Это конечно сюрприз для горожан нашего города ошибка

Вопрос 1

Масло выросло на 58 процентов.

Выберите один ответ:

a.не устраняемая контекстом многозначность слова

b.речевая недостаточность

c.нарушение лексической сочетаемости

d.употребление слова без учета его значения

Вопрос 2

Определите тип лексической ошибки в предложении:

Это, конечно, сюрприз для горожан нашего города.

Вопрос 3

Ошибка в склонении фамилий допущена в словосочетании (в скобках дана фамилия в И.п.)

Выберите один ответ:

a.тетрадь Марины Ляхович (Ляхович)

b.романы Жюль Верн (Жюль Верн)

c.статьи Льва Щербы (Щерба)

d.пение Клавдии Шульженко (Шульженко)

Вопрос 4

Соедините деепричастный оборот с одним из двух предложений

Открыв дверь, пусто я увидел простую обстановку гостиной моим глазам предстала странная картина

Вопрос 5

Недолго вам уповать на лаврах.

Выберите один ответ:

a.Нарушение лексической сочетаемости по смыслу

b.Употребление слова без учета его значения

c.Нарушение лексической сочетаемости по традиции

d.Искажение фразеологизма

Вопрос 6

пироженое

Выберите один ответ:

Верно

Неверно

Вопрос 7

Определите тип лексической ошибки в предложении:

Оставшиеся в живых делали замечательные подвиги.

Вопрос 8

Ударение падает на 2-й слог во всех словах ряда

Выберите один ответ:

a.инсульт, ревень, завидно

b.асбест, туфля, похороны

c.некролог, черпать, щавель

d.свекла, хвоя, арахис

Вопрос 9

Форма 1 лица единственного числа отсутствует у глагола

Выберите один ответ:

a.защитить

b.венчать

c.клубиться

d.рыскать

Вопрос 10

Имеет окончание -а/-я в форме именительного падежа множественного числа слово

Выберите один ответ:

a.директор

b.детектор

c.инженер

d.аэропорт

Материал к заданию 20 ЕГЭ русский язык

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

ЕГЭ-2018 Лексические нормы русского языка (задание №20)

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того, употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями, происходящими в языке с течением времени.

Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску.

Типичные лексические ошибки в аспекте точности.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов . Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в словосочетании, возникает лексическая несочетаемость . Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб , черствый человек , но не черствый тор т или черствый друг . Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость , но не глубокий день или глубокая юность . В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в словосочетание. Например, беседа прочитана (беседа – это устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).

С точки зрения современного языка часто бывает трудно объяснить причины различий сочетаемости близких по смыслу слов, например: Уделять внимание / придавать значение развитию спорта.

Многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека.

У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Русский язык, 1996):

1.Такой, который трудно сломать, разбить ( крепкая ткань, веревка ).

2. Сильный духом, непоколебимый ( крепкий духом старик ).

3. Здоровый, сильный ( крепкий организм ).

4. Надежный ( крепкая дружба, любовь ).

5. Достигающий сильной степени ( крепкий мороз, ветер ).

6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий ( крепкий чай, табак ).

7. Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).

Рассмотрим, в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь – это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть . Но выражение крепкая ненависть противоречит требованию лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это «погодно-климатические условия», как и жара, влажность . Но невозможно сочетание крепкая жара .

Следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное чудо . Это один из видов тропов – оксюморон.

2 . Смешение паронимов . Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению ( останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический ). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга ( иллюстрированный и иллюстративный . Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал ) .

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении) . Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена ). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую ).

В речи встречаются различные виды многословия .

4.1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика — это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица» лица ). Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»)

4.2. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. ( Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку) .

Тавтологичны некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший – самый лучший, наилучший; более красивее – более красивый, красивее.

В языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку в них используется терминологическая лексика. Например, словарь иностранных слов, бригадир первой бригады . Тавтологичными могут быть фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом .

4.3. Расщепление сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора . (В официально-деловом стиле такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики решили убрать школьный двор ).

4.4. Слова-паразиты – разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы ( вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др. ). Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания.

Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс общения.

5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания)

– немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания ( В кабинете висели портреты >русские писатели ).

Нарушение лексической сочетаемости.

Не всегда слова могут сочетаться друг с другом.

Ошибки этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что

— слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная песня

— одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища тружеников

— разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню

— несовместимы по традиции: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может быть сильной дружбы.

Употребление лишних слов.

Лишним является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего не уточняет в нем. Очень прекрасный день – « прекрасный» обозначает высшую степень качества, очень хороший; вступительная преамбула – преамбула и есть «вступительная часть»

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

Тавтология и неуместное повторение слов.

Тавтология – это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло масляное», «расскажу в рассказе».

Другая ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его повесили табличку, на которой написали, за что его повесили. причины этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».

Ошибки в употреблении местоимений.

Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. Фразу «Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь» можно понять в 4 вариантах.

Использование клише и штампов.

