В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонентов разных фразеологизмов и т.д.). Исправьте предложения, если это необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.
1. Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу. 2. В связи с участившимися террактами всем надо держать уши наготове. 3. Все понимали, что эти слова и слёзы являются фиговым прикрытием авантюристки. 4. Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. 5. Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти на кабана. 6. Шоу Пугачёвой всегда организовано на более широкую ногу. 7. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 8. Всеми фибрами души я испытывал счастье борца. 9. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции старым матерчатым волком. 10. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 11. Это легче пареной репы. 12. Выступление депутата перед собравшимися было принято прямо на ура. 13. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа требовала всё большего напряжения. 14. После смены руководства жизнь на заводе забила другим ключом. 15. У них всё было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал. 16. Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь. 17. Отец не захотел слушать объяснений сына и послал его туда, куда и Макар не гонял. 18. Мы уже без минуты молодые специалисты, поэтому наладить компьютер для нас не проблема. 19. Педагог должен знать, в чём кроется успех этой работы, подметить в каждом питомце только ему одному присущую изюминку. 20. Я по душе не боец, а обыватель. 21. Пора забить во все колокола, а администрация района смотрит на это безобразие спустя рукава. 22. В этих местах не только нога человека, но и журналиста не побывала. 23. Вопрос гроша выеденного не стоит, а решить его не могут уже три года. 24. Большой театр выпустил в свет балет «Пиковая дама». 25. Решение суда гласит чёрным по белому, что отключать электроэнергию в жилых домах нельзя, а чиновникам – хоть что не расти! 26. Со всех своих длинных ног он бросился бежать. 27. Успехи коллектива желают много лучшего. 28. Тренеру пришлось делать хорошую мину за всех своих игроков, хотя было заметно, что он сильно упал духом. 29. Я не раз по душам толковал с сыном – хоть одно хны! 30. После таких внушений сын всё больше входил в себя, и вытащить его на поверхность стало почти невозможно. 31. Куда ты собрался в такую рань, ведь ни зги не брезжит. 32. Меня не так-то просто провести вокруг пальца. 33. Когда Катерина попадает в дом Кабанихи, она не находит себе место. 34. На ней были туфли на босую ногу. 35. Это дешевле, чем пареная репа. 36. Вася не терял духа, он старался развлечь Марусю игрушками. 37. Такого позора он до своего гроба не забудет. 38. Речи Чацкого – глас вопящего в пустыне. 39. Директор не согласился с выводами межведомственной комиссии, а только многозначительно заметил, что он знает, кто в него камешки бросает. По-видимому, пронырливому руководителю опять удастся выйти сухим. 40. На жизненном пути Корчагина завязываются узлы любовных симпатий. 41. Лучше умереть стоя, чем жить лёжа. 42. Лучше умереть, чем жить стоя на коленях. 43. Понравился всем Семён и в разговоре, не дав упасть себе лицом в грязь. 44. Миллионы обездоленных и угнетённых влачат за собой жалкое существование. 45. Павел прошёл взад и вперёд свою родину.
Устойчивые выражения в речи.
Задания и упражнения.
Пословицы и поговорки. На занятии преподаватель читает первую часть пословицы, а студенты должны ее продолжить. Феномен данных пословиц заключается в том, что многие из них в обыденном употреблении стали утрачивать вторую часть, что сильно изменило их значение. Сравните: В здоровом теле – здоровый дух (кто здоров внешне, у того и душевные качества достойные) и В здоровом теле здоровый дух – вещь редкая (редко бывает чтобы физически здоровый человек был благородным и высокодуховным).
(Задание направлено на развитие речи, формирование этнокультурных установок, интереса к речевой традиции).
1. Голод не тетка, пирожка не поднесет.
2. Гол как сокол, а остер как топор.
3. Губа не дура, язык не лопатка, знает, где кисло, знает, где сладко.
4. Два сапога пара, оба левые.
5. За двумя зайцами погонишься — ни одного кабана не поймаешь.
6. Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
7. Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха.
8. Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
9. Бедность — не порок, а большое несчастье.
10. В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
11. Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо.
12. Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
13. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
14. Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
15. Девичий стыд — до порога, переступила и забыла.
16. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
17. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
18. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
19. И делу время, и потехе час.
20. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
21. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
22. Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся — бесятся.
23. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
24. На сердитых воду возят, а на добрых сами катаются.
25. Не все коту масленица, будет и пост.
26. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
27. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
28. Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.
29. Один в поле не воин, а путник.
30. От работы кони дохнут, а люди — крепнут.
31. Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
32. Повторенье — мать ученья, утешенье дураков.
33. Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
34. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
35. Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
36. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
37. Рука руку моет, да обе свербят.
38. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
39. С пчелой поладишь — медку достанешь, с жуком свяжешься — в навозе окажешься.
40. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
41. Собаку съели, хвостом подавились.
42. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
43. Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь.
44. У страха глаза велики, да ничего не видят.
45. Ума палата, да ключ потерян.
46. Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска.
47. Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.
48. Шито-крыто, а узелок-то тут.
49. Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
50. Дуракам закон не писан, если писан — то не читан, если читан — то не понят, если понят — то не так.
51. Старость не радость, сядешь — не встанешь, побежишь — не остановишься.
Упражнение 2.
Русская разменная монета, чеканившаяся из медно-цинкового сплава, оберегает денежную единицу, в которой еще 99 таких же монет.
Первый уровень сложности. Повышенный. Упражнение 3. Работа со словарем.
Подберите соответствующие фразеологизмы к следующим определениям:
Умышленно мешать кому-либо что-то делать
Разоблачить чьи-то темные дела и намерения.
Заставить молчать
Отказаться от своего прежнего решения
Ничтожно мало по сравнению с необходимым
Затеять сложное, неприятное и хлопотное дело
Поступать неискренне, против совести
Напряженно думать
Действовать в разных направлениях
Добиваться взаимопонимания
Успешно справиться с чем-то
Ловко, искусно обманывать
Обострять неприязненные отношения.
Первый уровень сложности. Упражнения для всей группы.
Упражнение 4.
Объяснить значения следующих фразеологизмов:
Без году неделя
Беречь как зеницу ока
Ловить рыбу в мутной воде
Буриданов осел
Как кошка с собакой
Выеденного яйца не стоит
Точить когти
Поцеловать замок
Держать камень за пазухой
Медвежий угол
Танцевать от печки
Чужими руками жар загребать
Биться головой об стену
Наставлять рога
Медвежья услуга
Быть большим католиком чем папа
На большую рыбу найдется рыба побольше
Носить воду решетом
Повесить нос
Задирать нос
Стреляный воробей
Упражнение 5.
