Фильм ошибки юности где снимали

Это очень непростой фильм во всех смыслах и при всех своих недостатках, о которых скажу позже, он так прочно дёргает какие-то душевные струны, что память возвращает к нему снова и снова. Фильм снят в 1978 году, режиссёр уехал жить в Америку, и картина легла на полку. Почти десять лет спустя она попала к зрителю.

Мне кажется, выйди она тогда, она была бы разгромлена критиками (и по праву!), а теперь, спустя столько лет, она стала ценным свидетельством времени, приобрела историю, гораздо более интересную, чем та, что рассказана на экране. Нет в живых главного актёра, Станислава Жданько, он погиб на квартире своей подруги Валентины Малявиной от удара ножом (или покончил собой) в год создания картины, ему было 24 года, ей — 37. Фотография Валентины  дважды появляется в фильме, как его привет любимой и невозможности счастья с другими. А иначе зачем?

Митя, герой Стаса Жданько, мятущийся, импульсивный, совершающий необдуманные шаги, дополняет «мою галерею» тревожных персонажей, где Зилов из «Отпуска в сентябре» (1979), Макаров из «Полётов во сне и наяву» (1982) и даже Роберт Дюпи из «Пяти лёгких пьес». Митю извиняет лишь возраст, ему от силы 20-21, и ему точно рано подводить итоги и заводить семью, тогда как всем перечисленным товарищам к сорока. Только вот вопрос, хватит ли Мите ещё лет 10-15, чтобы побегать и повидать мир, о чём он постоянно себе твердит?

Самой лучезарной частью «Ошибок молодости» мне показалась первая часть картины. И ошибка номер один Мити. Не надо было уходить из армии, а остаться на сверхсрочную службу.

Его уважали и продвигали, а командир с такой тоской и пониманием смотрит на уезжающего домой Митю, словно видит всю его жизнь наперёд. И, зная, что случится с актёром Жданько в этот же год, он словно прощается с ним навсегда. (По ходу картины Митя часто вспоминает море, Крым, он становится для него неотвязной мечтой о счастье, куда заказана дорога непосвящённым. Только те, кто был с ним рядом те два армейских года. Дальше в истории будет неприятная сцена, где Виктор на риторический вопрос Мити, неужели придётся ехать в Крым одному, говорит: «Почему же одному?», намекая на Полину, и какой за этим ураган последовал!).

Митя вместе с армейским другом Виктором едет по комсомольским путёвкам на север. Нефтянка. Хорошие деньги. Кажется, что Север подходит характеру парня, и он должен охладить его пыл. Первое знакомство с бригадой приходится как раз на день рождения Геннадия, одного из членов бригады – его играет Николай Караченцов.

В картине он играет тридцатилетнего, самому актёру 34. Караченцов уже с успехом сыграл в «Старшем сыне» и «Собаке на сене» — известен и любим всем Советским Союзом.

Жданько только-только набирает актёрский потенциал, но ему прочат славу не меньше Александра Абдулова, ровесника Жданько.

Караченцов и Жданько играют яростных соперников в любви. Митя становится невольным участником драматического выяснения отношений Геннадия со своей возлюбленной Полиной (Марина Неёлова).

Зачем он встрял между ними? Что толкнуло его к Полине? Этот парень совсем без страха – ему плевать, что он, новичок, совсем юнец, вступил на чужую территорию. Можно только представить, каким он станет, когда поднатореет в жизни. Что-то звериное есть в его тоскливых глазах, что-то неутолённое и неутолимое. Все женщины в его жизни – временные сопровождающие его сиюминутный порыв, его внезапное желание – я так хочу. Он вламывается в жизнь Полины и Геннадия, не зная сам, зачем ему Полина.

Странное впечатление производит Полина (Неёлова шестью годами старше Жданько в реальной жизни) – она и манит, и одновременно пугает Митю. Она давно на Севере, заработала хорошие деньги и даже предлагает денег Мите, она независимая, что видно по тому, как она ведёт себя с Геннадием. Может, поверила, что встретила свою истинную любовь, да ещё и мужественного парня, способного отбить её у кого угодно. Сцена, когда Полина спрашивает Митю, сможет ли он дать имя их будущему ребёнку, одна из самых сильных.

Митя отводит глаза, он жалок, он обещает жениться, но дети никак не заложены в его ближайшие планы. Отношения с Полиной я считаю Ошибкой номер два.

Следом идёт Ошибка номер три – бегство с Севера.

