Цель урока: познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного
написания производных предлогов в течение, в продолжение, в следствие и с
наречием впоследствии.
Задачи:
- Обучающие:
– научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части
речи;
– научить правильно писать производные предлоги;
– устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и
раздельного написания предлогов, образованных от существительных;
– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил. - Развивающие: Развивать орфографическую зоркость, зрительную память,
творческие способности учащихся. - Воспитательные: Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить
у учащихся уважение и любовь к родному языку. - Коррекционные: Преодолеть пассивность деятельности ребенка и
пробудить желание к взаимодействию; изменить психическое самочувствие,
развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к
контакту.
Методы обучения:
Репродуктивный (для формирования ЗУН. Знать правила слитного и
раздельного написания предлогов, образованных от существительных.
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.
Формировать навык правильного употребления производных предлогов в
речи).
Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к
изучаемому вопросу.
Практический – для развития практических умений и навыков.
Основной метод работы – анализ языкового материала по теме “Слитное и
раздельное написание производных предлогов”.
Организационный момент: “Минутка приятных воспоминаний”. (Предлагаю
вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.)
Вступительное слово учителя.
Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку
своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и
в любом деле главное – доброе начало.
Откройте тетрадки, запишите число, кл/работа.
Прочтите предложения, вставьте буквы и объясните, почему одни и те же
существительные имеют разные окончания?
(Предл. пад.)
В течении некоторых рек бывают опасные места: камни, мели, водовороты. Чтобы
благополучно провести через них лодку, рулевой должен внимательно вглядываться в
течение.
(Вин. пад.)
(Существительные стоят в предложном и в винительном падеже.)
Предлагаю вам превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно
рассмотрев выделенные слова, сопоставив их, сказать, что общего между ними и в
чем разница.
Сущ. Вин. пад.
В течение реки попало бревно. |
Предлог.
В течение часа мы с интересом слушали |
В течение, в продолжение, в следствие любят превращаться в предлоги.
Поэтому внимание! Перед нами существительные-перебежчики! Когда эти
существительные переходят в предлоги, то такие предлоги как мы называем?
(Производными.)
Как бы вы сформулировали тему нашего урока?
Запишите тему урока: “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.
Как вы думаете, что нам необходимо сегодня сделать, чтобы изучить эту тему?
Вспомните, что такое предлог?
Какие бывают предлоги?
Какие предлоги мы называем производными?
А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных
предлогов?
Прежде всего, по смыслу. Предлоги в течение и в продолжение обозначают
отрезок времени и никакого отношения к течению реки и продолжению книги не
имеют.
Различайте! |
|
Производные предлоги | Существительные |
|
Вин. пад.
Попал (куда? во что?) в течение реки. Изменения произошли (где? в чем?) в течении реки. (Обозначают Ввести новых героев (куда? во что?) в продолжение романа. Мы узнаем о судьбе героя (где? в чем?) в продолжении романа. |
Предлог обязательно включается в падежный вопрос.
Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить
прилагательное.
Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части
речи, неизменяемы, они всегда оканчиваются на е. Предлоги в течение, в
продолжение – синонимы, их можно заменять друг другом, они имеют временное
значение.
Теперь потренируемся.
– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.
- А там, (в)течени… реки,
Где воды были глубоки,
(В)течени… недели
Образовались мели. - А (в)продолжени… романа
Пройдет рассказ о дальних странах,
Где (в)продолжени… трех лет
Скитался сосланный поэт.
А предлог вследствие – синоним предлога из-за и не имеет
никакого отношения к судебному следствию.
Различайте! |
|
Производный предлог | Существительное |
Вследствие – из-за
(обозначает причину) Вследствие болезни. Не пришел (почему? по какой причине?) |
Предл. пад.
Допущена ошибка (в чем? где?) в следствии. (Во что? куда?) В следствие включились |
Предлог обязательно включается в падежный вопрос.
Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить
прилагательное.
Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части
речи, неизменяемы. Предлог вследствие оканчивается на е, пишется слитно.
Теперь потренируемся.
– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.
(В)следстви… вкралась ошибка, (в)следстви… которой (в)последстви… под
подозрение оказался невиновный человек.
Итак, запомните правописание этих предлогов: в течение, в продолжение,
вследствие.
“А я к этому не имею никакого отношения, – заявило наречие впоследствии,–
пишите меня только так: впоследствии”.
Запомни: наречие впоследствии обозначает время. Познакомились
(когда?) впоследствии.
Помогите наборщику! Он рассыпал слова в предложении. Собирая рассыпанные
слова в предложения, раскрывайте скобки и вставляйте пропущенные буквы.
Работа в парах. (1 предложение выполняем все вместе.)
1) Артур Конан Дойл, о, английский, рассказал, чем,
вот, писатель.
2) Поколений, легенда, нескольких, о, (в)продолжени… ,
страшной, Баскервилей, в, собаке, роду, сохранялась.
3) Баскервилей, долгого, страшное, наводило, замка, (в)течени…, на,
ужас, чудовище, времени, обитателей.
4) Ним, сэр, с, Генри Баскервиль, встречи, (в)следстви …, умер.
5) Не, неизвестно, Шерлок Холмс, чем, вмешался, бы (в)следстви…, все,
бы, если, кончилось.
6) Облегчением, (в)последстви…, с, обитатели, вздохнули, замка.
Ответ.
- Вот о чем рассказал английский писатель Артур Конан Дойл.
- Легенда о страшной собаке сохранялась в роду Баскервилей в продолжение
нескольких поколений. - В течение долгого времени страшное чудовище наводило ужас на обитателей
замка Баскервилей. - Вследствие встречи с ним умер сэр Генри Баскервиль.
- Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы в следствие не вмешался Шерлок
Холмс. - Впоследствии обитатели замка вздохнули с облегчением.
I. Я вижу, что вы немного устали, сядьте поудобнее,
закройте глазки, откройте, посмотрите вверх, вправо, влево, закройте, откройте,
посмотрите на экран. Что вы видите на экране?
II. Отдохнули немного, а теперь поиграем в
корректора.
Игра “Корректор”.
Помните, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где
создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду вылавливать
ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать
корректорами.
1) В течении нескольких дней шли проливные дожди. (в течение.)
2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось
много грибов. (Вследствие.)
3) В продолжении ночи гроза несколько раз уходила в море и
снова возвращалась. (В продолжение.)
4) В течение сибирских рек встречаются пороги. (В течении –
сущ., предлож. пад.)
Итоговое задание тест “Проверь себя”.
Затем взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.
- На месте точек пишется и:
А. идти в течени… дня
Б. вследстви… невнимания
В. в течени… реки пороги
Г. занимался в продолжени… года - На месте точек пишется е:
А. эти герои действуют в продолжени… романа
Б. трудно отыскать ошибку в следстви…
В. вспомнили об этом впоследстви…
Г. смотрел на него в течени… минуты - Пишется слитно:
А. (в) течение получаса
Б. (в) продолжение дня
В. (в)следствие засухи
Г. (в)следствии допущена ошибка - Пишется слитно:
А. обнаружить (в)последствии недочет
Б. включить (в)следствие
В. (в)течение многих лет
Г. (в)продолжении романа
1-В, 2-Г, 3-В, 4-А.