Канцеляризмы – слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии профорганизации. При голосовании поднялся лес рук.

НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении

Всю четвёртую декаду апреля было холодно

Всю последнюю декаду апреля было холодно

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

У Ирины карие волосы и зелёные глаза.

У Ирины каштановые волосы и зелёные глаза.

3. Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности

На олимпиаде по русскому языку я потерял баллы из-за невнимательности

4. Смешение паронимов(близкие по звучанию, но разные по смыслу слова)

В ёлочном лесу очень хорошо дышится.

В еловом лесу очень хорошо дышится.

5. Неудачный выбор одного из синонимов

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили .

Адвокат добивался, чтобы его подзашитного оправдали .

6. Употребление лишнего слова (речевая избыточность)

В своёмстихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех, кто был виновен в гибели А.С.Пушкина.

В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех,кто был виновен в гибели А.С.Пушкина.

7. Пропуск необходимого слова,приводящий к искажению мысли или подмене понятий(речевая недостаточность)

В читальный зал в одежде не входить.

В читальный зал в верхней одежде не входить.

8. Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов

В рассказе А.П.Чехова« Ионыч» рассказывается об Ионыче .

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится (повествуется, идёт речь) о враче.

9. Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики

Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах .

Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в долларах.

10. Смешение лексики разных исторических эпох

Пётр Первый снял пиджак , засучил рукава и принялся за работу.

Слово пиджак появилось в русском языке только в 19 веке.

11. Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

Тренировочные упражнения.Нарушение лексической сочетаемости.

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.

2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.

3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.

4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.

5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.

6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1.Они работали как самые отъявленные специалисты.

2.Наши воины совершили много геройских подвигов.

3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

5.Вся публика была уже в триумфе.

6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

9.Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Задание 7. Исправить стилистические ошибки , указав нарушение лексической сочетаемости:

1. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея.

2. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы

3. На Раскольникова в шелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.

4. Катерина оказала протест против темного царства.

5. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре.

6. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.

7. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.

8. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.

9.Вместо с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.

10.Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.

11. Они работали как самые отъявленные специалисты.

12. В нашем коллективе надвигались радостные события.

13. Не следует умалчивать о вопиющих достижениях наших ребят.

14. Пришли ребята, удрученные опытом работы.

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

ОТВЕТЫ (задание 8)
1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.
5. Успехами мы не блещем.
6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.
10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.
12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.
13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила коричневые чулки.
15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.
17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.
18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло весной.
20. В течение долгого времени идет оформление документов.
21. Он был мне настоящим другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.
23. Он склонил голову ей на плечо.
24. Сын преклонил колени перед матерью.
25. Эта новость доставила ей удовольствие.
26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.
28. У нее были огромные карие глаза.
29. Он испытывал к нему сильную ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Задание 9. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

Задание 10. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Задание 11. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

Задание 12. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

Античная мифология; классические языки.

Врождённый талант, прирождённый ум.

Гостеприимный человек, радушный приём, хлебосольный хозяин.

Губительное действие, пагубное влияние.

Единый миг, один момент.

Длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, продолжительный период, долговременный кредит.

Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить недостатки.

Найти опору, обрести поддержку.

Обнаружить закономерность, открыть закон.

Доказать теорему, обосновать теорию.

Предвещать поражение, предсказать успех.

Расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.

1. . имеющиеся недостатки. 2. Неожиданно у молодых предпринимателей возникли серьёзные проблемы. 3. . уделяем особое внимание. 4. . стартуют спортсмены. 5. Большое внимание было уделено . 6. . почтили присутствием . 7. Ведущую роль . играет. 8. . бурное развитие кинематографии. 9. . обеспечивает город ранними овощами. 10. Уже в раннем детстве . 11. Большую роль. сыграли .

1. только заядлые болельщики . 2. Успеваемость в старших классах снизилась . 3. . выгул собак. 4. . в связи с необходимостью санобработки помещения . 5. Особое внимание в работе комитета уделяется . 6. Наши спортсмены продолжают устанавливать рекорды. 7. Дети читают стихи , стоя полукругом . 8. Мои ноги подкашивались от усталости . 9. . грохотал барабан. 10. С большим волнением читаешь письма ветеранов. 11. Неожиданные заморозки губительно сказались на посевах кукурузы . 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать. 13. . он подарил книги школьной библиотеке. 14. . которые разделяют точку зрения коммунистических лидеров. 15. . и быстро покинула квартиру. 16. столь большого счёта. 17. Передовая технология позволяет устранить многие недостатки . 18. . кивает. 19. Увеличилось число несчастных случаев. 20. Ниловна предстаёт перед нами забитой, запуганной женщиной.

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Лексические ошибки

Употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости.

Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов

1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

5. Успехами мы не блестим.

6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.

11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила карие чулки.

15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.

16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.

17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.

19. Это произошло глубокой весной.

20. В течение долговременного периода идет оформление документов.

21. Он был мне подлинным другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

23. Он преклонил голову ей на плечо.