Внезапный отъезд Полины заставил Митю бежать с Севера. Куда? Он вспомнил случайное знакомство с девушкой, когда патрулировал пляж в поисках солдат в самоволке.

Девушка Люся из Ленинграда просто оторва. Она сообщила ему свой адрес на случай, если он окажется в северной столице. Митя позвонил в её квартиру, и дверь открыла свекровь. К этому моменту мы уже узнали, что за штучка эта Люся. К сожалению, эта линия обрывается, как и все остальные в этой рыхлой истории. Забыться и запить разочарование Митя отправляется в ресторан, где и знакомится с официанткой Зиной (Наталья Варлей).

Он снимает у неё комнату, устраивается работать грузчиком в мебельный магазин. И даже не верится, как скоропостижно произошла трансформация человека  — из честного парня, готового постоять за армейского товарища, ставшего жертвой дедовщины, он превращается в наглого хапугу, сшибающего деньги у клиентов.

Компания, в которой он работает, вся, как на подбор, а бригадир – отъявленный негодяй, наживающийся на людях в эпоху тотального дефицита. Понятно, что такая смена ориентиров не могла пройти гладко – Митю разрывают на части внутренние противоречия. Зина, хорошая, добрая, подвернулась под руку – живут в одной квартире, спят, едят вместе, почему не жениться?

На свадьбу приехал друг с Севера, у него растёт сын, как напоминание о своём, возможно, где-то ребёнке. И эта ненужная свадьба, и слишком порядочная невеста, которой он, Митя, вовсе не заслуживает и понимает это, и деньги, которые суёт бригадир – всё это такая для него адская смесь, что взрыв обеспечен. Прямо во время свадебного ужина он начинает хватать чемодан и бросать в него вещи. Виктор его останавливает.

Последней сценой режиссёр, вероятно, хотел придать оптимизма происходящему – невеста, горестными огромными глазами смотрит на Митю, а он пытается ей улыбнуться, они стоят рядом, и камера от них удаляется. Если бы даже они бросились друг другу на шею, это бы никак меня не убедило. Для Мити нет этой жизни. Он уже там, ему осталось жить несколько месяцев.

Подвожу печальные итоги и считаю чужие  ошибки юности. Мне фильм интересен исключительно тем, что в нём главную роль играет Станислав Жданько, естественный и органичный. В нём ощущается и драматизм, и комизм одновременно. Он точно актёр с большой палитрой возможностей. В этой картине он проходит три этапа и убедительно создаёт персонажа, меняющегося под обстоятельства жизни, ищущего себя. Ему кажется, что он – хозяин судьбы, но на самом деле он плывёт по течению своего внутреннего разлада, именно эта буря не даёт ему определиться и гонит его постоянно в неизвестность. Он, словно ошпаренный, мечется и бежит от себя.

Мне также было интересно увидеть в картине тех актёров, которые станут моими любимыми на долгие годы – изумительная, талантливейшая, умнейшая Марина Неёлова и Николай Караченцов. «Ошибки юности» даёт срез эпохи, время узнаваемо с первых до последних сцен, музыкальные хиты тех лет, тем более, не обманут – есть даже «По французской стороне» Давида Тухманова))

К явным промахам отношу рыхлость картины – такое ощущение, что её резали и клеили на коленке. Множество моментов вызывает недоумение – никакого объяснения, что произошло с персонажами, они просто канули в лету. О Полине никаких воспоминаний. Некоторые сцены просто внезапно обрываются. Картина словно снята разными режиссёрами в разное время – часть фильма чёрно-белая, часть цветная.

Одна из версий – картина считалась уничтоженной, но потом отыскалась у редактора в домашнем архиве и восстанавливали её кусками. Хорошо, пусть. Принимаю. Но почему так плохо проработаны характеры персонажей? Нелогичные поступки. Например, после дикой драки между Караченцовым и Жданько, они продолжают жить в одном вагончике, как ни в чём не бывало. Чужеродной выглядит история Люси, девушки, с которой познакомился Митя на пляже. Если весь фильм мы смотрим глазами Мити, почему сцена в Ленинградской квартире дана нам изнутри с большим акцентом на Люсе и её взаимоотношениях в семье? И куда девалась гигантская рыбина, что вёз Митя в подарок Люсе? Ну, нельзя же так издеваться над зрителем, ничего не объясняя, просто обрывать сцену.

И всё-таки, в картине больше плюсов, чем минусов и это видно из моей гигантской рецензии, а потому, не пожалейте времени и посмотрите этот фильм.