Поставьте оценку: 0 ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”.
Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3?
Подведение итогов:
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового узнали?
- Какие предлоги обозначают время? Как они пишутся?
- Как пишется предлог вследствие? Как его отличить от существительного с
предлогом в следстви(е) и от наречия впоследствии?
Домашнее задание на выбор:
1-й вариант – списать предложения, раскрывая скобки, вставляя
пропущенные буквы:
1. (В) течени… многих тысячелетий меняется форма земной поверхности, и там,
где раньше шумело море, (в)последстви… могла образоваться суша. 2. (В)продолжени…
книги мы встречаемся со знакомыми героями. 3. Повторять изученное надо (в)продолжени…
всего учебного года. 4. (В)следстви… малого падения Волга имеет медленное
течение. 5. (В)следстви… по делу о расхищении обнаружены ошибки. 6. В своем
течени… река Тьмака делает значительные изгибы.
2-й вариант – составить предложения, употребив слова в течение – в
течении, вследствие – в следствии, в продолжение – в продолжении, впоследствии.
3-й вариант – творческое задание: написать эссе:
Вставьте пропущенные буквы в предложения и определите слитное или раздельное
написание, объяснив свой выбор.
(В)течени… целого месяца они не разговаривали друг с другом. – (В)течени…
реки много поворотов.
В первом предложении в течение – производный предлог с временным
значением, поэтому на конце я пишу е.
Во втором предложении слово течение является существительным,
которое употреблено в форме предложного падежа. Поэтому на конце я пишу и.
Напишите эссе по образцу на темы, данные ниже. Какие буквы надо вставить в
данные блоки предложений? Аргументируйте свой ответ.
- В продолжени… лета шли дожди. – (В)продолжени.. романа появились новые
герои. Есть необходимость (в)продолжени… этой повести. - (В)следстви… по делу о краже появились новые свидетели. – (В)следстви…
по делу об ограблении внесены новые факты. – (В)следстви… проливных дождей
дорогу размыло.
Литература:
- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т.
Григорян, И.И. Кулибаба. Учебник для 7 классов общеобразовательных
учреждений, Москва “Просвещение”.
Диагностическая работа Задание №6
1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнееслово. Выпишите это слово.
Поскольку естественный уровень грунтовых вод летом минимальный, за истекший период временинами были проведены осушительные работы в полном объёме.
2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнееслово. Выпишите это слово.
В 1835 году состоялся первый дебют актрисы в написанной специально для нее драме Виньи «Чаттертон». Китти Белл в исполнении Дорваль предстала перед зрителями тихой хрупкой женщиной, оказавшейся способной на огромную любовь.
3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнееслово. Выпишите это слово.
Сегодня целый день льет проливной дождь. Я люблю дождь, в нём есть что-то таинственное, загадочное, угрюмое. Мне нравится сидеть у окна, думать о своей жизни, вспоминать то, чему уже никогда не произойти.
4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнееслово. Выпишите это слово.
Таким образом, участники акции, помимо выгодных предложений, связанных с понижением стоимости обучения, получают в подарок памятные сувениры с логотипами школы.
5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнееслово. Выпишите это слово.
Устное народное творчество имеет огромное познавательное и воспитательное воздействие на формирование личности дошкольника. Народный фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнееслово. Выпишите это слово.
В четыре года Моцарт уже виртуозно играл на фортепиано, а в пять этот юный вундеркинд написал свои первые небольшие музыкальные пьесы. В возрасте восьми лет Моцарт закончил написание своей первой симфонии.
7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнееслово. Выпишите это слово.
Давно замечено, что коллеги по работе, между которыми устанавливаются дружелюбные отношения, легко воспринимают новые идеи, помогают и доверяют друг другу.
8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнееслово. Выпишите это слово.
Сайт Perm.rabota.ru поможет желающим найти работу в Перми. Свободные вакансии в Перми появляются каждый день — заходите на сайт регулярно и подпишитесь на предложения, которые вам интересны.
9. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнееслово. Выпишите это слово.
Ландшафт — это конкретный природно-территориальный комплекс, являющийся неповторимым и имеющим свое точное расположение на карте и географическое название.
Различают несколько видов ландшафта местности, которые отличаются друг от друга не только оформлением, но и видом деятельность происходящей на них.
10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнееслово. Выпишите это слово.
Многие произведения Бориса Васильева рассказывают о Великой Отечественной войне. А в своей автобиографии писатель дал подробную характеристику тех людей, с которыми его свела война.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово
1. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
- В возникновении болезни играют значение многочисленные клеточные и внеклеточные факторы, которые регулируют обмен кальция.
- Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.
- Врут все, но это не имеет роли, потому что никто не слушает.
5. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.
- В 1609 г. был заключен договор со Швецией, по которому шведы готовы были дать поддержку России в обмен на ее отказ от претензий на побережье Балтики.
- Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.
- Чтобы стать чемпионом, надо было одержать первенство с определенным, причем крупным счетом.
- В любом историческом романе присутствует художественны вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.
- Детские страхи – вполне реальные, достаточно сильные переживания, которые могут портить жизнь ребенка, заставляя его постоянно быть в поле внимания родителей.
- Некоторые образы, эпизоды и идейные мотивы последнего романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» берут истоки во всех последующих произведениях, начиная с «Бедных людей» и заканчивая «Дневником писателя» и «Подростком».
- Летом обычно идет дождь, состоящий из крупных капель, потому что в это время земная поверхность интенсивно нагревается и насыщенный влагой воздух стремительно ползет вверх.
- Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астра».
- Если назначить слишком дешевые цены, то организация не сможет покрыть свои издержки и не сумеет выжить.
- «Туземцы, — рассказывает Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях ядовитую траву, смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю рыбы».
- Изучая архивные материалы, писатель подчас узнает и оценивает такие факты, которым, может быть, даже значения не уделял тот человек, о котором написана книга.
- Улучшение технологии позволяет национальному хозяйству повысить выпуск продукции при том же уровне затрат за счет увеличения производительности факторов производства.
- Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершённый в юности.
- Правильная устная и письменная речь поможет приобрести уважение окружающих.
- В сюжете произведений А.П. Чехова первую скрипку исполняли изменения душевного состояния героя, динамика его противостояния обстоятельствам, бытовой рутине.
Что такое тавтология? Примеры
Тавтология — это специальный или непреднамеренный повтор однокоренных слов в словосочетании или предложении.
Тавтология — это лексическая ошибка речи
Одной из разновидностью плеоназма является тавтология. Чтобы понять суть исследуемого явления в лингвистике, выясним, что значит этот термин. Он складывается из двух греческих слов:
Буквально «тавтология» — это тождесловие. Исходя из этого значения, можно определить, что этот термин выражает какое-либо понятие или явление повтором близких или однокоренных слов.