24. Сын склонил колени перед матерью.

25. Эта новость причинила ей удовольствие.

26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.

28. У нее были огромные каштановые глаза.

29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.

5. Успехами мы не блещем.

6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.

10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.

11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.

12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.

13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила коричневые чулки.

15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.

16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.

17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.

18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.

19. Это произошло весной.

20. В течение долгого времени идет оформление документов.

21. Он был мне настоящим другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.

23. Он склонил голову ей на плечо.

24. Сын преклонил колени перед матерью.

25. Эта новость доставила ей удовольствие.

26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.

28. У нее были огромные карие глаза.

29. Он испытывал к нему сильную ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

источники:

http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/

http://4ege.ru/trening-russkiy/58900-leksicheskie-oshibki.html

Исправьте ошибки, запишите правильное предложение.
Определите и укажите, какая норма нарушена в предложении: лексическая (ЛН), морфологическая (МН) или синтаксическая (СН). При нарушении лексической нормы укажите тип лексической ошибки: 1) неточный выбор слова, 2) смешение паронимов, 3) лексическая несочетаемость, 4) тавтология, 5) плеоназм.

1. В нашем городе еще не решен жилой вопрос.
2. На Ученый совет собрались все профессоры факультета.
3. Горькому наиболее удачно удалось изобразить образ рабочего.
4. Проработав над темой три года, было получено новое задание.
5. У главного героя романа было много отрицательных недостатков.
6. Мне подарили густую шампунь.
7. Двадцать лет своей биографии он посвятил заводу.
8. Согласно договора заработная плата производится 1 раз в месяц.
9. Я купила 5 килограмм помидор.
10. Катаясь на санках, у меня заболела голова.

1) Определите часть речи выделенного слова.

Важно уметь различать предлоги, союзы, частицы и самостоятельные части речи: наречия, существительные, прилагательные

Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж и участвуют в вопросе.
Союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
Частицы образуют некоторые формы слов и добавляют смысловые оттенки словам.
Наречия отвечают на вопросы КАК? ГДЕ? ПОЧЕМУ? и т.д.
2) Особого внимания заслуживают слова чтобы, тоже, также, зато, притом, причем, потому, настолько, несмотря на, невзирая на, вследствие и некоторые другие, ​поскольку ​имеют как слитное, так и раздельное написание. Это зависит от того, к какой части речи они относятся в конкретном предложении. 

Например, возьмем слова ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО. Если это союзы, их можно заменить другими союзами (Чтобы=для того чтобы. Тоже, также = и), и они пишутся слитно. Пример: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим.

3) Союз ТО ЕСТЬ всегда пишется раздельно, союз БУДТО всегда слитно.

4) Частицы бы, ли, же (если они частицы) пишутся всегда раздельно. (Что_бы, то_же) Часто можно понять, что перед нами частица, если попытаться убрать ее. Пример: Что (бы) мне почитать?

Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся через дефис, если слово, к которому примыкают эти частицы существует и без них.

Например, что-то (пишем через дефис), будто — здесь нет частицы, это союз.

Частицы да(же), разве, неуже(ли) пишутся СЛИТНО (даже, разве, неужели)

5) Предлоги в течениЕ, в продолжениЕ, в заключениЕ, в отличиЕ, (в конце может быть И, если это не просто предлог, а предлог с существительным); в целях, в силу, в меру, в области, на протяжении, в отношении, за исключением, за счет, не считая пишутся всегда раздельно.

6) Предлоги несмотря на и невзирая на пишутся в два слова, а если перед нами деепричастия с частицей НЕ и предлогом «не _ смотря на, не_взирая на», то пишем в три слова.

7) Следует различать: иметь в виду, ввиду (из-за) непогоды, в виде.

8) Ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх, вслед, навстречу пишем слитно, если это предлоги (можно заменить другими предлогами). Если это предлог + существительное, пишем раздельно. Как проверить: попытайтесь вставить слово между. Пример: Поговорить насчет (о) работы. Положить деньги на (твой) счет. 

9) Предлоги из-за, из-под, по-над пишем черед дефис.

10) Пол с существительными пишется слитно (полпомидора), если существительное начинается на согласную. Через дефис, когда существительное начинается на л (пол-лимона), прописную букву (пол-Москвы) и гласную (пол-арбуза). И если между пол и существительным есть еще прилагательное, пишется раздельно (пол чайной ложки)

11) Запомните, в большинстве случаев наречия все-таки пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО-, В-, ВО- в сочетании с суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -ЫХ, -ИХ, -И (по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в -третьих)

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.
С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
(В)ДАЛЬНЕЙШЕМ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России
Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.