P.S. Очень интересно почитать воспоминания жителей Ухты, где снимали часть фильма «Ошибки юности», связанной с Севером https://ok.ru/nizhnydomanik/topic/66599604502705

Это очень непростой фильм во всех смыслах и при всех своих недостатках, о которых скажу позже, он так прочно дёргает какие-то душевные струны, что память возвращает к нему снова и снова. Фильм снят в 1978 году, режиссёр уехал жить в Америку, и картина легла на полку. Почти десять лет спустя она попала к зрителю.

Мне кажется, выйди она тогда, она была бы разгромлена критиками (и по праву!), а теперь, спустя столько лет, она стала ценным свидетельством времени, приобрела историю, гораздо более интересную, чем та, что рассказана на экране. Нет в живых главного актёра, Станислава Жданько, он погиб на квартире своей подруги Валентины Малявиной от удара ножом (или покончил собой) в год создания картины, ему было 24 года, ей — 37. Фотография Валентины  дважды появляется в фильме, как его привет любимой и невозможности счастья с другими. А иначе зачем?

Митя, герой Стаса Жданько, мятущийся, импульсивный, совершающий необдуманные шаги, дополняет «мою галерею» тревожных персонажей, где Зилов из «Отпуска в сентябре» (1979), Макаров из «Полётов во сне и наяву» (1982) и даже Роберт Дюпи из «Пяти лёгких пьес». Митю извиняет лишь возраст, ему от силы 20-21, и ему точно рано подводить итоги и заводить семью, тогда как всем перечисленным товарищам к сорока. Только вот вопрос, хватит ли Мите ещё лет 10-15, чтобы побегать и повидать мир, о чём он постоянно себе твердит?

Самой лучезарной частью «Ошибок молодости» мне показалась первая часть картины. И ошибка номер один Мити. Не надо было уходить из армии, а остаться на сверхсрочную службу.

Его уважали и продвигали, а командир с такой тоской и пониманием смотрит на уезжающего домой Митю, словно видит всю его жизнь наперёд. И, зная, что случится с актёром Жданько в этот же год, он словно прощается с ним навсегда. (По ходу картины Митя часто вспоминает море, Крым, он становится для него неотвязной мечтой о счастье, куда заказана дорога непосвящённым. Только те, кто был с ним рядом те два армейских года. Дальше в истории будет неприятная сцена, где Виктор на риторический вопрос Мити, неужели придётся ехать в Крым одному, говорит: «Почему же одному?», намекая на Полину, и какой за этим ураган последовал!).

Митя вместе с армейским другом Виктором едет по комсомольским путёвкам на север. Нефтянка. Хорошие деньги. Кажется, что Север подходит характеру парня, и он должен охладить его пыл. Первое знакомство с бригадой приходится как раз на день рождения Геннадия, одного из членов бригады – его играет Николай Караченцов.

В картине он играет тридцатилетнего, самому актёру 34. Караченцов уже с успехом сыграл в «Старшем сыне» и «Собаке на сене» — известен и любим всем Советским Союзом.

Жданько только-только набирает актёрский потенциал, но ему прочат славу не меньше Александра Абдулова, ровесника Жданько.

Караченцов и Жданько играют яростных соперников в любви. Митя становится невольным участником драматического выяснения отношений Геннадия со своей возлюбленной Полиной (Марина Неёлова).

Зачем он встрял между ними? Что толкнуло его к Полине? Этот парень совсем без страха – ему плевать, что он, новичок, совсем юнец, вступил на чужую территорию. Можно только представить, каким он станет, когда поднатореет в жизни. Что-то звериное есть в его тоскливых глазах, что-то неутолённое и неутолимое. Все женщины в его жизни – временные сопровождающие его сиюминутный порыв, его внезапное желание – я так хочу. Он вламывается в жизнь Полины и Геннадия, не зная сам, зачем ему Полина.

Странное впечатление производит Полина (Неёлова шестью годами старше Жданько в реальной жизни) – она и манит, и одновременно пугает Митю. Она давно на Севере, заработала хорошие деньги и даже предлагает денег Мите, она независимая, что видно по тому, как она ведёт себя с Геннадием. Может, поверила, что встретила свою истинную любовь, да ещё и мужественного парня, способного отбить её у кого угодно. Сцена, когда Полина спрашивает Митю, сможет ли он дать имя их будущему ребёнку, одна из самых сильных.

Митя отводит глаза, он жалок, он обещает жениться, но дети никак не заложены в его ближайшие планы. Отношения с Полиной я считаю Ошибкой номер два.

Следом идёт Ошибка номер три – бегство с Севера.

