Эвристические ошибки это

Помните такую шутку, что правильный ответ был найден «методом научного тыка»? Шутки шутками, а ведь это просторечное название одного из врожденных видов мышления человека — метода проб и ошибок. Это эвристический способ поиска решения, который позволяет найти ответ при помощи перебора вариантов. Применяется он обычно при недостаточности исходных данных, поэтому влечет за собой ошибки. Такие ошибки еще называют когнитивными искажениями. Но обо всем по порядку.

Эврика!

Эвристикой в психологии называют способ мышления. В науке эвристика — это целый раздел, который изучает творческое мышление человека. А еще эвристики — это непосредственно правила, приемы решения задач. Наконец, эвристика является одним из методов обучения в педагогике. Так что такое эвристика простыми словами?

Слово произошло из Греции, как и сам способ обучения. Его ввел Сократ, который проводил с учениками так называемые сократические беседы, в ходе которых задавал наводящие вопросы ученикам. Таким образом, ученики сами приходили к правильному ответу. Заодно эти беседы развивали критическое мышление у детей — проблема рассматривалась максимально обширно, непредвзято. В переводе с греческого эвристика — «открываю», «отыскиваю». Легенда о том, что Архимед выкрикнул однокоренное «Эврика!» в значении «нашел» — не только красивая, но и логичная.

Как наука эвристика начала формироваться примерно в 1850-х гг. Ее начали рассматривать как метод творческого мышления со своими правилами и особенностями. Среди них: недостаточность исходной информации, ограниченность времени, пределы воображения. Совокупность этих особенностей может привести к ошибочным выводам, которые в свою очередь формируют когнитивные искажения или «ошибки познания».

Кривое зеркало

Когнитивные искажения — это поведенческие ловушки сознания, которые возникают в результате шаблонного мышления. Пример — страх авиаперелетов. Недостаточная информированность о безопасности этого вида транспорта плюс многочисленные упоминания об авиакатастрофах в СМИ могут вызвать иррациональную боязнь летать самолетом. Это называется эвристикой репрезентативности. Мы принимаем решение на основе более часто встречающейся информации.

Шаблоны мышления возникают из-за того, что мозг экономит энергию и делает выбор в пользу быстрого решения. Особенно, если его «правильность» подтверждается хотя бы частично. Так появляется крючок, которому в большей степени подвержены азартные люди — «ошибка игрока». Игрок, принимая решение, на какой цвет ставить, наблюдает, что черное выпало 5 раз подряд. И ставит на красное с мыслью «вот сейчас уж точно должно сработать!», не принимая во внимание то, что вероятность по-прежнему составляет 50/50.

Игра по правилам

Эвристический подход к решению задач относится к теории творческого мышления и подчиняется определенным правилам.

  • Метод мозгового штурма. Самым ярким примером служит игра «Что?Где?Когда?», в которой игроки коллективно обсуждают вопрос и выбирают единственный вариант ответа. Это метод нужен, чтобы за короткий промежуток времени наработать много идей. Современная интерпретация метода мозгового штурма принадлежит Алексу Осборну. В 1919 году он вместе с товарищами создал рекламное агентство BBDO, которое существует до сих пор. Он описал процедуру генерации идей, которая использовалась в его агентстве, а позже выпустил книгу об этом. Алгоритм выглядит так:
  1. Анализ проблемы и выбор задачи.
  2. Выдвижение, генерация идей. Перед участниками ставится задача придумать как можно большее количество идей. На это дается от 15 до 30 минут. Если мозговой штурм проводится устно, то можно получить от 60 до 100 идей за сеанс, при другой форме общения — еще больше. На этом этапе должна полностью отсутствовать критика, т.е. фиксируются абсолютно все идеи, даже самые невероятные.
  3. На третьем этапе происходит анализ выдвинутых идей. Здесь наоборот — приветствуется конструктивная критика от участников. На этом этапе важно соблюдать здоровую атмосферу в коллективе, чтобы критика идей не перешла на критику личности.
  • Синектика или Метод аналогий. Применяется, чтобы найти решение текущей задачи по аналогии с уже существующей. В данном случае ищутся похожие свойства двух объектов — предполагается, что если основные признаки у них одинаковые, то, скорее всего, вторичные тоже будут похожи. Алгоритм решения задачи подобным методом следующий:
  1. Сначала происходит анализ проблемы и постановка задачи. Необходимо понимание, что мы делаем, для чего. Нужно задать вопрос, вызывающий аналогии — например, как привлечь внимание к штендеру возле магазина?
  2. Вторая стадия — это поиск аналогий. Ищем аналогию к заданному вопросу — например, как глубоководная рыба привлекает к себе пищу? Рыба светится, движется. Можно использовать любые вопросы, главное — найти аналогии со схожими существенными признаками.
  3. Далее мы ищем, что можно перенести на нашу задачу. Проводится анализ выдвинутых аналогий.
  4. Потом проводится анализ полученных идей и выбор решения нашей задачи.
  5. В конце проводим проверку решения.

С этими и другими методами решения задач можно познакомиться в курсе «Творческое мышление». Вы узнаете, как стать креативным и находить нестандартные решения сложных задач, а также научитесь генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь.

Ответы
на вопросы к экзамену по Анализу рисков

  1. Этапы
    формирования теории анализа рисков.

Четыре
этапа истории научной методологии
анализа рисков:

  1. Постановка
    проблематики научной дисциплины;

  2. Формирование
    научного аппарата исследования;

  3. Разработка
    методов анализа и управления рисками
    объекта;

  4. Разработка
    методов анализа системы субъект —
    объект.

Классическая
теория

предпринимательских рисков (Ферма,
Бернулли, Милль, Лаплас, Гаус, Гальтон,
Пуанкаре и др.)

Неоклассическая
теория

(Найт, Кейнс, Марковиц, Нейман, Моргенштерн
и др.)

Современные
модели

анализа и управления рисками (Канеман,
Тверски, Шоулз, Блэк и др.)

  1. Классическая
    теория предпринимательских рисков
    (Ферма, Бернулли, Милль, Лаплас, Гаусс
    и др.)

В
1654 году, когда Ренессанс активно набирал
силу, шевалье
де
Мере
поставил
перед Паскалем
вопрос,
как разделить между двумя игроками банк
в неоконченной азартной
игре, если один из игроков в этот момент
выигрывает.
Паскаль обратился за помощью к Пьеру
де Ферма,

адвокату и блестящему математику.
Результат их сотрудничества привел
к разработке математического аппарата
теории
вероятностей,

ставшей математической предтечей
разрешения неопределенности в теории
риска. Полученное решение головоломки
означало, что чело­век
впервые смог в ситуации с неоднозначно
определенным исходом воспользоваться
методами выбора
решения
и оценки будущее с помощью чисел
.
Это положило началу создания классической
теории предпринимательского риска

Классическая
теория, представителями которой являются
так же Милль и Сениор, при исследовании
предпринимательской прибыли различает
в структуре предпринимательского дохода
две составляющие:

  • процент
    как доля стоимости товара, приходящаяся
    на вложенный капитал;

  • плата
    за риск как возмещение возможных потерь,
    связанных с предпринимательской
    деятельностью.

Согласно
классической теории риск отождествляется
с ожиданием потерь, которые могут
наступить в результате реализации того
или иного предпринимательского решения,
т. е. риск в этой теории — возможный
материальный ущерб. Выбор решения по
этой теории зависит от ожидаемых потерь.

  1. Неоклассическая
    теория экономических рисков (Найт,
    Кейнс, Марковиц, Нейман и др.)

Неоклассическая
теория возникла в 20-30-е годы прошлого
столетия в Англии и Франции, ее
представители — ученые Найт и Маршалл
(Англия), Пигу (Франция).