К данным фразеологизмам подберите фразеологические синонимы или антонимы:
Куры не клюют
Считать ворон
Рука об руку
Переливать из пустого в порожнее
Водить за нос
Ни два ни полтора
Отдать богу душу
На ночь глядя
Тяжелый на подъем
Гладить против шерсти
Без царя в голове
Заварить кашу
Сбивать с пути
Первый уровень сложности. Упражнение 6. Используя фразеологический словарь, укажите источники фразеологизмов, если возможно их авторов:
Держать порох сухим
Прокрустово ложе
Кануть в Лету
Камень преткновения
Гордиев узел
Дамоклов меч
Сизифов труд
Эзопов язык
Ахиллесова пята
Валаамова ослица
Золотая середина
Делу время, а потехе час
Живой труп
Дворянское гнездо
Человек в футляре
Тайна за семью печатями
Врачу, исцелися сам
Злоба дня
Второй уровень сложности. Работа со словарем. Упражнение 7.
Подберите русские фразеологизмы и поговорки соответствующие иностранным:
Надоесть как псу муха
Откладывать на неделю с семью четвергами
Катать яйца с крыши
Крыть крышу блинами
Искать свой топор
Собирать сметану с земли
Бросать розы перед свиньями
Привязывать коту бубенчик
Родиться с прической
Рим не за один день построен
Ночь приносит совет
Как аббат поет, так и монах молится
Если любишь масло, его надо взбить
Как постелешь, так и выспишься
Исповедоваться в печку
Первый уровень сложности. Упражнение 8.
Найдите фразеологизмы в данных предложениях и определите их значение.
1. Александр Филиппович часто говорил о себе домашним: «Я – калиф на час» (Л. Курбыко). 2. Шубенка на мне, извините, паршивая, на рыбьем меху (А.Чехов). 3. Василий Максимович в душе был очень доволен, однако придирался и ворчал: «Явная потемкинская деревня!» (В. Ажаев). 4. Гусар Пыхтин гостил у нас; уж как он Танею прельщался. Как мелким бесом рассыпался! (А. Пушкин). 5. Анна Акимовна всегда боялась, чтобы не подумали про нее, что она гордая, выскочка или ворона в павлиньих перьях (А. Чехов). 6. Не зная никаких свобод, ежечасно изнемогая на прокрустовом ложе всевозможных укорачиваний, литература не отказывалась от своих идеалов, не предавала их (М. Салтыков-Щедрин). 7. Благосклонный читатель уже знает, что воспитан я был на медные деньги и что не имел я случая приобрести сам собою то, что было раз упущено (А. Пушкин). 8. Чуть попал в столоначальники, уж и норовит икру метать (М. Салтыков-Щедрин).
Третий уровень сложности. Исправление речевых ошибок.
Упражнение 9.
Определите вид ошибки. Исправьте ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний.
1. Эта политика уже приносит положительные плоды. 2. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 3. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы. 4. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьёз исповедовать мнение этого чудака. 5. Василий Иванович от всей души отругал меня за поломку фрезы. 6. Пилот садится в кабину необъезженного самолета. 7. В недалеком прошлом у нас всем зажимали языки. 8. Все мы друг перед другом в непролазном долгу.
II. 1. В этом движении важную скрипку играют христианские демократы. 2. Я не верю политику, который красиво фразы сыплет бисером. 3. В Голливуде начались слухи о том, что будет сниматься биографический фильм о Лиз Тейлор. 4. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. 5. Один за одним друзья вышли из школы. 6. Еще совсем недавно ему пели фимиамы.
III. 1. Нельзя всех мерить под одну гребенку. 2. Получить фиаско может каждый спортсмен. 3. Ночь, наступившая среди бела дня, не могла не навести ужаса на суеверных людей XII века. 4. Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное. 5. Жизнь, как на ладони, проходила на людях. 6. Председатель осыпал меня золотым дождем на сумму восемь рублей. 7. Позаботься впрок о своем летнем отдыхе.
VI. 1. Ваше предложение выеденного гроша не стоит. 2. В этих событиях важную скрипку играют военные. 3. Скрепя сердцем он согласился на это предложение. 4. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок. 5. Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу. 6. История с коробкой из-под ксерокса во время выборов президента стала, по сути, басней во языцех. 7. Оформление витрины торгового центра желает много лучшего. 8. В школе нельзя всех мерить под одну гребенку. 9. Несмотря на достижения нашего отдела, никто не торопится петь нам фимиамы. 10. Выйдя на трибуну, депутат пообещал говорить по существу и не лить много слов. 11. Его главная ахиллесова пята – неумение организовать свой день. 12. После того как остановилась фонограмма, певец понял, что получил фиаско на глазах публики.
V. 1.. Всю войну она проработала не покладая сил. 2. Как бы ни было трудно, не бойся смотреть правде в лицо. 3. Тихо затаив дыхание, ребята слушали рассказ космонавта. 4. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга. 5. Мы помчались туда очертив голову. 6. У матери отлегло сердце, когда она увидела Павла. 7. Это дешевле, чем пареная репа. 8. Нужен ты мне как банный лист. 9. Говорили о нем как о большом специалисте в своей области, он, дескать, медведя на этом деле съел. 10. Ему было впору биться о стенку.
Упражнение 10. Распределите предложения в разные группы в зависимости от типа ошибки в употреблении фразеологизма. Исправьте речевые ошибки, перефразировав предложения.
Вариант 1. В приведённых ниже примерах укажите случаи использования фразеологизмов без учёта их значения. Отметьте другие стилистические недочёты. Исправьте предложения. За справками обращайтесь к фразеологическим словарям русского языка.
1. Выступая перед выпускниками школы, пятиклассник Алёша Морозов сказал: «Мы сегодня провожаем в последний путь наших старших товарищей». 2. Выпускники, взволнованные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню. 3. Я всегда считал, что насилием победить насилие невозможно, а если со мной кто-то не согласен, то, как говорится, пусть земля ему будет пухом! 4. Услышав шум, он выскочил в коридор в чём мать родила, в одних трусах и майке. 5. Рационализатор – это человек, который не может относиться равнодушно к тому, что плохо лежит. 6. Мы долго ждали, когда наши футболисты пробьют окно в Европу. 7. А в штабе до сих пор не могут понять, как бандформирования могли пройти незамеченными много километров и почти сесть на шею нашим войскам. 8. Изящно и просто решили эту проблему наши учёные и поставили на ней крест. 9. У этих «заботливых родителей» дети спят на каких-то прокрустовых ложах. 10. Смешит зрителя драматург не один, а в компании с прекрасными актёрами, которым палец в рот не клади, а дай только народ посмешить. 11. Фирменное блюдо ехидны – муравьи, термиты. 12. Мы не протянем рук перед Западом. 13. На заводе царил разгром, но новое руководство работало истово, до последнего вздоха, и это помогло ему не только завоевать авторитет среди рабочих, но и погасить часть долгов за электроэнергию. 14. Эти люди крепко стоят на ногах, поэтому вам не удастся подрезать им крылья. 15. Люди работают в буквальном смысле плечом к плечу, каждый у всех на виду. 16. Грампластинка ещё не сказала своего последнего слова. 17. Нужен он мне как банный лист. 18. Я в точных науках ни гу-гу! 19. Он стоит на своём, покуда его держат ноги. 20. Не случайно это совпадение: Павел Власов – духовный отец Павла Корчагина! 21. По мнению Шолохова, крестьяне прямой наводкой шли в колхоз.
