точку зрения и аргументировал проблему. Отношения к животным, да и вообще к природе, я думаю важны каждому человеку!
58
5. И в этом тексте, я в полне согласна с автором в его точке зрения. Все люди должны уважать и не забывать старых друзей. 6. Итак, выбор жизненной цели – важное занятие. 7. В моей жизни была похожая ситуация. Однажды мы с другом еще в классе в пятом отпустили на волю ящерицу. И вообще животных нужно беречь, их итак на нашей планете остается очень мало, и многие занесены в красную книгу.
59
8. Дочку главного героя можно вылечить и не убивая животное. Просто надо очень сильно любить ее и помогать ей. Что и делает главный герой. Мне очень понравился этот текст. Я думаю, что дочь главного героя выздоровет, потому что ее отец очень сильно ее любит… а любовь способна на все!.. 9. К сожалению, я всё реже встречаю художников, которые проносят через свои картины ощущение любви к России. Современное искусство достаточно популярно в наше время, но не вызывает такого мимолётного счастья, радости, трепета, любви за свою родину, как мы получаем от картин знаменитых русских художников: Саврасова, Левитана, Серова и многих других.
60
Ошибки в средней части а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений. в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.
61
Объясните причины композиционно-текстовых ошибок и ошибок, связанных с нарушением законов логики, в данных примерах. 1. Подводя итог, я считаю, что электронная книга действительно не заменит обычную книгу. Но также я считаю, что прогресс не стоит на месте, и в скором будущем громоздкие книги будут заменены более модернизированными и компактными вещами. И человечество не перестанет читать, ведь с помощью книг мы развиваемся и обогащаем свои знания.
62
2.Главный герой сделал правильно, не убив животное. Наверное в нем сыграло материнское чувство. Ведь у него тоже есть ребенок, который болен. Вылечив дочку, главный герой обязан убить детеныша. Со спокойным сердцем и чистой совестью главный герой уходит домой. 3.Последние слова текста очень значимые по смыслу. Они говорят о том, что как бы кто ни старался затмить, забыть его, но у него останутся силы и терпенье чтобы жить и творить на благо человечества. Это очень плохо, что такие таланты не находят себе места в нашем современном обществе!
63
4. Проблема, поставленная в тексте, является моральной. У каждого человека свое отношение к животным – кто-то их любит, а кто-то нет! Важным в рассказе является двадцать пятое предложение «Великие цели требуют жертв!» Ведь еще с древних времен наши предки охотились на животных, для того чтобы прокормить свою семью. Я считаю, что проблема является и общечеловеческой, так как крысиный вопрос буквально взбудоражил всю школу.
64
Какие ошибки допущены в приведенном фрагменте сочинения? Но прошло десять лет после его отставки, и Ушакова забыли. Забыли в императорском дворце и в морских училищях. И он превратился из героя в ненужного человека. Я в полне согласен с автором. Если провести тест и мы можем узнать кто хорошо знает историю и ее героев. К примеру к десяти учащимся задать вопрос. Когда была первая отечественная война и кто был самым известным полководцем. Трое или меньше учинеков ответят, что война была в 1812 г но никто нескажет про извесного полководца Бородина. Мне кажется чтобы устранить эту проблему увеличеть уроков в школе по истории. Показывать больше фильмов и передачь на тему история.
65
Источники 1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 года по русскому языку, подготовленный ФГНУ «ФИПИ». 2. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом. Русский язык./ Цыбулько И.П., Александров В.Н., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Геймбух Е.Ю., Капинос, И.Б., Пучкова Л.И., Соколова Н.В.. – М.: ФИПИ, Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. М., «Просвещение», 1992, с Сочинения учащихся.
К
ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Разновидности ошибок
Иллюстративный материал
Пример с ошибкой
Комментарии. Верный вариант
Нарушение причинно-следственных связей в содержании
Объяснение: из причины не следует вывод;
приведённое следствие не соответствует указанной причине.
1. Поэт воспринимает музыку метели сердцем, потому что она живая…
2. Преподаватели лицея, которые прививали своим воспитанникам уважение друг к другу, расширяли кругозор поэта.
1. Поэт воспринимает музыку сердцем не потому, что она живая, а потому что он любит музыку!
2. причина: преподаватели лицея, которые прививали своим воспитанникам уважение друг к другу; следствие: расширяли кругозор поэта: уважение друг к другу не является причиной интеллектуального развития.
Преподаватели лицея прививали своим воспитанникам уважение друг к другу. Они же расширяли кругозор будущего поэта.