Теория
основана на следующих положениях:

  • предприятие
    (фирма), которое работает в условиях
    неопределенности и прибыль которого
    является случайной переменной величиной,
    должно руководствоваться в своей
    деятельности двумя критериями: размером
    ожидаемой прибыли и величиной ее
    возможных колебаний;

  • поведение
    предпринимателя обусловливается
    концепцией предельной полезности: если
    нужно выбрать один из двух вариантов
    инвестирования капитала, дающего
    одинаковую предпринимательскую прибыль,
    то следует выбирать тот из них, в котором
    колебания прибыли будут наименьшими.

Из
неоклассической теории риска следует,
что верная (практически гарантированная)
прибыль всегда имеет большую полезность,
чем прибыль того же ожидаемого размера,
но связанная с возможными колебаниями.

В
настоящее время наибольшее признание
получила неоклассическая теория риска,
дополненная экономистом Кейнсом. Суть
дополнений состоит в том, что для принятия
решений в неопределенных ситуациях
следует рассчитывать и учитывать не
только потенциальные отклонения прибыли
от ожидаемой величины, но и сам этот
ожидаемый уровень прибыли. Иными словами,
рассчитывая на большую прибыль иногда
следует и рискнуть.

  1. Современные
    модели анализа и управления рисками
    (Канеман, Тверски, Шоулс, Блэк и др.)

В
настоящее время:
общераспространенной теорией
экономического риска является
неоклассическая (Дж. Кейнс, М. Алле, и
др.) с рядом современных дополнений (Г.
Марковиц, Д. Канеман, А. Тверски, Моргенштерн
и др.), включая следующие:

Найт,
Кейнс привели дифференцированную
классификацию предпринимательских
рисков, дополнив неоклассическую теорию
фактором человеческой субъективности,
подвергнув сомнению теорию предельной
полезности.

Марковиц,
Шарп разработали методы измерения риска
и диверсификации портфеля ЦБ как метод
снижения рисков.

Канеман,
Тверски разработали методы учета
поведенческих рисков для лиц, принимающих
управленческие решения.

Мертон,
Блэк, Шоулз разработали методы минимизации
рисков производных инструментов
финансовых рисков

  1. Сущность
    понятия риск.

Выделяют
различающиеся
подходы к определению

сущности риска:

Обывательское
(принятое в повседневной жизни) — как
непредсказуемость негативного исхода
(неверного исхода по В. Далю) некоторых
грядущих событий, — как безрассудные
действия, но смелость и азарт в игре и
жизни;

Классическое
— как измеренная и оцененная вероятность
(правдоподобность по Дж. Кардано)
полезного результата (Я. И Д. Бернулли)
на основе сходимости к среднему значению
исхода грядущих событий (К. Гаусс, М.-П.
Лаплас и др.).

Неоклассическое
— как разделение измеряемого риска и
неизмеряемой неопределенности исхода
событий (Найт, Дж. Кейнс), выделение риска
как стратегии действий Дж. Фон Нейман),
измерение риска как дисперсии (отклонения
от среднего по Марковицу), выделение
ассиметрии в действиях (Д. Канеман, А.
Тверски и др.)

Среди
заполнившего теоретическую литературу
многообразия определений экономического
риска можно выделить три наиболее
распространенных, типичных, базовых,
и, в определенном смысле, классических
подхода. Риск в деятельности хозяйствующего
субъекта может быть классифицирован
как:


(1) подход «по природе источника риска»,
т.е. риск, возникающий в ходе изменения
экономических факторов —
функционально-экономический подход,


(2) подход «по природе воздействия на
деятельность», т.е. риск, влияющий на
экономическое положение организации
(устойчивое или нет, запас устойчивости
и т.д.), и


(3) общего подхода, т.е. риск, возникающий
в ходе экономической деятельности –
интегральное понимание экономического
поведения человека.

Выбор
подхода, безусловно, должен диктоваться
целями анализа.

  1. Широкое
    и узкое толкование риска.

Различают
более широкое понятие общего риска
жизнедеятельности и частное понимание
экономического (предпринимательского)
риска хозяйственной деятельности.

Экономический
риск

возникает при принятии хозяйственных
решений в условиях неопределенности и
представляет совокупность воздействия
экономических, политических, экологических,
моральных и других факторов на принятие
хозяйственных решения и проявления
последствий, которые могут произойти
в результате осуществления этого
решения.

Понятие
экономического риска включает

не только наличие рисковой ситуации и
ее осознание,
но и принятие

решения
и
осуществление хозяйственной деятельности

на основе количественного и качественного
анализа риска и последствий его
проявлений.

Действия,
которые мы готовы предпринять, что
предполагает наличие у нас свободы
выбора,

вот
что такое риск на самом деле,

— подчеркивает П.
Бернстайн
.
И далее: Другая сторона этого определения
для
того, чтобы предпринять действия, нужно
выявить, описать, оценить или измерить
риск.

  1. Определение
    категории «экономический»
    (предпринимательский) риск.

в
Предпринимательский риск

– деятельность субъектов
хозяйственной жизни*, связанная с
преодолением
неопределенности в ситуации неизбежного
выбора
,
в процессе которой имеется возможность
оценить вероятности достижения желаемого
результата, неудачи, отклонения от цели,
содержащиеся в выбираемых альтернативах
деятельности.

*
Деятельность по поводу производства,
распределения и потребления продуктов
труда

Предпринимательский
риск

– это несовпадение между принятым ЛПР
решением, целями и деятельностью
субъекта
хозяйственной жизни*, связанная с
преодолением
неопределенности в ситуации неизбежного
выбора
,
в процессе которой имеется возможность
оценить вероятности достижения желаемого
результата, неудачи, отклонения от цели,
содержащиеся в выбираемых альтернативах
деятельности и целями
развития целостной хозяйственной
системы*.

*Смысл
определения исходя из системного подхода
в необходимости учета целей развития
системы в целом. Ранее это т фактор не
учитывался в классических и постклассических
моделях.

  1. Соотношение
    риска и неопределенности.

Риск
– субъективная
неопределенность
оценки наступления объективного
результата деятельности / явления (А.
Willet).

Риск
– измеримая
изменчивость наступления события (как
результата деятельности),

неопределенность
в прямом смысле (sensu
stricto)
является неизмеримой (F.
Knight).

Неопределенность
идентифицирует возможности, но не
определяет вероятность их реализации,
а

риск
реализует
возможность определения вероятности
любой реальной ситуации или любого
результата деятельности (Э. Островская).

Всякая предпринимательская деятельность человека (производственная,
коммерческая, финансовая) сопряжена
с некоторой неопределенностью развития
ситуации в будущем. Принимая то или иное
решение, связанное с выбором альтернативного
варианта в конкретной ситуации мы имеем
дело с неопределенностью исхода,
объясняемой недостаточностью, отсутствием или
недостоверностью информации в исследуемой
области. Неопределенность порождается
случайностью стечения обстоятельств,
неточностью или отсутствием информации.

Неопределенность
отражает многовариантность будущего
развития ситуации, т.е. неоднозначность
исхода. При этом возможны как благоприятные,
так и неблагоприятные исходы. Возможность
неблагоприятных исходов обычно
оценивается риском. Поэтому риски можно
рассматривать как следствие
неопределенности.

Неопределенность
внешней среды включает в себя объективные
экономические, социальные и политические
условия, при которых осуществляется
предпринимательская деятельность и к
которым она вынуждена приспосабливаться.
Значительное влияние на предпринимательскую
деятельность оказывает неопределенность
экономической конъюнктуры, деньги,
факторы производства, контрагенты и
лица, поведение которых нельзя предсказать.

Таким образом, под
риском обычно понимают возможность
наступления некоторого неблагоприятного
события, влекущего за собой различного
рода потери.