Вариант 2. В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонентов разных фразеологизмов и т.д.). Исправьте предложения, если это необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.
1. Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу. 2. В связи с участившимися террактами всем надо держать уши наготове. 3. Все понимали, что эти слова и слёзы являются фиговым прикрытием авантюристки. 4. Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. 5. Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти на кабана. 6. Шоу Пугачёвой всегда организовано на более широкую ногу. 7. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 8. Всеми фибрами души я испытывал счастье борца. 9. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции старым матерчатым волком. 10. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 11. Это легче пареной репы. 12. Выступление депутата перед собравшимися было принято прямо на ура. 13. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа требовала всё большего напряжения. 14. После смены руководства жизнь на заводе забила другим ключом. 15. У них всё было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал. 16. Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь. 17. Отец не захотел слушать объяснений сына и послал его туда, куда и Макар не гонял. 18. Мы уже без минуты молодые специалисты, поэтому наладить компьютер для нас не проблема. 19. Педагог должен знать, в чём кроется успех этой работы, подметить в каждом питомце только ему одному присущую изюминку. 20. Я по душе не боец, а обыватель. 21. Пора забить во все колокола, а администрация района смотрит на это безобразие спустя рукава. 22. В этих местах не только нога человека, но и журналиста не побывала.
Вариант 2. В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонентов разных фразеологизмов и т.д.). Исправьте предложения, если это необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.
1. Вопрос гроша выеденного не стоит, а решить его не могут уже три года. 2. Большой театр выпустил в свет балет «Пиковая дама». 3. Решение суда гласит чёрным по белому, что отключать электроэнергию в жилых домах нельзя, а чиновникам – хоть что не расти! 4. Со всех своих длинных ног он бросился бежать. 5. Успехи коллектива желают много лучшего. 6. Тренеру пришлось делать хорошую мину за всех своих игроков, хотя было заметно, что он сильно упал духом. 7. Я не раз по душам толковал с сыном – хоть одно хны! 8. После таких внушений сын всё больше входил в себя, и вытащить его на поверхность стало почти невозможно. 9. Куда ты собрался в такую рань, ведь ни зги не брезжит. 10. Меня не так-то просто провести вокруг пальца. 11. Когда Катерина попадает в дом Кабанихи, она не находит себе место. 12. На ней были туфли на босую ногу. 13. Это дешевле, чем пареная репа. 14. Вася не терял духа, он старался развлечь Марусю игрушками. 15. Такого позора он до своего гроба не забудет. 16. Речи Чацкого – глас вопящего в пустыне. 17. Директор не согласился с выводами межведомственной комиссии, а только многозначительно заметил, что он знает, кто в него камешки бросает. По-видимому, пронырливому руководителю опять удастся выйти сухим. 18. На жизненном пути Корчагина завязываются узлы любовных симпатий. 19. Лучше умереть стоя, чем жить лёжа. 20. Лучше умереть, чем жить стоя на коленях. 21. Понравился всем Семён и в разговоре, не дав упасть себе лицом в грязь. 22. Миллионы обездоленных и угнетённых влачат за собой жалкое существование. 23. Павел прошёл взад и вперёд свою родину.
Второй уровень сложности. Клише. Упражнение 1.
Составьте текст на произвольную тему таким образом, чтобы в каждом предложении было использовано не менее 1 клише, предложенного в таблице.
Речевая функция |
Примеры клише |
последовательность развития мысли |
вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак |
сопоставление, противопоставление |
однако, между тем, в то время как, тем не менее, напротив, впрочем, как.., так и..; так же, как и…, по сравнению; если.., то…, в отличие, в противоположность, наоборот, аналогично, также, таким же образом, с одной стороны, с другой стороны, в то время как, между тем, вместе с тем |
причинно-следственные отношения |
следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же, потому, так как, поскольку, в результате |
переход от одной мысли к другой |
прежде чем перейти к.., обратимся к.., рассмотрим, остановимся на.., рассмотрев, перейдем к.., необходимо остановиться на.., необходимо рассмотреть |
ссылка на предыдущее или последующее высказывание |
тем более, что…, в том числе, в случае, то есть, а именно, как было (сказано, показано, упомянуто, отмечено, установлено) |
дополнение или уточнение |
так же и, причем, при этом, вместе с тем, главным образом, особенно |
введение новой информации |
рассмотрим следующие случаи, остановимся подробнее на…, приведем несколько примеров, некоторые дополнительные замечания…, несколько слов о… |
иллюстрация сказанного |
например, так, в качестве примера, примером может служить, такой как (например), в случае, для случая, о чем можно судить |
условие и следствие |
действительно, в самом деле, что (свидетельствует, указывает, говорит, соответствует, дает возможность, позволяет, способствует, имеет значение и т.д.) |
Временная соотнесенность и порядок изложения |
сначала, прежде всего, в первую очередь, одновременно, в то же время, здесь же, наряду с этим, предварительно, ранее, выше, еще раз, вновь, снова, затем, далее, потом, ниже, в дальнейшем, в последующем, впоследствии, во-первых, и т.д., в настоящее время, до настоящего времени, за последние годы , наконец, в заключение |
итог, вывод |
итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать, как показал анализ, на основании полученных данных, резюмируя сказанное, отсюда следует, что…, в конечном счете |
Третий уровень сложности. Дополнение текста. Упражнение 11.
Прочитайте внимательно фрагмент исследовательской работы. Какие свои примеры вы можете привести по выделенным группам ошибок. В качестве источника можно использовать СМИ, в том числе и электронные.
1. Формирование серийных, штампованных метафорических рядов, когда одна и та же метафора становится характеристикой самых разных предметов. В результате в текстах СМИ почти нет бросающейся в глаза метафоричности.
2. Замена глаголов причастиями, деепричастиями и существительными, использование глаголов в пассивной форме, а также уже «расщепление сказуемого»: «находился в состоянии усталости» вместо «он устал» или «он понимаем нами» вместо «мы понимаем его» — это типичный канцеляризм. Другие примеры: «было принято решение» вместо «решили», «проводился забор проб» вместо «брали пробы», «чувствует свою необходимость людям» вместо «чувствует, что нужен людям» и т.п. Чтобы избежать этой ошибки, нужно использовать глаголы в активной форме: «я выпил сок», а не «сок был выпит мною», «Вася бежал по улице», а не «бежавший по улице Вася» и т.п.