Если плеоназм выступает как скрытое смысловое излишество, то тавтология является речевой ошибкой, которая характеризуется явным повтором однокоренных слов с одним и тем же или похожим значением.
Понаблюдаем, как проявляется тавтология в словосочетаниях:
- лил проливной ливень;
- всеобщее признание всех людей;
- объединиться воедино;
- повседневная обыденность;
- реорганизация организации и пр.
Как видим, эта лексическая ошибка возникает в речи тогда, когда говорящий случайно, не учитывая смысла слов или не зная точного их значения, употребляет в своей речи однокоренные слова, одно из которых дублирует смысл другого. Создаётся явное речевое излишество.
А вот какое определение тавтологии можно прочесть в Википедии:
Учтём, что в некоторых словосочетаниях тавтология не ощущается в результате забытого первичного значения главного слова:
- низкий бас;
- чёрные чернила (чернила бывают и синие, и красные);
- белое бельё;
- душистый запах.
Приведем примеры речевых ошибок с тавтологией в предложениях.
Примеры тавтологий
А вы знаете, она живет довольно скучной жизнью в провинциальном городке.
Гарантийный талон гарантирует устранение скрытых дефектов прибора.
Это природное явление является уникальным в этом регионе.
От моей заработанной зарплаты почти ничего уже не осталось.
В своей повести писатель ярко описывает природу Сибири.
Чтобы не допускать подобных речевых ошибок, советуем познакомиться со словарем плеоназмов и тавтологий.
Но не всегда это речевое излишество воспринимается как ошибка речи. В художественных произведениях оно выступает в качестве образного средства.
Тавтология — стилистический приём в литературе
Тавтология востребована в литературе как стилистический приём, который создаёт образность, выразительность и эмоциональность языка художественного текста. В своих произведениях авторы охотно прибегают к использованию тавтологии:
Ты греми, гром, а я дождь разолью (А. Островский).
Правда правдой остается, а молва себе молвой (А. Твардовский).
В поэтических произведениях иногда повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (тоска-печаль, море-океан, знает — ведает, плачет — тужит,) либо используются однородные по звучанию и смыслу слова (веет — повевает, греет — пригревает).
Для усиления эмоциональности речи и эффективного воздействия на слушателей тавтология в виде повтора одного и того же слова или однокоренных лексем распространена в публицистике и ораторском искусстве.
Не следует нам огород городить из-за этого!
В фольклоре активно используется этот стилистический приём, который характеризуется повтором однокоренных лексем, одного и того же слова или его грамматических форм.
Понаблюдаем за употреблением тавтологии в русских пословицах и поговорках:
В зачинах сказок, легенд и былин типична тавтология:
Видеоурок «Плеоназм и тавтология»
ЕГЭ по русскому языку
презентация к уроку (русский язык, 11 класс) на тему
Нормы современного русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normy_yazyka_ege11.ppt | 513.5 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка к ЕГЭ Нормы современного русского языка
О нормах Главным понятием культуры речи является норма Нормы бывают орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические, орфографические, пунктуационные, стилистические .
Орфоэпические и акцентологические нормы Орфоэпические нормы – это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле — нормы ударения (акцентологические нормы)
Орфоэпические нормы, акцентологические нормы Некоторые закономерности в постановке ударений : Существительные мужского рода на –лог , называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге: эпилог, каталог, некролог (но : аналог) Называющие лиц по роду занятий — на среднем слоге, то есть не на части –лог : антрополог, физиолог
Орфоэпические нормы Сложные существительные с частью – провод произносятся с ударением на последнем слоге: водопровод, мусоропровод, нефтепровод, трубопровод Ударение у существительных женского рода на – ота зависит от того, образованы они от прилагательного или от глагола. Если образованы от прилагательных, то имеют ударение на окончании: глухота, красота, слепота, немота . Если о т глаголов – на основе: ломота, дремота, острота, зевота
Орфоэпические нормы Существительные мужского рода на – анин чаще всего имеют ударение на предпоследнем слоге: марсианин, англичанин, египтянин, мусульманин Ударение на последний слог падает в словах старославянского происхождения: христианин, славянин, мещанин, дворянин
Орфоэпические нормы В кратких прилагательных и причастиях женского рода, а также в глаголах прошедшего времени женского рода принято ставить ударение на последнем слоге : молода, брала, приняла, принята ( НО: крала, клала ) У глаголов на –ировать существует тенденция к переносу ударения с последнего слога на третий от конца: блок и ровать, коп и ровать, экспорт и ровать, делег и ровать. НО : премиров а ть, пломбиров а ть, маркиров а ть.
Расставьте ударения в словах: Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин.
Проверьте свои ответы: Ср е дства, св е кла, крас и вее, зав и дно, дос у г, балов а ть, догов о р, позвон и т, опт о вый, пр и няли, доб ы ча, брал а , сл и вовый, кварт а л, нач а ть, н а чал, зак у порить, т у фля, щав е ль, симм е трия, эксп е рт, катал о г, звон я т, бензопров о д, облегч и ть, т о рты, ход а тайство, прин у дить, мышл е ние, б а нты, жалюз и , включ и т, танц о вщица, кр е мы, мастерск и , м е льком, христиан и н.
Словообразовательные нормы – определяют правила образования слов Исправьте ошибки: ▪ Брат подскользнулся на льду. ▪ Почему ты надсмехаешься надо мной? ▪ Позвольте, я вам зацитирую письмо. ▪ У Сергея подчерк неразборчивый. ▪ Скипяти чайник и сними обвёртку с печенья.
Грамматические нормы: морфологические и синтаксические нормы Морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта. Искажение морфологических норм ведет к грамматическим и речевым ошибкам. Синтаксические нормы отражают правила согласования слов в словосочетании и предложении, правила управления, правила построения предложений.
Морфологические нормы Запомните род существительных: Мужской род: банкнот, толь, тюль, рельс, рояль, шампунь, жираф; Женский род: бандероль, мозоль, плацкарта, туфля, тапка, манжета. Запомните наиболее употребительные формы существительных Им.п. мн.ч. : адреса, доктора, паспорта, профессора, ордера, директора, борта, сорта, округа, тенора, паруса, поезда, сторожа.
Морфологические нормы Окончания существительных Р.п. мн.ч. м.р. : Нулевое окончание побеждает у следующих групп сущ.: ▪ названия национальностей: болгар, грузин, румын, англичан, армян, турок ( но : греков, узбеков, якутов, монголов, курдов); ▪ названия парных предметов: сапог, валенок, ботинок, брюк, погон, манжет, чулок ( но : носков);
Морфологические нормы ▪ названия мер, весов, единиц измерения: несколько ампер, киловатт, вольт, рентген, герц, ом ( но: граммов, килограммов, ярдов, акров); ▪ название овощей и фруктов: яблок, гранат, маслин ( но : помидоров, апельсинов, лимонов, бананов, ананасов).