Риск — это
деятельность, связанная с преодолением
неопределенности в ситуации неизбежного
выбора, в процессе которой имеется
возможность количественно и качественно
оценить вероятность достижения
предполагаемого результата, неудачи и
отклонения от цели.

В предпринимательской
деятельности под «риском» понимают
вероятность (угрозу) потери предприятием
части своих ресурсов, недополучения
доходов или появления дополнительных
расходов в результате его производственной
и финансовой деятельности.

  1. Основные
    функции предпринимательских рисков.

в
Риск
(лат.
«risicare»
— решиться) – свобода выбора
субъектом решения
(П.
Бернстайн) о предстоящей деятельности
объекта в условиях измеренной
неопределенности

наступления в будущем благоприятного
или неблагоприятного события.

Функции
рисков:


регулятивная (конструктивная/деструктивная)


защитная (институциональная/естественная)


инновационно-эволюционная (интегрирующая).

Регулирующая
функция рисков имеет два аспекта —
негативный и позитивный.

Негативный
аспект

состоит в том, что принятие и реализация
решений с необоснованным риском ведут
к волюнтаризму, крайним проявлением
которого является авантюризм. Эта
разновидность риска объективно содержит
значительную вероятность невозможности
достижения цели при реализации решения.
Действие негативного аспекта регулирующей
функции риска выступает в качестве
дестабилизирующего фактора в хозяйственной
практике.

Позитивный
аспект

данной функции риска выполняет роль
своеобразного катализатора при принятии
экономических решений. Практически
этот аспект проявляется в деятельности
инновационных банков, инвестиционных
фондов, особенно венчурных (рисковых)
фирм классического западного типа.

Защитная
функция риска имеет два аспекта:

историко-генетический
и

социально-правовой.

Историко-генетический
аспект объективно связан с тем, что для
страхования рисков отдельные индивидуумы
и хозяйственные организации вынуждены
создавать средства защиты от негативных
явлений, стихийных бедствий и т.д. в
форме страховых (резервных) фондов,
фондов риска, финансовых резервов
предприятий.

Основное
содержание социально-правового
аспекта

защитной функции риска состоит в
необходимости обеспечения права на
хозяйственный риск и закрепления его
в законодательном порядке как категории
правомерности экономического риска.

Такая
категория права предусмотрена в
хозяйственном законодательстве
большинства зарубежных стран и
регламентирует экономические гарантии,
исключающие в случае неуспеха наказание
работника, пошедшего на обоснованный
риск.

ИНОВАЦИОННАЯ
ФУНКЦИЯ

Функция
реализуется для обеспечения условий
развития:

Развитие
невозможно без
риска

Развитие
невозможно без
инвестиций

Развитие
невозможно без
инноваций

Развитие
невозможно без
предпринимателя – ЛПР

Развитие
невозможно без
принятия решений

Развитие
невозможно без
учета изменчивости и целей развития
внешней среды*

*
Очень трудно знать цели развития системы
в целом

Дуальность
проявления рисков:


вероятность успеха/ неудачи результата;


внутренний/внешний;


глобальный/локальный;


постоянный/переменный;


регулярный/спорадический;


оправданный/критический;


измеряемый/ измеряющий и др.

  1. Понятие
    «рискология», методология рискологии.

Рискология
– исследовательский аппарат теории
рисков:

  • обосновывает
    методологию анализа рисков,

  • формулирует
    аксиоматику и постулаты теории;

  • разрабатывает
    исходные принципы анализа.

Методология
рискологии

«Рискология»
— научная методология анализа и выработки
комплекса мероприятий по выявлению,
оценке, профилактике и минимизации
предпринимательских рисков.

Назначение
«рискологии» — снабдить субъект методами
и приемами сбора достоверных сведений
о возможных негативных аспектах развития
компании, их анализе, оценке и методах
их снижения.

  1. Аксиоматический
    аппарат изучения риска( аксиома
    всеохватности).

аксиома
всеохватности

утверждает:
нет видов деятельности без рисков
(например, природные катаклизмы не
порождают рисков при отсутствии
деятельности субъекта).

Это
положение в свою очередь связывается
с наличием субъекта анализа – исследователя
рисков.

Но
там, где есть субъект, имеет место
неопределенность, а неопределенность
влечет риск с его непредсказуемыми
последствиями: случайностью, бифуркациями,
переходными периодами и, в конечном
счете, даже кризисами, катаклизмами и
катастрофами

  1. Аксиоматический
    аппарат изучения риска (аксиома
    измеримости).

аксиома
измеримости

утверждает:
детерминированность условий (факторов),
угроз и проявлений рисков и требует от
исследователя рисков заниматься их
категоризацией.

Категоризация
полей рисков в свою очередь ставит
задачу квантификации
числовых мер.

Следует
отметить, что каждая интеллектуальная
система, осуществляющая набор видов
деятельности, оценивает величину рисков,
исходя
из своих внутренних критериев, а также
установок, диктуемых внешней средой,
устанавливая для себя пороги приемлемости
риска для каждой ситуации и формируя
поведение исходя из принятых оценок

  1. Аксиоматический
    аппарат изучения риска (аксиома
    неповторяемости).

аксиома
неповторяемости:
любое
поле рисков изменяется во времени, не
повторяясь даже для близких ситуаций
и сходных систем независимо от степени
их идентичности.

Аксиома
является философским ядром рискологии
и по-новому трактует многие научные
представления. Согласно ее положениям,
ничто и никогда не повторяется. Причем
уникален именно данный момент, и эта
уникальность запечатлевается во всем
историческом процессе


отражается в управленческом процессе).

Повторение
возможно лишь в абстрактных моделях,
оно есть лишь схема для простоты
представлений, снижения сложности.
Поэтому выводы на основании теоретических
моделей требуют учета ошибки изменчивой
практики и ошибки измерения вероятности
рисков

  1. Постулаты
    рискологии.

Постулат
1

Риск
связан с оценками (ожиданиями) и решениями
субъекта и не существует безотносительно
от этих решений.

Из
этого постулата следует, что оценки
риска субъективны и зависят от социальных
установок.

Сам
по себе внешний мир не знает никакого
риска, ибо ему неведомы ни различия, ни
ожидания, ни оценки, ни вероятности

(разве
что собственные результаты наблюдающих
систем в окружающем мире других систем).

Постулат
2

Риск
отражает решения, с помощью которых
соединяется время (сегодняшние и будущие
события).

Этимология
понятия «риска» — это не только
лингвистическое пояснение первоначального
происхождения риска, но и развитие его
осознания.

История
слова «риск» указывает, прежде
всего, на то, что притязание на
рациональность оказываются во все более
сомнительном отношении к времени, что
речь идет о субъективных решениях о
неопределенности будущего

(Будущее
не может быть известно в достаточной
мере, даже то будущее, которое создается
решениями самих людей. Невозможно
построить машину будущего).

Постулат
3

Свободного
от риска поведения объекта и субъекта
не существует.

При
определении понятия «риск», обычно
отталкиваются от базового понятия
«опасность/безопасность». Опасность
означает объективно существующую
возможность негативного исхода
воздействия предпринимателя на
рассматриваемый объект в условиях
неопределенности среды, могущего
принести какой-либо ущерб, вред.

Следовательно,
если риски осознаются предпринимателем,
они имеют субъективную природу и могут
быть измерены и регулируемы.

Постулат
4

Следует
различать риск и его меру.

Часто
понятие риск определяется как мера
возможного результата прибыли или
угрозы потери;

но
проблемы измерения — это проблемы
договорные, во всяком случае, риск
измерения — это не что иное, как то, что
измеряется как риск.

(Незавершенность
методологии анализа рисков. Даже в
основополагающих работах по теории
рисков проблема никогда не раскрывается
в необходимом для практики объеме).