3. Использование «умных» слов — иностранных слов и специальных терминов, профессионализмов и т.п. Нормы языка требуют избегать использования слов, которые могут быть непонятны слушателю или читателю, а в случае, когда есть выбор между иностранным и русским словом, использовать последнее: «самолёт», а не «аэроплан», «промышленность», а не «индустрия». В тексте, рассчитанном на массового читателя, не допустимо использовать слово «дефростированный» там, где можно написать «размороженный», «сублингвально» вместо «под язык», и т.п.
4. Цепочки существительных: «повышение уровня компетенции», «участие в борьбе за повышение производительности труда, «забастовка протеста системы просвещения в знак протеста против неудовлетворительного состояния в сфере обеспечения безопасности учебных заведений» и т.п.
5. Тяжелый, путаный строй фразы: причастные и деепричастные обороты, многочисленные придаточные предложения, смысловые повторы и т.п. Например: «При профессиональном интернет — дистанционном обучении необходимой номенклатуре знаний, умений и навыков по той или иной рабочей профессии на компьютерные педагогические программные средства кроме функции управления техническими устройствами тренажа, обучения и контроля знаний, справочно-информационных данных могут также возлагаться задачи имитационного моделирования производственно-технологической среды при отработке операторских умений и навыков управления теми или иными технологическими установками, системами, пультами и так далее, вследствие чего при профессиональном и, особенно при трудовом компьютерном обучении, кроме компьютерных программ важным элементом являются подключаемые к компьютеру технические средства тренажа, разработанные и изготовленные специально для решения этой задачи».
6. Употребление трафаретных выражений, когда в них фигурируют противоречивые образы, сочетание которых вопреки намерениям автора может производить комический эффект или создавать бессмыслицу.
7. Скудный словарь: автор и герои говорят одним и тем же сухим, казенным языком, предпочитают длинное слово — короткому, официальное или книжное — разговорному, сложное — простому, штамп — живому образу.
Третий уровень сложности. Работа с текстом.
Из рома И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» выпишите 10 фразеологических сочетаний традиционн
П.Брейгель картина «Нидерландские пословицы»
JPG / 333.72 Кб
Фрагменты фильма «12 стульев». Крылатые выражения.
MP4 / 26.52 Мб
о используемых в речи и 10-15 авторских.
Русские пословицы.
MP4 / 22.46 Мб
Так почему же высшая математика кажется сложной, а проблемы, связанные с людьми, – которые, возможно, гораздо сложнее, – кажутся проще пареной репы?
Прибор проще пареной репы, но необходим, если вы всерьёз хотите заняться растениями в закрытом грунте.
Я не утверждаю, что пчеловодство проще пареной репы.
И будто в доказательство того, что всё в этом мире могут ошибаться, и полицейские не исключение, – дело действительно оказалось проще пареной репы.
Мы же с огромным удовольствием лезем в джунгли слухов и домыслов, выстраивая из них сложные цепочки, хотя на самом деле жизнь бывает проще пареной репы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: республиканизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Казалось бы, работёнка проще пареной репы, да только коса нашла на камень.
– Вначале я считал, что дело проще пареной репы.
– Это вообще проще пареной репы… Возьму её за уши, и, в перед!.. Есть только одна проблема…
Что может быть проще пареной репы? Непареная.
Премьера салата состоялась ровно 150 лет назад, но мы до сих пор нарезаем и нарезаем, потому что рецепт оливье проще пареной репы. А кто не знает, записывайте.
Казалось, найти этот автомобиль проще пареной репы.
Но если грузовики и автобусы услышать ещё можно, то проворонить легковушку или мотоцикл проще пареной репы.
Но существуют некоторые человеческие недостатки, которые люди пытаются объяснить сложно и многословно, как философскую концепцию, не замечая, что смысл проще пареной репы.
Определение одиночества проще пареной репы.
Но если разобраться, то опять всё выглядит проще пареной репы.
Потому что такая прививка проще пареной репы.
Вывод проще пареной репы: чтобы из обычных людей воспитать лидеров, не нужно им заново рождаться, не нужно искусственно изменять среду обитания, ставя перед ними преграды и ограничения, не нужно менять их гены и биологию.
Проще пареной репы развернуть конягу, но в последний миг что-то останавливало его и заставляло продолжать путь.
Без них тут заблудиться проще пареной репы.
Видимо, отец так все представил, что прокурору оказалось проще пареной репы решить вопрос.
На первый взгляд проще пареной репы: зашёл, захлопнул дверь, сел, нажал кнопочку «старт» – и сиди, стимулируй свои творческие способности.
Найти компьютер, с которого хакер выходит в сеть, сейчас проще пареной репы.
Найти другого испытателя проще пареной репы.
Дно было просто усеяно каменной крошкой разного размера и вывихнуть ногу становилось проще пареной репы.
Это только кажется, что спортивная наука проще пареной репы.
– Как это «нет»?! Ответ проще пареной репы: либо вы, либо не вы! Что тут думать?
Дальнейшее проще пареной репы.
К тому же беглого ночью упустить проще пареной репы.
Хотя в наше время соблазнить женатого мужика проще пареной репы.
Задача перед агентом стояла проще пареной репы: послушать, посмотреть, побывать кое-где, поговорить кое с кем, собрать сведения и затем кое-как (но желательно, без грубых грамматических ошибок) изложить их в донесении.
Отследить такой транспорт проще пареной репы.
– Проще пареной репы украсть сапог или штиблеты купца, даже не украсть, а взять на время, на ночь, к примеру, дать умной собаке хорошенько обнюхать, и она непременно найдёт любую вещь с подобным запахом.
Условия проще пареной репы.
Было бы проще пареной репы подцепить себе состоятельного любовника или даже мужа, но я уже давно приняла решение, что пока не добьюсь успеха на подиуме за границей, ни о каком замужестве не может быть и речи.
А раз имеются метастазы в лёгких и по всем лимфоузлам, то и диагноз проще пареной репы – рак четвёртой стадии.
Их она остригла ещё на второй день, когда поняла, что, живя в лесу, сорвать эту красоту проще пареной репы, а сам процесс ой как неприятен.
А в здание пробраться проще пареной репы, не переживай.
На всяких показательных мастер-классах народу кажется, что все мои манипуляции проще пареной репы, что я просто так взмахнула несколько раз мастихином, и у меня всё получилось, и у них получится в одну секунду, только начни.
Когда ведёшь слежку в толпе, упустить объект проще пареной репы.
Проще пареной репы можно переустановить систему, но унижение одолело здравый смысл.
– Работа проще пареной репы.
Напугать человека проще пареной репы.