Нарушение логики объединения слов в однородный ряд
СОЕДИНЯТЬ СОЮЗОМ И ДВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ (РАЗНЫХ) ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА НЕЛОГИЧНО
Софья считает Молчалина очень добрым и услужливым человеком. «Молчалин за других себя забыть готов…» Но, я думаю, она ошибается, потому что на самом деле героиня «сама вызвала в себе эту любовь».
Определения «добрым» и «услужливым» не являются синонимами, так как соответствующие им слова имеют разное лексическое значение. При этом:
Добрый – положительная характеристика незлого человека.
Услужливый – всегда готовый оказать услугу.
сначала ученик рассуждает о том, каким видит Софья Молчалина; затем хочет поспорить с героиней комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и утверждает, что «она ошибается»; но! вместо доказательства тому, в чём именно ошибается Софья, ученик утверждает новую и потому НЕЛОГИЧНУЮ мысль: «героиня сама вызвала в себе эту любовь». Нам непонятно, о какой любви идёт речь. Видимо, после слов «она ошибается» пропущено предложение: «потому что на самом деле Молчалин любит вовсе не её, а свою мечту стремительно подняться вверх по карьерной лестнице…» и т. д.
Нарушение логики примера в рассуждении
Молчалин всем льстит. Он готов «ползать перед всеми на коленях». Так, например, Хлёстовой он говорит о том, какая у неё прелестная собачка: «Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка, — я гладил всё его: какая шёлковая шёрстка!» Но на самом деле эта собачка ему противна: он презирает всех людей из высшего общества.
Все – это и Хлёстова, и её собачка? Именно перед ними Молчалин готов ползать на коленях? Возможно… но! собачка не человек из высшего общества. А именно так получилось в результате неверно построенного последнего предложения. Видимо, должно было быть так: он презирает её так же, как и всех представителей высшего московского общества, к которому так хотел бы принадлежать.
Нарушение логики построения текста (построения нового абзаца).
Молчалин очень хитёр. Он понимает, что только чинопочитанием и услужливостью можно добиться высокого положения в свете.
Молчалин и Чацкий… Взаимоотношения этих героев комедии являются подтверждением этой мысли.
Учеником создан резкий переход от одной мысли к другой. Общими темами предложений текста сочинения являются фрагменты, выделенные курсивом, но! общая мысль разорвана неожиданным, резким, а потому НЕЛОГИЧНЫМ тезисом (утверждением): Молчалин и Чацкий…
Верно так: Подтверждением этой мысли являются и сложные взаимоотношения приспособленца Молчалина и не желающего «прислуживаться» Чацкого.
Нарушение логики утверждения
Молчалин по-своему страшен. Мне страшно осознавать то, как он расчётливо и цинично относится к чувствам влюблённой в него Софьи. Поэтому мне очень жаль этого героя.
Молчалин страшен. Далее должно быть доказательство этой мысли: чем же страшен герой Молчалин. Речь должна идти об идее, заложенной А.С. Грибоедовым в этот образ. но! Ученик, пренебрегая необходимыми доказательствами первому тезису, выдвигает новый: мне страшно осознавать…
— нарушена логика вывода: мне страшно осознавать… и поэтому мне очень жаль Молчалина. (Едва ли мы пожалеем того, кто нам страшен!)
Нарушение логики присоединения нового доказательства
В городе строятся детские площадки, открываются новые магазины, появляются места для развлечения: клубы, рестораны. Так же развивается и спортивная жизнь города.
Не понятно, как так же развивается спортивная жизнь города? Как в клубах и ресторанах? (Хочется надеяться, что всё-таки не так же)
Нарушение логики утверждений
На площади высится памятник В.И. Ленину. За памятником находится Дом культуры.
Памятник В.И.Ленину поставлен, а Дом культуры расположен на площади Победы (например).
Нарушение логики соразмерности в утверждениях
Зимы в Карелии очень снежные, очень холодные. А летом в карельском посёлке(?) очень жарко, стоят знаменитые белые ночи.
Мысль: холодно в Карелии, а жарко только в карельском посёлке. — нарушена логика утверждения и вывода: летом в Карелии жарко, потому что стоят белые ночи? Вряд ли…
Верно так: А летом в карельском посёлке так жарко, что даже в знаменитые белые ночи…
Нарушение логики субъектно-объектных отношений
Всё смешалось в доме Простаковых: имение взято под опеку, власти, столь важной для господ, нет, крестьян, основной их (? )доход, у них (? )отобрали.
Кто выполняет действие (субъект) и на кого распространяется это действие (объект). Не понятно: чей доход отобран – крестьян или Простаковых?
Верно так: Крестьян, основной доход семейства, отобрали.
Нарушение логики вопроса и ответа.
Как же это (? ) стало возможно? Прежде всего это вина (?) госпожи Простаковой.