Постулат
5

Уровень
сложности системы оценки рисков не
должен быть ниже уровня сложности
исследуемого объекта

При
анализе
рисков

и общих свойств и динамики развития
внештатных ситуаций

  •  необходимо
    принять в качестве исходной позиции
    такой
    же или более высокий уровень сложности
    процессов функционирования

    экономических систем, чем это принято
    в традиционном анализе сложных систем,
    теории управления сложными системами,
    теории принятия решений и др.

  • разработать
    формальный
    аппарат не менее высокого уровня
    описания

    (включая в систему внешнюю среду)
    процессов для выполнения на основании
    единых принципов и подходов анализа
    функционирования сложной системы и
    анализа факторов риска в условиях
    увеличения количества экстремальных
    ситуаций природного, экологического
    и техногенного характера.

  1. Методы
    верификации информации.

Методы
верификации

информации:

-сопоставительный
анализ,


метод  поиска противоречий.

Сопоставительный
анализ

(кросс-анализ, перекрёстная проверка):
— получить ответ на один и тот же вопрос
из разных источников; — сопоставить все
данные с первоосновой — основным
источником информации.

Метод
поиска противоречий

— информационные неувязки (даже мелкие)
могут быть очень  опасны и требуют
тщательного рассмотрения.

  1. Классификация
    факторов происхождения рисков
    хозяйствующего субъекта.

По
происхождению во внешней макросреде:


природные (экологические);


технические;


политические;


экономические;


демографические;


культурно-этнические и др.

По
происхождению во внешней микросреде:


поставщиков;


посредников;


потребителей;


конкурентов;


контактной аудитории и др.

По
происхождению во внутренней среде:


производственный;


операционный;


коммерческий;


финансово-кредитный;


информационно-управленческий и др.

  1. Классификация
    рисков по процессным факторам.

Деловые
риски:
риски,
связанные с возможностью ухудшения
общего финансового состояния компании,
снижением стоимости ее капитала
(акций, облигаций);

Организационные
риски,

вызванные
ошибками менеджмента компании (в том
числе и при принятии решений),
ее сотрудников; проблемами системы
внутреннего контроля, и пр., то есть
риски, связанные с внутренней
организацией работы компании;

Рыночные
риски
 
это риски, связанные с нестабильностью
экономической конъюнктуры: риск
финансовых потерь из-за изменения цены
товара, трансляционный валютный риск,
риск потери ликвидности и пр.;

Кредитные
риски
 
риск того, что контрагент не выполнит
свои обязательства в срок;

Юридические
риски
 —
это
риски потерь, связанных с тем, что
законодательство или не было учтено
вообще, или изменилось в период
сделки; риск несоответствия законодательств
разных стран; риск некорректно составленной
документации, в результате чего
контрагент в состоянии не выполнять
условия договора и пр.;

Технико-производственные
риски
 
риск нанесения ущерба окружающей среде
(экологический риск); риск нарушения
функционирования объекта вследствие
ошибок при проектировании и монтаже,
несоблюдение производственных технологий
и процессов, ряд строительных рисков
и пр.;

Данная
классификация, позволяя унифицировать
оценку риска, полно охватывает множество
рисков, что позволяет подойти к проблеме
факторов
образования рисков (ФОР).

a)
Поведенческие
риски
.
Исследователи утверждают, что
психологические феномены играют
значительную роль во всех основных
аспектах финансовой политики:

  • в
    ценообразовании на финансовые активы,

  • в
    корпоративных финансах, в деривативах.

Условно
можно выделить четыре фактора, которые
являются основными строительными
блоками поведенческих финансов:

  • эвристические
    ошибки
    (heuristic-driven biases),

  • эффекты,
    связанные с зависимостью от формы
    (frame dependence),

  • проспектная
    теория (prospect theory),

  • теория
    неэффективных финансовых рынков.

b)
Эвристические
ошибки
.
Вырабатываются алгоритмы, или ментальные
модули, в психологии называемые
эвристиками, которые дают возможность
быстро реагировать на определенные
стимулы. Подобные эвристики являются
чрезвычайно эффективными при решении
определенного круга

проблем.
Но когда эвристики начинают использоваться
за пределами своего домена, они приводят
к появлению систематических ошибок.

Выделяют
следующие группы причин образования
ошибок (ФОР):

  1. Смещение
    области (biases), т.е. ошибки могут
    систематически накапливаться в
    финансовой системе неправильного
    использования информации.

  2. Доступность
    (Availability). При принятии решений люди
    полагаются на хранящуюся в памяти
    информацию.

  3. Репрезентативность
    (Representativeness). Под репрезентативностью
    понимается суждение, основанное на
    стереотипах (Kahneman and Tversky, 1972).

  4. «Ошибка
    игрока»
    и
    «закон
    малых
    чисел»
    (Gambler’s fallacy and the “law of small numbers”). При
    подбрасывании монеты пять раз подряд
    выпадала решка. Какова вероятность
    того, что на шестой раз выпадет орел?
    Если монета является идеальной, то
    вероятность равняется ½. Однако
    большинство людей предполагает, что
    решка и орел должны выпадать примерно
    одинаковое количество раз, и, если уже
    пять раз выпадала решка, то на шестой
    раз, скорее всего, выпадет орел. Это и
    есть «ошибка игрока», которая возникает
    из-за неправильного применения закона
    больших чисел.

  5. Прикрепление,
    привязка (Anchoring). При формировании оценок
    люди часто начинают с первоначального,
    вероятно, случайного значения и затем
    постепенно его модифицируют. Как
    показывают эксперименты, модификация
    часто бывает незначительной. Другими
    словами, конечная оценка сильно привязана
    к первоначальному значению.

  6. Ошибка
    подтверждения (confirmation bias).

  7. Консерватизм
    (conservatism).

  8. Зависимость
    от формы (эффект обрамления)

Форма,
в которой проблема возникает перед
человеком, имеет значение для принятия
финансовых решений. (Традиционная теория
финансов предполагает, что форма является
прозрачной и не оказывает влияния на
поведение людей.).

Форма,
используемая для описания процесса
принятия решения, называется обрамлением,
поэтому зависимость от формы называют
эффектом обрамления.

Классическим
примером «независимости от формы»
является подход к корпоративным финансам
Миллера-Модильяни.

В
реальности форма часто является
непрозрачной, и решения во многом зависят
от того, какая форма используется.

Рассмотрим основные примеры иррационального поведения людей, вызванного эвристиками.

Примеры иррационального поведения: эвристические ошибки

В реальной жизни у людей ограничены время и когнитивные ресурсы, и они не могут оптимально анализировать все имеющиеся данные. Вырабатываются алгоритмы, или ментальные модули, в психологии называемые эвристиками, которые дают возможность быстро реагировать на определенные стимулы. Подобные эвристики являются чрезвычайно эффективными при решении определенного круга проблем. Но когда эвристики начинают использоваться за пределами своего домена, они приводят к появлению систематических ошибок (biases) и иррационального поведения. Многочисленные психологические исследования доказали существование значительного количества эвристик и описали многие виды систематических ошибок, вызванных их применением. Рассмотрим некоторые из них.

Доступность

При принятии решений люди полагаются на хранящуюся в памяти информацию. Можно привести следующий пример. На вопрос, что, на ваш взгляд, является более частой причиной смерти — инсульт или убийство, большинство респондентов выбирают убийство, хотя статистически от инсультов умирают в 11 раз чаще. Большинство людей при ответе полагается на свою память, a информация об убийствах является гораздо более доступной.

Репрезентативность

Под репрезентативностью понимается суждение, основанное на стереотипах. Приведем следующий пример. Как известно, в США зачисление в колледж основывается на среднем балле в школе (grade point average — GPA). В начале 1990-х гг. в одном из университетов США средний школьный балл поступивших студентов был 3,44, а средний балл в колледже — 3,08. Данная информация предоставлялась испытуемым, а затем их просили предсказать успеваемость в колледже трех студентов, основываясь на их среднем балле.