СЛИТНО:

ПРИМЕРЫ:

Ввиду
Вместо
Вроде
Вследствие
Наподобие
Насчет
Сверх
Несмотря на
Невзирая на
Вслед
Навстречу
Напротив
Ввиду сложностей
Вместо тебя
Вроде глубокой ямы
Вследствие непогоды
Наподобие зонта
Насчет урока
Сверх меры
Внизу (двери)
Вверху (письма)
Посередине (дороги)
Несмотря на ошибки
Невзирая на шторм
Вслед лету
Навстречу солнцу
Напротив школы

РАЗДЕЛЬНО:

ПРИМЕРЫ:

В виде
В связи с
В продолжение
В течение
В заключение
В отличие
В целях
В силу
В меру
В области
На протяжении
В отношении
За исключением
За счет
Не считая
В виде исключения
В связи с сильным дождем
В продолжение дня
В течение лета
В заключение встречи
Через дефис
Из-за
Из-под
По-над
По-за
ПРИМЕРЫ:
Из-за него
Из-под шкафа
По-над рекой стелется туман

Предлоги и омонимичные части речи.
 

Ввиду (предлог) – в виду (предлог + сущ.) города 

Вроде (предлог) него – в роде (предлог+ сущ) Романовых

Вследствие (предлог) непогоды – в следствии (предлог +сущ) по делу были допущены ошибки

В течение, в продолжение, в заключение – производные предлоги при обозначени времени, на конце пишем Е – НО! В течениИ реки, в продолжениИ романа, в заключениИ реферата (простой предлог В+ сущ, на конце И)

Поговорить насчет урока (насчет — предлог) – положить деньги на счет (предлог +сущ)

Внизу, вверху, посереди при отсутствии управляемого сущ. – наречия, но с управляемыми сущ. – предлоги (Внизу стоял человек(нар.) – внизу двери было отверстие (предлог) 

СЛИТНО: 

РАЗДЕЛЬНО:

Чтобы
Тоже
Также
Притом
Причем
Зато
Зачем
Затем
Отчего
Оттого
Почему
Потому
Итак
Коли
Поскольку
То есть (Тысячу лет, то есть много)
То бишь (вчера, то бишь третьего числа)
пока что
почти что
при этом
как будто
тогда как
так как
так что
не то… не то
то есть
оттого что
потому что
однако же
в связи с тем что
то…то

Омонимичные части речи: 

  • Местоимение с частицей пишутся раздельно: (Я слушал то же, что и ты. Что бы мне сделать? Во что бы то ни стало)
  • Сочетание союзов и наречий пишутся раздельно (И так, и сяк. Я прочитал много раз и так запомнил. 
  • Сочетание предлогов и местоимений. (При чем ты останешься? При том тексте есть задания. От того дома до этого недалеко. По тому лесу идти долго)

СЛИТНО

Даже, разве, неужели

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

-то, -либо, -нибудь, -ка, -тка, -с, -де, кое- (кой-), -таки – с глаголами, наречиями и со словами всё-таки, так-таки

РАЗДЕЛЬНО

же (ж), бы (б), ли (ль), будто, дескать, как будто, почти что, кое, если после нее следует предлог (кое у кого)

СЛИТНО:

на -десят, -ста, -соти: пятьдесят, восьмидесятый, четыреста, пятисотый, семьсот, семисотый.

на -сотый, -тысячный, -миллионный: двухсотый, пятитысячный, стомиллионный

РАЗДЕЛЬНО:

Составные числительные: пять тысяч семьсот пятьдесят три

Дробные числительные: пять восьмых  

СЛИТНО:
Сущ. с соединительными гласными «о» и «е»: пароход. 

Сущ. с элементами борт- и -метр: бортпроводник. 

Сущ. и прил. с иноязычными элементами: анти-, авиа-, авто-, био-, вело-, гелио-, гидро-, зоо-, интер-, контр-, макро-, микро-, моно-, мото-, нео-, радио-, стерео-, теле-, ультра-, фото-, экстра-: антивирус, зоолог, велопрокат и т.д. 

Но! Контр-адмирал 

Сложные сущ., первая часть которых является глаголом в повелительном наклонении на -и: скопидом, сорвиголова. 

Но! Перекати-поле 

Сложносокращенные слова и аббревиатуры: вуз, США, спецкор. 

Названия жителей, народностей, племен, людей по роду их занятий, интересам, принадлежности к организации: мексиканец, яхтклубовец. 

Сложные сущ., прил., нар. наречия, первой частью которых является числительное в родительном падеже: пятитомник, двукратный. 

Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся без дефиса: лакокрасочный (лакокраска). 

Прил., одна из частей которых самостоятельно не употребляется: всеядный. 

Прил., образованные от двух слов, одно из которых независимое, а другое – подчиненное: сельскохозяйственные (сельское хозяйство). 

Прил., образованные сочетанием «наречие + прилагательное (причастие): вечнозеленый. 

НО! пишется раздельно сочетание наречия и прилагательного (причастия), 

-если первая часть отвечает на вопрос как? каким образом?, а также 

-если наречие оканчивается на-ски: легко поддающийся, дружески нацеленный. 

Прил., первая часть которых – числительное: тридцатиградусный, сорокаминутный. 

Слова с полу-: полумесяц. 