Морфологические нормы Запомните! ▪ форма несов.вида к положить – класть , а не ложить; ▪ в литературном языке нет бесприставочного глагола ложить . Есть лишь возвратный глагол несов.вида ложиться , которому соответствует форма сов.вида – лечь : ложиться спать – лечь спать ; ▪ повелительное наклонение от глагола лечь : ляг — лягте
Морфологические нормы От данных сущ. образуйте форму Р.п. мн.ч.: мандарины, гектары, ботинки, граммы, комментарии, носки, осетины, помидоры, сапоги, туфли, яблоки, яблони. От данных сущ. образуйте форму Им.п. мн.ч.: бухгалтер, конструктор, лектор, ректор, редактор, джемпер, инспектор, свитер, слесарь, токарь, торт, шницель, шофёр, отпуск, сектор, шторм, ястреб.
Морфологические нормы Проверьте свои ответы! ▪ мандаринов, гектаров, ботинок, граммов, комментариев, носков, осетин, помидоров, сапоги — сапог, туфель, яблок, яблонь. ▪ бухгалтеры, конструкторы, лекторы, ректоры, редакторы, джемперы, инспекторы, свитеры, слесари, токари, торты, шницели, шофёры, отпуска, секторы и сектора, штормы и шторма, ястребы.
Исправьте грамматические ошибки: Малыши были крепкие и веселы . Я чувствую себя более скромнее в этой роли Мы подготовили около пятиста специалистов C обоих сторон C троими ученицами Ихнии привычки
Синтаксические нормы — правильное построение словосочетаний и предложений Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из них наиболее частотными являются ошибки в структуре словосочетания.
Синтаксические нормы Ошибки могут быть связаны с неправильным управлением глагола или существительного: согласно распоряжения директора, заведующий кафедры; с употреблением общего дополнения при двух управляющих словах: смотреть и любоваться картиной, ухаживать и содержать дочь ; с соединением в качестве однородных членов слов, выражающих неоднородные понятия: изучать менеджмент и засолку огурцов ;
Синтаксические нормы ▪ Синтаксической ошибкой является неправильный порядок слов в предложении: Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру; Приведённые факты в газете свидетельствуют о коррупции чиновников. ▪ Неправильное употребление деепричастного оборота: Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь; Пробежавшись до околицы, мне стало жарко.
Запомните управление глаголов, существительных, прилагательных, употребление предлогов
Обратите внимание на управление при словах, близких по значению: Беспокоиться о чём? – тревожиться за что? Доволен чем ? – рад чему ? Дорожить чем ? – ценить что ? Предостеречь от чего ? – предупредить о чём ? Коснуться чего ? – говорить о чём ? Писать о чём ? – описывать что ? Платить за что ? – оплачивать что ? Отчитываться в чём? – делать отчёт о чём ? Упрекать в чём ?- попрекать чем ? –порицать за что ? Различать что и что ? – отличать что от чего ? Отзыв о чём ? – рецензия на что ? Обращать внимание на что ? – уделять внимание чему ?
Исправьте ошибки в управлении Мать описывает о путешествии Действуем согласно распоряжения Заведующий склада отдал распоряжение График нарушен вопреки указания директора Больше время уделить на чтение книг Павел пришёл с армии Студенты уделяют внимание на записи во время лекций
Исправьте синтаксические ошибки Любить и наслаждаться природой Смотреть и любоваться картиной О поэме Блока «Двенадцати» не утихают споры до сих пор Я люблю игру на фортепиано и петь в хоре Он посмотрел фильм, нашумевший в кинематографических кругах и который только что вышел на экран
Исправьте синтаксические ошибки Ряд предложений остались нерассмотренными Ряд парт было придвинуто к стене Тридцать одна делегация принимали участие в совещании Женщины, в том числе Анна Петровна, выразила своё возмущение Все, кто видео море, не забывает его
Запомните! При числительных два , три , четыре , входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во мн.ч.: за коляской бежали четыре пса При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое ставится в ед.ч.: двадцать один студент участвовал в конкурсе При подлежащем типа ряд , часть сказуемое имеет форму ед.ч.: ряд предложений не подкреплён расчётами, часть студентов не получила зачёт
Ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота Запомните! Деепричастие обозначает действие того же самого предмета или лица ,что и сказуемое: Слушая музыку Моцарта, мы ощущаем причастность к чуду. Исправьте ошибки: ▪ Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа ▪ Думая о ней, мне становится грустно ▪ Приехав домой, мне стало значительно лучше
Лексические ошибки Нарушение смысловой точности слова: он упал навзничь и уткнулся лицом в землю («навзничь» – вверх лицом) Нарушение соразмерности соединяемых понятий: плеяда ди-джеев (плеяда – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления) Смешение паронимов: сломленная челюсть отчаянно болела Лексические анахронизмы: Печорин получил путёвку на Кавказ Нарушение сочетаемости слов: памятный сувенир Ошибки при воспроизведении фразеологических оборотов: факир на час, играть значение, львиная часть
Примеры лексических ошибок Этот памятник архитектуры поражает своими размерами Достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык Состоялся первый дебют молодой актрисы Язык героев Шолохова резко отличается от героев других писателей Больные, не посетившие амбулаторию в течение трёх лет, выкладываются в архив Татьяне была характерна вера в преданья старины глубокой Целый день льёт проливной дождь
Исправьте лексические ошибки: К службе Чацкий относился честно и добровольно. На небе появилась дождливая туча Благодаря болезни он не успел вовремя сдать экзамены. На космодроме высилось чудище человеческого разума – ракета. Немцы знали, что существует подпольная организация, но не могли её выловить.
Стилистические ошибки Тавтология — повторение в одном предложении одинаковых или однокоренных слов: случай случился Плеоназм – языковое излишество: автобиография своей жизни Смешение разностильных языковых элементов: в преддверии собрания нам необходимо подготовить все нужные бумажки Употребление канцеляризмов: во всех стилях, кроме официально-делового: Процесс выгружения вещей с подвод во дворе Ростовых остановить было невозможно Речевые штампы: Пушкин показал типичные черты, Гоголь раскрыл образ и т.п.
Исправьте стилистические ошибки: По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры Гринёв сочинил песенку и понёс её Швабрину для рассмотрения Согласно фактам, приведённым в «Мёртвых душах», можно сделать вывод, что Гоголь по линии лирических отступлений ярко раскрыл образы своих героев Это люди честные, добрые, у них есть нравственный потенциал Я хочу остановить ваше внимание на очень важной актуальной проблеме Каждый чиновник корчил из себя человека
Орфографические и пунктуационные нормы Войдеш.. в дом и услышиш.. запах яблок а потом уже другие старой мебели, суше..ого лип..вого цвета. Во всех комнатах прохладно и сумрачно. Это оттого что дом окруж..н садом а верхние стекла окон цветные синие л..ловые. Всюду тишина и чистота хотя кажется кресла столы и зеркала в витых золоче..ых рамах (н..)когда (н..)сдвигались с места. И вот входит тетка и сейчас же начинают появляться угощения ветчина с горошком фарширова..ая курица маринады квас крепкий и сладкий (пр..сладкий). А когда вечером возвращаеш..ся мим.. сада домой надышавшись на гумне ржа..ым ароматом новой соломы из него тян..т душистым дымом вишневых суч..ев. Вырисовывается тогда во мраке сказочная картина пылает около шалаша б..гровое пламя вокру.. него двигаются чьи(то) точно выреза..ые из дерева силуэты гиган..ские тени от них ходят по яблоням. (По И. Бунину.)