Большинство людей основывали свой прогноз на стереотипе и абсолютно не учитывали так называемую «регрессию к среднему». Например, плохой школьник мог иметь низкий средний бал в результате неудачного стечения обстоятельств в период обучения в школе, а в колледже его успеваемость могла повыситься более значительно, чем у хороших школьников. Часто люди исходят из небольшой выборки, предполагая, что она является репрезентативной по отношению к общей картине. При этом не учитывается, что выборка сама может являться выражением случайности, а не закономерности. Подобная эвристика полезна во многих жизненных ситуациях, но она может также приводить к принятию неправильных решений.

Например, на финансовых рынках инвесторы могут экстраполировать кратковременный рост прибылей компании слишком далеко в будущее и в результате переоценивать стоимость «гламурных» компаний. Это уменьшит будущую доходность акций быстрорастущих компаний, когда темпы роста снизятся и цена акций упадет. Аналитики обнаружили, что акции, которые в течение одного трехлетнего периода были наименее прибыльными, характеризовались наибольшей доходностью в последующие три года. И наоборот, акции, наиболее прибыльные в первый трехлетний период, в последующем отличались наименьшей доходностью.

«Ошибка игрока» и «закон малых чисел»

При подбрасывании монеты пять раз подряд выпадала решка. Какова вероятность того, что на шестой раз выпадет орел? Если монета является идеальной, то вероятность равняется 1/2. Однако большинство людей предполагает, что решка и орел должны выпадать примерно одинаковое количество раз, и, если уже пять раз выпадала решка, то на шестой раз, скорее всего, выпадет орел. Это и есть «ошибка игрока», которая возникает из-за неправильного применения закона больших чисел. Дело в том, что этот закон и использование средних значений не применимы в малых выборках. Психологи называют подобный феномен законом малых чисел.

Якорение, привязка

При формировании оценок люди часто начинают с первоначального, вероятно, случайного значения и затем постепенно его модифицируют. Как показывают эксперименты, модификация часто бывает незначительной. Другими словами, конечная оценка сильно привязана к первоначальному значению. Якорение, пожалуй, является самым ярким примером иррационального поведения людей.

Ошибка подтверждения

Предположим, что перед вами на столе разложили четыре карты. У каждой карты на одной стороне изображена буква, а на другой стороне — цифра. Карты разложены таким образом, что вы видите а, б, 2, 3. Необходимо проверить правильность следующей гипотезы: все карты, у которых на одной стороне изображена гласная, на другой — обязательно четное число. Надо выбрать только те карты, которые могли бы подтвердить гипотезу. Большинство людей переворачивают карту, на которой нарисовано а. Некоторые испытуемые выбирают карту, на которой нарисована цифра 2. Однако правильный способ проверить гипотезу — перевернуть только карты, на которых изображены а и 3. Почему? Потому что единственный способ проверить правильность гипотезы — это перевернуть карты, которые могли бы ее опровергнуть (фальсифицировать). Если мы перевернем карту с а и на обратной стороне окажется четное число, то это подтверждает гипотезу, но будет нечетное число, гипотеза будет отвергнута. Предположим, что мы перевернем карту с б. Данная карта не дает абсолютно никакой информации для проверки валидности гипотезы, так как эта буква не относится к гласным. Рассмотрим карту, на которой изображена 2. Если на обратной стороне окажется гласная, то это будет соответствовать гипотезе, но если согласная, это будет безотносительно к ней. Таким образом, карта с 2 не обладает потенциалом для фальсификации гипотезы. Наконец, карта, на которой изображена 3. Если на обратной стороне окажется гласная, то это опровергнет гипотезу, а если согласная, то это будет безотносительно к ней. Таким образом, только две карты с а и 3 обладают потенциалом для фальсификации гипотезы. Тем не менее, большинство людей выбирают для проверки гипотезы карты с а и 2 или только а. Люди выбирают а и 2, потому что используют ментальную модель, или эвристику, по которой они ищут свидетельства, подтверждающие гипотезу. Согласно исследованиям, психика человека подвержена так называемой «ошибке подтверждения», т. е. склонности придавать большее значение свидетельствам, подтверждающим их взгляды (гипотезы), и обращают недостаточное внимание на противоположные факты.

Иррациональное поведение и консерватизм

Представьте, что имеются два ящика. В первом ящике 3 черных и 7 красных шаров. Во втором ящике, наоборот, 7 черных и 3 красных шара. Допустим, что мы наугад вытаскиваем из одного ящика 12 шаров с возвращением. Из них оказывается 8 красных шаров и 4 черных шара. В свете новых данных оцените вероятность того, что шары были вытащены из первого ящика. Для решения этой задачи имеется точная формула, но в данном случае попробуйте определить вероятность интуитивно. Эта задача является психологическим экспериментом, впервые проведенным Эдвардсом. Правильный ответ — вероятность того, что шары были вынуты из первого ящика, составляет 0,974 . Однако большинство людей интуитивно оценивают ее около 0,75 . В психологии данное явление получило название консерватизма. Его сущность заключается в том, что при столкновении с неинтуитивной (незнакомой) ситуацией, люди недостаточно реагируют на новую информацию и в значительной мере полагаются на первичную.

По материалам статьи: Лукашов А.В. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ И ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ // УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ №2, 2004

Парадокс эвристики вместо сухости статистики

Термин «эвристика» имеет греческое происхождение и означает «служащий для выяснения или открытия». Но как игнорирование информации помогает что-либо выяснить?

Всё просто, потому что всё сложно. Многие стоящие проблемы вычислительно очень сложны. По крайней мере, для человека и для компьютера на сегодняшний день. А раз многие стоящие проблемы вычислительно очень сложны, инженеры и исследователи искусственного интеллекта часто полагаются на эвристику, чтобы сделать компьютеры умными. Забавно, что в 1970-х годах термин «эвристика» изменил слоган с «делаю компьютеры умными» на «объясняю, почему люди тупые».

Но суть эвристики совсем не в глупости людской, скорее наоборот. По Саймону, люди полагаются на эвристику не только потому, что их когнитивные ограничения не позволяют им оптимизировать вычислительный процесс.

Люди также вооружаются эвристикой из-за условий задач, с которыми сталкиваются. Например, у шахмат всегда есть самое оптимальное решение, но ни один компьютер или разум, будь то Deep Blue или Каспаров, не может найти эту оптимальную последовательность ходов, потому что эту последовательность трудно обнаружить и проверить с помощью вычислений.

Эта задача не поддается вычислениям. Но задачки с подобными условиями ставятся перед нами каждый день.

Ах, если бы информация всегда была бесплатной, а люди обладали бы вечным временем… В таком случае, конечно же, больше информации и вычислений всегда было бы лучшим выбором. И можно было бы спокойно, не торопясь изучать всю многолетнюю и многомиллионную статистику, чтобы сделать вывод о том, например, что лучше всего приготовить сегодня на обед… Но пролетит много обедов, пока мы будем считать. Да, все мы прекрасно знаем, что реальность пугающе далека от воздушных замков бесконечностей и халяв.

Значит, нам нужно как-то пробивать кратчайший путь к оптимальному решению, в чем нам и помогает эвристика. Причем это не просто «костыли» в безнадежной ситуации. Эвристика действительно может привести к более точным выводам, чем стратегии, использующие огромные объемы информации и сложнейшие вычисления. Соотношение «точность — вычислительные затраты» работает далеко не всегда.

Зачем человеку тратить время и усилия на излишние вычисления, когда они зачастую оказываются избыточными и даже отвлекают от самой деятельности?

Задача людей и других животных — предсказать свой мир, несмотря на присущую ему неопределенность, и для этого им приходится упрощать. Да, упрощаем не только мы, ленивые люди, но и животные.