Вопрос сформулирован неточно и предполагает другой ответ.
Верно так: Как же такое положение дел семейства Простаковых стало возможно? Виновата в этом прежде всего сама Простакова.
Нарушение логики тезиса и вывода
«Ученье — вот чума, учёность – вот причина» сказано в то время, когда образование для дворян становится обязательным. Это (?) доказывает то (?), что все они (?) необразованны и глупы.
Последнее предложение необходимо поменять местами с первым, исключив его первую часть:
Представители фамусовского общества необразованны и глупы, потому что заявляют, что «ученье – вот чума, учёность – вот причина». И это сказано в то время, когда образование для дворян становится обязательным и необходимым для служения Отечеству.
Нарушение логики построения сочинения.
В последнее время город выглядит не лучшим образом. Во-первых, втрое увеличился поток машин на главных дорогах города. Вблизи трасс невозможно дышать от выхлопных газов и пыли. Во-вторых, повсюду грязь и неубранный снег. В-третьих, огромное число рекламных щитов просто задавило жителей своей агрессивной навязчивостью.
Начало сочинения не соответствует теме работы. Нет вступления о родном крае, выражением которого для ученика стал родной город.
— нарушена логика содержания работы. Не стоит начинать рассуждение с отрицательного, правильнее начинать с того, что вызывает в сердце любовь и гордость.
Нарушение логики абзацирования (выстраивания абзацев текста в определенной последовательности).
Чацкий обличает право крепостников владеть живыми людьми. Он вступается за бесправных, чей подневольный труд был основой благополучия фамусовского общества. (?)Чацкий — истинный патриот России. Он готов служить, но ему «прислуживаться тошно». Людям «века минувшего» такая позиция кажется смешной и даже опасной. (?)В барском обществе процветает лицемерие.
Следовало разбить текст на 3 абзаца и дополнить каждый из них:
1: необходимо доказательство (цитата)
2: необходим переход к новой мысли (Герой комедии А.С.Грибоедова не может мыслить иначе.)
2: необходимо завершить 2 абзац доказательством рассуждения (цитатой)
3: необходим переход к новой мысли, связанной с темой сочинения « Век нынешний» и «век минувший» (Чацкий не может принять законов светского общества, в котором процветает лицемерие).
нарушение логики построения абзаца.
Я родилась и живу в замечательном городе Сергиевом Посаде. Я заканчиваю школу, мне предстоят выпускные экзамены, затем вступительные в колледж, меня ждёт новая жизнь, которая интригует неизвестностью.
В своём сочинении я хотела бы рассказать, как просыпается мой родной город.
2 предложение не соответствует заявленной теме. Оно лишнее.
Из двух предложений можно было построить одно:
В сочинении я хотела бы рассказать о том, как просыпается мой родной город Сергиев Посад.
Нарушение логики завершения текста сочинения.
Концовка сочинения
1.Находясь в любом уголке нашей страны, я часто вспоминаю свой родной город.
2.Зимним утром я часто хожу в лес, чтобы посмотреть, как «живёт» природа моего края.
Даны два предложения, которые являются самостоятельными нераспространёнными абзацами. После тезисов нет доказательств.
Находясь в любом уголке нашей страны, я часто вспоминаю свой родной город, потому что моё сердце навек поселилось именно там.
Мне дорого всё: широкие дороги, заснеженные улицы, старинные купеческие дома моего города. А ещё зимним утром я часто хожу в лес, чтобы посмотреть, как «живёт» природа моего края.
Нарушение логики сопоставления образно-сюжетных понятий, субъектно-объектных отношений.
Пугачёв наполнил жизнь Гринёва глубоким содержанием, а повесть «Капитанская дочка» глубоким смыслом.
Ученик в одном предложении сопоставляет образ героя повести Пушкина и замысел самого писателя.
Пугачёв наполнил жизнь Гринёва новым глубоким содержанием, помог переосмыслить свою жизнь и утвердиться в своих представлениях о долге и чести.
Нарушение логики построения предложения.
Калашникова можно назвать былинным героем. Во-первых, его характеризует смелость по отношению к царю Ивану Грозному (его ответ после боя). (?)
Часть предложения, взятая в скобки, вероятно, является доказательством. Но при создании развёрнутого текста, а не тезисного плана такое построение предложений является неверным.
После боя с Кирибеевичем Калашников разговаривает с царём на равных.
Нарушение логики предметно-количественных отношений.
Девочки в чёрных костюмах выполняют упражнения с обручем. Правая рука с обручем поднята вверх, а левая плавно отведена назад. (?) Девочки грациозны, стройны, изящны.
Глядя на девочек, можно уверенно сказать, что через несколько лет они станут известными гимнастками (Д).