На скелета ткани надо с гулькин нос, да и обшить скелета проще пареной репы.
Учась на философском факультете и готовясь в аспирантуру, проще пареной репы проповедовать такое.
С этим-то проще пареной репы разобраться, ответил второй.
Разоблачать антисоветский элемент проще пареной репы.
Очень непростой вопрос, должен вам признаться, хотя и кажется навскидку проще пареной репы.
– Дальше проще пареной репы, хочешь пропускать русских, настраиваешься на ментальность русских, хочешь немцев, настраиваешь радугу на их ментальность, китайцев, на китайский менталитет, если он есть под рукой.
– Да энто проще пареной репы, отрок.
1. Только я в гордом одиночестве зализываю свои раны. (неправильное слово в фразеологизме)
2. Это дешевле пареной репы. (неправильная форма)
3. Неоднократно принимали участие в задержании преступников по горячему следу прапорщики милиции… (неправильная форма употребеления)
4. Камнем преткновения стали переговоры городских властей с «Российскими железными дорогами». (лишнее слово, фразеологизм и так обозначает главное противоречие)
5. Я тебе по гроб жизни обязан. (ошибки нет)
6. В 80-е годы все это линии метро предполагали построить к 2010-му. Когда советская власть накрылась медным тазом, пришел конец и этим планам метростроя. (ошибки нет)
7. Хороший руководитель должен во всем быть образцом своим подчиненным. (неправильная форма)
8. Главное – не пускать все на самотек. (неправильная форма)
9. Выскажите свои наибольшие пожелания родным и близким. (неправильное слово)
10. Друг для друга они стали лучшими друзьями вопреки известной пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло». (неправильное слово)
11. СССР был как бельмо на глазу у капиталистов, и они искали способы развала социалистического государства. (неправильноая форма)
12. Результаты ежедневных тренировок не замедлили себя долго ждать. (неправильная форма)
13. Я же говорю, не по Сеньке шапка. (неправильное слово)
14. Ни одна чиновничья душа не посчитала нужным отреагировать. (неправильное слово)
15. Обе они по состоянию здоровья совсем не могут выходить из дома. (неполная форма выражения)
16. Ей нужно было держать себя в руках… (неправильное слово)
17. Каждый второй фонарь работает из-под палки. (ошибки нет)
18. Задача нашего тренинга: разбудить в Вас спящего гения. Эту технологию обучения рисования проверили на себе более десяти тысяч слушателей. Вот некоторые отзывы:
Ирина (30 лет): Счастья полные штаны! Это так легко как дышать! (лишнее слово) От осознания своих талантов и возможностей хочется скакать на одной ножке и смеяться во весь голос! Рисуйте, рисуйте и наслаждайтесь!
В приведённых ниже образцах укажите оплошности в употреблении фразеологизмов (неоправданная
В приведённых ниже образцах укажите оплошности в употреблении фразеологизмов (неоправданная подмена компонент фразеологизма, немотивированное расширение либо сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонент различных фразеологизмов и т.д.). Исправьте предложения, если это нужно, либо мотивируйте необходимость такового употребления.
1. Не мудрствуя длинно, приведу в подтверждение своей правоты русскую поговорку. 2. В связи с участившимися террактами всем надобно держать уши наготове. 3. Все разумели, что эти слова и слёзы являются фиговым прикрытием авантюристки. 4. Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. 5. Хоть я и не из боязливой 10-ки, но всё же не осмелился один пойти на кабана. 6. Шоу Пугачёвой всегда скооперировано на более широкую ногу. 7. Лелею себя надеждой, что моя статья для вас понравится. 8. Всеми фибрами души я испытывал счастье борца. 9. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а возвратился из экспедиции старым матерчатым волком. 10. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими нездоровыми местами. 11. Это легче пареной репы. 12. Выступление депутата перед собравшимися было принято прямо на ура. 13. Как говорится, чем далее в лес, тем больше щепки летят: работа добивалась всё большего напряжения. 14. После смены управления жизнь на заводе забила иным ключом. 15. У них всё было шито-крыто белоснежными нитками, но тогда этого никто не подмечал. 16. Скоро и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь. 17. Отец не захотел слушать изъяснений отпрыска и послал его туда, куда и Макар не гонял. 18. Мы теснее без минутки юные профессионалы, поэтому сделать компьютер для нас не неувязка. 19. Педагог должен знать, в чём кроется фуррор этой работы, подметить в каждом питомце только ему одному присущую изюминку. 20. Я по душе не боец, а мещанин. 21. Пора забить во все колокола, а администрация района глядит на это бесчинство спустя рукава. 22. В этих местах не только нога человека, но и журналиста не побывала. 23. Вопрос гроша выеденного не стоит, а решить его не могут теснее три года. 24. Великий театр выпустил в свет балет Пиковая дама. 25. Решение суда гласит чёрным по белоснежному, что отключать электроэнергию в жилых домах нельзя, а чиновникам хоть что не расти! 26. Со всех собственных длинных ног он ринулся бегать. 27. Успехи коллектива хотят много наихорошего. 28. Тренеру пришлось делать хорошую мину за всех собственных игроков, хотя было заметно, что он очень свалился духом. 29. Я не раз по душам объяснял с отпрыском хоть одно хны! 30. После таких внушений отпрыск всё больше заходил в себя, и вынуть его на поверхность стало практически невероятно. 31. Куда ты собрался в такую рань, ведь ни зги не брезжит. 32. Меня не так-то просто провести вокруг пальца. 33. Когда Катерина попадает в дом Кабанихи, она не обретает себе место. 34. На ней были туфли на босую ногу. 35. Это дешевле, чем пареная репа. 36. Вася не утрачивал духа, он старался развлечь Марусю игрушками. 37. Такого стыда он до собственного гроба не забудет. 38. Речи Чацкого голос кричащего в пустыне. 39. Директор не согласился с выводами междуведомственной комиссии, а только многозначительно увидел, что он знает, кто в него камни кидает. По-видимому, пронырливому руководителю опять удастся выйти сухим. 40. На жизненном пути Корчагина завязываются узлы амурных симпатий. 41. Превосходнее умереть стоя, чем жить лёжа. 42. Превосходнее умереть, чем жить стоя на коленях. 43. Приглянулся всем Семён и в разговоре, не дав упасть для себя личиком в грязь. 44. Миллионы обездоленных и угнетённых влачат за собой жалкое существование. 45. Павел прошёл взад и вперёд свою родину.