Эвристика. По-простому, по-народному

Необязательно иметь семь пядей во лбу и знать значение слова «эвристика», чтобы уметь прикидывать что-то в повседневной жизни: приблизительный размер, время, вес чего-либо.

Самки павлинов тоже «прикидывают», когда выбирают партнера. Конечно, они не делают сложных вычислений, чтобы выяснить, кто обладает наибольшей ожидаемой полезностью для продолжения рода. Они даже не рассматривают все доступные кандидатуры. Вместо этого самка рассматривает трех-четырех особей и выбирает самца с наибольшим количеством точек на перьях.

Многие из этих эволюционных правил удивительно просты и в то же время эффективны.

В биологии не существует проработанной теории эвристики, так что пример с павлином — это просто курьез. Однако теория эвристики существует вне биологии, и мы можем доставать оттуда разные «открывашки» для наших задач.

Открываем коробку с инструментами для принятия решений

Некоторые исследователи (например, Герд Гигеренцер) предполагают, что эвристики состоят из строительных блоков, из которых, как из деталей конструктора, можно моделировать всё новые эвристики.

Эвристический конструктор можно разделить на три вида. То есть мы неизбежно столкнемся с тремя блоками: правила поиска, правила остановки и правила принятия решений.

Логично, что искать и выбирать надо лучшее. Это утверждение можно назвать эвристикой лучшего выбора (take-the-best strategy). Но как расставить приоритеты?

Чтобы сделать вывод о том, какая из альтернатив имеет более высокую ценность, необходимо: перебирать подсказки в порядке их ценности; прекращать поиск, как только подсказка становится критической; выбирать ту альтернативу, которой эта подсказка благоприятствует.

Схема проста как раз, два, три. Искать, остановиться, выбрать. Однако она часто предсказывает точнее, чем нейронные сети и алгоритмы дерева решений. Методы мультирегрессии тоже порой курят в сторонке.

Начнем с правил поиска

Поиск подсказок и признаков логично проводить в порядке их значимости.

Это правило можно проиллюстрировать поведением оленей в период спаривания. Когда самец сталкивается с конкурентом, сначала он оценивает его рев. Если рев достаточно внушительный для того, чтобы испугаться за свою жизнь, — это уже валидный признак, и можно спасать свою шкуру. Если рев такой себе — то олень приближается, чтобы оценить физическую мощь противника. Если олень видит, что противник значительно крупнее и мускулистее, несмотря на слабый рев, то это значимая подсказка, и она означает: пора делать ноги. А вот если соперник не такой уж внушительный, то можно пойти на риск и вступить в поединок.

На самом деле олень, конечно, не думает об абстрактных значимостях подсказок, он просто руководствуется подсказками в порядке их доступности. В лесной среде, где зрение ограничено, первая подсказка — это, конечно же, звук, затем визуальные стимулы и только потом физический контакт.

Искать — это хорошо, но нужно уметь вовремя остановиться

Когда? Эвристика отвечает: останавливайтесь, как только найдены две подсказки, указывающие на один и тот же объект. Уже можно сделать вывод, что этот объект обладает наибольшей значимостью по искомому критерию.

Это правило остановки, называемое правилом подтверждения, хорошо работает в ситуациях, когда принимающий решение мало знает о достоверности подсказок, а затраты на получение новой подсказки довольно низкие.

Например, мы ищем в магазине вкусное яблоко, но не очень в них разбираемся. Мы ищем признаки, которые должны подсказать нам, что яблоко спелое и, следовательно, вкусное. Видим, что одно яблоко ярко-красное, потом замечаем, что оно крупное. Этого может быть достаточно, чтобы остановить поиск и выбрать это яблоко. Мы просто взяли два критерия, не имея понятия о том, какой в этом случае имеет больший вес.

Это правило удивительно устойчиво и нечувствительно к знаниям об упорядоченности подсказок. Есть экспериментальные доказательства того, что значительная часть людей полагается именно на правило остановки, когда проблема является для них новой.

Остановка нужна для дальнейшего принятия решения

Это самая трудная часть. Если упрощать, то зачастую жизненные решения связаны с выводом, что тот или иной объект обладает более высокой ценностью. Более высокая ценность подстегивает нас тратить какой-то из наших ресурсов в поиске какой-либо выгоды.

В реальности, конечно, не всё так просто и приходится изловчаться. Давайте посмотрим на некоторые выработанные трюки.

1/N, или Эвристика равенства: когда альтернатив слишком много

Легко сказать, что нужно выбрать самый ценный вариант. А что делать, когда вариантов очень много и они имеют примерно одинаковую ценность? Или когда ценность вообще трудно определить?

Можно избежать метаний, распределив ресурсы поровну между каждым из альтернативных вариантов. Но если нет совершенно никакой информации об альтернативах, то лучше вовсе воздержаться от действия.

Такую эвристику рационально использовать, когда мы находимся в условиях высокой непредсказуемости, изученная выборка очень маленькая, а альтернатив очень много (число N устрашающе большое).

Эта тактика может быть удачным выбором, когда последствия выбора трудно предвидеть и когда теории предпочтений не работают.

Как известно, поведение рынка часто описывают как шторм. В условиях шторма последствия выбора трудно предвидеть. Тут-то мы и можем попробовать применить 1/N.

Однажды Гарри Марковиц получил Нобелевскую премию по экономике за нахождение оптимального инвестиционного решения — портфеля средней дисперсии (mean-variance portfolio). Но когда дело дошло до собственных пенсионных накоплений, он выбрал простую эвристику вместо своей оптимизационной стратегии. Он распределил свои деньги поровну между каждым из альтернативных вариантов N. Была ли его интуиция верна?

На примере семи инвестиционных задач было проведено исследование, в котором правило 1/N сравнивалось с 14 оптимизирующими моделями, включая портфель средней дисперсии.

Оптимизирующие стратегии используют огромное количество данных о прошлом, а вычисления делаются по временным окнам. Чтобы превзойти эталон 1/N, в среднем нужно вычислять как минимум 3000 месяцев для портфеля с 25 активами и около 6000 месяцев для портфеля с 50 активами.

Вы никуда не опаздываете?

Когда альтернатив немного (допустим, две) — попробуйте эвристику узнавания

Она гласит, что если распознается одна из двух альтернатив, то можно сделать вывод, что узнанная альтернатива имеет более высокую ценность по искомому критерию.

Допустим, вы хотите поставить на победу одного из двух теннисистов. Вы узнаёте имя одного из них — где-то его уже слышали. Ставьте на этого теннисиста, если вы больше чем наполовину уверены, что узнали именно эту альтернативу.

Если вы узнали оба варианта — прибегните к эвристике беглости

Если оба варианта распознаются, но один распознается быстрее, сделайте вывод, что он имеет более высокую ценность по искомому критерию.

То есть если вы узнали сразу двух игроков, то ставьте на того, кого узнали быстрее. Такая тактика может сработать, если вы больше чем наполовину уверены, что узнали именно эту альтернативу быстрее.

Здесь, как и в предыдущем случае, роль играет эффект «меньше — больше». Да, систематическое забывание может и вправду иногда оказаться полезным.

Но что делать, если критериев выбора очень много?

Надо анализировать много равнозначных критериев? Попробуйте эвристику подсчета

Подсчет — это ведение счета чего-либо, например количества слов в документе или очков в игре. Если критерии более-менее равноценны, каждый можно свести к одному условному очку, чтобы не заморачиваться с детальными подсчетами. Это и есть единично-весовая линейная модель: каждой единице присваивается одинаковый вес для упрощения.

То есть чтобы оценить критерии, не оценивайте вес каждого из них, а просто подсчитайте количество положительных сигналов.