Проверьте себя Войдешь в дом и услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели, сушеного липового цвета. Во всех комнатах прохладно и сумрачно. Это оттого, что дом окружен садом, а верхние стекла окон цветные: синие, лиловые. Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы и зеркала в витых золоченых рамах никогда не сдвигались с места. И вот входит тетка, и сейчас же начинают появляться угощения: ветчина с горошком, фаршированная курица, маринады, квас, крепкий и сладкий-пресладкий. А когда вечером возвращаешься мимо сада домой, надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы, из него тянет душистым дымом вишневых сучьев. Вырисовывается тогда во мраке сказочная картина: пылает около шалаша багровое пламя, вокруг него двигаются чьи-то, точно вырезанные из дерева, силуэты, гигантские тени от них ходят по яблоням. (По И. Бунину.)
Список литературы: 1. Л.К. Граудина. Беседы о русской грамматике, — М.: Знание, 1983 2. Д.Э.Розенталь. Практическая стилистика русского языка, — М.: Высшая школа, 1987 3. Т.Л.Сидорова. Культура речи. Пособие для подготовки к ЕГЭ, — Ростов-на -Дону: Феникс, 2004 4. Л. Г Смирнова. Культура русской речи.- М.: Русское слово, 2007 5. Л.Г.Смирнова, Б.Г.Меркин. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ, — М.: Русское слово, 2008
источники:
http://russkiiyazyk.ru/kultura-rechi/chto-takoe-tavtologiya-primery.html
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/03/29/ege-po-russkomu-yazyku
СЕКРЕТЫ ОДНОГО ЗАДАНИЯ
(О задании № 7 на ЕГЭ по русскому языку)
Грамматические синтаксические ошибки – это ошибки в построении словосочетания и предложения.
В задании №7 дано 9 предложений, в 5 из которых содержится грамматическая ошибка. Ученику необходимо найти ошибку и установить соответствие с типом её.
Прочитайте все предложения, так как грамматическая ошибка слышна при чтении. Найдите в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Это действие поможет найти следующую ошибку:
I. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1.Чаще в тестах это ошибка дана в сложном предложении.
Ищем сложноподчиненное предложение со словами «те, кто…», «все, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…», «каждый из тех, кто», «многие из тех, кто…»
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Те, кто побывал в этом санатории, стремится приехать сюда еще раз. |
Те, кто побывал в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз. |
Неправильное согласование подлежащего «те» и глагола – сказуемого, которое должно стоять во множественном числе.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Те, кто побывали в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз. |
Те, кто побывал в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз. |
Неправильное согласование подлежащего «кто» и глагола – сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.
Запомните:
те (все, многие из тех) + глагол – сказуемое во множественном числе
кто (тот, каждый из тех) + глагол – сказуемое в единственном числе
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым может наблюдаться и в простом предложении:
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Студенчество выступили против решения администрации университета. |
Студенчество выступило против решения администрации университета. |
Неправильное согласование подлежащего, выраженного собирательным именем существительным, и сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Газета «Аргументы и факты» опубликовали интересный материал. |
Газета «Аргументы и факты» опубликовала интересный материал. |
Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название газеты, журнала, произведения и др.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
МГТУ открыло новый факультет. |
МГТУ открыл новый факультет. |
Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, которое является несклоняемым сложносокращенным словом. Сказуемое согласуется с основным словом, входящим в наименование (в данном случае со словом «университет»).
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать соревнованиям. |
Ничто, даже проливные дожди, не могло помешать соревнованиям. |
Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимением кто, никто, что, ничто, и сказуемого.
II. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1. Ищем производные предлоги, которые произошли от других частей речи:
благодаря, согласно, вопреки, наперекор, наперерез, подобно
эти предлоги употребляются с существительными в дательном падеже
Употребление в подобных конструкциях родительного падежа вместо дательного – распространенная ошибка.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Согласно распоряжения |
согласно (чему?) распоряжению |
Благодаря лечения |
благодаря (чему?) лечению |
2. Ищем непроизводный предлог «по» в значении завершенного действия:
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
по приезду в столицу |
по приезде в столицу (после приезда) |
по окончанию школы |
по окончании школы (после окончания) |
по завершению работы |
по завершении работы |
Предлог «по» в значении «после чего – либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.
III. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Большинство приложений согласовано с определяемым словом (то есть, стоит в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное).
Например: река (какая?) Волга
реки (какой?) Волги
Имена собственные, заключенные в кавычки и представляющие собой название литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов и т.д., нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное существительное «роман», «повесть», «рассказ», «стихотворение», «газета», «журнал» и т.д. Эти собственные имена называются несогласованными приложениями.
Например: газета (какая?) «Правда»
газеты (какой?) «Правда»
газете (какой?) «Правда»
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
В романе «Войне и мире» |
В романе «Война и мир» |
В рассказе «Судьбе человека» |
В рассказе «Судьба человека» |
В стихотворении «Незнакомке» |
В стихотворении «Незнакомка» |
IV. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Однородные члены предложения – это главные и второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, выполняют одинаковую синтаксическую функцию (являются одними и теми же членами предложения) и произносятся с интонацией перечисления.
1. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами «не только…, но и…», «как…, так и…»:
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, а также девочки. |
В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но и девочки. |
В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но девочки. |
В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но и девочки. |
Части двойных союзов «не только…, но и…», «как…, так и…» являются постоянными. Нельзя выпускать и заменять слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только…, а также…» (вместо «не только…, но и…»), «как…, а также…» (вместо «как…, так и…»).
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой. |
Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой. |
Части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.
2. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными соединительным союзом «И».
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю. |
В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и о любви к нему. |
Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. |
Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем. |
Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом «И».
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Сестры любили (что?) и увлекались (чем?) музыкой. |
Сестры любили музыку и увлекались ею. |
Недопустимо, чтобы от глаголов – сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Люди собирались повсюду: на улицах, площадях, скверах. |
Люди собирались повсюду: на улицах, площадях, в скверах. |
При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги, разные предлоги опускать нельзя.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Больному принесли какао, фрукты, бульон и апельсины. |
Больному принесли какао, фрукты, бульон или какао, апельсины, бульон. |
Нельзя в ряд однородных членов ставить обобщающее слово.
V. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Ошибки появляются при смешении прямой и косвенной речи.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Раскольников сказал Соне, что это я убил процентщицу. |
Раскольников сказал Соне, что это он убил процентщицу. |
Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему». |
Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему». |
При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передается.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Чичиков спросил у Коробочки, что куда они заехали. |
Чичиков спросил у Коробочки, куда он заехал. |
VI. Нарушение в построении предложений с деепричастным оборотом
Деепричастие – неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Вырубая леса, гибнут реки (деепричастие не связано по смыслу со сказуемым как добавочное действие: реки не могут вырубать леса). |
Вырубая леса, люди не думают о будущем (действия, выраженные глаголом – сказуемым не думают и деепричастием вырубая, относятся к подлежащему люди). |
Приехав в Москву, ему стало грустно (безличное предложение). |
Приехав в Москву, он загрустил. |
Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении с инфинитивом:
Готовясь к экзамену, нужно повторить все темы курса русского языка.
VII. Нарушение в построении предложений с причастным оборотом
Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Школьники помогали группе археологов, приехавшим из Москвы. |
Школьники помогали группе археологов (каких?), приехавших из Москвы. |
Несогласование определяемого слова и причастного оборота
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Листья тихо шуршали, осыпавшиеся с деревьев. |
Листья, осыпавшиеся с деревьев, тихо шуршали. |
Отрыв причастного оборота от определяемого слова
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Осыпавшиеся листья с деревьев тихо шуршали. |
Осыпавшиеся с деревьев листья тихо шуршали. |
Разрыв причастного оборота определяемым словом
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Направляемые молодые специалисты быстро осваиваются на местах. |
Направляемые (кем?) министерством молодые специалисты быстро осваиваются на местах. |
Употребление причастия без необходимых зависимых слов
VIII. Нарушение в построении сложноподчиненных предложений
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Он пишет то, что возмущен этим случаем. |
Он пишет, что возмущен этим случаем. |
Употребление избыточных соотносительных слов (указательного местоимения, наречия) в главной части СПП.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Автор пишет, что будто бы… что как он добился своей цели. |
Автор пишет, будто бы… как он добился своей цели. |
Употребление рядом двух однозначных союзов (что будто бы…, но однако)
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, когда девушка была в руках злодеев, он спас её. |
Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, что, когда девушка была в руках злодеев, он спас её. |
Пропуск союза.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди них не было Андрия. |
Когда утром казаки встали, Тарас удивился, увидев, что среди них не было Андрия. |
Загромождение сложного предложения одинаковыми союзами.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. |
Эта книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила меня ценить и уважать друзей. |
Отрыв придаточного предложения от определяемого слова в главной части сложной конструкции.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Чиновник разъяснил о том, что клиент нарушил инструкцию. |
Чиновник разъяснил, что клиент нарушил инструкцию. |
Неуместное употребление указательного слова при построении СПП и нарушение правильного глагольного управления: разъяснил (что?).
IX. Ошибки, связанные с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
А.С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя. |
А.С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрывает истинную сущность своего героя. |
Глагол «подвергает» употреблен в настоящем времени; глагол «раскрыл» употреблен в прошедшем времени.
Неправильный вариант |
Правильный вариант |
Дети, делая скворечники и разместив их на деревьях, помогают птицам. |
Дети, делая скворечники и размещая их на деревьях, помогают птицам. |
Деепричастие «делая» относится к несовершенному виду, а деепричастие «разместив» к совершенному виду.
Необходимо соблюдать видовременную соотнесённость глаголов – сказуемых и деепричастий в связном тексте.
Ответ:
1) В течение нескольких дней шли проливные дожди.
2) Вследствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов.
3) В продолжение ночи гроза несколько раз уходила за горизонт и снова возвращалась.
4) Ввиду ожидаемых заморозков теплолюбивые растения укрыли cоломой.
5) Несмотря на чудесную погоду, на улице пустынно.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 142 человека из 47 регионов
- Сейчас обучается 35 человек из 20 регионов
- Сейчас обучается 116 человек из 36 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Правописание производных предлогов
-
2 слайд
Прочтите предложения, вставьте буквы и объясните, почему одни и те же существительные имеют разные окончания?
В течении некоторых рек бывают опасные места: камни, мели, водовороты.
Чтобы благополучно провести через них лодку, рулевой должен внимательно вглядываться в течение. -
-
4 слайд
В течение, в продолжение,
в следствие любят превращаться в предлоги.Поэтому внимание! Перед нами существительные-перебежчики! Когда эти существительные переходят в предлоги, то такие предлоги мы называем ПРОИЗВОДНЫМИ.
-
5 слайд
Вспомните, что такое предлог?
Какие бывают предлоги?
Какие предлоги мы называем производными?
А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов?
-
6 слайд
Прежде всего, по смыслу. Предлоги в течение и в продолжение обозначают отрезок времени и никакого отношения к течению реки и продолжению книги не имеют.
-
-
8 слайд
Предлог обязательно включается в падежный вопрос.
Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.
Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы, они всегда оканчиваются на е. Предлоги в течение, в продолжение – синонимы, их можно заменять друг другом, они имеют временное значение.
-
9 слайд
Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.
1. А там, (в)течени… реки,
Где воды были глубоки,
(В)течени… недели
Образовались мели.2. А (в)продолжени… романа
Пройдет рассказ о дальних странах,
Где (в)продолжени… трех лет
Скитался сосланный поэт. -
10 слайд
Предлог вследствие – синоним предлога из-за и не имеет никакого отношения к судебному следствию.
-
-
12 слайд
Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.
(В)следстви… вкралась ошибка, (в)следстви… которой (в)последстви… под подозрением оказался невиновный человек.
-
13 слайд
Помогите наборщику! Он рассыпал слова в предложении. Собирая рассыпанные слова в предложения, раскрывайте скобки и вставляйте пропущенные буквы.
1) Артур Конан Дойл, о, английский, рассказал, чем, вот, писатель.
2) Поколений, легенда, нескольких, о, (в)продолжени… , страшной, Баскервилей, в, собаке, роду, сохранялась.
3) Баскервилей, долгого, страшное, наводило, замка, (в)течени…, на, ужас, чудовище, времени, обитателей.
4) Ним, сэр, с, Генри Баскервиль, встречи, (в)следстви …, умер.
5) Не, неизвестно, Шерлок Холмс, чем, вмешался, бы (в)следстви…, все, бы, если, кончилось.
-
14 слайд
1.Вот о чем рассказал английский писатель Артур Конан Дойл.
2.Легенда о страшной собаке сохранялась в роду Баскервилей в продолжение нескольких поколений.
3.В течение долгого времени страшное чудовище наводило ужас на обитателей замка Баскервилей.
4.Вследствие встречи с ним умер сэр Генри Баскервиль.
5.Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы в следствие не вмешался Шерлок Холмс. -
15 слайд
Исправьте ошибки:
1) В течении нескольких дней шли проливные дожди.2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов.