Девочек в школе занимается много. Но выражения « правая рука» и «левая рука» подчёркивают единственное число описываемых предметов изображения.
ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Фактической ошибкой называют искажение:
-цитатного материала;
-информации, касающейся времени жизни и творчества поэтов и писателей.
Неточное цитирование
Вспоминаются слова известной песни: «Жить без любви, может и просто, но как на свете без любви прожить?»
Вспоминаются слова известной песни: «Жить без любви, быть может, просто, но как на свете без любви прожить?»
Неверное указание дат жизни и деятельности (творчества) писателей, написания произведений, названий и жанров произведений.
Стихотворение М. Лермонтова «На смерть поэта» написано в 1837 году.
Комедия А.С. Грибоедова была опубликована в 1825 году.
Трагедия А.Н. Островского «Гроза» была совершенно новым явлением в русской литературе.
Стихотворение М. Лермонтова « Смерть поэта» было написано в 1837 году.
Комедия А.С. Грибоедова была опубликована в 1833 году.
Драма А.Н.Островского « Гроза» была совершенно новым явлением в русской литературе.
Смешение эпох, авторов, произведений.
А.С. Пушкин, как и Н.А.Некрасов, в стихотворении одушевляет природу.
Нарушение хронологии: Н.А.Некрасов, как и А.С. Пушкин, одушевляют природу в своих произведениях.
Искажение событий, литературоведческого материала, имен героев.
В стихотворении Ф.И. Тютчева «День и ночь» нет лирического героя, но есть ключевые образы ночи и дня.
В стихотворении Ф. Тютчева «День и ночь» круговая композиция.
И.А.Бунин использует в стихотворении эпитеты, с помощью которых достигается гармония стилистических фигур и эмоционального образа.
А кто же размышляет о дне и ночи? Значит, всё-таки лирический герой есть, может быть, это сам автор?
Следует писать не круговая, а кольцевая.
Эпитет не является стилистической фигурой, это троп.
Преувеличенное освещение второстепенных фактов.
Морозка и Метелица – настоящие национальные герои.
Национальный герой – это общественно-политический термин. Он не имеет никакого отношения к литературным героям А. Фадеева.
Морозка и Метелица проявили себя как настоящие герои.
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Точность и ясность речи. Под точностью и ясностью речи понимается владение достаточным словарным запасом, разнообразными грамматическими средствами для точного и понятного выражения мысли.
При этом:
1. Работа сохраняет художественно-выразительные средства исходного изложения (эмоционально-оценочную лексику, метафоры, эпитеты, поэтический синтаксис, перифразы, интонацию, создающуюся соответствующим подбором слов)
2.Работа соответствует требованиям к слогу сочинения любого характера
( литературоведческого, критического, литературно-творческого, на «свободную» тему):
а) точность и чистота языка (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий
хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов);
б) простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);
в) точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов);
г) образность (выразительность, эмоциональность выражения мысли, вызывающие наглядные представления, определённые чувства).
Употребление слов и выражений, неточно передающих мысль сочинения
Грибоедова давно нет, история его времени всё менее близка нам, а комедия не стареет, и Грибоедов, несомненно, более жив в своём герое, чем как историческое лицо.
См выражение история его времени: возникает путаница значений слова история – случай, рассказ или истории — это объективный ход событий, период развития (государства, личности, общества)?
И теперь для нас Грибоедов жив в своём литературном герое не как историческое лицо, а как выразитель общих вольнодумных, прогрессивных идей и взглядов начала 19 века.
Употребление слов в несвойственном им значении.
(Слово-замена искажает смысл предложения; приобретает иное значение; употребляется в другом контексте.)
Правда зачастую скрыта в глубинах произведения.
Блок следует традиции предка.
Значение слова зачастую отличается от значения слова часто; значение слова глубины придаёт тексту (предложению) иное значение.
Правда часто скрыта писателем между строк произведения.
Значение слова предок искажает авторскую мысль.
Замена: предок-предшественник.
Неуместное употребление слов иной стилевой окраски.
(Слово-замена имеет оттенок другого стиля речи (вместо художественного –публицистический, официально-деловой или научный стиль), нарушает стилистическую стройность текста.
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить читателя по другой колее восприятия.
В этом плане стихотворение Бориса Пастернака более спокойно, более размеренно.
Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.
Слово колея ограниченной сферы употребления. Замена – «направить в другую сторону».
Выражение в этом плане имеет оттенок официально-делового стиля, его употребление в сочинении нежелательно.
Данное стихотворение Бориса Пастернака звучит более размеренно, плавно.