Такая тактика позволяет предсказывать одинаково или в некоторых случаях даже точнее, чем с помощью множественной регрессии. Эта эвристика работает, когда ценность критериев варьируется незначительно и критериев не так уж много.

Например, мы выбираем свитер. Первый приятный на ощупь, красиво выглядит, его можно стирать в машинке. Второй свитер приятный на ощупь, красиво выглядит, но его нельзя стирать в машинке. Мы сводим каждый критерий к одинаковому весу и считаем очки: 3:2 в пользу первого свитера.

А теперь давайте сделаем физкультурную паузу и рассмотрим эвристики, которые мы применяем при ориентации в пространстве и в спорте.

Главным нашим помощником становится наш взгляд.

Эвристика взгляда

Когда мы двигаемся, мы решаем кучу задач по физике. И что мы знаем наверняка, так это то, что большинство спортсменов не решают дифференциальные уравнения, когда предсказывают траекторию мяча. На подсознательном уровне происходит нечто функционально эквивалентное математическим вычислениям, когда мы смотрим на мяч.

Эвристика взгляда состоит из трех строительных блоков. Она работает только тогда, когда мяч уже находится высоко в воздухе, но не работает, если мяч находится в начале своей траектории. То есть когда процесс уже окончательно запущен. Порядок действий такой:

1) зафиксировать взгляд на мяче;
2) начать бег;
3) отрегулировать скорость бега в зависимости от задачи:

— либо так, чтобы угол взгляда оставался постоянным;
— либо так, чтобы мяч поднимался с постоянной скоростью.

Игрок, который полагается на эвристику взгляда, может игнорировать все причинные переменные, необходимые для расчета траектории мяча: начальное расстояние, скорость, угол, сопротивление воздуха, скорость и направление ветра, вращение и т. д.

Обращая внимание только на одну переменную, игрок всё равно окажется там, где упадет мяч, не вычисляя точного места.

Ту же эвристику используют животные для ловли добычи. Летучие мыши, птицы и стрекозы поддерживают постоянный оптический угол между собой и добычей. Это же делают собаки при ловле фрисби.

Как выбрать подходящую эвристику?

Можно реагировать на новые задачи и меняющиеся условия окружающей среды с помощью адаптирования составных частей эвристики.

Понимание этого в основном бессознательного процесса далеко от полного. Память ограничивает набор эвристик и тем самым создает специфические когнитивные ниши для разных решений.

Поскольку эвристик много, вопрос заключается не в том, всегда ли нужно полагаться на ту или иную эвристику. Вопрос в том, используем ли мы ту или иную эвристику адаптивным образом. Благоприятные ли условия для ее применения? Или можно подыскать что-то получше?

Чтобы принять решение, нужно принять решение.

Эвристика эвристики

Эвристики тоже нужно тестировать, чтобы добиться адаптированного результата.

Не упускайте из виду тот факт, что благотворная степень упрощения повышает точность умозаключения.

Конечно, любая эвристика — это пари, своего рода ставка. У нее много общего с игрой в орла или решку. Именно поэтому эвристика не является по сути хорошей или плохой, точной или неточной, как люди иногда уверенно заявляют. Точность той или иной эвристической модели всегда зависит от структуры окружающей среды.

Поэтому главный вопрос, который стоит задать при выборе эвристики: в каких условиях та или иная модель будет успешной, а в каких — провальной? Понять, в чем преуспевает та или иная эвристика, часто легче, если сначала спросить себя, почему она может быть провальной.

Чтобы принять правильное решение, нужно не забывать о нашем внутреннем компасе, который может нам помочь, даже когда мы что-то забыли.

Эвристика - методы и примеры

Практически каждый из нас слышал или непосредственно сам употреблял фразу «методом проб и ошибок», не задумываясь, что под этим тривиальным выражением, плотно вошедшим в обиход, подразумевается научный эвристический метод. Психологи (например, Д. Халперн) уверены, что благодаря эвристическому познанию люди научились эффективно разбираться с проблемами и быстро принимать решения. Это не значит, что человек учится избегать ошибочных решений. Напротив, эвристический метод как раз и призван помочь в выборе стратегии действий в ситуации, когда исходных данных недостаточно для выработки единого правильного ответа, что в свою очередь не гарантирует абсолютной правильности. Особенность эвристической деятельности в том, что она характерна только для человека, что отличает его от искусственного интеллекта. Следовательно, многие гениальные и творческие решения – это, по сути, сумасбродные идеи, своеобразные «сбои», которые и приводят к оригинальности.

Эвристика: история и современность

Эвристика (от древнегреческого ευρίσκω – «отыскиваю», «открываю») – совокупность логических приемов, методов и правил, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Эвристика – это момент открытия нового, а также методы, которые используются в процессе этого открытия. Эвристикой еще называют науку, которая имеет дело с изучением творческой деятельности. В педагогике под этой категорией подразумевается метод обучения.

Как наука, изучающая творческое, неосознанное мышление человека, эвристика еще полностью не сформировалась. Ее предмет, методы тесно связаны с психологией, философией, физиологией высшей нервной деятельности и другими. Мы не будем сосредотачиваться на применении этого термина в конкретных отраслях науки, а предпримем попытку выяснить какие суждения, явления, смыслы исторически пребывали в центре понятия «эвристика».

По легенде, Архимед, принимая ванную, открыл один из главных законов гидростатики – закон вытеснения (названный позже в его честь). Следуя общепринятому мнению, после своего открытия он выкрикнул: «Эврика», что стало причиной привязки этого слова к открытию. Не будем судить о правдивости этой истории, достоверно известно другое. Именно в Древней Греции зародилась система обучения, называемая эвристикой. Ее автором был Сократ, а сводилась она к сократическим беседам (диалогу, в педагогике – сократический метод) – разговор учителя с учеником, в результате которого путем постановки наводящих вопросов, обучающийся самостоятельно приходит к нужному результату, находит решение задачи, что позволяет также развивать критическое мышление. В то же время, понятие «эвристика» употреблялось и в трактатах древнегреческих математиков (в особенности, Паппа Александрийского, которому многие приписывают первое упоминание этого термина), исходя из чего, можно судить о довольно широкой основе предмета этой отрасли.

В средние века значительный вклад в развитие эвристики внес Раймонд Луллий, который известен благодаря своей идее создания машины для решения самых разных задач на основе всеобщей классификации понятий.

Примерно до середины XIX века представления об эвристике как методе творчества и познания в целом сводились к уже упомянутому методу проб и ошибок. В Википедии приводится любопытная статистика: Томас Эдисон, работая над устройством щелочного аккумулятора, провел около 50 тыс. экспериментов!

Выделение эвристики из системы логического знания началось в 1850-1860-х гг. До этого попытки выделить эвристику в отдельную науку предпринимались Эвклидом, Р. Декартом, Г. Лейбницем. Но лишь в обозначенный период в науке начал формироваться подход к эвристике как своеобразному междисциплинарному методу со своими правилами, уверены канадские ученые М. Романисия и Ф. Пелатье, разрабатывающие данную проблематику.

Дальнейшее развитие эвристики связано с развитием в области других наук, в первую очередь психологии творчества и физиологии мозга. Современная психология и эвристика тесно связаны: они сосредотачиваются на задаче определения механизма принятия человеком решения в условиях недостаточности информации. Несовершенство эвристических методов приводит к ошибкам познания, которые в психологии принято называть когнитивными искажениями.

В ХХ веке основные успехи в развитии эвристики как науки были сопряжены с успехами ученых-психологов. Так, роль эвристики в принятии решений одними из первых изучили израильские психологи А. Тверски и Д. Канеман в 1973 г., но наибольшие достижения области связаны с именем нобелевского лауреата Г. Саймона.  Он ввел понятие ограниченной реальности, которая отображает природу эвристической деятельности человеческого мозга. Суть идеи в том, что на выработку человеком решения влияют такие факторы как ограниченность имеющейся информации, познавательные границы разума и время.