Внезапный отъезд Полины заставил Митю бежать с Севера. Куда? Он вспомнил случайное знакомство с девушкой, когда патрулировал пляж в поисках солдат в самоволке.

Девушка Люся из Ленинграда просто оторва. Она сообщила ему свой адрес на случай, если он окажется в северной столице. Митя позвонил в её квартиру, и дверь открыла свекровь. К этому моменту мы уже узнали, что за штучка эта Люся. К сожалению, эта линия обрывается, как и все остальные в этой рыхлой истории. Забыться и запить разочарование Митя отправляется в ресторан, где и знакомится с официанткой Зиной (Наталья Варлей).

Он снимает у неё комнату, устраивается работать грузчиком в мебельный магазин. И даже не верится, как скоропостижно произошла трансформация человека  — из честного парня, готового постоять за армейского товарища, ставшего жертвой дедовщины, он превращается в наглого хапугу, сшибающего деньги у клиентов.

Компания, в которой он работает, вся, как на подбор, а бригадир – отъявленный негодяй, наживающийся на людях в эпоху тотального дефицита. Понятно, что такая смена ориентиров не могла пройти гладко – Митю разрывают на части внутренние противоречия. Зина, хорошая, добрая, подвернулась под руку – живут в одной квартире, спят, едят вместе, почему не жениться?

На свадьбу приехал друг с Севера, у него растёт сын, как напоминание о своём, возможно, где-то ребёнке. И эта ненужная свадьба, и слишком порядочная невеста, которой он, Митя, вовсе не заслуживает и понимает это, и деньги, которые суёт бригадир – всё это такая для него адская смесь, что взрыв обеспечен. Прямо во время свадебного ужина он начинает хватать чемодан и бросать в него вещи. Виктор его останавливает.

Последней сценой режиссёр, вероятно, хотел придать оптимизма происходящему – невеста, горестными огромными глазами смотрит на Митю, а он пытается ей улыбнуться, они стоят рядом, и камера от них удаляется. Если бы даже они бросились друг другу на шею, это бы никак меня не убедило. Для Мити нет этой жизни. Он уже там, ему осталось жить несколько месяцев.

Подвожу печальные итоги и считаю чужие  ошибки юности. Мне фильм интересен исключительно тем, что в нём главную роль играет Станислав Жданько, естественный и органичный. В нём ощущается и драматизм, и комизм одновременно. Он точно актёр с большой палитрой возможностей. В этой картине он проходит три этапа и убедительно создаёт персонажа, меняющегося под обстоятельства жизни, ищущего себя. Ему кажется, что он – хозяин судьбы, но на самом деле он плывёт по течению своего внутреннего разлада, именно эта буря не даёт ему определиться и гонит его постоянно в неизвестность. Он, словно ошпаренный, мечется и бежит от себя.

Мне также было интересно увидеть в картине тех актёров, которые станут моими любимыми на долгие годы – изумительная, талантливейшая, умнейшая Марина Неёлова и Николай Караченцов. «Ошибки юности» даёт срез эпохи, время узнаваемо с первых до последних сцен, музыкальные хиты тех лет, тем более, не обманут – есть даже «По французской стороне» Давида Тухманова))

К явным промахам отношу рыхлость картины – такое ощущение, что её резали и клеили на коленке. Множество моментов вызывает недоумение – никакого объяснения, что произошло с персонажами, они просто канули в лету. О Полине никаких воспоминаний. Некоторые сцены просто внезапно обрываются. Картина словно снята разными режиссёрами в разное время – часть фильма чёрно-белая, часть цветная.

Одна из версий – картина считалась уничтоженной, но потом отыскалась у редактора в домашнем архиве и восстанавливали её кусками. Хорошо, пусть. Принимаю. Но почему так плохо проработаны характеры персонажей? Нелогичные поступки. Например, после дикой драки между Караченцовым и Жданько, они продолжают жить в одном вагончике, как ни в чём не бывало. Чужеродной выглядит история Люси, девушки, с которой познакомился Митя на пляже. Если весь фильм мы смотрим глазами Мити, почему сцена в Ленинградской квартире дана нам изнутри с большим акцентом на Люсе и её взаимоотношениях в семье? И куда девалась гигантская рыбина, что вёз Митя в подарок Люсе? Ну, нельзя же так издеваться над зрителем, ничего не объясняя, просто обрывать сцену.

И всё-таки, в картине больше плюсов, чем минусов и это видно из моей гигантской рецензии, а потому, не пожалейте времени и посмотрите этот фильм.