Слово шокированы требует замены. Нам понравилась игра актёров.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенные слова или фразеологизмы
(Слово (выражение)-замена придаёт оттенок излишней эмоциональности; «приукрашивают» текст. Работу отличает ложно-пафосная речь.)
Особенно отчётливо представлены размышления поэтов на эти особенно волнующие их темы.
Благодаря творениям потрясающих авторов Серебряного века, мы слышим «громкую мелодию эпохи».
Выражение представлены размышления поэтов требует замены.
Особенно отчётливо выражены размышления поэтов на волнующие их темы.
Слово потрясающих требует замены.
Благодаря великим произведениям известных поэтов Серебряного века, мы слышим «громкую мелодию эпохи».
Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удаётся объегорить других.
Через два часа спектакль закончился и все пошли по домам.
Слово объегорить требует замены
Таким людям всегда удаётся обмануть других.
Выражение все пошли по домам требует замены
Через два часа спектакль закончился, и все разошлись.
Нарушение лексической сочетаемости.
(Слова между собой не могут быть связаны по смыслу и грамматически: у каждого из них своя сфера лексического употребления, свои условия предложной связи. При замене слов в устойчивых словосочетаниях искажается смысл высказывания в целом.)
К двадцатым годам успела произойти перемена в социальной жизни страны.
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности…
Необходимо изменить число выражения перемена в социальной жизни.
В двадцатые годы произошли изменения (перемены) в социальной жизни страны
Выражения увеличивает впечатление и художественные особенности необходимо заменить.
Автор использует средства художественной выразительности, чтобы создать впечатление….
Плеоназм
(Слова, дублирующие смысловое содержание, нарушают целостность предложения, текста.)
В двух этих произведениях звучит тема отчаяния.
В обществе произошли социальные изменения.
В выражении в двух этих содержится повтор.
В этих произведениях звучит тема отчаяния.
Слова социальный и общество имеют общий смысловой стержень.
В общественном укладе страны произошли большие изменения.
Ошибки, связанные с употреблением в одном предложении однокоренных слов.
Под ногами героя рассказа подножка вагона.
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Герой рассказа выскакивает на подножку вагона.
Слова рассказ и рассказывается имеют один корень (тавтология)
В этом рассказе идёт речь…
Бедные и однообразные синтаксические конструкции.
(В условиях одного контекста использованы предложения однотипной конструкции (подлежащее – сказуемое – обстоятельство);
использованы только сложноподчинённые или сложносочинённые предложения;
в предложении пропущены значимые для выражения мысли слова.)
Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Стихотворение Тютчева называется «Ночь», и стихотворение Бунина называется «Ночь».
Необходимо изменить конструкцию второго предложения.
По окончании разговора Петров отправился в гостиницу.
Использованы однотипные конструкции: подлежащее – дополнение — сказуемое – обстоятельство — подлежащее – дополнение – сказуемое – обстоятельство.
Стихотворения Тютчева и Бунина имеют одинаковое название – «Ночь».
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.
(В одном предложении употреблены глаголы или глагольные формы разного вида и времени.
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Наблюдая за движением волшебной радуги, лирический герой стихотворения как будто погрузился в сказку.
Замирает – глагол несовершенного вида, настоящего времени;
Застучит – глагол совершенного вида, будущего времени.
Замрёт…застучит.
наблюдая – деепричастие настоящего времени, образовано от глагола несовершенного вида;
погрузился – глагол прошедшего времени, совершенного вида.
Наблюдая за движением волшебной радуги, лирический герой стихотворения как будто погружается в сказку.
Неудачное употребление местоимений.
(Употребление местоимений вместо существительных с конкретным значением, вместо других местоимений, имеющих временное, пространственное значение.)
В произведении отображены реальные события и герои их времени.
Мы узнаём их характеры и философию жизни, так как они открывают перед читателем душу.
Именно недосказанность придаёт стихотворению «Побег» его очарование, его прелесть.
Необходима замена местоимения их.
В произведении отображены реальные события и герои того времени.
Необходима замена местоимения существительным с конкретным значением.
Мы узнаём характеры и философию жизни героев, открывающих перед читателем душу.
Необходимо исключить местоимения из состава предложения. Именно недосказанность придаёт очарование и прелесть стихотворению «Побег».
Бессвязность предложений
(И одном предложении идёт речь о не связанных между собой событиях, явлениях, действиях. В середину одного предложения «вклинивается» новое, не связанное с ним по смыслу. Нарушена последовательность изложения мысли. Пропущен важный смысловой фрагмент предложения.)
Многое в Дубне уделяется и культуре.
Ведь говоря об этом самом близком, дорогом человеке, боишься недосказать чего-то, с первого взгляда маленького и незаметного, но на самом деле очень и очень главного.
необходима замена слова многое;
необходимо уточнение слова культура.