Задать свой вопрос
Упражнение № 20. Определите тип ошибки в употреблении фразеологических единиц, отредактируйте предложения:
1.Только я в гордом одиночестве зализываю свои царапины. 2. Это дешевле, чем пареная репа. 3. Неоднократно принимали участие в задержании преступников по горячим следам прапорщики милиции… 4. Главным камнем преткновения стали переговоры городских властей с «Российскими железными дорогами». 5. Я тебе по гроб жизни обязан. 6. В 80-е годы все это линии метро предполагали построить к 2010-му. Когда советская власть накрылась медным тазом, пришел конец и этим планам метростроя. 7. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. 8. Главное – не жить самотеком. 9. Выскажите свои наболевшие пожелания родным и близким. 10. Друг дл друга они стали заклятыми друзьями вопреки известной пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло». 11. СССР был как бельмо в глазу у капиталистов, и они искали способы развала социалистического государства. 12. Результаты каждодневных тренировок не замедлили себя долго ждать. 13. Я же говорю, не по Сеньке кепка. 14. Ни одна чиновничья душа не пожелала нужным отреагировать. 15. Обе они по здоровью совсем не могут выходить из дома. 16. Ей нужно было держать себя в руке… 17. Каждый второй фонарь работает из-под палки. 18. Задача нашего тренинга: разбудить в Вас спящего гения. Эту технологию обучения рисования проверили на себе более десяти тысяч слушателей. Вот некоторые отзывы: Ирина (30 лет): Счастья полные штаны! Это так легко и просто как дышать! От осознания своих талантов и возможностей хочется скакать на одной ножке и смеяться во весь голос! Рисуйте, рисуйте и наслаждайтесь!
Источник
Упражнение № 20. Определите тип ошибки в употреблении фразеологических единиц, отредактируйте предложения:
1.Только я в гордом одиночестве зализываю свои царапины. 2. Это дешевле, чем пареная репа. 3. Неоднократно принимали участие в задержании преступников по горячим следам прапорщики милиции… 4. Главным камнем преткновения стали переговоры городских властей с «Российскими железными дорогами». 5. Я тебе по гроб жизни обязан. 6. В 80-е годы все это линии метро предполагали построить к 2010-му. Когда советская власть накрылась медным тазом, пришел конец и этим планам метростроя. 7. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. 8. Главное – не жить самотеком. 9. Выскажите свои наболевшие пожелания родным и близким. 10. Друг дл друга они стали заклятыми друзьями вопреки известной пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло». 11. СССР был как бельмо в глазу у капиталистов, и они искали способы развала социалистического государства. 12. Результаты каждодневных тренировок не замедлили себя долго ждать. 13. Я же говорю, не по Сеньке кепка. 14. Ни одна чиновничья душа не пожелала нужным отреагировать. 15. Обе они по здоровью совсем не могут выходить из дома. 16. Ей нужно было держать себя в руке… 17. Каждый второй фонарь работает из-под палки. 18. Задача нашего тренинга: разбудить в Вас спящего гения. Эту технологию обучения рисования проверили на себе более десяти тысяч слушателей. Вот некоторые отзывы: Ирина (30 лет): Счастья полные штаны! Это так легко и просто как дышать! От осознания своих талантов и возможностей хочется скакать на одной ножке и смеяться во весь голос! Рисуйте, рисуйте и наслаждайтесь!
Ответ оставил Гуру
1. Только я в гордом одиночестве зализываю свои раны. (неправильное слово в фразеологизме)2. Это дешевле пареной репы. (неправильная форма)3. Неоднократно принимали участие в задержании преступников по горячему следу прапорщики милиции… (неправильная форма употребеления)4. Камнем преткновения стали переговоры городских властей с «Российскими железными дорогами». (лишнее слово, фразеологизм и так обозначает главное противоречие)5. Я тебе по гроб жизни обязан. (ошибки нет)6. В 80-е годы все это линии метро предполагали построить к 2010-му. Когда советская власть накрылась медным тазом, пришел конец и этим планам метростроя. (ошибки нет)7. Хороший руководитель должен во всем быть образцом своим подчиненным. (неправильная форма)8. Главное – не пускать все на самотек. (неправильная форма)9. Выскажите свои наибольшие пожелания родным и близким. (неправильное слово)10. Друг для друга они стали лучшими друзьями вопреки известной пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло». (неправильное слово)11. СССР был как бельмо на глазу у капиталистов, и они искали способы развала социалистического государства. (неправильноая форма)12. Результаты ежедневных тренировок не замедлили себя долго ждать. (неправильная форма)13. Я же говорю, не по Сеньке шапка. (неправильное слово)14. Ни одна чиновничья душа не посчитала нужным отреагировать. (неправильное слово)15. Обе они по состоянию здоровья совсем не могут выходить из дома. (неполная форма выражения)16. Ей нужно было держать себя в руках… (неправильное слово)17. Каждый второй фонарь работает из-под палки. (ошибки нет)18. Задача нашего тренинга: разбудить в Вас спящего гения. Эту технологию обучения рисования проверили на себе более десяти тысяч слушателей. Вот некоторые отзывы: Ирина (30 лет): Счастья полные штаны! Это так легко как дышать! (лишнее слово) От осознания своих талантов и возможностей хочется скакать на одной ножке и смеяться во весь голос! Рисуйте, рисуйте и наслаждайтесь!
Источник
Упражнение № 20. Определите тип ошибки в употреблении фразеологических единиц, отредактируйте предложения:
1.Только я в гордом одиночестве зализываю свои царапины. 2. Это дешевле, чем пареная репа. 3. Неоднократно принимали участие в задержании преступников по горячим следам прапорщики милиции… 4. Главным камнем преткновения стали переговоры городских властей с «Российскими железными дорогами». 5. Я тебе по гроб жизни обязан. 6. В 80-е годы все это линии метро предполагали построить к 2010-му. Когда советская власть накрылась медным тазом, пришел конец и этим планам метростроя. 7. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. 8. Главное – не жить самотеком. 9. Выскажите свои наболевшие пожелания родным и близким. 10. Друг дл друга они стали заклятыми друзьями вопреки известной пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло». 11. СССР был как бельмо в глазу у капиталистов, и они искали способы развала социалистического государства. 12. Результаты каждодневных тренировок не замедлили себя долго ждать. 13. Я же говорю, не по Сеньке кепка. 14. Ни одна чиновничья душа не пожелала нужным отреагировать. 15. Обе они по здоровью совсем не могут выходить из дома. 16. Ей нужно было держать себя в руке… 17. Каждый второй фонарь работает из-под палки. 18. Задача нашего тренинга: разбудить в Вас спящего гения. Эту технологию обучения рисования проверили на себе более десяти тысяч слушателей. Вот некоторые отзывы: Ирина (30 лет): Счастья полные штаны! Это так легко и просто как дышать! От осознания своих талантов и возможностей хочется скакать на одной ножке и смеяться во весь голос! Рисуйте, рисуйте и наслаждайтесь!
Источник
русскийязык (1). Толковым словарем русского языка в каком случае вопросы не соответствуют нормам управления
Для какой социальной прослойки характерен жаргон:
— профессиональной, возрастной
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: провизор, протеже?