Слова с пол- + согласной, кроме л: полвека, полдня

ЧЕРЕЗ ДЕФИС:

Сущ. состоящие из двух слов без соединительных гласных: царь-колокол, премьер-министр. 

Сущ. с иноязычными элементами: вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-: вице-президент, экс-муж. 

Названия промежуточных сторон света: северо-запад, юго-восток. 

Названия растений с союзом и или глаголом: мать-и-мачеха. 

Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный. 

Прил., образованные из равноправных слов: русско-английский (русский и английский). 

Прил., обозначающие цвета: серо-голубой, желто-зеленый. 

Прил., обозначающие качество с дополнительным оттенком: кисло-сладкий. 

Слова с пол- перед гласным, прописной буквой или согласным л: пол-азбуки, пол-Африки, пол-лимона

  • Решать варианты ЕГЭ
  • Решать задание 14

Задание 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Призвание поэта – творить для вечности, (ПО) ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО) СКОЛЬКУ лишь немногим людям дано оценить его творения.

Жизнь без стремления к возвышенной цели бессмысленна, (ЗА) ТО возвышенную цель люди воспринимают совершенно (ПО) РАЗНОМУ.

Было тихо, и (ИЗ) ЗА этого люди разговаривали (В) ПОЛГОЛОСА.

(В) ТЕЧЕНИЕ всего июля стояла ненастная погода, БУД(ТО) лето сменилось осенью.

(НА) ПРОТЯЖЕНИИ полувека не находилось такого художника, который сумел бы воплотить в живописи могучий, а ТАК(ЖЕ) загадочный образ лермонтовского Демона.

2. Культура речи – это, (ВО) ПЕРВЫХ, целесообразное применение языка в общении и, (ВО) ВТОРЫХ, – раздел лингвистики.

В роще чувствовалась КАКАЯ(ТО) необыкновенная свежесть, и КАК(ТО) по-особенному светило осеннее солнце.

(С) НАЧАЛА людям следует научиться смотреть вокруг себя, видеть большое в ЧЁМ(ТО) малом.

Дом В.М. Васнецова сделан из дерева, (С) ВЕРХУ возвышается сказочный терем, часть стен первого этажа (С) НАРУЖИ оштукатурена.

(В) НАЧАЛЕ года заказов было мало, а (В) КОНЦЕ весеннего сезона поступили выгодные предложения о сотрудничестве.

3. Воздух, ещё (НЕ) СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ) ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.

Лирическая поэзия далеко (НЕ) ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе

и своих чувствах.

(НЕ) ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.

(НЕ) ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

4. Несмотря на то что акция была малочисленной, она ВСЁ(РАВНО) наделала шума и, КОНЕЧНО(ЖЕ) , оказалась полезной для горожан.

(В) ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, БУД(ТО) воздух промыт родниковой водой.

ЧТО(БЫ) образ героя был более колоритным, актёр импровизировал, (ПРИ) ЧЁМ делал это очень талантливо.

Главную роль в развитии гуманитарных наук играет не сложная и (ДОРОГО) СТОЯЩАЯ техника, а довольно простое, но в ТО(ЖЕ) время трудоёмкое исследование.

Когда (НА) КОНЕЦ солнце стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК) БУДТО полились радостные весенние слёзы.

5. (В) ПРОДОЛЖЕНИЕ двух часов альпинисты карабкались по склону горы, то продвигаясь (В) ПЕРЁД, то вновь сползая книзу.

При развитии городов изменения условий жизни населения ТО(ЖЕ) неизбежны: большие города (В) СЛЕДСТВИЕ загрязнённости воздуха получают солнечных лучей на 15 процентов меньше, чем это необходимо человеку.

Несмотря на все попытки градостроителей КАК(ТО) оживить этот район, здесь было ТАК(ЖЕ) пустынно, как и несколько лет назад.

Лицо Ивана (КАК) БУДТО окаменело в своём строгом выражении и (ОТ) ТОГО казалось высеченным из мрамора.

Герои И.С. Тургенева уже (В) НАЧАЛЕ произведения часто характеризуются прямо и однозначно, ТАК(ЧТО) в представлении читателя сразу отчётливо складываются их образы.

6. За (НЕ) РАСКРАШЕННЫЙ рисунок пятикласснику не была поставлена оценка.

В этом фрагменте слышится (НЕ) ОБЫКНОВЕННАЯ мелодия, а полный трагизма финал.

Месяца (НЕ) БЫЛО на небе, а звёзды ярко светились.

Некоторые слова в тексте были написаны (НЕ) ПО-РУССКИ.

(НЕ) ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

7. Лес казался (НЕ) ПОДВИЖНЫМ, притихшим.

Зной усиливался, хотелось лежать (НЕ) ШЕВЕЛЯСЬ и ни о чём не думать.

Недолгое знакомство нисколько (НЕ) МЕШАЛО нам разговаривать

по-дружески.

(НЕ) ЯРКОЕ освещение, а многообразие красок – вот что поразило нас.

До Нового года оставалось (НЕ) БОЛЬШЕ недели.