Большое внимание в Дубне уделяется развитию культуры.
Необходимо разбить предложение на две самостоятельные синтаксические единицы.
Ведь говоря о самом близком, дорогом человеке, мы боимся, что не сумеем выразить словами самого главного. Того, что на первый взгляд кажется неважным, незначительным.
Стилистическая невыразительность предложения
(Слова-замены привносят в текст новые оттенки (публицистического, научного стилей), «обедняют» предложение, текст.)
Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в берёзовой роще, а также в сосновом и смешанном лесах.
Эти поэты внесли огромный вклад в русскую литературу.
Слово также привносит в предложение оттенок публицистичности, слово смешанный (лес) является термином, поэтому в текстах художественного стиля их употребление нежелательно.
Выражение внести большой вклад имеет оттенок политического устойчивого словосочетания. Происходит смешение стилей в рамках одного предложения.
Эти поэты оказали большое влияние на развитие русской литературы.
Неудачно подобранные выразительно-изобразительные средства.
Учитель – нужная, справедливая, мучительная профессия.
Трудно определить литературное сердце произведения « Мёртвые души».
Один из эпитетов лексически не сочетается с двумя предыдущими;
Слово мучительная лучше заменить.
Учитель – нужная, справедливая, требующая полной самоотдачи профессия.
Трудно определить самое захватывающее место поэмы « Мёртвые души».
Нарушение порядка слов в предложении.
(Некоторые члены предложения «вклиниваются» между главными членами, нарушая логику высказывания.)
В стихотворении Ф. Тютчева в самом начале – ночь.
Днём мы просыпаемся, радуемся жизни, в отличие от ночи.
Поменяйте середину предложения и его начало, добавьте недостающий фрагмент высказывания.
В самом начале стихотворения Ф. Тютчева ведётся речь о ночи.
Поменяй начало предложения и его концовку.
В отличие от ночи, днём мы просыпаемся, радуемся жизни.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Соблюдение грамматических норм.
-ошибочное словообразование;
-нарушение связи согласования, управления в словосочетаниях, ошибки в построении предложений с распространёнными определениями и обстоятельствами; однородными членами.
Неверная замена приставок, суффиксов в однокоренных словах.
Мохнастый шмель – на душистый хмель.
Слово мохнастый, вероятно, было придумано по аналогии с прилагательным «ушастый».
Правильно «мохнатый».
Ошибочное образование формы существительного.
Троп в стихотворении немного.
Нет облак над головой.
Были подписаны пустые договора, и мир снова обрушился.
Тропами называют изобразительные средства языка: метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение и т.д.
Тропов в стихотворении немного.
Ошибочное образование формы прилагательного.
Этот факт менее значительнее, чем освещение его в прессе.
Образование сравнительной степени имён прилагательных происходит при помощи суффикса ее, ей или при помощи слов более, менее. Например: сильный – сильнее, (-ей), более сильный.
Этот факт менее значителен, чем освещение его в прессе.
Ошибочное образование формы числительного.
Ольга была околдована силою шестьюдесяти колец времени.
С обоих сторон были выдвинуты справедливые требования.
Ольга была околдована силою шестидесяти колец.
С обеих сторон были выдвинуты справедливые требования.
Ошибочное употребление формы местоимения.
Возле его просвистела пуля.
Ихней радости не было предела.
Какие мы – судить по нам.
Возле него просвистела пуля.
Их радости не было предела.
Какие мы – судить по нас.
Ошибочное образование формы глагола.
(Ошибки в образовании причастий, деепричастий, форм прошедшего, настоящего и будущего времени глагола, возвратных и невозвратных глаголов, супплетивных форм.)
Олень стоял не пошевелясь и смотрел не моргнув.
Барс дрогнулся и бросился бежать.
Прочтя название – « Ночь», читатель сразу представляет звёзды, ночной плеск волн, луну.
Наречие (не) пошевелясь образовано от глагола совершенного вида, а обозначает добавочное несовершённое действие.
Олень стоял не шевелясь и не моргая.
Барс дрогнул и бросился бежать.
Деепричастие образовано при помощи суффикса несовершенного вида, а в предложении идёт речь о действии, которое уже совершилось.
Прочитав название…
Нарушение связи согласования.
В стихотворениях, которых автор адресовал своему современнику, звучит тема…
Я как будто стою на холме, окутанным в мрак.
В стихотворениях, которые автор адресовал своему современнику, звучит тема…
Я стою на холме, окутанном тьмой.
Нарушение связи управления.
(при построении словосочетания ошибочно используется предлог; нарушены нормы употребления существительных, местоимений.)
Его творения всегда соответствовали с мироощущением.