P.S. Очень интересно почитать воспоминания жителей Ухты, где снимали часть фильма «Ошибки юности», связанной с Севером https://ok.ru/nizhnydomanik/topic/66599604502705

Тюрьмы, нефть и любовь: какие российские фильмы снимали в Республике Коми

Кадр из фильма «По прозвищу Зверь»

На протяжении века Республика Коми участвовала в развитии отечественного кинематографа

27 августа отмечается в России как День российского кино. Свой вклад в развитие киноискусства страны удалось внести и Коми краю. О фильмах, снятых в республике, или связанных с ней, рассказывает редакция портала PG11.ru

День российского кино ежегодно отмечается 27 августа как профессиональный праздник кинематографистов. В богатой истории отечественных фильмов нашлось место и Республике Коми. 

Первым северный край в большом кино показал легендарный режиссер Дзига Вертов. В марте 1925 года он получил распоряжение снять пропагандисткую картину для продвижения экспортных возможностей Советского Союза. Фильм «Шестая часть мира» снимался во всех уголках огромной страны, включая и Автономную область Коми. В картине демонстрировались оленеводы, рыбаки на реке Печоре. Так как фильм был немой, то этническую принадлежность обозначали надписью в кадре. Помогали Вертову местные операторы Юдин и Бендерский. Впоследствии они использовали оставшиеся кадры в кино «Охота и оленеводство в области Коми» 1927 года.

«Шестая часть мира»

Последующие десятилетия советский кинематограф не обращал внимания на потенциал местной красоты. Но в 1957 году в Инте прошли съемки фильма «Случай на шахте восемь». В центре сюжета молодой геолог Владимир Батанин, приезжающий на угольный комбинат в Заполярье. Для сценаристов фильма, Валерия Фрида и Юлия Дунского, Интинский Минлаг был местом их заключения по контрреволюционной статье. Съемки же стали для них билетом в Москву.

«Случай на шахте восемь»

Через несколько лет друзья-драматурги Фрид и Дунский написали сценарий к фильму 1964 года «Жили-были старик со старухой». Сюжет фильма рассказывает о пожилой паре, лишившейся в пожаре своего дома в деревне. И тогда старики отправляются в город к своей непутевой дочери. Местом съемок снова была выбрана Инта.

«Жили-были старик со старухой»

Следующие съемки состоялись уже на территории Ухты, где режиссер Константин Воинов в 1960 году снимал «Время летних отпусков». Ухтинцы активно принимали участие в создании фильма, многие могут узнать местные достопримечательности, такие как стадион «Строитель», улицу имени Губкина, Крохаль и старый мост через реку Чуть.

«Время летних отпусков» 

В Печоре снимался фильм Николая Ильинского «Остров Волчий» 1969 года, многие жители города приходили на съемки чтобы увидеть заслуженного артиста СССР Георгия Жженова. Его герой, летчик Павел, доставляет врача Татьяну на остров Волчий, но оба получают тяжелые травмы в аварии. 

«Остров Волчий»

В 1975 году советские кинематографисты вплотную подобрались к столице тогда еще Коми АССР. В Выльгорте снимали военную драму «Дожить до рассвета». По сюжету фильма осенью 1941 года группа диверсантов отправляется за линию фронта для уничтожения вражеской базы с боеприпасами. Солдаты сыктывкарского гарнизона снялись в кино в роли немецких солдат. 

«Дожить до рассвета»

Непосредственно же в Сыктывкаре прошли съемки фильма 1990 года «По прозвищу Зверь». Экранизация романа Виктора Доценко «Срок для Бешеного», картина о ветеране Афганистана, оказавшегося на зоне. Тюремные сцены снимались  в исправительно-трудовой колонии №1 в Верхнем Чове. При побеге герои фильма прыгают с моста через реку Вымь между деревней Вогваздино и селом Усть-Вымь. Также на большом экране показали сыктывкарский железнодорожный вокзал. В 1992 году также в Коми был частично снят второй фильм из цикла о Бешеном: «Тридцатого уничтожить!».

«По прозвищу Зверь»

В 2010 году на Венецианском кинофестивале Россию представлял и трижды стал призером фильм Алексея Федорченко «Овсянки». Это один из последних фильмов, снятых в Республике Коми в наши дни. Часть событий фильма происходит в городе Нея Костромской области. Именно за этот город режиссер выдал село Кослан, в котором проходили съемки.