3) В продолжении ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась.
4) В течение сибирских рек встречаются пороги.
-
16 слайд
1) В течении нескольких дней шли проливные дожди. (в течение.)
2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие.)
3) В продолжении ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение.)
4) В течение сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад.)
-
17 слайд
Тест “Проверь себя”
1.На месте точек пишется и:
А. идти в течени… дня
Б. вследстви… невнимания
В. в течени… реки пороги
Г. занимался в продолжени… года
2.На месте точек пишется е:
А. эти герои действуют в продолжени… романа
Б. трудно отыскать ошибку в следстви…
В. вспомнили об этом впоследстви…
Г. смотрел на него в течени… минуты
3.Пишется слитно:
А. (в) течение получаса
Б. (в) продолжение дня
В. (в)следствие засухи
Г. (в)следствии допущена ошибка
4.Пишется слитно:
А. обнаружить (в)последствии недочет
Б. включить (в)следствие
В. (в)течение многих лет
Г. (в)продолжении романа -
18 слайд
1-В, 2-Г, 3-В, 4-А.
Поставьте оценку:
0 ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”. -
19 слайд
Производные предлоги и существительные
Насчет (=о, об) экскурсии
(насчет чего?)На банковский счет поступили деньги.
Ввиду = из-за (Ввиду болезни = из-за болезни он не пришел в школу)
-
-
-
22 слайд
Найдите соответствия!
Задание: соедините линиями синонимичные конструкции.
За несколько дней Ввиду непогоды
Из-за дождей В течение нескольких дней
Из-за непогоды Насчет ремонта
О ремонте Вследствие дождя -
23 слайд
За несколько дней – в течение нескольких дней
Из-за дождей – вследствие
Из-за непогоды – ввиду непогоды.
О ремонте – насчет ремонта -
24 слайд
Тест В: Строчки, в которой все слова пишутся слитно
1. (Не) смотря на слухи, (в)виду затруднений, (за)счет прибыли.
2. (В) след за ним, (в) следствие морозов, (по) середине площади.
3. (В) виде круга, (в) заключение отметим, (во) избежание недоразумений.
4. (На) счет квартиры, (в) нутри избы, (в) течение месяца.
5. (в) место себя, (в)роде ссоры, (в) течение года. -
25 слайд
1. Несмотря на слухи, ввиду затруднений, за счет прибыли.
2. Вслед за ним, вследствие морозов, посередине площади.
3. В виде круга, в заключение отметим, во избежание недоразумений.
4. Насчет квартиры, внутри избы, в течение месяца.
5. вместо себя, вроде ссоры, в течение года. -
26 слайд
Заключительное задание на оценку:
Идти в течение часа, препятствия в течении ручья; ждать в продолжение недели, узнать о судьбе героя в продолжении романа; совершить ошибку вследствие рассеянности, в следствии по данному делу; иметь в виду, переехать ввиду ремонта; говорить насчет брата, перевести деньги на счет брата; победить несмотря на трудности, не смотря на вновь прибывшего. -
27 слайд
Идти (в)течени… часа, препятствия (в)течени… ручья; ждать (в)продолжени… недели, узнать о судьбе героя (в)продолжени… романа; совершить ошибку (в)следстви… рассеянности, (в)следстви… по данному делу; иметь (в)виду, переехать (в)виду ремонта; говорить (на)счет брата, перевести деньги (на)счет брата; победить (не)смотря на трудности, (не)смотря на вновь прибывшего.
-
28 слайд
Критерии оценки:
0 ошибок — «5»
1-2 ошибки — «4»
3-4 ошибки — «3»
5 и более ошибок — «2» -
29 слайд
Домашнее задание:
Творческое задание: Составьте проект наглядного пособия по теме «Производные предлоги».Это может быть схема, рисунок, таблица, главное условие – представить учебный материал так, чтобы в нем все было понятно ребятам, которые еще не знают эту тему. Проведите представление работы по типу презентации.
Примерный образец выполнения работы:
Наглядное пособие по теме «Производные предлоги»
Цель:
Для кого:
Вид наглядного пособия:
Автор проекта:
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 279 203 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 10.12.2017
- 2038
- 16
- 10.12.2017
- 2001
- 51
- 10.12.2017
- 775
- 0
- 10.12.2017
- 617
- 0
- 10.12.2017
- 602
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
Исправьте речевые ошибки в предложениях.
Назовите тип ошибок
1.
Только что прошел сильный, проливной дождь
2.
У матери отлегло сердце, когда она увидела Павла живым и невредимым
3.
Небо затянуло сплошным серым облаком.
На этой странице вы найдете ответ на вопрос Исправьте речевые ошибки в предложениях?. Вопрос
соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.
Что такое тавтология? Примеры
Тавтология — это специальный или непреднамеренный повтор однокоренных слов в словосочетании или предложении.
Тавтология — это лексическая ошибка речи
Одной из разновидностью плеоназма является тавтология. Чтобы понять суть исследуемого явления в лингвистике, выясним, что значит этот термин. Он складывается из двух греческих слов:
Буквально «тавтология» — это тождесловие. Исходя из этого значения, можно определить, что этот термин выражает какое-либо понятие или явление повтором близких или однокоренных слов.
Если плеоназм выступает как скрытое смысловое излишество, то тавтология является речевой ошибкой, которая характеризуется явным повтором однокоренных слов с одним и тем же или похожим значением.
Понаблюдаем, как проявляется тавтология в словосочетаниях:
- лил проливной ливень;
- всеобщее признание всех людей;
- объединиться воедино;
- повседневная обыденность;
- реорганизация организации и пр.
Как видим, эта лексическая ошибка возникает в речи тогда, когда говорящий случайно, не учитывая смысла слов или не зная точного их значения, употребляет в своей речи однокоренные слова, одно из которых дублирует смысл другого. Создаётся явное речевое излишество.
А вот какое определение тавтологии можно прочесть в Википедии:
Учтём, что в некоторых словосочетаниях тавтология не ощущается в результате забытого первичного значения главного слова:
- низкий бас;
- чёрные чернила (чернила бывают и синие, и красные);
- белое бельё;
- душистый запах.
Приведем примеры речевых ошибок с тавтологией в предложениях.
Примеры тавтологий
А вы знаете, она живет довольно скучной жизнью в провинциальном городке.
Гарантийный талон гарантирует устранение скрытых дефектов прибора.
Это природное явление является уникальным в этом регионе.
От моей заработанной зарплаты почти ничего уже не осталось.
В своей повести писатель ярко описывает природу Сибири.
Чтобы не допускать подобных речевых ошибок, советуем познакомиться со словарем плеоназмов и тавтологий.
Но не всегда это речевое излишество воспринимается как ошибка речи. В художественных произведениях оно выступает в качестве образного средства.
Тавтология — стилистический приём в литературе
Тавтология востребована в литературе как стилистический приём, который создаёт образность, выразительность и эмоциональность языка художественного текста. В своих произведениях авторы охотно прибегают к использованию тавтологии:
Ты греми, гром, а я дождь разолью (А. Островский).