— толковым словарем русского языка
В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
— удивляться — на кого? что?
В каком словаре слова располагаются в алфавитном порядке конечных букв слова
— обратном словаре
Найдите предложение без грамматических ошибок.
— В пятом классе мы очень любили читать как сказки Пушкина, так и стихи Некрасова
Отметьте пример ошибочного формообразования
— положь
Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении «Школа — это где учатся дети»
— пропуск слова, к которому относится придаточное предложение
За что ратует Пушкин в статье «О прозе»: «Должно бы сказать: рано поутру – а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба – ах, как все это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее»?
— точность, краткость
От каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?
— победить
Какое место занимает литературный язык в системе русского национального языка
— центральное место
Диалект отличается от общенационального языка …
— особенностями произношения
Использование принципа коммуникативной целесообразности регулирует … аспект культуры речи
— коммуникативный
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: представить – предоставить?
— словарем паронимов
Автор «Толкового словаря живого великорусского языка»
— В.И. Даль
Кто не является создателем словарей русского языка:
— Кони А.Ф.
Отметьте предложение, в котором правильно употреблен деепричастный оборот
— Поднявшись на вершину горы, мы увидели море
О каком качестве речи писал Л. Толстой: «Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розг»?
— правильность
От каких глаголов образуется форма настоящего времени?
— сочинять, помогать, дышать, поздравлять
Деепричастия типа бежав, бережа, жгя, идя
— не соответствуют современной норме
Использование норм современного русского литературного языка регулирует … аспект культуры речи
— нормативный
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,
— ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.
Что называется совокупностью правил выбора и употребления языковых средств (в данном обществе в данную эпоху)
— норма
Отметьте неверные высказывания:
— К формам существования языка не относятся просторечие, диалекты, социолекты
Отметьте верные высказывания….
— В этимологических словарях объясняется происхождение слов
Аспекты культуры речи
— все перечисленные
Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении «Его герои, которые так интересно описываются в произведении, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце»
— допущено нанизывание придаточных предложений
Укажите предложение с грамматической ошибкой
— Монета оказалась старой, стертой с обоих сторон
Автор однотомного словаря русского языка…
— С.И. Ожегов
Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень любить
— носить на руках
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: типовой – типичный – типический?
— словарем паронимов
Лексика, сфера употребления которой ограничена территорией
— диалектизм
Определите экспрессивно-стилистическую (эмоциональную) окраску слова начертать в синонимическом ряду «написать, начертать, нацарапать»:
— высокое
Укажите синоним к фразеологизму закинуть удочку
— бросить пробный шар
В предложении «Самый ярчайший пример тому – библейские притчи»
— ошибка в образовании превосходной степени прилагательного
В каком ряду допущена ошибка в суффиксах причастий:
— выкачанная бочка, колющийся, замешенное тесто
Фразеологизм идти ва-банк означает.
— действовать, рискуя всем
Автор «Толкового словаря живого великорусского языка»
— В.И. Даль
Не образуются формы степеней сравнения от прилагательного.
— вороной
Укажите предложение с грамматической ошибкой
— Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков
В предложении «Обувь должна быть одновременно и красивее, и удобнее»
— ошибка возникает как результат отсутствия объекта сравнения
Качество слова, связанное с типичными для него сферами употребления, называется
— функционально-стилевой окраской
Немотивированные повторы однокоренных слов в предложении
— тавтология
Какое существительное относится к женскому роду?
— вуаль
Какое из словосочетаний является неправильным(?)
— наше МИД
Какое прилагательное имеет краткую форму?
— робкий
Стиль, характеризующийся тщательной артикуляцией, отчетливостью произношения звуков и их сочетаний
— полный
В каком ряду слов допущена ошибка:
— безынтересный, сверхизысканный, предистория
В каком предложении нарушены грамматические нормы?
— При дневном освещении рисунок казался еще более отчетливее и ярче
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: пускать туман в глаза или пустить туман в глаза?
— фразеологическим словарем
Слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются:
— омонимы
Найдите вариант, где форма превосходной степени сравнения прилагательного образована неправильно
— умный — очень умный
В каких словах не пишется ь:
— живуч…, туч…, колюч…
Укажите ряд слов с ошибочным окончанием:
— смотрится, улыбается, клеет
Определите тип ошибки в предложении «Это дешевле, чем пареная репа»:
— неоправданная замена компонента фразеологизма
Определите экспрессивно-стилистическую (эмоциональную) окраску слова лицо в синонимическом ряду «лицо, физиономия, лик, рыло»:
— неодобрительное
Императивные нормы…
— строго обязательны к исполнению
Определите троп в судебной речи Н. И. Холева: «Но, быть может, чувства эти отцвели и побледнели и для молодых супругов наступила затем “осень любви”»
— метафора
Частица НЕ пишется слитно в слове:
— крайне (не) доверчивый покупатель
Кодификация норм литературного языка – это…
— закрепление их в специальных словарях, грамматиках и учебных пособиях
Какую максиму не содержат коммуникативные принципы Грайса:
— нормы
От каких прилагательных нельзя образовать наречия, имеющие степени сравнения:
— городской, звериный
В каком ряду все слова пишутся с удвоенной гласной:
— ком…ерческий, бюл…етень, парал…ель
С каким глаголом нельзя употребить наречие НАПРОЧЬ
— отказать
Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова
— индивидуум
Приставка ПРЕ пишется в слове:
— … емник директора
В чем заключается Принцип адекватности:
— в непричинении ущерба сказанному собеседником путем намеренного искажения смысла
В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква:
— к…сательная, м…кать в воду, р…вномерный
Определите риторическую фигуру в речи Демосфена: «Ты был протагонистом, я был зрителем. Ты во всех политических делах работал на врагов, я – на благо родины»
— антитеза
Правописание корней с проверяемыми гласными соответствует
— морфологическому принципу русской орфографии
О каком отрицательном факте предупреждает И. Ильф Е Петрова: «Если слово пришло в голову одновременно двум, значит оно могло прийти в голову трем и четырем, значит оно слишком близко лежало. Не ленитесь, Женя, давайте поищем другое. Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения – легкое дело»?
— штамп
Укажите предложение с грамматической ошибкой:
— Ихняя квартира
Содержание коммуникации не зависит …
— от языка, на котором говорят
Нормы русского литературного языка…
— динамичны, подвижны
Отметьте варианты слов с правильно поставленным ударением (ударная гласная обозначена заглавной буквой):
— запломбирОванный
Нормы литературного произношения в русском языке формировались на основе говора…
— московского
Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова
— макулатура
Укажите, в каком предложении местоимение употреблено неверно:
— Мне указали на свои ошибки.