Множество зрителей собралось в театр посмотреть спектакль.
Задайте вопрос от глагола соответствовали к существительному мироощущение.
Произведения поэта всегда соответствовали (чему?) его мироощущению.
Зрители собрались (где?) в театре посмотреть спектакль.
Нарушение в структуре словосочетания
(При неумелом использовании предлогов, «вклинивающихся» в высказывание новых слов, разрушается лексико-грамматическая структура устойчивого выражения.)
Став известным поэтом, которого знают по всему миру.
Задай вопрос от слова знают (где?) …которого знают во всём мире…
Ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы употребления указательных и союзных слов.
В данном стихотворении будущее представляется так же, как у М.Цветаевой.
Ей не понравилось всё, что она пишет.
Задайте вопрос: будущее представляется (каким?)
…В данном стихотворении будущее представляется таким, как в произведениях М. Цветаевой.
Замените союзное слово что на союзное слово о чём.
Ей не нравилось всё, о чём она пишет.
Ошибки, связанные с неверным построением предложения с однородными членами.
(Однородные члены необоснованно являются разными частями речи;
Слова-замены однородных членов имеют свой лексико-грамматический контекст;
Слова-замены не связаны грамматически и по смыслу с общими для них словами.)
И героиня надеется, прикладывает невероятные усилия, как бы вырваться из круга мучений.
Разверни словосочетания, задав вопрос: надеется (на что?), прикладывает усилия (для чего?)
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 262 человека из 64 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ
ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ(ПО РЕКОМЕНДАЦИЯМ ФИПИ 2016 Г.)
-
2 слайд
Виды ошибок
несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы;
фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текстов художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий;
логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;
речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;
грамматические ошибки;
орфографические и пунктуационные ошибки;
несоблюдение требуемого объема. -
3 слайд
Фактические ошибки – это искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д.
2. Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературным материалом.
Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы. -
4 слайд
Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания).
-
5 слайд
Логические ошибки
Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
7) нарушение причинно-следственных связей;
нарушение логико-композиционной структуры текста. -
6 слайд
Логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
-
7 слайд
Логические ошибки
-
8 слайд
Речевые ошибки
Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова.
По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и выражений;
3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью);
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
9) необоснованный пропуск слова;
10) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения -
9 слайд
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
-
-
11 слайд
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
-
12 слайд
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
-
13 слайд
Грамматические ошибки
-
14 слайд
Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
-
15 слайд
Негрубые орфографические ошибки
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. -
16 слайд
Однотипные орфографические ошибки – это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. -
17 слайд
Исправляются, но не учитываются следующие ошибки
1. В переносе слов.
2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную). -
18 слайд
Графические ошибки
— это различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.
Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной. -
19 слайд
Пунктуационные ошибки – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.
Исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:
1) тире в неполном предложении;
2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
5) в передаче авторской пунктуации. -
20 слайд
Негрубые пунктуационные ошибки
Негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки
1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 279 203 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 18.11.2018
- 693
- 7
- 18.11.2018
- 487
- 0
- 18.11.2018
- 489
- 3
- 18.11.2018
- 808
- 6
- 18.11.2018
- 287
- 0
- 18.11.2018
- 809
- 3
- 18.11.2018
- 2117
- 112
- 18.11.2018
- 368
- 3
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
1. Классификация ошибок
части С1
2. Виды ошибок
•Ф а к т и ч е с к и е
•Э т и ч е с к и е
•Л о г и ч е с к и е
•Р е ч е в ы е
•Г р а м м а т и ч е с к и е
3. Фактические ошибки —
Фактические ошибки • разновидность неязыковых ошибок,
заключающаяся в том, что пишущий,
недостаточно хорошо владея информацией по
обсуждаемой теме, приводит факты,
противоречащие действительности.
• Например: «Столица США – Нью-Йорк»,«Ленский
вернулся в своё имение из Англии», «Маяковский –
вдохновитель народа в борьбе с интервенцией».
• Такие ошибки отражают низкий уровень знаний.
4. Этические ошибки —
Этические ошибки • особый вид ошибок; высказывания,
унижающие человеческое достоинство,
выражающие высокомерное и циничное
отношение к человеческой личности,
недоброжелательность, проявления речевой
агрессии, жаргонные слова и обороты.
• Например: «Этот текст меня бесит», «Судя по тому,
что говорит автор, он маньяк».
5. Логические ошибки —
Логические ошибки
нарушение логической правильности речи,
возникающее в результате нарушения законов логики
как в пределах одного суждения, так и на уровне
целого текста.
1)
Сопоставление (противопоставление) двух логически
неоднородных (различных по объёму и содержанию)
понятий в предложении;
2) Подмена одного суждения другим.