8. Бурный темперамент не давал писателю (ПО) ДОЛГУ заниматься литературным трудом: он ТАК(ЖЕ) резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней.

На Земле ещё до появления человека (В) ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.

Н.В. Гоголь трижды давал образные сравнения предмета, покрытого пылью, и каждый раз (ПО) ИНОМУ: один раз это графин, который от пыли казался одетым в фуфайку; другой – запылённая люстра, похожая на кокон; третий – руки человека, вынутые из пыли и КАК(БЫ) оказавшиеся в перчатках.

ЧТО(БЫ) не опоздать в аэропорт, пришлось остановить попутную машину, ПОТОМУ(ЧТО) автобусы с утра не ходили.

ЧТО(БЫ) поправить здоровье, Дымов отправился на Кавказ, (ПО) ЭТОМУ встречу в Москве пришлось отложить.

9. Соседей по даче я мало знал, они ТО(ЖЕ) БУД(ТО) не замечали меня.

ЧТО(БЫ) вернуть А.Н. Радищева современному читателю, необходимо оценить его философские взгляды ТАК(ЖЕ) , как и литературное творчество.

Древнегреческий философ Платон одним из первых писал о происхождении слов, (ПРИ) ЭТОМ его этимологические рассуждения (ЗА) ЧАСТУЮ оказывались наивными.

(ПО) ВИДИМОМУ, у Ф.И. Шаляпина (В) ПЕРВЫЕ появилась возможность поднять оперную партию до высот трагедии.

Павел Петрович ВСЁ(ЖЕ) помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

10. Хочется, ЧТО(БЫ) счастье пришло как заслуга, (ПО) ЭТОМУ и стараешься быть честным и справедливым.

Вопреки ожиданиям нам ВСЁ(ТАКИ) разрешили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В) СЛЕДСТВИЕ наводнения.

(В) ДАЛИ на солнце жёлтый лист сверкает, (КАК) БУДТО ярким золотом пылающий костёр.

ТАК(ЖЕ) , как и вчера, Алексей при виде соперника почувствовал жгучую обиду и (ПО) ЭТОМУ, круто развернувшись, пошёл в другую сторону.

Баснописец И.А. Крылов увлекался математикой, ТО(ЖЕ) самое увлечение разделял и Л.Н. Толстой, ТАК(КАК) считал математику средством развития умственных способностей.

11. Недолгое знакомство нисколько (НЕ) МЕШАЛО нам разговаривать

по-дружески.

Молодой человек от смущения (НЕ) ЗНАЛ, куда деваться.

Детство – (НЕ) ПОВТОРИМАЯ пора жизни.

Архивные материалы, (НЕ) ОПУБЛИКОВАННЫЕ своевременно, лишают учёных возможности сделать важные открытия во многих научных областях.

Затаившись, (НЕ) ШЕВЕЛЯСЬ, мы следили за грациозным животным.

12. (В) МЕСТО Андрея с нами пошёл Ростислав, недавно приехавший в город и мечтавший увидеть ЧТО(НИБУДЬ) необыкновенное.

Я не чувствовал полёта (В) ВЕРХ, а только видел: Москва с её огнями быстро проваливается и наконец совершенно исчезает (В) ГЛУБИНЕ ночи.

Сыщик то пристально всматривался (В) СЛЕД на подоконнике, то (ПО) ДОЛГУ записывал наблюдения в блокнот.

Павла Петровича считали гордецом, но уважали за его аристократические манеры, за то, что он (ПО) ВСЮДУ возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; его уважали ТАК(ЖЕ) и за безукоризненную честность.

Примирение двух враждующих сторон невозможно, (В) СЛЕДСТВИЕ этого найти выход из создавшейся ситуации будет не ТАК(ТО) просто.

13. Вместо исчезнувших слов язык (НЕ) ПРЕМЕННО создаёт новые.

В экспозиции музея представлены как всемирно известные шедевры, так и (НЕ) ЗАВЕРШЁННЫЕ автором работы.

Недолгое знакомство нисколько (НЕ) МЕШАЛО нам разговаривать

по-дружески.

В Мещёрском крае можно встретить никогда (НЕ) КОШЕННЫЕ луга.

Всю ночь отряд шёл по ещё (НЕ) ИСХОЖЕННОМУ насту.

14. (НА) КОНЕЦ раздаётся долгожданная соловьиная песня, (ИЗ) ЗА которой пропадает сон лесных обитателей.

Маргарите ЧТО(ТО) подсказывало, что там, куда она летит, её подождут и что (НЕ) ЗАЧЕМ ей так торопиться.

Когда (НА) КОНЕЦ солнце стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК) БУДТО полились радостные весенние слёзы.

(И) ТАК, в Древнем Египте кошка занимала особое место, (ПО) СКОЛЬКУ ассоциировалась с богиней Луны и плодородия.

(В) ПОСЛЕДСТВИИ, вспоминая дорогу, Серпилин видел тяжело груженные ЧЕМ(ТО) грузовики и степь.