«Овсянки»

На этом список фильмов, снятых в Коми крае не заканчивается:

  • Фильм «Ошибки юности» 1978 года снимался в поселке Нижний Одес, под Ухтой. Однако после этого режиссер Борис Фрумин покинул страну. Лишь через 10 лет он вернулся и премьера состоялась.
  • В том же 1978 году, в селе Усть-Цильма, был снят детский фильм «Недопесок Наполеон III» по повести Юрия Коваля. Сюжет рассказывает о том, как местные дети встречают ценного песца и помогают вернуться на звероферму.
  • Кинофильм 1979 года «На таежных ветрах» посвящен геологам-нефтеразведичкам. Съемочная площадка успела побывать и в Воркуте и в селе Поляна под Ухтой.
  • В 1990 году режиссер Александр Сокуров снимал в Сыктывкаре «Круг второй». Это первый фильм из его трилогии, посвященной теме родственной близости и смерти. Сокуров обратил внимание на атмосферу разрухи в местечке Човью, где и проходили съемки.
  • В 1991 на территории поселка Вожаель Княжпогостского района был снят фильм «Американский шпион». Режиссером выступил Леонид Попов, в прошлом снявший популярный в СССР фильм «Земля Санникова». По сюжету ленты, в 1945 году советский морской офицер Николай спасает американку Мэри. Однако вспыхнувшая между ними любовь приводит его в лагеря ГУЛАГа. Именно в Коми и снимались тюремные сцены.
  • Криминальная тема в кино вернулась в республику в 2008 году в картине «Профилактика повторных преступлений». Центральной темой истории оказалось сотрудничество племен оленеводов и сотрудников НКВД в 1946 году. Съемки велись в Ижемском районе. Короткометражка стала дипломной работой начинающего режиссера Филиппа Абрютина. 

Кроме этого, в российском кино есть примеры фильмов, не снимавшихся в республике, но сюжетно связанных с Коми краем:

  • Лента «Свадьба с приданым» 1953 года была снята на киностудии «Мосфильм». Однако она имеет прямую связь с республикой, так как поставлена по пьесе Николая Дьяконова, коми режиссера и  драматурга.
  • Действие картины «Пять вечеров» 1978 года Никиты Михалкова не происходит в Коми, однако главный герой Александр Ильин по сюжету возвращается к своей возлюбленной из Воркуты.
  • Фильм «Ожидания» 1966 года также не был снят на территории республики, но события фильма происходят именно здесь. В поселке Ирга живет девушка Тая, которая встречает приехавшего в село геолога Самсонова. Фильм снят по рассказу Александра Рекемчука, с 1947 по 1963 год он жил в Коми АССР.

Последней можно отметить работу «Сердце медведицы» 2001 года, однако к российскому кино она отношения не имеет. Эстонский режиссер Арво Ихо показал всему миру не только красоту местной природы, но и язык и культуру коми. Картина завоевала несколько международных наград и выдвигалась на «Оскар». 

Как оказалось, наша республика смогла оставить свой след в вековой истории отечественного кинематографа. Будем надеяться, что на этом все только начинается.

Знали ли вы об этих фильмах? Расскажите в комментариях

В конце 1970-х «Ленфильм» отснял в поселке Нижний Одес, под Ухтой, первые кадры цветного художественного фильма «Ошибки юности». Оператором-постановщиком картины выступил Алексей Гамбарян, в прошлом оператор ухтинской студии телевидения. Судьба у фильма сложилась трудно, напоминает о картине, подводя итоги Года кино, Национальная библиотека республики.

О забытом фильме «Ошибки юности»

Фото kino-teatr.ru

Снятый в 1978 году, фильм так и не вышел на экран в ближайшие годы, хотя многое в нем было новым и интересным, отмечает ресурс «Кино-театр.ру». Режиссер Борис Фрумин и сценарист Эдуард Тополь покинули страну, трагически погиб актер Станислав Жданько, исполняющий главную роль.

10260.jpg

В фильме также снимались Михаил Васьков, Марина Неёлова, Наталья Варлей, Николай Караченцов и другие актеры.

По мнению критиков, в конце 1970-х годов фильм шокировал бы страну, он впервые рассказывает о проблеме дедовщины в армии.

События 1980-х дали возможность Борису Фрумину вернуться на родину. Он начал с того, что восстановил фильм, посвятив его Станиславу Жданько.