Правда правдой остается, а молва себе молвой (А. Твардовский).
В поэтических произведениях иногда повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (тоска-печаль, море-океан, знает — ведает, плачет — тужит,) либо используются однородные по звучанию и смыслу слова (веет — повевает, греет — пригревает).
Для усиления эмоциональности речи и эффективного воздействия на слушателей тавтология в виде повтора одного и того же слова или однокоренных лексем распространена в публицистике и ораторском искусстве.
Не следует нам огород городить из-за этого!
В фольклоре активно используется этот стилистический приём, который характеризуется повтором однокоренных лексем, одного и того же слова или его грамматических форм.
Понаблюдаем за употреблением тавтологии в русских пословицах и поговорках:
В зачинах сказок, легенд и былин типична тавтология:
Видеоурок «Плеоназм и тавтология»
Проливной ливень лексическая ошибка
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Шёл проливной ливень, так что на крыльцо нельзя было выйти.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
Шёл ливень, так что на крыльцо нельзя было выйти. «Проливной ливень» — это тавтология.
замените разговорное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;
замените книжное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;
замените разговорное словосочетание стилистически нейтральным, запишите это словосочетание.
1. Что нужно знать, выполняя данное задание?
Синонимы — это слова, чаще всего одной части речи, различные по звучанию, но тождественные или близкие по лексическому значению , нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь — тут, смотреть — глядеть мыслить — думать, жестокий — безжалостный, окрестность — округа и т.д.
Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом: спать— почивать— дрыхнуть .
Первое слово спать— является стилистически нейтральным, т.к. наиболее употребительное, может быть использовано в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре стоит первым в синонимическом ряду. Слово почивать используется в основном в книжном стиле, придает речи архаический характер (так говорили в старину). Дрыхнуть — этот синоним звучит грубо (такие слова называют просторечными) и употребляется в разговорной речи.
2. Что нужно понимать, выполняя данное задание? Что разговорные слова — это слова, разрешённые в непринуждённой устной речи. И что их можно использовать только в определённых условиях. Чтобы не заменить одно разговорное слово на другое, необходима помощь словарей. Нам помогают толковые словари известных авторов Ожегова, Ефремовой, а также словарь синонимов Александрова.
При поиске слова обращаем внимание на пометки: разг., прост. и слова с такими пометками ни в коем случае не выбираем в качестве ответа.
Рассмотрим пример. Мы замешкались в пути, поэтому пришли к назначенному месту затемно
В словаре Ожегова: ЗАМЕ́ШКАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; совер. (разг.). Задержаться, пробыть дольше, чем нужно где-н.; замедлить. З. у приятеля. З. с ответом.
Как видно из статьи, нет у этого слова нейтрального значения, поэтому нужно искать другие слова. Как правило, в толковании это слово уже есть, вот оно — «задержаться». Найти больше слов-синонимов нам поможет практический словарь синонимов Александрова. В поисках слова «замешкаться» мы попадаем на статью со словом
ЗАДЕРЖАТЬСЯ и его значениями:
1. застрять (разг.)
/ о человеке: промедлить;
засесть, завязнуть, замешкаться, промешкать, помешкать, закопаться, проканителиться (разг.)
// в гостях или за работой: засидеться (разг.)
// в гостях, загоститься (разг.)
/ о деле: замедлиться, затянуться;
затормозиться, застопориться (разг.)
Обратите внимания, сколько слов имеют пометку разг! Таким образом, мы видим, что слово «замешкаться» заменить нужно нейтральным словом ЗАДЕРЖАЛИСЬ, и это самый точный, самый верный ответ. Нам не подойдут ни «промедлить», ни «замедлиться», ни «затянуться», потому что наше слово в предложении имеет определённое значение.
Итак, алгоритм выполнения задания будет таков:
1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
2. Подберите к этому слову возможные синонимы.
3. Определите, какой из этих синонимов
− не носит оттенка книжности и разговорности;
− обладает минимальной экспрессией ( то есть в нём практически нет эмоций);
− стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.
4. Вставьте слово в предложение, при оно должно подходить и по грамматическим признакам, и по значению.
3. Учитывайте особенности внесения ответа в поле «ответ»
1) Впишите в поле ответ ОДНО выбранное слово (или словосочетание).
2) Проверьте, верна ли форма рода, числа, времени, вида. Помните, что мы заменяем одно слово другим, поэтому нельзя вместо вида несовершенного совершенный, вместо настоящего прошедшее время и т.п. Ставьте слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в предложении.
3) Частицы НЕ, БЫ писать в ответ не нужно.
4) Иногда встречаются задания, в которых указанная форма в задании не совпадает с формой в предложении. Например, в условии «Замените слово закидывать. в предложени..», а в предложении «закидывали». В этом случае нужно писать ту форму, что в условии. Если же на экзамене попадётся такое задание, непременно обратите на этот факт внимание ассистентов, вплоть до написания заявления.
5) В связи с тем, что количество синонимов может достигать 5-6 слов, в поле «ответ» редактор вводит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.
Остальные — возможные, допустимые или невозможные — написаны в пояснению к заданию. Настоятельно рекомендуем не предлагать новые слова, а придерживаться правила: самое верное слово ПЕРВОЕ в ряду синонимов . И тогда балл за это задание вы непременно получите.
Проливной ливень лексическая ошибка
В предложениях с речевой избыточностью определите вид ошибки (многословие, плеоназм, тавтология). Исправьте речевые недостатки.
1. Проливной ливень превратил маленький ручей в бурлящий поток. 2. Проект суперсовременной гостиницы спроектировал молодой архитектор. 3. В свободное от занятий время дети занимаются в кружках. 4. Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад. 5. На комбинате разработаны новые приборы и научные разработки в области антикоррозионного покрытия. 6. Павел с ненавистью на лице бросается на конвоира. 7. Распространенная ошибка у школьников – постановка лишнего знака препинания там, где он не нужен. 8. На собрании отмечались достигнутые успехи, а также были намечены конкретные мероприятия по ликвидации имеющихся недостатков. 9. В декабре месяце было шесть самовольных прогулов. 10. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть. 11. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов. 12. В киосках на территории музея можно купить памятные сувениры, подарки. 13. Мы его видели в анфас и в профиль. 14. Генерал, проходя вдоль строя, изредка кивал головой и прикладывал руку к папахе, которая была на нем. 15. Истребители взлетали прямо с шоссе, которое стало для них взлетной полосой. 16. Как можно исправить фразу, чтобы она была правильной? 17. Музей разместился в заново реконструированном здании. 18. Мимика её лица была чрезвычайно выразительна. 19. Чуткое сердце матери всегда заранее чует беду. 20. На работах по благоустройству университета каждый студент отработал не менее двадцати часов.
источники:
http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=12671
http://znanija.site/russkii-yazyk/34401046.html