15. Вернер должен был настоять на том, ЧТО(БЫ) дело обошлось как можно секретнее, (ПО) ТОМУ что я не был расположен испортить навсегда свою репутацию в здешнем мире.

ТУТ(ЖЕ) собрались все ребята, (ЗА) ТО тренера найти так и не удалось.

Я закончил ТО(ЖЕ) училище, что и отец, но работать на завод не пошёл: началась война, и, ТАК(ЖЕ) как все, я пошёл на фронт.

Когда (НА) КОНЕЦ солнце стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК) БУДТО полились радостные весенние слёзы.

А.П. Чехов был обычно в бодром расположении духа, (НЕ) СМОТРЯ на то что (В) ТЕЧЕНИЕ нескольких лет страдал от болезни.

16. (В) СЛЕД за тем главные ворота завода распахнулись, и (ОТ) ТУДА выкатилось пять грузовиков.

Мысль о (ЗА) ГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Илью Обломова, (В) ОТЛИЧИЕ от его друга Андрея Штольца, в состояние, близкое к паническому.

Когда (НА) КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК) БУДТО полились радостные весенние слёзы.

(ПО) НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (ЗА) ТЕМ публика оценила его книги по достоинству.

Катастрофа не произойдёт, если, имея (В) ВИДУ климатические изменения, (ВО) ВРЕМЯ принять меры.

17. Зажглись ёлочные гирлянды, (ОТ) ЧЕГО ТУТ(ЖЕ) возникло ощущение праздника.

(С) НАЧАЛА Катерина не прекословит Кабанихе, но уже (В) СКОРЕ начинает возражать ей.

Капитан смотрел КУДА(ТО) (В) ДАЛЬ.

Издавна реки кормили и защищали человека, (ПО) ЭТОМУ (В) ТЕЧЕНИЕ веков люди селились по берегам рек.

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ) ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.

18. (В) СЛЕДСТВИЕ отсутствия банковских реквизитов перевод денег (НА) СЧЁТ организации будет осуществлён на месяц позже.

Когда (НА) КОНЕЦ солнце стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК) БУДТО полились радостные весенние слёзы

Фамусов ценит в людях чины и богатство, (ПО) ЭТОМУ он ищет для своей дочери соответствующую пару, (ТО) ЕСТЬ человека, подобного полковнику Скалозубу.

(ЗА) ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА) СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.

Гаев, произнося только (ИЗ) РЕДКА КАКИЕ(ТО) сложные речи, приобрёл таким образом славу скучнейшего человека.

19. Министр (НА) ВСТРЕЧУ не прибыл, (ЗА) ТО приехали губернаторы нескольких областей.

Когда (НА) КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК) БУДТО полились радостные весенние слёзы.

(В) ТЕЧЕНИЕ нескольких лет М.В. Ломоносов занимался изучением русской истории, а ТАК(ЖЕ) точных наук.

Вскоре птицы (СО) ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА) ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.

(ВО) ВРЕМЯ путешествий мы (ЗА) ЧАСТУЮ бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родной земли.

20. (ПО) ВСЮДУ вставали ТЕ(ЖЕ) глубокие буераки.

(ОТ) ТОГО поворота дорога шла (В) ВЕРХ среди столетних сосен.

Вынашиваемая И.А. Гончаровым (В) ТЕЧЕНИЕ нескольких лет новая концепция «Обломова» была (НА) КОНЕЦ реализована в июле – августе 1857 года, когда писатель быстро создал вторую и третью части романа.

(В) СЛЕДСТВИЕ бесснежной зимы лыжные соревнования проведены не были, (ЗА) ТО заранее был разработан сценарий спортивного праздника.

(В) СКОРЕ солнце стало сильно пригревать, и большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК) БУДТО полились радостные весенние слёзы.

21. ЗА(ТЕМ) приехали туристы, которые, ТАК(ЖЕ) как и мы, с удовольствием путешествовали по Северу России.

(В) ЗАКЛЮЧЕНИЕ докладчик выразил беспокойство (НА) СЧЁТ сроков завершения строительства.

Хотя и двух жизней не хватит, ЧТО(БЫ) исполнились все мои мечты, (ЗА) ТО у меня всегда есть надежда на лучшее.

Мои друзья советовали (ВО) ИЗБЕЖАНИЕ неприятностей в будущем изменить во ЧТО(БЫ) то ни стало своё отношение к происходящему.

(ИЗ) ПОД вздыбленной хвои выглядывали белоснежные края груздей, на каждом шагу попадались россыпи белых грибов, (ПРИ) ТОМ молоденьких, только ещё пробивающихся из земли.

22. Разве не шедевр величавый перелёт журавлей по неизменным (В) ТЕЧЕНИЕ многих тысячелетий воздушным дорогам (НА) ВСТРЕЧУ солнцу?!

ЧТО(БЫ) не опоздать в аэропорт, пришлось остановить попутную машину, ПОТОМУ(ЧТО) автобусы с утра не ходили.