Учение настолько прогрессивно, что в процессе его развития в современной психологии утвердилось такое понятие как «эвристика доступности», которым объясняются модели человеческого поведения. Если опустить научное определение этого термина и сформулировать его простыми словами, то эвристика доступности – это оценка реальности возникновения ситуации или явления на основе легкости приведения примеров для подтверждения. Важную роль в этом процессе играют СМИ. Например, увидев новости о кризисе и утрате рабочих мест, человек может начать думать, что тенденция глобальная и станет больше переживать по этому поводу, плохо спать, хуже справляться со своими обязанностями и в результате будет уволен. Прочитав в газете статью о победителе лотереи, может сложиться превратное мнение о том, что такое случается гораздо чаще, чем все привыкли думать, после чего последует желание потратить больше, чем обычно, денег на лотерейные билеты. Эвристика доступности – двустороннее явление, которое может быть как полезным (в плане быстродействия и реакции на проблему), так и негативным (в силу того, что может возникнуть заблуждение, которое приведет к недостаточной информированности или наоборот – значительной гиперболизации).

Эвристические методы

По сути, сама эвристика является методом, инструментом познания и поиска решения. Научное определение следующее: эвристические методы – логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задач.

методы эвристики

При этом стоит помнить, что  эвристика – молодая наука, поэтому не все понятия и правила в ней четко сформированные. В первую очередь это касается определения эвристического метода. Мы не будем глубоко вдаваться в общенаучную терминологию, а рассмотрим лишь те методы, которые пригодятся многим людям (в первую очередь менеджерам, управленцам, всем, чья деятельность связана с творчеством, принятием решений) в практической сфере.

Мозговой штурм – метод решения задачи путем внедрения процедуры группового креативного мышления. Разработан и описан психологом из США А. Осборном. Он вывел правило, что в любой компании есть люди, которые лучше генерируют идеи, но не склонны к анализу, и наоборот – есть люди, которые лучше детально осмысливают предложенное решение, но не в состоянии выработать его самостоятельно. На этом наблюдении и зиждется метод мозгового штурма – для решения поставленной задачи придумывается огромное количество возможных вариантов, без отбора хороших и плохих. Позже, на основе критического подхода, разработанные решения тщательно анализируются и оцениваются, после чего наиболее оригинальные и жизнеспособные воплощаются жизнь. Схематически работу метода можно описать так: отбор участников – постановка проблемы – штурм (выработка решения) – анализ полученного материала. Казалось бы, что может быть проще, но именно эта простота является и плюсом, и минусом данного метода. Помимо призыва быть оригинальным и выйти за рамки привычного образа мышления, точных методологических указаний в практике мозгового штурма нет.     

Метод синектики родился из исследований практического применения метода мозгового штурма. Его автор, Дж. Гордон, профессор Гарвардского и Калифорнийского университетов, немного по-другому подошел к процессу отбора участников группы для решения проблемы и их работы. Суть метода в том, что члены группы (синекторы) проходят тщательный процесс отбора: 1 этап – оценка знаний, потенциала, опыта, 2 – потенциал творчества (эмоциональный фон, система ценностей), 3 – коммуникативные способности. После того как группа сформирована, она начинает работу также в видоизмененном ключе если сравнивать с предыдущим методом. Применение метода синектики подразумевает высказывание не идей в их завершенном виде, а разработку варианта сообща на основе знаний, эмоциональных ощущений, представлений каждого участника, которые становятся пищей для коллективного мышления. Преимущества данного метода состоят в том, что в таких условиях наиболее часто рождаются самые оригинальные решения. Из негативных сторон – падение продуктивности через небольшой период времени, когда группа входит в зону комфорта, а синекторы привыкают друг к другу.

Метод многомерных матриц (метод «морфологического ящика»). В качестве инструмента для повышения эффективности производства впервые был применен в Германии в 1907 г. неким Бернсом. Но детальный анализ был проведен в 1942 г. американским физиком швейцарского происхождения Ф. Цвикки. Идея метода в том, что новое – это либо другая комбинация известных составляющих старого, либо комбинация известного с пока еще неизвестным. В основе исследования или изобретения – не метод проб и ошибок, а комплексный анализ связей, которые можно просчитать с помощью матричного анализа проблематики. Несомненным преимуществом такого подхода является возможность открытия нового, оригинального решения. Но метод не лишен и недостатков: чем более трудоемкая задача – тем больше вариантов ее решения может быть в матрице, что осложняет поиск оптимального варианта.

Метод инверсии – эвристический метод, предполагающий поиск решения в новых, неожиданных, противоположных направлениях. В основу метода положена диалектика Гегеля, когда любой предмет или явление познаются через применение противоположных процедур творческого мышления: анализа и синтеза, логического и интуитивного, статики и динамики. Использование этого метода требует довольно развитых специальных навыков, базисных знаний и опыта, но при всем этом дает возможность найти самые неожиданные и оригинальные решения для поставленных задач.

8 практических эвристических правил

Эти правила пригодятся каждому, чья работа или увлечения связаны с творчеством. Их автор – Пол Плшек – консультант, тренер, автор с международным опытом. В поле зрения его интересов пребывают вопросы развития лидерских навыков, творчества, внедрения инноваций.

Исследования показывают, что эвристика – это ключ к развитию мышления. Нижеприведенные правила могут быть полезными практически для всех, кто хочет выйти за привычные рамки суждений.


Правило 1. Сделайте привычкой целенаправленно замечать то, что происходит вокруг.

Автоматические процессы восприятия работают так, что многое из происходящего остается незамеченным. Важно научиться воспринимать мир свежим взглядом и без деталей здесь не обойтись. Это утверждение является частью общепринятой теории творческого мышления.


Правило 2. Сосредоточьте свои творческие силы на нескольких областях.

Целенаправленно исследуйте наследие великих творцов (скульпторов, живописцев, изобретателей – что вам интереснее и ближе, но не одну область). Хорошие идеи редко приходят внезапно, нужно усердно работать.


Правило 3. Избегайте слишком узких рамок.

Говоря журналистскими штампами – оставляйте простор для творческого маневра. Широкое определение темы не только даст возможность позже выделить более конкретную цель, но и собрать больше разной информации.


Правило 4. Ассоциации.

Попробуйте найти необычное применение окружающим вещам, придумывайте в теории оригинальные и полезные идеи, переносите их с одной области в другую.


Правило 5. Психическая механика: внимание, нестандартность, движение.

Для того, чтоб быть креативным нужно уметь сосредотачивать внимание на проблеме, избегать стандартных представлений о ее решении, продвигаться в процессе мышления с целью избежать преждевременных выводов.


Правило 6. Изучайте идеи, которые заставляют смеяться.

Смех – физиологическая реакция, вызывающая положительные эмоции. Работа с идеями, которые заставляют улыбаться – одна из самых продуктивных.


Правило 7. Идеи не абсолютны.

Ваши мысли и суждения не являются по сути правильными или неправильными. В творчестве важно проявлять гибкость, быть открытым для нового.


Правило 8. Воплощайте некоторые из своих идей.

Настоящие новаторы не просто генерируют идею, но и практически воплощают ее. Это дает возможность осознать разницу между креативностью и практической инновацией.


Отзывы и комментарии

Если этот материал был для вас полезен, а также, если вы хотите поделиться собственным опытом или представлениями об эвристике, ее методах, их практическому применению, оставьте комментарий в специальном поле ниже.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эвотор эдо код ошибки 400
  • Эвотор продажа табака ошибка
  • Эвотор ошибка фн 235 решение
  • Эвотор ошибка фн 235 как закрыть смену
  • Эвотор ошибка фн 234 при закрытии фн