В старинном китайском городе Пинъяо, основанном 2700 лет назад, сохранившем средневековый облик и включенном в список всемирного наследия ЮНЕСКО, прошел международный кинофестиваль «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Весьма странное название для киносмотра, учитывая тот факт, что есть знаменитый одноименный фильм Энга Ли. Тем удивительнее, что придумал фестиваль не он, а другой китайский гений — Цзя Чжанкэ, режиссер знаменитых картин «Прикосновение греха», «Город 24», «Натюрморт», удостоенный «Золотого льва» Венеции в 2006 году. Виданное ли дело, чтобы режиссер называл свое детище в честь коллеги? Но в Китае возможно и не такое.

В Пинъяо прошла ретроспектива советской «новой волны» из 10 фильмов, снятых в 1960–70-е годы ушедшими и ныне здравствующими режиссерами. Это «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова, «Зной» Ларисы Шепитько, «Долгая счастливая жизнь» Геннадия Шпаликова, «Живет такой парень» Василия Шукшина, «Первый учитель» Андрея Кончаловского, «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова, «Тридцать три» Георгия Данелии, «В огне брода нет» Глеба Панфилова, «Застава Ильича» Марлена Хуциева, «Ошибки юности» Бориса Фрумина. Великолепной подборке очень подошло бы название книги Тарковского «Запечатленное время», выставленной на самом видном месте в книжном магазине фестиваля и переведенной на китайский язык. Образы времени, знакомые многим по детству и юности, теперь стали благодаря кинопленке едва ли не единственным материальным свидетельством духа ушедшей эпохи. Пожалуй, ранняя работа Ларисы Шепитько «Зной», снятая в Киргизии, где осваивают целинные земли и пытаются поднять подземные реки и где тракторист возомнил себя богом, менее всего известна у нас широкому зрителю. А в Китае она оказалась еще и очень понятна, поскольку рассказывает о сельскохозяйственном труде, а раскосые глаза киргизских актеров так напоминают китайцам собственные. Смотрели раскрыв рты, как зазнавшийся тракторист вел себя подобно баю, командовал: «Я сказал, ночь — значит, ночь!», как потребовал, чтобы при всех в юрте разделась прекрасная девушка. Степь, охваченная огнем полыхающего бурьяна, девушка под соломенным дождем, идущие по полю грузовики и даже оскал шофера с металлическими зубами — все это изумительной красоты кадры, удивительные для начинающего режиссера.

Марко Мюллер с женой Мэгги и китайскими актерами



Представлял ретроспективу глава Госфильмофонда России Вячеслав Тельнов с арт-директором фестиваля — легендарным Марко Мюллером, на протяжении восьми лет возглавлявшим Венецианский кинофестиваль, и киноведом Аленой Шумаковой, давно живущей в Италии и много сделавшей для продвижения нашего кино в мире. Сын Энга Ли, 28-летний актер Мэйсон Ли, входивший в состав жюри и представлявший китайский хит «Мертвые свиньи», посмотрел дебютный фильм Никиты Михалкова и был так впечатлен, что собирался пересмотреть всю ретроспективу. К сожалению, никто из авторов представленных в ней фильмов в Китай не приехал. Все уже немолоды. Андрей Кончаловский очень хотел лично представить «Первого учителя», но пришлось поездку отложить по непредвиденным личным обстоятельствам. Он прислал видеообращение на английском языке, которое целыми днями крутили прямо на улице, и китайцы на его фоне с удовольствием фотографировались, как и у афиш старых советских фильмов.

Китайский режиссер Цзя Чжанкэ.

Фото: Светлана Хохрякова



Собирался лично представить свой фильм и дать мастер-класс Борис Фрумин. Уроженец Риги, он учился во ВГИКе, работал на «Ленфильме», но давно уже живет в США. Он преподавал до недавних пор в Нью-Йорке, где у него учились многие режиссеры постсоветского поколения. Недавно Борис Фрумин переехал а Майами. Перелет оттуда в Нью-Йорк, а потом в Пекин и Тайюань с последующим полуторачасовым переездом на машине до Пинъяо — не такое простое дело для 70-летнего человека. И он отказался, о чем потом очень сожалел. «Ошибки юности» Фрумин снял в 1978 году. Фильм отправили на полку, и только в 1988 году его показали в Нью-Йорке в Музее современного искусства, а в 1989-м — в «Особом взгляде» Каннского кинофестиваля. Главную роль рядового Гурьянова, отслужившего в армии и вернувшегося в родное село, а потом подавшегося на Север и в Ленинград, сыграл покойный Станислав Жданько. Он успел сняться лишь в четырех картинах и умер от удара в грудь кухонным ножом в 24 года. Произошло это в 1978 году. Так что «Ошибки юности» — последняя его работа. Смерть актера до сих пор окутана загадками. Кто-то считает, что произошло самоубийство, а кто-то обвиняет в случившемся его возлюбленную — актрису Валентину Малявину, которую тогда приговорили к девятилетнему лишению свободы. И на экране Жданько такой импульсивный, непонятно чего ищущий, и такой притягательный. На Севере его Гурьянов увел у хмельного 30-летнего героя Николая Караченцова девушку Полю. Ее сыграла прекрасная и женственная до такой степени, какой мы ее ни до, ни после в кино не видели, Марина Неёлова. Живет ее героиня в магазине, где работает продавцом, спит под портретом Есенина. Как она выбегает в легком платье на мороз, как заказывает в ресторане песню «Смуглянка», как Гурьянов ставит ей горчичники — это непревзойденная чувственность на экране, нежность, какую редкие актеры способны так сыграть. Женщины у Фрумина — само совершенство. Наталья Варлей, которую часто называют актрисой двух ролей — Нины в «Кавказской пленнице» и Панночки в «Вие», нигде не была столь прекрасной, как в «Ошибках юности». Герой Жданько скажет про нее: «Зина очень хороший человек, очень, а я — фраер». Любопытно, что стены Зининой квартиры оклеены газетами, в том числе и «Московским комсомольцем».