Тучка растворилась в небесной лазури, и (С) НОВА с высоты просветлённо и БУД(ТО) устало улыбалось солнце.

Новые модели (В) ТЕЧЕНИЕ декабря экспонировались в столице, а в январе выставка отправится (ЗА) ГРАНИЦУ.

ТАК(КАК) художник свободно выбирает приёмы изображения, то он (В) ПРАВЕ быть независимым в своём творчестве.

23. Мелодия, (В) ТЕЧЕНИЕ всего нескольких минут звучавшая в исполнении саксофониста, КАКИМ(ТО) волшебным образом захватила всех присутствующих, не оставив равнодушным ни одного человека.

Внимательно посмотри (ВО) КРУГ: наш край ТАК(ЖЕ) прекрасен, как и тот, в который ты когда-то стремился.

(ВО) ВРЕМЯ очередных переговоров участники (ПО) ПРЕЖНЕМУ отстаивали свои позиции.

Здесь уместно объяснить читателю, (ПО) ЧЕМУ я избегаю собственных имён и ДА(ЖЕ) не придумываю вымышленных, как это принято в романах.

(ИЗ) ЗА неверной трактовки профессиональных поступков героя (В) ПОСЛЕДСТВИИ в критике укоренился образ удачливого врача-дилетанта.

24. Деревья ТО(ЖЕ) болеют, (ПО) ЭТОМУ за ними необходим хороший уход.

(В) ТЕЧЕНИЕ суток Ольга ждала вестей – (НА) УТРО в дверь постучали.

Для официально-делового стиля ТО(ЖЕ) характерно разнообразие жанров, и следует иметь (В) ВИДУ, что многие из них закреплены за определённым подстилем.

Речевой этикет (В) ЦЕЛОМ явление универсальное, но в ТО(ЖЕ) время каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.

(ЗА) ЧАСТУЮ главная мысль художественного текста понятна не сразу, ТАК(ЧТО) в трактовке образов, сюжетов, характеров следует избегать поспешности.

25. Новый административный округ Москвы образован (ЗА) СЧЁТ территории, примыкавшей к границе столицы на (ЮГО) ЗАПАДЕ.

(ПО) ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО) ВСЁМ привык быть первым.

Елена Николаевна (ПО) ПРЕЖНЕМУ страдала (ОТ) ТОГО, что сама не могла решить, должна ли она воспрепятствовать деятельности сына.

(В) ТЕЧЕНИЕ последних лет в корне изменился облик Москвы, и (ПО) ИНОМУ стал ощущаться ритм городской жизни

Звукопись (ЗА) ЧАСТУЮ используется в поэзии, для того ЧТО(БЫ) подчеркнуть музыкальность стиха.

1. В «Грозе» обличается самодурство купцов.

2. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов.

3. В киосках нашего города можно купить  сувениры, подарки.

4. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность.

5. Мы его видели  в профиль.

6. Старые методы руководства были признаны ошибочными.

7. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов.

8. Обмен опытом был очень полезен.

9. Между природой и человеком уже не существует разницы.

10. В прошлом году они окончили университет.

11. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность.

12. «Кого я вижу! Какой неожиданный сюрприз!» – услышал я и с удивлением обернулся.

13. С Леонидом Дмитриевичем Зыковым меня  познакомил мой двоюродный кузен.

14. В совместном разговоре выяснилось, что среди коллег  у нас есть общие знакомые.

15. У Зыкова была приятная  внешность, мимика  передавала все его чувства, с ним интересно было беседовать.

16. По моему  мнению, мы сразу понравились друг другу.

17. Узнав, что я задержусь здесь на два дня, он пригласил меня в гости.

18. Вечером я отправился в гостиницу, где остановилась семья Зыковых.

19. На мой стук дверь немного приоткрылась, а затем  юноша пригласил меня войти.

20. Интерьер номера отличался  роскошью отделки и старинной мебелью,  бра давали мягкий  свет.

21. В номере пахло лёгкими  духами.

22. Сказав лестный комплимент Алине Алексеевне, блондинке со вздёрнутым кверху носиком, я вручил ей букет, а сыну – диск со  шлягерами, который уже стал бестселлером.

23. На операцию считывания такого отрезка информации машина затрачивает три секунды.

24. Судьбы этих людей похожи как две капли воды.

25. Им предстояло в срок выполнить  работу.

26. Не исключено, что скрипка Страдивари находится сейчас у кого-то из деревенских скрипачей.

27. Чичикову был чужд  моветон.

28. Мне показали мой рабочий стол.

29. Сторонники этого метода объединились.

30. Катерина предчувствует свою гибель.

31. Невыносимый смрад и  спертый воздух сдавили горло.

32. Особенность художественной речи в том, что в ней много образных слов и выражений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Это какая то ошибка мем
  • Это исправление ошибок и придание документу нужного содержания
  • Это идея мне гармонирует вид ошибки
  • Это играет большое значение лексическая ошибка
  • Это играет большое значение какая ошибка