Укажите правильную падежную форму имени числительного в предложении: Перепись населения в нашем городе будет проводиться 265 переписчиками
— двумястами шестьюдесятью пятью
Диспозитивные нормы…
— предполагают возможность выбора одного из вариантов
О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: «..если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»?
— эмоциональность
Определите языковое средство в судебной речи Ф. Н. Плевако: «Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь…. Старушка украла старый чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно»
— ирония
В каком документе НЕ обязательно название:
— деловое письмо
На бланке организации создается:
— приказ
Третьим этапом культурного развития языка является:
— появление национального литературного языка
Аллюзия – это:
— трансформация устойчивого выражения
Какая функция для художественного текста является определяющей:
— эстетическая
Языковая и речевая компетенция различаются:
— объемом словаря
К директивным документам НЕ относятся:
— уставы
Ограничение тематики характерно для:
— всех функциональных стилей
К жанрам собственно-научного стиля НЕ относится:
— учебник
Жесткая система жанров характерна для:
— всех функциональных стилей
Что НЕ характерно для функционального стиля:
— высокая степень авторской свободы
Единицей какого уровня языка является слово.
— лексического
Найдите предложение с грамматической ошибкой.
— Я уважаю и восхищаюсь своими родителями
Кто автор фразеологизма подковать блоху?
— Н.С. Лесков
Определите языковое средство в судебной речи Н. П. Карабчиевского: «Карьера практикующего врача его положительно отталкивала»
— оксюморон
Для текстов научного стиля НЕ характерно:
Элементом речевого этикета НЕ является
Термины в научном тексте составляют:
Трафаретная форма используется для создания:
Отличительной чертой документа НЕ является:
a. высокая степень авторской свободы
Реферат относится к … подстилю научного стиля:
Степень авторской свободы возрастает:
d. официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль
Институциональное ограничение информации связано с:
a. государственной тайной
Профессиональное общение обеспечивают:
b. термины и профессионализмы
Отметьте предложение, в котором правильно употреблен деепричастный оборот
a. Поднявшись на вершину горы, мы увидели море
Какое место занимает литературный язык в системе русского национального языка
b. центральное место
Отметьте верные высказывания.
a. Орфоэпический словарь даёт варианты произношения слов
В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
a. Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?
c. решать — решенный
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: визави, протеже?
b. толковым словарем русского языка
Определите тип ошибки в предложении «Надежность Альфа-Банка – это аксиома, не требующая доказательств»
В каких словах не пишется ь:
Слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются:
Определите функционально-стилистическую окраску слова содействовать в синонимическом ряду «помочь, содействовать»:
В чем заключается Принцип децентрической направленности:
b. непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие
Написание слов ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ соответствует
a. традиционному принципу русской орфографии
Где неправильно определен разряд местоимения?
b. некий (отрицательное)
Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова
Источник
Упражнение 20. Обусловьте тип ошибки в употреблении фразеологических единиц, отредактируйте
Упражнение 20. Обусловьте тип оплошности в употреблении фразеологических единиц, отредактируйте предложения:
1.Только я в горделивом одиночестве зализываю свои царапинки. 2. Это дешевле, чем пареная репа. 3. Неоднократно воспринимали роль в задержании злоумышленников по горячим следам прапорщики милиции 4. Основным камнем преткновения стали переговоры городских властей с Российскими железными дорогами. 5. Я тебе по гроб жизни должен. 6. В 80-е годы все это линии метро подразумевали построить к 2010-му. Когда русская власть накрылась медным тазом, пришел конец и этим планам метростроя. 7. Хороший управляющий должен во всем демонстрировать образец своим подчиненным. 8. Основное не жить самотеком. 9. Выскажите свои наболевшие пожелания родным и близким. 10. Друг дл друга они стали заклятыми приятелями вопреки знаменитой поговорке Не было бы счастья, да несчастье помогло. 11. СССР был как бельмо в глазу у капиталистов, и они искали способы развала социалистического страны. 12. Результаты каждодневных занятий не замедлили себя длинно ожидать. 13. Я же разговариваю, не по Сеньке кепка. 14. Ни одна чиновничья душа не пожелала нужным отреагировать. 15. Обе они по здоровью совершенно не могут выходить из дома. 16. Ей необходимо было держать себя в руке 17. Каждый второй фонарь работает из-под палки. 18. Задача нашего тренинга: разбудить в Вас почивающего гения. Эту технологию обучения рисования проверили на для себя более 10 тысяч слушателей. Вот некоторые отзывы: Ирина (30 лет): Счастья полные брюки! Это так легко и просто как дышать! От понимания своих талантов и возможностей хочется скакать на одной ножке и смеяться во весь глас! Живописуйте, живописуйте и наслаждайтесь!
1. Только я в гордом одиночестве зализываю свои раны. (ошибочное слово в фразеологизме)
2. Это дешевле пареной репы. (неправильная форма)
3. Часто воспринимали участие в задержании злоумышленников по жаркому следу прапорщики милиции (неправильная форма употребеления)
4. Камнем преткновения стали переговоры городских властей с Российскими стальными дорогами. (излишнее слово, фразеологизм и так обозначает основное противоречие)
5. Я для тебя по гроб жизни должен. (оплошности нет)
6. В 80-е годы все это линии метро предполагали выстроить к 2010-му. Когда русская власть накрылась медным тазом, пришел конец и этим планам метростроя. (оплошности нет)
7. Хороший управляющий должен во всем быть образцом своим подчиненным. (ошибочная форма)
8. Главное не пускать все на самотек. (ошибочная форма)
9. Выскажите свои наивеличайшие пожелания родным и недалёким. (ошибочное слово)
10. Друг для друга они стали наилучшими приятелями вопреки знаменитой пословице Не было бы счастья, да несчастье посодействовало. (ошибочное слово)
11. СССР был как бельмо на глазу у капиталистов, и они отыскивали способы развала социалистического государства. (неправильноая форма)
12. Результаты ежедневных занятий не замедлили себя длинно ждать. (неправильная форма)
13. Я же разговариваю, не по Сеньке шапка. (ошибочное слово)
14. Ни одна чиновничья душа не посчитала необходимым отреагировать. (неправильное слово)
15. Обе они по состоянию здоровья совершенно не могут выходить из дома. (неполная форма выражения)
16. Ей необходимо было держать себя в руках (ошибочное слово)
17. Каждый 2-ой фонарь работает из-под палки. (оплошности нет)
18. Задачка нашего тренинга: разбудить в Вас дремлющего гения. Эту технологию обучения рисования проверили на себе более 10 тысяч слушателей. Вот некие отзывы:
Ира (30 лет): Счастья полные брюки! Это так легко как дышать! (излишнее слово) От осознания своих талантов и способностей хочется прыгать на одной ножке и смеяться во весь глас! Живописуйте, живописуйте и услаждайтесь!
Источник