Открыл фестиваль киноальманах «Половина неба», в создании которого участвовали пять женщин-режиссеров из Бразилии, России, Китая, ЮАР, Индии, включая нашу Елизавету Стишову, год назад получившую в Пинъяо за полнометражный дебют «Сулейман-гора» приз за лучший фильм. Продюсером альманаха стал сам Цзя Чжанкэ. Во внеконкурсном показе представили новую версию «Айки» Сергея Дворцевого, участвовавшую в Каннском фестивале в несколько ином виде. А представляли в Пинъяо картину сам режиссер и казахская актриса Самал Еслямова, сыгравшая киргизскую мигрантку.

Главную награду, обладателя которой выбирает жюри зрителей из числа всех фильмов и программ фестиваля, получили две картины: «Крадущийся тигр» достался российскому «Человеку, который удивил всех» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. А «Затаившегося дракона» получил украинский режиссер Роман Бондарчук за дебютный «Вулкан». Когда-то Роман учился в киношколе под руководством Рустама Ибрагимбекова в подмосковных Белых Столбах. Его картина рассказывает о далеком украинском местечке, где люди лишены всего — работы, денег, президента, министров, живут как в диком поле, где нет ни Майдана, ни Донбасса.

Программа, которую оценивало профессиональное жюри и вручало награды имени итальянского классика Роберто Росселлини, была разделена на две секции: «Крадущийся тигр» и «Затаившийся дракон». Победила индийская картина «Сони» Айвана Эра про будни женщин-полицейских, названная по имени бесстрашной сотрудницы полицейского подразделения. Айван жил какое-то время в США, там учился, а вернувшись в Индию, похоже, не имеет никаких перспектив на получение денег на кино, радикально отличающееся от продукции Болливуда. Приз жюри вручен сингапурской «Воображаемой земле» Йео Сё Хуа, уже отмеченной жюри фестиваля в Локарно «Золотым леопардом», которое возглавлял Цзя Чжанкэ. Сербский режиссер Огнен Главонич отмечен за лучшую режиссуру за фильм «Дорога» («Груз»), рассказывающий в духе кино 1990-х о перевозке трупов албанцев в годы балканской войны. Говорят, что сербские чиновники препятствовали показу этой страшной картины. Видимо, проще поступать как водитель фуры, близкие которого не подозревают о работе, которую он выполняет.

Жюри конкурса китайских фильмов, куда входила российский киновед и программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева, все призы поделило между двумя картинами с похожими названиями — «Пересечение» Бай Сюэ («Лучший фильм» и «Лучшая женская роль») и «Пересечение границы» Хо Мэна («Лучшая режиссура» и «Лучшая мужская роль»), отметив работу пожилого непрофессионального актера, для которого появление на фестивале было подобно сказке. Мастер-класс «Мой африканский голос» провел выпускник ВГИКа и ученик Марлена Хуциева — франко-мавританский кинорежиссер Абдеррахман Сиссако, снявший знаменитый фильм «Тимбукту», вошедший в число 25 лучших фильмов XXI века по версии «Нью-Йорк таймс».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фильм ошибка ефрейтора кочеткова смотреть
  • Фильм ошибки юности 1978 содержание
  • Фильм цена ошибки содержание серий чем закончится
  • Фильм ошибка диспетчера русский
  • Фильм ошибки юности 1978 год