Предметом повествования являются времена достаточно
отдалённые, что позволяет предположить не чересчур
молодой возраст автора. Однако темпераментностью
страницы привлекают к себе внимание.
6. Речевые и грамматические ошибки
• Эти виды ошибок для многих
учащихся трудны в разграничении.
• Отличие: речевые ошибки чаще
всего не слышны при чтении, их
можно обнаружить только в
контексте, а грамматические
выделяются из общего строя речи.
7. Речевые ошибки —
Речевые ошибки • связанные с неразвитостью речи.
1) Употребление слова в несвойственном ему
значении. Мы были шокированы прекрасной
игрой акт ёров.
2) Неразличение оттенков значения, вносимых в
слово приставкой и суффиксом. Моё
от ношение к эт ой проблеме не поменялось.
Были принят ы эффект ные меры.
3) Неразличение синонимов. Имя эт ого поэт а
знакомо во многих ст ранах.
8. Речевые ошибки
4) Неразличение паронимов. В т аких случаях я
взглядываю в словарь.
5) Употребление слов иной стилевой окраски.
Авт ор, обращаясь к эт ой проблеме, пыт ает ся
направит ь людей немного в другую колею.
6) Разрушение образной структуры
фразеологизмов. Эт ому, безусловно,
талант ливому писат елю Зощенко палец в рот
не клади.
7) Неоправданное употребление просторечных
слов. Таким людям всегда удаёт ся объегорит ь
других.
9. Речевые ошибки
Нарушение лексической сочетаемости. Авт ор
увеличивает впечат ление. Авт ор использует
художест венные особенност и.
9) Употребление лишних слов, в том числе
плеоназм. Молодой юноша. Очень
прекрасный.
10) Употребление рядом или близко
однокоренных слов (тавтология). В эт ом
рассказе рассказывает ся о событ иях
древност и.
10. Речевые ошибки
11) Неоправданное повторение слова. Герой
рассказа не задумывает ся над своим
пост упком. Герой даже не понимает всей
глубины содеянного.
12) Ошибки в употреблении антонимов в
построении антитезы. В т рет ьей част и т екст а
звучит не весёлый, но и не мажорный мот ив.
13) Бедность и однообразие синтаксических
конструкций. Когда писат ель пришёл в
редакцию, его принял редакт ор. Когда они
поговорили, писат ель от правился в
гост иницу.
11. Грамматические ошибки —
Грамматические ошибки
ошибки в структуре языковой единицы;
нарушение любой грамматической нормы.
1) Ошибочное словообразование.
Трудолюбимый, надсмехат ься.
2) Ошибочное образование формы
существительного. Многие чуда т ехники. Не
хват ает время.
3) Ошибочное образование формы
прилагательного. Более инт ереснее.
12. Грамматические ошибки
4) Ошибочное образование формы
числительного. С пят ист ами рублями.
5) Ошибочное образование формы
местоимения. Ихнего пафоса.
6) Ошибки в образовании личных форм
глаголов. Им двигает чувст во сост радания.
7) Неправильное употребление временных форм
глаголов. Эт а книга даёт знания об ист ории
календаря, научит делат ь расчёт ы.
13. Грамматические ошибки
Ошибки в образовании действительных и
страдательных причастий. Ручейки воды,
ст екаемые вниз, поразили авт ора.
9) Ошибки в образовании деепричастий. Вышев
на сцену. Пиша о жизни.
10) Неправильное образование наречий. Авт ор
тут а был не прав.
11) Нарушение согласования. Я знаком с
группой ребят , увлекающимися джазом.
14. Грамматические ошибки
12. Нарушение управления. Повест вует
чит ат елей. Сделат ь свою правду более
красивую.
13) Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым. Главное, чему я хочу уделит ь
внимание, эт о художест венной ст ороне
произведения.
14) Нарушение способа выражения сказуемого.
Мы были рады, счаст ливы и весёлые.
15. Грамматические ошибки
15) Ошибки в построении предложения с
деепричастным оборотом. Чит ая т екст ,
возникает т акое чувст во…
16) Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом. Дорожка была
покрыт а проваливающимся снегом под
ногами.
17) Ошибки в построении сложного
предложения. Эт а книга научила меня ценит ь
друзей, кот орую я прочла ещё в дет ст ве. Ум
авт ор т екст а понимает не т олько как
просвещённост ь, но и с понят ием «умный»
связывает вольнодумст во.
16. Грамматические ошибки
18) Ошибки, связанные с употреблением
частиц. Хорошо было бы, если бы на карт ине
ст ояла бы подпись художника.
19) Нарушение границ предложения. Было уже
поздно. Когда он опомнился.